Что значит личная ответственность. Почему это важно? Куда обращаться, образец заявления

Доброго времени суток, друзья мои!

Тема сегодняшней моей статьи чрезвычайно важна. Я бы сказала о ней так – это та основа, без которой невозможно построение своей счастливой и успешной жизни. В некоторых своих статьях я уже касалась этого вопроса, однако, решила, что столь важной теме надо бы посвятить отдельную статью. Итак, речь у нас сегодня пойдёт о принятии на себя ответственности за всё, что происходит, происходило и будет происходить в нашей собственной жизни.

Что такое личная ответственность?

И для начала давайте-ка определимся, что же такое личная ответственность. Очень часто ответственность путают с виной. Мол, мы сами виноваты в том, что происходит в нашей жизни. Нет, друзья мои, вина и ответственность это совершенно разные вещи и влияние на нашу жизнь они оказывают практически противоположное.

Но вот вдруг случается что-то не то… Любимый ушёл. Ах, это он такой негодяй! Или я выбрала такой исход своими мыслями? Сорвалась выгодная сделка – партнёры мерзавцы и нечестные люди! Или это мои сомнения и страхи привели к этому?

И вот тут мы подходим к основному моменту. Если человек пребывает в позиции жертвы, то он НИЧЕГО не может сделать в любой ситуации, как хорошей, так и плохой. Он способен только «брать то, что дают». Закономерно – ведь он считает, что всё свершается по чужой воле, а он в решении этих вопросов никакого права голоса не имеет.

Человек творец мыслит и действует совершенно по-другому. Во-первых (и это главное!!!), он признаёт свою ответственность (не вину!!! ни в коем случае!!!) за то, что
случилось с ним. «Я сам привлёк это событие в свою жизнь». Можно проанализировать и разобраться, какими именно мыслями и убеждениями было привлечено то или иное событие. Но нам сейчас важен тот вывод, который следует за признанием того, что мы всё привлекаем к себе только сами. И вывод этот таков – если я привлекаю всё в свою жизнь только сам, значит я способен творить всё в своей жизни так, как Я этого хочу! В этом и заключается суть позиции человека творца.

И в случае с неприятностью человек, живущий в позиции творца, приняв на себя ответственность, продолжает дальше «рулить» своей жизнью – он решает: «Это к лучшему!». И знаете что? Именно так и будет! Данная ситуация в его жизни приведёт к улучшениям. Потому что Вселенная всегда безоговорочно выполняет волю человека.

Надеюсь, друзья мои, вам стало более понятно, что означает «взять на себя ответственность».

Принимая на себя ответственность, человек перестаёт кого-либо (и себя в том числе!) осуждать и открывает себе возможность управлять своей жизнью самостоятельно, не завися от воли других людей.

Не стану скрывать – поначалу это достаточно сложно. Постоянно тянет свалить на кого-то другого ответственность за неприятности. Но постепенно приучаешься смотреть даже на неприятности с позитивной точки зрения – «О, это со мной случилось потому что я тогда-то о том-то подумала! Ого, как быстро реализовалось! Значит моя сила притяжения событий растёт! Отлично, теперь быстренько исправляем ситуацию позитивными мыслями, которые тоже скоро реализуются!»

Жизнь с позиции творца ещё и для нашего душевного равновесия полезна – ведь она предполагает основную мысль – «Всё будет так, как я хочу!» А если это так, то незачем нервничать! Все метания «удастся – не удастся?», «получится – не получится?» и т.д. это атрибуты позиции жертвы. Ведь там, по вашему мнению, не вы решаете, что в вашей жизни будет, а кто-то другой.

Я прекрасно понимаю, что очень многие из вас, даже прочитав эту статью, всё равно не смогут сразу согласиться с её основной мыслью. Многие будут даже злиться или раздражаться, читая её (кстати, это работают ваши подсознательные , стараясь таким образом не быть вами разоблачёнными – понаблюдайте за собой – какие утверждения из статьи вызывают в вас наибольшее раздражение, те программы в вас особо сильны и наиболее ярко влияют на вашу жизнь). Но я знаю, что некоторым из вас эта статья поможет и начать (или продолжить) свой путь к тому, чтобы стать Творцом Своей Жизни! Счастливой жизни!

Совсем недавно на одном вебинаре я услышала очень интересную вещь – существует так называемое «энерго-информационное совершеннолетие». И наступает оно не в каком-то определённом возрасте, к возрасту оно вообще отношения не имеет. Оно наступает в тот момент, когда человек осознано признаёт, что за всё в своей жизни ответственен только он сам. И с этого момента, его жизнь уже идёт на совсем другом уровне.

Я желаю вам, друзья мои, стать Творцами, принять на себя ответственность за свою жизнь и начать создавать её такой, какой вы хотите её видеть – прекрасной, изобильной и счастливой!

И, кстати, поздравляю вас, как читателей моего сайта, и себя, как его автора, со своеобразным «юбилеем» – эта статья – сотая! Спасибо вам, что читаете мои статьи и меняете к лучшему свою реальность!

Ваша Екатерина:))

Подпишитесь на самые интересные новости моего сайта и ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ТРИ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ АУДИОКНИГИ по Достижению Успеха и Саморазвитию!

Я есмь Альфа и Омега, начало и конец...

Откровение Иоанна Богослова

Все религии в той или иной форме призваны снять с человека личную ответственность. «На всё воля Божья/Аллаха», покорность конфуцианства и буддистский отказ от желаний – способы воспитать в верующем отказ от принятия личной ответственности за происходящее. Фактически право на личную ответственность оставалось только у духовенства и власти. Но это очень специфический способ ответственности – перед Богом. Тут сильно помогло творчество Августина Блаженного, на тысячу с лишним лет снявшее все вопросы, перед кем и за что надо отвечать (он навёл жёсткую стандартизацию в схеме протокола роутинга от пойнта к корневому узлу сети).

Протестантизм по сути своей был движением не против того, как именно заданы рамки ответственности, а только лишь против посредничества духовенства в ответственности перед Богом. Но и этого хватило, чтобы власти стран Европы почуяли, чем тут пахнет, и начали протестантов вырезать


пачками. Только лишь в девятнадцатом веке появилось понятие «личной ответственности». Совершенно неслучайно именно тогда Шопенгауэр, Ницше и другие философы формулируют своё понимание воли.

Личная ответственность – это второй компонент воли. Без неё уверенность становится самонадеянностью, а вера на сто процентов – пустозвонным прожектёрством. Сколько раз ты встречал людей, которые постоянно рассказывают, как «всё будет в шоколаде», «я начинаю новый проект», «нас ждут великие дела», но вот каждый раз всё в их жизни остаётся примерно на том же месте, где и было год или два назад? Возможно, на какое-то время за такими людьми идут другие, кто-то вкладывает деньги в их слова (на что они и существуют).

Бывает, что эти люди – осознанные мошенники, а бывает, вполне неплохие люди, искренне мучающиеся от неспособности реализовать свои проекты. А сколько раз лично ты уверенно начинал какой-то процесс, а потом бросал? Вспомни, почему именно бросал? Сегодня не могу – много дел на работе, позавчера не срослось – встреча с друзьями, неделю назад была адская непогода. И всё.

Личная ответственность – осознание того, что ты и есть начало и конец каждого своего желания, каждого своего действия и каждого события в твоей жизни. Форс-мажор придумали неудачники для оправдания своих неудач

«непреодолимыми силами». В переводе с французского «форс-мажор» – это

«высшая сила». Именно французские философы (Вольтер, Дидро, Руссо) начали процесс секуляризации, то есть обмирщения сознания. И это слабое мирское сознание просто придумало себе нового бога по имени.

7.1.3. «Форс-Мажор»



Есть два взгляда на будущее. Один – с опаской, другой – с предвкушением.

Облик «Форс-Мажора» – собирательный образ всадников апокалипсиса: стихийные бедствия, война, эпидемии, катастрофы. Держа в голове


возможность форс-мажора, ты заранее придумал себе оправдание. Это оправдание ничем не отличается от вверения ответственности за твой личный успех в руки неких высших сил и полный отказ от своей стопроцентной ответственности за результат.

Синдром хронического перекладывания личной ответственности приводит людей совершенно разного интеллекта и способностей к идеям националистического толка.

Я не против здравого национализма и гордости за свою страну, подкреплённую твоими личными делами. Я не назову свою Родину «эта страна» и не буду призывать «валить отсюда», потому что осознаю и глобальную личную ответственность. То, что я могу сделать – лично отвечать за то, что из тех студентов, кто заключил со мной как с тренером контракт на обучение – я вытрясу душу, но к цели буду вести. Такая же моя личная ответственность за тех студентов, которые читают эту книгу, многие захотят вести здоровый образ жизни, развиваться, действовать, быть счастливыми. И это будет моим личным маленьким вкладом в развитие нашей страны. Вкладом, за который я отвечаю.

Личная ответственность начинается с малых шагов. Отвечать за свои слова. Прибыть вовремя на любую назначенную встречу. Соблюдать договорённости. Ставить своё слово как доминирующую ценность над обстоятельствами. Искать в неудачах свои ошибки. Не сваливать все неудачи на внешние факторы. Вычистить отмазки из головы. Каждое такое действие – это тоже выдавливание из себя по капле раба. Именно поэтому личная ответственность и уверенность так сильно переплетены друг с другом. Без уверенности в себе личная ответственность превращается в исполнительность, годную лишь для отличного слуги. Без ответственности уверенность – брехня и прожектёрство.

Воля – это произведение уверенности в себе, абсолютной веры в результат и личной ответственности. Завалил один из компонентов – результат стремится к нулю. Напоминаю математику – при умножении чисел одно на другое, сколько бы ни было положительных и хороших чисел, но когда среди них затесался нолик – произведение будет равно нулю, хоть ты тресни.


Воля – это инструмент прогиба реальности. Как писал Александр Белов:

«Удача нужна слабым. Сильный сам двигает звёздами». Это движение Вселенной вокруг тебя. А такое движение возможно лишь в унисон с твоим собственным движением. Верный конь, превращающийся в одно целое с всадником, способный лететь по воздуху и плыть по воде – всё это человечеству знакомо ещё с древнегреческих мифов (кентавры, Пегас). Однако мало кто в силах понять метафоры, стоящие за каждым из мифов про великих героев. Куда проще признать миф сказкой, а себя – маленьким человеком.

Но если ты готов двигаться по пути «Я хочу», то тебе предстоит ежедневно тренировать свою волю. И звёзды будут двигаться вместе с тобой.

Ответственность является важным звеном в формировании и развитии всякой личности. Под ответственностью понимают сознательное выполнение требований, которые предъявляются к человеку. Осуществление конкретных задач происходит путем волевого усилия, намеренного сосредоточения на результате той или иной деятельности. Ответственный человек всегда переживает за последствия принимаемых решений и руководствуется в своей деятельности рациональным подходом. Как бы ни складывались внешние условия, человек, принимающий на себя полную ответственность за происходящее, всегда будет действовать во благо ситуации и окружающих людей, не забывая при этом самого себя.

Понятие ответственности

Понятие ответственности каждому из нас знакомо с детских лет. Родители всегда стремятся к тому, чтобы научить своего ребенка правильному поведению в обществе, поэтому стараются с самого раннего возраста привить ему правила достойного поведения. Мы живем в социуме, и хотим того или нет, вынуждены ежедневно с ним контактировать. Другие люди не всегда бывают вежливыми, не всегда понимают нас. Ответственность, которая возлагается при этом на каждого из участников взаимодействия, по – своему индивидуальна и конкретна. Скажем, если ученик в школе не подготовил домашнее задание, он должен понимать, что последствием его поступка может стать плохая оценка. Если взрослый человек совершает необдуманный поступок, противоречащий общественной морали и собственным нравственным ценностям, то будет отвечать и перед людьми, и перед собственной совестью. Понятие ответственности включает в себя следующие компоненты.

Личная ответственность

Подразумевает под собой следование индивидуальным установкам, реализацию планов и стремлений. В данном случае личность сама определяет, за что она будет отвечать, в чем именно заключается ее задача. Личная ответственность может выражаться так же в том, что человек берет на себя определенную роль в социуме и ставит перед собой цель, которую собирается достичь в установленные сроки. В таком случае он несет личную ответственность за выполнение действий по улучшению или развитию конкретной ситуации. Человек дает слово и остается верным ему. В противном случае он может лишиться положительной репутации.

Коллективная ответственность

Подразумевает, что отдельный индивид заранее включен в общественную систему. Он является звеном в огромной цепочке, которая создает движение к выбранной цели. Коллективная ответственность накладывает равные права и обязанности на каждого члена общества. Конкретная личность становится действующим механизмом в такой системе, хотя и может руководить ею в отдельно взятых случаях. Здесь возможно «стирание» границ между индивидуальностью ее участников, поскольку на первый план выходит эффективность приложенных усилий для общественно – полезного дела.

Как формируется ответственность

Каждый человек достаточно рано попадает в коллектив. Нас с детства приучают к тому, что мы не можем жить вне социума. Иногда становится особенно опасно иметь собственное мнение, если оно идет в разрез с принципами общественной морали и установками, каким должен быть человек. Личность, попадая в социум, с самого начала учится жить по его правилам, постепенно узнавая, что хорошо, а что плохо. Соответственно меняется и поведение индивида: он уже не может вести себя столь свободно, как это было раньше, а вынужден подстраиваться под требования коллектива, принимать на себя соответствующую роль. Ответственность в данном случае заключается в том, чтобы адекватно вписаться в общество и не потерять свою индивидуальность.

Проблема ответственности

Проблема ответственности занимает чрезвычайно важную позицию в психологии личности. По значимости она затрагивает глубинные аспекты формирования и развития индивида. Данная проблема включает в себя несколько структурных компонентов.

Почему не все принимают ответственность

Если под ответственностью рассматривать осознанное стремление выполнить свои обязательства перед обществом и самим собой, то получается, что вначале индивиду необходимо воспитать в себе крепкую волю. Только тот человек может не отступить от ответственности, который знает и понимает ее истинную цену. Гораздо проще попытаться избежать наложения всяческих обязательств, чем нести бремя ответственности. Это качество характера приносит индивиду дополнительные беспокойства и обязательства. Однако в то же время ответственность помогает сделаться дисциплинированным человеком, воспитать твердость и правильные качества характера.

Если ребенку еще в какой – то мере простительно не выполнить данное обещание, то с взрослого человека спросится гораздо строже за его проступок, и последствия такой ошибки могут быть более серьезными. Личность, которая не желает принимать на себя ответственность, не может считаться в обществе вполне зрелой и самостоятельной. Такие люди чаще других подвергаются осуждению со стороны, неприятию поступков и действий. В социуме существует негласное правило, что тот, кто ошибается, непременно должен прийти к осознанию своей неправоты.

В чем заключается истинная ответственность личности?

Нередко с ответственностью люди путают слепое следование чужой воле, полное подчинение коллективу и утрату своего мнения. Это абсолютное заблуждение. Ответственный человек никогда не совершит поступок, противоречащий общественным нормам, но он и сам не останется в ущербе. Ответственность предполагает принятие на себя определенных обязательств с последующим сохранением себя, своей сущности в этих обстоятельствах. Существуют такие понятия как свобода выбора, ответственность перед самим собой и другими людьми. Первое включает в себя возможность действовать согласно своим внутренним установкам и убеждениям. Второе понятие базируется на том, чтобы уметь принимать такие решения, которые бы помогали развиваться и совершенствоваться собственной личности. Наконец, третье понятие связано с возможностью принимать решения относительно взаимодействия с окружающими, корректировать свои действия. Истинная ответственность всегда предполагает наличие здравого разума и умение быстро находить выход из сложных ситуаций.

Как ответственность связана со свободой?

Многие философы со времен глубокой древности задавались этим непростым вопросом. Они размышляли над тем, что такое свобода, может ли человек быть свободным до конца или это только глубочайшее заблуждение, видимость?

Ответственность помогает развиться дисциплинированности. Тот, кто нацелен на достижение какого – либо результата, как правило, не отступает перед трудностями, не ищет легких путей. Свобода в данном случае выступает своеобразным мотивирующим звеном, установкой, которая помогает действовать согласно заданному направлению. Человек совершает необходимые шаги по своей воле, и осознает всю важность и значимость этого решения. Даже если в данный момент ему совсем не хочется что – то делать, он возьмет волю в кулак и сосредоточится на выполняемой задаче. Нередки случаи, когда люди с высокой температурой или плохим самочувствием появлялись на работе, потому что у них не было возможности взять больничный. Они осознавали большую степень ответственности перед обществом и стремились быть полезными. Если личность принимает решение развивать свои лучшие качества характера, таланты и способности – это тоже можно назвать свободой и ответственностью. Любая ответственность предполагает наличие осознанного стремления к какой – либо деятельности, формирование мотивации и установки на ее выполнение.

Как развить в себе ответственность

Нет необходимости доказывать, почему столь важна в жизни ответственность. Без ответственности нельзя обойтись никакому специалисту, если он считает свою деятельность хоть сколько – нибудь серьезной и собирается заниматься ею длительное время. Какие же шаги необходимо предпринять, чтобы воспитать в себе огромную силу воли, натренировать желание быть полезным самому себе и обществу в целом? Приведенные ниже рекомендации позволят сформировать ответственность за определенный временной промежуток.

Осознание твердой необходимости

Ничто не стимулирует больше, чем понимание того, что за вас ответственность никто другой не примет. Вы отвечаете за свою жизнь сами и можете, как растратить ее напрасно, так и сделать максимально полезной во всех отношениях. Дела сами не выполнятся, если не прикладывать к этому никаких усилий. Когда приходит четкое понимание, что мы сами ответственны за свои поступки и отчасти за происходящие события, не хочется искать виноватого. Зрелый человек не станет уходить от ответственности. Обычно тот, кто осознал необходимость в чем – либо, уже готов идти до конца к победным свершениям. На данном этапе и происходит формирование индивидуальности, развитие личности и самосовершенствование.

Планирование деятельности

Чем бы вы ни занимались, любая деятельность требует к себе ответственного и дисциплинированного подхода. Нельзя работать спустя рукава, только чтобы отделаться от неприятной обязанности. Всякую деятельность необходимо тщательно планировать. Если объем работы слишком большой, то необходимо разбить ее на более мелкие составляющие. Делать объемный труд по частям гораздо легче, чем целиком. Но для этого нужно грамотно подойти к процессу планирования.

Старайтесь сразу четко обозначить временные рамки, в которых вы собираетесь работать. Если границы слишком короткие, то и трудиться ежедневно вам придется больше. Лучше, чтобы у вас в запасе находилось два – три дополнительно свободных дня. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств (а они могут произойти в самый неожиданный момент) вы будете знать, что все успеваете. А это немаловажно, поверьте, особенно когда дело касается срочной и серьезной работы.

Никогда не откладывайте все на последний день. Поверьте, через три дня или даже неделю у вас не появится настроение, чтобы завершить начатый проект. Плюс ко всему добавится нервное напряжение и вы будете переживать, что не успеваете. Оставить самое трудное на последний день все равно, что поставить себя в неловкое положение, да еще и сделать это намерением. Такие переживания отнимают у человека много сил и энергии, после чего понадобится время для восстановления от психического напряжения. Делайте все заранее, и вам не придется лишний раз нервничать.

Прогнозирование результатов

Ответственность предполагает умение выстраивать в деятельности дальнейшую перспективу. Дисциплинированная личность, так или иначе, предвидит определенные результаты своего труда. Поэтому рассчитать объем деятельности на каждый день не очень сложно. Умение предвидеть конечную цель помогает предотвратить возможные ошибки, которые могут возникнуть, если человек понадеется на благоприятный случай. Прогнозирование результатов поможет собраться в тот момент, когда будет одолевать усталость, высвободит силы, находящиеся в резерве, чтобы пустить их в расход. Принимая ответственность за все, что происходит, личность учится анализировать свою работу и совершенствоваться.

Не отступайте от цели

Иногда бывает так, что какая – то задача вызывает многочисленные трудности. В этом случае необходимо как можно скорее изучить все существующие аспекты, чтобы предотвратить возможную ошибку. Если вы начали деятельность, с которой вас связывают определенные обязательства, никогда не отступайте. В самых трудных ситуациях обращайтесь за помощью, но не уходите от решения проблемы. От того, какой способ поведения вы изберете, зависит ваша дальнейшая деятельность. Чувство победы приносит с собой и уверенность в собственных возможностях.

Таким образом, ответственность тесно связана с самосознанием личности, умением преодолевать трудности, решительностью. Достигая определенных высот в том или ином деле, человек тренирует волю.

Представление о личной ответственности человека за все, что с ним происходит, было характерно для древних эзотерических учений. Оно получило выражение в теории кармы. Согласно этой теории, каждое деяние человека имеет последствия, которые он с неизбежностью переживает. Это относится и к наличной эмпирической жизни, и к перевоплощению. Тот, кто творил зло в прошлых своих инкарнациях, в настоящей жизни переживает большие страдания. Но эти страдания – не наказание, ниспосланное жестокими богами или справедливым небесным судьей, в самом их факте нет ничьей суровой воли. Наличные страдания – лишь форма естественной и неизбежной ответственности, которая настигает каждого, как бы он ни стремился избежать удара судьбы. Молить о милости некого. Можно только изменить собственное поведение, по собственному свободному выбору начать делать благо, и тогда отношения между прошлым и настоящим изменятся, причинная связь трансформируется, и мы получим от мира ответ на свои добрые дела – вместо наказания последует награда – радость и возможность дальнейшего развития. В концепции кармы ответственность носит онтологический характер, она – закон космоса, универсума и следует за любым действием.

Светское понимание морали приписывает человеку полноту ответственности не за всякое действие, хотя в оценках таких "ответственных" ситуаций есть много противоречий и несогласий.

Когда и при каких условиях человек способен отвечать за свои поступки? Первым важнейшим условием ответственности является сама свобода совершаемого действия. Если человек был связан, находился в беспамятстве или был заключен в тюрьму, о свободном выборе говорить не приходится, и мы не можем считать индивида морально ответственным за то, что происходило с ним и вокруг него. У него не было выбора. Он не мог поступать сообразно своей воле.

Однако в то же время вопрос о моральной ответственности человека оборачивается другой гранью, если он вынужденно совершает нечто под угрозой смерти или под воздействием физического насилия. С позиций мягкости и терпимости мы можем сказать, что человек слаб, он не в состоянии выносить жестоких страданий, и его предательство – акт вынужденный, несвободный. Он не может нести за него ответственности в полном смысле слова. Мы чтим героев, но потому они и герои, что в состоянии выносить нечеловеческое, и подобных мерок нельзя применять к обычным людям. Такой подход представляется гуманным, но он как бы полностью оправдывает тех, кто проявляет слабость, в то время как реальное моральное сознание все равно их осуждает. Да и сами такие индивиды, если их жизнь продолжается, часто испытывают глубокое чувство вины, несмотря на то что выбора у них вроде бы и не было.

С ригористических позиций, напротив, проявление "слабости" резко осуждается, потому что оценивается как свободно избранное. Если ты связан, то действительно не можешь действовать, но если тебе грозят или тебя пытают – лучше выбери смерть, чем предательство: этот выбор у человека всегда остается. Но тут тоже возникает вопрос: можем ли мы обязать другого пожертвовать жизнью? Не является ли наше приписывание свободы одному из мучеников – только жестокостью? Ответствен ли человек и должен ли он получить суровую расплату за вынужденное поведение в безвыходной ситуации? На эти вопросы нет окончательных ответов.

Вторым важнейшим условием полноты моральной ответственности человека является преднамеренность его поступков. Мы морально отвечаем прежде всего за то, что хотели сделать, что сознательно выбрали, к чему стремились. А если мы принесли другим зло случайно, по ошибке, непреднамеренно? Как тогда? Надо сказать, что непреднамеренность, хотя и смягчает моральную ответственность, полностью ее не снимает. Если некто играл с ружьем и случайно убил своего лучшего друга – он также испытывает муки совести и страдает от чувства вины. И если суд оправдает такого случайного убийцу или накажет его лишь за халатность в обращении с оружием – т.е. за легкомыслие, то нравственная ответственность будет гораздо выше. Возможно, это и парадоксально, но люди, невольно ставшие причиной чужих бед, часто вовсе без вины виноватые, переживают весь груз ответственности за случившееся, даже если извне их никто строго не осуждает. Наверное, это происходит потому, что нам трудно утешиться ролью игрушки судьбы и орудия рока. Всегда возникает вопрос: "Почему именно я, а не другой?" Мы не желаем быть простым средством даже в руках Провидения, напряженно ищем скрытый собственный импульс, способный объяснить нашу драматическую роль в чужой жизненной истории, и эта личностная интерпретация случившегося заставляет нас чувствовать ответственность.

Третий момент, обусловливающий ответственность, – вменяемость, т.е. осознание происходящего, которое предполагает возможность волевым путем остановить негативное действие или поддержать позитивное. Невменяемы бывают сумасшедшие, одурманенные наркотиками или алкоголем люди, наконец, маньяки. Они не ведают, что творят и потому не способны отвечать за свои поступки. Они безумны. Впрочем, юридический закон нередко не принимает во внимание ни наркотический, ни алкогольный дурман. Напротив, при совершении преступления искусственное безумие может служить отягчающим фактором – как человек, будучи исходно в здравом уме, безответственно позволил себе дойти до такого состояния? Теперь он дважды в ответе – и за попустительство пороку, и за совершенные злодейства. Закон также не принимает во внимание маниакальность, если доказано, что преступник сознавал свои деяния. Считается, что он вменяем и в полной мере ответствен, хотя феномен серийных убийц как ничто другое ярко свидетельствует о глубокой патологии личности виновных, об искажениях волевых качеств и извращенном характере чувствования. Быть может, маньяков надо не обвинять в аморальности, а радикально лечить? Просто не допускать их возникновения. Проблема вменяемости и связанной с ней ответственности очень сложна и по сей день не разрешена в достаточной мере.

Как вы могли убедиться, моральная ответственность – вещь трудная, от нее невозможно уклониться, спрятаться или убежать. Она настигает человека и извне, и изнутри. Именно поэтому свобода является не только высшим благом и великой Ценностью, за которую сражаются поколения героев, но и в некотором роде пугалом, от которого бегут. И рад бы стать свободным, да ответственность больно тяжела...

Немецко-американский философ XX в. Э. Фромм посвятил проблеме "бегства от свободы" книгу с аналогичным названием. Он показал, что в ходе развития европейского человечества уровень личной свободы неуклонно повышался. С крахом феодализма, с гибелью традиционного патерналистского общества распались крестьянские общины, в которых человек был несвободен, но в то же время достаточно безответствен. Крестьянин опирался на традицию, на мнение сельского схода, подчинялся воле сеньора и коллективному решению. Сфера его собственного выбора была чрезвычайно узкой, зато он всегда мог положиться на помощь односельчан, от которых зависел, да и хозяин- феодал был не только эксплуататором, но и защитой.

Возникновение капитализма привело к распаду старых связей, к конкуренции за рабочие места, к тому, что индивиды, покинувшие деревню, оказались атомизированы, распылены в больших городах, где больше не на кого положиться. Люди приобрели свободу самим решать свою судьбу – над ними больше не было ни традиции, ни сеньоров, отдающих приказы, но в то же самое время они оказались беззащитны перед новой, полной соревновательности жизнью. Им принадлежала не только свобода, но и ответственность за собственные провалы и победы, взлеты и неудачи. Теперь не с кого стало спросить и не на кого опереться, кроме самого себя.

Этот груз – полнота ответственности за собственную жизнь и жизнь своих близких – становится с Нового времени непременным атрибутом индустриального и урбанизированного мира. И Э. Фромм показывает, как по сей день многие люди не выдерживают этого груза, стараются уклониться от него, хотя далеко не всегда отдают себе в этом отчет.

Э. Фромм выделяет целый ряд психологических механизмов, позволяющих избавиться и от факта собственной свободы, и от ответственности за происходящее. Эти механизмы действуют как в личных отношениях, так и на уровне общества. На социальном уровне люди охотно "бегут от свободы" в тоталитарные режимы. Они хотят иметь сильного вождя, который способен и приказать, и взять на себя ответственность за все происходящее. Рядовому человеку остается скромная, но удобная роль "боевой единицы", которая радостно подчиняется, дает манипулировать собой, но зато ни за что не отвечает. В ситуации благополучия власть и обеспечит работой, и защитит тех, кто ей верен. В случае военного или экономического провала виновата будет тоже власть, в то время как "рядовой-передовой" чист перед собой и перед другими, ибо ни на что не влиял, не участвовал в судьбоносном выборе.

Второй механизм социального уклонения от личной ответственности Э. Фромм называет автоматизирующим конформизмом. Это некритическое принятие нами общественного мнения, которое переживается индивидом как свое. Установки, почерпнутые из радио- и телепередач, из родительских внушений, из представлений друзей или соседей личность воспринимает как свои собственные, не задумываясь над ними. Таким образом человек оказывается просто марионеткой в руках порой анонимных кукловодов, он довольствуется арсеналом штампов, за которые, разумеется, не отвечает, поскольку просто позаимствовал их извне. Он ничего не выбирал, он думает и поступает "как все". И если его взгляды обнаружат себя как жестокие, несправедливые, даже абсурдные, он просто может сказать:

"Но все же так думали! При чем тут я? Я – как другие..." Поскольку автоматизирующий конформизм связан с бессознательной установкой на некритическое принятие чужих мнений, Фромм советует своим читателям время от времени проверять себя на самостоятельность мышления. Для этого, считает он, надо всякий раз думать, как именно вы пришли к представлению, в котором убеждены. Если вы пришли к нему путем собственного размышления, переживания, опыта, то это мнение – лично ваше, и вы способны мыслить и действовать как свободный и ответственный человек. Если же оно было без всякого анализа заимствовано из чужих рук, обратите на это внимание и постарайтесь обрести собственную позицию. Для Э. Фромма свобода и ответственность – единственно достойный способ человеческого бытия.

Моральную, политическую.

Отве́тственность - личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты.

Ответственность - необходимость терпеть ущерб, в случае невыполнения взятых на себя обязательств. Ущерб может быть физическим, моральным или материальным. Ответственность как понятие, часто в смысловом значении путается с психиатрическим понятием "невменяемость". Ответственность невозможна без свободы.

В праве

В этике

Ответственность - это определённость, надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат(реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть следствие твоих поступков(действий). Ответственность - это не вина, это уверенность. Ответственность, скорее, включает в себя личную подотчетность и способность действовать в рамках этических норм на благо себя и окружающих. Ответственность - это умение объяснить и показать, как ты добился этого результата.

Классификация

По субъекту ответственность делят на индивидуальную и коллективную , граждан и юридических лиц и т. д. Ответственность в научной литературе в большинстве случаев трактуется лишь как подотчетность (accountability) и вменяемость (immutability). В юридической науке феномен ответственности изучается, главным образом, в плане наказуемости (punishability) :12 . Такое одностороннее понимание ответственности и её реализации на практике приводит к существенным деформациям в сфере регуляции социальных взаимодействий. В зарубежной теории и практике, наряду с отмеченными смыслами, феномен ответственности (responsibility) включает в себя значительно больше значений - положенность к ответу (liability), отвечаемость (answerability), разумность (reasonability), точность, определенность (precision), зависимость (dependability) и другие . Термин «ответственность» впервые ввел в научный оборот Альфред Бэн, трактовавший её в плане «наказуемости» . Долгое время проблема ответственности была преимущественно предметом внимания правоведов именно в этом аспекте. В современной теории права ответственность подразделяется на два вида - позитивную и негативную. Позитивная ответственность возникает из обязанности совершать положительные, полезные для общества функции и реализуется в регулятивных правоотношениях, в которых обязанная сторона находится в положении подотчетности и подконтрольности, а негативная ответственность - в связи с совершением правонарушения правонарушителем, который подвергается за содеянное соответствующим правовым санкциям, неблагоприятным для него . Это позволило выделить в правовой ответственности две её стороны: проспективную - за совершаемую или предполагаемую активную, инициативную деятельность в соответствии со статусом (предоставленными правами и юридическими обязанностями) в интересах достижения той или иной цели, результата и ретроспективную - за правонарушение. Заслуживает внимания высказанная правоведами мысль о том, что оба аспекта ответственности требуют комплексного изучения ; под общ. ред. А. И. Ореховского. - Новосибирск: СибГУТИ, 2005.- 186 с.
2. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. / Перевод с нем., предисловие, примечания И. И. Маханькова. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 480 с.
3. Назаров Б. Л. Ответственность юридическая// Юридический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1984-415 с.
4. McKeon R. The development and the significance of the concept of responsibility // Revue Internationale de Philosophic - Bruxelles, 1957. - An 11 n. 39 - P. 3.

5. К.Муздыбаев «Психология ответственности» Ленинград «Наука», 1983. - 240 с.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ответственность" в других словарях:

    Отношение зависимости человека от чего то, что воспринимается им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом О. могут быть др. люди, в т.ч. будущие поколения, общности, а также животные, окружающая… … Философская энциклопедия

    Чем сильнее чувство ответственности, тем слабей жажда власти. Стефан Гарчинъский Прежде чем снимать с себя ответственность, найдите, на кого ее переложить. Анатолий Рас Он охотно берет самое тяжелое бремя и безропотно взваливает его на чужие… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Ответственность - Ответственность ♦ Responsibilité «Ответственность лежит на мне, но моей вины здесь нет». Эта фраза, произнесенная одним из наших министров, многих шокировала, хотя по существу не содержит ничего абсурдного или внутренне противоречивого. Я… … Философский словарь Спонвиля

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ответственности, мн. нет, жен. 1. Положение, при котором лицо, выполняющее какую нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в … Толковый словарь Ушакова

    Ручательство, порука. Брать на свою ответственность. Грех пополам. См. залог.. взять на свою ответственность, отказываться от ответственности... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари … Словарь синонимов

    ответственность - специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающаяся в осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий и в осознании и контроле своей способности выступать причи ной изменений (или… … Большая психологическая энциклопедия

    Право и обязанность отвечать за свои поступки и действия, взятые на себя обязательства. Различают юридическую, административную, материальную и др. ответственности. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Обязательство выполнить задания … Словарь терминов антикризисного управления

    ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, и, жен. 1. см. ответственный. 2. Необходимость, обязанность отдавать кому н. отчёт в своих действиях, поступках. Чувство ответственности. Нести о. за что н. Привлечь к ответственности (заставить отвечать за плохой ход дела, за… … Толковый словарь Ожегова

    Англ. responsibility; нем. Verantwortlichkeit. Обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. В зависимости от характера применяемых санкций различают О. юридическую, материальную, моральную,… … Энциклопедия социологии

    Экономическая обязанность экономического субъекта отвечать по принятым им обязательствам, выполнять договоры, соблюдать законы, платить налоги, компенсировать ущерб, нанесенный чужой собственности, окружающей среде. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш … Экономический словарь



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...