Разработка урока изо с использованием цор и коз

Ребята, назовите виды декоративно-прикладного творчества, которые пред-ставлены в русской избе (плетение из лозы и соломы, резьба по дереву, роспись посуды, вязание, изделия из глины, вышивка…).

Для чего люди украшали раньше предметы?

Люди в старину: и простые, и знатные любили украшать свои дома и многое умели делать своими руками. Мебель у всех была деревянная, только разная по форме и узорам: совсем простая и очень нарядная. Стол покрывался ажурной скатертью, на кровать накидывали тканные покрывала, а на стол выставляли деревянную или глиняную посуду, украшенную росписью или резьбой. В праздничные дни люди одевались в нарядные одежды, которые часто сами шили, вязали, украшали и отправлялись на праздники- народные гуляния (звучание свистулек). Вышивка имела особое значение в жизни людей. Она сопровождала человека с самого его рождения, когда ребенка одевали в вышитые крестильные рубахи.

Что украшали вышивкой?

Вышивкой украшались одежда, скатерти, оконные занавески, полотенца. В вышивке использовались разные элементы-символы. Каждый символ имел свое значение.

(Демонстрация символов через проектор).

Так же как и символы, в вышивке имел значение и цвет.

Каким цветом чаще пользовались?

Почему именно красный? (красивый)

Чаще всего применялся красный, который обозначал тепло, богатство, счастье.

Теперь, побываем в образе мастеров – умельцев. Вы будете украшать полотенца – рушники. Но только мы их будем не вышивать, как это делали раньше женщины, а расписывать, используя древние символы-элементы вышивки.

Для этого у вас имеются заготовки рушников - кусочки ткани и красная краска. Также у вас есть палочки (ушные), которые мы будем использовать вместо кисточки и трафареты сложных элементов (птица, петушок, цветы). По желанию, вы можете их добавить к тем символам, которые мы рассматри-вали.

Ваша задача украсить центр своего рушника, используя полученные знания о символах (демонстрируются образцы и выполняется наглядный показ работы).

Теперь немного расслабимся. Сделайте глубокий вдох и выдох, закройте глаза, прислушайтесь к музыке и представьте, что вы находитесь в русской избе. За окнами на улице мороз и стужа, а в доме тепло и пахнет свежеиспеченным хлебом. Трещат дрова в печи, на столе пышет самовар и лежат вкусные ватрушки. Вы сидите на скамье возле печи и вышиваете рушник. Вот на вашем полотне выглянуло

солнышко, пробежал ручеек и звонко заголосил петушок. Вы – мастер, творящий чудеса. Мастер, придумывающий свой мир добра и чистоты. И каков будет этот мир зависит только от вас, от придуманных вами образов. Представьте себе эти образы – рисунок, который вы хотите нарисовать, открывайте глазки и начинайте работать: переносить ваши образы на ткань, а звучащая музыка поможет вам сохранить ваши впечатления и даст хороший настрой на творчество. Удачи вам в работе, юные мастера-умельцы.

Подводим итог занятия, сравниваем, кто, что успел за отведенное время, оцениваем с детьми: целостность композиции; выразительность исполнения

    умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль;

    декоративность композиции;

    аккуратность

    исполнения.

Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям отмечаем вместе с ребятами.

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

____________________________________________

Разработка урока ИЗО с использованием ЦОР и КОЗ

Урок изобразительного искусства
в 3 классе по теме «Картина – портрет (жанр портрета)» (2 часа).

Уроки соответствует программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», проводится в 3 классе – Тема года «Искусство вокруг нас»; в 4 четверти – тема четверти «Художник и музей». В этой четверти впервые внимание детей четко переводится на собственно изобразительное искусство, на раскрытие специфики его видов и жанров (пейзаж, портрет, натюрморт и т.д.).В практической деятельности продолжается развитие чувства композиции, цвета, пропорций, навыков передачи формы, пространства и эмоционального состояния.

Характеристика класса : всего 23 человека (10 мальчиков, 13 девочек), возраст детей 9-10 лет; .8 человек имеют высокий уровень познавательной активности, 5 человек с низкими учебными возможностями, у остальных – средний уровень. 3 человека посещают художественную школу.

Цель уроков : Познакомить детей с жанром изобразительного искусства - портрет.
Сформировать навыки рисования портрета.

Задачи:

  1. Рассказать о жанре портрета и о возможностях рассказа о человеке

через его портрет.

  1. Побудить к обсуждению темы «Дети в изобразительном искусстве».
  2. Показать отражение пропорций и мимики лица в портрете.
  3. Развивать глазомер, воображение, художественный вкус; осуществлять межпредметные связи (литература, история, искусство).

В ходе уроков формируются следующие знания, умения и навыки:
-Знать определение портрета, разновидности портрета, пропорции лица.
-Уметь составить рассказ – описание по картине (используя опорные вопросы).
-Приобрести навыки рисования портрета, используя знания о пропорциях лица.

В ходе уроков формируются следующие компетентности:
Задание 1.
* Коммуникативная компетентность.
Аспект: Публичное выступление. Уровень 1.
Информационная компетентность.

Составить рассказ – размышление о героях портретной живописи, используя опорные вопросы
Задание 2.
* Информационная компетентность.
Аспект: Извлечение вторичной информации. Уровень 1.
Проанализировать разновидности портретного жанра по предложенным репродукциям и заполнить таблицу.

Навыки владения ИКТ для учащихся на этом уроке не требуется.

Оборудование уроков:
Для учителя: Компьютер, проектор, экран. Дидактические материалы: методические таблицы «Пропорции лица», «Мимика лица. Схема построения», карточки с опорными вопросами. Зрительный ряд: репродукции картин (портретов). Литературный ряд: стихи – загадки.
Для учащихся: Альбом, любые художественные материалы.

  • Презентация (Дети в искусстве)

  • Презентация 2 (Дидактика)

Описание урока 1

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2. Вводная беседа.
В начале урока предлагается детям отгадать загадки (см. дидактический материал) и подумать, как они связаны с темой сегодняшнего урока.
Сообщается тема и задачи урока.

3. Объяснение нового материала в форме беседы.
Дается определение портрета, краткая история возникновения портрета.
Демонстрация различных портретных изображений на слайдах. В ходе просмотра дети узнают, какие бывают портреты по характеру изображения, по числу изображенных людей и другие характеристики портрета.
Необходимо побуждать детей размышлять о героях картины(кто они и какие, где живут, каков предполагаемый характер их занятий), обращая в процессе восприятия внимание на предметы, детали, костюм, позу, которые многое могут рассказать о портретируемом.

4. Задание 1.. (КОЗ)
Формирование коммуникативной (публичное выступление, уровень 1) и информационной (извлечение вторичной информации, уровень 1) компетентностей
По предложенным репродукциям составить рассказ – размышление о героях портретной живописи, используя карточки с опорными вопросами (см. дидактический материал).

5. Беседа с использованием ЦОР. «Дети в изобразительном искусстве».
Особый мир теплых и сокровенных чувств открывается нам в творчестве художников многих поколений, посвятивших свои полотна изображению детей. Трудно найти хоть одного известного мастера, которого бы не волновала и не увлекала эта тема. Дети были источником вдохновения, с ними связано немало шедевров изобразительного искусства.
Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин – портретов детей, постараться увидеть, что хотел рассказать зрителю художник и подумать, сильно ли отличались дети прошлого от современных.

  1. Итог урока

Какая тема урока была?
-Что такое портрет?
-Какие бывают портреты?
-Как окружающий предметный мир может рассказать о человеке?

Описание урока 2

  1. Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку..
  2. Проверка знаний Спросить учащихся, что они изучали на прошлом уроке, что запомнилось, какие репродукции картин рассматривали.
  3. Задание 2. (КОЗ) Формирование информационной компетентности (извлечение вторичной информации, уровень 1).
    Проанализировать разновидности портретного жанра по предложенным репродукциям и заполнить таблицу (см. дидактический материал).
  4. Беседа с использованием ЦОР. Знакомство с пропорциями лица Познакомить учащихся с основными пропорциями лица. Показать отражение пропорций в портрете и необходимость знать их. Использование фоторобота поможет наглядно продемонстрировать самые распространенные ошибки при рисовании портрета (неправильное расположение и изображение частей лица – нос, глаза, рот и т.д.).
  5. Практическая часть урока Изображение по памяти или представлению портрета друга, используя знания о пропорциях лица. Предложить детям рассказать о друге через его портрет. Обратить внимание детей, что в портрете главное не только сходство с портретируемым, но и собственное отношение художника к человеку.
  6. Итог урока Выставка детских работ « Знакомьтесь, мой друг!»

В статье представлен материал об использовании типовых задач на уроках изобразительного искусства, развивающих творческие способности школьников, способность самостоятельно находить пути решения в проблемной ситуации, позволяющий формировать универсальные учебные действия, умение работать в группах

  • Методическая разработка «Рабочая тетрадь “Художественная роспись по дереву с использованием элементов мордовского орнамента”»

  • Конспект занятия по изобразительной деятельности «Путешествие в горную страну»

    Методическая разработка представляет собой конспект занятия по рисованию и будет полезна воспитателям подготовительной группы и руководителям студий по рисованию. Творческое развитие ребенка очень тесно связано с познавательным и социальным развитием. Познание ребенком мира, общества, отношений в нем возможно с использованием творческого подхода, а именно изобразительной деятельности. Рисование пейзажей занимает одно из основных мест в изобразительной деятельности. Изображение природы вокруг себя, того, что ребенок видит, помогает ему сблизится с природой, с внешним миром. Рисование пейзажей различных ландшафтов способствует расширению знаний ребенка о них, а визуализация их в нарисованном ребенком рисунке помогает закрепить знания. Горная местность, по мнению детей, какое - то далекое место, с чудесами и волшебством, знания о ней они получают лишь из сказок, рассказов и фильмов. Рисование гор, поможет детям узнать, что там тоже есть обычная жизнь со своими особенностями

  • Изображение головы человека в пространстве

    Методическая разработка по изобразительному искусству будет интересна учителям, преподавателям и работникам дополнительного образования по искусству. Цель представленного занятия – познакомить учащихся с техникой рисования головы человека; учить правильно выбирать поворот или ракурс головы; отработать приемы рисования головы; развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека

  • Конструкция головы человека и её пропрции

    Автором представлена методическая разработка по изобразительному искусству, которая будет интересна учителям, преподавателям и работникам дополнительного образования по искусству. Цели: познакомить учащихся с законами конструкции головы человека, пропорциями лица человека. Дать понятие средней линии и симметрии лица; учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица. Развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения

  • Образ человека – главная тема искусства

  • Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Конструкция: часть и целое»

  • Этюдный пейзаж на пленэре

    Методическая разработка, представленная автором, может быть интересной учителям изобразительного искусства и преподавателям дополнительного образования. Цель занятия – формирование художественно-творческой активности личности, воспитание интереса к предмету, знакомство учащихся с последовательностью выполнения этюдного пейзажем

  • Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе
    по теме: «Природа и художник»

    Учитель: Сергазина Куралай Жатаевна
    I Категория
    Стаж 29 лет

    Акмолинская область
    Зерендинский район
    Викторовская средняя школа
    2014 уч.год

    Урок изобразительного искусства в 5 классе
    Тема урока: Природа и художник
    Цель урока: создать у учащихся целостный образ Родины через восприятие и осмысление произведений искусства.
    Задачи:
    Образовательная: научить самостоятельно изучать и рассказывать новую информацию, работать в группе;
    Развивающая: развивать у учащихся творческое воображение, умение анализировать, сравнивать, наблюдать;
    Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, патриотизм, бережное отношение к природе.
    Оборудование:
    Для учителя: иллюстрации картин великих художников, карточки- задания, интерактивная доска
    Для учащихся: полный набор изобразительного материала по выбору, техника исполнения свободная.
    Тип урока: интегрированный
    Вид урока: творческая мастерская
    Форма организации учебной деятельности: работа группами, индивидуальная.
    Межпредметная связь: литературное чтение, изо, музыка, развитие речи

    Ход урока:
    I. Вступление
    - Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством художников- пейзажистов. На уроке творчества вы будете выступать в роли писателей, поэтов, художников, т.е. людей, для которых творческая деятельность- обычный повседневный труд.
    Для начала сядем поудобней и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха… Чтобы творить прекрасное и дарить этим радость людям, мы с вами закроем глаза и прислушаемся, как звучит радость в вашем маленьком горячем сердце.
    - Что удалось услышать? (Ответы)
    В нашей творческой мастерской понадобятся доброе сердце, упорство, настойчивость и конечно же дружба и взаимопонимание.
    II.Основная часть.
    Обратите внимание на доску, на ней много иллюстраций великих мастеров изобразительного искусства.(см. приложение I)
    В каком жанре они написаны? С частью из них мы ознакомились на прошлом уроке и написали эссе, т.е. письменно высказали свое мнение о произведении художника, сумевшего мастерски передать красоту природы. Пожалуйста, зачитайте из каждой группы по одному эссе. Спасибо, вы очень хорошо справились с заданиями.
    III. Объяснение новой темы
    1. Зачитать эпиграф урока «С природой одной он жизнью дышал»- эту строчку и стихотворения Е.А. Баратынского Исаак Левитан привел в одном из писем, объясняя, что в слиянии человека и природы он видел смысл работы пейзажиста. Левитан «поэт русской природы», крупнейший представитель русской пейзажной живописи XIX века.(см. приложение II)
    Творческий диапазон художника необычайно широк и многообразен. В своих произведениях он очень тонко простыми изобразительными средствами раскрывал характер пейзажа. Около тысячи неповторимых произведений создал художник за свою короткую, но яркую жизнь. Он спешил жить и работать, писал картины страстно и увлеченно, добиваясь ясности, простоты и совершенства исполнения.
    2. Сейчас раздам карточки- задания для каждой группы, на которых есть текст о жизни и творчестве И.Левитана. Вы должны прочитать и подготовиться к ответам на вопросы. (групповая работа: методом жужжания читают текст карточек- 3 мин. Приложение III)
    1. Что вы узнали о юношеских годах Левитана?
    2. Как называется его первая картинка?
    3. Какое время года любил изображать художник?
    4. С каким дипломом художник вышел из училища живописи?
    5. Сколько лет прожил великий мастер- пейзажист?
    Итак, ребята сегодня мы начали знакомство с творчеством художника- пейзажиста, который до конца почувствовал прелесть слова «Родина» и в своих картинах передал любовь к ней. Мы еще не раз будем обращаться к его творчеству. А, сейчас, пришла пора и вам показать свои творческие способности в тематическом рисунке «Времена года». По жеребьевке каждой группе на прошлом уроке досталось определенное время года. Поэтому, я думаю, вы в нашу мастерскую пришли не с пустыми руками. И в своих работах через жанр пейзажа тоже сумеете передать свою любовь к природе и родному краю, воспеть ее красоту.
    IV. Работа с учебником.
    Прочитайте на стр. 144- 145 как работать над пейзажем.
    V. Самостоятельная работа учащихся.
    Каждая микрогруппа работает в разной технике исполнения над изображением пейзажа по временам ода. Учитель в течении самостоятельной работы подходит к каждой группе и советует, помогает учащимся. (В течении самостоятельной работы звучит классическая музыка Чайковского- Времена года).
    VI. Выставка работ
    Когда работы будут готовы разложить их в один ряд- сделать улицу и полюбоваться творческими работами. Учащиеся из домашних заготовок могут зачитать стихи о временах года.
    VII. Домашнее задание.
    Еще раз изучить картину И.Левитана «Весна» на стр. 144 и написать эссе к произведению.
    VIII. Рефлексия
    Что нового узнали на уроке? Сложилась ли творческая атмосфера в нашей мастерской? Чья работа вам больше всех понравилась?
    IX. Подведение итогов.

    Приложение I

    К.Ф.Юон «Мартовское солнце»

    И. Остроухов "Первая зелень"

    Пластов "Первый снег"

    И.Шишкин "Зима"

    Портрет Левитана

    Приложение II

    Карточки- задания
    I группа
    Родился Исаак 18 августа 1860 года в Ковенской губернии селе Кибарты в весьма образованной семье. Его отец владел несколькими языками, был преподавателем. В 1870-х годах состоялся переезд в Москву вместе с семьей. Исаак с детства увлекался рисованием, так что, начиная с 1873, стал обучаться в училище живописи, ваяния, зодчества в Москве. После смерти отца и матери, в биографии Исаака Левитана наступило тяжелый период.

    II группа
    Видя талант ученика и его невозможность платить за обучение, в училище его освободили от оплаты и даже оказывали помощь.
    После выставки картин еще во время учебы, художник получил серебряную медаль. А образование окончил в 1885 году. С самого начала учёбы Левитан зарабатывал на жизнь уроками и заказными портретами. Блестяще окончил училище, но из-за происхождения ему был вручён диплом учителя чистописания.

    III группа
    Первую крупную картину «Тихая обитель» он написал после поездки в 1890 г. по Русскому Северу. Полотно приобрёл П. М. Третьяков для своей галереи. В 1892 г. художник был вынужден покинуть Москву, поскольку евреям не разрешалось проживание в столицах. Он поселился в деревне, расположенной вдоль Владимирского тракта, по которому каторжан гнали в Сибирь. Эти места художник запечатлел в картине «Владимирка». Любимое время года, которое любил изображать художник в своих картинах- это осень.

    IVгруппа
    Обострение туберкулёза вызвало отъезд художника за границу, во Францию, потом в Италию, хотя хлопоты друзей помогли получить ему разрешение на проживание в Москве.
    Вернувшись домой, с 1898 г. Левитан начал вести класс пейзажа в училище, которое окончил. Здоровье его ухудшалось, и в 1899 г. художник по приглашению А. П. Чехова уехал в Ялту.
    Вернувшись, вновь начал преподавать, но здоровье продолжало ухудшаться, и 4 августа 1900 г. Левитан скончался. Прожил он 40 лет.



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...