Разработка урока изо с использованием цор и коз
Ребята, назовите виды декоративно-прикладного творчества, которые пред-ставлены в русской избе (плетение из лозы и соломы, резьба по дереву, роспись посуды, вязание, изделия из глины, вышивка…).
Для чего люди украшали раньше предметы?
Люди в старину: и простые, и знатные любили украшать свои дома и многое умели делать своими руками. Мебель у всех была деревянная, только разная по форме и узорам: совсем простая и очень нарядная. Стол покрывался ажурной скатертью, на кровать накидывали тканные покрывала, а на стол выставляли деревянную или глиняную посуду, украшенную росписью или резьбой. В праздничные дни люди одевались в нарядные одежды, которые часто сами шили, вязали, украшали и отправлялись на праздники- народные гуляния (звучание свистулек). Вышивка имела особое значение в жизни людей. Она сопровождала человека с самого его рождения, когда ребенка одевали в вышитые крестильные рубахи.
Что украшали вышивкой?
Вышивкой украшались одежда, скатерти, оконные занавески, полотенца. В вышивке использовались разные элементы-символы. Каждый символ имел свое значение.
(Демонстрация символов через проектор).
Так же как и символы, в вышивке имел значение и цвет.
Каким цветом чаще пользовались?
Почему именно красный? (красивый)
Чаще всего применялся красный, который обозначал тепло, богатство, счастье.
Теперь, побываем в образе мастеров – умельцев. Вы будете украшать полотенца – рушники. Но только мы их будем не вышивать, как это делали раньше женщины, а расписывать, используя древние символы-элементы вышивки.
Для этого у вас имеются заготовки рушников - кусочки ткани и красная краска. Также у вас есть палочки (ушные), которые мы будем использовать вместо кисточки и трафареты сложных элементов (птица, петушок, цветы). По желанию, вы можете их добавить к тем символам, которые мы рассматри-вали.
Ваша задача украсить центр своего рушника, используя полученные знания о символах (демонстрируются образцы и выполняется наглядный показ работы).
Теперь немного расслабимся. Сделайте глубокий вдох и выдох, закройте глаза, прислушайтесь к музыке и представьте, что вы находитесь в русской избе. За окнами на улице мороз и стужа, а в доме тепло и пахнет свежеиспеченным хлебом. Трещат дрова в печи, на столе пышет самовар и лежат вкусные ватрушки. Вы сидите на скамье возле печи и вышиваете рушник. Вот на вашем полотне выглянуло
солнышко, пробежал ручеек и звонко заголосил петушок. Вы – мастер, творящий чудеса. Мастер, придумывающий свой мир добра и чистоты. И каков будет этот мир зависит только от вас, от придуманных вами образов. Представьте себе эти образы – рисунок, который вы хотите нарисовать, открывайте глазки и начинайте работать: переносить ваши образы на ткань, а звучащая музыка поможет вам сохранить ваши впечатления и даст хороший настрой на творчество. Удачи вам в работе, юные мастера-умельцы.
Подводим итог занятия, сравниваем, кто, что успел за отведенное время, оцениваем с детьми: целостность композиции; выразительность исполнения
умение согласовать между собой детали для объединения их в целостный ансамбль;
декоративность композиции;
аккуратность
исполнения.
Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям отмечаем вместе с ребятами.
Что нового мы узнали сегодня на уроке?
____________________________________________
Разработка урока ИЗО с использованием ЦОР и КОЗ
Урок изобразительного искусства
в 3 классе
по теме «Картина – портрет (жанр портрета)» (2 часа).
Уроки соответствует программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», проводится в 3 классе – Тема года «Искусство вокруг нас»; в 4 четверти – тема четверти «Художник и музей». В этой четверти впервые внимание детей четко переводится на собственно изобразительное искусство, на раскрытие специфики его видов и жанров (пейзаж, портрет, натюрморт и т.д.).В практической деятельности продолжается развитие чувства композиции, цвета, пропорций, навыков передачи формы, пространства и эмоционального состояния.
Характеристика класса : всего 23 человека (10 мальчиков, 13 девочек), возраст детей 9-10 лет; .8 человек имеют высокий уровень познавательной активности, 5 человек с низкими учебными возможностями, у остальных – средний уровень. 3 человека посещают художественную школу.
Цель уроков
: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства - портрет.
Сформировать навыки рисования портрета.
Задачи:
- Рассказать о жанре портрета и о возможностях рассказа о человеке
через его портрет.
- Побудить к обсуждению темы «Дети в изобразительном искусстве».
- Показать отражение пропорций и мимики лица в портрете.
- Развивать глазомер, воображение, художественный вкус; осуществлять межпредметные связи (литература, история, искусство).
В ходе уроков формируются следующие знания, умения и навыки:
-Знать определение портрета, разновидности портрета, пропорции лица.
-Уметь составить рассказ – описание по картине (используя опорные вопросы).
-Приобрести навыки рисования портрета, используя знания о пропорциях лица.
В ходе уроков формируются следующие компетентности:
Задание 1.
* Коммуникативная компетентность.
Аспект: Публичное выступление. Уровень 1.
Информационная компетентность.
Составить рассказ – размышление о героях портретной живописи, используя опорные вопросы
Задание 2.
* Информационная компетентность.
Аспект: Извлечение вторичной информации. Уровень 1.
Проанализировать разновидности портретного жанра по предложенным репродукциям и заполнить таблицу.
Навыки владения ИКТ для учащихся на этом уроке не требуется.
Оборудование уроков:
Для учителя: Компьютер, проектор, экран. Дидактические материалы: методические таблицы «Пропорции лица», «Мимика лица. Схема построения», карточки с опорными вопросами. Зрительный ряд: репродукции картин (портретов). Литературный ряд: стихи – загадки.
Для учащихся: Альбом, любые художественные материалы.
Презентация (Дети в искусстве)
Презентация 2 (Дидактика)
Описание урока 1
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
2. Вводная беседа.
В начале урока предлагается детям отгадать загадки (см. дидактический материал) и подумать, как они связаны с темой сегодняшнего урока.
Сообщается тема и задачи урока.
3. Объяснение нового материала в форме беседы.
Дается определение портрета, краткая история возникновения портрета.
Демонстрация различных портретных изображений на слайдах. В ходе просмотра дети узнают, какие бывают портреты по характеру изображения, по числу изображенных людей и другие характеристики портрета.
Необходимо побуждать детей размышлять о героях картины(кто они и какие, где живут, каков предполагаемый характер их занятий), обращая в процессе восприятия внимание на предметы, детали, костюм, позу, которые многое могут рассказать о портретируемом.
4. Задание 1.. (КОЗ)
Формирование коммуникативной (публичное выступление, уровень 1) и информационной (извлечение вторичной информации, уровень 1) компетентностей
По предложенным репродукциям составить рассказ – размышление о героях портретной живописи, используя карточки с опорными вопросами (см. дидактический материал).
5. Беседа с использованием ЦОР. «Дети в изобразительном искусстве».
Особый мир теплых и сокровенных чувств открывается нам в творчестве художников многих поколений, посвятивших свои полотна изображению детей. Трудно найти хоть одного известного мастера, которого бы не волновала и не увлекала эта тема. Дети были источником вдохновения, с ними связано немало шедевров изобразительного искусства.
Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин – портретов детей, постараться увидеть, что хотел рассказать зрителю художник и подумать, сильно ли отличались дети прошлого от современных.
- Итог урока
Какая тема урока была?
-Что такое портрет?
-Какие бывают портреты?
-Как окружающий предметный мир может рассказать о человеке?
Описание урока 2
- Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку..
- Проверка знаний
Спросить учащихся, что они изучали на прошлом уроке, что запомнилось, какие репродукции картин рассматривали.
- Задание 2. (КОЗ)
Формирование информационной компетентности (извлечение вторичной информации, уровень 1).
Проанализировать разновидности портретного жанра по предложенным репродукциям и заполнить таблицу (см. дидактический материал). - Беседа с использованием ЦОР. Знакомство с пропорциями лица Познакомить учащихся с основными пропорциями лица. Показать отражение пропорций в портрете и необходимость знать их. Использование фоторобота поможет наглядно продемонстрировать самые распространенные ошибки при рисовании портрета (неправильное расположение и изображение частей лица – нос, глаза, рот и т.д.).
- Практическая часть урока Изображение по памяти или представлению портрета друга, используя знания о пропорциях лица. Предложить детям рассказать о друге через его портрет. Обратить внимание детей, что в портрете главное не только сходство с портретируемым, но и собственное отношение художника к человеку.
- Итог урока Выставка детских работ « Знакомьтесь, мой друг!»
В статье представлен материал об использовании типовых задач на уроках изобразительного искусства, развивающих творческие способности школьников, способность самостоятельно находить пути решения в проблемной ситуации, позволяющий формировать универсальные учебные действия, умение работать в группах
Методическая разработка «Рабочая тетрадь “Художественная роспись по дереву с использованием элементов мордовского орнамента”»
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Путешествие в горную страну»
Методическая разработка представляет собой конспект занятия по рисованию и будет полезна воспитателям подготовительной группы и руководителям студий по рисованию. Творческое развитие ребенка очень тесно связано с познавательным и социальным развитием. Познание ребенком мира, общества, отношений в нем возможно с использованием творческого подхода, а именно изобразительной деятельности. Рисование пейзажей занимает одно из основных мест в изобразительной деятельности. Изображение природы вокруг себя, того, что ребенок видит, помогает ему сблизится с природой, с внешним миром. Рисование пейзажей различных ландшафтов способствует расширению знаний ребенка о них, а визуализация их в нарисованном ребенком рисунке помогает закрепить знания. Горная местность, по мнению детей, какое - то далекое место, с чудесами и волшебством, знания о ней они получают лишь из сказок, рассказов и фильмов. Рисование гор, поможет детям узнать, что там тоже есть обычная жизнь со своими особенностями
Изображение головы человека в пространстве
Методическая разработка по изобразительному искусству будет интересна учителям, преподавателям и работникам дополнительного образования по искусству. Цель представленного занятия – познакомить учащихся с техникой рисования головы человека; учить правильно выбирать поворот или ракурс головы; отработать приемы рисования головы; развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус, интерес к предмету; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека
Конструкция головы человека и её пропрции
Автором представлена методическая разработка по изобразительному искусству, которая будет интересна учителям, преподавателям и работникам дополнительного образования по искусству. Цели: познакомить учащихся с законами конструкции головы человека, пропорциями лица человека. Дать понятие средней линии и симметрии лица; учить изображать голову человека с различно соотнесенными деталями лица. Развивать наблюдательность; воспитывать эстетический вкус; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения
Образ человека – главная тема искусства
Технологическая карта урока по изобразительному искусству «Конструкция: часть и целое»
Этюдный пейзаж на пленэре
Методическая разработка, представленная автором, может быть интересной учителям изобразительного искусства и преподавателям дополнительного образования. Цель занятия – формирование художественно-творческой активности личности, воспитание интереса к предмету, знакомство учащихся с последовательностью выполнения этюдного пейзажем
по теме: «Природа и художник»
Учитель: Сергазина Куралай Жатаевна
I Категория
Стаж 29 лет
Акмолинская область
Зерендинский район
Викторовская средняя школа
2014 уч.год
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема урока: Природа и художник
Цель урока: создать у учащихся целостный образ Родины через восприятие и осмысление произведений искусства.
Задачи:
Образовательная: научить самостоятельно изучать и рассказывать новую информацию, работать в группе;
Развивающая: развивать у учащихся творческое воображение, умение анализировать, сравнивать, наблюдать;
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, патриотизм, бережное отношение к природе.
Оборудование:
Для учителя: иллюстрации картин великих художников, карточки- задания, интерактивная доска
Для учащихся: полный набор изобразительного материала по выбору, техника исполнения свободная.
Тип урока: интегрированный
Вид урока: творческая мастерская
Форма организации учебной деятельности: работа группами, индивидуальная.
Межпредметная связь: литературное чтение, изо, музыка, развитие речи
Ход урока:
I. Вступление
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством художников- пейзажистов. На уроке творчества вы будете выступать в роли писателей, поэтов, художников, т.е. людей, для которых творческая деятельность- обычный повседневный труд.
Для начала сядем поудобней и улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту морозного воздуха… Чтобы творить прекрасное и дарить этим радость людям, мы с вами закроем глаза и прислушаемся, как звучит радость в вашем маленьком горячем сердце.
- Что удалось услышать? (Ответы)
В нашей творческой мастерской понадобятся доброе сердце, упорство, настойчивость и конечно же дружба и взаимопонимание.
II.Основная часть.
Обратите внимание на доску, на ней много иллюстраций великих мастеров изобразительного искусства.(см. приложение I)
В каком жанре они написаны? С частью из них мы ознакомились на прошлом уроке и написали эссе, т.е. письменно высказали свое мнение о произведении художника, сумевшего мастерски передать красоту природы. Пожалуйста, зачитайте из каждой группы по одному эссе. Спасибо, вы очень хорошо справились с заданиями.
III. Объяснение новой темы
1. Зачитать эпиграф урока «С природой одной он жизнью дышал»- эту строчку и стихотворения Е.А. Баратынского Исаак Левитан привел в одном из писем, объясняя, что в слиянии человека и природы он видел смысл работы пейзажиста. Левитан «поэт русской природы», крупнейший представитель русской пейзажной живописи XIX века.(см. приложение II)
Творческий диапазон художника необычайно широк и многообразен. В своих произведениях он очень тонко простыми изобразительными средствами раскрывал характер пейзажа. Около тысячи неповторимых произведений создал художник за свою короткую, но яркую жизнь. Он спешил жить и работать, писал картины страстно и увлеченно, добиваясь ясности, простоты и совершенства исполнения.
2. Сейчас раздам карточки- задания для каждой группы, на которых есть текст о жизни и творчестве И.Левитана. Вы должны прочитать и подготовиться к ответам на вопросы. (групповая работа: методом жужжания читают текст карточек- 3 мин. Приложение III)
1. Что вы узнали о юношеских годах Левитана?
2. Как называется его первая картинка?
3. Какое время года любил изображать художник?
4. С каким дипломом художник вышел из училища живописи?
5. Сколько лет прожил великий мастер- пейзажист?
Итак, ребята сегодня мы начали знакомство с творчеством художника- пейзажиста, который до конца почувствовал прелесть слова «Родина» и в своих картинах передал любовь к ней. Мы еще не раз будем обращаться к его творчеству. А, сейчас, пришла пора и вам показать свои творческие способности в тематическом рисунке «Времена года». По жеребьевке каждой группе на прошлом уроке досталось определенное время года. Поэтому, я думаю, вы в нашу мастерскую пришли не с пустыми руками. И в своих работах через жанр пейзажа тоже сумеете передать свою любовь к природе и родному краю, воспеть ее красоту.
IV. Работа с учебником.
Прочитайте на стр. 144- 145 как работать над пейзажем.
V. Самостоятельная работа учащихся.
Каждая микрогруппа работает в разной технике исполнения над изображением пейзажа по временам ода. Учитель в течении самостоятельной работы подходит к каждой группе и советует, помогает учащимся. (В течении самостоятельной работы звучит классическая музыка Чайковского- Времена года).
VI. Выставка работ
Когда работы будут готовы разложить их в один ряд- сделать улицу и полюбоваться творческими работами. Учащиеся из домашних заготовок могут зачитать стихи о временах года.
VII. Домашнее задание.
Еще раз изучить картину И.Левитана «Весна» на стр. 144 и написать эссе к произведению.
VIII. Рефлексия
Что нового узнали на уроке? Сложилась ли творческая атмосфера в нашей мастерской? Чья работа вам больше всех понравилась?
IX. Подведение итогов.
Приложение I
К.Ф.Юон «Мартовское солнце»
И. Остроухов "Первая зелень"
Пластов "Первый снег"
И.Шишкин "Зима"
Портрет Левитана
Приложение II
Карточки- задания
I группа
Родился Исаак 18 августа 1860 года в Ковенской губернии селе Кибарты в весьма образованной семье. Его отец владел несколькими языками, был преподавателем. В 1870-х годах состоялся переезд в Москву вместе с семьей. Исаак с детства увлекался рисованием, так что, начиная с 1873, стал обучаться в училище живописи, ваяния, зодчества в Москве. После смерти отца и матери, в биографии Исаака Левитана наступило тяжелый период.
II группа
Видя талант ученика и его невозможность платить за обучение, в училище его освободили от оплаты и даже оказывали помощь.
После выставки картин еще во время учебы, художник получил серебряную медаль. А образование окончил в 1885 году. С самого начала учёбы Левитан зарабатывал на жизнь уроками и заказными портретами. Блестяще окончил училище, но из-за происхождения ему был вручён диплом учителя чистописания.
III группа
Первую крупную картину «Тихая обитель» он написал после поездки в 1890 г. по Русскому Северу. Полотно приобрёл П. М. Третьяков для своей галереи. В 1892 г. художник был вынужден покинуть Москву, поскольку евреям не разрешалось проживание в столицах. Он поселился в деревне, расположенной вдоль Владимирского тракта, по которому каторжан гнали в Сибирь. Эти места художник запечатлел в картине «Владимирка». Любимое время года, которое любил изображать художник в своих картинах- это осень.
IVгруппа
Обострение туберкулёза вызвало отъезд художника за границу, во Францию, потом в Италию, хотя хлопоты друзей помогли получить ему разрешение на проживание в Москве.
Вернувшись домой, с 1898 г. Левитан начал вести класс пейзажа в училище, которое окончил. Здоровье его ухудшалось, и в 1899 г. художник по приглашению А. П. Чехова уехал в Ялту.
Вернувшись, вновь начал преподавать, но здоровье продолжало ухудшаться, и 4 августа 1900 г. Левитан скончался. Прожил он 40 лет.