Древние цивилизации, тайны которых до сих пор не разгаданы. Научные основы исследования истории педагогики

Текущая страница: 1 (всего у книги 11 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

А. Н. Джуринский
Педагогика и образование в России и в мире на пороге двух тысячелетий: сравнительно-исторический контекст: Монография

© А. Н. Джуринский, 2011

© МПГУ, 2011

© Оформление. Издательство «Прометей», 2011

Введение

На пороге двух тысячелетий развитие педагогики и образования в России и в мире выглядит как многосторонний, масштабный процесс. Мировая и отечественная педагогика приближается к уровню социальных, политических, педагогических требований эпохи технической и технологической революции. Этот процесс пронизан идеями, пафос которых во многом определен критикой сложившихся философских, социальных и педагогических воззрений. Поколеблена вера во всевластие человека над природой. Подвергнут сомнению беспредельный рационализм. Очевидны стремления к максимальному плюрализму, вариативности, множественности мнений и суждений, предельной индивидуализации воспитания. Растут разочарования в технократизме образования, усиливаются намерения возвратиться в новом виде к воспитанию, погружающему личность в океан национальной и мировой духовной культуры, ответить на вызовы многокультурного социума.

Серьезные трудности в воспитании и обучении возникли на фоне урбанизации и экологического кризиса. Жизнь учащихся все более регламентируется рутиной учебных занятий. Современная цивилизация порождает в подрастающем поколении пессимизм, антигуманизм, снижение этического и нравственного уровня. Россия, как и весь мир, переживает вспышку молодежной наркомании, алкоголизма, проституции, преступности. Изъяны в духовном развитии молодежи – результат множества слагаемых. Среди них – и проблемы воспитания и обучения.

Среди важных тенденций российской и мировой педагогики и школы – демократизация школьных систем; диверсификация и дифференциация образования; гуманистическая направленность воспитания; использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность учащихся; модернизация классно-урочной системы; педагогизация новейших технических средств; интеграция школьного и внешкольного воспитания и обучения.

Преодоление кризисных явлений, прогресс в воспитании и обучении происходят при диалектическом отмирании устаревшего и нарождении нового содержания. Процесс обновления педагогической мысли и образования разнообразен. В России и в других индустриально развитых странах педагогическая наука занята широким кругом проблем инноваций: компенсирующее обучение, промежуточное между начальным и полным общим образование, индивидуализация обучения (педагогика поддержки, уровневое обучение и пр.), непрерывное образование, мультикультурное образование и пр. В странах «третьего мира» речь идет чаще о проблемах, которые потеряли актуальность для высокоразвитых государств: ликвидация неграмотности, всеобщность образования и т. п.

Мировое и российское педагогическое сообщество определяет новые общие для человечества ориентиры реформирования воспитания и обучения. Они сформулированы в принятой ООН Конвенции о правах ребенка (1989), декларациях ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» (1997), «Образование для всех» (1990) и других подобных документах. Важным путем гармоничного развития ребенка определено семейное воспитание «в атмосфере счастья, любви и понимания», провозглашена необходимость подготовки детей к самостоятельной жизни в обществе, воспитания в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности. Декларируются права ребенка на образование, индивидуальное развитие, необходимость, «чтобы все, кто обладает чувством ответственности, уделили внимание целям и средствам образования». Указывается, что в 3-ем тысячелетии человеку предстоит научиться познавать (овладеть умениями понимания происходящего в мире), действовать (производить необходимые изменения), жить в обществе (участвовать во всех видах человеческой деятельности, сотрудничать с другими). Педагоги предостерегают от энциклопедизма в образовании, говорят о необходимости воспитания культуры ассоциативного мышления, формировании компетентности как суммы навыков, квалификации и социального поведения, воспитания осознания сходства и взаимозависимости народов. В сфере образования сформулированы несколько стратегических целей: решение проблем предшкольного воспитания, начального образования, обучения молодежи и взрослого населения, равенства полов в обучении, неграмотности, качества образования.

В контексте общемировых тенденций важные изменения педагогики и образовании произошли в постсоветской России. В образовательном сообществе появилось множество новых подходов к решению проблем воспитания и дидактики, над которыми не тяготеет пресс официальной, в марксистском духе, педагогики. Создана новая законодательная база образования. На ее основе происходят демократические реформы. Проблема реформирования состоит в поиске «золотой середины» между лучшими традициями и педагогически, социально оправданными изменениями. Достигнуты важные успехи по диверсификации образования. Осуществлена всеобщая компьютеризация учебных заведений. Улучшилось финансирование образования. Реформы предназначены для подготовки хорошо обученной молодежи, дееспособного, инициативного, гуманного, следующего демократическим идеалам поколения, повышения социальной мобильности личности, настройки системы образования на рыночную экономику, обеспечения устойчивого диалога всех субкультур во имя общенационального единства. Российская Федерация является инициатором создания общего культурно-образовательного пространства в пределах бывшего Советского Союза. Российские педагоги – активные участники международных проектов, нацеленных на реформирование образования.

Перед педагогикой и образованием в России и в мире стоит стратегическая цель – определить иерархию приоритетов, исходя из общечеловеческих ценностей. В их число входят воспитание толерантного отношения к иным расам, религиям, социальным устройствам и культурным традициям, персональных высоконравственных качеств, чувства сострадания и готовности помочь другим людям, воспитание во имя мира.

В педагогике в России и в мире на рубеже двух тысячелетий произошли существенные изменения. Формулирются идеи через воспитание и обучение содействовать гуманизации общества. Происходит отказ от авторитарной педагогики, провозглашено индивидуальное внимание к личности. Определена необходимость посредством образования приобщать к духовным ценностям, соответствующим идеалам гражданского общества – демократии, самоуправления, прав и свобод человека, плюрализма. Педагогика занята выработкой установок высокой нравственной, гражданской ответственности и самостоятельности, подготовкой к разнообразной деятельности в своей стране и за ее пределами.

В идейных обоснованиях воспитания и обучения в современной России произошли важные перемены и появились серьезные проблемы. Ушла в прошлое монополия марксистской педагогики. Возникший в педагогике идейный вакуум стал наполняться новым содержанием. Современная педагогика утверждает свободу совести, предусматривает право человека обращаться к культурным ценностям, которые он находит верными и привлекательными, выбирать моральные идеи в демократическом спектре. Предлагаются идеи светского, далекого от воинствующего атеизма воспитания. В педагогике провозглашен идейный плюрализм и многообразие. Новые теоретические установки декларируют идейную толерантность, запрет политической деятельности в сфере образования и воспитания.

Популярность приобретают педагогические идеи сотрудничества и партнерства. Воспитанники рассматриваются как полноправные участники педагогического субъект-субъектного процесса, где возникают доверительные, непринужденные отношения между педагогами и воспитанниками, реализуются коллективные педагогические формы и приемы, осуществляется совместная деятельность учащихся, преподавателей.

В российской педагогике возрождается понимание того, что семья – главный партнер школы по воспитанию, важнейший источник развития интеллекта, нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей.

В российской педагогике существенно изменилась трактовка принципов и условий образования. Предусматривается, что образование должно выполнять две функции: собственно обучения и социальной диверсификации (от лат. diversificatio – изменение, разнообразие). В первом случае речь идет о приобретении знаний, умений, формировании характера. Во втором – о распределении по различным профессиональным и общественным слоям.

Новый взгляд учитывает все лучшее, что досталось в наследство от советской педагогической науки и школы, и одновременно предусматривает продвижение по пути демократизации образования. Сохранены идеи о необходимости при понимании образования ориентироваться на ряд условий: равенство граждан при приобретении образования независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности; открытость и преемственность в системе обучения. В то же время провозглашены плюрализм, вариативность, диверсификация образования. Открыта перспектива формирования многозначных по целям, содержанию, типам учебных заведений. Провозглашена децентрализация управления школьным делом. Декларируется право родителей и учащихся на выбор учебного заведения и способов приобретения образования. Предлагается организация учебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать. В соответствии с этими условиями провозглашены принципы ликвидации монополии государства на образование; большего участия местных властей в управлении образованием; самостоятельности учебных заведений при определении направлений учебной деятельности; перехода к системе сотрудничества педагогов с учащимися.

Российская и мировая педагогика отражает не только общность, но и определенные мировоззренческие противоречия между цивилизациями Запада и Востока. В воспитании и обучении это довольно отчетливо отражено, к примеру, в рационализме научной мысли западного типа и холистической гносеологической восточной традиции.

Глава первая
Сравнительно-историческое изучение педагогики и образования

1.1. Научные основы исследования истории педагогики

Очевидно, что осмысление сравнительно-исторического контекста развития педагогики и образования в России и за рубежом предполагает опору, прежде всего, на методологию двух наук: истории педагогики и сравнительной педагогики.

Известно, что советская историко-педагогическая наука опиралась на определенные методологические установки: марксистской философии, коммунистической партийности, историзма, системности. История педагогики изучалась как целостное, обладавшее внутренней логикой, диалектически противоречивое явление в контексте череды обладавших конкретно-историческими особенностями социально-экономических формаций, как идейная надстройка производительных сил и производственных отношений, следствие борьбы социальных классов.

Однако с конца 1980-х гг. происходил пересмотр ряда таких исследовательских позиций. Подвергались сомнению тотальная политическая идеологизация истории педагогики, апологетика истории советской педагогики, искусственное деление генезиса мировой, российской и советской истории педагогики. Предложен логический (проблемный) метод, ориентировавший на изучение преимущественно истории педагогической теории.

В современной российской историко-педагогической науке сохранено многое ценное, что накоплено прежде. Вместе с тем обновляются установки относительно цели, методологии, классификации, периодизации, преемственности историко-педагогического знания, истории педагогики и образования как учебного предмета, актуализирована тематика.

Цели истории педагогики. Историко-педагогическая наука традиционно занята изучением общих и особенных тенденций развития историко-педагогического процесса, «реставрацией» педагогических представлений социальных и культурных страт различных исторических эпох, формаций и цивилизаций.

Выполняются цели самосознания и герменевтические цели, когда подводятся знаменатели педагогических поисков, критически интерпретируется история достоинств и недостатков в сфере воспитания и обучения. Реализуются также прогностические цели, когда историко-педагогическая наука, стремится заглянуть в будущее, изменить современность, решать проблемы нынешнего образования. Она служит неким зеркалом, вглядываясь в которое возможно вести своеобразный диалог прошлого с настоящим, учесть исторический опыт в сегодняшнем обучении и воспитании, высвечивать истоки современного педагогического процесса, находить путь к духовным сокровищам, которые порой оказываются невостребованными при воспитании и обучении новых поколений.

Изменились сервильные цели историко-педагогической науки. Она во многом перестает быть «служанкой» политической идеологии, что отнюдь не означает «идеологическую стерильность». Речь идет о выработке идеологии исследований, свободной от диктата философских и политических доктрин, об установлении гармоничного сотрудничества историко-педагогической науки и власти, эффективном историко-педагогическом сопровождении современных реформ в образовании.

Методология истории педагогики. Современная российская наука трактует историю педагогической мысли и образования в определенном методологическом ключе. Сохранены такие важные методологические принципы как объективность, историзм, социальный подход, системность, диалектическое видение историко-педагогического процесса. Но эти принципы наполнены в значительной мере иным содержанием. Сформулирован также ряд новых методологических установок.

Важными остаются социокультурные подходы, учитывающие, что педагогические идеи и практика существовали в пределах определенного социального и культурного контекста. Исследуется приобщение человека в разные социальные эпохи к культурным и общественным ценностям в ходе обучения и воспитания. Принимается в расчет, что во все исторические времена воспитание и обучение служили ареной проявления экономических, культурных, политических, религиозных и иных других интересов социума и отдельных его страт. Историко-педагогическая наука вводит в осмысление извечной обусловленности, взаимозависимости общества, государственной политики, педагогики и образования.

Возникло сосуществование традиционных и нетрадиционных социокультурных подходов. К первым относятся исследования в рамках социальных формаций (стадий). Наряду с этим используются подходы в контексте мировых и региональных цивилизаций, когда исследования сосредоточены на изучении совокупных черт воспитания и обучения, доминировавших в определенной цивилизационной социокультурной среде. Историко-педагогическая наука использует достоинства и преимущества обоих подходов. Тем самым качественно обогащается научный инструментарий и потенциал исследований. Формулируются существенные характеристики отечественного и мирового историко-педагогического процесса с учетом взаимосвязи генезиса истории педагогики с контекстом социальных формаций и одновременно в пределах различных цивилизаций с их многообразными культурными, этническими, религиозными и прочими особенностями. Оба подхода – стадийный и цивилизационный – дополняют друг друга, позволяют более обстоятельно и аргументировано представить эволюцию отечественной и мировой педагогики.

При рассмотрении историко-педагогической наукой социокультурных детерминант есть потребность переосмысления эволюционных и революционных факторов развития образования и педагогики. Надо принять во внимание, что в истории человечества систематически формировались качественно новые предпосылки и условия эволюционного движения образования и педагогики. Подобные предпосылки оказывались результатом освоения обретенного потенциала, в ходе хотя и конфликтного, но эволюционного развития. Социальные катаклизмы и кризисы, будучи звеньями подобной эволюции, могли оказаться не только двигателем, но и тормозом педагогической мысли и школы. Показательный пример – кризис российского образования при распаде СССР в 1990-е гг.

Заметное место в методологии историко-педагогической науки заняли идеи объективного позитивизма. Известно, что основное устремление позитивизма – осмысление фактов историко-педагогического процесса как совокупности теоретического и практического опыта, отказ от исключительно умозрительных суждений об обучении и воспитании. Позитивизм предполагает обращение к состоявшимся педагогическим явлениям и событиям, поиск новых фактов в истории педагогики и их научно-педагогическую переработку. Впрочем, надо избегать чрезмерного увлечения позитивистским «культом факта», которое может нанести ущерб теоретическому анализу историко-педагогических проблем. Воспроизведение фактов в истории педагогики должно носить обобщающий характер.

Выработка объективных, адекватных научных представлений в историко-педагогической науке не исключает опоры на философию релятивизма. Надо отойти от классического понимания недостаточности историко-педагогического знания как результата незнания всех причин, обусловивших генезис историко-педагогического процесса. Идеальной точности такого знания добиться невозможно, поскольку нельзя абсолютно точно определить условия и факторы историко-педагогического процесса. Так что выводы, оценки и обобщения в историко-педагогической науке нельзя считать аксиоматичными. Эта наука имеет дело, с одной стороны, с необратимыми феноменами, а, с другой – на каждом новом этапе развития науки аранжировка фактов и событий меняется (и порой существенно). Это происходит как по причине того, что появляются дополнительные историко-педагогические сведения, так и в силу приращения общего педагогического знания, с высот которого историко-педагогический процесс видится по-иному.

Классификация истории идей и практики образования. Устойчивыми показателями развития историко-педагогического знания, практики воспитания и обучения можно считать определенную двойственность – дихотомию и альтернативность. Эти показатели проявляются в сосуществовании традиционного и нетрадиционного в истории педагогических идей и практики образования. Ориентация на такие критерии позволяет с большой степенью объективности выявлять и классифицировать генезис сущностных идей и практики в истории педагогики.

При оценках дихотомии и альтернативности, традиционного и нетрадиционного как критериев классификации историко-педагогического знания нельзя не учитывать их постоянную эволюцию, динамику и взаимосвязь. Надо иметь в виду подвижки в соотношении традиционного и нетрадиционного, в частности, переход нового в традиционное. Примем также во внимание, что альтернативность и дихотомия не абсолютны. К примеру, нуждается в пересмотре стереотип о безоговорочной альтернативности светской и религиозной педагогики. Принципиальные различия между ними в оценках рационального и иррационального в воспитании и обучении не должны заслонять понимания, что и светская либеральная педагогика, и религиозная педагогика смыкаются в феноменологических трактовках воспитания и обучения.

При решении историко-педагогической наукой вопросов классификации необходим учет как универсальных, так и конкретно-исторических критериев. Это предполагает «наполнение несущих конструкций» (альтернативность и дихотомия, традиционное и нетрадиционное) педагогическим критериями конкретно-исторического содержания. В качестве примера соответствующей классификации педагогики и образования на рубеже двух тысячелетий на основе указанных критериев можно предложить нижеследующую таблицу.

Таблица

Основные течения в российской и западной педагогике на пороге XX–XXI вв.

Периодизация и преемственность в истории педагогики. При осмыслении генезиса историко-педагогического знания, практики воспитания и обучения важно понимание периодизации в истории педагогики. Мы разделяем призыв вернуться к идеям К. Маркса о переходе от социума традиционного типа к обществу гражданского типа, рассмотрении им параллельно с формационной концепцией общественно-исторического процесса трехступенчатой модели исторического развития, согласно чему докапиталистические формации (первую ступень) сменяет гражданское общество (вторая ступень). Правомерно в этой связи учитывать, что современные социумы с их системой всеобъемлющих рыночных отношений оказались очагом образования, взламывавшего национальные, сословные, религиозные и иные социальные перегородки.

Актуально предметное изучение феномена исторической преемственности педагогического знания и образования. История педагогики на рубеже XX–XXI вв. дает убедительные образцы преемственности педагогических идей. Сегодняшние педагогика и образование в России усвоили во многом идеи, которые являются следствием прежних различных социокультурных укладов России и зарубежья. Так, идеи интерактивного обучения в определенном смысле не что иное, как продолжение в новых условиях установок диалогического сократовского обучения. Другим примером могут служить нынешние концепции гармонического развития личности, которые опираются на идеи, которые в свое время внесли мыслители древности (брахманизм, конфуцианство, греческая философия и т. д.), философско-педагогическая мысль Средневековья (мусульманский Восток, европейское Возрождение), педагогика Нового и Новейшего времени (социалистическая традиция).

Важно не упускать из виду дискретный характер преемственности в истории педагогики. Человечество порой утрачивало целесообразные и позитивные педагогические идеи, которые позже возрождались в ином виде. На извилистом, нередко драматичном пути происходило постепенное превращение мировой педагогики из суммы эмпирических суждений в науку. Историческое движение педагогики и образования не было непрестанным подъемом. Скорее это было скачкообразное восхождение на пики. На пороге двух тысячелетий ускорилось формирование концепций воспитания и обучения на основе познания закономерностей природы человека и общества, педагогика развивается при нараставшем противостоянии феноменологической и социальной парадигм.

Актуален анализ преемственности современной российской школы и педагогики с педагогической мыслью и образованием в Советском Союзе. Опасно стать «Иванами, не помнящими родства». Важно при этом избегать как огульного отрицания, так и апологетики советской педагогики и школы. Так остаются перспективными унаследованные от советской педагогики идеи образования без тупиковых ступеней, концепции гармонического развития личности, соединения обучения с производительным трудом, методики Опытно-показательных учебных заведений, ряд концепций общего среднего образования, развивающего обучения и т. д.

История педагогики как учебный предмет. В свете обновляемой методологической матрицы историко-педагогической науки и современных реформ высшего образования, необходимости осмысления места истории педагогики и образования в программах высшей школы злободневен вопрос об истории педагогики и образования как учебном предмете. Дополнительная актуальность изучения истории педагогики как учебного предмета возникла в условиях создания двухуровневого высшего образования, введения кандидатских экзаменов по философии и истории педагогической науки.

История педагогики – одна из важнейших составных частей подготовки квалифицированных преподавателей. Задачами изучения истории педагогики как учебной дисциплины остаются приобретение базового историко-педагогического знания, формирование педагогического мышления, воспитание культуры педагогического исследования. При решении подобных задач осваиваются научные ценности воспитания и обучения, которые лежат вне узких корпоративных, социальных и национальных интересов; обогащается мировоззренческая и педагогическая культура; происходит приобщение к педагогическим знаниям универсального, глобального характера; развивается пространственно-временное теоретическое мышление, когда осознаются причинно-следственные взаимосвязи педагогических явлений и фактов; формируются навыки научного исследования, знание педагогических категорий и понятий, умение работать с историко-педагогическими источниками.

Достижение таких задач предполагает использование полученных историко-педагогических знаний в научной и повседневной педагогической деятельности. Речь идет о приобретении систематических представлений о механизме практических педагогических ответов на вызовы времени, формировании открытого педагогического мышления, при котором осваивается все целесообразное, что накоплено человечеством в воспитании и обучении. Прививаются убеждения, что педагогика и школа являются заметным (хотя и не единственным) элементом культурной и общественной эволюции. Воспитывается уважительное и одновременно критическое, творческое отношение к теории педагогики. Формируется понимание, что ряд нынешних педагогических идей является обновленным вариантом на время забытых концепций и теорий. Происходит отказ от заблуждения, будто современная педагогика предлагает истины в конечной инстанции. Возникает убежденность в неизбежности перемен в образовании, уверенность, что педагогика обладает постоянным потенциалом обновления. Принимаются новые педагогические идеи, включая и те, которые поначалу кажутся случайными и неприемлемыми.

Философ, писатель, основоположник направления «метафизический реализм» Юрий Мамлеев умер в воскресенье, 25 октября. «Известия» собрали самые яркие высказывания Мамлеева о жизни, эмиграции, визионерском опыте и будущем нашей страны.

Я помню, в моем детстве еще что-то было от прежней России. Я родился в 1931 году, бóльшая часть населения страны родилась еще до революции. Это были люди, несущие другой менталитет. Это были люди более мягкие, более душевные, они больше напоминали героев классики. Но даже в советское время, несмотря на войну и сталинские годы, люди жили по христианским принципам любви и порядочности. Сохранилась мысль, что человек есть образ и подобие Божье. Власть была чудовищная, деспотическая, а люди - хорошие.

В метро сидит человек. Открывается дверь - входит другой человек, садится рядом, за плечо обнимает незнакомого человека и начинает что-то говорить. А тот не только не возмущен, но присоединяется к разговору... Обычная ситуация Москвы 1960-х...

Странствуя по московским пивным, я встречал людей не менее интересных, чем те, кого я встречал среди интеллигенции.

О подполье

Древние греки считали, что конец света наступил с того периода, когда Боги покинули землю. С этого момента началась агония, но если у человека агония длится несколько минут, то у мира - несколько тысячелетий. Когда я жил в подполье, я чувствовал это. Казалось, всё рухнуло, мы одни в мире и нужно начинать сначала: снова искать Бога, искать людей. Потому тогда, в подполье, я чувствовал свою исключительность больше, чем сейчас.

Меня называют представителем направления «метафизический реализм». Метафизический реализм - это не оккультные фантазии. Это изображение реальной жизни, в которую вносится жизнь из другого измерения. Но таким образом, что это становится прорывом, озарением автора, а не игрой воображения.

Тогда, в шестидесятые, мне казалось, что я делаю нечто совершенно исключительное, необыкновенное. Возможно, это было ложное чувство, но и другим казалось так же. Мой друг Игорь Холин говорил: «Юра, я буду уверен, что советская власть пала, когда опубликуют твоих «Шатунов»».

Об эмиграции

Меня никто не заставлял уехать. Просто однажды сказали, что писатели и художники независимо от национальности могут уехать в Израиль. Но внутреннюю, почти мистическую потребность вернуться я стал ощущать уже через полгода после эмиграции. Как ни странно, еще раньше, при отъезде, у нас с Машей (женой) было ощущение, что мы уезжаем не насовсем.

Писать - трудоемко. Когда мы жили на Западе, мне помогали университеты. Я разъезжал по университетам и читал лекции. Университеты хорошо платили, это был обычный способ существования читателя на Западе. На Западе есть система помощи начинающим талантам. У нас такой помощи нет.

Люди не изменились. Когда я вернулся из эмиграции, я понял, что они изменились только социально, но в них осталось неизменным нечто, что характеризует российскую цивилизацию и русского человека.

Человек 1960-х годов и вы, молодые люди, быстро бы нашли общий язык. Это понятно. Это мощное влияние и православия, и русской культуры, и русской души.

О России

В России кроме быта даже на уровне обычной жизни существовало что-то другое. В русских деревнях в XIX веке люди кланялись друг другу при встрече. Почему? Потому что видели в другом образ и подобие Божье. Это входило в реальную конкретную жизнь. И это был не просто быт.

Я не против потребительского общества. Дворянский класс в России жил богато, но он создал высочайшую культуру. Так что одно не мешает другому.

Относительно России у меня ощущение такое, что Россия попала под какой-то эксперимент. Высших сил, может быть. Нам пришлось вынести гигантское историческое испытание на прочность. Прочность нашей души, нашей веры, нашей культуры. И это испытание продолжается до сих пор. Но выход есть. По целому ряду прогнозов, я думаю, что к 40–50 годам XXI века Россия станет одной из величайших стран мира. Главной причиной подъема станут мощная духовная составляющая и научные открытия, к которым Россия будет очень причастна.

О параллельном мире

Параллельные миры существуют, и в этом нет никакого секрета. Это следует даже из традиционалистской философии. Но этот мир, как бы его не ругали, действительно лучший. Он дает огромные возможности, и в нем есть что-то такое, что можно ценить.

Один мой знакомый - мы вместе учились - рассказывал мне о том, что в ближайшем мире образован мир очень близкий к нашему. Практически материальный, но для нас невидимый. Там есть даже жилые здания, но сделанные из другой материи, более тонкой, чем наши. И многие умершие находятся в этом мире и продолжают материальную жизнь там. Но в этой реальности оказываются люди, у которых отсутствует вертикаль, люди, желающие реализовать физические и материальные инстинкты и желания. Выхода в духовный мир оттуда почти нет. Это мир-ловушка.

Окружающий мир, конечно, реальность. Но в философии реальность имеет несколько другой смысл. Например, в индийской философии реальностью называется только то, что неуничтожимо, а окружающий мир - он же постоянно меняется. Но что же тогда неуничтожимо?

Сейчас в науке много открытий, связанных с контактом с другими измерениями. Происходит процесс возвращения утраченного знания - связи с богами и низшими существами. В древнем мире контакты эти были открыты, а с приходом материального мира сознание человека стало направлено только на сиюминутное, поэтому и порталов стало меньше. Но сейчас они открываются снова, и это в будущем изменит наш мир.

О писательском труде

Как ни странно, творить было легче в советское время. Там как-то не так довлела социальная необходимость. Можно было жить совершенно асоциально.

То уважение, которым в России пользуется писатель, - такое сильное, что компенсирует всё другое. На нас смотрят как на необыкновенных существ, которым суждена неземная слава. И это компенсирует недостаточные заработки и материальные проблемы.

Творчество - это такое счастье, которое можно сравнить с любовью к любимой женщине, например Маше, моей жене.

Всё, что приходило мне в голову, я выражал в творчестве. Творчество было моей духовной практикой.

О гонорарах

Творчество - особая сфера деятельности. Но в 1960-е мы писали не за гонорары. Единственным гонораром могла быть тюрьма. И всё равно писатели были.

Раньше брать деньги за поэзию считалось оскорблением. Античная драма не ставилась для людей. Она ставилась для богов. И играли артисты, когда трибуны были пустыми. Представляете, насколько цивилизации меняются.

Как известно, время быстротечно, но, несмотря на это, остаются некоторые вещи, остающиеся неизменными. Это относится и к городам, которые вот уже несколько тысячелетий хранят многие тайны истории. Представляем 10 древнейших поселений мира, возникших многие тысячелетия назад.



1. Иерихон, Палестинская национальная администрация
Первые жители на территории нынешнего Иерихона появились еще в девятом тысячелетии до нашей эры. Эту дату археологи определили по возрасту первых каменных строений, обнаруженных ими в Иерихоне. Сегодня на этих территориях проживает около 20 тысяч жителей. Город поражает обилием достопримечательностей, часть которых уже давно превратилась в руины. Но даже это не останавливает туристов и они ежегодно съезжаются на территорию Иерихона, чтобы полюбоваться, к примеру, останками дворца Ирода Великого и Сорокодневной горой, на которой, по преданию, Иисус Христос соблюдал пост сорок дней, все этой время искушаемый дьяволом.


2. Библ, Ливан
Первые строения этого библейского города были возведены еще в пятом тысячелетии до нашей эры. Изначально город носил название Джебейль, а наименование Библ получил благодаря грекам, импортировавшим из города папирус. Библ богат на культурные и исторические достопримечательности, среди которых древние финикийские храмы, замок Библс, церковь Святого Иоанна Крестителя и многие другие. А вот современной достопримечательностью города можно назвать Международный музыкальный фестиваль Byblos, участниками которого в разные времена становились Massive Attack, Epica, Beirut и другие.


3. Алеппо, Сирия
Свою историю селение Алеппо берет еще в 4300 годах до нашей эры. Сейчас это поселение является самым многонаселенным городом Сирии. История его достаточно богата и за все время существования он успел побывать в руках ассирийцев, греков и персов, даже был не раз оккупирован римлянами, византийцами, арабами, крестоносцами и побывал во владении монголов и османов. Такое многообразие культур наложило видимый отпечаток на образ города, который как нельзя лучше выражен в множестве достопримечательностей, соответствующих различным культурным традициям.

4. Дамаск, Сирия
Некоторые историки утверждают, что первые жители заселили город еще в 10 000 до н.э. Главным этапом в истории существования города стало прибытие арамейцев, установивших сеть каналов, до сих пор составляющих основу водопроводных городских сетей. За время своего существования Дамаск успел побывать в руках Александра Великого, а также римлян, арабов и османов. Сегодня Дамаск является одним из популярнейших направлений для множества туристов, прибывающих сюда полюбоваться историческими достопримечательностями.


5. Эль-Файюм, Египет
Свою историю этот древний египетский город, расположенный к юго-западу от Каира, начал еще в 4000 до нашей эры. В то время жители города поклонялись крокодилу, воплощавшему для них земной образ бога Себека. Археологи обнаружили целое кладбище мумифицированных крокодилов, насчитывающее более 2 тысяч экземпляров. Из достопримечательностей Эль-Файоме можно отметить крупные базары, мечети и бани, а также расположенные поблизости пирамиды.


6. Сайда, Ливан
Сайда считается древнейшим финикийским городом. Первые его строения относят к 4000 до нашей эры, а сам город считается началом становления средиземноморской финикийской империи. Здешние мастера во все века славились в искусстве производства стекла, пурпура, а также в женской вышивке.


7. Пловдив, Болгария
Основанное в 4000 до нашей эры Фракийское поселение не единожды переходило из рук в руки, прежде чем приобрело нынешний статус. Сегодня Пловдив является крупным культурным центром, хранящим в себе древние останки, среди которых римский амфитеатр, акведук и османские ванны.


8. Газиантеп, Турция
Впервые это место увидело поселенцев в 3650 до нашей эры. За всю историю существования город претерпел множественные смены правителей и перестраивания. Из главных достопримечательностей города можно назвать Музей мозаики, основу которого составляют многочисленные мозаики из античного города Зевгма, затопленного турками в 2000 году.


9. Бейрут, Ливан
Свое начало столица Ливана берет в период с 3000 по 5000 до нашей эры. На территории города археологами обнаружены артефакты финикийского, эллинистического, римского, арабского и османского периодов. Сегодня Бейрут считается центром культурной жизни региона.


10. Варанаси, Индия
Варанаси является важнейшим местом паломничества в Индии, а также считается одним из семи священных городов индуизма. Возраст города насчитывает около 3000 лет, но есть мнение, что он появился около 5000 лет назад и был основан самим богом Шивой.

Древние цивилизации всегда будоражили умы ученых, кладоискателей и любителей исторических головоломок. Шумеры, египтяне или римляне оставили множество доказательств своего существования, но они не были первыми на планете. Кроме легенд об их расцвете и падении, в истории остались белые пятна, которые до сих пор не удалось заполнить.

Все эти цивилизации в свое время были выдающимися и во многом превосходили не только свою эпоху, но и современные достижения. Но, по разным причинам, они исчезли с лица Земли, утратив свое величие и могущество. Речь идет не только о тех империях, которые точно процветали на планете, а также о культурах, которые возможно существовали. Например, всем известная Атлантида до сих пор не найдена, но могла ли она вообще существовать?

Редакция InPlanet составила список древнейших цивилизаций, наследие которых до сих пор вызывает у историков горячие споры. Представляем вашему вниманию 12 величайших империй, которые оставили после себя множество загадок!

1 Континент Лемурия / 4 млн лет назад

Истоки всех древнейших цивилизаций берут начало из мифа о таинственном материке Лемурии, который ушел под воду много миллионов лет назад. Его существование неоднократно упоминалось в мифах разных народов и философских трудах. Они говорили о высокоразвитой расе человекоподобных обезьян, которые имели отличное образование и развитую архитектуру. По легендам, он находился в Индийском океане и главное доказательство его существования - остров Мадагаскар, населенный лемурами.

2 Гиперборея / до 11540 года до н.э.


Загадочная земля Гиперборея уже много лет будоражит умы ученых и исследователей, которые хотят найти хоть какие-то доказательства ее существования. Итак, на данный момент бытует мнение, что Гиперборея была расположена в Арктике и населялась предками славян. Тогда еще континент не был покрыт льдом, а цвел и благоухал. И это, кстати, возможно, ведь ученые установили, что 30-15000 лет до н.э. в Арктике был благоприятный климат.

Стоит отметить, что попытки найти Гиперборею практиковались уже много времени, например, Германия и СССР во времена Второй мировой войны отправляли экспедиции для поисков потерянной страны. Но так и не удалось установить, действительно ли существовала страна, ставшая прародительницей славян.

3 Цивилизация Ароэ / 13000 лет до н.э.


Эта цивилизация относится к разряду мифических, несмотря на то, что есть масса построек, доказывающих существование народов на островах Микронезии, Полинезии и Пасхи. В новой Каледонии были обнаружены древние цементные статуи, возраст которых датирован 10950 годом до н.э.

По легендам, цивилизация Ароэ, или Королевство Солнца, образовалось в Тихом океане после исчезновения континента Лемурия. Среди коренных жителей этих островов до сих пор ходят легенды о предках, способных летать по воздуху.

4 Цивилизации пустыни Гоби / примерно 10000 лет до н.э.


Еще одна загадочная цивилизация, о существовании которой ведутся споры. Сейчас пустыня Гоби является самым малонаселенным местом на планете, засушливым и губительным. Однако бытует мнение, что много тысячелетий назад там жила некая цивилизация Белый остров, которая стояла на одном уровне с Атлантидой. Ее называли страной Агарти, подземным городом, Шамбалой и землей Хси Ванг Му.

В те годы пустыня была морем, а Белый остров возвышался на ним зеленым оазисом. Ученые подтвердили, что это действительно было так, однако дата смущает - море из пустыни Гоби исчезло 40 млн лет назад. Могло ли там существовать поселение мудрецов в это время, или позже, научно не доказано.

5 Атлантида / 9500 лет до н.э.


Это мифическое государство, пожалуй, самое известное во всем мире. Нет точных доказательств того, что действительно существовал остров, который ушел под воду вместе с высокоразвитой цивилизацией. Но до сих пор мореплаватели, историки и любители приключений ищут подводный город, наполненный сокровищами древней Атлантиды.

Основное доказательство существования Атлантиды - труды Платона, который описывал войну этого острова с Афинами, вследствие чего атланты просто ушли под воду вместе с островом. Существует множество теорий и мифов об этой цивилизации и даже целые научные течения.

6 Древний Китай / 8500 лет до н.э. - наши дни


Китайская цивилизация признана одной из древнейших в мире. Ученые считают, что первые ее зачатки появились еще 8000 лет назад до нашей эры. Письменные источники фиксируют наличие государства под названием Китай еще 3500 лет назад. По этом, археологи обнаруживают черепки горшков на территории Китая возрастом 17-18000 лет до нашей эры. Древняя и богатая история Китая показала, что это государство, много тысячелетий управляемое династиями, было одним из самых развитых и сильнейших в мире.

7 Цивилизация Осириса / до 4000 н.э.


Поскольку официально эту цивилизацию нельзя считать существовавшей, можно только догадываться о датах ее расцвета. По легендам, осирианцы были прародителями египетской цивилизации и, соответственно, жили в бассейне Средиземного моря до их появления.

Конечно, все догадки об этой цивилизации основаны на недостоверных фактах, например, о том, что осирийская цивилизация погибла из-за того, что гибель Атлантиды спровоцировала затопление Средиземного бассейна. Точных доказательств этих событий нет, поэтому можно рассматривать лишь массу затопленных городов на дне Средиземного моря, как подтверждение цивилизации, ушедшей под воду.

8 Древний Египет / 4000 до н.э. - VI-VII вв. н.э.


Древнеегипетская цивилизация существовала около 40 веков и достигла своего расцвета в середине этого временного отрезка. Для изучения этой культуры есть отдельная наука египтология, которая занимается исследованиями многообразной истории этой империи.

Древний Египет имел все, что нужно для развития и процветания - плодородную землю в долине реки Нил, религию, систему управления государством и армию. Несмотря на то, что Древний Египет пал и был поглощен Римской империей, до сих пор на планете есть следы этой мощной цивилизации - огромный Сфинкс, древние пирамиды и масса исторических артефактов.

9 Шумеры и Вавилон / 3300 лет до н.э. - 1000 лет до н.э.


Долгое время шумерской цивилизации приписывали звание первой в мире. Шумеры первыми начали заниматься ремеслом, сельским хозяйством, гончарным делом и строительством. В 2300 году до нашей эры эту территорию захватили вавилоняне, которые во главе с Вавилоном стали культурным и политическим центром Древнего мира. Обе этих цивилизации являются сильнейшими государствами Древней Месопотамии.

10 Древняя Греция / 3000 лет до н.э. - I в. до н.э.


Это древнейшее государство называлось Элладой и считалось одним из самых сильных в античном мире. Грецией эту территорию прозвали римляне, которые захватили Элладу в первом веке до нашей эры. За три тысячи лет существования греческая империя оставила после себя богатую историю, массу архитектурных памятников и множество литературных шедевров, популярных до сих пор. Чего только стоят мифы Древней Греции!

11 Майя / 2000 до н.э. - XVI век н.э.


Легенды о могуществе и величии этой удивительной цивилизации ходят до сих пор и толкают людей на поиски древних сокровищ. Кроме несметных богатств, индейцы майя обладали уникальными знаниями в астрономии, которые позволили им разработать точный календарь. Также они имели удивительные знания в строительстве, благодаря которым их опустошенные города до сих пор входят в список наследия ЮНЕСКО.

Эта высокоразвитая цивилизация имела развитую медицину, сельское хозяйство, системы водоснабжения и богатую культуру. К сожалению, в Средние века эта империя стала угасать, а с приходом конкистадоров и вовсе исчезла.

12 Древний Рим / 753 г. до н.э. - V в. н.э.


Древнеримская империя являлась одной из самых мощнейших в истории Древнего мира. Она оставила после себя яркий след в истории, поработила множество мелких государств и выиграла массу кровопролитных войн. Древний Рим имел свою мифологию, мощную армию, систему управления и являлся во времена своего расцвета центром цивилизации.

Римская империя подарила миру богатое культурное наследие и историю, которая до сих пор будоражит умы ученых. Как и все древние империи, она угасла из-за непомерных амбиций и планов завоевать весь мир.

Все эти древние цивилизации оставили после себя огромное культурное наследие и массу загадок, которые еще предстоит разгадать. Удастся ли человечеству узнать, существовали некоторые империи или нет, покажет время. А пока нам остается только довольствоваться догадками и уже имеющимися фактами.

Кого вы считаете самым достойным примером и вдохновением для себя лично? Мартин Лютер Кинг младший, Юрий Гагарин или, может, ваш дедушка? Наш мир формировался несколько тысячелетий, и в этом нелегком процессе приняло участие очень много исторических фигур, внесших свой неоценимый вклад в науку, культуру и многие другие сферы жизни, как своих стран, так и всего человечества. Очень сложно и почти невозможно выбрать тех, чье влияние было самым значительным. Однако авторы этого списка все же решили попробовать и собрать в одной публикации самых вдохновляющих личностей в истории мировых цивилизаций. Некоторые из них известны всем, о других знает не каждый, но все они имеют одну общую черту – эти люди изменили наш мир к лучшему. От Далай-ламы до Чарльза Дарвина перед вами 25 самых выдающихся личностей в истории!

25. Чарльз Дарвин (Charles Darwin)

Известный британский путешественник, натуралист, геолог и биолог, Чарльз Дарвин больше всего знаменит своей теорией, изменивший представление о природе человека и о развитии мира во всем его многообразии. Теория эволюции и естественного отбора Дарвина предполагает, что все виды живых организмов, включая и людей, произошли от общих предков, и эта концепция в свое время потрясла все научное сообщество. Дарвин опубликовал Теорию эволюции с приведением некоторых примеров и доказательств в своей революционной книге «Происхождение видов» (On the Origin of Species) в 1859 году, и с тех самых пор наш мир и способы его познания очень изменились.

24. Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee)


Фото: Paul Clarke

Тим Бернерс-Ли – британский инженер, изобретатель и ученый в области компьютерных наук, больше всего известный как создатель Всемирной паутины (World Wide Web). Его еще иногда называют «Отцом интернета», и именно Бернерс-Ли разработал первый гипертекстовый веб-браузер, веб-сервер и веб-редактор. Технологии этого выдающегося ученого получили всемирное распространение и навсегда изменили то, как генерируется и обрабатывается информация.

23. Николас Уинтон (Nicholas Winton)


Фото: cs:User:Li-sung

Николас Уинтон был британским филантропом, а с конца 80-х годов он стал известен в первую очередь тем, что прямо накануне Второй мировой войны вывез 669 еврейских детей с территории оккупированной нацистами Чехословакии. Уинтон перевез всех этих детей в британские приюты, и кого-то из них даже удалось пристроить в семьи, что однозначно спасло их всех от неминуемой смерти в концлагерях или во время бомбежек. Филантроп организовал целых 8 поездов из Праги и вывозил детей также из Вены, но уже с помощью других видов транспорта. Англичанин никогда не искал славы, и целых 49 лет он хранил в тайне свой героический поступок. В 1988 году жена Уинтона обнаружила у него записную книжку с записями 1939 года и с адресами семей, принявших юных спасенцев. С тех пор на него обрушились признание, ордены и награды. Николас Уинтон умер в возрасте 106 лет в 2015 году.

22. Будда Шакьямуни (Gautama Buddha)


Фото: Max Pixel

Известный также под именами Сиддхартха Гаутама (от рождения), Татхагата (пришедший) или Бхагаван (блаженный), Будда Шакьямуни (пробужденный мудрец из рода Шакья) был духовным лидером и основателем буддизма, одной из трех ведущих мировых религий. Будда родился в 6 веке до нашей эры в царской семье и жил в абсолютной изоляции и роскоши. Когда принц повзрослел, он покинул свою семью и оставил все свое имущество, чтобы окунуться в самопознание и заняться поисками избавления человечества от страданий. Через несколько лет медитаций и созерцания Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Через свое учение Будда Шакьямуни повлиял на жизни миллионов людей по всему миру.

21. Роза Паркс (Rosa Parks)

Фото: wikimedia commons

Известная также как «первая леди гражданских прав» и «мать движения на свободу», Роза Паркс была настоящим первопроходцем и основательницей движения за права чернокожих в Алабаме (Alabama) 1950-х годов, где в те времена все еще существовала жесткая расовая сегрегация граждан. В 1955 году в Монтгомери (Montgomery, столица Алабамы) отважная афроамериканка и страстная активистка за гражданские права, Роза Паркс, отказалась уступать свое место в автобусе белому пассажиру, ослушавшись приказов водителя. Ее бунтарский поступок спровоцировал других чернокожих на то, что позже прозвали легендарным «Бойкотом автобусных линий Монтгомери». Этот бойкот длился 381 день и стал одним из ключевых событий в истории движения за гражданские права чернокожих в США.

20. Анри Дюнан (Henry Dunant)

Фото: ICRC

Успешный швейцарский предприниматель и активный общественный деятель Анри Дюнан стал первым человеком, получившим в 1901 году Нобелевскую премию мира. Во время деловой командировки в 1859 году Дюнан столкнулся с жуткими последствиями Битвы при Сольферино (Solferino, Италия), где схлестнулись войска Наполеона, Сардинского королевства и Австрийской империи под руководством Франца-Иосифа Первого (Franz Joseph I), а на поле битвы умирать было оставлено почти 9 тысяч раненых. В 1863 году в ответ на увиденные им ужасы войны и жестокость схватки предприниматель основал всем известный Международный комитет Красного креста. Принятая в 1864 году Женевская конвенция об улучшении судьбы раненых также основывалась на идеях, высказанных Анри Дюнаном.

19. Симон Боливар (Simon Bolivar)

Фото: wikimedia commons

Известный еще как Освободитель (El Libertador), Симон Боливар был выдающимся венесуэльским военным и политическим лидером, сыгравшим ключевую роль в освобождении от испанского господства целых 6 стран Южной и Центральной Америки – Венесуэлы, Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу и Панамы. Боливар родился в богатой аристократической семьей, но большую часть своей жизни он посвятил военным кампаниям и борьбе за независимость испанских колоний в Америке. Страна Боливия, кстати, была названа как раз в честь этого героя и освободителя.

18. Альберт Эйнштейн (Albert Einstein)

Фото: wikimedia commons

Альберт Эйнштейн – один из самых уважаемых и влиятельных ученых всех времен и народов. Этот выдающийся физик-теоретик, нобелевский лауреат и общественный деятель-гуманист подарил миру свыше 300 научных трудов по физике и около 150 книг и статей по истории, философии и другим гуманитарным направлениям. Вся его жизнь была полна интереснейшими исследованиями, революционными идеями и теориями, ставшими впоследствии основополагающими для современной науки. Больше всего Эйнштейна прославила Теория относительности, и благодаря этому труду он стал одной из величайших личностей в истории человечества. Даже спустя почти столетие эта Теория продолжает влиять на мышление современного научного сообщества, работающего над созданием Теории всего (или Единой теории поля).

17. Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci)


Фото: wikimedia commons

Сложно описать и перечислить все те направления, в которых преуспел Леонардо да Винчи, человек, изменивший целый мир одним своим существованием. За всю свою жизнь этот итальянский гений эпохи возрождения успел добиться небывалых высот и в живописи, и в архитектуре, и в музыке, и в математике, и в анатомии, и в инженерном деле, и еще во многих других областях. Да Винчи признан одним из самых разносторонне развитых и талантливых людей, когда-либо живших на нашей планете, и он является автором таких революционных изобретений, как парашют, вертолет, танк и ножницы.

16. Христофор Колумб (Christopher Columbus)

Фото: wikimedia commons

Знаменитый итальянский исследователь, путешественник и колонизатор, Христофор Колумб не был первым европейцем, приплывшим в Америку (ведь до него здесь побывали викинги). Однако его плавания дали старт целой эпохе самых выдающихся открытий, завоеваний и колонизаций, продлившихся еще несколько столетий после его смерти. Путешествия Колумба в Новый свет очень сильно повлияли на развитие географии тех времен, ведь в начале 15 века люди все еще верили, что Земля плоская, и что за Атлантикой больше не существует никаких земель.

15. Мартин Лютер Кинг младший (Martin Luther King Jr.)


Фото: wikimedia commons

Это одна из самых влиятельных личностей 20 века. Мартин Лютер Кинг младший известен, прежде всего, за его мирное движение против дискриминации, расовой сегрегации и за гражданские права чернокожих американцев, за что в 1964 году он даже получил Нобелевскую премию мира. Мартин Лютер Кинг был баптистским проповедником и ярким оратором, вдохновившим миллионы людей по всему миру бороться за демократические свободы и свои права. Он сыграл ключевую роль в продвижении гражданских прав с помощью мирных протестов, основанных на христианской вере и философии Махатма Ганди.

14. Билл Гейтс (Bill Gates)

Фото: DFID – UK Department for International Development

Основатель легендарной транснациональной компании Microsoft, Билл Гейтс считался самым богатым человеком в на протяжении почти 20 лет. Однако в последнее время Гейтс стал известен в первую очередь как щедрый филантроп, нежели за его успехи в бизнесе и на рынке информационных технологий. В свое время Билл Гейтс стимулировал развитие рынка персональных компьютеров, благодаря чему компьютеры стали доступными для самых простых пользователей, чего он как раз и добивался. Сейчас он увлечен идеей обеспечить доступом в интернет весь мир. Гейтс также трудится над проектами, посвященными борьбе с глобальным потеплением и борьбе с гендерной дискриминацией.

Уильям Шекспир считается одним из величайших англоязычных писателей и драматургов, и он оказал сильнейшее влияние на целую плеяду литераторов, а также на миллионы читателей по всему миру. Вдобавок Шекспир ввел в обиход около 2 000 новых слов, большинство из которых все еще в ходу в современном английском языке. Своими работами национальный поэт Англии вдохновил великое множество композиторов, художников и кинорежиссеров со всего мира.

12. Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud)

Фото: wikimedia commons

Австрийский невролог и основатель науки психоанализа, Зигмунд Фрейд знаменит именно своими уникальными исследованиями загадочного мира человеческого подсознания. Ими он навсегда изменил то, как мы оцениваем себя самих и окружающих нас людей. Работы Фрейда повлияли на психологию, социологию, медицину, искусство и антропологию 20 века, а его терапевтические методики и теории в области психоанализа до сих пор изучаются и применяются на практике.

11. Оскар Шиндлер (Oskar Schindler)

Фото: wikimedia commons

Оскар Шиндлер был немецким предпринимателем, членом нацистской партии, шпионом, бабником и выпивохой. Все это звучит не очень привлекательно и уж точно не похоже на характеристику настоящего героя. Однако вопреки всему вышесказанному Шиндлер попал в этот список совершенно заслуженно, ведь во время Холокоста и Второй мировой войны этот мужчина спас около 1200 евреев, вызволяя их из лагерей смерти для работы на своих заводах и фабриках. Героическая история Оскара Шиндлера была описана во многих книгах и фильмах, но самой известной адаптацией стал фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера», снятый в 1993 году (Steven Spielberg, Schindler’s List).

10. Мать Тереза (Mother Teresa)

Фото: wikimedia commons

Католическая монахиня и миссионерка, Мать Тереза посвятила почти всю свою жизнь служению бедным, больным, инвалидам и сиротам. Она основала благотворительное движение и женскую монашескую конгрегацию «Сестры миссионерки любви» (Congregatio Sororum Missionarium Caritatis), существующую почти во всех странах мира (в 133 странах по состоянию на 2012 год). В 1979 году Мать Тереза стала лауреатом Нобелевской премии мира, а через 19 лет после ее смерти (в 2016 году) была причислена к лику святых самим Папой Римским Франциском (Pope Francis).

9. Авраам Линкольн (Abraham Lincoln)

Фото: wikimedia commons

Авраам Линкольн был 16-ым президентом США и одной из самых влиятельных личностей в истории Америки. Выходец из бедной фермерской семьи, Линкольн боролся за воссоединение страны во время Гражданской войны между Севером и Югом, укрепил федеральное правительство, модернизировал американскую экономику, но репутацию выдающейся исторической личности он заслужил в первую очередь своим вкладом в развитие демократического общества и борьбой против рабства и угнетения чернокожего населения США. Наследие Авраама Линкольна до сих пор оказывает определяющее влияние на американский народ.

8. Стивен Хокинг (Stephen Hawking)


Фото: Lwp Kommunikáció / flickr

Стивен Хокинг – один из самых известных и уважаемых ученых в мире, и он совершил неоценимый вклад в развитие науки (особенно космологии и теоретической физики). Труды этого британского исследователя и ярого популяризатора науки впечатляют еще и потому, что почти все свои открытия Хокинг совершил вопреки редкому и медленно прогрессирующему дегенеративному заболеванию. Первые признаки бокового амиотрофического склероза у него появились еще в студенческие годы, и сейчас великий ученый полностью парализован. Однако тяжелый недуг и паралич не помешали Хокингу дважды жениться, стать отцом двоих сыновей, совершить полет в невесомости, написать множество книг, стать одним из основоположников квантовой космологии и лауреатом целой коллекции престижных премий, медалей и орденов.

7. Неизвестный бунтарь


Фото: HiMY SYeD / flickr

Таким условным именем называют неизвестного мужчину, который полчаса самостоятельно сдерживал колонну из танков во время протестов на площади Тяньаньмэнь (Tiananmen, Китай) в 1989 году. В те дни в столкновениях с военными погибли сотни протестующих, большинство из которых были простыми студентами. Личность и судьба неизвестного бунтаря остаются неизвестными, но эта фотография стала международным символом мужества и мирного сопротивления.

6. Мухаммед (Muhammad)

Фото: wikimedia commons

Мухаммед родился в 570 году нашей эры в городе Мекка (Mecca, современная Саудовская Аравия). Он считается мусульманским пророком и основателем исламской религии. Будучи не только проповедником, но и политическим деятелем, Мухаммед объединил все арабские народы тех времен в единую мусульманскую империю, покорившую большую часть Аравийского полуострова. Автор Корана начинал с нескольких последователей, но в итоге его учения и практики составили основу исламской религии, ставшей на сегодняшний день второй в мире по популярности, насчитывая около 1,8 миллиарда верующих.

5. Далай-лама XIV (The 14th Dalai Lama)


Фото: wikimedia commons

Далай-лама XIV или при рождении Лхамо Дхондруб (Lhamo Thondup) – лауреат Нобелевской премии мира 1989 года и известный проповедник буддистской философии мира, исповедующий почтение ко всему живому на Земле, и призывающий к гармоничному сосуществованию человека и природы. Бывший духовный и политический лидер Тибета в изгнании, Далай-лама XIV всегда старался найти компромисс и стремился к примирению с китайскими властями, вторгнувшимися в Тибет с территориальными претензиями. Вдобавок Лхамо Дхондруб ревностно поддерживает движение за права женщин, межконфессиональные диалоги и ратует за решение глобальных экологических проблем.

4. Принцесса Диана (Princess Diana)


Фото: Auguel

Известная также как «леди Ди» и «народная принцесса», принцесса Диана покорила миллионы людских сердец по всему миру своей благотворительной деятельностью, трудолюбием и искренностью. Большую часть своей недолгой жизни она посвятила помощи нуждающимся из стран третьего мира. Королева людских сердец, как ее еще называли, основала движение за прекращение производства и использования противопехотных мин, а также активно участвовала в деятельности нескольких десятков гуманитарных кампаний и некоммерческих организаций, включая Красный крест, детскую больницу Грэйт Ормонд Стрит (London’s Great Ormond Street Hospital) и исследования СПИДа. Леди Ди погибла в возрасте 36 лет от травм, полученных во время автокатастрофы.

3. Нельсон Мандела (Nelson Mandela)


Фото: Library of the London School of Economics and Political Science

Нельсон Мандела был южноафриканским политиком, филантропом, революционером, реформатором, страстным борцом за права человека во время апартеида (политика расовой сегрегации) и президентом ЮАР с 1994 по 1999 год. Он оказал сильнейшее влияние на историю Южной Африки и всего мира. За свои убеждения Мандела провел в тюрьме почти 27 лет, но он не утратил веры в освобождение своего народа из-под гнета властей, и после выхода из тюрьмы добился проведения демократических выборов, в результате которых стал первым чернокожим президентом ЮАР. Его неустанный труд за мирное свержение режима апартеида и за установление демократии вдохновил миллионы людей по всему миру. В 1993 году Нельсон Мандела стал лауреатом Нобелевской премии мира.

2. Жанна д’Арк (Jeanne d"Arc)

Фото: wikimedia commons

Известная также как Орлеанская дева, Жанна д’Арк – величайшая героиня в истории Франции и одна из самых знаменитых женщин во всемирной истории. Она родилась в бедной фермерской семье в 1412 году и верила, что была избрана Богом, чтобы привести Францию к победе в Столетней войне с Англией. Девушка погибла до завершения войны, но ее храбрость, страстность и преданность своей цели (особенно во время осады Орлеана) вызвали долгожданный моральный подъем и воодушевили всю французскую армию на окончательную победу в затянувшемся и казавшемся беспросветным противостоянии англичанам. К сожалению, в бою Орлеанская дева попала в плен к врагам, была осуждена инквизицией и сожжена на костре в возрасте 19 лет.

1. Иисус Христос

Фото: wikimedia commons

Иисус Христос – центральная фигура христианской религии, и на наш мир Он оказал настолько сильное влияние, что зачастую Его называют самой влиятельной и вдохновляющей личностью в истории человечества. Сострадание, любовь к ближним, жертвенность, смирение, покаяние и всепрощение, к которым Иисус призывал в своих проповедях и личным примером, были понятиями, абсолютно противоположными ценностям древних цивилизаций во время Его жизни на Земле. Тем не менее сегодня в мире насчитывается около 2,4 миллиарда последователей Его учений и христианской веры.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...