Интересные лекции по экологии для школьников младших. Дидактические игры по экологии для младших школьников

Если родители тебе не доверяют, поговори с ними. Самое сложное в этом случае не перегнуть палку и не поругаться с родителями, так как результат такого разговора, сам понимаешь, будет прямо противоположный ожидаемому. Просто сядь и поговори с ними, вместе найдите пути, по которым можно выйти из такой ситуации. Не исключено, что ты встретишь понимание со стороны твоих родных, и вы сможете найти правильный выход из сложившегося положения.

Покажи своими действиями родителям, что ты уже вышел из детского возраста и стал вполне самостоятельным, достаточно взрослым молодым человеком. Продемонстрируй, что ты готов принимать решения и брать на себя ответственность. Начни с чего-нибудь небольшого. Например, приберись в своей комнате, вымой посуду или помоги чем-нибудь по дому своему отцу. Этим ты покажешь, что можешь сам о себе позаботиться.

Попробуй также найти себе какую-нибудь работу. Ты покажешь родителям, что уже вырос, а также сумеешь заработать на свои расходы немного денег. Однако эта работа не должна мешать учебе, поэтому лучше всего выбирать что-нибудь с гибким графиком или же найти работу на дому. После того, как ты начнешь зарабатывать, ты и сам почувствуешь себя взрослее, да и родители станут относиться к тебе как к равному.

  • Техника озвучивания своих чувств.

Ты говоришь о своих собственных чувствах. Зачастую эта техника вызывает непонимание и протест, мол зачем же говорить о своих переживаниях, все сразу поймут, что это у меня есть слабое место и т. п. В этих случаях действенными оказываются следующие формулировки:

Я удивлен, огорчен…
Мне неуютно, неприятно…
Меня задевает…
У меня вызывает некоторый протест
Меня тревожит, угнетает…

  • Обязательно поделись своими проблемами с тем, кому доверяешь, чтобы у тебя была возможность выговориться и не держать в себе негативные переживания.

  • В ситуациях, когда ты неправ, а такое наверняка случается, наберись смелости признать это.

  • Попробуй поставить себя на место твоих родителей.

Особенно в конфликтных ситуациях, старайся ставить себя на их место. Без этого трудно понять, почему они делают некоторые поступки, которые тебе не нравятся.

  • Доверяй родителям.

Не отвергай необдуманно ничего, что говорят родители. Чаще всего, они говорят это не для того, чтобы тебе досадить, а для того, чтобы позаботиться о тебе. По крайней мере, постарайся услышать их.

Как управлять эмоциями и напряжением в конфликтах и когда сталкиваются разные мнения

Снижает напряжение:

Повышает напряжение:

Подчеркивание общего в разговоре с собеседником

(сходство интересов, мнений, личностных черт и др.)

Подчеркивание различий между тобой

и родителем, другом

Озвучивание своего эмоционального состояния:

  • своего;
  • собеседника

Игнорирование эмоционального состояния:

  • своего;
  • собеседника

Проявление интереса к проблемам собеседника

Демонстрация незаинтересованности в

проблеме и мнении собеседника

Предоставление собеседнику возможности

выговориться

Перебивание собеседника

Подчеркивание значимости собеседника, его

мнения в ваших глазах

Принижение собеседника, негативная оценка его

личности, приуменьшение вклада

собеседника в общее дело и преувеличение своего

В случае вашей неправоты, немедленное

признание в этом

Оттягивание момента признания своей

неправоты или отрицание этого

Предложение конкретного выхода из

сложившейся ситуации

Поиск виноватых и обвинение собеседника

Обращение к фактам

Переход на личности

Спокойный уверенный темп речи

Резкое убыстрение темпа речи

Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и наклона тела

Избегание пространственной близости и контакта глаз

Современные подростки не доверяют своим родителям - утверждает статистика. Родители нас совсем не понимают - отвечают подростки. Так и вырастает дилемма, которая будет усугубляться и дальше. Хорошо, если окончательно сгладится, когда дети вырастут.

Подростки абсолютно разные дома, в школе или на улице. Но ведь и взрослые тоже очень разные, в зависимости от ситуации, и что же тут странного? Вы сами не замечали, что дома ведете себя так, на работе иначе, а в компании вообще по-другому? А ведь на самом деле так и есть. Когда один из знакомых сказал, что вся моя манера поведения резко меняется, когда рядом мой ребенок, причем именно мой, а не чей-то чужой, я очень удивилась. То есть меняется всё, даже манера разговора, я начинаю вести себя именно как мама. Для меня это было новостью, ведь мне казалось, что я веду себя как обычно. То есть поведение мамы настолько втерлось в подсознание, что я даже не заметила этого столь явного для других перехода.

Подростки более восприимчивы. Дома они одни, в школе другие, после школы третьи и так до бесконечности . Они как хамелеоны, в какой среде оказались, так себя и ведут. Различие состоит только в том, что у них это более ярко выражено, у подростков вообще все контрастнее. У них нет вашего жизненного опыта , поэтому не заготовлены шаблоны своего поведения в различных ситуациях. Сами подумайте, сколько всего переплетено в голове: физическое созревание, эмоциональное взросление, стрессы. Им вообще эмоции сложнее притушить, чем вам, поэтому волнение родителей о том, какой разный у вас ребенок вряд ли обосновано. Гораздо важнее другое - чтобы он всегда оставался в определенных границах, не бросался в крайности, и ваша задача состоит в том, чтобы ему в этом помочь.

Наверняка вы хорошие мама и папа , и очень любите своего ребенка. Но любить своего ребенка - это не значит быть полностью правым, прислушайтесь не только к своему сердцу и к тому, что хотите вы. Прислушайтесь, что говорит вам ваш сын или дочка, что ребенок сам хочет. Я, например, считаю, что отнюдь не дотягиваю до планки хорошего воспитателя. Потому что есть много ситуаций, в которых больше пользы принесло бы полностью противоположное поведение. А вы всегда адекватно оцениваете свое поведение при общении с подростком? Вы не плохие родители, но во всем ли вы правы ? Наверняка среди ваших знакомых есть люди, которые очень любят рассуждать на тему воспитания детей. От них только и слышишь, что они замечательные родители и те, кто встречаются с ними в первый раз, как правило, этому верят. Звучит настолько убедительно, что диву даешься, если знаешь об их настоящих отношениях с детьми. Создается стойкое ощущение, что, наверное, тебе померещилось. Только кого они убеждают - себя или окружающих? Откуда такое поведение , чувствуют за собой какую-то вину? Оставим это психологам, но проблема в том, что есть только один человек, которого им не удастся убедить - это их ребенок. Подростки еще не умеют с юмором воспринимать подобное поведение своих родителей . У детей помладше это вызывает недоумение, а вот подросток, на подобном поведении мамы или папы, может целую теорию себе построить, лелеять ее, мучаться и страдать. Потому что объяснить, почему родители ведут себя с ним по одному, а всем другим рассказывают об этом по другому, и взрослому человеку сложно. Но это случай скорее исключительный. Хотя в глазах тех, кто их знает, такие люди выглядите немного смешно, а ребенок обижается, особенно если эти разговоры происходят прямо при нем.

Очень часто, чтобы не обострять отношений, подростки начиняют сочинять для вас небылицы , возвращая все бумерангом. Даже такой вопрос, как питание в школе, вполне может стать камнем преткновения. Если ваш ребенок говорит вам, что в школе он каждый день ест полноценный обед на те деньги, что вы ему даете, вряд ли он говорит вам правду. Лекции о здоровом питании и о том, что он ест некачественную пищу, закупаясь пиццей в школьной столовой вместо сбалансированной еды, ничего не дадут. К сожалению, в этом вопросе вам придется смириться и стараться, чтобы он хоть дома питался правильно. Что самое страшное для подростка в школе? Ни много, ни мало - стать объектом насмешек. И поэтому он лучше голодным останется , чем позволит себе отступление от общепринятого поведения. А в 12 лет есть полноценный обед - выглядит так же несолидно, как и пакет с бутербродами из дома. Гораздо быстрее вместе со всеми схватить по куску жутко неполезной еды и съесть на ходу, чем отделится от коллектива, потакая вашим понятиям о правильном питании. И с этим ничего не поделать . Подростки довольно жестоки в общении друг с другом и в том, чтобы стать белой вороной, ничего хорошего нет. Поэтому ребенок инстинктивно избегает попадать в ситуации, которые могут это спровоцировать, даже если не до конца сам это осознает. Здесь вы можете помочь только одним, не надо его заставлять, ваши старания - медвежья услуга .

То же касается и одежды. Существует реальная возможность, что куртка, которую вы ему купили и которая вам очень нравится, ему придется не по вкусу. Что вы на это скажете? Хватит капризничать, нечего придираться к покупкам. Не стоит. Прийти в куртке, которая не соответствует стилю одежды сообщества подростков, где он вращается, это все равно, что ваш приход в офис в карнавальном костюме. А с такими умными опять же, разговор короткий. Поэтому истерики, которые ваш ребенок закатывает, не желая надевать какую-нибудь одежду - это не прихоть , никто не хочет быть посмешищем. И для него это так же важно , как для вас продвижение по службе. Статус ребенка в школе очень влияет как на отношение к нему окружающих подростков, так и на дальнейшее отношение к жизни. Решить эту проблему довольно просто - старайтесь не покупать ему вещи без его участия , и тем более его согласия. Благо сейчас много магазинов, где можно совершить покупки за приемлемую цену.

Одной из распространенных ошибок родителей будет просто выдача подростку денег . Он, конечно, отстанет, заодно и положение свое среди сверстников поправит. Всего-то и делов, что купить всем по гамбургеру. Что ж, какой выход из создавшейся ситуации вы нашли, такого результата и дождетесь. Отношение к вам очень скоро будет, как к копилке . Только сюда не надо денежки класть, а просто хорошо себя с ней вести придется. А вот внимание ваш ребенок будет добирать на стороне, и эмоции тоже вымещать на стороне. Поэтому можно оказаться в незавидном положении , когда узнаете все последним. А ведь вы сейчас нужны своему ребенку, именно в подростковый период он в вас нуждается даже больше, чем когда в первый класс ходил.

Вряд ли вы научитесь целиком и полностью понимать вашего ребенка. Не потому что вы такой черствый или он сложный. Просто поколения очень разные. И окружение, в которых вы оба взрослели - тоже. И в этом виновато не только развитие информационных технологий и обилие информации. Вспомните, как значительно изменилось положение в нашей стране, с того времени как вы были подростком и до сегодняшнего дня. Вы родились при социализме, а он уже при капитализме . Этими словами можно выразить почти все различия между вами.

Доверие, вещь хрупкая - это избитая истина. Доверие надо заслужить - еще одна. С самых первых дней жизни ребенок доверяет родителям безгранично. Его доверие даже заслуживать не надо. Почему же к 12 годам от этого доверия так мало остается? Он продолжает любить вас - это бесспорно, но он больше не доверяет вам. Только не надо говорить, что это школа и дурное влияние сверстников. Доверие - вещь индивидуальная . И не надо думать, что в один прекрасный момент подросток пришел домой и в одну секунду решил, что больше вам не доверяет. Так не бывает. Не вы ли сами, потихоньку, полегоньку, даже не замечая этого, вытащили у него из-под ног эту опору? Поэтому вопрос надо ставить скорее так: почему подростки перестали доверять своим родителям?

А вы пробовали выслушать когда-нибудь вашего ребенка? Помните, совсем недавно, он ходил в детский сад. Нередко в транспорте можно увидеть следующую картину. Возвращаясь из садика, малыш болтает безумолку, взахлеб рассказывая маме о своих впечатлениях. Она же не слушает, а затем и вовсе обрывает его, иногда довольно резко, чтобы не мешал остальным спокойно ехать. Или даже разговаривает с приятельницей, прислушиваясь к ней, а затем обрывает маленького: замолчи, не видишь, взрослые разговаривают. Скорее всего, дома повторится та же картина. Не мешай, я готовлю ужин, разговариваю по телефону, пишу письмо, смотрю телевизор. Иди, поиграй, посмотри мультфильмы и т.д. Так продолжается раз, два, три, а потом ребенок привыкает ничего вам не рассказывать, потому что вам неинтересно, что с ним происходит. Дальше такое правило только закрепляется, но родители пока не обращают внимания, не мешает - молодец, играет один - хорошо, не лезет с глупостями - вообще отлично. Маленькие дети привыкают к этому. И когда подросток сталкивается с вопросами родителей : почему ты не рассказываешь честно и подробно, как дела в школе, нет ли у тебя каких-то проблем, его это искренне удивляет . Ему уже не приходит в голову, что можно что-то им рассказать и не наткнуться при этом на раздраженное «отстань».

Извечный вопрос, а что теперь делать? Можете пойти к психологу и вести с ним умные разговоры, и таскать своего ребенка на сеансы. Это пока случайно не услышите в его разговоре по телефону: мои ролы, мол, вообще с ума сошли, к психологу таскают. Мало приятного, да? Да и не дошла вроде ситуация до критической точки. Так можно рассуждать до бесконечности . А когда дойдет? Когда он вместо того, чтобы случайно разбить в школе окно, какую-нибудь глупость учудит, которую уже не исправить?

Конечно, что же тут советуют психологи? Поговорите с ним . Хорошо сказать, да трудно сделать. Когда он разговаривал - вы не слушали, а теперь он разговаривать не хочет. И вот самое худшее, что вы можете сделать в этой ситуации - это посадить его перед собой и начать выспрашивать. Пытаясь вопросами выудить недостающие, как вам кажется факты, и уговорить его, все вам рассказать. Можете для полноты эффекта поугрожать ему лишением карманных денег, если не начнет питаться правильно или порыдать, как же он не хочет носить такую замечательную вещь, ведь ее родители купили, для него неблагодарного и т.д. и т.п. Призывать к его совести - ведь вы работаете, стараетесь и всё в семью, всё для него, а он не может вести себя прилично по вашим родительским понятиям. И как ни стыдно, и в кого он такой растет, и.… Тут вариантов много, насколько хватит вашего терпения, фантазии и прочего. Вот здесь можно быть уверенным, что он точно вам ничего не скажет, а если и скажет - то соврет. Это обыкновенный защитный рефлекс против угрожающего фактора, в данном случае - вас. Партизан на допросе, при таком подходе к делу, не годится подростку и в подметки. Да что там партизан… разведчик, попавший в плен, разрыдается от умиления, услышав о его мужестве. Но то, что не скажет - это еще не вся беда. Он замкнется в себе . Они же в 12 лет как ежики, вроде бежит такой умильный, мордочка остренькая, а тронешь, сразу в клубок свернется, колючки выставит и уколет.

Самое смешное, что вы можете сделать - это пытаться подкупить его подарками и новыми покупками , а может даже вечеринкой для его друзей. Что касается подарков и покупок, то он будет рад, но рассказывать все равно ничего не будет, разве что по тем покупкам, которые он выбирает для себя можно догадаться, что его гложет. Впрочем, если ваша проблема непонимания дошла до такой стадии, то и покупки не подскажут. И если он догадается, что все сделано с целью, завоевать его доверие, то можно надолго забыть о последующих попытках. А что касается вечеринки, то вы уверены, что не услышите в ответ: нет, не надо? Вот сидите и гадайте, есть ли у вашего ребенка друзья? А хорошо это или плохо? А может он просто уже стесняется показывать вас приятелям, потому, что вы не современные, не классные и вообще, вдруг друзья засмеют. В общем, ему уже не 3 года: сладостями или новым платьем его не купишь. Таким образом, доверие за пять минут не завоюешь .

А вы попробуйте просто с ним поговорить. Нет, не о его проблемах и не о том, что у него происходит с друзьями. И уж точно не о ваших с ним отношениях. Тут надо сделать очень хитрый ход, даже скажем так «сделать хитрый финт ушами». Ведь есть же что-то, чем он увлекается или чем его еще можно увлечь . Не забудьте, что в этой области вы должны быть очень тактичными. Так у вас появится не просто тема для разговора, подростку понадобится ваш совет. Вы приобретете , таким образом, авторите т не только родителя, но и человека, который разбирается в вопросе, который его интересует . Тогда у вас будет возможность лучше узнать этого незнакомого, немного чужого, немного угловатого подростка, в которого превратился ваш розовощекий малыш. Просто болтайте с ним ни о чем. Не бойтесь рассказывать ему смешные истории, вытекающие из вашего не очень хорошего поведения в подростковый период или еще раньше. Вообще не бойтесь разговаривать с ним о проблемах , которые были у вас в его возрасте. Придется осознать, вы для него уже не тот эталон, с которого он брал пример, когда ходил в садик. В 12-14 лет дети еще отзывчивы и благодаря таким разговорам, можно восстановить доверие немного на ином уровне. Назовем его "откровенность за откровенность". Ищите точки соприкосновения интересов. Это сложно, но возможно . Тогда у вас есть реальный шанс не последним узнавать о проблемах ребенка и предотвратить катастрофу, если она, не дай бог, ему грозит.

Доверие между родителями и детьми легко потерять и весьма сложно восстановить. Психологам часто приходится слышать от своих взрослых пациентов вопрос «Как поступить, если ребёнок мне не доверяет?». К сожалению, не существует универсального метода, позволяющего вернуть здоровые взаимоотношения в семью, где ребёнок не доверяет родителям. Потеря доверия - тревожный симптом, на устранение которого старшему поколению придётся приложить максимум усилий.

Что такое доверие? Под этим термином подразумевается особое состояние, при котором между людьми возникает ощущение уважения, доброжелательности, безопасности и психологической близости. Доверие малыша к матери появляется с первых дней его жизни: стоит ему заплакать, как мама сразу же оказывается рядом и устраняет все проблемы. По мере взросления у ребёнка появляется доверие к отцу, бабушкам, дедушкам и другим людям, которые хорошо к нему относятся. Но почему же тогда со временем доверительные отношения между взрослыми членами семьи и подрастающим поколением исчезают? Почему ребёнок замыкается в себе и перестаёт делиться со старшими своими проблемами? Чтобы ответить на эти вопросы, родителям, прежде всего, нужно разобраться в себе, ведь очень часто именно их поведение и становится причиной снижения к ним степени доверия со стороны детей.

Принято считать, что проблемы в отношениях между родителями и детьми начинаются, когда последние достигают подросткового возраста. Но это совсем не так, ведь у большинства современных ребятишек доверие к взрослым пропадает гораздо раньше. Когда ребёнок ещё маленький, родители часто не воспринимают его всерьёз, не считаются с его интересами. В качестве примера можно привести классический случай, когда мама ведёт малыша из детского сада домой. Ребёнок о чём-то увлечённо рассказывает, но родительница его не слушает. Она либо говорит по телефону, либо думает о своих делах. И когда болтовня отпрыска ей надоедает, она раздражительно приказывает ему замолчать. Погрузившись в свои заботы, мать совершенно не интересуется тем, как её ребёнок провёл день и какие впечатления получил от общения со сверстниками. Ей важно, чтобы он был здоров, накормлен, одет и обут, а всё остальное - это недостойные внимания мелочи. Придя домой, мама сразу же отправляется на кухню, оставив малыша на попечение папы. Но и отцу некогда выслушивать ребёнка, ведь он смотрит по телевизору футбол или играет в любимую компьютерную игру. Достаточно нескольких подобных ситуаций и малыш поймёт, что рассказывать что-либо родителям бесполезно, ведь им это не интересно.
Он будет по-прежнему любить маму и папу (впрочем, как и они его), но уже не будет испытывать к ним ту степень доверия, которая была раньше.

Чем старше будет становиться ребёнок, тем больше он будет замыкаться в себе и отдаляться от старших, не посвящая их в свои проблемы. И когда родители поймут, что их драгоценное чадо рассказывает им далеко не всё, может быть уже поздно для восстановления нормальных отношений в семье. Чтобы этого не произошло, нужно стать своему маленькому ребёнку хорошим собеседником, научиться его выслушивать и поддерживать в любых ситуациях. Такая тактика достаточно быстро принесёт свои плоды: видя понимание со стороны родителей, ребёнок будет делиться с ними всем, что его беспокоит.

Но не только нехватка общения может стать причиной снижения доверия малыша к взрослым. Все грамотные родители учат своих отпрысков, что обманывать некрасиво, однако это не мешает им самим поступать с детьми нечестно. Например, ребёнок просит у папы новую игрушку и тот ему её обещает купить, когда получит зарплату. Однако день
зарплаты наступает, а игрушка по-прежнему остаётся в магазине. Чтобы не покупать её, отец находит массу отговорок, но ребёнок понимает: папа его обманул. Если после этого малыш усомнится в честности родителя ещё хотя бы несколько раз, тогда он уже никогда не станет доверять ему. По этой причине взрослым не нужно обещать детям того, чего они не собираются делать. Отказывая ребёнку в его просьбе, они должны объяснить ему причину своего поступка, а уж если пообещали что-нибудь, тогда непременно обязаны выполнить. Обманывая детей, родители не только теряют доверие в их стороны, но и подают им плохой пример. Пройдёт немного времени, и из ребёнка, воспитывающегося в атмосфере лжи, вырастет врунишка.

Если у мам или пап возникает вопрос «Что делать, если ребёнок мне не доверяет?», им нужно проанализировать свои методы воспитания. Вполне возможно, что родители слишком строго относятся к детям и карают их за малейшее непослушание. Недоверие к взрослым в детском возрасте часто связано со страхом наказания за совершённый проступок. Прежде чем ругать отпрысков за разбитую чашку, принесённую со школы двойку или драку с товарищем, родителям нужно подумать о том, каким образом это отразится на их взаимоотношениях. Страх наказания будет заставлять ребятишек скрывать от старших произошедшие с ними неприятности. И если в раннем
возрасте родителям ещё под силу контролировать своих отпрысков, тогда по мере
их взросления они уже ничего не смогут с ними поделать. К подростковому возрасту ребёнок станет настолько скрытным, что попытаться вернуть его доверие родители уже не смогут.

Наказание порождает не только страх и недоверие, но и ненависть к старшим. В самом ребёнке оно формирует неуверенность в себе, которая будет ему мешать на протяжении всей жизни. Если родители беспокоятся о сохранении хороших отношений с ребёнком, им
необходимо научиться контролировать границы своей строгости. Вместо того чтобы ругать ребёнка за плохую оценку в школе, им стоит помочь ему разобраться с непонятым материалом. Драка с другом - это очень плохо, но всегда нужно выяснить причину, которая заставила ребёнка пустить в ход кулаки, а потом объяснить ему, что любой конфликт можно решить мирным путём. А разбитая посуда вообще не стоит внимания, ведь вместо неё можно купить новую. Не нужно быть очень строгим к ребёнку, вместо этого нужно постараться стать ему мудрым старшим наставником. От такого родителя дети не станут скрывать своих проблем даже после того, как вырастут.

Подростковый возраст - особая пора, когда даже у самых послушных и открытых детей появляются свои тайны. Нередко желание взрослых узнать, с кем проводят свободное время их ненаглядные чада, приводит к серьёзным конфликтам. Дети вырастают, у них появляются новые потребности, но мамы и папы по-прежнему относятся к ним, как и раньше. Возникает конфликт поколений, дети становятся скрытными, им проще рассказать о своих проблемах незнакомым людям, но только не родным родителям.
Как удержать доверие сына или дочери в этот непростой для всех период? Стоит начать с того, что не нужно критиковать внешний вид ребёнка, навязывать ему свои вкусы в одежде. Не нужно покупать ему классические туфли, если он мечтает об экстрамодных ботинках. Для подростка важно выглядеть так же, как и его сверстники, ведь таким образом он завоёвывает их уважение, становится своим в компании. Вместо того чтобы критиковать внешний вид современной молодёжи, родителям не помешает вспомнить себя в подростковом возрасте, когда они тоже хотели выглядеть модно и не казаться белой вороной в глазах друзей. Пусть чадо одевается, как ему нравится, ведь с помощью вещей он получит возможность самореализоваться, а родители смогут заслужить его уважение в качестве людей, разбирающихся в моде.

Особых волнений маме и папе доставляет первая любовь отпрыска. Редко кто из детей посвящает взрослых в подробности своих отношений с противоположным полом. Родителям свойственно беспокоиться за своё чадо, и они часто не понимают, почему ребёнок не доверяет им. Но не нужно паниковать: когда старшие покажут своему отпрыску, что они хотят ему только добра и переживают за его будущее, доверие постепенно вернётся. И не следует торопить события, пусть подросток рассказывает только то, что посчитает нужным.

Сложно быть собственному ребёнку другом, однако это необходимо, если родители хотят, чтобы он им полностью доверял. В основе отношений между взрослыми и детьми должна лежать особая эмоциональная близость, которой можно достичь только путём полного взаимопонимания и доброжелательности. Те, кому удаётся это сделать, и становятся идеальными родителями.

Министерство образования Российской Федерации

Кубанский государственный университет

Кафедра физической географии

Допустить к защите в ГАК «______» _______________ 2001 Заведующий кафедрой

профессор

Ю.Я. Нагалевский

Дипломная работа

Экологическое образование младших школьников

подпись, Ф.И.О.

Группа 1 , факультет географический , специальность география – 012500

Научный руководитель: старший преподаватель Мищенко А.А.

Нормоконтролёр: _

подпись, учёная степень, должность, Ф.И.О.

Краснодар 2001

Введение 3

1. Экологическое образование и воспитание

младших школьников

5
1.1. Содержание экологического образования -

1.2. Основные принципы экологического образования и

воспитания учащихся

11
1.3. Экологическое воспитание 15

2. Формирование основных экологических

представлений и понятий при изучении курса природоведения

18

2.1. Основные экологические представления в курсе природоведения

-

2.2. Использование экологических понятий и представлений при

изучении курса природоведения

20

2.3. Экологические проблемы Кубани, города Краснодара и их значение в экологическом образовании и воспитании

29

3. Организация экологического обучения в курсе

природоведения

37
3.1. Экологическое обучение на уроках природоведения 38
3.2. Экскурсия как форма экологического обучения 44

3.3. Внеклассная работа и её роль в формировании экологических

48

4. Роль межпредметных связей в экологическом

образовании младших школьников

66
Заключение 74
Литература 77

Введение

Современный мир стоит у решающей черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности. Международное экологическое движение педагогов признаёт образование в области окружающей среды (экологическое образование) приоритетным направлением и рекомендует государствам и правительствам рассматривать его в свете глобального экологического кризиса и рекомендаций, содержащихся в документах Международной комиссии по окружающей среде и развитию.

Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 1992 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества. По признанию отечественной и мировой общественности центральным фактором в решении названной проблемы становиться не техника или технология, а образование в широком понимании этого слова. Само образование следует рассматривать не просто как процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, а как создание и сохранение единого образовательного пространства.

Экологические знания и культура формируются у человека с раннего возраста. И в этом отношении велико значение экологического образования младших школьников. Поэтому основной целью дипломной работы является анализ существующего экологического образования младших школьников и его реализация в процессе изучения курса «Природоведение».

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Рассмотреть содержание и основные принципы экологического образования и воспитания младших школьников.

2. Провести анализ объёма и структуры основных экологических представлений и понятий, формирующихся у младших школьников при изучении курса «Природоведение» и их использования в практической деятельности.

3. Изучить организацию экологического обучения младших школьников в курсе природоведения, обобщить имеющийся опыт.

4. Проанализировать роль межпредметных связей в экологическом образовании младших школьников.

Экологическое образование и воспитание, непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на их основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и воспитания каждого человека, подрастающего поколения в особенности.

Работая в школе учителем младших классов, в процессе постоянного общения с детьми, мне приходится сталкиваться с острой необходимостью более фундаментального подхода в вопросах решения проблемы экологического образования и воспитания младших школьников. Изученная литература свидетельствует о недостаточном внимании именно к этому этапу экологического образования.

1. Экологическое образование

и воспитание младших школьников

Начальная школа – важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры.

Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых – началу семидесятых годов двадцатого века, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований, в частности, введение в учебный план нового предмета «Природоведения» (Симонова, 1998). Эти преобразования проходили в период актуализации проблемы охраны природы, поэтому, несмотря на замысел разработчиков курса – создать интегрированную дисциплину естественнонаучного цикла, в нём нашли отражение некоторые вопросы взаимоотношений человека с природным окружением.

Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы переживает значительное обновление. В связи с актуальностью данной проблемы единого подхода к её реализации нет. Существуют различные программы и методики преподавания природоведения, где учитываются вопросы экологического образования и воспитания. В «Программно-методических материалах начальной школы» (1999) предлагаются программы нескольких авторов, где традиционный курс природоведения рассматривается под различными названиями. Проанализируем некоторые из них.

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Частью такого потенциала является курс «Природа и люди», разработанный З.А. Клепининой (1999). В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса.

Первая задача заключается в том, чтобы дать учащимся общие знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребёнка и о взаимоотношениях в системах «человек – человек», «природа – природа», «природа – человек».

Вторая задача направлена на совершенствование познавательной и практической учебной деятельности детей.

Третья задача заключается в развитии личностных качеств ребёнка: научного миропонимания, экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, чувства патриотизма и так далее.

Ведущими принципами отбора содержания и конструирования курса сохраняются общедидактические принципы, а также специфические принципы, разработанные в классической методике естествознания. Реализация специфического принципа – экологической направленности – осуществляется по схеме: взаимосвязь «природа – человек», «человек – природа» – правила отношения человека к природе (общие правила охраны природы) – доступная природоохранительная деятельность детей данного возраста (выращивание растений, подкормка животных, сбор семян и растений, распространение их среди населения, уход за домашними насаждениями и тому подобное) – правовые нормы охраны природы. Эти идеи рассматривается как причина и следствие, и приводят к пониманию сущности науки экологии. Реализация принципа экологической направленности в представленной системе способствует формированию экологической культуры.

Программа «Окружающий мир» авторов Н.В. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова (1999) – это интегрированный курс, имеющий особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Это позволяет выделить особенности предмета «Окружающий мир», которые определяют его соответствия современным требованиям дидактики начального обучения: учёт психологических особенностей младших школьников, необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.

Программа курса «Экология для младших школьников»

Пояснительная записка

Курс «Экология для младших школьников разработан как дополнение к курсу «Окружающий мир» в начальной школе. Курс позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир», обеспечит более надежные основы экологической ответственности младших школьников.
Курс «Экология для младших школьников» рассчитан на 34 занятия (1 ч в неделю).

Программа (34 ч)

1. Выясняем, что такое экология (2 ч).
Организм и окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.
Разъяснение сущности и значения экологии на основе анализа примера: последствия химической борьбы с малярийными комарами на острове Калимантан. (С помощью ядохимиката ДДТ уничтожили малярийных комаров. Однако яд, передаваясь по пищевой цепочке «тараканы - ящерицы - кошки», вызвал гибель кошек, что привело к появлению множества крыс. Для восстановления равновесия пришлось завозить на остров кошек.)

2. Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения (3 ч).
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Использование с этой целью атласа-определителя «От земли до неба».
Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.

3. Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение (1 ч).
Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс.
Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны. (Перечень рассматриваемых видов может быть изменен учителем по его усмотрению.)

4. Изучаем способы охраны природы (2 ч).
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (знакомство с 3-4 конкретными заповедниками по выбору учителя и учащихся).

5. Выясняем роль неживой природы в жизни живого (3 ч).
Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.
Светолюбивые и теневыносливые растения. Роль света в жизни животных.
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги.

6. Открываем жизнь в почве (1 ч).
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

7. Пополняем наши знания о разнообразии живой природы (4 ч).
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями изученных на уроках групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами.
Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные (речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы). (Перечень групп и объектов может быть изменен учителем.)
Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.

8. Изучаем экологические связи в живой природе (4 ч).
Экологические связи в живой природе на примере дубового леса («дуб и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».
Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере дубового леса и других примерах по усмотрению учителя).
Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни дубового леса: желуди дуба - лесные мыши - сова).
Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковина улитки, сходство мух-осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи и другие примеры по выбору учителя).

9. Знакомимся с охраняемыми растениями и животными (5 ч).
Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.
Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны. (Перечень рассматриваемых видов может быть изменен учителем по его усмотрению.)
История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира.
Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (знакомство с 3-4 конкретными ботаническими садами и зоопарками нашей страны и мира по выбору учителя и учащихся).

10. Мастерим домики для птиц (1 ч).
Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.

11. Учимся передавать свои знания другим ребятам (3 ч).
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых.
Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.
Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.

12. Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека (2 ч).
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).
Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (очистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных без применения опасных веществ, и т. д.).

13. Обсуждаем примеры экологических катастроф (2 ч).
Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Исключение загрязненного района из использования как места отдыха людей. Долговременные последствия аварии нефтеналивного судна.
Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС).
Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.
Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.

14. Подводим итоги нашей работы за год (1 ч).
Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов практической деятельности по факультативному курсу.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...