Есть в осени первоначальной - самое интересное в блогах

Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою точку зрения.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Показать текст целиком

Стихотворение Ф.И.Тютчева “Есть в осени первоначальной” относится к пейзажной лирике. По моему мнению, данное стихотворение нельзя отнести к философской лирике, так как поэт описывает определенный момент осени: ”короткая, но дивная пора”. Автор насытил стихотворение красивыми, передающими восторг, эпитетами: ”тёплая лазурь”,”

Критерии

  • 0 из 3 К1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 0 из 1 К2 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 0 из 4

Комментарий эксперта

Анна Геннадьевна Маслова

Дан невер-ный от-вет на во-прос, так как по-эт-фило-соф Ф.И.Тют-чев и в пей-заж-ную ли-ри-ку все-гда вно-сил фило-соф-ское осмыс-ле-ние бы-тия. Сле-до-ва-ло рас-смот-реть об-раз ли-ри-че-ско-го ге-роя, незри-мо при-сут-ству-ю-ще-го в сти-хо-тво-ре-нии, ощу-ща-ю-ще-го свое сли-я-ние с при-ро-дой, ду-шев-ную гар-мо-нию, на-сла-жда-ю-ще-го-ся пре-крас-ным мгно-ве-ни-ем ти-ши-ны. Нема-ло-важ-ным яв-ля-ет-ся и сим-во-ли-че-ское со-от-не-се-ние об-ра-за осе-ни с че-ло-ве-че-ской жиз-нью. В сти-хо-тво-ре-нии по-ка-за-на "осень пер-во-на-чаль-ная", что со-от-но-сит-ся с пе-ри-о-дом зре-ло-сти, муд-ро-сти, но не ста-ро-сти, так как "да-ле-ко еще до пер-вых зим-них бурь", и эта по-ра пред-став-ле-на по-этом как пре-крас-ней-ший этап в жиз-ни че-ло-ве-ка, но - увы - быст-ро-теч-ный: "ко-рот-кая, но див-ная по-ра".

Поэтическое произведение, как известно, по своему содержанию гораздо сложнее прозаического: здесь и огромный тематический материал, “втиснутый” в весьма ограниченную форму, и приращение смыслов, ускользающих от невнимательного взгляда, и масса недосказанного, возникающего в воображении проницательного читателя. Каждое слово в лирическом произведении, даже самом небольшом, может рассказать о многом.
В стихах Тютчева, непревзойденного мастера пейзажной лирики, слово получает новое значение: оно начинает звучать по-другому. Почти все его стихи - это оригинальные зарисовки различных времен года: читая стихи Ф. И. Тютчева, читатель может тотчас же воспроизвести в своем воображении черты зимы или лета, весны или осени.
Изображение природы у Тютчева заслуживает самого пристального внимания. Невозможно представить себе жизнь человека, в которой нет места восхищению красотой окружающего мира. Восхищение красотой природы - одно из отличающих черт поэзии Тютчева. Именно поэтому каждое стихотворение, восхваляющее родную природу, заслуживает самого пристального внимания.
Тютчев изображает природу как живое существо, которое живет и изменяется. Поэт показывает, насколько тесно связана природа с жизнью человека. Действительно, окружающий мир оказывает на человека огромное влияние. В данном стихотворении поэт говорит о начале осени. Это удивительно красивая пора Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Природа готовится ко сну, напоследок радует человеческий взор волшебной красотой. Дни становятся невыразимо прекрасными, мир вокруг удивительно красив. Особую радость доставляет погода - мягкая, поражающая своим волшебным спокойствием:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Но вместе с тем человеческую душу тревожат тягостные мысли. Осень всегда напоминает о скором наступлении холодов. Поэтому в окружающем мире появляются некие изменения, заставляющие особенно остро переживать последние дни тепла.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все - простор везде,
-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Люди заканчивают свои привычные работы, связанные с наступлением нового сезона. Полным ходом идет приготовление к зиме. Теперь уже поля не радуют буйным ростом пшеницы, постепенно подкрадываются холода.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Природа дарит человеку чудесную возможность отдохнуть перед наступлением зимних вьюг, порадоваться красоте окружающего мира. Тем более что привычные работы закончены и можно погрузиться в созерцание красот природы.
Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияющей на настроение так ненавязчиво и легко.
Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”. Что стоит за этими словами? Прежде всего поэт хочет показать свое восхищение всем, что его окружает. Вся природа наслаждается сменой сезонов, наступлением красивейшего времени года - осени.
“Хрустальный день” - это удивительная неосязаемая драгоценность. К ней невозможно прикоснуться, ее можно только ощутить. И сколь счастлив должен быть человек, умеющий восторгаться тем, что его окружает! “Хрустальный день” в понимании читателя кажется удивительно красивым и прозрачным. Привычные очертания предметов и явлений в прозрачном воздухе начинают казаться еще более чистыми и нежными.
Эта удивительно красивая “дивная” пора очень коротка. Не успеешь оглянуться, как возьмут свое холода. И окружающий мир потеряет столь волнующую яркость красок. Первые холодные дожди и ветра смоют прозрачность и лучезарность “хрустального дня”. И человеку останется только вспоминать об этой удивительной поре. Не случайно упоминается “паутины тонкий волос”. Волосок всегда может легко порваться. И так непременно произойдет, как только пройдет период, отпущенный природой на любование первоначальной осенью.
Окружающая природа именно сейчас навевает мысли о свободе, ведь человека окружает ничем не скрываемый простор. Поле опустело. Но пустота эта не печальная, а, наоборот, радостная. Поле отдыхает, земля хорошо потрудилась, подарила людям великолепный урожай. Мягкие лучи солнца освещают все вокруг, подчеркивая и выявляя всю выразительность отдельных деталей.
Летом солнце иссушает, оно слишком жестокое, поэтому от него хочется спрятаться. Осеннее солнце, наоборот, мягкое, ласковое. Хочется сполна насладиться его сиянием и теплом. Особую радость дарит вечер: ни ветерок, ни дождичек не омрачают великолепия окружающей природы.
“Лучезарный вечер” словно сияет разными красками. Палитра природы удивительно богата. В ней множество цветов, оттенков и полутонов. Даже самый лучший художник не может сравниться с картиной, которую пишет сама осень. “Льется чистая и теплая лазурь”. Лазурь напоминает о чистом, нежно-голубом цвете. Именно таким предстает окружающий мир с наступлением ранней осени. В этом стихотворении воспевается осеннее спокойствие, которое также является отличительным признаком этого сезона. Тишина волнует, заставляет задуматься над человеческой жизнью. Созерцание красот окружающего мира - это одна из возможностей сделать человека хотя бы немного счастливее.
Ранняя осень - это совершенно особая пора, она не похожа на все остальные времена года. Тютчев напоминает о лете в тот момент, когда говорит о “бодром серпе”. “Где бодрый серп гулял и падал колос”... Действительно, летом кипит работа, нет времени отвлечься и внимательно осмотреться вокруг. А осень позволяет человеку отвлечься от постоянного круговорота своих собственных дел и предаться созерцанию красот природы. Именно сейчас блестит на солнце паутина. И эта деталь выглядит совершенно отстраненной, но вместе с тем заставляет задуматься относительно незаметных, практически неощутимых деталей, которые обычно ускользают из поля зрения.
Сейчас отдыхает не только человек, но и сама природа. Но этот отдых не имеет ничего общего с ленью и праздностью, это прежде всего награда за долгую и упорную работу. Поэт подчеркивает красоту, легкость окружающей природы. И использует для этого яркие образные средства.
В стихотворении часто встречаются многоточия. Они создают ощущение медлительности и некоторой недосказанности. Именно так и должно быть на самом деле, ведь размышления об осеннем пейзаже никогда не могут быть связаны с бурными эмоциями. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.

Фёдор Иванович Тютчев – знаменитый русский поэт XIX века. В его творческом списке немало интригующих тем, но самые интересные лирические произведения автор посвятил природным явлениям. Он рисовал русскую природу с оживленной душой, наделял ее человеческими качествами, характером, сменой настроения. Особо впечатлительны стихи, посвященные осени, унылому времени года с особыми красками и колоритом.

Осень в лирических произведениях Тютчева обладает притягательной прелестью, необыкновенным и несколько трепетным дыханием, сиротеющей грустью, присущей человеческим эмоциям. Живописные описания природы передаются автором настолько детально и интересно, что при чтении стихотворений, читатель будто переносится в вымышленный талантливо расписанный мир.

Фёдора Тютчева по праву считают непревзойденным мастером пейзажной лирики. Каждое слово в его стихотворениях хранит определенный смысл. Описание природы и осенней поры выступают перед читателем в оригинальной зарисовке, словно поэт непросто писал стих, а детально рисовал увиденные картины. Он не выделял обыденное, то, что может увидеть каждый. Тютчев глубоко заглядывал внутрь, в саму душу природы, чувствовал ее состояние и настроение, и все эти наблюдения он великолепное передавал рифмой.

Каждый человек периодически восхищается окружающей природой. Наблюдать за ее жизнью и сменой времен года всегда интересно и поучительно. Поэт также увлекался изучением природных явлений, только в отличие от других людей, он умело передавал все самое интересное, завлекая читателя мелодичными строками. Стихи Тютчева с удовольствием изучают люди всех возрастов, немало поклонников его творчества среди детей младшего возраста. Приятные для чтения стихи об осени, легко воспринимаются и разучиваются на память, оставляя в душе читателя самые приятные волнения.

Анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…»

В августе 1857 года Фёдором Тютчевым было написано одно из самых замечательных стихотворений про осеннюю пору – «Есть в осени первоначальной». Этот стих был придуман автором совершенно случайно. Возвращаясь в Москву из дальней поездки вместе с дочерью, автор любовался окружающими красками осени, что и вдохновило талантливого поэта на создание очередного литературного шедевра. Вернувшись домой, он тут же написал стихотворение, которое в будущем было признано мировым сообществом одним из лучших.

Данное лирическое произведение относят к позднему творчеству Тютчева. Публикация стихотворения произошла спустя год после написания, в известном журнале под названием «Русская беседа».

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» представляет собой интересную зарисовку природных пейзажей в начале осени. Эту пору многие называют «бабьим летом», когда на смену знойным дням, приходит ласковое тепло с небольшой прохладой, характерной для осеннего сезона. Автору удалось красочно описать этот славный переходной период, выделив тончайшую грань между уходящим летом и зарождением осенней поры.

Ведущую роль в этом стихотворении занимают эпитеты. С их помощью Тютчев виртуозно раскрыл образ ранней осени. Он назвал это время года «дивным», подчеркивая ее неповторимую красоту и необычайность дней. А словом «хрустальный» автор смог подчеркнуть прозрачность осеннего неба и игру света, передавая звонкость осенних дней и хрупкость красоты.

В стихотворении четко ощущается дыхание осени, напоминающее всем живущим на земле о скором приходе зимы. Поэт говорит о той приятной звенящей тишине, которая дарит умиротворение и особый покой. В эту пору года и человек, и сама природа нуждаются в некотором отдыхе, а сделав неминуемую паузу, нам удается насладиться осенней тишиной и гармонией этого времени года. Все эти трепетные чувства и свойственные волнения мастерски передал в стихотворении знаменитый и талантливый поэт – Фёдор Тютчев!

«Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Анализ стихотворения «Осенний вечер»

Еще в ранние годы творчества, Тютчев смог воспеть осеннее время года, живописно распределяя краски осени и ее обманчивое настроение. Как известно, поэт с восемнадцати лет жил за границей, а во время очередной поездки в Россию, что случилось в 1830 году, Фёдор Иванович написал прекрасный стих – «Осенний вечер». Он был создан в классическом стиле, с искусными нотками романтизма. Основная тема произведения – пейзажная лирика.

Осенний вечер представляется поэтом как феномен природной жизни. Автор придал этому творению особый философский смысл, пытаясь отыскать нечто аналогичное между явлениями натуральной природы и жизнью обычного человека. Поэт глубоко развернул метафору, сравнивая чувства осени с прообразами глубокой нравственности, присущими для одушевленных лиц.

«Осенний вечер» поэт написал 5-тистопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки. Стихотворение из двенадцати строк имеет сложноподчиненное предложение, которое звонко прочитывается всего на одном дыхании.

«Кроткая улыбка увяданья» - это небольшое словосочетание, использованное Тютчевым в лирическом произведении, смогло гармонично объединить все важные детали, задуманные поэтом. Так сотворился прелестный образ увядающей в осенней мгле природы.

В этом стихотворении Федор Тютчев описал природу многоликой и довольно изменчивой. Она имеет насыщенные колориты и необычные звуки. Автору удалось мастерски передать прекрасное очарование сумерек в прохладный осенний вечер. А с помощью синтаксического сгущения, поэт смог воссоединить многоликую художественную выразительность.

В лирическом произведении «Осенний вечер» множество разнообразных по структуре эпитетов. Контрастные приемы позволили автору довольно выразительно передать читателю переходное состояние природы в осеннюю пору.

Тютчев явно осмысливает осенний пейзаж, передает ей человеческие качества характера и чувства. Он воспринимает это время года как прощальную улыбку природы, сигнализирующую о скором приходе зимы.

«Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Анализ стихотворения «Обвеян вещею дремотой»



Настоящей жемчужиной пейзажной лирики в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева признано стихотворение «Обвеян вещею дремотой». Об этом поэтическом творении лестно отзывались многие известные личности – Иван Аксаков, Лев Толстой, популярные по тем временам критики, и, конечно же, поклонники знаменитого русского поэта, изучающие лирику Тютчева.

Стихотворение «Обвеян вещею дремотой» представляет картину увядающей осени во всех ее прелестных красках. В этом произведении автор внедряет нестандартное размышление, представляя истинную красоту естественной природы, скрытую во внешней непривлекательности и даже уродстве. В качестве точки для отсчета, поэт выбирает хаос, зарождающий новую жизнь после губительного распада. Этот взгляд Тютчева на природные явления несколько сравним с творческими мыслями английского поэта У. Вордсворда.

В этом стихотворении, как и в других лирических произведениях Тютчева, просматривается воодушевленность природных явлений. Растения и лес, укрытый цветными красками, испытывают немного радостные, а вместе с тем грустные эмоции, присущие человеку.

Фёдор Тютчев всегда считал природу живой, он видел ее тонкую душу, верил, что она умеет проявлять чувства любви, гармонии, грусти…Все эти невидимые для простого человеческого глаза эмоции природы, автор многолико передал в своих стихотворениях, насыщенных прекрасными эпитетами и изумительной рифмовкой.

Читая стихотворение «Обвеян вещею дремотой», четко просматривается искусное сопоставление циклов природы с периодами человеческой жизни. Увядающий осенний лес можно сравнить со старением человека. Это увядание природы автор видит в прекрасных очертаниях, рассматривая всю прелесть последней улыбки, когда-то цветущей и живой…

Стихотворение повествуется от первого лица, лирического героя, который представляется читателю молодым человеком, имеющим несколько презрительное отношение к неминуемой старости. Это мнение зарождается по причине, что в столь раннем возрасте, он не пытается рассмотреть свою личность в объективной реальности, ожидающей любого человека на определенном отрезке жизненного пути. Истолковать задумку автора можно и другими мыслями, каждый читатель может проявить фантазию и самостоятельно подытожить главный смысл великолепного лирического произведения – «Обвеян вещею дремотой».

«Обвеян вещею дремотой…»

Обвеян вещею дремотой,
Полураздетый лес грустит…
Из летних листьев разве сотый,
Блестя осенней позолотой,
Еще на ветви шелестит.
Гляжу с участьем умиленным,
Когда, пробившись из-за туч,
Вдруг по деревьям испещренным,
С их ветхим листьем изнуренным,
Молниевидный брызнет луч!
Как увядающее мило!
Какая прелесть в нем для нас,
Когда, что так цвело и жило,
Теперь, так немощно и хило,
В последний улыбнется раз!..

Философские размышления Ф.И. Тютчева о природе начинаются рано, когда ему еще не исполнится 20 лет, и пройдут через всю творческую жизнь поэта. Кроме того, он рисует и просто поэтические картины живой природы ярким новым языком и чистейшими красками. Природа у поэта жива, она одухотворена. В ней есть все: и любовь, и язык, и свобода, и душа. Исходя из такого понимания природы автором, и следует проводить анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Образная система поэта

Она чрезвычайно гибка и сочетает конкретные, зримые приметы мира и личное впечатление, которое этот мир производит на автора. Стоит прочесть первое неспешное четверостишие, и ясная картина начинающегося бабьего лета, много раз всеми виденного и ожидаемого, встает перед глазами читателя. Коротка первоначальная осень, но время это - дивное, то есть удивительное и прекрасное. Стоит «хрустальный» день, иначе говоря, необыкновенной чистоты и ясности, и как бы прозрачнейший кристалл накрыл и защитил его. От чего? Об этом будет сказано в конце произведения. И вечера потрясают красотой - лучезарностью (все пронизано светом неугасающего вечернего солнца, которое вечером не хочет уходить с небосклона, а задерживается на нем и расцвечивает всеми красками заката его голубизну). Об этом необходимо писать, делая Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Второе четверостишие

В полях пусто, нет людей, которые их обрабатывали, торопясь работали серпами, к которым прикладывается эпитет «бодрый», срезая пшеницу, быстро собирая урожай. Остался только необозримый от края до края простор, отдыхающие борозды и тонкая паутина, которая поблескивает на растениях и по народным приметам означает теплую продолжительную осень и холодную зиму.

А еще народ приметил, что начало осени всегда связано с отлетом птиц, поэтому в небе тоже пусто (у Тютчева воздух пустеет). Стихотворение написано в самые первые дни осени, которую народ тонко подразделял по сезонам: начало, золотая осень, глубокая осень, предзимье, первозимье. Это все можно отразить, делая анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Последнее четверостишие

Воздух опустел, как уже было сказано, и птицы умолкли. Все погружается в глубокую тишину и покой, готовясь к зимнему отдыху. Но еще далеко до предзимья, которое начнется вместе с осенними бурями, примерно с конца октября. А пока небо лазурно - это слово означает его невероятно нежную безмятежную синеву.

Таким образом можно начать анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…», в котором говорится о полнейшем покое, царящем в природе и который передается душе человека, с любовью смотрящего на уходящее лето и наступающую осень без печали и тревоги, а только наслаждающегося их красотой. Такова его эмоциональная окраска и тема стихотворения.

История создания стихотворения

Федор Иванович возвращался в Москву вместе с дочерью Марией, которой в ту пору было лет семнадцать, из своего села Овстуг в Брянской губернии. На третий день пути он продиктовал дочери текст этого стихотворения. Начало умиротворяющей осени навеяло поэту прекрасные строки о русской осени. В эти годы (50 - 60) он обычно не обращается к теме природы, его стихотворения, как правило, политизированы, поэтому оно выделяется из общего ряда.

Художественные тропы

Эпитеты, которые использует автор, становятся ведущими и главными, создавая образ тонкого перехода от лета к осени. «Дивная» осень прощается с нами, даря последние погожие деньки. «Хрустальный» по отношению ко дню подчеркивает и хрупкость его красоты и особенную прозрачность небосвода. «Лучезарный вечер» создает особенно светлое и радостное настроение. Это показано, как следует проводить анализ стихотворения «Есть в осени первоначальной…» Тютчева.

Антитеза просматривается в противопоставлении пустого ныне поля с тем, что ранее оно было заполнено жнецами с серпами. Олицетворением является паутина, преподанная как «тонкий волос». Метафорой - льющаяся лазурь, теплая и чистая. Сравнения можно найти после слов «как» или в виде творительного падежа существительного. Так продолжается анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Кратко говоря, осталось рассмотреть немногое - рифму.

В двух первых четверостишиях используется перекресная рифма, то есть первая строфа рифмуется с третьей, а вторая с четвертой. В конце рифма становится опоясывающей - первая строфа рифмуется с последней. Ямб создает очень музыкальный ритм.

Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» по плану:

  • Автор и название произведения.
  • История его создания.
  • Эмоциональная окраска.
  • Тема.
  • Тропы.

Читая это стихотворение, понимаешь, что поэт умел воспроизводить все краски и звучание, в данном случае полное безмолвие природы. Его образы проникнуты чувством и раздумьем, заключенные в строгое изящество формы.


Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь -

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...

Стихотворение написано в 1857 году. Едва ли не самым пленительным из пейзажей, созданных Ф. И. Тютчевым, является согретое мягким лиризмом, подлинно реалистическое и поэтическое изображение русской ранней осени: «Есть в осени первоначальной / Короткая, но дивная по­ра - / Весь день стоит как бы хрустальный, / И лучезарны вечера...» Одним эпитетом «как бы хрустальный» Ф. И. Тютчев с необыкновенной меткостью передает прозрачную ясность и кратков­ременность ранних осенних дней. Его картины и образы насквозь пронизаны глубоко эмоциональ­ным отношением. И эта эмоциональность тютчевских стихов захватывает и заражает читателя.

Изображая собственное бытие природы, постигая ее внутренний мир, Ф. И. Тютчев наблюдает ее в переходные моменты, в процессе внутренней динамики. Поэтому осени и весны вообще близ­ки Ф. И. Тютчеву как начало синтеза, некоего разрешения, своеобразного междуцарствия. Не случайна прямая перекличка очень значимых и устойчивых форм в стихах об осени («Но далеко еще до первых зимних бурь») и о весне («Уж близко время летних бурь»).

В этой реальной осени есть нечто от земли обетованной, от светлого царства, от райской обители. Ведь не фотографической же зоркостью, не на основе анализа, а только поэтических ощущением могут быть рождены - ив свою очередь рождают его - эпитеты «хрустальный», «лучезарный». В то же время образ льющейся лазури поддерживает наглядную реальность хрусталя. «Лишь паутины тонкий волос» - не только точно подмеченная примета. Эта последняя, самая мелкая деталь служит восприятию всей огромности мира, словно помогая обнять его целиком.

Шепот. Робкое дыханье...

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Стихотворение относит­ся к ранним произведениям Фета и является подлинно новатор­ским. Набор звуков и зрительных впечатлений образует художе­ственно убедительную картину: возлюбленная вечером пришла на встречу влюбленных, затем ночь любви, наконец, утро и сле­зы расставанья.Стихотворение построено на параллелизме: мир природы и мир человека. Нет ни одного глагола, но все произведение на­сыщено действием: все предметы существуют не сами по себе, а как приметы чувств и состояний. Объясняя ту или иную вещь, поэт вызывает не сам образ этой вещи, а те ассоциации, которые могут быть с ней связаны. Основная тема стихотворения - опи­сание чувства любви, чувство тончайшее, невыразимое словами. Произведение написано в стиле импрессионизма (импрессио­низм в поэзии - изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных ощущениях, впечатлениях от этого предмета). Описывается не плотская, а духовная любовь, на это указывает финал стихотворения: строка «И заря, заря!» заканчивает лирический сюжет. Заря в контексте стихотворения - высшее выра­жение любовного чувства, свет любви.

Н А Некрасов

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную 1 ;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди 2 ,

Лишь бич свистал, играя...

И Музе я сказал: "Гляди!

Сестра твоя родная!"

1848 (?)

Примечания:
Стихотворение написано не по живым впечатлениям о наказании крестьянки (Некрасов не мог быть свидетелем истязания женщины, так как практически к женщинам наказание кнутом вследствие его особой опасности не применялось; с 1845 г. «Уложением об наказаниях» вообще было отменено), а на основе зрительного сходства между зачеркнутыми красными чернилами крест-накрест рукописями в цензурном ведомстве и исполосованными кнутом и кровоточащими спинами жертв палача. Стихотворение, таким образом, представляет собой обобщенный символ страданий, включающий истязания над народом и над поэзией, которая вступается за его судьбу и разделяет его участь («иссеченная муза»).
1. Сенная - рыночная площадь в Петербурге; на ней не производились публичные наказания, а находилась полицейская часть, в которой секли розгами (втайне от посторонних глаз) совершивших проступки дворовых, пьяниц, мелких воришек и т. п. Обратно
2. Ни звука из ее груди... - После первых ударов кнута у истязуемых, по свидетельствам современников, пропадал голос; тем самым «молчание» крестьянки - и музы!- не признак стойкости и героизма, а признак мученичества

Есенин

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в раю!"
Я скажу: "Не надо рая,
Дайте родину мою".

Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная!..» было написано в 1914 году. Оно посвящено теме любви к родине. Лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем. Он поклоняется родной земле, свято чтит ее. Не случайно в первой строфе рождается удивительный образ крес­тьянской избы - «хаты - в ризах образа». Метафора «хаты - образа» соседствует с цветовым образом - слепящий, разъедающий глаза синий («Только синь сосет глаза»). Синий - это не­бесный, горний, возвышенный. Кроме того, здесь автор использует звукопись, аллитерацию на свистящие, благодаря чему рождается ощущение пронзительной сини просторов.

Художественное пространство стихотворения наполнено звуками девичьего смеха, плясок на лугу. Переданы запахи праздника. Запах яблок и меда связаны со Спасом. Библейские, звуко­вые образы, цветопись и даже тонко подобранное древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времен, единство человека и природы.

В последней строфе стихотворения особенно ярко и образно передана любовь лирического героя к родной земле: он не готов променять Русь даже на рай.

ПИСЬМО К МАТЕРИ Ты жива еще, моя старушка?Жив и я. Привет тебе, привет!Пусть струится над твоей избушкойТот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу,Загрустила шибко обо мне,Что ты часто ходишь на дорогуВ старомодном ветхом шушуне. И тебе в вечернем синем мракеЧасто видится одно и то ж:Будто кто-то мне в кабацкой дракеСаданул под сердце финский нож. Ничего, родная! Успокойся.Это только тягостная бредь.Не такой уж горький я пропойца,Чтоб, тебя не видя, умереть. Я по-прежнему такой же нежныйИ мечтаю только лишь о том,Чтоб скорее от тоски мятежнойВоротиться в низенький наш дом. Я вернусь, когда раскинет ветвиПо-весеннему наш белый сад.Только ты меня уж на рассветеНе буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечталось,Не волнуй того, что не сбылось, -Слишком раннюю утрату и усталостьИспытать мне в жизни привелось. И молиться не учи меня. Не надо!К старому возврата больше нет.Ты одна мне помощь и отрада,Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу,Не грусти так шибко обо мне.Не ходи так часто на дорогуВ старомодном ветхом шушуне.

Письмо матери» было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни. Для Есенина это время подведения итогов. Во многих стихотворениях возникает тема безвозвратно ушедшего прошлого. Наряду с этой темой в «Письме матери» звучит тема матери, а стихотворение представляет собой обращение к ней. Это достаточно традиционная тема для русской лирики, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогатель­ными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней.

Лирический герой восхищается бесконечным терпением и нежной любовью своей «старушке»:

Лирический герой с горечью осознает, что у «его старушки» есть основания беспокоиться о своем непутевом сыне: она знает о «кабацких драках», о запоях. Тоска матери так велика, а предчувствия так нерадостны, что она «часто ходит на дорогу». Духовный кризис героя подчер­кивают эпитеты «вечерний», «тягостная». Не случайно употреблено слово «саданул» - разговор­ное, сниженное, свидетельствующее о его отдалении от вечных ценностей.

Лирический герой пытается утешить мать, обещает вернуться, «когда раскинет ветви по-ве­сеннему наш белый сад». Последние строфы - предельный накал эмоций, горькое осознание того, что слишком многое «отмечталось» и «не сбылось».

Борис Пастернак



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...