Исторические викторины и конкурсы. Историческое лото «страницы истории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Павловская средняя общеобразовательная школа»

с.Павловска Павловского района Алтайского края

Всероссийский конкурс методических разработок педагогических работников образовательных учреждений

Номинация «История государства Российского»

Викторина по истории России в форме игры

КОЛЕСО ИСТОРИИ

для учащихся 9-10 классов



Ермолаева Ирина Алексеевна

учитель информатики ИКТ

МБОУ «Павловская сош»

с. Павловск 2012

Аннотация :

Внеклассное мероприятие проводится в форме игры-викторины «Колесо истории». Викторину можно провести как внеурочное мероприятие по истории в рамках предметной недели, а так же на классном часе, посвящённом истории России. В игре участвуют две команды по 6 человек. Участники заранее знакомятся с правилами игры.

В ходе данного мероприятия

    актуализируются и закрепляются знания учащихся истории России;

    совершенствуются коммуникативные навыки.

Интерактивная презентация, сопровождающая ход внеклассного мероприятия, является основным компонентом в структуре и содержании занятия. Используется на протяжении всего мероприятия для наглядного представления игрового поля, выбора темы тура, визуализации заданий и проверки ответов, данных игроками.

Правила игры

В игре принимают участие две команды по 6 человек.

Право первого хода разыгрывается по жеребьёвке.

Если команда даёт правильный ответ, то у неё право ответа на вопрос викторины. В случае неправильного ответа переход хода другой команде.

Вопросы и задания имеют разную стоимость от 1 до 7 баллов, в зависимости от сложности.

Ведущие, выступающие и помощники:

На роль ведущего требуется активный, позитивный коммуникабельный человек, так как ведение игры требует импровизации, активной реакции на реп лики игроков, доскональных знаний правил игры и уме ния доступно и точно донести их до игроков и зрителей- болельщиков. Поэтому в роли ведущего может быть подходящий старшеклассник или учитель.

Для помощи ведущему и быстрого подсчёта количества набранных очков целесообразно создать счётную комиссию из 2 человек (можно из числа учащихся класса), которые периодически обновляют информацию на табло (магнитная доска), указывая общее количество набранных очков командами.

Подготовительный этап

Проведению игры-викторины «Колесо истории» предшествует подготовительный период, который включает в себя:

    Работу по подготовке вопросов викторины.

    Подготовку ведущего.

    Определение состав команд по 6 игроков и выбор капитанов команд.

    Выбор помощников ведущего, счётной комиссии.

    Изучение правил проведения внеклассного мероприятия в форме игры «Колесо истории».

Оформление класса: Стена оформлена в виде коллажа, отражающего основные события исторических этапов России, воздушные шары. Магнитная доска оформлена в виде игрового табло.

Цель мероприятия :

Создание условий для формирования устойчивого интереса к истории России, нравственно - патриотических чувств и ценностных ориентаций.

Задачи :

Образовательные:

    способствовать систематизации и закреплению знаний по истории России с помощью материала, представленного в неординарных ситуациях.

Развивающие:

  • вести работу, направленную на развитие любознательности, воображения, предвидения, смелости в выдвижении гипотез, умения принимать нестандартные решения;

  • способствовать формированию операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Воспитательные:

  • совершенствовать умение осуществлять учебно-познавательную деятельность в группе;

  • вести работу, направленную на воспитание чувства гордости и уважения к прошлому своей страны.


Время реализации мероприятия : 60 минут

Необходимое оборудование и материалы:

    компьютер;

    мультимедийный проектор;

    экран;

    магнитная доска;

    часы;

    звуковой сигнал;

    презентация.

План проведения :

Этапы мероприятия

Временная реализация

    Организационный этап

3 мин.

5 мин.

    Основной этап игры (47 мин)

      Первый тур «Даты и события»

6 мин

8 мин.

8 мин.

8 мин.

10 мин.

7 мин.

    Подведение итогов игры

2 мин.

    Рефлексия

3 мин.

Ход мероприятия

Этап мероприятия

Использование мультимедийного компонента

Деятельность участников мероприятия

    Организационный этап

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые игроки и гости. Мы рады приветствовать вас на игре-викторине « Колесо истории ».

В игре-викторине участвуют две игровые команды по 6 участников:

    «Историки»

    «Патриоты»

Ведущий представляет команды и капитанов команд.

Во время игры вы внимательно должны следить за ответами и ходом обсуждения, а в конце игры назвать имя лучшего игрока.

    Этап мотивации учебно-познавательной деятельности

Слайд2

Ведущий. Каждый человек – участник истории. И потому, что живет в определенное историческое время. И потому, что хочет знать историю своих предков, своей страны, своего народа. «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу», - сказал великий наш современник А. Твардовский. Прошлое - это жизнь наших дедов и прадедов. Их кровь, боль, радость и горе. Сегодняшний день России - наше настоящее. Настоящее, от которого зависит будущее.

Демонстрируется слайд 2 с музыкальным сопровождением)

Ведущий . История не терпит суесловия,

Трудна её народная стезя.

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Уважаемые игроки и зрители!

Приглашаю капитанов команд для жеребьёвки.

Первой начинает игру команда «Патриоты».

    Основной игровой этап

Слайд 3

Ведущий.

Итак, мы начинаем игру! ГОНГ!

Запускаем КОЛЕСО ИСТОРИИ.

В первом туре участвуют вопросы и задания категории «Даты и события».

Первый тур «Даты и события»

Слайд 7

Ведущий. Уважаемые игроки, вам предстоит по очереди называть дату и соответствующее историческое событие , которое произошло в нашей стране в указанный срок.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимально допустимое время для обсуждения ответа – 30 секунд. В случае неправильного ответа ход передаётся другой команде.

Игроки называют дату и соответствующее историческое события.

Проверка каждого ответа проводится сразу с помощью слайда с установленными триггерами на область записи даты:

988 г. Крещение Руси . Киевская Русь принимает православное христианство.

1242 г. Битва на Чудском озере - сражение между русскими во главе с Александром Невским и рыцарями Ливонского ордена. Эта битва вошла в историю, как Ледовое побоище.

1380 г. Куликовская битва , сражение между объединенной армией русских княжеств во главе с Дмитрием Донским и армией Золотой Орды во главе с Мамаем.

1480 г. окончательное избавление Руси от монголо-татарского ига.

1612 г. освобождение Москвы от поляков народным ополчением Минина и Пожарского .

1700-1721 г.г. Северная война - боевые действия между Россией и Швецией.

1755 г. – по инициативе Н.В. Ломоносова создан Московский университет.

1812 г. Бородинская битва - сражение между русской армией во главе с Кутузовым и французскими войсками под командованием Наполеона.

1825 г. Восстание декабристов - вооруженный антиправительственный мятеж офицеров русской армии.

1861 г. отмена крепостного права в России .

1905-1907 г.г. – первая русская революция

1914 г. начало Первой мировой войны и вступление в неё Российской империи.

1917 г. революция в России (Февральская и Октябрьская). В феврале после падения монархии власть перешла к Временному правительству. В октябре путем переворота к власти пришли большевики.

1918-1922 г. Гражданская война в России .

1922 г. образование СССР (с оюза Советских Социалистических Республик).

1941 – 1945 г.г. – Великая Отечественная война.

1949 г. Создание и испытание первой атомной бомбы в СССР.

1961 г. Первый полёт человека в Космос.

1980 г. – Олимпиада в Москве.

1991 г. Распад СССР и падение социализма.

Слайд 3

Ведущий. Для выбора темы второго тура приведём в движение Колесо.

Внимание на экран! Во втором туре играют вопросы и задания по теме «История в лицах».

Второй тур «История в лицах»

Слайд 4

Правильный ответ:

Ведущий. На экране первое задание второго тура. В течение одной минуты установите соответствие между настоящими именами государей с именами, данными им народом.

В случае правильного указания всех соответствий команда получает 6 баллов. Время на обсуждение – одна минута.

Если команда ошиблась, то право продолжить ответ передаётся другой команде. В этом случае количество присуждаемых баллов зависит от количества правильных ответов за каждое правильно установленное соответствие.

Внимание, правильный ответ!

Михаил Фёдорович – Кроткий

Иван IV – Грозный

Фёдор Иоаннович – Блаженный

Пётр 1 – Великий

Алексей Михайлович – Тишайший

Василий Шуйский – Несчастливый.

Слайд 5

Правильный ответ:

Ведущий. Второе задание тура «История в лицах» заключается в том, чтобы указать имена руководителей государства в хронологическом порядке .

Время выполнения задания – одна минута. Цена правильного ответа - 3 балла. Если отвечающая команда ошибается, то право ответа передаётся другой команде.

Итак, время пошло!

Уважаемые игроки, время для обсуждения истекло, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ!

    Владимир Ильич Ленин

    Сталин Иосиф Виссарионович

    Хрущёв Никита Сергеевич

    Брежнев Леонид Ильич

    Горбачёв Михаил Сергеевич

    Ельцин Борис Николаевич

    Путин Владимир Владимирович

    Медведев Дмитрий Анатольевич

Слайд 6

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки! В третьем задании тура «История в лицах» вам предстоит в филлворде найти имена и фамилии выдающихся людей, которые оставили яркий след в истории государства на разных исторических этапах.

Слова в сетке филлворда расположены по вертикали и горизонтали змейкой. За одну минуту вы должны назвать знаменитых людей России, чьи имена или фамилии представлены в сетке филлворда. За каждое имя (или фамилию) команда получает 1 балл.

Для выполнения задания командам лучше раздать распечатанный вариант филлворда.

В случае, если отвечающая команда назовёт не все возможные имена и фамилии, вторая команда дополняет ответы соперников, зарабатывая в свою копилку баллы.

Время для обсуждения закончилось.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: Суворов, Екатерина, Сталин, Долгорукий, Брежнев, Ленин, Ломоносов, Хрущёв, Жуков.

Третий тур «Впервые в России»

Слайд 3

Ведущий. Для выбора категории вопросов третьего тура приведём колесо в движение.

Внимание, в третьем туре играют вопросы и задания по теме «Впервые в России».

В мире всё когда-нибудь происходит в первый раз. И это первое рождение обязательно отметит история. Возможно, потом в ряду схожих событий и дат будут более значительные и известные, но то, что было впервые, сохранит свое особое очарование. Давайте проверим, знаете ли вы, что, где, когда в России происходило впервые.

Слайд 8

Правильный ответ:

Ведущий. Итак, первый вопрос из категории «Впервые в России». А знаете ли вы, кто был первым в России царём?

Цена полного ответа на вопрос – 2 балла. Время на обсуждение – 1 минута.

Итак, время пошло!

Уважаемые игроки, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: Иван Грозный.

Слайд 9

Правильный ответ:

Ведущий. Вопрос второй из категории «Впервые в России» : Как называлось первое в России учебное заведение?

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: Славяно-греко-латинская академия, открытая в Москве в 1682 г.

Слайд 10

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки, третий вопрос третьего игрового тура посвящён образованию первых российских губерний: Когда были образованы первые в России губернии?

Полный правильный ответ на вопрос увеличит ваш счёт на 3 балла, за неполный ответ команда получает 2 балла. Время на обсуждение – 1 минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

А в действительности было так: Указом Петра I, подписанным 18 декабря 1708 года, все земли Российской державы были поделены на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую (с 1710 года Санкт-Петербургскую), Архангельскую, Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую.

Слайд 11

Правильный ответ:

Ведущий. Четвёртый вопрос из категории «Впервые в России»: Когда в России было впервые учреждено патриаршество?

Кто был первым русским патриархом?

Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: В России впервые учреждено патриаршество в 1589 г. Иов – первый русский патриарх.

Слайд 12

Правильный ответ:

Ведущий. Внимание, пятый вопрос тура «Впервые в России»: Когда в России возникли первые мануфактуры?

Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Первые мануфактуры в России возникли в 30-е годы 17 века.

Слайд 13

Правильный ответ:

Ведущий. Шестой вопрос тура «Впервые в России: Когда и где в России было построено первое метро?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: 15 мая 1935 года открылась первая станция Московского метро – «Парк Культуры».

Слайд 14

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки! В седьмом вопросе из серии «Впервые в России» вам нужно вспомнить историю освоения Космоса. Внимание, вопрос: Однажды весь мир впервые услышал «Полёт нормальный!». Кто и когда докладывал с околоземной орбиты?

Цена полного правильного ответа 2 балла. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: 12 апреля 2961 года весь мир услышал голос Юрия Алексеевича Гагарина с околоземной орбиты: «Полёт нормальный! Чувствую себя хорошо!»

Слайд 3

Ведущий. Уважаемые игроки! Это был последний вопрос третьего тура «Впервые в России» игры «Колесо истории».

Для выбора темы следующего тура запустим в движение колесо…

Итак, тема вопросов четвёртого тура «Символы России».

Четвёртый тур «Символы России»

Слайд 20

Правильный ответ:

Ведущий. Внимание, первый вопрос!

Назовите порядок расположения полос Государственного флага Российской Федерации и значение цветов на флаге.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 3 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время для обсуждения закончилось, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Итак, порядок цветов государственного флага Росси сверху вниз: Белый, синий, красный.

Белый – мир, чистота, непорочность.

Синий – вера, постоянство.

Красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

Слайд 21

Правильный ответ:

Ведущий. Второй вопрос тура «Символы России» посвящён гербу страны: Назовите основные элементы государственного герба России.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Основными элементами герба России являются двуглавый орёл и всадник.

Слайд 22

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос из серии «Символы России» посвящён гимну страны. Уважаемые игроки, в течение одной минуты вам предстоит вспомнить и назвать авторов музыки и слов гимна России и дату Указа президента страны, которым был утверждён ныне действующий гимн государства.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 3 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время для обсуждения закончилось. Ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: Ныне действующий гимн России у тверждён Указом президента в декабре 2000 г. Композитор – Георгий Александров, автор слов – Сергей Михалков.

Слайд 23

Правильный ответ:

Ведущий. Четвёртый вопрос тура «Символы России»: В некоторых особых случаях в России наряду с Государственным флагом допускается использование ещё одного знамени. Внимание вопрос! Какой флаг используется наряду с Государственным флагом РФ?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время для обсуждения закончилось. Ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Итак, правильный ответ: Знамя Победы.

Слайд 24

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос четвёртого тура из серии «Символы России» посвящён гербу страны. Уважаемые игроки, в течение одной минуты, вы должны вспомнить – чей образ запечатлён на российском гербе в виде всадника?

Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Время для обсуждения закончилось. Ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Внимание, правильный ответ: На гербе России в виде всадника запечатлён образ святого Георгия Победоносца.

Слайд 3

Ведущий. Это был последний вопрос четвёртого тура.

Итак, тема вопросов пятого тура «Города и памятники».

Пятый тур «Города и памятники»

Слайд 25

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки, первый вопрос тура «Города и памятники»: Какой город на реке Яхроме в 1154 году основал князь Юрий Долгорукий и назвал его церковным именем своего сына Всеволода?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Время для обсуждения закончилось.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Город Дмитров Московской области

Слайд 26

Правильный ответ:

Ведущий. Второй вопрос из серии «Города и памятники»: В Костроме на берегу Волги воздвигнут памятник крестьянину-герою. Назовите его имя. Уважаемые игроки, у вас одна минута.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, какому крестьянину-герою воздвигнут памятник в Костроме на берегу Волги?

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ:

Памятник Ивану Сусанину.

Слайд 27

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос пятого тура игры из серии «Города и памятники». Уважаемые игроки, вспомните в течение одной минуты и назовите город, который прославил великий русский полководец Александр Васильевич Суворов победами над турецкими захватчиками в русско-турецкой войне 1770-1790, сейчас этот город находится на территории Украины.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, о каком городе идёт речь? Ваша версия.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ:

Город Измаил, Одесская область. В этом городе находится музей А.В. Суворова, в том числе диорама «Штурм крепости Измаил».

Слайд 28

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки, оказывается, самая высокая статуя в мире находится на территории нашей страны. Внимание, вопрос!

Назовите самую высокую статую в мире.

Где она находится?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, о какой статуе идёт речь? Ваша версия.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Статуя «Родина-мать» высотой 82 метра в Волгограде на мемориальном комплексе Мамаев курган.

Слайд 29

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос тура «Города и памятники». Один из российских городов выдержал 900-дневную блокаду. Какой город России в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких войск?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 1 балл. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Ленинград, ныне Санкт-Петербург.

Из дневника 11 летней девочки Сидякиной Эльзы – записки блокадного Ленинграда: « Однажды меня на улице один дяденька окликнул – он полулежал в снегу и попросил у меня кипятка. Я сбегала домой, мама разрешила. И я бегу обратно, такая радостная, к этому дедушке. А он уже мертвый лежит, облокотившись на сугроб….»



Слайд 30

Правильный ответ:

Ведущий. О героических подвигах русских солдат в период Второй мировой войны знает практически весь мир. Внимание, вопрос!

Назовите советский город, в честь которого названа площадь в Париже, в память о великой победе над фашизмом.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 3 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, время отвечать.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Сталинградская битва, бесспорно, стала самым важным событием Второй мировой войны. Именно здесь решилась дальнейшая судьба всей планеты. А подвиг защитников Сталинграда оставил свой след не только в душах и сердцах людей, но и на политической карте мира.

В честь победы советских войск под Сталинградом в разных европейских городах появились улицы, скверы, проспекты с героическим названием. Так, в Париже имя «Сталинград» носят площадь, бульвар и станция метро.

Слайд 31

Правильный ответ:

Ведущий. Победа советских солдат в Великой Отечественной войне ковалась в тылу. Рабочие самоотверженно трудились на военных заводах. Внимание, вопрос! Какой тыловой уральский город во время Великой Отечественной войны был более известен под именем Танкоград?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время отвечать.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Уже в начале войны Челябинск обрел второе, неофициальное имя – Танкоград. После соединения мощностей Челябинского тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями – ленинградским Кировским и Харьковским моторостроительным – огромное производство переключилось на выпуск танков.

Слайд 3

Ведущий. Это был последний вопрос пятого тура.

Для выбора темы следующего тура запустим в движение Колесо истории.

Итак, тема вопросов шестого тура – «Народная мудрость», в котором играют вопросы и задания об истории появления известных фраз, выражений и пословиц.

Шестой тур «Народная мудрость»

Слайд 15

Правильный ответ:

Ведущий. Внимание, первый вопрос тура «Народная мудрость»:

«Береги пулю на три дня.

Стреляй редко, да метко.

Штыком коли крепко.

Пуля - дура, а штык – молодец».

Уважаемые игроки! Через одну минуту вы должны назвать автора фраз и произведение, в котором они написаны.

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время отвечать.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ:

Александр Васильевич Суворов,

книга «Наука побеждать»

Слайд 16

Ведущий. Второй вопрос из серии «Народная мудрость»: Какое выражение на Руси означало «одержать полную победу», «доказать своё бесспорное преимущество»?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Итак, время отвечать.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Заткнуть за пояс.

Слайд 17

Правильный ответ:

Ведущий. Внимание! Следующее задание. Многие слова не утеряли своей актуальности и широко используются в наши дни. Уважаемые игроки через одну минуту скажите, как на Руси называли купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? Часто этим словом называют недисциплинированных людей в настоящее время.

Правильный ответ увеличит ваш счёт на 1 балл. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, ваш ответ.

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Разгильдяи.

Слайд 18

Правильный ответ:

Ведущий. Уважаемые игроки, корни этой известной фразы уходят в далёкие времена царствования Ивана Грозного.

Митрополит Филипп неоднократно пытался воспротивиться действиям царя и опричников, часто писал Ивану Грозному с просьбами остановиться. Бумаги те царь уничтожал не читая, произнося каждый раз одну и ту же фразу. Внимание, вопрос!

Как Иван Грозный называл послания митрополита Филиппа?

Полный правильный ответ увеличит ваш счёт на 2 балла. Уважаемые знатоки, у вас одна минута. Если команда готова, то имеет право дать досрочный ответ.

Уважаемые игроки, минута обсуждения закончилась. Ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ: Филькина грамота.

Слайд 19

Правильный ответ:

Ведущий. Следующий вопрос тура «Народная мудрость» – продолжить пословицы:

Родина – мать, …

Нет ничего краше, чем …

Русский солдат …

Если по-русски скроен, то …

Кто за Родину горой, тот …

Если народ един, …

Сыновья русских матерей славятся …

В случае правильного указания всех пословиц команда получает 7 баллов. Время на обсуждение – одна минута.

Если команда ошиблась, то право продолжить ответ передаётся другой команде. В этом случае количество присуждаемых баллов зависит от количества правильных ответов за каждую правильно названную пословицу.

Уважаемые игроки, время для обсуждения истекло, ваш ответ!

После ответа игроков демонстрируется правильный ответ.

Правильный ответ:

Родина – мать, умей за неё постоять.

Нет ничего краше, чем Родина наша.

Русский солдат не знает преград.

Если по-русски скроен, то и один в поле воин.

Кто за Родину горой, тот истинный герой.

Если народ един, он непобедим.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

Слайд 32

Ведущий. Уважаемые игроки, это был последний тур нашей игры. Пора подводить итоги.

Члены счётной комиссии озвучивают счёт игры и называют команду-победителя.

Наступило время назвать лучшего игрока своей команды.

Капитаны озвучивают мнение игроков команды.

Какое из заданий вам показалось самым интересным? Самым трудным?

Участники игры называют самый трудный вопрос и самое интересное задание викторины.

Уважаемые зрители и болельщики! Вы внимательно следили за ходом игры и обсуждением ответов на вопросы. Кого, по вашему мнению, можно сегодня назвать лучшим знатоком истории России?

Награждение победителей и лучших игроков.

Слайд 33

Ведущий. Уважаемые игроки! Сегодня вы работали в дружных командах, и, наверное, поняли, что успех зависит не только от запаса знаний, но и от того, насколько дружной и сплочённой была ваша команда. Сейчас я попрошу выйти на центр обе команды, встать по кругу и сказать своему соседу справа, взяв его за руку, фразу, начало которой вы можете посмотреть на экране:

Каждый ученик по очереди берет руку соседа, стоящего справа, и высказывает свое мнение, продолжая фразы:

    Хочу отметить …

    Мне было интересно …

    Меня удивило ….

    Мне удалось …

    Хочу похвалить …

    Показалось странным …

    Я для себя сделал выводы ….

(пока круг не замкнётся

Список литературы и Интернет-ресурсов

    Голубева Т.С. Государственная символика России // Начальная школа, 2001, № 7.

    Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1992.

    История Отечества в литературе. Хрестоматия для учителя.- М.: Просвещение, 1991.

    Карамзин Н.М. История государства Российского.- М.: Наука, 1991.

    Козлов Ю.Ф. Страницы правления государством Российским.- Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1990.

    Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.-М.: Книга, 1991.

    http://www.goldenkorona.ru/simvol_gimn.html - Гимн России

    http://wip.4ik.ru/music/?nid=173558 - песня «Моя Россия» в исполнении группы «Непоседы»

Тема 1. Древняя Русь (IХ - ХIII века)

1) На какой территории было создано Древнерусское государство?

На территории современной Украины.

2) Кем было создано Древнерусское государство?

Древнерусское государство в Восточной Европе, возникшее в последней четверти IX в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян - Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути «из варяг в греки».

3) Какой город стал столицей Древнерусского государства?

В 882 князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.


4) Когда Русь приняла христианство?

При Владимире I Святославовиче, известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, в истории церкви - Владимир Креститель.


6) Что является религиозным символом христианства?


7) Какие известные православные храмы были построены в Древней Руси?

Десятинная церковь, трёхглавый Софийский собор, церкви святой Ирины и великомученика Георгия, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.




8) От какого государства попала в зависимость Русь в ХIII веке?

В XIII веке Русь впала в зависимость от золотой орды.

Александр Невский - князь Новгородский (1236–1240, 1241–1252 и 1257–1259), великий князь Киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263), знаменитый русский полководец, защитник святой Русской Православный Церкви и земли. Возглавлял новгородское войско в битве со шведами на реке Неве в 1240 и в Ледовом побоище с тевтонскими рыцарями в 1242 году. Святой благоверный князь, не проигравший ни одной битвы.


Тема 2. Московское государство (ХIV - ХVII вв.)

1) Когда произошла ?


2) Кто победил в Куликовской битве?

В Куликовской битве победила Русь под предводительством Дмитрия Донского.


3) Какой город стал центром объединения русских земель?

Центром объединения русских земель стала - Москва.

4) Когда русские земли объединились вокруг Москвы?

Середина XV века начало объединения русских земель вокруг Москвы.

5) В каком году произошло освобождение Руси от ордынского ига (зависимости)?

В 1480 году.

6) Какое имя в истории получил царь Иван IV?

В. М. Васнецов. Царь Иван Грозный, 1897.


7) Покоритель Сибири?

Ермак Т. - «Родом неизвестный, душой знаменитый».


8) Какой художник ХV века написал знаменитую икону «Троица»?

Андрей Рублёв.

Андрей Рублёв - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.


9) Как называется архитектурный памятник-крепость в Москве, который был построен как символ образования единого Московского государства?

Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Рисунок А. М. Васнецова


10) В каком веке в России был период Смуты?

Рубеж XVI-XVII веков.

11) Когда Москва была освобождена от польского войска народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским?

Москва была освобождена в октябре 1612 года.

12) Какая династия начала править в России с 1613 года?

Династия Романовых.

Раздел II. Российская империя (ХVIII-начало ХХ веков)

Тема 3. Россия в ХVIII веке

1) Кто проводил реформы в России в начале XVIII века?

Посмертный романтизированный портрет Петра I.
Художник Поль Деларош (1838).


2) Как называется город, который стал столицей России в эпоху Петра I?

Санкт-Петербург.

3) В каком городе в XVIII веке был создан первый в России университет?

В Москве.

4) Какой русский ученый сыграл главную роль в создании первого в России университета?

Ломоносов Михаил Васильевич.

5) Когда и при какой российской императрице в состав России вошел Крымский полуостров?

8 апреля 1783 года Екатериной II был подписан манифест о «Присоединении полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под державу Российскую».

Екатерина II Алексеевна - Императрица и Самодержица Всероссийская. Вела политику просвещённого абсолютизма.


6) Кем был А.В. Суворов?

Александр Васильевич Суворов - великий русский полководец, военный теоретик, стратег, национальный герой России.


7) Какой памятник является символом города Санкт-Петербург?


8) В каком городе находится самый крупный музей России - Эрмитаж?

Санкт-Петербург.


Тема 4. Россия в ХIХ веке

1) Когда была Отечественная война?

Отечественная война была в 1812 году.

2) Как называется самое крупное сражение Отечественной войны?

Бородинское сражение.

3) Кто победил в Отечественной войне?

Россия победила. Армия Наполеона была почти полностью уничтожена.

4) Кто был главнокомандующим русской армией в годы войны?

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов - русский полководец и дипломат, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.

Портрет М.И. Кутузова кисти Р.М. Волкова


5) Кто такие декабристы?

Русские революционеры, поднявшие в декабре 1825 года восстание против самодержавия и крепостничества.

6) Когда в России отменили крепостное право?

Отмена крепостного права произошла в 1861 году.

7) При каком российском императоре отменили крепостное право?

При Александре II.

Александр II Николаевич - Император Всероссийский. Проводил широкомасштабные реформы. Отменил крепостное право (манифест от 19 февраля 1861года). При нём одержана победа в Русско-турецкой войне (1877–1878). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной организацией «Народная воля».


8) Когда произошло присоединение Средней Азии к России?

В 1880 году.

9) Кем был А.С. Пушкин?

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, драматург и прозаик, литературный критик, переводчик, публицист, историк.


10) Какой русский ученый открыл во второй половине ХIХ века периодический закон химических элементов?

Дмитрий Иванович Менделеев- русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Санкт-Петербургского университета. Среди наиболее известных открытий - периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.


11) Кем был Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой - граф, великий русский писатель, мыслитель, известен на весь мир, просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Участник обороны Севастополя.


12) Кем был П.И. Чайковский?

Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.


13) Кем был Ф.М. Достоевский?

Фёдор Михайлович Достоевский - великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения.


Тема 5. Российская империя в начале ХХ века

1) Какие основные религии были представлены в России в начале ХХ века?

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (преобладает православие), а также ислам и буддизм.

2) Представители какой религии составляли большинство населения Российской империи?

Большую часть населения составляют православные.

3) Когда произошла Первая российская революция?

В 1905 году.

4) Что было главным результатом Первой российской революции?

Сложились новые государственные органы - начало развития парламентаризма; некоторое ограничение самодержавия; введены демократические свободы, отменена цензура, разрешены профсоюзы, легальные политические партии; буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны; улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9–10 часов; отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения; ограничена власть земских начальников.

5) Кто был лидером партии большевиков?

Владимир Ильич Ленин - российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.


6) Когда была Первая мировая война?

7) Кем был А.П. Чехов?

Антон Павлович Чехов - известный русский писатель, драматург, классик мировой литературы.


8) Как звали русского ученого- изобретателя радио?

Александр Степанович Попов.

9) Как называется театр в Москве, известный во всем мире своими постановками оперы и балета?


Раздел III. История СССР

Тема 6. История СССР до Великой Отечественной войны

1) Какая революция произошла в России в 1917 году?

Великая октябрьская социалистическая революция.

2) Как звали последнего российского императора?

Николай II - Император Всероссийский, полковник. Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905–1907 годов и Февральскую революцию 1917 года; войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне.

Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился вместе с семьёй под домашним арестом в царскосельском дворце. Летом 1917 года по решению Временного правительства был вместе с семьёй отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где в июле 1918 года был расстрелян вместе с семьёй и приближёнными. Канонизирован (вместе с женой и детьми) Русской православной церковью.


3) Какая партия пришла к власти в России осенью 1917 года?

Партия большевиков во главе с В.И. Лениным.

4) Как называлось государство, которое было создано в 1922 году на территории бывшей Российской империи?

СССР (Союз Советских Социалистических Республик).

5) При каком руководителе России церковь была отделена от государства, а школа - от церкви?

При Владимире Ильиче Ленине.

6) Как называлась политика по созданию в СССР крупной промышленности?

Индустриализация.

7) Как называлась политика по созданию в СССР коллективных хозяйств в деревне?

Коллективизация.

8) Каким было важнейшее достижение СССР в области образования в первой половине ХХ века?

Ликвидация безграмотности.

Тема 7. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы)

1) Когда была Великая Отечественная война?

2) Какие страны являлись союзниками СССР в борьбе против гитлеровской Германии?

Союзниками СССР были США, Великобритания, Монгольская Народная Республика, Тувинская Народная Республика (страны антигитлеровской коалиции).

3) Как называлась самая важная (переломная) битва Великой Отечественной войны?

Сталинградская битва.

4) Кем были Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский?

Георгий Константинович Жуков - четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти И. В. Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР.


Константин Константинович Рокоссовский - советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Маршал Советского Союза (1944), маршал Польши (1949). Единственный в истории СССР маршал двух стран. Командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны.


5) Кто победил в Великой Отечественной войне?

6) В каком городе советские солдаты М. Егоров и М. Кантария подняли знамя Победы в мае 1945 года?

В Берлине, Германия.

7) Сколько советских людей погибло в годы Великой Отечественной войны?

27 миллионов человек.

День Победы.

Тема 8. СССР в послевоенный период (1945 - 1991 годы)

1) В каком году и по инициативе какого советского руководителя Крым был передан из состава РСФСР в состав Украинской ССР?

2) Кто был Главным конструктором первых советских космических кораблей СССР?

Королев Сергей Павлович - советский учёный, конструктор и главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.


3) Как звали первого в мире космонавта?

Гагарин Юрий Алексеевич - советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.


4) В каком году Ю.А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос?

5) Как зовут первую в мире женщину-космонавта?

Валентина Владимировна Терешкова - советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт, генерал-майор (1995). Кандидат технических наук, профессор. Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. Первая в России женщина в звании генерал-майор.


6) Какое важное международное спортивное событие состоялось в Москве в 1980 году?

Олимпиада.

7) Как называлась политика реформ М.С. Горбачева?

Перестройка.

8) Кто был президентом СССР?

Горбачёв Михаил Сергеевич - советский и российский государственный, политический и общественный деятель. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем первый председатель Верховного Совета СССР. Единственный Президент СССР. Имеет ряд наград и почётных званий, наиболее известная из которых - Нобелевская премия мира 1990 года. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.

9) Сколько советских республик входило в состав СССР в 1960-1980-е годы?

15 республик.

10) Когда произошел распад СССР?

11) Какая организация была создана после распада СССР некоторыми бывшими советскими республиками?

СНГ (Содружество Независимых Государств).

12) Кем был А.И. Солженицын?

Солженицын Александр Исаевич - русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960–1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.


Раздел IV. Современная Россия

Тема 9. Реформы в Российской Федерации в 1991-1999 годах.

1) Когда была принята Декларация о государственном суверенитете России?

2) Кто был первым президентом России?


3) Какие реформы начал проводить в России Б.Н. Ельцин?

Либерализация внешней торговли, реорганизация налоговой системы и другие преобразования, радикально изменившие экономическую ситуацию в стране. Результат реформ знаменовал собой переход России к рыночной экономике.

4) Когда была принята Конституция РФ?

5) Каким государством по своему национальному составу является Российская Федерация?

Многонациональной.

6) Какой язык является государственным языком в России?

Русский язык.

7) Какой город является столицей России?

8) Как называется главная площадь столицы России?



Тема 10. Россия в ХХI веке

1) В какие годы президентами РФ были В.В. Путин и Д.А. Медведев?

В.В. Путин - со 2 мая 2000 по 7 мая 2008,
7 мая 2012 по настоящее время;


Д.А. Медведев - с 7 мая 2008 по 7 мая 2012 года.


2) Кто в настоящее время является президентом России?

3) Какая новая республика вошла в состав России в 2014 году?

4) Кто является Главой Русской Православной Церкви?

Патриарх Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев).

5) Как называется одна из главных организаций мусульман России?

Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ России).

6) В каком российском городе проходили ХХII Зимние Олимпийские игры 2014 года?

Сочи, Россия.

Блок культурологических вопросов (Современные праздники России)

1) Когда в России отмечают Новый год?

Рождество Христово.

День защитника Отечества.

Международный женский день.

День России.

День народного единства.

День Конституции РФ.

1.Назовите основателя династии русских князей. (Рюрик)

2.Как называлась религия древних славян? (Язычество)

3.

Назовите дату и событие.

Киев замер, в одночасье вымер,

Злые взгляды древних стариков:

В это утро светлый князь Владимир

Сокрушал языческих богов

Ответ: 988 г. – крещение Руси.

4.При каком князе было положено начало русского письменного законодательства? (При Ярославе Мудром)

5.Когда и при каком царе в России оформилось крепостное право? (В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче)

6.Чему обязан своим прозвищем великий князь владимирский Всеволод III Большое гнездо?

Ответ: Своему большому «семейному гнезду» – он имел 12 детей.

7.Имя князя с прозвищем, в переводе означающим «денежный мешок ». (Иван Калита.)

8.Всемирно известный музей в Санкт- Петербурге. (Эрмитаж)

9.Какому князю мы обязаны обликом современного Кремля? Ответ: Ивану III.

10.Главное сражение Отечественной войны 1812г., воспетое М.Ю. Лермонтовым. (Бородино.)

11.В 1547 г. русским царём стал Иван IV Грозный. А какая у него была фамилия?
Ответ: Фамилии на Руси стали даваться знатным людям лишь с XVI-XVII вв., а остальным – с XVIII в. Поэтому у царя в то время не могло быть фамилии.

12.Полуостров, проданный Россией Америке. (Аляска)

13.Первый музей в России . (Кунсткамера.)

14.

О каком городе идет речь?

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полон,

И вдаль глядел… И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

Ответ: (Петербург).

15.Во времена правления Ивана Грозного московскую церковь некоторое время возглавлял митрополит Филипп. Он неоднократно пытался воспротивиться действиям царя и опричников, часто писал царю с просьбами остановиться. Бумаги те царь уничтожал не читая, а вот как он их, по свидетельству историков называл?

Ответ: Филькина грамота.

16. Кого называют «Отцом истории»? (Геродот)

17.Ханская грамота, дающая право на княжение. (Ярлык)

18.О каком Российском правителе идет речь?

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

Ответ :(Петр Великий, годы правления 1682-1725)

Славься, народу давший свободу,

Доля народа, счастье его –

Свет и свобода! Прежде всего.

Ответ: (Александр II, годы жизни 1818-1881)

19. Столица древнерусского государства, «мать городов русских». (Киев)

20. Какое знаменитое восстание произошло в годы правления Екатерины II ? (восстание под предводительством Емельяна Пугачева)

21. Назовите дату начала Великой Отечественной войны. (1941)

22. Муза, покровительница истории (Клио)

23. Кем был основан город Москва? (Юрий Долгорукий)

24. Определите слово: Киевский, Московский, Владимирский, удельный, великий, светлейший... (Князь)

25. Кого Екатерина II назвала «Бунтовщиком хуже Пугачёва»? (писателя А.Н. Радищева, после прочтения книги «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Цель : развитие познавательного интереса, расширение знаний по истории и бонистике, развитиеумения работать в команде.

Правила игры :

  • игра состоит из 5-ти туров;
  • вопросы каждого тура соответствуют определённой тематике;
  • ведущий игры сам определяет, как он будет получать ответы – либо отдельно за каждый вопрос, либо после вопросов тура; исключением является последний тур, в котором командам раздаётся задание на заполнение таблицы;
  • на обдумывание даётся 30 сек, исключение – последний тур, на выполнение которого даётся не более 5 минут.

Ведущий:

Желали люди счастья
И в новый век и встарь.
Мечтали, чтоб у власти
Стоял хороший царь.

Чтоб правил справедливо
Не сеял зло и мрак.
Чтоб жил народ счастливо…
Но не случалось так.

На трон взбирались принцы
Невесть каких кровей.
Но чаще проходимцы
Всех марок и мастей.

И каждый, кто ни правил
Ни этот и не тот
Никто ни в грош не ставил
«Любимый» свой народ.

Все так похожи были
И вновь, и вновь, и вновь
Как будто воду лили
Рекой людскую кровь.

Щадил народ ну кто там?
А всех то их щедрот -
Слезами, кровью, потом
Попотчевать народ,

Да гнать юнцов на бойни…
И всем понять пора
От тех, кто сел на троне
Не стоит ждать добра.
«О правителях»
Сергей Ерошенко

Добрый день, дорогие старшеклассники.Сегодня мы проводим викторину «Великие правители». От человека, стоящего у власти зависит, как будут жить её граждане – будут ли они свободны и независимы, или наоборот – находиться под контролем государства. До сих пор в нашей стране мы с надеждой смотрим на человека, который возглавляет наше государство. История богата разными примерами. Мы не будем оценивать деятельность царей, королей, императоров, президентов, ещё раз вспомним некоторые интересные события из биографий правителей разных времён и народов, а кто лучше всех сможет это сделать – получит заслуженную награду.
(Объявление правил игры)

1-й тур «Правители древности»

1 . 43 года Октавиан царствовал в Риме. Первоначально воины провозгласили его императором, а с 29 г. до н.э. сенаторы сделали этот титул пожизненным. В годы своего правления он получил ещё несколько титулов и имён. Благодаря одному из них – «Делающий благо», - в календаре появился ещё один месяц. Какой?

Ответ : август.

2 . Боги Греции считались бессмертными. На Олимп поднялся Дионис, а Геракла посланники Зевса вознесли на небо с погребального костра. Но Александру Македонскому судьба не готовила бессмертия. 13 июня 323 г. до н.э. он умер в Вавилоне. Рассказывали, что в ночь перед кончиной ему удалось подняться со смертного одра. Царь хотел броситься в реку, чтобы никто не нашёл его тела. Но Роксана увидела и удержала его. Александр посетовал, что жена не дала ему исполнить величайшую мечту – стать ИМ. Кем?

Ответ : богом.

3. Знаменитая египетская царица Клеопатра была любительницей рыбалки. Однажды Марк Антоний, желая произвести впечатление на свою возлюбленную, нанял ныряльщика, чтобы тот насаживал на его крючок рыбу. Однако Клеопатра разгадала замысел своего любовника и решила его проучить. То, что его замысел раскрыт, Марк Антоний понял, когда вытащил из воды... Какую рыбу?

Ответ : Уже обработанную (а именно соленую).

4 . В Фессалии разводили особую породу лошадей. Древние греки считали, что головы этих лошадей похожи на головы быков. Назовите самого известного владельца лошади фессальской породы.

Ответ : Александр Македонский. (Буцефал – «бычеголовый»).

5 . Юлий Цезарь переправился из Галлии через Ла-Манш и высадился на территории современной Англии. Что сделал он, чтобы его воинам осталось только наступать и побеждать.

Ответ : приказал сжечь корабли.

2-й тур «Правители средневековья»

1 . Имя его в переводе с древнееврейского значит «мирный». За все годы своего царствования он не вёл ни одной крупной войны. Зато обогатил страну успешной торговлей. Более всего он прославился своими мудрыми решениями. Назовите этого правителя.

Ответ : Соломон.

Комментарий : соломоново решение.

2 . Первый властелин единого Китая Цинь Ши-хуанди провёл много реформ, связанных с укреплением своей власти. По его приказу построили более 700 дворцов. Грандиозным проектом стало сооружение гробницы императора. Вершиной строительной техники Китая этого периода стало сооружение, видимое из космоса. Назовите это сооружение.

Ответ : Великая китайская стена.

3 . Король Ричард Плантагенет получил своё прозвище ещё при жизни. Согласно одной из легенд король Англии победил хищного зверя, натравленного на него врагами, и вырвал у этого хищника внутренний орган, съев который приобрёл силу и храбрость. Назовите прозвище короля Англии.

Ответ : Львиное Сердце.

4 . Когда слава Тамерлана прогремела на всю Азию, появилась легенда, согласно которой он появился на свет уже седым, с куском застывшей крови в кулаке и металлическими зубами. Из-за этих зубов родители и дали ему имя Тимур, что значит…

Ответ : «железный».

5 . Только к концу завоеваний Чингисхана и Батыя рядовые монголы "на практике" познакомились с географией Китая, Средней Азии и Восточной Европы. Однако уже при избрании молодого Темучина верховным владыкой он получил имя Чингисхан, т.е. "хан, великий, как океан". Как какой океан?

Ответ : Байкал.

3-й тур «Англия, Франция, США»

1 . В августе 1776 г разведка армии Вашингтона перехватила письмо, направленное англичанам личным поваром Вашингтона, Дж.Бейли, который оказался английским агентом. Он писал: "Генерал Вашингтон имеет привычку обедать в одиночестве, отчасти благодаря замкнутому характеру, а отчасти вследствие больных зубов. Более того, вот уже несколько дней, как он болен сильным насморком и жалуется на потерю вкуса. Пользуясь этим обстоятельством, я положил в жаркое, предназначенное для генерала, несколько красных мясистых плодов одного ядовитого растения, родственного нашей белладонне... Через несколько часов генерала не будет в живых – он умрёт на руках своего денщика". Повар, не дожидаясь разоблачения, покончил с собой. А Вашингтон прожил спокойно ещё 23 года. Что же не сработало в плане англичан?

Ответ : Вашингтона накормили всего-навсего помидорами.

2 . Закончите одним словом фразу Маргарет Тэтчер: "Если те, кто меня критикует, увидели бы, как я шагаю по волнам Темзы, они сказали бы: это только потому, что она не умеет...".

Ответ : "... плавать".

3 . В этот день французский король Людовик XIV записал в своем дневнике: "Вторник, 14 – ничего". Безрезультатно этот день прошёл и для героя фильма «Любовь и голуби». Что же на самом деле произошло в этот день в 18 веке во Франции?

Ответ : Была взята Бастилия.

4 . По утрам во время бритья Наполеону по его приказу читали свежие английские и немецкие газеты. Представьте себя на минуточку Наполеоном и ответьте тем, кто однажды спросил императора, почему его не интересуют французские издания.

Ответ : Наполеон ответил так: "В нашей прессе пишут только то, что я сам приказываю".

5 . В 1887 году пятилетний Франклин Рузвельт с родителями посетил Белый Дом, где попался на глаза тогдашнему президенту Кливленду и даже удостоился пары слов от него. Что Кливленд пожелал в конце встречи маленькому Рузвельту?

Ответ : Никогда не становиться президентом – это такая тяжелая работа!

4-й тур «Наши»

1 . Подобно Петру I и Екатерине II Иван III получил от современников прозвище Великий. Именно при нём появилось слово Россия и несуществующая птица. Какая?

Ответ : двуглавый орёл.

2 . От XVI века дошли известия об учёных иностранцах, которым царь с гордостью показывал книжную сокровищницу. Богатство этой библиотеки поражали воображение иноземцев. Но эта одна из важнейших тайн русской истории до сих пор не раскрыта. Это таинственное книжное собрание искали многие, но так и не нашли. Кому принадлежала эта библиотека?

Ответ : Ивану IV Грозному.

3. В обеденном зале дворца Екатерины II в Царском Селе была устроена автоматизированная подача блюд. Каждый обедающий мог потребовать любое блюдо, написав его название на грифельной подставке для тарелки и отправив ее на нижний этаж, где располагалась кухня, а оттуда это блюдо поднимали на специальном лифте. Список блюд на кухне был настолько велик, что мог удовлетворить любого самого взыскательного гостя. И только однажды повара не смогли подать требуемого блюда по заказу обедавшего у Екатерины Суворова. Чего же он потребовал?

Ответ : Солдатских щей и каши.

4 . В 1857 году был заложен памятник Николаю Первому. Комиссия по возведению памятника получила множество предложений по поводу надписи на пьедестале. Одно анонимное предложение предлагало поместить благодарственные слова Николаю за 18 февраля... Я даже не буду говорить год, вы лишь назовете, что произошло в этот день?

Ответ : Николай Первый умер.

5 . В "Пушкинской энциклопедии" автор вопроса наткнулся на странное противоречие: в разделе "Пушкин и его окружение" статья об Александре Первом стоит после статьи об Александре Втором. Ответьте, чем руководствовались составители энциклопедии, расположив таким образом царей-тезок?

Ответ : их отчеством.

6 . Анекдот из коллекции Борева. Проекты памятника Пушкину к столетию со дня смерти: Третья премия – Пушкин читает сочинения Сталина. Вторая премия – Сталин читает сочинения Пушкина. А что представляет из себя первая премия?

Ответ : Сталин читает сочинения Сталина.

7. Владимир Ильич Ленин – отец революции, В.И. Ленин – организатор революции, В.И. Ленин – организатор рабочего движения, В.И. Ленин - освободитель рабочих и крестьян, Владимир Ильич любит Родину, Владимир Ильич не умрет никогда, Ленин – друг детей, Ленин – гений мира, Ленин - наше оружие, Ленин умер, но дело его живет. Во что превратились все эти и некоторые другие словосочетания в 20-30-е годы прошлого века?

Ответ : В имена.

8. Этот фильм начала 1970-х гг. долго не разрешали к широкому показу. Однажды фильм попался на глаза главе Министерства внутренних дел. Тот смеялся так, что иной раз заглушал реплики персонажей, а потом порекомендовал эту ленту самому Брежневу. По поводу не совсем стандартной лексики, употребляемой в фильме, Брежнев заметил: "Не вздумайте резать! Половину этих слов у нас и без того каждый мальчишка знает". А, возвращая ленту, генсек сказал создателям фильма: "Ну, ...". Далее он упомянул название фильма, правда, произнес его как пожелание. Назовите этот фильм.

Ответ : "Джентльмены удачи".

9. Часовщики чистопольского завода "Восток", обратив внимание на одну особенность нового Президента России В.В.Путина, выпустили партию необычных наручных часов "Кремлевские". А в чем необычность этих часов, и какая особенность Президента привлекла их внимание?

Ответ : Путин носит часы на правой руке, и часовщики выпустили часы, у которых заводная кнопка находится с левой стороны, а не с правой, как у обычных. То есть, часы для левши.

5-й тур «Правители и деньги»

Заполните таблицу : кто изображён на банкноте, и в какой стране выпускались (выпускаются) денежные знаки, на которой изображен тот или иной правитель.

Ответ:

Литература :

  1. Великие правители. - М.: Мир энциклопедий, 2005.
  2. http://db.chgk.info/ база вопросов

Приложение . В качестве приложения предлагается готовая презентация.

4-й класс

1. Расшифровать в анаграммах старинные единицы длины.

2. Сделай вывод, какое занятие было главным в жизни славян.

Февраль – сечень (время подсеки деревьев для очистки земли под пашню).
Апрель – березозол (время сожжения деревьев и удобрения земли).
Август – серпень (время жатвы и увоза снопов с поля).

3. Исправить исторические ошибки.

    В славянском жилище пол был паркетный (деревянный), крыша сделана из жердей. В доме светло (темно). В углу печь, которая топится по-белому (по-черному).

    Весной 1242 года разыгралась битва, названная Ледовым побоищем. Александр Невский одержал победу над шведами (немцами).

    В 1700 году Швеция начала войну с Россией. В 1706 (1709) году разгорелась Полтавская битва, и Россия эту битву проиграла (выиграла).

4. Шифрограмма.

Найти спрятавшиеся слова.

КнанговодяНой ляПерун шесзлЕший насокдоМовой жю

5. Соединить определение с его значением.

6. Соединить слова, связанные друг с другом. Объяснить связь.

7. Ребусы:

Невская битва

8. Выбрать то, что относится к Москве, Киеву и Новгороду, и подписать.

– Славяне, купцы, земляной вал, ремесленники, князь, храм, кремль, вече, Мстислав, бояре. (Новгород )
– Славяне, купцы, Ярослав Мудрый, земляной вал, ремесленник, князь, храм. (Киев )
– Славяне, ремесленник, князь, Юрий Долгорукий. (Москва )

9. Вставив две буквы, вы узнаете, как по-гречески звучит "избранный Богом". (Христос )

10. Кроссворд:

1. Древнерусский город, в котором князя выбирали на народном собрании. (Новгород )
2. Народное собрание. (Вече )
3. Промежуток времени в 100 лет. (Век )
4. Картина, написанная красками по сырой штукатурке. (Фреска )
5. Обряд принятия христианства. (Крещение )
6. Палочка, которой выдавливали буквы на бересте. (Писало )
7. Монгольский хан, который привел свои войска к русским землям. (Батый )

Работа с датами

1. "Лото"

Учитель показывает картинку с изображением исторического события, учащиеся показывают соответствующую дату. Или наоборот: учитель показывает дату события, а дети – картинку с изображением события. Такую работу можно проводить и в парах.

2. "Уха"

Даты написаны на силуэтах рыбок. Ученик "поймал рыбку", если верно назвал событие, связанное с этой датой. Для дифференцированного подхода можно сделать рыбки с одной пропущенной цифрой.

3. Соединить событие с датой.

4. Заполнить таблицу.

5. Составить вопросы к отгаданному хронологическому кроссворду.

6. "Наведи порядок"

Даны два набора карточек – дат и событий. У доски два ученика. Одному надо подобрать к дате событие, другому – наоборот, так как у обоих одна задача – привести в соответствие даты и исторические события.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...