Как евреи становились казаками . Какими качествами, навыками и пристрастиями должен обладать истинный казак? Как проводится собрание


Загадочных черкасов считают прародителями казаков. По мнению большинства историков, казачество бы просто могло не появиться без их самобытной культуры степняков. Влияние на славян они оказали колоссальное, вплоть до того, что множество украинских и русских фамилий сегодня так или иначе имеют отношение к черкасам. А также названия крупных городов и населенных пунктов.

Воинственные кочевники: как черкасы стали казаками


Происхождение слова «черкасы» до конца не выяснено. Согласно одной из версий, оно происходит от тюркского чири киши или чири киси, что можно перевести как «люди армии» или «люди силы». Иными словами, воинственный или вооруженный народ, внушавший уважение соседям и врагам. Некоторые полагают, что «черкасы» – одно из названий хазар, кто-то считал их потомками татар или неславянских племен.

Как бы там ни было, черкасы (также встречаются варианты черкесы и черкясы) в XVI–XVIII веках занимали прочное место на исторической сцене, а отдельные упоминания о них можно найти и гораздо раньше. Со второй половины XVI века черкасами стали называть расселившихся в Причерноморье казаков, и эти понятия сделались взаимозаменяемыми синонимами.

Именно черкасам (согласно наиболее распространенной версии) обязан своим названием город Черкассы, на месте которого когда-то были казацкие поселения. В летописях также можно найти упоминания о «черкесах», составлявших личную дружину Мстислава Удалого, князя Тмутараканского и Черниговского. Татищев считал первых казаков выходцами с Кавказа, потомками «горских черкес», Карамзин возводил их происхождение к тюркским племенам торков и берендеев (в свою очередь считавшихся наследниками исчезнувших скифов). По его мнению, русские переселенцы, бежавшие в поисках воли на юг, смешивались с местным населением, образуя, по сути, новый народ, «который сделался совершенно Русским».


Действительно, в период XIV–XV веков в результате массовых миграций происходит активное заселение земель вдоль Днепра, вследствие чего этот регион даже получает название Черкасия (или Черкесия, в ином написании). Возникшая здесь своеобразная вольница привлекала людей благодаря отсутствию зависимости от какого-либо конкретного правителя, свободными порядками и возможностью военных походов в Крым или даже Турцию.

Карамзин описывал живущих тут казаков-черкасов как «людей, говорящих нашим языком, исповедующих нашу веру, а в лице своем представляющих смесь Европейских с Азиатскими чертами; людей неутомимых в ратном деле, природных конников и наездников, иногда упрямых, своевольных, хищных, но подвигами усердия и доблести изгладивших вины свои». Казацкие укрепленные поселения в низовья Днепра назывались кошами (слово «кош» тюркского происхождения и означает место стоянки, сходного происхождения слово «кочевник»), их жители занимались такими промыслами как охота и рыболовство, а также разводили пчел. Казаки называют себя «Войском Запорожским», а столицей этого войска становится Запорожская Сечь.

Христианская республика на берегах Днепра


Запорожская Сечь просуществовала около двух с половиной веков, а всего историки насчитывают до 8 сменявших друг друга «сечей», бывших ее центрами в разное время. По сути, эта совокупность укрепленных поселений представляла собой военную республику, причем республику в первую очередь христианскую. Главным занятием казаков была и оставалась оборона южных земель от татар и турок, противостояние экспансии Крымского ханства. И если этнический состав казачества оставался довольно пестрым (национальная принадлежность не играла роли при принятии в войско, к тому же казаки нередко женились на захваченных в походах женщинах), православная вера была столь же необходима запорожцу, как и умение владеть оружием.

Столицу казацкой республики окружал высокий вал с частоколом и срубными башнями, на которых были установлены пушки. Любопытно, что слово «Сечь» имеет тот же корень, что и «высекать», «засека», то есть обозначает деревянное оборонительное сооружение. В центре поселения располагалась площадь, на которой стояла церковь, рядом располагался рынок, школа, военные и хозяйственные постройки, а также дома старшины. Церковные школы были при всех действующих храмах Сечи, причем изучение Священного Писания было обязательным.


Примечательно, что существовал своеобразный неофициальный свод требований, которым должен был соответствовать любой, кто желал быть принятым в ряды запорожцев. От кандидата требовалось следующее:

Быть вольным и неженатым. Происхождение и социальное положение роли не играли, но лично несвободным людям (например, холопам) путь в казаки был заказан.
- православное вероисповедание и знание молитв. Запорожцы принимали к себе даже турок, татар и иудеев, но с условием креститься в православную веру.
- умение говорить «казацким языком».
- обладание военными навыками и соответствующей подготовкой.

Как правило, новичкам давали «казацкие» прозвища (например, Лисиця, Не-пий-пиво и тому подобное), которые впоследствии становились фамилиями.

Запорожских казаков продолжали называть «малороссийскими черкасами» вплоть до XVIII века (позднее употреблялось уже собственно наименование «казаки»). Корень «черкас» или «черкес» и сейчас можно найти во множестве русских и украинских фамилий (Черкасов, Черкащенко, Черкалин и т. д., а также княжеский род Черкасских), многочисленных населенных пунктах на территории обоих государств; в Кремле существовал Черкасский двор (или двор Черкасских, по фамилии владельцев), можно вспомнить еще Большой и Малый Черкасские переулки Москвы… Список получится весьма внушительным. А завезенная с Кавказа черкеска приглянулась не только казакам: ее с удовольствием носили русские военные вообще. Барон Врангель, которого во время Гражданской войны называли «черным бароном», обязан этим прозвищем как раз повседневной черкеске черного цвета.

На службу Российской империи


В Российской империи всегда ценили казаков за их высокие военные качества. Запорожские казаки принимали участие в русско-турецкой войне в составе армии Румянцева, а после ликвидации Запорожской Сечи в 1775 году по указу Екатерины II в их судьбе принимает непосредственное участие князь Потемкин. Благоволивший казакам со времени крымских походов, он добивается у императрицы создания нового военного образования – Войска Верных Запорожцев (в противовес Задунайской Сечи, созданной после роспуска Запорожской на территории Турции и формально подчинявшейся турецкому султану). Казацкие части под теми или иными названиями участвовали практически во всех войнах, которые вела Российская империя, казачьи полки существовали в русской гвардии, казацким был и охранявший царя Собственный Его Императорского Величества Конвой.

Наверное, у каждого мужчины настает момент, когда он задает себе вопрос: «Кто я, откуда идет мой род, откуда мои предки и кем они были?» Вот пришло и мое время, а время это было ближе к сорока годам. Сначала, я узнавал у родителей, хорошо, если живы еще бабушка с дедушкой или даже прабабушка и прадедушка. Затем узнавал в интернете, изучая свою фамилию. Как я выяснил, фамилия – это ключ к истории своего рода. Она может ничего не означать на слух, как в моем случае, но если ты владеешь кое-какой информацией, то открываются новые, неизведанные горизонты. В общем, то, что я узнал, что ближайшие предки были казаки, причем по материнской линии казаки – пластуны. Вот тут кровь и взыграла.

Узнав, что пластуны были выходцами из характерников, а те, в свою очередь, обладали магическими знаниями, я ринулся записываться в казаки, но не тут то было…

Пришел в местный казачий отдел. Там сидит чуть поддатый старичок. Я ему рассказал, что хочу записаться в казаки. Что для этого нужно? Он: «молодец сынку, для этого нужно быть православным и носить крестик, знать «отче наш» и.. с тебя магарыч». После этих слов пыл у меня поубавился. Я всегда считал себя патриотом, «и не жалея живота своего, за други своя, с криками Ура!», готов нестись на врага, а тут «отче наш», магарыч… (надо сказать, что я с некоторых пор и обстоятельств не отношусь к православным, а врать я не умею). Ну да ладно, думаю, поладим «дедка». Отложим этот вопрос на потом. Всему свое время. И действительно, через некоторое время, работал у бывшего Атамана. Тот оказался мировым мужиком. Много с ним беседовал на тему казачества. Как оказалось, он был одним из первых, кто поднимал казачество на Кубани, при чем являлся боевым офицером.

Ему то я и рассказал, что хоть и знаю «отче наш», но не являюсь христианином, и не ношу крестик. Зато являюсь приверженцем тех самых характерников, которые существовали задолго до христианства. Он сказал, что действительно, в современном казачьем уставе написано, что казаками могут быть только православные. А то что в старые времена казаками были люди исповедующие другие религии, не учитывается. И так снова тупик. А идти на обман не позволяет совесть. Но когда это твой рок и большое желание, все сложиться как надо.

Через время я с семьей переехал из города в станицу. Первым делом узнал у соседа, где находится местное казачество и к кому можно обратиться. Ответ мне «понравился»: «казачество в ж…., атаман алкаш». Ну думаю, значит не все потеряно. К атаману не пошел, встретился с начальником штаба (по-нашему писарчуком). Рассказал ему насколько большое желание имею стать казаком. Он говорит, что проблем нет – заполнишь анкету, напишешь заявление и ты в наших рядах. Ура! Мечта сбылась – я казак. Будем поднимать традиции, приводить казачество в порядок.

Люди, которые встречают Верных казаков на военных сборах в воинских частях, на общественных мероприятиях, видят нашу работу с детьми и молодёжью в лесопарковых зонах и просто на улицах, всё чаще спрашивают - как стать казаком?

Есть среди нас родовые казаки, кто помнит историю своего рода на много поколений, имеет документы, удостоверяющие казачью принадлежность предков. Есть те, чьё происхождение из казаков известно только по рассказам дедушек и бабушек. Но не закрыт путь в казачество и тем, кто не имеет казачьих предков или ничего не знает о них.

Были в истории периоды, когда путь в казаки был свободен, когда в казаки принимали «тех, кто загнан, неприкаян», а были - когда доступ в казачьи войска был ограничен. Ограничен он был, в основном, тогда, когда жизнь казачьих войск была установившейся, подчинялась строгому распорядку, когда казаки были частью регулярной армии и бесконтрольное расширение казачества была не нужна ни государству, ни самим казакам, имевшим право на свой пай земли и различные льготы.

Бывали и другие времена. О них писал Гоголь: « Казачество - это искра, высеченная из груди русского народа ударами бед». Тогда единственной льготой было отдать всё, включая жизнь, за Веру, Родину и товарищей. В казаки принимали всех, как в повести «Тарас Бульба». «В Бога веруешь, в Пресвятую Троицу веруешь, а ну, перекрестись и ступай в какой сам знаешь курень». Не было, естественно, никаких разговоров про «українську мову» или глупостей про «горилку п"єш?». Потому что на Сечи не было уродов, разделяющих православных людей по языку. Говорили так, как было удобно. Отсуда и появились татарские «кош», «бунчук», «сагайдак», другие польские и немецкие слова. Грамотные казаки писали на том едином для всех старорусском языке, на котором говорили в Новгороде и в Вильно, на котором Иван Фёдоров печатал свой «Апостол» в Москве и во Львове.

Сегодня Русь находится в похожем положении. Всё ли хорошо на Украине? В Российской Федерации? Все знают, что нет. Кто-то - валит за кордон. Кто-то - по частям продаёт Родину Западу. Кто-то - замыкается на проблемах своих и своей семьи. А казаки, подобно капелькам ртути, собираются в ватаги и стараются сделать мир лучше.

Приходящий на Сечь либо погибал в первых же боях, либо становился казаком. Участие в бою мы сегодня гарантировать не можем, но повседневным жертвенным служением - обеспечим. Жатвы много, а делателей мало. Детей воспитывать казаками, воинами - надо. Беречь православную веру от ересей и расколов, общество - от бездуховности - тоже. Крепить братство и единство славян - просто необходимо. И делать это лучше всего могут именно казаки.

Хочешь стать казаком? Присмотрись, кто есть рядом. Есть казачьи организации? Казачьи ли они по духу и по делам? Или только по названию?

Отдают они своё время, силы и средства воспитанию казачат, службе Родине, защите казаков и просто близких людей? Или собираются раз или два в году на «рады», неизменно заканчивающиеся пьянкой?

Стоят ли они за единство славян, за народы Украины, Беларуси и России? Или ходят на нацистские марши, крутя дули в адрес братьев на Дону и Кубани?

Взвесь всё и выбери казачью организацию по сердцу.

Лучше всего - такую, где не увлекаются званиями и медальками. Все современные казачьи звания и награды - условность. А когда каждый второй-третий - «генерал казачества» - это уже диагноз.

Такую, где представлены все возрасты - от самых юных до ветеранов. Это значит, что организация жива.

Такую, в которой казаки постоянно повышают уровень своей воинской выучки, осваивают знания и умения, позволяющие лучше служить Родине и казачеству.

Такую, как Верное Казачество.

Приди в такую организацию и докажи, что ты достойный мужчина и побратим.

Тогда казаки признают тебя своим.

А если вблизи нет казаков или есть только ряженные - собери единомышленников, создай казачью общину и выйди на связь с достойной казачьей организацией. Например, с Верным Казачеством. Участвуйте в казачьей жизни, будьте честными и верными - и тогда казаки примут вас в свой круг.

На первый взгляд, словосочетание «еврей-казак» по своей абсурдности сродни анекдотичной словоформе «еврей-оленевод» - из истории России ведь общеизвестно об особом отношении казаков к представителям этой нации - исключительно уничижительном. Но из песни слова не выкинешь - евреи-казаки были, и служили они верой и правдой. Случалось даже, становились доверенными лицами самих гетманов. Более того, существует легенда, что и самым первым казаком был еврей Шимон (Семен).

Не только вместе жили, но и служили

Первое упоминание о казачестве в русских летописях относится к 1444 году, а его расцвет приходится на начало XVII века. Сформировалось донское казачество, низовья Днепра и территория Запорожья - также места массового расположения казачьих поселений.

Запорожская Сечь, как утверждал польский историк Яков Собесский, всегда была довольно интернациональной - бок о бок с украинцами, поляками, литовцами, белорусами, болгарами, татарами, турками, калмыками, грузинами, немцами, французами, итальянцами, испанцами и англичанами мирно сосуществовали и евреи. Причем, не только и не столько торговали и ремесленничали - вояк среди евреев хватало. Об отваге еврея Берахи, в частности, упоминается в документе, где описывается роль 11 евреев-казаков в войне 1613 года: «…И многие казаки говорили: «О, Боже! Как жалко, что рыцарь еврей Бераха так плачевно скончался, будучи разрублен и расколот бердышами…».

Особы, приближенные к гетману

Гетманщина для многих еврейских родов стала периодом массового перехода в казачество - он начался в конце XVII века и продолжался до правления гетмана Ивана Мазепы . Роды Боруховичей, Магеровских, Герциков, Крыжановских, Марковичей и Перехристов не просто поменяли свой социальный статус, их представители оставили заметный след на службе в казачестве.

К примеру, представителю рода Боруховичей, Михайле Андриевичу Боруховичу, удалось дослужиться до полковника и даже побывать в должности наказного гетмана! А выкреста, ставшего полтавским полковником, Павло Петровича Герцика, гетман Мазепа и вовсе ввел в свое ближайшее окружение.

Влияние еврейской «ассимиляции» в казачестве стало ощутимо заметно на исходе XVIII века - исследователями отмечается интересная тенденция: довольно большое количество казачьих фамилий имело явно еврейское происхождение. У казаков Юдиных, Юдаевых, Халаевых, Нивроченков, Мацуненков, Шабатных, Жидченковых, Шафаревичей и Маривчуков предки были точно иудеями.

Окреститься, чтобы в дружину влиться

Непременными условиями для зачисления в казаки в золотой век казачества были профессионализм и собственно стремление человека, его национальность при этом решающего значения не имела. Правда, казак должен быть именно христианином - до 1635 года в казачестве допускалось как православие, так и католичество, а потом условия ужесточились - настоящим казаком мог стать только православный. Однако из правил были и исключения - метрические книги указывают, что в Майкопском и Лабинском отделах в нескольких станицах жили казаки-евреи, которые исповедовали иудаизм.

Согласно исследованию историка В. Грибовского, в XVIII веке, за время существования Новой Запорожской Сечи (с 1734 по 1775 годы), превращение этнических евреев в казаков было вполне себе привычным явлением. Причем многие из этих выкрестов сделали при переходе в Сечь неплохую карьеру. Как, к примеру, Семен Чернявский, дослужившийся до казацкого старшины и участвовавший в запорожской посольской делегации, посетившей Екатерину ІІ.

И с большевиками они воевали

Казаки евреев в Гражданскую войну не жаловали, поскольку много вождей Красной Армии были иудеями. Тем не менее, это вовсе не означает, что они повсеместно и свято блюли «расовую чистоту» в своих рядах. Известно, к примеру, о сыновьях новочеркасского доктора Сегаля, которых в разгар Гражданской войны за заслуги в сражениях с большевистской властью приняли в казаки и наградили участком земли. А ростовскому еврею-домовладельцу Г. Л. Халиевскому удалось проявить себя в штабе Донской армии, где обер-офицер был порученцем высшего командного состава.

Первый казак - еврей?!

Эта сенсационная версия была выдвинута «инженер-генерал-майором и кавалером» Александром Ригельманом, в конце XVIII века составившим сборник, куда вошли малороссийские и казацкие летописи. Книгу издали в 1847 году. Особое внимание в данной работе привлекает летопись под названием «Сказание козаков о себе».

Смысл этого сказания состоит в том, что казачий род берет свое начало в 948 году от «вышедшего из Польши » человека по имени Семен «роду казарского» (то есть, хазарского). Этот Семен обосновался на устье Бог-реки, чтобы заниматься рыбной ловлей и промыслом зверя. Бог-река - современный Южный Буг, расположенный на украинском Подолье (историко-географическая область на западе и юго-западе Украины и отчасти в Приднестровье). Примечательно, что «БУГ» в переводе с польского как раз и означает «БОГ».

К Семену, как пишет летописец, «присовокупились» земляки и поставили его над собою атаманом. Численность «шайки» (так она поименована в сказании) с течением времени росла. Этимология слова «казак» («козак») Ригельманом объясняется просто: Семен со товарищи «носили одежду от ловли своей, поделанную из кож диких коз и сайгаков».

Исследователи «Сказания козаков о себе» подмечают интересные детали: 1) раз Семен (Шимон) хазарин, то он по определению должен быть иудеем - в Х веке хазары исповедовали именно эту религию; 2) год обоснования Семена в окрестностях Бог-реки - 948-й - по мнению историков, как раз время, когда Хазария начала войну против Киевской Руси; тогда же германцами-христианами стали завоевываться земли западных и южных славян - вследствие этих обстоятельств хазарин-иудей на самом деле мог сменить место жительства; 3) в иврите есть слово «хазак», означающее силу, мужество - не от него ли в действительности произошло наименование «казак»?

Кто может быть казаком?

(Историческое рассуждение).

Историческая традиция выделяет несколько «категорий» существовавших в казачьей среде:

1. Приписные казаки - на самом деле никакими казаками не являлись. В их числе были представители разных национальностей, выполнявшие в казачьей общине те или иные работы, в то время как большая часть казаков была занята на службе в полках. Назывались такие рабочие «приписными».

2. Поверстанные казаки - тоже не являлись казаками по происхождению. Поверстать в казаки могли того, кто соблюдал казачьи традиции, был люб казакам и то, при условии лишь женитьбы на казачке. Поверстанный казак мог служить и «жить в казаках», но в его документах всегда отмечалось национальность и сословие, например: «великоросс, из елецких мещан, поверстан в казаки». Поверстанный казак не мог избираться в атаманы.

3. Родовой казак - если один из родителей был казачьего происхождения, а другой нет, то их дети назывались родовыми казаками. В частности, родовыми были дети поверстанных казаков. Родовые, как и поверстанные, не имели права избираться в атаманы.

4. Потомственные казаки – это казаки, оба родителя которых происходили из казаков.

5. Родовитым (или природным) казаком считается казак, все предки которого в обозримом прошлом состояли только из потомственных казаков.

Атаман мог быть избран только из числа потомственных или родовитых казаков.

Если следовать логике приведенной схемы разделения казачества на пять групп, то окажется, что на сегодняшний момент не имеют права на существование Астраханское казачье войско, Оренбургское, большая часть Сибирского и Терского казачьих войск, все Дальневосточные казачьи войска, где большинство казаков были как раз поверстанные и приписные.

Такого деления казачества «по сортам» допускать однозначно нельзя. Ведь Донские, Кубанские и другие потомственные казаки забывают, что в XVI-XVII вв. к ним в общину принимали всех без разбору (и беглых крестьян, и различных бродников без племени и роду, и пленников басурман), и даже разрешалось вновь принятому казаку исповедовать свою религию (мусульманство, буддизм и др.) если он был не пленником, и если он был люб казакам. Вот такая вот история.

Я считаю, что подобная радикализация казачества приведет к очередному дроблению казачьих обществ, а еще хуже к всеобщему разочарованию в современном казачьем движении.

Давайте попробуем дать определение сущности казака. Казак, говоря о себе, издревле подчеркивал и выделял триаду:

Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть! Тогда обретешь Царствие Небесное и Славу в потомках!”.

Этот главный принцип казачьего мировоззрения сегодня нуждается в расшифровке. "Казаком нужно родиться!”— первая часть триединства подчеркивает наше право на самобытность, на национальное самосознание и культуру. Наше право на собственную историю и ее трактовку.

Однако предлагаемое триединство существует только в целом. Каждого из этих постулатов, взятого отдельно, недостаточно для того, чтобы считаться казаком.

Так, одного казачьего происхождения, родства с казачеством по крови недостаточно, ибо сказано: казак—это состояние духа! Это образ мышления и норма жизни.

"Казаком нужно стать!”— принцип, подчеркивающий, что существует некий нравственный идеал, к которому должно стремиться каждому, ведущему свой род от казаков. Этот постулат повлек за собою и юридические нормы, существовавшие в казачьем обществе. Так, не казак по рождению, мог казаком стать! То есть жизнью, достойной идеала, заслужить право войти в казачество! Службой и страданиями заслужить право быть принятым в казачество на Кругу. При этом никогда не требовалось, чтобы он отрекся от своего народа! Став казаком, он оставался калмыком, осетином, якутом или бурятом!

Казачество—это состояние духа! Воспитать в себе казачий дух мог каждый, кто выше служения собственному эгоизму, собственному благосостоянию поставил служение Христианству и Добру самым тяжким служением—служением воинским!

Недаром наши предки много столетий назад узаконили написание самого имени нашего казак таким, чтобы оно одинаково читалось как справа налево христианами, так и слева направо-мусульманами и иудеями, чтобы все, независимо от знаний и своей веры, правильно понимали, что такое казачество.

Третий постулат — « Казаком нужно быть!» — подчеркивает самое главное в нашем понимании жизни. Свое пребывание на земле мы понимаем как постоянное служение.

Казачество немыслимо без Православия. Только оно воспитывает нас в небрежении к земным благам, в поиске подлинных духовных ценностей, в жертвенном служении народу христианскому.

Каждый казак обязан ежедневно помнить о той миссии, которая возложена на него Господом! В труде ли, в буднях ли, в праздниках, в войне ли, мы служим Господу, через служение народу своему, России и всем людям и только так понимаем смысл своего пребывания в этой жизни.

В 1920-е годы в эмиграции вышла книга, в которой покинувшие страну казаки, священнослужители, интеллигенция поделились своими взглядами на прошлое и будущее казачества. Член Донского правительства Мельников так описал суть казачества: «Сущность казачества не в лампасе и не в чубе, хотя и это все дорого казаку, и не в «образе служения», а в казачьем духе, традициях и навыках, казачьей психологии вольного человека, независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю, в его широкой терпимости , в его предприимчивости, умении защищать свои права – вообще, прежде всего, во внутренних качествах казака»».




Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...