Кремлевские стены история. Кто построил московский кремль

Архитектура Московского Кремля позволяет получить полное представление о том, как изначально был устроен центр российской столицы. включает в себя храмы, площади, палаты, здания. Сегодня все это достопримечательности, посмотреть на которые приезжают гости и туристы со всех уголков России и из-за границы.

Строительство Кремля

Архитектура Московского Кремля сформировалась в конце XV века. Основные башни и стены были построены в 1485-1495 годах. Был использован красный кирпич и белый камень на известковом растворе. Стоит отметить, что местные мастера были недостаточно квалифицированы для таких работ. Поэтому пригласили иностранных специалистов. Иван III нанял для строительства московского Кремля архитекторов из Италии.

Однако некоторые башни возвели все-таки русские мастера. Дело в том, что их форма напоминает характерные деревянные сооружения. Как известно, в то время плотничное искусство на Руси достигло своего совершенства, чему способствовал сам универсальный материал, а работа постоянно требовалась, так как периодически крупные пожары уничтожали все постройки. Чтобы избежать этого, при строительстве московского Кремля был использован камень.

Успенский собор

Одно из основных зданий этого архитектурного ансамбля - Успенский собор. Он возведен на месте первого каменного собора в еще Иваном Калитой в первой половине XIV века. Архитектуру московского Кремля во многом определяет это сооружение.

Собор начали возводить в 1475 году. За образец взяли аналогичное культовое сооружение во Владимире XII века. Таким образом, в очередной раз подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к Владимиру, который ранее считался одним из главных городов Руси.

На протяжении последующих 400 лет это был главный храм на Руси. Именно здесь венчали на царство всех правителей. Главный вход располагается со стороны Соборной площади. Вход в этот Кремля как бы охраняет архангел Михаил, фигура которого изображена над аркой. Еще выше богоматерь с младенцем.

Иконостас, который мы можем сегодня увидеть в Успенском соборе, выполнили иконописцы Троице-Сергиевой лавры в середине XVII века.

В годы Отечественной войны 1812 годы здания Московского Кремля были подвергнуты разграблению и опустошению. Не стал исключением и этот собор. Часть награбленного у французов потом отбили русские казаки.

Благовещенский собор

Архитектуру Московского Кремля нельзя представить без Благовещенского собора. Он находится в юго-западной части Соборной площади. Его построили в конце XV века. Работы выполняли псковские мастера.

В период правления Ивана Грозного была пристроена паперть с высоким крыльцом из белого камня.

Этот храм Московского Кремля построен в традициях раннего московского зодчества. Сегодня большой интерес представляет стенопись собора, которая появилась в начале XVI века. Основная заслуга принадлежит артели художников, которой руководили Феодосий и его сын Дионисий. Много сюжетов на тему Апокалипсиса. Также можно встретить и светские мотивы. Например, русских князей и византийских императоров.

Уникален пол этого собора. Его выложили специальной плиткой из драгоценной агатовидной яшмы.

Архангельский собор

Этот собор в стенах Московского Кремля появился в начале XVI века. Его возводил приглашенный итальянский архитектор Алевиз Новый. При этом он следовал традициям русского зодчества. Черты итальянского Возрождения просматриваются только в богатой отделке храма.

Его строительство велось на месте древнего Архангельского собора, который возвел Иван Калита в XIV веке, в память об избавлении столицы от повального голода. Его разобрали из-за тесноты, освободив место для более просторного храма.

Собор венчают пять куполов. Центральный позолочен, а боковые просто покрашены серебряной краской. В стиле итальянского Возрождения выполнены резные белокаменные порталы.

Во время захваты столицы Наполеоном здесь располагался винный склад. На алтаре французы устроили кухню, а все ценности расхитили.

Церковь Ризоположения

Примечательна и небольшая церковь, построенная отечественными мастерами в конце XV века. Она появилась на месте старой деревянной церкви Ризоположения, которую построили после того, как татары отступили от Москвы.

В 1451 году они подошли вплотную к городу, но не стали его штурмовать, а отступили, бросив все награбленное. Православная церковь придала этому религиозное значение, посчитав за чудо. В действительности татары отступили из-за политических разногласий между военачальниками.

Новая церковь серьезно пострадала от пожара в 1737 году. Ее восстанавливал архитектор Мичурин.

Оружейная палата

Палаты Московского Кремля сегодня представляют большой интерес для туристов. Первые упоминания о ценностях, которые сегодня находятся в Оружейной палате, можно встретить в 1339 году. Еще во времена Ивана Калиты началось формирование княжеских сокровищ. Среди них были украшения, посуда, церковные сосуды, дорогая одежда и оружие.

В конце XV века здесь разместился один из центров российских художественных ремесел. К тому же сюда свозили дары от иноземных посольств. Жемчуг, парадную конскую упряжь.

К 1485 году казна разрослась настолько, что было решено построить отдельное двухэтажное каменное здание между Благовещенским и Архангельским соборами. Оно получило название казенный двор.

Грановитая палата

Грановитая палата Московского Кремля - одна из немногих частей дворца, которые сохранились со времен Ивана III. Это был его парадный тронный зал. Это самое древнее гражданское каменное строение в Москве.

Ее построили за 4 года рус ские мастера при помощи приглашенных итальянцев - Пьетро Солари и Марко Руффо.

Палата представляет собой квадратный зал, в котором опираются на столб в центре помещения. Зал высотой 9 метров освещается за счет грамотно расположенных 18 окон, а также четырьмя массивными люстрами. Общая площадь Грановитой палаты Московского Кремля почти 500 квадратных метров.

В конце XVI века ее стены расписали церковными и библейскими сюжетами. Столетиями именно здесь отмечались самые важные события в истории Русского государства. Тут принимались иностранные посольства и делегации, заседал Земский собор. Регулярно в Грановитой палате отмечали победы русского оружия. Например, Иван Грозный праздновал а Петр I победу при Полтаве над шведами.

Красная площадь

Красная площадь Московского Кремля появилась в XV столетии. Сегодня это один из символов не только столицы, но и страны, ее визитная карточка.

Ее заложил Иван III, повелевший снести все деревянные постройки вокруг Кремля. Так как они всерьез угрожали ему пожаром. Это место, по его распоряжению, отвели под торговлю. Поэтому первоначально Красная площадь называлась Торг. Правда, это продолжалось недолго.

Уже в XVI веке ее переименовали в Троицкую. Из-за расположенной поблизости церкви Святой Троицы. Позже на ее места появился собор Василия Блаженного. Судя по документам, в XVII веке площадь называлась Пожар. При этом стоит не забывать интересную топонимическую особенность Древней Руси. В то время один и тот же объект одновременно мог иметь несколько официальных названий.

Красная площадь официально так стала называться только в XIX веке. Хотя в некоторых документах это название встречается еще в XVII веке. Смысл этого названия, согласно словарю Владимира Даля, состоит в том, что у наших предков слово "красный" обозначало красивый, превосходный.

На протяжении веков на примере Красной площади можно проследить, как изменялся московский Кремль. В XV веке здесь появилась со знаменитыми башнями - Сенатской, Спасской и Никольской. В XVI веке храм Василия Блаженного и Лобное место. В XIX веке - Исторический музей, Верхние торговые ряды, которые сейчас называются ГУМом, памятник Минину и Пожарскому. XX век принес на Красную площадь Мавзолей и некрополь у Кремлевской стены.

Храм Василия Блаженного

Этот храм построили в середине XVI века. Возвели его в честь взятия русскими войсками Казани. Здание представляет собой грандиозное сооружение из 9 столпов, которые возвышаются над цокольным этажом, соединяясь между собой галереей. Объединяет композицию центральный столп, который увенчивают шатры с декоративной главкой наверху. Многие специально приезжают в Москву, чтобы своими глазами увидеть этот храм.

Восемью столпами окружен центральный шатер. Все остальные завершаются главами в форме луковиц.

Со стороны Спасской башни два крыльца ведут на террасу храма. Оттуда же можно попасть на обходную галерею. Туристов и жителей столицы до сих пор впечатляет расцветка храма, даже несмотря на то, что она была выполнена несколько столетий назад. Расписали храм Василия Блаженного настоящие мастера. Они применяли исключительно естественные цвета в сочетании с белым камнем и красным кирпичом. Из последних выполнены самые мелкие детали. Яркая роспись была выполнена в XVII веке. Когда появились более поздние пристройки, то в них поместили колокольню и придел храма на северо-востоке. До нашего времени дошли имена зодчих, которые возводили это знаковое культовое сооружение. Их звали Посник и Барма.

Во второй половине XV в., когда Москве стала политическим и культурным центром русских земель, Кремль был перестроен с участием итальянских зодчих. Центром его стала Соборная площадь с построенным архитектором Аристотелем Фиораванти Успенским собором (1475-79) - усыпальницей русских митрополитов и патриархов, местом венчаний и коронаций великих князей, затем царей и императоров. Псковские мастера возвели церковь Ризоположения (1484-88) и Благовещенский собор (1484-89) - домовую церковь московских государей. В 1505-08 построен Архангельский собор - усыпальница русских князей и царей (до Ивана V Алексеевича). Каменный государев дворец (на месте современного Большого Кремлевского дворца) с Грановитой палатой (1487-91) завершил оформление западной стороны Соборной площади. Центром ансамбля Кремля стала колокольня «Иван Великий». В 1485-95 вокруг Кремля с учётом традиций русского оборонного зодчества и достижений западноевропейской фортификации были построены ныне существующие стены и башни из красного кирпича с внутренней забутовкой из булыжника и белого камня на известковом растворе. Кремль стал одной из самых мощных крепостей Европы.

НАДПИСЬ НАД ВОРОТАМИ СПАССКОЙ БАШНИ

«В лето 6999 (1491 г.) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана (Милана - ред.)».

ЗОДЧИЕ НОВОГО АНСАМБЛЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Для воплощения в жизнь замысла Ивана III - превратить Кремль в символ русского государства, демонстрацию величия и мощи его - архитектура была одним из наиболее важных средств. И князь превращает Кремль в монументальный ансамбль. Практически все строения Кремля - башни, стены, здания на центральной кремлевской площади - не только стоят на тех же местах и носят те же названия, где их начал строить и как их назвал еще Иван Калита в 30-е годы XIV века, но они даже выглядят так, как выглядели в годы правления Ивана III…

Архитекторов князь по совету «грекини Софьи» пригласил из Италии. Первым в 1474 году прибыл из Болоньи Аристотель Фиораванти с сыном Андреем.

Было итальянскому зодчему в ту пору 58 лет, и он уже успел войти в историю Италии как автор дворцов, крепостей и фортификационных сооружений для многих итальянских герцогов и даже для венгерского короля, как человек, который передвинул с места на место огромную колокольню. В Болонье Фиораванти вот-вот должен был приступить к строительству Палаццо-дель-Подеста, модель которого так восхитила соотечественников. Но он поехал далеко на восток, чтобы войти в историю еще одного народа - русского.

Аристотеля поселили в Кремле, наделили огромными полномочиями, и работа закипела. Иван III и сам понимал, что белокаменные стены - ненадежный защитник, пушечный огонь они не выдержат. Кремль надо ставить кирпичным. И итальянец сначала построил на реке Яузе кирпичный завод. Кирпичи, полученные на этом заводе по рецепту самого Фиораванти, были необычайно крепки. Были они поуже и подлиннее обычных, и называть их потому стали «аристотелевыми».

Создав генеральную схему Кремлевской крепости и ее центра - Соборной площади, итальянец возглавил возведение Успенского собора - главного собора Московской Руси. Храм должен был нести огромный «проповеднический» смысл, ему предстояло возвестить миру о рождении нового государства, а потому в нем необходимо было воплотить подлинно национальный характер культуры. Аристотель начинает знакомиться с образцами русского зодчества во Владимире, на севере Руси, и когда после четырех лет работы пятиглавый собор был готов, он поразил воображение современников. Выглядел он, «яко един камень», и этим своим ощущением монолита внушал мысль о монолитности всего народа. Нельзя считать случайным, что через год после завершения строительства собора Иван III отказался платить дань Золотой Орде.

В те же годы неизвестные нам пока псковские мастера перестраивали Благовещенский собор - домовую церковь царского двора. В подклете этого собора был сделан новый Казенный двор - Казнохранилище, глубокие белокаменные подвалы которого просуществовали три столетия. Строил Казнохранилище другой итальянец - Марко Руффо, имя которого мы связываем с еще одним замечательным строением Кремля - Грановитой палатой - парадным тронным залом будущих русских царей. Для XV века Грановитая палата представляет уникальное творение: зал площадью в 500 квадратных метров, своды которого опираются лишь на один центральный столб.

Марко Руффо только заложил эту палату. Завершал же он работу вместе с прибывшим из Италии зодчим Пьетро Антонио Солари - одним из легендарных строителей Миланского собора. Именно Солари принадлежит главное инженерное решение Грановитой палаты, названной так впоследствии за четырехгранные камни, которыми она облицована. Оба архитектора одновременно строили и каменный государев дворец.

Остается только сожалеть, что Солари прожил в Москве так мало — в 1493 году, спустя три года после приезда, он внезапно умер. Но и за три года он сделал слишком много и, главное, воплотил в жизнь замысел Ивана III: превратить Московский Кремль в самую неприступную крепость в Европе. Новые крепостные стены длиной 2235 метров имели в высоту от 5 до 19 метров. Внутри стен, толщина которых достигала от 3,5 до 6,5 метров, были устроены закрытые галереи для тайного передвижения воинов. Чтобы предотвратить вражеские подкопы, со стороны Кремля шло множество тайных ходов и «слухов».

Центрами обороны Кремля стали его башни. Первая была возведена по самой середине стены, обращенной к Москва-реке. Ее сооружали под руководством итальянского мастера Антона Фрязина в 1485 году. Так как под башней был тайный родник, назвали ее Тайницкой.

После этого почти ежегодно возводится новая башня: Беклемишевская (Марко Руффо), Водовзводная (Антон Фрязин), Боровицкая, Константино-Еленинская (Пьетро Антонио Соляри). И наконец в 1491 году были возведены две башни на Красной площади - Никольская и Фроловская, - последняя впоследствии станет известна всему миру как Спасская (так она была в 1658 году названа царским указом по образу Спаса Смоленского, написанного над воротами башни в память освобождения русскими войсками города Смоленска). Спасская башня и стала главным, парадным входом в Кремль…

В 1494 году приехал в Москву Алевиз Фрязин (Миланец). Десять лет строил он каменные палаты, вошедшие в состав Теремного дворца Кремля. Возводил он и стены кремлевские, и башни вдоль реки Неглинной. Ему же принадлежат и главные гидротехнические сооружения Москвы тех лет: плотины на Неглинной и рвы вдоль стен Кремля.

В 1504 году, незадолго до своей смерти, пригласил Иван III в Москву еще одного «фрязина», получившего имя Алевиза Фрязина Нового (Венецианца). Приехал тот из Бахчисарая, где строил дворец для хана. Творения нового зодчего увидел уже Василий III. Это при нем Венецианец построил одиннадцать церквей (до наших дней не доживших) и собор, который и сейчас служит украшением московского Кремля,— Архангельский, решенный в лучших традициях древнерусского зодчества. Чувствуется, что его создатель находился под большим воздействием самобытной русской культуры.

Тогда же, в 1505—1508 годах, строится знаменитая колокольня «Иван Великий». Ее зодчий Бон-Фрязин, возведя этот столп, достигший впоследствии 81 метра, точно рассчитал, что эта архитектурная вертикаль будет доминировать над всем ансамблем, придавая ему неповторимую окраску.

Сооружение Московского Кремля было выдающимся событием для своего времени. Если даже считать началом строительства ансамбля 1475 год — год закладки последнего, четвертого варианта Успенского собора, а концом строительства — возведение последних кремлевских укреплений в 1516 году, приходится признать, что все это великолепие и мощь созданы за тридцать (!) лет.

Московский Кремль – главная достопримечательность столицы России, имеющая большую историческую, архитектурную и общественно-политическую ценность.

Находится Кремль в самом центре города на высоком Боровицком холме у Москвы-реки. С одной его стороны расположена Красная площадь, с другой – Александровский сад.

О том, как попасть в Московский Кремль, какие кремлевские достопримечательности посмотреть первую очередь, как купить входные билеты, о режиме работы, экскурсиях и многом другом читайте в этой статье.

История Московского Кремля

Первыми на территории современного Кремля поселились финно-угорские племена еще в Бронзовом веке. В Х веке Боровицкий холм, находившийся на пересечении важных торговых путей, заняли вятичи, а в 1156 году по воле князя Юрия Долгорукого здесь была построена типичная русская крепость с оборонительными укреплениями – земляными валами с частоколами, окруженными глубоким рвом.

До середины 14-го века Московский Кремль был деревянным. При великом князе Дмитрии Донском его стены и башни заменили на белокаменные, прослужившие до конца 15-го века.

Под руководством итальянских мастеров в 1485-1516 годах были возведены новые мощные укрепления из обожженного кирпича – башни и зубчатые стены толщиной от трех до шести с половиной метров, которыми мы имеем возможность любоваться и в наши дни.

Архитектурный ансамбль

Архитектурный ансамбль Московского Кремля составляют златоглавые Благовещенский, Архангельский и Успенский соборы, Патриаршие палаты, церковь Ризоположения, Грановитая палата, колокольня Иван Великий. В XVII веке был возведен Теремной дворец, примерно тогда же башни Кремля приобрели современный вид. В XVIII веке появились Арсенал, Сенат, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата.

К сожалению, не сохранились древнейшие Собор Спаса на Бору, построенный в 1330-м и уничтоженный в 1933 году, Чудов монастырь, основанный в 1365-м и снесенный в 1929 году, Вознесенский монастырь, Малый Николаевский дворец и многие другие постройки. Всего за годы Советской власти из 54-х кремлевских сооружений, «в живых» осталось лишь 26.

Тем не менее, в 1990 году Кремль был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото — экскурсия по территории

Вход на территорию осуществляется через Кутафью башню, увенчанную красивой ажурной «короной».

Перед тем как попасть в Кремль, необходимо купить билеты в павильоне из темного стекла, который находится неподалеку в Александровском саду, пройти через «рамку» металлоискателя и процедуру досмотра личных вещей. Большие сумки, чемоданы и рюкзаки придется сдать в камеру хранения.

Кутафья башня, ранее окруженная рекой и рвом, защищала подходы к Троицкой башне.

Пройдя по Троицкому мосту, посмотрим на многоярусную Троицкую башню и с другой стороны. Ее высота — 80 метров, это самая высокая башня Кремля.

Справа на фотографии – Арсенал, возведенный по приказу Петра Первого. Предполагалось, что здание будет использоваться, как военный склад и хранилище трофеев. В наше время тут дислоцируются административные службы кремлевской Комендатуры и казармы Президентского полка.

Слева – Государственный Кремлевский дворец (ранее — Дворец съездов), построенный в 1961 году. Здесь проводится главная Новогодняя елка страны, проходят концерты и балетные спектакли.

У стен Арсенала размещены исторические орудия — коллекции старинных русских и иноземных пушек, военные трофеи Отечественной войны 1812 года.

Теперь выйдем на Сенатскую площадь.

Здание Сената, построенное по проекту архитектора М.Ф. Казакова, имеет форму треугольника. В советские годы здесь находились рабочий кабинет и квартира В.И. Ленина, рабочие кабинеты И.В. Сталина, Л.И. Брежнева, М.С. Горбачева. В наши дни в Сенате располагается официальная резиденция Президента РФ.

Вид примерно с этой же точки в другую сторону — на Троицкий сквер и кремлевские соборы.

Царь-пушка, посмотреть на которую нужно обязательно, стоит у Троицкого сквера и Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов.

Мощное орудие было изготовлено в 1586 году. Это самая большая пушка в мире, выдающийся образец русского оружейного искусства. Ее калибр – 890 мм, вес – 40 тонн.

У подножия колокольни находится еще один гигант — Царь-колокол, отлитый в 18-м веке. Его вес – 202 тонны, диаметр – 6,6 метров. Отливали Царь-колокол тут же, на территории Ивановской площади. Кусок от колокола откололся во время большого пожара в Кремле.

С южной стороны к Ивановской площади примыкают Большой Кремлевский сквер и Тайницкий сад.

К сожалению, погулять по всему саду нельзя – это режимный объект. Но все-равно видно кое-что интересное: например, вольер для соколов-сапсанов, ястребов-тетеревятников и филина, которых держат специально, чтобы они гоняли ворон и голубей. Или вот — вертолетная площадка для президента и премьер-министра, оборудованная не так давно.

Вид из сквера на ансамбль колокольни Иван Великий. Самым высоким зданием Москвы кремлевская колокольня стала при Борисе Годунове, приказавшем надстроить ее в 1600 году до высоты 81 м. Можно подняться наверх в летнее время, купив отдельный билет.

С апреля по октябрь по субботам в 12-00 на Соборной площади проходит церемониал конного и пешего развода Президентского полка. Просмотр церемониала входит в стоимость единого билета на посещение территории Кремля и соборов-музеев Соборной площади.

Успенский собор, построенный по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, четыре века был главным храмом России – здесь венчались на царство Иван Грозный и другие цари, короновались императоры. В Успенском соборе погребены многие патриархи и митрополиты.

На фото — Архангельский собор, возведенный в 1505-1508 годах в честь Архангела Михаила венецианцем Алевизом Новым.

Вход в Архангельский собор. В храме-царской усыпальнице находятся 54 погребения святых, князей, царей и их жен, в том числе святой царевич Дмитрий Угличский, московские князья Василий Темный, Дмитрий Донской, Иван Калита, цари Иван Грозный и Алексей Михайлович.

Благовещенский собор — один их древнейших на кремлевской территории, был построен псковскими мастерами в 1484-1489 годах. Небольшой по размерам храм использовался как домовая церковь русских государей.

В подклете Благовещенского собора расположена интересная выставка «Клады и древности Московского Кремля».

Грановитая палата, одно из старейших гражданских зданий Москвы, в царские времена служила главным парадным приемным залом, местом для собраний Боярской Думы, заседаний Земского соборов. Сейчас это представительский зал резиденции президента РФ.

Грановитой палата называется, так как облицована блоками, имеющими 4 грани.

В углу Соборной площади расположены Верхоспасский собор – часть древнего Теремного дворца, восточный фасад Золотой Царицыной палаты и церковь Ризоположения — домовой храм московских митрополитов и патриархов.

От Соборной площади перемещаемся к Большому Кремлевскому дворцу, построенному в 19 веке. Ансамбль дворца включает около 700 комнат, в том числе Георгиевский, Владимирский, Андреевский, Александровский и Екатерининский залы, Золотую Царицыну палату, Малахитовое фойе, Кабинет и Спальню императоров, девять церквей и Теремной дворец.

Так как Большой Кремлевский дворец — парадная резиденция президента РФ, попасть туда можно только в составе группы от организации по предварительной заявке, поданной за месяц.

Рядом с БКД находится Оружейная палата — музей, обладающий несметными богатствами: старинными золотыми и серебряными ювелирными и иными изделиями, оружием, доспехами, государственными регалиями, коллекцией карет. Тут вы можете увидеть шапку Мономаха, скипетры, державы, троны, коронационные платья и парадную царскую одежду.

В этом же здании располагается Алмазный фонд – национальная сокровищница России, хранилище драгоценных камней и самородков, парадных ювелирных украшений русских царей и императоров. Именно здесь находится Большая императорская корона, изготовленная по случаю коронования Екатерины II. Корону украшают 5000 бриллиантов, 75 крупных жемчужин и очень большой редкий темно-красный драгоценный камень шпинель.

Вид от Оружейной палаты на Водовзводную, Боровицкую башню и Храм Христа Спасителя.

Потешный дворец – палаты боярина Милославского лучше видно из Александровского сада, он находится у кремлевской стены между Троицкой и Комендантской башнями. В 1672 году здесь устраивали потехи – представления для увеселения царей, что и дало название дворцу. При Петре Первом в Потешном дворце располагался Полицейский приказ, а в наши дни — службы Комендатуры.

Как доехать до Кремля

На общественном транспорте: ближайшие станции метро – Библиотека имени Ленина, Александровский сад, Боровицкая и Арбатская синей Арбатско-Покровской линии. Также до Кремля легко дойти пешком от многих центральных станций: Охотного ряда, Площади Революции, Театральной и других.

Часы работы

Территория Кремля и соборы-музеи Соборной площади:

  • с 16 мая по 30 сентября — ежедневно, кроме четверга, с 9-30 до 18-00 (кассы работают с 9-00 до 16-30)
  • с 1 октября по 15 мая — ежедневно, кроме четверга, с 10-00 до 17-00 (кассы работают с 9-30 до 16-00)

Оружейная палата работает по сеансам с 10-00 до 18-00 ежедневно, кроме четверга. Начало сеансов — 10-00, 12-00, 14-30, 16-30

Алмазный фонд — ежедневно, кроме четверга, с 10-00 до 17-20 по сеансам. Перерыв — с 13-00 до 14-00. Продолжительность сеанса — 40 минут. Продажа билетов на утренние сеансы начинается в 9-00, на вечерние — в 13-00. Утренние сеансы: 10-00, 10-20, 10-40, 11-00, 11-20, 12-00, 12-20. Вечерние сеансы: 14-00, 15-00, 15-20, 16-00, 16-20, 16-40, 17-00, 17-20.

В праздники Алмазный фонд не работает. Подробнее о режиме работы — на официальном сайте: gokhran.ru/ru/diamond-fund/contacts.phtml

Редко, но бывает, что доступ в Кремль закрывают в связи с торжественными мероприятиями, встречами глав иностранных государств, приемами по случаю государственных праздников и другими событиями.

Стоимость билетов

Единый билет (территория, соборы, выставки) — посещение территории Кремля, соборов-музеев Соборной площади, выставочных залов Патриарших палат, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, выставки деревянной скульптуры в церкви Ризположения, экспозиции в пристройке Архангельского собора:

  • взрослые — 500 рублей
  • российские студенты и пенсионеры — 250 рублей, без возможности осмотра музеев (только территория) — бесплатно
  • дети до 16 лет, члены многодетных семей, инвалиды 1-й и 2-й групп и друге льготные категории граждан — бесплатно
  • для лиц, не достигших 18-ти лет, второй вторник каждого месяца — бесплатно
  • в Дни культурного наследия единый билет бесплатен для всех

Единые билеты продаются онлайн на официальном сайте Московского Кремля kreml.ru (кроме бесплатных и льготных) и в кассах в Александровском саду в день посещения.

— посещение осуществляется по отдельному билету, в стоимость входит аудиогид:

  • взрослые — 700 рублей
  • российские студенты и пенсионеры — 350 рублей
  • дети до 16 лет, члены многодетных семей, инвалиды 1-й и 2-й групп и другие льготные категории граждан — бесплатно

Входные билеты в Оружейную палату продаются в день посещения при наличии билетов в кассах в Александровском саду и через интернет на официальном сайте Московского Кремля kreml.ru (кроме бесплатных и льготных).

Внимание! Приобретение билетов Онлайн на конкретный сеанс не гарантирует получение на тот же сеанс дополнительных бесплатных или льготных билетов в день посещения музея. Бесплатные и льготные билеты выдаются только при наличии их в кассах, в порядке общей очереди. Пропускная способность музея не позволяет выделять неограниченное количество билетов на каждый сеанс.

Алмазный фонд — купить билеты можно в кассах №4 и №5 в Александровском саду в день посещения на определенный сеанс. В стоимость билета входит экскурсия.

  • взрослые — 500 рублей
  • школьники, студенты, пенсионеры, члены многодетных семей — 100 рублей
  • дети-инвалиды, неработающие инвалиды 1 и 2 групп и другие льготные категории граждан — бесплатно

Количество билетов на каждый сеанс ограничено.

Если вы хотите посетить только Оружейную палату и/или Алмазный фонд — вход возможен через Боровицкую башню.

Очередь в кассах и на вход меньше всего в холодное время года в будни, больше всего — в теплое время года в хорошую погоду в выходные дни, особенно, в субботу в первой половине дня — из-за возможности посмотреть церемониал развода караула на Соборной площади.

Экскурсии

Кремлевский экскурсионный центр предлагает обзорные и тематические экскурсии по территории Кремля, Оружейной палате, соборам-музеям и музейным экспозициям для организованных групп и индивидуальных посетителей в составе сборной группы.

Цены на экскурсии по Московскому Кремлю, порядок оформления и оплаты экскурсий смотрите на официальном сайте: kreml.ru

Бесплатный мобильный гид по территории Кремля — izi.travel/ru/7cce-moskva-kreml/ru

Фотосъемка

Любительская фото- и видеосъемка в соборах-музеях, Оружейной палате и Алмазном фонде запрещена.

© Живописная реконструкция Аполлинария Васнецова

Кем был Керемли или как азербайджанец построил Московский Кремль?

15:09 12.05.2016

Московский Кремль является сердцем и гордостью российской столицы. Начиная с XIII в. Кремль регулярно разрушался и строился заново. Символом возрождения кремлёвского строительства стало возведение стен белокаменного Кремля при великом князе Дмитрии Донском. Согласно сведениям азербайджанских историков, архитектором построенного в 1367-м году Московского Кремля был азербайджанец Алис Сюбхан оглу Керемли.

Московский Кремль является символом российской столицы - сердцем и гордостью города. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые деревянные укрепления. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Начиная с 1238 году, со времени монгольского нашествия, Кремль регулярно разрушался и строился заново.

Символом возрождения кремлёвского строительства на Руси стало возведение стен белокаменного Московского Кремля, которое началось в 1367 году в годы правления великого князя Дмитрия Донского. Истории известны имена кремлевских зодчих начиная с XV века, однако кем была построена крепость при Дмитрии Ивановиче, до сих пор оставалось загадкой. Согласно сведениям азербайджанских историков, архитектором построенного в 1367-м году Московского Кремля был азербайджанец Алис Сюбхан оглу Керемли.

«5-го января 1367- года в морозный моросящий день рано утром в Шамахе через главные восточные ворота во дворец Ширваншахов въехали 10 всадников, одетые в длинные серые тулупы, черные меховые шапки, длинные красные сапоги и 7 лошадей цвета хны (рыжие), загруженные мешками подарков. Путники привезли письменную просьбу Великого Московского князя Дмитрия Ивановича и удостоили повелителя подарками: cоболиные меха, известные владимирские тулупы, чешские хрустальные вазы и комплекты фарфоровой посуды. Прибывший из русского дворца на государственной карате боярин И.А.Баратынский с присущей казакам горячностью начал знакомить главу государства с содержанием привезенного им письма. Прибывший вместе с русским караваном посол ханства при Московском княжестве Гафур бек выполнял работу переводчика. Известный как лучший архитектор и главный зодчий Ширванского края и всего Азербайджана Алис Сюбхан оглы Керемли Ширвани приглашался в Москву на грандиозную строительную работу.

Сначала Шейх Ибрагим не хотел отпускать своего любимого мастера, но учитывая письменную княжескую гарантию на его личную безопасность и согласие самого архитектора, согласился. Получивший благословение на путешествие известный мастер начал готовиться к пути. Архитектор Алис бек был известен на Ближнем Востоке, Кавказе, в Персии, Индии и конечно же, в родном Азербайджане. 10-го числа того же месяца русские послы и архитектор Алис Керемли отправились в Москву. В том же году за неделю до----- Новруза между князем Дмитрием Донским и главным архитектором был подписан договор. По документу не было ограничений на рабочую силу, финансовое обеспечение, территориальные изменения, исключались контроль, указания и поправки в проект главного архитектора ему были отданы полная свобода и титул боярина.

Эта грандиозная строительная работа должна была завершиться за 4 года. На острове, омываемом Москва-рекой и её притоком Яузой, должны были быть построены внутренний город, крепостные стены с окружающими многочисленными башнями, цитаделями и воротами. Наконец, 25-го марта в день благих вестей («Благие вести, то есть девы Марии от священного Духа - Бога, русские также называют это «Благовещенском») в фундамент постройки были положены первые тесаные черные камни. Воздвигнутые из деревьев внутренние и наружные крепостные стены по приказу архитектора были снесены. Архитектор Алис бек всех удивил, в первый раз на Руси употребив в штукатурку яичный белок сырого яйца. Через год строительство внешних стен крепости с цитаделями, пятью башнями и пятью воротами было практически завершено. Вырытые и заполненные водой рвы перед стенами, воздвигнутыми до Алис бека из деревьев,были заполнены землей и камнями, хорошенько зарыты, то есть были отменены как неподходящие новому проекту добавления. Верхние части внешних стен были оформлены выступами в виде локтей, и это только многократно увеличивало их великолепие. Общая длина крепостных стен 3,4 минаров, толщина 1,2 аршинов, высота же 5,7 аршинов. В начале работы был возведен деревянный забор вокруг стройки, дабы предотвратить загрязнение прилегающих территорий и чтобы строителей не отвлекали зеваки. Обведение постройки ограждением было новшеством на русской земле.

Рабочая сила в 1500 человек жили отдельно в удобных и утепленных домах, были обеспечены в день 2 раза горячей едой, в неделю один раз у них был выходной. Поварами были молодые женщины и девушки. Алис бек выбрал рабочих из самых бедных семей города. Мастера в месяц получали одну десятку золотых монет. При оплате применялись призы и другие льготы. Бесплатные обеды и ужины всем поднимали настроение. Такая зарплата для тех времẽн была большой суммой. На строительной площадке по итогам одного года ни разу не было спора насчет распределения труда, дисциплина держалась на высоком уровне. Алис бек всем обещал, что после завершения работы все дома вместе с имуществом внутри будут подарены там живущим. Москвичи его безумно любили. Ведь население города питалось за счẽт строительства. Народ строительную площадку называл «Керемлинским рядом».

Вот такая картина получилась, когда давали названия башням: главная башня как Спасск (Спас), другие же попали в историю как Троица, Николай, Боровица и Э.Керемли. Несмотря на резкие протесты азертюркского мастера в результате просьбы 16-тилетней племянницы князя Дмитрия Ивановича Анны Ханымгызы,которая была безумно влюблена в мастера и не скрывала своих чувств, следила за ним в строительстве и в повседневной жизни, а также рабочего коллектива 5-ая башня была названа «Керемли» ,и это на документах принесло бессмертие нашему соотечественнику. Позже, в августе 1556-го года после того, как царь Иван IV Грозный оккупировал город Казань, от зависти специальным указом переименовал башню «Керемли» в «Водовзвод». До конца последней эры по официальным документам русские, мировое общество, москвичи, путешественники эту башню, в целом, это непревзойденное искусство со всеми элементами, строительный храм называли то «Керемли» , то «Кремли» или же вкратце как «Кремль» . Таким образом, название «Кремль» полностью стабилизировалось.

Великий архитектор на основании своего проекта во дворе в 175 га построил также княжеский дворец, место для собраний, другие строения, а также сеть секретных катакомб. Спустя ровно 4 года 25 марта в День Благих Вестей было торжественное открытие большого здания. И Великий Князь Дмитрий Иванович, и москвичи, а также приглашенные из иностранных представителей разнообразные гости были в восторге. Больше всех радовалась Анна-ханум. Прижавшись к Алис беку она не могла скрыть своих слез от счастья. В течение 4-х лет Алис бек всего лишь один раз в Шамахе посетил свою семью. В договоре с Великим князем было решено, что архитектор возвращается на Родину, в последний день весны приезжает в Москву,получает свою зарплату и принимает участие в устроенном в честь него на торжественном пиру. Алис бек уехал в Ширван. В первый день лета на опушке леса у начала нынешней Волоколамской дороги - тогда на 9-м километре дороги Москва-Смоленск открылась церемония провод нашего мастера на Родину. Стало ясно, что по причине болезни Дмитрий Иванович не будет присутствовать.

Большинство бояр, группа поваров Великого Князя и музыканты дворца были здесь. 22 июня 1371-го года, чтоб скрыть тайну, во время «икинди» (обряд намаза) атаман казаков, предательски мечом ударив в спину, отделил голову нашего соотечественника от тела. Он был похоронен там же. Не уставая от ухода за его могилой Анна Ханымгыз, несмотря на то, что ее любовь была безответной, не выдержав его потери, постриглась налысо и отправилась в Пензенский монастырь. Русская сторона не придала значение ни договору,ни обещанному слову,тем самым выбрав путь предательства, но также выбрала молчание,что создателем Кремля является наш сын. Не учитывая незначительные знаки,касающиеся этой истины в историческом романе русского писателя Бородина « Дмитрий Донской » , русские источники, особенно многотомная книга « История Российской империи » И.Карамзина также сохранили молчание. Прошло время, и по проекту убитого в то время 49-тилетнего Алис бека Керемли были созданы кремли в Суздали, Смоленске, Новгороде, Казани и в Праге».

Еще в детском саду дети слышат о белокаменной Москве. Это название - традиционный эпитет столицы. Но потом дети становятся старше и на уроках истории узнают, что такое название город получил из-за своей главной крепости - Кремля. И у них появляются закономерные вопросы о том, откуда взялся такой странный дальтонизм? Кремль же красный, а не белый!

На деле никакой ошибки нет. Просто красивый эпитет появился очень давно, когда Кремль был действительно светлым.

Что такое Кремль?

Этим словом в средневековой Руси называли центральную крепость города, последний и главный оплот обороны. На его территории обычно находился главный (или единственный) городской храм, проживал правитель города (князь или воевода).

В случае же нападения (а они в те времена случались очень часто) за стенами Кремля скрывалось не только население незащищенного или защищенного слабо городского посада, но и крестьяне ближайших деревень. Крепкие стены давали надежду отбить атаку или дождаться помощи, выдерживая осаду.

Не первый

Очень долго фортификационные сооружения из камня на Руси не сооружали. Строили из дерева - это было быстрее и проще. Поэтому белокаменный Кремль в Москве не был действительно первым - до него имелась деревянная крепость. Имеются летописные свидетельства о строительстве в городе деревянной крепости основателем Москвы князем Юрием Долгоруким (кстати, любителем повоевать). Датируется этот факт 9 годами позже первого упоминания Москвы в письменном источнике.

Позже деревянный Кремль неоднократно восстанавливался и перестраивался. Причина понятна - деревянные стены неплохо защищали от непосредственного нападения врагов, но были бессильны против огня. А Русь как раз вступила в неспокойные времена - началось все с княжеских усобиц, а потом пришли татары. Последний раз деревянную крепость перестраивал знаменитый Иван Калита. Он строил ее из дуба и значительно увеличил площадь. Но все равно не помогло.

Всехсвятский пожар

Не потребовалось даже татарского нападения - Кремль Ивана Калиты был уничтожен бытовым пожаром. Это был страшный бич деревянных средневековых городов - при любом возгорании они могли выгореть полностью. На этот раз первой загорелась церковь Всех Святых (отсюда и название пожара). Случилось это в 1365 году.

В это время в Москве княжил молодой Дмитрий Иванович (тогда еще не Донской). Он стремился проводить независимую политику, но понимал, что с «голой» столицей это будет безнадежное дело. Поэтому он поспешил начать строительство новой крепости и при том позаботился, чтобы она похуже горела.

Белый камень

Русь и до того знала каменное строительство. Но во многих регионах оно, строго говоря, было не каменным, а кирпичным - употреблялась глиняная плинфа. Но во Владимиро-Суздальском княжестве еще до нашествия монголов возникла традиция строительства из известняка. За светлый цвет его называли «белым камнем». С ним нужно было уметь работать, но в принципе известняк легко поддавался обработке. Из него можно было вырезать блоки нужного размера.

Месторождение известняка недалеко от Москвы имелось в селе Мячково, в 30 км от столицы. Этот сорт теперь так и называют - мячковский известняк. Историк и писатель И. Е. Забелин предполагал, что именно этот камень должны были использовать строители Кремля Дмитрия Ивановича.

Большой проблемой была доставка камня, а князь не желал начинать строительство, пока весь нужный материал не будет под рукой. Перевозки осуществлялись по Москве-реке, частично по воде, но большей частью - зимой по льду.

Невиданный Кремль

Постройка белокаменного Кремля в Москве велась два года (1367-68 гг.). Он часто упоминается в источниках, но наши современники не знают точно, как он выглядел. Нет сколько-нибудь точных изображений, и приходится полагаться на описания и данные археологических исследований.

Площадь Кремля при князе Дмитрие приближалась к нынешней - он приказал сооружать новые стены на приличном удалении от старых. Стены теоретически были толщиной до 3 м и имели многочисленные бойницы, закрывавшиеся при нападении деревянными щитами для лучшей защиты воинов. Значительная часть стен вытянулась вдоль Москвы-реки и Неглинной (они служили дополнительной защитой). Там же, где такой защиты не хватало, был выкопан ров (его следы обнаружены археологами). Через Неглинную перекинули каменный мост - первый в Москве (ныне там стоит Троицкий мост).

Историк М. И. Тихомиров полагает, что первоначально стены были хоть и толстыми, но довольно низкими. Их надстраивали постепенно. Это была обычная практика в средневековых городах и замках. Есть версия, что изначально не весь Кремль был каменным - менее опасные с точки зрения возможного штурма оставались деревянными. Со временем было ликвидировано и это упущение.

Белокаменный Кремль в Москве (год начала строительства - 1367) простоял 150 лет. Князь Иван III известный тем, что положил конец монгольскому игу, задумал соорудить новую крепость. Белые стены понемногу разбирались, вместо них строились другие. Материалом на этот раз служит красный кирпич. Так появился Кремль современного вида.

Некоторые известковые блоки были оставлены в новой стене в качестве бутовки. Их позже обнаружили ученые и убедились таким образом, что первый каменный Кремль в Москве действительно был белым.

Чудеса Белокаменной

Стремясь к объединению и усилению Руси, Дмитрий Иванович стремился сделать Кремль не только крепостью, но и своеобразным центром притяжения, что символизировал бы русское величие. Поэтому князь построил не только стены, но и каменные церкви в кремлевских монастырях. В результате Москва стала одним из самых «каменных» русских городов, а сам Кремль - самой мощной европейской крепостью.

Наследники Дмитрия стремились продолжить его начинание и увеличить число кремлевских чудес. Так, на рубеже XIV-XV веков в Кремле появились первые на Руси башенные часы. Белый камень стали применять не только для строительства, но и для украшения. В середине XV века русский скульптор выполнил из известняка два барельефа. Один из них изображал герб Москвы (с Георгием Победоносцем), второй - святого Дмитрия Солунского (небесного покровителя Дмитрия Ивановича). Их закрепили на Фроловской (сегодня - Спасская) башне: первый в 1446 году снаружи над воротами, второй - в 1466 году так же, но с внутренней стороны.

Приключения крепости

Несмотря на свою относительно недолгую жизнь, первый белокаменный Кремль в Москве успел неплохо послужить Родине. Едва было закончено его строительство, как в 1368 году под стенами Москвы появилось войско великого князя литовского Ольгерда. Литовцы убрались несолоно хлебавши - крепость устояла. В 1370 году Ольгерд повторил попытку - с тем же результатом.

Но белому Кремлю неожиданно «вылезло боком» именно то событие, что прославило его строителя в веках. В 1380 году Дмитрий Иванович повел войско объединенных русских княжеств против Золотой Орды, и на Куликовом поле возле Дона впервые нанес врагу сокрушительное поражение. За эту победу князь удостоился почетного прозвища Донской. Но вот разозленные монголы еще вовсе не были разгромлены. В 1382 году хан Тохтамыш, сменивший побежденного Дмитрием темника Мамая, воспользовавшись отсутствием Дмитрия, напал на Москву. Город пал и был сожжен начисто.

Тут-то и проявилась предусмотрительность Дмитрия - белокаменный Кремль в Москве (дата завершения постройки - 1368 г.) устоял! Его пришлось лишь ремонтировать, но не строить заново.

Сила традиции

Хотя князь Иван применил для строительства другой материал, он явно испытывал уважение к крепости, выстроенной его знаменитым дедом. Кремль оставался белым до конца XIX века! Хотя его неоднократно достраивали и восстанавливали. В том числе после «смутного времени» и Отечественной войны 1812 года стены упорно продолжали белить!

Вот почему эпитет «белокаменная» так прочно привязался к Москве - он формировался далеко не 150 лет, а гораздо дольше! В белый цвет стены красили прежде всего для проявления почтения к Дмитрию Донскому, а потом и в силу привычки.

Можно заметить, что собор Василия Блаженного, что в непосредственной близости от Кремля - в основном красный. Можно догадаться, что это составляло броский контраст. Кроме того, в архитектуре Руси была традиция - храмы строить именно из плинфы, а она по цвету напоминает современный красный кирпич. Белить русские церкви стали много позже. И далеко не везде (посетив Софийский собор в Киеве, можно убедиться, что и его стены изначально не были белыми - на стенах строений специально оставлены незакрашенными фрагменты кладки). Благодаря этому, церкви разительно отличались от светских построек (дома тогда были деревянными или напоминали украинские мазанки). Во Владимиро-Суздальском княжестве строили белые церкви (например, Покрова на Нерли), но это не было непреложным правилом.

Творения мастеров

Хотя первого Кремля никто из деятелей нового времени не видел, он вызывал у них интерес. Некоторые пытались «придумать» Кремль Дмитрия Донского и изобразить на полотне результаты своих размышлений. Наиболее интересный вариант принадлежит художнику А. Васнецову. Часто рисовали и описывали и беленый Кремль более поздних эпох. Можно подозревать, что не все свидетели при этом знали, что раньше крепость была другой - действительно белой.

Назад к белому

Ныне красные стены Кремля подкрашивают для эффектности красной краской так же, как раньше белили. Но в последние годы все чаще звучат предложения перекрасить Кремль снова в белый цвет. Дескать, так больше будет соответствовать историческому духу Москвы.

Кроме того, что не мешает подумать, сколько для этого потребуется краски и во что обойдутся работы, нужно помнить еще о двух вещах. Во-первых, нынешний Кремль не рожден белокаменным. Перекраска не восстановит настоящую крепость Дмитрия Донского. А во-вторых, Кремль и Красная площадь - памятник мирового значения и находится под охраной ЮНЕСКО.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...