Либеральные реформы 60 70 19 века. Реформы Александра II

Либеральные реформы 60-70-х годов

В начале 60-х годов стала очевидной необходи- мость введения местного самоуправления, о кото- ром заявляла либеральная общественность: пра-вительство не могло своими силами поднять хо- зяйство провинции. 1 января 1864 г. был принят закон о местном самоуправлении, учрежденном для руководства хозяйственными делами: строи- тельства и содержания местных дорог, школ, боль-ниц, богаделен и т. д.

Распорядительными органами земств были гу- бернские и уездные земские собрания, исполни- тельными - губернские и уездные земские упра-вы. Для выборов депутатов - гласных - уездно-го земского собрания созывались 3 избиратель-ных съезда: крупных землевладельцев, городских собственников и крестьянский. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земско го собрания. В земских собраниях преобладали дворяне-помещики.

С появлением земства стало меняться соотноше-ние сил в провинции: возник «третий элемент», как называли земских врачей, учителей, агрономов, ста- тистиков. Земства медленно, но верно поднимали местное хозяйство, улучшали жизнь деревни, раз- вивали просвещение и здравоохранение. Вскоре зем- ства перестали быть чисто хозяйственными орга- низациями; с ними связано появление земского ли-берализма, мечтавшего о всероссийских выборах рас- порядительной власти.

В 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Выборы в Думу проводились тремя избирательными съездами: мелких, средних и круп- ных налогоплательщиков. (Рабочие налогов не пла- тили и в выборах не участвовали.) Городской голо-ва и управа избирались Думой. Органы городского самоуправления успешно занимались организаци- ей городской жизни, развитием городов, но в обще- ственном движении участвовали слабо.

В 1864 г. по настоянию общественности была проведена судебная реформа. Суд в России стал бессословным, гласным, состязательным, незави- симым от администрации. Центральным звеном нового судебного устройства стал окружной суд. Обвинение поддерживал прокурор, интересы под- судимого отстаивал защитник. Присяжные засе- датели, 12 человек, выслушав судебные прения, выносили вердикт («виновен», «невиновен», «ви- новен, но заслуживает снисхождения»). На осно- вании вердикта суд выносил приговор. Такое уст- ройство суда обеспечивало наибольшие гарантии от судебных ошибок.

Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался мировой судья, избираемый земским соб- ранием или городской думой на 3 года. Правитель-ство не могло своей властью отстранить от должно- сти мирового судью или судей окружного суда.

Судебная реформа была одним из наиболее по- следовательных преобразований 60-70-х годов, но все же она осталась незавершенной: не был реформирован Сенат, для разбора мелких кон- фликтов в крестьянской среде остался сословный волостной суд, имевший право присуждать к те- лесным наказаниям (до 1904 г.).

Ряд важных военных реформ провел Д. А. Ми- лютин, назначенный военным министром в 1861 г. Армия была перевооружена по современным тре- бованиям. На завершающем этапе должен был произойти переход, от рекрутчины ко всеобщей во- инской повинности. Консервативная часть гене-ралитета в течение ряда лет блокировала это на- чинание; перелом в ход дела внесла франко-прус- ская война 1870-1871 гг.: современников пора-зила быстрота мобилизации прусской армии. 1 ян-варя 1874 г. был принят закон, отменяющий рек-рутчину и распространяющий военную обязан- ность на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по здоровью. Льготы по срокам службы стали дополнительным стимулом к получению образования. Реформа ускорила ломку сословно- го строя; отмена рекрутчины увеличила популяр- ность Александра II среди крестьянства.

Реформы 60 -70-х годов, устранив ряд пережит-ков, создав современные органы самоуправления и суда, способствовали развитию страны, росту гражданского самосознания населения. Это были только первые шаги: верхних этажей власти ре-формы не коснулись.

К 1860-м гг. Россия коренным образом изменилась. В 1861 г. Александром II было отменено крепостное право - в стране стало много свободных крестьян, обедневших помещиков, росла численность городов и строились новые города. Всё это требовало проведения новых реформ и изменений. Своеобразной компенсацией правительства дворянству стало проведение земской реформы органов местного самоуправления, позволяющая участвовать в этих органах представителям всех сословий, однако главная роль принадлежала дворянству. В городах также были созданы новые органы местного самоуправления - Городские думы и управы. Все эти органы решали вопросы сельского и городского хозяйства, а также актуальные проблемы населенных пунктов. Еще одной великой реформой стала судебная реформа Российской империи, которая вывела российскую судебную систему на качественно новый уровень. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

В итоге Александр II провел реформу органов местного самоуправления - земств. По идее правительства к участию в органах местного самоуправления должны были быть привлечены все слои российского общества. Однако на деле главную роль играли дворяне, так как они потерпели наибольшие убытки в ходе проведения крестьянской реформы и власти хотели отчасти компенсировать им убытки. Кроме того, правительство Александра II было уверено, что участие в хозяйственной жизни регионов поможет отвлечь наиболее радикальные силы российского общества от разрушительной для государства деятельности.

1 января 1864 г. императорским указом было введено Положение о губернских и земских учреждениях. Право принимать участие в земских органах имели исключительно мужчины, которые избирались по трем куриям. Первая курия - это землевладельцы - наиболее богатые люди, вторая - городское население, третья - вольные крестьяне, которые получили право представительства в земских органах. Деньги на земскую деятельность должны были собирать с помощью специального налога, который вводился на всё недвижимое имущество в уездах на заводы, участки, дома (рис. 2) и т. д.

Рис. 2. Завод в России XIX в. ()

Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы - это земские собрания, которые собирались раз в год. На них присутствовали депутаты - гласные, выбранные от трех курий. Распорядительные органы собирались на короткий срок для решения наиболее важных хозяйственных проблем региона. В остальное время действовали исполнительные органы земств - земские управы. Они были гораздо меньше по численности депутатов, однако земские управы были постоянно действующими органами местного самоуправления, которые решали ежедневные вопросы населения.

Земства занимались достаточно широким кругом вопросов. Они строили школы и больницы (рис. 3), занимались их обеспечением, создавали новые пути сообщения, решали вопросы местной торговли (рис. 4). В сферу ведения земств входили также благотворительность, страхование, ветеринарное дело и многое другое. В целом стоит сказать, что сделано земствами было много. Даже противники реформ Александра II признавали, что старый чиновничий аппарат местного самоуправления не смог бы решить так много вопросов, как это сделали новые земские органы.

Рис. 3. Сельская школа XIX в. ()

Рис. 4. Сельская торговля в XIX в. ()

В 1870 г. по образцу земской была проведена и городская реформа органов местного самоуправления. Согласно ей старые городские власти были заменены новыми всесословными думами и управами. Теперь к управлению городом могли быть привлечены жители всех социальных слоев. Это заставляло власти бояться новых городских органов самоуправления и жестко их контролировать. Так, городской глава мог быть назначен только с согласия министра внутренних дел или губернатора. Кроме того, эти два чиновника могли наложить вето на любое решение Городской думы (рис. 5).

Рис. 5. Городская Дума XIX в. ()

Участие в органах городского самоуправления могли принимать мужчины не моложе 25 лет, обязательно платившие налоги в казну. Городские думы решали ряд вопросов, касающиеся развития города: предпринимательская и торговая деятельность, благоустройство, содержание полиции и тюрем.

Городская реформа стала важным этапом на пути развития российских городов в целом.

В условиях пореформенной России появилось огромное количество свободных людей, при этом дезориентированных, не понимающих, как жить в стране. Перед правительством Александра II встала серьезная проблема судов. Старые суды Российской империи были изрядно коррумпированы, власть в них принадлежала представителям дворянства или местной администрации. Всё это могло привести к глубоким социальным потрясениям.

В связи с вышеперечисленными обстоятельствами одной из самых системных и последовательных реформ Александра II стала судебная реформа. По замыслу этой реформы создавались два типа судов: общие и мировые.

Мировые суды действовали в городах и уездах. Они рассматривали мелкие гражданские и уголовные дела. Мировые судьи (рис. 6) выбирались деятелями Городской или Земской управы. Они были единоличными вершителями правосудия на своем участке и всеми силами старались решить проблемы между жителями своего населенного пункта полюбовно.

Рис. 6. Мировой судья ()

Общие суды делились на окружные суды и судебные палаты. Они располагались в губернских городах и решали большое количество вопросов. В окружных судах рассматривались гражданские, уголовные и политические дела. Важной отличительной особенностью окружных судов было присутствие в них присяжных заседателей. Это были люди, которые методом жребия выбирались из числа простых горожан. Они выносили вердикт: виновен обвиняемый или нет. Судья же лишь определял меру пресечения в случае его вины либо отпускал невиновного человека на свободу.

В случае недовольства приговором осужденный мог подать апелляцию в Судебную палату. Верховной инстанцией российской судебной системы стал Сенат, куда можно было подать апелляцию, если была жалоба на действия Судебной палаты. Также Сенат осуществлял общее руководство судебной системой Российской империи.

Кроме всего прочего, в судебной системе произошли и другие изменения. Например, появились такие должности, как прокурор, который возглавлял обвинение, и адвокат, который защищал интересы подсудимого. Проводились судебные заседания впредь в атмосфере гласности: в зал суда допускались представители прессы и любознательные граждане.

Всё вышеперечисленное сделало судебную систему России более гибкой.

В целом можно сказать, что судебная система России после реформы Александра II стала наиболее эффективной и самой передовой в мире. Городская и земская реформы органов самоуправления также позволили государственному управлению страны выйти на новый, качественный уровень.

Список литературы

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1964.
  2. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  3. Лонская С.В. Мировая юстиция в России. - Калининград, 2000.
  4. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  5. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П.Титова. - М.: Проспект, 1998.
  6. После реформ: правительственная реакция // Троицкий Н.А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1997.
  1. Российское военно-историческое общество ().
  2. History.ru ().
  3. Grandars.ru ().
  4. Studopedia.ru ().

Домашнее задание

  1. Охарактеризуйте земскую реформу органов местного самоуправления. Каким образом она проходила? На что повлияла данная реформа?
  2. Как проходила городская реформа органов местного самоуправления? К чему привела данная реформа?
  3. Как изменилась судебная система Российской империи после проведения судебной реформы 1864 г.?

Александр II являлся всероссийским императором, польским царем и Великим князем Финляндским в период с 1855 по 1881 год. Происходил он из династии Романовых.

Запомнился Александр II как выдающийся новатор, проводящий либеральные реформы 60-70 годов 19 века. О том, улучшили они или ухудшили социально-экономическую и политическую обстановку в нашей стране, историки спорят до сих пор. Но роль императора сложно переоценить. Не зря в российской историографии он известен как Александр Освободитель. Такое почетное звание правитель получил за Погиб Александр II в результате террористического акта, ответственность за который взяли на себя активисты движения "Народная воля".

Судебная реформа

В 1864 году был издан важнейший документ, который во многом изменил систему юстиции в России. Это был Судебный устав. Именно в нем либеральные реформы 60-70-х годов XIX века проявились очень ярко. Этот устав стал основой единой системы судов, деятельность которых отныне должна была основываться на принципе равенства всех слоев населения перед законом. Теперь заседания, на которых рассматривались как гражданские, так и уголовные дела, стали публичными, а их результат должен был публиковаться в печатных изданиях. Стороны тяжбы пользоваться услугами адвоката, имеющего высшее и не состоящего на государственной службе.

Несмотря на существенные нововведения, направленные на укрепление капиталистического строя, все же либеральные реформы 60-70 годов 19 века сохраняли пережитки крепостного права. Для крестьян создавались специализированные которые в качестве наказания могли назначать и побои. Если рассматривались политические процессы, то административные репрессии были неминуемы, даже если приговор был оправдательным.

Земская реформа

Александр Второй осознавал необходимость внесения изменений в систему местного управления. Либеральные реформы 60-70-х годов повлекли создание выборных земских органов. Они должны были заниматься вопросами, связанными с налогообложением, с медицинской помощью, начальным образованием, финансированием и т. д. Выборы в уездные и земские управы проходили в два этапа и обеспечивали большинство мест в них дворянам. Крестьянам отводилась незначительная роль в решении местных вопросов. Такое положение сохранялось вплоть до конца 19-го века. Незначительное изменение пропорций достигалось вхождением в управы кулаков и купцов, выходцев из крестьянской среды.

Избирались земства на четыре года. Они занимались вопросами местного самоуправления. В любых случаях, затрагивавших интересы крестьян, решение принималось в пользу помещиков.

Военная реформа

Коснулись изменения и армии. Либеральные реформы 60-70 годов 19 века были продиктованы необходимостью срочной модернизации военных механизмов. Руководил преобразованиями Д. А. Милютин. Реформа проходила в несколько этапов. Сначала вся страна была разделена на военные округи. Для этого был издан ряд документов. Центральным стал нормативный акт о всеобщей воинской повинности, подписанный императором в 1862 году. Он заменял рекрутский набор в армию всеобщей мобилизацией, независимо от сословий. Основной целью реформы стало сокращение численности солдат в мирное время и возможность оперативного их сбора в случае неожиданного начала боевых действий.

В результате преобразований были достигнуты такие результаты:

  1. Создана обширная сеть военных и юнкерских училищ, в которых занимались представители всех сословий.
  2. Численность армии сократилась на 40%.
  3. Был основан главный штаб и военные округи.
  4. В армии была отменена традиция за малейшую провинность.
  5. Глобальное перевооружение.

Крестьянская реформа

В период правления Александра Второго уже практически себя изжило. Проводила Российская империя либеральные реформы 60-70 гг. XIX века с основной целью создать более развитое и цивилизованное государство. Нельзя было не затрагивать важнейшую жизни. Крестьянские волнения становились все сильнее, особенно обострились они после изнурительной Крымской войны. Государство обратилось к этому слою населения за поддержкой в ходе боевых действий. Крестьяне были уверены, что наградой за это станет их освобождение от помещичьего самоуправства, но их надежды не оправдались. Все чаще вспыхивали бунты. Если в 1855 году их было 56, то в 1856-м их количество превысило уже 700.
Александр Второй распорядился о создании специализированного комитета по крестьянскому делу, в который вошло 11 человек. Летом 1858 года был представлен проект реформы. Он предполагал организацию комитетов на местах, в которые входили бы самые авторитетные представители дворянской знати. Им предоставлялось право вносить поправки в проект.

Основным принципом, на котором основывались либеральные реформы 60-70 годов 19 века в сфере крепостного права, стало признание личной независимости всех подданных Российской империи. Тем не менее, помещики оставались полноправными хозяевами и владельцами земельных угодий, на которых работали крестьяне. Но последние получали возможность со временем выкупить участок, на котором трудились, вместе с хозяйственными постройками и жилым помещением. Проект вызвал волну возмущения как со стороны помещиков, так и со стороны крестьян. Последние были против безземельного освобождения, утверждая, что "одним воздухом сыт не будешь".

Опасаясь обострения ситуации, связанной с крестьянскими бунтами, правительство идет на существенные уступки. Новый проект реформы носил более радикальный характер. Крестьянам давалась личная свобода и участок земли в постоянное владение с последующим правом выкупа. Для этого была разработана программа льготного кредитования.

19.02.1861 года император подписал манифест, который законодательно закрепил нововведения. После этого были приняты и нормативные акты, которые детально урегулировали вопросы, возникающие в ходе воплощения реформы в жизнь. После того как крепостное право было отменено, удалось достичь следующих результатов:

  1. Крестьяне получили личную независимость, а также возможность распоряжаться всем своим имуществом по собственному желанию.
  2. Помещики оставались полноправными владельцами своей земли, но были обязаны отдавать бывшим крепостным определенные наделы.
  3. За использование арендуемых участков крестьяне должны были платить оброк, от которого нельзя было отказаться на протяжении девяти лет.
  4. Размеры барщины и надела записывались в специальные грамоты, которые проверялись посредническими органами.
  5. Крестьяне со временем могли выкупить свой земельный участок по согласованию с арендодателем.

Реформа образования

Изменилась и система обучения. Были созданы реальные училища, в которых, в отличие от стандартных гимназий, упор делался на математику и естественные науки. В 1868 году в Москве начали функционировать единственные на то время высшие курсы для женщин, что стало большим прорывом в отношении равноправия полов.

Иные реформы

Помимо всего вышеперечисленного, изменения коснулись и множества других сфер жизнедеятельности. Так, существенно расширились права евреев. Им было разрешено свободно перемещаться по всей территории России. Право переезжать и работать по специальности получили представители интеллигенции, врачи, юристы и ремесленники.

Подробно изучает либеральные реформы 60-70-х годов XIX века 8-й класс средней школы.

Учреждение земств . После отмены крепостного правапотребовалось проведение целого ряда других преобразований. К началу 60-х гг. прежнее управление на местах показало свою полную несостоятельность. Деятельность руководивших губерниями и уездами чиновников, назначенных в столице, и отстраненность населения от принятия любых решений довели хозяйственную жизнь, здравоохранение, просвещение до крайнего расстройства. Отмена крепостного права позволяла привлечь к решению местных проблем все слои населения. В то же время, учреждая новые органы управления, правительство не могло не считаться с настроениями дворян, многие из которых были недовольны отменой крепостного права.

1 января 1864 г. императорским указом вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в уездах и губерниях выборных земств. Правом голоса при выборах этих органов пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии (разряда): землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. Быть избирателем по землевладельческой курии могли владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс. рублей в год. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали на выборах лишь уполномоченных.

Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не менее б тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 600 рублей (в небольших городах) до 3,6 тыс. рублей (в крупных городах).

Выборы но крестьянской курии были многоступенчатыми: сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах избирали сначала выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления. На уездных собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления.

Земские учреждения делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы - земские собрания - состояли из гласных всех сословий. Как в уездах, так и в губерниях гласные избирались сроком на три года. Земские собрания выбирали исполнительные органы - земские управы, которые также работали три года. Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами: строительство и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности и т.д. За законностью их деятельности следил губернатор. Материальной основой существования земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.

Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Новые органы самоуправления подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расширили агрономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть была неспособна. Несмотря на то, что в земствах преобладали представители дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс.

Земская реформа не проводилась в Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии - там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местного самоуправления и Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украина, Кавказ, так как там среди помещиков было мало русских.

Самоуправление в городах. В 1870 г. по примеру земской была проведена городская реформа. Она вводила всесословные органы самоуправления - городские думы, избираемые на четыре года. Гласные дум избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы - городские управы, а также городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы.

Правом выбора в новые органы управления пользовались мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносящие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая из них избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней крупных собственников.

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение городской думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие.

Городские органы самоуправления появились в 1870 г. сначала в 509 русских городах. В 1874 г. реформа была введена в городах Закавказья, в 1875 г. - Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, в 1877 г. - в Прибалтике. Она не распространялась на города Средней Азии, Польши и Финляндии. При всей ограниченности городская реформа раскрепощения российского общества, как и земская, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формированиям в России гражданского общества и правового государства.

Судебная реформа. Самым последовательным преобразованием Александра II явилась судебная реформа, проведенная в ноябре 1864 года. В соответствии с ней новый суд строился на принципах буржуазного права: равенства всех сословий перед законом; гласности суда"; независимости судей; состязательности обвинения и защиты; несменяемости судей и следователей; выборности некоторых судебных органов.

По новым судебным уставам были созданы две системы судов - мировые и общие. Мировые суды рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Они создавались в городах и уездах. Мировые судьи вершили правосудие единолично. Они выбирались земскими собраниями и городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз. При этом они получали довольно высокую заработную плату - от 2200 до 9 тыс, рублей в год.

Система общих судов включала окружные суды и судебные палаты. Члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции и рассматривали уголовные и сложные гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25до 70 лет с безупречной репутацией, проживающий в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей. Списки присяжных утверждались губернатором. Апелляции по поводу решения окружного суда подавались в судебную палату. Причем апелляция по поводу приговора, допускалась. Судебная палата рассматривала также дела о должностных преступлениях чиновников. Такие дела приравнивались к государственным преступлениям и слушались с участием сословных представителей. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Реформа устанавливала гласность судебных процессов. Они проходили открыто, в присутствии публики; отчеты о процессах, представлявших общественный интерес, печатали газеты. Состязательность сторон обеспечивалась присутствием на судебном разбирательстве прокурора - представителя обвинения и адвоката, защищающего интересы обвиняемого. В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. На этом поприще прославились выдающиеся юристы Ф. Н. Плевако, А. И. Урусов, В. Д. Спасович, К. К. Арсеньев, заложившие основы русской школы адвокатов-ораторов. Новая судебная система сохраняла ряд сословных пережитков. К ним относились волостные суды для крестьян, особые суды для духовенства, военных и высших чиновников. В некоторых национальных районах претворение в жизнь судебной реформы затянулось на десятилетия. В так называемом Западном крае (Виленская, Витебская, Волынская, Гродненская, Киевская, Ковенская, Минская, Могилевская и Подольская губернии) она началась только в 1872 г. с создания мировых судов. Мировые судьи не избирались, а назначались на три года. Окружные суды стали создаваться лишь в 1877 году. При этом католикам запрещалось занимать судебные должности. В Прибалтике реформа стала претворяться в жизнь только в 1889 году.

Лишь в конце XIX в. судебная реформа была проведена в Архангельской губернии и Сибири (в 1896 г.), а также в Средней Азии и Казахстане (в 1898 г.). Здесь тоже происходило назначение мировых судей, которые одновременно выполняли функции следователей, не был введен суд присяжных.

Военные реформы. Либеральные преобразования в обществе, стремление правительства преодолеть отсталость в военной области, а также сократить военные расходы вызвали необходимость проведения коренных реформ в армии. Они проводились под руководством военного министра Д. А. Милютина. В 1863-1864 гг. началось реформирование военно-учебных заведений. Общее образование отделялось от специального: общеобразовательную подготовку будущие офицеры получали в военных гимназиях, а профессиональную - в военных училищах. В этих учебных заведениях обучались преимущественно дети дворян. Для лиц, не имевших среднего образования, создавались юнкерские училища, куда принимали представителей всех сословий. В 1868 г. для пополнения юнкерских училищ были созданы военные прогимназии.

В 1867 г. была открыта Военно-юридическая академия, в 1877 г. Морская академия. Вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность Согласно утвержденному 1 января 1874 г. уставу, призыву подлежали лица всех сословий с 20-ти лет (позднее - с 21 года). Общий срок службы для сухопутных войск устанавливался в 15 лет, из них 6 лет - действительной службы, 9 лет - в запасе. На флоте - 10 лет: 7 - действительной, 3 - в запасе. Для лиц, получивших образование, срок действительной службы сокращался от 4 лет (для окончивших начальные училища) до б месяцев (для получивших высшее образование).

Ют службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи, а также те призывники, у которых старший брат отбывал или уже отбыл срок действительной службы Освобожденные от призыва зачислялись в ополчение, формировавшееся лишь во время войны. Не подлежали призыву духовные лица всех вероисповедений, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири. В армии были отменены телесные наказания наказания розгами сохранялось только для штрафников), улучшено питание, переоборудованы казармы, вводилось обучение солдат грамоте. Происходило перевооружение армии и флота: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, началась замена чугунных и бронзовых орудий на стальные; на вооружение были приняты скорострельние винтовки американского изобретателя Бердана. Изменялась система боевой подготовки. Был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, которые ставили задачу учить солдат лишь тому, что необходимо на войне, значительно сократив время на строевую подготовку.

В результате реформ Россия получила массовую армию, соответствующую требованиям времени. Значительно усилилась боеспособность войск. Переход ко всеобщей военской повинности был серьёзным ударом по сословной организации общества.

Реформы в области просвещения. Значительной перестройке подверглась и система образования. В июне 1864 г. Было утверждено "Положение о начальных народных училищах", согласно которому такие учебные заведения могли открывать общественные учреждения и частные лица. Это привело к созданию начальных школ различных типов - государственных, земских, церковноприходских, воскресных и т. д. Срок обучения в них не превышал, как правило трёх лет.

С ноября 1864 г. Основным типом учебного заведения стали гимназии. Они разделялись на классические и реальные. В классических большое место отводилось древнем языкам - латинскому и греческому. Срок обучения в них сначала был семилетним, а с 1871 г. - восьмилетним. Выпускники классических гимназий имели возможность поступить в университеты. Шестилетние реальные гимназии были призваны готовить "к занятиям различными отраслями промышленности и торговли".

Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах. Было положено начало женскому среднему образованию - появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение. В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только Основное внимание в них уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт, они продолжали учебу в технических институтах.

Было положено начало женскому среднему образованию - появились женские гимназии. Но объем знаний даваемых в них, уступал тому, чему обучали в мужских гимназиях. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания», правда, при этом устанавливалась высокая плата за обучение.

В июне 1864 г. был утвержден новый устав для университетов, восстановивший автономию этих учебных заведений. Непосредственное руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. Начало развиваться высшее женское образование. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей.

Православная церковь в период реформ. Либеральные преобразования затронули и православную церковь. Прежде всего правительство попыталось улучшить материальное положение священнослужителей. В 1862 г. было создано Особое присутствие по изысканию способов улучшения быта духовенства, в которое вошли члены Синода и высшие должностные лица государства. К решению этой проблемы были привлечены и общественные силы. В 1864 г. возникли приходские попечительства, состоявшие из прихожан, которые не только заведовали делами прихода, но и должны были содействовать улучшению материального положения духовных лиц. В 1869-79 гг. доходы приходских священников значительно увеличились за счет упразднения мелких приходов и установления годового жалованья, которое составляло от 240 до 400 рублей. Для священнослужителей были введены пенсии по старости.

Либеральный дух реформ, проводимых в сфере про- свещения, коснулся и церковных учебных заведений. В 1863 г. выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты. В 1864 г. детям духовенства было разрешено поступать в гимназии, а в 1866 г. - в военные училища. В 1867 г. Синод принял решения о ликвидации наследственности приходов и о праве поступления в семинарии всех без исключения православных. Эти меры разрушали сословные перегородки, способствовали демократическому обновлению духовенства. В то же время они привели к уходу из этой среды множества молодых, одаренных людей, пополнивших ряды интеллигенции. При Александре II произошло юридическое признание старообрядцев: им разрешили регистрировать свои браки и крещения в гражданских учреждениях; они могли теперь занимать некоторые общественные должности, свободно выезжать за границу. В то же время во всех официальных документах приверженцы старообрядчества по-прежнему именовались раскольниками, им было запрещено занимать государственные должности.

Вывод: В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои населения. Реформы закладывали традиции, пусть весьма робкие, гражданского общества и правового государства. Вместе с тем они сохраняли сословные преимущества дворян, а также имели ограничения для национальных районов страны, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей, в такой стране политическое убийство как средство борьбы есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своей задачей. Деспотизм личности и деспотизм партии одинаково предосудительны, и насилие имеет оправдание только тогда, когда оно направляется против насилия», Прокомментируйте данный документ.

Освобождение крестьян в 1861 году и последовавшие вслед за ним реформы 60-70-х годов стали переломным моментом в русской истории. Этот период был назван либеральными деятелями эпохой «великих реформ». Их следствием стало создание необходимых условий для развития капитализма в России, позволившее ей пойти общеевропейским путем.

В стране резко возросли темпы экономического развития, начался переход к рыночной экономике. Под воздействием этих процессов формировались новые слои населения - промышленная буржуазия и пролетариат. Крестьянские и помещичьи хозяйства все больше втягивались в товарно-денежные отношения.

Появление земств, городского самоуправления, демократические преобразования в судебной и образовательной системах свидетельствовали о неуклонном, хотя и не столь быстром, движении России к основам гражданского общества и правового государства.

Однако почти все реформы носили непоследовательный и незавершенный характер. Они сохраняли сословные преимущества дворянства и контроль государства над обществом. На национальных окраинах реформы претворялись в жизнь в неполном объеме. В неизменном виде остался принцип самодержавной власти монарха.

Внешняя политика правительства Александра II почти на всех главных направлениях носила активный характер. Дипломатическим и военным путем Российскому государству удалось решить стоявшие перед ним внешнеполитические задачи, восстановить свое положение великой державы. За счет среднеазиатских территорий расширились рубежи империи.

Эпоха «великих реформ» стала временем превращения общественных движений в силу, способную влиять на власть или противостоять ей. Колебания правительственного курса и противоречивость реформ привели к росту радикализма в стране. Революционные организации встали на путь террора, стремясь за счет убийства царя и высших чиновников поднять крестьян на революцию.

Российская культура ХIХ в.

Золотым веком Русской культуры становиться XIX век. От Петровских реформ, по сути, подготовили силы для того, что бы Россия в XIX веке пережила своё возрождение.

XIX век это действительно золотой век русской культуры это и развитие науки, развитие образования, русская литература с её многочисленными именами (прежде всего это А. С. Пушкин) создавший современный русский литературный язык.

Если сегодня взять Державина предшественники, учителя Пушкина, то, несомненно, ощущается некая сложность в чтении их произведении, а когда берешь произведение Пушкина, несмотря на то, что уже прошло со времени создания этих произведений не менее 200-х лет чувствуется, читая эти стихи некий эпизод соответственно понимая и осознавая их. И уже через 100-80 лет читаем эти стихи совершенно спокойно.

В XIX веке появляются такие явления русской культуры как в прозе Гоголь, Достоевский, Тургенев и т. д.

Огромным событием для русской культуры стали социальные преобразования, неслучайно во второй половине XIX века видим стремление музыкантов художников внести свой вклад в социальное развитие России, отсюда появляются такие произведения как могучая кучка (объединения групп и композиторов), как явление передвижников русских художников (создавших товарищество передвижных художественных выставок), видим огромные явления в русской науке - это прежде всего прохождение вокруг имени Менделеева создавшего периодическую систему и т. д.

1. Культура России XIX века

Для понимания особенностей русской культуры XIX и начала XX в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло утверждение абсолютной монархии н законодательное оформление бюрократии, что особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в. ознаменовалось министерской реформой Александра 1, который на практике проводил линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый «дух времени», в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на умы, на русскую культуру. Одним из архетипов этой культуры является любовь к свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная с Пушкина и кончая Цветаевой. Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствования центрального аппарата Российской империи. Одним из элементов модернизации н европеизации российской государственной машины является учреждение Государственного совета, функция которого заключалась в централизации законодательного дела н обеспечении единообразия юридических норм.

Министерская реформа и образование Государственного совета завершили реорганизацию органов центрального управления, просуществовавших до 1917 г. После отмены крепостного права в 1861 г. Россия прочно вступила на путь капиталистического развития. Однако политический строй Российской Империи насквозь был пронизан крепостничеством. В этих условиях бюрократия превратилась во «флюгер», старающийся обеспечить интересы буржуа и дворян, такое же положение сохранилось и позже, в эпоху империализма. Можно сказать, что политический строй России носил консервативный характер, это проявилось и в праве. Последнее представляет собой смешанное право, ибо в нем переплетались нормы феодального и буржуазного права. В связи с развитием буржуазных отношений в 70-е годы прошлого века было принято «Русское гражданское уложение», скопированное с Кодекса Наполеона, в основе которого лежало классическое римское право.

Политический строй и право выражают особенности экономического развития России в XIX в., когда в недрах крепостничества формировался новый, капиталистический способ производства.

Основной сферой, где раньше и интенсивнее формировался новый способ производства, была промышленность. Для России первой половины прошлого века характерно широкое распространение мелкой промышленности, преимущественно крестьянской. В сфере обрабатывающей промышленности, изготавливавшей предметы массового потребления, мелкие крестьянские промыслы занимали господствующее положение. Развитие крестьянской промышленности преобразовывало экономический облик деревни и самый быт крестьянина. В промысловых селах интенсивнее происходили процессы социального расслоения крестьянства и отрыв его от земледелия, острее проявлялся конфликта между явлениями капиталистического характера и феодальными отношениями. Но так было лишь в наиболее развитом в экономическом отношении центрально - промышленном регионе, в других районах преобладало натуральное хозяйство. И только после 1861 г. в России был совершен промышленный переворот, однако нарождающаяся русская буржуазия зависела от царизма для неё были характерны политическая косность и консерватизм. Все это наложило отпечаток на развитие русской культуры, придало ей противоречивый характер, но, в конечном счете, способствовало ее высокому взлету.

Действительно, крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, царский произвол, подавляющий всякую живую мысль, общая экономическая отсталость России в сравнении с западноевропейскими странами препятствовали культурному прогрессу. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприятные условия и даже вопреки им Россия в XIX в, сделала поистине гигантский скачок в развитии культуры, внесла громадный вклад в мировую культуру. Такой взлет русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, с ростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры, совпал с началом революционно-освободительного движения в России.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, - от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока - несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости в рассказе «Живые мощи». Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества, которых уходят в православное икоцописание.

Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев), а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года». Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры, В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость».

Культурно-исторический процесс в России в XIX - начале XX в. имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное вышеотмеченными факторами. При этом, с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой - усложнение самого культурного процесса, т. е. большее «соприкосновение» и взаимовлияние различных областей культуры: философии и литературы, литературы, живописи и музыки и т. д. Необходимо отметить также усиление процессов диффузного взаимодействия между составляющими русской национальной культуры - официальной («высокой» профессиональной) культурой, опекаемой государством (церковь утрачивает духовную власть), и культурой народных масс («фольклорным» пластом»), которая берет начало в недрах восточнославянских родоплеменных союзов, формируется в Древней Руси и продолжает свое полнокровное существование на протяжении всей отечественной истории. В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка «элитарной» культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам. Достаточно вспомнить романтическую живопись О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, А. Иванова и других крупных художников XIX в.

Начиная с XVII в. складывается и развивается «третья культура», самодеятельно-ремесленная, с одной стороны, опиравшаяся на фольклорные традиции, а с другой - тяготевшая к формам официальной культуры. Во взаимодействии этих трех слоев культуры, часто конфликтном, преобладает тенденция к единой общенациональной культуре на основе сближения официального искусства и фольклорной стихии, вдохновлявшегося идеями народности и национальности. Эти эстетические принципы утверждались в эстетике Просвещения (П. Плавильщиков, Н. Львов, А. Радищев), были особенно важными в эпоху декабризма в первой четверти XIX в. (К. Рылеев, А. Пушкин) и приобрели основополагающее значение в творчестве и эстетике реалистического типа в середине прошлого века.

В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий - духовенства и дворян. В первой половине XVIII в. появляются интеллигенты-разночинцы, а во второй половине этого века выделяется особая социальная группа - крепостная интеллигенция (актеры, живописцы, архитекторы, музыканты, поэты). Если в XVIII - первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то во второй половине XIX в. - разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Он проявляется в то, что деятелями культуры постепенно становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература , чему способствовала, прежде всего, ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века - исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. Говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций». Можно сказать, что пушкинская поэзия и толстовская проза - это чудо; не случайно Ясная Поляна - интеллектуальная столица мира в прошлом веке.

А. Пушкин был основателем русского реализма, его роман в стихах «Евгений Онегин», который В. Белинский назвал энциклопедией русской жизни, ярился наивысшим выражением реализма в творчестве великого поэта.

Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», « Дубровский » и др. Мировое значение Пушкина связано с осознанием универсального значения созданной им традиции. Он проложил дорогу литературе М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, которая по праву сделалась не только фактом русской культуры, но и важнейшим моментом духовного развития человечества.

Традиции Пушкина продолжил его младший современник и преемник М. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени», во многом созвучный с пушкинским романом «Евгений Онегин», считается вершиной лермонтов ского реализма. Творчество М. Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Его основным эстетическим ориентиром является творчество Байрона и Пушкина периода «южных поэм» (пушкинского романтизма). Для русского «байронизма» (этого романтического индивидуализма) характерны культ титанических страстей и экстремальных ситуаций, лирическая экспрессия, сочетавшаяся с философским самоуглублением. Поэтому понятно тяготение Лермонтова к балладе, романсу, лиро-эпической поэме, в которых особое место принадлежит любви. Сильное влияние на последующую литературу оказал лермонтовский метод психологического анализа, «диалектики чувств».

В направлении от предромантических и романтических форм к реализму развивалось и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором последующего развития русской литературы. В его «Вечерах на хуторе близ Диканьки» художественно осуществлена концепция Малороссии - этого славянского древнего Рима - как целого материка на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром, как средоточием и национальной духовной специфики, и национальной судьбы. Вместе с тем Гоголь является основателем «натуральной школы» (школы критического реализма); по случайно 30-е - 40-е годы прошлого века Н. Чернышевский называл гоголевским периодом русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы. В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества.

Особого внимания заслуживает творчество гениального Л. Толстого, которое знаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, перебросило мост между традициями классического романа XIX в. и литературой XX в.

Важное место в истории России занимают реформы, осуществлённые в период правления Александра II. Взойдя на престол в 1855 году, он получил в наследство от предыдущего царствования страну, погрязшую в Крымской войне, развалившуюся экономику и коррупцию, разъедавшую все ветви государственной власти. Для выхода из столь тяжёлого положения требовались самые решительные меры, которыми и стали проведённые им реформы.

Причины, побудившие к отмене крепостного права

Основная причина крестьянской реформы Александра II заключалась в необходимости принятия срочных мер, вызванных назревшим к тому времени кризисом крепостной системы и участившимися крестьянскими волнениями. Особую остроту массовые выступления приняли по окончании Крымской войны (1853 ─ 1856), поскольку крестьяне, откликнувшиеся на призыв правительства создавать ополчения, рассчитывали получить за это свободу и были обмануты в своих ожиданиях.

Весьма показательными являются следующие данные: если в 1856 году по стране было зарегистрировано 66 крестьянских бунтов, то через 3 года их количество увеличилось до 797. Кроме того, существенную роль в осознании необходимости проведения подобной реформы играли ещё два аспекта, о которых не мог не радеть российский император, ─ это государственный престиж, а также нравственная сторона проблемы.

Этапы освобождения крестьян

Датой отмены крепостного права принято считать 19 февраля 1861 года, то есть день подписания царём своего знаменитого Манифеста. Его факсимиле приводится ниже. Однако эта великая реформа Александра II проводилась в 3 этапа. В год выхода Манифеста свободу получили лишь так называемые частновладельческие крестьяне, то есть принадлежавшие дворянам. Они составляли около 55% от всех крепостных. Остальные же 45% подневольного люда находились в собственности царя (удельные крестьяне) и государства. Они были освобождены от крепостной зависимости в 1863 и 1866 гг.

Документ, разработанный Секретным комитетом

Освобождение крестьян, как и все либеральные реформы 60 ─ 70 годов 19 века, являлось поводом для горячих дискуссий среди представителей широких слоёв российского общества. Особую остроту они приняли между членами, созданного в 1857 году Секретного комитета, в обязанности которого входила проработка всех деталей будущего документа. Его заседания становились ареной полемики, в которой сталкивались мнения сторонников прогресса и закоренелых консерваторов-крепостников.

Результатом работы этого комитета, а также целого ряда организационных мероприятий, стал документ, на основании которого крепостное право в России отменялось навсегда, а крестьяне не только освобождались от юридической зависимости в отношении своих бывших владельцев, но также получали от них земельные наделы, которые им предстояло выкупать.

Новые хозяева земли

Согласно принятым в тот период нормативным актам, между крестьянами и помещиками должны были заключаться соответствующие соглашения о покупке бывшими крепостными положенных им наделов. До подписания этого документа крестьяне считались «временнообязанными», то есть продолжающими платить часть прежних оброков, поскольку, выйдя из личной зависимости, они не прекращали пользоваться господской землёй. Для погашения земельного долга перед помещиками крестьяне получали от казны ссуду с рассрочкой платежа на 49 лет.

Следует отметить, что в результате этой важнейшей из всех либеральных реформ 60 ─ 70 годов 19 века крестьяне не только обрели свободу от крепостной зависимости, но, и стали собственниками почти 50% всей пахотной земли, являвшейся тогда в России главным производительным капиталом. Всё это дало стремительный толчок для повышения уровня национальной экономики.

Реформа системы государственных финансов

Либеральные реформы Александра II затронули и финансовую систему государства. Необходимость внесения в неё целого ряда изменений была продиктована переходом государственной экономики на капиталистический лад. Осуществлялась финансовая реформа при непосредственном участии министра финансов графа М. Х. Рейтера.

В рамках борьбы с коррупцией во всех ведомствах был установлен строгий порядок учёта прихода и расхода денежных средств, данные о которых публиковались и доводились до сведения широкой публики. Контроль за всеми казёнными расходами возлагался на министерство финансов, глава которого затем отчитывался перед государем. Важной стороной реформы стали также новшества в системе налогообложения и отмена «винных откупов», предоставлявших право продажи спиртных напитков лишь узкому кругу лиц и сокращавших тем самым поступление налогов в казну.

Реформа в сфере народного образования

Важной стороной либеральных реформ 60 ─ 70 годов 19 века стали новшества, введённые в системе высшего и среднего образования. Так, в 1863 году был утверждён университетский устав, предоставлявший самые широкие права профессорской корпорации и ограждавший её от произвола чиновников.

Четырьмя годами позднее в гуманитарных гимназиях страны ввели классическую систему обучения, а технические гимназии преобразовали в реальные училища. Кроме того, был сделан значительный шаг на пути развития женского образования. Не оказались забытыми и низшие слои населения. Кроме имевшихся ранее церковно-приходских школ, в царствование Александра II появились тысячи начальных светских.

Земская реформа

Немаловажное значение уделил российский император и вопросам местного самоуправления. Согласно принятому им закону, все землевладельцы и частные предприниматели, чьё имущество соответствовало установленному цензу, а также крестьянские сообщества, наделялись правом избирать сроком на 3 года своих представителей в уездные земские собрания.

Поскольку депутаты, или, как их называли ─ «гласные», собирались лишь периодически, для постоянной работы создавалась уездная земская управа, членами которой становились особо доверенные лица из числа депутатов. Земства, учреждавшиеся не только в пределах уездов, но и целых губерний, занимались вопросами народного образования, продовольствия, здравоохранения, ветеринарии и содержания дорог.

В ноябре 1864 года увидел свет новый Судебный устав, в корне изменивший порядок всего судопроизводства. В отличие от норм, установленных ещё при Екатерине II, когда заседания происходили за закрытыми дверями в отсутствие не только зрителей, но даже истцов и ответчиков, во времена Александра II суд стал гласным.

Решающее значение в определении виновности подсудимых получил вердикт, выносимый присяжными заседателями, назначаемыми из обычных граждан. Кроме того, важным элементом судопроизводства стал состязательный процесс между адвокатом и прокурором. Ограждение судей от возможного давления, обеспечивалось их административной независимостью и несменяемостью.

Началась она в 1857 году с отмены военных поселений, учреждённых Александром I в 1810 году. Система, при которой военная служба совмещалась с производительным трудом, главным образом в сельском хозяйстве, на определённом этапе сыграла положительную роль, но к середине века полностью себя изжила.

Кроме того, в 1874 году был издан закон, разработанный комиссией под руководством военного министра Д. Милютина, отменявший прежние рекрутские наборы и заменивший их ежегодными призывами в армию юношей, достигших 21-летнего возраста. Однако даже из их числа в армию попадали не все, а лишь то количество, которое было необходимо государству на данный момент. Взятые же на службу проводили 6 лет в войсках и ещё 9 числились в запасе.

Военной реформой предусматривался также обширный перечень льгот для призывников, которые распространялись на лиц самых различных категорий. Под них подпадали, в частности, единственные сыновья у родителей или единственные внуки у бабушек и дедушек, кормильцы семей, а также те, у кого при отсутствии родителей находились на иждивении малолетние братья или сёстры, и ещё многие другие молодые люди.

Реформа городского самоуправления

Рассказ о либеральных реформах 60 ─ 70 годов 19 века будет неполным, если не упомянуть о том, что, согласно закону, изданному в 1870 году, порядок местного самоуправления, установленный в уездах и губерниях, распространялся также и на города Российской империи. Их жители, платившие налоги с принадлежавшей им земли, промыслов или торга, получали право избирать гласных в городскую думу, осуществлявшую контроль за ведением городского хозяйства.

В свою очередь, думой избирались члены постоянно действовавшего органа, которым являлась городская управа и её руководитель ─ городской голова. Важно отметить, что местная администрация не имела возможности влиять на решения городской думы, поскольку та подчинялась непосредственно сенату.

Итоги реформирования

Все те меры государственного преобразования, о которых шла речь в статье, позволили решить целый ряд наболевших к тому времени социальных и экономических проблем. Они создали необходимые условия для развития в России капиталистической экономики, и превращения её в правовое государство.

К сожалению, при жизни великий реформатор не удостоился благодарности соотечественников. Ретрограды осуждали его за излишний либерализм, а либералы упрекали в недостаточной радикальности. Революционеры же и террористы всех мастей устроили за ним настоящую охоту, организовав 6 покушений. В итоге 1 (13) марта 1881 года Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной в его карету народовольцем Игнатием Гриневицким.

По мнению исследователей, часть его реформ не была доведена до конца как в силу объективных причин, так и в результате нерешительности самого императора. Когда же в 1881 году к власти пришёл Александр III, то развёрнутые им контрреформы значительно замедлили прогресс, обозначившийся в предыдущее царствование.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...