Народы Закавказья. Азербайджан

Изучение трудов исследователей Закавказья от времен Гомера (IX в. до н. э.), Плиния и Страбона, арабских, персидских, российских и других историков, начиная со Средневековья и до середины XIХ в, позволяет сделать вывод, что на территории Кавказа и Закавказья, включая районы, прилегающие к этой территории с севера и юга, в рассматриваемый период проживали до 150 народностей.

Поскольку нас интересовали только народы, населявшие Закавказье (собственно, территорию современной Грузии и Восточное Причерноморье), для дальнейшего анализа мы ограничили перечень народов по нескольким признакам. Во-первых, из перечня были исключены названия народов, населяющих Предкавказье (ногайцы, сарматы, кумыки и т. д.); затем народы, упоминание которых в течение исследуемого нами периода происходило только единожды. Были изъяты наименования, присвоенные по признаку владетеля или вождя, а также по признаку проживания в том или ином населенном пункте, например: дадиан - бедиане, горийцы. Были выведены названия народов известных к тому времени стран, не представлявших интереса для нашего исследования (армяне, персы), а также народы государств, которые позже отошли от рассматриваемого региона (Тао-Кларджети).

Использование сведений, представленных в работах античных и средневековых историков в привязке к эпохе и территории, занимаемой этими народами, позволили выявить определенные закономерности в возникновении этнонимов этих народов и их эволюции. На схеме (Рис. 1) показана картина эволюционного изменения этнонимов основных групп народов, населяющих районы Северного Предкавказья, Черноморского побережья и Закавказья. При составлении приведенной схемы использовался такой показатель, как частота упоминаний народностей разными авторами в различные периоды по векам. Из каждой работы учитывалось только одно упоминание каждого народа. Была учтена также информация соответствующих историков по отнесению тех или иных народностей к вновь возникающим этнонимам или народам, изменившим свой этноним во времени.

Представленный материал показывает, что в распределении народов в пределах исследуемой зоны имеют место несколько чистых линий этнических групп. Естественно, внутри групп имело место смешение между отдельными их представителями, однако в целом они сохраняли свои этнические особенности и продолжают существовать в таком же виде до настоящего времени. Способствовала этому и географическая обособленность.

На наш взгляд, такой чистой этнической группой являются сваны, существующие как самостоятельная народность, сохранившая особенности своего быта, своей жизни до настоящего времени. Как особая этническая группа сваны упоминаются еще в I в. н. э., однако имеются сведения, что их предками были моссинеки, а возможно, и меланхлены (V в. до н. э.). Родной язык сванов не понятен для современных грузин (скорее всего, он был непонятен и картвелам Средневековья) как по лексике, так и по грамматическим формам. Еще меньше сходства в обычаях. Это - самостоятельная этническая общность среди народов Закавказья. Их смешению с другими этносами препятствовала особенность их среды обитания - они занимали высокогорный район в точке поворота Кавказского хребта с направления север - юг на запад - восток.

Первую группу народов, располагавшихся на юго-западе Причерноморья (Колхида) и углубленных в центральные области Закавказья, представляли колхи, а также ряд других племен, не составлявших в V веке до н. э. значительной численности в данном регионе. Колхи под этим именем зафиксированы в этом регионе с V века до н. э. и прослеживаются в трудах историков до конца XIV века. С I в. н. э. их государство получило наименование Лазика, а затем, с его распадом, на этой территории выделились отдельные самостоятельные государства Имеретия, Гурия и Мингрелия (IХ-Х вв.). Г. Пайчадзе, интерпретируя становление грузинского государства, высказывает мнение, что после прекращения существования государства Колхида (I в. до н. э.): «на территории Западной Грузии (?) во II в. н. э. образовалось Эгрисское государство, которое существовало до конца VIII в. В античных источниках оно называлось «Лазика». В византийских источниках, как и в античных, в отношении Грузии упоминается название «Колхида» и «Иберия», которых он именует западной Грузией и восточной Грузией». Правда, сам Г. ,Пайчадзе сообщает, что термины «Грузия», «Грузинская служба» употребляются в церковных летописях только с XVI в. А что касается государства Эгриси, то о нем практически нигде, кроме грузинской истории и литературы, переписанной из тех же грузинских источников ХVШ века, не упоминается. Указанный автор безапелляционно заявляет, что в Восточном Причерноморье абхазов вообще не было, а те, кто завоевал практически все Закавказье и создал Абхазское царство, были «грузинами».

Вторая группа народов была представлена предками абхазов - гениохами, обитавшими на территории современной Абхазии. Их появление прослеживается с V в. до н. э., при этом они уже в ту пору занимали различные ареалы. По сообщениям античных историков, гениохи в ранний период имели тесные связи с народами, населявшими северный участок Восточного Причерноморья, где тогда же обитали скифы. Неизбежные контакты этих этносов привели к смешиванию народностей, в результате чего уже в VI в. н. э. появилась новая народность - мисимиане, занимавшая территорию современного участка Причерноморья от Адлера до районов окончания Кавказского хребта на севере. Мисимиане, смешавшись с зихами, дали начало (IX в.) джикетам, затем тому народу, который сегодня называется адыгами. По языку, антропологическим характеристикам и обычаям он очень близок к своим южным соседям - абхазам и представляет по своей сути единую с абхазами этническую ветвь.

Этническая линия абхазов формировалась следующим образом. Гениохи, населявшие территорию от современного Адлера на севере и до южных границ Колхиды, обитали там с родственными племенами кораксов в V в. до н. э., и фтирофагами (с III в. до н. э. и до I в. н. э.). Предполагается, что это были предки сванов. Саниги являлись одной из ветвей гениохов (I-IV вв. н. э.). Они-то и дали в I в. до н. э. начало новой народности - абсилам. С VIII в. абсилы получают новый этноним - абхазы, который существует и доныне на протяжении 14 веков. В IV в. комбинация народностей гениохов с санигами вызвала появление новой этнической группы - абазгов, которые как самостоятельный народ существовали до конца XIV в.

В XI в. на территории Абхазии, в результате смешения двух национальных групп, в основном абазгов (поскольку эта ветвь с XII в. будет постепенно затухать) и абхазов, достигших в ту пору своего высочайшего национального и государственного развития, возникает новая ветвь - абазины. Этот народ существует с XII в. и до настоящего времени. Вся эта этническая линия народов обладает одним языком, близкими к нему являются языки более северных народов, населяющих Северное Предкавказье, имеющих подобные обычаи и ведущих сходный образ жизни.

Таким образом, в Восточном Причерноморье уже с начала I тысячелетия н. э.

сформировался самостоятельный абхазский этнос в составе нескольких десятков этнических групп, позже образовавших самостоятельные народности (субэтносы) в пределах северного, западного и южного Кавказа, сохраняющие этнические особенности, свою культуру и самобытность до настоящего времени.

С середины первого века. до н. э. в центральном районе Закавказья возникают новые национально-племенные территориальные образования, представлены иберийцами или иверцами. Это обобщенное название народов, располагавшихся к северу от появившегося в регионе государства Армения, которое армяне называли «Врастан», а его жителей - «горцы», т. е. «враци», «ивраци», иверцы. Племенное образование картов, или картлов, начавшее появляться с VIII в. н. э. в упоминаниях древних авторов как этноним и национальная группа, жившая на территории Восточного Закавказья, существует и поныне как одна из народностей современной Грузии, наряду с кахетинцами, эрами, двалами и другими племенами Центрального Закавказья.

Г.А. Меликишвили, а ему вторит Г. Пайчадзе, заявляет: «С древнейших времен Западная Грузия была населена мегрело-чанскими (западно-грузинскими) племенами». Об абхазах, издревле обитавших в этом районе, речь не идет, поскольку само упоминание о них потребовало бы объяснения, что это за этнос, откуда он появился здесь раньше всех других народов Закавказья и ответов на прочие, неудобные для грузинских историков вопросы.

Говоря о Грузии, якобы распространившей свое влияние на Причерноморье, историки привлекают для доказательства этнос картлов и пытаются обосновать его родство с этнически самостоятельными племенами (например, колхами), располагавшимися в западной части Закавказья в VI в. до н. э. Но картлы как этнос, по данным истории появляются, как мы уже говорили, значительно позже, примерно на рубеже начала VIII в. н. э. Этническая связь картлов не прослеживается и с народами Восточного Причерноморья, поскольку имеретинцы, гурийцы и мингрелы как этносы определились значительно позже картлов на основе аборигенных народов Колхиды, Лазики и Абхазии. Установлено также, что язык картлов имеет серьезные отличия от мингрельского, сванского и других языков народов Западного Закавказья (да и сами мингрелы не считают себя картвелами), что еще раз подчеркивает несходство картлов с остальными народами Закавказья и не свидетельствует в пользу принадлежности всех этих этносов к «Великой Грузии».

В истории Закавказья принято считать, что его заселение, происходило с юга через Малую Азию и шло по Восточному Причерноморью. Однако на территории Закавказья существует еще один проход в Малую Азию и регионы, где в древние века располагались высокоразвитые по тому времени цивилизации. Этот путь в области границы современных Армении и Азербайджана в исторически обозримое время использовался постоянно для набегов на Закавказье персов, хазар и арабов. Заселение Причерноморья и образование на этой территории государства Колхида исторически подтверждено с V в. до н. э. Протоабхазские племена появились в этом регионе раньше колхов (которые позже оттеснили их к северу в район нынешней Абхазии и бывшей Черкесии). Учитывая, что государства Причерноморья ограничивались на востоке пределами Сурамского хребта, можно с уверенностью считать, что этот край заселялся по западному каналу из районов Малой Азии. Это подтверждено летописными источниками, и об этом же пишет и В. Бочкарев (1890 г.), высказывающий мнение, что лазы и следующие за ними имеретинцы, гурийцы, аджарцы и отчасти мингрелы, если и принадлежат к картвелам, то представляют собой разновидность, настолько отличающуюся от родового типа, что их можно выделить в особую группу.

Более поздняя фиксация племен в центральных областях Закавказья (иверцы - с I в. до н. э., эры, двалы, даки - с V-VI вв., картлы - с VIII в.), их антропологические и языковые отличия от народов Причерноморья, а также ограничение ареала тем же Сурамским хребтом - наталкивает на мысль о более позднем заселении этого региона. Скорее всего, оно проходило по иному, восточному пути. Несомненно, этнические предки народов двух этих регионов отличались друг от друга. Естественно, это только предположение, гипотеза, но факты говорят о ее жизнеспособности и, возможно, беспристрастные историки найдут здесь рациональное зерно.

Как мы уже говорили, начиная с I в. н. э. на территории Колхиды образуется государство Лазика, и впервые фиксируются письменными источниками лазы - предполагаемые предки современных мингрелов, у которых были особенно интенсивными матримониальные взаимоотношения с абазгами в контактной зоне по Ингуру. Этноним «лазы» полностью соответствует этнониму «колхи» и существует наряду с ним до конца XIII в. Этот народ соседствовал с территорией Абхазии, в пограничных областях совместно проживали колхи и абазги. Полагаем, что между ними существовала особая этническая группа, обладавшая своим языком, давшая начало современным мингрелам. Приняв к употреблению еще два языка - абхазов и колхов (лазов), они занимали территорию, принадлежавшую ранее абазгам (абхазам) и имели общих царей, или царей-родственников. Территория этой этнической групп всегда оставалась объектом притязаний народов, располагавшихся южнее пограничной реки Енгур (Ингур).

На рубеже VII-VIII вв. в Центральном Закавказье, наряду с народом картлов, появляются обособленные народности - эры (Эретия), двалы, обитавшие в срединной части южных предгорий Кавказа, и другие народности. С XII в. начинает прослеживаться народность кахетинцы, заселяющая восточную часть Центрального Закавказья. С IX-Х вв. встречается упоминание о лаках, аджарцах, называемых некоторыми историками джурджуанами, и др.

Итак, на основании проведенного исследования можно сделать три важнейших заключения относительно этногенеза абхазов:

1) Абхазы являются одним из древнейших народов, заселяющих Кавказ. В письменных исторических источниках этноним «абхаз» через его предков абазгов, апсилов и гениохов фиксируется с V в. до н. э.

2)Этническая и этнографическая линии эволюционного развития абхазов являются чистыми. На протяжении 26 веков не происходило смешения этого этноса с другими, абхазы весь этот период проживали на своей исторической родине.

3) Утверждение, что абхазы спустились к Черному морю с гор (имеется в виду - с Северного Кавказа) два века назад, несостоятельно, поскольку:

а) на основе независимых источников подтверждено поселение этих этнических племен на территории современного проживания абхазов уже с V в. до н.э.;

б) на территории Северного Кавказа не отмечено наличия представителей предков этнической ветви абхазов.

4) На территории Закавказья и Восточного Причерноморья к ХХ в. возникли и сформировались несколько этнических линий народов:

а) гениохи - абсилы - абазги - абхазы - абазинцы;

б) мисимиане - зихи - черкесы - адыги;

в) сваны;

г) колхи - лазы - гурийцы - мингрелы.

5) К востоку от территории, занимаемой этой группой народов, полагаем, формировались самостоятельные этнические ветви: народов центрального Закавказья.

6) Народность, или этническая группа, «грузины» в историческом плане не просматривается.

7) С точки зрения этногеографии, эти перечисленные этнические группы народов обитали на локальных территориях, которые с течением времени расширялись или сокращались, но оставались постоянным местом расположения, обитания этих народов.

8) Смешения этнических групп начиная с исторически обозримого периода (V в. до н. э.) не происходило.

Народы Закавказья - Грузии, Армении, Азербайджана, входив­шие в состав еще Российской империи, - вместе с ее народами прошли длительный путь совместных преобразований и лишений. Эти народы наделены:

    высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбием и самоуважением, большой приверженно­стью национальным традициям и привычкам, этнородовой спло­ченностью и ответственностью;

    главным образом чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самопрезентации;

    большой самостоятельностью, активностью и инициативно­стью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально или национально предпочтительны и выгодны для них;

    подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возра­сту, социальному положению и должности;

    достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русско­го языка;

    стремлением к лидерству среди представителей других этни­ческих общностей и в многонациональных коллективах, а также к образованию микрогрупп по земляческому признаку.

Как мы уже сказали, в условиях повседневной трудовой дея­тельности и общения с представителями других национальностей у жителей Закавказья заметна тенденция к образованию микро­групп по национальному признаку. Обладая хорошими организа­торскими способностями, коммуникативными качествами, само­стоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах.

В этом проявляются особенности семейного воспитания маль­чиков на Кавказе. С детства они сориентированы на значимость социальной роли мужчины, отца, брата, их с малых лет приучают заботиться о младших братьях и сестрах. В семьях культивируется особая любовь к младшим, помощь им во всем. Дети на Кавказе, мальчики в особенности, растут самостоятельными, в условиях минимума запретов, почти не подвергаются наказаниям.

У всех народов Закавказья популярны национальные виды борь­бы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, развивают физичес­кую активность, постоянную готовность к отпору. Такие качества представителей разных народов Закавказья позволяют им доволь­но быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельности.

Весьма своеобразно здесь понимание старшинства. Безогово­рочное подчинение старшим проявляется дифференцированно. Если жители считают, что те или иные распоряжения руководи­телей, принадлежащих к другим этническим общностям, задева­ют их национальное достоинство и самолюбие, то они способны воспротивиться выполнению этих указаний. Встречая в подобии случаях жесткую требовательность, решительность и уверенность, в действиях своего непосредственного начальства, представители народов Закавказья быстро осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с большим трудом. Здесь большую роль играют терпение и последовательность в действиях руководителя, его способность найти пути продуктивного взаимо­действия со своими подчиненными, учитывая их национально-психологические особенности.

Грузины . Испокон веков в Грузии с особым уважением относи­лись к военному делу. В тяжелые времена не раз в строй защитников страны становились даже женщины. Каждый мужчина считается воином, который должен защищать свою Родину, близких, самого себя. Он должен хорошо владеть оружием. Грузинам присущи сме­лость и воинственность. В различных ритуалах и обрядах часто ис­пользуется оружие как символ борьбы со злом. Распространены различные амулеты. Существует культ креста, шашки, кинжала; ношение холодного оружия стало национальной традицией. Виног­радная лоза и меч в исторической символике Грузии говорят о том почете и уважении, которыми окружен человек и как воин-защит­ник, и как труженик, всецело отдающий себя работе на поле.

Грузины обладают обостренным чувством национальной гор­дости и национального достоинства, которые порождены осозна­нием величия своей страны, опирающимся на героическое исто­рическое прошлое Грузии, всегда побеждавшей своих врагов в борьбе за национальную независимость.

Высокое развитие образования, культуры в Грузии способство­вало формированию в стране широкого слоя интеллигенции, по­зволяло выращивать многочисленные кадры высококвалифицированных научно-технических работников. В сочетании с многовеко­выми национальными традициями это привело к развитию в пси­хологии населения Грузии таких черт, как уважение к людям, обладающим знаниями, остроумие, находчивость, умение применять в различных ситуациях цитаты из народного эпоса, популярны? произведений грузинских поэтов и писателей. Велика у представи­телей этой нации и любовь к народным мелодиям, пению.

Кто знает дорогу, тот не спотыкается. Не дается тем победа, кто от клятвы отступил.

Шота Руставели

Грузины высоко ценят дружбу. Недаром грузинская притча гла­сит: «Кто самый бедный и несчастный? Тот, у кого нет друга. Кто самый богатый и счастливый? Тот, у кого много верных друзей. Там, где поселились дружба и терпение – в семье, во дворе, в доме, на улице, в селе, в городе, в стране, - там все человеческие радости собираются вместе: мир и согласие, любовь и счастье».

Психология терпимости, такта и сотрудничества в межнацио­нальном общении характерна для народа Грузии, несмотря на приписываемые ему горячность и нетерпеливость. Грузины с юмо­ром относятся к себе и своим слабостям. Одна грузинская посло­вица гласит: «Если у тебя загорелся сарай и не можешь потушить пожар, то хотя бы руки погрей». Оптимизм, огромное жизнелю­бие также являются их важнейшими качествами.

Известно грузинское гостеприимство. Во время застолья преж­де всего ценится умение сказать хороший тост. Это своего рода искусство. Состязание гостей в произнесении тостов на любом торжестве вовсе не означает столь же активного употребле­ния спиртных напитков. Здесь важно сохранить ясный ум, че­ловеческое достоинство в те­чение всего празднества. На грузинских праздниках неизменны искреннее веселье, витиева­тая, но вполне понятная игра слов, тонкий юмор, теплота, рыцарское отношение к женщине .

Армяне . Жители Армении обладают острым умом, высокой об­щеобразовательной подготовкой, предприимчивы, привержены своей национальной культуре, традициям.

Армянская семья характеризуются крепостью уз, страстной при­вязанностью к детям, ко всем родственникам без исключения. Большим авторитетом в Армении пользуется не только отец, но и мать, огромен авторитет также и у бабушки. Женщина здесь прак­тически освобождается от участия в других работах, в основном занимается домашним хозяйством, воспитанием детей.

Это приводит к тому, что мужчины с пренебрежением относят­ся к такого рода деятельности, считая ее чисто женской. В Армении проявляют уважительное отношение ко всем старшим по возрасту. Молодые люди встают, если в дом входит пожилой человек, и са­дятся только после его предложения сесть. При людях, более стар­ших по возрасту, не принято курить, громко разговаривать.

Умение относиться с уважением к другим людям очень высоко ценится в Армении. Для ее жителя нет человека, после общения с которым он бы «никак» к нему не относился. Мнение составляет­ся полярное: или друг, единомышленник, или чужой, «не наш», «враг» - и никак иначе. Другу, товарищу выказываются большая душевная щедрость и постоянное внимание, с врагом отношения всегда непримиримые. На эти качества следует обращать особе внимание во взаимоотношениях с представителями этой нации. Надо помнить и о том, что любое общение армяне стремятся перевести в плоскость неформальных межличностных отношений. Они не терпят грубости, прямого принуждения, давления, любят, чтобы все было по-хорошему.

Армяне коммуникабельны. В профессиональных и личных от­ношениях они, как правило, придерживаются стиля, который характеризуется большим дружелюбием и доброжелательностью. Подобного же бережного отношения они ожидают и от других. Армяне способны быстро устанавливать деловые контакты с пред­ставителями любой национальности. В личных взаимоотношениях с последними они менее резки, чем азербайджанцы и выходцы с Северного Кавказа. Вместе с тем армяне чувствительны к неува­жительности, поверхностному отношению, очень обижаются, когда их игнорируют.

Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.

Армянская пословица

Они умеют в различных ситуациях сдерживать чувства, но вме­сте с тем очень самолюбивы, болезненно переживают просчеты и упущения при достижении поставленных целей, падение своего авторитета. Вот почему во взаимодействии с армянами необходимо всегда разъяснять, для чего нужно выполнить ту или иную задачу и почему ее решение поручается именно им. В противном случае, даже выполнив то, что от него требуется, армянин остается при своем мнении и часто бы­вает неудовлетворен выполненным делом, что неизбежно приво­дит к дискомфорту во взаимоотношениях с ним в будущем.

Азербайджанцы . По своему характеру представители этой этни­ческой общности любознательны, сообразительны, храбры, сво­бодолюбивы, соблюдают данные ими обещания. Как правило, держатся они скромно, но с достоинством, характеризуются при этом быстротой суждений и выводов, что не всегда может быть однозначно истолковано другими людьми.

Нельзя не учитывать большую эмоциональность азербайджанцев. Неуважительное отношением к ним или к их близким почти всегда воспринимается как посягательство на их честь и достоинство, может вызвать острую ответную реакцию. При общении с азербайд­жанцами следует проявлять как можно больше такта, внимательно­сти, уважения. Доверием, дружеским отношением и участием от них можно добиться большего, нежели давлением и принуждением.

В конфликтных ситуациях азербайджанцы эмоционально невоз­держанны и горячи, но не так безоглядно, как, например, чечен­цы или осетины. Однако в такие минуты и они подчас склонны решать вопросы «с позиции силы», вступаются за своих земляков вне зависимости от того, правы они или нет в данном случае.

Лучший друг - мать, лучшая страна - Родина.

Азербайджанская пословица

Отношение к труду в Азербайджане неоднозначно. Большин­ство людей в основном добросовестно осваивает профессию, свое дело, становится хорошими работниками. В то же время есть нема­ло и таких, кто предпочитает лениться и найти «тепленькое мес­то». Есть и люди, которые стремятся быть обеспеченными, иметь престижные вещи, машину, ничего для этого не делая. Азербайд­жанцы нередко подходят к жизни излишне прагматически, часто руководствуясь лишь сиюминутными интересами.

Они очень чувствительны к успеху, почету, известности. Не последнюю роль играет при этом и свойственное им большое че­столюбие. Азербайджанцы любят хвалиться своими успехами в служебной и общественной деятельности, всячески подчеркива­ют личные заслуги и достижения, делают все, чтобы другие люди обращали на это внимание.

Азербайджанцы охотно общаются и взаимодействуют с людьми разных национальностей. Они с готовностью берутся за изу­чение русского языка, хотя, как правило, достигают не очень больших успехов. Одна­ко иногда, даже зная русский язык, азербайджанец в межнацио­нальном общении скрывает это, пытаясь, когда нужно, использо­вать такое обстоятельство в своих интересах .

Народы Закавказья – Грузии, Армении, Азербайджана, входившие в состав еще Российской империи, – вместе с народами последней прошли длительный путь совместных преобразований и лишений. Их представители наделены:

  • – высокоразвитым, обостренным чувством национальной гордости, самолюбием и самоуважением, большой приверженностью национальным традициям и привычкам, этнородовой сплоченностью и ответственностью;
  • – главным образом чертами холерического и сангвинического типов темперамента, взрывной эмоциональностью, повышенной чувствительностью к чужим поступкам и суждениям, ярко выраженным стремлением к самопрезентации;
  • – большой самостоятельностью, активностью и инициативностью, упорством и настойчивостью в достижении поставленных целей во всех видах деятельности, особенно в тех, которые индивидуально или национально предпочтительны и выгодны для них;
  • – подчеркнутым вниманием и уважением к старшим по возрасту, социальному положению и должности;
  • – достаточно высоким образовательным уровнем, хорошей физической подготовкой, относительно слабым знанием русского языка;
  • – стремлением к лидерству среди представителей других этнических общностей и в многонациональных коллективах, а также к образованию микрогрупп по земляческому признаку .

Как мы уже сказали, в условиях повседневной трудовой деятельности и общения с представителями других национальностей у жителей Закавказья заметна тенденция к образованию микрогрупп по национальному признаку. Обладая хорошими организаторскими способностями, коммуникативными качествами, самостоятельностью, они стремятся стать неформальными лидерами в коллективах.

В этом проявляются особенности семейного воспитания мальчиков на Кавказе. С детства они сориентированы на значимость социальной роли мужчины, отца, брата, их с малых лет приучают заботиться о младших братьях и сестрах. В семьях культивируется особая любовь к младшим, помощь им во всем. Дети на Кавказе, мальчики в особенности, растут самостоятельными, в условиях минимума запретов, почти не подвергаются наказаниям.

У всех народов Закавказья популярны национальные виды борьбы, бокс. Занятия этими видами спорта, а также народная педагогика с ранних лет формируют сильную волю, развивают физическую активность, постоянную готовность к отпору. Такие качества представителей разных народов Закавказья позволяют им довольно быстро адаптироваться к разнообразным условиям жизни и деятельности.

Весьма своеобразно здесь понимание старшинства. Безоговорочное подчинение старшим проявляется дифференцированно. Если жители считают, что те или иные распоряжения руководителей, принадлежащих к другим этническим общностям, задевают их национальное достоинство и самолюбие, то они способны воспротивиться выполнению этих указаний. Встречая в подобных случаях жесткую требовательность, решительность и уверенность в действиях своего непосредственного начальства представители народов Закавказья быстро осознают бесперспективность такого поведения, однако перестраиваются с большим трудом. Здесь большую роль играют терпение и последовательность в действиях руководителя, его способность найти пути продуктивного взаимодействия со своими подчиненными, учитывая их национально- психологические особенности.

Грузины являются одним из наиболее культурных народов на Кавказе, достигших уже в XII–XIII столетиях довольно высокой степени национальной идентичности.

Испокон веков в Грузии с особым уважением относились к военному делу. В тяжелые времена не раз в строй защитников страны становились даже женщины. Каждый мужчина считается воином, который должен защищать свою Родину, близких, самого себя. Он должен хорошо владеть оружием. Грузинам присущи смелость и воинственность. В различных ритуалах и обрядах часто используется оружие как символ борьбы со злом. Распространены различные амулеты. Существует культ креста, шашки, кинжала; ношение холодного оружия стало национальной традицией. Виноградная лоза и меч в исторической символике Грузии говорят о том почете и уважении, которыми окружен человек и как воин-защитник, и как труженик, всецело отдающий себя работе на своей земле.

Грузины обладают обостренным чувством национальной гордости и национального достоинства, которые порождены осознанием величия своей страны, опирающимся на героическое историческое прошлое Грузии, всегда побеждавшей своих врагов в борьбе за национальную независимость .

Высокое развитие образования, культуры в Грузии способствовало формированию в стране широкого слоя интеллигенции, позволяло выращивать многочисленные кадры высококвалифицированных научно-технических работников. В сочетании с многовековыми национальными традициями это привело к развитию в психологии населения Грузии таких черт, как уважение к людям, обладающим знаниями, остроумие, находчивость, умение применять в различных ситуациях цитаты из народного эпоса, популярных произведений грузинских поэтов и писателей. Велика у представителей этой нации и любовь к народным мелодиям, пению .

Кто знает дорогу, тот не спотыкается.

Не дается тем победа, кто от клятвы отступил.

Шота Руставели

Грузины высоко ценят дружбу. Недаром грузинская притча гласит: "Кто самый бедный и несчастный? Тот, у кого нет друга. Кто самый богатый и счастливый? Тот, у кого много верных друзей. Там, где поселились дружба и терпение – в семье, во дворе, в доме, на улице, в селе, в городе, в стране, – там все человеческие радости собираются вместе: мир и согласие, любовь и счастье".

Психология терпимости, такта и сотрудничества в межнациональном общении характерна для народа Грузии, несмотря на приписываемые ему горячность и нетерпеливость. Грузины с юмором относятся к себе и своим слабостям. Одна грузинская пословица гласит: "Если у тебя загорелся сарай и не можешь потушить пожар, то хотя бы руки погрей". Оптимизм, огромное жизнелюбие также являются их важнейшими качествами .

Известно грузинское гостеприимство. Во время застолья прежде всего ценится умение сказать хороший тост. Это своего рода искусство. Состязание гостей в произнесении тостов на любом торжестве вовсе не означает столь же активного употребления спиртных напитков. Здесь важно сохранить ясный ум, человеческое достоинство в течение всего празднества. На грузинских праздниках неизменны искреннее веселье, витиеватая, но вполне понятная игра слов, тонкий юмор, теплота, рыцарское отношение к женщине .

Армяне . Жители Армении обладают острым умом, высокой общеобразовательной подготовкой, предприимчивы, привержены своей национальной культуре, традициям.

Армянская семья характеризуются крепостью уз, страстной привязанностью к детям, ко всем родственникам без исключения. Большим авторитетом в Армении пользуется не только отец, но и мать, огромен авторитет также и у бабушки. Женщина здесь практически освобождается от участия в других работах, в основном занимается домашним хозяйством, воспитанием детей.

Это приводит к тому, что мужчины с пренебрежением относятся к такого рода деятельности, считая ее чисто женской. В Армении проявляют уважительное отношение ко всем старшим по возрасту. Молодые люди встают, если в дом входит пожилой человек, и садятся только после его предложения сесть. При людях, более старших по возрасту, не принято курить, громко разговаривать .

Умение относиться с уважением к другим людям очень высоко ценится в Армении. Для ее жителя нет человека, после общения с которым он бы "никак" к нему не относился. Мнение составляется полярное: или друг, единомышленник, или чужой, "не наш", "враг" – и никак иначе. Другу, товарищу выказываются большая душевная щедрость и постоянное внимание, с врагом отношения всегда непримиримые. На эти качества следует обращать особе внимание во взаимоотношениях с представителями этой нации. Надо помнить и о том, что любое общение армяне стремятся перевести в плоскость неформальных межличностных отношений. Они не терпят грубости, прямого принуждения, давления, любят, чтобы все было по-хорошему .

Армяне коммуникабельны. В профессиональных и личных отношениях они, как правило, придерживаются стиля, который характеризуется большим дружелюбием и доброжелательностью. Подобного же бережного отношения они ожидают и от других. Армяне способны быстро устанавливать деловые контакты с представителями любой национальности. В личных взаимоотношениях с последними они менее резки, чем азербайджанцы и выходцы с Северного Кавказа. Вместе с тем армяне чувствительны к неуважительности, поверхностному отношению, очень обижаются, когда их игнорируют .

Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.

Армянская пословица

Они умеют в различных ситуациях сдерживать чувства, но вместе с тем очень самолюбивы, болезненно переживают просчеты и упущения при достижении поставленных целей, падение своего авторитета. Вот почему во взаимодействии с армянами необходимо всегда разъяснять, для чего нужно выполнить ту или иную задачу и почему ее решение поручается именно им. В противном случае, даже выполнив то, что от него требуется, армянин остается при своем мнении и часто бывает неудовлетворен выполненным делом, что неизбежно приводит к дискомфорту во взаимоотношениях с ним в будущем .

Азербайджанцы . По своему характеру представители этой этнической общности любознательны, сообразительны, храбры, свободолюбивы, соблюдают данные ими обещания. Как правило, держатся они скромно, но с достоинством, характеризуются при этом быстротой суждений и выводов, что не всегда может быть однозначно истолковано другими людьми.

Нельзя не учитывать большую эмоциональность азербайджанцев. Неуважительное отношением к ним или к их близким почти всегда воспринимается как посягательство на их честь и достоинство, может вызвать острую ответную реакцию. При общении с азербайджанцами следует проявлять как можно больше такта, внимательности, уважения. Доверием, дружеским отношением и участием от них можно добиться большего, нежели давлением и принуждением.

Обычно азербайджанцы готовы к самым резким поворотам судьбы, обладают хорошими адаптационными способностями и склонны к автономности. Свое призвание они видят не столько в приумножении благ, сколько в стремлении жить, как хочется, получая от этого моральное удовлетворение .

В конфликтных ситуациях азербайджанцы эмоционально невоздержанны и горячи, но не так безоглядно, как, например, чеченцы или осетины. Однако в такие минуты и они подчас склонны решать вопросы "с позиции силы", вступаются за своих земляков вне зависимости от того, правы они или нет в данном случае .

Лучший друг – мать, лучшая страна – Родина.

Азербайджанская пословица

Отношение к труду в Азербайджане неоднозначно. Большинство людей в основном добросовестно осваивают профессию, свое дело, становятся хорошими работниками. В то же время есть немало и таких, кто предпочитает лениться и найти "тепленькое место". Есть и те, которые стремятся быть обеспеченными, иметь престижные вещи, машину, ничего для этого не делая. Азербайджанцы нередко подходят к жизни излишне прагматически, часто руководствуясь лишь сиюминутными интересами.

Этногенез

Народы Закавказья.Этногенез


Грузины
Грузины (самоназвание - картвелеби, груз.) - народ картвельской языковой семьи. Большая часть грузинской нации сосредоточена внутри границ Грузии.Также немало грузин живёт в восточных провинциях Турции и во внутренних районах Ирана - особенно в городе Ферейдуншехр.
Этногенез
Процесс формирование современного грузинского этноса на территории Западного Закавказья представляло собой многовековой и сложный процесс. На то, что грузинский этнос сложился из родственных (картвельских) и неродственных элементов, а его территория расширилась путём ассимиляции других племён, в основном кавказского происхождения, обращает внимание предания из древнегрузинских хроник. Последние фигурируют в Библии в качестве одного из ханаанских племён. Уже в Картлис Цховреба даётся мифическая «родословная» картвелов, восходящая к Таргамосу, одному из сыновей библейского Яфета. Там же перечисляются дети «родоначальника» картвелов Картлоса: Кахос, Кухос, Джавахос и др. Эти имена по сути отображают названия исторических областей Грузии Кахетия, Кухетия (англ.)русск., Джавахетия и.т.д. и представляют таким образом попытку обосновать их происхождение. Однако в названиях областей сохранились иные, более древние значения, или, вероятно, даже ранее существовавших здесь этнонимов, независимо от того, были ли они близкородственными картвелам.

Касательно картвельской языковой общности, то распад языка-основы картвельских языков исследователями датируется II тыс. до н.э., когда начинается обособление сванского языка. Вероятно, в VIII в. до н. э., распалось картско-занское (мегрело-чанское) языковое единство. Уже в древности восточногрузинские племена вышли к Чёрному морю, разбив массив западногрузинских племён на две части, и заселили Картли за рекой Курой. С тех пор западногрузинские племена составляли две группы: собственно мегрельскую (в нынешней Западной Грузии) и лазо-чанскую (в пределах от Аджары до Трапезунда нынешней территории Турции). Последняя (лазо-чаны) в это время уже населяло преимущественно горные районы и развивалась очень медленно. В VI в. до н.э. на территории Западного Закавказья сложились две этнические группы картвельских племён: колхи и саспейры. Первые проживали по южному берегу Понта Эвксинского вплоть до Трапезунта и в долине Фасиса (Риони), в то время как саспейры жили в верховьях реки Чороха. В IV в. до н.э. в Западной Грузии сложилось Колхидское царство. Восточнее западногрузинских (мегрело-чанских) племён жили картские (восточногрузинские-) племена. В III в. до н.э. здесь в районе Мцхета возникло Картлийское царство (Иберия). На закате своего существования оно включало также Колхиду и соприкасалось с западными областями Кавказской Албании. Сами кавказские албаны приняли участие в этногенезе грузин Кахетии. К концу IV в. Западная Грузия оказалась объединенной под властью Эгрисского (Лазского) царства.

Грузинский народ формировался на основе трёх близкородственных племенных объединений: картов, мегрело-чанов и сванов. Процесс формирования грузинской народности завершилась в основном в VI-X веках.

Категории:

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

После окончания Северной войны Россия получила возможность активизировать свою внешнюю политику в Закавказье. На Кавказе интересы России сталкивались с притязаниями Турции и Ирана на эти территории. Здесь Россия старалась расширить свои владения, укрепить и сделать стабильными границы в Закавказье. В 1722 г. Россия предприняла поход на Кавказ и Иран, в результате которого получила западный берег Каспийского моря с Баку, Рештом, Астрабадом. Дальнейшее продвижение в Закавказье было невозможно из-за вступления в войну Турции. Что же побудило народы Закавказья связать свои судьбы с Россией? Сопредельные с югом России народы Закавказья издревле были связаны с Россией тесными отношениями. Закавказье многие годы было под ирано-турецким игом, что сопровождалось уничтожением сел и городов, массовой резней населения. Так, после похода иранского шаха Аббаса в 1614 году на Грузию, население ее области Кахетии сократилось на две трети. 100 000 кахетинцев насильственно были угнаны в Иран. Важным фактором, усилившим притяжение грузин и армян к России, была их христианская) религиозная общность.

По Георгиевскому трактату 1783 г., Кахетия была взята под покровительство России. В 1801 г. Александр I подписал Манифест о принятии в русское подданство Восточной Грузии. В 1803 - 1804 гг. к России вошли остальные части Грузии – Менгрелия, Гурия и Имеретия. Война закончилась Гюлистанским договором 1813 года. Иран признал русское владычество над большей территорией Закавказья. Но Азербайджан и Армения оказались разделенными на две части, что сохранилось и до настоящего времени: часть Азербайджана входит в состав Ирана (иранский Азербайджан), западная Армения – в состав Турции. Этим завершился 1-й этап присоединения Кавказа к России. Однако вслед за вхождением Закавказья в Россию последовала Кавказская война, длившаяся на протяжении 47 лет, с 1817 по 1864 год.

Политика России в первой половине XIX века в восточном вопросе была противоречивой. Император Александр, а затем Николай понимали необходимость помощи греческому народу. Россия, Англия и Франция подписали договор о праве Греции на автономию и совместном выступлении против султана. В октябре 1827 г. русско-английская эскадра в Наваринской бухте полностью уничтожила турецкий флот. В апреле 1828 г. Россия объявила войну Османской империи. Военные действия разворачивались в Закавказье и на Балканах. Турция была подготовлена к войне хуже, чем Россия. На Кавказе русские взяли турецкие крепости Карс и Баязет. Выход российских войск на подступы к Константинополю вызвал панику у турецкого правительства. В сентябре 1829 г. был подписан Адрианопольский мирный договор. К России переходили значительные территории Черноморского побережья Кавказа и часть армянских областей, принадлежавших Турции. Была гарантирована широкая автономия для Греции. В 1830 г. было создано независимое греческое государство. Сербия, Молдавия и Валахия получили автономию. В результате русско-турецкой и русско-иранской войн конца 20-х годов XIX в. завершился второй этап в присоединении Кавказа к России. Грузия, Восточная Армения, Северный Азербайджан стали частью Российской империи.

Присоединение Северного Кавказа к России – третий этап её политики в этом регионе. Северный Кавказ был заселен многими народами, отличавшимися по языку, обычаям, нравам и уровню общественного развития. В конце XVIII-начале XIX вв. русская администрация заключила с правящей верхушкой племен и общин соглашения об их вхождении в состав Российской империи. Но здесь власть России была чисто номинальной: вне контроля оставались горные районы Северного Кавказа. Таким образом, перед русским правительством после присоединения Закавказья встала задача обеспечения стабильной обстановки на Северном Кавказе.

При Александре I генерал А. П. Ермолов начал продвижение вглубь Чечни и Дагестана, строя военные опорные пункты. Сопротивление горских народов вылилось в религиозно-политическое движение – мюридизм. На Северном Кавказе это движение было направлено исключительно против русских и получило наибольшее распространение в Дагестане. Здесь сложилось своеобразное религиозное государство – имамат.

В 1834 году имамом (главой государства) стал Шамиль. Он создал сильную армию и сосредоточил в своих руках административную, военную и духовную власть. Под его руководством на Северном Кавказе усилилась борьба против русских. Она продолжалась с переменным успехом около 30 лет. В 40-е годы Шамилю удалось расширить подвластные ему территории, установить связи с Турцией и некоторыми другими европейскими государствами. В борьбе против имамата Российская империя понесла значительные финансовые, экономические и, самое главное, людские потери. Однако длительное сопротивление подорвало силы горцев. К концу 50-х годов XIX в. ситуация для них ухудшилась. Началось внутреннее разложение государства Шамиля. Крестьянство и многие другие слои населения, замученные войной, бесчисленными военными поборами, суровыми религиозными ограничениями, стали отходить от мюридизма. В августе 1859 г. пало последнее убежище Шамиля – аул Гуниб. Имамат прекратил свое существование. В 1863 - 1864 гг. русские войска заняли всю территорию по склону Кавказского хребта и подавили сопротивление черкесов, Кавказская война закончилась. Почему же Россия пошла на принудительное присоединение Северного Кавказа? Вопрос о присоединении Северного Кавказа к России связан главным образом с ключевым географическим положением, поскольку путь в Закавказье, ставшее уже российским, проходил через Северный Кавказ.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...