Пиктограммы и их значение для дошкольников. Методика пиктограммы лурия

Этапы обучения работе с пиктограммами.

Методика, которая поможет в формировании навыков общения и взаимодействия с социальным окружением, предполагает три этапа обучения ребёнка работе с пиктограммами:

1. Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания. Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине). Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый). Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других. Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других. Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза). Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций. Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить - вода). Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе. Четвёртый лишний. Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть). Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа. Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу. Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками. Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку. Составить логические цепочки. Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма). Обобщающее понятие. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами. Самостоятельная ориентировка в системе знаков. Пиктограммы «схемы слова» помогают ребенку, ориентируясь на зрительный образ, посчитать, сколько и каких звуков в слове, где стоит звук (в начале, в середине или в конце), схемы предложения – определять количество слов, развивает интерес к общению, совершенствует речемыслительную деятельность, овладевает операциями анализа и синтеза. Пиктограммы содержат дополнительные символы (именная - символ подлежащего, глагольная - символ сказуемого, адъективная пиктограмма сопровождается волнистой линией). Например:

Предметные пиктограммы Глагольные пиктограммы

карандаш глаз солнце срывать бежать светить

Адъективные пиктограммы Наречные пиктограммы

солнечный весёлый синий внутри вокруг грустно

Следует отметить, что далеко не все лексемы, вводимые в структуру высказывания, можно отобразить пиктограммой. В работе с пиктографическим кодом учитывается уровень когнитивного развития ребёнка, его возможности, что определяет количество используемых символов; параллельно ведется работа над развитием зрительной памяти, внимания. После того как дети усваивают символику глагольных, именных, адъективных и наречных пиктограмм, учатся правильно соотносить их с вопросами «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?», «Как?» , приступают к знакомству с пиктографическим кодом в рамках предикативной пары (синтагмы), выраженной субъектом и предикатом. Таким образом, дошкольники учатся дифференцировать одушевлённые и неодушевлённые предметы с помощью вопросов «Кто это?», «Что это?». Например:

Бабочка

Комар

Кто?Жук Что делает?летит, садится, кружится

Пчела

Стрекоза

пчела летит садится кружится

Вертолёт

Что? Самолёт Что делает?летит, кружится, приземляется

Ракета

самолёт летит кружится приземляется

Детям предлагается составить предикативные пары с помощью линейной пиктограммы.

Например:Ёж колется. Иголка колется. Иголка лежит. Мяч лежит. Мяч прыгает. Девочка прыгает. Девочка бежит. Собака бежит.

ёж колется иголка лежит мяч прыгает девочка бежит собака

При изучении элементарных форм изменения и образования слов детям предлагаются пиктограммы, которые содержат дополнительные символы множественного числа существительного, глагола, прилагательного (+) или суффиксального образования существительного (^).

В процессе выполнения упражнений на понимание и употребление форм множественного числа существительных и глаголов ребёнок усваивает элементарные формы изменения слов с помощью опорных вопросов логопеда «Что?», «Кто?», «Что делает?», «Что делают?» и т.д.

Например: Что?Самолёт. Что делает? Летит. Что? Самолёты. Что делают? Летят. При этом закрепляется пиктографический код множественного числа. Например:

самолёт самолёты варит варят

Самолёт летит Самолёты летят Синий карандаш Синие карандаши

Упражнение на понимание и употребление существительных, образованных с помощью суффиксов с уменьшительным значением. Логопед предлагает ребёнку назвать исходное слово «ласково». Например:

мяч мячик дом домик собака собачка

Образованные с помощью суффиксов к, ок, ик, очк, ечк существительные вводятся в двухсловную конструкцию. Например:

Мячик прыгает Зрелое яблочко Лучок - овощ

На последующем этапе работы количество слов в высказывании постепенно увеличивается:

Логопед предъявляет пиктографический образец, ребёнок «расшифровывает» его и чётко произносит фразу. Затем логопед предлагает дошкольникам изменить высказывание с помощью глагольных предикатов. Например:

Мальчик смотрит на жёлтую грушулюбит срывает ест

Составляя высказывания, дети с помощью стимулирующих вопросов моделируют высказывания (исключая предлог и заменяя предикат, включая второй предикат в структуру фразы). Например: Мальчик срывает жёлтую грушу. Мальчик ест жёлтую грушу. Мальчик любит смотреть на жёлтую грушу.

Затем дети учатся воспроизводить небольшие рассказы по пиктограммам. Например:

Катя пошла в лес за грибами

Рядом с девочкой бежала собака

Вдруг собака залаяла

Катя увидела под высоким деревом ёжика

Она взяла ёжика домой

Девочка накормила ёжика молоком

Пиктографическая запись помогает детям избегать пропусков слов, строить свой рассказ в соответствии с предложенной схемой.

Например, работа над текстом по лексической теме «Сад - огород» учитывает следующие этапы:

1. Предварительная беседа по теме рассказа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Использование пиктограмм в речевом развитии в работе с детьми дошкольного возраста

2 слайд

Описание слайда:

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

3 слайд

Описание слайда:

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные требования, чем были 30-40 лет назад. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, способной к активной умственной деятельности. Одним из важных показателей умственного развития ребенка является высокое речевое развитие.

4 слайд

Описание слайда:

Одним из наиболее перспективных методов реализации речевого воспитания является моделирование, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

5 слайд

Описание слайда:

Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность неговорящего ребенка в общении является метод наглядного моделирования, в состав которого входит и метод пиктограмм.

6 слайд

Описание слайда:

Пиктогра́мма (от лат. Pictus - рисовать и греч. Γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

7 слайд

Описание слайда:

Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму.

8 слайд

Описание слайда:

Следовательно, актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к деятельности. Использование пиктограмм вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; в-третьих, применяя пиктограммы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

9 слайд

Описание слайда:

Пиктограммы помогают детям овладеть связной речью, т.к. использование символов – заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность.

10 слайд

Описание слайда:

При использовании различных схем меняется характер деятельности детей: дети не только слышат свою или обращенную к ним речь, но и имеют возможность ее «видеть». При составлении рассказов по картинкам и пиктограммам дети легче запоминают новые слова не механически, а в процессе активного использования.

11 слайд

Описание слайда:

Использование пиктограмм в дошкольной педагогике называют по-разному. Воробъёва В.К. – сенсорно графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно схематическими моделям, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н. – схемой составления рассказа.

12 слайд

Описание слайда:

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу у меня стал вопрос о необходимости использования пиктограмм и разработке нетрадиционных технологий в системе дошкольного образования для детей старшего дошкольного возраста. Цель внедрения в традиционный процесс интеллектуального воспитания образовательного учреждения - развитие памяти, воображения, мышления, повышение качества речемыслительной деятельности, всестороннее развитие личности.

13 слайд

Описание слайда:

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: Как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться; Как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем; Как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий) ; Как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения).

14 слайд

Описание слайда:

Этапы обучения работе с пиктограммами Ознакомление ребёнка со знаком-символом и уточнение его понимания Идентификация символа (показываем ребёнку пиктограммы, предлагаем опознать их и соотнести с реальным предметом или его реалистичным изображением на картине). Выбор нужной пиктограммы из ряда других (из нескольких пиктограмм ребёнок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый). Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других. Выбор такой же пиктограммы среди определённого множества других. Конструирование фразы с помощью пиктограмм (ребёнок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза). Выбор из нескольких фраз той, которую назвал взрослый.

15 слайд

Описание слайда:

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций. Составить из пиктограмм пару (предлагаем ребёнку соединить стрелкой пиктограмму изображающую предмет, с пиктограммой отражающей действие, которое можно производить с этим предметом: кукла – играть; яблоко – есть, или показать ребёнку действие и попросить соединить с предметом: слушать – уши; пить - вода). Выбрать те, которые относятся к одной тематической группе. Четвёртый лишний. Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу (уши – слушать; глаза – смотреть). Найти и исправить ошибку во фразе (из нескольких пиктограмм выбрать нужную).

16 слайд

Описание слайда:

3. Последовательность логического конструирования фразы путём самостоятельного выбора необходимого символа. Составить из пиктограмм произнесённую взрослым фразу. Составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками. Подобрать группу пиктограмм по заданному признаку. Составить логические цепочки.

17 слайд

Описание слайда:

Таким образом, система невербальных средств общения предусматривает формирование логической цепочки: 1. Первоначальное понятие «знак» (пиктограмма). 2. Обобщающее понятие. 3. Закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами. 4. Самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Методика пиктограммы разработана Лурием. А. Р. для анализа опосредованного запоминания. При помощи данного метода можно получить информацию для исследования характера ассоциаций и мышления.

Суть пиктограммы

Данная методика пиктограммы заключается в том, что пациенту предлагают запомнить примерно 15-20 слов и словосочетаний, среди которых есть следующие конкретные понятия: голодный ребенок, тяжелая работа, вкусный ужин и так далее. Также используются и более отвлеченные слова: сомнение, развитие и прочее. При этом для каждого выражения необходимо нарисовать любой знак или изображение, то есть записать ряд понятий с помощью пиктограммы.

Какие выражения предлагать для запоминания больному, выбирают с учетом его состояния мышления. Если есть необходимость отследить развитие шизофрении, используют ряд специально подобранных выражений.

Анализ данных пиктограммы

Методика пиктограммы складывается из тщательного анализа каждого образа с дальнейшей оценкой, основанной на отнесении к определенному типу. Оценивается количественное соотношение образов различного типа в данной пиктограмме, учитываются аналитические факторы, недоступные формализации. Также берутся во внимание графические особенности рисунка.

Методика «Пиктограмма Лурия»

В отечественной клинической психодиагностике пиктограмма является наиболее распространенной познавательной среды и личности. Данный метод не ограничивает испытуемого ни содержанием образов, ни их полнотой. Также больному разрешается использовать любые материалы. Не ограничен он и во времени.

Обработка и интерпретация

При обработке экспериментальных данных, если используется методика "Пиктограмма", интерпретация содержит показатели всех критериев, а также процедурные вопросы: эмоциональное отношение к заданию, легкость его выполнения, потребность в широком пространстве и так далее.

Критерии оценки

Методика оценивается по четырем критериям:

Чтобы оценить этот критерий, иногда достаточно одного рисунка, но в некоторых случаях нужно получить дополнительную информацию у автора. Если существует обоснованная связь между предложенным понятием и его образом, то специалист ставит знак «+», если связь отсутствует - знак « - ». Критерий адекватности характеризуется достаточно высокими показателями нормы - более 70%.

2. Восстанавливаемость понятий спустя отсроченный период

Чтобы оценить больного по второму критерию, специалист предлагает ему через некоторое время восстановить список предложенных понятий по созданной им пиктограмме. Для этого список понятий закрывается, и испытуемый должен в случайном порядке восстановить их. Этот критерий также достаточно высок, нормальными считаются показатели выше 80%. Методика пиктограммы по данному критерию позволяет определить, какую роль играет память в мышлении испытуемого.

3. Конкретность-абстрактность

Данный критерий эксперты оценивают по степени соответствия пиктограммы реальному объекту. Максимально конкретное соответствие оценивается в 1 балл, абстрактный образ - в 3 балла. В некоторых случаях образы трудно отнести к какому-либо типу. В этом случае они получают оценку 2 балла. Далее оценки эксперта складываются и подсчитываются средние данные. Нормой считается величина в 2 балла.

4. Стандартность-оригинальность

Эксперты также оценивают оригинальность или стандартность созданных пиктограмм. Если у разных испытуемых образы совпадают, то это говорит о заурядности выполнения задания. Такие пиктограммы оцениваются по самому низкому баллу, равному 1. Промежуточные варианты оцениваются в 2 балла, за уникальность пиктограмм испытуемый получает 3 балла. Нормой считается результат в 2 балла.

Цель: изучение опосредствованного запоминания и способности к обобщению.

Материал: 1) несколько листов чистой бумаги (нелинованной); 2) карандаши (простой и цветные); 3) набор стимульных слов и словосочетаний, в которых простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например: “вкусный ужин”, “тяжелая работа”, “счастье”, “развитие”, “печаль” и т.п.

Инструкция: “Запомните названные слова. Для облегчения запоминания делайте на бумаге зарисовки к каждому слову. Но писать слово или обозначать его буквой нельзя. Можно рисовать все, что угодно, лишь бы рисунок помог Вам вспомнить названное слово. Качество рисунка никакой роли не играет”.

Процедура: если эксперимент проводится с детьми, то, объяснив ребенку, что будет проверяться его память, можно выбрать из легких первые выражения для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в ее понимании. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка. Лишь тогда, когда рисунки слишком многопредметны, а сам ребенок больше увлекается процессом рисования, чем выбором связи для запоминания, его можно несколько ограничить во времени.

Какие бы связи и рисунки испытуемый ни создавал, не следует высказывать неодобрения.

После окончания работы рисунки у испытуемого забираются. А через час ему предлагают вспомнить заданные слова вразбивку. Можно назвать слова по рисункам или сделать подписи к ним.

В протоколе опыта записываются рассуждения испытуемого, объясняющие связь между словом и рисунком.

Слова для запоминания психолог подбирает заранее, учитывая возраст обследуемого, уровень его культурного развития. Всего предъявляется 10-15 слов. В список обязательно нужно включать слова, имеющие значительный эмоциональный подтекст.

Стимульный материал для запоминания:

Для более младших :

Для более старших :

1. Веселый праздник

1. Тяжелая работа

2. Глухая старушка

2. Ядовитый вопрос

3. Сердитая учительница

3. Мальчик-трус

4. Девочке холодно

4. Теплый вечер

5. Болезнь

5. Печаль

6. Разлука

7. Развитие

7. Подвиг

8. Вражда

9. Надежда

10. Зависть

10. Власть

11. Сожаление

11. Отчаяние

12. Счастье

Для проведения повторных обследований по методике пиктограмм необходимо иметь параллельные наборы понятий, используемых для опосредствованного запоминания.

Обработка данных: подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами непосредственного запоминания (по методике “Заучивание 10 слов”).

Кроме того, получаемые при использовании метода пиктограмм данные условно можно разделить на 4 группы:

1) пиктограммы-образы, построенные для запоминания предъявляемых понятий, их содержания;

2) словесные объяснения рисунков, даваемые испытуемым;

3) данные наблюдения за поведением обследуемого в целом, во время эксперимента (сюда входят также вопросы испытуемого, его спонтанные высказывания, отношение к опыту, ответы на вопросы экспериментатора и др.);

4) данные, касающиеся формальных рисуночных особенностей выполнения пиктограмм (нажим, способ расположения материала, размер рисунков и пр.).

Анализ результатов: предполагает сопоставление этих 4 групп результатов и заключение относительно индивидуальных особенностей познавательной деятельности испытуемого. По результатам выполнения задания судят об уровне процессов обобщения и отвлечения: может ли обследуемый обозначить слово символом, насколько возрастают его затруднения, когда опосредуются слова абстрактного характера. Не менее важно установить характер ассоциаций, которыми руководствуется обследуемый в подборе пиктограмм - соответствие пиктограммы заданному слову, чрезмерная конкретность ассоциаций или, наоборот, их чрезвычайно абстрактный, условно-символический характер, наличие ассоциаций по “слабому” признаку. По результатам исследования можно судить о логической памяти испытуемого - насколько опосредование слов в зрительных образах помогает запомнить их. Существенную роль играет эмоциональная насыщенность пиктограмм. В определенной степени она отражает эмоциональное состояние испытуемого.

Как хорошо когда ребёнок знает много стихотворений и с удовольствием их рассказывает. Ведь стихотворные строки расширяют кругозор, способствуют более быстрому обогащению устной речи, учат восприятию поэзии, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти! А память — показатель интеллекта. По словам И. М. Сеченова, память является «основным условием психической жизни человек», «краеугольным камнем его психического развития». Память следует активно развивать в дошкольном возрасте, т. к. именно этот возраст является наиболее сенситивным в её развитии.

Выучить стихотворение для речевого ребёнка – это большой труд и изначально сложный процесс. Приходится многократно повторять текст, проговаривать сложные слова, следить за правильным произношением звуков. Всё это требует от ребёнка волевых усилий памяти, внимания, мышления. Такая работа отбивает желание ребёнка чему- либо учиться. От степени сформированности умений и навыков связной речи, видом которой являются стихотворения, зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.

Работая в течение семи лет над разработкой системы разучивания стихотворений для детей с патологией речи, я поняла, что использование традиционных приёмов разучивания не принесёт ни каких результатов, процесс останется долгим и трудоёмким. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо многократное повторение его в течение первых пяти дней. Дети уставали от многократного повторения даже интересных текстов, и к тому же подобное повторение эксплуатировало лишь слуховую память.

Я стала искать специальные вспомогательные средства, которые бы помогли и облегчали процесс запоминания и заучивания стихотворных форм у детей с общим недоразвитием речи.

Всем хорошо известно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Необходимо было соединить действия непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти для произвольного запоминания стихотворения.

Произвольное запоминание - это сложная интеллектуальная работа. Она помогает более быстрому обогащению речи ребенка, чем при невольном запоминании; интенсивнее развивает эстетичные чувства (чувство поэзии, чувство прекрасного); укрепляет образную память (связанную с воображением) и словесную память (связанную с мышлением), которая, по мнению психологов, является самым совершенным видом памяти.

Наглядность в дошкольном возрасте преобладает и способствует порождению речевого акта. К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку наглядность, и он заговорит», по мнению Е.И. Тихеевой «картины развивают поле непосредственного наблюдения детей». Основной «секрет» наглядности очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы, доступных ребёнку и рука ребёнка сможет легко их изобразить. И это объясняется тем, что объём зрительного восприятия окружающего мира у детей составляет 75%, а объём слухового восприятия только 14%; остальные 11% приходится на тактильное, обонятельное и вкусовое восприятие. Так как дети по своему восприятию в основном «визуалы» и наглядно – образная память у них преобладает, поэтому для лучшего разучивания стихотворений мы активно стали использовать наглядные средства запоминания – пиктограммы.

Пиктограммы – это рисуночное письмо, условное обозначение (символ) определённого слова или слога. Оно предшествовало фонетическому письму. Принципиальное отличие знаков пиктограмм от знаков фонетического письма заключается в незакреплённости за пиктограммой конкретной единицы языка, в возможности интерпретации пиктограмм на любом языке: пиктограмма может быть «прочтена» как слово, словосочетание, предложения с различными вариациями смысла нескольких предложений. Самое главное для нас было то, что пиктограммы передают смысловую картинку и поэтому легче запоминаются детьми, чем просто текст, воспринятый на слух. Пиктограмма знакомит ребёнка со словом, его значением, развивает речевую память, способствует быстрому обучения связной речи. Пиктограммы – символы, которые состоят из элементов доступных ребёнку и рука ребёнка сможет легко их изобразить.

С помощью пиктограмм ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» пиктограммы. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается схематическая картинка – символ (пиктограмма), изображающая действие, признак, наречие, предлог или предмет; таким образом, все строки в стихотворении зарисовывается схематически. Для лучшего зрительного восприятия зарисованного стихотворения, нужно отделить каждую строчку, новым цветом карандаша или мелка.

Этапы работы по заучиванию стихотворения:

2. Провести словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного.

3. Построчно зарисовать стихотворения в пиктограммах, привязав каждое слова в стихотворении к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов.

4. Эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения по пиктограммам взрослого, а потом ребёнка.

Использование пиктограмм или опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. После зарисовки детьми условной схемы при заучивании стихотворения результаты улучшилсь. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. В процессе работы мы для себя отметили, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока идет кодировка его в пиктограммах, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка слова к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов. В процессе такой работы дети рассматривали картинки к стихотворениям, знакомились с пиктограммами, придумывали символы, изображающие действие или предмет. Рисунок пиктограмм многих слов у нас закрепляется надолго за этим словом, часто повторяется и используется в последующих стихотворениях, тем самым способствуя лучшему запоминанию стихотворения. Особое внимание хочется обратить на использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с ОНР.

“Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова. Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами помогает развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”.

Например набор пиктограмм: ==== делать; П____ право; || -был; ____ Л -лево; W -вот; X -нет; V- тут; S? –сколько; {Б }- большой и т. д.

Заучивание стихов с помощью пиктограмм можно проводить и индивидуально и с подгруппами детей. Вначале стихи должны быть простые, не большие четверостишия, лёгкие в произношении, которые постепенно будут усложняться. Они должны отражать словарь изучаемой лексической темы.

Рекомендую в течение дня на доске, на доступном детям месте оставлять нарисованное в пиктограммах разучиваемое детьми стихотворение, чтобы дети имели возможность подходить к доске и самостоятельно читать стихотворение по пиктограммам. К концу дня все дети будут хорошо знать стихотворение. Таким же способом заучивались загадки, пословицы и поговорки.

Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок по образу, вспоминая, называет нужное слово. Было видно, насколько у детей возросли интерес и познавательная активность к заучиванию и повтору стихотворений себе, друг другу, родителям. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Уже к концу подготовительной группы каждому ребёнку достаточно 10 – 15 минут для заучивания стихотворений из трёх-четырёх четверостиший.

Овладение приемами работы с пиктограммами сокращает время обучения и одновременно решает коррекционные задачи, направленные на развитие основных психических процессов: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение.

Например: мнемотаблица стихотворения

К фруктам относятся сливы,

Яблоки, груши, бананы.

Лимоны и апельсины,

Любят их есть обезьяны!

учитель –логопед высшей категории

МБДОУ № 87, г. Краснодар, Россия



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...