Поурочное планирование раздела. Методика планирование урока


Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся – по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в соответствии с учебной программой. Составление поурочного планирования регламентируется школьным Положением о поурочном планировании, утверждённым приказом директора школы от 02 апреля 2010 г. 65




Основные задачи поурочного плана: определение места урока в изучаемой теме; определение триединой цели урока; отбор содержания урока в соответствии с целями и задачами урока; группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения; отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.


Основные компоненты поурочного плана целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы; коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом; содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.; технологический: выбор форм, методов и приемов обучения; контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.


Этапы планирования урока: определение цели и типа урока, разработка его структуры; отбор оптимального содержания учебного материала; выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке; подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с целью и типом урока; выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм организации и оптимального объема их самостоятельной работы; определение списка учеников, ЗУН которых будут проверяться; продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии; определение форм и объема домашнего задания; оформление поурочного плана.


Правила, обеспечивающие успешное проведение планируемого урока: Учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего классного коллектива в целом. Подборка разнообразных учебных заданий. Дифференциация учебных заданий. Определение способов развития познавательного интереса учащихся. Продумывание приемов педагогической техники.


Оформление поурочного плана Формальная часть конспекта: номер урока; дата и тема урока; триединая цель урока; оборудование. Содержательная часть конспекта: описание этапов урока, названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.


Традиционный перечень этапов урока: Повторение опорных знаний (определение понятий, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся, ее объем, формы; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся) Усвоение новых знаний (новые понятия и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и освоить ученики; самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала) Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены) Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания)

Положение о поурочном планировании

по предмету

1.Общие положения

1.1.Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке:

Учителя - по организации учебно-воспитательного процесса;

Учащихся - по овладению знаниями, умениями, навыками по предмету в
соответствии с учебной программой;

1. 2..Наличие поурочного плана на каждом уроке обязательно.

1. 3. Поурочный план составляется учителем в соответствии с учебной
программой и календарно- тематическим планированием по предмету.

1.4. Основные задачи поурочного плана:

Определение места урока в изучаемой теме;

Определение триединой цели урока;

Группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения;

Отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.

2.Разработка поурочного плана

2.1.Основными компонентами поурочного плана являются:

Целевой: постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и
на отдельные его этапы;

Коммуникативный: определение уровня общения учителя с классом;

Технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;

Контрольно-оценочный: использование оценки деятельности ученика на
уроке для стимулирования его активности и развития познавательного
интереса;

2.2. Определение триединой цели на каждый урок обязательно.

2.3. ТЦУ включает следующие аспекты:

Образовательный: вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков;

Воспитательный:формирование у учащихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности;

Развивающий аспект: развитие у учащихся познавательного интереса,
творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

2.4.Этапы планирования урока:

Определение типа урока, разработка его структуры;

Отбор оптимального содержания учебного материала урока, разделение его
на ряд опорных знаний;

Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить
на уроке;

Подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии с
типом урока и каждым отдельным его этапом;

Выбор форм организации деятельности учащихся на уроке, форм
организации и оптимального объема их самостоятельной работы;

Определение списка учеников, ЗУН которых будут проверяться;

Определение форм и объема домашнего задания;

Продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;

Оформление поурочного плана;

2.5.Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение
планируемого урока:

Учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей
учащихся класса, уровня их знаний, а также особенностей всего
классного коллектива в целом;

Подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний в знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой ситуации, творческий подход к знаниям;

Дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»

Определение способов развития познавательного интереса учащихся- «изюминки» урока (интересный факт, эффектный опыт и т.п.)

Продумывание приемов педагогической техники;

3. Оформление поурочного плана

3.1. Поурочный план оформляется в виде конспекта.

3.2.Конспект поурочного плана содержит две основные части: формальную
и содержательную.

3.3.Формальная часть конспекта включает:

Номер урока в изучаемой теме;

Тема урока;

Тип урока (вводный урок, урок изучения нового материала, урок формирования умений и навыков, урок закрепления и развития ЗУН, урок контроля и коррекции ЗУН, проверочный урок, урок проверки знаний, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок самостоятельной работы, урок практической работы).

Триединая цель урока;

Цель урока - планируемый результат достижения цели:

К окончанию урока ученики:

    Будут знать:

    Будут уметь:

    Приобретут навык:

    Смогут поразмышлять:

    Смогут продемонстрировать (проявить):

- Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная, парная, индивидуально-групповая и т.д.

- Методы обучения:

- организации учебно-познавательной деятельности : словесные, практические, наглядные, аналитические, дедуктивные (от общего к частному), индуктивные (от частного к общему), синтетический, аналитико-синтетический

- по уровню познавательной активности : проблемный, частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный

- Методы управления управления учением : организация учебной работы учителем,

самостоятельная работа учащихся, лабораторная работа, практическая работа

- методы стимулирования и мотивации к учению : метод познавательных игр, метод учебных дискуссий, метод создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, ситуаций занимательности, ситуаций познавательной новизны, метод опоры на жизненный опыт

-методы контроля : устный, письменный, тестирование, лабораторно-практический контроль, программированный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль

Оборудование: техническое оснащение урока, раздаточный дидактический материал, компьютер, ТСО, таблицы, карты.

названия, последовательность и содержание которых зависит от конкретного предмета.

3.5. Примерый перечень этапов уроков различных типов:

Урок изучения нового материала:

    Первичное введение материала

    мотивация запоминания и актуализация техники запоминания (работа с опорными материалами, составление схем, таблиц и т.д.)

    Первичное закрепление материала под руководством учителя путем повторного повторения, частичных выводов

    Контроль результатов первичного запоминания

    Повторение и применение полученных знаний

    Оценка результатов запоминания и применения

Урок формирования умений и навыков

    Постановка цели урока

    Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой

    Проведение тренировочных упражнений

    Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования

    упражнения на их освоение

    Упражнения на их закрепление

    Тренировочные упражнения по их образцу, алгоритму

    Упражнения на перенос в сходную сиуацию

    Упражнения творческого характера

    Итог урока, рефлексия

    Задание на дом

Урок закрепления и развития ЗУН

    Постановка цели урока

    Актуализация знаний

    Выполнение учащимися различных заданий, задач и упражнений

    Проверка выполненных работ

    Обсуждение ошибок и их коррекция

    Задание на дом

    Итог урока, рефлексия

Урок контроля и коррекции ЗУН

    Постановка цели урока

    Показ использования приобретенных ЗУН в жизненных ситуациях

    Проверка знаний фактического материала (в устной форме)

    Проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность

    Проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос

    Применение учащимися знаний, практические задания

    Выполнение комплексных творческих работ

    Итоги работы, рефлексия

    Задания на дом

Урок проверки знаний

    Организация начала урока. Создание деловой, спокойной и доброжелательной обстановки.

    Постановка задач урока. Сообщение учителя о материале, который будет проверяться.

    Изложение контрольной или проверочной работы (задания должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика)

    Подведение итогов работы.

    Анализ работы над ошибками, организация коррекционной работы

    Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения

Урок обобщения и систематизации знаний

    Постановка цели урока

2. Повторение

3 Повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний

4. Повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки

    Итог урока, рефлексия

Комбинированный урок, имеющий, как правило, не менее двух дидактических целей

1. Организация начала урока

2. Постановка цели урока

3. Проверка домашнего задания

4. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

5. Изучение нового материала

6. Закрепление изученного материала на данном уроке и повторение ранее изученного, связанного с новым материалом

7. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь их с новыми, ранее полученными и сформированными

8. Подведение итогов урока, рефлексия

9. Задание на дом

1.Повторение опорных знаний (определение понятий, законов, которые необходимо активизировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала; самостоятельная работа учащихся, ее объем, формы; способы развития интереса учащихся к предмету, к теме; формы контроля за работой класса, отдельных учащихся).

2. Усвоение новых знаний (новые понятия, законы и способы их усвоения; определение познавательных учебных задач урока, т.е. что должны узнать и освоить ученики; самостоятельная работа и ее содержание; проблемные и информационные вопросы; варианты решения проблемы; варианты закрепления изученного материала.)

3. Формирование умений и навыков (конкретные умения и навыки для отработки; виды устных и письменных самостоятельных работ и упражнений; способы «обратной» связи с учащимися; фамилии учащихся, которые будут опрошены)

4. Домашнее задание (что повторить и приготовить к уроку; творческая самостоятельная работа; объем и сроки выполнения домашнего задания)

3.7.Учитель самостоятельно определяет объем содержательной части конспекта поурочного плана и форму его оформления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Планирование учебного процесса

Планирование учебного процесса подразделяется на составление тематического и поурочного планов работы. Подобные планы регулярно публикуются в различных методических журналах. В поурочных планах учитель ставит задачи (познавательные, развивающие и воспитательные), а также основные вопросы, использующиеся при изучении нового материала, повторении и закреплении уже пройденного, помечает упражнения для практической деятельности на уроках, задания для домашней работы и методические материалы, которые используются на уроке.

Общую организационную работу учителя можно разделить на два этапа.

1. Подготовительный.

2. Исполнительный.

Подготовительный этап - подготовка наглядных дидактических пособий, раздаточных материалов, поиск и подбор необходимой справочной литературы, предварительная подготовка заданий и упражнений для проверки знаний учеников и формирование необходимых навыков, отбор и привлечение учащихся к учебной работе для проверки качества усвоения пройденного материала.

Исполнительный этап - непосредственно деятельность учителя на уроке и связанная с ней организация деятельности учащихся (как активной, так и пассивной).

Планирование учебной работы. Сущность планирования заключается в рациональном распределении во времени коллективного и индивидуального труда работников школы, необходимого для достижения поставленных целей. Оно призвано раскрывать содержание, функции и взаимодействие как отдельных школьных звеньев, так всей системы работы школы в целом и указать практические мероприятия, направленные на реализацию поставленных задач.

Эффективность планирования и реализация намеченных мероприятий зависят от соблюдения ряда условий, прежде всего, от умения анализировать итоги учебно-воспитательной работы школы за предыдущий учебный год. Здесь решающее значение имеет объективная оценка качества знаний учащихся, их воспитанности, умений и навыков учебного труда и других видов деятельности, развития интеллектуальных сил и способностей школьников. Особого внимания требует анализ четвертных контрольных работ учащихся, итогов экзаменов, определение уровня знаний, умений и навыков, изучение материалов методических объединений, педагогических советов, производственных совещаний, а также изучение соотношения количественных показателей с качественными характеристиками учебно-воспитательного процесса и его результатов.

Перспективное планирование деятельности школы - это планирование на длительный период. Не менее важным условием эффективного планирования является четкое представление перспектив развития школы на год и ближайшие несколько лет, определение главных целей и основных задач деятельности коллектива, их реального преломления в масштабе района, города, области.

Развитие общешкольного коллектива немыслимо без определения многолетней перспективы труда, обоснования долговременных целей учебно-воспитательной деятельности, творческих поисков более эффективных ее форм и методов, установления устойчивых особенностей работы данной школы в ближайшие пять лет.

Пятилетним планом работы школы предусматриваются наиболее значимые показатели: движение контингента учащихся; переподготовка и повышение квалификации педагогического персонала; система педагогического просвещения родителей; перевод учащихся на режим продленного дня. Важное место занимает разработка мероприятий по укреплению учебно-материальной базы школы, улучшению условий быта, труда и отдыха учителей и учащихся.

Особое внимание обращается на создание учебно-материальной базы трудового обучения и организацию общественно полезного, производительного труда учащихся. Разрабатывая перспективные планы, необходимо учитывать последовательное усложнение содержания всей учебно-воспитательной работы и возрастные особенности школьников.

Сложность такого планирования заключается в том, что учебно-воспитательный процесс выходит за пределы класса, урока, получая свое логическое развитие в различных формах внеклассных и внешкольных занятий и в самостоятельной работе учащихся. Жизнь диктует необходимость целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка, конструирования единой, комплексной системы воспитательных воздействий школы, семьи и общественности.

Главная же задача планирования - это целенаправленность педагогического коллектива школы на повышение эффективности качества работы.

Классификация видов планирования в школе и их структура

В школе должно существовать календарное планирование. Т.е. все общешкольные мероприятия должны располагаться по четвертям, месяцам, неделям и отдельным числам.

В современной школе выделяют 3 вида планов (перспективный, годовой, текущий).

Сроки планирования определяются целями планирования.

Перспективный план. Он разрабатывается на 5 лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Перспективный план согласуется с планами городского управления образования и науки и составляется на 1 января текущего года. Этот план не должен быть слишком детальным. Его задача: наметить важные ориентиры функционирования и развития школы на определенный период.

Структура перспективного плана:

1) Задачи школы на планированный срок;

2) Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов;

3) Перспективы обновления образовательного учреждения и внедрения педагогических инноваций;

4) Обеспечение школы педагогическими кадрами;

5) Повышение квалификации педагогических кадров через различные формы (курсы, семинары, тренинги и т.д.);

6) Развитие материально-технической базы и учебно-методического оснащения школы;

7) Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий для отдыха.

Особое место отводится повышению квалификации учителей и распределению сил и средств на длительный период.

Годовой план. Он охватывает время работы школы на весь учебный год, включая летние каникулы. Годовой план составляется в мае - июне и утверждается педагогическим советом школы в конце августа. Изменения в годовом плане происходят очень редко и о них ставят в известность педагогический совет школы.

План воспитательной работы школы на год включает основные вопросы, над которыми нужно работать всему педагогическому коллективу.

Структура годового плана:

1) Введение. Оно включает в себя:

a. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год;

b. Особенности микрорайона и условия работы школы;

c. Работа коллектива школы по выполнению всеобуча (все дети должны получать образование);

d. Деятельность педагогического коллектива по повышению качества образовательного процесса;

e. Совместная работа школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся;

f. Работа с педагогическими кадрами;

g. Система внутришкольного контроля;

h. Укрепление учебно-материальной базы школы;

i. Организационно-методические мероприятия (тематика заседаний совета школы, педсоветы, тематика производственных совещаний и т.д.).

На основе общешкольного годового плана составляется текущий (календарный план) организационной, методической и внеклассной работы на текущую четверть. Отдельно педагогического и ученического коллектива.

По горизонтали обозначается:

Недели и дни учебной четверти.

По вертикали:

Организационные формы работы с педагогами и учащимися, фамилии учащихся (ответственных), тематика.

Разделы: планирование школа учебный педагог

1) Педсовет;

2) Заседание методических объединений;

3) Профсоюзные собрания и производственные совещания;

4) Совещания при деректоре;

5) Заседания местного кометета;

6) Общешкольные родительские собрания;

7) Школьные вечера;

8) Спортивные вечера;

9) Массовые культ. походы;

10) Общешкольные газеты;

11) Работа научных клубов, организация выставок и олимпиад.

Планирование воспитательной работы классного руководителя

Классный руководитель может составлять различные планы:

1) План работы на год (годовой), полугодие (перспективный), четверть, месяц, неделю, день (текущие) + календарное планирование;

2) План работы по основному направлению на определенный период (месяц, год и т.д.) например по нравственному воспитанию, зож, праавовому и познавательному;

3) План работы с родительским комитетом, родительские собрания;

4) План самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.

Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности класса, условия школы. Опыт своей работы. Общий ход планирования можно представить тремя этапами:

1) Составление педагогом проекта плана;

2) Коллективное планирование (сбор идей, предложений);

3) Окончательное оформление плана, внесение педагогом корректив.

Характер и уровень взаимодействия классного руководителя и учащихся зависит от многих о бстоятельств: возраста детей, подготовленность педагога, типа планирования.

Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (полугодие). Рекомендуются следующие разделы этого плана:

1) Анализ педагогической работы за прошедший учебный год;

2) Задача работы классного руководителя на новый учебный год;

3) Работа с коллективом учащимся;

4) Взаимодействие с педагогическим коллективом;

5) Работа с семьей общественностью.

Эта форма предполагает соединение в себе перспективного календарного и текущего планировании.

При оформлении плана на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть планирование на весь год и в то же время вносить по ходу работы дополнения и изменения.

План работы классного руководителя составляется согласно режиму работы школы - по четвертям. В плане воспитательной работы еще отражают следующие разделы: Количество учащихся, сведения о родителей, группы здоровья детей, их успеваемость, занятия в кружках. Важно сделать на весь класс «социальный портрет класса».

Организационно-воспитательная работа (выбор актива класса, распределение обязанностей, работа с документами - ведение личных дел и составление списка учащихся класса).

Раздел "Внеклассная работа" - отмечается участие класса в общешкольных мероприятиях (олимпиады, конкурсы, спортивные мероприятия, организуются встречи с известными людьми и ветеранами ВОВ). Все это способствует формированию собственного мировоззрения школьников и происходит переоценка ценностей.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Урок как форма организации учебной работы в школе и часть педагогического процесса. Характеристика частей, составляющих урок. Требования к уроку, виды оценки знаний. Дополнительные формы урока, особенности его тематического, поурочного планирования.

    презентация , добавлен 10.01.2015

    Категории понятий и форм планирования воспитательной работы в школе. Организация планирования, назначение и функции плана. Требования к планированию и этапы планирования работы в классном коллективе. Экспериментальная работы по технологии планирования.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2010

    Категории и формы планирования воспитательной работы в школе, анализ его состояния в современной практике. Основные аспекты технологии коллективного планирования. Опытно-экспериментальная работа по технологии планирования воспитательной работы в школе.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2009

    Общая характеристика поурочного тематического планирования учебного материала для урока физики. Анализ темы "Давление твердых тел, жидкостей и газов": цели, понятия, законы, выводы. Знакомство с Законом Паскаля и особенности давления в жидкости и газе.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2011

    Методика планирования воспитательной работы по физической культуры в школе. Планирование специфических результатов, содержания и форм построения физического воспитания. Планирование учебно-воспитательного процесса на учебные год, четверть и урок.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Научно-педагогический анализ учебного материала по физике. Основные требования и принципы планирования учебного процесса по физике в средней школе. Последовательность стадий планирования уроков. Примерная схема плана проведения занятия по физике.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2011

    Определение планирования, изучение его педагогических основ. Технология планирования воспитательной работы. Характеристика и виды планирования в дошкольных образовательных учреждениях. Этапы планирования. План работы на год. План работы воспитателя.

    конспект урока , добавлен 05.06.2010

    Общая характеристика документов планирования в физическом воспитании школьников. Описание основных их разновидностей. Структура учебной программы. Содержание рабочего (тематического) плана. Сущность плана-конспекта урока. Составление расписания занятий.

    презентация , добавлен 11.02.2014

    Развитие личности как педагогическая проблема. Роль и значение планирования в организации работы учителя. Тематическое планирование учебной темы. Разработка поурочных планов–конспектов занятий по теме "Развитие, социализация и воспитание личности".

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Принципы, формы и методы работы администрации школы с педагогами. Планирование и контроль администрацией школы работы учителей в общеобразовательной школе. Критерии, определяющие уровень и факторы компетентности администрации школы в работе с учителями.

1. Четко определены тема, цель.

2. Поурочный план - логическая схема построения урока (не обязательно план урока писать как конспект преподавания нового материала).

3. План должен демонстрировать методы, формы, приемы работы с классом, направленные на достижение цели.

4. Четко указать формы и методы индивидуальной работы с сильными и неуспевающими учениками.

5. Особое внимание при планировании надо уделять самостоятельной работе учащихся на уроке, самостоятельному поиску знаний (задача учителя не наполнять учнид "знаниями, а вызвать интерес к знаниям, научить соискателя эти знания, творчески мыслить),

6. Должны быть сформулированы вопросы, которые предлагаются ученикам на разных этапах работы на уроке.

7. Поурочные планы должны предусматривать все элементы структуры выбранного типа урока (урок усвоения новых знаний; урок формирований умений и навыков; урок усвоения умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки знаний, навыков и умений; комбинированный урок).

8. Поурочные планы должны быть аккуратно оформлены.

9. Тетради следует обязательно подписывать (предмет, класс, учитель). Желательно, чтобы были поля, а после поурочного плана - свободное место, где можно делать заметки, замечания по ходу урока.

1. Начало конспекта оформляется по общей схеме, где указываются: тема, цель занятия, его "тип, методы и приемы проведения, средства наглядности и технические средства обучения, использованная в процессе подготовки к занятию литература.

2. Дидактическая цель определяется, исходя из содержания материала программы, она указывает на результат, который предполагается достичь.

3. Целесообразно выделить учебные задачи, которые определяют формирование умений и навыков: выполнять конкретную операцию, действие; отличать правильное выполнение действия, которой необходимо овладеть, от неправильного; определять, объяснять, обосновывать характерные признаки, принципы правильного выполнения действия и т.

4. В конспекте следует указать развивающую и воспитательную функции обучения:

Какими логическими операциями и приемами умственной деятельности овладеют учащиеся;

Чувства пробуждаются в процессе обучения (удивления, заинтересованности, успеха, гордости, сопричастности, ответственности и др.);

Какие ценности для себя открывают, осознают ученики;

Какие умения социального поведения формируются на занятии.

5. В конспекте ориентировочно выделяют следующие основные этапы учебного занятия:

Актуализация опорных знаний и чувственного опыта школьников;

Раскрытие значимости темы и мотивация познавательной деятельности учащихся;

Формирование системы знаний, умений, навыков учащихся;

Закрепление, применение знаний, умений, навыков в различных ситуациях;

Домашнее задание на следующий урок или иное занятие;

Подведение итогов обсуждения достигнутых результатов, впечатлений, мыслей.

Последовательность этапов занятия может быть разной (в зависимости от типа).

Молодые учителя в конспекте отмечают:

1. Способы, приемы актуализации опорных знаний (основных понятий, определений, выводов, формул, которые ученики усвоили раньше и применяют в практической деятельности), необходимых для восприятия учащимися нового содержания.

2. Способы актуализации внепрограммных знаний школьников (знаний, приобретенных из разных источников информации, стали частью жизненного опыта) налаживание связей с пройденным материалом; углубление понятий, усвоенных на прошлом занятии; формы регулирования работы класса, получение обратной связи (вопросы, короткие самостоятельные сообщения учащихся, желательно указать фамилии учеников, которые будут привлечены к различным видам работы, индивидуальные задания, практические и лабораторные работы, демонстрация опытов действующих моделей).

3. На этапе мотивации, познавательной деятельности школьников следует определить способы постановки цели, раскрытие личностной значимости темы для учащихся, пробуждение у них интереса к определенному содержанию, работы на занятии, создание эмоционального настроя класса, то есть осуществление психологической подготовки школьников к восприятию нового материала. С этой целью, в зависимости от уровня готовности класса, содержания темы, можно использовать необычный, даже парадоксальный материал, проблемную ситуацию, аналогию, неожиданное сравнение, иллюстрации, наглядные пособия, технические средства. Можно кратко описать беседу, диалог или дискуссию, в процессе которых учащиеся выражают суждения о темы, ожидания, представления.

4. После подготовительного этапа в конспекте описывают содержание активного обучения путем взаимодействия учителя и учеников:

Выделяют логически связаны этапы организации совместной учебно познавательной деятельности учителя и учащихся;

Отмечают новые факты, положения, умения и навыки, которыми должны овладеть школьники; описывают характер организации деятельности учащихся, способы сотрудничества учителя и школьников, применение методов и приемов, обеспечивающих продуктивное овладение определенным контингентом учащихся, формы их учебной деятельности и межличностного взаимодействия;

Формулируют различные типы вопросов, способы стимулирования класса к решению различных типов задач;

Намечают способы проверки уровня понимания, осмысления учащимися знаний, владение умениями и навыками, оценка достигнутых результатов;

Отмечают фамилии учеников, которые будут привлечены к конкретному виду работы с учетом их индивидуальных особенностей.

5. Завершающий этап урока предусматривает отработку; совершенствования; применения знаний, умений и навыков учащихся, оценки уровня их сформированности.

6. В конспекте также отмечают формы (колектйвни, групповые, индивидуальные) и способы применения знаний в стандартных и измененных условиях (мозговая атака, диалог, дискуссии, выполнение различных заданий, упражнений, лабораторных, практических работ); способы мотивации деятельности школьников, организации обратной связи на определенном этапе.

7. В процессе планирования урока в зависимости от цели взаимодействия учителя и учеников на определенном этапе занятия выделяют также способы, приемы реализации воспитательных возможностей обучения (содержание активных методов обучения, формы организации учебной деятельности, взаимоотношений учителя и учеников и других стимулов).

8. Целесообразно в конспекте после каждого этапа занятия предусмотреть выводы, обеспечить их взаимосвязь.

9. заворачивается подготовка к учебному занятию определением домашнего задания на следующий раз.

10. В конспекте указывается тема изучения, учебник, где она освещается (автор, название, год издания, название раздела, номера параграфов, страницы), дифференцированные (устные, письменные, теоретические, практические) задачи. В плане следует отметить объем домашнего задания, время его выполнения учеником.

11. В конце учебного занятия целесообразно подвести общий итог, отметить способы привлечения учащихся к сообщению собственных впечатлений, размышлений о занятия.

КАК СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ УРОКА? КАК СОСТАВИТЬ ПЛАН УРОКА?

На эти вопросы и на многие другие вы и найдете ответы в данной статье.

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

❧ уровнем проведения урока;

❧ методической наполненностью;

❧ атмосферой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему;

✓ Определить место темы в учебном курсе;

✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Цели урока должны быть максимально конкретными.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у студентов новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.

✓ Обеспечить усвоение студентами законов, признаков, свойств, особенностей;

✓ Обобщить и систематизировать знания о... (или по конкретной теме);

✓ Отработать навыки (какие?);

✓ Добиться усвоения студентами каких-то понятий (вопросов).

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у студентов определенных свойств личности и черт характера.

✓ воспитание патриотизма;

✓ воспитание интернационализма;

✓ воспитание гуманности;

✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

✓ воспитание дисциплинированности;

✓ воспитание эстетических взглядов.

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств студентов: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ - нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

3. Уточнение типа урока.

✓ Урок изучения нового материала;

✓ Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;

✓ Урок формирования умений и навыков;

✓ Урок повторения;

✓ Урок проверки знаний;

✓ Урок применения знаний, умений и навыков;

✓ Повторительно-обобщающий урок;

✓ Комбинированный урок.

4. Уточнение вида урока.

✓ Урок- лекция;

✓ Урок-беседа;

✓ Кино-урок;

✓ Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

✓ Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.);

✓ Урок лабораторных работ;

✓ Урок практических работ;

✓ Урок - экскурсия;

✓ Урок - семинар;

Дидактическая игра;

✓ Анализ ситуаций;

Устный опрос;

✓ Письменный опрос;

✓ Контрольная работа;

5. Выбор методов и приёмов обучения.

К таким методам относятся:

1. Метод монологического изложения (монологический метод);

2. Метод диалогического изложения (диалогический метод);

3. Метод эвристической беседы (эвристический метод);

4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);

5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);

6. Метод программированных заданий (программированный метод).

6. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

А) Подобрать по теме литературу. При этом если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли обязательный учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:

✓ Узнавание нового материала;

✓ Воспроизведение;

✓ Применение знаний в знакомой ситуации;

✓ Применение знаний в незнакомой ситуации;

Творческий подход к знаниям.

В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Составить три набора заданий:

✓ задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала;

✓ задания, способствующие осмыслению материала студентом;

✓ задания, способствующие закреплению материала студентом.

Г) Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.

Д) Продумать изюминку урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг студентов - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

Е) Спланировать контроль за деятельностью студентов на уроке, для чего подумать:

✓ Что контролировать;

✓ Как контролировать;

✓ Как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать студентам подлинный интерес преподавателя к их работе.

Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и преподаватель.

7. Составить конспект с учётом структуры урока.

Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.

✓ Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;

✓ формирование новых понятий и способов действий;

✓ формирование умений и навыков;

✓ домашнее задание.

Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.

Основные этапы современного урока

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью студентов к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний и умений студентов для подготовки к новой теме.

4. Постановка цели занятия перед студентами.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.

6. Первичная проверка понимания.

7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой преподавателем и студентами, оценка знаний.

11. Домашнее задание к следующему уроку.

Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.

12. Подведение итогов урока.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Вывод: При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у них искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?

После проведения урока необходимо провести его анализ. А как провести самоанализ урока вы .



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...