Позади дома был старый. Контрольные работы

7 класс

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
(Уровень повышенной сложности)

Повторение за курс 6-го класса. Определение проблем в изучении учебного материала.

Диктант

Придумайте заглавие к тексту.
Разбейте текст на абзацы.

ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА МИКЛУХО-МАКЛАЯ С ПАПУАСАМИ

Маклай раздвинул ветки и осмотрелся. Узкая тропинка привела его к широкой песчаной площадке, вокруг которой стояли хижины. Их крыши были сделаны из пальмовых листьев, окон не было. Свет проникал в жилище только через единственную дверь. Маклай заглянул в одну хижину, с трудом рассмотрел в непроглядной темноте очаг из камней, помост из бамбука, связки перьев и раковин.
Ученый отошел от хижины на несколько шагов и остановился на середине площадки. В сочно-зеленой листве деревьев мирно пели птицы, на земле колыхались тени от веток, в траве трещали насекомые.
Маклай стоял, присматривался к незнакомым растениям, прислушивался к пению птиц, звону цикад, шуму стремительного горного ручья. Шорох позади привлек его внимание. Он быстро оглянулся и увидел темнолицего человека. Человек в нерешительности замер на месте, потом вздрогнул и бросился бежать.

(По А.Чумаченко)
(124 слова)

Задания (по вариантам)

1. Произведите лексический разбор слов:

I – колыхались ;
II – стремительный .

2. Произведите морфемный разбор слов:

I – раздвинул ;
II – прислушивался .

3. Произведите морфологический разбор слов:

I – (к) песчаной (площадке) ;
II – (через) единственную (дверь) ;

4. Произведите фонемный разбор слов:

I – заглянул ;
II – темнота .

Справка для учителя : Миклухо-Маклай Николай Николаевич (1846–1888). Русский путешественник, этнограф (специалист по этнографии – науке, изучающей материальную и духовную культуру народа). Изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870–1880-е годы), в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (ныне Берег Миклухо-Маклая). Выступал против расизма и колониализма. (БСЭ)

Диктант

(Первый уровень сложности)

СТЕПАН И ФУНТИК

Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой – в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик (такса) подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.
Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.
Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром... Петух разъярился.
Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину... Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом.

(К.Паустовский)
(118 слов)

Задания (по вариантам)

1. Найдите любое предложение с однородными членами, разберите его по членам предложения (I, II).
2. Произведите морфологический разбор слов:

I – посмотрел ; II – голенастый .

3. Разберите слова по составу:

I– гусиная, вытащил ;II – разъярился, мозолистые .

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА
(I полугодие)

Прочитайте и спишите текст без орфографических и пунктуационных ошибок.
Озаглавьте текст.

По городу стали распастраняться самые невероятные слухи.
Одни говорили что на дароги к Зеленому городу поселилась баба Яга – костяная нога, которая поедает всех кого увидет. Другие гаварили что это не баба Яга, а Кощей Бесмертный. Третьи спорели и доказовали, что кощеев бесмертных небывает а это трехголовый дракон а поселился он не на дороги а в самом Зеленом городи. Каждый день этот дракон седает по одной малышки а когда в городи поивляица малыш, то седает малыша потому што малышы лучше малышак.
После того как поивилась басня про этои трехголоваго дракона, никто из змеевских жителей неотваживался отправица в город к малышкам и разъузнать, что там делаица. Однако в скорам времини нашолся смельчак... Он сказал что очень веноват перед малышками и теперь его мучет совесть. Поэтому он хочет загладеть свою вену – пойдет к ним в город и плюнит этому дракону прямо на хвост, после чево дрокон якобы подохнит и прикратит свои беззобразия... Гвоздик ушол. Некатарыи жытели очень желели его, заранее оплакевали... Гвоздик, как и следывало ожыдать невернулся и тагда все в горади паверили слухам о дракони о каторам стали расказывать самые сверхьестественныи не былици. Каждый из рассказывающих пребавлял этаму дракону паадной галаве, так што он пастипенно из трех головова привратился в стоголового.

(Н.Носов)

Задания (по вариантам)

1. Определите стиль речи. Приведите доказательства из текста.
2. Подберите синонимичные фразеологические обороты из текста к данным словам (по вариантам):

I – ему стыдно ; II – исправиться .

3. Определите разряд по значению и грамматические признаки прилагательных:

I – невероятные (1-е предложение); II – бессмертных (4-е предложение).

4. Выпишите из текста:

I – 2 глагола 1-го продуктивного класса; 1 глагол 5-го или 2-го продуктивного класса и 1 глагол непродуктивного класса;II – 2 глагола 4-го продуктивного класса, 1 глагол 5-го или 2-го продуктивного класса, 1 глагол непродуктивного класса.

5. Обозначьте в тексте:

I – 3 переходных глагола;
II – 3 непереходных глагола.

6. Выполните словообразовательный разбор глаголов:

I – уговаривать ;
II – рассказывать .

7. Выполните фонемный разбор слов, проследив путь от звука к букве:

I – поселился ;
II – загладил .

8. Выпишите из данного ниже текста подчеркнутые словосочетания, записывая числительные прописью.

Митрофанушка Простаков съел за ужином «три ломтика солонины, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть», и запил это кувшином кваса. Нынешнему читателю это мало что говорит о количественной стороне дела, а в XVIII веке и в начале XIX диалог об ужине Митрофана шел под непрерывный хохот, ибо за этими словами (три ломтика солонины, пять-шесть подовых, кувшинец кваса) стояли конкретные, хорошо всем знакомые реалии.
Ломтик (по выражению Митрофанушки) – это официальная кухонная мера – ломоть означал кусок толщиной в 2,5 сантиметра , отрезанный во все сечение каравая, окорока, тонкого края солонины.
В данном случае три ломтика равны примерно 600–700 граммам мяса .
Слово подовый означает пирог размером примерно 20ґ10 сантиметров , который достигал 409 граммов веса , так что шесть подовых были общим весом примерно в 2,5 килограмма .
Таким образом, Митрофанушка, 16-летний недоросль, съел на ужин около 3 килограммов жирных пирогов, а всего 8,5 – 9 килограммов жирной пищи и запил это 5 литрами хлебного кваса.

(Из книги В.В. Похлебкина «Кушать подано»)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
(итоговая, II четверть)

Диктант

Мы выбрались к реке. Мы счистили всю грязь и тину, которые облепили нас со всех сторон. Мы выполоскали одежду, и, пока она сохла на раскаленном песке, мы купались.
И все рыбы с ужасом умчались прочь в свою глубокую глубину, когда мы с хохотом взбивали сверкающие пенистые водопады.
И черный усатый рак, которого я вытащил из его подводной страны, ворочая своими круглыми глазами, в страхе забился и запрыгал; должно быть, впервые увидал такое нестерпимо яркое солнце и такую нестерпимо рыжую девчонку. И тогда, изловчившись, он злобно хватил Светлану за палец. С криком отбросила его Светлана в самую середину гусиного стада. Шарахнулись в стороны глупые толстые гусята.
Но подошел сбоку старый серый гусь. Много он видел и пострашней на свете. Скосил он голову, посмотрел одним глазом, клюнул – тут ему, раку, и смерть пришла.

(А.Гайдар. Голубая чашка)
(131 слово)

Задания

1. Выпишите все глаголы несовершенного вида. Почему их так мало?
2. Выпишите из текста глаголы и покажите соотношение формообразующих основ:

I – 2 глагола 4-го продуктивного класса и 1 глагол 5-го продуктивного класса;
II – 2 глагола 1-го продуктивного класса, 1 глагол 5-го продуктивного класса.

3. Найдите и укажите в тексте 2 переходных и 2 непереходных глагола.
4. Найдите признаки сказочного стиля.
5. Подберите синонимы к слову хватил .
6. Сравните значения однокоренных слов видал и увидал . Являются ли они видовой парой? Как образовалось слово увидал ? Укажите стрелками, что от чего образовалось: видел, видал, увидел, увидал .

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»

Диктант

Я полагаю, что золотоволосый малыш прибыл с безызвестной планетки под номером шестьсот двенадцать. В тысяча девятьсот девятом году ее приметил один турецкий астроном. Но ему не поверили, так как он был одет по-турецки.
Почему взрослые так любят цифры? О твоем лучшем друге они не спросят главного, зато поинтересуются: «Ему уже двенадцать лет? Он весит пятьдесят килограммов? А сколько зарабатывает его отец?». И после этого они воображают, что узнали человека.
Они останутся невозмутимыми, если им скажешь: «Я обнаружил чудесный бело-розовый домик с четырьмя пресмешными котятами на порожке». Им надо сказать: «Я видел дом за триста тысяч франков». Тогда они восклицают: «Какая красота!». Маленький Принц недоумевал, встречая таких людей.

(По А. де Сент-Экзюпери)
(106 слов)

Задания

1. Озаглавьте текст.
2. Разделите в процессе записи текст на абзацы.
3. Подчеркните ключевое слово.
4. Укажите разряд (по составу) числительных в 1-м абзаце (I вариант), во 2-м абзаце (II вариант).
5. Найдите средства создания иронии в 3-м абзаце (I вариант), во 2-м абзаце (II вариант).
6. Любое предложение с прямой речью перестройте по схеме: [«П», – а].
7. Запомните правописание наречия по-турецки .

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

Диктант

В начале 1812 года я спешил в Вильну, где находился наш полк. Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел было поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить нам путь тремя верстами. Берега были занесены; ямщик проехал мимо того места, где выезжали на дорогу, и таким образом очутились мы в незнакомой стороне. Буря не утихала; я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена; за оградой стояло несколько саней, по паперти ходили люди. «Сюда! сюда!» – закричало несколько голосов. Я велел ямщику подъехать.

(А.Пушкин. Метель)
(138 слов)

Задания

1. Озаглавьте текст и подчеркните ключевые слова.
2. Приведите 1–2 примера тропов и объясните их роль в тексте.
3. Выполните фонемный разбор слов:

I – стояло ; II – приехали .

I – 1812 (года) , закладывать , непонятное ;
II – поскорее , (не)унималась , (в)церкв_ .

5. Подберите видовую пару, определите класс глаголов:

I – поднялась , приказал ;
II – сократить , (не)утихала .

6. Найдите и выпишите глаголы в форме страдательного залога. (Не перепутайте их с другими частями речи.) С какой целью их употребляет автор?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ГЛАГОЛ»

Диктант

Любовь к книге прививается с детства. В доме должны быть книги – они освещают жилище. Книге предназначено быть спутником человека. Книжный шкаф в комнате не просто собрание книг, пусть даже отлично изданных, это то, чем живешь, что учит и ведет за собой. Ведь даже в гости приглашаешь именно тех, с кем испытываешь потребность общения.
Книги, как и друзей, надо избирать глубоко по душевной склонности, памятуя, что именно книге свойственно особое постоянство: любимая книга не изменит и вернется именно в ту минуту, когда человек особенно нуждается в поддержке.

(В.Лидин)
(86 слов)

Задания

1. Озаглавьте текст.
2. Разделите текст на абзацы.
3. Подчеркните ключевые слова.
4. Выпишите из текста 2 глагола I спряжения и 2 глагола II спряжения, определите грамматические признаки: класс, вид, время, переходность.
5. Выпишите предложение, в котором глаголы употреблены в обобщенно-личном значении.
6. Приведите примеры метафор из текста. Объясните, как вы их понимаете. Для чего автор их употребляет?
7. Произведите фонемный разбор слов:

I – освещают , II – избирать .

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ДЕЕПРИЧАСТИЕ»

I. Грамматические сочинения по выбору учащихся:

1. Словесный портрет Деепричастия, его биография.
2. Грамматические сказки:

– «О важной роли Деепричастия в жизни его отца Глагола».
– «О родстве душ Причастия и Деепричастия».
– «О взаимоотношениях Деепричастия с Не ».
– «О том, как Деепричастие подчеркивает запятыми свое добавочное значение».

II. Задания

1. Укажите признаки, унаследованные деепричастием от глагола и наречия.
2. Распределите деепричастия отметив, смеясь, слыша, осмыслив, звуча, выросши, вылетая, осознавши, будучи, знаючи, принесши в две колонки, выделяя суффиксы. Озаглавьте колонки.
3. Расставьте знаки препинания, выделяя деепричастия и деепричастные обороты, ставя вопросы от глагола, к которому они относятся.

1) Соскучившись хотел было уже уходить но закинув удочку в последний раз поймал маленького дельфина. 2) Рыбу я ел вяленою просушивая ее на солнце. 3) Проснувшись почувствовал я себя гораздо бодрее. 4) Утром взял Библию раскрыл ее на новом месте и сосредоточив свое внимание начал читать. 5) С этого времени положение мое оставаясь внешне таким же бедственным стало казаться мне гораздо более сносным.

(Д.Дефо)

4. Раскройте скобки:

I – (не)говоря (ни)слова; громко (не)годуя; (не)стараясь (ни)кого убедить; (не)умея довести дело до конца; (не)уговорившись на берегу, (не)езди за реку.
(Не)видевши медведя, следов его (не)бойся.

II – (не)сомкнув глаз; (не)решаясь сказать об этом; (не)навидя всех и вся; (не)причиняя (ни)кому зла; (не)поворчав, кошка куска (не)съест.
(Не)проверивши слуха, (не)доноси его до чужого уха.

5. Вставьте пропущенные буквы.

I – постро_в дом, посмотр_в вверх, обид_вшись на друга, почу_в добычу, громко зала_в; колыха_сь, поднимаются со дна; молчал, потуп_ глаза.

II – увид_в корабль, возненавид_в людей, во всем завис_ от родителей, услыш_в разговоры, уничтож_в все следы; помедл_в, что-то подумал.

6. Исправьте грамматические ошибки в конструкции предложений с деепричастными оборотами.

I – Подходя к калитке, ему было слышно, как пробило десять часов.
Услышав пароль, Жермену стало ясно, кто перед ним, и он поклонился.

II – Написав письмо, г-ну де Тревилю следовало запечатать его.
Проделав какое-то вращательное движение, плащ закутал д’Артаньяна с ног до головы.

(По мотивам А.Дюма)

7. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический – выделенных слов.

I – Не желая быть многословным, скажу, что, взяв к себе на корабль нескольких новых матросов, мы приплыли благополучно в Бристоль.

(Р.Стивенсон)

II – Пожалуй, сказку ты начни
Про прежние златые дни,
И я, припомнив старину,
Под говор слов твоих засну.

(М.Лермонтов)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ»

Диктант

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником.
Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головки. По дорожкам росли молодые клены и вязы, уже ощипанные коровами. Было густо, и сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где стояли тополи, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей, а дальше за ними расчищали сад для сенокоса, и тут уже не парило, и паутина не лезла в рот и глаза. Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони и груши, такие высокие, что даже не верилось, что это груши.

(По А.Чехову)
(116 слов)

Задания

1. Укажите падеж, число, род причастий. Определите вид глагола, от которого они образованы.
2. Подчеркните наречия как члены предложения.
3. Сделайте словообразовательный разбор слов:

I – расчищали , уцелевшие ; II – сенокоса , дорожкам .

4. Выполните морфологический разбор слов:

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА III ЧЕТВЕРТЬ

Диктант

Озаглавьте текст, разбейте на абзацы .

После многодневной непрекращающейся осады весна ворвалась в город. Рушились подточенные солнцем снежные валы и крепости, воздвигнутые ребятишками, а в лужах терпели бедствие бумажные флотилии, дымились еще не очищенные от снега скаты темно-серых крыш; грачи, словно минеры, озабоченно прощупывали длинными белыми носами нестаявший снег.
Зима отступила в сады, укрылась за сараями и заборами и только по ночам осмеливалась на вылазки, перехватывала морозцем ручьи.
Под всеми крышами барабанила капель, во всех дворах звенели детские голоса, а над домами и дворами, над улицами и перекрестками выписывали виражи грачи, не смолкавшие ни на одну минуту.
За городом уже пестрело от проталин. Чернели гребни прошлогодней пахоты, бурели пролысины старой травы. Солнце плавило остатки снега, и воздух звенел от стеклянного шороха бессчетного множества подтаивавших льдинок, от стекающей капля за каплей где-то в тайниках сугробов талой воды.

(По Е.Носову)
(129 слов)

Задания

1. Выделите причастный оборот:

I – не обозначенный запятыми;
II – обозначенный запятыми.

2. Выпишите любое предложение с причастным оборотом, переделайте его в синонимичное сложное предложение.
3. Найдите 3–4 слова, употребленные в переносном значении; выпишите словосочетания, в которые они входят. Составьте словосочетания, в которых эти слова употреблены в прямом значении.

4. Найдите причастие:

I – образованное от глагола совершенного вида II спряжения;
II – образованное от глагола совершенного вида I спряжения.

5. Обозначьте морфемы в словах:

I – воздвигнутые, очищенные, минеры ;
II – перекрестками, подтаивавших, прощупывали .

6. Выполните фонемный разбор слов:

I – отступила ;
II – рушились .

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Диктант

Озаглавьте текст.

На дне лодки я нашел половину старого весла и кое-как после долгих усилий причалил к берегу. Пробираясь берегом к своей хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца. Луна уже катилась по небу, и мне показалось, что кто-то в белом сидел на берегу. Я подкрался, подстрекаемый любопытством, и прилег в траве под обрывом берега. Высунув немного голову, я мог хорошо видеть с утеса все, что делалось внизу, и не очень удивился, а почти обрадовался, узнав мою русалку. Она выжимала морскую воду из длинных волос своих.
Скоро показалась лодка вдали, и из нее, как накануне, вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, а за ременным поясом торчал большой нож.

(По М.Лермонтову)
(115 слов)

Задания

1. Подчеркните ключевые слова.
2. К какому стилю относится текст? Напишите об основных особенностях и признаках стиля.
3. Определите тип речи. Обоснуйте свое мнение.
4. Луна катилась по небу . Определите вид тропа. Почему в тексте очень немного изобразительно-выразительных средств?
5. Поставьте глагол подкрасться в форму настоящего и будущего времени. Образуйте от данного инфинитива все возможные непредикативные глагольные формы.
6. Выполните синтаксический разбор:

I – 4-го предложения;
II – 1-го предложения.

7. Выделите в тексте союзы и и определите, какие из них соединяют однородные члены, а какие – простые предложения.
8. Определите вид деепричастий и обозначьте суффиксы, с помощью которых они образованы.
9. Выполните морфологический разбор:

I – (кое)как, подстрекаемый ;
II – (к)своей , скоро .

10. Выполните морфемный разбор:

I – всматривался , любопытством , татарской ;
II – дожидался , накануне , ночного.

11. Выполните фонемный разбор:

I – причалил ;
II – пробираясь .

Из 11 заданий учащиеся должны выполнить 8. Для обязательного выполнения – № 1, 2, 3, 4, 9, 11 .

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Экспресс НТС-ЭКО». Посетив сайт компании, который располагается по адресу http://www.techtrends.ru/catalog/eaton/pusk_i_zatschita_elektrodvigatelej/puskateli/, Вы сможете заказать необходимое оборудование, не отходя от экрана компьютера. «Экспресс НТС-ЭКО» находится на рынке промышленной автоматизации с 1995 года и является официальным дистрибьютором корпорации «Omron». Более того, компания «Экспресс НТС-ЭКО» занимается продажей и обслуживанием пускателей «Moeller» и другого оборудования от торговых марок «SIemens», «Delta» и «ABB» . «Экспресс НТС-ЭКО» гарантирует индивидуальный подход к каждому клиенту, а также быструю доставку в любую точку России.

Урок русского языка в 8 классе.

Контрольная работа по теме «Обособленные определения и приложения»

Цели: закрепить и проверить знания по теме; закрепить навы­ки грамматического разбора.

Методические приемы: диктант, грамматическое задание.

Ход урока

I. Диктант

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником.

Я прошелся по террасе, еще крепкой и красивой. От прежних цветни­ков уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головки; по дорожкам росли молодые клены и вязы. Сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. А дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок. Чем дальше вглубь, тем про­сторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони, обезображенные подпорками, и груши, такие высокие, что даже не ве­рилось, что это груши.

Сад спускался к реке, поросшей зеленым камышом и ивняком. Око­ло мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки.

(140 слов) {По Л.П. Чехову)

II. Грамматические задания

    Подчеркнуть обособленные и необособленные определения и приложения.

    Найти в тексте и сделать морфологический разбор: вари­ант I - действительного причастия, вариант II - страдательного причастия.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, рассчитанной на 3 часа в неделю, в год 102 ч, Примерной программы по русскому языку Министерства образования, которая соответствует новым стандартам 2004 года, а также Методических рекомендаций Департамента Образования 2007г.

Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю (105 ч. в год), что соответствует федеральному базисному плану 2004 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 классах»

Цель: определить уровень овладения орфографическими знаниями по темам, изученным в 5 – 7 классах.

Диктант.

Гроза.

До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно – лиловая туча, взявшаяся ниоткуда, без малейшего ветра, быстро подвигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, идущие от нее до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния, слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся. Лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах. Но вот передовые облака начинают уже закрывать солнце. Вот оно выглянуло в последний раз, осветило мрачную сторону горизонта и скрылось. Вся окрестность вдруг изменяется и принимает мрачный вид.

(По Л.Толстому) 128 слов

Грамматическое задание

  1. Обозначить графически изученные орфограммы.
  2. Подчеркнуть грамматические основы в одном простом и одном сложном предложениях.
  3. Обозначить графически причастный, деепричастный оборот и предложение с однородными членами.

2. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сказуемое»

Цель: определить уровень овладения изученным материалом о словосочетании и сказуемом.

Диктант.

Весной в лесу.

Я не пошел тропой через скучный зеленый лес, а сделал крюк версты в две, чтобы полюбоваться березовой рощей и еловым корабельным бором – былинщиком.

Осторожно продвигаясь по заброшенной дороге, иду, внимательно рассматривая рощу.

Дорога ныряет под своды дивного бора. Застыли в безветрии вековые ели. Издали наплывает торжественная и строгая, будто музыка старого органа, песня мрачного, вечно сумеречного елового бора.

Всюду начали цвести ландыши. Между двух ярко – зеленых листков красуются на кисти изящные снежинки – бокальчики с шестью зубчиками. От них по всему бору плывет нежный аромат, который не спутаешь ни с каким запахом.

У самой дороги вделана в землю скамья, крашенная в белый цвет. Сажусь немного подумать и послушать голос елового бора.

Но вот замирает тревожная лесная музыка, и снова устанавливается тишина.

Грамматическое задание

1.Выпишите по три словосочетания с различными типами связи. Способ связи обозначьте.

2. Сделайте синтаксический разбор предложения:

1 вариант: От них по всему бору…

2 вариант Но вот замирает тревожная лесная…

3.Найдите предложение с составным именным сказуемым, обоснуйте наличие или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым.

3 Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»

Цель: проверить знания, закрепить навыки синтаксического разбора.

Диктовка предложений

Примечания: одно предложение следует отделять от другого одной строчкой, чтобы позднее, при выполнении грамматического задания, вписать необходимые ответы.

  1. Через минуту попадья вышла ко мне в сени.
  2. Я горько плакал и громко произнес имя моей любимой.
  3. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством.
  4. От усталости он еле держался на ногах.
  5. При сильном ветре выходить в море опасно.
  6. Маша была необыкновенно хороша в этот миг.
  7. В нашу гавань заходили корабли.
  8. На закате солнце кажется огромным красным шаром.
  9. Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул.
  10. Несмотря на оттепель, многие еще одеты по – зимнему.
  11. Енот – полоскун – цирковой артист от природы.
  12. Ласковое слово что солнышко в ненастье.
  13. Внизу, как муравьи, сновали люди.
  14. Мы ученики восьмого класса.

Грамматическое задание

  1. Выделить грамматические основы предложений.
  2. Подчеркнуть второстепенные члены предложения, надписать, какими частями речи и в каких формах они выражены. Указать значение обстоятельств.

4. Контрольная работа по теме «Односоставные предложения»

Цель: определить уровень овладения изученным материалом о словосочетании и предложении.

Диктант.

Лес поздней осенью.

И как этот же самый лес хорош поздней осенью! Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума. В мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо. Кое – где на липах висят последние золотые листья. Спокойно дышит грудь, а на душу находит странная тревога. Идешь вдоль опушки с собакой, и любимые образы, любимые лица приходят на память. Давно заснувшие впечатления неожиданно просыпаются. Всё очень ясно движется и стоит перед глазами. Сердце то забьётся и страстно бросится вперёд, то безвозвратно потонет в воспоминаниях. Всем своим прошедшим, всеми чувствами, силами. Всею своею душой владеет человек. И ничего кругом ему не мешает. Нет ни ветра, ни шуму ни солнца… (132 слов) (По И.Тургеневу)

Грамматическое задание

  1. Сделаете синтаксический разбор предложений:

«Сквозь обнажённые ручья…»(1 вар.),

«Сырая земля..(2 вар.)

  1. Подчеркните в тексте односоставные предложения, охарактеризуйте их письменно.
  2. Выпишите два составных именных сказуемых, укажите, чем выражены их составные части.
  3. Разберите по составу слова:

длинные, задрожит, разлит (1 вар,);

обнажённые, опушка, страстно (2 вар.)

5. Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

Цель: определить уровень овладения изученным материалом об однородных членах предложения и знаках препинания при них.

Тестовая работа.

  1. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях и объясните их графически, начертив схемы однородных членов:
  1. Есть в осени первоначальной короткая но дивная пора.
  2. И туман и непогоду осень поздняя несет.
  3. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну.
  4. Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью.
  5. На красноватой траве на былинках на соломинках всюду блестели и волновались нити осенней паутины.
  6. Сумерки шепот деревьев шорохи все это настраивало на таинственный лад.
  7. Ничто в мире ни деревья ни тайны ни мечты не может сравниться с человеком.
  1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте в тексте знаки препинания. Объясните графически их постановку.

Жаворонок.

Из множества звуков земли пения птиц треска кузнечиков журчания лесного ручья самый веселый и радос…ный звук пение п…левых жаворонков. Ра…ей весной когда на полях еще лежит сер…ватый рыхлый снег пр…летают и нач…нают петь наши весе…и ера…ие гости – жаворонки. Высоко подн…маясь в небо тр…пеща крылышками выше и выше взлетает в небо жаворонок и…чезает в сияющей голуб…зне.

С теплой землей связана жизнь жаворонков. На обработа…ых человеком полях среди зеленеющих хлебных всходов делабют они свои скрытые гнезда выводят и выкармл…вают птинц…в.

Над широкой степью над полями и лугами слышны их звонкие радос…ые песни.

6. Контрольная работа по теме «Обращение. Вводные слова и вводные предложения»

Цель: проверить знания об обращениях, вводных словах, вставных конструкциях, умение отличать эти слова и конструкции от членов предложения.

Диктант

Примечание: каждое предложение следует нумеровать и писать с новой строки.

  1. Куду ты, светлый ручеёк, стремишься?
  2. Казалось, конца не будет жизни, юности и здоровью.
  3. С одной стороны, это был человек очень добрый, с дугой- вспыльчивый и резкий.
  4. Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам.
  5. Ночью, однако, не кому не спалось.
  6. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
  7. Да, были люди в наше время…
  8. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.
  9. Своими часами (это был подарок родителей) я очень дорожил.
  10. Монгольские лошади невысокие, однако выносливы.
  11. Увы, он счастия не ищет и не от счастия бежит.
  12. Вам, я полагаю, следует быть повежливее.
  13. Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты. И дворцы!
  14. До свидания, дорогие! Вам не пуха не пира! Пусть вам встретятся другие, лишь попутные ветра!

Грамматические задания

  1. Сделать синтаксический разбор и схемы предложений:

1 вариант- №4,5;

2 вариант- № 12,13

  1. Подчеркнуть грамматические основы в предложениях:

1 вариант- № 2,10; 2 вариант- №5,8

7. Контрольная работа по теме «Обособление определений и приложений».

Цель: определить уровень овладения изученным материалом обособление определений и приложений и знаках препинания при них, навыки грамматического разбора.

Диктант.

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушенный бурьяном и кустарником.

Я прошёлся по террасе, еще крепкой и красивой. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головки: по дорожкам росли молодые клёны и вязы. Сад казался непроходимым, но это только вблизи дома. Где стояли тополя, сосны и старые липы- сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. А дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок. Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони, обезображенные подпорками, и груши. Такие высокие, что даже не верилось, что это груши

Сад спускался к реке, проросшей зелёным камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плес, глубокий и рыбный, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки.

(По А,П.Чехову) 140 слов

Грамматическое задание.

  1. Подчеркнуть обособленные и необособленные определения и приложения.
  2. Найти в тексте и сделать морфологический разбор:

1 вариант – действительного причастия:

2 вариант – страдательного причастия.

8. Контрольный диктант по теме « Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата»

Цель: проверка знаний учащихся.

Диктант.

О Мандельштаме.

Мандельштам вспоминать не умел, вернее, это был у него какой – то иной процесс.

Мандельштам был одним из самых блестящих собеседников.

Он слушал не самого себя и отвечал не самому себе. В беседе был учтив, находчив и бесконечно разнообразен. Я никогда не слышала, чтобы он повторялся. С необычайной легкостью Осип Эмильевич выучивал языки, «Божественную комедию» читал наизусть страницами по-итальянски, незадолго до смерти просил выучить его английскому языку. Он хорошо знал и помнил чужие стихи, легко запоминая прочитанное ему. О стихах говорил ослепительно, пристрастно и иногда бывал чудовищно несправедлив, например, к Блоку. О Пастернаке говорил: «Я так много думал о нем, что даже устал».

Больше всего на свете боялся собственной немоты, называя ее удушьем. Когда она настигла его, он метался в ужасе и придумывал какие – то нелепые причины для объяснения этого бедствия.

Со свойственной ему самоиронией Осип любил рассказывать, как хозяин типографии, где печатались его стихи, поздравляя его с выходом книги, пожал ему руку и сказал: «Молодой человек, вы будете писать все лучше и лучше».

(По А.Ахматовой)

Грамматическое задание.

  1. Составьте схемы предложений с прямой речью.
  2. Замените прямую речь косвенной и запишите полученные предложения.

Утро на Атлантическом океане

Только что пробил колокол. Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане.

По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, быстро поднимается золотистый шар солнца, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль.

Как-то торжественно-безмолвно кругом.

Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна на другую, плавно переливаются ласковым, почти нежным ропотом. Этот ропот точно нашёптывает, что в этих широтах, подтропиками, вековечный старик-океан всегда находится в добром расположении духа.

Бережно несёт он на своей исполинской груди плывущие корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами.

Пусто вокруг!

Не видно сегодня ни одного белеющего паруса, не видно ни одного дымка на горизонте. Большая океанская дорога широка.

Изредка блеснёт на солнце серебристою чешуйкой летучая рыбка, покажет чёрную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко прореет в воздухе тёмный фрегат или белоснежный альбатрос, пронесётся над водой маленькая серая петрель, направляясь к далёким берегам Африки или Америки, и снова пусто.

(164 слова)

(К. М. Станюкович)

Диктант 4. Тема "Обособленные определения и приложения"

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушённый бурьяном и кустарником.

Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головки; по дорожкам росли молодые клёны и вязы. Сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. А дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок. Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони, обезображенные подпорками, и груши, такие высокие, что даже не верилось, что это груши.

Сад спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки.

(По А. П. Чехову)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть обособленные и необособленные определения и приложения.

2. Найти в тексте и сделать морфологический разбор.

I вариант: действительного причастия;

II вариант: страдательного причастия.

Диктант 5. Темы: "Вводные слова", "Уточняющие обособленные члены предложения"

На реке осенью

Роса была холодная, обильная - настоящая сентябрьская роса. Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по тёмной воде расплывались медленные круги. Я промок насквозь от этой росы и развёл костёр. Дым подымался к вершинам лиственниц и елей. Тонкая хвоя лиственниц всё время сыпалась сверху, хотя ветра не было. На лиственнице около костра трещала какая-то птица. Казалось, что эта птица - здешний лесной парикмахер, что она стрижёт хвою, щёлкает ножницами, сыплет эту хвою вниз: мне на голову, на речку, на костёр.

Я сушился и смотрел на реку. Жёлтые листья плыли островами и, цепляясь за коряги, останавливались. Сзади наплывали новые груды листьев. Они запруживали реку, потом начинали медленно поворачиваться, вырываться из цепких лап коряг и, наконец, отрывались и улетали, то загораясь, как золото (попали на солнце), то погасая и чернея (на них упала тень от кустов).

На реке ещё со времени боёв остались брошенные переправы - плоты, заросшие ольхой, и отдельные брёвна, застрявшие на мели. Они пенили вокруг себя воду.

(164 слова)

(По К. Г. Паустовскому)

Диктант 6. Темы: "Вводные слова", "Обособленные члены предложения"

Кувшинки в океане

По спокойной воде пруда медленно, лениво покачиваются широкие листья кувшинок. На своих длинных плетях-стебельках они напоминают кораблики, ставшие на якорь, или маленькие плавающие острова.

Может быть, именно они подсказали идею плавающего города.

Молодой французский архитектор Поль Меймон, долго работавший в Японии, первый предложил проект города на воде. На Японских островах уже нет почти места для городов. Так почему бы не создать искусственные города-острова?

Город на воде словно гигантская круглая чаша стадиона, только вместо сидений для зрителей террасами поднимаются жилища, а вместо футбольного поля - озеро с прекрасными пляжами и зелёными островками, небольшими бухтами и даже причалами для кораблей. С материком этот плавающий остров соединён мощным мостом-автострадой.

(По Л. Л. Яхнину)

Диктант 7. Темы: "Односоставные предложения", "Однородные члены предложения", "Обособленные члены предложения"

Бывало, встанешь рано утром… Бежишь к реке, на ходу быстро раздеваешься и с размаху бухаешься в студёную, розовую от зари, ещё подёрнутую лёгким паром, гладкую, как зеркало, водяную поверхность к великому ужасу целого утиного семейства, которое с тревожным кряканьем и писком поспешно расплывается в разные стороны из прибрежного тростника. Выкупаешься и, дрожа от холода, с чувством здоровья и свежести во всём теле спешишь к чаю, накрытому в густо заросшем палисаднике, в тени сиреневых кустов, образующих над столом душистую зелёную беседку. На столе вокруг блестящего самовара расставлены: молочник с густыми жёлтыми сливками, большой ломоть свежего деревенского хлеба, кусок тёплого, только что вырезанного сотового мёда на листе лопуха, тарелка крупной малины.

(А. И. Куприн)

Примечание. Следует сказать ученикам о двоеточии в последнем предложении.

Приложение 4
Изложения

Изложение 1

Нет, пожалуй, человека, который не любил бы кино. Трудно даже вообразить, что чуть более века назад люди и понятия не имели о кино.

Его появлению мы обязаны двум французам - братьям Луи и Огюсту Люмьерам. В юности они работали на фабрике отца, выпускавшей фотоплёнку, и были хорошо знакомы с фотографией.

В средине девяностых годов XIX века талантливый инженер Луи Люмьер заинтересовался модными тогда "движущимися фотографиями" - своеобразной разновидностью волшебного фонаря. Что же представляло собой это устройство? В круглый диск по окружности вставлялись прозрачные бумажки, разделённые перегородками. На каждую наносилось штриховое изображение различных фаз движения человека или животного, а порой смешные гримасы клоуна. Диск вставляли в специальный фонарь и начинали вращать. Луч высвечивал проекцию постоянно меняющихся контуров на экран. И чем быстрее вращался диск, тем больше возникала иллюзия движения.

Забавная игрушка и натолкнула Луи на мысль о создании своего аппарата. Он был запатентован в 1895 году и получил название "кинематограф", происходящее от греческих слов "кинема" - движение и "графо" - пишу. Позднее прибор, снимающий на плёнку движущиеся предметы, стали называть кинокамерой.

1. Озаглавить текст, пересказать его подробно.

2. Ответить на вопрос: "Какое значение имеет изобретение братьев Люмьер в современном мире?"

Изложение 2

Мир балета… Для обычного зрителя, идущего на спектакль, он может быть ограничен самим спектаклем. Для любителя балета, балетомана, он, естественно, намного шире. Для художника же, погружённого в этот мир, он становится поистине безграничным, необъятным. Для него балет - это и сам спектакль, и каждая его часть. Но прежде всего это люди балета. Прославленные примы и солисты, начинающие танцовщики, артисты кордебалета, балетмейстеры, репетиторы, артисты миманса - все вместе и каждый в отдельности.

Мир балета - это и жизнь театра во всех её проявлениях, его труд и быт. Мир непростой, многогранный, многоцветный, динамичный, притягательный и прекрасный.

У кого из зрителей не возникало в какой-то момент балетного действа впечатления невероятной простоты и лёгкости всего совершаемого на сцене, абсолютной невесомости, прямо-таки воздушности тела артиста? И лишь умом можно понять, что невесомость эта и лёгкость обманчивы и мнимы.

Только что пробил колокол. Было шесть часов прелестного тропического утра на Атлантическом океане.

По бирюзовому небосклону, бесконечно высокому и прозрачно-нежному, быстро поднимается золотистый шар солнца, заливая радостным блеском водяную холмистую поверхность океана. Голубые рамки далёкого горизонта ограничивают его беспредельную даль.

Как-то торжественно-безмолвно кругом.

Только могучие светло-синие волны, сверкая на солнце своими серебристыми верхушками и нагоняя одна на другую, плавно переливаются ласковым, почти нежным ропотом. Этот ропот точно нашёптывает, что в этих широтах, подтропиками, вековечный старик-океан всегда находится в добром расположении духа.

Бережно несёт он на своей исполинской груди плывущие корабли, не угрожая морякам бурями и ураганами.

Пусто вокруг!

Не видно сегодня ни одного белеющего паруса, не видно ни одного дымка на горизонте. Большая океанская дорога широка.

Изредка блеснёт на солнце серебристою чешуйкой летучая рыбка, покажет чёрную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко прореет в воздухе тёмный фрегат или белоснежный альбатрос, пронесётся над водой маленькая серая петрель, направляясь к далёким берегам Африки или Америки, и снова пусто.

(164 слова)

(К. М. Станюкович)

Диктант 4. Тема «Обособленные определения и приложения»

Позади большого дома был старый сад, уже одичавший, заглушённый бурьяном и кустарником.

Я прошёлся по террасе, ещё крепкой и красивой. От прежних цветников уцелели одни пионы и маки, которые поднимали из травы свои белые и ярко-красные головки; по дорожкам росли молодые клёны и вязы. Сад казался непроходимым, но это только вблизи дома, где стояли тополя, сосны и старые липы-сверстницы, уцелевшие от прежних аллей. А дальше за ними сад расчищали для сенокоса, и тут уже не парило, паутина не лезла в рот и в глаза, подувал ветерок. Чем дальше вглубь, тем просторнее, и уже росли на просторе вишни, сливы, раскидистые яблони, обезображенные подпорками, и груши, такие высокие, что даже не верилось, что это груши.

Сад спускался к реке, поросшей зелёным камышом и ивняком. Около мельничной плотины был плёс, глубокий и рыбный, сердито шумела небольшая мельница с соломенной крышей, неистово квакали лягушки.

(По А. П. Чехову)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть обособленные и необособленные определения и приложения.

2. Найти в тексте и сделать морфологический разбор.

I вариант: действительного причастия;

II вариант: страдательного причастия.

Диктант 5. Темы: «Вводные слова», «Уточняющие обособленные члены предложения»

На реке осенью

Роса была холодная, обильная - настоящая сентябрьская роса. Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по тёмной воде расплывались медленные круги. Я промок насквозь от этой росы и развёл костёр. Дым подымался к вершинам лиственниц и елей. Тонкая хвоя лиственниц всё время сыпалась сверху, хотя ветра не было. На лиственнице около костра трещала какая-то птица. Казалось, что эта птица - здешний лесной парикмахер, что она стрижёт хвою, щёлкает ножницами, сыплет эту хвою вниз: мне на голову, на речку, на костёр.

Я сушился и смотрел на реку. Жёлтые листья плыли островами и, цепляясь за коряги, останавливались. Сзади наплывали новые груды листьев. Они запруживали реку, потом начинали медленно поворачиваться, вырываться из цепких лап коряг и, наконец, отрывались и улетали, то загораясь, как золото (попали на солнце), то погасая и чернея (на них упала тень от кустов).

На реке ещё со времени боёв остались брошенные переправы - плоты, заросшие ольхой, и отдельные брёвна, застрявшие на мели. Они пенили вокруг себя воду.

(164 слова)

(По К. Г. Паустовскому)

Диктант 6. Темы: «Вводные слова», «Обособленные члены предложения»



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...