Русский национальный характер в рассказе левша. Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова


Русский народ в произведениях Н.Лескова – это особый тип характера, высокий по моральным устоям, верящий в бога и свой труд.

Образ русского народа в сказе «Левша» представлен характером главного персонажа Левши и тех, кто находится рядом с ним.

Патриотизм и преданность родине

Мастер – оружейник по-настоящему любит свою страну. Левша, оказавшись за границей, не теряется среди технических устройств и совершенств заморской инженерии. Он ведет себя уверено, спокойно. Мастер не выдает знаний и талантов. При знакомстве со многими приборами житель Тулы спокоен: русские могут сделать также и лучше. В косом мастере удивляют достоинство русского народа, которое он получил с молоком матери. У простого крестьянина в поведении уверенность, некая снисходительность и скромность.

Крепкое здоровье

Левша – один из народных мастеров-умельцев. Описание их труда не просто удивляет. Сложно представить, как в тесной избушке с маленькими окнами создается настоящее произведение искусства. Сколько требуется здоровья, чтобы выдержать несколько дней кропотливого труда без отдыха и выхода на свежий воздух. Мужики из народа крепкие и выносливые, они доказывают уважение к себе и своему мастерству.

Главный порок русского народа

Пьянство – порок, который погубил многих русских мужиков. Удивительно, что века не меняют русского человека. И сегодня пьянство уносит жизни умных и добрых русских парней. Левша пьет в Англии, когда его пытаются расколоть заморские инженеры. Он пьет «до чертиков» на корабле, возвращаясь, домой. Левша ни разу не отказался от предложенной ему выпивки. Пьянство стало одной из причин гибели оружейника. Русский народ пьет много, в вине заливает свое горе и проблемы. В вине тонут таланты, мудрость и мастерство русского человека. Тяжелая судьба, беспросветные будни - все заливается вином.

Врачебная помощь

Русский народ беден. Он умирает от отсутствия помощи врачей. Доктора требуют оплаты, где взять простому крестьянину денег на лечение. Возможно, этим объясняется большое количество знахарей. Практически в каждой деревне жили бабки-повитухи и деды-лекари. Страницы рассказа, где Левшу возят из больницы в больницу, практически раздетого, читать тяжело. Оказывается мастер на полу в медицинском заведении для больных, куда их привозят умирать. Какое противоречие: больница, где не лечат, а ждут смерти. Вокруг равнодушие, бездушие и безнадежность. Представить, каково людям, попавшим туда, невозможно. Но рассказчик говорит, что больница переполнена. Никого не интересует, сколько человек из народа умрет. Страшно то, что умирает талант, гениальный мастер. Сколько он мог бы сделать интересных вещей, как помог бы своей стране, невозможно просчитать. Сколько таких, как Левша провели свои последние дни на холодном полу заведения, придуманного для лечения людей?

Терпение русского народа

Страниц, где описана терпеливость человека из народа, много:
  • создание подков в спертом помещении;
  • избивание мастера атаманом;
  • возвращение Платова (невозможность отдохнуть, заснул – удар кнутом).
Русский народ так забит, что становится страшно. Нет нигде открыто высказанных мыслей. Самые талантливые тульские умельцы не говорят, что будут делать с заморской диковинкой, боясь, что не смогут на словах передать сути своей задумки.

Русская речь и душа

Автор дает характеристику Левше устами полшкипера из Англии. Моряк, ставший другом русскому мужику, говорит, что у него овечья шуба, но человеческая душа. Он один проявил заботу, но не смог помочь умирающему мастеру. Речь людей из народа особая. Они говорят мало, поэтому точно и метко. Слова в речи только исконно русские. Предложения построены понятно. Особое качество речи – напевность.

Удивительная судьба скромного мастерового стала сюжетом рассказа. Автор хорошо знает русский народ, он любит его. «Левша» - грустная сказка-быль, раскрывающая русскую душевность и талантливость.

Творчество прозаика известно прежде всего по его небольшой, но чрезвычайно глубокомысленной повести «Левша». Это произведение довольно трудно для восприятия из-за особенной, по-настоящему уникальной подачи автора. В отличие от большинства талантов 19 века, он не «поэтизирует прозу жизни», а наоборот, «прозаирует» её в максимальной степени.

Стиль его письма отторгает красоту и образность речи - на её место приходят нарочито сниженный стиль, драматичные, а зачастую и кровавые сюжеты, близкие к публицистике (в том числе и очерковой). У Лескова не найти возвышенных чувств и размышлений о вечном, ведь куда больше его и его героев интересует своё физическое и материальное благосостояние. Однако несмотря на эти особенности, его произведения, в частности повесть «Левша», заслуживают внимания.

В вышеупомянутой повести с особенной силой проявляется национальный характер русского народа. При этом Н. Лесков противостоит А.С. Пушкину, говорившему:

«Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…».

Он нарочно изображает главного героя без прикрас; он не делает его эстетически привлекательным и набросками, отдельными штрихами слов набрасывает его портрет: «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны».

Уже эта деталь - выдранные волосы - свидетельствует о трудолюбии левши, который не отринул обучение из-за страха; он покорно смиряется со всеми трудностями и невзгодами, что в дальнейшем на протяжении всего повествования будет неоднократно раскрыто, например, в эпизоде, когда казак Платов треплет его за волосы, посчитав, что тульские мастера испортили английскую диковинку.

Помимо стойкости и смиренности, левша обладает удивительным трудолюбием: вместе с другими мастерами он сумел три недели работать в тяжелейших условиях - при закрытых окнах и дверях, держа задумку в тайне. Эти люди, как и весь русский народ в принципе, очень религиозны: прежде, чем приступить к делу, они молятся у иконы Николая Чудотворца.

Результат оказался удивительным - простые крестьянские таланты сумели подковать крохотную стальную блошку и выковать на подковах свои имена. А левша проявил себя особым образом, ведь именно он ковал и забивал гвоздики, которые даже в самый сильный «мелкоскоп» разглядеть «никак не можно». Жаль только, что крестьянство, даже такое удивительно одарённое, темное и дремучее, с науками не знакомое - в этой детали отражается ещё одна национальная черта - тотальная безграмотность, необученность крестьян.

Кроме того, герой повести Лескова являет собой «чистейшей прелести чистейший образец» - он истинный патриот, какими наполнена вся Русская земля. Скромного гения со впалой грудью не прельщает райская жизнь в Англии: он предпочитает изысканным блюдам грубую русскую пищу и квас; английских красавиц он находит тощими и малопривлекательными. Левша не готов отказаться от жизни на Родине, жизни грубой, горькой и, как окажется позже, короткой и неблагодарной, даже ради всех земных благ. Он спешит в Россию на корабле и заболевает, но даже умирая, левша хочет одного: раскрыть военную тайну англичан и помочь России в дальнейших сражениях. Так, он добивается встречи с военным министром и просит того донести императору, что в Англии не чистят ружья кирпичом, потому что они из-за этого портятся. Практически с этими словами герой умирает, считая, что выполнил свой гражданский долг.

Весь трагизм повести особенно проявляется в циничном игнорировании министром просьбы больного тульского мастера. Он не считает необходимым сообщить императору важные вести - и из-за этого Россия, по косвенным фразам Лескова, терпит сокрушительное поражение в Крымской войне.

Пожалуй, в этом есть и ещё одна особенность, но не русского национального характера, а русского национального уклада жизни. Бюрократическая машина работает настолько «хорошо», что с лёгкостью перемалывает и выплёвывает истинного гения, талант которого могут оценить во всём мире - кроме его собственной Родины. Можно смело утверждать, что Н.С. Лесков в повести «Левша» осуждает циничность, невежество николаевского режима, нравственную и интеллектуальную глухоту императора ко всему новому и полезному, чему его могут научить его подданные. Таким образом, в «Левше» не только создаётся образ истинного русича со всеми особенностями его бытия, но и поднимается важная политическая проблема бюрократизма и невежества в России.


Одним из наиболее интересных произведений Н. С. Лескова является сказ “Левша”, или “Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе”. За завесой иронии, даже некоторой нереальности описываемых событий писатель скрывает множество вопросов, множество проблем русской жизни, которые часто носят довольно трагический характер.

Пожалуй, самой серьезной проблемой, поставленной Лесковым в “Левше”, является проблема невостребованности русских талантов. В заключительной, двадцатой, главе автор замечает: “Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства” . Множество людей, обладающих довольно большой властью (Платов, государь Николай Павлович и др.), “в своих... людях были очень уверенными и никакому иностранцу уступать не любили”, но дальше слов и гордости за свой народ дело не заходило, образования не было, а если и было, то только для богатых; гении умирали в бедноте, так и не использовав дарованный им свыше талант... В других государствах, например, в Англии, все наоборот. Мастеров было не так много, но заботились о них очень усердно: и учеба, и работа, и прекрасные условия для творчества...

Левша - неказистый мужичок, с выдранными “при ученье” волосами, одетый, как нищий - не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы Отечества. Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан.

Проводя параллель с современной жизнью, хочу отметить, что проблема эта остается актуальной и в наше время. Наши проблемы были косвенно описаны Лесковым в современной ему форме. Время от времени все же находятся “аглицкие” добродетели, пытающиеся использовать наши таланты во благо своей родины, но это, безусловно, является лишь признаком бессовестного отношения властных структур к своим людям, за что государству должно быть очень стыдно.

Непомерная любовь ко всему иноземному, уважение и гостеприимство, проявляемые к иностранцам, часто отводят взоры наших политиков от собственного народа, что нередко оказывает губительное влияние на людей. Очень точно это можно проследить в восемнадцатой главе сказа, где “англичанина... привезли в посольский дом,... сразу позвали к нему лекаря и аптекаря...”, в то время как простого русского левшу “до самого утра... по всем отдаленным кривопуткам таскали и все пересаживали, так что он весь избился...”.

Несмотря на трагичность судьбы главного героя, в произведении описывается также довольно много ситуаций, носящих комический характер. Оригинальность произведению придают необыкновенный слог и манера повествования автора: простота, краткость, стремительность действий. Здесь сразу же на ум приходит спор Левши с подшкипером о том, кто больше выпьет, когда, идя наравне, оба одновременно увидели вылезающих из воды разноцветных чертей. Очень интересны описания внешнего вида тульских мастеров (“три человека,... один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны...”), Левши (“...в опорочках, одна штанина в сапог, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”).

С юмором описывает Лесков “спираль”, образовавшуюся от “безотдышной работы” “у мастеров в их тесной хороминке”, от которой “непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть”.

Также комичность рассказу придает выдумка и остроумие автора, заключающиеся в использовании новых слов - иностранных слов, переделанных на русский манер или смешанных с исконно русскими выражениями. Примерами таких неологизмов являются слова: “тугомент” (“документ”), “нимфозория” (“инфузория”), “долбица” (“таблица”) и пр.

В своем произведении Н. С. Лесков успешно синтезировал множество трагических и комических черт, ярко и точно выразив в них горе и радости, недостатки и преимущества, особенности характера и самобытность русского народа.


Для меня Лесков Н. С. всегда был особенным художником: в его творчестве ни лишних слов, ни пространных рассуждений автора. Его проза -это картины, почти как фотографии, но чуть-чуть приукрашенные, для того чтобы не было так грустно смотреть на действительность. На первом, по-моему, месте среди всех его произведений стоит “Левша”. Этот сказ обладает удивительными свойствами: он по содержанию совсем невесел, но в памяти сохраняются светлые впечатления, к тому же этот сказ удивительно похож на нашу жизнь (как и другие рассказы и повести автора).

По-моему, “Левша” получился столь народным не без влияния того старого оружейника из Сестрорецка, о котором Лесков упоминает в предисловии к первым изданиям этого произведения.

В этом сказе Лесков описывает случай, который произошел с тульским мастером Левшой, рассказывает о том, как Левша встретился с государем, побывал за границей, где не поддался на уговоры англичан остаться, и о трагической смерти тульского мастера.

Первое, что сразу же удивило меня, когда я открыл эту книгу, так это убеждение царя, что “мы, русские, со своим значением никуда не годимся”. Государь удивляется заморским новшествам, восторгается мастерством английских умельцев, при этом не вспоминая о таланте своих соотечественников.

Взять хотя бы случай с пистолетом, которым так восхищался Александр Павлович. Платов тут же выхватил оружейную отвертку, открыл замок на пистолете и показал государю собачку, где “на самом сгибе” сделана русская надпись: “Иван Москвин во граде Туле”. На что государь ему с грустью и говорит: “Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко”.

Ясно видны на примере императора, Платова, типичного сказочного воеводы, насколько же далека власть от своего народа, насколько зависим народ-труженик от власть предержащих.

Критическое отношение Лескова к представителям власти во многом определяет проблематику рассказа. Именно в изображении Александра, Николая, Платова лесковская ирония становится наиболее очевидной. Попытка Платова убедить Александра в превосходстве русского оружия “огорчила императора”, а напоминание об особом сахаре Бобринского завода и вовсе расстроило государя (“Пожалуйста, не порть мне политики”, - просит он Платова).

Сам образ Левши и комичен и трагичен одновременно: мы смеемся над его забитостью, но ведь на самом деле это совсем не смешно. Возможно, это особенность национального характера - смеяться над собой. По-моему, уж кого-кого, а россиян всегда спасала способность оценить все свои беды со смешной стороны.

На долю Левши выпадает немало испытаний, но даже в предсмертный час герой помнит лишь об одном - о военном секрете, незнание которого гибельно для русской армии. Лесков показывает трагический парадокс русской жизни. Простой тульский мастер Левша в большей степени озабочен проблемой военной мощи России, чем военный министр граф Чернышев или сам император.

Что касается оформления, то в “Левше” оно в высшей степени превосходно и органично сочетается с содержанием и главным героем. Комизм достигается благодаря игре слов, своеобразной речи героев. Лесков в речи героев употребил множество искаженных слов, например, “мерблюзьи” (верблюжьи), “студинг” (от пудинг и студень), Аболон полведерский, граф Кисельвроде и т. д.

Комичны и англичане, живущие возле “Твердиземного моря”, одетые “в тужурные жилеты” и обутые “в толстые щиглеты с железными набалдашниками”. Неестественно и тоскливо их веселье: “Придет праздник, соберутся по парочке, возьмут в руки по палочке и идут гулять чинно-благородно”.

Н. С. Лесков, показывая талант Левши и его товарищей, с горечью утверждает, что правительство России не способно по достоинству оценить его. Силы гениальных людей тратились по пустякам, хотя и достойные восхищения (подковки у блохи). Об этом прямо сказали Левше и англичане, когда он заявил им, что арифметики не знает, а всю науку русские люди проходят “по Псалтирю да по Полусоннику”.

В заключение мне хотелось бы немного рассказать об истории опубликования “Левши”. Образ талантливого мастерового не был понят современной Лескову критикой. Журналы “Отечественныезаписки”, “Дело” усмотрели в сказе славянофильские настроения. Лесков, по мнению рецензента “Отечественных записок”, парит высоко над Европой, превознося русские таланты. Газета “Новое время”, наоборот, вступилась за русский народ, которого якобы принижал автор “Левши”. Гениальный Левша преображается в забитого, безличного рабочего. Лескову пришлось ответить на критику и разъяснить подлинный замысел сказа.

Прежде всего, Лесков с негодованием отверг обвинения в принижении народа. “Этого не было в моих намерениях, и я даже недоумеваю, из чего могли быть выведены такие крайние противоречивые заключения?” - писал он. Лесков соглашается только с тем, что Левша - это символ русского народа. Позже Лесков вновь повторяет, что его герой - “выразитель русского народа”.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Цель урока : воспитание интереса и уважения к истории России через интеграцию личности в историческое пространство художественной литературы.

Задачи урока:

обучающие:

  1. способствовать формированию умения анализировать художественное произведение;
  2. способствовать формированию умения объяснять мотивы, цели и результаты деятельности тех или иных героев;
  3. способствовать формированию умения выявлять характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства;
  4. способствовать формированию умения определять черты и особенности русского национального характера на примере образа Левши и его товарищей.

развивающие:

  1. способствовать развитию мыслительных, творческих и коммуникационных способностей учащихся;
  2. способствовать развитию навыков грамотной устной монологической и диалогической речи.

воспитывающие:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма учащихся через чтение и анализ художественного произведения;
  2. воспитание чувства гордости за русского талантливого человека, мастера своего дела; за Русь, рождающую умельцев;
  3. воспитание чувства сопричастности к истории Отечества.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово проблемного характера с элементами эвристической беседы учителя литературы

В родном селе из века в век
Людей поклоном привечают:
– День добрый, добрый человек!
И люди тем же отвечают.

– Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке литературы по творчеству замечательного русского писателя Н.С. Лескова. Разговор о нём и о его творческой судьбе мы с вами вели на прошлом уроке и пришли к выводу, что про него можно смело сказать словами стихотворения А. Бельского:

А силы в нём такие,
И в нём талант такой –
Талант любить Россию,
Любить народ родной.

Я попросила вас дома внимательно прочитать статью в учебнике о Лескове и его автобиографию для того, чтобы вы смогли найти в них слова, которые были бы созвучны строкам процитированного стихотворения и помогли бы нам сформулировать тему сегодняшнего урока по сказу «Левша». Пожалуйста, вам слово.

(ответы ребят, подготовленные дома индивидуально, приводятся здесь и далее стенографически, так как невозможно заранее предугадать ход их мыслей; уч-ся предлагали разные варианты, но большинство остановилось на словах из автобиографии Лескова, где он говорит о том, что он «знал русский народ изнутри и понимал его характер»)

Учитель: Сейчас попытайтесь сформулировать тему нашего урока и её обоснуйте. Можно посоветоваться с товарищами в группе.

(Ребята предлагали следующие темы: «Русь, рождающая умельцев», «Образы русских умельцев», «Загадочная русская душа» «Русский национальный характер» (по сказу «Левша»), но выбрали последнюю тему и смогли обосновать её выбор.)

Учитель: Молодцы, с заданием справились успешно. Я же предлагаю вам выбрать эпиграф к нашей теме. Я подготовила карточки с высказываниями для каждой группы.

(Ребята, поработав в группах, предложили несколько эпиграфов, обосновали свой выбор и посчитали возможным предложить следующие варианты:

  • «…там, где стоит «левша», надо читать «русский народ» Н.С. Лесков
  • «У него хоть шуба овечкина, так душа человечкина» Н.С. Лесков)

Учитель предлагает учащимся посмотреть отрывок из художественного фильма «Левша», где в качества эпиграфа взяты слова Достоевского. Учитель предлагает уч-ся обратить внимание на них и убедиться в созвучности смыслов этого эпиграфа и эпиграфов, выбранных ими.

III. Актуализация прежних знаний, переходящая в этап изучения нового

Учитель: Ребята, сопоставьте начало сказа и фрагмент фильма. На что вы обратили внимание?

(Ребята, верно, подметили, что фильм начат словами из заключительной, 20 главы, сказа, где всё происходящее названо «делами давно минувших дней». Уч-ся отметили, что здесь умело использован приём «переворачивания» композиции, чтобы привлечь внимание зрителя и настроить на дальнейшее восприятие)

Учитель: Ребята, а действительно ли события, изображённые в сказе, происходили так давно, что их можно назвать «преданьями старины глубокой»? Предлагаю вам, поработав в группах, взглянуть на это произведение с точки зрения историков и найти в нём приметы времени.

(Ребята отметили, что написан сказ в 1881 году, спустя 20 лет после отмены крепостного права (об отмене уч-ся было известно с уроков по творчеству Тургенева). Отметили ещё, что упоминаются два русских императора – Александр I и Николай I, Атаман Платов, Венский конгресс. Упоминаются географические названия – Англия, Россия, Петербург, Тула. Но также ребята пояснили, что более подробно о данном периоде в русской истории сказать не могут, так как он не изучался ещё на уроках истории)

Учитель: Я предвидела, что данный вопрос может вызвать у вас затруднение, хотя вы сумели подметить много исторических реалий в сказе. Поэтому я пригласила к нам на урок в качестве гостя учителя истории, который попытается помочь вам разобраться с этим вопросом.

Учитель истории (гость) вместе с ребятами установил хронологические рамки изображённых событий – с 1815 года после Венского совета при Александре I и до казни декабристов в начале 1826 года при Николае I. Был дан исторический комментарий времени правления Александра I и Николая I, какой вклад они внесли в процветание Отечества, а самое главное, как относились к русскому народу. Речь учителя сопровождалась просмотром фрагментов из худ.фильма «Левша». Далее учитель истории предложил подкрепить полученные знания работой с текстом и найти фрагменты, подтверждающие отношение высокопоставленных лиц (императоров и Платова) к русскому народу. Ребятами была составлена таблица с цитатами из текста.

Александр Павлович Атаман Платов Николай Павлович
«Англичане к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигли»
«
Вот если бы у меня был хотя бы один такой мастер в России…»
«Платов тоже осмелился доложить, что не довольно ли, мол, чужеземные продукты смотреть и не лучше ли к себе в Россию собираться»
«А он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два – замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Тула»
«Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»

Учитель: Значит, исходя из всего наработанного вами, мы можем предположить, что и в основе произведения Лескова «Левша» лежат реальные исторические события или это всё же вымышленная история?

(Ребята, основываясь на материалах прошлого урока и материалах статьи учебника, пояснили, что в основе сказа лежит легенда, возникшая, в свою очередь на основе реального события. Они отметили тот факт, что в сказе упоминается Тула, а это город мастеровых – оружейников, самоварных дел мастеров. Повествование ведётся от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи - сказителя. Да и сам сказ – особый тип повествования, который строится как рассказ определённого лица. Сказ передаёт особенности речи этого человека. Ребята предположили, что рассказчик, скорее всего, простой человек, ремесленник, мастеровой. В его речи много неправильностей, просторечий, инверсий, характерных для фольклорных произведений, а исторические персонажи показаны с точки зрения простолюдина. Значит, и он - выходец из народа. Также ребята отметили, что не всегда смогли определить, какое слово искажённое русское, а какое иноязычное.)

Учитель: Значит, ребята, самое время пригласить нашего второго гостя – учителя иностранного языка, который поможет вам разобраться в данном вопросе.

Учитель иностранного языка (гость) предлагает просмотреть фрагмент из фильма, где изображён диалог героев, в который включены слова «искажённые». Далее ребятам предлагается найти такие слова в тексте сказа, каждой группе в определённых главах, и попытаться предположить, что эти слова обозначают, какова их этимология. Затем уч-ся выступили в роли языковедов и переводчиков, узнали, что большинство иноязычных слов в сказе из французского языка. Далее они сделали вывод о том, что Лесков, передавая живую устную речь, даёт нам понять, что «так может говорить только человек из народа», в характере которого нет преклонения перед заграницей.)

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфам, выбранным вами к нашему сегодняшнему уроку (уч-ся зачитывают) . К какому персонажу изучаемого нами произведения относятся эти слова? (к Левше) Л. Аннинский писал: «О Левше и о народе «Лескова спрашивали: так он у Вас хорош или плох? Так Вы над ним смеётесь или восхищаетесь?.. Так вы за народ или против народа?..» А как бы вы ответили на этот вопрос, подводя итог 1 части нашего сегодняшнего занятия? Ответ свой подтвердите текстом сказа и фактами из биографии писателя.

(Ребята, обобщив сведения из биографии писателя и текста сказа, отметили, что сам Лесков хоть и принадлежал к потомственному дворянскому роду, но простонародный быт знал не понаслышке до мельчайших подробностей. В автобиографии он писал, что «народ просто надо знать, как самую свою жизнь, не штудируя её, а живучи ею». Лесков также был убеждён, что ни один русский город не может существовать без праведников. У ребят в ходе обсуждения возник вопрос о том, кто же такие праведники. Учитель помог разобраться в этом вопросе и объяснил, что по Лескову,- праведники - это люди, прожившие жизнь «не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего, не осудив пристрастного врага»).

Часть вторая

IV. Применение на практике новых знаний

Учитель: Можно ли назвать Левшу праведником, русским человеком, носителем русского национального характера? Если да, то каковы же черты этого характера?

(Ребята, основываясь на ранее изученном материале, дают определение характера как совокупности качеств человека; отмечают, что в художественном произведении характер рисуется автором и является основой образа. Перечислили средства создания характера, записали их в таблицу, которую будут заполнять по ходу урока.)

Учитель: (после показа фрагмента из фильма – изображение Левши) Вы сейчас просмотрели, каким увидел Левшу режиссёр фильма. А соответствует ли это видение тому, каким предстаёт Левша в сказе? Рассмотрите и иллюстрацию к сказу И. Глазунова, где изображён главный герой. Зачитайтеи запишите в таблицу портретные характеристики героя. О чём говорит его внешность? (далее уч-ся заполняют таблицу)

(Ребята сделали вывод о том, что внешне это был некрасивый, даже в какой-то степени отталкивающий человек, больше напоминающий уродца, или, как говорили на Руси, убогого. «Волосья выдраны при ученье», значит, много пережил и испытал на себе все тяготы жизни, грубое отношение со стороны богатых. Он беден, потому что одежда порванная. О себе он сам говорит: «Мы люди бедные». Но он не стесняется своей бедности и воспринимает это как должное.)

– О чём говорит речь персонажа? (о его простоте)

– Какими чертами характера наделяет автор своего героя? (главная черта характера Левши - трудолюбие. Кроме того, он был очень исполнительным человеком. Если ему поручили дело, значит, он должен его выполнить во что бы то ни стало. Ещё Левше свойственны увлечённость, гениальность, талант.)

– Есть ли у этого человека чувство собственного достоинства и как оно проявляется? (Левша и мастера обиделись на Платова, который оскорбил их своим недоверием, когда приехал принимать работу.)

– В сказе часто говорится о вере в Бога. Верует ли в Него Левша? (перед началом работы над блохой тульские мастера идут на поклон к «камнесечённой статуе Николая угодника»; а когда англичане безуспешно пытались Левшу «сбить, чтобы он на их жизнь польстился», для него важным было и то, что дома можно «в свой приход в церковь сходить», как делали его родители).

Просматриваем фрагмент фильма «Левша у императора». - Как ведёт себя герой и что нового вносит этот эпизод в раскрытие характера Левши? (не боится идти к государю, так как уверен в качестве своей работы; держится спокойно, сознавая своё достоинство мастера. Он понимает, что умеет делать то, чего не могут другие.)

Учитель: Волею случая Левша оказывается в Англии. Я предоставляю возможность Медведеву Алексею побыть немного Левшой и рассказать историю этой поездки от имени самого героя (заранее подготовленный ученик творчески пересказывает эпизод «Левша у англичан»)

– Что восхитило англичан в Левше? (мастерство восхитило, но удивило, что он нигде не учился, что он талантливый самородок, в котором искра Божия)

– А что за границей произвело на Левшу впечатление? (хозяйственные порядки) Почему вдруг Левша стал «беспокойно скучать» и «затосковал»? (при осмотре оружейных заводов он обратил внимание на то, как англичане ухаживают за ружьями. Это важная военная информация, и Левша заторопился домой.)

О какой черте характера говорит этот эпизод? (о любви Левши к Отечеству, а для него это прежде всего дом и семья. Родина для него – это вера. Изменить Родине - отказаться от веры, что для настоящего русского человека было величайшим грехом. Левша не произносит высоких слов о любви к родине, к своему народу, но он постоянно думает о Туле, о семье, о родителях. Родина в сердце у героя, в его душе. Даже умирая, он заботится о её величии (зачитывают)

Учитель: Значит, Левша – плоть от плоти русского народа. Какой факт наиболее ярко это подтверждает? (в тексте нет имени главного героя, да и прозвище написано с маленькой буквы; имя и не важно, так как это не единичный случай, конкретный человек, а это собирательный образ русского народа)

V. Подведение итогов урока

Учитель читает стихотворение Е. Евтушенко «Сказка о русской игрушке»: Что сближает это стихотворение и сказ Лескова? Какие слова из него вы бы назвали итоговыми нашему разговору?

(Ребята делают вывод о том, что героями этих произведений являются скромные русские мастеровые-умельцы, представители русского народа, его плоть и кровь; в качестве заключительных слов большинством были выбраны следующие строки стихотворения:

Ну а Ванька остался,
Как остался народ.
Ведь душа Ваньки-встаньки
В каждом русском живёт)

Учитель: Мне кажется, что мы всё-таки не обо всём сказали. Один вопрос так и остался без ответа: «Есть ли сейчас в нашем Отечестве «левши»? (Ребята начали дискутировать, но к единому мнению так и не пришли; учитель предлагает вниманию уч-ся компьютерную презентацию, выполненную заранее подготовленной ученицей «Современные «левши», а затем предлагает ребятам встречу с последними гостями урока - педагогами СДХШ – Ириной Павловной Курбановой и Натальей Геннадьевной Колесниковой)

Гости познакомили ребят с тем, какими народным промыслами они занимаются, как соблюдают народные традиции, как пытаются привить любовь к своему делу молодёжи. В ходе рассказа ребята совершили виртуальную экскурсию в Страну Мастеров с помощью выхода в открытое пространство сети Интернет . Гости призвали ребят тщательно хранить народные традиции, ведь через них осуществляется связь времён.)

VI. Рефлексия

Ученики заполняют свои самооценочные листы, подводят итоги работы группы. Составление синквейна.

VII. Домашнее задание

В конце урока ребятам предлагается «свободное» домашнее задание , основанное на материалах урока или впечатлениях от него.

На уроках в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова окончательный итог и выставление отметок предусматривается на следующем уроке.

Формы предоставления домашнего задания:

  • сочинения «О чём меня заставил задуматься сказ «Левша», «Русь, рождающая умельцев» и др.;
  • стихотворения – отзывы об уроке;
  • синквейны;
  • компьютерные презентации об истории народных промыслов;
  • таблица «В каких ещё художественных произведениях говорится об умельцах»;
  • эскиз «Необычный памятник Левше»;
  • и другие.

Наиболее удачной были работы, в основу которых поставлены проблемные вопросы : «А так ли уж положителен образ Левши? Неужели у него нет отрицательных качеств?» «Кто виноват в смерти Левши?» и др.

Лесков не дает имени своему герою, подчеркивая тем самым собирательный смысл и значение его характера. В образ Левши собраны основные черты русского национального характера.

· Религиозность

Религиозность русского народа проявляется в эпизоде, когда тульские мастера, в том числе Левша, перед началом работы пошли поклониться иконе “мценского Николы” - покровителя торгового и военного дела. Также религиозность Левши “переплетается” с его патриотизмом. Вера Левши - одна из причин, по которой он отказывается остаться в Англии. “Потому,- отвечает,- что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.”

· Сила воли, мужество и смелость

Левша в числе трех оружейников в течение двух недель упорно работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха, чтобы во время работы не разу не выйти из их “тесной хороминки”, в которой “от безотдышной работы в воздухе такая потная спираль сделалась, что непривычному человеку с свежего поветрия и одного раза нельзя было продохнуть”.

· Терпение и стойкость

Много раз Левша проявляет терпение и стойкость: и когда Платов “словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели” , и когда Левша, плывя из Англии домой, несмотря на ненастье, сидит на палубе, чтобы поскорей увидеть Родину:

“Как вышли из буфты в Твердиземное море, так стремление его к России такое сделалось, что никак его нельзя было успокоить. Водопление стало ужасное, а, левша все вниз в каюты нейдет - под презентом сидит, нахлобучку надвинул и к отечеству смотрит. Много раз англичане приходили его в теплое место вниз звать, но он, чтобы ему не докучали, даже отлыгаться начал.”

· Патриотизм

Будучи в Англии, Левша отвергает выгодные предложения англичан: обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей. (“Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет”, «Англичане назвались, чтобы его родителям деньги посылать”, “ мы вас женим ”), так как он любит свою Родину, любит её обычаи, её традиции. Левша не представляет свою жизнь вне России. “Мы,-- говорит,-- к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница -- старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить”, “а я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать ”.

Левша - истинный патриот, патриот в душе, одарен от рождения, ему присуща высокая нравственность и религиозность. Он прошел через множество испытаний, но даже в смертный час он помнит о том, что должен сообщить военный секрет англичан, незнание которого отрицательно отражается на боеспособности русской армии.

· Доброта

Несмотря на его сильную привязанность к Родине, Левша отказывает англичанам в просьбе остаться очень вежливо, стараясь их не обидеть. Он делает это так, что его отказ не только не расстроил англичан, а даже вызвал у них уважение. И атамана Платова он прощает за грубое обращение с собой. “У него хоть и шуба овечкина, так душа человечкина”,-- говорит о своем русском товарище “аглицкий полшкипер”.

· Трудолюбие и одарённость

Одной из основных тем в рассказе является тема творческой одаренности русского человека. Талант, по Лескову, не может существовать самостоятельно, он обязательно должен основываться на нравственной, духовной силе человека. Сам сюжет, сама история этого сказа рассказывает о том, как Левша, вместе со своими товарищами, смог “переплюнуть” английских мастеров без всяких приобретённых знаний, только благодаря одарённости и трудолюбию. Необыкновенное, чудесное мастерство - основное свойство Левши. Он утер нос «аглицким мастерам», подковал блоху такими мелкими гвоздями, что и в самый сильный «мелкоскоп» не увидишь. Образом Левши Лесков доказывал, что неверно мнение, вложенное в уста императора Александра Павловича: у иностранцев “такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся”.

Собственное имя Левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства, но его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно. Образ Левши, по мысли писателя, напоминает о тех временах, когда имело значение «неравенство талантов и дарований», и заставляет с грустью смотреть на современность, когда, «благоприятствуя возвышению заработка, машины не благоприятствуют артистической удали, которая иногда превосходила меру, вдохновляя народную фантазию к сочинению подобных нынешней баснословных легенд».



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...