Сообщение на тему жизнь крылова. Сочинение «Начало литературной деятельности Крылова

Иван Андреевич Крылов — известный поэт и публицист, родился 2 февраля 1769 года в Москве. У Ивана Крылова не было возможности получить хорошее образование, а от отца он получил только много книг и большую любовь к ним. Обеспеченные соседи мальчика разрешили ему присутствовать при уроках французского языка, которые проводились для их детей. Так Иван Андреевич Крылов сносно выучил французский.

Мальчик очень рано стал работать, а также узнал, как это жить в нищете. Когда умер папа Ивана, то его взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Денег хватало только на еду, поэтому жить было очень сложно. Через 5 лет мама будущего баснописца, берет с собой детей и отправляется в Санкт-Петербург добиваться своей пенсии, а также для подготовления старшего сына к работе. Так Иван Крылов начал работать приказным служителем в казённой палате.

Молодой Крылов очень много читал, чтобы получить должное самообразование. Также известно, что в юные годы он самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15 лет юноша сам написал маленькую комическую оперу под названием «Кофейница». Это можно назвать первым дебютом в литературе поэта. Из-за бедности, Иван Крылов хорошо был знаком с бытом и нравами обычных людей, поэтому такой опыт в будущем стал очень полезным.

Творчество

После переезда в Санкт-Петербург Иван Андреевич посетил новый открывшийся театр. Там он познакомился со многими артистами и с этих пор жил увлечениями этого святилища искусства. Крылов слишком сильно любил литературную деятельность, поэтому в 18-летнем возрасте он ушел в отставку с казённой службы.

Литературная деятельность поначалу была не очень удачной. Вскоре баснописец написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Но данное произведение было посредственным, но молодой литератор не стал останавливаться.

Через некоторое время поэт создал несколько комедий: «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и много других. В этот раз был заметен рост мастерства Крылова, но большинство читателей и критиков были недовольны.

Первые басни Ивана Андреевича были напечатаны без подписки. В 1788 году их можно было увидеть в журнале «Утренние часы». Три творения, называвшиеся «Новопожалованный осёл», «Судьба игроков», «Стыдливый игрок» были практически не замечены критиками и читателями. В них было много едкости, сарказма, но не умения.

В 1789 году баснописец издает журнал «Почта духов» вместе с Рахманиным. Но издание не получает желаемый успех и больше не выпускается. Крылов на этом не останавливается.

Журнал «Почта духов»

Спустя 3 года он создает еще один журнал под названием «Зритель». Затем еще через 1 год выходит журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях Иван Андреевич Крылов публиковал некоторые свои произведения.

В 1805 году Крылов перевел две басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста». В 1809 году первое издание Ивана Крылова получает огромную популярность, оно состояло из 23 произведений. Так баснописец стает очень популярным и публика с нетерпением ждет его новых творений.

В 1810 году он вступает помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку, в которой будет работать до 1841 года.

В 1825 году в Париже граф Григорий Орлов напечатал Басни И. А. Крылова в двух томах на французском, русском и итальянском языках. Данная книга была первым зарубежным изданием басен.

За всю свою жизнь писатель создал более 200 басен. Крылов жил достаточно долго, он был очень умным и добрым человеком. Свои произведения он создавал не только для высокообразованной интеллигенции, но и для простых людей. Умер баснописец 21 ноября 1844 года. Многие думали, что Крылов умер от заворота кишок, а на самом деле причиной смерти стало двустороннее воспаление лёгких.

ЛИЦЕЙ № 25

РЕФЕРАТ

по литературе

на тему: «ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

И. А. КРЫЛОВА »

Выполнил:

ДанилМакарчук

ученик6 «А» класса

Проверила:

КочергинаТ. Н.

В богатейшей галерее русскихписателей-классиков образ писателя – басенника – Крылова является одним изсамых своеобразных и красочных.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769году и умер 21 ноября 1844 года. Годы его жизни как бы разделились между двумястолетиями. Но, будучи одним из последних крупнейших представителей русскойлитературы ХVIII века,Крылов стал вместе с тем первым в великой семье русских писателей-реалистов ХIХстолетия. Творчество Крылова явилось своего рода звеном, связавшим воедино дваконца золотой литературной цепи – передовые традиции Новикова, Фонвизина,Радищева с творчеством Грибоедова, Пушкина, Гоголя

Самое значительное из всеголитературного наследия Крылова – басни, писавшиеся им, за немногимиисключениями, в XIX веке, несколько заслонили собой ранний период еготворчества. А между тем именно в этот ранний период уходят корни иКрылова-баснописца.

В литературу Крылов пришел издемократических, трудовых слоев общества. Его раннее детство прошло средитревог и волнений походной, боевой жизни. Отец его был произведен в офицерыпосле тринадцатилетней солдатской службы в одном из армейских пехотных полков.

Вскоре, в 1778 году, он умер. Мать Крылова, хотя она и была женщиной малоученой, очень хотела дать старшему сыну хорошееобразование; Рвался к учению и сам Крылов. Однако ему пришлось думать не о том, чтобы учиться, а о том, чтобы обеспечить существование семье. В возрастевосьми лет он был уже «записан» на чиновничью службу. Перед мальчикомоткрывалась малоутешительная перспектива «завязнуть в писарях». Но примиритьсяс этим Крылов не захотел. В наследство от отца ему достался сундучок с книгами.Мальчик жадно на них набросился. Отсюда, видимо, и пошло первое влечение его клитературе.

Благодаря смелости и настойчивостиКрылову удалось осуществить свои мечты – вырваться на простор. В 1782 годутринадцатилетний подканцелярист перебирается с семьей в Петербург, где иустраивается на новую службу – канцеляристом в Казенную палату, с годовымжалованьем всего в девяносто рублей. Однако все помыслы Крылова уже былиобращены в это время к литературе.

Одним из очень распространенных в товремя драматических жанров была так называемая «комическая опера». Комическуюоперу под названием «Кофейница» пишет и Крылов.

Пьеса начинающего юного автора,естественно, была еще слаба в художественном отношении, но вместе с тем самКрылов позже, уже в годы своей славы, замечал, что ему удалось верно зарисоватьв ней «нравы эпохи». Крылов смело и уверенно набрасывает резко обличительныекартины дикого помещичьего произвола и насилия. Молодому автору удалосьзаинтересовать пьесой одного из петербургских книгопродавцев, который купил ееза шестьдесят рублей. Ни в печати, ни на сцене «Кофейница» не появилась, нолитературная деятельность Крылова, обрадованного и воодушевленного первойудачей, начала развертываться все энергичнее. Вслед за «Кофейницей» он пишетодну за другой две трагедии, оперу, комедию.

Однако Крылов не захотел подлаживаться ктогдашним заправилам петербургского театра. В результате ни одна из этихранних его пьес на сцене не появилась. И все же Крылов смело решает броситьслужбу и полностью отдаться литературе!

Литературная деятельность Крылова впервый период, занимающий примерно десятилетие (1786 – 1796), показываетисключительную одаренность молодого автора. Двадцатилетний Крылов, неполучивший никакого систематического образования, не учившийся ни в одной школе, обнаруживает прекрасную осведомленность в самых передовых явленияхсовременной ему просветительной литературы и ставит в своем творчестве,особенно в своей сатирической публицистике, все те проблемы, которые волновалиумы наших просветителей. Выдающимся является этот период деятельности Крылова ив том отношении, что писатель словно пробует свои силы во всех литературныхродах и видах. Помимо театральных пьес, он пишет в это время самыеразнообразные стихотворные произведения (гражданские стихотворения, дружескиепослания, любовные песенки), прозаические повести, сатирические очерки,театральные рецензии и т, д. Но всему, чтони пишет в эти годы Крылов, сколь бы ни отличались между собой его произведенияпо форме, присуща одна общая черта – резкое обличительно-сатирическое отношениек феодально-крепостнической действительности.

Носитель передовых идей векаПросвещения, Крылов по своей натуре был убежденным и последовательнымгуманистом. В период жестокого подавления самодержавием и крепостничествомчеловеческой личности он высоко подымал знамя человека, человеческогодостоинства.

Возвышенно смотрел Крылов на задачилитературы, на общественную роль писателя. Крылов стремится в своем творчествеявить истину – показать действительность такой, какова она есть на самом деле:без одических преувеличений и идиллического прикрашивания. Стремление это, посуществу, очень близко к тем задачам, которые позднее будут ставить перед собойнаши писатели-реалисты. Это, естественно, толкало Крылова в русло одного изсамых значительных течений предшествовавшей и современной ему литературы –сатирического течения, в недрах которого исподволь накапливались элементыбудущего критического реализма, издавна подготовлялось позднейшее,«гоголевское направление».

Сатирическое течение возникает у самыхистоков русской литературы XVIII века, начинаясь сатираvи Кантемира,создавшими устойчивую, проходящую через все столетие традицию.

Сатирическая струя проникает всетворчество молодого Крылова, ощутимо сквозит в ряде его стихотворений, резкопроступает в драматургии. Но с наибольшей яркостью и блеском огромноесатирическое дарование и исключительный сатирический темперамент Крылова развернулись в его сатирико-публицистической прозе на страницах «Почты духов»(1789) и в двух других журналах – «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793).

Крыловская сатира явилась высшим взлетомв развитии сатирического направления русской литературы ХVIIIвека. У Крылова были безусловно все данные, чтобы стать великим сатириком. Новремя для этого было весьма неблагоприятное.

Последующие десять с лишним лет являютсянаименее освещенным периодом в биографии Крылова. Несмотря на все внешниеперемены и зачастую малоблагоприятные обстоятельства, многосторонне одаренныйКрылов и в эти годы продолжал жить деятельной внутренней жизнью: изучал языки,усиленно занимался рисованием, игрой на скрипке, в чем достиг очень большогомастерства. Но его литературная деятельность почти совсем замерла.

В марте 1801 года «увенчанный злодей» –Павел I – был убит у себя во дворце. Новый российскийсамодержец – его сын Александр I,– желая расположить к себе общественное мнение,начал было играть в либерализм, в частности значительно ослабил цензурныйгнет. Это дало возможность Крылову возобновить свою литературную деятельность.Но полное возвращение Крылова в литературу, как бы второе его литературноерождение, произошло только в 180б году. К этому времени Крылов перевелдве-три басни из Лафонтена и показал свои переводы поэту И. И. Дмитриеву,пользовавшемуся в то время репутацией крупнейшего баснописца. Дмитриев пришелв совершенный восторг. «Это ваш род, вы нашли его»,– сказал он Крылову.

В журналах начали появляться всё новые иновые басни Крылова. Сборники его басен стали выходить отдельными изданиями,общий тираж которых еще при жизни Крылова достиг цифры, для того временисовершенно неслыханной и небывалой,– 77 тысяч экземпляров. За это же врембасни Крылова были переведены на десять зыков.

К ровному, спокойному течению приходит иполная до этого времени треволнений и перемен жизнь Крылова. В 1812 году онпоступает библиотекарем в Петербургскую Публичную библиотеку, оставаясь на этойработе почти до самой своей смерти.

Пушкин назвал Крылова во всех отношениях«самым народным нашим поэтом», то есть и самым национальным, и самымпопулярным. Но самым популярным Крылов сделался именно потому, что до Пушкинаон был у нас и самым национальным писателем. В его баснях, говоря словамиБелинского, «выразилась сторона духа целого народа», «сторона жизни миллионов».

Басенный жанр привлекал к себе Крыловасвоим широчайшим демократизмом – всеобщей доходчивостью, общедоступностью.Когда кто-то спросил у писателя, почему он создает только басни. Крыловответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги, и дети».

Басни – один из древнейших, можносказать изначальных, видов и форм художественного творчества, своими корнямиони уходят в область первобытных представлений, в мир сказочного эпоса оживотных. Тесно связана басня и с народными пословицами и поговорками. Все этоделает басню особенно близкой к народному творчеству.

Басни явились творческим итогом, венцомдолгой и разнообразной литературной деятельности Крылова. Он претворил в нихи весь свой первоначальный творческий опыт – драматурга, сатирика, лирическогопоэта. «Басни Крылова,– замечает Белинский,– не просто басни: это повесть,комедия, юмористический очерк, злая сатира – словом, что хотите, только непросто басня».»

В очень большом числе своих басен,таких, как «Ворона и лисица», «Лягушка и волк», «Синица», «Мартышка и очки»,«Прохожие и собаки», «Лжец», «Петух и жемчужной зерно», «Свинья под дубом» идр., Крылов высмеивает зависть, скупость, лживость, хвастовство, лесть,алчность, невежество, эгоизм. Другие его басни дают блестящие образы бытовой сатиры,сатиры на нравы («Крестьянин в беседе», «Тришкин кафтан», «Демьянова уха» идр.) Наконец, в целом ряде басен Крылов от сатирического обличения частныхпороков поднимается до сатиры политической, социальной («Волк и мышонок»,«Рыбья пляска», «Пестрые овцы»).

Крылову-баснописцу, как иКрылову-сатирику, присущ глубокий демократизм. В столкновении между «овцами»«волками», «слабыми» и «сильными», скромными тружениками и нахальнымитрутнями-тунеядцами словом, между народом и его угнетателями, – в этом извечномконфликте классового общества, который на все лады, под разными обличиямиразыгрывается перед нами в стольких баснях Крылова, он всегда на стороненарода. Он неустанно нападает на всевозможных «воришек» и «воров» народногодобра, на всех этих хищников, которые «богаты иль когтем, иль зубком»,– тигров,медведей, алчных волков, хитрых лисиц. При этом Крылов недвусмысленнораскрывает басенные псевдонимы, прямо указывая, кто под ними скрывается:неправые судьи, корыстные и продажные чиновники, наглые грабители-вельможи.

В подавляющем большинстве сатиракрыловских басен носит не отвлеченно-общий характер, а проникнута самой жгучей,животрепещущей злободневностью. Целый ряд басен Крылова представляет собойнепосредственный отклик на события общественно-политической жизни, глубокозатрагивавшие его как патриота и гражданина.

«Но великий народолюбец Крылов не толькорисует в баснях бесправие и угнетение народа, он выражает и свою глубокуюверу в народ, свое убеждение, что именно народу принадлежит главная роль вжизни страны. Это самое горячее убеждение Крылова является как бы лейбмотивомего басенного творчества.

Все наши писателии критики, начиная с Пушкина и Белинского, отмечают в баснях Крылова особую«веселую насмешливость» русского ума, «умение чисто по-русски смотреть на вещии схватывать их смешную сторону в меткой иронии.

Крылов придалбасенному жанру ярчайшее национальное своеобразие; даже на переводные своибасни он наложил неизгладимый русский отпечаток. «Звери у него мыслят ипоступают слишком по-русски, – писал о Крылове Гоголь. –… Кроме верногозвериного сходства, которое у него до того сильно, что не только лисица,медведь, волк, но даже сам горшок поворачивается как живой, они показали в себееще и русскую природу… Всюду у него Русь и пахнет Русью». Эти отзывыподхватывает и развивает Белинский: «Кто-то и когда-то сказал, что «в басняху Крылова медведь – русский медведь, курица – русская курица»: слова эти всехнасмешили, но в них есть дельное основание, хотя и смешно вырожденное. Дело втом, что в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные,кажется, и действуют в них, но есть люди, и притом русские люди». Ввысказываниях Гоголя и Белинского метко вскрыта реалистическая природа басенныхобразов Крылова.

Образы зверей вбаснях имеют характер своего рода постоянных масок: лиса всегда знаменуетсобой хитрость, осел – глупость, волк – алчность, и т.д. Крылов впервые вовсей мировой литературе сумел превратить басню в подлинно реалистическийжанр.

Басни Крыловаглубоко народны и по своей форме, по своему художественному материалу – слову,языку. Молодой Пушкин считал Крылова единственным писателем, «коего слогрусский». И Крылов действительно первый в нашей литературе до Пушкина полностьюслил литературный язык с живой народной речью, насытил свои басни народнымиформами, словами, «крылатыми» народными выражениями, пословицами. Огромноечисло отдельных мест и выражений из крыловских басен, в свою очередь, сталосвоего рода пословицами. («А ларчик просто открывался», «А Васька слушает, даест», «Слона-то я и не приметил» и многие другие).

Небывалогомастерства достигает Крылов в художественной обработке своих басен: в лепкеобразов, в яркой живописности языка, в изумительной изобразительности «вольного» басенного стиха, который под его пером становится необычайнопластичным, способным принимать любую форму.

И образцы подобной«истинной живописи» звуков, словом, наконец, самим движением стиха можно найтив каждой крыловской басне.

Значение Крыловадля русского искусства слова не ограничивается только областью басни. ТакЛомоносов, как Пушкин, Крылов оказал глубокое воздействие, сообщил мощныйтолчок всему движению нашей литературы. Басни Крылова явились у нас первыми,говоря словами Пушкина «истинно народными» и подлинно реалистическимипроизведениями. Это определяет их исключительно важную роль. От басен Крылова,впитавших и претворивших в себе лучшие достижения нашей литературы XVIII века, тянутся прямые нити ктаким величайшим созданиям нашего художественного реализма, как «Горе отума», «Евгений Онегин», «Мертвые души». Еще при жизни Крылова Белинскийвдохновенно пророчил: «Слава… Крылова все будет расти и пышнее расцветать...»

В наши дни слава Крылова вышла далеко занациональные пределы. Крылов звучит не только на русском языке и на языкахнародов Советского Союза, но и почти на всех языках мира. Басни Крыловапереведены более чем на пятьдесят языков. У Крылова были великиепредшественники в мировой басенной литературе, но ни од нему из них не удалосьвнести в свои басни только подлинно народного духа, столько внутреннейреалистической правдивости! В том отношении великий русский баснописец Крыловявляется величайшим баснописцем мира.

Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Проявив героизм и мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов не получил никаких наград и чинов. После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. Должность председателя магистрата не приносила ощутимого дохода, семья жила в бедности. Умер Крылов-старший в 1778 году в чине капитана. Жизнь вдовы и детей (старшему сыну Ивану выполнилось лишь 9 лет) стала ещё бедней.

Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом Иван Крылов сносно выучил французский.

Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Через 5 лет мать Ивана Крылова, прихватив детей, отправилась в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. Так Иван Крылов получил новую должность, устроившись приказным служителем в казённую палату.


Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15-летнем возрасте Иван даже написал небольшую комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав «Кофейница». Это был его первый, пусть неудачный, но всё же дебют в литературе. Язык написания был очень богат, чему Крылов обязан своей любви толкаться среди простого народа на ярмарках и разных простонародных увеселениях. «Благодаря» бедности, Иван Андреевич отлично был знаком с бытом и нравами простых людей, что в будущем ему очень пригодилось.

Творчество

Переезд Ивана Андреевича Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал в открывшемся театре. Там он познакомился с некоторыми артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства. Серьёзно заниматься карьерой на новой казённой службе Крылову не хотелось, все его интересы были направлены совсем в другую сторону. Поэтому 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературной деятельностью.


Поначалу она была неудачной. Иван Крылов написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Здесь были некоторые проблески таланта и свободомыслия начинающего автора, но в плане литературном «Филомела» была очень посредственным произведением. Но останавливаться молодой литератор не собирался.

За трагедией последовали несколько комедий. «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие тоже не поразили читателей и критиков дарованием. Но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.

Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В них было много сарказма, едкости, но не мастерства.

В 1789 году Иван Крылов вместе с Рахманиным начинает издавать журнал «Почта духов». Он стремится возродить ту сильную сатиру, которую раньше демонстрировали новиковские журналы. Но издание не пользуется успехом и в том же году прекращает свой выход. Но это не останавливает Крылова. Через 3 года он создаёт с группой единомышленников другой журнал, назвав его «Зритель». Ещё через год появляется журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих изданиях печатались некоторые прозаические произведения Крылова, наиболее яркие из которых повесть «Каиб» и довольно смелая для своего времени статья «Похвальная речь моему дедушке», обличающая помещичье самодурство.


Журнал Ивана Крылова "Почта духов"

Доподлинно неизвестно, что стало причиной временного отхода Ивана Крылова от литературной деятельности, и почему он покинул Санкт-Петербург. Возможно, начались некие притеснения со стороны властей, а может литературная неудача толкнула писателя уехать из города, но до 1806 года Крылов почти забросил писательство. В 1806 году Крылов возвращается к активной литературной деятельности.

Он пишет довольно талантливые переводы лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Переводы с лестной рекомендацией Ивана Дмитриева печатает столичный журнал «Московский зритель». В том же 1806 году Иван Крылов вернулся в Санкт-Петербург и поставил комедию «Модная лавка». В следующем году ещё одну – «Урок дочкам». Общество, в связи с наполеоновскими войнами переживавшее подъём патриотических чувств, с большим воодушевлением встречает постановки. Ведь в них высмеивается французомания.

В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью. С этих пор Крылов становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика. Иван Андреевич возвращается к государственной службе. Сначала он поступает на заметную должность в Монетный департамент, а через 2 года – в Императорскую публичную библиотеку, где работал с 1812-го по 1841-ый годы.

В этот период изменился Крылов и внутренне. Теперь он благодушен и сдержан. Не любит ссориться, очень спокоен, ироничен и всё больше ленив. С 1836 года Иван Крылов уже ничего не пишет. В 1838-ом литературная общественность торжественно чествует 50-летие творческой деятельности баснописца. Умер писатель в ноябре 1844 года.


Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты. Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Его басни очень народны и общепонятны. Они ориентированы на всех, а не только на высокообразованную интеллигенцию. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров изданных сборников басен. На то время – небывалое явление. Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью и .

Личная жизнь

О рассеянности, небрежной неряшливости и невероятном аппетите Ивана Крылова ходили легенды и слагались анекдоты. Вполне в его духе было положить в карман сюртука ночной чепчик вместо платка, вытянуть его во время пребывания в обществе и высморкаться. Иван Андреевич абсолютно равнодушно относился к своему внешнему виду. Казалось бы, такой человек никак не мог пользоваться вниманием у дам. Тем не менее сохранились сведения его современников, утверждавших, что личная жизнь Ивана Крылова хотя и не была бурной, но уж точно не отсутствовала.


В 22 года он полюбил дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать замуж дочь за бедного рифмоплёта они отказались. Но Анна так тосковала, что родители наконец согласились выдать её замуж за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург. Но Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать в Брянск, и попросил привезти Анну к нему. Родные девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.


Современники Ивана Крылова писали, что к неряшливому и сумасбродному баснописцу были неравнодушны именитые дамы. Якобы его любила балерина, бывшая содержанкой великого князя Константина Павловича. Но баснописец отшутился, что к браку непригоден. Говорят, что обаятельному толстяку очень симпатизировала сама императрица . И это несмотря на то, что Иван Андреевич осмелился появиться перед ней в дырявом сапоге, из которого торчал палец, да ещё и чихнуть, когда целовал руку императрице.


Иван Крылов так никогда и не женился. Официально у него нет детей. Но современники баснописца утверждали, что у Ивана Андреевича всё же наличествовала гражданская жена. Это была его домработница Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Тем не менее Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Крылова. О том, что это может быть правдой, говорит факт, что после смерти Фени Саша осталась жить у Крылова. А после её замужества Крылов с удовольствием нянчил её детей и переписал всё свое имущество на имя мужа Александры. Во время кончины Ивана Крылова у его постели находились Саша, её муж и двое детей.

Басни

  • Стрекоза и Муравей
  • Лебедь, Рак и Щука
  • Ворона и Лисица
  • Волк и Ягнёнок
  • Мартышка и Очки
  • Квартет
  • Свинья под Дубом
  • Демьянова уха
  • Листы и корни
  • Разборчивая невеста

В богатейшей галерее русских писателей-классиков образ писателя – басенника – Крылова является одним из самых своеобразных и красочных.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году и умер 21 ноября 1844 года. Годы его жизни как бы разделились между двумя столетиями. Но, будучи одним из последних крупнейших представителей русской литературы ХVIII века, Крылов стал вместе с тем первым в великой семье русских писателей-реалистов ХIХ столетия. Творчество Крылова явилось своего рода звеном, связавшим воедино два конца золотой литературной цепи – передовые традиции Новикова, Фонвизина, Радищева с творчеством Грибоедова, Пушкина, Гоголя

Самое значительное из всего литературного наследия Крылова – басни, писавшиеся им, за немногими исключениями, в XIX веке, несколько заслонили собой ранний период его творчества. А между тем именно в этот ранний период уходят корни и Крылова-баснописца.

В литературу Крылов пришел из демократических, трудовых слоев общества. Его раннее детство прошло среди тревог и волнений походной, боевой жизни. Отец его был произведен в офицеры после тринадцатилетней солдатской службы в одном из армейских пехотных полков.

Вскоре, в 1778 году, он умер. Мать Крылова, хотя она и была женщиной малоученой, очень хотела дать старшему сыну хорошее образование; Рвался к учению и сам Крылов. Однако ему пришлось думать не о том, чтобы учиться, а о том, чтобы обеспечить существование семье. В возрасте восьми лет он был уже «записан» на чиновничью службу. Перед мальчиком открывалась малоутешительная перспектива «завязнуть в писарях». Но примириться с этим Крылов не захотел. В наследство от отца ему достался сундучок с книгами. Мальчик жадно на них набросился. Отсюда, видимо, и пошло первое влечение его к литературе.

Благодаря смелости и настойчивости Крылову удалось осуществить свои мечты – вырваться на простор. В 1782 году тринадцатилетний подканцелярист перебирается с семьей в Петербург, где и устраивается на новую службу – канцеляристом в Казенную палату, с годовым жалованьем всего в девяносто рублей. Однако все помыслы Крылова уже были обращены в это время к литературе.

Одним из очень распространенных в то время драматических жанров была так называемая «комическая опера». Комическую оперу под названием «Кофейница» пишет и Крылов.

Пьеса начинающего юного автора, естественно, была еще слаба в художественном отношении, но вместе с тем сам Крылов позже, уже в годы своей славы, замечал, что ему удалось верно зарисовать в ней «нравы эпохи». Крылов смело и уверенно набрасывает резко обличительные картины дикого помещичьего произвола и насилия. Молодому автору удалось заинтересовать пьесой одного из петербургских книгопродавцев, который купил ее за шестьдесят рублей. Ни в печати, ни на сцене «Кофейница» не появилась, но литературная деятельность Крылова, обрадованного и воодушевленного первой удачей, начала развертываться все энергичнее. Вслед за «Кофейницей» он пишет одну за другой две трагедии, оперу, комедию.

Однако Крылов не захотел подлаживаться к тогдашним заправилам петербургского театра. В результате ни одна из этих ранних его пьес на сцене не появилась. И все же Крылов смело решает бросить службу и полностью отдаться литературе!

Литературная деятельность Крылова в первый период, занимающий примерно десятилетие (1786 – 1796), показывает исключительную одаренность молодого автора. Двадцатилетний Крылов, не получивший никакого систематического образования, не учившийся ни в одной школе, обнаруживает прекрасную осведомленность в самых передовых явлениях современной ему просветительной литературы и ставит в своем творчестве, особенно в своей сатирической публицистике, все те проблемы, которые волновали умы наших просветителей. Выдающимся является этот период деятельности Крылова и в том отношении, что писатель словно пробует свои силы во всех литературных родах и видах. Помимо театральных пьес, он пишет в это время самые разнообразные стихотворные произведения (гражданские стихотворения, дружеские послания, любовные песенки), прозаические повести, сатирические очерки, театральные рецензии и т, д. Но всему, что ни пишет в эти годы Крылов, сколь бы ни отличались между собой его произведения по форме, присуща одна общая черта – резкое обличительно-сатирическое отношение к феодально-крепостнической действительности.

Носитель передовых идей века Просвещения, Крылов по своей натуре был убежденным и последовательным гуманистом. В период жестокого подавления самодержавием и крепостничеством человеческой личности он высоко подымал знамя человека, человеческого достоинства.

Возвышенно смотрел Крылов на задачи литературы, на общественную роль писателя. Крылов стремится в своем творчестве явить истину – показать действительность такой, какова она есть на самом деле: без одических преувеличений и идиллического прикрашивания. Стремление это, по существу, очень близко к тем задачам, которые позднее будут ставить перед собой наши писатели-реалисты. Это, естественно, толкало Крылова в русло одного из самых значительных течений предшествовавшей и современной ему литературы – сатирического течения, в недрах которого исподволь накапливались элементы будущего критического реализма, издавна подготовлялось позднейшее, «гоголевское направление».

Сатирическое течение возникает у самых истоков русской литературы XVIII века, начинаясь сатираvи Кантемира, создавшими устойчивую, проходящую через все столетие традицию.

Сатирическая струя проникает все творчество молодого Крылова, ощутимо сквозит в ряде его стихотворений, резко проступает в драматургии. Но с наибольшей яркостью и блеском огромное сатирическое дарование и исключительный сатирический темперамент Крылова развернулись в его сатирико-публицистической прозе на страницах «Почты духов» (1789) и в двух других журналах – «Зритель» (1792) и «Санкт-Петербургский Меркурий» (1793).

Крыловская сатира явилась высшим взлетом в развитии сатирического направления русской литературы ХVIII века. У Крылова были безусловно все данные, чтобы стать великим сатириком. Но время для этого было весьма неблагоприятное.

Последующие десять с лишним лет являются наименее освещенным периодом в биографии Крылова. Несмотря на все внешние перемены и зачастую малоблагоприятные обстоятельства, многосторонне одаренный Крылов и в эти годы продолжал жить деятельной внутренней жизнью: изучал языки, усиленно занимался рисованием, игрой на скрипке, в чем достиг очень большого мастерства. Но его литературная деятельность почти совсем замерла.

В марте 1801 года «увенчанный злодей» – Павел I – был убит у себя во дворце. Новый российский самодержец – его сын Александр I,– желая расположить к себе общественное мнение, начал было играть в либерализм, в частности значительно ослабил цензурный гнет. Это дало возможность Крылову возобновить свою литературную деятельность. Но полное возвращение Крылова в литературу, как бы второе его литературное рождение, произошло только в 180б году. К этому времени Крылов перевел две-три басни из Лафонтена и показал свои переводы поэту И. И. Дмитриеву, пользовавшемуся в то время репутацией крупнейшего баснописца. Дмитриев пришел в совершенный восторг. «Это ваш род, вы нашли его»,– сказал он Крылову.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция

Творчество И.А. Крылов а

Творчество Ивана Андреевича Крылова занимает особое место в развитии русской литературы и шире - культуры конца XVIII - начала XIX в. Оказавшись на стыке двух столетий, как бы соединяющий их собою, писатель связывает и две литературные эпохи.

Литературная позиция Крылова в 1800--1810-е гг. - период споров "о старом и новом слоге" между шишковистами и карамзинистами - остается своеобразной загадкой. Кажется, сам писатель сознательно оставляет возможность различно толковать свои художественные антипатии и пристрастия. Еще в опубликованной на страницах журнала "Зритель" (1792) "восточной повести" "Каиб" он с одинаковой силой высмеивает стилевые штампы и торжественной оды классицизма, и сентиментальной идиллии - эта тенденция в творчестве Крылова-баснописца сохраняется. Потому так сложен процесс выбора поэтом литературных единомышленников. С 1811 г. он становится членом "Беседы любителей русского слова", однако, по свидетельству современников, "тайно подсмеивался над нею". Сам баснописец высоко оценил творчество Жуковского, поддерживал появление в печати поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", - однако, присутствуя на одном из чтений "Бориса Годунова", высказался о трагедии неодобрительно, как казалось современникам, из-за "классических" симпатий. Поэт словно не был до конца "чужим" или "своим" той или другой полемизирующей группировке - очевидно, из-за несоответствия языковой и стилевой манеры его басен ни воззрениям на литературный язык Шишкова и его последователей, ни пристрастиям карамзинистов. В своем мнении о Шишкове ("Он хорошо знает, как писать не должно, но не знает, как должно писать") Крылов, по существу, определил направление собственных художественных поисков, равно далеких от архаики "старого" и "литературности" "нового" слога. В его баснях разговорный, народный язык, интонационная гибкость устной речи имеют реалистическую природу, основаны на стремлении сделать художественное слово как можно более близким его предмету. творчество крылов литература

В развитии Крылова-писателя выделяют два хронологически точно разделенных этапа: 1780--1790-е гг., когда он выступает как драматург и журналист, и собственно XIX в. начиная с 1805 г. - времени создания первых басен, переведенных из Лафонтена, - "Дуб и Трость", "Разборчивая невеста", "Старик и трое молодых". Они были высоко оценены И.И. Дмитриевым, который сам обращался к этим сюжетам. Слова Дмитриева "это истинный ваш род, вы нашли его", как и рекомендация басен для печати (в журнале "Московский зритель" за январь и февраль 1806 г.), ознаменовали начало нового периода в творчестве Крылова.

За три десятилетия (до 1834 г., года последних басен "Кукушка и Петух" и "Два извозчика") поэтом были написаны 204 басни, из них 67 - переводные или заимствованные, в основном из Эзопа и Лафонтена; в большинстве же произведений разрабатывались оригинальные сюжеты. Своеобразие басен Крылова сказалось, прежде всего, в том, сколь непосредственно откликались они на проблемы русской жизни. Аллегорические ситуации помогали поэту представить свое видение многих общественных, нравственных, литературных явлений - и потому произведения Крылова-баснописца тяготеют к своеобразной тематической циклизации. Среди них выделяются социально-политические басни (и особо - басни о событиях 1812 г.), нравственно-философские, нравоучительные.

Социально-политические басни.

Социально-политические басни занимают видное место в творчестве Крылова. Баснописец высказывает свою точку зрения на очень важные проблемы времени, и первая среди них - раскалывающее общество противостояние "сильных" и "бессильных" ("Волк и Ягненок", "Мор зверей", "Лев на ловле", "Мирская сходка", "Овцы и собаки", "Пестрые овцы", "Рыбья пляска"). Сам выбор персонажей в них не случаен, фигуры олицетворяют неизбежный конфликт хищника и жертвы, силы и слабости, соотношение которых аллегорически рисует картину общественного устройства.

В наиболее ранней басне цикла - "Волк и Ягненок" (1808) - целенаправленно вынесена в начало "мораль": истинность того положения, что "у сильного всегда бессильный виноват", к несчастью, несомненна и подтверждается - "историей", "молвой" и самой "басней". Надетая Волком маска вершителя закона лишь глубже оттеняет беззаконие и произвол сильного. Оправдываться бесполезно, на всякое самое убедительное оправдание сильный отвечает по-своему:

"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! устал я слушать.

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать"

И не менее однозначно подводящее печальный итог последнее: "Сказал, и в темный лес Ягненка поволок".

Найденный конфликт, обретающий в баснях Крылова большую заостренность, чем у его предшественников, будет развиваться и в других баснях. Пусть ничтожны грехи Вола рядом с преступлениями крупных хищников - Льва, Медведя, Волка, Тигра ("Мор зверей"), однако именно он будет принесен в жертву. Бессильный не смеет выбирать себе судьбу - об этом басни "Мирская сходка", "Овцы и собаки".

Наиболее остры прямо метившие в верховную власть басни "Рыбья пляска" и "Пестрые овцы", в которой решение Льва истребить пестрых овец "законным" путем, принятое по совету Лисы: "...прикажи овец волкам пасти. // Не знаю, как-то мне сдается, // Что род их сам переведется" - напоминало современникам Крылова о разгроме профессуры Петербургского университета в 1822 г., осуществленном Министерством просвещения и Комитетом министров по желанию Александра I.

Несовершенство судебной системы и в целом государственного управления ярко показано Крыловым в баснях "Лисица и Сурок", "Крестьяне и Река", "Волк и Мышонок", "Щука", "Крестьянин и Лисица", "Крестьянин и Овца".

Причиной общественных бед, по Крылову, может оказаться неумение правителей прямо взглянуть на нужды народа: в басне "Воспитание Льва" (1811).

Многие басни Крылова рисуют нравственное несовершенство стоящих у власти вельмож: "Оракул", "Осел", "Гуси", "Две собаки", "Сокол и Червяк", "Вельможа" и др. Мотив этот также перекликается с традициями жанра сатиры XVIII в. - и крыловский Осел, который по воле Зевеса стал... скотиной превеликой.

Особое место в творчестве поэта занимают басни о войне 1812 года. В них отражены практически все наиболее значимые эпизоды борьбы с наполеоновским нашествием; потому так важен реальный комментарий к произведениям.

"Ворона и Курица" (1812) посвящена событиям сентября 1812 г. и может прочитываться и как сатира на Наполеона - обманувшийся французский император "попался, как ворона в суп", и как выпад против части дворянства, ослепленной галломанией и потому не осознавшей вовремя масштабов опасности. О том, сколь глубока была в то время духовная драма воспитанных на французской культуре, однако не утративших патриотизма людей, можно судить по письмам К.Н. Батюшкова: "При имени Москвы, при одном упоминании нашей доброй, гостеприимной, белокаменной Москвы сердце мое трепещет <...> Варвары! Вандалы! И этот народ извергов осмеливался говорить о свободе, о философии, о человеколюбии; и мы до того были ослеплены, что подражали им, как обезьяны! Хорошо и они нам заплатили!". Трагическое разочарование должно стать уроком русскому человеку - именно поэтому события 1812 г. вызвали к жизни ряд басен Крылова, направленных против галломании, против ослепления ложным блеском просвещения. Стремление бездумно перенимать чужое ведет не просто к утрате собственной ценности, национального достоинства ("Червонец", "Бочка") - оно может стоить свободы и жизни (не случайно едва ли не перекликается с письмом Батюшкова басня "Обезьяны").

Басня "Волк на псарне" (1812) отразила тяжелое положение французской армии и попытку Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым. Мудрость действий Кутузова в сравнении с молодыми нетерпеливыми, а иногда и неспособными полководцами Крылов показал в баснях "Обоз", "Щука и Кот"; раздоры армейского начальства отразились в басне "Раздел". Откликом на вступление русских войск в Париж стала басня "Чиж и Еж" (1814); однако своеобразно подводила итог циклу написанная в том же году басня "Пожар и Алмаз".

Нравственно-философские, нравоучительные басни.

Они достаточно сложно отграничиваются от других: ведь практически каждая басня, написанная в связи с политическими или литературными событиями, несет в себе и моральный урок. Когда забывается конкретный повод к созданию басни, она может прочитываться как чистое нравоучение: политическая сатира на безуспешность мирных проектов состоявшегося в 1815 г. Венского конгресса в бас не "Собачья дружба" становится поучением любым ложным "друзьям"; выпад против Александра I, неоправданно ускорявшего работы по составлению каталога Публичной библиотеки, в басне "Трудолюбивый Медведь" превращается в остроумный укол невежественной торопливости вообще. Нравоучение - основа басенного жанра - всегда сохраняло свое значение для Крылова.

Крылов высмеивает многие общечеловеческие пороки: жадность

("Скупой и Курица", "Скупой"), хвастовство ("Муха и дорожные"), зависть, неумение довольствоваться тем, что дано судьбой ("Разборчивая невеста", "Лягушка и Вол", "Ворона"), невежество ("Мартышка и очки", "Свинья под дубом"), неразборчивость в друзьях ("Крестьянин и Змея"), легкомыслие ("Ягненок", "Плотичка") и т. п. Нередко уроки баснописца звучат достаточно жестко: он словно обращается не только к самим носителям порока (они неисправимы!), но и к простакам, доверяющим серьезное дело глупцу ("Осел", "Пустынник и Медведь"), падким на лесть ("Ворона и Лисица"); не потому ли так изящно хитра Лиса, что само строение стиха передает ее воззрение на мир - мир, в котором сильна лесть, а не тупая самоуверенность Вороны.

Большое место среди нравственно-философских басен Крылова занимают произведения, в центре которых - осмысление дружбы, одной из высших ценностей для человека. Поэт размышляет о дружбе, товариществе, верности и предательстве на всем протяжении творческого пути, начиная с 1806 г., когда написаны "Два голубя". Здесь Крылов вслед за Лафонтеном и Дмитриевым представил в обличии басни "вечный сюжет" - "странствователя и домоседа" (ср. сходный мотив у Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова и др.). Идиллическая тональность соответствует духовно-философскому смыслу басни: только дружба как олицетворение не просто родной земли - духовной Родины, Дома в высшем значении спасает в несчастьях. Много страдавший, но решившийся вернуться "странник", по Крылову, "счастлив еще: его там дружба ожидает! // К отраде он своей, // Услуги, лекаря и помощь видит в ней, // С ней скоро все беды и горе забывает" - и прославлением единственно нерушимых ценностей звучит здесь авторский вывод:

Что б ни сулило вам воображенье ваше;

Но, верьте, той земли не сыщете вы краше,

Где ваша милая и где живет ваш друг.

Ложная дружба, примеры того, как из-за корысти разрушаются самые естественные человеческие чувства, исследуются Крыловым в баснях "Собачья дружба", "Крестьянин в беде", "Собака, Человек, Кошка и Сокол", "Лев, Серна и Лиса", "Два мальчика". Среди нравственных уроков поэта - утверждение необходимости хранить душевную чистоту ("Гребень"), безусловное осуждение предательства ("Червяк").

Целый ряд нравственно-философских басен Крылова посвящен утверждению такой добродетели человека, как умеренность, умение довольствоваться малым, не поддаваться искушениям гордыни или беспочвенным мечтаниям. Этот мотив также связан с традициями русской поэзии XVIII в., "горацианскими" нотами в ней, прежде всего с творчеством Г.Р. Державина. Уже в первой басне Крылова "Дуб и Трость" (1805) самоуверенный, стоящий "наравне с Кавказом" Дуб противопоставлен Тростинке, которая видит ход вещей в более верном свете.

Побеждает умение довольствоваться малым: это следствие своеобразной "философии здравого смысла" открывает в творчестве Крылова важную нравственную истину - во всех испытаниях необходимо сохранить верность себе, остаться самим собою. Таковы басни "Откупщик и Сапожник", "Фортуна и Нищий", "Бедный богач", осуждающие безрассудное стремление к богатству в обмен на свободу и способность радоваться жизни; басни "Скворец", "Котел и Горшок" - о том, как пагубно, теряя свое лицо, подражать тем, кто выше и сильнее. Настоящий мудрец, оставаясь самим собой, чуждается дерзости и ропота на провидение ("Колос") - ведь песчинке не дано знать Божия промысла.

Своеобразие жанра басни в творчестве Крылова.

Основной новаторской особенностью басен Крылова стало изменившееся соотношение между их сюжетной частью и моралью. В большинстве произведений автор сохраняет традиционное двухчастное строение ("рассказ", в большинстве случаев с включенным в него диалогом действующих лиц - "мораль", идущие друг за другом в той или иной последовательности). Новаторство формально выраженной (казалось бы, традиционной) морали в баснях Крылова связано с тем, что она часто превращается у поэта из поучающей сентенции в живой диалог автора со своими персонажами и непременно - с читателями. Она обретает собственную художественную ценность, как яркое, стилистически маркированное повествование, в котором развивается собственная линия - сочетание различных эмоциональных и стилистических "тонов".

Но более всего меняется в баснях Крылова их сюжетная часть. Опираясь на художественный опыт Лафонтена и следовавших за ним русских баснописцев XVIII в. - А.П. Сумарокова, В.И. Майкова, И.И. Хемницера и др., поэт отдает предпочтение "картине", и в результате аллегорический смысл более развернутого художественного образа становится незаданным, получает возможность более глубокого толкования. Именно развитие сюжетной части произведения помогло крыловским басням выйти из сферы дидактической литературы, преодолеть рационализм поэтики классицизма и вобрать в себя реалистические художественные принципы.

Отличает сюжетную часть в баснях Крылова прежде всего ее формальное разнообразие; не случайно Белинский говорил, что "это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира - словом, все, что хотите, только не просто басня".

Сюжетное повествование в баснях Крылова характеризуется и избыточностью деталей. Оно насыщено подробностями, которые на первый взгляд не добавляют ничего к аллегорическому смыслу текста, - однако создают особый колорит, благодаря которому басня оказывается прямо обращена к проблемам русской жизни, наполнена конкретными национально-историческими приметами.

Персонажи, действующие в баснях Крылова, традиционны и типизированы; обобщенное видение характера в них основывается на фольклорных источниках, а также связано со стремлением баснописца сделать своих героев носителями определенного действия. Так, в баснях "Собака, Человек, Кошка и Сокол" или "Лебедь, Щука и Рак" выбор героев не случаен и противоречия в действиях определяются самой их сущностью:

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад,

а Щука тянет в воду.

Взаимодействие в образе-персонаже его обобщенной сюжетной роли и индивидуальной характеристики также стали отличительной чертой басен Крылова как реалистических произведений.

Стремление к непосредственному видению жизни сказалось у поэта и в том, насколько полно разрабатывает он в баснях систему изобразительно-выразительных средств. Метафоры, эпитеты, сравнения, антитезы оформляют неожиданные повороты сюжета, становятся выражением авторской иронии, создают неповторимый национально-русский "фон" крыловских басен, характеризуют персонажей.

Язык Крылова афористичен, многие строки из его басен стали крылатыми выражениями, вошли в народную речь: "А ларчик просто открывался", "Спой, светик, не стыдись", "Рыльце у тебя в пуху", "Услужливый дурак опаснее врага", "Да только воз и ныне там", "Слона-то я и не приметил", "А Васька слушает да ест" и мн. др. Оригинальные, запоминающиеся словесные обороты и были той "материей" текста, на которой основывалась главная отличительная особенность крыловских басен - ощущение живой, заинтересованной, искренней и веселой народной речи, такое важное при чтении.

Меткий, народный язык басен, богатство и яркость образной системы, живописность и и выразительность картин, мастерство сюжетосложения, изящное остроумие авторского слова - те краски художественной палитры Крылова, которые с максимальной полнотой и жизненностью воплотили мудрые уроки поэта. Для современного читателя значение Крылова - это и роль его в истории русской литературы рубежа XVIII--XIX столетий, и создание реалистической басни, и вклад в оформление нового литературного языка, воплотившего столь мудрые нравственные уроки.

Литература

1. Крылов И.А. (Любое издание)

2. Белинский В.Г. Басни И.А. Крылова. (Любое издание)

3. Степанов Н.Л. Мастерство Крылова - баснописца. - М.,1986.

4. Степанов Н.Л. Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. - Л.,1975.

5. Афанасьев В.В. Свободной музы приношенье. М.,1988.

6. Коровин В. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. - М.,1996.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    "Риторика" М.В. Ломоносова как основной источник пародий И.А. Крылова. Основные художественные средства создания пародийного (комического) эффекта в "речах". Поэтика "похвальных речей" Крылова в восточной повести "Каиб" и шутотрагедии "Трумф или Подщипа".

    дипломная работа , добавлен 08.10.2017

    Всенародная слава И.А. Крылова – баснописца. Языковые особенности слов разных частей речи в баснях И.А. Крылова. Роль антропонимов в басенном творчестве И.А. Крылова. Синтаксис словосочетания, простого и сложного предложения, способы передачи чужой речи.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2012

    Краткая биография И.А. Крылова. Детские и юношеские годы будущего писателя. Басня как жанр дидактической литературы, получивший расцвет в классицизме. Деятельность Крылова-баснописца. Отражение в баснях философских, социальных и нравственных взглядов.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    История басни как жанра сатирической публицистики. Произведения Эзопа и Лафонтена. Моральная аллегория в мировой басенной традиции. Усиление сатирического элемента в произведениях И.А. Крылова. Деятельность поэта Крылова в критике и журналистике.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2011

    Изучение биографии и творческого пути поэта Крылова. Описание периода его работы журналистом, издателем журнала, театральным драматургом. Анализ художественного мира басен, яркой картины отображения действительности и афористической остроты концовки.

    реферат , добавлен 12.07.2011

    Влияние Эзопа и Лафонтена на творчество Крылова. Оригинальность сюжетов и связь басен с общественными явлениями. Близость языка к народной речи, умение создать яркий образ при скупости средств. Толкование некоторых фраз, ставших пословицами и поговорками.

    реферат , добавлен 17.01.2010

    Басня как жанр эпоса литературы. Какой моральный вывод можно сделать из басен Крылова "Волк и ягненок", "Квартет", "Волк на псарне", "Свинья под дубом", "Слон и Моська", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Щука и Рак", "Мартышка и очки" и "Демьянова уха".

    презентация , добавлен 25.02.2017

    Поэтическая летопись Отечественной войны 1812 года как веха в истории русской литературы: презрение к врагу, вера в победу в поэзии Ф. Глинки, В. Жуковского; современные реалии в баснях И. Крылова; пророческое осмысление событий в творчестве А.Пушкина.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Идиостиль как система приемов, которые ориентированы на различные способы передачи художественных смыслов при помощи языковых средств. Использование лексики семейного родства - характерная особенность индивидуального авторского стиля И.А. Крылова.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...