Сравнить речь и язык. Язык и речь

  • Дронов Виталий Олегович , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
  • ДЕЛОВОЕ СОВЕЩАНИЕ
  • ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

В статье рассмотрен порядок проведения деловых совещаний. Проводится анализ преимуществ и недостатков совещаний, даются рекомендации по проведению совещаний.

  • Деловые совещания как вид управленческой деятельности

Анализ управленческой деятельности в период формирования российского аграрного рынка позволяет сделать вывод о том, что одним из решающих условий успеха руководителя является необходимость обеспечения его влияния на своих подчиненных с целью полной их самореализации в профессиональной сфере. Заметим, что эффективный руководитель выполняет эту работу в процессе реализации трех основных ролевых функций: как высококвалифицированного специалиста, умелого организатора совместной трудовой деятельности, грамотного практического психолога и воспитателя подчиненных .

В деловом общении важную роль играют совещания. От их успешного проведения зависит не только престиж людей и фирм, но также и сама возможность продолжения деловой деятельности.

Деловое совещание – форма совместного обсуждения вопросов с целью информирования и принятия решений по ним .

Преимущества деловых совещаний (заседаний) перед другими видами управленческой деятельности:

  • в ходе обсуждения предлагаются и рассматриваются разнообразные подходы к решению проблемы;
  • проявляется и усиливается ответственность и взаимопонимание между участниками совещания;
  • участникам совещания, как правило, предоставляется возможность свободного обмена мнениями по проблеме;
  • в процессе выработки решения используется значительный объем информации и знаний участников совещания;
  • имеется возможность принятия обоснованных, конкретных решений.

Недостатки деловых совещаний:

  • размывание ответственности за принимаемые решения;
  • велико влияние сильных личностей - менеджеров (и не на пользу качеству принимаемых решений);
  • процесс подготовки и проведения совещания требует значительно больших, по сравнению с другими видами управленческой деятельности, затрат времени и средств. Так, опросы показывают, что менеджеры, в зависимости от уровня управления, от 50 до 80% своего времени проводят на совещаниях и конференциях.

При этом многие совещания имеют весьма низкую эффективность.

Причины низкой эффективности совещаний состоят в том, что совещания подчас бывают неудовлетворительно подготовлены и организованы, неумело проведены и неудовлетворительно подытожены. В большинстве случаев заседания длятся слишком долго и т. д. Более того, некоторые совещания являются совершенно ненужными .

  1. Определение целей и задач совещания.

Следует учесть, что непосредственный сбор людей имеет смысл, когда есть необходимость:

  • в обмене информацией;
  • в выявлении мнений;
  • в анализе трудных ситуаций и проблем;
  • в принятии решений по комплексным вопросам.

При этом необходимо подумать, какими могут быть альтернативы проведению совещания:

  • решение ответственного руководителя;
  • несколько телефонных звонков;
  • совещание по селектору;
  • совещание по сети Интернет или Интернет;
  • объединение с другим совещанием.
  1. Назначение ответственных за подготовку совещания и распределение между ними обязанностей.
  2. Составление (иногда) сметы расходов на подготовку и проведение совещания.
  3. Определение даты и времени проведения совещания (с учетом доступности для участников и возможности подготовиться). Следует проверить, чтобы это время было по возможности минимальным, не совпадало с временем проведения других мероприятий.
  4. Выбор подходящего помещения, бронирование его.
  5. Подготовка и утверждение конкретной повестки совещания, с указанием времени, необходимого для рассмотрения каждого вопроса. При этом для каждого вопроса следует отводить время в соответствии с его значимостью. Вопросы располагать в порядке их важности и сложности.
  6. Составление списка участников совещания. При этом следует сузить, насколько возможно, круг участников, пригласив лишь тех, без кого нельзя обойтись, а именно:
    • непосредственно затрагиваемых решениями заседания;
    • располагающих соответствующими специальными знаниями;
    • исполняющих решения;
    • имеющих опыт решения аналогичных проблем;
    • ответственных за надлежащее исполнение;
    • опытных советников и людей, умеющих решать проблем.
  7. Определение докладчиков, а при необходимости и выступающих. Подготовка докладов и выступлений.
  8. Подготовка и рассылка приглашений и материалов участникам совещания в сроки, достаточные для их подготовки к совещанию. При этом следует проинформировать как можно конкретнее участников о повестке и целях заседания (по возможности с указанием времени в часах и минутах, если отдельным участникам следует появиться к обсуждению определенных пунктов).
  9. Подготовка проекта решения совещания (заседания), также направление его участникам.
  10. Подготовка помещения для проведения совещания.
  11. Подготовка необходимых средств наглядной информации, технических и вспомогательных средств.
  12. Подготовка объявлений и указателей.
  13. Подготовка для участников совещания рабочих (раздаточных) материалов, блокнотов, ручек и т. д.
  14. Бронирование мест в гостиницах для проживания иногородних участников.
  15. Заказ транспорта для обслуживания участников совещания.
  16. Заказ на обслуживание в предприятии общественного питания.
  17. Подготовка регистрации участников и отметки командировочных удостоверений.
  18. Подготовка культурной программы для участников совещания .
  1. перед началом заседания произвести регистрацию присутствующих;
  2. начать заседание точно вовремя;
  3. сообщить о стоимости минуты данного совещания и о своем намерении провести его рационально, выразить уверенность в успешном ходе заседания;
  4. согласовать с участниками правила совместной работы: время выступлений, перерывов, окончания совещания, порядок принятия решений и т. д.;
  5. поручить одному из участников или секретарю ведение протокола;
  6. держать под контролем перерывы;
  7. распознавать и блокировать такие критические пункты в дискуссии, как разговоры на отвлеченную тему, поспешные выводы и неверные решения;
  8. во время заседания перепроверять, как достигаются поставленные цели: анализ проблемы, альтернативные решения, поиски итоговых решений, информация, координация;
  9. повторить принятые решения и согласованные меры, чтобы заручиться согласием участников и исключить разногласия;
  10. в конце заседания подвести итоги и пояснить: что, кем и к какому времени должно быть сделано;
  11. перед окончанием совещания подготовить и раздать участникам краткий протокол, содержащий, главным образом, принятые решения, ответственных и сроки. При отсутствии такой возможности протокол разослать участникам и заинтересованным лицам не позже чем через 48 ч;
  12. завершить совещание на позитивной ноте, высказав несколько приветливых слов. Поблагодарить выступавших, всех участников и готовивших совещание;
  13. закончить совещание точно в назначенное время, чем обеспечить себе репутацию умелого организатора. При проведении последующих заседаний участники будут уже сами себя дисциплинировать и стремиться к своевременному выполнению повестки дня.
  1. Проанализировать ход и результаты состоявшегося совещания. Для этого можно провести также опрос участников, выясняя:
    • Были ли достаточно ясными тема и цель совещания?
    • Получил ли каждый участник своевременно повестку дня и другие материалы?
    • Началось ли заседание вовремя?
    • Соблюдались ли повестка дня и регламент?
    • Была ли достигнута цель совещания?
    • Какой процент решения выполняется в установленные сроки?
    • Были ли распределены задачи и установлены соответствующие сроки?
    • Следует ли продолжать проводить совещания?
    • Сколько времени было использовано неэффективно?
    • Перекрывают ли результаты, полученные от совещания, затраты времени и средств на его подготовку и проведение?
  2. По результатам анализа наметить: что может быть сделано лучше при подготовке и проведении следующего совещания.
  3. Составить и выслать участникам четкий итоговый протокол – не более чем через 48 ч после завершения заседания (если не был роздан участникам заседания при его окончании краткий протокол);
  4. Контролировать выполнение принятых решений, добиться полного и своевременного выполнения содержащихся в них планов и заданий;
  5. Информировать участников очередного заседания о выполнении решений предыдущего заседания .

Овладение деликатной манерой общения требует специальных знаний по этикету вообще и управленческому – конкретно. Но главное состоит в практическом умении быть деликатным.

Возрастание нравственного фактора в бизнесе и управлении – закономерность цивилизованной экономики, о чем убедительно свидетельствует опыт развитых стран мирового сообщества .

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. Современный руководитель АПК: каким он должен быть (на примере Республики Башкортостан) // Аграрный вестник Урала. Всероссийский научный аграрный журнал, 2014, № 6 (124), С.105 – 108.
  2. Игебаева Ф.А. К вопросу о повышении эффективности управленческой деятельности на предприятиях АПК // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 3 – С.13 – 15.
  3. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. – Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. – 176 с.
  4. Кейт. – «Проведение собраний и совещаний». 2006г. – 54с.
  5. Маусов Н.И. Менеджмент персонала – ключевое звено внутрифирменного // Проблемы теории и практики управления. М.: Аспект Пресс.- 2000.
  6. Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках: советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время: Пер. с нем. – М.: Экономика. – 199с.
  7. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс.- 2000.
  8. Игебаева Ф.А. Стиль управления – главная характеристика деятельности менеджера //Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. статей. Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – 344с.
  9. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера – в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо». 2016. – С. 55 – 57.
  10. Игебаева Ф.А. О профессиональной подготовке студентов аграрного университета по новым образовательным программам // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2014, № 3 – С.53 – 55.

В каждой организации периодически возникает необходимость в организации и проведений совещаний по вопросам работы компании. О том, какие существуют разновидности совещаний, а также о том, как правильно подходить к их организации – читайте в данной статье.

В данной статье мы рассмотрим:

  • какие существуют виды совещаний;
  • как правильно организовать деловое совещание;
  • порядок, план и организация совещаний руководителя;
  • организация селекторного совещания;
  • организация оперативных совещаний.

Виды совещаний в организации

Существуют различные виды совещаний, которые различаются не только темой, но и способом их организации, а также составом людей, принимающих участие в них. Можно сказать, что совещание – это собрание, посвященное обсуждению какого-либо вопроса. В организациях, как правило, чаще всего встречаются такие виды совещаний, как деловое, селекторное, оперативное и совещание руководителя. Каждое из них имеет свои особенности организации, которые мы рассмотрим более подробно.

Также совещания могут различаться не только по их видам, но и по периодичности проведения. Так, различают плановые и внеплановые собрания. Кроме того, совещания можно классифицировать по следующим критериям:

  • диктаторское - свойственно авторитарному типу управления, когда совещание ведет и обладает фактическим правом голоса только руководитель, остальным участникам предоставляется лишь возможность задавать вопросы, но никак не высказывать собственное мнение;
  • автократическое - основывается на вопросах руководителя к участникам и их ответах на них, как правило, отсутствуют дискуссии, возможен лишь диалог;
  • сегрегативное- доклад обсуждают лишь выбранные руководителем участ­ники, остальные слушают и принимают к сведению ­представленную информацию;
  • дискуссионное - свободный обмен мнениями и выработка общего решения; право принимать решение в окончательной формулировке остается за руководителем;
  • свободное - на нем не принимается четкая повестка дня, иногда отсутствует и председатель, иногда заканчивается принятием решения, но в основном сводится к обмену мнениями.

Организация делового совещания

Организация делового совещания – одна из наиболее важных форм управленческой деятельности. Во время такого собрания между сотрудниками и руководителем организации происходит обмен информацией, принимаются важные управленческие решения. Как правило, деловые совещания не всегда дают нужный эффект по причине того, что руководители не имеют четкого представления об их организации и проведении.

Основными ошибками при организации подобного рода собраний может стать слишком большая регулярность их проведения, большое количество участников, а также большая длительность, которая также снижает общую результативность. Как правило подобные ошибки приводят к отсутствию видимых итогов мероприятия, что заставляет руководителя организовывать новое собрание, которое также не будет иметь должного эффекта. Чтобы избежать данных проблем рекомендуем составить четкий план, по которому будут созываться заседания в организации.

Процесс организации делового совещания должен сводиться к трем составляющим:

Первоочередная подготовка совещания должна основываться на целесообразности его организации. Проще говоря, руководитель должен четко понимать по каким вопросам будет проводиться коллективное заседание и какого результата он хочет добиться. Рекомендуем прибегать к таким мероприятиям только в том случае, когда действительно требуется обсуждение проблемного вопроса с сотрудниками разных структурных подразделений, в противном случае рекомендуем рассмотреть альтернативные формы (возможность решения вопроса по телефону, селекторное совещание и т.д.).

После того, как решение о необходимости организации совещания принято, требуется определить состав присутствующих и главную тему. В некоторых случаях можно прибегнуть к созданию рабочей группы сотрудников, ответственных за выполнение данной работы. Также советуем заранее продумать какой результат вы ожидаете от данного мероприятия. Это и будет целью мероприятия. Без ее определения добиться каких-то видимых результатов практически не представляется возможным.

Организация совещаний руководителя

Организация совещаний руководителя включает такие этапы, последствия которых будут долгое время так или иначе проявляться в организации. Давайте ознакомимся с основными этапами и подробно изучим порядок организации совещаний, чтобы не допустить ошибок в их подготовке.

Прежде всего, правила организации совещаний требуют определить цели основной массы мероприятия. При их отсутствии, ход заседания начинает отклоняться от желаемого, а устно проговариваемые руководителем формулировки недостаточны для удержания совещания в нужном русле.

Выбор целей требует выбора места проведения совещаний в схеме управления, что переплетается в свою очередь с системой планирования и контроля исполнения.

Необходимо определиться с периодичностью организации данных мероприятий. Лучше всего составить предварительный график на год (месяц, квартал) вперед, чтобы у сотрудников была возможность подготовиться заранее.

Далее встает вопрос выбора участников. Не стоит ошибочно полагать, что чем больше сотрудников придет на совещание, тем результативнее оно будет. Лучше всего ограничиться самыми необходимыми сотрудниками, иначе мероприятие грозит превратиться в настоящий балаган.

Кажется, одним из самых легких вопросов становится необходимость выбора форматов таких документов, как повестка дня и протокол совещания. Однако нередко возникают и бывают длительными творческие муки начальника и секретаря в добавлении (исключении, переименовании) строчек и колонок в этих документах, что делается иногда на глазах участников совещаний. Поэтому и здесь надо подготовиться заранее. Рекомендуем заранее создать и утвердить единую форму отчетно-планового документа, в котором будет информация о повестке дня и о протоколе.

Организация селекторного совещания

Селекторные совещания на данный момент получили достаточно широкое распространение благодаря своей доступности и простое организации. Так, для их проведения требуется лишь наличие связи между всеми участниками собрания и свободное время. Допускается односторонняя связь у большинства сотрудников в том случае, когда заседание направлено на принятие задач от руководства.

Селекторное совещание может быть организовано не только с помощью селектора, но и посредством телефонной связи или специальных компьютерных программ. При организации данного вида собрания необходимо уделить вопрос времени его проведения. Так как подобные мероприятия ощутимо сбивают рабочий ритм, то рекомендуем проводить их во второй половине рабочего дня. Также необходимо правильно выбрать время для того, чтобы не отвлекать никого из участников от непосредственной работы. Отличным вариантом станет четкое определение даты и времени для таких собраний (например, последний четверг месяца).

Необходимо учитывать, что селекторные совещания не могут иметь большую продолжительность, поэтому их проведение целесообразно в том случае, когда требуется оперативно сообщить всем участникам об имеющихся для них задачах и сроках решения.

Организация оперативных совещаний

Совещание проводится обычно в определенный день недели или ежедневно в начале рабочего дня, в кабинете руководителя. В обязанности секретаря входит:

  • оповещение участников;
  • контроль за своевременной явкой участников совещания;
  • выяснение и доклад руководителю о причинах отсутствия не пришедших сотрудников;
  • вызов работников по требованию руководителя.

Во время работы совещания секретарь принимает все телефонные вызовы и посетителей. Важно создать обстановку нормального хода, не допуская его срывов.

Необходимо помнить, что большая часть подобных мероприятий должна стенографироваться или регистрироваться каким-либо другим образом. Наиболее оптимальным вариантом является протоколирование.

Если секретарь не является одним из участников, то он должен находиться в приемной, выполняя свои обычные обязанности. Допустимо присутствие секретаря только в начала, конце и перерывах, для того, чтобы оказать помощь участникам.

Если секретарь является одним из участников мероприятия, то в его обязанности входит раздача материалов, сообщения руководителю об опоздавших, о наступлении перерыва и о желающих высказаться. По окончанию мероприятия секретарь должен убрать помещение и подготовить отчеты (если это требуется). На этом организация оперативного совещания и его проведение можно считать оконченным.

Вложенные файлы

Доступно только подписчикам

  • Протокол общего собрания работников об избрании представителей трудового коллектива (образец).doc
  • Протокол заседания квалификационной комиссии (образец).doc
  • Должностная инструкция секретаря-референта (образец).doc

Собранием называется обязательное мероприятие, в котором принимают участие все члены какой-либо организации, например, ежегодное собрание акционеров или общее собрание членов кооператива. Порядок проведения собрания регламентируется уставом соответствующей организации, ход собрания и принятые решения фиксируются в специальном документе - протоколе собрания.

В отличие от собрания на совещании присутствует определенный фиксированный круг лиц, как правило, являющиеся представителями различных фирм или подразделений предприятия. Совещания обычно бывают регулярными, собираются в строго опре

деленное время, чаще всего раз в неделю, и предназначены для обсуждения текущих вопросов, хотя могут быть и неплановые совещания, вызванные производственной необходимостью. Ведение протокола совещания не обязательно, однако в конце совещания обычно принимается какое-либо решение.

Деловые встречи делятся на деловые беседы и переговоры. Деловые беседы проводятся в свободной форме, предназначены для обсуждения любых возникших вопросов и не обязательно заканчиваются принятием решения. Переговоры предназначены для решения серьезных вопросов совместной деятельности предприятий, разграничения сфер деятельности, выработки ценовой политики и т.п. Они заканчиваются принятием итоговых документов или устных деклараций.

В силу специфики своей работы любому коммерсанту достаточно часто приходится принимать участие в различных собраниях, совещаниях и деловых встречах, а также самому организовывать эти мероприятия. Необходимо соблюдать установившийся порядок их организации и проведения, т.к. часто от этого зависит успех всей коммерческой работы.

При подготовке собрания, совещания или переговоров необходимо:

1. Выбрать и четко сформулировать повестку дня. В повестке дня может быть два-три главных вопроса и три-четыре мелких. Если главных вопросов мало, то совещание будет протекать неторопливо и займет столько же времени, как и при достаточном их количестве, а при большом количестве вопросов обсуждение станет поверхностным.

2. Определить состав участников (для совещания, переговоров). Исключение составляют производственные совещания, которые проводятся регулярно (обычно один раз в неделю) с постоянным составом участников.

3. Выбрать день и время проведения мероприятия. При проведении переговоров день и время заранее согласовывается со всеми участниками.

4. Оповестить участников о дне и времени проведения. При проведении собрания желательно это сделать за 5-7 дней. О дне и времени проведения производственного совещания оповещают только приглашенных на него лиц, не являющихся постоянными участниками совещания.

5. Установить ожидаемую длительность мероприятия и предупредить об этом участников. Опыт показывает, что объявление времени окончания собрания или совещания сокращает его длительность на 10-15 %.

6. Подготовить основной доклад или сообщение и определить обязательных участников обсуждения. Доклад должен быть конкретным, отражать существо рассматриваемого вопроса, выводы необходимо обосновывать. Многословие и неконкретность доклада или сообщения вызывает безразличие у слушателей.

7. Выбрать и подготовить помещение. Необходимо позаботиться о том, чтобы помещение было достаточно удобным и могло вместить всех участников. Нехватки стульев быть не должно. При организации переговоров на столах перед каждым участником желательно поставить карточку с указанием фамилии, имени, отчества и наименования фирмы, которую он представляет. На столах также должны быть бумага и письменные принадлежности, можно поставить прохладительные напитка. Хорошим тоном считается подать при проведении переговоров чай или кофе с небольшим количеством выпечки.

Начинать работу нужно в точно назначенное время. Задержка начала собрания или совещания обычно приводит к тому, что при проведении следующего участники будут собираться с большим опозданием. Время начала переговоров принято соблюдать неукоснительно всеми сторонами, опоздание на переговоры рассматривается как крайнее неуважение к партнерам и может привести к нежелательным последствиям.

Обстановка во время собрания (совещания) или деловой встречи должна быть доброжелательной. Недопустимы личные выпады по отношению к участникам, выяснение отношений.

Для проведения собрания избирается председатель. Основными обязанностями председателя являются:

следить за регламентом;

объявлять фамилию и должность выступающего, наименование организации, представителем которой он является.

Председатель собрания должен удовлетворять определенным требованиям, основные из которых: компетентность, беспристрастность, умение выражаться четко и ясно и терпимость к чужому мнению. Председатель не имеет права выказывать свое предпочтение тому или иному мнению или участнику собрания, а так же навязывать свое мнение. Свои предложения он должен излагать после всех.

Важным этапом любого собрания или совещания является принятие решения. В такие моменты совещание часто становится беспомощным, как бы теряет энергию. Это происходит потому, что участники не в состоянии осознать, что пора принимать решение, или колеблются, не решаясь сделать выбор. В таких случаях лучше всего выбрать одно предложение и продолжать его рассматривать. Важно не пропустить момент, когда дебаты следует закрыть - тут нужен опыт и умение председателя. Хороший способ - промежуточное голосование. Оно подводит итог очередного этапа дискуссии. Не следует, однако, слишком спешить с окончательным голосованием, т.к. не исключено принятие решения, которое отвергается меньшинством. В этом случае члены меньшинства могут приступить к действиям, доказывающим неправоту большинства, что может привести к возобновлению обсуждения и потере уже достигнутых результатов.

Особый вид совещания представляет собой так называемый «мозговой штурм». Такое совещание проводится в случае, когда необходимо решить сложную проблему, найти выход из запутанной ситуации, принять ответственное решение.

Для проведения такого совещания, прежде всего, необходимо четко сформулировать задачу - только одну, самую сложную или самую важную. Желательно, чтобы в обсуждении принимали участие не более 7-12 человек. Стулья целесообразно расставить по кругу, чтобы не было «галерки» и «президиума». Необходимо жестко определить время обсуждения. Дефицит времени порождает стресс, стимулирующий мозговую деятельность. Оптимальное время такого совещания - около 30 мин. Никто не должен критиковать выдвигаемые предложения. Большинство людей не могут творчески работать в условиях моральной угрозы, если одного одернули, другие будут думать только о том, как бы не показаться глупее всех. В начале обсуждения, как правило, выдвигаются банальные, пустые идеи. Запрет на критику облегчает выдвижение любых идей, среди которых могут оказаться и весьма ценные. Целесообразно отбирать лучшие идеи, а не отбрасывать худшие, то, что показалось непригодным сейчас, может пригодиться впоследствии. Не нужно устанавливать авторства идей - лучшие идеи всегда продукт коллективного творчества.

Когда вроде бы найден выход из сложной ситуации, желательно разделиться на две группы - «сторонников» и «противников» и постараться найти слабые места в разработанном решении. Окончательное решение необходимо четко сформулировать и записать.

Чтобы достичь целей совещания, необходимо должным образом подготовить и организовать его проведение. Имеется совокупность обязательных элементов, без которых эффект совещания не будет достигнут (рис. 13.1).

Рисунок 13.1. Технология организации и проведения деловых совещаний

Подготовка совещания начинается с определения необходимости и целесообразности проведения делового совещания. Когда решается вопрос о необходимости совещания, менеджер должен подумать о задачах, которые нужно решить на совещании (совещание по этому вопросу относительно более полезно, чем другие формы работы). Совещание имеет смысл, если есть необходимость в обмене информацией; выявлении мнений и альтернатив; анализе сложных (нестандартных) ситуаций; принятии решения по комплексным вопросам.

На этом этапе, кроме того, менеджер должен проанализировать все альтернативы проведению совещания: решение вышестоящего руководства; возможность решения вопроса по телефону; селекторное совещание; возможность объединения с другими (плановыми) совещаниями. И, если после этого менеджер убедится в полезности совещания, его можно проводить. В противном случае от совещания необходимо отказаться.

После того как принято решение о необходимости проведения совещания, определяют повестку дня и состав его участников.

При подготовке повестки дня необходимо определить:

  • содержание обсуждаемых проблем и главную тему соответствующего совещания;
  • условия, которым должен отвечать конечный результат совещания. Это определяет цели совещания;
  • кто и какую подготовительную работу должен вести. Порой целесообразно создать рабочую группу, которая готовит повестку дня, проводит предварительные краткие совещания в подразделениях, совещания двух лиц и т.д.

Основные ошибки, допускаемые при формировании повестки дня:

  • отсутствие главной темы совещания (несколько тем не позволяют обеспечить их точное разграничение и соответствующее аналитическое обеспечение);
  • участникам предварительно не разъяснена суть обсуждаемой проблемы;
  • включение в повестку дня вопросов, разных по объему и содержанию, в результате чего совещание превращается в обсуждение, а часто и в перебранку между отдельными его участниками или группами. Вследствие этого увеличивается число участников, поставленных в позицию пассивных слушателей;
  • отступление от повестки дня и рассмотрение стихийно возникших побочных тем или какой-либо вечной проблемы (например, вопросы снабжения и т.п.).

При решении вопроса о составе участников нужно особо внимательно подойти к формированию списка как по количественному, так и по качественному составу. Например, совсем не обязательно на каждое совещание приглашать руководителей подразделений К участию в совещании необходимо привлечь тех должностных лиц, которые наиболее компетентны в обсуждаемой проблеме, а ими, как показьшает практика, не всегда являются руководители подразделений.

Что касается количества участников совещаний, то не следует приглашать столько лиц, сколько стульев в зале заседаний (приглашение для массовости). Оптимальный вариант - совпадение количества участников совещания с количеством активно участвующих в обсуждении вопроса Основной критерий отбора участников будущего делового совещания - это компетентность именно в вопросах повестки дня.

Определив состав участников совещания, надо назначить день и время его проведения. Как правило, для совещания отводится один определенный день в неделю. Это позволяет участникам совещания правильно спланировать свое рабочее время и надлежащим образом подготовиться к совещанию. Наилучший день для совещания - среда или четверг, так как недельная кривая работоспособности имеет заметный спад в понедельник и пятницу.

По времени совещания лучше проводить во второй половине дня. Из теории биоритмов известно, что у человека в течение рабочего дня наблюдаются два пика повышенной работоспособности: первый - с 11 до 12-ти, второй - между 16 и 18 ч. Целесообразнее совещание приурочить ко второму пику, что послужит дополнительным стимулом, побуждающим участников совещания работать быстро и эффективно, дабы не засиживаться допоздна. Поскольку любое совещание нарушает ритм трудовой деятельности, проводить его в первой половине рабочего дня (первый пик) нецелесообразно.

Основные ошибки, допускаемые при определении продолжительности совещания:

  • не регламентируется продолжительность совещания;
  • не соблюдается установленная продолжительность совещания;
  • совещания планируются слишком продолжительными;
  • не делаются перерывы;
  • не ограничивается время на доклады и выступления;
  • неумение кратко и ясно излагать свои мысли

Как правило, местом проведения значительной части (более 70 %) деловых совещаний является кабинет руководителя организации. Однако заседания лучше созывать в специально оборудованных для этой цели помещениях.

В основном приглашенные на совещание рассаживаются за стол, имеющий прямоугольную форму. Это крайне неудобно и руководителю и участникам совещания. Известна другая, более удобная - трапециевидная форма стола (рис. 13.2).

Рисунок 13.2. Схема размещения участников совещания

За таким столом никто никому не мешает, каждый участник хорошо видит всех остальных, а председателю и секретарю-стенографистке хорошо виден каждый участник делового совещания.

Помещение должно иметь хорошую звукоизоляцию, нормальную температуру и относительную влажность воздуха, удобную для работы мебель, вентиляцию и т.п.

Основные ошибки, допускаемые при определении места проведения совещания:

  • слишком много совещаний проводится в кабинете начальника;
  • в ходе совещания ведутся телефонные переговоры и даже принимаются посетители;
  • помещение для совещания не оборудовано соответствующим образом и плохо освещено.

Подготовка участников совещания - это последний этап подготовительной работы в процедуре организации деловых совещаний. Суть всей работы в этом направлении сводится к заблаговременному ознакомлению всех участников с повесткой дня и необходимыми материалами. Каждый должен знать заранее тематику и задачи совещания. Это будет способствовать в последующем эффективному проведению совещания, поскольку его участники будут к нему надлежащим образом подготовлены заранее.

Проведение совещания. Оптимальная продолжительность совместной умственной деятельности большого числа людей составляет всего 40 - 45 мин. Поэтому спустя 40 - 60 мин у участников совещания ослабляется внимание: возникают шум, лишние движения, разговоры. Если и дальше продолжать совещание без перерыва, то у большинства участников наступает утомление. После 30-40-минутного перерыва у присутствующих улучшается самочувствие, восстанавливается их нормальное состояние и обсуждение проблем можно продолжить

После 90 минут работы внимание и интерес к обсуждаемым проблемам пропадают. Данный этап совещания специалисты называют периодом отрицательной активности (рис. 13.3). В этот момент человек становится неуправляемым, ко всему относится нервозно и недоверчиво. Решения, принимаемые в такое время, обычно отличаются экстремизмом.

Рисунок 13.3. Зависимость состояния участников совещания от его продолжительности

Если же совещание продолжается без перерыва 2 ч, то более 90 % его участников согласны на любое решение, лишь бы оно поскорее закончилось. Таким образом, оптимальная продолжительность совещания - не более 1 ч. Если обстоятельства дела требуют более длительной работы, то после 40 мин заседания необходимо объявлять 10-15-минутный перерыв.

Все знают, что такое регламент, но не все его соблюдают. Если до начала совещания его регламент не установлен, то создаются предпосылки для неделовой обстановки проведения совещания.

Особая роль в соблюдении регламента отводится председателю собрания. Однако проявлять уважение к регламенту должен каждый участник совещания независимо от занимаемой должности.

Протокол совещания - это первичный официальный документ, на основании которого руководство вправе требовать от сотрудников выполнения порученных им заданий. Секретарь собрания фиксирует в протоколе по поручению собрания наиболее важные моменты:

  • достижение цели совещания;
  • решение;
  • исполнители и сроки.

Модель ведения протокола представлена на схеме 13.4.

Рис. 13.4. Модель ведения протокола совещания

Подведение итогов и принятие решения. Завершающий этап организации проведения совещания - это принятие решения и проведение его в жизнь. Следует иметь в виду, что решение на совещании принимается всеми вместе и каждым в отдельности. От того, насколько участнику совещания удалось включить свои идеи и соображения в общее решение, зависит его эффективность

По сути на этом этапе речь идет о том, чтобы пояснить, кем и в какие сроки должен быть выполнен определенный объем работ. Определяется, в какой форме будут подведены итоги (рассылка протокола или его части (выписка из протокола)), принимается решение о широте информирования (весь коллектив или его часть).

Решения могут вырабатываться двумя путями:

  1. специально избранная комиссия по подготовке решения заранее составляет его проект. Проект зачитывается. Участники совещания вносят свои коррективы и принимают его по результатам голосования;
  2. председатель собрания подводит итоги обсуждения и формулирует решение.

После принятия решения определяется лицо (группа лиц), осуществляющих его исполнение и контроль за исполнением.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...