Темперамент и характер в психологии кратко. Взаимосвязь Характера и Темперамента

Цвет наших волос и глаз, рост, особенности фигуры мы позаимствовали у своих родителей. Кто-то от бабушек и дедушек. Но существует еще множество особенностей, не таких очевидных, но тоже значительных, которые также достались нам по наследству.

Мы узнали, за что нам благодарить родителей или, наоборот, за что на них обижаться.

11. Здоровье зубов зависит от наследственности, а не от того, как вы следите за ними
Если вы тщательно чистите зубы дважды в день, но все равно появляется кариес, не вините себя. Возможно, все дело в генетике. По крайней мере ученые это подтверждают в своих исследованиях. Может, вам повезло в чем-то другом и достался от родителей, например, красивый ровный нос или стройная фигура.

10. Здоровье ребенка больше зависит не от матери, а от отца

Мы привыкли слышать, что здоровье ребенка во многом зависит от здоровья матери. Однако ученые из медицинской школы Университета Южной Каролины пришли к выводу, что в нас больше от отца, чем от матери. И плохой ген, доставшийся от мамы, не проявится так сильно, как такой же ген, полученный от папы.

9. Ребенок наследует интеллект от матери

Нам с детства внушали, что мальчик должен быть умным, а девочка - красивой. А если в семье способный ребенок, то чаще всего все без сомнений твердят: «В папу пошел!» Последние исследования ученых говорят об обратном. Значительная часть детского интеллекта зависит от Х-хромосомы. А у женщин таких хромосом две. Поэтому они в два раза чаще передают характеристики, связанные с интеллектом.

8. Мигрень передается по наследству. Плохая погода тут ни при чем


В наследство от родителей нам достается иногда не только хорошее. Например, существует мнение, что даже мигрень передается по наследству. И иногда от сильной головной боли люди страдают целыми семьями.

7. Способность мало или много спать зависит от генов

Способность мало спать обычно связывают с недюжинной силой воли. А тех, кто любит поспать долго, называют совами или лентяями. Хотя на самом деле все дело в гене DEC2. Его обнаружили ученые из Калифорнийского университета. Его счастливые обладатели могут спать меньше остальных, а чувствовать себя при этом замечательно.

6. Спортсменами рождаются

Победы спортсменов - это результат их упорной тяжелой работы. Но, оказывается, существуют гены ACE и ACTN3, отвечающие за выносливость и силу. И они нам достаются от родителей. Если у ребенка этих генов нет, не стоит ставить крест на его спортивной карьере. Просто тем, кто ими обладает, добиться высоких результатов чуть легче.

5. Решительность заложена в генах

Решительность - это еще одна особенность, которая достается по наследству, но не всем. К такому выводу пришли ученые из Института человеческого развития Макса Планка в Берлине. Оказывается, из-за вариации фермента COMT - Val люди способны быстрее и более гибко решать различные вопросы.

4. Существует генетическая склонность к депрессии


Не стоит скептически относиться к людям, у которых время от времени случается депрессия. Возможно, дело совсем не в слабости характера. Исследователи из Института геномики человека в Майами (США) уверены, что виной всему дефект в ДНК и наследственность.

3. Чихательный синдром передается по наследству

Если вы давно заметили за собой привычку чихать при взгляде на яркий свет или на солнце, знайте, это еще один признак, который достался вам от кого-то из близких родственников. Обычно если у одного из родителей есть эта особенность, то в 50 % случаев ребенок тоже наследует ее.

2. Оптимистичные родители - оптимистичные дети

Жизнерадостность и позитивное отношение к жизни также достается нам от родителей. Ученые из Университета Эссекса доказали, что люди с длинной версией гена 5-HTT чаще фокусируются на позитивных моментах в жизни и меньше хандрят.

1. Способность писать левой рукой заложена в генах

Удивительно, но на тот факт, левши мы или правши, влияет ген LRRTM1. Он модифицирует асимметрию в мозге человека. Поэтому не стоит смотреть на левшей как на белых ворон. Это не их вина. Всему причиной наследственность.

А что вы унаследовали от своих родителей? Делитесь в комментариях к статье.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Если вы услышите в свой адрес заявление вроде «Ты вся / весь в мать», то знайте, что это заведомо ложное утверждение. На самом деле мы (особенно женщины) больше похожи на своих отцов, а не на матерей. Кроме того, есть предположение , что образ жизни отца до момента зачатия ребенка, его питание и самочувствие закладывают основы здоровья будущего малыша. О том, какие признаки передаются ребенку от папы, а какие - от мамы, читайте в этой статье.

Чаще всего дети наследуют от своих родителей форму кончика носа, область вокруг губ, размер скул, уголки глаз и форму подбородка. При распозновании лиц эти участки являются ключевыми , поэтому люди с одинаковыми областями кажутся нам поразительно похожими и даже идентичными.

А вот область между бровями часто отличается у родителей и их детей.

Дочь Риз Уизерспун унаследовала от мамы голубые глаза, форму скул, подбородка и кончика носа.

  • Если у обоих родителей курчавые волосы, то и у ребенка будут кудряшки.
  • Если у мамы и папы прямые волосы, то и у малыша будут прямые.
  • Если у одного из родителей - кудри, а у другого - прямые волосы, то у их чада волосы будут волнистыми.

Вместе с тем если оба родителя имеют кудри, а в семье у них были люди с прямыми волосами, то может случиться, что и у ребенка волосы будут прямыми.

Бонус: как предсказать, какая внешность будет у малыша

Посмотрите семейные фотографии обоих родителей. Обратите внимание на то, какие черты неизменно повторяются у большинства родственников (нос с горбинкой, курчавые волосы, темный цвет глаз). Эти черты являются доминирующими, и с большой вероятностью они проявятся и у вашего будущего ребенка.

На кого из родителей вы похожи? Может быть, ваш ребенок удивил вас неожиданным цветом глаз или кудрявой шевелюрой? Расскажите нам об этом.

То, каким будет человек, зависит от окружающей среды и от наследственности. Генетика влияет на , рост, вес, цвет глаз, способности. Но есть и другие, менее очевидные влияния генов.

ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Казалось бы, что сложного в вождении автомобиля? Просто не сбивайте людей и не врезайтесь в другие машины. Но и умение водить авто тоже связано с генетикой. Исследователи выяснили, что навыки вождения зависят от BDNF (нейротрофический фактор мозга), который отвечает за память, скорость реакции и другую связь между клетками мозга.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Вредные привычки — проблема общества любой национальности. Будет ли человек восприимчив к наркотикам, зависит на 50% от наследственности, к курению — 75%. Более того, гены на 60% решают, будет ли человек зависим от табака, и на 54% — сможет ли он бросить курить.

СКЛОННОСТЬ К НАСИЛИЮ

Может быть вызвана как внешними факторами, нак и наследственностью. Ученые из Финляндии провели генетический анализ около 900 преступников и обнаружили два гена, отвечающих за агрессию. Носители такого набора генов склонны к насилию в 13 раз больше "простых" людей.

ЛЕНЬ

Абсолютно всем людям свойсвтенна лень. Иногда она бывает уместна —- все же мы не роботы и нам нужен отдых. Но некоторые люди ленятся больше других. И спасибо нужно говорить генетике. Гены лени существуют, и это доканазо учеными. Они собрали две группы крыс — более активных и более пассивных. И потом выяснили, что у них есть различия на генетическом уровне.

ДИЕТЫ

Лучший способ и вообще привести себя в форму — советы генетика. Никаких диет — доверьтесь наследственности. "Общие" советы по похудению помогают не всем, а вот диеты, созданные на основе генетических особенностей, точно будут эффективны.

МУЗЫКАЛЬНЕЫ ВКУСЫ

Ученые выяснили, что музыкальный вкус частично формируется на основе наследственности. На музыкалные предпочтения людей до 50 лет генетика влияет на 55%, а после 50 цифра снижается до 40 и большее влияние имеет окружающая среда.

Формирование характера. Характер и темперамент.

1.Характер нельзя назвать застывшим образованием, его формирование происходит на протяжении всего жизненного пути человека. А это значит, что в любой момент каждый из нас может бросить вызов обстоятельствам и измениться. Главное не прятать свое бессилие за фразой «Такой уж у меня характер».

Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах. Более детально мы на них остановимся чуть позднее.

Условия формирования характера

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.

Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах

Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок.

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.


Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.

Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.

К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.

Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др.

Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).

После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.

По мнению профессора Р. Немова возраст 50-ти лет – это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворенной жизни.

Формирование характера. Психология

Если обобщить всю приведенную информацию, то можно сказать, что формирование характера в психологии представляет собой процесс «оттачивания» его граней, который не прекращается в течение всей жизни. И если на ранних этапах характер человека «шлифует» сама жизнь, то с возрастом инициатива переходит в руки личности. А это значит, что если нас не устраивает какая-то из его граней, то именно она может стать точкой нашего роста.

2.Темперамент и характер.

Темперамент - это особенность личности, которая определяет темп психологических реакций (скорость, сила, интенсивность)Эта особенность является врождённой.

Человек рождается с определёнными свойствами темперамента, они не поддаются переделки, возможна их маскировка, а так же возможно изменение отдельных свойств темперамента в подростковом возрасте, либо в стрессовой ситуации.

Первые признаки темперамента можно заметить в дошкольном возрасте. Окончательное формирование происходит в подростковом возрасте.

Характер – прижизненно сформированные индивидуальные особенности личности, которые проявляются в типичных формах регулирования на типичные ситуации.

Главной отличительной особенностью темперамента от характера явл.то, что он определяет содержание психологической личности человека.

Темперамент не предопределяет черт характера, но между темпераментом и свойствами характера существует тесная взаимосвязь:

 От темперамента зависят динамические особенности проявления характера. Например, общительность у сангвиника и флегматика будет проявляться по-разному;

 Темперамент влияет на развитие отдельных черт характера. Одни свойства темперамента способствуют формированию определенных черт характера, другие противодействуют;

 В зависимости от типа темперамента ребенка необходимо использовать индивидуальные приемы воздействия на него, чтобы воспитать нужные свойства характера;

 Существует и обратная зависимость проявлений темперамента от его характера - благодаря определенным чертам характера человек может сдерживать нежелательные при данных обстоятельствах проявления темперамента.

Итак, в буквальном переводе с греческого, напоминаем, характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его повелении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент.является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Темперамент оказывает воздействие на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельностью, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения. в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека.

Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.

Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.

В-третьих, в состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие - тревожность, сдержанность - импульсивность, переключаемость - ригидность и др. Своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу.

(лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. К свойствам темперамента относят индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, степень волевого усилия. Тип темперамента тесно связан с врожденными анатомо–физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Вместе с тем возможны определенные прижизненные изменения показателей темперамента, связанные с условиями воспитания, с перенесенными в раннем возрасте болезнями, особенностями питания, гигиеническими и общими условиями жизни.
В исследованиях В.С. Мерлина на основе формально–динамических свойств психической деятельности и свойств нервной системы были выделены следующие основные параметры темперамента:
— эмоциональная возбудимость;
— возбудимость внимания;
— сила эмоций;
— тревожность;
— реактивность непроизвольных движений (импульсивность);
— активность волевой, целенаправленной деятельности;
— пластичность — ригидность;
— резистентность;
— субъективация.
Психодинамическими особенностями мозговой деятельности.
Первоначально, в рамках павловского учения о высшей нервной деятельности, диагностика свойств нервной системы осуществлялась по показателям динамики выработки, дифференцировки и учащения условных рефлексов. В школе Б.М. Теплова— В.Д. Небылицына было выделено 12 таких свойств (четыре свойства возбуждения и торможения — сила, подвижность, динамичность и лабильность; и уравновешенность по этим свойствам). На основе использования полиэффекторного метода, прежде всего электроэнцефалограммы и метода вызванных потенциалов, оказалось возможным исследовать свойства нервной системы вне процесса выработки условного рефлекса. В соответствии с этим В.Д. Небылицын предложил различать парциальные свойства нервной системы, соотносимые с особенностями протекания условных рефлексов, и общие свойства, которые представляют собой сверханализаторные характеристики работы мозга и служат нейрофизиологической основой целостных особенностей индивидуального поведения.
В работе Э.А. Голубевой на основе выделения в электроэнцефалографических данных безусловнорефлектроных компонентов было определено новое типологическое свойство ВНД— активированность.
Динамические характеристики психических процессов.
Динамические характеристики психических процессов (греч. dynamikоs— сильный, charakter – примета, черта, признак и psyche – душа) — характеристики осуществления деятельности, которые представлены формальными (не содержательными), прежде всего количественными, например скоростными, показателями реализации той или иной деятельности. В разных состояниях, в которых может находиться человек (утомление, стресс, возбуждение), эти показатели показывают очень широкую вариативность. Также велики индивидуальные различия. Например, у правшей скоростные показатели при выполнении серийных операций более высоки, чем у левшей.
Обусловливание. Эти процессы тесно связаны с работой неспецифических структур мозга разных уровней, в частности коркового уровня (медио–базальные отделы коры лобных и височных отделов мозга). В нейропсихологии рассматриваются как показатели работы первого и третьего блоков мозга.
Типы темперамента Гиппократа.
Гиппократ (460–377 гг. до н.э.), древнегреческий врач, предложил типологию темпераментов, основанную на постулировании того, что в человеческом теле есть четыре основных элемента, соотношение которых определяет течение физических и душевных болезней. По его мнению, органом мышления и ощущений является мозг. Исходил из представления о соотношении в теле человека четырех соков (крови, слизи, желтой и черной желчи). На основе этого гуморального принципа дал описание различных эмоциональных проявлений. В частности, по его представлениям, при душевном возбуждении одни люди склонны вести себя по маниакальному типу поведения, другие — по депрессивному. Считал, что существует определенное влияние климато–географических условий на свойства характера человека и его общественную организацию.
Доминирование какого–либо одного элемента проявляется как тип темперамента, носителя которого были обозначены как:
— сангвиник,
— холерик,
— флегматик,
— меланхолик.
Сангвиник.
Сангвиника можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, его чувства легко возникают и сменяются новыми, свойственны богатая мимика, подвижность, выразительность, иногда поверхностность, непостоянство. К сангвиникам традиционно относят Наполеона, Д"Артаньяна из „Трех мушкетеров“ А. Дюма.
Холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда раздражительность, аффективность. К холерикам традиционно относят А.С. Пушкина, А.В. Суворова, Атоса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма.
Флегматика можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Характерно то, что новые формы поведения у него вырабатываются медленно, но долго сохраняются, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень. К флегматикам традиционно относят И.А. Крылова, М.И. Кутузова, Портоса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма.
Меланхолика можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Он тормозится, ему трудно долго сосредотачиваться на чем–то одном, сильные воздействия приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность. К меланхоликам традиционно относят Н.В. Гоголя, П.И. Чайковского, Арамиса из „Трех мушкетеров“ А. Дюма.
Типы темперамента Павлова.
Типы темперамента И.П. Павлова строятся на основе типов нервной системы. И.П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). Сочетание этих компонентов, по Павлову, дает объяснение классических темпераментов Гиппократа:
— сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
— холерик — сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности;
— флегматик — сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности;
— меланхолик — слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности.
Типы темперамента Э. Кречмера .
Первоначально Э. Кречмер (1888 – Тюбинген), немецкий психиатр и психолог, соотнес конституции тела (лептосомный, пикнический, атлетический) с психическими заболеваниями (маниакально–депрессивным психозом и шизофренией).
На основании множества вычислений соотношения частей тела Кречмер выделил основные типы строения тела (четко выраженные — лептосомный, или психосоматический, пикнический, атлетический, и менее определенный — диспластический). Эти типы конституций он соотнес с описанными Крепелином психическими заболеваниями — маниакально–депрессивным психозом и шизофренией, и оказалось, что существует определенная связь: к маниакально–депрессивным психозам более склонны люди с пикническим типом конституции, а к шизофрении — с лептосомным. Далее он сделал, мало обоснованное, предположение, что те же особенности темперамента, которые являются ведущими при душевных заболеваниях, могут быть обнаружены, лишь при меньшей их выраженности, и у здоровых индивидов. Различие между болезнью и здоровьем, по Кречмеру, лишь количественное: любому типу темперамента свойственны психотический, психопатический и здоровый варианты психического склада. Каждому из основных психических (психотических) заболеваний соответствует определенная форма психопатии (циклоидная, шизоидная), а также определенный „характер“ (точнее, темперамент) здорового человека (циклотимический, шизотимический). Наиболее предрасположены к психическим заболеваниям пикник и психосоматик. Циклотимический характер при чрезмерной выраженности может доходить — через уже анормальную циклоидную вариацию характера — до маниакально–депрессивного психоза. При шизотимической форме темперамента, в случае отклонения от нормы, возникает шизоидия, которая трансформируется, при форсировании болезненных признаков, в шизофрению.
В дальнейшем Кречмер выделил семь темпераментов, соотнесенных с тремя основными группами:
1. Циклотимический, на основе пикнического телосложения (а: гипоманический, б: синтонный, в: флегматичный);
2. Шизотимический, на основе лептосомной конституции (а: гиперэстетический, б: собственно шизотимический, в: анэстетический);
Астеник в конституциональной типологии Э. Кречмера наделяется шизоидным, или шизотимическим, темпераментом, который характеризуется замкнутостью, уходом в себя, несоответствием ответных реакций внешним стимулам, повышенной ранимостью при эмоциональной холодности, переживанием астенических чувств.
3. Вязкий темперамент (viskose Temperament), на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям. В качестве основных свойств темперамента Кречмер рассматривал чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности, психомоторику, индивидуальные особенности которых в конечном счете обусловлены химизмом крови.
Интроверсия и экстраверсия по К.Г. Юнгу.
Интроверсия (происходит лат. intrо – внутри + versare – обращать) — личностная ориентация в теории аналитической психологии К.Г. Юнга, которая выступает как одна из двух интегральных установок и характеризует индивида как сознающего, думающего и судящего.
Экстраверсия (лат. ехtеr – наружный + versare – обращать) — личностная ориентация в теории аналитической психологии К.Г. Юнга, которая выступает как одна из двух интегральных установок и характеризует индивида интуитивного, чувствующего, воспринимающего.
Теория личности Айзенка.
Х.Ю. Айзенк (1916–1997), английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, является создателем техфакторной теории личности.
Первоначально он интерпретировал экстраверсию — интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения. Так, оказалось, что для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость, для интровертов же — быстрое формирование возбуждения, его сила (это связано с лучшим образованием у них условных рефлексов и их обучением) и медленное формирование реактивного торможения, слабость и малая устойчивость. Что же касается нейротизма, то Айзенк считал, что невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение, представляющее собой избегание условно–рефлекторного раздражителя (сигнала опасности) и устраняющее тем самым тревожность, является самоценным. В работе „Биологические основы индивидуальности“ (1967) Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители, а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у них повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности, на колебания потребностей. В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк пришел к формулированию „трехфакторной теории личности“. Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне — часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это — обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты; на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые, содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (например, обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность); наконец, на четвертом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.), но основанных на биологических характеристиках.
На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения:
— психотизм (P),
— экстраверсию (E),
— нейротизм (N).
Интроверсия (происходит лат. intrо – внутри + versare – обращать) — личностная переменная, которая характеризуется рядом признаков. Среди них — настойчивость, ригидность, субъективизм, скромность, раздражительность. Интроверт застенчив, интроспективен, не следует внезапным побуждениям, любит порядок, на него можно положиться. Он холоден, ориентирован на представления. Является противоположной экстраверсии.
Одним из компонентов интроверсии выступает шизотимия (греч. schizo — раскалываю) — личностная переменная, которая характеризуется рядом признаков. Среди них — высокий личностный темп, сильная персеверация (персеверация ассоциаций, реактивная раздражительность, длительная аффективная персеверация), хорошее расчленение (аналитическое восприятие, G — ответы по тесту Роршаха, абстрактные способности, независимость), сильное интрапсихическое напряжение и др. Индивиду с высоким показателем шизотимии свойственны абстракция, аналитическое мышление, плохая переключаемость, раздражительность, длительность аффекта.
Экстраверсия (лат. ехtеr – наружный + versare – обращать) — личностная переменная, которая характеризуется рядом признаков. Среди них — социабельность, импульсивность, активность, оживленность, восприимчивость, возбудимость. Экстраверт любит вечеринки, нуждается в людях, любит каверзные шутки, не лезет за словом в карман, любит перемены. Беззаботен, весел, любит смеяться, вспыльчив, не всегда на него можно положиться. Ориентирован на ощущения и эмоции.
Одним из компонентов экстраверсии выступает импульсивность (лат. impulsus – толчок) — склонность действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний.
Как возрастная особенность импульсивность проявляется преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недостаточной сформированностью функции контроля за поведением. При нормальном развитии такая форма импульсивности достаточно оптимально корректируется в совместных играх детей, в которых исполнение ролевых правил требует сдерживания своих непосредственных побуждений и учета интересов других играющих, а также несколько позднее в учебной деятельности. При достижении подросткового возраста импульсивность вновь может проявляться как возрастная особенность, связанная уже с повышением эмоциональной возбудимости в этом возрасте.
Для диагностики импульсивности используют специальные тесты и опросники, например опросник импульсивности Х. Айзенка и Matching Familiar Figures Test Дж. Кагана. При это важно различать скорость и имульсивность: медленное и точное выполнение задания свойственно рефлексивной личности, быстрое и неточное — импульсивной, но быстрое и точное выполнение не является признаком ни импульсивной, ни рефлексивной личности (Davidson W.B. Emotionality as a moderator of cognitive style on the Matching Familiar Figures Test in adults / J. Person Asess. 1988, 52, 3, 506–511).
Психотизм (греч. psyche — душа) — вторичная личностная черта, которая характеризуется такими поведенческими признаками, как фантазия, богатство воображения, живость ассоциаций, оригинальность, негибкость, субъективизм, недостаток реалистичности, эгоцентризм, эгоизм, бесстрастие, неконтактность, плохое переключение, недостаточная точность движений, иногда конфликтность, сильное внутреннее напряжение, неадекватность эмоциональных реакций. При этом на первый план выходит склонность к уединению и нечуткость к другим.
Является противоположной силе суперэго.
Сила суперэго (англ. superego strength) — вторичная личностная черта, которая характеризуется такими поведенческими признаками, как общительность и способность к сопереживанию, сочувствию.
Эти измерения рассматривались как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента. В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т.д. Так, в частности, показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз, который наблюдается у лиц холерического темперамента (нестабильные экстраверты) и невроз навязчивых состояний — у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты). Диагностика. На основе „трехфакторной модели личности“ им были созданы психодиагностические методики EPI („Manual of the Eysenck Personality Inventory“ (совм. с Eysenck B.G.), L., 1964) и EPQ, продолжившие ряд ранее созданных — MMQ, MPI („Manual of the Maudsley Personality Inventory“, L., 1959).
Большая пятерка.
Большая пятерка — факторно–аналитическая модель личности, в которой выделяются следующие интегральные личностные черты: экстраверсия, желательность, сознательность, эмоциональная стабильность, интеллектуальная открытость.
Для выявления соответствующих индивидуальных особенностей служит NEO Personality Inventory (Costa, McCral, 1985). Также разработан опросник Abridget Big–Five Dimensional Circumpex Model, где использованы следующие шкалы: экстраверсия, склонность к соглашательству, добросовестность, эмоциональная устойчивость, интеллект, или открытость для опыта.
Характер.
Характер (греч. character – черта, признак, примета, особенность) — достаточно устойчивая система поведения человека в типичных условиях. Мало варьирует в зависимости от осуществляемой деятельности (труд, учение и т.д.). В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих черт.
Одним из ведущих показателей характера выступает воля (лат. vоluntas – воля). Это — способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. В качестве основы осуществления волевых процессов выступает характерная для человека опосредствованность его поведения за счет использования им общественно выработанных орудий или средств. На ней строится процесс, имеющий значительные индивидуальные вариации, сознательного контроля над теми или иными эмоциональными состояниями или мотивами. За счет этого контроля приобретается возможность действовать вопреки сильной мотивации и/или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формировании сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения.
Немецкая характерология.
Немецкая характерология , восходящая к классической немецкой философии, ставит в центр всех психологических исследований две главные задачи:
— построения типологии характеров,
— развития методов определения типа характера по выразительным действиям индивида (телосложение, экспрессия, почерк и т.д.).
При этом индивид трактуется как душевно–телесная целостность, внешние проявления которого вполне соответствуют его внутреннему душевному содержанию (противостоящего духовному как безлично–универсальному).
К.Г. Карус (1789–1869), немецкий врач, философ, психолог и художник, особое внимание обращал на вопрос о конкретных материальных признаках, по которым можно судить о душевных силах (Symbolik der menschlichen Gestalt. Leipzig,1853), он пытался модифицировать френологическое учение Галля на основе данных об эволюционном развитии нервной системы (Основания краниоскопии. СПб., 1844).
Его идеи о „физиогномике природы“ были в дальнейшем развиты в концепции Л. Клагеса о непосредственном „физиономическом наблюдении“ самой жизни и о разрушении „бессознательного космического ритма природы человеческим духом„.
Л. Клагес (1872–1956), немецкий психолог и философ–иррационалист, представитель „философии жизни“, специалист в области характерологии, основатель научной графологии, считал, что первооснования человеческого существования открываются в непосредственном „физиономическом наблюдении“ жизни индивида, которая фиксируется на языке символов (сказания, мифы, отличительной чертой которых является слитность субъекта и объекта).
Ф. Лерш (1898–1972), немецкий психолог, представитель понимающей психологии и характерологии, основываясь на общеантропологических представлениях о полярности отношений индивида с окружающим миром, разработал достаточно умозрительное учение о слоях характера, в котором выделял:
— „эндотимную“ основу (настроения, чувства, аффекты, влечения);
— личностную „надстройку“.
Рассматривая „эндотимную“ основу характера, предложил классификацию переживаемых влечений, выделив три уровня:
— уровень влечений витального бытия (стремление к деятельности, к наслаждению, либидо, стремление к впечатлениям),
— уровень влечений индивидуального Я (потребность в самосохранении, эгоизм, воля к власти, уровень притязаний, стремление к значимости, потребность в признании, потребность в самоуважении),
— уровень влечений индивидуального бытия (человеческое участие, стремление к продуктивному творчеству, познавательные интересы, любовное соучастие, долг, художественные потребности, метафизические потребности, религиозные искания).
Литература по разделу Темперамент и характер:
Азаров В.Н. Структура импульсивного и рефлексивно–волевого стилей действования / Вопросы психологии, 1988, N 3, с. 132–138;
Басов М.Я. Воля, как предмет функциональной психологии. Пг., 1922;
Быков К.М. (Ред.) Павловские среды. М.–Л., 1949;
Гегель Г.В.Ф. Сочинения, т. III. М., 1956 / Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992;
Гиппократ. Избранные книги. М., 1936;
Гиппократ. Сочинения. М., 1941–44;
Идеалистическая диалектика в XX столетии: Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики / А.С. Богомолов, П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов и др. М.: Политиздат, 1987;
Карус К.Г. Сравнительная психология. СПб., 1867;
Кречмер Э. Медицинская психология. М.–Л., 1927;
Кречмер Э. Строение тела и характер. 2 изд., М.–Л., 1930;
Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. СПб., 1908;
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986;
Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. 2–изд. Пермь, 1973;
Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982;
Юнг К.Г. Избранные труды по аналитической психологии. т. 1. Психологические типы. Цюрих, 1929;
Юнг К.Г. Мышление у экстравертов и интровертов / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд–во МГУ, 1981, с. 391–398.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...