Вчувствование в переживания другого человека. Чужие эмоции – как свои

Акт 1: Бессознательная проекция себя

«С тех пор как я рассталась с его отцом, он постоянно грубит, не слушается, дерется с другими детьми. Просто не знаю, что делать!» – жалуется Марина на своего 6-летнего сына. «Я бы на твоем месте жестко поговорила с его отцом. Пусть наконец тоже займется воспитанием! Это же и его сын! Почему ты должна одна тащить этот воз?!» – возмущается ее подруга Эмма.

«Если бы я был(а) на твоем месте» – мы привычно произносим эти слова, не подозревая о том, что на самом деле они маскируют наше чувство неловкости. Мы невольно ощущаем его, услышав доверительное высказывание другого человека. А готовые формулировки позволяют мгновенно заполнить паузу. «Кроме того, откровенность другого, его жизненная коллизия пробуждают наши собственные тревоги и страхи, – говорит психолог Елена Станковская. – И мы бессознательно проецируем их на чужую ситуацию, как если бы это случилось не с ним, а с нами. Образно это можно описать так: на одной из клеток шахматной доски стоит фигурка другого человека – а мы подходим, убираем ее и подставляем на ее место свою». В этот момент мы совершенно не учитываем, что каждый человек – неповторим, а значит, уникальны и его чувства, желания, потребности. То есть мы не беспокоимся (по-настоящему) о нашем собеседнике. Мы полны мыслями о себе, погружены в собственные эмоции.

Когда мы предлагаем другому «встать на его место», мы занимаем это место собственными ориентирами, своей историей. Ошибочно приписывая другим свои чувства. Именно так происходит с Эммой. Марина рассказывает ей о своих трудностях с воспитанием сына. Но Эмма «переводит стрелки» на отца ребенка. Это эхо ее собственных сложностей в отношениях с партнером: не в силах признать и выразить свою злость на него, она «выпускает пар», придумывая колкие реплики за подругу.

Формулировка «я бы на твоем месте» также помогает закрыться от чужой проблемы тем, кто видит мир в черно-белых тонах. «Столкновение с неоднозначной ситуацией нарушает понятную им картину мира и вызывает тревогу, – поясняет Елена Станковская. – И тогда ничего не остается, как настаивать на том, что проблема имеет только одно решение».

Благотворное внимание

Физиологическая эмпатия

– рефлекс, который заставляет нас бессознательно копировать поведение другого человека – позы, манеру говорить, мимику. Чем сильнее проявляется этот эффект, тем больше другой человек чувствует, что его понимают.

Когнитивная эмпатия

– способность в тонкостях понимать мысли и рассуждения собеседника.

Эмоциональная эмпатия

– так называемое «вчувствование», способность ощущать эмоции и переживания другого человека. Хорошо, когда мы обладаем и когнитивной, и эмоциональной эмпатией. Если же мы способны лишь на когнитивную, то велик риск, что мы станем пользоваться глубоким знанием о другом человеке, не проявляя бережного отношения к нему и даже прибегая к манипуляциям. Такое поведение характерно, например, для нарциссов. И наоборот, тому, кто способен лишь к эмоциональной эмпатии, трудно дистанцироваться от чужих эмоций, отличить их от собственных.

Доброжелательность

позитивное отношение к людям, которое выражается в умении поддерживать; критиковать поступки, но не самого человека; отмечать позитивные стороны, а слабости прощать.

Альтруизм

– бескорыстная забота о благе других.

– сочетание доброжелательности, эмоциональной эмпатии и альтруизма.

Акт 2: Насилие над другим

«Да, наверное, ты права, – неуверенно говорит Марина. – Я об этом подумаю…» – «Конечно, я права! – восклицает Эмма. – Я хорошо тебя знаю, тебе сразу станет легче, я уверена! О чем тут думать?! Я бы на твоем месте ни минуты не сомневалась!»

Cо стороны досадно видеть, что наш друг сомневается и не делает то, что, по нашему мнению, могло бы ему помочь. В такие моменты мы забываем, что он, возможно, еще не готов к следующему шагу, что ему нужно для этого время. Возникает соблазн все решить за него. «Навязывая другому свое мнение, мы косвенно сообщаем ему: я лучше понимаю, что тебе нужно сейчас, – поясняет Елена Станковская. – Другими словами, мы ставим под сомнение его способность быть автором своей жизни, не позволяем ему быть собой».

Искушение выступить в роли родителя, который может научить жизни «ребенка», сегодня особенно велико: вокруг столько книг по психологии, и многим кажется, что у них в руках есть ключи ко всем тайнам души. На самом деле так проявляется наше бессознательное желание самоутвердиться за счет другого, обрести над ним власть.

Выражение «встать на место другого человека» в прямом смысле означает согнать кого-то с его места, узурпировать это место, чтобы расположиться на нем самому. Произнося «Я бы на твоем месте», мы тем самым говорим: «Послушай, как я буду говорить тебе о тебе». Или просто: «Слушай меня!» В этот момент мы сосредоточены на себе, а другой забыт, но мы делаем вид, что заботимся о нем...

Акт 3: Обмен опытом

Марина заходит на интернет-форум родителей и рассказывает о проблемах с сыном. Она обращается за помощью: «У кого-то из вас была похожая ситуация? Поделитесь, как вы справлялись!» Тут же появляются ответы: «Понимаю, все это я прошла!» «Я была на твоем месте…»

Если мы пережили то же, что и другой человек, нам легче представить его мысли и эмоции, проявить эмпатию. Именно поэтому так эффективны группы поддержки, и виртуальные, и реальные (в том числе психотерапевтические). В этом случае слова «Я могу встать на твое место» вполне допустимы, а часто даже желательны.

«Тот, кто оказался в сложной ситуации, видит, что он не один такой, – поясняет психолог Марина Хазанова. – Окружающие его люди (участники группы) пережили нечто похожее и сумели справиться. Здесь неважно, кто ты – топ-менеджер или почтальон, все социальные роли отходят на второй план. Никто не осуждает, не учит, не оценивает, наоборот, сочувствует и поддерживает». Кроме того, в группе можно получить полезную информацию. Марине, например, рекомендовали хорошие книги по воспитанию.

Но даже если мы пережили один и тот же болезненный опыт, это не значит, что восстановление будет одинаковым. Стоит избегать соблазна настаивать на своих «рекомендациях», предупреждает Елена Станковская: «Хорошо, когда тот, кто делится опытом, понимает, что он не единственно возможный. И оставляет другому пространство для его собственных решений». «Наш опыт, как и в целом наша жизнь, это высочайшая ценность, – уверена Марина Хазанова. – А ценность нельзя навязывать, ее можно только предлагать, дарить тем, кто примет ее как подарок. Поэтому можно спросить: хочешь ли ты, чтобы я с тобой поделился? И быть готовым услышать отказ».

Акт 4: Эмпатические отношения

«Твой сын оказался между двумя семьями, между двумя родителями. Представь себя на его месте!» Прислушавшись к словам другой своей подруги, Марина яснее увидела ситуацию. Ей просто не приходило в голову посмотреть на происходящее глазами своего ребенка.

Между словами «Я бы на твоем месте...» и реальной попыткой представить себя на месте другого человека есть большая разница. В первом случае мы не берем в расчет другое мнение, только свое. Во втором случае, наоборот, пытаемся перестать быть центром своего внимания, отойти от своей точки зрения, чтобы взглянуть на ситуацию другими глазами. «Древние греки предложили универсальный механизм, помогающий нам понять другого из его глубины, – и это не что иное, как воздержание от суждения, – объясняет Марина Хазанова. – Отказываясь смотреть на человека через призму своих представлений и оценок, мы получаем шанс понять другого в его целостности, почувствовать, каковы его переживания. Отличные от наших!» «При этом важно помнить, что наше впечатление может быть ошибочным, – добавляет Елена Станковская. – И в ходе диалога постоянно проверять себя: правильно ли я понимаю собеседника? Только так можно действительно приблизиться к его чувствам».

Но такое активное слушание предполагает еще и искреннее, бескорыстное сочувствие, подчеркивает Марина Хазанова. «Сочувствовать – значит переживать, стараясь понять и поддержать. Это переживание следует отличать от иной ситуации, когда мы тоже ставим себя на место другого человека, понимаем, как нам было бы плохо на этом месте, и переживаем больше за себя, потому что нам тяжело смотреть на его страдания».

Автор метода активного слушания Карл Роджерс отмечал еще один важнейший признак : «Ощущать личный мир клиента, как если бы он был нашим собственным»*. Конечно, друг – не психотерапевт. Но правило «как если бы» справедливо для всех отношений помощи. Оно помогает не путать себя с другим человеком, не отождествлять себя с ним. «В отличие от самонадеянной позиции тех, кто считает себя способным встать на место другого, эмпатическая позиция по сути скромна, так как она признает наши ограничения», – подчеркивает Марина Хазанова.

И эта позиция труднее, потому что вначале вынуждает нас ощущать себя бесполезными. Ведь мы не столько говорим сами, сколько слушаем, пытаясь «вчувствоваться» в другого. Но это и есть самое ценное, что мы можем дать. «Другой человек наконец чувствует себя понятым и принятым, – говорит Марина Хазанова. – Его никто не осуждает и не учит, как жить. Возникает поразительный эффект: он начинает лучше понимать сам себя, свои возможности и свои границы. То есть становится более целостным». И в такие моменты может сам найти самое лучшее для него решение проблемы.

Переформулировать последнюю фразу собеседника или те слова, которые привлекли внимание. Это позволит убедиться в том, что мы понимаем друг друга правильно.

Задавать нейтральные вопросы по поводу сказанного.

Подводить итоги того, что было рассказано.

Не судить и не интерпретировать.

Проявлять эмпатию – безоценочно сопереживать эмоциональному состоянию другого человека.

Молодой канадский фотограф Хана Пизат (Hana Pesut) два года работает над проектом «Switcheroo» («Перестановка»). В нем участвуют пары, которые ей встретились на улице и в поездках.

Эмпатия Способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает (Смотри также: ).

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Эмпатия

(от греч. empatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния , проникновение-вчувствование в переживания другого человека . Термин «Э.» введен Э. Титченером , обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса . Различают эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную Э., базирующуюся на интеллектуальных процессах (, и т. п.), и предикативную Э., проявляющуюся как человека предсказывать аффективные реакции (см. ) другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм Э. выделяют сопереживание - субъектом тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов Э., отличающей ее от других видов понимания (идентификации , принятия ролей , децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта . Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; Э. легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эмпатия

Постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер. Различаются:

1 ) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого;

2 ) эмпатия когнитивная - базируемая на процессах интеллектуальных - сравнение, аналогия и пр.;

3 ) эмпатия предикативная - проявляемая как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяются:

1 ) сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;

2 ) сочувствие - переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Важная характеристика процессов эмпатия, отличающая ее от других видов понимания, как идентификации, принятия ролей, децентрации и прочего, - слабое развитие рефлексивной стороны (см. ), замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и реакций эмоциональных субъектов.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Эмпатия Этимология.

Происходит от греч. empatheia - сопереживание.

Категория.

Феномен общения.

Специфика.

Способность человека к непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Индивид начинает - вопреки сознательному контролю - разделять настроения другого человека. За счет этого достигается большее взаимопонимание, что очень важно для психотерапевтической работы.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ЭМПАТИЯ

(от греч. empatheia - сопереживание).

1. Внерациональное познание человеком внутреннего мира др. людей (вчувствование ). Способность к Э. - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта).

2. Эстетическая Э. - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения.

3. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций . Э. как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадования). В основе Э. как социального познания и высших форм Э. как эмоционального отклика лежит механизм децентрации . Человеку свойственно испытывать широкий набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах Э. выражается отношение человека к др. людям. Сопереживание и сочувствие различаются как переживание человека за себя (эгоцентрическая Э.) и за другого (гуманистическая Э.).

Сопереживая , человек испытывает эмоции, идентичные наблюдаемым. Однако сопереживание может возникнуть не только по отношению к наблюдаемым, но и воображаемым эмоциям др., а также и по отношению к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание). См. .

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает (см. ).


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Эмпатия

   ЭМПАТИЯ (с. 661) (от греч. empatheia - сопереживание) - проникновение во внутренний мир другого человека за счет ощущения сопричастности к его переживаниям. Термином эмпатия определяется также личностная черта - способность к такого рода пониманию и сопереживанию.

В последние годы термин получил широкое распространение в отечественной психологической литературе, однако до сего времени в обыденной речи (а также в универсальных словарях русского языка) отсутствует. Заимствован из английского языка, где бытует сравнительно давно (англ. - empathy ). В данном случае, как и в большинстве подобных, это заимствование представляется терминологическим излишеством, наивной данью западничеству, поскольку содержание понятия эмпатия вполне исчерпывающе передается русским словом .

В большинстве отечественных публикаций, в которых вводится данное понятие, имеются ссылки на К.Роджерса, которому нередко и приписывается его авторство. В самом деле, в концепции Роджерса понятию эмпатия принадлежит ключевая роль, и именно благодаря Роджерсу произошло его внедрение в отечественную психологическую терминологию в конце 80-х, когда попытки заполнить вдруг возникший идеологический вакуум вызвали к жизни культ гуманистической психологии (именно Роджерс и выступил у нас пророком этого культа и его новоявленной иконой). Однако термин изобретен не Роджерсом - в словарях английского языка слово эмпатия впервые появилось в 1912 г., когда будущий мэтр еще ходил в школу и ловил мотыльков на отцовской ферме. В английскую психологическую терминологию слово попало еще раньше благодаря Э.Титченеру, который подыскал его как английский эквивалент немецкому понятию (вчувствование ), имевшему еще более давнюю историю. Характерно, что в немецком языке для обозначения данного явления по сей день используется традиционная немецкая форма, именно это слово родного языка немцы употребляют, говоря об эмпатии.

Первая концепция эмпатии сформулирована в 1885 г. немецким психологом Теодором Липпсом (1851-1914). Ее он рассматривал в качестве особого психического акта, при котором человек, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания (в работах Липпса в первую очередь шла речь о восприятии произведений изобразительного искусства, архитектуры и пр.). По мнению Липпса, соответствующие эстетические переживания не столько пробуждаются художественным творением, сколько привносятся в него. Так, при восприятии неодушевленных форм (например архитектурных построек) появляется ощущение, что они полны внутренней жизни («мрачный дом», «веселый фасад» и т.п.). Этим объясняются, в частности, некоторые геометрические иллюзии - например вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, поскольку наблюдатель ощущает себя как бы вытягивающимся вверх. Идеи о вчувствовании субъекта в линейные и пространственные формы впоследствии были развиты в различных работах по психологии искусства.

Понятие эмпатии выступило также одним из важнейших в «понимающей психологии» Вильгельма Дильтея (1833-1911). Способность к эмпатии Дильтей рассматривал как условие понимания культурно-исторической, человеческой реальности. Различные феномены культуры возникают из «живого целого человеческой души», поэтому и их понимание, по Дильтею, - это не концептуализация, а проникновение, как бы перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкция на основе эмпатии. Заметим, что эта трактовка относится к 1894 г.

Наиболее близкое к современному понятие эмпатии было сформулировано З.Фрейдом в 1905 г. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд указывал: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая со своим собственным». Характерно, что эмпатии отведено важное место в понятийном аппарате психоанализа. В частности, данный термин среди прочих фигурирует в недавно изданном «Словаре-справочнике по психоанализу» В.М.Лейбина, а также в «Критическом словаре психоанализа» Ч.Райкрофта и других аналогичных изданиях. Важно, что в обоих упомянутых изданиях подчеркивается сохранение при эмпатии объективного взгляда на истоки и природу переживаний другого человека. Так, В.М.Лейбин указывает: «Эмпатия предполагает идентификацию аналитика с пациентом. В какой-то степени она напоминает собой проективную идентификацию. Вместе с тем эмпатия не является такой идентификацией с пациентом, благодаря которой аналитик полностью отождествляет себя с последним. Напротив, обладая возможностью стать сопричастным с внутренним миром другого человека, аналитик сохраняет способность к дистанцированию от него в плане изложения собственных непредвзятых интерпретаций и выработки приемлемой для конкретной аналитической ситуации стратегии психоаналитической терапии».

Заметим еще раз, что труды Липпса, Дильтея и Фрейда в оригинале увидели свет на немецком языке, и во всех упомянутых случаях данное понятие описывалось термином эмпатия , который англоязычные психологи не стали слепо заимствовать, а нашли более созвучный родному языку эквивалент.

В гуманистической психологии К.Роджерса эмпатия выступила основным приемом «клиент-центрированной терапии», в которой психолог вступает в глубокий, эмпатический контакт с клиентом и помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять на себя ответственность за решение собственных проблем. Наряду с безусловным принятием клиента и так называемой конгруэнтностью (еще один лингвистический монстр, которому у нас поленились подыскать эквивалент), эмпатия выступает одним из компонентов так называемой психотерапевтической триады Роджерса - тройственной совокупности условий, без которых, по мнению сторонников этого подхода, психотерапевтический процесс не может быть полноценным. Эмпатия как способ психотерапевтического общения предполагает временную жизнь как бы другой жизнью, деликатное, без предвзятых оценок и суждений, пребывание в личностном мире другого, чувствительность к его постоянно меняющимся переживаниям. Совместная интерпретация волнующих или пугающих проблем помогает их более полному и конструктивному переживанию и в конечном счете - такому изменению структуры , которое делает его более гибким, творческим, открыпым позитивному опыту.

Предоставим слово самому Роджерсу. Вот как он описывает эмпатию в качестве одного из компонентов (условий) своей психотерапевтической триады.

Третье условие можно назвать эмпатическим пониманием. Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринять их как бы изнутри, так, как их ощущает сам клиент, когда он способен успешно передать свое понимание клиенту, тогда третье условие выполнено.

   Я подозреваю, что каждый из нас знает, что такое понимание встречается крайне редко. Мы не часто чувствуем такое понимание и сами редко его выказываем. Обычно мы предлагаем вместо него совершенно другой, отличный тип понимания: «Японимаю, что у тебя не все в порядке», «Японимаю, что заставляет тебя так поступать» или «У меня такие неприятности были, но я вел себя совершенно по-другому». Это - типы понимания, которые мы обычно получаем или предлагаем другим, это - оценивающее понимание с внешней позиции. Но когда кто-то понимает, как чувствуется или видится мне, без желания анализировать или судить меня, тогда я могу «расцветать» и «расти» в этом климате .

Исследование подтверждает это общепринятое наблюдение. Когда терапевт, оставаясь самим собой, может уловить каждомоментную внутреннюю жизнь клиента так, как тот ее видит и чувствует, тогда, вероятно, происходят изменения» (Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 106)*.

   *[Перевод несколько подредактирован автором этих строк; например, еще одно лингвистическое извращение - терапист - заменено на более привычное слово терапевт (хотя это вряд ли удержит терапистов от того, чтобы продолжать называть себя этим смешным и глупым словом)].

При этом очень важно подчеркнуть существенную особенность эмпатии (отмеченную, кстати, еще Фрейдом). Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это значит - ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и относиться, как он, к причинам их породившим, но при этом ни на минуту не забывать о том, что «как если бы». Если последнее условие утрачивается, то данное состояние становится состоянием идентификации - весьма, кстати, небезопасным. Показателен в этом отношении опыт самого Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

Этот момент представляется особенно важным в связи с той абсолютизацией роли эмпатии, которая явно имеет место в последнее время. В ряде работ эмпатия рассматривается как один из ключевых факторов успешной профессиональной деятельности психолога. Подчеркивается, что способность к эмпатии может быть формируема с помощью специальных тренинговых приемов (это и неудивительно - с помощью тренинга у нас сегодня берутся сформировать что угодно, вплоть до смысла жизни).

Представляется бесспорным, что эмпатия является ценным профессиональным качеством психолога, чья практическая деятельность связана с непосредственными контактами с людьми, с помощью им в решении их проблем. При этом особенно важно не забывать о ее субъективных пределах, выход за которые чреват профессиональным «выгоранием». Иными словами, психолог должен уметь проникнуться переживаниями другого человека, однако не настолько, чтобы превратить чужие проблемы в свои.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "эмпатия" в других словарях:

    ЭМПАТИЯ - (от. греч. empatheia вчувствование, сочувствование) способность человека отождествлять (идентифицировать) один из своих Я образов с воображаемым образом «иного»: с образом др. людей, живых существ, неодушевленных предметов и даже с линейными и… … Философская энциклопедия

" статьёй Эмпатия — что это? Где рассмотрим, что это за зверь такой — эмпатия. И с чем её едят. А также как эмпатия соотносится с апатией, телепатией, психопатией, симпатией и так далее.

Эмпатия — что это? Всё очень просто. Эмпатия — это постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека. Способность индивида к параллельному переживанию тех эмоций, что возникают у другого индивида в ходе общения с ним. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания.

Термин "эмпатия" создан для обозначения особой чувствительности, способности индивида представить себя на месте другого человека, прочувствовать его эмоциональное состояние, в обыденном смысле — симпатия. В более широком значении — эстетическое переживание, отклик души, искренность чувства.

Другими словами, эмпатия — это «умение сопереживать», осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпат — это человек с развитой способностью к эмпатии.

Для полноты картины определимся:

  • существует эмпатия эмоциональная — основанная на подражании внешних проявлений эмоций другого человека;
  • бывает эмпатия сознательная, когда человек рассчитывает чувства другого человека на основе анализа ситуации;
  • третий вид эмпатии — это эмпатия предсказательная, которая проявляется как спосообность предсказывать эмоциональную реакцию другого человека на основе опыта.

Естественно, во всех случаях предполагается, что эмпат не только вычислил тем или иным вышеописанным образом эмоциональное состояние человека, но и сам смог его ощутить (не теряя собственной целостности личности при этом). Потому что предсказать радость другого — это одно. А понять, как именно и насколько рад другой человек на собственном опыте — это другое (и оно уже достаточно близко к эмпатии).

Как говорят:

Обладать эмпатией означает воспринимать субъективный мир другого человека так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком.

В связи с этим можно выделить две основные формы эмпатии:

  • сопереживание-переживание тех же состояний эмоциональных, что испытывает другой, через отождествление с ним;
  • сочувствие — переживание собственных состояний эмоциональных в связи с чувствами другого.

Соответственно, развить эмпатию можно с помощью трёх областей:

  1. Наблюдать за эмоциями других людей и их проявлениями (подробнее про это можно прочесть в статье "Шкала эмоциональных тонов ")
  2. Учиться анализировать ситуацию и проявляющиеся в тех или иных случаях эмоции
  3. Тренироваться предсказывать, какой вид чувств будет проявляться в тех или иных случаях.

Естественно, без основного компонента эмпатии — прочувствования на себе — эти три элемента сами по себе эмпатию не натренируют. Соответственно, помимо анализа и наблюдения необходимо и самостоятельно пройтись по всем эмоциям человека. Чтобы знать, что с чем соотнести, так сказать. Именно поэтому способность к эмпатии возрастает с возрастом: во-первых, накапливается фактический и аналитический материал, а во-вторых, растёт эмоциональный опыт собственно эмпата.

Считается, что эмпатии помогает не только личный эмоциональный опыт и анализ, но и некая способность прочувствовать другого человека в реальном времени, даже если чувства этого человека эмпату не были доступны. Вполне возможно, такое тоже бывает. Однако мы не сомневаемся: без вышеописанных тренировок эта способность не разовьётся.

Кстати, мы обещали помочь разобраться в том, чем эмпатия отличается от симпатии, телепатии и так далее. Помогаем:

В чём отличия между эмпатией и телепатией?..

Все отличия между этими словами касаются простого перевода слов. Так, общий корень для всех этих слов — это корень pathos, который обозначает "чувство" на древнегреческом языке. Ну а дальше оттенки и отношения корня различают приставки.

Так, эмпатия = en + pathos = в-чувствование (аналог на русском языке корявый, потому что в таком смысле это слово употребляется разве что в специфических книгах).

Симпатия = syn + pathos = со-чувствие. Так что сочувствие — это прямая аналогия симпатии.

Соответственно, теперь отличить симпатию от эмпатии очень просто: симпатия — это совместное чувствование, а эмпатия — это вчувствование в состояние другого человека. Как видите, симпатия — это всего-навсего обоюдная эмпатия. Правда, в нашем языке слово "симпатия" соотносится лишь с положительными эмоциями. Однако, если всматриваться в основы, то симпатия — это двухсторонняя эмпатия.

Телепатия = tele + pathos, расстояние + чувство = чувство на расстоянии. Кстати, с частью "tele" мы уже сталкивались в статье "Телегония. Обратная сторона, которую скрывали ". Ну а с телепатией мы ещё не сталкивались. Но, вполне возможно, вскоре столкнёмся.

Интересно с этой точки зрения слово "психопатия". Так, если рассматривать его происхождение, то психопатия = душа + чувство, чувство души или душевное чувство. Как это слово проиобрело негативный оттенок? Всё очень просто: виноваты во всём психологи и психиатры, которые официально и в большинстве своём отрицают существование души. Так и пошло, что чувство души, душевное чувство — это нечто несуществующее. А местами и вредное. Ну а от вреда и до психопатов недалеко.

И напоследок апатия = a + pathos = без-чувствие. Что вполне логично, ибо когда человек находится в апатии, то особых чувств он не испытывает.

Так что эмпатия — это весьма полезное качество, которое может здорово помочь в жизни.

"ЭМПАТИЯ (от греч. етратЬе1а - сопереживание) - 1) внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование). Способность к эмпатии - необходимое условие для развития такого профессионального качества, как проницательность, у практического психолога (консультанта, психотерапевта). Эстетическая эмпатия - вчувствование в художественный объект, источник эстетического наслаждения; 2) эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого. Эмпатия как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных (рефлекторных) и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сострадания). В основе эмпатии как социального отклика лежит механизм децентрации. Человеку свойственно испытывать весь набор эмпатических реакций и переживаний. В высших личностных формах эмпатии - сопереживании и сочувствии - выражается отношение человека к другим людям.

Сопереживая, человек испытывает чувства, идентичные наблюдаемым. Сопереживание может возникнуть как по отношению к наблюдаемым (воображаемым) чувствам другого, так и к переживаниям персонажей художественных произведений, кино, театра, литературы (эстетическое сопереживание).

При сочувствии человек переживает нечто иное, чем тот, кто вызвал у него эмоциональный отклик. Сочувствие побуждает человека к помощи другому. Чем более устойчивы альтруистические мотивы человека, тем шире круг людей, которым он, сочувствуя, помогает". (Психологический словарь, 1996)

"ЭМПАТИЯ - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания. Термин ввел в психологию Э. Титченер, обобщивший развивающиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса.

Различаются: 1) эмпатия эмоциональная - основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого; 2) эмпатия когнитивная - базирующаяся на процессах интеллектуальных - сравнение. аналогия и пр. 3) эмпатия предикативная - проявляющаяся как способность предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях.

Как особые формы эмпатии выделяются: 1) сопереживание -переживание тех же эмоциональных состояний, что испытывает другой, через отождествление с ним; 2) сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний в связи с чувствами другого.

Важная характеристика процессов эмпатии, отличающая ее от других видов понимания, как идентификация, принятие ролей, децентрация и пр., -слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта.

Установлено, что эмпатическая способность обычно возрастает с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется при сходстве поведенческих и эмоциональных реакций субъектов». (Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин - Минск, 1997)

Инструкция: прежде, чем приписать рейтинг высказываниям консультанта, важно рассмотреть их в контексте того, что сказал клиент. Поэтому сначала обратите внимание на высказывание клиента перед тем, как определять, насколько удачно "включился" психолог или психотерапевт. Оцените каждое предложение консультанта по семибальной шкале эмпатии. Точно так же можно рассматривать и оценивать целью фрагменты беседы.

Уровень 1 * Явно неконструктивные действия консультанта во время беседы. Он не способен быть внимательным (резкие жесты, тема беседы скачет), прерывает клиента, пропускает важную информацию.Уровень 2 * Действия консультанта неконструктивны, но неявно, т.к. он слишком старается помочь. Разница между уровнем 1 и 2 - только количественная. Отсутствие внимания здесь не выглядит необычным - все идет как у большинства людей в повседневной жизни.Уровень 3 * С первого взгляда сеанс протекает нормально. Однако при более глубоком анализе видно, что психолог или терапевт отвлекаются от того, что было сказано клиентом. Пересказ идет близко к тексту клиента, но некоторые оттенки смысла пропускаются. Многие наши повседневные разговоры похожи на эту картину. В результате клиента слышно в минимальной степени; вреда ему не причиняется, но реакция консультанта далека от того, что было высказано клиентом.Уровень 4 * Как считают многие, четвертый уровень - это минимум, который необходим для психотерапии. При этом ответы равнозначны тому, что говорит клиент. Лучший пример равнозначных откликов" - это точное отражение чувств, пересказ или резюме, которое ухватывает сущность сказанного клиентом. Другой пример эмпатии 4-го уровня - открытый вопрос или са мораскрытие, которое облегчает беседу с клиентом. Уровень 5 * С этого уровня психотерапия носит уже добавочный характер в том смысле, что консультант вложит что-то дополнительное сверх равнозначной реакции. Сверхточного пересказа или отражения чувств уже идет "мягкая" интерпретация или пробный вопрос, либо имеет место интерпретация, в которой ухвачен неточно смысл сказанного клиентом но вносится нечто, помогающее его росту. Вообще говоря, пятый уровень требует применения методов воздействия или техники вопросов. Неудачное использование этих методик может отбросить вас на уровень-2. Как только вы начинаете использовать методики воздействия, возрастает вероятность совершения ошибки.

Уровень 6 * Консультант на этой стадии - по-настоящему интенциональная личность. Навыки внимания и воздействия используются наряду с эмпатией (конкретность, непосредственность). Все это продуцирует более высокий уровень психологической помощи Для этого уровня характерны плавные и синхронные жесты.

Уровень 7 * Это высочайший уровень, и только немногие психологи и психотерапевты могут его достигнуть. В дополнению к умелому использованию различных микротехник и черт Эмпатии, консультант в состоянии быть "полностью" с клиентом, присоединиться к нему, не теряя при этом своей индивидуальности и не растворяясь как личность. Некоторые называют это "вершиной" взаимоотношений.

"Это и есть эмпатия"

(из книги Ролло Мэя "Искусство психологического консультирования" - М., 1994)

"Он робко вошел в мой кабинет и с извиняющейся улыбкой пожал мою руку своей влажной ладонью. Крупный, рослый, он был похож на большого ребенка Во время беседы он без конца заливался краской и почти не отрывал глаз от пола. Постепенно он разговорился и робким, запинающимся голосом рассказал мне отдельные эпизоды из своего детства, какие-то моменты домашней атмосферы, которые возможно, привели его к настоящим затруднениям.

Слушая его, я совершенно расслабился, остановившись глазами на его лице. Все мое внимание было сосредоточено на его рассказе и вскоре я был настолько поглощен, что ничего не замечал вокруг, кроме испуганных глаз этого большого мальчика, его прерывающегося голоса и захватывающей человеческой драмы его жизни.

Его детство прошло на ферме, отец не любил и не понимал его, да еще вдобавок нещадно бил сына. Удивительно, но в тот момент я почувствовал боль отцовских ударов, словно они сыпались на меня. Затем он бежал с фермы и пост/пил учиться а школу, с огромным трудом зарабатывая себе на пропитание. Окончание школы не принесло радости, а наоборот, породило гнетущее чувство неполноценности. Когда он описывал это чувство, я сам испытал глубокую депрессию, словно это все происходило во мне.

Затем молодой человек рассказал, как рано у него появилась мечта о высшем образовании и как родители издевались над ним, уверяя, что он не выдержит и одного семестра. С упорством бульдога он все же держался за свою мечту и явился в колледж практически без единого цента. С этого момента (а он был на втором курсе) ему приходилось зарабатывать на учебу и пропитание и стараться не отстать в занятиях, к которым он был слабо подготовлен в школе. Рассказывая о своей студенческой жизни, он признался, что его сковывает чувство застенчивости и ущербности и что ему очень одиноко, хотя его окружает живая студенческая среда.

На этом примере следует отметить момент некоторого отождествления психического состояния клиента и консультанта. Его рассказ настолько поглотил меня, что его чувства стали моими. Я переживал как свое собственное чувство отчаяния во время его мучительных школьных лет, его одиночество и жестокость посланных судьбой испытаний. А когда он закончил твердым заявлением, что он скорее умрет, чем бросит учебу, я испытал такое волнение, словно сам принял решение.

Это отождествление было настолько реальным, что, кажется, если бы я в ту минуту заговорил, у меня бы тоже запинался голос. Напрашивается вывод, что его едо и психическое состояние консультанта и клиента могут временно сливаться, образуя единое психическое целое.

Это и есть эмпатия. Именно в этом состоянии достигается полное взаимопонимание между людьми. ... Большинство людей никогда не задумывались, способны ли они испытывать эмпатиго, и поэтому способность осталась неразвитой, рудиментарной. Но это чувство понятнее священникам, учителям и представителям других подобных профессий, имеющих дело с глубоко личными сторонами людей. Их успех на своем поприще зависит от способности последовать за своим подопечным в глубины его души».

«МЕХАНИЗМ» ПЕРЕДАЧИ ЭМОЦИЙ: эмпатия, сопереживание, трансфер, заражение.

1. Эмоция. Эмоциональность. Экспрессия.

2.Психофизиология эмоций.

3. Функции эмоций.

4. Информационная теория эмоций.

5. Передача эмоций.

6. Виды эмоций.

ЭМОЦИЯ – динамичная форма психического отражения значения жизненных явлений, событий и ситуаций с точки зрения их влияния на удовлетворение или неудовлетворение потребностей личности. Это «зеркало» степени и глубины удовлетворённости потребностей, оценка, отражение отношения результата деятельности к её мотиву. Если с т. з. мотива деятельность успешна, возникают положительные эмоции, если неуспешна – отрицательные. Эмоции возникают лишь если не удовлетворены потребности. Это знаки, сигналы неосознаваемых потребностей и мотивов.

Эмоциональные явления существуют в формах:

· ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА или ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ – отражающего длительное, глубоко существенное отношение человека к стабильной во времени ситуации;

· ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ – отражающего кратковременное отношение к неустойчивой во времени ситуации.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬсвойство психики человека, отражающее содержание, качество и динамику его эмоций.

ЭКСПРЕССИЯвыразительность, сила проявления чувств. Внешние проявления эмоций в мимике, пантомимике, голосе.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ.

Субстрат эмоций. ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: гиппокамп, свод, мамиллярные тела, переднее ядро таламуса, поясная извилина, некоторые ядра гипоталамуса, миндалевидное тело, обонятельная луковица, тракт и бугорок, ретикулярная формация среднего мозга. Центральная часть лимбической системы – гиппокамп. В своих составных частях лимбическая система сходна у всех млекопитающих.

Нервные сигналы, поступающие от всех органов чувств, направляясь по нервным путям из ствола мозга в кору больших полушарий, проходят через одну или несколько лимбических структур. Сигналы, исходящие из коры, тоже проходят через структуры лимбической системы, следуя к органам-исполнителям.

В ретикулярной формации в качестве медиатора используются норадреналин, адреналин и дофамин. Недостаток в мозге норадреналина приводит к депрессии типа тоски, а дефицит адреналина вызывает депрессию тревоги. Норадреналин участвует в формировании реакции удовольствия, а дофамин способствует возникновению приятных ощущений и даже эйфории.

Межполушарная асимметрия и эмоции. Правое полушарие более эмоциогенное: оно обеспечивает преимущество левой половины зрительного поля при оценке выражения лица и левого уха – при оценке эмоционального тона голоса. Левая половина лица интенсивнее выражает эмоции при помощи мимики, особенно отрицательные, а правая – выражает положительные эмоции. Левое полушарие ответственно за восприятие и экспрессию положительных эмоций, а правое – отрицательных. Правое полушарие – источник бессознательной мотивации, воспринимает мир в неприятном, угрожающем свете. Левое полушарие доминирует в организации целостного эмоционального переживания на сознательном уровне.

ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ. В ходе эволюции эмоции возникли, как средство, позволяющее определять биологическую значимость внешних воздействий на организм и его внутренних состояний. Это форма видового опыта , усваиваемого на генетическом уровне, позволяющего автоматически, инстинктивно совершать или не совершать какие-то действия (по избежанию опасности, по продолжению рода…), целесообразность которых скрыта от его сознания. Как форма индивидуального опыта эмоции – возникают накануне стандартных и нестандартных ситуаций, при появлении первых сигналов, свидетельствующих об их возможности, и позволяют субъекту заблаговременно подготовиться к грядущему. Эмоции – психическая форма проявления физиологических процессов, происходящих в организме, вырабатывающем ответ на вызов среды. Они сопровождаются изменением деятельности органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры…Физиологический субстрат эмоций – продукты деятельности нервной вегетативной системы, взаимодействующей с ансамблями головного мозга, обеспечивающей энергетическую поддержку готовящемуся ответу.

Простейшая форма эмоции – непосредственные переживания, сопровождающие жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные) и побуждающие к их сохранению или устранению. Они неустойчивы и ситуативны.

В экстремальных ситуациях, когда субъект не справляется со складывающимися вокруг него обстоятельствами, развиваются аффекты .

Высшие формы эмоций – устойчивые, осмысленные чувства к предметам, отвечающим высшим потребностям человека.

Сильное, абсолютно доминирующее чувство – страсть.

Острая форма переживания эмоции – отчаяния, ярости, ужаса … - пароксизм.

Общий эмоциональный фон, состоящий из комплекса эмоций, возникающих вокруг какой-то доминирующей потребности – настроение. Это продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности.

Эмоции различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и неосознанными эмоциями часто лежит в основе неврозов.

Развитие эмоций в онтогенезе выражается:

Формы эмпатии :

· сопереживание – отождествление своих эмоциональных состояний с состояниями другого человека, когда в сознании субъекта отражается отношение другого человека к происходящим с ним событиям. Сопереживания возникают в результате: 1) неосознаваемого, непроизвольного эмоционального заражения, охватывающего субъекта при непосредственном, обычно случайном контакте с испытывающим те или иные эмоции человеком (страх, радость…); 2) осознанного, произвольного отношения идентификации себя с членами референтной группы цели, ценности, нормы которой индивид разделяет. Когда он как бы ставит себя на место другого и поэтому испытывает те же чувства, что и он.

· сочувствие - переживание своих эмоций в связи с чувствами другого человека.

Специфика эмпатии в отличие от других видов понимания (идентификация, принятие ролей, децентрация…) в том, что в ней слабо проявляется рефлексия . Эмпатия замкнута в рамки непосредственного эмоционального опыта.

Трансфер – перенос эмоционального отношения к значимым для себя людям на других людей (например, перенос любви и доверия к собственному отцу на вождя или руководителя…).

Позитивный трансфер – перенос чувств любви, восхищения, уважения, доверия…

Негативный трансфер – перенос чувств страха, ненависти, отвращения, вражды, злобы.

Заражение – передача эмоционального состояния от одного индивида другому на психофизиологическом уровне – помимо смыслового воздействия или дополнительно к нему. Бывает в различной степени произвольным. При наличии обратной связи заражение способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции (например, паника в толпе). Такая реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию ораторских выступлений… и служит дополнительным сплачивающим фактором, пока не превысит некоторого уровня интенсивности. Тогда вышедшее из-под контроля обоюдное заражение приводит к распаду социальных структур и к вырождению организованно взаимодействующей группы в разновидность толпы.

ВИДЫ ЭМОЦИЙ:

· Эйфория – повышенное радостное, весёлое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам. Сопровождается мимическим и общим двигательным оживлением, психомоторным возбуждением.

· Симпатия – устойчивое положительное отношение к другим людям или явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, стремлении к общению, оказанию внимания, помощи. Возникает на основе общих взглядов, ценностей, идеалов, интересов или – привлекательной внешности, поведения.

В динамике симпатия, достигая напряжённости, может перейти в страсть, прочную привязанность или окончиться охлаждением, разочарованием и даже перейти в антипатию и неприязнь.

· Оптимизм – жизнерадостное миросозерцание, вера в людей, в собственные силы и возможности, уверенность в прогрессе общества и в успехе своей деятельности.

· Надежда – ожидание некоторого желаемого события, предвосхищение вероятности его осуществления. Возникает на основе: 1)познания причин, обусловливающих ожидаемые события, 2)субъективного эмоционального опыта, накопленного в сходных ситуациях в прошлом, 3)веры, сильного желания наступления ожидаемого события. Помогает мобилизовать энергию на подготовку и осуществление деятельности, результатом которой может стать желаемое событие.

· Вдохновение – напряжение, подъём душевных сил, творческое волнение, ведущее к реализации замысла, идеи. Сопровождается повышенной общей активностью, продуктивностью деятельности, сознанием лёгкости творчества, переживанием «одержимости» и глубокого погружения, сосредоточенности на творчестве. Достигается при условии овладения в совершенстве технологией творческой деятельности, когда сам процесс не осознаётся, а всё внимание сосредоточено на достижении его результата. Другим непременным его условием является воля к достижению цели.

· Любовь – 1)интенсивное, напряжённое и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; 2)высоко напряжённое положительное отношение, выделяющее его объект среди других и помещающее объект в центр жизненных потребностей субъекта. Сопровождается стремлением к ответному чувству той же интенсивности, напряжённости и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими эмоциями нежности, восторга, ревности….

Охватывает широкий спектр эмоциональных явлений от симпатии – до страсти.

Органически сочетает две тенденции – 1)сексуальность, как стремление обеспечить продожение рода, 2)быть идеально представленным, продолженным в личности другого – значимого человека.

Фромм: любовь – это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще; форма проявления заботы, ответственности, уважения, понимания к другим людям; желание и способность зрелой созидательной личности к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Требует разнообразных знаний и умений в т. ч. дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности, веры…

· Гордость – чувство, возникающее от осознания соответствия своих возможностей, итогов деятельности личностному идеалу, концепции «Я-идеальное».

· Радость – чувство, сопровождающее удовлетворение потребности, достижение поставленной цели, оправдание надежды, подтверждение прогноза.

· Ненависть – стойкое отрицательное чувство, направленное на явления, противоречащие потребностям субъекта, его убеждениям или ценностям. Вызывает негативную оценку предмета, которому оно адресовано и активную деятельность, направленную против него.

Формированию ненависти предшествует накопление недовольства или более слабых негативных эмоций.

Предметом ненависти может быть как реальная, так и воображаемая причина.

Контроль формирования и развития чувства ненависти осуществляется путём раскрытия сущности нежелательных явлений и их причин. Осознание неизбежности неприятных событий, а также нравственнные убеждения помогают управлять и сдерживать ненависть.

· Зависть – проявление мотивации достижения, когда чьи-то преимущества в приобретении социальных благ – материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств… - воспринимаются субъектом как угроза ценности «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями.

«Белая зависть» - признание чужого успеха, стимулирующее творческую активность и стремление к соревнованию.

«Чёрная зависть» - негативная эмоция, побуждающая совершать злонамеренные действия по устранению чужого успеха, благополучия, радости (синдром Сальери).

В онтогенезе зависть появляется достаточно поздно в результате конкурентного характера игр, депривации потребности в признании.

· Вина:

2) страх перед «сверх-Я» – принуждает к отказу от запретных желаний и осуществляет к наказанию (Фрейд).

Осознание своих действий или помыслов как причину вреда для интересов значимых для личности «других» и мысленное осуждение себя, желание исправить созданное положение ценой неудовлетворения собственных потребностей.

Позднее вина трансформируется в совесть .

· Стыд – результат рефлексии: осознание несоответствия своих поступков или намерений принятым в обществе нормам или требованиям морали. Фокусирует внимание субъекта на цензуре собственных поступков, действий, мотивов. Результат оценки самого себя с точки зрения Значимого Иного.

· Испуг – состояние в ситуации внезапной опасности, когда не было предварительной готовности к восприятию угрозы.

· Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Состояние ожидания опасности. Источниками опасности могут быть как реальные внешние объекты, внутренние состояния организма (болезнь), так и неврозы по поводу неудовлетворения потребности. Возникает на стадии предвосхищения опасности.

Диапазон оттенков страха: тревога (если источник опасности неопределён) - опасение – боязнь – испуг – ужас.

Вызывает стереотипы защитного поведения: бегство, оцепенение, защитную агрессию.

Функционально страх предупреждает опасность, позволяет сосредоточить на ней внимание, создать стратегию избегания или защиты.

· Ажитация – аффективная реакция, возникающая в ответ на угрозу жизни, аварийную ситуации. Проявляется в форме сильного беспокойства, тревоги, потери целенаправленности действий. Человек суетится и становится способен выполнять лишь простые автоматизированные действия. Возникает ощущение пустоты и отсутствия мыслей, нарушается возможность рассуждать. Это сопровождается вегетативными нарушениями: бледность, учащённое дыхание, сердцебиение, дрожание рук.… Это препатологическое состояние в границах психической нормы.

· Аффект – сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение, эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний. Возникает в ответ на уже происшедшее событие и сдвинуто к его концу. В его основе – внутренний конфликт между влечениями, стремлениями и желаниями, или же противоречие между требованиями, предъявляемыми человеку или самому себе, и возможностями их выполнить.

Возникает и развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, неожиданных ситуаций. Обладая свойствами доминанты, он тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ выхода из «аварийной» ситуации (оцепенение, бегство, агрессия), сложившийся в процессе эволюции и потому оправданный лишь в типичных условиях.

С его помощью возникает специфический опыт – аффективные следы, проявляющиеся при столкновении с отдельными элементами породившей аффект ситуации и предупреждающих о возможном её повторении.

В состоянии аффекта характерно сужение сознания, при котором внимание целиком поглощается породившими аффект обстоятельствами и навязанными им действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта могут завершиться потерей сознания.

Аффект ограничивает возможность произвольной регуляции поведения.

· Тревога – возникает в ситуации неопределённой опасности; проявляется в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха как реакции на определённую угрозу представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. Связана с ожиданием неудач и неосознанием источника опасности.

Функционально тревога не только предупреждает о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию действительности с целью определить угрожающий момент или предмет. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества и угрожающего характера.

Тревога может стать источником неврозов, если в её основе – внутренние противоречия в развитии и строении психики, например – завышенный уровень притязаний, недостаточная нравственная обоснованность мотивов….

Ослабляется с помощью защитных механизмов вытеснения, рационализации, проекции…

· Тревожность – готовность к страху, состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности.

· Страдание – переживание неудовлетворения остро актуальной потребности.

· Фрустрация – переживание неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...