Внутренние и внешние предпосылки петровских преобразований. Предпосылки военных реформ Петра I

Уже при Алексее Михайловиче появились многие тенденции в развитии государства, которые позже проявятся в преобразованиях Петра I. Уже в XVII веке появляются первые мануфактуры, появляются крупные промышленные предприятия. Активно развивалась торговля с зарубежными странами как Запада, так и Востока. Торговля с Западной Европой осуществлялась через морской порт Архангельск.

Пережитком прошлого, требующего реформирования, была система приказов. Разветвлённая, с переплетающимися функциями, неповоротливая, основанная на патриархальных методах работы. Делопроизводство затягивалось, что называлось приказной волокитой .

Непосредственные предпосылки петровских преобразований прослеживаются в политике царя . Важными изменениями в общественной жизни стали:

  • военно-окружная реформа 1679 г., вводившая воеводское и местное приказное управление в окружных городах. Это преобразование подготовило государство к организации регулярной военной службы;
  • унификация системы чинов 1681 г. Был разработан документ, сводивший воедино иерархию чинов государева двора, разрядов и приказного аппарата. Эту реформу можно рассматривать как прообраз «Табели о рангах»;
  • отмена местничества в 1682 г. Давала возможность занимать высокие посты независимо от знатности происхождения;
  • введение единой подати («стрелецкие деньги») вместо множества налогов. Являлась прологом реформирования налогообложения;
  • поддержка частных инициатив в строительстве и торговле. Поощрение каменного строительства;
  • реформа одежды. Введены «венгерские кафтаны» на западный манер для царских подданных.

События

1682-1725 гг. - царствование Петра I (до 1696 г. - совместно с Иваном V).

1682 г. - восстание стрельцов. Возникло вследствие неоднозначной ситуации с наследованием российского престола. Царь Фёдор не оставил прямых наследников. По праву старшинства престол должен был перейти к его брату Ивану (будущего Ивана V), однако Боярская дума и патриарх поддержали кандидатуру Петра (будущего Петра I). Стрелецкое войско восстало против сторонников Петра. В результате бунта царями провозглашены Пётр и Иван. Иван был формальным соправителем, до самой своей смерти не принимал активного участия в делах государства.

1682-1689 гг. - . Софья, сестра Ивана и Петра, фактически правила государством во время малолетства царей.

Во время её правления удавалось сохранять компромиссное положение между интересами противоборствующих социальных группировок.

1686 г. - «Вечный мир» с Речью Посполитой. Левобережная Украина и Киев вошли в состав России в обмен на вхождение России в антитурецкую военную коалицию.

1687 г. , 1689 г. - крымские походы, закончившиеся неудачно. Походы не смогли обезопасить южные рубежи страны и выявили необходимость реформирования армии.

1687 г. - основание Славяно-греко-латинской академии в Москве.

1689 г. - восстание стрельцов, подготовленное Софьей. Произошло в связи с женитьбой Петра на Е. Лопухиной, означавшей прекращение регентства Софьи. Попытка Софьи удержать власть стала неудачной. В результате Софья потеряла власть и была заточена в монастырь.

1689 г. - Нерчинский договор с Китаем. Россия потеряла значительные территории на левом берегу Амура, освоенные русскими землепроходцами.

1695 г. - Первый Азовский поход. Начало реализации планов Петра о получении выхода к морю. Неудачная осада Азовской крепости показала необходимость строительства флота.

1696 г. - Второй Азовский поход. К этому моменту уже был сооружён первый флот, при его участии удалось взять Азов. Позиции на Азовском море закреплены строительством крепости Таганрог.

1697-1698 гг. - Великое посольство. Дипломатическая миссия, с которой под видом простого урядника царь Пётр посетил западноевропейские страны (Голландию, Англию, Бранденбург, Австрию) и познакомился европейским образом жизни.

1698 г. - восстание стрельцов под руководством Софьи. Произошло во время отсутствия Петра в стране. Бунт подавлен правительственными войсками.

1699 г. - образование Северного союза (Россия, Речь Посполитая, Дания, Саксония), направленного против Швеции.

Участники

Фёдор Алексеевич

Петр I - русский царь и император, сын Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

Иван V - русский царь, сын Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской.

Софья Алексеевна - русская царевна, дочь Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской, регент при Петре I и Иване V.

Голицын Василий Васильевич - государственный деятель, возглавлял правительство России во время регентства Софьи.

Лопухина Евдокия Фёдоровн - русская царица, первая жена Петра I.

Заключение

Петровские реформы во многих аспектах были подготовлены в годы правления его предшественников. Черты многих петровских преобразований просматриваются ещё в ранние годы его правления. Страсть к кораблестроению и ремёслам, стремление получить выход к морю и обладать мощным флотом предопределили масштабные реформы, которые бы обеспечили источник средств и выучку специалистов для . Образцы реализации своих чаяний Пётр во многом почерпнул из увиденной собственными глазами жизни Западной Европы во время Великого посольства.

Параллели

В отличие от России, не имевшей заокеанских колоний, в Западной Европе к началу XVIII века уже полным ходом развивалось общество нового типа как в политике, так и в экономике, социальной сфере и культуре. Поэтому Пётр во время путешествия с Великим посольством увидел разительный контраст между Россией и передовыми странами Запада, в которых он побывал.

В Западной Европе к началу XVIII века уже процветает международная торговля, создаются банки и биржи - развивается рыночное хозяйство. В европейских странах (особенно в Англии и Нидерландах) мануфактуры уже широко распространены. Приток золота и серебра из колониальных владений увеличивает спрос на ремесленную продукцию, появляется возможность вкладывать большие деньги в развитие и укрупнение производства.

Следует заметить разницу между мануфактурами Западной Европы, на которых трудились работники из естественно сложившегося класса наёмных рабочих, и мануфактурами Петра I, государственными, с прикреплёнными к ним крепостными крестьянами.

Исторические условия и предпосылки петровских реформ.

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.

Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историй народа. Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта. Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала война.

Военные реформы Петра I.

Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобразований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер. Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

В 1689 г. Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, несколько небольших кораблей под руководством голландских мастеров. Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" - Семеновский и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные маневры, на Яузе строится "стольный град Прешбург". Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоянной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов 1695-1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое крещение которого также приходится на это время. С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов. Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сословно- крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. В 1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен. Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обучавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организованных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортификационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский, а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевооружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая позволила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти на четверть века войне.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:

Создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;

Появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.)

Создание мощного военного флота;

Гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из народа.

Административные преобразования.

Преобразование управления - едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность. Реформы управления проводились наспех и безграмотно. Те или иные изменения в государственном управлении, административно-территориальном делении России диктовались военной необходимостью, а их главной задачей было как можно более эффективное выколачивание средств из народа для покрытия все растущих военных расходов. Для Петра-реформатор стремился перенести военные принципы на сферу гражданской жизни и государственного управления. Весьма показателен в этом плане Указ от 10 апреля 1716 г. Петр относился к государственному учреждению как к воинскому подразделению, к регламенту - как к военному уставу, а к чиновнику - как к военнослужащему.

Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: установления, приказы сменялись одно другим, часто прямо противоположным, или сводились на нет бесконечными переменами в государственных учреждениях, иногда учреждения дублировали друг друга по своим функциям. Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские названия на европейские, по сути своей оставшись прежними.

Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особого ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Отменялась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные бурмистры. В ведении Ратуши находились главные поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял оберинспектор ратушного правления.

Но с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению перенести основную массу управления на места. Такая организация управления обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд государства, а после окончания Северной войны должна была упростить процесс размещения и обеспечения регулярных войск.

В конце 1707 г. начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается создание восьми губерний, которые в свою очередь подразделялись на провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петербургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской, Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли генерал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись воеводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведавший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, губернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское учреждение.

В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была установлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия военных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались новые "доли" во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соответствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать опреденленное количество полков. Однако и эта реформа не дала желаемого эффекта, Северная война затянулась, и разместить в губерниях приписанные к ним полки не удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную почву для различных махинаций.

Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного управления. В результате губернской реформы была уничтожена система приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы, так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал. Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды", которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией министров".

Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласивший создание нового органа государственной власти - Сената. Формальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. Указ гласил. В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным органом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как самому царю.

Для установления жесткого контроля за управлением Петр в 1711 г. создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обязанности им вменялось доносить Сенату и царю о всех злоупотреблениях и неблаговидных поступках должностных лиц.

В 1712 г. у Петра появляется идея создать по шведскому образцу коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23 марта 1715 г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязанностей: Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер и Коммерц-коллегии. Реформа началась в конце 1717 - начале 1718 гг., когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплектовал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 г. назначаются президенты и вице-президенты коллегий:

В 1721 г. была образована Духовная коллегия - Синод, который был выведен из подчинения Сената, в 1722 г. Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-коллегии получила статус коллегии.

В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определяющий штаты коллегий, окончательно разграничивавший их функции и компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г.

После учреждения коллегий Петр решил по шведскому образцу реформировать и местное управление. Началась очередная реформа местного административно-территориального устройства. В 1719-1720 г. были отменены "доли" и должности ландратов, губернии теперь делились на провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты, во главе которых стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.

Городское управление было передано в руки городских верхов. Должность бурмистров отменялась. Все посадское население делилось на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и "подлый люд", составлявший подавляющее большинство городского населения. Правом выбора в новые органы городского самоуправления - магистраты - получили лишь представители "регулярного" населения - члены гильдий, избираться могли лишь члены 1-ой гильдии. Деятельность всех городских магистратов контролировал созданный в 1720 г. Главный магистрат.

Наряду с разделением городского населения, были проведены преобразования и в отношении многочисленного класса некрепостного населения - оно объединялось в сословие государственных крестьян со значительным сужением прав и возможностей. Переписью 1719-1724 гг. было ликвидировано холопство путем слияния его с крепостными крестьянами.

Новая система органов управления создала мощный слой чиновничьего дворянства в России, сложился разветвленный дворянско-бюрократический аппарат. После полного уравнения земельных владений дворян (поместий) и бояр (вотчин) дворянское землевладение окончательно превратилось в господствующее, причем указ о майорате 1714 г. предотвратил дроблений владений. Но эта мера полностью реализована не была.

Своеобразным итогом административных преобразований Петра I стала принятая в 1722 г. Табель о рангах - свод законов о порядке государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина, причем открывались возможности продвижения по службе и выходцев из "подлого люда", а достижение восьмого ранга означало присвоение дворянства, в чем заключалась известная демократизация системы управления. По Табели все должности делились на шесть частей - военные (сухопутные, гвардия, артиллерия, морские), статские и придворные, и на 14 классов или рангов.

Многие историки считают административные преобразования наиболее слабым местом Петровских реформ.

Церковная реформа.

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, направленную на укрепление этих позиций.

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена прежде всего на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота ("кумпанствах"). После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления. В 1721 г. составляется Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра.

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.

Экономические преобразования.

В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в. шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII в. существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.

В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.

В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.

Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс. крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.

Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год).

В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.)

Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаемная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельцами.

Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те, которые работали на армию и флот: металлургические, оружейные, судостроительные, суконные, полотняные, кожевенные и т.п. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные. В 1711 г. в указе о передаче московским купцам А.Турчанинову и С.Цынбальщикову полотняной мануфактуры Петр писал: "А буде они оной завод радением своим умножат и учинят в нем прибыль, и за то они... получат милость".

Возникают мануфактуры во многих отраслях - стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотнянной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII в. в России выплавляли около 150 тыс. пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тыс. пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVII I в. - более 2 млн. пудов.

К концу царствования Петра в России существовала развитая много-отраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.

Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.

В результате Петровской политики в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная промышленность, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта.

Изменения в области науки, культуры и быта.

Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Петра были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г. была открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной. В.Я.Уланов писал: "Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом было то, что теперь культура была признана созидательной силой не только в области специальной техники, но и в ее широких культурно-бытовых проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу... но и по отношению к широким массам народа".

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...". В 1711 г. в Москве появляется инженерная школа.

Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.

В 1703 г. в Москве выходит первый номер газеты "Ведомости" - первой русской газеты, в 1702 г. в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.

Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшие российское дворянство "по образу и подобию" европейского. В 1717 г. выходит книга "Юности честное зерцало" - своего рода учебник этикета, а с 1718 г. существовали Ассамблеи - дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вел к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний. Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

Мир, в котором мы сегодня живем, в значительной мере лишил нас иллюзий ""полного знания"" своей истории. И все же думается, что Петровскую эпоху мы чувствуем, порой даже ""видим"" глубже и лучше, нежели более поздние периоды своего исторического движения Нам понятна сама личность Петра I с его непохожестью на отпрысков европейских императорских фамилий, с его принципиально нетрадиционными установками поведения и мышления. В чем секрет этого ""эффекта понимания""? Быть может, в том, что с интересом прочитан известный роман А.Н. Толстого ""Петр Первый""? Или в том, что мы смотрели телесериалы, донесшие в зримых образах обаяние эпохи (вспомним кинофильм ""Россия молодая""!)? Или в том, что часто мы вели отсчет нашей государственности не от древних её времён, а с петровских преобразований?

В Петровскую эпоху цель плавания была ясна: Петр одержим идеей европеизацией России, её сближения с более развитыми в экономическом и политическом отношении западными соседями. Чем были для Петра атрибуты европейской жизни, начиная от устройства армии и кончая модой на ""питие кофия"" или курения табака? Думается, что прав был замечательный русский историк В.О. Ключевский, когда писал, что ""сближение с Европой было в глазах Петра только средством для достижения цели, а не самой целью"". Закрепляя некий антураж европейского быт в быту российском, Петр Пытался изменить не только внешний (сбрить бороды, носить европейский камзол), но и внутренний облик россиянина о внесословной ценности человека, о гражданской чести и достоинстве личности. Слепое низкопоклонство перед иностранным вообще было чуждо и самому Петру, и его ""орлам"". Свидетельство тому – блестящие победы русского оружия, которые заставили изумленную Европу по-новому планировать свои отношения с неожиданно пробудившимся ""русским медведем"". Россия укрепляла свои рубежи, расширяла границы, становилась равноправным партнёром во всех европейских делах – военных, торговых, государственных, а позднее и культурных.

Культурные контакты с Европой в условиях огромных российских расстояний, с плохими дорогами осуществлялись в основном двумя способами. Прежде всего участились поездки русских людей за границу, причем не только с деловыми или дипломатическими поручениями, но и с целью учёбы. Вряд ли возможно перечислить всех тех ""пенсионеров"" (т.е. посланных учится за рубеж за казённый счёт), которые получили образование в лучших европейских учебных заведениях. Часть россиян, например М.В. Ломоносов, жили в Европе годами. По обычаю того времени многие вели дневники, служащие и по сей день прекрасным источником знаний об ""осьмнадцатом столетии"". Каждый дневник – живое общение с далёким прошлым, дошедшее до нас дыхание минувшей эпохи.

Первое что впечатляет в этих записях, - отсутствие удивления перед заграничными ""чудесами"", столь характерное для дневниковых заметок русских путешественников XVII века. Особенно же ценно то, что почти все авторы оставили воспоминание о культурном облике Европы. Сквозь призму этих воспоминаний можно и сегодня взглянуть на тогдашнюю жизнь в западных городах, принять участие в развлечениях и карнавалах, постоять перед шедеврами Возрождения. Европейская архитектура, живопись, музыка постепенно входили в культурное сознание русских.

Перед нами дневник стольника П.А. Толстого, представителя старинного дворянского рода, посланного в 1697 году в Италию учиться мореходному делу. Пишет же стольник… об опере! Конечно, трудно представить себе жизнь итальянского города без оперы. Рожденный в конце XVI века под воздействием гуманистических идей Возрождения жанр оперы стал символом итальянского национального вокального гения, олицетворением итальянской музыки. В начале XVIII века опере отдавали дань многие просвещенные народы Европы. Для России же этот вид искусства был пока что ""закрытой книгой""

Итак, представим себе Венецию, знаменитый карнавал с его многоцветьем красок и обилием представлений, в ряду которых достойное место занимает оперные спектакли. Как же воспринял этот праздник П.А. Толстой? В отличие от своих предшественников он не только достаточно подробно описал постановку оперы, декорации, количество исполнителей на сцене и в оркестре, но и старательно подсчитал, во что обошлась бы в денежном выражении (в рублях) такая постановка в России.

В результате посещения зарубежных стран делались более глубокие выводы. Так, ярый поклонник европейской культуры Федор Салтыков много лет провел в Англии и там наметил широкий круг реформ, способствующих европеизации российской экономики, образования, науки, культуры. Любопытно, что в число обязательных дисциплин в мужских учебных заведениях им были включены ""мусика, пиктура, скульптура, миниатура"". В стремлении же уровнять ""и женский наш народ…с европейскими государствами"" он предлагал в учебных заведениях учиться ""музыке инструментальной и вокальной, сиречь на всяких инструментах и вспевать. Танцовать"".

Другой путь ""знакомства"" русской культуры с культурой европейских стран обусловлен деятельностью и творчеством иностранцев в России. Их вклад в развитие обусловлен деятельностью и творчеством иностранцев в России. Их вклад в развитие русского искусства трудно переоценить. Разве дело в том, что, например, архитектор Растрелли родился под небом Италии? Гораздо важнее, что в России он нашел вторую родину и создал шедевры, которые мы по праву считаем своим национальным достоянием. Или немец Якоб фон Штейли, Оставивший нам работу по истории русской музыки, которая до сих пор является чуть ли не единственным заслуживающим доверия документов для современных историков? Или итальянский капельмейстер Франческо Арайя, создавший первую оперу на русский текст? Всё это – штрихи к общей картине сближения русской и европейской культур.

Означает ли сказанное, что русское искусство было готово к тому, чтобы перенять европейские традиции, взаимообогащающему диалогу? Что оно, расставшись с ""древним благочестием"", связало свое будущее с новой светской культурной практикой? Как соотносилось это новое с прочно укоренившимся в обществе старым имеющим многовековые традиции?

Сочетание старого и нового в эпоху Петра дает удивительно пеструю, неоднозначную и неравноценную в эстетическом отношении картину развития искусств. Шедевры национальной художественной культуры ещё не были созданы. Но от этого общая панорама строительства нового здания – светского искусства – не теряет своей привлекательности. Скорее наоборот. Произведения музыки, литературы, живописи, архитектуры рождают ощущение этого движения, передают пульс стремительной жизни, горячие дыхание истории…

Вот, кажется, мы и подошли к тому главному, что заставляет видеть в памятниках искусства Петровской эпохи поразительный исторический документ, лучше всех прочих источников говорящий о времени бурном, ярком, противоречивым.

Петра (2) ? Россия...

  • Реформы Петра (15)

    Реферат >> История

    16 I. Исторические условия и предпосылки петровских реформ Царствование Петра I началось в обстановке жестокой... великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ ? Россия была отсталой страной. Эта...

  • 1. Заметное отставание России по уровню своего социально - экономического, военного и культурного развития от передовых европейских государств.

    2. Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта.

    3. Активная воля Петра к преобразованию страны.

    4. Некоторые традиционные устои российской жизни: самодержавная власть царя, приниженное положение церкви в государстве и поголовное закрепощение всех сословий общества, ставшие главными рычагами в проведении реформ.

    Необходимость добиться выхода к Черному и Балтийскому морям для нормального развития экономики (исходный пункт).

    Для этого были нужны сильная армия и флот - этим обусловлены военные реформы.

    Для успешного ведения боевых действий по​мимо армии и флота необходимо было вооружение и обмундирование - этим обусловлены экономические реформы.

    Для ведения войны требовались дополни​тельные источники дохода - этим обусловлены денежная и налоговая реформы.

    Чтобы лучше собирать налоги, необходима была централизованная система управления и система контроля - этим обусловлены административные реформы.

    Чтобы управление стало более эффективным, необходимо было повысить уровень образования чиновников - этим обусловлены реформы в области культуры и образования.

    Цели реформ Петра I (1682-1725) - максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшими сподвижниками Петра I были А. Д. Ментиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский, П. П. Шафиров, Ф. Ю. Ромодановский, Я. Брюс.

    Военная реформа. Была ведена рекрутская повинность, новые уставы, экипировка на западный манер, построен флот. Однако говорить о создании регулярной армии вряд ли верно, она существовала уже с середины XVII в., сменился лишь ее кадровый состав в результате роспуска стрелецких полков. Замена дворянской конницы драгунской привела к снижению боеспособности кавалерии.

    Реформа государственного управления. Боярская Дума была заменена высшим государственным органом - сенатом (1711), призванным при необходимости заменять царя, приказы - коллегиями. Введена «Табель о рангах», предусматривавшая систему чинов и порядок их присвоения не по знатности, а в соответствии со служебными показателями. Указ о престолонаследии позволил царю назначать наследником кого угодно. Столица в 1712 г. перенесена в Петербург. В 1721 г. Петр принял императорский титул.

    Церковная реформа. В 1721 г. было ликвидировано патриаршество, церковь стала управляться Святейшим синодом и была лишена части своих богатств. Священники переведены на казенное жалованье, число их сократилось, причем часть их перешла в разряд помещичьих крепостных.

    Изменения в экономике. В 1724 г. была введена подушная подать, взимавшаяся со всех мужчин податных сословий независимо от возраста, появилась масса косвенных налогов (на гробы, бороды, бани и т. п.), корабельные поборы и др. В целом налоги выросли примерно в Зраза. Создано до 180 мануфактур, что положило начало крупной отечественной промышленности. Введены казенные монополии на разные товары, которые, впрочем, к концу правления Петра стали отменяться. Строятся каналы и дороги, но многие проекты не были реализованы из-за нехватки средств.

  • Аграрная и земельная реформы как неотъемлемое звено экономических реформ: понятия, исторические, идеологические и социально-экономические предпосылки
  • Адвокатура России в период до Судебной реформы 1864 года.
  • Основная тенденция развития России, особенно заметная со второй половины ХVII в., связана с попытками власти и просвещенных верхов российского общества определить возможные способы модернизации страны. В ХVI в. Западная Европа вступила в эпоху цивилизационной революции, суть которой состояла в переходе от традиционного (феодального, аграрного) общества к индустриальному (буржуазному, капиталистическому) с соответствующей ему экономической, политической и духовной культурой. Очагом модернизации в тот период была лишь небольшая группа стран - Англия, Нидерланды, Франция. Импульсы этого региона постепенно распространились на все большее число стран и, в конце концов, достигли России. Процесс модернизации захватил ее не раньше второй половины ХVII в. И протекал своеобразно, накладываясь на особенности «крепкого», по выражению С.М.Соловьева, российского самодержавия, отношений собственности, русского национального характера, сформировавшегося под влиянием православия.

    Если на Западе прогресс промышленности сопровождался непрерывным движением к правовому государству, то в России экономическое развитие, успехи науки, секуляризация духовной жизни осуществлялись на фоне усиливающегося деспотизма верховной власти и при дальнейшем распространении крепостнических отношений, практически изжитых на Западе.

    Начавшиеся в ХVII в. преобразования порождались стремлением правительства догнать развитые страны прежде всего в военно-техническом отношении. С учетом этого обстоятельства становится понятно, почему реформы могли осуществляться только в жестких формах при нарастающем деспотизме власти и крепостничестве. Подстегивая страну, правительство делало ставку не на поощрение частной инициативы, что и могло заложить основы прогресса, а на усиление государственного вмешательства во все сферы экономической и общественной жизни. Модернизационный рывок действительно происходил, однако перенапряжение сил общества вскоре порождало очередной кризис и застой, рост социальной напряженности и новое отставание от уходившего вперед Запада.

    Озабоченные отставанием в военной области, русские государственные деятели предпетровского времени не ограничивались в своих реформаторских планах только вопросами военными и фискальными. Их преобразовательные проекты исходили из того убеждения, что в сознании части общества произошел определенный поворот: в чужих землях многое делается лучше, западные народы сильнее своим знанием, мастерством, искусством, надо у них учиться.



    Уже в царствование первого Романова проявилась тенденция к заимствованию некоторых западных достижений. Западные обычаи, предметы домашнего обихода постепенно становились частью быта верхов российского общества. Царь Алексей Михайлович, сам не бывший последовательным сторонником новшеств, в то же время благоволил отечественным реформаторам: А.Л.Ордин-Нащокину, Ф.М.Ртищеву, А.С.Матвееву и др. А.Л.Ордин-Нащокин, которого В.О.Ключевский называет «самым замечательным из московских государственных людей ХVII в.», предложил обширный план преобразований, направленных на совершенствование центрального и местного управления, системы налогообложения, развитие промышленности и торговли, укрепление армии и строительство флота. Во внешней политике А.Л.Ордин-Нащокин отстаивал необходимость борьбы со Швецией за выход России к Балтийскому морю. Большинству проектов реформатора осуществиться в этот период было не суждено.



    В это время в России уже довольно отчетливо прослеживались два общественных течения. Одно из них, которое позже назовут «западническим», объединяло «теоретиков и практиков, наукой и опытом познавших сладость и превосходство европейской цивилизации» (С.Ф.Платонов). Другое, национально-консервативное, было направлено против реформ как в гражданской, так и в церковной сфере.

    В царствование Федора Алексеевича (1676-1682) началась деятельность талантливого реформатра-западника В.В.Голицына. Одной из главных реформ, проведенных в этот период, была отмена местничества (1682). Государь получил, наконец, возможность сам решать, «где кому быть», учитывая при назначении на государственные и военные должности таланты и заслуги соискателя, а не древний порядок чиновной иерархии.

    Многочисленные проекты преобразований, которые разрабатывал Голицын (планы освобождения крестьян от власти помещиков, создание наемной армии, распространение веротерпимости), в основном таковыми и остались. Можно указать лишь на законы, смягчавшие нравы, такие, например, как облегчение условий холопства за долги, отмена казни за «возмутительные» слова и наиболее жесткие наказания для преступников, а также ряд нововведений, касавшихся главным образом быта и образования.

    В конце ХVII в. страна была на пороге решительных перемен, уже подготовленных предшествующим развитием. Назревшие реформы можно было проводить за счет уменьшения государственного давления на общество при одновременном поощрении частной инициативы и постепенном ослаблении сословной несвободы. Такой путь стал бы продолжением реформаторской деятельности А.Л.Ордин-Нащокина и В.В.Голицына. Другой путь предполагал еще большее ужесточение режима, крайнюю степень концентрации власти, усиление крепостничества и - в результате непомерного напряжения сил - реформационный рывок. Традиции деспотической государственной власти в России и характер явившегося в конце века реформаторства сделали более вероятным второй вариант.

    Рубеж ХVII-ХVIII вв. в истории России связан с именем Петра I, великого реформатора, преобразования которого охватывали самые разнообразные сферы жизни страны. Петр был первым человеком, который понял всю глубину отсталости России от передовых европейских стран и осознал необходимость реформирования.

    Что представляла собой Россия в этот период? Несколько железоделательных заводов, несколько мануфактур (20-30 на всю страну). Армии по существу не было. Она состояла из нескольких полков, причем плохо вооруженных. Между войнами эту армию распускали по домам, чтобы не тратить на нее государственных средств. Школы были при церквях, в которых учили грамоте и священному писанию. Да и тех было мало. Светского образования не существовало, не было национальной медицины, не было ни одного русского врача, кроме редких иноземцев. В государственных делах царил застой, торговля и промышленность шли к упадку, разрушались заводы, войско находилось в плачевном состоянии. В то же время страна стояла накануне великих преобразований, которых требовали и народное хозяйство России, и государственное управление, и войско. Каковы же были предпосылки петровских реформ? Отметим важнейшие из них:

    1) активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;

    2) интенсивное развитие внутренней и внешней торговли;

    3) реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;

    4)переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

    5)тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова «самодержец»;

    6)оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649 г.) с учетом европейских законодательств;

    7)реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков иноземного строя, изменение в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных корпусов по округам);

    8)размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона; появление национально-консервативного и западнического течений.

    Несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в ХVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Стране нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Такой деятель появился на исторической арене в лице ПетраI. Образно говоря, Петр I, обуздав российское общество, заставил его сократить разрыв от Европы и преодолеть путь от патриарахальной Московии к европейской Петербургской державе.

    Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695 – 1715 гг. и 1715 - 1725 гг.

    Важной особенностью преобразовательной деятельности первого периода является ее обусловленность прежде всего задачами внутреннего переустройства, вызванными нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики (регулирования торговли, промышленности, налогово-финансовой и трудовой деятельности). Многие реформы носили непродуманный, поспешный характер, что было вызвано как неудачами в войне, так и отсутствием кадров, опыта, давлением старого консервативного аппарата власти.

    Во второй период, когда военные действия уже были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее совершенствование аппарата власти, мануфактуры уже не только обслуживали военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование экономики несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода действий.

    Анализируя в целом преобразования Петра (цели, характер, темпы, методы осуществления, значение), следует подчеркнуть, что реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а государства в целом: его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. На этом основывалась вся внутренняя и внешняя политика императора.









    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели урока:

    • Охарактеризовать состояние России накануне петровских преобразований.
    • Доказать и показать, что России необходимы реформы.
    • Показать, что истоки петровских преобразований находятся в XVII веке.
    • Охарактеризовать деятельность следующих реформаторов:
      • Симеона Полоцкого
      • А.Л. Ордина-Нащокина
      • В.В.Голицына
    • Развивать у учащихся:
    • Воспитывать у учащихся интерес к истории России через различные формы активизации учебной деятельности.

    Литература:

    1) "Поурочные разработки по истории России" (с к.XVII-XVIII в.) Серов Б.Н., Гаркуша Л.М. 2003г.

    2) "История России в таблицах и схемах" М.И.Ивашко 2006г.

    3) Использование источников из Интернета

    Наглядность: схема "Основные направления преобразований в России I четверти XVII века"

    Оборудование:

    • мультимедийная установка
    • рабочие тетради 7 кл. "История России к.XVII-XVII в." Данилов А.А., Косулина Л.Г.
    • презентация по уроку "Предпосылки петровских преобразований"

    Тип урока: урок объяснения нового материала

    Предварительная подготовка: сообщения учащихся на темы "Симеон Полоцкий", "В.В.Голицын и его планы"

    Основные понятия:

    План урока

    1. Причины и основные направления реформ.

    2. Усиление иностранного влияния.

    3. Симеон Полоцкий.

    4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

    5. В.В.Голицын и его планы.

    I. Организационный момент

    II. Новый материал (использование презентации PowerPoint)

    Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".

    Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"

    На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.

    Дайте определение понятию реформа?

    (реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни)

    (учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)

    1. Причины и основные направления реформ.

    Вспомните, как развивалась Европа на рубеже XVII века?

    (прошёл промышленный переворот (вспомнить определение), во многих странах прошли буржуазные революции (вспомнить итоги Английской буржуазной рев.), успешно развивалась мануфактурная промышленность (определение мануфактура), развивалась морская торговля мирового масштаба, наличие флота и выхода к морям имело важное значение в развитие экономики, наличие постоянной армии, совершенная система государственного управления).

    Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.

    Давайте выделим основные причины реформ:

    • В России 1649 г. вводится крепостное право (вспомнить опред.- крепостное право)
    • Отсутствовали удобные порты для европейской торговли
    • Отсталая армия и флот
    • Непродуманный государственный аппарат
    • Слаборазвитая экономика
    • Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.

    (запись в тетрадь)

    Из причин выделяем направления реформ:

    Попытайтесь выделить основные направления реформ.

    • Выход к морю
    • Реформа экономики
    • Реформа армии
    • Государственная реформа
    • Реформа культуры и образования

    (запись в тетрадь)

    2. Усиление иностранного влияния.

    Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?

    Войны России в 17 в. и торговля с Востоком и Западом привели к усилению иностранного влияния. При 1-х Романовых при дворе появились врачи, аптекари, военные. Москве появилась Немецкая слобода. В ней жило 1500 человек.

    При Алексее Михайловиче появились полки "иноземного строя", 1-й боевой корабль, написаны военные уставы по западным образцам. Особенно усилилось иностранное влияние после воссоединения Украины с Россией в 1654 году.

    В рабочей тетради выполнить задание №2 (стр.36):

    Усилению западного влияния на Россию в XVII в. способствовали:

    а) постоянные войны России с Польшей и Швецией;

    б) долгое пребывание поляков в России в 1605-1612 гг.

    в) приглашение царями на службу зарубежных специалистов

    г) стремление западных предпринимателей вкладывать капиталы в развитие российской экономики;

    д) стремительное формирование всероссийского рынка

    е) снятие Россией таможенных барьеров

    ж) присоединение Левобережной Украины и Киева к России

    (а, б, в, г, д, ж)

    3. Симеон Полоцкий.

    Переходим к знакомству личностей, которые предлагали провести реформы по европейскому образцу.

    Выступление учащегося с сообщением "Симеон Полоцкий"

    В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?

    Белорус по национальности, Симеон Полоцкий окончил Киево-Могилянскую академию и в 1656 году в возрасте 27 лет постригся в монахи. Службу проходил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище - Полоцкий). Здесь же он учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Симеон писал стихи на белорусском и польском языках. Он выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства.

    Слава о просвещенном монахе быстро распространилась, и Симеон был приглашен в Москву. С 1664 года он преподавал будущим служащим московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию и самодержавие.

    Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них - Федор и Софья - были затем правителями России. Это были первые руководители Российского государства, получившие западное образование, включавшее в том числе и знание европейской истории, культуры, иностранных языков.

    Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проведения реформ по западному образцу.

    Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?

    Вывод:

    Огромную роль в сближении с Западом сыграл С.Полоцкий:

    • выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа
    • обучал дьяков (служителей) в приказах.
    • придворный поэт

    Воспитание и обучение царских детей: Федор и Софья стали 1-ми правителями России, получившими элементы европейского образования.

    4. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина

    Учащиеся самостоятельно работают по учебнику (стр.95-96).

    Выделить основные направления реформ А.Л. Ордина-Нащокина и отметить их в рабочей тетради (задание №3 стр.36).

    Псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605-1680) был одним из самых известных политических деятелей России XVII века. Поступив на военную службу в 17 лет, он со временем стал не только полководцем, но и крупным дипломатом. В 1656 году Ордин-Нащокин подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 году - крайне необходимое для России перемирие со Швецией. За это Алексей Михайлович удостоил его чина думного дворянина, а после заключения им Андрусовского перемирия с Речью Посполитой - боярского достоинства. Тогда же Афанасий Лаврентьевич возглавил Посольский приказ. Во главе внешнеполитического ведомства он выступил за расширение экономических и культурных связей со странами как Западной Европы, так и Востока. От соперничества с Речью Посполитой он предложил перейти к союзу с ней, направленному на борьбу с турецкой угрозой.

    В области внутренней политики Ордин-Нащокин во многом опередил реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести в России рекрутскую повинность. Это означало постепенный переход к постоянной армии.

    Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые судебные и административные функции выборным представителям посадского населения.

    Стремясь к процветанию российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний и предоставил льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 года), основал ряд новых мануфактур.

    По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

    Однако многое из задуманного так и не удалось осуществить. В 1671 году Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.

    Вывод:

    Основными направлениями реформ А. Л. Ордина-Нащокина являлись:

    а) расширение экономического и культурного сотрудничества с Западом;

    б) заключение союза с Речью Посполитой против Турции;

    в) сокращение дворянского ополчения;

    г) увеличение стрелецких полков;

    д) переход России к регулярной армии;

    е) введение привилегий для иностранных купцов;

    ж) создание новых мануфактур;

    з) отмена льгот русским купцам;

    и) передача некоторых судебных и административных функций выборным представителям посадского населения.

    (а,б,в,г,д.ж,и)

    Словарная работа: регулярная армия- войско, создаваемое на постоянной основе.

    (запись в тетрадь)

    5. В.В.Голицын и его планы.

    Выступление учащегося с сообщением "Голицын и его планы"

    Князь Василий Васильевич Голицын (1643-1714) был фактическим правителем России в период регентства царевны Софьи (1682-1689). При его поддержке в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище (позже - академия). Была отменена смертная казнь за "возмутительные слова" против власти. Принимались указы, вводившие европейские формы быта.

    Главным направлением внутренней политики Голицын предлагал считать исправление нравов и развитие инициативы подданных. Он был последовательным сторонником курса Ордина-Нащокина на развитие и поддержку торговли и ремесел. Основным препятствием на этом пути он считал только что утвердившееся крепостное право и предлагал освободить крестьян от власти помещиков. Высказывал он и идеи введения "поголовной" подати с крестьянских хозяйств. Все это должно было, по его мнению, способствовать хозяйственному процветанию народа, а значит, и государства.

    Организованные и проведенные под руководством Голицына Крымские походы убедили его в необходимости отказа от дворянского ополчения и замены его армией по западному образцу. В отличие от Ордина-Нащокина он считал, что это должна быть наемная армия. Однако многое из задуманного Голицыну осуществить не удалось, так как в 1689 году к власти пришел Петр I, отправивший его в ссылку.

    Слушая сообщение, учащиеся выполняют задание в рабочей тетради №1 стр.35

    Вывод:

    В. Голицын был фактическим правителем страны в 1682 - 89 гг. в период регенства царевны Софьи:

    • открыл Славяно-греко-латинскую академию
    • отменил смертную казнь за "возмутительные" слова против власти
    • начал вводить европейские формы быта
    • предлагал освободить крестьян от помещиков
    • ввести "поголовную" подать
    • неудача в Крымских походах заставила его начать реформу армии по западному образцу, считая, что она должна быть наёмной.

    Словарная работа:

    Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

    (запись в тетрадь)

    III. Закрепление, итоги, дом.задание.

    1). Давайте ответим на вопрос, заданный в начале урока: докажите, что реформы в н.18 века были неизбежны?

    2). С какими реформаторами XVII века вы познакомились? Назовите их основные идеи.

    Т.О., к концу XVII века представителями власти в России не только была осознана необходимость реформ с использованием лучших сторон европейского опыта, но и в общих чертах сформировалась программа этих преобразований. Она определила не только направленность деятельности Петра I, но и всю русскую историю наступившего XVIII столетия.

    Домашнее задание: параграф 12, вопросы стр.97 (устно), записи урока, задание №4 в рабочей тетради.

    Выставление оценок за работу на уроке.



    Последние материалы раздела:

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

    Онлайн обучение профессии Программист 1С
    Онлайн обучение профессии Программист 1С

    В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...