Введенская л а риторика и культура речи.

Слово риторика пришло к нам из греческого языка (устаревшее написание - реторика). Его синонимами яв- ляются латинское выражениеораторское искусство и рус- ское словокрасноречие .

Еще в глубокой древности четко обозначились два под- хода к восприятию ораторского искусства. Одни считали, что главное в ораторском искусстве - это идея (логос), содержание, т. е. риторика - это искусство убеждать. На- пример, теоретик греческого красноречия Аристотель оп- ределял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предме- та» . Другие рассматривали риторику как искусст- во украшения речи, основным достоинством речи считали ее форму и стиль. Большой популярностью пользовалась формула известного римского оратора Квинтилиана ars bene dicendi - «искусство говорить хорошо». Он считал, что речь оратора должна быть чистая, ясная, красивая, уместная. «Нам следует пользоваться богатым выбором слов умело, так как мы должны иметь перед глазами не рыночную болтовню, а настоящее красноречие», - писал он .

В русской риторической науке обычно подчеркивалось, что красота и выразительность речи нужны для ее убеди- тельности. Так, М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» отмечал:

«Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» .

У М. Сперанского в «Правилах высокого красноречия» читаем: «...красноречие есть дар потрясать души, пере- ливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий» .

Разные взгляды на ораторское искусство становились причиной ожесточенных споров вокруг риторики, основа- нием для осуждения, которое сопровождало ее в течение ряда веков и тысячелетий.

Например, В.Г. Белинский в своей статье «Общая ри- торика Н. Кошанского» очень резко выступал против ри- торики как науки:

Но скажите, бога ради, зачем нужна риторика в новом мире? Зачем она даже в Англии и во Франции? <...> Ведь в наше время, когда вся общественная машина так многослож- на, так искусственна, даже и великий по таланту оратор не- далеко уйдет, если в то же время он не будет государствен- ным человеком. И каким образом риторика сделает кого-ни- будь красноречивым в Англии и во Франции и кто из анг- лийских и французских парламентских ораторов образовал- ся по риторике? Разве риторика дает кому-нибудь смелость говорить перед многочисленным собранием? Разве она дает присутствие духа, способность не теряться при возражениях, умение отразить возражение, снова обратиться к прерванной нити речи, находчивость, талант всемогущего слова «кста- ти»? <...> Какая риторика дает человеку бурный огонь воо- душевления, страсть, пафос? Нам возразят: конечно, не дает, но разовьет эти счастливые дары природы. Неправда! Их мо- жет развить практика, трибуна, а не риторика. <...> Итак, какую же пользу может приносить риторика? Не только ри- торики, даже теории красноречия (как науки красноречия) не может быть .

И до сих пор слово риторика порой употребляется в не- гативном смысле. Толковые словари современного русского литературногоязыка, отмечают его переносное значение: «эф- фектность, внешняя красивость речи, напыщенность». Эти слова обычно характеризуют претенциозную, но бессодер- жательную речь политика, депутата, чиновника.

Как отмечают исследователи, на протяжении многове- ковой истории понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и соотношения с другими областя- ми знаний не раз претерпевало коренное изменение.

Не существует единого подхода к определению содержа- ния и современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Не утвердилась терминология данной науки, нет четкого разграничения с другими науками.

Плодотворной представляется точка зрения С.И. Гин- дина. Он считает, что невозможно сохранить за ритори- кой все те области и проблемы, которыми она занималась за все время ее существования без нарушения современ- ных представлений о единстве научной дисциплины. Вме- сте с тем неразумно порывать с традиционными представ- лениями о том, чем должна заниматься риторика. Иссле- дователь предлагает закрепить за термином риторика два смысла - узкий и широкий. В узком понимании предмет риторики - это ораторское искусство, так как у нас нет иного термина для названия комплексной дисциплины, изучающей это явление. Заметим, что для обозначения теории и практики ораторской речи некоторые авторы используют терминыоратория иораторика .

«С другой стороны, объектом риторики могут быть лю- бые разновидности речевой коммуникации, рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каждого жанра своего) заранее выбираемого воздействия на полу- чателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука об условиях и формах эффективной коммуникации» .


1. Введенская, Л. А., Павлова, Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д., 1998.

Кто возьмется сыграть трудную и смертельно опасную роль недавно погибшей жены исчезнувшего – роль приманки, на которую должны были выйти его похитители?

Только – женщина, которой нечего терять,- потому что она уже потеряла все, чем дорожила в жизни.

Только – женщина, которой рано или поздно удастся пробраться в самое сердце таинственного убежища преступников.

3. Ларец мудрых мыслей. Кострома: Издательско-полиграфическое предприятие «Кост-рома», 2001.

«Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение», сказал И. Гете.

Это миниатюрное издание дает читателю возможность ознакомиться с размышлениями, умозаключениями мыслителей древности, писателей, политиков, ученых. Читайте, изучайте, и вы непременно найдете афоризмы, созвучные вашей точке зрения, взглядам на жизнь.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

4. Напишите аннотацию к статье Ф.Ю. Зигеля «Фотография в астрономии» (Федосюк, М.Ю., Ладыженская, Т.А. и др. Русский язык для студентов-нефилологов. М., 2000. – С.224-226).
Список литературы
1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. М., 2000. С.74-78.

2. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. М., СПб., 2002. С. 393-413.

3. Федосюк, М. Ю., Ладыженская, Т. А., Михайлова, О. А., Николина Н. А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. М., 2000.
Практическое занятие №5-6
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ
Практическое занятие №5
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОГО СТИЛЯ. ТИПЫ ДОКУМЕНТОВ
1. Особенности официально-делового стиля.

2. Типы документов.

3. Оформление реквизитов документов.

Основной сферой, в которой функционирует официально-деловой стиль русского литературного языка, является административно-правовая деятельность. Официально-деловая речь имеет следующие стилевые черты: точность изложения, детальность изложения, стереотипность, стандартизованность изложения, официальность, строгость выражения мысли, объективность и логичность.

По содержанию и назначению выделяют распорядительные, отчетные, справочные, плановые и др. виды документов. В зависимости от того , к какой сфере деятельности относится документируемая информация, различают управленческие, научные, технические, производственные, финансовые виды документов. По фактору доступности документы могут быть открытого пользования, ограниченного доступа и конфиденциального характера. По срокам исполнения документы разделяют на срочные, второстепенные, итоговые и периодические. При составлении документа особое значение имеет оформление всех его реквизитов.

Р е к в и з и т ы – это обязательные признаки, установленные законом или распорядительными положениями для отдельных видов документов. Совокупность реквизитов документа называют ф о р м у л я р о м.

Упражнения
1. Отметьте черты официально-делового стиля в данном фрагменте.

Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб собственности деревень Ивановка, Щепиловка и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей . Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Образована специальная комиссия из представителей районной администрации, медицинских, страховых и других организаций для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.


2. Напишите заявление с просьбой предоставить вам академический отпуск.
3. Отредактируйте текст заявления.

Директору фирмы “Заря” Афанасьеву Ю.П.

От Комова С.П.
Заявление.
Настоятельно прошу Вас дать мне отгул на 28.12.2008 в связи с причинами личного характера .

Комов С. П.

4. Отредактируйте текст доверенности.
Доверенность.
Я, Зотова В.А., доверяю моему мужу, Зотову С.П., получить мою зарплату за декабрь месяц. В связи с тем, что я нездорова и нахожусь в больнице.

В.А.Зотова
5. Определите тип приведенных ниже деловых бумаг (извещение, подтверждение, напоминание, просьба, ответ, сопроводительное письмо).

1. На Ваш запрос сообщаем, что все компоненты автобусных воздушных кондиционеров и транспортных морозильных устройств имеют подтверждение стандарту ISO 9001.

2. Просим Вас сообщить, когда и на каких условиях Вы можете поставить нам 200 комбайнов марки В-45.

3. С сожалением сообщаем, что кадровая ситуация в нашем университете не позволяет положительно откликнуться на ваше предложение.

4. В ответ на Ваш запрос сообщаем , что ООО “Кольмекс” осуществляет поставки в Россию концентрата циркониевого порошкообразного (КЦП), производства Вольногорского ГГМК. Поставки осуществляются в г.Ростове н/Д партиями по 10-15 т автомобильным транспортом.

5. Подтверждаем получение Ваших предложений, изложенных в письме № 01-05.326. от 15.03.2000.

6. Напоминаем Вам, что в соответствии с договором 24-16 от 16.03.99 Вы должны завершить разработку проекта до 16.11.99. Просим Вас сообщить состояние работы.

7. Высылаем запрошенные Вами сертификаты качества поставленных ранее кондиционеров. Получение просим подтвердить.

Практическое занятие№6
ЯЗЫК И СТИЛЬ ДЕЛОВОЙ

ДОКУМЕНТАЦИИ
1. Требования к языку и стилю деловых бумаг.

2. Унификация языка деловых бумаг. Использование языковых моделей в документах разного типа.


Основные теоретические сведения
1. К языковым средствам и стилю изложения информации в документе предъявляют следующие требования: нейтральный тон изложения, однозначность используемых слов и терминов, соблюдение всех видов норм русского языка, смысловая достаточность и лаконичность текста. Слово в тексте документа должно употребляться только в одном значении, принятом в официально-деловой письменной речи. Крайне нежелательно использование профессионализмов. При употреблении терминов необходимо следить, чтобы они были понятны адресату.

2. Для языка деловых бумаг характерна у н и ф и - к а ц и я, которая заключается в формировании системы стандартных языковых моделей, отражающих типовые ситуации делового общения. Так, если целью создания документа является информирование, то в документах будут использоваться следующие языковые модели: довожу до Вашего сведения…, высылаем запрошенные Вами…, извещаем Вас о том, что…, информируем Вас о том, что…, сообщаем, что…, уведомляем, что. Цель создания документа определяет и тип документа. Так, при информировании используются служебные записки, сопроводительные письма, письма-сообщения.


Упражнения
1. Составьте словосочетания с данными предлогами, характерными для официально-делового стиля, обращая внимание на необходимый падеж имен существительных:

В целях, в отношении, на предмет, в силу, в связи, в соответствии, по линии, в течение, во избежание, на основании, в счет, в порядке.
2. Дайте сокращения следующих слов, принятые в деловом стиле:

Санкт-Петербург, административный, ассоциация, высший, город, доктор, доцент, кандидат, кафедра, квартал, хозяйство, министерство, младший, Москва, Нижний Новгород, область, общество, объединение, отдел, отделение, промышленность, раздел, районный, республика, северный, станция, старший, университетский.


3. Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, подобрав к приведенным ниже существительным согласованные и несогласованные определения.

Ответственность, действия, лицо, пособие, меры, порядок, полномочия, обстоятельства, рассмотрение, срок, ущерб, цена, обслуживание, отношения.


4. Отредактируйте предложения, объясните характер допущенных ошибок.

  1. 1. Эти данные позволили автору основать следующие выводы. 2. Необходимо еще раз обсчитать все данные. 3. Полагаем, что результаты испытаний могут составлять взаимный интерес для наших фирм. 4. Убедительно прошу Вас для сохранения уровня обучения в техническом лицее выделить ему компьютерный класс. 5. Изучая проблемы городского транспорта, учеными были получены интересные результаты. 6. Руководство производственной практики осуществляется ведущими специалистами предприятия. 7. Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 8. Следует затвердить это на собрании.

Список литературы

1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи. Р н/Д, 2000. С. 316-385.

2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. М., 2000. С.353-397.

3. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М., СПб., 2002. С. 435-445.

Практическое занятие №7
ФОНЕТИКО-ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Трудные случаи произношения гласных и согласных звуков (переход ударного Е в О, согласные перед ударным Е в заимствованных словах, сочетания согласных).

2. Особенности русского ударения. Варианты ударений.


Основные теоретические сведения
1. Фонетико-орфоэпические нормы определяют варианты правильного, образцового произношения и правильной постановки ударения. Определенную трудность вызывает употребление [е] или [о] после мягких согласных под ударением. Правильными являются формы: а[ф’е]ра, быти[е], о[п’е]ка, [п’е]кло, совре[м’е]нный . В других случаях имеются варианты произношения: желчь – жёлчь, белесый – белёсый, головешка – головёшка, поблекнуть – поблёкнуть, маневры – манёвры .

В заимствованных словах перед ударным Е в ряде случаев произносится мягкий согласный: ака[д’е]мик, [д’е]к[р’е]т, му[з’е]й, [т’е]рмин, эф[ф’е]кт , в ряде случаев – твердый согласный: диспан[сэ]р, ин[тэ]рвью, ин[тэ]грал, компью[тэ]р, [мэ][нэ]джер, резю[мэ], [тэ]ст, э[нэ]ргия . В словах агрессия, бактерии, депрессия, прогресс, экспресс и др. допускается произношение твердого и мягкого согласного перед Е.

2. Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознается лишь при определенной постановке ударения. Ударение в русском языке свободное . Оно может быть на любом слоге слова. В пределах одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой, например: головá – голóв - гóловы . Во многих случаях словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов, например: áтлас и атлáс , зáмок и замóк , м ý ка и мукá. Разноместность ударения в русском языке дает возможность разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: стéны и стены ´ , р ý ки и рук ú , насы ´ пать и насыпáть . В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например, твóрог и творóг , мышл é ние и мы ´ шление , одновр é менно и одноврем é нно .

Упражнения


  1. Расставьте ударение в словах:
Агент, алкоголь, алфавит, аналог, арахис, бармен, бюрократия, валовой, генезис, грошовый, грушевый, девица, дефис, договор, документ, доцент, дремота, жалюзи, заговор, закупорить, знамение, зубчатый, индустрия, инсульт, искра, каталог, квартал, кетчуп, километр, коклюш, колледж, кулинария, кухонный, магазин, маркетинг, маркировать, менеджмент, мышление, намерение, обеспечение, оптовый, партер, переосмысление, петля, приговор, принудить, портфель, свекла, сливовый, созыв, статуя, творог, туфля, украинский, упрочение, феномен, хвоя, щавель, эксперт.

2. Определите значения слов, составьте с ними предложения:

Атлáс – áтлас, брóня – броня, запáсник – запаснúк, крýгом – кругóм, подвúжный – подвижнóй, зáнятый – занятóй, безóбразный – безобрáзный, вúдение – видéние.

3. Распределите приведенные слова по группам в зависимости от произношения согласного звука перед Е. При выполнении упражнения пользуйтесь словарем.


Мягкое произношение

Вариантное произношение

Твердое произношение

[д’]емагог

[д’]епо – [дэ]по

[дэ]нди

Адекватный, альтернатива, анемия, антенна, антисептика, атеист, ателье, берет, бутерброд, бизнес, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, дебет, девальвация, декан, декада, декларация, демисезонный, депрессия, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, интервью, кодекс, кредо, критерий, компресс, консенсус, консервация, корректный, компьютер, контейнер, купе, лотерея, менеджер, мотель, орхидея, патент, паштет, проект, пресса, претензия, протеже, пюре, современный, соплеменник, текст, темп, тема, тенденция, термин, тезис, теннис, тент, термос, террор, тире, трек, фанера, фланель, форель, шатен, экспресс, энергия, юмореска.


Список литературы
1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д, 2000. С.81-89.

2. Русский язык и культура речи / Под ред. В. И. Максимова. М., 2000. С. 276-283.

3. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М., СПб., 2002. С.137-161.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1997.

Практическое занятие №8
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Понятие морфологической нормы.

2. Особенности употребления имен суще-ствительных:

а) трудности в определении рода;

б) варианты падежных окончаний;

в) использование форм единственного и множественного числа.

3. Колебания в формах прилагательного, числительного, местоимения, глагола.


Основные теоретические сведения
Морфологические нормы определяют выбор форм слова, вариантов падежных окончаний, морфологические особенности разных частей речи.

Колебания в роде наблюдаются у н е с к л о н я е - м ы х существительных. Большинство несклоняемых существительных, обозначающих неодушевленные предметы, принадлежат к среднему роду, но имеются и исключения. Так, несклоняемые существительные, входящие в понятие “язык”, относятся к мужскому роду: бенгали, хинди, пушту и др. Слово эсперанто употребляется и в мужском, и в среднем роде . Слово сирокко мужского рода (под влиянием слова ветер ). Слова кольраби (капуста), салями (колбаса) – женского рода. Слова шимпанзе, кенгуру – мужского рода, но в определенном контексте употребляются в форме женского рода: Шимпанзе вскармливала детенышей. Род несклоняемых существительных, выражающих географические названия, определяется по грамматическому роду существительного, обозначающего родовое понятие: солнечный Батуми (город), широкая Миссисипи (река), живописный Капри (остров), полноводное Онтарио (озеро). Грамматический род с л о ж н о с о с т а в н ы х слов типа кресло-кровать, завод-лаборатория определяется по роду в е д у щ е г о слова, имеющего функционально-смысловую нагрузку. Как правило, на первом месте стоит ведущее слово: завод-лаборатория выполнил заказ, книга-справочник распродана, ракета-носитель вышла на орбиту. Грамматический род с л о ж н о с о к р а щ е н н ы х слов (аббревиатур) определяется по роду ведущего слова расшифрованного составного наименования: МГУ – м. р. (Московский государственный университет ).


Упражнения
1. Определите род несклоняемых существи-тельных, составьте с ними словосочетания:

Авеню, бигуди, бра, безе, кенгуру, коммюнике, галифе, купе, леди, кофе, меню, реле, сабо, Баку, Килиманджаро, Огайо, Рио-де-Жанейро, Сочи, Токио, Колорадо, сулугуни, цунами, пенальти, сирокко, цеце, филе, фойе, хинди, эскимо, Гоби, Дели, Замбези, салями, кольраби, киви.

2. Установите различия в формах множественного числа данных существительных, составьте с ними предложения:

Зубы – зубья, колени – колена, корни – коренья, мехи – меха, поясы – пояса, образы – образа, пропуски – пропуска, цветы – цвета, соболи – соболя, тоны – тона, хлебы - хлеба, кондукторы – кондуктора.

3. От приведенных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа:

Англичане, апельсины, баклажаны, буряты, вафли, гектары, гусары, заморозки, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, микроны, носки, полотенца, рельсы, рентгены, сапоги, свечи, томаты, туфли, уланы, чулки, якуты, ясли.

4. Вставьте окончания, мотивируйте свой выбор:

1. Нет дым… без огня. 2. Прохожий купил в киоске пачку табак… и зажигалку. 3. Хозяйка протянула гостю чашку горячего ча… 4. Всадники быстро промчались и скрылись из вид… 5. Весной все деревья в цвет… 6. Картина выполнена в цвет… 7. Находиться в цветущем сад… – одно удовольствие. 8. Собол…, выращенные в этом питомнике , отличались особой красотой. 9. Ордер… на квартиры в новом доме уже выдали. 10. На конференции выступили известные доктор… наук.

5. От следующих прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения:

Глубокий, дальний, живой, хороший, гордый, здоровый, глазастый, плохой, хромой, молодой, спорный, мокрый, близкий, полосатый, маленький, чуждый, холостой, сухой, грубый, веселый, захудалый.


6. Раскройте скобки, выберите правильную форму:

1. Лектор (известен, известный) своими выступлениями. 2. Учитель был (добр, добрый), но и (требователен, требовательный) ко всем ученикам. 3. Старый лес (величествен, величественен). 4. Место секретаря сейчас (свободно, свободное). 5. (Обоим, обеим) ученицам дали дополнительные задания. 6. (Два, двое, оба; спортсмен) победили в этих соревнованиях. 7. (Пять, пятеро) автомобилей закончили гонку. 8. С докладом выступили (четыре, четверо; профессор). 9. У (ее, нее) не было той книги, которую я просила. 10. Одноклассник пригласил нас к (себе, нему) в гости. 11. Поезд останавливался на (каждой, всякой, любой) станции. 12. Я пошла в библиотеку взять хоть (какую-либо, какую-то, какую-нибудь, кое-какую) книгу. 13. Нам (машут – махают) платками. С потолка (капает – каплет). 14. Они (заготавливают – заготовляют) солому на зиму. 15. Спортсмен (мечет – метает) копье.


7. Перепишите предложения, заменяя цифры словами.

1. Свыше 170 народностей и 260 миллионов человек, говорящих на 70 языках, населяют этот край. 2. Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из 504 цифр, в течение 35 минут. 3. Сумма вышла если не круглою, то значительною, а именно достигла до 411 843 р. 1/8 коп. 4. В иных местах насчитывали до 150 рыб на каждые десять саженей берега. 5. Решено было сперва играть по 30 минут в тайме.


Список литературы
1. Введенская, Л.А., Павлова, Л.Г., Кашаева, Е.Ю. Русский язык и культура речи. Р н/Д, 2000. С. 71-75.

2. Голуб, И. Б., Розенталь, Д. Э. Книга о хорошей речи. М., 1997. С.108-129.

3. Розенталь, Д. Э. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика. М., 2001. С. 100-108, 115-131, 137-145, 180-183, 192-198.

4. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. М., 2000. С.324 – 330.

5. Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д. Черняк. М., СПб., 2002. С. 164-257.
Практическое занятие №9
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Понятие синтаксической нормы.

2. Особенности согласования сказуемого с подлежащим.

3. Трудные случаи управления.

4. Речевые ошибки.


Основные теоретические сведения
Синтаксические нормы определяют особенности построения словосочетаний, предложений и текста как целого, а также порядок слов в предложении. Существуют трудности при выборе формы сказуемого при словах большинство, меньшинство, множество и др. + Р.п. существительного. В зависимости от контекста может использоваться форма единственного или множественного числа.

Форма ед. ч. сказуемого используется в следующих случаях:


  1. при обозначениях меры веса, пространства, времени (семь метров, шесть тонн ):
До вылета остается еще семь часов ;

  1. если подлежащее выражено числительным, оканчивающимся на один :
Пятьдесят один студент принял участие в работе конференции ;

  1. если подлежащее обозначает неодушевленный предмет:
Большинство книг издано недавно ;

  1. со словами тысяча, миллион, миллиард :
Тысяча зрителей, затаив дыхание, следила за происходящим на сцене .

То же относится к подлежащим, в состав которых входят существительные тройка, семерка, пара, сотня :

Сотня болельщиков пришла поддержать любимую команду .


  1. если употреблены ограничительные частицы только, всего, лишь :
Лишь пять студентов не справилось с работой ;

  1. при наличии в составе подлежащего слов много, мало, немного, сколько, столько :
Совсем мало книг поступило в библиотеку в этом году ;

7) при существительных со значением неопределенно большого количествамножество, большинство, масса, уйма, тьма, бездна :

Меня сегодня еще ждет масса дел ;

8) при обозначении приблизительного количества:

В училище обучается около пятисот человек .


В пособии рассматриваются теоретические и практические аспекты делового общения, культуры речи, ораторского мастерства, искусства спора.

Характеризуются такие виды делового общения, как беседа, переговоры, презентация, разговор по телефону. Особое внимание уделяется технологии эффективной речевой коммуникации, национальным особенностям деловых людей, нравственным установкам общающихся. Содержится материал по риторическому самообразованию.

Китайские пословицы, поговорки

Китай — страна высокой культуры. Об этом свидетельствуют не только многочисленные архитектурные, художественные, литературные памятники, но и богатейший фольклор, одним из видов которого являются народные пословицы и поговорки.

«Пословицы — это кристалл мысли народа в определенную эпоху...» — писал классик китайской литературы Лу Синь.

В предлагаемом сборнике помещена только незначительная часть пословиц и поговорок, но и они в достаточной степени знакомят читателя с образцами китайской народной мудрости.

Культура речи

Слово, речь — показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, ее совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы.

Пособие «Культура речи» поможет вам:
— осмыслить и усвоить основные понятия культуры речи;
— приобрести навыки, необходимые для общения, бытового и делового;
— сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной.

Учебник написан в соответствии с образовательной программой для колледжей. Он включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения; расширяет представление о русском языке, его возможностях; знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения; обучает правилам речевого этикета.

Риторика и культура речи

В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений умению вести конструктивный диалог.

Русский язык и культура речи

Учебное пособие включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения; расширяет представление о русском языке, его возможностях; знакомит с особенностями звучащей речи, с невербальными средствами общения; обучает правилам речевого этикета.

Словарь антонимов русского языка

Более 500 антонимических гнезд.

Цель словаря — познакомить читателей с системой русских антонимов — слов с противоположным значением, образующих пары.

Словарная статья состоит из антонимической пары, толкования каждого ее члена, иллюстративного материала (цитаты, речения, пословицы). Синонимичные пары антонимов образуют гнездо. Если многозначное слово вступает в антонимические отношения с разными словами, то каждая пара антонимов дается отдельно и ее члены помечаются цифровым индексом. Словарь снабжен алфавитным указателем.

В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений умению вести конструктивный диалог.
Предназначено для студентов ВУЗов, а также учащихся школ, лицеев, гимназий. Может быть использовано в работе школ менеджеров, на курсах повышения квалификации деловых людей. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научиться говорить правильно и убедительно.

Народные раздумья о собеседовании.
Общение сопровождает человека всю его жизнь. В былинах, сказках, песнях, пословицах и поговорках народ выразил свое понимание значения общения в процессе труда, определил его положительные и отрицательные качества, показал, что влияет на успех общения, какие требования следует предъявлять к участникам общения. В этом отношении особенно показательны пословицы и поговорки.
Осмысление народной мудрости позволяет нам лучше ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и находить наиболее верные решения.

Собеседование, общение, речь, по мнению народа, должны обогащать человека, развивать его интеллект, содержать в себе что-то новое, неизвестное, поучительное. Тогда общение приносит удовлетворение собеседникам, рождает взаимное уважение, обогащает жизненный опыт. «В чужой беседе всяк ума наберется».

ОГЛАВЛЕНИЕ
К читателю
РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРА И ЭТИКА ОБЩЕНИЯ
Глава 1. Общение и его слагаемые
Глава 2. Бытовое общение
§1. Условия эффективности разговора
§2. Народные раздумья о собеседовании
Глава 3. Деловое общение
§1. Особенности делового общения
§2. Виды делового общения
Глава 4. Невербальные средства общения
РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Глава 1. Что такое культура речи?
Глава 2. Основные качества речи
§1. Богатство русского языка
§2. Точность - необходимое качество речи
§3. Чистота речи
Глава 3. Ясность, понятность - существенные признаки культуры речи
§1. Слова ограниченного и неограниченного употребления
§2. Что такое иллюзия понятности
§3. Приемы объяснения терминов
§4. Особое внимание иностранным словам
Глава 4. Правильность - важнейший признак культуры речи
§1. Нормативность речи
§2. Орфоэпические нормы
§3. Акцентологические нормы
§4. Грамматические нормы
§5. Лексические нормы
Глава 5. Выразительность речи
§1. Что делает речь яркой и выразительной
§2. «Мысль выигрывает в силе »
§3. Монолог становится диалогом
§4. Использование чужой речи
§5. Пословица недаром молвится
§6. Неиссякаемый источник - фразеология
РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
Глава 1. Ораторское искусство как социальное явление
§1. О предмете риторики
§2. Что обусловило появление ораторского искусства
§3. Ораторское искусство и политика
§4. Ораторское искусство - явление историческое
§5. Виды ораторского искусства
Глава 2. Из истории ораторского искусства
§1. Основные этапы развития западноевропейской риторики
§2. Развитие риторических традиций в России
Глава 3. Вития, краснослов, речистый человек
§1. О слове оратор
§2. Риторические навыки и умения
§3. Индивидуальные особенности оратора
§4. Каждый ли может стать хорошим оратором
Глава 4. Как готовиться к публичным выступлениям
§1. Чувство неуверенности и страха перед выступлением
§2. Повседневная подготовка к выступлениям
§3. Подготовка к конкретному выступлению
§4. Виды подготовки
Глава 5. Как построить свою речь
§1. Что такое композиция речи
§2. План - основа композиции
§3. Составные элементы композиции
§4. Главная часть
§5. Недостатки композиции
Глава 6. Контакт в публичном выступлении
§1. Что такое контакт с аудиторией
§2. Как определить, удалось установить контакт или нет
§3. Учет особенностей аудитории
§4. Форма преподнесения материала
§5. Как влияет на поведение оратора наличие или отсутствие контакта
РАЗДЕЛ IV. ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
Глава 1. Речевой аппарат
Глава 2. Дыхание и его тренировка
Глава 3. Голос и процесс его воспитания
Глава 4. Дикция
Глава 5. Интонация
§1. Акустические компоненты интонации
§2. Интонационные конструкции и их назначение
Глава 6. Пауза
Глава 7. Теоретики ораторского и сценического искусства о звучащей речи
РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ ПОЛЕМИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Глава 1. Спор, дискуссия, полемика
§1. Спор. Что это такое?
§2. Классификация споров
Глава 2. Из истории искусства спора
Глава 3. Культура спора: основные правила его ведения
Глава 4. Как убедить оппонента
§1. Основные формально-логические законы
§2. Доказательство
§3. Логические ошибки
§4. Доказывание и убеждение
§5. Доводы в споре
Глава 5. Полемические приемы
Глава 6. Искусство отвечать на вопросы
§1. Классификация вопросов
§2. Виды ответов
§3. Нечестные приемы
Глава 7. Уловки в споре
Глава 8. Активные формы обучения полемическому мастерству
§1. Занятие-дискуссия
§2. Деловая игра «Политбой»
§3. Практикум «Ответы на вопросы»
§4. Тренинг «Диалог».

В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений, умению вести конструктивный диалог.

Предназначено для студентов вузов, а также учащихся школ, лицеев, гимназий. Может быть использовано в работе школ менеджеров, на курсах повышения квалификации деловых людей. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научиться говорить правильно и убедительно.

2. Телевизионная журналистика: Учебник / Под ред. А. Я. Юровского. М., 1994.

В учебнике рассматриваются специфика и общественные функции телевидения, его организация и место в системе средств массовой информации, история его развития, изобразительно-выразительные средства, типология телевизионных программ, планирование и координирование телевизионного вещания в стране, социология телевидения.

Для студентов факультетов и отделений журналистики, практических работников телевидения, слушателей курсов повышения квалификации.

3. Проанализируйте данные ниже аннотации. Какие особенности предъявлении информации о содержании книг (и других публикаций) в них следует отметить? К каким разновидностям аннотации они относятся?

1. Голуб, и. Б., Розенталь, д. Э. Секреты хорошей речи. М.: Междунар. Отношения, 1993.

Книга в занимательной и доступной форме рассказывает об особенностях правильной и красивой русской речи в ее устной и письменной форме, раскрывает секреты ораторского искусства, помогает избежать распространенных речевых ошибок. На интересных примерах высокого художественного мастерства русских писателей, поэтов, публицистов показаны разнообразные стилистические приемы усиления выразительности, эмоциональности, действенности речи; негативные примеры предостерегут читателей от типичных ошибок в словоупотреблении, построении фразы.

Книга адресована не только любителям российской словесности, но и всем, кто стремится к повышению речевой культуры.

2. Кристи, а. Место назначения неизвестно: роман / а. Кристи; пер. С англ. Н. Кузнецовой. М.: ооо «Издательство аст», 2002.

Кто поможет частному детективу раскрыть загадку сенсационного, таинственного исчезновения ученого с мировым именем?

Кто возьмется сыграть трудную и смертельно опасную роль недавно погибшей жены исчезнувшего – роль приманки, на которую должны были выйти его похитители?

Только – женщина, которой нечего терять,- потому что она уже потеряла все, чем дорожила в жизни.

Только – женщина, которой рано или поздно удастся пробраться в самое сердце таинственного убежища преступников.

3. Ларец мудрых мыслей. Кострома: Издательско-полиграфическое предприятие «Кост-рома», 2001.

«Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение», сказал И. Гете.

Это миниатюрное издание дает читателю возможность ознакомиться с размышлениями, умозаключениями мыслителей древности, писателей, политиков, ученых. Читайте, изучайте, и вы непременно найдете афоризмы, созвучные вашей точке зрения, взглядам на жизнь.

Книга рассчитана на широкий круг читателей.

4. Напишите аннотацию к статье Ф.Ю. Зигеля «Фотография в астрономии» (Федосюк, М.Ю., Ладыженская, Т.А. и др. Русский язык для студентов-нефилологов. М., 2000. – С.224-226).

Список литературы

1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. М., 2000. С.74-78.

2. Русский язык и культура речи / Под ред. В. Д. Черняк. М., СПб., 2002. С. 393-413.

3. Федосюк, М. Ю., Ладыженская, Т. А., Михайлова, О. А., Николина Н. А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. М., 2000.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...