Общие черты фольклора и литературы родовые черты. Основные фольклорные жанры

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы. 1

Однако ритуал также служит лаской для Леди Морей, которая всегда получала дары преданных. Как и большинство торжеств за пределами Сальвадора, это происходит параллельно с религиозными праздниками, большим праздником широким, который простирается с большой анимацией до рассвета следующего дня.

Это морская орикса, считающаяся самой важной женской сущностью в кандоббле. В афро-бразильском символизме божество изображается как женщина с большой маточкой и громоздкими грудями с корытом в голове. В Баие этот образ был вытеснен русалкой. Литература Корделя: это род, полученный из европейского романса, который развивается со времен Карла Великого. Название «Кордель» происходит от импровизированных шестерен с веревками, чтобы повесить листовки со стихами, которые рассказывают о драматических событиях в повседневной жизни политической истории или воспроизводят легенды и рассказы.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография) 2 . Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания.

Листовки печатаются на дешевой бумаге и иллюстрируются гравюрами на дереве и встречаются главным образом на северо-востоке и в городах, где произошла большая миграция северо-востоков. Сами художники обычно продают их на ярмарках и улицах. В начале века ученые из бразильского фольклора опасались, что струна - главный источник информации для более бедных слоев населения - исчезнет с увеличением газетных тиражей, чего не произошло. Но есть адаптация, главным образом в Сан-Паулу, где живет самое большое сообщество северо-восточной Бразилии.

Индустриализированная строка появляется, печатается на графике, на бумаге лучшего качества и с более литературным содержанием. Основные темы. Одним из самых известных поэтов-струн является Пернамбуко Леандро Гомес де Баррос, автор более тысячи наименований. Кордельская литература подразделяется на три группы: листовки, романы, рассказы.

Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой . Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор – особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация .

Переиздано: самопопулярные народные религиозные, образованные группами музыкантов, певцов и танцоров, которые идут с дверью с 24 декабря по 6 января, объявляют о приходе Мессии, почитают трех волхвов и хвалят владельцам домов, где они танцуют. Его главной характеристикой является фарс вола, который составляет один из энтемиев или энтрементов, где он танцует, играет, мертв и воскрешен.

В Португалии, в средние века, было принято, чтобы январские группы и Райзеи выходили на улицы, прося их открыть свои двери и получить известие о рождении Христа. Владельцы домов получили группы и предлагали им еду и деньги. Бонфим Уош: Каждый январь тысячи паломников собираются в Сальвадоре, чтобы вымыть шаги Церкви Господа нашего Бонфима. С течением времени число участников возросло и сегодня является одной из самых традиционных религиозных церемоний в стране. После стирки паломники выходят на улицы города, где они проводят большую вечеринку с капоэйрой, самбой и множеством типичных блюд.

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos – соединение). Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

Отмечено, однако, особые различия. Есть много альтернатив, начиная с блюд из Африки. Начните с абара и акарадже, в Баии. Анте-пастбища к ватапам и моккекам рыбы, устриц, креветок, игуан, позолоченных пальмовым маслом. Есть также блюда, основанные на рыбе разного типа, подаваемые в различных формах.

И крабовые пирожные, мягкие крабовые кастрюли и кавахинхи. Не только в море рождаются прелести. В нем предлагаются экзотические блюда северо-восточной кухни, приготовленные из мяса свинины, малыша и ягненка. Удовольствия от кишки до сергипаны до мяса солнца до Рождества, проходя мимо синьсима курицы и утки Анголы Терезина.



Фольклорные произведения анонимны . Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В. Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ". 4

В Мараньхао государство, которое также является частью Северного региона, капитуляция, тело и душа, креветкам, служило наилучшим образом для вас. Но не забудьте попробовать их жареные, чеснок и масло. В сердце Ирпинии Патерпополи готовится отпраздновать древний ритуал сокрушения винограда с великим праздником Масената, вневременным событием, которое в пятницу 22 и субботу 23 сентября покрывает город и его окрестности вызывающей атмосферу атмосферы полный фольклора и традиций.

Это была большая вечеринка, в ходе которой производители соседнего винограда собрались вокруг ванны и, при звуке органа, пели, танцевали и рассказывали истории, чтобы сделать работу легче. В Патерпополи эта древняя традиция все еще выживает и трансформируется в случае великого фольклора, в ходе которого можно было бы узнать и открыть древние обычаи крестьянской цивилизации и самые пьянящие секреты, связанные с нектаром Вакха и его производством. Местность одевается в триумф музыки, цветов и духов и событие становится интересной возможностью принять участие в дегустациях и посещениях подвалов, а также момент здоровой агрегации, в котором участвуют все, от детей до пожилых людей, от граждан до посетителей.

Безусловно прав академик Д. С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Но целый день представляет собой ряд интересных инициатив, начиная от конференций, посвященных вину, до дегустаций вин Ирпинии, до вкусных тематических аперитивов и встреч, посвященных местным нектарам, бесспорным героям мероприятия. все посвященные фольклору, традициям и нектарам, самые вкусные, городские площади оживут музыкой на любой вкус.

Также для подвалов это особый день. Кульминацией вечера будет, конечно, ритуал прессинга, который состоится до 30 в Пьяццетте Сан-Вито, а затем в 00 часов на Корсо Витторио Эмануэле. Культура Саппады, как и многие другие сельские культуры, полна священных и светских празднеств, которые отмечают моменты года в связи с преемственностью времен года и праздниками христианской религии: в такие моменты до сих пор остаются важными традициями в жизни саппадина.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия. По словам академика А. А. Потебни, фольклор возникает "из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания". Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре – исполнитель и слушатель. "На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию – т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю – т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам". В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность – важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

Год саппадини начинается с желания вернуть домой утром в первый день января детей деревни, которые читают детскую рифму, которая напоминает ценности крестьянского мира и желает процветания, в обмен на трюк или некоторые монеты. Событием, ожидавшимся в течение всего года, был и есть карнавал, период танцев и развлечений за три недели до Пепельной среды, где можно было забыть ежедневный труд и лишения и попробовать сладости, которые готовили домохозяева.

Абсолютными протагонистами являются маски: полностью маскировать себя и не признавать жители деревни, используются деревянные маски, вырезанные местными ремесленниками и переданные из поколения в поколение. Самое большое удовольствие - посещать друзей и знакомых, не будучи признанными ими. Иногда гости могут узнать, кто находится под маской, но конвенция хочет, чтобы собеседники не раскрывали личность маскированного и предавались речам и шуткам масок, веселившись в свою очередь. Празднование Карнавала Саппады происходит как раз в три воскресенья, посвященный трем различным классам общества: «воскресенье бедных», в которых оно используется для одежды выписанной одежды и выполнения самых скромных рабочих мест, чтобы заработать на жизнь; «воскресенье фермеров», которое напоминает древнюю сельскохозяйственную работу и «воскресенье лордов», выражение богатого класса и повод показать самые изысканные костюмы.



Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов . Вариант (лат. variantis – меняющийся) – каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация . Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione – непредвиденно, внезапно) – создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.

Маски носят соответствующую одежду в зависимости от воскресенья и устраивают смешные ситуации с участием зрителей и людей в домах, которые они посещают. Все говорят фальцетом, чтобы их не узнавали. Во всех моментах карнавала саппадино есть сводчатая фигура, суровая мужская фигура, одетая в темный козий мех, который напоминает мантию медведя и несет лицо, покрытое деревянной маской. Эти резные маски с жесткими и ярко выраженными чертами горного человека являются подлинными шедеврами местного мастерства.

В рулонах используются белые и коричневые полосатые брюки из льна и шерсти, изготовленные из тканей, которые использовались один раз, чтобы покрыть стада зимой и носить сапоги, благодаря чему они могут преследовать снег и лед детей, которые бегут между домами деревень. Уникальное кокетство - это пучок красной шерсти на капоте и платок вокруг шеи, красный для конъюгатов и белый для незамужних. Цифры, которые обычно выбираются среди самых высоких молодых людей в стране, продвигаются с помощью метлы, которая, в зависимости от случая, используется в шутливой или угрожающей манере.

Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В. П. Аникиным: "фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни". 7

Раньше свертывание маскировки было возможностью отомстить за травмы и травмы, причиненные в течение года: детей часто бросали в замерзшую воду фонтанов. Во время карнавала также готовятся различные десерты, в том числе кришикилан, болтовня, хосеирлан, могникппфн с начинкой мака и блинов. Пост восстанавливает порядок, искаженный карнавалом, начиная с Пепельной среды. В прошлом период был очень интенсивным, особенно Страстная неделя: Великий Четверг, Страстная пятница с предложением ячменя во время дневного обслуживания и традиционной вечерней процессии через главную улицу, украшенную огнями.

Фольклор, как и литература, – искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма . Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром – тип художественной формы. История фольклора – это история смены его жанров. Они в фольклоре обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора – естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества.

Гора Кальварио была местом для шествий всю ночь напролет вдоль «Виа Крусис». В Святую субботу огонь был доведен до дома перед церковной дверью, используя для этого транспорта гриб, выращенный на стволах лиственниц, собранный в течение года, а затем высушенный, который медленно горел и приводился в дома, вталкиваемые в нитку железа. Чтобы заменить звук колоколов, которые не играют в течение трех дней Страстной недели, мы использовали лягушек. Даже сегодня в Вербное воскресенье веточки с сережками приносят в церковь для благословения; на торжественной функции Пасхи благословлены богатые едой корзины, которые верующие приносят в церковь под алтарем: яйца, фокачча и салями или копченое мясо, съеденное во время обеда праздника.

Каково соотношение между действительностью и ее отображением в фольклоре? Фольклор сочетает прямое отражение жизни с условным. "Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность". Ему свойственны ассоциативность, мышление по аналогии, символичность.

Жанры фольклора

Фольклор по своему характеру, содержанию и назначению является глубоко демократичным, подлинно народным искусством. Его отличает не только идейная глубина, но высокие художественные качества. Народнопоэтическое творчество отличается своеобразной художественной системой изобразительных средств и жанров.

С приходом весны процессии, такие как разборки на полях или по случаю праздников святых, хотели надеяться на хороший летний сезон и хороший урожай, пока не начались сельскохозяйственные работы. Они все еще проходят, в частности, процессия Корпуса Домини вдоль главной улицы, украшенной праздником, продолжающимся на полях в местности Шботт.

Прежде всего, проявления веры были и остаются паломничеством к Марии Лугау. Обет к Богородице заключался в том, чтобы совершать это паломничество каждый год, в обмен на конец эпидемии. После праздника святого Антония Падуанского летнего труда по поручению газонов и уходу за скотом скот прервали только праздники Санта-Маргерита, покровителя общины саппадина, и Сант'Освальдо, Сима Саппада, случаи для деревенских фестивалей, Согласно традиции, призывники имеют свою собственную роль в сообществе Саппады: на самом деле у мальчиков есть задача, для внутреннего года их призыва, нести статуи святых к оружию во время летних шествий.

Одним из видов древнейшего творчества являлись трудовые песни с их простейшими командами, выкриками, сигналами, подаваемыми по ходу работы.

Календарный фольклор исконно шел от насущных практических целей людей. Он был связан с представ- лениями о годовом сельскохозяйственном цикле и с изменемыми природными условиями. Люди стремились узнать будущее, поэтому прибегали к помощи гаданий, толковали о грядущем по приметам.

Этим же объяснялся и свадебный фольклор . Он пронизан мыслью о безопасности семьи и рода, рассчитан на благорасположение высших покровителей.

Сохранились с древности и отдельные элементы детского фольклора , который изменялся позднее под влиянием эстетических и педагогических функций.

Среди древнейших жанров – похоронные причитания . С появлением всеобщей воинской обязанности возникло оплакивание забираемых на службу – рекрутские причеты.

Жанры необрядового фольклора тоже складывались под влиянием синкретизма. К нему относятся малые фольклорные жанры (паремии ): пословицы, побасенки, приметы и поговорки . Они содержали суждения человека об укладе жизни, о труде, о высших природных силах, высказывания о делах человека. "Это обширная область нравственных оценок и суждений, как жить, как воспитывать детей, как чтить предков, мысли о необходимости следовать заветам и примерам, это житейские правила поведения… Словом, функциональность паремий охватывает едва ли не все мировоззренческие области".

К жанрам устной прозы относятся предания, бывальщины, былички, легенды . Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии – колдунами, ведьмами, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах – об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка.

Жанры песенного эпоса: былины, исторические песни, воинские песни, духовные песни и стихи .

Постепенно фольклор отходит от бытовых функций и приобретает элементы художественности. В нем возрастает роль художественного начала. В итоге исторической эволюции фольклор стал поэтическим по главным и основополагающим качествам, переработав в себе традиции всех предшествующих состояний фольклора. 10

Художественное творчество воплотилось во всех видах сказок: сказках о животных, волшебных, бытовых .

Такой вид творчества представлен и в загадках .

К ранним видам художественного творчества относятся и баллады.

Лирические песни тоже несут художественную функцию. Они исполняются вне обрядов. Содержание и форма лирических песен связаны с выражением переживаний и чувств исполнителей.

К художественному песенному фольклору новейшей формации современные исследователи относят романсы и частушки .

Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала.

Художественную зрелищную театральную основу содержит фольклор зрелищ и фольклорного театра . Он представлен во всем разнообразии жанров и видов (игры, ряжения, вертеп, раек, кукольные представления и пр. ).

Отдельный род художественных представлений образует так называемый ярмарочный фольклор . Он возник из ярмарочных представлений, выкриков торговцев, балаганных зазывал, балагурной речи, шуток и прибауток народных.

На стыке соединения давних традиций фольклора и веяний новой культуры развился жанр анекдота .

Обрядовая поэзия

Календарные обряды.

Само название этих обрядов связано с календарем. В русском народном творчестве ведущее место занимает земледельческий календарный фольклор. Из сочетания сроков начала и конца определенных работ в поле и дома, аграрных и семейных обрядов и праздников складывался дохристианский земледельческий календарь. Принятие христианства оказало на него огромное воздействие. Православная церковь, стремясь преобразовать языческую сущность празднеств, наложила на народный календарь церковный месяцеслов , илисвятцы , в которых в календарном порядке были расположены дни поминовения святых, события из истории церкви. В результате подобного наложения и возник народный месяцеслов и явление, которое получило название двоеверие , т. е. смешение в обряде языческих и христианских элементов. Русский земледельческий календарь и христианский календарь смыкались между собой.

Все 365 дней в году оказались посвящены какому-либо святому угоднику или важному евангельскому эпизоду. Каждый день в году стал праздником – большим (нерабочим) или малым (рабочим). Из народного календаря исчезли имена всех языческих богов. Их заменили имена христианских святых, которые превратились в добрых помощников в сельском труде и семейной жизни.

Дохристианский земледельческий календарь был ориентирован по солнцу, а церковный – по луне. В результате такого совмещения возникло два типа праздников. Первые – постоянные, непереходящие – ежегодно отмечались в одно и то же время. Другие – переходящие – справлялись в разные дни. К ним относятся Пасха и Троица.

Народный календарь начинается с первого января, хотя дата эта никакого отношения к сельскохозяйственному году не имеет. Его начало – это либо приход весны (подготовка к севу), либо осень (окончание сбора урожая). В Древней Руси (до 1348 года) Новый год официально отмечался 1 марта, а с 1348 по 1699 год – 1 сентября, и лишь Петр I своим указом установил празднование Нового года по европейскому образцу. 1

Новогодняя обрядность начинала круг календарного фольклора. Началом Нового года русский крестьянин считал время зимнего солнцеворота, когда солнце как бы просыпалось от зимней спячки, дни становились длиннее. Период встречи Нового года получил название Святок . Они длились две недели – от Рождества Христова до Крещения (25 декабря – 6 января по старому стилю). Рождеству предшествует сочельник . С него и начинаются Рождественские святки . В представлении крестьян по приметам Рождественской ночи определялся будущий урожай, совершались магические обряды. Перед трапезой хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Возвратившись, несколько ложек кутьи выбрасывал за дверь, на двор, угощая духов. Открыв дверь, приглашал на кутью "мороз" и просил его весной не губить посевы. Этот игровой обряд воспринимался как начало праздников. Непременной частью их были заклинания и поверья: женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы летом уродились крупные качаны капусты. Девушки ходили в полночь к запертым дверям церкви и подслушивали. Ту, которой чудился звон колокольчика, ожидало скорое замужество, а глухой стук означал могилу. 2

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-05
  1. 1.Черты фольклора

">Основные признаки фольклора

">фольклора присущи устная форма распространения (передача между людьми способом прямой контактной коммуникации) Его функционирование связано с традиционными обрядами, обычаями, трудовыми занятиями, досугом определенными переживаниями, настроениями В этом процессе происходит и именно создания фольклора Начинается оно в каждом конкретном случае от определенных творчески одаренных индивидуальностей, имена которых в мы нуло почти полностью потерялись Лишь в некоторых случаях народные легенды или написанные источники сохранили наименование авторов отдельных песен, например, девушки-казачки Маруси Чурай с XVII в и казака Клим овский с XVIII в, которому приписывается создание широкоизвестной песни «Ехал казак за ДунайДунай".

">В новее время таких авторов произведений, ставших фольклорными, зафиксировано более Однако чтобы индивидуальный произведение приобрел статус фольклорного, он, во-первых, должен создаваться в духе народной традиции, на ародних предпочтений и определенной потребности, во-вторых, непременно испытать в процессе распространения шлифования, обработки, переработки - даже очень существенной Не составляют исключения и произведения известных писателей, переход пять в виде песен, поговорок, пословиц, рассказов в устный народный оборот и часто испытывают при этом заметных изменений по сравнению с первоначальным авторским текстом итоге, проблема авторства мало интересует устную народную традицию, исполнителей тех или иных произведениирів.

">Итак, характерный признак фольклора - его анонимность, т.е. потеря авторства в процессе бытования, что является одновременно и процессом коллективного создания, добавления \"к чужому прекрасного своего лучшего\"

">Ярким выражением коллективности процесса в фольклоре и свободного отношения к тексту является наличие разновидностей тех или иных произведений - их вариантов Собирателями фольклора записанные в разных местностях многочисленные и варианты широко популярных и менее известных песен, сказок, легенд, преданий, пословиц и т.п. Вариативность фольклорных произведений хорошо примечательна даже в обычном быту Сами исполнители из народа нередко констатируют, что эта песня или сказка иная \"в нас\", чем \"в соседнем селе\" или даже на другом конце села Вариантность или даже многовариантность - один из главных признаков фольклора - касается все х его родов, видов и форм: стихотворных, поэтических и прозаических (повествовательныхних).

">разновариантность фольклорных произведений обусловлена??и такой специфической чертой народно творчества, как импровизационность, есть сотворчество в процессе выполнения Исполнитель не просто повторяет готов и текст, поэтические формы, а нередко приспосабливает их к определенной ситуации, события, человек - импровизирует Импровизационность присуща всем формам народной словесности, в частности характерна для похоронных причитаний и коротких песенных форм - припевок к танцам, песенных диалогов, когда исполнитель должен быстро среагировать и уместно ответить на ту или иную песенную фразу, строфу, поговоркику.

">Еще одной специфической особенностью фольклора является его устность - устная форма создания, бытования, синхронное и диахронном передачи, то есть распространение произведений фольклора в определенное время и его разновременных передан ния от поколения к поколению Значительная роль при этом принадлежит памяти Именно в памяти носителей фольклора, его индивидуальных и коллективных исполнителей зафиксировано весь многоплановый объем фольклорной др. формации, ее сюжеты, тексты, формы, стабильные стереотипы Из этого вытекает и определяющее функциональное значение памяти в утверждении традиции народной устной словесности Недаром в науке существует мнение, что фольклор - это искусство памятью"яті.

">Итак, характерными особенностями устного народного творчества, что отличает ее от других участков народной культуры, в частности от такой около родственной с ней сферы художественной словесности, как литература является устность и значимость памяти в создании, бытования и передаче фольклорных произведений, коллективный характер народного творчества, неопределенность индивидуального авторства - анонимность: связь п обутунання и развития с определенными народными традициями, устоявшимися стереотипами, эстетическими нормами, формами, критериям - то есть традиционность в сочетании с пополнением в процессе выполнения дополнительными элементами - импровизационность, чем в свою очередь обуславливается и такая специфическая черта, как разновидность текстов, мелодий большинства фольклорных произведений - их вариантность.

">В новее время, в наши дни признаки фольклорности меняются Скажем, распространение фольклорных произведений может происходить не только в устной, но и в письменной форме, а также с помощью современных средств коммуникаций ции - прессы, радио, телевидению Чаще фиксируется авторство, поскольку создатель может записать свое произведение, и в письменном виде он попадает в фольклорный оборот Сюда же нередко входят и произведения литературно го происхождения, в частности авторов, которые творят в духе фольклорной поэтики В этом процессе новейшего фольклоротворення может более или менее отчетливо прослеживаться соотношения и созависимости инд ивидуального и коллективного, традиционного и нового Непременным условием вхождения произведения к фольклору - его фольклоризации - это его жизнь, бытования по законам устной традиции, законами, уже независимых ни от первоначального создателиворця.

">Фольклор живет, действует в широком народной среде, по его активном участии время в этом процессе исключительно важная роль принадлежит личности исполнителей и так называемых носителей фольклора - одаренных певцов, сказителей, мудрых, остроумных людей, имеющих в памяти значительный репертуар народных песен, сказок, преданий, легенд, поговорок, пословиц, загадок, анекдотов и умеют ярко донести их д в широкой аудитории И сегодня нередко наблюдаем, что в том или ином коллективе, группе выделяются люди, которые умеют петь, что-то рассказать интересное, остроумное, хорошо владеют народным словом когда-то ь роль и значимость таких людей были намного весомее Они жили в каждом селе, были желанными в каждом группе, выполняли функции запевал, лидеров молодежных общин, вечеринок, различных уроч стостей и развлечений, наделялись достоинствами обрядовых чинов: свадебных старост, старших свах, дружбе, их ценили, уважали Такие талантливые личности, в частности народные певцы, кобзари, лирники, сказочники часто выступали активными соавторами фольклора Например, знаменитые исполнители украинских народных дум и исторических песен - кобзари - наверное, как считают исследователи, были также их основными создателяморцями.

2. Зимние календарные праздники в системе традиционной культуры праздника русского народа

">Зимние календарные праздники и обряды в русской тр. Кул. ">
Декабрь – первый месяц зимы. Студень. Студенец. Зазимник. Грудень.

* декабрь год кончает, зиму начинает.

Введение. Введенские ранние морозы. На введение зима вводится. Начинались первые зимние ярмарки, а с ними вместе и первые санные выезды на гуляния. Обычай "казать молоду"- вывозить молодую, по первому году жену для показа всему народу обязательно соблюдался в этот день.
">22 декабря- Анна. Зимнее солнцеСтояние ">

Колядки – до середины января (зимние святки). Ряженые ходят с песнями и шутками-прибаутками по дворам, выпрашивая угощения.
">^ 25 дек. – Спиридон поворот. Спиридон-солнцеворот ">. "солнце – на лето, зима- на мороз."

;text-decoration:underline">просинец, перелом зимы, перезимье, у малорусов – сечень, ">

">Овсень – ">новый год, сень, синь – сияние, ов (про)-приставка – малое. Малое ">начало нового сияния ">. Представления о возрождении солнечного света. В другом значении – сеять, семя, ">начало ">жизни. Святки – зимний солнцеворот, открывают народный солнечный год. Длились 12 дней, по числу месяцев года.

">^ Рождественский Сочельник 24 декабря/ ">6 января ">Жгут костры «греют умерших предков». Кликание коляды, Овсеня и Плуга (возглашаются хвалебные песни плугу)
">Рождество 25 декабря/ ">7 января "> - день зимнего солнцеворота, пробуждение солнца после зимы. Уход старого года и начало нового, рождение нового солнца, Граница между старым и новым – «лазейка для нечисти».– начало святок.(песни – Коляда, Виноградие (виноград –

сад – благополучие), Щедровка, Авсень) В фольклоре – колядования, молодёжные игрища, аграрная магия (весенняя обрядность), ">гадания ">(наиболее обширные – связь с разгулом нечистой силы ">) ">, ряженье, поминовения предков. Богатая коляда. Обрядовые бесчинства. ">Колядование "> - обрядовый обход группами деревенских жителей во время святок, исполнение колядок. Песни аграрной направленности, величальные хозяевам, прославление Христа (после принятия христианства) ">Колядовщики ">– «выходцы из иного мира», предки. Подаяние им – жертвоприношение предкам. Костюмы: животных, «нечисти», представителей некрестьянской, чужой среды (барыня, фельдшер ит.д.) Святочные игры эротического характера. Преобладают две темы: брак и похороны ">. Эротизм "> - остаток древнего обряда, т.к.древняя языческая семантика праздника в обновлении Солнца-Даждьбога, и зачатия природной плодородной силы, Ярилы. Смысл языческих святочных игр – прощание с умирающим годом и радость от рождения нового. Позднее приуроченность эротических игр к святкам объяснялась также приближением мясоеда – времени сватовства и свадеб. Святки делились на две части: ">Святые вечера и Страшные вечера ">.

Святые Вечера – от кануна Рождества до Васильева Вечера (Щедреца - Щедрого Вечера), Страшные вечера от Васильева дня до Крещения. Рождественская ель (позднее, из Европы) – символ райского дерева, увешанного яблоками и орехами (плодами). ">Необмолоченный сноп Дед, ">солома и сено на столе, хождение по домам с плугом, посыпание зерном, гадания об урожае, зерно(символ зачатия) – всё говорит о посеве, жатве, обилии плодов желаемых в наступающем году. трапеза (узвар, каша – родины, мёд, кутья – похороны)

По церковному календарю:

">Рождество Христово "> – двунадесятый праздник. Иисус Христос – «Солнце правды». Был рождён Девой Марией, непорочно зачавшей от Святого Духа. Славление Христа – обрядовый обход

крестьянских дворов с поздравлениями и пожеланиями благополучия, пели «Рождество» - рождественский тропарь. Молодёжь «славила» со звездой (в честь звезды, которая привела волхвов к колыбели иисуса) или вертепом (кукольный механический театр, изображающий сцену Рождества Христова.
">^ Васильев день 1 / ">14 января "> Страшные (Ворожные, страстные) Вечера, продолжавшиеся до Крещения Господня – середина святочных праздников, День Нового солнечного года.. Постная коляда. Аграрные колядки, пик святочных гаданий, обильные трапезы. Особое блюдо: «кесаретский» зажаренный поросёнок. (св. Василий – покровитель свиней). Кесаретский поросёнок – пережиток древнего славянского ритуала жертвоприношений богам в обмен на благополучие. С этого дня разрешение есть свинину. От Васильева дня до Крещения было много магических обрядов, т.к. особо «буйствовала» нечистая сила. Обряд посыпания знаменует весеннее осеменение Матери-Земли, вступающей в брачный союз с «просветлённым» (богиней Весной) Небом. Зёрна – символ оплодотворяющего семени, дождя и солнечных лучей. (Такие же посыпания на свадьбах). СЕЯТЬ-СВЕТИТЬ-ОВСЕНЬ. Овсень – бог, возжигающий солнечное колесо, дарующий свет миру (Афанасьев)
Оканчиваются Рождественские святки.

">^ Крещение 6 / ">19 января ">. У язычников – ">водокрес - ">, религиозные омовения у язычников на праздник Коляды, вызванные мыслью об освобождении вод с поворотом солнца, превращение их в живые потоки, несущие обновление и силу плодородия Завершение святочных праздников, искра небесного огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. В христианстве день изгнания нечистой силы и очищения людей от грехов. Открывается небо – будет услышана молитва. Крещенское водосвятие – очищение вод от нечисти, заполнившей мир в дни новолетия (святок). Особенно старательно очищались от грехов в крещенской проруби Иордани те, кто участвовал в ряженьях и игрищах. Обряды освящения скотины. В крещенский сочельник – поминовение усопших. В этот день устраивались смотры невест. «Крещенское рукобитье – к счастливой семье.» После этого дня наступает мясоед. (20 января) Начало свадеб.

;text-decoration:underline">Февраль ">

;text-decoration:underline">– ;text-decoration:underline">сеченъ, снежень, бокогрей, у малоруссов – лютый ">

В народе его называли бокогрей, основываясь на том, что скотина выходит в феврале из хлевов обогревать бока. В наших летописях его называли: свадебным, от зимних свадеб, совершаемых от дня Богоявления до масленицы.
">^ Сретение 2 / ">15 февраля. ">Двунадесятый церковный не переходящий праздник. Сретение- слово славянское что означает "встреча".

Сретение считается границей мужду зимой и весной. " на сретение зима с летом встречались" В народном календаре – встреча зимы и лета. В это время иногда случались первые громы. ">. "> «На Громницу зима с летом (весной) встретились». «На Громницу Солнце на лето, зима на мороз». Приметы о будущем урожае. Обычай «закармливать кур» , подготовка и починка летней сбруи, ездовой и пахотной. Обрядовое блюдо для починок – «семейная саломата». «Приехала саломата на двор, расчинай починки». Женщины совершали обряд «семенное» - выставляли на 3 морозные утренние зари семена для будущего посева. Так же «зорнили пряжу» "> ">выставляли первый моток пряжи «на зорю», чтобы пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка. Первое закликание весны.

">Сочельник (Сочевник)

">
Народное название кануна праздников Рождества Христова и Крещения.

Слово «сочельник» восходит к словам «сочиво» и «сочень», которые в свою очередь произошли от «сок». Сочивом у русских называли сок или молоко из семян, а также кушанье, состоящее их зёрен, то есть кашу. Такую постную кашу ели в рождественский и крещенский Сочельник. Сочнями же назывался вид лепёшек на конопляном масле, а так же сдобные выпечные изделия с начинкой сверху (шаньги, ватрушки) или без неё (пряженики). Постные и пресные сочни изготовляли к Рождеству, поэтому название «Сочельник» относится, прежде всего, к кануну Рождества Христова.

Сочни или тесто для них нередко использовалось девушками для святочных гаданий. В ночь на Рождество Христово или в день самого праздника с сочнем спрашивали имя суженого на улице, в проделанные в тесте дырочки смотрели через подворотню на проходящих, и по внешнему виду первого встречного судили о будущем.

В Сочельник, рождественский и крещенский, обычно готовились к празднику: с особенной старательностью мыли в доме полы, стены и потолок, аккуратно всё прибирали, обтирали иконы от пыли, украшали красный угол. В это время обязательно соблюдали строгий пост, то есть полностью отказывались от пищи до момента обрядовой трапезы в полночь. Неотъемлемой частью Сочельника являлись домашние моления, а так же посещения служб в церкви.

">Святки

">
Главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в Рождественский Сочельник (6 января) и, завершаясь в день Крещения.

Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческий характер. Вместе с тем на архаичную основу праздника сильное влияние оказало христианство, поскольку к святочному периоду были приурочены события жизни Иисуса Христа.

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, включающие ритуальную пищу, которую после ужина оставляли на столе для появляющихся в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза.

Полагали, что и умершие предки, и природная стихия, вкусив обрядового блюда, будут способствовать хорошему урожаю в новом году.

В традиционной культуре вкушение обрядовой пищи осмысливалось не как обычное насыщение, а как приобщение к жизненным силам, и соответственно к вечному обороту жизни. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех покойных предков, которые по народным представлениям являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. М., 1986 г., с. 56.

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуальными действиями, к которым был причастны все члены деревенской общины.

В первый день Рождества совершался обряд Славление Христа. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в Новом сельскохозяйственном сезоне. С этой же целью в Рождественский Сочельник или рано утром на Рождество и в день Нового года по деревне ходили колядовщики, исполняя поздравительные песни хозяевам домов, за что получали вознаграждения обильным угощением.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...