Психология современного школьника для школьных библиотекарей. Как выглядит современная школьная библиотека? Общие тенденции развития образования

Школьная современная библиотека в свете требований ФГОС

Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.

Можно составить верное понятие об уме

и характере человека, осмотрев его

библиотеку.

Луи Жан Жозеф Блан.

В современном мире школьная библиотека занимает важное место для обучающихся и педагогов. Деятельность школьной библиотеки МКОУ СОШ №5 осуществлялась в соответствии с Программой развития школьной библиотеки, планом работы школы.

Основная цель деятельности библиотеки:

обеспечение учебного процесса путем доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов библиотеки;

формирование личного взгляда обучающегося на книгу, как на нравственный ориентир, удовлетворение потребностей в духовно-нравственном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании, интеграции в социокультурную среду общества через чтение.

Формы организации взаимодействия библиотекаря и педагогических работников с обучающимися школы самые разнообразные:

    развитие потребности к чтению и учению на протяжении всего учебного года через тематические библиотечные уроки;

    использование информации: как для получения знаний, развития понимания и воображения, так и для удовольствия.

    Организация мероприятий, воспитывающих духовно-нравственную культуру и социальное самосознание, содействующее эмоциональному развитию школьников;

    совместная работа с обучающимися, учителями и родителями, в целях реализации методической темы школы и задач библиотеки;

    формирование фонда учебников в соответствии с образовательными программами школы.

Основные направления работы:

    информационно-библиографическое обслуживание читателей;

    работа с фондом библиотеки (литературно-художественной и учебной

литературы);

    обеспечение учебной литературой всех обучающихся в школе;

    внедрение новых информационных технологий;

    повышение профессиональной компетентности всех участников

образовательного процесса.

Для реализации поставленных целей и задач библиотека комплектует фонд учебными, художественными, справочными, методическими документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, проводит индивидуальную и массовую работу с читателями.

Деятельность библиотеки регламентируется Законом Российской Федерации «О библиотечном деле», в котором определены три основные функции: образовательная, информационная и культурная.

1. Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в Концепции развития школы; взаимодействовать с педагогическим коллективом по вопросам формирования информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры обучающихся.

2. Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя, места нахождения; оказывать библиотечно-информационные услуги и услуги дополнительного образования.

3. Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию обучающихся; содействовать в реализации Национальных программ поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения.

Большое значение имеет материально-техническое оснащение библиотеки.

Наша библиотека оборудована столами для читателей, стульями, набором мягкой мебели, секционными стеллажами. В библиотеке имеется абонемент, 2 компьютерных места для работы пользователей библиотеки, книгохранилище, уголок психологической разгрузки, персональный компьютер библиотекаря, многофункциональное устройство, принтер.

Читальный зал оборудован домашним кинотеатром, оргтехникой, компьютерами, проекционным оборудованием, телевизором.

Фонд библиотеки укомплектован научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

Младшего школьного возраста (1-4 классы);

Среднего школьного возраста (5 - 8 классы);

Старшего школьного возраста (9 - 11 классы);

Педагогической и методической литературой для педагогических работников;

Периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.

Предоставляемые услуги:

    выдача отраслевой, художественной литературы и периодических изданий;

    выдача учебной литературы на текущий учебный год;

    выдача учебной литературы для повторения пройденного материала;

    предоставление энциклопедий, краеведческой литературы и CD для работы в библиотеке;

    сканирование;

    ксерокопирование;

    самостоятельная работа на персональном компьютере;

    поиск информации в сети Интернет (работает фильтр Департамента образования);

    копирование информации на электронный носитель;

    распечатка информации с электронного носителя;

    просмотр учебного материала на мультимедийном проекционном оборудовании;

    проведение библиотечных (тематический, календарных, игровых) уроков, литературных конкурсов и др.;

    выставки литературы, обзоры, беседы, консультации;

    индивидуальное и групповое информирование;

    составление библиографических списков источников информации;

    выполнение библиотечно-библиографических справок.

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях.

В библиотеке выделены следующие группы читателей:

Педагогические работники

Обслуживающий персонал

Информационно-библиотечная деятельность:

В течение года для учителей проводятся обзоры новой методической литературы по мере поступления.

Для обучающихся оформлены книжные выставки, регулярно проводятся библиотечные уроки.

Комплектование фонда:

Разработаны бланки предварительных заказов учебников. По результатам анализа данных бланков и фонда учебной литературы, составлен перспективный план комплектования фонда учебной литературы.

Составлен заказ, по которому получены и обработаны учебники на Бюджетные средства.

Информационно-коммуникативная деятельность в школьной образовательной сети

Одним из социальных институтов, влияющих на развитие старшего школьника, институтом изучения и приобщения к чтению, является школьная библиотека - информационный ресурс образовательного учреждения. На активность читательской деятельности школьников оказывают влияние такие факторы, как программы развития библиотек, внедрение информационных технологий, доступное использование Интернет-ресурсов. Информационные технологии обеспечивают безграничные возможности для получения, переработки и производства информации.

Созданы база данных «Учебники», ведется работа с электронным каталогам «Учебная литература», мониторинговая деятельность определяет «Самый читающий класс», «Самый читающий ученик», «Самая востребованная книга».

Массовая работа:

В 2014-2015учебном году массовая работа проводилась по плану библиотеки. Особенно активно проводились мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Был разработан план к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне , в соответствии с которым в течение года проводились тематические мероприятия в библиотеке.

Большое внимание уделялось патриотическому и гражданскому воспитанию: проведена литературная гостиная ко дню Народного единства «Единая Россия», обзор-беседа у постоянной книжной выставки: «Воинский долг на земле неизменен».

Одним из приоритетных направлений деятельности библиотеки является воспитание здорового образа жизни. Ко дню отказа от курения (ноябрь) оформлена книжно-иллюстративная выставка: «Спорт- это жизнь», ученическим самоуправлением проведены акции: «Чистая книга», «Верить, жить, творить». Оформлялись тематические выставки к праздничным датам.

Ко Дню славянской письменности и культуры в библиотеке школы проведено мероприятия и оформлена развернутая книжная выставка. Библиотека представила детям материалы о жизни и деятельности великих просветителей славян - святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также первых русских книжников - «Кто придумал азбуку?», «Слово, буква и книга - всегда вместе. Состоялись познавательные беседы: «Откуда азбука пришла», «Кирилл и кириллица», часы интересных сообщений: «От глиняной таблички до печатной странички».

Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.

Повышение профессионального уровня:

В 2014-2015 учебном году зав. библиотекой была активным участником вебинаров издательств «Дрофа» и «Просвещения», тематических форумов по вопросам современного образования.

Библиотечно-информационная деятельность библиотеки школы построена так, чтобы максимально привлечь читателя к фонду, приучить читать книги, научить работать с информацией, имеющейся в библиотеке, как на традиционных, так и нетрадиционных носителях, грамотно осуществлять поиск необходимой информации. Деятельность библиотеки осуществлялась, согласно намеченным целям и задачам, исходя из того, что современному обществу нужны образованные, творческие, созидающие, умеющие управлять своей жизнью и готовые принять участие в жизни других людей граждане.

Продолжается поиск новых, эффективных форм работы, которые несли бы не только познавательную информацию, но и были бы зрелищными, занимательными! В инновационной деятельности библиотеки превалируют динамичные, интерактивные, диалоговые формы работы, объединенные в рамках программ и проектов, направленных на поддержку образования, культуры, здорового образа жизни, с использованием новых информационных технологий.

Сегодня обучение -это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому школьной библиотеке необходимо стать надпредметным кабинетом в школе, который способен развить не частичное, а целостное, системное мышление у школьников.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Современная модель школьной библиотеки"»

Современная модель школьной библиотеки


Цель работы современной школьной библиотеки

Создание

библиотечно-информационного центра в современной школе


  • Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания обучающихся и педагогов.
  • Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.
  • Совершенствование традиционных и освоение новых технологий.

Задачи


ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

  • Кадровое обеспечение:

Укомплектованность библиотечными кадрами;

Уровень квалификации (соответствие квалификационным характеристикам по должности);

Уровень профессионализма, качественные результаты работы;

Инновационность деятельности.


2. Материально- техническое обеспечение:

Соответствие помещения библиотеки санитарно-гигиеническим нормам;

Комфортность библиотечной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам;

Наличие современной библиотечной техники и мебели;

Наличие: абонимента;

читального зала;

медиатеки;

книгохранилища;

Условия для работы с информацией (устройства для создания, записи и обработки информации; получение и тиражирование информации различными способами, в том числе и в сети Интернет;);

Оборудование для проведения массовых библиотечных мероприятий;

Обеспечение библиотеки расходными материалами и канцелярскими принадлежностями, носителями цифровой информации.


3. Информационно- образовательное обеспечение:

Технологические средства: персональные компьютеры для пользователей, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты;

Возможность осуществления деятельности в электронной (цифровой) форме: планирование и анализ деятельности;

Размещение и сохранность информационных ресурсов;

  • организация ЭК и работа с ним;
  • фиксация хода библиотечного процесса;
  • взаимодействие между участниками ОП, в том числе дистанционное;
  • контроль доступа участников ОП к информационным ресурсам в сети Интернет.

4. Информационно- методическое обеспечение:

Обеспеченность УМК на разных носителях;

Укомплектованность учебно-методической и программно-методической литературой;

Детской, художественной и научно-популярной литературой, справочно- библиографическими и периодическими изданиями.


Направления работы школьной библиотеки:

  • исследовательская деятельность;
  • информационная деятельность;
  • проектная деятельность;
  • литературно-познавательная деятельность;
  • мультимедийные технологии;
  • работа с фондом художественной литературы;
  • духовно-нравственное направление;
  • художественно-эстетическое направление;
  • гражданственно-патриотическое направление;

Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями – предметниками.


обеспечивает информацией и документами учебный процесс

способствует гармоническому развитию личности читателя

обслуживает педагогический коллектив и родителей

Школьная библиотека

предоставляет обучающимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности

поддерживает

внеклассную и внешкольную работу


Выпускник получит возможность научиться:

Воспринимать художественную литературу как вид искусства

Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

Осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения

Писать отзыв о прочитанной книге

Работать с тематическим каталогом.


Проблемы

  • Недостаточное финансирование материально-технической базы библиотеки.
  • Недостаточный уровень квалификации педагогов-библиотекарей.

Решение проблем

  • Финансирование материально-технической базы библиотеки.
  • Информационно-образовательное обеспечение.

Библиотекарь - человек шагающий в ногу с развитием информационных технологий

Сегодня библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями.

Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации





Работа с обучающимися «Что? Где? Когда?»












«Книга – окно в мир, почаще заглядывай в него»

Современная школа

УДК 026 ББК 78.39

СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТА СТРАТЕГИИ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

Олефир С. В.

г. Челябинск, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

Статья посвящена вопросам реализации проекта образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающей изменение качества образования и требующей согласованных действий всей инфраструктуры образования и современной школьной библиотеки.

В проекте образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается, что в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Обратим внимание, в первую очередь, на формирование творческих компетентностей. В сфере образования российских и многих зарубежных стран в последние десятилетия широко употребляется несколько понятий: «грамот-

ность», «компетенция» и «компетентность» и др. В отношении к информационным

требованиям к образованию применяется также термин «информационная культура». Важность этих понятий так велика для будущего информационного общества, общества знаний, что сами термины и их концептуальная структура обсуждаются на уровне ЮНЕСКО. Для определения перспективы организации деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в процессе модернизации образования примем следующее соотношение этих понятий: грамотность ^ компетентность ^ культура.

Что подразумевает термин грамотность? По мнению X. Лау, проводившего исследования, с вязанные с терминологией в сфере работы с информацией под эгидой ЮНЕСКО грамотность - «состояние образованности». Этот термин имеет как качественную, так и временную характеристику. Если раньше «грамотным» был человек, который научился писать и читать, то

Научное обеспечение системы

Научно-теоретический журнал Ш9 ^ ..

повышения квалификации кадров

сегодня значение этого термина употребляется гораздо шире. Термин «грамотность», как минимальное и обязательное требование к обучению, связан, прежде всего, с социальными проблемами и аспектами образования. Приобретение базовых основ грамотности и умения учиться в течение всей жизни становится главным умением и качеством личности, основой новой грамотности. Следовательно, грамотность, как базовый уровень обученности, приобретается на начальных этапах образования и становится платформой для получения последующих образовательных компетентностей.

В 2006 году в рамках Саммита по информационной грамотности на международном уровне были определены различные виды грамотности, в числе которых:

- «Базовая (Основная) Грамотность» («Basic Literacy»): способность личности использовать язык - читать, писать, слушать и говорить на уровнях, необходимых для функционирования на работе и в обществе, для того чтобы достигнуть своих целей и развивать знания и личностный потенциал в этом цифровом веке.

- «Медиаграмотность» («Media Literacy»): способность интерпретировать, использовать, оценивать и создавать образы и видеоизображения, используя как обычные, так и новые медиа XXI века таким способом, чтобы развивать критическое размышление, информированное принятие решений, коммуникацию и изучение.

- «Информационная Грамотность» («Information Literacy»): способность оценивать информацию в широком диапазоне медиа; понимать, когда информация необходима, уметь определить ее местонахождение, синтезировать и эффективно использовать информацию печатных материалов и электронных медиа, то есть уметь и знать, как учиться.

Акцентируем внимание на том, что обученность чтению является основой как «базовой» грамотности, так и «информационной» грамотности, то есть лежит в основе самого процесса обучения. В зарубежных европейских странах, Азии, Америке многочисленными исследованиями доказано, что чтение, приобретенное на этапе начального образования, поддерживаемое

школьными библиотеками, остается базой для получения образования и в век новых информационный технологий. Поэтому почти во всех странах важнейшей названа грамотность чтения, имеющая широкий смысл. В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA под «грамотностью чтения» понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Таким образом, оценивается не техника чтения, а способность ученика использовать чтение как средство приобретения новых знаний для дальнейшего обучения. «Грамотность чтения» тесно связана с функциональной грамотностью, то есть умениями и навыками, необходимыми для успешного «функционирования» в обществе. Она подразумевает комплекс умений и навыков взаимодействия с различными видами текстов, то есть умения читать, понимать, оперировать с самыми различными видами текстовой информации

Современная школьная библиотека, работая с учащимися начальных классов, должна предоставлять ресурсы и поддерживать учащихся в получении базовой, медиа и информационной грамотности, повышать грамотность чтения, помогать учащимся в овладении навыками информационного поиска, быть полноправным партнером педагогов в обучении школьников, работать с родителями. Именно такие рекомендации даны Международной ассоциацией чтения, отражены в Манифесте школьных библиотек ИФЛА/ЮНЕСКО . И эти рекомендации соответствуют основополагающим документам по модернизации образования, определяющим в качестве результатов образования набор ключевых компетентностей. Трактовки понятия «компетентность» различны в российской и зарубежной педагогике, но акцент делается на способностях учащегося к деятельности.

По А. В. Хуторскому , «компетенция» -это заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необхо-

димой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность же - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Таким образом, под «компетентностью» будем понимать совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностнозначимой сфере.

Именно компетентностный подход как к обучению школьников, так и к деятельности современной школьной библиотеки позволит достичь главного результата школьного образования, сформулированного в проекте стратегии «Наша новая школа» (далее Стратегия) - соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем (в нашем случае - технологии работы с информацией). Школьники будут вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, научатся изобретать, понимать и осваивать новое, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Каждая библиотека общеобразовательного учреждения должна ставить своей задачей поддержку исследовательских, аналитических, коммуникативных навыков школьников, это важнейшие векторы будущего образования.

Как следствие измененных требований к образованию, в Стратегии предполагается иная школьная инфраструктура, значительные изменения роли школьной библиотеки в «Новой школе».

Остановимся на функциях, задачах школьной библиотеки в контексте Стратегии. В проекте Стратегии «Наша новая школа» определено пять ключевых направлений развития общего образования.

1. Обновление образовательных стандартов. Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти

компетентности, связанные с идеей опережающего развития, всё то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Это направление Стратегии определяет основные целевые установки как образовательного учреждения в целом, так и школьной библиотеки - участника образовательного процесса.

Международное сообщество, работающее в сфере образования, выделило четыре составляющие обучения: учиться получать знания (learning to know); учиться применять эти знания (learning to do); учиться жить вместе (learning to live together); учиться быть личностью, несущей ответственность за общие судьбы (learning to be). За этими словами, формулирующими цели и смысл образования, для преподавателей стоит новая понятийная система, где вместо привычной формулировки цели -изучать предмет, нормой становится глагол учиться, подчеркивающий, что под влиянием добываемых знаний меняется сама модель поведения человека.

Первая составляющая - школьник учится добывать, обрабатывать знания из книги, учебника, вырабатывает умения, навыки; вторая составляющая - уметь их использовать; третья -учиться жить вместе, то есть общаться; она предполагает применение коммуникативной методики обучения, которая сегодня оперирует такими компонентами общения, как речевой, социальный и культурный; четвертая составляющая определяет психолого-педагогический аспект обучения, она нацелена на то, чтобы помочь обучаемым осознать себя как личность, сформировать адекватную самооценку, воспитать в себе толерантность, уважение к другим людям, другой культуре, языку, обычаям, ценностям.

Новые стандарты образования требуют компетентностного подхода, но на данный момент не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это прежде всего заказ общества по подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.

1 Научное обеспечение системы

повышения квалификации кадров

В российской стратегии модернизации образования выделен набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. В работах академика Международной педагогической академии А. В. Хуторского особо важными названы «образовательные компетенции», имеющие прямое отношение к деятельности школьных библиотек.

Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В этом плане приоритетными должны стать следующие четыре принципа: принцип личностноориентированного обучения; принцип деятельностного обучения; принцип коммуникативного обучения; принцип когнитивного обучения -при сохранении общедидактических положений. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.

Следовательно, образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Названные принципы и компетентностный подход к обучению позволяют полнее использовать резервы самостоятельной работы, то есть сделать шаг к переходу школы от установки на воспроизведение материала к его пониманию. Они открывают путь к личностно-комфортным, развивающим, интенсифицирующим, активизирующим, игровым формам организации учебного процесс и отводят ведущую роль чтению,

работе с текстом в процессе обучения, обучению чтению. Работа с текстом: информационным, повествовательным и текстом-рассуждением (объяснение, убеждение, изложение точки зрения, дискуссия, полемика) позволяет формировать образовательные компетентности учащихся. Количественные характеристики текстов (объем, длина предложения) определяются возрастом обучающихся, их уровнем обученности и целью работы с ними.

В статье Н. Н. Сметанниковой о значении чтения в решении задач образования доказывается, что целью обучения чтению становится обучение стратегиям чтения для решения познавательных и коммуникативных задач, таких, как общее понимание, полное понимание, критическое понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация текста и его комментирование. Для достижения данной цели школьникам требуется овладеть различными видами и типами чтения. Ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение отрывка. Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и про себя, учебное, самостоятельное.

Трудно переоценить роль чтения в формировании образовательных компетентностей школьников. Но современное предметное обучение не позволяет вести обучение чтению в рамках какого-либо учебного предмета. Для использования чтения как вида учебной деятельности целесообразно ввести предмет «чтение» или, как его еще называют, «подходы к учению» в средней школе. Этот предмет в средней школе, переосмысленный в связи с обсуждавшимися подходами, высвободит время учащихся, поскольку это будет «научный» подход к подготовке ими домашних заданий, интенсифицирующий их усилия. Разумеется, переосмысливается роль учителя чтения, что в

свою очередь, требует введения в вузах новой специальности, включающей и педагогику, и психологию, и библиотечное дело, и другие области знания. Ряд школьных библиотекарей, повысив свою квалификацию в вопросе обучения стратегиям чтения, могли бы уже сейчас начать обучение школьников, формирование их читательской компетентности как основы обновленного образования.

В «Концепции поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области» определена возрастающая значимость чтения как базовой интеллектуальной технологии, важнейшего ресурса личностного роста, источника приобретения знаний и преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. «Для членов общества чтение является незаменимым средством трансляции и освоения ценностей мировой культуры, основной составляющей образованности и культурной компетентности личности и, следовательно, подготовки к жизни в глобальном информационном обществе».

Обратимся к иерархии образовательных компетенций. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапред-метное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), предлагается трехуровневая иерархия компетенций:

Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

Общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

Предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

С данных позиций представляется важным рассмотреть ключевые образовательные компетенции и соотнести их с функциями библиотек общеобразовательных учреждений: информационными, образовательными, культурными.

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это

компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. Фонд школьной библиотеки может способствовать формированию индивидуальной образовательной траектории ученика и программы его жизнедеятельности в целом. Данная компетенция соотносится с информационной функцией школьной библиотеки.

2. Общекультурные компетенции. Круг во-

просов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-

нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Выполняя культурные функции, школьная библиотека поддерживает ученика в освоении общекультурной компетентности, формирует его научную картину мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят целеполагание, планирование, анализ, рефлексия, самооценка учебнопознавательной деятельности. Эти компетенции соотносятся с образовательной функцией и могут развиваться школьным библиотекарем в рамках формирования информационной культуры, функциональной грамотности и методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необ-

ходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Информационные компетентности развиваются в школьной библиотеке в ходе освоения учащимися основ библиотечно-библиографических знаний, при формировании информационной культуры школьника.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Дискуссионные формы массовой работы школьной библиотеки способствуют развитию коммуникативных компетентностей школьникам.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гра-жданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Школьная библиотека может способствовать формированию социально-трудовых компетентностей в ходе профориентационной работы и гражданского воспитания.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержек, безопасной жизнедеятельности личности. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Школьные библиотеки должны предоставить свои фонды для развития данных компетентностей.

Овладение перечисленными образовательными компетенциями требует высокого уровня навыков работы с информацией, речь идет не только об информационной компетентности, но

и об информационной культуре личности школьника. Следует подчеркнуть, что значительная часть знаний и умений по работе с информацией в общеобразовательных учреждениях трактуется как общеучебные знания и умения, зафиксированных в государственном стандарте основного общего образования. Их формирование справедливо рассматривается в педагогике в качестве задачи особой важности, результаты решения которой во многом определяют успешность учебной деятельности школьников. В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т. п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы (сочинения, реферата, рецензии и др.).

Н. И. Гендина, эксперт программы ЮНЕСКО «Информация для всех» , определяет информационную культуру личности как «одну из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием традиционных технологий и ИКТ». Информационная культура современного школьника определяется как его умение:

Осознать и сформулировать потребность в информации для решения той или иной проблемы;

Выработать стратегию поиска информации;

Найти соответствующую информацию;

Оценить качество информации: полноту, достоверность, актуальность, объективность;

Сформировать собственное отношение к этой информации;

Представить (аудитории или самому себе) свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;

Оценить эффективность проделанной работы;

Осознать влияние тех знаний, которые были получены в ходе решения задачи, на его личные позиции и поведение.

Формирование информационной культуры школьника относится к основным задачам современной школьной библиотеки.

2. Второе ключевое направление развития общего образования в Стратегии «Наша новая школа» определено как система поддержки талантливых детей. В рамках второго направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Это также должно быть подкреплено созданием стимулов для издания и распространения современной учебной литературы, распространением электронных образовательных ресурсов, развитием дистанционных технологий образования с использованием различных сервисов сети Интернет, созданием цифровых хранилищ лучших российских музеев, научных архивов и библиотек. Основная зона ответственности школьных библиотек - формирование информационно-образовательной среды для развития у учащихся читательской компетентности, навыков приобретения новых знаний, отбора, оценки и использования традиционных и электронных образовательных ресурсов. В условиях новой информационной среды школьной библиотеки талантливые учащиеся смогут проявить свои образовательные и творческие способности, результаты же их творчества позволят превратить школьную библиотеку в ресурсную инновационную площадку.

3. Третье направление - развитие учитель-

ского потенциала. И здесь школьная библиотека может внести значительный вклад, поддерживая педагогическую деятельность современными информационными ресурсами, повышая информационную культуру педагога-

предметника. Отдельной задачей в этом направлении названо привлечение в школу учите -лей, имеющих базовое непедагогическое образование. С учетом важности обучения стратегиям чтения, такими педагогами могут стать учителя чтения или консультанты по чтению, как это принято в Великобритании, Финляндии, Португалии.

4. Четвертое направление - современная

школьная инфраструктура. Облик школ как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться: «новые по архитектуре и дизайну привлекательные школьные здания; .... медиацентры и библиотеки; ... грамотные

учебники и интерактивные учебные пособия; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети, доступ к максимальному числу сокровищ отечественной и зарубежной культуры, достижениям науки и искусства; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития».

В статье А. И. Адамского «Школа 202: комплексный проект модернизации российского образования» отмечается, что ключевым фактором результативности является самостоятельная работа учащихся, следовательно, их самостоятельный доступ учебным ресурсам и технологиям самообразования. Для этого в школе, в школьной библиотеке должен быть обеспечен доступ к электронным библиотекам, библиотекам цифровых образовательных ресурсов на российском и мировом образовательном пространстве. Школа, где библиотека - ресурсный центр - необходимое условие формирования качественного современного образования. На заседании Госдумы 1 июня 2009 года было отмечено, что школьные библиотеки должны стать не просто хранилищем книг, но информационным, культурным и досуговым центром для учащихся. Должно быть выработанное профессиональным сообществом и утвержденное министерством ядро фонда школьной библиотеки, без чего она не должна существовать. Предложено включить комплектование фондов школьных библиотек в параметры оценки работы директора школы.

К перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести и развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями всей социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочих. Для школьного библиотекаря важным нормативным документом является принятая в конце 2006 года Национальная программа поддержки и развития чтения в России, в которой отражено развитие взаимодействия школьной библиотеки с другими

повышения квалификации кадров

учреждениями в продвижении чтения. Задачи программы определены следующим образом:

Упорядочение социокультурного про-

странства чтения и укрепление основных институтов, составляющих инфраструктуру поддержки и развития чтения - библиотек, образовательных и культурно-просветительских учреждений,

книжной индустрии, индустрии производства и распространения СМИ, системы популяризации чтения, системы подготовки кадров для инфраструктуры чтения, системы научно-

методического изучения проблем чтения;

Создание системы эффективного информационного обмена между институтами инфраструктуры чтения, обеспечивающие упорядочение соответствующего социокультурного пространства;

Создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения.

В формулировках программы просматривается компетентностный подход, принятый в образовании. Создатели программы отводят школе, школьной библиотеке важнейшую роль в формировании читательской компетенции, как основы для будущих социальных достижений обучающихся, формирования их личности, отношения к себе и окружающим, культурной компетентности.

5. Пятое направление - здоровье школьников. Новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Формирование в школьной библиотеке фонда, поддерживающего данное направление, будет способствовать интересу школьников к собственному здоровью.

В Стратегии явным образом не прозвучала задача формирования новой концепции воспитания школьников. Однако 1 июня 2009 года Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, Комитет по культуре, Комитет по образованию провели парламентские слушания на тему: «Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей» . Депутаты, представители органов го-

сударственной власти и общественности - специалисты в области библиотечного дела, представители издательств отметили, что чтение способно воспитать духовность и культуру, развить интеллект у ребенка. От того, как привита ребенку любовь к чтению, зависит, каким он войдет в мир познания, поэтому так необходимо развивать именно школьные библиотеки. Школьная библиотека может и должна стать не только информационным, но и воспитательным центром, необходимо внести в закон об образовании поправки, обязывающие учредителя образовательного учреждения регулярно обновлять библиотечные фонды, изменить положение о школьной библиотеке, повысить статус школьного библиотекаря. Школьная библиотека - это место, где сосредоточены все возможности, для того чтобы наши дети овладели культурным кодом нашей нации, человеческим кодом культуры. Вопросы патриотического, духовно-нравственного, гражданского воспитания, вероятно, станут отдельным направлением Стратегии модернизации «Наша новая школа».

Комплексный проект модернизации образования одним из направлений развития образования определяет решение проблемы качества образования. Регионы, которые обеспечат высокое качество образования, будут способны конкурировать на международном уровне в сфере образования. Для этого требуется максимальная гибкость и нелинейность форм образования, включение процессов получения и обновления знаний во все производственные общественные процессы, смена основ социального позиционирования: от материального капитала однократно освоенной профессии к социальному капиталу и способности к адаптации и конкретности.

Эта модель нового качества образования в полной мере относится к кадрам школьной библиотеки. Наличие двух инновационных контуров образования: контур продвижения инноваций (представляется проектным заданием «сверху») и контур отбора и освоения инноваций требует профессиональной рефлексии. В заседании Госдумы, посвященном деятельности школьных библиотек, отмечены проблемы кадрового обеспечения школьных библиотек, не-

обходимость госзаказа на подготовку кадров для библиотечного обслуживания детей и подростков, а также разработки целевых программ развития библиотек общеобразовательных учреждений, предусматривающих адресные субсидии на подготовку и переподготовку библиотекарей. Повышение кадрового потенциала школьных библиотек может заметно повлиять на качество образования, социальные эффекты.

Нормативные условия качества образования определены, необходимо двигаться в сторону создания индивидуальных проектов модернизации образования. Новое качество образования предполагает опору на талант, креативность и инициативность человека как важнейший ресурс экономического и социального развития. Школьный библиотекарь может построить свой индивидуальный проект влияния на повышение качества образования, проявляя собственное видение проблематики. Такие проекты могут быть разработаны на муниципальных и региональных уровнях. Научнометодическим советом ГОУ ДНО Свердловской области «Центр повышения квалификации «Учебная книга»» в 2009 году разработан проект «Концепции адаптивной библиотеки образовательного учреждения» для современной школьной библиотеки. В нем предлагаются следующие критерии оценки деятельности библиотеки ОУ:

Интегративность - уровень интеграции миссии, целей и задач вышестоящей организации и библиотеки;

Удовлетворение запроса пользователей -мера удовлетворенности пользователей предлагаемыми услугами (требования к фонду и кадровому потенциалу);

Инновационность - поиск и апробация новых информационных, библиотечных и педагогических технологий в профессиональной деятельности библиотекаря.

Компетентность библиотекаря современной школьной библиотеки является интегральным свойством личности, характеризует его стремление и способность реализовать свой потенциал - знания, умения, опыт, личностные качества для успешной профессиональной деятельности. В статье И. Дейнеко «Новая роль библиотекаря в новой библиотеке» приводится карта про-

фессиональных компетентностей, которыми должен обладать школьный библиотекарь:

Проектировочные (умение определять цели и задачи, внедрять передовой опыт, определять наиболее эффективные формы обслуживания, планировать и составлять отчеты и др.);

Аналитические (изучение читательских интересов, мониторинг, объективная оценка результатов работы);

Коммуникативные (умение устанавливать оптимальные взаимоотношения с различными группами пользователей, педагогами, администрацией школы, внешними организациями и др.);

Организаторские (умение организовывать массовые мероприятия, комфортную библиотечную среду, формировать читательский актив);

Информационно-коммуникационные (работа с офисными программами, цифровыми образовательными ресурсами, Интернет, системой автоматизации библиотек, создание вебстраниц и др.).

Только компетентный библиотекарь сможет создать развивающуюся школьную библиотеку, соответствующую современным требованиям, концепциям, стратегиям развития образования. Основные компоненты компетентности библиотекаря: достаточный уровень профессионального образования, профессиональный опыт, мотивированное стремление к непрерывному самообразованию, творческое отношение к делу.

Таким образом, проект модернизации российского образования, предполагающий изменение качества образования, компетентностный подход, непрерывность образования, требует согласованных действий всей инфраструктуры поддержки и развития образования. Значительно возрастает роль школьных библиотек в реализации данного проекта, изменяются их функции, задачи, необходимо обеспечить новый качественный уровень библиотеки общеобразовательного учреждения. Необходимо использование компетентностного подхода как при обучении, так и при повышении квалификации, переподготовке кадров специалистов библиотек общеобразовательных учреждений.

Список используемой и цитируемой литературы

1. Адамский, А. И. Школа 202: комплексный проект модернизации российского образования [Электронный ресурс] / А. И. Адамский // http://www.eurekanet.ru/ewww/info/13706.html.

2. Дейнеко, И. Новая роль библиотекаря в новой библиотеке [Текст] / И. Дейнеко // Библиотека в школе. - 2009 . - № 9-10. - С. 14-20.

3. Жукова, Т. Д. Реализация целей образования через школьные библиотеки [Текст] / Т. Д. Жукова, В. П. Чудинова. - М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 . -224 с.

4. Законодательное обеспечение деятельности библиотек общеобразовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания детей [Электронный ресурс] : материалы парламентских слушаний. Государственная дума // www.duma.gov.ru/index.jsp?l=1.

5. Изучение знаний и умений учащихся в рамках международной программы PICA: общие подходы [Электронный ресурс] // Программа международной оценки обучающихся: монито-

ринг знаний и умений в новом тысячелетии // http://www.ceteroco.fromru.com/pisa/pisa_part.html.

6. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области [Текст]. - М. : МЦБС, 2008. - 47 с.

7. Лау, Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни [Электронный ресурс] / Х. Лау; пер. с англ. С. Сорокина // http://www.ifap.ru.

8. Сметанникова, Н. Н. Значение чтения для решения задач образования [Текст] / Н. Н. Сме-танникова // Homo legens. - Вып. 2. - М., 2000.

9. Хуторской, А. В. Технология проектиро-

вания и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской //

http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.html.

10. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности [Текст] / Н. И. Гендина и др. - М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. -351 с.

04.12.2015, ПТ, 11:25, Мск

Российские школьные библиотеки будут трансформированы в современные информационные центры, которые продвинут старую систему библиотек в новую цифровую эру. Концепция модернизации предполагает даже онлайн-игру с симулятором карьеры учеников. Преобразования могут открыть новые возможности для отечественных разработчиков.

В конце ноября 2015 г. Минобрнауки России, Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА) и Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского организовали обсуждение проекта Концепции развития национальной сети информационно-библиотечных центров (ИБЦ). К 2020 г. школьные библиотеки будут модернизированы и превратятся в ИБЦ - информационные обучающие площадки нового поколения, где можно играть, учиться и общаться, используя новейшие технологии.

Концепция развития ИБЦ представляет школьную библиотеку как общественное пространство с зоной для совместной работы, медиатекой и базой знаний для учеников и педагогов. Обновленные библиотеки с высокотехнологичными устройствами, мягкой мебелью, игровой площадкой и бесплатным Wi-Fi должны привлечь педагогов и учеников, стать местом, в котором можно интересно и с пользой провести время.

Кроме того, в рамках модернизации национальной сети информационно-библиотечных центров впервые в России будут использоваться современные игровые технологии для решения сложной проблемы выбора будущей профессии. Для этого планируется создать специальную онлайн-игру, в которой пользователи смогут попробовать себя в разных профессиях, выстроить виртуальную карьеру, приобрести навыки профессионального общения и совместной работы над проектами. Сотрудникам библиотеки будет отводиться в этой игре ключевая роль.

Модернизация и требования времени

За последние 20 лет процесс обучения сильно изменился. Школьники учатся не только в школе, но и дома, и в процессе общения со сверстниками. Все шире используются информационные технологии, прежде всего, удаленное обучение, интернет- и мобильные устройства. Иногда школьники вовсе «отключаются» от школьной экосистемы, предпочитая обучение и общение вне школы. В то же время ученикам не хватает знаний об этике интернет-общения, навыков оценки информации и совместной работы, которые очень важны для будущей интеграции молодых людей в общество и для успешной карьеры. В большинстве стран идут поиски оптимальной модели школьного образования, которая могла бы решить эту проблему без негативного уклона в сторону полного контроля над инициативой и свободным временем детей.

Компьютер и интернет стали важной частью образовательного процесса

Библиотеки играют важную роль в создании дружелюбной и эффективной школьной экосистемы, а сотрудникам библиотек отводится роль лидера в обучении и работе с информацией. Российская концепция ИБЦ на первый взгляд учитывает все эти аспекты. Но сможет ли она помочь в адаптации сложившейся школьной системы к новым реалиям информационной эпохи?

Онлайн-игра - особое направление

Особое место в Концепции развития Национальной сети ИБЦ занимает ролевая онлайн-игра, которая поможет школьникам выбрать будущую профессию и понять принципы построения успешной карьеры. В игре пользователи смогут выбирать разные профессии, изучать их особенности и набирать игровые баллы на уроках, олимпиадах и в интеллектуальных играх.

За рубежом зоны для коворкинга (совместной работы) широко используются для практического обучения

Онлайн-игра будет построена на профессиональных траекториях из реальной жизни. Аналогами игровых сообществ и миссий станут группы по интересам и совместные обучающие проекты. При этом сотрудник библиотеки станет «мастером игры» и будет помогать выбирать оптимальные сценарии и решать проблемы.

По словам руководителя Библиотеки им К. Д. Ушинского, данный онлайн-проект совместит игру и обучение. При этом для работника библиотеки игра может стать средством привлечения школьников в библиотеку и одним из способов выстроить сотрудничество с учителями.

«Сейчас и дети, и взрослые любят играть в онлайн-игры, - отмечает Алексей Габов. - В проекте игры для ИБЦ можно совмещать учебу с "прокачкой" персонажа, и его развитие будет развитием самого школьника. Дополнительные "ачивки" (достижения) и игровые бонусы можно будет получать выполнением заданий на уроках, участием в олимпиадах или просто прочтением книг».

Сюжетная проработка - это дело будущего, сроки реализации и конкретного разработчика онлайн-игры пока назвать сложно. В идеале, в проекте должно быть большинство реальных ключевых профессий. Это должна быть полноценная расширяемая игровая вселенная, в которой есть и предприниматели, и госслужащие, и социальные работники, имитируется процесс найма и серьезная экономика. Создание такой уникальной игры - процесс долгий, и пока этот процесс на стадии концептуального проектирования.

В России и за рубежом существуют разные более простые образовательные игры. Эта сфера активно развивается, но пока это игровое обучение каким-то конкретным знаниям, то есть в игровую форму переводится получение отдельного образовательного модуля.

Современные ролевые онлайн-игры пользуются популярностью у детей и взрослых. Подобные игры можно использовать для обучения

К примеру, за рубежом есть игра Classcraft, но в ней акцент сделан не на профориентацию, а не работу в классе. Это не симулятор карьеры, а скорее вариант Dungeons & Dragons и других настольных ролевых игр. В основе игрового сюжета лежит выполнение домашних заданий, хорошее поведение на уроке и тому подобное.

Можно вспомнить игру Minecraft, которая введена в обязательную образовательную программу Финляндии. Или Second Life, которая тоже используется для образования. И то, и другое - игровые вселенные, но в них образование и выстраивание карьеры не являются основой игрового сюжета.

Инициатива и свобода

Концепция модернизации школьных библиотек предполагает привлечение школьников и педагогов к самостоятельному обучению и саморазвитию с использованием мультимедийных ресурсов, интернета и комфортных рабочих зон.

Каталогизация - отдельная серьезная проблема школьных библиотек, которую планируется решить в ИБЦ

В модернизированных библиотеках учитель сможет подготовить материалы к уроку, изучить новейшие методики, создать педагогическое портфолио для аттестации. Благодаря электронным сервисам упростится проверка знаний, накопление и распространение наиболее эффективных методик преподавания.

Для учеников новые библиотеки должны стать местом для общения и интеллектуального развития, площадкой, где можно научиться применять знания на практике. При этом вход в школьную библиотеку будет открыт всем желающим, а не только школьникам. Это касается и сотрудничества с фондами развития, привлечения средств благотворительных организаций и частных лиц.


Некоторые технологии невозможно использовать дома. В библиотеке для них можно предусмотреть отдельные помещения

Авторы концепции ИБЦ особую роль отводят сотрудничеству с разработчиками и поставщиками высокотехнологичной образовательной продукции: шлемов виртуальной и дополненной реальности, интерактивных досок и т.д. Взаимовыгодное сотрудничество в этой области открывает возможности для всех участников и поможет быстро внедрять новые технологии в образовательный процесс. Таким образом, информационно-библиотечные центры станут для российских ИТ-компаний площадкой для тестирования и внедрения передовых разработок.

Что делает школьную библиотеку современной? Беспрепятственный выход в Интернет? Модный нескучный дизайн? Всё это, конечно, хорошо и даже необходимо, но без современного понимания своих функций библиотека так и останется огромным пыльным «книжным шкафом».

О глобальном кризисе библиотек в цифровую эпоху говорят давно и много, и, к счастью, последние лет пять эти разговоры всё больше затрагивают реальные примеры выхода из кризиса. За такими примерами не надо далеко ходить: жители Москвы уже могли оценить «библиотечную революцию» Бориса Куприянова, известного российского книгоиздателя и книгопродавца, которого чиновники призвали на помощь для того, чтобы спасти столичные районные библиотеки от вымирания.

Под руководством Бориса Куприянова часть московских районных библиотек превратилась в открытые публичные пространства, где посетители могут чувствовать себя так же свободно, как в кафе за чашечкой кофе. Общественность ахнула от непривычного дизайна, разработанного голландским архитектурным бюро, а Борис Куприянов не уставал повторять в интервью, что дизайн - только внешняя сторона дела, главное - изменение нашего отношения к функциям библиотеки.

На одной встрече с журналистами в Иркутске Куприянов сказал, что библиотека призвана сохранять не каталоги, а «ту великую практику, которая сопровождает человечество на протяжении семи тысяч лет» - чтение. И библиотекарь выполняет культурную миссию - он в каком-то смысле учит читать, демонстрируя потенциал и важность этого занятия.

Борис Куприянов

издатель и публицист, соучредитель книжного магазина «Фаланстер»

Самый главный критерий профпригодности библиотекаря - это не умение делать качественные библиографические сборники, а общая культура, любовь к книгам и знание литературы. Если человек назубок знает библиотечное дело, но не любит книги и читателей - он профнепригоден. Это принципиально важно. Будете ли вы доверять пилоту, который терпеть не может летать? Библиотека должна выходить из себя в прямом и переносном смысле. Выходить из своих стен, предлагать новые практики, новые отношения.

Пример московских библиотек быстро переняли в других городах: в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Нижнекамске. Наряду с визуальным изменением пространства, такое простое решение, как предоставление читателям возможности самостоятельно брать книги с полок, стало настоящим прорывом.

Если в общем случае речь идёт о том, что библиотека должна перестраиваться, чтобы выполнять просветительскую функцию, то в случае со школой на неё возлагаются функции педагогические.

Как привить современным детям любовь к чтению? Как сделать школьное пространство более дружелюбным, открытым и приспособленным для современного образования? Как учить детей информационной грамотности? - эти три вопроса, пожалуй, описывают круг задач, которые стоят перед современной школьной библиотекой.

Когда в начале 2000-х немецкая общественность была встревожена кризисным положением образования, которое продемонстрировали результаты PISA, Фонд им. Бертельсмана разработал «Публичная библиотека и школа». Дело в том, что в Германии не каждая школа имеет свою собственную библиотеку, а результаты PISA показали «провалы» именно в тех навыках детей, которые связаны с чтением. В программе Фонда представлены рекомендации, как использовать возможности библиотек для того, чтобы «подтянуть» школьников в их умении читать и искать информацию. Для этого предлагалось:

  • Признать, что навыки поиска информации - одни из базовых, и библиотека - место, где эти навыки можно и нужно развивать.
  • Создать условия, чтобы учителя могли учить библиотекарей педагогическим приёмам, а библиотекари учителей - умению работать с информацией.
  • Рассматривать библиотеку как пространство для индивидуального образования.

Эти базовые рекомендации показывают, что библиотека для школы - ресурс для решения задач, которые не всегда получается выполнить на уроках. Если в классах дети направляются в большей или меньшей степени преподавателем, то в библиотеке должна быть создана среда, в которой ребёнок может и хочет самостоятельно выбирать, что и когда ему читать, ненавязчиво овладевая навыками самостоятельной работы с информацией.

Что касается любви к чтению, то тут школьным библиотекам, возможно, нужно решиться на более смелые эксперименты, чем литературные и поэтические вечера в обновлённых интерьерах. Один из самых ярких примеров такой смелости - чтение для собак, которое приобретает популярность в библиотеках разных стран. Да-да, маленькие дети могут не любить читать, но почти все любят животных и согласны прочитать внимательным четвероногим друзьям книжку-другую.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...