Библиотечное пространство современной школьной библиотеки. Современная школьная библиотека в едином информационном пространстве школы (медиатека) Подготовила: Зав.библиотекой Бедова О.Н

Сегодня обучение -это не просто передача знаний от педагога к обучающемуся, а прежде всего создание условий, при которых становится возможным самостоятельный поиск знаний самими обучающимися, их продуктивное и активное творчество. Школьник на уроке учителя-предметника воспринимает мир в призме этого предмета, а школьная библиотека способна предоставить ребенку информацию для раскрытия целостной картины мира. Поэтому школьной библиотеке необходимо стать надпредметным кабинетом в школе, который способен развить не частичное, а целостное, системное мышление у школьников.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Современная модель школьной библиотеки"»

Современная модель школьной библиотеки


Цель работы современной школьной библиотеки

Создание

библиотечно-информационного центра в современной школе


  • Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечно-библиографического и информационного обслуживания обучающихся и педагогов.
  • Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.
  • Совершенствование традиционных и освоение новых технологий.

Задачи


ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

  • Кадровое обеспечение:

Укомплектованность библиотечными кадрами;

Уровень квалификации (соответствие квалификационным характеристикам по должности);

Уровень профессионализма, качественные результаты работы;

Инновационность деятельности.


2. Материально- техническое обеспечение:

Соответствие помещения библиотеки санитарно-гигиеническим нормам;

Комфортность библиотечной среды по отношению к обучающимся и педагогическим работникам;

Наличие современной библиотечной техники и мебели;

Наличие: абонимента;

читального зала;

медиатеки;

книгохранилища;

Условия для работы с информацией (устройства для создания, записи и обработки информации; получение и тиражирование информации различными способами, в том числе и в сети Интернет;);

Оборудование для проведения массовых библиотечных мероприятий;

Обеспечение библиотеки расходными материалами и канцелярскими принадлежностями, носителями цифровой информации.


3. Информационно- образовательное обеспечение:

Технологические средства: персональные компьютеры для пользователей, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты;

Возможность осуществления деятельности в электронной (цифровой) форме: планирование и анализ деятельности;

Размещение и сохранность информационных ресурсов;

  • организация ЭК и работа с ним;
  • фиксация хода библиотечного процесса;
  • взаимодействие между участниками ОП, в том числе дистанционное;
  • контроль доступа участников ОП к информационным ресурсам в сети Интернет.

4. Информационно- методическое обеспечение:

Обеспеченность УМК на разных носителях;

Укомплектованность учебно-методической и программно-методической литературой;

Детской, художественной и научно-популярной литературой, справочно- библиографическими и периодическими изданиями.


Направления работы школьной библиотеки:

  • исследовательская деятельность;
  • информационная деятельность;
  • проектная деятельность;
  • литературно-познавательная деятельность;
  • мультимедийные технологии;
  • работа с фондом художественной литературы;
  • духовно-нравственное направление;
  • художественно-эстетическое направление;
  • гражданственно-патриотическое направление;

Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями – предметниками.


обеспечивает информацией и документами учебный процесс

способствует гармоническому развитию личности читателя

обслуживает педагогический коллектив и родителей

Школьная библиотека

предоставляет обучающимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности

поддерживает

внеклассную и внешкольную работу


Выпускник получит возможность научиться:

Воспринимать художественную литературу как вид искусства

Осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

Осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения

Писать отзыв о прочитанной книге

Работать с тематическим каталогом.


Проблемы

  • Недостаточное финансирование материально-технической базы библиотеки.
  • Недостаточный уровень квалификации педагогов-библиотекарей.

Решение проблем

  • Финансирование материально-технической базы библиотеки.
  • Информационно-образовательное обеспечение.

Библиотекарь - человек шагающий в ногу с развитием информационных технологий

Сегодня библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями.

Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации





Работа с обучающимися «Что? Где? Когда?»












«Книга – окно в мир, почаще заглядывай в него»

Школьные библиотеки и модернизация образования: попытка осмысления современного состояния и некоторые тенденции развития

Рано или поздно каждый думающий библиотекарь осознает необходимость перемен, но не всегда знает, как к ним подступиться. Мало сказать себе: «Я хочу перемен», поставив ударение на нужном слове. Хочу – каких перемен? Можно переставить мебель, а можно попытаться коренным образом изменить жизнь в библиотеке.
Эта статья для тех, кому уже недостаточно ни перестановки мебели, ни даже новых книг. Сегодняшней публикацией мы начинаем серию, которая получит продолжение осенью. Будет время подумать и сказать себе: «Вперед!»

«Вы думаете, я ученый, начитанный человек?»
– «Конечно, – ответил Цзи-гонг. – А разве нет?»
– «Совсем нет, – сказал Конфуций.
– Я просто ухватил одну нить,
которая связывает все остальное»

Вступление

Не один раз встречи с коллегами завершались вопросом: «Я хочу видеть свою библиотеку сильным современным информационным центром.
С чего начать?» А действительно – с чего? Что положить в основу развития библиотеки, что выбрать стратегическим направлением деятельности?
Попробуй-ка, «коротенько, в двух словах», ответь …
Модернизация и актуализация работы, внедрение инноваций, медиатеки и нетрадиционные носители информации – и непонятна, и необъятна эта россыпь модных тем. Пришло время разобраться в новых тенденциях и терминах, окутавших образовательную и библиотечную сферы деятельности, в незнакомых словах и скрываемом за ними смысле. Начнем по порядку.

Чего мы хотим?

Мы хотим, чтобы школьная библиотека заняла подобающее ей достойное место в образовательном и информационном пространстве.

Как это сделать?

Качественные изменения в работе школьной библиотеки могут быть достигнуты путем внедрения и реализации инновационных проектов.

Что такое инновации?

В настоящее время доминирующим фактором развития общества, основанного на знаниях и технологиях, становится разработка инновационной сферы.

Это понятие прочно утвердилось в нашей жизни и чаще всего ассоциируется с коренными изменениями деятельности. Так ли это на самом деле? Нововведения (а именно таков русский аналог слова «инновации») бывают разными по глубине преобразований, качеству исполнения и другим признакам. Мы остановимся на одной из характеристик, которая поможет определить необходимую степень концентрации нового (какое количество нововведений необходимо в данных условиях). Итак, по инновационному потенциалу выделяются:

– радикальные (базовые) нововведения, которые предполагают создание принципиально нового продукта, технологий, методов управления;
– улучшающие (модифицированные), которые дополняют исходные принципы, нормы, формы деятельности и являются самыми распространенными;
– комбинаторные, которые используют различные сочетания нововведений.

Исходя из конкретной обстановки и преследуемых целей, выбирается самый оптимальный и целесообразный вариант, используется тот или иной тип преобразований.
На что стоит обратить особое внимание, учитывая тенденции развития образования? Здесь (как и на протяжении всей статьи) хочется сослаться на одно из самых авторитетных мнений. А.Адамский считает: «Приоритет инновационности – становление новых способов управления, особых методов поддержки нового и, прежде всего, система поиска культурно-образовательных инициатив и превращения их в системные проекты» .

О проектах мы подробнее поговорим позднее – все по порядку. А по порядку, прежде чем приступать к каким либо преобразованиям, необходим анализ существующей ситуации, основных идей и тенденций развития профессионального сообщества.

Часть 1. Базовые положения и общие тенденции развития

Современная школьная библиотека

Конкретизация этого понятия предполагает осмысление динамики и специфики происходящих в обществе изменений.
Необходимо принять во внимание следующие базовые положения :

1. Информатизация общества: причины и следствия.
2. Тенденции развития и структура профессионального (библиотечного) пространства.
3. Тенденции развития и структура образовательного информационного пространства в школе и за ее стенами.
4. Представление о формировании информационной культуры.

Рассмотрим подробнее некоторые из этих положений.

Информатизация общества

Информатизацию общества можно охарактеризовать как организованный социально-экономический и научно-технический процесс, в ходе которого создаются оптимальные условия для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. (Простите за длинное определение.) Материальной и технологической базой информатизации общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи .

Общие тенденции развития библиотек

На мой взгляд, в публикациях о современном состоянии и тенденциях развития библиотек чаще всего рассматриваются технические новшества, внедрение технологий, тогда как это скорее следствие, чем суть преобразований.
Так что же определяет наш сегодняшний и завтрашний день, в чем причины изменений, которые так настойчиво, иногда – почти против нашего желания, врываются в повседневность?
Первый зам. директора ГПНТБ России г-н Шрайберг, проводя анализ современных тенденций развития библиотечно-информационных технологий , выделил ряд основных положений. Вот некоторые из них:

1. Информационное общество. Роль библиотек в преобразовании общества в гражданское и информационное.
2. Правовые основы в обществе и роль библиотек.
3. Интернет как единая коммуникационная среда, положившая начало новым концепциям и подходам в автоматизации библиотек, информационном обмене.
4. Новая концепция библиотеки должна, во-первых, быть построена и, во-вторых, в ней должна быть обязательно усилена роль «информационной компоненты», ее самостоятельность и приоритетность, а не вторичность по отношению к документу фонда.
5. Электронные информационные ресурсы и электронные библиотеки. Определение оптимального взаимодействия традиционной, автоматизированной и электронной библиотеки.
6. Новый уровень межбиблиотечного взаимодействия, кооперация и интеграция. Создание корпоративных систем.
7. Повышение роли образовательной деятельности .

Данные положения необходимо учитывать при разработке развития библиотеки, школьной в том числе. Что мы и сделаем чуть позднее, в той части материала, где пойдет речь о составлении проекта модернизации.
Итак, с основными направлениями библиотечного развития разобрались.
А что в это время происходит в образовании?

Общие тенденции развития образования

«Образовательная политика России на современном этапе».
Именно в этом документе была провозглашена необходимость модернизации системы образования . Позвольте выделить некоторые фрагменты:
«Модернизацию образования, выстраивая новые образовательные модели, необходимо проводить с учетом регионального опыта и местных условий развития образования».
«Необходимыми условиями достижения нового, современного качества общего образования являются: …государственная поддержка школьных библиотек как центров информационной культуры».
«Важно расширить возможности свободного и оперативного получения информации».
«Доступность, качество и эффективность – ключевые слова образовательной политики России на современном этапе» .
Школьные библиотеки являются структурными звеньями образовательных учреждений, и, следовательно, программа модернизации имеет к ним непосредственное отношение.
Происходящие перемены в образовании обязательно приведут к повышению роли школьных библиотек. Необходимо принять во внимание все ключевые направления новой образовательной политики и планировать деятельность библиотеки с учетом этих положений.

Информационная культура

Объем информации, массив всевозможных данных, глобальные электронные сети требуют способности к компетентным оценкам, отбору и целенаправленному использованию многообразных средств информации. Формула «знаю, что» должна быть дополнена не только функциональной формулой «знаю, как», но и прежде всего – формулой «знаю, где». Оттого так важно сегодня развивать способности школьников к отбору и анализу информации .
Информационная культура должна стать объединяющим принципом эффективной интеграции технологий в образование. Библиотечные специалисты и учителя, использующие технологии, лучше других подготовлены для оказания помощи школьникам, педагогам, администрации, родителям и другим членам школьного сообщества в развитии этих навыков. Сотрудники библиотеки могут стать ключевым звеном в обучении пользователей, содействуя развитию и становлению их информационной культуры.
Рассмотрев и приняв во внимание основные идеи и ведущие тенденции в обществе, двигаемся дальше – к выработке собственного стратегического плана развития.

Часть 2. Стратегия развития школьной библиотеки

Теперь мы знаем, что происходит вокруг школьной библиотеки. Пора обратить внимание и на саму библиотеку. И самое пристальное!
Приступая к созданию новых программ развития, следует учесть следующие факторы:

– Планируемые изменения являются длительным процессом , а не одноразовым событием. Реализация одного проекта повлечет за собой необходимость создания следующего, подчас совершенно неожиданного. Такая цепная реакция – совершенно естественный ход развития структуры. «Движение есть жизнь», – говорят философы и врачи. И мы соглашаемся с ними, начиная создавать новую библиотеку.

– Планируемые изменения прямо или косвенно будут затрагивать все аспекты деятельности библиотеки: от организации работы и внедрения новых технологий до взаимоотношений с коллегами, педагогами, родителями и администрацией. Не надейтесь отделаться легким испугом. Все будет, как говорили классики, всерьез и надолго.

– Изменения неизбежны, я бы даже сказала, неотвратимы, если бы это не звучало так обреченно. Грантовая поддержка преобразований не должна быть непременной составляющей. Образно говоря, от наличия и толщины кошелька зависит не судьба, а только скорость преобразований. Отношение к планируемым изменениям можно выразить следующим образом: «Независимо от того, будет финансироваться проект или нет, мы будем развивать и разрабатывать его».

Изначально проект модернизации может быть подготовлен «внутри» библиотеки, а может являться частью программы общешкольных преобразований. На мой взгляд, жизнеспособными будут и тот и другой варианты. Различия в данном случае определены творческим уровнем коллектива школы и дирекции, качеством отношений администрации и библиотеки, степенью профессионального признания и доверия к деятельности школьной библиотеки. Хотя, совершенно субъективно, мне ближе та ситуация, когда инициатором перемен и модернизации выступает сама библиотека, начиная строить всю структуру образовательного пространства школы «от себя». Самостоятельная творческая работа мне кажется предпочтительнее, нежели «хождение в строю», даже если этот строй – инновационный.

Любое нововведение как цикл имеет несколько стадий:

1. Зарождение инновации . Осмысление профессии и себя в ней. Поиск идеи развития и превращение ее в концепцию, т.е. конкретизация. Создание проекта.
2. Освоение инновации. Реализация проекта, внедрение, эксперимент.
3. Распространение инновации . Ваша деятельность как передовой опыт для коллег.

Остановимся подробнее на процессе зарождения нововведения . Поэтапно он выглядит следующим образом:

Осознание потребностей и возможностей изменений . Будем надеяться, что этот этап нами уже пройден, я бы даже сказала – выстрадан. Мы убеждены: нам нужна современная школьная библиотека!

Поиск и разработка новшеств . Пройдя этап психологической готовности к изменениям, мы должны теоретически осмыслить грядущие преобразования. Начнем с определения целей и задач современной школьной библиотеки:

Роль и задачи (миссия) школьной библиотеки

Это положение должно отражать как общие тенденции развития (которые мы рассматривали выше), так и специфику деятельности данной библиотеки. Формулируя миссию библиотеки, стоит выделить:

– основные задачи ее деятельности;
– функциональную специализацию;
– возможность взаимодействия с партнерами .

Например: «Предоставление потенциальным и реальным пользователям библиотеки открытого и свободного доступа к информации в целях развития и информационной поддержки процессов модернизации образования».
Миссия высока, прекрасна, но в достаточной степени абстрактна.
На время стоит спуститься на землю, чтобы оценить свои реальные возможности и ресурсы библиотеки. Ведь все благие намерения и самые замечательные цели могут быть реализованы только при наличии определенной базы.

Планируя предстоящую деятельность, определяем реалистичные перспективы развития конкретной библиотеки.
Развитие библиотеки предполагает целенаправленную деятельность по качественному изменению библиотечных услуг и продуктов, формированию новых условий и расширению возможностей доступа к информации для пользователей.
Выясним, что мы имеем для подобных преобразований. Итак, в активе:

– регулярно пополняемый фонд;
– квалифицированный персонал библиотеки;
– поддержка директора и администрации;
– проект развития библиотеки станет составной частью инновационного проекта развития школы;
– дополнительные информационные ресурсы (автоматизированная информационная библиотечная система и электронный каталог; нетрадиционные носители информации; аудио-, видеотека; выход в Интернет);
техническое оснащение;
– налаженные партнерские связи в образовательном, библиотечном и других сообществах.

Анализ внутренней среды (в нашем случае – конкретной библиотеки) можно проводить по методу SWOT. Что это такое? Попробуйте рассмотреть деятельность библиотеки с четырех сторон: S (strength) – сила; W (weak-ness) – слабость; O (opportuni-ty) – возможность; T (tendency) – тенденция. Попробуйте заполнить таблицу с такими колонками – получите наглядную картину того, что имеете.
Оценивая реальное положение, не стоит предаваться унынию. Да, проблемы есть. И их надо решать. Хронический пессимизм, так же как и клинический оптимизм, здесь не помогут. Необходимо четкое понимание ситуации, которое позволит избежать промахов и ошибок. Кроме того, несмотря на трудности, стоит ориентироваться не на выживание, а на развитие.

Поиск идеи и написание проекта развития библиотеки

Приступая к созданию проекта, делаем акцент на сильных сторонах деятельности своей библиотеки, на тех направлениях, которые могут быть подкреплены реальными или потенциальными наработками.
У каждого из нас есть свой конек, та точка опоры, с помощью которой, по мнению Архимеда, можно «перевернуть землю».
Практика проектной работы свидетельствует о том, что акценты в развитии библиотек должны быть перенесены с внутрибиблиотечной на внешнюю, социальную сферу. Проблема, для решения которой предпринимаются изменения, должна затрагивать не только внутренние организационные аспекты деятельности библиотеки (заработная плата, кадровый голод, реконструкция здания, приобретение компьютеров). Создавая проект развития библиотек, стоит ориентироваться прежде всего на решение социальных проблем: доступ к информации, обеспечение равных возможностей в получении образования, необходимость развития определенных услуг . Последнее положение особенно актуально в свете выявившихся тенденций нового века. А тенденции эти таковы, что услуговая направленность деятельности человека будет активно развиваться и станет приоритетной в ближайшие годы. Попробуем найти и раскрыть новые возможности для пользователей, новые услуги.
Определившись с тем, что, как и когда мы намерены предпринимать, приступим к созданию проекта.
(Почему именно проект , спросите вы? Потому, что именно проектная деятельность получила широкое распространение в школе. Потому, что проектную деятельность можно рассматривать в качестве одного из способов реализации выбранной стратегии развития. Потому, что проектная деятельность в достаточной степени конкретна, т.е. предполагает не только наличие идеи, но и обязательный конечный продукт – итог реализации проекта.)
Мы уже говорили о глубине возможных инноваций. Проектная работа, как конкретное воплощение инноваций, может быть разноуровневой :

1. Школьная библиотека работает для своей школы, разрабатывая и внедряя собственный проект.
2. Школьная библиотека ориентирована на сотрудничество с библиотеками любого профиля, участвует в библиотечных проектах.
3. Школьная библиотека – активный партнер в образовательных проектах, так как работает со многими школами и школьными библиотеками.
4. Школьная библиотека тесно сотрудничает с другими общественными институтами (музеи, некоммерческие организации и др.), работая над общими проектами.

Конечно, возможен и еще один вариант – комплексный.
Основное содержание проекта должно предусматривать:

1. Совершенствование системы сбора информации и формирование баз данных.
2. Разработку путей распространения информации и организации доступа к информационным ресурсам.
3. Разработку новых информационно-консультационных услуг для пользователей и привлечение новых клиентов.

Выбирая оптимальную стратегию развития, стоит принять во внимание современное состояние библиотеки, ее ресурсы, техническое оснащение, возможные взаимодействия с партнерами, ожидаемые затраты. Необходимо учесть и образовательные особенности школьной библиотеки , безусловную специфику ее деятельности:

информационное обеспечение учащихся;
– информационная поддержка педагогов в учебной, научно-исследовательской деятельности, а также информационное сопровождение инновационных процессов в школе;
– помощь в самообразовании, саморазвитии детей и взрослых;
педагогическая работа сотрудников школьной библиотеки, так как школьная библиотека – участник образовательного и воспитательного процесса.

Необходимо помнить, что любой проект создается как модель конкретной библиотеки, созданной в соответствии с потребностями и желаниями этого школьного сообщества. С участием этой специфики формулируется цель проекта .
Например: «Развитие и предоставление новых информационных услуг широким слоям населения, некоммерческим организациям, отдельным структурам».
На основе поставленной цели определяем оптимальные задачи проекта . Очень четко необходимые группы задач выделяет Н.В.Жадько :

1. Усиление ресурсов библиотеки (оснащение компьютерами, средствами связи, целевое докомплектование, подготовка кадров для работы по проекту).
2. Создание (приобретение) новых продуктов и услуг.
3. Организация доступа к новым информационным услугам для пользователей.
4. Продвижение новых информационных услуг до потребителя (реклама, информация в прессе).

Далее переходим к составлению плана работы . Он должен отражать оптимальную последовательность работ по проекту, реальные сроки, источники поступления средств.
Подробнее об этом мы поговорим в следующей части материала. Продолжение следует…
До встречи осенью.

Елена ИВАНОВА

Cписок использованных материалов:

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – С. 25.
2. Управление школой, № 29, 2001.
3. http:// www.infosgs.narod.ru/27.htm
4. Шрайберг Я.Л. Современные тенденции развития библиотечно-информационных технологий: ежегодный доклад //Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: 8-я междунар. конф. «Крым-2001»: Труды конф.– Судак, 2001.– Т. 1.– С. 9–11.
5. Управление школой, № 32, 2001, Антология развивающего управления. С. 6; Управление школой, № 33, 2001, Антология развивающего управления. С. 5.
6. Ленк Х. Становление системотехнологического суперинформационного общества // В кн.: Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. – М.: Традиция, 2000. – С. 38.
7. Жадько Н.В. Проектное развитие библиотек. – М.: Елена, 2000. – 96 с.

Публикация произведена при поддержке полиграфической компании "Квадра-Принт". Воспользовавшись услугами компании "Квадра-Принт", Вы сможете по выгодным ценам заказать визитки, листовки, буклеты, плакаты, настенный календарь , конверты, наклейки, флаеры, и многое другое. Современное оборудование и материалы, высокий профессионализм и опыт работы сотрудников компании, являются гарантами того, что вся предоставляемая продукция соответствует самым высоким стандартам качества. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами и получить on-lain консультацию, можно на официальном сайте компании "Квадра-Принт", который располагается по адресу http://kvadra-print.ru/

Что делает школьную библиотеку современной? Беспрепятственный выход в Интернет? Модный нескучный дизайн? Всё это, конечно, хорошо и даже необходимо, но без современного понимания своих функций библиотека так и останется огромным пыльным «книжным шкафом».

О глобальном кризисе библиотек в цифровую эпоху говорят давно и много, и, к счастью, последние лет пять эти разговоры всё больше затрагивают реальные примеры выхода из кризиса. За такими примерами не надо далеко ходить: жители Москвы уже могли оценить «библиотечную революцию» Бориса Куприянова, известного российского книгоиздателя и книгопродавца, которого чиновники призвали на помощь для того, чтобы спасти столичные районные библиотеки от вымирания.

Под руководством Бориса Куприянова часть московских районных библиотек превратилась в открытые публичные пространства, где посетители могут чувствовать себя так же свободно, как в кафе за чашечкой кофе. Общественность ахнула от непривычного дизайна, разработанного голландским архитектурным бюро, а Борис Куприянов не уставал повторять в интервью, что дизайн - только внешняя сторона дела, главное - изменение нашего отношения к функциям библиотеки.

На одной встрече с журналистами в Иркутске Куприянов сказал, что библиотека призвана сохранять не каталоги, а «ту великую практику, которая сопровождает человечество на протяжении семи тысяч лет» - чтение. И библиотекарь выполняет культурную миссию - он в каком-то смысле учит читать, демонстрируя потенциал и важность этого занятия.

Борис Куприянов

издатель и публицист, соучредитель книжного магазина «Фаланстер»

Самый главный критерий профпригодности библиотекаря - это не умение делать качественные библиографические сборники, а общая культура, любовь к книгам и знание литературы. Если человек назубок знает библиотечное дело, но не любит книги и читателей - он профнепригоден. Это принципиально важно. Будете ли вы доверять пилоту, который терпеть не может летать? Библиотека должна выходить из себя в прямом и переносном смысле. Выходить из своих стен, предлагать новые практики, новые отношения.

Пример московских библиотек быстро переняли в других городах: в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Нижнекамске. Наряду с визуальным изменением пространства, такое простое решение, как предоставление читателям возможности самостоятельно брать книги с полок, стало настоящим прорывом.

Если в общем случае речь идёт о том, что библиотека должна перестраиваться, чтобы выполнять просветительскую функцию, то в случае со школой на неё возлагаются функции педагогические.

Как привить современным детям любовь к чтению? Как сделать школьное пространство более дружелюбным, открытым и приспособленным для современного образования? Как учить детей информационной грамотности? - эти три вопроса, пожалуй, описывают круг задач, которые стоят перед современной школьной библиотекой.

Когда в начале 2000-х немецкая общественность была встревожена кризисным положением образования, которое продемонстрировали результаты PISA, Фонд им. Бертельсмана разработал «Публичная библиотека и школа». Дело в том, что в Германии не каждая школа имеет свою собственную библиотеку, а результаты PISA показали «провалы» именно в тех навыках детей, которые связаны с чтением. В программе Фонда представлены рекомендации, как использовать возможности библиотек для того, чтобы «подтянуть» школьников в их умении читать и искать информацию. Для этого предлагалось:

  • Признать, что навыки поиска информации - одни из базовых, и библиотека - место, где эти навыки можно и нужно развивать.
  • Создать условия, чтобы учителя могли учить библиотекарей педагогическим приёмам, а библиотекари учителей - умению работать с информацией.
  • Рассматривать библиотеку как пространство для индивидуального образования.

Эти базовые рекомендации показывают, что библиотека для школы - ресурс для решения задач, которые не всегда получается выполнить на уроках. Если в классах дети направляются в большей или меньшей степени преподавателем, то в библиотеке должна быть создана среда, в которой ребёнок может и хочет самостоятельно выбирать, что и когда ему читать, ненавязчиво овладевая навыками самостоятельной работы с информацией.

Что касается любви к чтению, то тут школьным библиотекам, возможно, нужно решиться на более смелые эксперименты, чем литературные и поэтические вечера в обновлённых интерьерах. Один из самых ярких примеров такой смелости - чтение для собак, которое приобретает популярность в библиотеках разных стран. Да-да, маленькие дети могут не любить читать, но почти все любят животных и согласны прочитать внимательным четвероногим друзьям книжку-другую.

О роли школьных библиотек в современной школе рассказывает к.п.н., Президент Русской школьной библиотечной ассоциации, главный редактор журнала «Школьная библиотека» Татьяна Жукова

– Татьяна Дмитриевна, чем в условиях современной школы должна стать библиотека? Функции, задачи, оснащенность?
– Сегодня нашим сообществом активно обсуждается новая концептуально осмысленная модель школьной библиотеки в контексте цифровой школы, школы будущего.

Мы сторонники складывающейся в мировой теории и практике школьного библиотековедения — философии школьных библиотек в контексте новой парадигмы образования, т.е. развития библиотеки как важнейшего когнитивного ресурса инновационного образовательного процесса в школе, центрального мозга школы.

Сегодня во всем мире быстро изменяется парадигма образования. Обучение в 21 веке — это не просто передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, это, прежде всего, создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество. Это нелинейная ситуация открытого диалога, совместного исследования, в результате которого ученик приобретает не столько «знаю что», сколько «знаю как».

Классно-урочная система Коменского постепенно уходит в прошлое, так как при быстрой скорости приращения знаний нужна другая система обучения.

Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек в этих процессах. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески-креативная, интегрирующая, синтезирующая роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира.

Библиотека может стать не просто Кабинетом № 1, а надпредметным кабинетом в школе, где развивается системное мышление школьников.

Библиотека может стать комфортной образовательной средой для развития индивидуальных образовательных способностей, связанных, прежде всего, с индивидуальными особенностями мыслительной работы.

– Каковы главные проблемы школьных библиотек?
– Сегодня имеют место две революции. В обучении — это развитие технологий, переход от классно-урочной системы к новому нелинейному диалогу между учителем и учеником.
Вторая революция – это информационная. И школьные библиотеки должны отвечать на вызовы времени, обеспечивать развитие учителя. У нас десятки лет был провал зоны профессионального развития педагога внутри библиотеки.

А за рубежом у наших коллег одна из главных задач – это помощь в профессиональном развитии педагога, для этого комплектуются фонды на всех носителях, библиотекарь работает как навигатор в ресурсах, интернете, для того, чтобы обеспечивать индивидуальное развитие образовательной программы самого учителя, а потом уже он готовит индивидуальный образовательный маршрут учащегося.

Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис фондов и кризис кадров. В кризисе кадров – это разрушенная система непрерывного образования школьных библиотекарей. Сегодня система подготовки, переподготовки и повышения квалификации не соответствует новым задачам и возрастающей роли школьных библиотек.

Вторая проблема – это социальная незащищенность библиотекарей. На шестом съезде Всероссийского педагогического собрания Владимир Путин реализовал нашу давнишнюю мечту и объявил о приравнении статуса библиотекаря к статусу педагога. Это победа, к которой мы много лет шли.

– Как введение нового стандарта образования может способствовать модернизации школьных библиотек?
– В новом стандарте сделан акцент на уклад современной школы. Когда нам демонстрируют организацию библиотечного пространства в зарубежных школах, обычно говорят, что это результат сильной государственной политики, тогда как на самом деле это результат правильных приоритетов управляющих комитетов в финансировании и развитии школы. Нам еще только предстоит пройти этап развития такой ответственности социума.

В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «… доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видео- материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

Важно, что в образовательных стандартах начальной и средней школы в пунктах 25 и 27 также предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки.

Таким образом, мы видим, что необходимость библиотеки как территории активного познания через творческое чтение государством понимается. Наша задача сейчас — реализовать эти положения.

Сама современная школьная библиотека и ее квалифицированные специалисты — это гарант реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и важный инструмент их внедрения.

– Каким образом происходит отбор информационных ресурсов для школьных библиотек?
– Сейчас происходят качественные изменения и в профессиональном сознании школьных библиотекарей, и в технологиях их деятельности. Главное сегодня — научить библиотекаря работать по-новому, в том числе работать с информацией. В прошлом году самые «продвинутые» школьные библиотекари обучались работе в социальных сетях: в блогах, и теперь они профессионально общаются в виртуальном пространстве, обогащая друг друга инновационными практиками.

Наша ассоциация ежемесячно проводит веб-семинары с библиотекарями школ страны на самые актуальные темы. Важно, что в эту работу включились представители органов управления образованием, директора и учителя школ, специалисты по детскому чтению.

Наряду с проведением вебинаров наша ассоциация ведет разработку и подготовку дистанционной школы по нескольким направлениям, в том числе по основам информационного мировоззрения и формированию информационной культуры личности учащихся и педагогов.

Предпосылки для прорыва в этом вопросе во многом были подготовлены Кемеровской научной школой. Кемеровским государственным университетом культуры и искусств разработаны уникальные проекты и программы по формированию информационной культуры учителей и учащихся, которые становятся эффективным инструментом для повышения квалификации школьных библиотекарей при переходе к их новому педагогическому статусу.

– Как меняется роль библиотекаря в организации информационного пространства школы?
– Сейчас сбывается «ноосферный прогноз» Вернадского. Подключение к Интернету, большого количество компьютеров – это, по сути, создание интеллектуальной оболочки вокруг Земли. Важным и сложным местом в этих процессах является подключение самого главного и сложного компьютера – человеческого мозга. Педагоги-библиотекари взаимодействуют, прежде всего с человеческим разумом учащегося, усиливая процесс обучения. В этой связи перед нашими библиотекарями стоит новая задача. Сегодня он является незаменимым специалистом в трех областях.

Во-первых, роль педагога-библиотекаря – содействие развитию педагогов.

Во-вторых, педагог — библиотекарь играет роль агента по информационной грамотности, который планирует совместно с учителями вести учеников к настоящему критическому поиску с помощью навыков и процессов конструктивного исследования.

В-третьих, педагог-библиотекарь является эмиссаром культуры, «соединяющим» учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими новинками книг, веб-сайтов, видео, искусства и/или ссылками на различные ресурсы.

В связи с возрастающей ролью школьных библиотекарей совершенно по-другому там стала строиться и система их профессиональной подготовки и переподготовки. Сейчас разрабатывается алгоритм образовательных решений для школьных библиотекарей, которые позволят практикам очень быстро в режиме интенсива дистанционно через кредитную систему получить диплом государственного образца (это может быть диплом на 500 часов с правом работы по профессии и другие варианты). Все представители вузов культуры пошли нам на встречу, я думаю, что и педагогические вузы сейчас втянутся. Но это наисерьезнейшая проблема, решать которую придется несколько лет совместно с органами управления образованием начиная с федерального уровня и нашему профессиональному сообществу. В США, Канаде, Южной Корее, Великобритании идет сплошная переподготовка специалистов школьных библиотек и стандарт этой переподготовки заказывают как раз профессиональные организации. Я думаю, что мы тоже по этому пути пойдем. Главная наша задача, чтобы не пострадали наши практики, которые имеют великолепный инновационный опыт.

Ваши рекомендации, относящиеся к повышению значимости школьной библиотеки в инфраструктуре школы?
– Практически во всех школьных библиотеках нашей страны, а я проехала не мало городов и сел, видела высокий творческий потенциал специалистов. Поэтому мы настаиваем на изменении имиджа профессии школьного библиотекаря в обществе, что это не обслуживающая, а именно креативная функция. Школьная библиотека — это пространство, где развивается творчество, образное мышление школьников.

Наша задача – изменить отношение общественности к профессии. Мы будем развивать отношения с различными родительскими ассоциациями. В новом стандарте акценты сделаны на управляющие родительские комитеты. Это то, что я видела за рубежом. Ведь многие библиотеки в школах там сильны благодаря акцентам расставленными управляющими комитетами, они понимают, что это мозг школы и поэтому деньги негосударственные идут в библиотеки. Нам надо пройти по пути возрастания ответственности социума.

Мы готовимся к октябрю, когда проходит международный месячник школьных библиотек. Мы планируем в рамках этого месячника провести большое количество акций и мероприятий, особенно в регионах. Мы сейчас готовим методические рекомендации нашим коллегам для проведения мероприятий, связанных с поддержкой чтения. 50% российских семей не имеют ни одной книги дома. Поэтому школьная библиотека может и должна компенсировать, развивать глубокое творческое чтение.

Каждый ребенок черпает свой смысл в книге, и проблема нынешнего читателя как раз в смыслообразовании. Фактически дети после 12 лет зубрят параграфы, так как не понимают смысла. Это очень сильно сказывается на качестве образования. Поэтому необходимо усиливать другие составляющие образования, а не просто добавлять уроки. В школьной библиотеке, где не ставят оценок, как на уроках, и не ругают, как дома, ребенок совершенно по-другому осваивает это волшебство радости чтения. Это очень важная функция библиотекаря – развитие функциональной грамотности и творческого чтения.

– Существуют ли государственные проекты по поддержке школьных библиотек? Какие регионы в каких проектах участвуют? Что планируется сделать для развития школьных библиотек на государственном уровне?
– В Федеральных органах нам часто говорят, что наша тема субъектовая. Но я считаю, что тему, которую на федеральном уровне привели к системному кризису, особенно это касается фондов, необходимо выводить из кризиса на федеральном уровне, а потом передавать ее в субъекты. За последние 15 лет было только две программы, когда из федерального бюджета были выделены целевые средства на комплектование школьных библиотек.

Три года назад мы провели в Государственной Думе Парламентские слушания, к которым подготовили общественно-государственный проект «Концепция развития школьных библиотек до 2015 года». И в настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации поддержало нас: принято решение о совместной разработке комплексной концепции развития школьных библиотек и плана ее реализации.

Л. А. Борисова руководитель отдела культуры ПО «Радуга-ЛИК» г. Рязань

Стремительное развитие информационных технологий в последние два десятилетия сделало актуальным вопрос о роли библиотеки в современном обществе, которая рассматривается как информационный центр, дающий доступ к оцифрованным ресурсам всех библиотек мира, и культурно-досуговый центр, делающего упор на различных формах массовой работы с читателем.

Мы, разработчики и производители библиотечного оборудования «Радуга-ЛИК», видим библиотеку информационным, культурным и духовным центром, своеобразным мостом между классическим культурным наследием и современностью. В первую очередь это касается школьной библиотеки, которая, на наш взгляд, может достойно выполнять воспитательную функцию образования.

Уточним свою позицию. Распространение интернета, безусловно, открыло нам доступ к огромному количеству информации. Но, как и любое сильнодействующее средство, применяемое бесконтрольно, сетевые богатства имеют ряд побочных эффектов, которые общество уже испытывает на себе. Рассеянное внимание, привычка перескакивать с новости на новость, не задерживаясь мыслью на прочитанном, отсутствие желания формулировать собственные мысли, заменяемое чтением чужих поверхностных комментариев, порождают интернет-зависимость. В первую очередь, это касается детей, у которых умение думать самостоятельно в таких условиях почти не имеет шансов быть сформированным. Чтение же сколько-нибудь серьёзной, глубокой литературы без навыков концентрации мысли и самостоятельного анализа текста делается практически невозможным.


К сожалению, плотность школьной программы не позволяет педагогам подолгу задерживаться на изучении отдельных произведений классиков, не говоря уже о воспитании в учащихся умения читать в традиционном смысле этого слова - не пробегая глазами текст с целью выхватить основные события, а примеряя на себя мысли и поступки героев, ловя намёки и ссылки, рассыпанные автором, задаваясь в итоге теми же вопросами, которые побудили автора написать книгу. Аспект нравственного развития при чтении классической литературы, таким образом, остаётся не затронут. Кто же, если не работник библиотеки, может и должен встать на защиту вечных ценностей, оплотом которых для предыдущих поколений читателей была классическая литература?

Исходя из триединой концепции современной школьной библиотеки - информационная, культурная и духовная, - мы и проектировали библиотечное пространство петербургской средней школы «Центр образования "Кудрово"».

Библиотека школы включает в себя абонемент, читальный зал, фонд учебников и медиатеку.

В соответствии с принципом многофункциональности, пространство читального зала оборудовано трансформируемой мебелью и разделено на несколько зон.

В зоне свободной работы предусмотрено место для различных видов групповой интеллектуальной деятельности. Например, в развитии самостоятельного мышления школьников, умения анализировать информацию и аргументированно отстаивать свою позицию большую помощь оказывают дискуссионные клубы.

Мы видим библиотекаря организатором и ведущим таких клубов, фокусирующим внимание учеников на острых проблемах современности, а также прививающим навыки культуры дискуссий.

Не менее важно живое участие библиотекаря и в других школьных объединениях. Допустим, при постановке пьес в школьном театре библиотекарь может порекомендовать литературу о быте, нравах, манерах того времени, критические статьи, помогающие понять замысел автора. Он может вести политический кружок, в котором, помимо анализа текущих событий, разбирается их социально-экономическая подоплека и изучаются методы воздействия на электорат. Киноклуб, знакомящий школьников с великими фильмами, поэтический кружок, исторический клуб, редакция школьного сайта - аналога традиционной стенгазеты - всё это может раскрыть интеллектуальный и нравственный потенциал ученика, стать местом живого общения детей и взрослых.

Изготовленная нами многофункциональная мебель - такая как мультимедийный стеллаж с компьютером и панелями для рисования маркером, а также трансформируемые модули типа «горки», из которых можно создавать и разноуровневые ряды для сидения, и сцену для выступлений, - предназначена для всех вышеперечисленных видов деятельности. Помимо прочего, этот мебельный комплекс позволяет проводить уроки и семинары, требующие подключения к мировой компьютерной сети.

Актуальные занятия на стыке нескольких дисциплин уместны именно здесь, а участие библиотекаря, способного помочь отыскать нужные сведения, порекомендовать интересные ресурсы, новые работы, касающиеся исследуемой темы, будет как нельзя более кстати.

Для младших школьников предусмотрена отдельная территория со стеллажами в форме паровозика с вагончиками,ёлочек и домиков. На игровом подиуме-горке с мягкими подушками можно рассаживать детей при проведении мастер-классов или представлений в кукольном театре с ширмой, также входящей в комплект мебели. Столы-трансформеры на колёсиках, кресла и стулья предназначены для групповой работы. Как показала практика, эта зона пользуется большой популярностью среди детей.

Мультимедийная зона, предназначенная для индивидуальной работы с информацией, включает в себя акустическое кресла- шары, мягкие модули-кабины и открытые кресла для работы с ноутбуками и планшетами, а также отдельные столы - каждый может выбрать себе место в соответствии со своими предпочтениями. По всей территории разбросаны островки отдыха - удобные кресла для одиночек и диванчики для компаний.

В целом дизайн помещений направлен на то, чтобы пришедший сюда человек чувствовал себя комфортно и непринуждённо как во время работы, так и во время досуга. Насколько можно судить, замысел себя оправдал: библиотека пользуется большой популярностью среди учащихся, которые приходят сюда и заниматься, и общаться, и просто отдохнуть между уроками.

Разумеется, новые формы работы предполагают особые требования к сотруднику библиотеки: разносторонняя эрудированность, коммуникабельность, умение ориентироваться в интернет- ресурсах. А использованные нами современные решения - лишь инструмент в работе педагога-библиотекаря. Ему предстоит стать проводником по сетевым лабиринтам как для учащихся, так и для преподавателей. Только он может «одухотворить» библиотечное пространство, помочь современному школьнику преодолеть «культурную пропасть» между проблемами общества, ориентированного на потребление, и вечными вопросами человечества, которыми проникнута мировая классическая литература.

К счастью, именно такой человек стоит во главе библиотеки новой кудровской школы - Юлия Вячеславовна Коваленко. И мы позволим себе выразить надежду, что совместными усилиями педагогов и библиотекарей интернет из виртуального мира, в котором ребёнок предпочитает проводить свободное время, превратится для него в обычную информационную базу. А библиотека станет интеллектуальным, культурным и духовным центром школы.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...