Состояние полного благополучия. Это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие

Лекция №1

«Общее учение о болезни, понятия «здоровье» и «болезнь»

Болезнь - это нарушение нормальной жизне­деятельности организма, обусловленное функциональными и (или) мор­фологическими (структурными) изменениями, наступающими в результате воздействия эндогенных и (или) экзогенны, факторов.

Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограниче­ниями свободы жизнедеятельности больного.
Способствует нарушению нормальной жизнедеятельности:

Адаптации организма к факторам окружающей среды

Постоянства внутренней среды организма

Управления организмом как единой биологической системы

Общая семиотика - наука, изучающая признаки или симптомы (от греч. symptoma - признак), болезни, называется семиотикой (от греч. semeiotikos - на основании признаков).

Одним из наиболее частых признаков болезни является боль. Само название "болезнь" происходит от слова "боль". Однако не все болезни сопровождаются болью. Безболезненно развиваются, например, многие опухоли, лейкозы. Тем не менее боль является одним из важнейших признаков заболевания. Боль - сигнал о неблагополучии в организме, который передается из того или иного пораженного участка тела к высшим центрам головного мозга.

Кроме боли, существует много других признаков болезни. Наиболее заметными и просто определяемыми симптомами болезни являются также слабость, лихорадка, припухлость и покраснение пораженного органа.

Классификация

По причинному принципу различают болезни:

Инфекционные;

Профессиональные;

Травматические;

Наследственные и т.д.

По длительности и особенностям течения:

Подострые;

Хронические.

По механизмам развития:

Опухолевые;

Обменные;

Аллергические.

По системам, которые преимущественно поражаются:

Болезни сердечно-сосудистой системы, дыхания, почек, глазные и т.д.

По методам лечения:

Терапевтические;

Хирургические.

По возрастному принципу:

Детские болезни (педиатрия);



Новорожденных (микропедиатрия).

Болезни старческого возраста (гериатрия);

По полу (женские или мужские).

По географичискому принципу:

Тропические;

Эндемические, т.е. свойственные определённому региону.

Стадии развития болезней.

1. Скрытая, или латентная стадия (от лат. Latens – скрытый). Инфекционисты часто называют эту стадию «инкубационным периодом» (от лат. Incubare – наход. в чём-то). Она продолжается с момента воздействия на организм патогенного фактора до появления первых явных признаков недомогания. В эту стадию несмотря на отсутствие симптомов, в организме протекают процессы повреждения и противодействия ему, приспособления.

2. Стадия предвестников, или продромальная – от возникновения первых неспецифических признаков нездоровья до появления симптомов, характерных для данной нозологической единицы.

3. Стадия клинически выраженной болезни, или разгара . Она характеризуется появлением типичных признаков – симптомов. В эту стадию утверждается диагноз и проводится соответствующее лечение.

4. Стадия ремиссии . Для некоторых болезней чаще хронических, характерно течение с колебаниями интенсивности болезненных проявлений. Их временное ослабление называют ремиссией . Она может быть полной и неполной, естественной и зависящей от лечения. Усиление патологических проявлений после неполной ремиссии называют обострением , или экзацербацией.

Рецидив – это возврат нового цикла той же самой болезни после полной ремиссии.

Осложнение – это новая болезнь , возникающая на фоне уже имеющейся связанная с её причиной или механизмом развития. Если больной заболевает новой болезнью на фоне уже имеющейся и этиологически, т.е. причинно с ней несвязанной такое новое заболевание называют сопутствующим : например больной с гипертонической болезнью заболевает гриппом. Основной болезнью среди нескольких считают ту, которая представляет наибольшую опасность для жизни человека.

Период выздоровления (реконвалесценции) – исчезновение признаков болезни, полное восстановление трудоспособности.

Исходы болезни: выздоровление, летальный исход, которому предшествует терминальное состояние. Терминальные сосотояния могут быть обратимыми и поддаваться лечению в реанимационных отделениях; ограничение или утрата трудоспособности, инвалидность.

Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Индивидуальное здоровье - здоровье отдельного человека.

Групповое здоровье - здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т. д.

Здоровье населения - здоровье людей, живущих на определенной территории.

Представление о здоровье может быть:

· субъективным – наблюдение

· объективным – инструментальные исследования.

Патология (наука о причинах болезней) - функциональная наука изучающая закономерности возникновения, развития и завершения болезни. Предметом её исследования является больной организм.

Патологии делятся:

1. общая патология - изучает типовые патологические процессы;

2. частная патология - изучает конкретные болезни.

Методы изучения сущности патологических процессов:

1. клинические исследования (кровь, моча,..);

2. морфологические исследования (взятие частички тканей прижизненно и исследования трупов);

3. проведение экспериментов при изучении болезни на животных.

Нозология - учение о болезнях и их классификации.

Нозологическая форма - это определённая болезнь, выделенная на основе этиологии, патогенезе и клинико-морфологической картинны.

Нозология включает три крупных раздела:

· этиология;

· патогенез;

· морфогенез.

Симптом - признак болезни.

Различают симптомы: субъективные и объективные. К объективным относятся: осмотр пациента, пальпация, перкуссия (выстукивание) и аускультация (выслушивание). Субъективные симптомы представляют собой ощущение пациента. Это отражение в сознании пациента патологических изменений в организме.

Синдром - это совокупность тесно связанных между собой симптомов, отражающих те или иные патологические изменения в системах и тканях.


Наследственность и патология . Существуют генные заболевания, передающиеся по наследству.

· По аутосомному рецессивному типу - передаются по наследству и мальчикам и девочкам - вне зависимости от пола (фенилкетонурия, крылья бабочек).

· Есть наследственные заболевания передающиеся по доминантному типу - когда один ген подавляет действие другого.

· Есть заболевания сцепленные с полом.

Хромосомные болезни - когда дети рождаются с нарушением хромосом (болезнь Дауна).

Основным механизмом наследственной патологии являются ошибки в наследственной информации. Причины могут быть экзогенные и эндогенные.

Основные признаки воспаления :

1. покраснение кожи;

2. местное повышение температуры;

3. припухлость;

4. боль, связанная с выделением медиаторов (в частности гистамина);

5. нарушение функций органа (например, если сустав, то теряется подвижность).

Общие проявления воспаления:

1. лейкоцитоз - изменение лейкоцитарной формулы;

2. лихорадка - подъём температуры;

3. увеличивается скорость оседания эритроцитов (СОЭ);

4. слабость, головная боль, недомогание.

Приспособление это комплекс саморегулирующих процессов, возникающих в каждом живом организме, позволяющих ему выжить.

Компенсация - это реакция организма в условиях болезни.

Механизмы компенсаторно-приспособительных реакций (КПР):

1. саморегуляция - проявляется на всех уровнях от молекулы до организма в целом;

2. сигнальность отклонения - при изменении в организме в ЦНС идут сигналы задолго до появления показателей, которые приводят к угрозе жизни;

3. дублирование физиологических процессов.

Стадии КПР:

1. стадия становления - в повреждённом органе в ответ на новые условия существования возникает гиперфункция всех его структур;

2. стадия закрепления - развитие гипертрофии органа;

Структурно-функциональные основы КПР:

· регенерация;

· гиперплазия;

· гипертрофия;

· организация;

· инкапсуляция;

· метаплазия.

Регенерация - восстановление структур взамен погибших:

· физиологическая (например, восстановление крови после потери, клеточная регенерация слизистых и кожи);

· репаративная регенерация, при патологии:

o соединительная ткань образует рубцы;

o костная ткань образует мозоль (в месте разлома кости после срастания).

Условия регенерации:

· возраст - чем старше человек, тем хуже идёт процесс регенерации;

· состояние больного - зависит от состояния нервной системы.

Гипертрофия - увеличение объёма органа, ткани, клеток и внеклеточных структур и усиление их функции.

Гиперплазия - увеличение числа клеток и внеклеточных структур.

Часто гиперплазия и гипертрофия протекают совместно.

Виды гипертрофии :

1. истинная гипертрофия - развивается у здоровых людей в условиях интенсивной функции и больших физических нагрузок;

2. компенсаторная (рабочая) гипертрофия - развивается вследствие интенсивной работы того или иного органа, той или иной системы, например мышечной. При этом происходит увеличение объёма клеток, составляющих орган. Примером компенсаторной (рабочей) гипертрофии может служить гипертрофия миокарда;

3. викарная или заместительная гипертрофия - развивается при удалении парного органа;

4. регенерационная гипертрофия - при гибели части органа. Например, после инфаркта;

5. нейрогуморальная гипертрофия - при нейрогуморальной регуляции функции органов:

o физиологическая. Например, при беременности увеличивается матка, молочные железы;

o патологическая;

Организация - процесс замещения соединительной тканью участков некроза, дефектов ткани, тромба, воспалительного экссудата. На данном месте образуется рубец.

Метаплазия - переход одного вида ткани в другой, родственный ей вид. Развивается только в эпителиальных тканях и соединительных. В местах метаплазии могут развиваться злокачественные опухоли.

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, сопровождаемое фактическим отсутствием болезней и индивидуально фрустирующих (выводящих из состояния внутреннего спокойствия) недостатков. Быть здоровым - значит не иметь проблем с самочувствием, быть физически и духовно полноценным человеком.




Что способствует сохранению и укреплению здоровья: правильное питание §соблюдение режима труда и отдыха §психическая и эмоциональная устойчивость §оптимальный уровень двигательной активности §безопасное поведение дома, на улице, на работе §отказ от саморазрушающего поведения §здоровое сексуальное поведение закаливание §личная гигиена


Вредные привычки могут: складываться стихийно Вредные привычки - это сложившиеся способы деструктивного (саморазрушающего) поведения, осуществление которого в определённых ситуациях приобретает характер потребности § быть побочным продуктом направленного воспитания и обучения § перерастать в устойчивые черты характера § приобретать черты автоматизма § быть социально обусловленными


Феномен адикции (пагубного пристрастия к чему-либо). Человек стремится благодаря использованию тех или иных средств (веществ) заместить естественные для конкретных социальных ситуаций чувства и эмоции, избежать стресса. Что лежит в основе процессов формирования вредных привычек?



Кроха – сын пришёл к отцу И спросила кроха: « Если я курить начну- Это очень плохо?» Видимо врасплох застал Сын отца вопросом Папа быстро с кресла встал, Бросил папиросу. И сказал отец тогда, Глядя сыну в очи: «Да, сынок, курить табак, Это плохо очень.» Сын, услышав сей ответ, Снова вопрошает: «Ты ведь куришь много лет И не умираешь?» Закурил я с юных лет, Чтоб казаться взрослым, Ну, а стал от сигарет Меньше нормы ростом. Я уже не побегу За тобой в припрыжку, Бегать быстро не могу, Мучает одышка. Сердце, лёгкие больны, В этом нет сомненья. Я здоровьем заплатил За своё куренье. Никотин- опасный яд Сердце поражает, А смола от сигарет В бронхах оседает, Я бросал курить раз 5 Может быть и боле, Да беда, курю опять- Не хватает воли.» «Ты мой папа, я- твой сын, Справимся с бедою. Ты бросал курить один, А теперь нас двое. Я и мама не хотим Мы курить пассивно К нам ведь тоже никотин Попадает с дымом. семейный наш бюджет Станет побогаче. Купим мне велосипед, Чтоб гонял на даче.» «Ну и кроха! Вот так сын- Хитрован ужасный. Все проблемы враз решил, Ладно. Я согласный. Но условия скорей Тоже выдвигаю - Ты и пробовать не смей. А я курить бросаю.»


Из каждых 100 человек, умерших от рака, 90 курили. Из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний лёгких, 75 курили. Из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили. Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет, в 5 раз чаще умирают от рака, чем те, кто начал курить после 25 лет.








1

Полноценное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства является главным признаком здорового человека. Но, несмотря на то, что главной ценностью человека является здоровье, единой трактовки данного понятия не выработано. В статье проанализированы медицинские, психологические, педагогические, социокультурные, политические и другие подходы к определению понятия «здоровье», обозначены виды (компоненты) здоровья, такие, как физическое, психическое и социальное здоровье, их взаимозависимость и согласованность по уровню и качеству. Рассматривается понятие конгруэнтности здоровья как необходимого условия социализации личности и её самореализации, а достижение конгруэнтности всех видов здоровья возможно при применении эффективных технологий и методов здоровьетворчества.

физическое

психическое и социальное здоровье

человек как биосоциокультурная система

конгруэнтность

1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье: – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 64 с.

2. Апанасенко Г.Л. Валеология: первые итоги и ближайшие перспективы // Теория и практика физической культуры. 2001. – № 6. – С. 2–8.

3. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд., доп., перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 186 с.

4. Гладышев Ю.В., Гладышева Н.Г. Валеология: учебно-методический комплекс. – Новоcибирск: НГУЭУ, 2008. – 108 с.

5. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. – 2009. – № 3(20). – С. 17–21.

6. Казначеев В.П. и др. Основы общей валеологии. – Новосибирск, 2008. – 78 с.

7. Калюжный Е.А., Маслова В.Ю. и др. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебное пособие. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 284 с.

8. Соколов А.Б. Социальное здоровье населения в контексте трансформационных процессов в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук. – Краснодар, 2010. – 18 с.

9. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). – Нью-Йорк, 22.07. 1946.

10. Чеснова Е.Л. Физическая культура: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 160 с.

11. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.

12. Академик, 2000–2014 Педагогический терминологический словарь. URL: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/3345.

13. «Онлайн словари» 2009–2014. Энциклопедия социологии: URL: http://onlineslovari.com/entsiklopediya_sotsiologii.

Проблема потребности общества в полноценной личности в последнее время всё больше упирается в неразрешённость другой проблемы, а именно - в неподготовленность современных педагогов к оценке, развитию, коррекции, сохранению и полноценному формированию здоровья как у себя, так и у своих воспитанников. И если классики-педагогики утверждают, что только развивающаяся личность может сформировать другую полноценную личность, то в настоящее время следует ставить эту проблему шире и заключить, что только педагог, обладающий полноценным психологическим, физическим и социальным здоровьем, может быть полезен для формирования здоровья учащихся. Эта ситуация наиболее обострена в полиэтническом обществе, где межкультурные, межэтнические и межконфессиональные связи требуют от педагога одновременно формирования общих социокультурных основ здоровья, а также учета особенностей национальной принадлежности в этом содержании и в процессе этой деятельности.

У всех народов мира во все времена главной ценностью человека и общества являлось здоровье. Но, несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, единой трактовки понятия «здоровье» не выработано. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. Так, известны медицинские, психологические, педагогические, социокультурные, политические и другие подходы к определению этого понятия. На сегодняшний день известно около 100 определений понятия «здоровье». Обобщив их, учёные сделали вывод, что здоровье отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет иго процесса взаимодействия человека и среды обитания.

Медико-биологический подход к определению этой дефиниции имеет наибольшую историю и в наибольшей степени разработан. Здесь, как правило, речь идет о категории здоровья как состоянии или процессе функционирования человека как биологического организма. Приведём несколько примеров таких определений.

В Энциклопедии социологии здоровье трактуется как «состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения» . Однако живой организм - система неравновесная и на протяжении своего развития всё время меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов . Однако данное определение не пересматривалось со времён основания ВОЗ и критикуется во многих работах, изучающих данное явление. Академик В.П. Казначеев подчеркивает, что здоровье - это не только статическое состояние, но и динамический процесс: «Здоровье индивида - это процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» .

Н.М. Амосов писал о необходимости количественной оценки здоровья: «Здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций» .

По мнению Г.А. Апанасенко, феномен жизни обеспечивается типовыми специализированными структурами, деятельность которых реализуется постоянной циркуляцией потоков пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. На основании этого он дает следующее определение здоровью: «Здоровье - динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы (устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс), характеризуется энергетическим, пластическим и информационным (регуляторным) обеспечением процессов самоорганизации, а также служит основой проявления биологических (выживаемость - сохранение особи, репродукция - продолжение рода) и социальных функций» . В указанном определении здоровье рассматривается не только в границах статистических характеристик, но и в динамике как процесс и направленная на него деятельность, что вполне соответствует гуманистической образовательной парадигме. Таким образом, медицинское понятие здоровья не может быть признано исчерпывающим и соответствующим потребностям педагогического процесса, направленного на его формирование.

В последнее десятилетие учёными всё чаще стали предприниматься попытки интеграции научного знания в структуру метазнания и поиска полидисциплинарных проблем, имеющих большое значение для ряда наук и значительной группы видов общественной деятельности. Проблема сохранения, а если точнее, формирования здоровья относится к такому полипредметному полю научного исследования. В частности, И.И. Брехман считает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Он пишет, что «здоровье человека - это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации» . Однако данный автор, широко ставя проблему формирования гармоничного здоровья во всех его компонентах, в способах решения указывает только информационную составляющую диагностического компонента этого процесса.

Многие ученые указывают на равновесный характер биологического, психического и социального здоровья, однако рассматривают его как некую ситуацию стабильной гармоничности, некую «застывшую» гармонию.

Иная точка зрения предложена основателем научной школы антропных образовательных технологий, автором социокультурной теории двигательных действий Дмитриевым С.В.: «Здоровье - это процесс балансирования (динамического равновесия) между адаптационными и компенсаторными возможностями человека при постоянно изменяющихся условиях предметной среды деятельности и жизнедеятельности». Здесь здоровье рассматривается как изменяющаяся система в динамических условиях природной и культурной среды. Указывается, что состояние здоровья формируется также в результате взаимодействия экзогенных (природных, социальных) и эндогенных (наследственность, конституция, пол, возраст) факторов.

Таким образом, сущность понятия «здоровье» в литературе определяется под разному, в зависимости от критериев, определяющих основу для его выражения :

Биологический: биологическое благополучие - нормальная наследственность, полноценное функционирование органов, систем органов, всего организма;

Медицинский: физическое и психическое благополучие - телесная полноценность, нормальные психические и физиологические функции, отсутствие болезней и повреждений;

Экологический: отношение в системе «человек - общество - окружающая среда», характеризующее действие адаптационных и дезадаптационных факторов по отношению к организму;

Социальный: нормальное функционирование человека в обществе - активность, ответственность, труд, воспитание детей, семейное благополучие;

Демографический: относительная сбалансированность основных характеристик населения в целом и отдельных этнических групп - численности, рождаемости, смертности, плотности, общей заболеваемости и инвалидности;

Экономический: экономическое благополучие государства, семьи, отдельного человека в условиях стабильной обеспеченности трудовыми ресурсами, детерминирующей финансовые показатели;

Психологический: гармоничность личности на основе сформированности познавательных процессов - восприятия, внимания, мышления, памяти, духовной сферы, включая ее эмоционально-волевой аспект, и речи;

Педагогический: состояние, позволяющее получать от предыдущих поколений полноценный интеллектуальный, практический, эмоционально-ценностный опыт, необходимый для жизни, труда, творчества;

Культурологический: состояние, обеспечивающее усвоение опыта по сохранению здоровья и ведению здорового образа жизни на базе общечеловеческой, национальной, региональной культуры, основанное на осознании принадлежности человека к определенной культуре, принятии ее ценностей как своих, выборе культуросообразной модели жизни и поведения.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья :

1. Физическое здоровье - текущее состояние функциональных возможностей органов и систем организма, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

1) уровень физического развития - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

● Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

● Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение для здоровья человека влияет функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

● Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости, ловкости, гибкости) .

2) уровень физической подготовленности - результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий, необходимых для освоения или выполнения человеком профессиональной или спортивной деятельности. Оптимальная физическая подготовленность называется физической готовностью. Физическая подготовленность характеризуется уровнем развития основных физических качеств (силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости ;

3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок - состояние различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) и их реакция на испытываемую физическую нагрузку;

4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающих его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания - это, так сказать, создание свое-образного резерва (физических, психических и функциональных возможностей организма) для ответа на необычные внешние воздействия - болезни, травмы, аварии, экологические и социальные кризисы.

2. Психическое здоровье - связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье рассматривается как состояние психической сферы человека, характеризующееся общим душевным комфортом, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения и обусловленное потребностями биологического и социального характера. Психическое здоровье относится к разуму, интеллекту, эмоциям (психологическое благополучие, уровни тревоги и депрессии, контроль эмоций и поведения, познавательные функции) . Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье - это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество . В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества. Психическое здоровье и благополучие имеют важнейшее значение для нашей индивидуальной и коллективной способности в качестве разумных существ мыслить, проявлять эмоции, общаться друг с другом, зарабатывать себе на пропитание и получать удовольствие от жизни. Учитывая этот факт, укрепление, защита и восстановление психического здоровья могут восприниматься как действия, имеющие жизненно важное значение.

Однако следует различать психическое и психологическое здоровье. Термин «психологическое здоровье» часто употребляют как синоним к психическому, однако между ними есть отличия. Несколько обобщенно о психическом здоровье можно говорить как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к условиям среды обитания. Это состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза, высокий уровень развития высших психических функций. Нарушения в развитии психических способностей человека мешают удовлетворению его потребностей в познании, деятельности, общении, т.к. тормозят взаимодействие человека с окружающим миром людей, культуры, природы и этим провоцирует депривационную ситуацию. Психологическое здоровье - более широкое понятие, оно характеризуется высоким уровнем личностного здоровья, пониманием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, способностью к управлению собой, умением правильно относиться к другим людям и к себе, сознанием ответственности за свою судьбу и свое развитие. Психологическое здоровье связано с тем, что человек находит достойное, с его точки зрения, удовлетворяющее его место в познаваемом, переживаемом им мире. Он определяется в ценностях, смыслах жизни, отношения с которой становятся гармоничными, но не статичными: новые проблемы вызывают интерес, новые переживания, их решение - накопление нового опыта и дальнейшее развитие личности, которое ведет к более глубокому постижению смысла жизни .

К компонентам психического здоровья относят нравственное здоровье - комплекс эмоционально-волевых и мотивационно-потребностных свойств личности, система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье определяет духовность человека. Как говорили греки: «В здоровом теле - здоровый дух» (Mens sana in corpore sano) .

3. Социальное здоровье - система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде. Оно связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье - мера социальной активности и, прежде всего, трудоспособности, форма активного, деятельного отношения к миру . Иначе говоря, социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение. Достаточно очевидным является тот факт, что люди, имеющие обширные социальные связи с другими членами общества, менее подвержены болезням и чувствуют себя более здоровыми и счастливыми .

В этом случае индивид, обладающий в достаточной степени лишь одним из указанных компонентов, не может быть признан полностью здоровым ни с позиции медицины, ни с позиции социокультурных условий. Важнее согласованность этих компонентов по уровню и качеству, а также их максимальная реализация в просоциальных видах деятельности, что нами было названо конгруэнтностью здоровья.

Резюме: человек является сложной живой биосоциокультурной системой. Его жизнедеятельность обеспечивается на биологическом, психическом и социальном уровнях. Биологическое состояние зависит от социального, а социальное в свою очередь - от биологического. Различие между психическим и социальным здоровьем условно, психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности. Личность с развитым сознанием и самосознанием может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и оставаться здоровой физически, психически и социально .

Полноценное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, гармоническое развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции и гармоничного взаимодействия всех его органов является главным признаком здорового человека.

Конгруэнтность всех видов здоровья - необходимое условие социализации личности, её самореализации, возможная цель и путь коррекции поведения и деятельности, а также и мировоззрения личности. Под конгруэнтностью здоровья понимается согласованность элементов состояния здоровья и видов деятельности по его формированию и поддержанию между собой, их взаимное влияние и реализация в природной и социальной среде.

Достижение конгруэнтности всех видов здоровья у формирующейся или уже сформированной личности возможно при применении эффективных технологий и методов здоровьетворчества. Специфика здоровьетворчества (творения здорового духа и здорового тела) заключается в том, что основным его субъектом является личность как саморазвивающаяся система социально-педагогического управления.

Рецензенты:

Дмитриев С.В., д.п.н., профессор, основатель научной школы «Антропные образовательные технологии», ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»,
г. Нижний Новгород;

Глуздов В.А., д.фил.н., профессор, советник ректората, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород.

Работа поступила в редакцию 02.12.2014.

Библиографическая ссылка

Иванова С.С., Стафеева А.В. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО, ПСИХИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ГАРМОНИЧНОГО СООТНОШЕНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-12. – С. 2729-2733;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36054 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ЗДОРОВЬЕ – этот состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.

ФИЗИЧЕСКОЕ благополучие – это когда все органы человеческого тела функционируют в пределах нормы и могут при необходимости работать со значительным превышением нормы, те. Обладают резервом.

ДУШЕВНОЕ или психическое благополучие предполагает преобладание у человека хорошего настроения, его уверенности в своём будущем, положительный настрой на преодоление трудностей и неблагоприятных ситуаций в отличие от упадочнического настроения, вызывающего отрицательные эмоции и даже депрессию.

СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ предполагает устойчивое положение человека в обществе, наличие хорошей и хорошо оплачиваемой работы, семьи.

Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения

  • расширяют функциональные и адаптационные (приспособительные) возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма человека;
  • приводят к повышению скорости окислительно-восстановительных процессов;
  • способствуют увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови, повышается фагоцитарная (защитная) функция крови.

У людей, ведущий малоподвижный образ жизни, уже в 17-35 лет наблюдались признаки ослабления деятельности сердца, которое называют «сердцем деятельного бездельника». Деятельного, потому, что при этом человек может вершить большие дела, но не затрачивать при этом мышечных усилий.

ЧСС (частота сердечных сокращений) у нетренированного взрослого человека на 20% выше, чем у тренированного. В покое у физически неактивных людей ЧСС обычно составляет 72-84 уд/мин, ЧСС тренированного человека ниже 60 уд/мин, а у высококвалифицированных бегунов, лыжников, пловцов пульс достигает 36-38 уд/мин. Такой режим работы более «выгоден» для сердца, так как увеличивается время отдыха, во время которого оно получает обогащённую кислородом артериальную кровь (диастола). У физически малоактивных людей сердце совершает за сутки примерно 14 000 лишних сокращений и быстрее изнашивается.

При легкой нагрузке сердце нетренированного человека увеличивает количество сокращений, а сердце спортсмена повышает ударный выброс крови, т.е. работает экономичнее.

При большой физической нагрузке возрастает объём циркулирующей в организме крови в среднем на 1-1.5л. Пополнение поступает из кровяных «депо» - своеобразных резервных ёмкостей, находящихся главным образом в печени, селезёнке и лёгких. Соответственно увеличивается количество циркулирующих красных кровяных телец – эритроцитов, в результате чего возрастает способность крови транспортировать кислород.


Итак, объём циркулирующей крови способен возрастать благодаря работе сердца-насоса и транспортных артерий с 3-5 до 40 л в минуту. Кровь заполняет мельчайшие сосуды, артериолы и капилляры. Этот мощный поток крови обеспечивает кислородом и энергией возросшие потребности всего организма и, в первую очередь, мышечной системы. В работающих мышцах число функционирующих капилляров возрастает многократно. Скорость кровотока в работающих мышцах увеличивается в 20 раз, а интенсивность обмена веществ с использованием кислорода может возрастать в 100 раз!

В организме человека почти 160 миллиардов капилляров, длина их примерно 100 000км. Когда мышца находится в состоянии покоя, то работает лишь 10% капилляров. Если она начинает сокращаться и, следовательно, нуждается в большем количестве питательных веществ, поступающих с кровью, в действие вступают резервные капилляры. В результате этого в ткани в единицу времени поступает большее количество крови, а вместе с ней и питательных веществ. Быстрее удаляются из организма и продукты распада, так как во сколько раз увеличивается приток артериальной крови, во столько раз возрастает отток венозной.

Приведённые цифры свидетельствуют о больших анатомических и функциональных резервах сердечно-сосудистой системы, которые раскрываются только при их систематической тренировке.

Физические упражнения способствуют увеличению ЖЕЛ, расширяют грудную клетку, повышают эластичность межрёберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивают дыхательную мускулатуру и тем самым улучшают газообмен между лёгкими и кровью. Хорошо развитый дыхательный аппарат – надёжная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. Тренированный аппарат внешнего дыхания (лёгкие, бронхи, дыхательные мышцы) – это первый этап на пути к улучшению здоровья.

Общества является состояние здоровья населения и, прежде всего, работающего.

В этой связи следует обратить внимание на определение понятия «Здоровье», данное в Уставе Всемирной организации здравоохранения.

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствия болезней или физических дефектов».

За состоянием здоровья отдельного человека стоит качество трудовых ресурсов государства, производительность труда и величина валового внутреннего продукта.

Научно-технический прогресс приводит к изменению социально-экономических отношений, характера и условий труда и обусловливает, в числе важнейших актуальных приоритетов, необходимость профилактики нервно-эмоциональных перегрузок и стрессов на работе. Международная организация труда признает, что профессиональный стресс в настоящее время является наиболее серьезным фактором, влияющим на здоровье работников. Этой проблеме уделяют пристальное внимание Всемирная организация здравоохранения, крупнейшие объединения работодателей и профсоюзов во многих странах мира.

В нашей стране этой проблеме ни со стороны государства, ни со стороны работодателей не уделяется должного внимания.

По оценке НИИ медицины труда РАМН, более 10% работоспособного населения России живет в условиях постоянного социального и психо-эмоционального стресса.

Стресс (в переводе с английского – напряжение ) - состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздей ствий, общая неспецифическая реакция нервной и эндокринной систем организма на любое достаточно сильное предъявляемое ему требова ние.

Одним из постоянных факторов, влияющим на состояние здоровья людей, являются психические нагрузки. Их вызывают практически все факторы окружающей среды. При этом воздействие может быть как позитивным (активизирующим, оживляющим, радостным), так и негативным (утомительным, угрожающим, даже убивающим). Однако понятие психические нагрузки и стрессовые ситуации, существующие как в трудовой сфере, в быту, и в личной жизни, чаще всего используются в негативном смысле.

По определению НИИ медицины труда РАМН «профессиональный стресс (стрессовое состояние при работе) – особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием, прежде всего выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется повышенной активацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления.

Длительное перенапряжение от воздействия интенсивных нервно-эмоциональных нагрузок способствует развитию производственно-обусловленных заболеваний: атеросклероза, ишемической болезни сердца, гипертонической болезни, невротических расстройств и др. Выраженная нервно-эмоциональная напряженность труда, относящаяся к классам вредности 3.2-3.3, приводит к «изнашиванию» адаптационных механизмов организма, функциональной недостаточности нервной и эндокринной систем, нарушениям обмена веществ и, в конечном счете, к развитию болезней. Все эти явления нарастают с увеличением стажа работы.

Научные исследования и данные страховых компаний в США свидетельствуют о том, что именно проблемы на работе являются основной причиной жалоб на здоровье. Хотя психические нагрузки и стрессовые ситуации существуют как в трудовой, так и в личной жизни, но стресс на работе воздействует на человека даже в большей степени, чем материальные проблемы или неприятности в семье.

Проблемы стресса на работе выдвигаются как приоритетные во многих развитых странах и на международном уровне. В развитых странах они имеют большое значение, как для профсоюзов, так и работодателей, поскольку и те, и другие заинтересованы в том, чтобы предупредить, или свести к минимуму негативное воздействие психических нагрузок на здоровье наемных работников, а в конечно итоге - на экономическую эффективность. В нашей стране такого понимания нет

Стресс на работе могут вызывать практически все вредные и опасные факторы условий труда – травмы, интенсивный шум, высокая или низкая температура, воздействие токсичных веществ и др., так и факторы - опасность, конфликт, радость и др. При этом в организме возникают однотипные биохимические изменения, направленные на преодоление действия этих факторов и приспособление организма к предъявляемым требованиям. Характерными особенностями всех современных видов трудовой деятельности являются недостаточный уровень общей двигательной активности (гипокинезия) и пребывание в физиологически нерациональных рабочих позах (неудобная, фиксированная, вынужденная). Однако в ряде случаев тяжелые физические нагрузки являются также причиной стресса на работе.

Психические реакции могут быть результатом сильных как положительных, так и отрицательных эмоций. Однако позитивные психические нагрузки и стресс при этом воспринимаются людьми как само собой разумеющееся, а стресс оценивается только как явление отрицательное.

Основными нагрузками, обусловливающими развитие профессионального стресса являются:

При умственной нагрузке:

- длительный, ненормированный и сменный режим работы;

Служебные командировки;

Работа в состоянии дефицита времени;

Длительное сосредоточенное внимание;

Плотность сигналов и сообщений в единицу времени;

Высокая степень сложности задания;

Высокая ответственность;

Наличие риска для своей жизни и жизни других людей.

При зрительной нагрузке

Высокая точность выполняемой работы;

Необходимость высокой координации сенсорных и моторных элементов зрительной системы, т.е. координация зрения с системой органов движения;

Время работы с оптическими приборами непосредственно с экраном видеодисплейных терминалов, а также персональных компьютеров.

При физической нагрузке :

Динамические и статические мышечные нагрузки, связанные с подъемом, перемещением и удержанием различного по массе груза;

Значительные усилия, прикладываемые к органам управления и ручным инструментам;

Многократно повторяющиеся движения рук различной амплитуды;

Выполнение глубоких наклонов корпуса;

Длительное поддержание физиологически нерациональных рабочих поз.

Изменения, происходящие при воздействии этих раздражителей, когда они превышают некий критический уровень, приводят к нарушению равновесия во внутренней среде организма, которое называется адаптационным синдромом.

В развитии стресса выделяют три стадии:

Стадию активации (или тревоги), при которой происходит мобилизация сил организма;

Стадию резистентности («устойчивости»);

Стадию истощения, которая возникает при слишком сильном или длительном воздействии стрессора, а также тогда, когда адаптивные силы организма ослаблены.

При повторных или постоянных стрессорных ситуациях возникает хроническийстресс - особое функциональное состояние организма человека, котороехарактеризуется повышением активности или угнетением регуляторных механизмов физиологических систем, развитием состояния напряжения или утомления, а при накоплении неблагоприятных сдвигов - перенапряжения или переутомления. Симптомы, возникающие на этой стадии, являются не столько проявлениями стресса, сколько его негативными последствиями, и могут быть очень разными: неврозы, психосоматические заболевания, различные поведенческие изменения и эмоциональные нарушения.

Сам по себе эмоциональный стресс, тем более – единичный, не вызывает болезней, но, регулярно повторяясь, может провоцировать их возникновение, развитие и обострение. Часто их объединяют под общим термином «психосоматические заболевания». К ним относятся ишемическая болезнь сердца, гипертония, атеросклероз, аритмия, депрессия, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, угнетение иммунитета, ревматоидный артрит, сахарный диабет, астма и др.

В зависимости от интенсивности воздействия стрессоров распространенность гипертонической болезни составляет от 10,4% до 36,2%, а ишемической болезни сердца - от 3,9 до 43,8%.

Следует отметить, что причинами более 1/3 случаев смерти в трудоспособном возрасте являются сердечнососудистые заболевания. Именно показатели сверхвысокого уровня смертности в трудоспособном возрасте (прежде всего, мужчин) отличают Россию от развитых стран и являются основной причиной демографического кризиса в России.

Кроме того, имеются результаты, свидетельствующие о воздействии психогенных стрессоров на репродуктивное здоровье женщин. Бесплодие, самопроизвольный выкидыш, осложнения беременности и угроза прерывания беременности напрямую связаны с уровнем напряженности труда. Установлены достоверные величины относительного риска бесплодия и связь этих явлений с работой, которая колеблется от 51,5 до 89,7% .

Поэтому стресс на работе можно причислить не только к угрозе здоровью отдельного человека, но, учитывая его повсеместную распространенность, к угрозе безопасности нации и государства.

Устойчивость человека к возникновению различных форм стресса определяется психологическими особенностями и мотивацией. Различные реакции организма на стресс-факторы зависят от типа нервной системы. Повышенный уровень тревожности, различные нарушения сердечного ритма, пограничная артериальная гипертензия приводят к развитию гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, невротическим расстройствам. Личностные характеристики и индивидуальность характеров во многом предопределяют степень способности справляться со стрессом. То, что вызывает огромный стресс у одного, для другого может не быть проблемой вовсе.

Стресс на работе и его выраженность зависит как от личностных характеристик работника, так и предоставленных условий и характера труда. Научные исследования доказывают, что определенные условия и характер труда вызывают стресс практически у всех типов личностей. Среди них ведущими являются повышенная нагрузка, сверхурочные часы работы, редкие и нерегулярные перерывы, неудовлетворительные условия труда, рутинный характер работы, которая не способствует проявлению индивидуальных качеств сотрудника; неправильный стиль управления персоналом, недостаточность дружеского общения и конфликтная атмосфера, отсутствие эмоциональной поддержки; неоправданные надежды, слишком большая ответственность, неуверенность в завтрашнем дне , реальное отсутствие возможностей для делового роста и др. Часто стресс происходит из-за перегрузок на работе, в итоге которых работник, несмотря на стремление выполнить работу как можно лучше, работает все хуже и хуже, потому что иссякают силы.

Существенное влияние на здоровье работников оказывает социально-психологический климат в трудовых коллективах. Неудовлетворительная моральная обстановка в коллективах является одной важнейших причин текучести кадров, перемены работы и даже места жительства. Эти факторы оказывают крайне негативное воздействие на состояние здоровья работников и опосредовано на членов их семей.

Диапазон симптомов стресса настолько широк, что часто люди не воспринимают многие из них как сигналы его приближения. К ним относятся эмоциональные реакции, неадекватное реагирование на мелкие проблемы, чрезмерные раздражительность и нетерпимость, ощущение постоянного беспокойства, неспособность расслабиться, а также переедание или отсутствие аппетита, повышенное употребление алкоголя, табака или психотропных лекарств.

Сильный стресс может вызывать депрессию. При стрессе организм тратит свои резервы, а в послестрессовом периоде нуждается в их восстановлении. В норме такое состояние бывает не сильно выраженным, длится недолго и после отдыха исчезает. Однако длительный или кратковременный, но острый по силе стресс может привести к тяжелой депрессии и утрате трудоспособности. При этом может развиваться неврастения (от 18,2% до 54,3% случаев), Сроки временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях, связанных со стрессом, составляют при расстройствах средней тяжести - 15–20 дней, а при тяжелой форме - 45 – 120 дней.

Стресс может развиваться у работников самых различных профессий, имеющих различный уровень квалификации и занимающих самое разное положение в организации, включая руководителей самого высокого ранга. При этом можно выделить несколько «групп повышенного риска».

Руководители, на которых лежит наибольшая ответственность, подвергаются стрессу на работе, интенсивность которого от ступени к ступени возрастает. Поэтому в научно-практической психологии возникли такие понятия, как «стресс руководителя» и «стресс менеджера».

Особого внимания заслуживают проблемы стресса у женщин-руководителей. Известно, что существующие в профессиональной среде стереотипы предъявляют к женщине повышенные требования.

Персонал среднего звена (менеджеры) пребывают в состоянии постоянного стресса, так как им приходится постоянно вступать во взаимоотношения с персоналом и клиентами и принимать решения. К персоналу среднего звенаруководство предъявляет высокие требования и часто имеет к ним серьёзныепретензии.

Причины стресса у работников нижнего звена вызваны тем, что на них ложитсяосновная черновая нагрузка, у них мало прав, много обязанностей и почти нет перспектив профессионального и карьерного роста.

Одной из наиболее нерешенных проблем современности специалисты считают высокую вероятность формирования у работников синдрома профессионального выгорания. Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Он возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Впервые этот синдром был выявлен у врачей, но впоследствии диагностирован у работников многих других коммуникативных профессий. Синдром профессионального выгорания является следствием противоречия между величиной физических, нравственных и эмоциональных затрат, необходимых в профессии ежедневно, и степенью неудовлетворенности своим трудом и его оценкой обществом.

Важной проблемой является связь стресса с травматизмом. Ослабление взимания при хроническом стрессе может приводить к авариям.

Материалов, документально свидетельствующих о связи производственного травматизма с предшествующим ему стрессом нет, хотя она и очевидна. Необходимо обратить внимание на посттравматический стресс, последствия которого могут быть для здоровья более серьезными, чем сама травма. В некоторых случаях тяжелые последствия могут возникнуть и при потенциальной угрозе травмы.

Особо следует выделить проблемы связи стресса со злоупотреблением алкоголем и курением. Многие лица, находящиеся в состоянии хронического напряжения считают их одними из «быстрых мер» нейтрализации стресса. Однако вред, наносимый курением и употреблением алкоголя, не только несравненно больше, чем их мнимая польза, но и сам по себе является одним из серьезных факторов риска.

В нашей стране показатели психических нагрузок рассматриваются наряду с оценкой тяжести и напряженности труда и включены в общий перечень производственных факторов риска («Руководство по гигиенической классификации рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006-05». Факторы трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность. К ним относятся: содержание работы и степень ее сложности; восприятие сигналов (информации) и их оценка; распределение функций по степени сложности задания; длительность сосредоточенного наблюдения; плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений; число производственных объектов одновременного наблюдения; степень ответственности за результат собственной деятельности и значимость ошибки; степень риска для собственной жизни; ответственность за безопасность других лиц; количество конфликтных производственных ситуаций за смену (наиболее спорная и трудно учитываемая характеристика, как в качественном, так и в количественном отношении). Если уровни установленных потенциальных профессиональных стрессоров превышают нормируемые (допустимые) значения, они соответствуют вредному третьему классу, обусловливая формирование хронического и острого стресса. Безусловно, эта система имеет существенные недостатки и нуждается в совершенствовании.

Физиолого-клинические исследования НИИ медицины труда РАМН позволили разработать методы прогноза вероятности нарушения здоровья работников от психоэмоциональных факторов трудового процесса и оценки риска развития профессионально-обусловленной патологии, которое превышает распространенность в общей популяции.

Психические нагрузки регламентируются рядом международных документов. В первую очередь это Конвенция МОТ № 155 1981г. «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» и рекомендация к ней № 164, в которых указывается, что с учетом разнообразия отраслей экономической деятельности и различных видов работ, и, принимая во внимание принцип первоочередности ликвидации источников опасностей, должны приниматься меры для предупреждения вредного для здоровья психического напряжения (стресса), вызываемого условиями труда.

На европейском уровне этой проблемой занимается Европейское агентство по охране труда (в г.Бильбао), которое осуществляет соответствующий трехсторонний мониторинг в рамках социального партнерства.

В международном стандарте ISO 10075 «Эргономические основы психических рабочих нагрузок», который является основой международного и национального нормирования, даются определения понятий «психическая нагрузка» и «психическое напряжение», а также описываются последствия напряжения и приводятся организационные меры, направление на противодействие последствиям напряжения.

Особое внимание следует обратить на позицию Всемирной организации здравоохранения. В Международной классификации болезней МКБ-10психосоциальные факторы, влияющие на здоровье работающего человека, представлены в классе XXI «Факторы, влияющие на состояние здоровья населения и обращения в учреждения здравоохранения». К ним относятся наиболее значимые психосоциальные факторы, опасные для здоровья, и, в частности, проблемы связанные с:

С работой и безработицей – отсутствие, смена работы и угроза потерять работу; физическое и психическое напряжение на работе, напряжённое рабочее расписание; конфликты с начальником и сослуживцами; неподходящая работа; воздействие вредных производственных факторов риска (шум, пыль, химические вещества и др.);

Вредными факторами окружающей среды;

Обстоятельствами жилищного и экономического характера -неудовлетворительные жилищные условия; низкий уровень доходов; нищета;

Адаптацией к изменению образа жизни - проживание в одиночестве; ощущение дискриминации или гонения и др;

Близкими людьми, включая семейные обстоятельства - связанные с взаимоотношениями супругов или партнёров; недостаточная семейная поддержка; распад семьи и др.

Следует обратить внимание на то, что в нашей стране многие факторы эмоциональных нагрузок, обусловленных профессиональной деятельностью ипсихосоциальные факторы, включенные в МКБ-10, в процессе анализа и оценки профессиональных рисков не учитываются.

В настоящее время ВОЗ предлагает пересмотреть перечень профессиональных заболеваний с включением в него и тех, которые вызваны психоэмоциональным стрессом. Однако российские и многие иностранные ученые считают, что это предложение требует дифференцированного подхода, сдержанной позиции и дальнейшего накопления материалов, так как в настоящее время наука не располагает достаточными критериями диагностики для введения их в перечень профессиональных заболеваний. Прежде всего, это касается психосоматического и психиатрического синдрома, вызванного намеренным созданием невыносимой психологической обстановки в коллективе, направленной против конкретного члена этого коллектива (т.н. моббинг).

В связи с тем, что проблемы стресса затрагивают интересы всех стран, была создана Международная ассоциация управления стрессом (ISMA), которая объединяет специалистов в области психологии, психотерапии, медицины труда, образования, представителей бизнеса, производства, менеджмента, образования и др. Ее целью является содействие в приобретении и распространении научных знаний об управлении напряжением (стресс-менеджмент). Ассоциация имеет филиалы в Австралии, Бразилии, Великобритании, Гонконге, Индии, Нидерландах, России, США, Франции, Японии и других странах. Однако, в России ее деятельность пока мало заметна.

Во многих странах проблемы стресса на работе нашли отражение в законодательстве. Например, в Германии необходимо отметить инициативу федерального министерства экономики и труда «Новое качество труда». В рамках ее основной темы «Негативные психические нагрузки и стресс на рабочем месте» осуществляются различные проекты, в ходе которых обсуждаются отдельные вопросы, связанные с этими нагрузками. Земельный комитет по вопросам охраны труда и техники безопасности (LASI) также разработал концепцию промышленной инспекции для выявления негативных психических нагрузок на рабочем месте и возможности их предупреждения.

Ведущие союзы больничных касс Германии выпустили в 2000 г. Руководство о качественных профилактических мерах. В нем психосоциальный стресс определен как одна из сфер охраны здоровья на производстве.

Работодатели многих стран также уделяют внимание предупреждению стресса на работе и профилактике его неблагоприятных последствий. Так у большинства крупных кампаний США есть программы по стресс-менеджменту, разработанные специально для их сотрудников.

Многие зарубежные профсоюзы все в большей степени обращаются к проблемам стресса на работе. Они, в частности, обосновывают требования о сокращении рабочего времени возрастающим стрессом и необходимости повышения оплаты труда.

Формы этой работы профсоюзов различны. Например, в Германии профсоюзVerdi организует семинары на тему «Участие производственных советов в принятии решений, касающихся стресса и других психических нагрузок». На мероприятиях профсоюза IGBCE обсуждается тема «Физические и психические нагрузки на автоматизированном рабочем месте с видеотерминалом». Профсоюз IG Metall активно проводит цикл мероприятий «Место действия – предприятие» под лозунгом «Стресс и психические нагрузки – террор для души». Эта кампания нацелена на мобилизацию и расширение участия трудящихся в управлении, на акцентирование внимания на опасность для здоровья. Члены производственных советов проходят обучение по теме «Стресс и психические нагрузки».

Профессиональные объединения выпускают информационные материалы и практические пособия по этой проблеме. Например, Центральный союз профессиональных объединений Германии разработал Руководство «Психические нагрузки» для инспекторов профессиональных объединений». Это позволяет инспекторам консультировать предприятия по вопросам психических нагрузок.

Следует отметить, что для профсоюзов проблема стресса среди работников не ограничивается стрессом на работе. Безработица, даже при наличии пособий,отрицательно влияет на большинство людей, деформирует сложившийся, устойчивый образ жизни и порождает стрессовые состояния.

Работодатели, в частности, в Германии, требования профсоюзов по вопросу учета психических нагрузок в значительной степени считают необоснованными. При этом позиция работодателей обосновывается следующими положениями:

Негативные психические нагрузки невозможно компенсировать финансовым возмещением;

Негативных психических нагрузок можно избежать только мерами по организации труда, которые также подразумевают подбор подходящих сотрудников;

Ни один работодатель не заинтересован в том, чтобы подвергать своих сотрудников длительным, действующим на психику нагрузкам;

Работодатели инвестируют значительные средства в обучение и повышение квалификации, что служит предупреждению негативных психических нагрузок;

Материальное возмещение за негативные психические нагрузки не продуктивно: вместо того, чтобы активно содействовать устранению нагрузок, наемный работник продолжает трудиться в условиях психических нагрузок и получает повышенное вознаграждение.

Работодатели в принципе против регулирования темы психических нагрузок правилами профессиональных объединений. Они отмечают, что активно хорошо организованная охрана труда снижает связанные с работой опасности для здоровья и улучшает конкурентоспособность предприятий. В то же время производственные меры в состоянии повлиять на производственные причины, но работодатель не имеет или имеет весьма ограниченные возможности влияния на психические нагрузки, существующие вне производственной среды.

В целях предупреждения или снижения психических нагрузок на рабочем месте работодателями Германии предлагаются, в частности, следующие превентивные действия:

Для сохранения здоровья работников должны быть установлены такие нагрузки, которые в долгосрочной перспективе не наносили бы ущерба здоровью;

Уделять внимание организации производственных процессов с учетом знаний психологии труда. При этом работники должны быть в состоянии длительное время выполнять рабочие задания без отрицательных нагрузок, что требует тщательного отбора персонала и мероприятий по повышению их квалификации;

Культура руководства должна быть основана на доверии и характеризоваться ясными соглашениями о содержании и целях труда, чтобы избегать негативных психических нагрузок. Конструктивный подход к ошибкам должен уменьшать чувство страха у работников;

Осуществлять подготовку руководителей, содействовать предпринимательской культуре, чтобы привести в соответствие интересы предприятия и наемных работников. Для этого должны быть созданы позитивные отношения, основанные на взаимопонимании и готовности помочь;

В программах оздоровления рабочих мест следует обращать внимание работников на риски, связанные с нездоровым образом жизни и предлагать меры по их преодолению;

Предприятия должны получать помощь и консультации, сотрудничая с объединениями работодателей, профессиональными объединениями и страховыми компаниями и иметь возможность обучения работников приемам для преодоления негативных психических нагрузок и другие меры.

В нашей стране работодатели, как правило, не уделяют особого внимания проблемам стресса на работе , прежде всего, из-за того, что они практически не знают (или не хотят знать) этой проблемы и меры профилактики, необходимые для сохранения здоровья, как наемных работников, так и собственного.

Стресс на работе является важнейшим фактором, влияющим на высокий уровень заболеваемости, прежде всего, сердечнососудистыми и нервно-психическими, приводящими к стойкой и длительной утрате трудоспособности.

Болезни сердечнососудистой системы являются основной причиной сверхвысокого уровня смертности в трудоспособном возрасте. Кроме того, стресс на работе приводит к нарушениям репродуктивного здоровья, и, как следствие этого, снижению рождаемости. Таким образом, нервное перенапряжение и стресс на работе влияют на развитие демографического кризиса в России.

Стресс на работе при крайне низком уровне гигиенической культуры населения способствуют распространенности злоупотребления алкоголем, что в свою очередь приводит к росту заболеваемости и травматизма, в том числе, на работе.

Повсеместное распространение стресса на работе приводит к снижению трудоспособности работников, и делают организацию экономически неэффективной.

Нервное перенапряжение и стресс на работе затрагивают все категории работников – от руководителей самого высокого ранга до работников, занятых на вредных и опасных работах и работников низкой квалификации.

В то же время проблеме нервного перенапряжения и стресса на работе в нашей стране не уделяют должного внимания ни государство, ни работодатели, ни профсоюзы.

Осознавая важность проблемы стресса на рабочем месте, ФНПР призывает всех социальных партнеров к последовательным, целенаправленным активным совместным действиям по предупреждению и нейтрализации его последствий и предлагает для этого осуществить целый ряд мер, и в частности:


  1. Обеспечить развитие комплексных научных исследований стресса на работе, его влияния на состояние здоровья работающего и разработку нормативно-методических документов по профилактике стресса на работе и его негативных последствий.

  2. Изучить международный опыт работы, в том числе, профсоюзной, по предотвращению стресса на работе и ликвидации его негативных последствий.

  3. Включить в:
- национальные проекты по здравоохранению и демографии разделы по профилактике стресса на работе и его негативных последствий;

Программы образования подготовки работодателей и профсоюзных работников основ стресс-менеджмента;

Разделы «Охрана труда» коллективных договоров пунктов, касающихся профилактики стресса на работе и его негативных последствий.


  1. Расследовать случаи внезапной смерти на работе от общих и сердечнососудистых заболеваний для установления причинно-следственных связей смерти на работе от влияния на это стресса.

  2. Развивать пропаганду среди работодателей и работников знаний в области здорового образа жизни и приемов борьбы с негативными последствиями стрессов на работе.

Техническая инспекция труда ФНПР



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...