Урок формы взаимоотношений между организмами. Конспект по биологии "отношения организмов в сообществе"

  • В ходе урока раскрыть сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов.
  • Дать определение и раскрыть сущность основных понятий: “комменсализм”, “мутуализм”, “симбиоз”, аменсализм”, протокооперация”.
  • Развивать логическое мышление, память; умение устанавливать связи между понятиями и проявлениями их в природе, составлять трофические цепи, анализировать и делать выводы.
  • Воспитание экологической культуры.
  • Оборудование: Таблицы по общей биологии: “Борьба за существование и ее формы”, “Направления эволюции” ; таблицы по ботанике: “Строение лишайников”, “Семейство бобовые”; гербарии насекомоопыляемых растений, бобовых растений, растений, обладающих фитонцидными свойствами, слайд-презентация. (Приложение 1)

    Ход урока

    I. Учитель: Любой живой организм подвержен действию экологических факторов.

    Вспомните, какие это факторы?

    Учащиеся называют: абиотические, биотические, антропогенные и дают им характеристику.

    Учитель: Жизнь отдельно взятого организма невозможна без других, его благополучие зависит, так или иначе, от видов, с ним взаимодействующих. Примеров таких взаимодействий огромное множество. Они могут быть прямые и косвенные, односторонние или двусторонние. В курсах ботаники, зоологии, общей биологии мы говорили об этих связях, приводили примеры. А сегодня обобщим имеющиеся факты и познакомимся с новыми понятиями.

    Среди огромного разнообразия взаимодействий живых существ выделяютопределенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп. Основные типы взаимоотношений можно изобразить в виде схемы. (Cлайды 3, 4. Приложение 1)

    Учащиеся записывают схему в тетрадях, дополняя конспект определениями и примерами. Учащимся дается опережающее задание – подготовить сообщения с примерами типов взаимодействия организмов. Они включены в объяснение учителя.

    1. СИМБИОЗ (сожительство) – тип взаимоотношений, при котором оба партнера или один их них извлекают пользу от другого. (Слайд 5)

    Комменсализм - тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих вместе видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому (для одного вида выгодно, для другого безразлично). (Слайд 6)

        Б) Квартиранство. Часто тела животных или места их обитания служат убежищем для других видов. В полости тела голотурии (морской огурец ) - Тип Иглокожие – находят убежище мелкие виды животных. (Слайд 6) Мальки прячутся под зонтиками крупных медуз; в гнездах птиц и грызунов – огромное количество насекомых.

    1.2. Протокооперация – тип взаимоотношений, при котором совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.

        А) Примером могут служить актиния и рак-отшельник. В тропических морях на небольших глубинах обитают актинии – кишечнополостные, относящиеся к коралловым полипам. Они лишены твердого скелета и имеют вид небольшого цилиндра, окаймленного на верхнем конце венчиком щупалец; ведут сидяче-прикрепленный образ жизни. Но часто можно видеть, как они медленно перемещаются по дну. Это бывает, когда актиния поселяется на пустой раковине моллюска; там же находит убежище рак-отшельник, прячущий в нее свое мягкое брюшко, он и “везет” раковину с актинией. Сожительство взаимовыгодно: перемещение увеличивает для актинии пространство для ловли добычи, часть добычи падает на дно и поедается раком. Польза очевидна, но не обязательна: и рак, и актиния могут существовать отдельно. (Слайд 11)

        В) У растений примером взаимовыгодных отношений служит сожительство клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, арахиса, сои, клевера, люцерны), которые способны усваивать азот из воздуха и превращать его в аммиак, а затем - в аминокислоты. Эти бактерии поселяются на корнях, ткани корня разрастаются, образуя утолщения – клубеньки. Растения в симбиозе с азотофиксирующими бактериями могут произрастать на почвах, бедных азотом и обогащать им почву. Вот почему бобовые растения вводят в севооборот с другими культурами.

        Г) Другая форма симбиотических взаимоотношений у растений – сожительство гриба с корнями высших растений – микориза. Мицелий гриба на корнях березы, сосны, дуба, ели, брусничных и многих многолетних трав образует толстый слой. Корневые волоски на корнях растений не развиваются, а вода и минеральные соли поглощаются с помощью гриба. Мицелий гриба проникает вглубь корня, получая от растения- партнера углеводы и доставляя ему воду и соли. Деревья с микоризой растут лучше, чем без нее. (Слайд 12)

    1.3. Мутуализм – тип взаимоотношений, при котором оба вида извлекают пользу и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами. (Слайды 13, 14)

        А) лишайники – представляют собой не самостоятельный организм, а удивительный симбиоз представителей двух царств – гриба и водоросли. Водоросльснабжает гриб синтезируемыми органическими веществами, гриб защищает водоросль от высыхания, нагревания, избыточных солнечных лучей и т.д., а также снабжает ее неорганическими веществами и водой. На самом деле взаимоотношения эти значительно сложнее.

        Б) Другой пример – отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих в их кишечнике. Термиты питаются древесиной, но не имеют ферментов, переваривающих целлюлозу. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты, без них термиты погибают от голода. А для простейших – термиты предоставляют пищу и условия для существования.

        В) Симбионты человека, обитающие в кишечнике (Бактерии- кишечная палочка- Escherichia coli и др.) способствуют нормальному пищеварению. (Синтезирует витамин К, препятствует развитию патогенных организмов в кишечнике)

        Г) У растений примером мутуальных взаимоотношений могут служить отношения насекомых - опылителей и растений. В природе наблюдается большое разнообразие взаимных адаптаций, которые выработали растения и насекомые. Эти адаптации, порой бывают настолько узкими, что растение может опыляться лишь определенным видом насекомых. Например, клевер опыляют шмели ,которые, имея длинный хоботок, способны собирать нектар, одновременно опыляя растения с глубоким венчиком, такие как клевер, фасоль, губоцветные.

    2. НЕЙТРАЛИЗМ – тип взаимоотношений, при котором организмы обитают совместно на одной территории, но не влияют друг на друга непосредственно. (Слайды 15, 16)

    Например, белки и лоси в одном лесу не контактируют друг с другом.Взаимодействие можно проследить опосредованно - через среду обитания, кормовую базу и т.п.

    3. АНТИБИОЗ – тип взаимоотношений, при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывает отрицательное влияние.

    Хищничество – отношения, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида. (Слайды 17, 22, 23)

    У одноклеточных – обычное явление.

    Медузы – парализуют стрекательными клетками жертв и поедают их.

    Много хищников среди насекомых, паукообразных.

    Крупные лягушки нападают на птенцов.

    Змеи охотятся на амфибий, птиц, мелких млекопитающих.

    Частным случаем хищничества является каннибализм – поедание особей своего вида, чаще молоди (у рыб, некоторых млекопитающих); у пауков самки часто поедают самцов после спаривания.

    Естественный отбор, действующий в популяции хищников, будет увеличивать эффективность поиска, ловли и поедания добычи(паутина пауков, ядовитые зубы змей, точные удары нападающих животных, даже – сложное поведение).

    Жертвы в процессе естественного отбора совершенствуют средства защиты и избегания хищников(покровительственная окраска, мимикрия, различные шипы, иглы, панцири, особенности поведения и др.).

    В эволюции взаимоотношений “хищник-жертва” происходит постоянное совершенствование и хищников и их жертв.

    У растений – к развитию хищничества привела потребность в азоте. Растения, произрастающие на бедных питательными веществами почвах, промываемых водой, выработали интересные приспособления. Например, представители семейства росянковых. В России – Росянка крупнолистная. Листья у нее собраны в прикорневую розетку; края листьев усажены железистыми волосками, на краях которых – капельки липкой слизи. Мухи и другие насекомые прилипают к ним, лист закручивается; под действием ферментов слизи насекомые “перевариваются”. (Слайд 23)

    3.2. КОНКУРЕНЦИЯ – возникает, когда у двух близких видов наблюдаются сходные потребности.

    Вопрос: Приведите примеры конкуренции у растений и животных

    Рано или поздно один конкурент вытеснит другого.

    Чарльз Дарвин считал конкуренцию одной из важнейших составных частей борьбы за существование. (Слайд 25)

    Демонстрация таблиц. Работа с учебником стр. 64, п.2, стр.37, рис. 24 - цикл развития широкого лентеца.

    3.4. АМЕНСАЛИЗМ – тип взаимоотношений при котором для одного из взаимодействующих видов последствия отрицательны, для другого – безразличны.

    Примером может служить биохимическое взаимодействия древесных растений. Химические выделения – фитонциды - защитные вещества растений могут быть безразличны для соседствующих видов, вредны и благоприятны. (Слайд 18)

    Сильные фитонциды выделяют также сосновый лес – 5 кг на 1 га, можжевеловый – до 30 кг на 1 га, лиственничный – примерно 2 кг на 1 га. Фитонциды дуба, тополя, пихты способны убить возбудителя дифтерии, а сосна выделяет вещества, помогающие излечиться от туберкулеза.

    Установлено, что фитонциды чеснока не дадут садовой землянике заболеть серой гнилью

    Выделяют фитонциды и цветы, и листья, и корни растения. Вокруг него создается своеобразная химическая среда, служащая растению надежной защитой от болезнетворных микробов, кроме того, она оказывает влияние на развитие соседних растений (тормозит или стимулирует развитие их). Хорошо известно, что далеко не все растения уживаются друг с другом. Виноград, например, не терпит близкого соседства редьки, капусты, лавра. Если поставить рядом букет тюльпанов и незабудок, то цветы быстро вянут, так как сказывают угнетающее влияние друг на друга. И наоборот, растения могут ускорять рост своих соседей, например, фасоль ускоряет рост кукурузы. Хорошо растут рядом рябина и липа, береза и сосна.

    У разных видов растений степень воздействия на среду и таким образом на жизнь обитателей неодинакова в соответствии с особенностями их морфологии, биологии, сезонного развития и др. Растения, наиболее активно и глубоко преобразующие среду и определяющие условия существования для других сообитателей, называют эдификаторами . Различают сильные и слабые эдификаторы. К сильным эдификаторам относят ель (сильное затенение, обеднение почв питательными веществами и др.), сфагновые мхи (задержание влаги и создание избыточного увлажнения, увеличение кислотности, особый температурный режим и т.д.). Слабыми эдификаторами являются лиственные породы с ажурной кроной (береза, ясень), растения травянистого покрова лесов.

    Задание на закрепление. (Слайды 26-30)

    Домашнее задание: заполните таблицу (Классификация Э. Хескила) “Типология биотических взаимодействий”.

    0 – отсутствие взаимодействия;

    Организм получает выгоду от взаимодействия;

    Взаимодействие угнетает организм

    Между организмами, выявить их значение.

    Задачи:

    Образовательная: показать многообразие межвидовых взаимоотношений, определить их значения в природе и жизни человека;

    Развивающая: формировать умения и навыки групповой самостоятельной работы, выделять главное, формировать выводы;

    Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания.

    Тип урока: комбинированный.

    Метод проведения: групповая, самостоятельная работа, беседа, ИКТ.

    Требования согласно программе:

    Ученик должен:

    Иметь представление о многообразии различных форм межвидовых взаимоотношений;

    Уметь: объяснять многообразие межвидовых взаимоотношений, приводить примеры.

    Междисциплинарные связи: экология, обществознание.

    Внутридисциплианарные связи: ботаника, зоология

    Обеспечение занятия:

    Раздаточный материал (карточки, тесты);

    Оборудование: опорный конспект, фрагменты видеофильма «Живой
    мир».

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Приветствие;

    Зарядка;

    Подготовка аудитории к работе;

    Наличие учащихся.

    2. Проверка знаний учащихся.

    Метод: фронтальный опрос. Предварительно раздать карточки учащимся (по степени сложности)

    Вопросы и задания:

    1. Какие факторы среды называются биотическими?

    2. Что такое «цепи питания»?

    3. Составьте «пищевую цепь» используя рисунки.

    4. Расскажите о взаимосвязях организмов пресноводного водоёма .

    5. Опишите видовой состав и пространственную структуру биоценоза лиственного леса.

    6. В чём сущность правила экологической пирамиды?

    7. Чем определяется устойчивость биоценозов?

    (Предполагаемые ответы: - биологическим разнообразием, - сложностью взаимосвязей между организмами).

    Сообщение темы, цели занятия. Использование в дальнейшей деятельности.

    4.Изложение нового материала.

    Тема: Взаимоотношения между организмами.

    1 .Классификация межвидовых взаимоотношений
    (работа с учебником стр.247, рабочая тетрадь - задание №1 на стр. 220).

    2.Симбиоз и его формы (видеофрагмент).

    3.Антибиоз и его формы (видеофрагмент).

    4.Нейтрализм.

    5.Конкуренция (видеофрагмент).

    6.Подробный конспект.

    5.Сообщение домашнего задания. § 53, с. 246-268; вопр.1-6;
    задания №3; №4 на стр. 121 – рабочая тетрадь

    6.Подведение итогов занятий.

    1. Оценить степень реализации поставленных на занятии целей.

    2. Оценить работу учеников во время занятий.

    1.Классификация межвидовых отношений.

    Межвидовые отношения в конкретных биоценозах реализуются через сложные формы взаимодействия популяций разных видов. В основе их лежат трофические связи. Но длительное сосуществование многих видов привело к тому, что на базе прямых трофических отношений сформировался комплекс связей иного рода, определяемых местом обитания. Каждый организм занимает свою экологическую нишу, зависящую от морфологической приспособленности организма, его физиологического состояния и поведения.

    Существуют три основные формы межвидовых взаимодействий: нейтрализм, симбиоз, антибиоз.

    Рассмотрим их более подробно.

    2.Симбиоз и его формы.

    Что такое симбиоз?

    Приведите примеры таких отношений.

    (Учащиеся встречались ранее с этим понятием, поэтому они могут сформулировать своё определение симбиоза и привести примеры симбиотических отношений).

    Симбиоз - сожительство (от греч. «син» - вместе; «биос» - жизнь) представляет такую форму взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.

    (Для реализации внутрипредметной связи учитель может привести такой пример).

    Рассказ учителя:
    Сожительство человека с микрофлорой его кишечника, основным компонентом которой являются разнообразные штаммы бактерий кишечной палочки. Бактерии в таком сожительстве находят благоприятную среду обитания и неисчерпаемый источник питания. Нормальное пищеварение в кишечнике человека и всасывание ряда витаминов возможно только при участии бактерий. После длительного лечения больных различными инфекционными заболеваниями с помощью антибиотиков у них нередко наряду с подавлением жизнедеятельности болезнетворных бактерий наблюдается состояние дисбактериоза - гибель нормальных бактерий кишечника и усиленное размножение бактерий, не чувствительных к антибиотику. Для восстановления нормальной кишечной микрофлоры часто необходимым является искусственное заселение пищеварительной системы симбионтными штаммами кишечной палочки.

    Симбиоз - понятие широкое и включает много разных вариантов отношений между видами.

    Фрагмент видеофильма №1 «Симбиоз» (рыбы усачи ↔ гиппопотамы, рыба клоун ↔ актиния).

    Если присутствие одной популяции благоприятно для другой, но не является необходимым условием существования, то такие отношения носят характер нахлебничества (на панцирях многих ракообразных обитают различные кишечнополостные, которые получают пищу, когда его хозяин ловит и поедает других животных, однако они могут существовать и раздельно). Нахлебничество можно в определенном смысле отнести к симбиозу.

    Существуют и другие формы симбиоза, например квартирантство : в полости голотурии «морского огурца» находят убежище разнообразные мелкие виды животных. Растения-эпифиты (от греч. «эпи» - на, сверх; «фитом» - растение) поселяются на деревьях, например: водоросли , лишайники, мхи, орхидеи; они питаются за счет фотосинтеза и отмирающих тканей хозяина, но не их соками.
    Квартирантство широко представлено в океане, где практически в каждой норе, вырытой червем, и в каждой раковине обитают гости, использующие убежище хозяина и не приносящие ему ни пользы, ни вреда.

    Рассмотрите рис. 129, с. 250 учебника.

    Как можно применить это явление на практике? (Внесение в почву азотофиксирующей бактериальной культуры.)

    Необходимо обратить внимание учащихся на следующий момент. Разные формы симбиотических взаимоотношений организмов не являются абсолютно стойкими и иногда могут переходить друг в друга.

    Вывод: Таким образом, рассмотренные формы симбиоза являются типами положительных взаимоотношений между организмами, когда организмы не наносят ущерба друг другу и выгодны обоим или одному из партнеров.

    3. Антибиоз и его формы.

    Фрагмент фильма № 2 «Хищничество» (богомол, хамелеон, венерина мухоловка)

    Антибиоз - невозможность существования двух видов организмов, основанная на конкуренции, прежде всего, за источник питания.

    Пример: взаимоотношения сапрофитных бактерий и ряда плесневых грибов. Первые способны быстро заселять среды, богатые органическими веществами, за счет интенсивного размножения, а вторые, значительно уступая им в этом, приобрели способность делать субстрат не благоприятным для жизнедеятельности бактерий, выделяя в него продукты своего матаболизма - антибиотики. Некоторые из этих видов грибов стали основой промышленного производства антибиотиков.

    Задание. Учащиеся должны рассмотреть предложенную им форму межвидовых взаимоотношений.

    В чём заключается смысл данного типа взаимоотношений? Приведите примеры.

    Как эти явления можно использовать в практической деятельности? Затем проводится обсуждение по данным заданиям.

    Часто производят отстрел хищников, уничтожающих полезных животных. Это приводит к значительному увеличению численности жертвы на определенном ареале и ей уже не хватает пищи. В результате жертва начинает гибнуть от нехватки пищи (от голода). В природе численность популяции хищника изменяется в соответствии с численностью жертвы популяции, причем колебания численности хищника несколько отстает от изменений численности жертвы.

    4. Нейтрализм.

    Нейтрализм - тип отношений между видами, при котором они не формируют значимых форм воздействий. Виды, характеризующиеся таким типом взаимоотношений, не оказывают друг на друга заметного биологического воздействия. Такие отношения обнаруживаются в природе не часто, потому что в биоценозе большинство видов хотя бы косвенно влияют друг на друга.

    5.Конкуренция.

    Как вы думаете, что подразумевает этот термин?

    В каких случаях возникает такой тип отношений?

    Эта форма отношений возникает в тех случаях, когда два вида (или больше) используют одни и те же ресурсы (пища, пространство, убежища).

    Каков результат конкурентной борьбы?

    Фрагмент фильма № 3 «Конкуренция» (рыба мохнатоголовая собачка ↔ осминог)

    Успех в конкурентной борьбе определяется биологическими особенностями видов: интенсивность размножения, скорость роста, интенсивность использования ресурсов и др.

    Независимо от формы воздействий один вид вытесняется другим. Это явление отражает правило конкурентного исключения .

    Таким образом, конкурирующие за общий ресурс или местообитание виды не могут входить в состав одного биоценоза.

    Закрепление. Совместная формулировка вывода о значении различных форм межвидовых взаимоотношений в биоценозе.

    Учитель отмечает, что классификация биотических связей условна, так как нет чётких границ.

    Раздаточный материал к уроку:

    A1. Какая наука изучает химический состав, строение и про­цессы жизнедеятельности клетки?

    А2. Возбудитель СПИДа - это

    2) бактерия

    3) одноклеточный гриб

    4) простейшее

    A3. Как называют организмы, которым для жизнедеятель­ности необходим свободный кислород?

    1) автотрофами

    2) анаэробами

    3) гетеротрофами

    4) аэробами

    А4. Почему белые грибы часто можно найти в дубраве?

    1) в ней много света

    2) у белых грибов в ней нет конкурентов

    3) белые грибы с корнями дубов образуют микоризу

    4) в ней отсутствуют животные, которые питаются белыми грибами

    А5. Представитель какого отдела царства Растения изображен на ри­сунке?


    Урок биологии в 11 классе по теме: «Биотические взаимоотношения организмов»

    «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы»

    Э. Кинг

    Цель урока: классификацию.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    Развивающие:

    Воспитательные:

      Формирование умения работать в группе, где возникает общее решение.

    Оборудование: АРМ учителя, карточки с изображением живых организмов, терминами, тест в электронном виде, рейтинговый лист группы.

    План урока:

      Организация класса.

      Рефлексия. Подведение итогов урока.

      Домашнее задание.

    Ход урока:

      Организация класса.

    Приветствие учителя и учащихся друг друга, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку.

    —Я сегодня позволила изменить ход урока. И вот почему. Считаю, что тема нашего урока сегодня очень интересная. А вот как вам покажется попрошу вас искренне сказать в конце урока. И так сразу тема урока «Взаимоотношения между организмами». (Слайд 1) Назовите мне ключевое слово в названии темы. Конечно «взаимоотношения».

    —А между людьми взаимоотношения – это что?

    — образ жизни

    — отношения в семье

    — на работе

    — в школе, детском саду

    — на приеме у врача

    — и т.д.

    —Как по вашему что должно лежать в основе взаимоотношений между людьми?

    — верность

    — ответственность

    — доброжелательность

    — любовь

    — доверие

    — сострадание

    —Я желаю вам этих отношений в жизни и на уроке.

    На доске записан эпиграф «Умеющие мыслить умеют задавать вопросы». Хочется чтобы это высказывание прослеживалось на протяжении нашего урока.

    —Чарльз Дарвин однажды рассматривал следующую проблему: «Существует ли какая-либо связь между количеством «старых дев» и величиной удоя у коров в данной местности?» (Слайд 2)

    Выслушиваются варианты ответов.

    —На первый взгляд вопрос кажется абсолютно абсурдным. Однако давайте попробуем представить: (Слайд 3)

      Предположим, что в данной местности увеличилось количество старых дев.

      Увеличится количество кошек, которых очень любят старые девы.

      Уменьшится количество мышей, которыми питаются кошки.

      Увеличится количество шмелей, гнезда которых часто разоряют мыши.

      Повысится успешность размножения клевера, который опыляется шмелями.

      Увеличится удой у коров, так как у них будет больше вкусного и качественного корма.

    —Какой можно сделать вывод, проследив данную цепь событий?

    — На жизнь каждого организма влияют взаимоотношения с другими организмами

    — Как называется данный вид взаимоотношений?

    — Какие еще группы экологических факторов вы знаете?

    — Сегодня на уроке мы более подробно остановимся на биотических связях.

    «Работать вы будете индивидуально и в парах. На каждом из этапов урока, выполняя задание, вы заработаете определённое количество баллов, которые будете заносить в «Рейтинговый лист пары», где даны критерии оценивания, и в конце урока мы с вами выявим самого рейтингового ученика и самую рейтинговую пару. Желаю вам успехов.

    Назвать учащихся, которые могут себе поставить в рейтинговый лист баллы за индивидуальные ответы».

      Актуализация, целеполагание, мотивация.

    Ребята, попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

    Учащиеся формулируют цель урока, а учитель их корректирует . Цель: познакомиться с многообразием биотических связей в природе, выявить их особенности, систематизировать их по определённым принципам, которые нам предстоит выяснить. (Слайд 4).

    Ребята, а что вы уже знаете о взаимоотношениях между организмами?

    — ответы учащихся

      Осмысление содержания. Изучение нового материала и его закрепление.

    (Слайд 4). Учитель: Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, а образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию. Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп. Прямые биотические связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например, хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды. По направлению действия на организм все они подразделяются на позитивные, негативные и нейтральные.

    Учитель: А сейчас я вам предлагаю внимательно прочитать текст о классификации биотических взаимоотношений и полученные знания из текста структурировать, оформив их кластером

    Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе – пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся всё далее и далее.

    Текст на пару:

        Нейтральные:

    (++) – Взаимополезные:

    (+0) – Полезно – нейтральные:

    (+-) – Полезно – вредные:

    (—) – Взаимо – вредные:

    (-0) – Вредно – нейтральные:

    Учитель: Вы можете посоветоваться с соседом по парте.

    Спустя 2-3 минуты учитель демонстрирует на слайде свой кластер.

    (Слайд 5).+

    Учитель: а теперь, ребята, посмотрите на слайд, где я поместила классификацию биотических связей. Как вы считаете, чего здесь не хватает?

    Какие вопросы остались неосвещёнными, посмотрите в свои записи, посоветуйтесь в группе. (Не хватает типов биотических взаимоотношений и их примеров).

    Дети отвечают. Учитель корректирует их ответы.

    (Спорные факты или неверные всё равно фиксируются, но около них ставится «?», что бы обозначить моменты, которые хотелось бы прояснить).

    Учитель: Дорабатывать свой кластер вы будете в ходе просмотра презентации в течение сегодняшнего урока. Я предлагаю Вам внести в него типы биотических отношений, и примеры.

    Все многообразие типов взаимоотношений организмов можно свести к нескольким основным группам. Эта классификация учитывает, что получает организм в результате этого воздействия: пользу, вред или это воздействие нейтрально.

    В любом биоценозе есть виды, которые связаны друг с другом через цепь других видов и непосредственно не взаимодействуют, уживаясь водном сообществе. Это нейтрализм ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ПРИ КОТОРОЙ СОВМЕСТНО ОБИТАЮЩИЕ НА ОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ ОРГАНИЗМЫ НЕ ВЛИЯЮТ ДРУГ НА ДРУГА. ( Слайд 7,8)

    В природе часто встречается сожительство двух и более видов, иногда переходящее в тесную зависимость . Существуют взаимовыгодные, взаимополезные отношения. Для ряда видов эти отношения настолько важны, что они даже не могут выжить без другого. Возникает симбиоз – тесное взаимовыгодное сожительство разных видов. Это – лишайники (Слайд 9) . А знаете ли вы что является самым глубоководным зеркалом? (Слайд 10).

    Симбиотические отношения, при которых наблюдается устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов, называется мутуализмом. Примером данных отношений является сожительство актинии и рака – отшельника, буйвола и цапель. ( Слайд 11, 12).

    Рассмотрим ещё пример взаимовыгодных отношений. Это п ротокооперация – первичное сотрудничество, при котором совместное проживание выгодно для обоих видов, но необязательно (Слайд 13, 14).

    Примером этих отношений может служить распространение семян некоторых растений (копытень европейский, тимьян(чабрец)муравьями.
    Другой тип отношений – комменсализм — ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ОДИН ВИД ПОЛУЧАЕТ ПОЛЬЗУ ОТ СОЖИТЕЛЬСТВА, А ДРУГОМУ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО.

    Это пример полезно-нейтральных отношений. (Слайд 15).
    Примеры комменсализма можно разделить на 3 группы:
    — Нахлебничество. Рыба – прилипала прикрепляется к рыбам, черепахам, китам
    — Сотрапезничество. Это потребление разных частей или веществ одной пищи. Например: почвенные бактерии и высшие растения. (Слайд 16)
    — Квартиранство. Прикрепляясь к стволу дерева орхидеи получают необходимый свет, не принося ни вреда, ни пользы дереву-опоре, или соседство птиц – кассиков и ос. (Слайд 17).
    П аразитизм — это полезно – вредные отношения — ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ПРИ КОТОРОЙ ОРГАНИЗМЫ ОДНОГО ВИДА ЖИВУТ ЗА СЧЁТ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ТКАНЕЙ ОРГАНИЗМА ДРУГОГО ВИДА В ТЕЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННОГО ВРЕМЕНИ (Слайд 18).

    Конкуренция может быть внутривидовой ― это борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида.Это важный фактор саморегуляции численности популяций. Межвидовая конкуренция взаимоотрицательные отношения видов, занимающих сходную экологическую нишу. (Слайд 28-29).

    Аменсализм – вредно – нейтральные отношения, ПРИ КОТОРЫХ ОДИН ВИД ИСПЫТЫВАЕТ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ, А ДРУГОМУ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО. Примером аменсализма может служить влияние темнохвойных деревьев на виды мохового и травяного ярусов. (Слайд 30)

    Вывод: Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам: Сначала обговорить с учениками

    (Слайд 31) 1 ) обеспечению пищей, 2) изменению среды обитания, 3) расселению видов в пространстве. В результате сложности и переплетенности связей между видами, неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

    Закрепление.

        1. Работа в парах по составлению общего итогового кластера «Биотические взаимоотношения».

        Учитель: ребята, а сейчас я предлагаю вам проверить правильность составления кластера «Биотические взаимоотношения», который вы начали в начале урока. Каждой группе предлагается создать мини – проект, который будет частичкой общего классного проекта – кластера, который мы оформим на доске. Для этого, каждая группа выбирает пакет, где находятся: название группы и типа экологических взаимодействий, соответствующие рисунки. Вам нужно с помощью этого раздаточного материала, маркеров, ножниц и клея в течение 5 минут составить свою частичку кластера по тому типу, который вы выбрали. Оформление произвольное. (Учитель помогает, корректирует работу детей фронтально.

        Дети с помощью учителя прикрепляют свои проекты на магнитной доске, где учитель заранее располагает название кластера: «Биотические взаимоотношения»).

        Учитель: а теперь проверим правильность нашего проекта по слайду.

        (Не совсем правильные мини – кластеры – мягко корректируются учителем, исправляются в устной форме и даётся рекомендация группе о том, что нужно над этим ещё поработать. Учитель оценивает вместе с другими учащимися работу групп по пятибалльной системе, и просит консультантов занести результаты в рейтинговый лист). Дома я вас попрошу дополнить кластер примерами.

        1. 2. Индивидуальная работа с тестом. (Слайд № 32-37). Самооценка результатов работы по пятибалльной системе.

    Учитель: Полученную оценку, соответствующую количеству набранных баллов внесите, пожалуйста, в рейтинговый лист.

      Парная работа по тесту с выбором ответа. (Слайд 38 – 44).

    Учитель: Внесите полученную оценку каждому члену группы рейтинговый лист.

    Заполните листы активности группы, подведите итог.

    Учитель : критерии подведения итога работы на уроке – Слайд 45.

    Поднимите руки те, кто получил сегодня на нашем занятии «5».

    А кто – «4»? Молодцы. «3»? Неплохо. «2»? Не расстраивайтесь – у вас всё впереди.

      Рефлексия. Слайд 46 .

    Что оказалось новым?

    Что бы еще хотелось узнать по данной теме?

    Выскажите свое отношение к уроку: что вам понравилось на уроке, что не понравилось, что бы вы хотели изменить, провести по другому?

      Домашнее задание. Слайд 68 .

    Если вы получили на уроке оценку «5» или «4» — предлагаю вам с оставить кроссворд о типах взаимоотношений организмов. Если ваша оценка «3» и меньше, то § 6.4 выучить. Ну и всем дополнить кластер примерами.

    —У каждого у вас на парте лежат три типа карточек красной, жёлтой, зелёной окраски с метафорами. Вы прочитайте их, и определитесь в паре, какой стадии деятельности на уроке вы достигли. Консультанты групп – вам слово.

    Листок активности пары № 1

    п/п

    Ф.И. ученика

    Этапы урока

    Итог по

    каждому

    ученику

    Проект

    Индивидуаль

    ный тест

    Парный тест

    Жесткова А.

    Скоробогатов С.

    Листок активности пары № 1

    п/п

    Ф.И. ученика

    Этапы урока

    Итог по

    каждому

    ученику

    Проект

    Индивидуаль

    ный тест

    Парный тест

    Вайхель Л.

    Курышеа Н.

    Общее количество набранных парой баллов –

    Листок активности пары № 1

    п/п

    Ф.И. ученика

    Этапы урока

    Итог по

    каждому

    ученику

    Проект

    Индивидуаль

    ный тест

    Парный тест

    Петрищев К.

    Костенко Н.

    Общее количество набранных парой баллов –

    «Виды любых организмов, живущих на одной территории и контактирующих друг с другом, вступают в различные отношения между собой. Положение вида при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (―) обозначает неблагоприятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны (отсутствует влияние). Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп:

        Нейтральные: организмы не оказывают влияния друг на друга.

    (++) – Взаимополезные: между организмами существуют взаимовыгодные, симбиотические отношения.

    (+0) – Полезно – нейтральные: один из организмов получает пользу, другой не испытывает вреда.

    (+-) – Полезно – вредные: один из организмов испытывает выгоду, другой испытывает угнетение.

    (—) – Взаимо – вредные: отношения, вредные для обоих организмов.

    (-0) – Вредно – нейтральные: один из видов угнетается, другой не извлекает пользы».

    «Виды любых организмов, живущих на одной территории и контактирующих друг с другом, вступают в различные отношения между собой. Положение вида при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (―) обозначает неблагоприятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны (отсутствует влияние). Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп:

        Нейтральные: организмы не оказывают влияния друг на друга.

    (++) – Взаимополезные: между организмами существуют взаимовыгодные, симбиотические отношения.

    (+0) – Полезно – нейтральные: один из организмов получает пользу, другой не испытывает вреда.

    (+-) – Полезно – вредные: один из организмов испытывает выгоду, другой испытывает угнетение.

    (—) – Взаимо – вредные: отношения, вредные для обоих организмов.

    (-0) – Вредно – нейтральные: один из видов угнетается, другой не извлекает пользы».

    «Виды любых организмов, живущих на одной территории и контактирующих друг с другом, вступают в различные отношения между собой. Положение вида при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (―) обозначает неблагоприятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны (отсутствует влияние). Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп:

        Нейтральные: организмы не оказывают влияния друг на друга.

    (++) – Взаимополезные: между организмами существуют взаимовыгодные, симбиотические отношения.

    (+0) – Полезно – нейтральные: один из организмов получает пользу, другой не испытывает вреда.

    (+-) – Полезно – вредные: один из организмов испытывает выгоду, другой испытывает угнетение.

    (—) – Взаимо – вредные: отношения, вредные для обоих организмов.

    (-0) – Вредно – нейтральные: один из видов угнетается, другой не извлекает пользы».

    Биотические взаимоотношения

    Нейтральные (00)

    Нейтрализм

    Взаимополезные (++)

    Протокооперация

    Симбиоз

    Мутуализм

    Полезно нейтральные (+0)

    Комменсализм

    Сотрапезничество

    Нахлебничество

    Квартиранство

    Полезно вредные (+-)

    Хищничество

    Взаимовредные (- -)

    Конкуренция

    Внутривидовая

    Межвидовая

    Вредно нейтральные

    (- 0)

    Аменсализм

    САМОАНАЛИЗ УРОКА БИОЛОГИИ в 11 классе НА ТЕМУ: «БИОТИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ» УЧИТЕЛЕМ МОУ «Луговская СОШ» Мельниковой С.В.

      Дидактическая цель урока:

    Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной

    информации средствами критического мышления и информационно – коммуникационной технологии.

      Цель по содержанию:

    познакомиться с многообразием биотических связей между организмами, выявить их особенности и классификацию.

      Задачи урока:

    Образовательные:

      Сформировать у школьников понятие о взаимоотношениях организмов в природе;

      Продемонстрировать на примерах основные принципы классификации биотических связей;

      Продолжить работу по формированию биологических терминов.

    Развивающие:

      Развитие у учащихся основ исследовательской деятельности, умения проводить анализ, синтез, систематизацию полученных знаний;

      Развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения.

      Выработка системного логического мышления.

    Воспитательные:

      Воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию.

      Формирование умения работать в паре, где возникает общее решение.

      Уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

      Я считаю, что цель урока была достигнута, об этом свидетельствуют конечные результаты обучения.

      Используемые технологии обучения: информационно – коммуникционная технология, элементы технологии критического мышления, элементы проектной методики по составлению мини – проектов.

      Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и

    парная.

      Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, аналитический, синтетический, сравнительный, классификационный.

      Тип урока: урок изучения нового материала с мультимедийной поддержкой.

    Отбор содержания, форм и методов бучения осуществлялся в соответствии с целью урока. Использовались материалы СД-диска «Уроки биологии» и Интернет — ресурсы для составления мультимедийной презентации.

    Этапы урока логично перетекали друг в друга соответственно технологии критического мышления.

      Это 7 урок в теме «Основы экологии». Учебное занятие тесно связано с предыдущими уроками, так как базируется на знаниях среды обитания, экологических факторов. Ожидаемые результаты и степень их достижения следуют из особенностей проектирования адаптивной образовательной среды средствами критического мышления: научить каждого ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя, формирование коммуникативных свойств личности в результате работы в парах, индивидуальных способностей и интересов, умение анализировать свою деятельность, товарищей и давать им оценку. Я считаю, что все запланированные мной результаты обучения были реализованы и доведены до логического осмысления и своей конечной цели.

      Психологическая атмосфера на уроке была удовлетворительной и создавала возможность проявления своих способностей для каждого ребёнка. Производилась стимуляция работы каждого учащегося за счёт накопительной оценки. Просматривается опора на уже имеющиеся знания учащихся, на их субъектный опыт, рефлексия позволила выявить степень удовлетворённости детей учебным занятием.

      Я считаю, что урок прошёл на хорошем уровне. Основные требования к использованию всех вышеперечисленных технологий обучения были соблюдены.

      Интерактивные компоненты – тест-выбор одного варианта из нескольких, указание на рисунке нужного объекта; демонстрационная графика существенно дополняла и дидактически обогащала изучаемый материал, формируя правильные представления об изучаемых объектах.

    Технология развития критического мышления, используемая на уроке,

    позволила достигнуть конечную цель – создание такой атмосферы

    учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают,

    сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают,

    подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, приобретают

    новые идеи, чувства или мнения. Мною в некоторой степени была

    изменена классическая трактовка программы «Развитие критического

    мышления через чтение и письмо» на «Развитие критического

    мышления через использование мультимедийных презентаций». Та как

    считаю, что это наиболее эффективный и результативный приём

    усвоения учебного материала, потому что включается образное

    мышление.

    Тема: Отношения организмов в сообществах

    Цель : изучить типы взаимодействия между организмами в экосистемах.

    Задачи:

      Обучающие: сформировать у учащихся знания о видах взаимодействия между организмами, показать зависимость одних видов от других.

      Развивающие: развивать умения анализировать, делать выводы, работать самостоятельно в группе.

      Воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результат своего труда, чувство коллективизма, сопереживания, совершенствовать навыки групповой работы.

      Актуализация знаний.

    Здравствуйте ребята.

    На доске предложены следующие задания:

      Найти соответствия.

    Растения разрушители

    Грибы потребители

    Животные производители

    Бактерии

      Найти соответствия

      Естественные сообщества

      Искусственные сообщества

    А. сад Д. озеро

    Б. степь Е. океан

    В.огород Ж. аквариум

    Г. лес З. луг

      Проверка знаний терминов (фронтально)

    Растительное сообщество, жизненная форма растений, видовой состав.

    2.Целеполагание

    На слайде изображена иллюстрация к сказке.

    Учитель: К какой сказке относится данная иллюстрация?

    Ученики: Теремок.

    В известной русской народной сказке “Теремок” в одном доме поселились:
    лягушка, мышка, ежик, лиса и заяц и волк. Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать?

    На эти вопросы мы с вами ответим после изучения темы урока. И так, тема нашего урока “Взаимоотношения организмов в сообществе”

    Какую цель мы можем сформулировать?

    Определить, какие взаимоотношения между различными видами в биоценозе могут существовать?

    План изучения темы (на слайде.)

    Нет такого человека, которого бы не волновала судьба окружающей природы, и соответственно, его собственная судьба. Жизнь любого живого существа невозможна без других. Они никогда не живут изолированно, а постоянно контактируют между собой и живыми организмами. Поэтому между животными складываются различные взаимоотношения.

    4. Взаимовыгодные отношения.

    4. Открытие нового знания

    Изучая определенную тему, составляем цветной кластер (схему) типов биотических взаимосвязей. (Работают 4 группы.)

    Работаем с вами 5 минут, можно использовать учебник параграф № 12, при этом заполняем таблицу следующего содержания:

    Тип взаимоотношений

    Определение

    После изучения типа взаимоотношений охарактеризуйте его.

    Конкуренция – взаимо-вредные отношения, при которых организмы угнетают в результате борьбы за существование. Вдоль пшеничного поля, прилегающего к опушке леса, растут сорные растения: васильки, пырей, льнянка. Взаимоотношения культурных и сорных растений тоже конкурентные. В смешанных лесах быстро растущие деревья будут затенять, и угнетать медленно растущие деревья, а также травянистые растения, которые требуют больше света, и тем самым, вытеснять их, лишая света и питательных веществ. Примером может служить обитание на одной территории двух близких видов – соловья и варакушки. Как правило, эти виды в природе в одном биотопе вместе не живут. (Щука и окунь, волк и лисица.)

    Взаимовыгодные отношения

    Симбиоз – позитивные взаимоотношения. Это такая форма взаимоотношений, при которой партнеры получают пользу друг от друга (или один из них от другого).

    Муравейник рыжего лесного муравья. Симбиоз с тлями – питание падью тлей. Тлей муравьи находят, заползая на деревья. Кроме жидкой пищи (падь), муравьи питаются твердой пищей, большую часть которой составляют насекомые на всех стадиях развития. Рыжие лесные муравьи не только симбионты, но и хищники. Симбиоз – буквально “совместная жизнь. Различают несколько форм симбиоза: мутуализм, кооперация и комменсализм. Если влияние одного организма требуется для роста и выживания другого, то такой симбиоз называют мутуализмом. Мутуализм – взаимовыгодное сожительство, когда присутствие партнера становится обязательным для существования каждого из них. Мутуалистические отношения складываются между гифами гриба и зелеными одноклеточными водорослями, которые образуют новый организм – лишайник. Можно наблюдать еще один пример симбиоза: клевер, опыляемый шмелями. Устройство ротового аппарата шмелями приспособлено к опылению закрытых цветков бобовых растений.

    Шляпочные грибы и деревья. Это тоже симбиотические отношения. Гифы шляпочных грибов прорастают в корни деревьев, заменяя утраченные корневые волоски, они всасывают воду, которая поступает затем в проводящие сосуды дерева. Взамен дерево снабжает гриб готовыми органическими веществами. Примеры: клубеньковые бактерии на корнях бобовых, лишайник, микориза – симбиоз гриба и корня, береза и подберезовик и другие.

    Физкультминутка (2–3 упражнения).

      Отработка учебных действий

    Определите характер взаимоотношений организмов в природе, используя обозначения:

      Конкурентные отношения.

      Отношения хищник - жертва.

      Взаимовыгодные отношения.

      олени и лоси, как разносчики семян растений;

      гриб и водоросль в составе лишайника;

      снегири, как потребители семян растений;

      шляпочный гриб и дерево;

      трутовик и дерево;

      муравьи и тли;

      клест и белка;

      корова и трава;

      лиса и блоха;

      сорняки и культурные растения.

    Проверим характер взаимоотношений путем взаимопроверки и поставим друг другу оценки. Ключ написан на доске. (Без ошибок – “5”, 1–2 ошибки – “4”, 3 ошибки – “3”.)

    6.Рефлексия

    Будет представлена в виде “Ромашки впечатлений”. Что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что не понятно? Где эти знания вам пригодятся в практической деятельности?

    Итак, существуют невидимые нити жизни в природе.

    Могут ли действительно все эти животные находиться в одном “теремке”. Что их может связывать? А проблемный вопрос? Мы на него ответили работой на уроке.

    Идеальное домашнее задание

    – сделать рисунок к теме;
    – придумать биологическую задачу по теме;
    – придумать рассказ, например, “жизнь организма в новой среде обитания”
    творческое задание: представьте, что животные могут говорить. О каких проблемах они рассказали бы людям и о чем бы нас попросили?

    Ответ представьте в виде сочинения, придумайте заголовок.

    Закончить урок мне хочется словами наказа: автор Борис Заходер.

    “Нужны все на свете, нужны все подряд,
    Кто делает мед и кто делает яд,
    Плохи дела у кошки без мышки
    У мышки без кошки не лучше делишки
    Нельзя обойтись и без чудищ нелепых
    И даже без хищников злых и свирепых”.

    Список использованной литературы

      Сухорукова Л.Н., Кучменко В. С. , Биология 5-6 класс- Москва» Просвещение» 2012

    Учитель биологии высшей категории Мажара Елена Геннадьевна.
    Разработка урока биологии 11 класс.
    Тема: Типы взаимоотношений между организмами.
    Цель урока: знать типы взаимоотношений между организмами; уметь называть такие взаимоотношения, как паразитизм, комменсализм, хищничество, конкуренция, аменсализм, симбиоз; доказывать на примерах типы взаимоотношений.
    Тип урока: изучение нового материала.
    Приемы:
    на развитие информационной компетенции (заполнение таблицы);
    на развитие коммуникативной компетенции (ромашка Блума, сундук с сокровищами, работа в группах, оратор, задачи на соответствие);
    на развитие компетенции бытовой ориентировки (шапка вопросов, сюрприз, решение практических задач).
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    Постановка целей и задач урока.
    Соседи, соседи: жуки и медведи,
    Орлы и козявки, деревья и травки.
    Прожить без соседей - увы! – невозможно,
    Иных обойдешь далеко, осторожно,
    Иными, как раз, хорошо закусить,
    А с теми под крышей теплее прожить.
    Иные годятся для дальней дороги,
    Другие поднимут тебя по тревоге,
    А эти соседи помогут в беде.
    Соседи, соседи – всегда и везде!
    Как вы считаете, какая у нас сегодня тема урока? А нужны ли в природе соседи? Да нужны! Эта тема рассматривалась вами уже неоднократно, начиная с уроков окружающего мира и природоведения и заканчивая уроками общей биологии в 9 классе, поэтому, основная цель урока: закрепить и углубить знания о многообразии типов взаимодействия между живыми организмами и их значением в жизни видов.
    II. Изучение нового материала.
    Жизнь любого живого существа невозможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют. Как называются связи между разными организмами? (биотическими).
    1. Работа в парах: «Оратор» - за 1 минуту убедите своего собеседника, что изучение данной темы просто необходимо. Теперь скажите соседи, вас убедили? Итак, продолжим.
    2. А теперь я предлагаю вам «Сундук с сокровищами», что можно туда положить? Правильно знания: запишите на карточках взаимоотношения организмов, уже известные вам и положите в сундук.

    Подобно большинству биологических категорий, взаимоотношения не являются понятиями с абсолютно четкими границами, поэтому не существует и общепринятой их единой классификации. У вас на столах данная классификация, с которой мы будем работать. Данная классификация строится по принципу влияния, которое оказывают одни организмы на другие в процессе взаимных контактов: + - положительное, - отрицательное, 0 – нейтральное. Составьте все возможные комбинации:
    00 – нейтральные
    - - – взаимовредные
    - 0 – вреднонейтральные
    ++ – взаимополезные
    +0 – полезнонейтральные
    +- – полезновредные
    3. А теперь мы с вами перейдём к более подробному изучению этих взаимоотношений. По ходу урока вы заполните таблицу, а поможет вам карточка с примерами отношений организмов в природе: (на партах).
    Задание: заполните вторую колонку в таблице
    Вид взаимоотношений Обозначение по классификации Примеры
    Нейтрализм 00, не формируют значимых форм воздействий. Синицы - полевые мыши
    Волк – дождевой червь, белки и лоси
    Аменсализм - 0, для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы корни осины тормозят рост дуба; дуб угнетает чернику,
    пенницилл не дает развиваться бактериям, светолюбивые травы под елью
    Конкуренция - - тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности. заяц – беляк и заяц – русак, пшеница – бодяк полевой,
    Внутривидовая конкуренция - - борьба за одни и те же ресурсы, между особями одного вида. Много дуба, за жилища, пищу
    Межвидовая конкуренция - - отрицательные отношения между двумя видами. Щука и окунь, волк и лисица
    Симбиоз + + сожительство (от греческого "син" – вместе, "биос" – жизнь) – форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого. Тля и муравей

    Задание группе №2.
    Стимул: для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы. По классификации «- 0»
    Задача: О каких взаимоотношениях идет речь? Выберите из списка данный тип взаимоотношений и заполните в таблицу. (аменсализм)

    Задание группе № 3.
    Стимул: тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.
    Задача: О каких взаимоотношениях идет речь? Выберите из списка данный тип взаимоотношений и заполните в таблицу. (комменсализм)

    7. Проверяем, выступление каждой группы, остальные записывают себе в таблицу.

    8. Решение практических задач.(работа в группах)
    Задача 1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?
    Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.
    Задача 2. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?
    Ответ: папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий.
    Задача 3. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?
    Ответ: в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

    9. Закрепление:
    Ромашка Блума:
    1. Простой вопрос: Что такое биотические факторы?
    2. Уточняющий вопрос: Верно ли утверждение, что к биотическим факторам среды относится свет, температура, влажность, деятельность человека?
    3. Объясняющий вопрос: Почему растения в лесу растут ярусами?
    4. Оценочный вопрос: Чем протокооперация отличается от мутуализма?
    5. Практический вопрос: Постройте возможные отношения между живыми организмами из предложенных компонентов.
    6. .Творческий вопрос: Что бы произошло, если бы на планете исчезли все растения?

    10. Рефлексия: «Сундук с сокровищами», положите те знания, которые вы получили на уроке.
    11. «Шкатулка вопросов»: (пишутся на карточках разного цвета)
    1) (желтые карточки) вопросы репродукции знаний по данной теме со слов: Когда? Сколько? Кто? Что? Почему? Как?
    2) (розовые карточки) Вопросы со слов Я считаю, что…?, А как ты думаешь….?, Как ты считаешь…..?
    3) (оранжевые карточки) Вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить или который интересует вас больше всего.

    12. Домашнее задание: творческое: найти ответ на интересующий вопрос и сделать сообщение.



    Последние материалы раздела:

    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
    Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

    Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

    Изменение вида звездного неба в течение суток
    Изменение вида звездного неба в течение суток

    Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

    Развитие критического мышления: технологии и методики
    Развитие критического мышления: технологии и методики

    Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...