Автор аналитической психологии. История возникновения и развития аналитической психологии

Помимо изучения сознания, учения психологии направлены и на бессознательное личности. Так, швейцарский психолог К. Юнг основал одно из главных направлений неофрейдизма, аналитическую психологию. В центре ее изучения стоит именно то, что скрыто за человеческим сознанием и, согласно его учениям, объясняет причины определенного и особенности в психике каждого из нас.

Аналитический подход в психологии

Данное направление сродни с психоанализом, но, в свою очередь, имеет ряд отличий. Суть аналитического подхода заключается в изучении мотивации, тех глубинных сил, что стоят за поведением каждой личности, посредством мифологии, снов и фольклора. Согласно Юнгу, личностная структура состоит из:

  • сознания;
  • индивидуального бессознательного;
  • коллективного бессознательного.

Первые две части представляют собой все те умения, что человек приобрел на протяжении всего своего жизненного пути, а коллективное – это некая «память каждого поколения». Иными словами, это наследство психологического характера, передаваемое ребенку в момент его рождения.

В свою очередь, коллективное бессознательное состоит из архетипов (формы, что организуют психологический опыт каждого человека). Швейцарский психолог называл их первичными образами. Данное название связано с тем, что они имеют непосредственную связь со сказочными и мифическими темами. Именно архетипы, согласно учениям Юнга, представляют собой основу каждой религии, мифов, таким образом, определяя самосознание народа.

Методы аналитической психологии

  1. Анализ – основной метод направления. Его главная особенность заключается в создании, своего рода, виртуальной реальности для клиента. Во время всего сеанса с помощью аналитика происходит трансформация низшего в высшее, коллективного в бессознательное, материального в духовное и пр.
  2. Метод свободных ассоциаций. Данная техника аналитической психологии заключается в отторжении рационального мышления. Именно ассоциации выступают отменным средством, способным сообщить о том сокровенном, что хранится в клиента.
  3. Метод активного воображения представляет собой некое погружение в глубины собственного «я», концентрируясь при этом на внутренней энергии.
  4. Амплификация – использование мифологического материала для сравнения тех фантастических образов, что возникают у пациента во время сеанса.

Карл Юнг родился 26 июля 1875 г. в Ксссвиле, кантон Тургау, на берегу живописного озера Констанц, в семье пастора швейцарской реформаторской церкви. Дед и прадед со стороны отца были врачами. Учился в Базельской гимназии, любимые предметы гимназических лет - зоология, биология, археология и история. В апреле 1895 г. поступил в Базельский университет, где изучал медицину, но затем решил специализироваться по психиатрии и психологии. Помимо этих дисциплин проявлял большой интерес к философии, теологии, оккультизму.

По окончании медицинского факультета Юнг написал диссертацию “О психологии и патологии так называемых оккультных явлений”, оказавшуюся прелюдией к его творческой деятельности, длившейся почти 60 лет. Важно отмстить, что с самого начала профессиональной карьеры Юнг интересовался бессознательными продуктами психического и их значением для субъекта. Уже в этом исследовании можно обнаружить логическую основу всех его последующих работ в их развитии - от теории комплексов к архетипам, от содержания либидо к представлениям о синхронности и т. д.

В 1900 г. Кари Юнг переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных в пригороде Цюриха. Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций. Юнг пришел к выводу, что посредством словесных связей можно обнаружить (“нащупать”) определенные совокупности (констелляции) чувственно окрашенных (или эмоционально “заряженных”) мыслей, понятий, представлений и тем самым дать возможность выявиться болезненным симптомам.

В ходе тестирования оценивалась реакция пациента по временной задержке между стимулом и ответом. В результате выявилось соответствие между словом-реакцией и поведением испытуемого. Значащее отклонение от норм отмечало присутствие аффективно- нагруженных бессознательных идей, и чтобы описать их комбинацию, Юнг ввел понятие “комплекс”.

В 1907 г. Юнг опубликовал исследование о раннем слабоумии (эту работу он послал Фрейду). Встреча с Фрейдом явилась важной вехой в научной судьбе Юнга. К моменту личного знакомства, в феврале 1907 г. в Вене, куда Юнг приехал после непродолжительной переписки, он был уже широко известен как опытами в словесных ассоциациях, так и открытием чувственных комплексов. Используя в опытах теорию Фрейда (его труды он хорошо знал), Юнг не только объяснял свои собственные результаты, но и поддерживал пси- хоанатитическое движение как таковое.

Встреча дала начало тесному сотрудничеству и личной дружбе, продолжавшимся вплоть до 1912 г. Фрейд был старше и опытнее, и нет ничего странного в том, что он стал для Юнга, в некотором смысле, отцовской фигурой. Со своей стороны Фрейд, воспринявший поддержку и понимание Юнга с неописуемым энтузиазмом и одобрением, уверовал в то, что наконец-то нашел своего духовного сына и последователя. В этой глубоко символической связи отец-сын росли и развивались как плодотворность их взаимоотношений, так и семена будущей размолвки.

Международная известность, а с ней и частная практика, приносившая неплохой доход, постепенно росли, так что в 1910 г. Юнг оставляет свой пост в Бурхгольцльской клинике (к тому времени он стал клиническим директором), принимая все более многочисленных пациентов у себя в Кюснахте, на берегу Цюрихского озера.

В это время Юнг становится первым президентом международной Ассоциации психоанализа и погружается в исследование мифов, легенд, сказок в контексте их взаимодействия с миром психопатологии. Пояатяются публикации, довольно четко наметившие область последующих жизненных и научных интересов Юнга. Здесьже более ясно обозначилась и граница идеологической независимости от Фрейда во взглядах на природу бессознательного психического.

Прежде всего разногласие обнаружилось в понимании содержания либидо как термина, определяющего психическую энергию индивида. Фрейд полагал, что психические расстройства развиваются из-за подавления сексуальности и перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир пациента.

Юнг считал, что контакт с внешним миром поддерживается и иными способами кроме сексуального, а утрату контакта с реальностью, характерную, в частности, для шизофрении, нельзя связывать лишь с сексуальным вытеснением. Поэтому Юнг стал использовать понятие “либидо” для обозначения всей психической энергии, не ограничиваясь ее сексуальной формой.

В скором времени расхождения во взглядах появились и по другим вопросам. Например, Фрейд считал, что невроз зарождается непременно в раннем детстве и главный его фактор - кровосмесительные фантазии и желания, связанные с так называемым эдиповым комплексом. Юнг, напротив, был убежден, что причина невроза скрыта в сегодняшнем дне и все детские фантазии - явление второго порядка.

Фрейд полагал, что сновидения - это неисполненные желания, перебравшиеся в сон, чтобы заявить о себе таким косвенным образом. “Зримое содержание сна”, говорил он, всего лишь покрывало на “скрытом содержании”, которое, как правило, не что иное, как подавленное сексуальное желание раннего детства. Для Юнга сны являлись каналами связи с бессознательной стороной психического. Они передаются символическим языком, трудным для понимания, но совсем необязательно связаны с желаниями или представляют тот или иной способ скрыть неприемлемое. Чаше всего сны дополняют сознательную дневную жизнь, компенсируя ущербные проявления индивида.

В ситуации невротического расстройства сны предупреждают о сходе с правильного пути. Невроз - достаточно ценный сигнал, “полезное” сообщение, указывающее, что индивид “забрел” слишком далеко. В связи с этим невротические симптомы могут рассматриваться как компенсационные; они тоже часть механизма саморегуляции, нацеленного на достижение более устойчивого равновесия внутри психического.

Юнг очень остро переживал разрыве Фрейдом, произошедший в 1913 г. Фактически это была личная драма, духовный кризис, состояние внутреннего душевного разлада на грани глубокого нервного расстройства.

В момент разрыва с Фрейдом Юнгу исполнилось 38 лет. Жизненный полдень оказался одновременно и поворотным пунктом в психическом развитии. Драма расставания обернулась возможностью большей свободы развития своей собственной теории содержания бессознательного психического.

В работах Юнга все более выявляется интерес к архетипическому символизму. В личной жизни это означало добровольный спуск в “пучину” бессознательного. За шесть лет (1913-1918) Юнг прошел этап, который он сам обозначил как время “внутренней неопределенности”, или “творческой болезни”. Значительное время Юнг проводил в попытках понять значение и смысл своих сновидений и фантазий и описать это насколько возможно в терминах повседневной жизни. В результате получилась объемистая рукопись в 600 страниц, иллюстрированная множеством образов сновидений и названная “Красная книга” (по причинам личного характера она никогда не публиковалась).

Пройдя через личный опыт конфронтации с бессознательным, Юнг обогатил свой аналитический опыт и создал новую систему аналитической психотерапии и новую структуру психического.

После выхода в свет “Психологических типов” для 45-летнего мэтра психологии наступил нелегкий этап укрепления завоеванных им в научном мире позиций. Постепенно Юнг приобретает все большую международную известность не только среди коллег - психологов и психиатров. Его имя начинает вызывать огромный интерес у представителей других направлений гуманитарных знаний - философов, историков культуры, социологов и пр. И здесь, забегая вперед, следует сказать, что труды и идеи Юнга повлияли по крайней мере на две области: 1) школа психологической теории и терапии, т. е. клиническая и личностная психоаналитическая практика; 2) искусство и гуманитарные области знания вообще и науки в частности.

В 20-е гг. XX в. Юнг совершает ряд длительных увлекательных путешествий, предпринятых им в различные районы Африки и к индейцам пуэбло в Северной Америке. Юнг смог взглянуть на другую культуру с точки зрения раскрытия содержащегося в ней смысла; постигая этот смысл, он полагает, что история имеет известный общечеловеческий универсальный смысл, в пределах которого возможно взаимодействие и культур, и времен. Здесь заключены две главные темы: Юнга психолога и психотерапевта и Юнга-культуролога.

Это тема личностного развития (индивидуации) и тема коллективного бессознательного. Юнг рассматривал индивидуацию как бытие, направленное в сторону достижения психической целостности, и использовал для его характеристики многочисленные примеры из алхимии, мифологии, литературы, западных и восточных религий, а также собственные клинические наблюдения.

Коллективное бессознательное - ключевое понятие аналитической психологии и, по мнению многих известных ученых и мыслителей, является наиболее революционной идеей XX в., идеей, главные выводы из которой так и не были сделаны до настоящего времени.

В 30-е гг. XX в. Юнг приобрел международную известность. Он был удостоен титула почетного президента Психотерапевтического общества Германии. В 1933 г. в Германии к власти пришел Гитлер. Психотерапевтическое общество было немедленно реорганизовано в соответствии с национал-социалистическими принципами, а его президент Эрнст Кречмер подал в отставку. Президентом международного общества выбран Юнг, но общество стало действовать по принципу “крыши”, состоящей из национальных обществ (среди которых германское общество было лишь одним из многих) и индивидуальных членов. Как впоследствии объяснял Юнг, это была своего рода увертка, позволившая психотерапевтам евреям, исключенным из германского общества, оставаться внутри самой организации. В связи с этим Юиг отверг всяческие обвинения относительно его симпатий к нацизму и косвенных проявлений антисемитизма.

В 1935 г. Юнг был назначен профессором психологии швейцарской Политехнической школы в Цюрихе, в том же году он основал

Швейцарское общество практической психологии. По мере того как международная ситуация становилась все хуже, Юнг, который до этого никогда не выказывал сколь-нибудь явного интереса к мировой политике, стал проявлять к ней все больший интерес.

Из интервью, которые Юнг давал в те годы разным журналам, можно понять, что он пытался анализировать психологию государственных лидеров, и особенно диктаторов. 28 сентября 1937 г. во время исторического визита в Берлин Муссолини Юнг случайно оказался на параде и имел возможность близко наблюдать поведение итальянского диктатора и Гитлера. С этого времени проблемы массовых психозов стали главными в теории Юнга.

В 85 лет Юнг получил титул почетного гражданина Кюснахта, в котором поселился еще в 1909 г. Незадолго до смерти Юнг завершил работу над автобиографической книгой “Воспоминания, сновидения, размышления”, ставшей бестселлером, а также вместе со своими учениками написал увлекательную книгу “Человек и его символы” (популярное изложение основ аналитической психологии).

Основные положения аналитической психологии:

  • 1. Юнг возражал против той мысли, что личность полностью детерминирована ее опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Существует определенная наследуемая структура психического, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет переживать и реализовывать жизненный опыт определенным образом. Эта определенность выражена в том, что Юнг назвал архетипами, которые влияют на мысли, чувства, поступки.
  • 2. Именно потому, что бессознательное не осознается нами, мы ничего непосредственно о нем сказать и не можем. Но мы все же судим о нем по его “плодам”, по косвенным проявлениям в сознательной психике. Подобные проявления-манифестации могут возникать в сновидениях, произведениях искусства и литературы, воображении, грезах, некоторых специфических формах поведения, а также в тех символах, которые управляют народами и обществами.
  • 3. Результирующее (манифестное) проявление психического есть всегда сплав, смешение различных влияний, комбинация самых разнообразных факторов. Прежде всего, налицо работа Эго, сознательного Я. Затем в качестве участников действия можно увидеть личностные (в основном несознаваемые) комплексы индивида или группы, к которой принадлежит тот или иной участник. И в-третьих, несложно проследить участие той или иной комбинации архетипического воздействия, имеющего свое инициирующее начало в коллективной психике, но реализующееся в том же самом индивиде (коллективное бессознательное). Из взаимодействия всех этих составляющих возникают поступки, идеи, произведения искусства, любые массовые движения и коллективные действия. Под архетипами Юнг понимал определенные образования архаического характера, включающие в себя по форме и содержанию мифологические мотивы. Они не имеют индивидуального происхождения, а принадлежат человечеству в целом и, таким образом, по природе коллективны.
  • 4. Юнг был глубоко убежден в том, что значение психических символов значительно шире личностных границ. По сути, архетипический символ трансперсонален, по смыслу межличностен. Здесь, возможно, скрыта внеконфессиональная религиозность Юнга. Он был убежден в том, что жизненная история существует на двух уровнях и поэтому излагаться должна, как в старых эпических поэмах - Библии или “Одиссее”, сказательно и иносказательно. В противном случае история, как и сама жизнь, оказывается неполной и, значит, неподлинной. Это соответствует двухуровневому членению психического на сознание и бессознательное.
  • 5. Юнг выделяет четыре полюса сознания: мышление, чувство, ощущение и интуицию. Хотя они существуют в сознании нераздельно, лишь одному из них принадлежит определяющая роль в жизни индивида, и дополняет его только один из полюсов другой пары. Мышление подкрепляется ощущением, чувство - интуицией. Определяющая роль первой пары характерна для западного человека. Чувство и интуиция, будучи незадействованными, вытесняются в область бессознательного и подавляются, что чревато их неконтролируемой активизацией и внезапным прорывом в виде автономных комплексов, стрессов или припадков одержимости. Переход ведущей роли от сознательной пары полюсов к бессознательной Юнг называет энантинодромией (противобежностью). Термины “экстравертный” и “интровертный” относятся к двум наиболее общим психологическим типам людей. Первых отличает открытость по отношению к объекту (окружающему миру) и даже зависимость от него. Вторых характеризует концентрация интересов в самом себе, независимость от объекта и готовность действовать, исходя сугубо из собственных намерений. Однако “чистых” экстравертов или интровертов практически не существует.
  • 6. Юнг выделял следующие элементы (слои) в структуре личности: Персону, Эго, Тень, Аниму (у мужчин), Анимус (у женщин) и Самость.

Персона (личность) - самый верхний слой личностного сознательного, Эго - его более глубокий слой. Далее расположено бессознательное, сначала индивидуальное, затем коллективное. Самый верхний слой бессознательного - двойник Я, его тень; следующий слой - душа (Анима и Анимус); самый нижний - Самость.

Персона (отлат. - маска) - визитная карточка Я. Это манера говорить, мыслить, одеваться; характер, социальная роль.

Эго - центр сознания, поэтому играет основную роль в сознательной жизни. Эго создает ощущение осознанности мыслей и действий. В то же время Эго, находясь на грани с бессознательным, ответственно за связь сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

Тень - центр личного бессознательного, не только отражение Эго, но и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Часто сюда входят желания, несовместимые с существующими социальными стандартами, то, что личность не признает и отрицает в себе. Тень уходит корнями в коллективное бессознательное. Чем полнее осознается Тень, тем гармоничнее становится личность и ее взаимоотношения с окружающим миром.

Анима и Анимус - это представление о себе как о мужчине и женщине, вытесненное в бессознательное, будучи нежелательным для данного индивидуума. Анима (у мужчин) имеет феминное содержание, а Анимус (у женщин) - маскулинное. По Юнгу, каждый мужчина в глубине души, в своем бессознательном - женщина, а каждая женщина - мужчина. Анима и Анимус - наиболее древние архетипы.

  • 7. Психику можно представить в виде сферы с блестящей зоной на поверхности, изображающей сознание. Эго находится в центре этой зоны. Самость - внутренний центр сферы, архетип целостности личности. Ее внутренние процессы саморегуляции порождают сновидения. Самость можно определить как внутренний регулирующий центр, отличающийся от личностного сознания, который можно понять лишь посредством изучения своих сновидений. Они подсказывают нам, что Самость - центр, постоянно направляющий развитие и созревание личности. Но это разностороннее и цельное состояние психики первоначально выглядитлишь как врожденная, но не проявившаяся возможность. На протяжении столетий люди интуитивно знали о существовании такого внутреннего центра. Греки называли его внутренним Даймоном, в Египте он выражался концепцией души - Ба, римляне почитали его за гения, присущего каждому индивидууму, а в первобытных общинах его часто считали духом - хранителем, воплощенным в животном и фетише.
  • 8. Реализация в отдельном человеке его уникальности является процессом индивидуации. Это процесс развития человека, включающий в себя установление связей между Эго и Самостью. Субъективное переживание такого процесса создает ощущение, что в созидание активно вмешивается какая-то надличностная сила. Иногда чувствуется, что подсознание определяет свой путь в соответствии с тайным замыслом. Но этот творчески активный элемент психического ядра может начать действовать только в том случае, когда Эго избавится от всех намерений и желаний и попытается перейти на более глубокий, приближающийся к самобытному уровень существования. Эго должно быть способно внимательно прислушиваться к внутренней устремленности и положиться на нее, не думая, что из этого выйдет. Многие философы-экзистенциалисты стремились описать данное состояние, но им удавалось лишь разоблачить иллюзорность сознания. Они подходили прямо кдвери, ведущей в подсознание, и... не могли ее открыть. Индиви- дуация является достижением полной согласованности четырех полюсов сознания. При этом личность не подвержена энантиодро- мии (переходу ведущей роли от сознательной пары полюсов к бессознательной), которая, кстати, присуща как экстравертам, так и интровертам.

Это одно из направлений психоанализа , автором которого является швейцарский психолог, психиатр и культуролог, теоретик и практик глубинной психологии Карл Густав Юнг . Это целостный подход к психотерапии и самопознанию на основе исследования бессознательных комплексов и архетипов.

Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии.

Различают индивидуальное (личное) и коллективное бессознательное . Индивидуальное бессознательное является мощной составляющей человеческой души. Устойчивый контакт между сознанием и бессознательным в индивидуальной психике необходим для её целостности.

Коллективное бессознательное является общим для группы людей и не зависит от индивидуального опыта и переживаний человека. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (человеческих превообразов) и идей . Наиболее явно и полно архетипы можно увидеть в образах героев сказок, мифов, легенд. Кроме того, каждый человек в собственном опыте может встретиться с архетипами в образах сновидений. Количество архетипов ограничено, при этом тот или иной архетип проявляется во всех культурах во все исторические эпохи в большей или меньшей степени.

В отличие от З.Фрейда, К. Юнг считал, что наиболее интенсивное развитие личности происходит не в раннем детстве, а в зрелом возрасте. Соответственно на первый план в его схеме выступает не взаимодействие ребёнка с родителями, а многоплановая система социальных отношений взрослой личности во всем ее разнообразии. При этом целью полноценного развития К. Юнг считал обретение цельности личности в процессе индивидуации — преодолении раскола между сознанием и бессознательным, неизбежно возникающим, по мысли К.Юнга, в детском возрасте.

Раскол, или расщепление такого рода во многом обусловлены влиянием социальной среды. Так, в частности, вступая в школьный возраст и стремясь занять максимально комфортную позицию в среде сверстников, ребёнок сознательно выбирает те личностные качества и поведенческие стратегии, которые вызывают желаемую им реакцию со стороны его социального окружения. Таким образом, формируется персона — та составляющая личности, которая полностью осознается, субъективно ею принимается и целенаправленно предъявляется миру. При этом те аспекты личности, которые не отвечают критерию социальной желательности, не просто скрываются, но активно отвергаются на внутриличностном уровне и, в конечном счёте, вытесняются в бессознательное. Именно таким образом формируется тень — структура несовместимая с самопринятием и самооценкой эго. Тень — это как бессознательный комплекс, в котором содержатся все вытесненные или отчуждённые части сознательной личности. В сновидениях тень может быть представлена в виде тёмной фигуры того же пола, что и сам сновидец. Человек, не осознающий и отвергающий свою тень, как правило, демонстрирует крайне ригидные формы поведения, плохо адаптируется к командной работе, неспособен к полноценной творческой деятельности, восприятию инновационных идей и альтернативных точек зрения.

Данное направление психотерапии не теряет своей актуальности уже много десятков лет. Кроме того, аналитическая психология Юнга дала начало таким направлениям психотерапии, как:

  • Юнгианская символдрама (кататимно-имагинативная терапия),
  • Юнгианская арт-терапия,
  • Юнгианская психодрама,
  • Процессуально ориентированная терапия,
  • Песочная терапия,
  • Неоэриксонианский гипноз,
  • Соционика.

Аналитическая психология - направление психодинамической психотерапии, разработанное К.Г. Юнгом.

Карл Юнг развил сложную и интересную теорию психологии, которая охватывает необыкновенно широкий круг человеческих мыслей и поведения. Юнговский анализ человеческой природы включает исследования восточных религий, алхимиии, парапсихологии и мифологии. Одно из центральных понятий Юнга - индивидуация; он называет так процесс развития человека, включающий установление связей между Эго - центром сознания, и самостью - центром души в целом, объемлющей сознательное и бессознательное.

Понятие об интроверсии и экстраверсии. Юнг полагал, что каждый индивид, круг его интересов, может быть обращен к своему внутреннему Я или, наоборот, к внешнему миру. Первый тип людей он назвал интравертами, второй - экстравертами. Никто не является чистым экстравертом или интравертом. Однако каждый индивид более склонен к какой-либо одной ориентации и действует преимущественно в ее рамках. Временами интраверсия является более подходящей, временами - наоборот. Невозможно придерживаться обеих ориентаций одновременно.

Интроверты интересуются, прежде всего, собственными мыслями и чувствами. Опасность для них заключается в том, чтобы не потерять связь с внешним миром, слишком глубоко погрузившись в свой внутренний мир.

Экстраверты заняты внешним миром людей и вещей; они стремятся быть более социальными, лучше осознают, что происходит вокруг них. Опасность для них заключается в утрате умения анализировать свои внутренние психические процессы.

Психические функции. Юнг выделяет четыре основные психические функции: мышление, чувствование, ощущение и интуицию. Каждая функция может осуществляться экстравертированным или интровертированным способом.

Мышление занято истинностью, суждения его основаны на внеличных, логических и объективных критериях. Мыслительные типы - великие составители планов, но часто оказываются в их плену, даже если эти планы противоречат конкретной ситуации.

Чувствование - принятие решений в соответствии с ценностными суждениями, например плохо-хорошо, правильно-неправильно. Чувствующие типы ориентированы на эмоциональные аспекты опыта. Они предпочитают сильные интенсивные эмоции нейтральному опыту.

Ощущение и интуицию Юнг называет способами получения информации, в противоположность способам принятия решения.

Ощущение основывается на прямом опыте, восприятии деталей, конкретных фактах - на всем том, что можно потрогать, увидеть, услышать и т.д. Ощущающие типы, как правило, реагируют на непосредственную ситуацию и эффективно справляются со всякого вида трудностями и неожиданностями.

Интуиция - способ обработки информации с точки зрения прошлого опыта, будущих целей и бессознательных процессов. Интуитивный человек обрабатывает информацию очень быстро, доверяет собственному опыту, поступки его часто кажутся непоследовательными.

Сочетание четырех функций в индивиде составляет целостный и уравновешенный подход к миру. Юнг пишет: "Чтобы ориентироваться, мы должны обладать функцией, которая подтверждает, что нечто наличествует (ощущение); вторая функция устанавливает, что именно наличествует (мышление); третья решает, подходяще это или нет, хотим ли мы принять это (чувствование); четвертая указывает, откуда это пришло и к чему ведет (интуиция)".

У человека эти функции развиты неравномерно, одна обязательно доминирует, другая, относительно развитая, является дополнительной. Остальные две функции бессознательны и действуют со значительно меньшей эффективностью.

Коллективное бессознательное. Юнг пишет, что мы рождаемся не только с биологическим, но и с психологическим наследством. Помимо личного бессознательного существует еще и коллективное бессознательное, которое содержит в себе опыт развития всего человечества и передается от поколения к поколению.

Архетипы. Основу коллективного бессознательного составляют архетипы. Это формы без собственного содержания, которые организуют и направляют психологический материал. Их можно сравнить с сухим руслом реки, форма которого определит характеристики реки, когда по нему потечет вода.

Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах героев, мифах, фольклоре, обрядах, традициях и т.д. Архетипов много, так как это обобщенный опыт наших предков. Главные из них: архетип Я, архетип матери, архетип отца.

Архетип матери определяет не только реальный образ матери, но и собирательный образ женщины, реальной или мифической (Мать, Дева Мария, Баба Яга и др.). Архетип отца определяет общее отношение к мужчинам (Отец, Илья Муромец, Бог, Закон, Деспот и др.).

Каждая из основных структур личности - тоже архетип; среди них можно назвать Эго, персону, тень, Аниму(у мужчин), Анимуса (уженщин), самость.

Символы. По Юнгу, бессознательное выражает себя, прежде всего, в символах. Хотя ни один конкретный символ не может представить архетип, чем ближе символ сооветствует бессознательному материалу, орагнизованному вокруг архетипа, тем более он вызывает сильный ответ. Символические термины и образы часто репрезентируют представления, которые мы не можем ясно определить или полностью понять. Символ представляет психическую ситуацию индивида.

Сны. Сны - важное соеденительное звено между сознательными и бессознательными процессами. По Юнгу, "основная функция снов состоит в том, чтобы постараться восстановить наше психическое равновесие посредством создания материала сновидения, который таким образом вновь устанавливает общий душевный баланс".

Поскольку сновидение содержит символы, которые имеют не одно значение, не может быть простой механической системы интерпретации снов. Любой анализ сновидения должен принимать во внимание положение, опыт и среду видевшего сон. Интерпретации аналитика могут быть лишь предварительными до тех пор, пока они не приняты анализируемым и не почувствованы им значимыми. Более важен факт не просто понимания сновидения, но акт самого переживания материала и серьезное к нему отношение.

Структура личности. Юнг выделяет следующие элементы структуры личности: Эго, персону, тень, Аниму (у мужчин), Анимуса (у женщин), самость.

Эго - центр сознания и один из основных архетипов личности. Эго создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни. Оно, находясь на грани с бессознательным, ответственно за связь сознательного и бессознательного. При нарушении гармоничности этой связи возникает невроз.

Персона (личность) - это то, какими мы представляем себя миру. Это характер, который мы принимаем; посредством персоны мы относимся к другим. Она включает наши социальные роли, род одежды, которую мы предпочитаем носить, наш индивидуальный стиль выражения.

Различают позитивные и негативные качества персоны. В первом случае она подчеркивает индивидуальность, способствует коммуникации, служит защитой от вредоносных влияний среды. В другом случае, если социальной роли предается слишком большое значение, персона может задушить индивидуальность.

Тень - центр личного, бессознательного, которое включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, отрицаемые индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень опаснее всего, если ее не признавать. Тогда индивид проецирует все нежелательные качества на других или оказывается во власти тени, не сознавая того. Чем более материал тени осознается, тем менее он может властвовать.

Тень - не только обратное отображение Эго, но также и хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бессознательное, она может обеспечить индивиду доступ к значительному бессознательному материалу, который отвергается Эго и персоной.

Анима и Анимус - по мнению Юнга, это представления о себе как о мужчине и женщине, вытесненные в бессознательное как нежелательные для данного индивида. Таким образом, поскольку женщина определяет себя феминистически, ее Анимус объемлет все разрозненные тенденции и переживания, которые она полагает маскулинистическими. По Юнгу, каждый мужчина в глубине своей души, в своем бессознательном, - женщина. "Поскольку этот образ бессознателен, он всегда бессознательно проецируется на любимую женщину, он является одним из главных оснований привлечения и отталкивания".

Анима и Анимус наиболее древние архетипы. Они ориентированы своим острием к глубокому бессознательному и оказывают большое влияние на поведение индивида.

Самость. Юнг называл самость центральным архетипом, архетипом порядка и целостности личности. По Юнгу, "сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость". Самость - внутренний руководящий фактор, совершенно отличный от Эго и сознания, даже отделенный от него.

Индивидуация и аналитическая психотерапия. Индивидуацией Юнг называл способность человека к самопознанию и саморазвитию, слияние его сознательного и бессознательного. "Индивидуация, -говорит Юнг, - означает становление единым, однородным существом, и поскольку "индивидуальность" - это наша наиболее внутренняя, постоянная, ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация также подразумевает становление собой".

Первый этап индивидуации - это анализ персоны. Хотя персона имеет важные защитные функции, она является также маской, скрывающей самость и бессознательное.

Второй этап - осознание тени. Если мы признаем ее реальность, то сможем освободиться от ее влияния.

Третий этап - встреча с Анимой или Анимусом. С этим архетипом следует обращаться как с реальной личностью, существом, с которым можно общаться и у которого можно учиться. Юнг "расспрашивал" свою Аниму об интерпретации снов, как анализирующийся советуется с анализирующим.

Последняя стадия процесса индивидуации - развитие самости. Самость становится новым центром души. Она приносит единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал. Это продолжает оставаться центром сознания, но уже не кажется ядром всей личности. Юнг пишет, что "человек должен быть собой, должен найти собственную индивидуальность, тот центр личности, который одинаково удален от сознания и бессознательного; мы должны стремиться к этому идеальному центру, к которому природа направляет нас".

Все названные стадии пересекаются, человек постоянно вновь возвращается к старым проблемам. Индивидуация может быть представлена как спираль, в которой человек продолжает сталкиваться с теми же фундаментальными вопросами, каждый раз в более тонкой форме.

Основной задачей психотерапевта, считает Юнг, является установление контактов сознательного личности с его личным и коллективным бессознательным. Юнг полагал, что психотерапия - это прежде всего взаимодействие бессознательного аналитика с бессознательным пациента.

Весь процесс лечения Юнг разделил на два этапа: признание и толкование. Лечение начинается со сбора материала. Уже в процессе признания происходит частичное осознание своего бессознательного. Следующий этап - толкование собранного материала. Особо важное значение Юнг придавал сновидениям и символам, а также использовал другие формы выражения бессознательного: рисунки, танцы, скульптуру.

Карл Юнг создал свое направление в психологии и психотерапии. Аналитическая психотерапия направлена в основном на уравновешивание сознательного и бессознательного, на оптимизацию динамического взаимодействия между ними.

Аналитическая психология - одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В отличие от естественно-научного подхода экспериментальной психологии, аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной.

Общие положения

В качестве единицы анализа психики Юнг предложил понятие архетипа как надперсональной врожденной модели восприятия, мышления и переживания на различных уровнях психики человека: животном, общечеловеческом, родовом, семейном и индивидуальном. Энергетика архетипа обусловлена тем, что он является реализацией либидо - универсальной психической энергии, которая - в отличие от концепции либидо Фрейда - не имеет собственной определенной окраски (например, сексуальной), а может иметь различные проявления в разных областях жизни человека. В процессе личного исследования собственной психики - анализа человек встречается со своим бессознательным через понимание символов, которые можно встретить во всех сферах жизни: в сновидениях, искусстве, религии, отношениях с другими людьми. Символический язык бессознательного следует изучать и понимать с привлечением данных мифологии, этнологии, религиоведения. Внимание и открытость к этим процессам гармонизирует жизнь человека.

Юнг также дал описание экстравертной (направленной преимущественно на внешний мир) и интровертной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок и четырех функций, по роли которых в индивидуальной психике выделяются типы личности.

Невроз с точки зрения аналитической психологии - это результат дисгармоничных отношений между индивидуальным сознанием и архетипическими содержаниями. Цель психотерапии состоит в том, чтобы помочь индивиду установить (или восстановить) здоровую связь с бессознательным. Это означает, что сознание не должно быть ни поглощено бессознательными содержаниями (что определяется как состояние психоза), ни изолировано от них. Встреча сознания с символическими посланиями бессознательного обогащает жизнь и способствует психологическому развитию. Юнг считал процесс психологического роста и созревания (который он называл индивидуацией) ключевым процессом жизни каждого отдельного человека и общества в целом.

Для движения по пути индивидуации человеку следует допустить встречу с чем-то в своей личности, что находится за пределами Эго. Этому способствует работа со сновидениями, знакомство с религиями и различными духовными практиками и критическое отношение к социальным закономерностям (а не слепое нерефлексивное следование привычным нормам, убеждениям, стереотипам).

Производными аналитической психологии являются:

    Архетипическая психология

    Юнгианская символдрама (кататимно-имагинативная терапия)

    Юнгианская арт-терапия

    Юнгианская психодрама

    Процессуально ориентированная терапия

    Песочная терапия

    Неоэриксонианский гипноз

    Юнгианская типология

    Соционика

Основные понятия

Бессознательное

Аналитическая психология опирается на предположение о существовании индивидуального бессознательного как мощной составляющей человеческой души. Устойчивый контакт между сознанием и бессознательным в индивидуальной психике необходим для ее целостности.

Другое ключевое допущение заключается в том, что сновидения демонстрируют мысли, убеждения и чувства, которые иначе остаются неосознанными для индивида, но стремятся к этому, и что этот материал выражается в том, как человек описывает визуальные образы. Оставаясь неосознанным, этот материал содержится в бессознательном, и сновидения являются одним из основных средств выражения этого материала.

Аналитическая психология различает индивидуальное (личное) и коллективное бессознательное

Коллективное бессознательное содержит архетипы, общие для всех людей. Это означает, что в процессе индивидуации могут всплывать символы, не имеющие прямого отношения к непосредственному опыту конкретного человека. Эти содержания являются скорее ответами на более глубокие вопросы человечества: жизнь, смерть, смысл, счастье, страх. Эти и другие понятия могут актуализироваться и быть интегрированными личностью.

Коллективное бессознательное

Концепция Юнга о коллективном бессознательном зачастую понимается неверно. Чтобы понять эту концепцию, важно понять смысл архетипов.

Архетипы коллективного бессознательного можно представить как ДНК человеческой души. Все человеческие существа имеют общую физическую наследственность и предрасположенность к примерно определенным физическим формам (например, иметь две руки, одно сердце), и точно так же все мы имеем врожденные психологические предрасположенности в виде архетипов, которые и образуют коллективное бессознательное.

По контрасту с объективным миром субъективная реальность архетипов не может быть полностью измерена количественными методами исследования. Она может быть лишь открыта через исследование символической коммуникации человеческой души - в искусстве, сновидениях, религии, мифе и в рисунке человеческих отношений и поведения. Юнг посвятил свою жизнь задаче открытия и понимания коллективного бессознательного, он предполагал, что определенная символическая тематика существует во всех культурах, всех эпохах и в каждом отдельном человеке.

Архетипы

Юнг ввел понятие психологического архетипа в 1919 году в работе «Инстинкт и бессознательное». В его понимании архетипы - это врожденные универсальные прототипы идей, и они могут быть использованы для интерпретации результатов исследований. Группа воспоминаний и связей вокруг архетипа, называется комплексом. Например, материнский комплекс связан с материнским архетипом. Юнг рассматривал архетипы как психологические органы, по аналогии с органами тела, так как в тех и других есть морфологические задатки, которые проявляются в ходе развития.

Самореализация и невротизм

Врожденная потребность в самореализации подталкивает людей к тому, чтобы обнаружить и интегрировать отброшенный материал. Этот естественный процесс называется индивидуацией, то есть, процессом становления индивидуальности.

По Юнгу, самореализация может проходить в два этапа. В первой половине жизни человек отделяется от сообщества, пытается создать собственную идентичность (Я). Поэтому в молодых людях бывает много деструктивности, а отношения подростка к родителям часто полны враждебности. Юнг также говорил, что мы проходим через «второй пубертат» около 35-40 лет, когда переносим акцент с материальных ценностей, сексуальности, деторождения на ценности общности и духовности.

Во второй половине жизни человек воссоединяется с человеческим родом, снова становится его частью. В это время взрослый человек начинает с большей охотой делиться чем-то с другими (добровольно посвящать свое время общим делам, заниматься строительством, садоводством, искусством), чем разрушать. В этот период он обращает больше внимания на свои чувства - осознаваемые и не осознаваемые. По наблюдению Юнга, молодой человек редко мог бы сказать «Я злюсь» или «Мне грустно», так как это подразумевало бы присоединение к общечеловеческому опыту, к которому он обычно приходит в более зрелые, мудрые года. Для молодости характерна тема поиска своей настоящей сути, а для целостной личности ведущей является идея вклада в общий опыт.

Юнг предполагал, что конечная цель коллективного бессознательного и самореализации - достижение высочайшего, то есть, духовного уровня опыта.

Если человек не продвигается по пути самопознания, возникают невротические симптомы, в том числе, такие широко известные, как фобия, фетишизм или депрессия.

Тень

Тень - это бессознательный комплекс, под которым подразумевают подавленные, вытесненные или отчужденные свойства сознательной части личности. В аналитической психологии принято выделять как созидательные, так и деструктивные аспекты Тени человека.

В деструктивном аспекте Тень представляет собой то, что человек не принимает в себе самом. Например, человек, считающий себя добрым, обладает теневыми качествами грубости или злобности. И наоборот, у жесткого по характеру человека в Тени остается нежность, чувствительность.

В конструктивном аспекте Тень представляет собой положительные, полезные качества. О них говорят как о «золоте Тени».

Юнг подчеркивал, как важно понимать теневые содержания и включать их в сознание, чтобы избежать ситуации, когда теневые качества человек проецирует на окружающих (присваивает им).

В сновидениях Тень часто бывает представлена в виде темной фигуры того же пола, что и сам сновидец.

По Юнгу, человек обходится с Тенью четырьмя способами: отрицание, проекция, интеграция и/или трансформация.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...