Биография современных композиторов. Детская музыка и ее значение в творчестве композиторов

Композиторы детям

В остальном это вездесущность драматической или трагической темы с фатальным исходом. Он не делает большую часть своей работы в своей семейной переписке - тот, который у него есть со своими издателями или его либреттистами, дает нам больше информации, - но она делает даты и поездки.

Импульсивный, сердитый в свое свободное время, он едва сражается с дуэли со знаменитым баритоном Лассалем, который был достаточно осмотрительным, чтобы критиковать женского переводчика Мага. Именно эта чувствительность, столь присутствующая в его музыке, сделала его знаменитость. И он навсегда запомнит одного из самых эклектичных композиторов, великого учителя и великого любовника.

Детская музыка

Музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие образцы её характеризуются конкретностью, живым поэтич. содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной Д. м. свойственны программность, элементы изобразительности, звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота муз. фактуры, опора на фольклор. В основе муз. произв. для детей часто бывают нар. сказки, картины природы, образы животного мира. Существуют разл. виды Д. м. - песни, хоры, инстр. пьесы, орк. произв., муз.-сценич. сочинения. Произв., предназначенные для исполнения детьми, соответствуют их исполнительским возможностям. В вок. произв. принимаются во внимание диапазон голоса, особенности звукообразования и дикции, хор. подготовка, в инстр. пьесах - степень технич. трудности. Круг муз. произв., доступных восприятию детей, шире области собственно Д. м. В детской аудитории, особенно старшего возраста, популярны мн. произв. М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и др. классиков, произв. сов. композиторов.

Вы также можете прочитать одну из многочисленных биографий Жюля Массне. Книги доступны в книжных магазинах или в Интернете. Дон Кихотта № 93 - Таис № 109 - Эсклармонд Гриселидис № 148 - Вертер № 61 - Сид Панурге № 161 - Царь Лахора Геродиада № 187 - Сафо Наварра № 217 - Манон № 123.

Рома - Жонглер Нотр-Дама Мари-Магделейн - Ариан. Столкнувшись с этой часто идеализированной публикой, создатели задают себе вопрос о приеме своих произведений. Так, что то, что они считают первым контактом между лирическим искусством и ребенком-зрителем, происходит в лучшем случае, все разрабатывают стратегии соблазнения. Однако реакции детей, собранные в этом исследовании, показывают, что они не позволяют себе так легко завоеваться.

Песни, прибаутки, пляски, скороговорки, байки и др. часто служили основой проф. Д. м. Ещё в Др. Греции была известна нар. детская песня, в частности были распространены колыбельные песни. Исторические источники указывают на то, что неск. детских песен было сочинено греч. певцом и композитором Пиндаром (522-442 до н. э.). В Др. Спарте, Фивах, Афинах детей с раннего возраста обучали игре на авлосе, пению в хорах.

Столкнувшись с такой аудиторией, которая часто идеализируется, создатели стали подвергать сомнению прием своей работы. Для того, чтобы первое впечатление о лирическом жанре ребенка было положительным, все они без исключения разрабатывают стратегии соблазнения. Тем не менее, детские реакции в этом исследовании показывают, что их не так легко соблазнить.

Подавляющее большинство из них решают со спонсором выполнить сценическую работу. Рассказ истории через музыку и сцену кажется одним из предпочтительных способов общения с молодой аудиторией. Во всей Европе появляются новые музыкальные театры и оперные спектакли, которые в рамках профессионального производства направлены на то, чтобы воспитывать детей в области исполнительского искусства в целом, а также в опере и современной музыке в частности. Вопрос о хорошем восприятии их творчества может принимать различные формы в дискурсе композиторов, но в целом речь идет о «соблазнении» детей, о том, чтобы сделать их более терпимыми к современной музыке и, насколько это возможно, создать любовь к лирическому жанру.

В ср. века в Европе Д. м. была связана с творчеством шпильманов (бродячих народных музыкантов). Сохранились старинные немецкие детские песни "Птички все слетались к нам", "Ты, лиса, гуся стянула", "Прилетела птичка", "Петрушка - чудная трава". Ладовая основа европ. детских песен - мажор и минор, изредка - пентатоника (нем. детская песня "Фонарик, фонарик"). Гл. особенности муз. языка: гармонич. характер мелодики, квартовые затакты, однотипность формы (куплетная). Гор. уличные детские песни (der Kurrenden) в ср.-век. Германии популяризировались своеобразными певч. коллективами (die Kurrende) - бродячими хорами певцов-учеников, выступавшими на улице за небольшое вознаграждение. Рус. старинные детские песни, бытовавшие в народе, напечатаны в сб. нар. песен 18 в. В. Ф. Трутовского, И. Прача. Нек-рые из этих песен дошли до нашего времени ("Зайчик, ты, зайчик", "Скок-поскок", "Ходит зайка по саду" и др.). Созданию педагогич. муз. лит-ры для детей уделяли внимание композиторы-классики 18 - нач. 19 вв.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Особое место занимает "Детская симфония" Гайдна (1794). В 1-й пол. 19 в., с усилением религиозно- консервативного начала в воспитании детей, Д. м. приобрела ярко выраженную культовую направленность.

Следующие оперы были представлены этнографиям, составленным среди других интервью с композитором и спонсором, а также анализ процесса репетиции и сценического творчества. На первый взгляд, мы можем почувствовать, что создатели просто облегчают им доступ к молодым зрителям. Однако нам кажется необходимым подчеркнуть, что в контексте этого исследования корректировка не обязательно подразумевает упрощение языка или отказ от обычного стиля.

Большинство опрошенных композиторов знают об этом риске и горячо защищают себя, чтобы изменить свой стиль или упростить язык для детского зрителя. В контексте детской оперы, кроме того, музыка является решающим элементом соблазнения ребенка-зрителя? Перед лицом новшеств большого экрана и драмы, конвенции оперной сцены стали невыносимыми и препятствовали появлению новой аудитории.

Во 2-й пол. 19 в. появилось сравнительно большое количество проф. произв. Д. м. : сб. М. А. Мамонтовой "Детские песни на русские и малороссийские напевы" (обработки песен для детей сделаны П. И. Чайковским, вып. 1, 1872), фп. пьесы для начинающих пианистов. Лучшие из этих пьес прочно вошли в практику обучения игре на фп., напр. " Детский альбом" Чайковского (ор. 39, 1878) - своеобразная фп. сюита, где в разнообразных небольших по объёму пьесах нар. характера перед детьми последовательно ставятся разные художеств.-исполнительские задачи. Отсутствие мелодич., гармонич., фактурных трудностей делают это произв. доступным юным исполнителям. Сходны по задачам и способам их разрешения сб-ки фп. пьес для детей A. С. Аренского, С. М. Майкапара, В. И. Ребикова.

Чтобы обеспечить «выживание» жанра, оперные театры вынуждены вступать в новую динамику, которая включает в себя не только сокращение художественных номеров, отказ от системы программирования на основе репертуара и использование славы, но и, прежде всего, интеграция процесса демократизации: адаптация тарифов и графиков; и децентрализация поставок. Хотя эти меры оказывают количественное воздействие на общественность, они не оказывают реального влияния на социальный состав населения. Психологические барьеры остаются неизменными.

Тогда возникает необходимость задать вопрос о самой публике. Облицовывая зрителей со средним возрастом 60 лет, общественность будет переопределена: мы больше не говорим об однородной аудитории, а о зрителях. Среди них молодая аудитория представляет особую надежду на сохранение жанра: считается зрителем завтрашнего дня, мы переходим к воспитанию ребенка с целью превратить его в будущего любителя музыки. Это образование уже не просто обучение слушанию, но разделение художественного опыта: ребенок находится в активной позе перед самим искусством.

В кон. 19 в. были написаны первые оперы для детей: "Кот, козёл и баран" и "Музыканты" Брянского (1888, на тексты басен И. А. Крылова); "Коза-дереза" (1888), "Пан Коцький" (1891) и "Зима и весна, или Снежная красавица" (1892) Лысенко. Муз. язык этих опер прост, пронизан интонациями рус. и укр. песен. Известны детские оперы Ц. А. Кюи - "Снежный богатырь" (1906), " Красная шапочка" (1911), "Кот в сапогах " (1912), "Иванушка-дурачок" (1913); А. Т. Гречанинова - "Ёлочкин сон" (1911), "Теремок" (1921), "Кот, Петух и Лиса" (1924); Б. В. Асафьева - "Золушка" (1906), "Снежная королева" (1907, инструментована в 1910); B. И. Ребикова - "Ёлка" (1900), "Сказка о Принцессе и Короле-лягушке" (1908). Мир детства и юности отражён в детских песнях Чайковского ("16 песен для детей" на стихи А. Н. Плещеева и др. поэтов, ор. 54 , 1883), Кюи ("Тринадцать музыкальных картинок" для пения, ор. 15), Аренского ("Детские песни", ор. 59), Ребикова ("Детский мир", "Школьные песни"), Гречанинова ("Ай, ду-ду", ор. 31, 1903; "Курочка-рябка", ор. 85, 1919) и др.

В то время как детская опера имеет очень давнюю традицию в школьной среде, ее перемещение по лирическим сценам является особенностью этого периода, прямым следствием новых целей демократизации, возложенных на лирические учреждения. Столкнувшись с возможным пренебрежением к коллегам и меньшей «социальной славой», в основном люди, отмеченные очень сильным личным опытом, преодолевают барьер мнения других и сами решают пишите для этой аудитории. В оперных театрах выбирают композиторов, которым они просят работу, предназначенную для молодой публики: этот выбор обусловлен в то же время наличием стиля, который может порадовать молодую публику и адекватным личным отношением.

Среди произв. зап.-европ. Д. м.: "Детские сцены" (1838), "Альбом для юношества" Р. Шумана (1848) - цикл фп. миниатюр, располож. по принципу от простого к сложному; "Детские народные песни" Брамса (1887), сюита Ж. Визе "Игры для детей" (1871) -12 пьес для фп. в 4 руки (пять пьес из этого цикла, оркестрованные автором, составили одноим. сюиту для симф. оркестра). Известны циклы произв. для фп.: " Детский уголок" Дебюсси (1906-08), "Матушка гусыня" Равеля (1908) (сюита для фп. в 4 руки; оркестрована в 1912). Для детей писал Б. Барток ("Маленькому словаку", 1905, - цикл из 5 мелодий для голоса и фп.; в 1908-09 4 тетради уч. репертуара для фп. "Детям"); в его пьесах, в основном нар. характера, использованы мелодии словацких и венгерских песен, по содержанию это жанровые фп. картинки, продолжающие традиции Д. м. Шумана и Чайковского. В 1926-37 Барток написал серию из 153 пьес (6 тетрадей) для фп. "Микрокосмос". Пьесы, расположенные в порядке постепенного усложнения, вводят маленького пианиста в мир современной музыки. Песни для детей писали: X. Эйслер ("Шесть песен для детей на слова Б. Брехта", ор. 53; "Детские песни" на слова Брехта, ор. 105), З. Кодай (многочисленные песни и хоры для детей на основе венгерской народной музыки).

Таким образом, жанр детской оперы отвечает социокультурным и политическим требованиям. Он вновь открывается перед лицом предполагаемого «кризиса существования» лирического жанра и подчиняется политическому импульсу популяризации искусств, считающегося самым законным. В отличие от детского театра, который развивается в противоположность взрослым театрам, детская опера - это жанр, созданный лирическими театрами, чтобы спасти себя. Ни в коем случае это не органический элемент детской культуры, то есть культура, определенная и разработанная самими детьми.

Д. м. много занимается комп. Б. Бриттен. Им создан сборник школьных песен "В пятницу после обеда" (ор. 7, 1934). Песни из этого сборника популярны среди англ. школьников. Для исп. детьми в сопровождении арфы написан цикл "Обрядовые рождественские песни" (ор. 28, 1942, на тексты из старой англ. поэзии). Лучшие из песен - "Морозная зима", "О, мой милый" (колыбельная), канон "Этот младенец". Известность получил "Путеводитель" по оркестру Бриттена (ор. 34, 1946, для юношества) - своеобразное произв., знакомящее слушателя с совр. симф. оркестром. К. Орф создал большой цикл произв. "Музыка для детей"; в 1950-54 цикл был закончен совм. с Г. Кетман и получил назв. "Шульверк" ("Schulwerk. Musik fьr Kinder") - песни, инстр. пьесы и ритмомелодич. упражнения для детей мл. возраста. Дополнение к "Шульверку" - сборник "Музыка для юношества" ("Jugendmusik ") - практич. основа коллективного муз. воспитания (тексты взяты из сб. Ф. М. Бёме "Немецкая детская песня и детская игра" - Fr. M. Bцhme, "Deutsches Kinderlied und Kinderspiel").

Именно взрослые решают создать оперы для детей, которые налагают эстетику, содержание и форму. Поскольку кажется трудным утверждать, что лирический жанр является необходимым опытом в жизни ребенка, дискурсы, сопровождающие создание и распространение жанра, являются апологетическими: даже если никто не ставит под сомнение смысл существования он страдает от недостатка признания.

Почему бы не только адаптировать классику репертуара? Это недоверие к окружающей среде противопоставляется социально-политическому феномену, который в связи со спецификациями, налагаемыми на учреждения культуры и с предоставлением средств, умудряется найти новую практику. В течение десятилетия последовательные министры публично подчеркивали важность художественного образования и объявили о новых мерах в свою пользу, особенно в сотрудничестве с Национальным образованием. Подобно тому, как это было разработано во Франции, этот феномен культурного образования, отделенный от школьных учреждений, ориентирован не только на детей, но и на любую общину, далекую от художественного предложения «дать молодым людям возможность исследовать их художественную сторону.».

Большое распространение получила опера опера для детей "Мы строим город" Хиндемита (1930). В детском муз. спектакле " Маленький трубочист, или Давайте ставить оперу" Бриттена (ор. 45, 1949 ) 12 ролей: 6 детских (дети от 8 до 14 лет) и столько же для взрослых. В действие вовлекается зал: маленькие зрители репетируют и поют спец. "Песню для публики". Состав оркестра - струн. квартет, ударные и фп. в 4 руки. Популярна также детская опера Бриттена "Ноев ковчег" (ор. 59, 1958), созданная по старинной мистерии. В огромном детском оркестре (70 исполнителей) для проф. музыкантов написано всего 9 партий. Часть партий рассчитана на детей, только начинающих играть. Необычен состав исполнителей (в оркестре - орган, фп., ударные, струнные, флейта, валторна и ручные колокольчики; на сцене - говорящий хор, солисты и 50 детских голосов, поющих отдельные реплики).

Затем оперные театры присвоили этот политический дискурс, создав педагогическую деятельность и программу, предназначенную для детского зрителя. В то же время они стали свидетелями их первого опыта в том, что детская публика является приятной и интересной публикой. Создатели и художники знают, что искусство для самого молодого может привести их к размышлению о своих привычках, клише и кодексах, которые доминируют в жанре и о том, как они потребляются. Эти размышления выходят за рамки выбора предмета и музыкального стиля.

Ребенок в воображении композиторов

Программисты и создатели также задают вопросы о том, как подойти к этому необычному зрителю, который является ребенком. У каждого композитора, как и у каждого взрослого, есть четкая картина ребенка в целом и ребенка как зрителя в частности. Для большинства из них представление ребенка представляет собой смесь двух противоположных концепций.

Сов. композиторы обогатили Д. м., расширили её жанровые возможности и средства выразительности. Помимо вок. и фп. миниатюр, для детей создаются оперы, балеты, кантаты, крупные симф. произв., концерты. Большое распространение получил жанр сов. детской песни, к-рая сочиняется композиторами в содружестве с поэтами (С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто, О. И. Высотская, В. И. Лебедев-Кумач и др.). Мн. сов. композиторы посвятили своё творчество Д. м. Широко известны, напр., фп. пьесы для детей С. М. Майкапара "Бирюльки " (ор. 28, 1926) и сб. "Первые шаги" (ор. 29, 1928) для фп. в 4 руки. Эти произв. отличают изящество и прозрачность фактуры, новизна и оригинальность муз. языка, тонкое использование приёмов полифонии. Популярны обр. нар. мелодий Г. Г. Лобачёва: сб. "Пять песен дошкольников" (1928), "Пять песен для детей" (1927); их отличают изобретательность сопровождения, элементы звукоподражания, интонац. чёткость и лаконизм мелодий. Большую ценность представляет творческое наследие М. И. Красева. Им написано ок. 60 пионерских песен, несколько опер-миниатюр на сюжеты нар. сказов, сказок К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Музыка опер изобразительна, красочна, близка к нар. лубку, доступна для детского исполнения. Творчество М. Р. Раухвергера в основном обращено к детям дошкольного возраста. Лучшим произв. композитора свойственны современность муз. интонаций, выразительность мелодич. оборотов, острота гармонии. Популярны цикл песен "Солнышко" на стихи А. Л. Барто (1928), песни "Красные маки", "Зимний праздник", "Аппассионата" , "Мы - весёлые ребята" , вокальный цикл "Цветы" и др. Большой вклад в Д. м. внесли комп. А. Н. Александров, Р. Г. Бойко, И. О. Дунаевский , А. Я. Лепин , З. А. Левина , М. А. Мирзоев, С. Рустамов, М. Л. Старокадомский , А. Д. Филиппенко. Много популярных детских песен создали Т. А. Попатенко и В. П. Герчик, Е. Н. Тиличеева. Одним из любимых детской аудиторией жанров является шуточная песня (" Про Петю" Кабалевского, "Совсем наоборот" Филиппенко, "Мальчик и лёд" Рустамова, "Медвежий зуб", "Город Лима" Бойко, "Фотограф в зоопарке" Жарковского и др.). В музыке Д. Б. Кабалевского, обращенной к детям, отражается глубокое знание композитором мира чувств, мыслей, идеалов совр. молодого поколения. Как детского композитора-песенника, Кабалевского характеризует мелодич. богатство, современность яз., художеств. простота, близость к интонациям совр. муз. фольклора (первый его детский сб. - "Восемь песен для детского хора и фортепиано", ор. 17, 1935). Кабалевский - один из основоположников жанра детской лирич. песни ("Песня у костра", "Наш край" , "Школьные годы" ). Он написал 3 тетради педагогич. фп. пьес, расположенных в порядке возрастающей трудности ("Тридцать детских пьес", ор. 27, 1937-38). Его произв. отличают тематич. богатство, близость массовым формам музицирования - песням, танцам, маршам. Выдающимися художеств. достоинствами обладают произв. для детей С. С. Прокофьева . Классичность приёмов соединяется в них с новизной и свежестью муз. языка, новаторской трактовкой жанров. Фп. пьесы Прокофьева " Детская музыка " (частично оркестрованные автором и объединённые в сюиту "Летний день") характеризуются ясностью изложения, относит. простотой муз. материала, прозрачностью фактуры. Одно из лучших произв. Д. м. - симфонич. сказка Прокофьева "Петя и Волк" (1936, на собственный текст), сочетающая музыку и чтение. Образностью отличаются характеристики её осн. героев (Петя, Утка, Птичка, Дедушка, Волк, Охотники), знакомящие юных слушателей с орк. тембрами. Популярны песенка-сценка "Болтунья" на стихи Барто (1939), сюита "Зимний костёр" - для чтецов, хора мальчиков и симф. оркестра (1949). Для юных исполнителей написаны 2-й фп. концерт Д. Д. Шостаковича, триада молодёжных концертов Кабалевского (для фп., скрипки, виолончели с орк.), 3-й фп. концерт А. М. Баланчивадзе, фп. концерт Ю. А. Левитина . Особенности всех этих произв. - опора на песенные элементы, претворение в музыке стилистич. черт детского и молодёжного муз. обихода - маршей, барабанной дроби, звучания баяна, гитары, сочетание симфоничности и доступности муз. языка, виртуозности и камерности.

Это, с одной стороны, детская невинность, описанная Жан-Франсуа Дюпироном следующим образом. С другой стороны, речь идет о недостатке ребенка, который «уничижительно воспринимается по его несовершенствам по сравнению с тем, что предполагается иметь взрослым». Эти представления ребенка строятся у большинства взрослых, а значит, и у композиторов: из «прошлого субъекта во всем его эмоциональном заряде»; и на основе прямого контакта с «сегодняшними» детьми. Но неизбежная искусственная реконструкция собственного детства редко приходит в соответствие с реальными детствами.

В 50-60-х гг. сформировался жанр детской кантаты, выражающей лаконичными муз. средствами многообразие интересов, чувств и мыслей совр. детей и молодёжи. Таковы: "Песня утра, весны и мира" (1958), "О родной земле" (1966) Г. И. Гладкова (1968), "Крокодил Гена" комп. М. П. Зива (1969). Среди лучших образцов детской эстр. музыки эксцентрич. песенки с развитым сюжетом: "Семь весёлых песен" Кабалевского, "По Москве шагает слон" Пенькова, "Темноты боится Петя" Сироткина и др. Исполняются они, как правило, взрослыми певцами перед детской аудиторией. Развитию детской оперы и балета способствует единств. в мире детский муз. театр, осн. в Москве в 1965 и руководимый Н. И. Сац. Известность получили детские оперы "Волк и семеро козлят" Коваля (1939), "Маша и Медведь" (1940), "Теремок" (1941), "Топтыгин и лиса" (1943), "Царевна-несмеяна" (1947), "Морозко" (1950) Красева, "Три толстяка" Рубина (1956), "Тулку и Алабаш" Мамедова (1959), "Песенка в лесу" (1955), "Сокровище Голубой горы" Цинцадзе (1956), "Буратино" (1955) и "Золотой ключик" (1962) Вайнберга , "Золотой ключик" Зейдмана (1957); опера-балет "Снежная королева" Раухвергера (1965) и др.

В целом «идеальный» зритель выступает против взрослого зрителя, который «отрицательно» определяется как «обычное животное», застрявшее в заранее установленных идеях, оглушенный большим количеством переживаний, которые препятствуют спонтанному и беспристрастному доступу к художественное предложение. С другой стороны, отсутствие ребенка было бы «диким» детским зрителем, который не знает поведенческих кодов и сразу же выражает свое недовольство, а также его одобрение. Это слишком реактивный зритель, который едва ли может успокоиться и проявлять интерес на протяжении всего шоу.

В 60-е гг. написаны детские оперетты: "Баранкин, будь человеком" Туликова (1965), "Станция Заваляйка" Бойко (1968).

Речи сочинителей принимают эти клише. Таким образом, Вольфганг Миттерер создает своего идеального ребенка в противостоянии взрослым, точнее перед лицом негативного образа взрослого как «затуманенного зрителя». Поэтому детство представляет собой время открытости, открытости и любопытства.

На мой вкус, больше взрослых, чем взрослых. На мой взгляд, мы можем представить им все. Это совершенно иррационально, чтобы служить им инфантильной музыкой, если вы не хотите, чтобы они пели. Но в этом случае он начнется более простым способом. Затем становится актуальным представить их с максимально возможным музыкальным разнообразием, чтобы сохранить эту открытость ума. Таким образом, Миттерер защищает точку зрения, что адаптация письма не требуется. Качественная работа для всех возрастных групп и может доставить удовольствие от 4 до 100 лет.

Развитие муз. творчества для детей тесно связано с ростом детской исполнительской культуры, системой муз. образования и воспитания детей (см. Музыкальное образование, Музыкальное воспитание). В СССР создана широкая сеть детских муз. школ, в т. ч. школ-семилеток и школ-десятилеток (св. 2000 детских муз. школ). Возникли новые формы детской исполнительской культуры (детская самодеятельность при Домах пионеров, хор. студии и др.). Произв. для детей исполняются по радио и телевидению, на конц. эстраде, в детских театрах, в проф. хор. уч. заведениях (Гос. хор. уч-ще в Москве, Детская хор. школа при Ленингр. академич. хор. капелле). При CK СССР работает секция Д. м., содействующая её пропаганде и развитию.

Это как когда вы рассказываете историю: если вы не говорите это хорошо, ребенок начинает делать что-то еще, начинает играть. Всегда ставьте себя на место того, кто обнаруживает. Мы должны взять детей за руку, и мы не должны отпускать их. Он развивает сильное чувство ответственности, что заставляет его ориентироваться на его композиционные привычки.

Это поиск тонкого баланса между адаптацией и верностью самому себе. Моя проблема состояла в том, чтобы не менять музыку, а не заниматься музыкой для детей. Мне не нравятся шоу, которые выглядят так, будто дети глупы или неспособны, так что это проще. Добавляя некоторые детские воспоминания к его практическому опыту, он пытается определить особенность ребенка как зрителя, не играя на сравнении между ребенком и взрослым. Это должно быть однозначным. Такие корректировки часто трудно идентифицировать, потому что это редко другой способ составления.

Вопросы, связанные с Д. м., находят отражение на конференциях Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ) при ЮНЕСКО. Конференция ИСМЕ (Москва, 1970) показала значительный интерес мировой музыкальной общественности к достижениям сов. Д. м.

Литература : Асафьев Б., Русская музыка о детях и для детей, "СМ", 1948, No 6; Шацкая В., Музыка в школе, М., 1950; Rацкая Ц. С., Михаил Красев, М., 1962; Андрiевська Н. К., Дитячi опери М. В. Лисенка, Киiв, 1962; Рзянкина Т. A., Композиторы - детям, Л., 1962; Гольденштейн М. Л., Очерки из истории пионерской песни, Л., 1963; Томпакова О. М., Книга о русской музыке для детей, М., 1966; Очаковская О., Музыкальные издания для общеобразовательной школы, Л., 1967 (библ.); Блок В., Музыка Прокофьева для детей, М., 1969; Сосновская О. И., Советские композиторы - детям, М., 1970; Вцhmе Р., Deutsches Kinderlied und Kinderspiel, Lpz., 1897, 1956; Braun H., Untersuchungen zur Tipologie der zeitgenцssischen Schur- und Jugendoper, Regensburg, 1963; Gregor V., Ceskб a Slovenskб hudebne dramatickб tvorba pro deti, Ostrava, 1966.

Ю. Б. Алиев.


Обзорная статья «Детям о великих композиторах»

Мир детства очень большой и исполнен фантазии, поэтому музыкальный детский мир также обширен и разнообразен. Это и песни, и симфонии, оперы и балеты, и много-много пьес.

Сочиняя музыку для детей и юношества, композиторы заботятся о том, чтобы ее сюжет был интересен и доступен для понимания маленькому существу. А если сочинения пишутся для исполнения самими ребятами, композитору надо учитывать еще возможности детского голоса, знать, что могут сыграть неопытные руки юных музыкантов. Он должен хорошо разбираться в интересах ребят разного возраста: то, что полюбится малышу-дошкольнику, вряд ли увлечет школьника-подростка. В разных странах за долгие годы создано много выдающихся произведений детской музыки.

Иоганн Себастьян Бах

Великий Иоганн Себастьян Бах сам обучал музыке своих детей и сочинял для них специальные упражнения и пьесы, а также создал «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».

Йозеф Гайдн

Йозеф Гайдн – родоначальник классической симфонии - тоже не обошел детскую тему и написал симфонию под названием «Детская». Как и другие симфонии, она отличается живостью и напевностью. Детскость же ей придают инструменты, не входящие в состав симфонического оркестра. Это целый набор игрушечных инструментов: кукушка, трещотка, глиняный соловей.

Жорж Бизе

Французский композитор Жорж Бизе написал 12 пьес «Игры для детей» для фортепиано в четыре руки. Пять из них композитор объединил в одноименную сюиту для симфонического оркестра.

Камиль Сен-Санс

Другой французский композитор - Камиль Сен-Санс - сочинил «Карнавал животных» - фантазию для двух фортепиано и оркестра. В нем он с большим мастерством смог передать характер самых разных животных: грозное рычание льва, кудахтанье кур, кукареканье петуха, тяжелую поступь и добродушный характер слона, лирический настрой лебедя.

Роберт Шуман

Многие крупнейшие композиторы прошлого иногда обращались к музыке для детей, но лишь единицы посвящали ей значительную часть творчества. Одним из первых среди них был немецкий композитор Роберт Шуман. Он создал фортепианный «Альбом для юношества» - пьесы разной трудности. Для младших - такие как «Марш солдатиков», «Смелый наездник», «Веселый крестьянин»; и для более старших - «Отзвуки театра», «Незнакомец» и др.

Петр Ильич Чайковский

Восхищенный шумановским «Альбомом для юношества», Петр Ильич Чайковский создал свой «Детский альбом»для фортепиано, а затем «Шестнадцать песен для детей». На этом Петр Ильич не остановился, и обратился к другим музыкальным жанрам. Результатом этого обращения стали балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», а также музыка к сказке «Снегурочка».

Н.А. Римский-Корсаков

К сказочной тематике, где доброе всегда красиво, а злое уродливо, где наказан порок и справедливость торжествует, в своем творчестве обращался и Н.А. Римский-Корсаков. Примером могут служить великолепные оперы по мотивам русских сказок: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане» и «Садко».

Морис Равель

Мир фантастики, волшебных сказок был особенно близок младшему современнику Дебюсси - Морису Равелю. И из-под его пера появляются такие произведения, как «Естественные истории» (цикл песен для среднего голоса и фортепиано), «Матушка Гусыня» (пьесы для фортепиано по сказкам Перро и мадам д’Онуа), «Дитя и волшебство» (лирическая фантазия для хора и оркестра).

А. К. Лядов

Выдающийся русский композитор Анатолий Константинович Лядов сочинял детские песни на тексты русских народных прибауток.

Клод Дебюсси

В XX в., следуя Шуману и Чайковскому, для детей писали композиторы разных стран мира. Француз Клод Дебюсси сочинил балет «Ящик с игрушками» (о проказах и шалостях оживших игрушек) и альбом для фортепиано «Детский уголок».

М. Мусоргский

Еще один цикл пьес можно отнести к детской тематике – это «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Благодаря ярким, сказочным, нереальным образам этот цикл стал очень популярен среди детей. Но почему это произошло? Наверно потому, что Мусоргский смотрел на детей, как на людей со своеобразным мирком, а не как на забавных кукол, и хорошо их понимал. Свою искреннюю любовь к ним он выразил в вокальном цикле «Детская». Это не детская музыка, написанная в педагогических учебных целях, и не для того, чтобы ее исполняли сами дети. Это песни для взрослых, но написанные от лица ребенка.

Бела Барток

Венгерский композитор и педагог Бела Барток считал основой музыкального воспитания и обучения детей народное творчество. Его пьесы фортепианного сборника «Детям» постепенно вводят учащихся в мир современной музыки.

Сергей Прокофьев

Мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных образах, - одна из важнейших граней творческого облика советского композитора Сергея Прокофьева. Им было написано много произведений специально для детей или о детях. Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Еще в юные годы сочинил он музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», а в зрелости положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Среди «сказочных» сочинений Прокофьева мы встретим и поэтичнейшие фортепианные пьесы «Сказки старой бабушки», и озорной балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». А рядом с этим русско-сказочным балетом стоит пронизанная таким же острым юмором опера на сюжет итальянской сказки Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». Сюда же примыкает и любимая ребятами во всем мире симфоническая сказка «Петя и волк», слушая которую, ребята не только получают большое удовольствие, но и наглядно знакомятся с основными инструментами симфонического оркестра. Есть у него и фортепианные произведения для детей. Это сборник 12-ти сюжетных пьес для детей, который так и называется – «Детская музыка» .

Немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу принадлежит пятитомное собрание пьес «Музыка для детей», созданное на основе немецких народных песен, пословиц и загадок. Для вовлечения всех без исключения детей в исполнение музыки Орф придумал целый набор инструментов для коллективного музицирования, игрой на которых легко овладеть.

Не стоит забывать о других современных композиторах, которые посвящают свое творчество детям. Это С. Баневич, Б. Губайдуллина, В. Коровицын, Майкапар, Ж. Металлиди, И. Парфёнов, Сломинский, Хачатурян, Б. Чайковский и многие другие. Они живут и сочиняют произведения для детей в настоящее время.

Людвиг ван Бетховен

Иногда детской музыкой становится произведение, написанное не для детей. Бетховен написал музыку к пьесе Гёте «Ярмарочный праздник». По ярмарке ходил мальчик-оборвыш с ручным зверьком. Его образ Бетховен обрисовал трогательной песенкой «Сурок». Но песенка эта стала жить отдельной от пьесы Гёте жизнью, и дети разных стран поют ее с большим теплом и сочувствием.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...