Что такое характеристика личности. Личность и ее характеристики

В разделе на вопрос Верны ли следующие суждения? заданный автором худосочие лучший ответ это В новорождённом человеке личность находится в "свёрнутом" состоянии. В ходе жизни личность "разворачивается" проецируясь на общественно-историческую и семейную обстановку. Получившаяся картинка даёт актуальную личность.

Ответ от Просрочить [гуру]
только А


Ответ от Анна Сагирова [новичек]
Верно только А.
Новорожденный человек является индивидом, но не личностью, он еще не стал участником общественных отношений и сознательной деятельности.


Ответ от Liudmila Sharukhia [гуру]
Личность – категория общественно-историческая. Главным в характеристике личности является ее общественная сущность и социальные функции. Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется и проявляет себя как личность. Личность – объект исследования только общественных наук – истории, философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики и т. д.
Главные признаки личности – ее место в структуре общественных отношений, социальная и личная активность, наличие сознания, индивидуальность и неповторимость.
Новорожденный человек, не обладающий сознанием, еще не является личностью.
Верно только А.

Личность в психологии является одним из ведущих понятий. В процессе развития она начинает формироваться как индивидуальность, ей начинают быть присущи специфические черты, которые и делают человека своеобразным, неповторимым, отличающимся от других. Свойства личности в психологии выделяют следующие. Это темперамент, направленность, способности, характер и другие. Стоит подробнее остановиться на характеристике некоторых из них.

Так, основные типы темперамента выделил еще Гиппократ, разделив людей на четыре основные группы. В отличие от других свойств, это качество обусловлено, в первую очередь, биологической организацией индивида. Его черты проявляются довольно рано, их можно заметить уже у маленьких детей, в их поведении, играх, общении друг с другом и со взрослыми. Так, холерики характеризуются сильной возбудимостью нервной системы, из-за чего часто отличаются неуравновешенным поведением. Одним из самых стабильных типов темперамента является сангвиник. Обычно это жизнерадостный человек, обладающий быстрой реакцией, обдуманностью решений. Наиболее ранимым считается меланхолик, имеющий слабую нервную систему, и отличающийся особой чувствительностью к малейшим раздражителям. Флегматика достаточно трудно раскачать на какую-либо деятельность, однако, если он увлекся, то будет продолжать работу несмотря ни на что, до полного ее завершения. От типа темперамента во многом зависят такие свойства личности, как впечатлительность, тревожность, эмоциональность, импульсивность.

В психологии выделяют индивидуальные свойства личности (то есть особенные, характерные только данному человеку). К ним можно отнести характер. Это своеобразный склад психической деятельности, который проявляется в особенностях социального поведения человека. Формируется он, как правило, постепенно, через процесс познания и практическую деятельность. Исследователи, изучающие свойства личности в психологии, выделяют в структуре характера две стороны, а именно содержание и форму. При этом они неразрывно связаны между собой, составляя органическое единство. К содержанию относят интересы, потребности, жизненные ценности человека. Это индивидуально-своеобразные отношения, говорящие об активности личности в социуме. Формы характера выражают различные проявления отношений, темперамента и других качеств. В структуре характера выделяют также интересы, темперамент, волю, убеждения, интеллект и т. д.

Говоря про свойства личности, выделяют и способности. При этом нужно помнить, что в психологии четко отделяют это понятие от «задатков». Последние составляют природную основу развития способностей и являются врожденными анатомо-физиологическими особенностями мозга, нервной системы, органов чувств.

Не менее важные, чем другие свойства личности, - чувства и эмоции. Они хоть и связаны между собой, но являются разными явлениями эмоциональной сферы. Для чувств характерны устойчивость и длительность. Эмоции же являются непосредственным проявлением переживаний в определенный момент.

Воля представляет собой сознательное регулирование своих действий и поступков человеком, вопреки внешним или внутренним трудностям. С этим свойством большинство людей сталкивается практически каждый день. Личность, у которой это качество развито на высоком уровне, не только хорошо владеет собой, но и может управлять обстоятельствами, добиваясь многих поставленных целей.

Таким образом, свойства личности в психологии - достаточно объемное понятие, включающее большое количество характеристик человека. При этом знать их необходимо тем, кто хочет лучше понять самого себя или окружающих.

Изучением личности занимались многие психологи как зарубежные, так и отечественные; результаты их трудов легли в основу педагогических методик и наработок, касающихся любых отраслей знания.

Стоит выделить несколько основополагающих понятий, которые необходимы в понимании индивидуального подхода к изучению личности.

Личность - это сознательный индивид, занимающий определенной положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.

Индивидуальность - это личность в ее своеобразии. Она проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере.

Индивид - конкретный человек, со всеми присущими ему особенностями.

Отличие личности от индивида. Индивид характеризуется уникальностью, которую человек получает от рождения (цвет кожи, волос, глаз, черты лица, телосложение). Согласно этому все люди являются индивидами: и несмышленый новорожденный, и абориген первобытного племени, и психически больной человек.

Личность, в отличие от индивида, не биологическое, а социально-психологическое понятие. Личностью индивид становится в процессе взросления, обучения, развития, общения.

Свойства личности:

1)социализация - личностью можно быть только в содействии или противостоянии обществу

2)зрелость - личностные черты начинают развиваться при определенной степени зрелости психики

3)самосознание - личность развивается только тогда, когда человек осознает необходимость этого

5)привилегированность - чем сильнее личность, чем больше она проявляет себя, тем выше ее привилегии в обществе.

Еще одно важное качество личности, отличное от индивида - необходимость признания обществом. Основной мотив, определяющий деятельность индивида - это интерес. Процесс познания в таком случае зависит от желания или нежелания человека узнать свойства предмета, понять его. Личность же чаще руководствуется убеждениями, которые являются основой принципов и мировоззрения человека.

Основные характеристики личности. Основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов.

Активность есть важнейшее общее свойство личности, и проявляется оно в деятельности, в процессе взаимодействия с окружающей средой. Но что именно побуждает человека действовать определенным образом, ставить перед собой те или иные цели и добиваться их? Такими побудительными причинами являются потребности.

Потребность - это побуждение к деятельности, которое осознается и переживается человеком как нужда в чем-то, недостаток чего-либо, неудовлетворенность чем-то. Активность личности и направляется на удовлетворение потребностей.


Потребности человека разнообразны. Прежде всего, выделяют потребности естественные (природные), которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. В основе своей это биологические потребности, но по своей сущности они в корне отличаются от соответствующих потребностей животных: способ удовлетворения человеческих потребностей носит социальный характер, т. е. зависит от общества, воспитания, окружающей социальной среды.

Важнейшая характеристика личности - ее направленность, определяющая цели, которые ставит перед собой человек, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует.

Анализируя тот или иной конкретный поступок, конкретное действие, определенную деятельность человека (а они всегда чрезвычайно разнообразны), надо знать мотивы или побудительные причины этих поступков, действий или конкретной деятельности. Мотивами могут быть конкретные проявления потребностей или побуждения другого рода.

Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интересы - это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним.

Важный мотив поведения это убеждения. Убеждения - определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.

Человек действует не сам по себе, а в коллективе и формируется как личность под влиянием коллектива. В коллективе и под его влиянием складываются черты направленности и воли человека, организуется его деятельность, и поведение, создаются условия для развития его способностей.

Взаимоотношения отдельных членов в группах и коллективах очень сложны и многообразны - здесь и деловые отношения, и личные (типа симпатии и антипатии, дружбы или вражды - так называемые межличностные). Личность занимает определенное место в системе отношений, пользуется равной степенью авторитета, популярности, в разной степени влияет на других членов. Большое значение имеет самооценка члена группы, коллектива, уровень его притязаний (т. е. то, на какую роль претендует личность в группе, коллективе на основании самооценки).

В случаях расхождения самооценки и оценки со стороны других членов группы, коллектива часто возникает конфликт. Конфликты возможны и в случае, если уровень притязаний члена группы, коллектива слишком высок и не соответствует его объективному положению в коллективе (тогда этот член коллектива чувствует себя ущемленным, считает, что его недооценивают).

Проблема изучения личности была поставлена Л.С. Выготским в рамках культурно-исторической концепции, согласно которой развитие психики человека обусловлено социально-культурными условиями жизни Выготский положил ряд основных идей:

1) О целостном подходе к изучению личности. Это значит, что в процессе развития психики человека развиваются не отдельные функции, психические процессы, а психологические системы этих функций и процессов. Выготский считал, что в каждом возрасте образуется система психологических функций, которая характерна для этого возраста и определяет развитие личности.

2) О развитии высших психических функций. Он показал, что у человека возникает особый вид психических функций, которые он назвал высшими - они полностью отсутствуют у животных, составляют высший уровень психики человека и формируются в ходе социальных взаимодействий.

В отличие от натуральных или природных, которые присущи животным сенсорные функции: обоняние и т.п. ВПФ - высшие психические функции имеют свое строение и свойство происхождение, так же они произвольны, социальны, опосредованы.

Личность (по Бажович) - высшая интегративная система, нерасторжимая целостность. Она исходит из того, что развитие личности происходит в процессе усвоения человеком общественного опыта, определенных норм и образцов, но сущность этого процесса не сводится к знанию и пониманию этих норм и правил. Необходимо такое усвоение. При котором нормы и образцы становятся мотивами поведения и деятельности. Для того чтобы этого добиться необходимо изучать внутренний мир человека, ту «психологическую почву», на которую падает воспитательное воздействие. Для изучения соотнесенности «внешний» и «внутренних», объективных и субъективных» Бажович ввела новое понятия, которое отражает сущность данного понятия. Ввела понятие «внутренней позиции ребенка».

Внутренняя позиция - это отражение того объективного положения. Которое занимает ребенок в системе доступных ему общественных отношений. Она формируется в процессе жизни и воспитании. Внутренняя позиция отражает просто объект положительного человека.

Психодинамическое направление было представлено в зарубежной психологии. Его раскрывает теория индивидуального изучения личности.

Считается, что неосознанные психологические конфликты контролируют поведение человека. Его психоаналитическая теория.

Теория З. Фрейда:

Личность включает в себя структуру компонентов: ид, эго, супер эго.

ИД - от латинского слова «оно». По З. Фрейду означает исключительно примитивные, инстинктивные и враждебные аспекты личности. ИД использует рефлексивные реакции с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.

Эго - от латинского «Я». Представляет собой рациональную часть личности:

Принцип реальности. Его задача - разделение для человека собственного плана действий, чтобы удовлетворить требования ИД в рамках организованного общества.

Направленность личности - это система побуждений, определенно избирательных отношений и активность человека. С давних времен человек пытался определить источники активности личности, смысл жизни.

Одни считали стремление к удовлетворению, основным мотивом поступков человека, другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека. Третьи пытались выводить поведение личности из биологических (сексуальные мотивы) и социальных стремлений (господство или подчинение).

Личность вступает в многообразные общественные связи и осуществляет деятельность в разных сферах практики, руководствуясь разными побуждениями и мотивами.

Мотив - осознанное побуждение к деятельности или поведению. В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других - личностными потребностями или интересами, в третьих - на основе чувств.

При анализе поведения их деятельности необходимо учитывать не только основные стремления, но и выяснить морально-психологические устои личности. Которые определяют ее жизненную позицию, ее отношение к различным сторонам действительности.

От мотивов, как осознанных побуждений следует отличать влечения (это неосознанные внутренние пробуждения или внешние стимулы), т.е. личность не взвешивает общественную значимость этих влечений, не учитывает последствия действий. Изучение мотивов человека имеет важное значение для

ІІІ СЕМЕСТР

МОДУЛЬ 3 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

Лекция № 1 (22)

Тема: «Понятие о личности и ее структура»

План

1. Общее понятие о личности. Соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность».

2. Основные психологические характеристики личности.

3. Структура личности.

4. Биологическое и социальное в личности.

Общее понятие о личности.

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий, так как носителем всех психических явлений является личность. Важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы вскрыть объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как личность, и как индивидуальность. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела появившегося на свет младенца обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциальный развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., и всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного, тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду, зафиксированному в понятии «индивид» в отличии от детеныша животного, от рождения и до конца жизни называемого особью.

Понятие «человек» объединяет три аспекта развития:

Биологический – человек «Homo sapiens» как представитель биологического вида характеризуется определенной телесной организацией, обладающий рядом существенных признаков: прямохождение, наличие приспособленных к труду рук, высокоразвитого мозга, особых морфологических признаков.

Социальный – человек является носителем сознания, которые являются общественным продуктом. Освоение собственных биологических возможностей, их «очеловечивание», т.е. развитие в нормативном направлении, развитие психических свойств, процессов и состояний, формирование сознания и самосознания, механизмов саморегуляции происходит в обществе и благодаря обществу.

Во взаимодействии биологического и социального предпосылок обеспечивается психологический результат : человек приобретает ряд присущих только ему способностей – способность отражать мир в понятиях, планировать и прогнозировать, осуществлять мысленное моделирование, фантазирование и мечтать, оценивать и трансформировать объекты, осознавать самого себя и причины собственных поступков и действий, соотносить желания и обстоятельства с условиями жизни, действовать разумно.

Понятие «индивид» (от лат. Individuum – неделимое) употребляется для обозначения единичного природного существа, представителя «Homo sapiens», яляющегося продуктом филогенетического и онтогенетического развития.

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

В понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек – это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являющиеся более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Как соотносятся понятия «человек» и «личность»? понятие «человек» является более широким по отношению к личности, так как не каждый является личностью.

В понятии «личность» делается акцент на общественной сущности человека. Это член общества, занимающий в нем определенное положение и выполняющий определенные социальные функции (роли).

Существенным признаком личности является ее позиция. Позиция иерархически организованная система отношений личности к определенным аспектам ее жизнедеятельности, определяющая смысл и содержание этой жизнедеятельности; характер и направленность активности.

Индивидуальность - это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Термин «индивидуальность» характеризует определенного человека со стороны его социального отличия от других людей и фиксирует внимание на своеобразии психики, личностных особенностей индивида, их неповторимости.

В каком отношении находятся понятия «человек», «индивид» и «индивидуальность» наглядно видно на рисунке № 1.

Рис. 1. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и « индивидуальность»

В психологии часто употребляется понятие «субъект».

«Субъект» - это индивид, который является носителем самостоятельной активности и ее своеобразия в познании и преобразовании окружающей действительности и самого себя. Понятие «субъект» используется тогда, когда необходимо подчеркнуть, что именно он сам является главной детерминантой собственной жизнедеятельности.

Основные психологические характеристики личности.

Устойчивость личности . В поведении, поступках человека, системы его отношений, направленности, при всей ее вариантности и заивисимости от конкретных жизненных ситуаций, наблюдается определенное смысловое единство, стержневое образование, постоянство психического склада. Это дает возможность предсказать поведение человека в соответствии со своими базовыми жизненными ценностями, а не только ситуационно.

Изменчивость личности . Если личность утрачивает способность быть пластичной, учитывать изменение жизненной среды, то она, скорее всего, будет вести себя неадекватно сложившимся обстоятельствам.

Единство личности результат сложной интеграции отдельных частей, в ходе которой каждая черта оказывается неразрывно связанной с другими. Каждая отдельная черта приобретает свое значение в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности. Формируется, воспитывается личность всегда в целом.

Активность личности выражается как в общем жизненном тонусе человека, в количестве присущей ему «жизненной энергии», в системе интенсивности прилагаемых усилий, так и в ее направленности.

Активность может быть глобальной, направленной на познание, изменение, преобразование мира в целом, или же только на конкретные жизненные обстоятельства.

В современной психологии личность рассматривают как особую самоуправляемую систему , осуществляющую ряд специфических функций как на уровне регуляции отдельных психических проявлений, так и в целом в жизнедеятельности человека.

Согласно А.Г.Ковалеву к их числу относятся:

Вызов, задержка процессов, действий, поступков;

Переключение психической деятельности;

Ускорение или замедление психической деятельности;

Усиление или ослабление активности;

Согласование побуждений;

Контроль за ходом деятельности путем сличения намеченной программы с результатом осуществляемых действий;

Координация действий.

Структура личности.

Как всякая организация, психическая жизнь личности имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить психическую структуру личности.

Структура – это не просто сумма составляющих ее случайных элементов. Входящие в структуру компоненты должны находиться в определенном отношении. Какой же характер отношений между элементами и создает структуру сложного явления, которым является психическая жизнь личности?

1. являются не случайными, а важными и необходимыми для существования или жизнедеятельности данного явления. (Важны для нормального существования личности).

2. взаимообуславливают функционирование друг друга: находятся в закономерной связи и взаимодействии друг с другом и с целым (нарушение или изменение одного, влечет изменение другого).

3. в своей специфике обусловлены сущностью целого явления (особенности каждого элемента определены и зависят от особенностей содержания целого).

Важно также при определении структурных элементов личности, исходить из понимания сущности личности как биосоциального существа, свойства которого проявляются в его общественно-трудовой деятельности.

С этих позиций можно проанализировать существовавшие и существующие концепции личности, насколько они удовлетворяют перечисленные требования.

Немецкий психолог, физиолог В.Вундт (1832-1920) понимал под личностью всего лишь «психофизический организм» или «воспринимающее, чувствующее и действующее существо», главной структурной особенностью которого является «самосознание».

Французский психолог Рибо основу структуры личности видел только в «чувстве собственного тела» и в памяти, а психолог Бине различал в структуре личности всего две стороны: память (т.е. накопленные в течении жизненного опыта знания, привычки, умения, навыки, влечения и т.п.) и характер.

Американский психолог Джеймс особенности психологической структуры личности видел в присущих человеку стремлениях:

а) органических, определяющих собой физическую личность;

б) интеллектуальные (духовная личность);

в) общественных (социальная личность).

Значительный вклад в изучение проблемы психологической структуры личности внесен отечественными психологами. Так, А.Г.Ковалев различает в этой структуре:

1. темперамент (природные свойства личности);

3. способности (совокупность интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств).

К.К.Платонов предложил рассматривать психологическую структуру личности как динамическую функциональную систему, в которой основное значение имеют:

2. темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности (биологически обусловленная сторона личности);

3. привычки, знания, умения и навыки (обусловленная жизненным опытом и воспитанием сторона личности);

4. индивидуальные особенности психических функций, их качественное своеобразие и уровень развития. Из этой динамической системы исключены способности человека и его характер, которые по мнению К.К.Платонова не предоставляют структурные особенности личности.

Анализ психологической литературы и учет выше перечисленных требований, предъявляемых к элементам структуры личности, позволяет выделить следующие структурные элементы наиболее полно и логично представляют структуру личности:

1. Направленность, проявляющаяся в потребностях, интересах, убеждениях, идеалах, и которая определяет собой активный характер отношений и действий человека в социальной среде.

2. Способности – как совокупность интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств, которые определяют собой потенциальные возможности человека в выполнении той или иной деятельности.

3. Темперамент, который определяет динамику проявления личности в различных видах деятельности и в отношениях с окружающей средой.

4. Характер, который проявляется в отношении человека к социальной среде и выполняемой деятельности.

Все указанные свойства личности в своем становлении и развитии обусловлены сущностью человека как биосоциального существа, проявляются в деятельности человека как члена общества, взаимосвязанные друг с другом в той или иной степени взаимообусловлены.

Особую позицию занимает А.И.Щербаков, который характеризуя предлагаемую им структуру личности, дает логически взаимосвязанные описания всех основных компонентов психической жизни, показывает их взаимовлияния. Согласно соответствующей концепции основными компонентами структуры личности являются свойства, отношения и действия, складывающиеся в процессе онтогенеза человека. Условно они могут быть объединены в четыре взаимосвязанные между собой функциональные подструктуры. Каждая из этих подструктур является сложным образованием, выполняющим свою собственную, специфическую роль в жизнедеятельности человека.

Удобство данного подхода в том, что соответствующую структуру можно представить в виде графической схемы - «модели глобального взаимодействия основных инвариантных свойств и их систем в целостной функционально-динамической структуре личности». Она представляет собой четыре имеющих общий центр окружности, каждая из которых отражает строение и уровень иерархии соответствующей функциональной подструктуры.

В свою очередь, каждая из подструктур является относительно самостоятельной системой, также имеющей свою структуру (качественно особые компоненты и связи между ними). Поэтому в дальнейшем мы будем рассматривать их именно как системы, учитывая, что они интегрируются в целостную личностную систему.

В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности могут быть условно объединены в четыре тесно взаимосвязанные между собой функциональные подструктуры, каждая из которых является сложным образованием, выполняющим определенную роль в жизнедеятельности личности: первая – система регуляции; вторая – система стимуляции; третья – система стабилизации; четвертая – система индикации. Все это социально значимые качества личности, определяющие ее поведение и действия как высокосознательного деятеля общественного развития.

1. Система регуляции . Представляет собой первый иерархический уровень личностной структуры (в соответствующей схеме эта окружность располагается ближе всех к центру). Основу данной системы составляет сформировавшийся у человека под влиянием обстоятельств его жизни определенный комплекс сенсорно-перцептивных механизмов познания, обладающих обратной связью. Этот комплекс призван обеспечивать и реально определяет: а) постоянное взаимодействие внешних и внутренних причин и условий проявления и развития психической деятельности; б) регуляцию человеком собственного поведения (познания, общения, труда).

При образовании этой системы значительную роль играют филогенетические механизмы, природные предпосылки человеческой жизнедеятельности: строение анализаторов, «их преднастроенность» на специфически человеческий способ функционирования. Однако не менее значимыми являются онтогенетические механизмы определяющие возникновение новых сенсорных комплексов с высоким уровнем интеграции (так называемых перцептивных систем): речеслухового, зрительного, сенсорно-моторного. Эти комплексы значительно дополняют непосредственно важные человеку природные возможности, обеспечивая вербализацию и аудиовизуализацию всего получаемого человеком чувственного опыта, преобразование и интеграцию многообразных сигналов в окружающей среде в определенные психические образования: процессы, свойства и состояния.

Все эти комплексы в процессе жизнедеятельности человека постоянно взаимодействуют между собой, образуя в целом единую функциональную динамичную систему сенсорно-перцептивной организации. Благодаря этой системе обеспечивается сознательное и творческое отражение внешнего мира в присущих ему связях и взаимосвязях, формирование (аккумуляция, интеграция и генерализация) его чувственного опыта.
Являясь регулятором взаимоотношений человека со средой, сенсорно-перцептивная система его личностной организации никогда не оказывается неподвижной. Именно она определяет динамический, функциональный характер всей остальной структуры личности.

2. Система стимуляции. Включает относительно устойчивые психологические образования: темперамент, интеллект, знания и отношения.
Как известно, под темпераментом понимают те индивидуальные свойства, которые в наибольшей степени зависят от природных особенностей человека. Стимулирующая функция темперамента проявляется, прежде всего, в эмоциональной возбудимости нервных процессов, которая наиболее ярко наблюдается у ребенка. Однако по мере формирования индивидуальной системы социальных побуждений, способности к самоуправлению, сознательной саморегуляции психических процессов и социальных отношений темперамент в структуре личности начинает проявлять в модифицированном качестве. Возрастание способности к накоплению информации из внешней среды, ее осознанию и делению, выделение себя из окружающего мира как субъекта жизнедеятельности обеспечивает личности иные, более оперативные и эффективные возможности управления своим поведением и действиями.

Под интеллектом подразумевают определенный уровень развития мыслительной деятельности человека, благодаря которому обеспечивается возможность не только приобретать новые знания, но и эффективно использовать их в процессе жизнедеятельности. Развитие интеллекта (глубина, обобщенность и подвижность знаний, способность к интеграции и генерализации чувственного опыта на основе его вербальной интерпретации, к абстрагирующей и обобщающей деятельности) во многом определяет «качество» индивидуальной жизни - формирование установки на активность и творческое отношение к окружающему миру, овладение механизмами самоинструктирования и саморегулирования своего поведения в окружающей среде.

Знания, умения и навыки помогают человеку не только понимать явления, которые происходят вокруг него и в нем самом, но и определить свою собственную позицию в этом мире. Наряду с общим объемом знаний в данную подструктуру входит умение человека находить в содержании вновь осваиваемых знаний, в явлениях окружающей действительности ответы на жизненно важные вопросы.

Развитие самосознания, базирующееся на увеличении индивидуального объема знаний, обычно сопровождается расширением диапазона оценочных (эталонных) критериев. Сопоставляя новые представления, понятия, знания с ранее усвоенными эталонами, человек формирует собственное отношение как к объекту познания или действия, так и к себе, субъекту этого познания (действия). Отношение (к обществу, к отдельным людям, к деятельности, к миру материальных предметов) характеризует субъективную сторону отражения действительности, результат отражения конкретным человеком конкретных явлений окружающей его среды.

Не только формирование осознаваемого отношения к объекту познания и действия, но и глубокое осознание человеком собственных отношений обеспечивает развитие системы регуляции всех компонентов системы стимуляции.

В процессе социализации человека, его интеграции в мир общечеловеческих ценностей первая (регулирующая) и вторая (стимулирующая) системы постепенно аккумулируются друг с другом, а на их основе возникают новые, более сложные психические образования, сознательно регулируемые и социально одобряемые свойства, отношения и действия, направляемые человеком на решение возникающих перед ним жизненно важных задач.

3. Система стабилизации. Ее содержание составляют направленность, способности, самостоятельность и характер. Направленность является интегральным, генерализованным (стержневым) свойством личности. Она выражается в единстве знаний, отношений, доминирующих потребностей и мотивов поведения, деятельности личности.
Самостоятельность может рассматриваться как генерализованное свойство, например, чувство личной ответственности за свою деятельность и поведение. А может анализироваться на уровне локальных проявлений (инициативность - в деятельности и социальном взаимодействии, критичность - в мышлении). Самостоятельность личности непосредственно связана с активной работой мысли, чувств и воли. С одной стороны, развитие мыслительных и эмоционально-волевых процессов является необходимой предпосылкой самостоятельных суждений и действий личности (прямая связь). С другой, формирующиеся в процессе самостоятельной деятельности суждения и действия оказывают влияние на чувства, активизируют волю, позволяют принимать сознательно мотивированные решения (обратная связь).

Способности выражают высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям выполняемой деятельности. При выявлении структуры способностей как свойства личности необходимо обязательно учитывать природные предпосылки и механизмы их развития. Однако способности человека не выступают изолированно от всех других частей и систем, образующих личность как единое целое. Они испытывают на себе их влияние и, в свою очередь, оказывают влияние на развитие других компонентов и личности в целом.

Характер является сложившейся системой относительно устойчивых индивидуально-психических модификаций, определяющих образ, стиль, манеру поведения человека, его действий, отношений с окружающими. В структуре личности характер более других компонентов отражает ее целостность. Выступая одним из значимых условий формирования личности как целостной структуры, ее стабилизации, характер одновременно является продуктом, результатом этого формирования, а потому может использоваться в качестве соответствующего индикатора.

4. Система индикации . Однако только критерия характера явно недостаточно, чтобы осуществить индикацию, а на ее основании и оценить структуру личностных качеств, присущих конкретному человеку. Поэтому выделяется еще один структурный уровень, объединяющий качества, имеющие наибольшую социальную значимость. Это гуманизм, коллективизм, оптимизм и трудолюбие.

Гуманизм - это максимально высокий уровень сознательного отношения человека к другим людям: общее позитивное отношение к ним (человеколюбие), глубокое уважение к человеку, его достоинству, независимо от его социального статуса, способность и готовность проявить по отношению к конкретному человеку или группе людей душевную теплоту, оказать помощь и поддержку. Реальный, не декларируемый гуманизм обычно конкретно действенен. Известно выражение «Легко любить все человечество, но попробуй любить соседа по коммунальной квартире». Нередко самые прекрасные гуманистические намерения, когда на первый план начинают выступать эгоизм, борьба за личные приоритеты, не выдерживают испытания действием.

Коллективизм - это высокий уровень социального развития человека, его готовность вступать в конструктивное взаимодействие с другими людьми, сотрудничать с ними ради достижения взаимно и общественно значимых целей, это, наконец, умение сочетать общественное и личное и в случае необходимости осознанно устанавливать между ними требуемые приоритеты и следовать им.

Оптимизм - это также сложное по структуре личностное свойство, которое отражает пропорциональное развитие всех психических процессов, свойств, отношений и действий в их диалектическом единстве. Оптимизм обеспечивает человеку эмоционально комфортное миросозерцание, проникнутое жизнерадостностью, верой в людей, в собственные силы и возможности, уверенность в лучшем будущем - и для себя лично, и для всего человечества в целом.

Трудолюбие - высокий уровень личностной интеграция и генерализации позитивных психических свойств, отношений и целенаправленных волевых действий, обеспечивающий возникновение таких качеств, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, настойчивость, деловитость, способность к творческому дерзанию, к высоко сознательным волевым для достижения цели.

Все компоненты четвертой системы в своем развитии опираются на компоненты предыдущих систем и в порядке обратной афферентации влияют на них сами. Вплетаясь в общую структуру личности, компоненты четвертой системы не только выражают высоко сознательное отношение человека к труду, другим людям, обществу в целом, но и выступают в качестве субъективного фактора гармонического развития личности, всех ее систем: регуляции, стимуляции и гармонизации.

Однако, если рассматривать структуру личности не на уровне идеальной теоретической модели, а в реальности, то следует учитывать, что она никогда не соответствует полностью этой схеме. Ведь степень выраженности отдельных компонентов может широко варьироваться в зависимости от обстоятельств жизни, характера выполняемой деятельности, уровня сознания личности, состава делегируемых ей обществом социальных уровней и т.д. В ходе индивидуального развития нередко бывают случаи непропорционального развития отдельных систем и образующих их компонентов. Поэтому при составлении психологической характеристики личностных особенностей конкретного человека необходимо глубже изучить закономерности, связывающие между собой отдельные подсистемы и компоненты. Только тогда можно быть уверенным в объективной оценке уровня личностного развития данного человека, сделать реальный прогноз дальнейшего совершенствования, подобрать эффективные средства воздействия.

С нашей точки зрения интегративным показателем благополучия личности, исходя из гуманистических принципов, является удовлетворенность жизнью, самоактуализация и как следствие этого – психологический комфорт. Эти интегративные свойства личности предопределяются тем, насколько она эффективно выполняет свою деятельность и организует поведение, направленные на удовлетворение значимых потребностей и реализация ценностей, какие чувства при этом переживает человек.

Поэтому неправомерно разрывать социальные и биологические факторы развития личности. Любое нарушение жизненных функций в соматической организации конкретного человека, в более или менее заметной форме, обязательно скажется на уровне развития сенсорно-перцептивных механизмов и процессов психической деятельности. Однако в целом это нарушение не определяет общего социально-перцептивного нарушения личности, поскольку возмущающее, деструктурирующее воздействие системы и уровня интеграции может быть скомпенсированное на других уровнях, и в целом личностная структура опять придет в сбалансированное состояние. По мере развития личности решающее значение постепенно начинают приобретать прижизненные механизмы интеграции и генерализации нравственного опыта личности, сложившиеся в процессе ее онтогенеза. Возникла на определенном уровне интеграции, они начинают непосредственно влиять на предыдущие уровни, определять функционирование, качества и направленность развития всей психической жизни человека.

Между отдельными подсистемами существует постоянное, неразрывное взаимодействие. Благодаря этому создается определенное диалектическое единство, единая функционально-динамическая структура личности, которая не высшем уровне своего развития характеризует человека как сознательного и активного деятеля, члена определенной социальной общности, главное действенное лицо общественного процесса.


Похожая информация.


Проблема личности – одна из центральных в психологии. Личностью (от лат. persona – маска актера; роль, положение; лицо, личность)в психологии обозначается системное социальное качество , приобретаемое индивидом в предметной деятельности, общении и характеризующее уровень представленности общественных отношений в индивиде.
Взаимоотношение между индивидом, как продуктом антропогенеза (происхождение и развитие всех видов и подвидов рода Человек (Homo) в генетическом, психическом и социокультурном отношении), личностью, усвоившей общественно-исторический опыт и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
Важнейшие характеристики личности
1. Личность – категория общественно-историческая. Главным в характеристике личности является ее общественная сущность и социальные функции . Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной и природной средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется и проявляет себя как личность. Личность – объект исследования только общественных наук – истории, философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики и т. д.
2. Личность – не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Важнейшей характеристикой личности является активность. Под активностью личности понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющиеся в общении, совместной деятельности, творчестве. Наиболее общая характеристика активности личности – активная жизненная позиция , выражающаяся в ее идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.
3. Устойчивость свойств личности . При всей изменчивости психических проявлений личности все-таки отчетливо выступает относительное постоянство ее психического склада, что, в частности, позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации.
4. Единство личности . Личность представляет собой единое целое, где каждая черта неразрывно связана с другими, и поэтому каждая черта личности приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами личности.

Человек, индивид, индивидуальность, субъект.

Коренным или родовым, исходным понятием является понятие человек. Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. В отличие от других животных, этот вид наделен сознанием, т. е. способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются: прямохождение, наличие рук, приспособленных к познанию и труду и высокоразвитый мозг, способный отражать мир в понятиях и преобразовывать его сообразно своим потребностям, интересам и идеалам.
Под «индивидом» понимают данного конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека. Сказать о конкретном человеке, что он индивид, значит сказать очень немного. По существу этим сказано, что он потенциально человек.
Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие. Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляются очень ярко, выпукло, других – малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности.
Субъект – это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом.

Различные подходы к определению личности человека.

Психология личности занимает особое положение среди других направлений в психологической науке, высокая значимость и одновременно сложность этой области психологии очевидны. Вместе с тем до сих пор нет установившегося единого и общепринятого определения этого понятия. Такая многозначность, неопределенность психологического содержания понятия «личность» обусловлена многоаспектностью самого этого понятия. Таким образом, определений личности много, но согласия между ними пока мало, поэтому предпочтительней называть существующие разработки в области изучения личности скорее не теориями, а моделями личности или ориентирующими подходами к ее исследованию.
Наиболее ранней и традиционной для психологии является теория черт личности Г. Оллпорта. Создатель и последователи этой теории использовали в своих исследованиях большие статистические выборки испытуемых и применяли трудоемкие методы математической обработки больших массивов данных «объективных» измерений, полученных путем психодиагностических тестов. Однако выявленная таким образом структура личности не обеспечивала достаточно устойчивого и достоверного прогнозирования поведения человека. Эта концепция, таким образом, «схватывала» скорее формально-ситуативную и статическую, нежели содержательно-динамическую сторону личностных особенностей человека.
Значительную роль в развитии психологических исследований личности сыграл психоанализ З. Фрейда. Для психоаналитиков школы Фрейда и его последователей характерно особое понимание личности как айсберга, лишь малая часть которого видна нам, а большая часть причинных механизмов поведения скрыта в глубинах бессознательного. Опыт психоанализа доказал необходимость признания и адекватной оценки роли бессознательного в психической регуляции человеческого поведения. Множество практически-ориентированных исследований убедительно показали, что в организации своей жизни человек стремиться к удовлетворению глубинных личностных мотивов и потребностей, среди которых значительное место занимают мотивы удовольствия, агрессивные и половые влечения.
Бихевиористские теории личности , нашедшие свое отражение в трудах Л. Торндайка, Е. Толмена и др., занимают особое место в истории психологических исследований. В них личность (а точнее персональные переменные) понимается как некая система, связывающая совокупность ответных действий индивида на стимулы внешней среды, а диагностика личностных переменных основывается на фиксации внешних наблюдаемых реакций на эти стимулы и их совокупности. Результат такого изучения обычно описывается в терминах пары «стимул – реакция».
Значительное место в психологических исследованиях вплоть до настоящего времени занимают когнитивные концепции и теории личности. Психологи, придерживающиеся этого направления (Т. Бауэр, С. Шахтер, Д. Келли и др.), поведение личности понимают как функцию внутренних структурных образований, сформированных в процессе взаимоотношений человека с окружающим миром. В результате этих исследований были выделены многочисленные структурные блоки познавательных и исполнительных процессов (восприятие; память разного вида и уровня; процессы принятия решения; программы и планы действий и т.д.).
Гуманистическое направление (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.) утверждает личность как целостное и неповторимое образование. Это направление не отрицает ни роли социальной среды, ни роли биологических факторов, которые взаимообуславливая друг друга, становятся источником сущностных сил личности. Главным в личности они считают ее «первичные мотивы», стремление быть самостоятельной, утвердить себя в социальном окружении, самореализоваться, творить самое себя как индивидуальность. Становление человека, по их мнению, как правило, протекает и осуществляется в преобразовательной деятельности человека, обуславливающей развитие его индивидуальности, уникальности.
В отечественной психологии, начиная с 20-х гг., значительное влияние и распространение получил так называемый деятельностный подход , широко применяющийся в настоящее время в изучении практически всех сторон психической жизни человека (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Отправной точкой этого подхода является утверждение о том, что личность развивается, проявляется и изменяется в деятельности. При этом сама деятельность понимается весьма широко; это и предметная деятельность, и работа сознания. Деятельность формирует сознание, а сознание, в свою очередь, формирует деятельность. При этом сознание также трактуется в широком смысле: оно включает в себя образы, установки, мотивы, интересы, знания, умения, навыки и т.д. Личность, как утверждают сторонники этого подхода, представляет собой систему, и системные качества личности являются результатом широкой социальной, внешней и внутренней, умственно-нравственной деятельности человека.

Факторы социализации, формирования и развития личности.

Личность – это не врожденная и генетически не заданная характеристика человека. Ребенок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определенных условиях (схема 6).
Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:
Макросреда общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе и др.
Микросреда – это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, друзья, школьный класс, трудовой коллектив.
Воспитание – специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего, его духовной сферы.
Деятельность – это динамическая связь субъекта с окружающим миром, выступающая в виде необходимого и достаточного условия в реализации жизненных отношений субъекта.
Общение – социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей.

Схема 6

Факторы формирования и развития личности


На психическое (и биологическое) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания , современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая создается современными радио-, теле- и другими техническими устройствами.
Наряду с социальными факторами большую роль в формировании и развитии личности играют биологический фактор , физиологические особенности человека, и в первую очередь особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.
Психическое развитие человека зависит также и от природных факторов : климатических, географических, космических и других условий жизни и деятельности человека (землетрясения, наводнения, пожары, озоновые дыры, общее потепление планеты).
Одним из менее изученных факторов выступает ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды земли. Ноосфера оказывает воздействие на духовное состояние каждого живущего на Земле человека.
Особую роль в формировании и развитии личности играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. В целом личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств.

Система социально-биологических подструктур по А. Г. Гройсману.

Динамическая структура личности имеет четыре подструктуры.
Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Это подструктура формируется путем воспитания. Она социально обусловлена. Коротко ее можно назвать мотивационной, или подструктурой направленности личности.
Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием биологически обусловленных свойств личности. Ее иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью; кратко она может быть названа подструктурой опыта.
Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций, как форм отражения. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо. Эта подструктура, взаимодействуя с остальными, формируется путем упражнения. Коротко ее можно назвать подструктурой форм отражения.
Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются путем тренировки). Они несравнимо больше зависят от физиологических и даже морфологических особенностей мозга, чем от социальных влияний на человека, и потому кратко эту подструктуру можно назвать биологически обусловленной подструктурой.

Понятие направленности личности, ее сущностные характеристики. Система направленности личности
Важная характеристика личности – ее направленность, определяющая цели , которые ставит перед собой человек, стремления , которые ему свойственны, мотивы , в соответствии с которыми он действует. Направленность личности – это обусловленная системой побуждений личная целеустремленность человека. В зависимости от сферы проявления различают следующие виды направленности личности: профессиональная, нравственная, политическая, бытовая и др., например, в сфере творчества, спортивной деятельности и т. п.
Направленность личности характеризуется отношениями, качеством и формами. Отношения входят в структуру всех форм направленности и проявляются прежде всего в отношениях человека к другим людям, к коллективу и к обществу. В них проявляются такие черты характера как общительность, чувство собственного достоинства, профессиональная гордость, самокритичность и др.
Качества направленности классифицируются следующим образом: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность. Под уровнем направленности понимается общественная значимость личности. Но при высоком уровне мотивов иногда наблюдается узкая направленность личности, в противоположность которой выделяют понятие широты. Интенсивность направленности имеет диапазон, часто связанный с эмоциональной окрашенностью от смутных влечений, осознанных желаний, активных устремлений до полной убежденности. Устойчивость направленности характеризуется ее постоянством на протяжении определенного времени, а важнейшее качество – действенность, определяет активность реализации целей в деятельности.
К основным формам направленности личности относят мировоззрение, убеждение, идеал, интересы, склонности, влечения и желания. Мировоззрение – это система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем; имеет такие характеристики как научность, систематичность, логическая последовательность, доказательность и др. Убеждение – важный осознанный мотив поведения, придающий всей деятельности личности особую значимость и ясную направленность. Влечение – наименее дифференцированное смутное стремление без четкого осознания цели. Желание – более высокая форма направленности, имеющая цель своего стремления. Интерес как осознанная форма познавательной направленности, а также склонность как стремление к определенной деятельности являются основой для формирования идеалов , воплощающихся в конкретном образе.
Система направленности личности включает следующие основные элементы (компоненты): систему ценностно-смысловых образований личности, притязания личности (претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на определенный успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни), потребностные состояния личности и мотивы личности (внутренние психические побуждения к деятельности, поведению, обусловленные актуализацией тех или иных потребностей личности.

Потребностно-мотивационная сфера. Виды потребностей и мотивов

Под потребностью в психологии понимают испытываемую человеком нужду в чем-либо. Это состояние физического и психического дискомфорта, возникающее у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности.
Потребности человека разнообразны. Прежде всего выделяют потребности естественные (природные) , которые непосредственно обеспечивают существование человека: потребности в пище, отдыхе и сне, в одежде и жилище. Наряду с естественными у человека есть духовные или социальные потребности: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, активном участии в общественной жизни, культурные потребности (чтение книг и газет, слушание музыки и др.).
Согласно А. Маслоу, в каждом человеке заложены от природы так называемые «инстинктоидные» базовые потребности, проявляющиеся в определенной иерархической последованности (рис. 3).


Самый низший (и самый значимый) базовый уровень составляют физиологические (органические) потребности . От их удовлетворения зависит физическое выживание. К ним относятся потребности в кислороде, сне, пище и питье, нормальной (для физического выживания) температуре, отдыхе при высоких физических нагрузках и т. п. Если та или иная физиологическая потребность не удовлетворяется, то она становится доминирующей и все потребности вышележащих уровней перестают быть значимыми, отходят на задний план. Согласно А. Маслоу, хронически голодный человек неспособен к творческой деятельности, отношениям привязанности и любви, стремлению к карьере и т. д.
Следующий от основания пирамиды уровень включает потребности безопасности и защиты, связанные с долговременным выживанием . Это потребности в защите от стихийных бедствий, от хаоса и беспорядков, от болезней; потребности в законности, в стабильности жизни и т. п. Эти потребности становятся актуальными тогда, когда достаточно удовлетворены и отходят на задний план физиологические потребности.
Третий уровень мотивации представлен потребностями принадлежности и любви . Они проявляются при удовлетворении потребностей двух предыдущих уровней. Человеку необходимы отношения привязанности и любви с членами своей семьи, отношения дружбы, духовной близости. Кроме того, он нуждается в привязанности к отчему дому, месту, где вырос. Реализация потребностей данного уровня является согласно А. Маслоу, основной предпосылкой психического здоровья.
При достаточном удовлетворении потребностей в принадлежности и любви их актуальность снижается и возникает следующий, четвертый уровень – потребности в уважении и самоуважении . Потребности в самоуважении направлены на обретение уверенности в себе, на достижения, свободу и независимость, компетентность. Потребности в уважении (другими людьми) связаны с мотивами престижа, статуса, репутации, признания, славы, оценки. Удовлетворение потребностей этого уровня порождает чувство собственного достоинства, осознание своей полезности и необходимости. Неудовлетворение ведет к пассивности, зависимости, низкой самооценке, чувству неполноценности.
При достаточной степени удовлетворения потребностей четырех перечисленных уровней возникает потребность в самоактуализации . А. Маслоу понимает ее как «стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций». «Человек… должен соответствовать собственной природе, если он хочет жить в мире с самим собой».
Потребности выражаются в мотивах , т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Различают следующие виды мотивов: эмоциональные (желания, хотения, влечения) и рациональные (стремления, интересы, идеалы, убеждения), осознанные (человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей) и неосознанные (человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его в деятельности; характеризуются установками и влечениями).



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...