Гештальт терапия ф перлза кратко. Гештальт-терапия перлза - теория, техники, основные положения

ВВЕДЕНИЕ

Эта книга начиналась как рукопись Фредерика С. Перлза. Материал был развит и разработан Паулем Гудменом и получил практическую разработку у Ральфа Хефферлина. В том виде, в каком эта книга существует сейчас, - это результат совместных усилий трех авторов.

Общей была у нас одна цель: развить теорию и создать методики, которые расширили бы границы и область применения психотерапии. У нас было много разногласии; обсуждая их, вместо того, чтобы вежливо скрывать, мы не раз приходили к решениям, которых ни один из нас не мог предвидеть. Многие идеи первоначальной рукописи сохранились, но столь же многое добавилось в результате совместных усилий трех авторов и, что еще важнее, многое получило новое значение в контексте книги в ее окончательном виде.

* * *

Первая половина этой книги приглашает вас погрузиться в себя и предлагает технику для того, чтобы это осуществить. Что может получиться из этой затеи - вот вопрос, который вы сразу зададите; но ответ на него нельзя поднести вам на словесном блюдечке с каемочкой. В действительности наиболее существенная часть ответа невербальна, и такой она и должна оставаться. Если вы получите этот ответ, то лишь проделав такую работу, как здесь описано. Но поскольку мы не можем ожидать от вас, что вы приметесь за работу, которая требует времени и усилий, поверив, что в конце концов овчинка стоит выделки, то попытаемся в этой книге описать общую человеческую ситуацию, а также показать, почему мы уверены в том, что можем дать что-то важное каждому, кто действительно хочет улучшить себя и свое положение.

То, что мы предлагаем вам сделать для самих себя, на первый взгляд может напоминать избитые истины, так как мы хотим помочь вам открыть себя, свою самость и мобилизовать её, сделать более эффективной в удовлетворении своих потребностей в качестве биологического организма и общественного человеческого существа.

Открытие себя может напомнить кому-нибудь старую историю о «вытаскивании самого себя за волосы». Но, как мы понимаем данный термин, - это трудный процесс. Далекий от внезапной вспышки озарения, этот процесс более или менее постоянен и кумулятивен - и не прекращается, пока человек жив. Он предполагает принятие особого отношения к себе и рассмотрения себя в действии. Для того чтобы рассматривать себя в действии - то есть рассматривать себя как действие, требуется техника, совершенно отличная от той, которую вы, может быть, уже испробовали и признали недостаточной - техника интроспекции.

Если открытие себя кажется небесполезным, но пугающим, мы не будем спорить с такой реакцией. Предположение, что у вас есть некое тайное или скрытое «я», что оно значительно хуже вас и лучше оставить его в покое, - не всегда у вас было, и вряд ли стоит навсегда его сохранять. Оно происходит от того, что в прошлом, в момент стресса, вы отвергли некоторую часть себя, доставлявшую вам слишком много беспокойства. В тогдашних обстоятельствах эти части вас были худшими, и чтобы жить в той ситуации, вам надо было от них избавиться. Это похоже на то, как ведет себя дикий зверь, попавший лапой в капкан. В таких условиях лапа становится угрозой и иногда зверь отгрызает ее, чтобы спастись, хотя и остается калекой.

Ваша жизнь сейчас может быть совершенно иной, чем тогда, когда вы отвергли часть себя, но в отличие от лапы зверя, эта часть может быть возвращена. Все ли еще существуют первоначальные причины, по которым вы ее отвергли, или они давно исчезли? Это, по меньшей мере, заслуживает рассмотрения. Мы предлагаем вам метод систематического рассмотрения и реконструкции вашей нынешней ситуации. Вы можете двигаться в своем собственном темпе. Процедуры организованы так, что каждая предыдущая составляет необходимую основу для последующей. Какую работу вы можете проделать за определенный интервал времени, зависит от того, какую часть себя вы отбросили и какова ваша нынешняя жизненная ситуация. В любом случае вы не сделаете ни одного шага быстрее или больше того, что сами хотите.

Мы не предлагаем вам ни «легкого пути к мастерству», ни программы морального усовершенствования, ни правил, обеспечивающих разрушение дурных привычек, которые вы на самом деле хотите сохранить. Мы вообще не собираемся ничего за вас делать. Мы предлагаем вам инструкции, с помощью которых вы - если захотите - можете отправиться в личное приключение и в процессе этого вы, своими собственными активными усилиями, можете сделать что-то для себя, для своей самости - открыть ее, организовать и направить на конструктивное использование в проживании своей жизни.

Парадоксы в этих утверждениях мы разъясним позже. Пока достаточно сказать, что, говоря «Ваше я», вместо того, чтобы просто сказать «Вы», мы бы хотели подчеркнуть особый смысл обладания, кроющийся в притяжательном местоимении «вам»: это ваше «я». Заметьте также, что «Вы», о котором идет речь, - то самое «Вы», которому предстоит делать открытия в течение Вашего «путешествия», и, одновременно, это составная часть «Вашего я». Эта та часть, которая читает эти строки, скорее все-го, проговаривая их про себя.

Не предполагается, что это предприятие будет легким. Может показаться, что выполнить указания легко - так легко, что вполне возможно, к концу вы решите: в этом ничего нет; вы проскочите все это, не получите никаких результатов, которых бы не предвидели заранее, и на этом остановитесь. Если же, с другой стороны, вы более тесно соприкоснетесь с экспериментальными ситуациями, которые создадите, то можете обнаружить, что в некотором смысле это самая трудная и раздражающая работа из всех, с какими вы сталкивались, - но и наиболее удивительная.

На этих страницах мы стараемся разговаривать с вами, как будто мы находимся лицом к лицу. Разумеется, у вас нет возможности, как в обычном разговоре, взять слово - ответить, задать вопрос, добавить подробности относительно своей личной ситуации; и мы, к сожалению, не знаем вас лично. Если бы мы знали касающиеся вас подробности - возраст, пол, образование, работу, ваши успехи и неудачи, ваши планы и ваши страхи, мы кое-что сократили бы или, наоборот, развили подробнее, где-то, может быть, переставили бы акценты, поменяли порядок; но это не изменило бы фундаментальным образом то, что мы хотим передать. Мы полагаем, что практически все, с чем мы будем иметь дело, применимо в той или иной степени, в том или ином отношении, к каждому человеческому существу, живущему в наше время в условиях западной цивилизации. Применить то, что соответствует вашей ситуации, и так, как это вам подходит, - это ваша работа в нашем совместном предприятии.

По мнению Ф. Перлза, целью гештальт-терапии является рост потенциала человека, или повышение его силы и возможностей путем процесса интеграции и развития, и формирование целостной гармоничной личности, способной противостоять любой ситуации. Интеграция помогает личности перейти от зависимости к самостоятельности, от опоры на внешние авторитеты к аутентичным внутренним авторитетам. Наличие внутреннего авторитета означает, что личность уверена в себе. Она обнаруживает, что требуемые возможности находятся внутри нее и что они зависят только от нее.

Социально-культурная среда создает разные концепции и модели желаемого поведения. Для того чтобы быть принятым, индивид, воспринимает различные элементы этих моделей и требований. Делая это, человек часто отказывается от своих чувств, желаний и потребностей, утрачивая при этом связь с природой и руководствуясь, главным образом, расчетом. Он играет перед собой и другими роли, не продиктованные истинными желаниями и переживаниями. Его раздирают внутренние противоречивые требования и ожидания.

Он не умеет устанавливать контакт с самим собой и окружением и значительную часть своей активности уделяет поиску какой-либо опоры вне самого себя, поскольку не верит в способность самостоятельно справиться со своей жизнью. Задача гештальта - в расширении сознания, в большей интеграции, в большей целстности, большей внутриличностной коммуникации. Все что делается с подобными целями, - это гешталът. Все, что делается с другими целями, - нет.

Потенциального клиента великолепно описал Ф. Перлз: " Современный человек живет на низком уровне жизненности. Хотя, в общем, он не cлишком глубоко страдает, но при этом столь же мало знает об истинно творческой жизни. Он превратился в тревожащийся автомат. Он, кажется, nomeрял всю свою спонтанность, потерял способность чувствовать и выражать себя непосредственно и творчески. ".

По мнению Ф. Перлза, чтобы обрести радость творчества и получать удовольствие от жизни, человек нужно уметь прислушиваться к самому себе. Доверяя своему внутреннему голосу можно научиться принимать решения и отвечать за свою жизнь. Другими словами, человек способен сам строить cвою жизнь и эффективно решать свои проблемы, если он полностью осознает то, происходит в нем и вокруг него.

Разработанная Ф. Перлзом гештальт-терапия - это форма экзистенциональной терапии, основанной на той предпосылке, что люди должны найти свой собственный путь в жизни и принять на себя личную ответственность, если они надеются достичь зрелости. Это подход, направленный на развитие самостоятельности личности, обретения подлинной жизненности, способности получать удовольствие от жизни в настоящем. В процессе терапии самым важным вопросом является мобилизация собственных ресурсов - учиться "стоять на собственных ногах", находить правильные формы связи с окружением.

Целью терапевтической работы является снятие блокирования и стимулирование процесса развития, реализация возможностей и целей и, прежде всего" создание внутреннего источника опоры и оптимизация процесса саморегуляции. Основой терапевтического процесса является "осознавание" и "переживания контакта" с самим собой и окружением.

"Большую часть времени мы предпочитаем просчитывать, а не осознавать себя, при этом даже не осознаем, что делаем какой-то выбор. Прием выключения нашего "компьютера" может способствовать контакту с текущими переживаниями, который может вовлечь желания просчета будущего, а может и не вовлечь. И в самом деле, многое в нашем мышлении похоже на репетицию, обусловливает необходимость управлять будущим. В поисках такой обеспеченности" мы можем избегать потерь и болезненности, но, превратившись в "компьютер", мы вообще перестаем полнокровно жить".

Гештальт-терапия стремится побудить человека осознавать собственные эмоции, интонации голоса, движения рук и глаз, понять прежде игнорировавшиеся им физические ощущения. Только тогда он сможет снова установить связь между всеми этими аспектами своей личности и в результате достичь полного осознания собственного "Я".

Сознавание уже само по себе может быть целительным.Ф. Перлз очень доверял "мудрости организма", самостоятельной саморегуляции здорового зрелого человека. Он полагал, что культивирование самосознавания ведет к обнаружению этой саморегулирующейся природы человеческого организма. Способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена - это главный принцип гештальт-терапии.

В гештальт-терапии сознание - это осознание. Аналогично в осознании Дзен, когда в смысл этого слова вкладывается значение не столько умственное, связанное с работой левого полушария, сколько деятельность больше вязанная с правым полушарием. Это то знание своего Я, это та настороженность, это то внимание, это тот поток сознания, который мы исследуем опытным путем ежесекундно.

Это осознание является одновременно физическим, эмоциональным и умственным и проявляется на трех уровнях, соответствующих различным напряжениям поля организм / среда:

Осознание своего Я

Осознание мира, окружающей среды

Осознание того, что находится между ними, т.е., иначе говоря, зоны воображения, фантазии

Процесс развития по Ф. Перлзу - это процесс расширения зон самосознания (self-awareness); основной фактор, препятствующий психологическому росту - избегание осознавания.

Ф. Перлз считал, что когда человек оставляет попытки привести свое поведение в соответствие с заимствованными у "авторитетов" условностями, на поверхность выходят сознаваемые потребности и спонтанный интерес, и он можете обнаружить, кто он есть, и что ему подходит. Это его природа, сердцевина его жизненной силы. Энергия и внимание, которые уходили на принуждение себя из-за ложного чувства "долженствования", часто направлялись против его собственных здоровых интересов. В той мере, в какой он можете вернуть себе эту энергию и по - новому ее направить, будут расширяться сферы влияния жизненного интереса. Лечит сама природа - "natura sanat".

В ценности хорошего здоровья согласно гештальт - терапии входят следующие условия:

Жить "сейчас"

Жить "здесь", в данной ситуации

Принимать себя таким, какой я есть

Воспринимать и взаимодействовать со своим окружением, с таким, какое оно есть, а не с таким, каким бы хотелось, чтобы оно было

Быть честным с самим собой

Выражать то, что ты хочешь, о чем ты думаешь, что чувствуешь, не манипулировать собой и другими при помощи рационализации, ожиданий, судейства и искажений

В полной мере испытать все эмоции, которые возникают, как приятные, так и неприятные

Не принимать тех внешних требований, которые входят в противоречие с собственным лучшим знанием о самом себе

Быть готовым к экспериментированию, открытию новых ситуаций

Быть открытым к изменению, росту

В теории гештальт - терапии "Я" определяется как сложная система контактов, необходимых для адаптации в сложном поле. Гештальт - терапия рассматривает личность или самость (self) не как статическую структуру, а как протекающий процесс. "Я" - не выбор замороженных характеристик ("Я" - это только это, и ничто другое). В норме "Я" гибко и разнообразно в своих способностях и качества, зависящее от частных требований организма и окружения. "Я" не имеет собственной природы, кроме как в контакте или по отношению к окружению. Это может быть описано как система контактов или взаимодействий с окружающей средой. В этом смысле "Я" может рассматриваться как интегратор опыта.

"Я" описывается как система "возбуждения, ориентации, манипуляции, различных идентификаций и отчуждений". Эти общие категории контактных функций описывают основные пути нашего взаимодействия с окружением с целью удовлетворить наши потребности и приспособиться к изменениям окружащей среды. Через возбуждение мы ощущаем наши потребности.

Через ориентацию мы организуем себя для удовлетворения наших нужд в связи с окружающей средой. Через манипуляцию мы действуем, удовлетворяя наши потребности. Через идентификацию мы принимаем в свой организм (делаем своим "Я") то, что можем усвоить, а через отчуждение отбрасываем (делаем "не Я") то, что чуждо нашей природе и что, таким образом, не может быть усвоено.

Полное функционирование приспособления зависит от контактных функций, полностью доступных организму для удовлетворения меняющихся запросов во взаимодействии с окружающей средой. Когда же контактные функции станут недоступны для осознания, организм не сможет больше приспособиться к миру. Чем более ограничены наши способности к контакту, тем больше наше ощущение себя и мира становиться фрагментарным, неорганизованным и таким образом, предметом сопротивления.

С точки зрения Ф. Перлза, изучение способа функционирования личности в окружающей ее среде - это изучение того, что происходит на границе контакта между индивидом и окружающей его средой. Именно на этой границе расположены психологические события: наши мысли, наши поступки, наше поведение, наши эмоции являются формой нашего опыта и встречи этих событий на границе с окружающим миром.

Характер по Ф. Перлзу - это ригидная структура поведения, мешающая творческому приспособлению self, происходить с необходимой гибкостью. Он считал, что если у человека есть характер, значит, он развил в себе ригидную систему. Его поведение становится окаменевшим, предсказуемым, и он теряет способность свободно взаимодействовать с помощью всех своих ресурсов. Ему предопределено реагировать на те или иные события каким-то одним способом, т.к. его характер предписывает вам этот способ. Это кажется парадоксальным, когда Ф. Перлз писал, что подлинно богатый человек, наиболее продуктивный и творческий человек - это человек, не имеющий характера".

Механизмы нарушения и сопротивления. Согласно гештальт-подходу, человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться "мудрости тела", прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим собою, осуществлять свое "Я", реализовывать свои потребности, наклонности, способности - это путь гармоничной, здоровой личности.

Больным неврозом, согласно экзистенциально-гуманистической психологии, является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего "Я", направляющий все свои усилия на реализацию "Я"-концепции, создаваемой для него другими людьми - прежде всего близкими - и которую он со временем начинает принимать за свое истинное "Я".

Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма. В гештальт-терапии различают пять механизмов нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция.

При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект - является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения.

Проекция - прямая противоположность интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его "Я"-концепции. Образующиеся в результате проекции "дыры" заполняются интроектами.

Ретрофлексия - "поворот на себя" - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями, или незавершенными гештальтами, часто являются агрессивные чувства. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между "Я" и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц, например: "Я должен заставить себя сделать это".

Дефлексия - это уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции "сглаживания" конфликтных ситуаций и т.п.

Конфлуенция, или слияние, выражается в стирании границ между "Я" и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от чужих. Слияние хорошо выявляется на занятиях групповой психотерапией у пациентов, полностью идентифицирующих себя с группой; для них характерно при описании собственного поведения употребление местоимения "мы" вместо "я".

Описанные варианты нарушений процесса саморегуляции представляют собой невротические защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного "Я". В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами, или частями, чаще выступают дихотомии: мужское-женское, активное-пассивное, зависимость-отчужденность, рациональность-эмоциональность, эгоистичность-бескорыстие.

Большое значение придается в гештальт-терапии описанному Перлсом конфликту между "нападающим" (top-dog) и "защищающимся" (under-dog). "Нападающий" - это интроект родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он должен делать ("Родитель" в терминологии трансактного анализа). "Защищающийся" - зависимая, неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями, проволочками типа "сделаю завтра", "обещаю", "да, но…", "постараюсь" ("Ребенок" в трансактном анализе).

Основная цель гештальт-терапии состоит в интеграции фрагментированных частей личности. В процессе гештальт-терапии на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит через пять уровней, которые Перлс описывал как "прохождение через слои невроза".

Первый, поверхностный слой, с которым встречается терапевт, - обманчивый слой; он проявляется в стереотипах поведения, ненастоящем реагировании на жизнь. На этом уровне существуют игры и роли, в которых человек теряет себя, живя в фантазиях и иллюзиях. Как только человек пытается осознать обманчивость игр и стать более честным, он переживает неудобство и боль.

Следующий слой - фобический. На этом уровне человек пытается избежать эмоциональной боли, которая ассоциируется с тем, что он начинает видеть различные аспекты самого себя, которые предпочел бы не знать. В этой точке сопротивление принятию себя таким, каков человек есть на самом деле, словно "взрывается". Появляются катастрофические страхи, что другие люди непременно отвергнут невротика.

За фобическим слоем Перлз показывает тупиковый слой, или точку застревания в процессе созревания личности. В этой точке человек ощущает, что не способен выжить самостоятельно, что у него нет внутренних ресурсов, чтобы выйти из тупика без поддержки со стороны окружения. Типичным поведением при этом является манипулирование окружением, чтобы оно видело, слышало, чувствовало, думало, принимало решения за него.

Человек в тупике часто переживает нечто похожее на смерть, чувствует, что он - пустое место, ничто. Чтобы быть живым, необходимо выбраться из тупика. Если человек переживает эти чувства вместо того, чтобы отрицать "мертвость" или убегать от нее, проявляется имплозивный уровень. Перлз пишет, что необходимо пройти через этот уровень, чтобы обрести свое собственное "я". На этом уровне невроза человек обнаруживает свои защитные механизмы и начинает осознавать собственное "я".

На последнем эксплозивном уровне создается взрывное состояние, человек избавляется от обманных ролей и претензий, высвобождает огромный поток энергии, который сдерживался внутри. Чтобы быть подлинным, необходимо достичь этого взрыва, который может быть взрывом в боль или в радость. Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия - это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание.

Перлз описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм. Эксплозия истинной скорби является результатом работы, связанной с утратой или смертью близкого человека. Оргазм - результат работы с лицами, сексуально заблокированными. Гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной индивидуальности.

Основным теоретическим принципом гештальт-терапии является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор. Поскольку саморегуляция осуществляется в настоящем, гештальт возникает в "данный момент", то психотерапевтическая работа проводится сугубо в ситуации "сейчас".

Психотерапевт внимательно следит за изменением в функционировании организма пациента, побуждает его к расширению осознания того, что происходит с ним в данный момент, с тем, чтобы замечать, как он препятствует процессу саморегуляции организма, какие блоки он использует для избегания конфронтации со своим настоящим, для "ускользания из настоящего".

Большое внимание психотерапевт уделяет "языку тела", являющемуся более информативным, чем вербальный язык, которым часто пользуются для рационализации, самооправданий и уклонения от решения проблем. Психотерапевта интересует, что делает пациент в данный момент и как он это делает, например, сжимает ли кулаки, совершает мелкие стереотипные движения, отводит в сторону взгляд, задерживает дыхание. Таким образом, в гештальт-терапии акцент смещается с вопроса "почему?" на вопрос "что и как?".

Результатом его размышлений стала книга "Гештальт-терапия", изданная в 1951 г. Первая часть этой книги, представляющая собой практическое руководство по самоисследованию, неоднократно издавалась на русском языке под названием "Практикум по гештальт-терапии".

гештальт терапия перлз терапевтический

Популярным на сегодняшний день направлением в психологическом консультировании является гештальт-терапия. Ее главным разработчиком является Фредерик и Лаура Перлз, а также Пол Гудман. В переводе гештальт-терапия обозначает «целостный образ» — это задача, которую перед собой ставят специалисты при работе с клиентами по основным положениям, техникам и теории г .

Для пояснения того, чем именно занимается гештальт-терапия, интернет-журнал сайт приведет притчу. Долгое время возле своей лачуги сидел бедный человек. Сидел он возле речки, вдоль которой проходил добрый человек. Однажды бедняк попросил доброго человека накормить его. На что добрый человек словил ему рыбы и накормил. В следующий раз ситуация повторилась. Доброму человеку надоело постоянно ловить рыбу, отчего он показал бедняку, как это нужно делать, чтобы в дальнейшем не просить о помощи.

Гештальт-терапия помогает человеку достичь целостного образа за счет и самоосознания. Здесь терапевт не является пассивным участником, он активно вовлекается в процесс, однако не с целью того, чтобы выполнить всю работу за клиента, а для того, чтобы помочь клиенту научиться достигать понимания.

Что такое гештальт-терапия?

Двумя основными проблемами, которые страдают многие современные люди, можно назвать: неспособность справиться с имеющимися проблемами, которые могут тянуться уже долгие годы, и неумение брать на себя ответственность. Гештальт-терапия решает обе данные проблемы. Что это такое? Это метод психологического консультирования, у которого имеются свои задачи и техники.

Главной задачей гештальт-терапии является устранение эмоциональных переживаний, зажимов и страхов, которые мешают в настоящем времени наслаждаться жизнью и достигать поставленных целей. Проводится это благодаря осознанию всех переживаний, которые блокируют человека на пути совершения нужных действий, разрешению проблем, которые могли беспокоить индивида годами, а также взятию ответственности на себя за собственные эмоции и чувства.

Специалист работает с человеком в состоянии «здесь и сейчас», что также является «фишкой» гештальт-терапии. Психотерапевта не волнуют проблемы, прошлое человека или пережитое. Он интересуется лишь тем, что в настоящий момент все еще беспокоит его клиента, оказывает на него влияние, воздействует. Эта проблема могла случиться в прошлом, однако эмоциональные переживания и мысли о ней до сих пор сказываются на поведении .

Прорабатываются лишь те чувства и переживания, которые человек испытывает до сих пор. При разборе случившейся в прошлом проблемы специалист не интересуется, что чувствовал индивид тогда, в прошлом, его волнует лишь то, что человек испытывает сейчас, когда возвращается мыслями к этому событию из прошлого.

Находясь «здесь и сейчас» человек может более спокойно рассказывать о проблеме, которая с ним случилась в прошлом, ведь она уже случилась, осталась в прошлом, сейчас человека она никак не задевает физически. Индивид в ходе работы со специалистом должен осознать, что говорит он о событиях, которые сейчас, в конкретный момент с ним не происходят. Сейчас рядом с человеком нет того врага, который в прошлом его унизил или оскорбил. Сейчас человек не находится в той ситуации, которая с ним случилась в прошлом. А значит, он находится в большей безопасности. Он может более спокойно говорить о том, что случилось. Более того, он осознает, что сейчас в его жизни все спокойно и хорошо, ничего угрожающего не существует.

На ситуацию из прошлого можно посмотреть с разных сторон. Чем больше человек осознает, что проблемы нет сейчас, она находится в прошлом, и он может из-за нее не волноваться так, как это было тогда, когда он непосредственно в ней находился, тем лучше он начинает видеть ее. Можно на нее посмотреть с разных сторон. При этом человеку ничто не угрожает.

В гештальт-терапии практикуется не только рассмотрение конкретной проблемы, которая волнует человека, но еще и гипотетические ситуации, которые еще не произошли или в принципе беспокоят человека. Здесь применяются различные техники, например, метод «пустого стула», когда человек представляет на пустом стуле оппонента, с которым желал бы поговорить, получить от него какой-то ответ, научиться с ним общаться.

Задач у гештальт-терапевта несколько:

  1. Помочь человеку сохранять осознанность и состояние «здесь и сейчас» при рассмотрении волнующей его ситуации, которая может пугать.
  2. Помочь человеку осознать, какие конкретно переживания он испытывает при рассмотрении ситуации.
  3. Разобраться в причинах, почему ситуация вызывает у человека те эмоции, которые он испытывает. На основе этого совместно с клиентом можно разработать план действий по тому, как больше не допускать этих переживаний, как справиться/устранить те чувства, которые уже имеются.
  4. Восстановить внутренний баланс, стать целостной личностью, которая должна жить «здесь и сейчас», а не в прошлом или в будущем.
  5. Помочь клиенту взять ответственность на себя за те переживания, которым он позволяет влиять на его решения и поступки в настоящем времени.

Теория гештальт-терапии

Разработчики гештальт-терапии не считали нужным создавать различные теории, поскольку создавали вполне практичную систему. Гештальт-терапия выступает как метод, когда главной задачей специалиста является сохранение сознания клиента в состоянии «здесь и сейчас» (чтобы он не улетал в прошлое или будущее). Также главный аспект ставится на способности индивида к творчеству.

Однако со временем разработанная методика стала рассматриваться многими психологами, которые подвели к ней множество теоретических баз:

  • Контакт-граница – та линия, на которой человек начинает контактировать с окружающей средой, при этом он может обособляться от мира.
  • Сопротивление – способ взаимодействия индивида с внешней средой. В настоящее время человек контактирует с миром так, как ему доступно, или так, как ему привычно. Если вследствие данного контакта возникают проблемы, значит, методы, которые человек использует, были уместны в прошлом, однако являются неэффективными в настоящем.
  • Осознание истинных своих потребностей. Нередко человек, не имея возможности удовлетворить основную свою потребность, прикрывает ее другой, пытается компенсировать ее чем-то другим. Однако это не позволяет человеку до конца оставаться счастливым, вот почему он продолжает компенсировать основную свою потребность, не будучи полностью удовлетворенным, поскольку даже не осознает ее.

Гештальт-терапия рассматривает индивида как целостную систему. Он не разделяет ее как специалисты в психоанализе, хотя и может рассматривать ее отдельные аспекты. Дело в том, что происходящее в одной сфере жизни человека непосредственно влияет на остальные его аспекты системы. Таким образом, если меняются чувства, то меняется и опыт, убеждения, мировоззрение, поведение и даже цели на будущую жизнь.

Гештальт-терапия не ставит своей целью устранять проблемы, с которыми люди пришли. Она ставит своей задачей устранение тех эмоциональных зажимов, которые мешают человеку в настоящем времени наслаждаться жизнью в полном объеме, а не лишь частично. Здесь акцентируется внимание на том, чтобы осознать настоящие переживания и проблемы, а не уходить в прошлое.

Основоположником уже сформировавшейся гештальт-терапии является Перлз. Он ставит своей главной задачей поддержание гомеостаза – баланса, к которому человек стремится в любую минуту своей жизни. Здесь нужно удовлетворение всех его потребностей, которые позволяют достичь данного уравновешенного состояния, любыми способами.

Гештальт-терапия базируется на 5 основных стержнях:

  1. Отношение фона и фигуры. Фигурой является гештальт – некое целостное существо или сам человек, или его потребность. Фон – это ситуация, которая на данный момент является значимой и интересной для формирования гештальта. Если потребность удовлетворяется, тогда фон исчезает и появляется новый для формирования нового гештальта. Если потребность не удовлетворяется, тогда гештальт остается незавершенным, где человек и застревает. Здесь важно человеку научиться удовлетворять свои потребности, чтобы со временем не уйти в «зону фантазии», откуда и формируются надежды, неврозы и пр.
  2. Осознание и концентрация на настоящем моменте. Если человек способен осознавать собственные потребности в настоящем, то он должен искать методы их удовлетворения в том, что имеется на сегодняшний день. Если он уходит в фантазии, тогда возникают различные аномальные состояния, когда человек начинает ждать, надеяться, агрессировать из-за нереализации желаний и пр.
  3. Противоположности. Это разделение мира и человека на противоположности. Однако человек или мир не могут быть разделены. В гештальт-терапии все воспринимается как единое целое, как черное и белое в совокупности.
  4. Ответственность и зрелость. Здесь Перлз видел человека, который не ждет помощи извне, а пытается найти выход из любой ситуации, исходя исключительно из того, что он сам может для этого сделать.
  5. Функции защиты.

Техники гештальт-терапии

Техники в гештальт-терапии базируются на принципах и играх:

  1. Принципы:
  • «Здесь и сейчас». Осознание своих переживаний, которые присутствуют в настоящем времени, а не в прошлом.
  • «Я – ты». Осознание себя отдельно от других людей, чтобы быть способным с ними контактировать.
  • Субъективизация высказываний. Трансформация субъективных суждений в объективные.
  • Континуум сознания. Устранение контроля с целью простого наблюдения за собственными переживаниями, мыслями, которые происходят в настоящий момент, не подвергая их трактовке и оценке.
  1. Игры.

Зачем нужна гештальт-терапия в итоге?

К гештальт-терапии люди прибегают в случае, когда они желают избавиться от влияния прошлых проблем и возможных будущих событий, из-за которых возникают различные эмоции и мысли, мешающие полноценной настоящей жизни. Гештальт-терапия возвращает человека в настоящий момент, чтобы он наконец-то осознал, что прошлое и будущее его сейчас никак не задевают, поэтому он может сохранять спокойствие и направлять силы на удовлетворение своих потребностей и желаний.

В процессе гештальт-терапии важными становятся эксперименты (игры), в ходе которых человек воспроизводит различным образом волнующие его ситуации, отслеживая собственные эмоции и мысли, чтобы потом понять, как они влияют на его дальнейшее поведение и построение будущего. Только при наличии понимания можно что-то изменить в том направлении, которое выгодно самому человеку.

Также гештальт-терапия способствует выработке умения постоянно сохранять состояние «здесь и сейчас», чтобы не погружаться в воспоминания, которые пугают, или не фантазировать о будущем, которого может не произойти, а жить и искать ресурсы в настоящем моменте.

Вы считаете, что в вашей жизни в целом все в порядке: вам удается лавировать между обязанностями и удовольствием, между тем, что делать нужно и что хочется? Вы стараетесь вести здоровый образ жизни, не допускаете нервных срывов и более-менее управляете собственным настроением? С каждым годом вы становитесь мудрее и научились выстраивать отношения с родными-близкими-любимыми и, наоборот, с неблизкими: начальниками, подчиненными, соседями, прохожими? На вопрос: «Как жизнь?» вы смело можете улыбнуться широкой голливудской улыбкой и на американский манер бодро ответить: «ОК!» То есть, уж вам-то точно помощь психологов и психотерапевтов не нужна!

Не тут-то было. Фредерик Перлз, основатель гештальттерапии, утверждал, что одного факта, что вы родились и существуете достаточно для того, чтобы иметь основания и повод для психотерапии.

Выдающийся психолог XX века Фредерик (Фриц) Перлз не создал собственной стройной и завершенной психологической теории в первую очередь потому, что во главу своей деятельности поставил практику психологической помощи. Главной задачей он видел применение достижений психологии для роста и развития человеческой потенциальности, для улучшения жизни каждого человека и общества в целом.

Фредерик Саломон Перлз (нем. Friedrich Salomon Perls) родился в Берлине в 1893 году. Детство и юность Фриц провел в постоянной войне с родителями. Примечательно, что позднее он назовет свою автобиографию «Внутри и снаружи мусорного ведра». Тем не менее, Фриц сумел завершить медицинское образование по специальности психиатрия и получить докторскую степень.

После Первой мировой войны, во время которой Перлз служил в армии, он возвращается в Берлин, вступает в Берлинское богемское общество, работает в Институте военных мозговых травм и начинает личный семилетний курс психоанализа у небезызвестного Вильгельма Райха, а позднее у Карен Хорни. Психоанализ разочаровывает Перлза: по его признанию он чувствует себя тупицей. Перзл называет время, занятое психоанализом, «бесполезной жизнью на кушетке».

В эти же годы Перлз знакомится с Лаурой (Лорой) Познер, доктором психологии, изучавшей гештальтпсихологию. В 1930 году Лора становится женой Фредерика и его верной соратницей.

С началом гитлеровского режима супруги Перлз покидают Германию и в 1933 году уезжают сначала в Голландию, а позже — в Южную Африку. В этот период Перлз еще считает себя психоаналитиком и «проповедует Фрейдовское евангелие», основывая в Южной Африке институт психоанализа.

В 1946 году супруги Перлз эмигрируют в США и, продолжая работать с клиентами, постепенно развивают направление психологической помощи, которое впоследствии получило название «гештальттерапия». Трудно сказать, кто из супругов больше вложил в новое направление, но нужно отдать должное Фредерику, который был блестящим популяризатором, отлично владевшим речью и умевшим своей дерзостью привлечь внимание слушателей и читателей.

В 1951 году в Нью-Йорке Перлз основывает первый институт гештальттерапии, офис которого располагает в собственной квартире. Позднее открывается Кливлендский институт, а группы гештальттерапии начинают работать по всей Америке.

До последних дней жизни Перлз ведет группы и семинары, читает лекции и преподает в учебных заведениях. Гештальттерапию он называет не просто видом помощи, но образом жизни человека, стремящегося к личностной целостности. Умер Фредерик С. Перлз в 1970 году в основанной им гештальттерапевтической общине (кибуце).

Синтез подходов к пониманию психики человека

Гештальттерапия — это практика, которая стараниями супругов Перлз была основана на лучших к тому времени достижениях психологии и философии в области поведения и психологического здоровья человека.

Начав как психоаналитик, Перлз и в последующем признавал открытия Фрейда, критикуя, однако, практику психоанализа. На представления Перлза о взаимосвязи тела и психики человека оказали влияние идеи другого крупного психоаналитика Вильгельма Райха о «мышечном панцире».

Как понятно из названия терапии Перзла, он много взял из гештальтпсихологии, основанной М. Вертгеймером, В. Кёлером и К. Коффкой. Понятия «гештальт» (целостный образ, форма), «фон и фигура», открытые в гештальтпсихологии, нашли отражение в таком принципе гештальттерапии, как целостность. Согласно этому принципу анализ частей не может обеспечить понимание целого, потому что целое — это не простая сумма частей, а их сложная взаимозависимость и взаимодействие.

Перлзу были близки экзистенциальная и феноменологическая философия, поэтому он резко возражал против излишне рационального механистического естественнонаучного подхода к психологии человека и критиковал бихевиоризм. Как и экзистенциалисты, он понимал терапию не просто как отношения врача и пациента, а как встречу двух значимых друг для друга личностей.

Гештальттерапия вобрала в себя также и практику работы с экспрессией: в частности Перлз использовал некоторые идеи ролевых игр, применявшихся в психотерапии Дж. Л. Морено.

В последних трудах Перлза все более отчетливо просматривается влияние дзен-буддизма.

Гештальттерапия – основные положения

Каковы же взгляды Перлза на человека и его жизнь? Почему он считал, что гештальттерапия ни для кого не будет лишней?

В представлениях Перлза человек — это единое и неделимое целое: организм, в котором невозможно отдельно рассматривать и анализировать тело и психику, поведение и интеллект, эмоции и мотивацию и так далее.

Так же нельзя полностью отделить человека от окружающего его мира. Человек выделяется из внешнего мира, имеет собственные границы, подобно тому как фигура выделяется на фоне на рисунке.

Но как невозможно точно сказать, что именно изображено на рисунке: белая ваза на черном фоне, или два темных профиля на белом, так нельзя рассматривать поведение и переживания человека в отрыве от его личного опыта или от его окружения.

Вместе с тем, между индивидуумом и средой есть контактная граница, которая и определяет взаимоотношения человека и его окружения. В норме эта граница у индивидуума подвижна — постоянно допускается как контакт со средой, так и уход из неё.

Контакт со средой осуществляется тогда, когда у человека возникает какая-либо потребность, точнее сказать, когда какая-либо потребность настоятельно выделяется из общего фона. Перлз считал, что не существует каких-либо основных потребностей-инстинктов, какими в психоанализе, например, считались сексуальное влечение или инстинкт сохранения жизни. Из мириада потребностей в определенный момент, как фигура из фона (здесь тоже прекрасно подходит иллюстрация фигуры и фона на рисунке 1.) восприятие выбирает то, что наиболее важно и интересно. Например, если в жаркий день вас мучает жажда, то поиск прохладительного напитка станет настолько необходимым, что ничем другим вы просто не сможете заниматься. Однако стоит напиться, ваше внимание, скорее всего, будет переключено на что-то другое.

Итак, при выделении какой-либо потребности из фона у организма возникает необходимость взаимодействия со средой: он ищет что-либо, что может эту потребность удовлетворить. Этот момент называется формированием гештальта. Далее происходит контакт со средой, потребность удовлетворяется, и организм вновь замыкает свои границы — гештальт завершается.

К сожалению, такой счастливый исход в нашей суматошной жизни возможен не всегда. В силу обстоятельств и требований социума далеко не все потребности могут быть удовлетворены, а некоторые и вовсе оказываются под запретом. Чем старше мы становимся, тем чаще мы подчиняемся правилам, требованиям, запретам. Так возникают гештальты, которые в том или ином отношении не были полностью закончены: или не до конца сформированы (когда мы запрещаем себе осознавать потребность) или оставшиеся незавершенными (потребность осознавалась, но была отодвинута без удовлетворения). Наличие таких незавершенных гештальтов и есть, по Перлзу, невроз.

Незавершенные гештальты, которых в течение жизни накапливаются целые пласты, — это дыры в контактных границах, сквозь которые утекает столь необходимая жизненная энергия.

Восстановление границ, другими словами, завершение гештальтов и есть главная цель гештальттерапии.

Перлз утверждал, что изначально каждый индивид обладает мудростью организма (wisdom of the organism), и в состоянии здоровья человек имеет все возможности для саморегуляции и максимального раскрытия заложенного потенциала. Все, что нужно сделать гештальттерапевту — это возвратить человеку способность руководствоваться мудростью организма.

Достигается такое восстановление, в первую очередь, посредством осознавания. Осознавание — это полноценное переживание всего, что происходит внутри организма и в его взаимодействии со средой. Осознавание больше, чем просто интеллектуальное понимание и больше, чем неясное чувствование. Это единство ощущений, эмоций, образов, идей, воспоминаний и предвосхищений, которое можно выразить такими словами: «Я полностью осознаю где я, кто я, что я чувствую, чего хочу и так далее». Это подлинная целостность человека.

Западная цивилизация, по мнению Перлза, не учит осознаванию. Эпоха пуританства и морализма, с её строгими запретами и отказами от естественных потребностей, в начале XX века сменилась эпохой гедонизма, насыщенной непрерывным стремлением к удовольствию, неумеренным потреблением, «жизнью для вещей». Личность, воспитанная в западных традициях, не умеет распознавать свои истинные потребности и не умеет полноценно удовлетворять их, не входя в конфликт с окружающей средой.

Нарушение осознавания приводит к тому, что поведение человека подчиняется невротическим механизмам интроекции, проекции, слияния и ретрофлекции.

Интроекция или «проглатывание непережеванным» наблюдается тогда, когда человек подчиняется нормам поведения и мыслям, которые не стали его собственными. Должен — это слово часто употребляет человек, подверженный интроекции: «Я должна обеспечить моим детям все самое лучшее», «Я должен выполнить эту работу, чего бы мне это не стоило». Попросите человека объяснить, почему он решил, что именно это он должен делать, и объяснения будут примерно такими: «так положено», «так принято», «а как иначе?».

Проекция — это, напротив, приписывание другим того, что исходит от себя, собственных желаний и мыслей. «Они ненавидят меня» — скажет проектор о коллегах, в то время как сам испытывает ненависть по отношению к сослуживцам.

Слияние возникает тогда, когда человек не различает собственных границ. «Я» и «Не-Я» у такого человека сливаются. «Мы же такие капризные» — говорит мама, рассказывая о дочери. Слияние не дает человеку признавать отличие другого от себя, отрицает у него (или у себя) наличие собственных чувств и желаний.

Ретрофлексия (буквально: «обращение назад на себя») — невротический механизм, при котором всю энергию, вместо действий по изменению среды, человек направляет на себя. Например, человек бьет себя по колену, когда злится, или в отчаяние начинает вырывать на себе волосы.

Задача гештальттерапевта помочь человеку осознать свои истинные потребности и те способы, с помощью которых эти потребности удовлетворяются или не удовлетворяются, восстановить нарушенные границы личности и открыть путь, при котором организм руководствуется собственной, заложенной в нем изначально, мудростью.

Проводя терапию гештальттерапевт руководствуется двумя основными принципами:

«Здесь и теперь»

Незавершенные гештальты делают невозможной жизнь в настоящем: мыслями и чувствами человек постоянно «убегает» в прошлое, что отнимает у него энергию и способность полно действовать в настоящем. Ничем не лучше и «убегание» в будущее. Желание представить наперед, как будут развиваться события, что может ожидать человека в том или ином случае, так же забирает энергию человека и парализует его возможности для действий сейчас. Тревога, которая часто приводит к бессмысленной или неадекватной активности есть ничто иное, как разрыв между «сейчас» и «тогда». К примеру, студент волнуется перед экзаменом: его мысли убегают к моменту, когда он будет отвечать вопрос преподавателю, неуверенность, которую он испытывает, порождает физиологические реакции — потеют ладони, кровь приливает к щекам, в горле пересыхает. Энергия, нужная для концентрации внимания на ответе, расходуется напрасно, и, в результате, бедный студент не может понять даже сути вопроса, «забывает, что и знал».

Поэтому первостепенной задачей гештальттерапевта является обучение человека умению сфокусироваться на настоящем для полноценного и открытого переживания всей полноты жизни от мгновения к мгновению. Когда в переживании настоящего обнаруживаются следы прошлых незавершенных гештальтов, пациенту предлагается проиграть ситуации, которыми они были вызваны и найти способы завершения. Способность жить настоящим делает человека открытым к будущему, без чего невозможны, по мнению гештальтистов, спонтанность и рост.

«Как» важнее, чем «почему»

Гештальтисты полагают, что каждое действие имеет множество причин, и попытки выяснить, почему человек ведет себя тем или иным образом заранее обречены на провал. Причины уводят в прошлое, в излишнюю интеллектуализацию. Гораздо важнее понять, как пациент делает что-то, потому что это дает ему возможность овладеть самим действием, а, следовательно, увеличить свою осознанность. Осознавание же, как писал Фредерик Перлз «уже само по себе может быть целительным».

Избавление от невроза в процессе гештальттерапии проходит последовательно через пять слоев:

  • — Первый слой — слой клише или слой символьного существования. Это привычные всем нам ритуалы контакта, сопровождающиеся выражениями «доброе утро», «привет», «всего доброго» и так далее. Эти слова, хотя мы и произносим их ежедневно, могут совсем не отражать нашего действительного состояния и не имеют ничего общего с осознаванием.
  • — Второй слой — ролевой или игровой. Находясь на этом слое, мы делаем вид, что кем-то являемся: строгим начальником, безупречным подчиненным, ответственным родителем. Это уровень «как будто». Осознавание на этом слое поверхностное.
  • — Расширение осознавания в процессе гештальттерапии приводит человека на третий — тупиковый — слой, называемый также слоем антисуществования или слоем фобического ухода. Этот слой переживается человеком, как пустота, небытие. Это неприятные и тревожащие человека переживания. Именно отсюда, избегая пустоты, мы чаще всего прекращаем осознавание и возвращаемся к ролевому слою.
  • — В процессе гештальттерапии специалист помогает человеку сохранить самосознание в пустоте, преодолеть тупиковый слой и выйти в четвертый слой — слой смерти или слой имлозии (смычки). Здесь человеком переживается страх смерти.
  • — И лишь когда человеку удается сохранить контакт со своей внутренней смертью, он выходит на слой эксплозии, слой взрыва (пробуждения). Перлз считал, что именно отсюда, с пробуждения, начинает рождение подлинного «Я» человека, его способности ощущать и выражать подлинные эмоции.

Эксплозия, которую проходит человек, может быть выражена печалью — переживанием какого-либо горя или потери, которые не были ранее пережиты. Другим выражением эксплозии может стать переживание оргазма у сексуально зажатых людей. Возможно также переживание эксплозии в виде гнева, если ранее сильные негативные эмоции были подавлены. И, наконец, эксплозия возможна в виде веселья и смеха, того, что Перлз назвал «радость жизни».

Гештальттерапия, созданная Фредериком и Лаурой Перлз и продолженная их последователями, обогатила представления о природе человека следующими важным аспектами.

Во-первых, Перлз показал, что природой в человека заложено все необходимое для удовлетворяющей, счастливой, деятельной жизни — мудрость организма. Поэтому человеку нужно прислушаться к себе, не пытаться постоянно держать под контролем интеллекта всё происходящее, а довериться внутренней мудрости, и организм сам найдет наилучший способ удовлетворения возникающих потребностей.

Во-вторых, гештальтисты обозначили, что человек сам ответственен за все происходящее с ним и в его жизни. Он сам выбирает, что ему воспринимать, и как себя при этом чувствовать. Расширяя осознавание, человек становится способным самостоятельно разрешать все свои проблемы, приобретает способность опираться на себя. Это способность обходится без внешней поддержки и регуляции, руководствуясь только самоподдержкой и саморегуляцией — и есть, по мнению Перлза, психологическое здоровье и зрелость.

Сущность гештальттерапии отлично выражена в сформулированной Фредериком Перлзом гештальтмолитве:

Я делаю свое, а ты делаешь свое.
Я в этом мире не для того, чтоб соответствовать твоим ожиданиям.
А ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим.
Ты – это ты, а я – это я.
Если нам случиться найти друг друга – это прекрасно.
А если нет – с этим ничего не поделать.

гештальттерапия. Создателем гештальттерапии считается Фриц (Фредерик) Перлз (1893– 1970). Теоретические установки гештальттерапии. Фигура и фон . Поведение человека движимо различными потребностями, которые возникают при нарушении психического или физического равновесия организма. Душа и тело составляют неразделимое целое. В данный (конкретный) момент своей жизни человек воспринимает события, происходящие с ним, как наиболее важные в его жизни, образующие в его сознании гештальт (фигуру), а менее важные события отходят на второй план (фон). Построение и завершение гештальтов – естественный ритм жизнедеятельности организма. Человек как саморегулирующееся существо может достигать оптимального равновесия внутри себя, между собой и средой. Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту), а его незаконченность побуждает организм к формированию фона. В качестве фигуры (гештальта) могут быть желания, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают. Незавершенный гештальт, оказывающий воздействие на психическое состояние человека, – это результат неудовлетворенной потребности. Блокировка незавершенных гештальтов – это основа невроза. Задача психотерапевта – помочь клиенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (т.е. сформировать гештальт) и в конечном итоге – нейтрализовать эту потребность (т.е. завершить гештальт).

гештальт-терапии часто используются следующие методы воздействия: директива, обратная связь, интерпретация. Гештальт-терапевт во время сеанса может вести себя несколько отчужденно, а его уважение к клиенту проявляется только тогда, когда он ста­новится самим собой. Он может быть требовательным, добиваясь доверительных отношений. По мнению многих психологов-прак­тиков, гештальт-терапия дает более быстрые перемены по сравне­нию, например, с клиент-центрированнной терапией, однако она обладает и потенциально деструктивным воздействием, если пси­холог хочет добиться перемен слишком быстро. Клиент может воспринять психолога как «гуру». С одной старой* это вселяет в него веру и увеличивает возможности позитивных изменений, с другой - увеличивает опасность возникновения зависимости от харизматического терапевта.



1. Восприятие -«здесь-и-сейчас». Методы гештальт-терапии помогают клиенту воспринимать мир сейчас, а не в прошлом или будущем. Хотя обсуждаются и прежние переживания, мечты о бу-дуТщзмГакцент делается на их связи с актуальными, сиюминутны­ми ощущениями и переживаниями. _Е.сли_клиент рассказывает о каких-либо событиях прошлого, то его можно попросить перенес­ти с помощью фантазии действие в настоящее и рассказывать о событиях так, будто они происходят в данный момент.

2. Директивностъ, или направление поведения. В некоторых ситуациях психолог указывает клиенту, что ему делать: предлага­ет выполнить определенные действия, дает инструкции и указа­ния относительно того, что нужно совершить в данный момент. Дополнительный эффект придают директивам обратная связь, вопросы, относящиеся к чувствам, интерпретация. Такой экспе­римент вызывает у клиента определенные переживания, способ-ные изменить его точку зрения на свое прежнее поведение, пере­живания, отношения с людьми.

3. Речевые изменения. Гештальт-терапевт, как правило, стре­мится сменить вопросы на утверждения. Большинство вопросов есть не что иное, как замаскированные утверждения. (Вопрос «Ты меня любишь?» может на самом деле обозначать «Я не уверен, что ты действительно меня любишь».) Гештальт-терапевт добива­ется, чтобы клиент заменял вопросы на Я-утверждения, тем са­мым усиливая самоидентификацию и конкретность. Клиенту предлагается говорить в настоящем времени («Все происходит здесь-и-сейчас»), что помогает сфокусироваться на проблеме. По­этому предпочтительнее вопросы «как», «что», чем вопросы «по­чему», направляющие беседу по интеллектуальному руслу.

4. Диалог -«верхней»- и -«нижней»- собак («top-dog» и«under­dog»). Эта техника связана с наличием у клиента различных расщеплений, фрагментов, противоположностей^ "личности. Для повышения эффективности функционирования личности требуется, интеграция расщепленных частей, противоборствующих фрагмен­тов личности, преодоление внутренних барьеров и установление связи между этими фрагментами. Когда у клиента наблюдается расщепление, гештальт-терапевт предлагает провести следующий эксперимент: отождествиться с каждой частью конфликта по оче­редии провести диалог между ними. Авторитарная, требователь­ная «верхняя» собака характеризуется наличием слов «должен», «обязан».

«Нижняя» собака, напротив, пассивна, с чувством вины, она оправдывается и ищет прощения. Подобные, диалоги могут- провй-диться между другими значимыми полярностями личности: между агрессивным и пассивным, мужским и женским,.дево|ии правой, рукой и т.д. Диалог между расщепленными фрагментами, помогает клиенту лучше понять себя. ,

5. Работа со сновидениями. Перефразируя 3. Фрейда, Ф. Перлз говорит, чтб"«сон - это королевская дорога к интегра­ции личности». Он считает, что сновидение - это проекция на­шей личности, а отдельные элементы сновидения - отчужденные части нашей личности. Для достижения интеграции необходимо совместить различные элементы сновидения, признать отчужден­ные, спроецированные части личности своими. С помощью «про­работки» отдельных элементов сновидения посредством отожде­ствления с ними и произнесения от их имени монологов обнару­живается скрытое содержание сновидения через его переживание.

При повторении определенных сновидений велика вероят­ность того, что за этим кроется важная для клиента экзистенци­альная проблема. В работе со сновидениями можно выделить че­тыре этапа. На 1-м этапе клиент рассказывает содержание своего сна. На 2-м этапе он пересказывает сон, меняя прошедшее время на настоящее, будто сон снится клиенту теперь. На 3-м этапе кли­ент, как режиссер, формирует сцену, включающую в себя элемен­ты сна. На 4-м этапе консультант поощряет клиента превращаться в различные элементы своего сна, используя техники организации диалога между различными людьми, объектами или частями эго, которые сталкиваются друг с другом. Такие столкновения дают клиенту возможность интегрировать отчужденные части, иденти­фицироваться с ними путем ассимиляции проекций. При этом не обязательно, чтобы клиенты работали со всем сном.

В последнее время сотрудники Московского Гештальт Инсти­тута предложили ряд собственных идей для работы со сновидени­ями. Интересной является техника Д. Хломова «Антисон». Она основана на теоретическом положении гештальт-терапии о проти­воположностях, из которых состоит как сознательное, так и бессознательное. Работа осуществляется следующим образом. Клиент последовательно рассказывает свой сон психологу. По­следний выбирает и записывает все существительные, прилага­тельные и глаголы. Затем клиенту предлагается найти антоним (противоположность) для каждого слова. После этого психолог рассказывает клиенту новую историю (сон), который состоит из выбранных клиентом антонимов. Как показал наш опыт работы, эту технику хорошо использовахь^^огда кдиеиту приснился очень неприятный^ тгJfiВД)ЖШ>цl сон,-д лслиент склонен приписывать ему" некое мистическое содержаще»

6. Противоположности (реверсявн&Я/^Ч>а) Иногда явное
поведение клиента представляет собой отрицание глубоких и
скрытых желаний, противоречие с тем, чего он хочет на самом де­
ле. "Например, человека, который является «душой компании»,

"можно попросить сыграть злобного, угрюмого, отгороженноготипа.

7. Преувеличение,. Гештальт-терапевты большое внимание уделяют невербальным, телесным сигналам," считая, что они более точно передают чувства человека, чем язык. Движения,^ ясесты, позы клиента иногда несут важное содержание. Предлагая клиен­ту усилить, преувеличить нечаянное движение или жест, можно сделать важное открытие.

8. Выявление фантазий. Эта техника используется для уско­рения процесса гештальт-терапии. Гештальт-терапевт поощряет клиента описать его фантазию в отношении обсуждаемых фигур или самого терапевта. Обратная связь от клиента, касающаяся фантазий относительно терапевта, расценивается как проецирова­ние качеств клиента на терапевта.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...