Как сделать свою жизнь осмысленной. Осмысленность жизни в связи с особенностями я-концепции студентов

Осмысленная жизнь

Многие детали теоретических и практических взглядов Сингера подверглись острой критике, но самую ожесточенную критику его работ, как и работ утилитаристов вообще, вызвала их чрезмерная требовательность. Проще говоря, критики считают, что если вести нравственную этическую жизнь согласно требованиям Сингера, то нам придется пожертвовать многими из тех вещей, которые наполняют нашу жизнь смыслом. Все выглядит так, словно Сингер верит в то, что мы обязаны отказаться от наших личных забот, рассматривая их как ничем не выделяющиеся среди забот всех других людей. Многие думают, что если мы будем следовать рекомендациям Сингера, то обнищаем и нанесем ущерб своим личным интересам и приносящей нам удовлетворение и радость деятельности. Например, для того, чтобы правильно поступать, нам придется действовать таким образом, что это будет идти вразрез и противоречить уважению и вниманию к тем, кто нам близок и дорог. Когда приближается день рождения любимых, детей или друзей, мы задумываемся о подарке, но потраченные на подарок деньги могли бы принести куда больше пользы тем, кому повезло меньше, чем нам. Даже время, проведенное с семьей или друзьями, в кинотеатре или на праздничном обеде, не лучше ли было бы употребить на борьбу с бедностью и помощью нуждающимся? Мы были бы просто счастливы, если бы наши близкие и друзья и сами предпочитали, чтобы мы, - вместо того, чтобы тратить деньги на подарки, - посылали от их имени деньги в организации вспомоществования голодающим или в фонды защиты прав шимпанзе, или предпочли поработать на раздаче супа, вместо того чтобы пойти в кино. Впрочем, даже самые самоотверженные люди порой полагают, что для них больше значит все-таки подарок от любимой или совместный с ней отдых. И если этическая теория утверждает, что какие-то действия не могут быть оправданы, что мы совершаем что-то морально предосудительное, покупая подарки или отправляясь в кино, то такая теория представляется нам, как простым смертным, чрезмерно требовательной.

Сингер понимает это не хуже нас с вами и, не будучи пуристом и не считая себя образцом нравственности, говорит, что мы должны делать только то, что можем. Но большинство людей большую часть своего времени не желают делать то, что они могут. Если мы хорошенько и беспристрастно подумаем над тем, что мы делаем для того, чтобы улучшить этот мир, то поймем, что большинство из нас могло бы делать намного больше для того, чтобы покончить со страданиями людей и не только. Не надо полностью соглашаться с утилитаристской философией, чтобы видеть, что в мире существует много насущных проблем, выходящих за рамки того, что требует от нас этика.

Философы издавна бросали вызов здравому смыслу, и часто такие вызовы служили улучшению нашей коллективной жизни. Вопросы, поставленные Питером Сингером, могут показаться нам чересчур заостренными, требующими принесения чего-то в жертву, да и вообще невыполнимыми. Но если мы примем брошенный им вызов, то сможем внести свой вклад в построение мира, в котором будет меньше боли и страданий и больше счастья. Мы и в самом деле сделаем наш мир лучшим местом для жизни, а ее саму сделаем более осмысленной.

Из книги Оседлать тигра автора Эвола Юлиус

8. Измерение трансцендентности. «Жизнь» и «больше чем жизнь» Итак, выявленные нами в предыдущих главах положительные элементы могут послужить начальной опорой только для совершенно особого типа человека, поскольку в своём внутреннем мире он находит не раздробленную

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

29. Жизнь как космический феномен, ее возникновение на Земле. Современные гипотезы познания живого. Жизнь с точки зрения

Из книги Восстание масс (сборник) автора Ортега-и-Гассет Хосе

Ортега-и-Гассет: привнести философию в жизнь, а жизнь - в философию Я выхожу в мироздание через перевалы Гвадаррамы или поля Онтиголы. Этот окрестный мир - другая половина моей личности, и только вкупе с ним я могу быть цельным и стать самим собой… Я это я и моя среда, и

Из книги Сочинения в двух томах. Том 1 автора Юм Дэвид

Из книги Мир Леонардо. Книга 1 автора Богат Евгений

ГЛАВА 7 Театр как жизнь, или Жизнь как театр (Иллюстрация, использованная к шмуцтитлу: Леонардо да Винчи, рисунок)Запись Павлинова о повседневности, которая «начинается на улице, а кончается в бесконечности», на мой взгляд, имеет отношение к Экзюпери, к его размышлениям о

Из книги Восстание масс автора Ортега-и-Гассет Хосе

VII. Жизнь благородная и жизнь пошлая, или энергия и косность Мы - прежде всего то, что делает из нас окружающий нас мир; основные черты нашего характера формируются под влиянием впечатлений, получаемых извне. Это естественно, так как наша жизнь - не что иное, как наши

Из книги Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней автора Гусейнов Абдусалам Абдулкеримович

Жизнь Мыслитель, известный в европейской культурной традиции как Конфуций (латинское Конфуциус является искаженной записью китайского Кун Фу-цзы, то есть учитель Кун), а на родине как Кун-цзы, родился в 551 году до н. э. в небольшом древнекитайском царстве Лу (современная

Из книги Этика автора Апресян Рубен Грантович

Жизнь Будда является родоначальником одной из мировых религий, а культурное освоение его образа продолжается в течение двух с половиной тысяч лет. Свидетельства о нем представляют собой удивительное сочетание правды и вымысла. Отделить в них реальные факты от мифов и

Из книги 50 великих книг о мудрости, или Полезные знания для тех, кто экономит время автора Жалевич Андрей

Жизнь Жизненный путь Эпикура (341–270 до и. э.) не был ярким, событийно насыщенным, что вполне естественно для мыслителя, одно из изречений которого гласит: «Живи незаметно!». Он родился и вырос на острове Самосе, где было поселение афинян. Интерес к философии у него

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 2 автора Ливрага Хорхе Анхель

Жизнь В основе легенды о Будде лежит реальная жизнь реального человека - Сиддхартхи Гаутамы. Он родился в семье царя маленькой страны племени шакьев на северо-востоке Индии в середине VI в. до н. э. Поэтому в последующем его называли Шакьямуни (мудрец из племени шакья).

Из книги Аристотель для всех. Сложные философские идеи простыми словами автора Адлер Мортимер

Жизнь Включение Иисуса Христа в ряд великих моралистов может вызвать внутренний протест у верующих. И тем не менее оно вполне оправданно. Как повествуют Евангелия, Христос является сыном Бога, родившимся, как считается, в результате непорочного зачатия. На землю он

Из книги Мудрец и искусство жизни автора Менегетти Антонио

50. «Мудрая жизнь – чистая жизнь» Нет дара ценнее, чем щедрость, И хуже врага, чем корысть. Добро возлюби. От пороков Немедленно сердце очисть… Панчатантра Тебе следует держаться нравственности неущербно, неотступно, безупречно, незапятнанно, неискаженно… Ведь

Из книги автора

Мы и жизнь

Из книги автора

Глава 10 Жизнь и хорошая жизнь Чем мы моложе, тем больше вещей мы совершаем бесцельно или, по крайней мере, играючи. Существует разница между бесцельными действиями и игрой. Бесцельно мы действуем, когда не знаем желаемый результат. Но, когда мы играем, у нас есть цель –

Из книги автора

Глава 10. Счастье как то, что не оставляет желать ничего лучшего, и, таким образом, как последняя цель, к которой следует стремиться (Жизнь и хорошая жизнь) Разница между жизнью и хорошей жизнью.Политика, книга I, главы 1, 2, 9.Концепция счастья как хорошей жизни в целом и вместе

Из книги автора

1.1. Жизнь Глагол жить (vivere) означает стремительно нестись, как сила внутри другой силы. Это слово происходит от латинского vis – сила, vivens – живущий, то есть тот, кто является этой силой внутри другой силы. Слово жизнь происходит от vis и греческого?????? (титэми) –

При оценке индивидуальной стратегии жизни с точки зрения оптимальности, эффективности, целесообразности необходимо учитывать характер задач, решению которых она служит в развитии и существовании личности. Построение жизненной стратегии предваряется поиском смысла жизни, а потому стратегия производна, вторична по отношению к найденному смыслу. Смысл жизни выступает своеобразным «стержнем» всей жизненной стратегии. Необходимость в определенной стратегии возникает по мере обретения смысла и вызревания намерений его осуществить, хотя в реальности не каждая личность, притязающая на осуществление смысла,

имеет последовательную, выверенную стратегию. Выработка жизненной стратегии сама по себе является достаточно сложной познавательно-практической задачей, которая в то же время подчинена еще более важной задаче задаче практической реализации смысла жизни. По сути, стратегия жизни и есть обобщенный способ реализации личностью смысла собственной жизни. Смысл жизни, как и всякое психическое явление, выполняет по отношению к индивидуальному бытию отражательную функцию, т. е. является его субъективным образом. Но специфика смысла жизни как психического феномена в том, что в его содержании отражается не фактическое, наличное, текущее положение дел, а желаемое, возможное, будущее состояние бытия. Иными словами, смысл не «дублирует» объективную реальность жизни, а проектирует лучшую, совершенную с точки зрения конкретной личности жизненную действительность. В содержании смысла жизнь отображена не такой, как она есть, а такой, какой она может и должна стать. И если смысл указывает личности, ради чего и куда в жизни следует идти, то стратегия какими путями и маршрутами двигаться в избранном направлении.

Таким образом, жизненная стратегия призвана решать задачу практической реализации смысла жизни, а мера ее оптимальности определяется уровнем продуктивности этого процесса, соотношением достижений и затрат, приобретений и потерь, свершений и поражений на пути осуществления жизненного замысла личности. Оптимальная стратегия способствует максимизации достижений и приобретений при минимизации поражений и затрат или, по меньшей мере, позволяет личности добиться приемлемого баланса между жизненными успехами и неудачами.

Продуктивность жизнедеятельности это интегральный показатель, оценка которого требует целостного охвата человеческой жизни. К сожалению, ни в психологии, ни в других социально-гуманитарных науках до сих пор нет надежных, обоснованных методов для всестороннего объективного измерения продуктивности целостной человеческой жизни. С аналогичными трудностями сталкиваются попытки объективного измерения и других комплексных параметров жизнедеятельности, например, т.н. «качества жизни». В этой связи в научных исследованиях, в первую очередь, психологических, происходит реинтерпретация данных понятий на базе субъектного подхода, и акценты смещаются на формы субъективной репрезентации, способы личностного переживания качества жизни и продуктивности жизнедеятельности . Продуктивность, качество и подобные

им интегральные характеристики индивидуальной жизнедеятельности все чаще операционализируются как субъективные, а не объективные переменные. Это значит, что они оцениваются на основании внутренней самооценки личности как субъекта жизнедеятельности, а не по меркам, нормам, стандартам, прилагаемым извне. Следует отметить, что субъективная оценка индивидуальной жизнедеятельности может формироваться на сознательном и бессознательном уровне, и поэтому в качестве психологического коррелята ее качества и продуктивности выступает не только прямой рациональный самоотчет, но и более тонкие, невербализованные переживания личности.

По нашему мнению, наиболее адекватными субъективными индикаторами продуктивной либо непродуктивной жизнедеятельности, а значит оптимальной либо неоптимальной жизненной стратегии, являются переживания осмысленности жизни, удовлетворенности жизнью и смысложизненного кризиса. Их закономерная связь с реализуемой личностью жизненной стратегией наиболее полно обоснована в работах К. А. Абульхановой .

Чувство осмысленности жизни выступает феноменологическим проявлением той реальной детерминации жизнедеятельности, которая исходит от смысла жизни. Это чувство как бы «удостоверяет» сам факт наличия смысловых структур, которые обусловливают пристрастное, деятельно-преобразующее отношение личности к собственной жизни. Однако «переживание смысла жизни или жизни как имеющей смысл связано не только с предваряющим наличием целей, планов, замыслов. Оно связано с мерой соответствия этих в широком смысле притязаний и их реализации - в широком смысле достижений, которая и дает переживание жизни как подлинной, т. е. имеющей смысл» . Реальные жизненные успехи укрепляют и стабилизируют ощущение осмысленности жизни, которое, в свою очередь, с еще большей силой побуждает и энергетизирует повседневную жизнедеятельность личности. Другими словами, переживание осмысленности жизни выполняет функцию не только исходной мотивации, но и подкрепляющей (положительной) обратной связи в регуляции жизнедеятельности, в том числе сигнализирует об эффективности выработанного личностью способа ее организации - стратегии жизни. Если ощущение осмысленности жизни не только предваряет, но и результирует осуществление жизненной стратегии личности, то оно может рассматриваться в качестве субъективного показателя ее результативности, оптимальности. Как подчеркивает К. А. Абульханова, «смысл жизни - это

не только будущее, не только жизненная цель, но и психологическая «кривая» постоянного ее осуществления. Поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем ее смысла, а, напротив, усиливаем его, убеждаемся в нем, переживаем его» . Таким образом, высокий уровень осмысленности для самого субъекта жизни является феноменологическим «подтверждением», субъективным «сигналом» о продуктивной самореализации, а для исследователя эмпирическим индикатором оптимальной для данного субъекта жизненной стратегии.

Другим психологическим критерием, по которому устанавливается оптимальность жизненной стратегии личности, является субъективная удовлетворенность жизнью.

Это обобщенное эмоциональное переживание, окрашивающее восприятие индивидуальной жизни в целом и отражающее меру преуспевания, прогресса, продвижения личности в реализации жизненно значимых ценностей, мотивов, целей. К. А. Абульханова справедливо отмечает, что удовлетворенность или неудовлетворенность «сложное, но всегда обобщенное чувство состоявшейся или несостоявшейся, удачной или неудачной жизни» , которое выступает «важным показателем личностных достижений» . Удовлетворенность жизнью можно рассматривать в качестве субъективного «эквивалента» жизненной продуктивности, поскольку данное переживание образуется в результате сопоставления личностью реально достигнутого в жизни с образом идеальной, желанной, совершенной жизни, который «запроектирован» индивидуальным смыслом жизни. По интенсивности и динамике чувства удовлетворенности можно судить, с одной стороны, о самом смысле жизни в его содержательном соотнесении с жизненной действительностью, а с другой об эффективности способов и средств его практической реализации жизненной стратегии личности. Принципиально важно, что в механизме формирования данного чувства объективные жизненные успехи и достижения личности преломляются не через внешние социальные нормы и критерии, а пропускаются сквозь внутренние стандарты и эталоны «хорошей жизни», заданные индивидуальным смыслом. Эта особенность делает удовлетворенность или, напротив, разочарование, недовольство жизнью весьма информативным и во многом незаменимым психологическим показателем действенности, продуктивности жизненной стратегии личности. «Говоря об отсутствии каких-то критериев и норм, по которым можно было бы оценивать жизнь человека извне, он сам имеет главный и безошибочный критерий, который, хотя и не поддается логическому объяснению, но вряд ли может быть истолкован произвольно. Этот критерий удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью», констатирует К. А. Абульханова .

Наконец, еще одним субъективным индикатором продуктивности жизнедеятельности и, следовательно, оптимальности ее стратегии, выступает переживание (или непереживание) личностью смысложизненного кризиса. Это психологический кризис в развитии личности как субъекта жизни, который обусловлен своевременно не преодоленными или в принципе непреодолимыми противоречиями в поиске, сохранении и практической реализации смысла жизни. Этиология и генез данного кризиса традиционно объясняются абсолютным отсутствием смысла в жизни и невозможностью либо неспособностью личности его обрести, а также драматической потерей, разрушением смысла в трудной, критической жизненной ситуации. В ряде наших работ на теоретическом и фактическом материале было показано, что наряду с кризисом бессмысленности и кризисом смыслоутраты существует еще один тип кризисов смысложизненной этиологии. Это кризисы нереализованности смысла жизни, которые могут детерминироваться как внешними факторами, связанными с объективными данностями и сложностями жизни, так и внутренними условиями, относящимися к отдельным свойствам, подструктурам и целостному психологическому складу личности как субъекта жизни. В частности, в большом цикле эмпирических исследований были выявлены психологические виды неоптимального смысла жизни, которые отягощены дисфункциональными, дизрегуляторными свойствами, изнутри препятствующими продуктивной самореализации личности. Между тем не только функциональная неполноценность самого смысла жизни, но и неоптимальность стратегии его практического осуществления может стать причиной возникновения личностного кризиса. Просчеты при построении жизненной стратегии влекут за собой сначала частичную или полную нереализуемость смысла в жизни, что болезненно переживается личностью, а впоследствии могут привести к обесцениванию, дискредитации этого смысла и тотальному обессмысливанию жизни. Такой путь развития специфичен именно для смысложизненных кризисов, обозначенных как кризисы нереализованности смысла жизни. Стратегия жизни может быть признана оптимальной в том случае, когда жизненные достижения личности пропорциональны объему вложенных усилий, когда жизненный успех соразмерен совокупному расходу всевозможных ресурсов личности. Другими словами, оптимальная стратегия помогает реализовывать

смысл жизни той ценой, которая адекватна масштабу и сложности этого смысла. Необходимость такого соответствия специально акцентируется К. А. Абульхановой: «Это можно выразить как своего рода психологический закон: слишком высокая психологическая цена, затраченная на жизненные достижения, понижает мотивацию, притязания и подрывает смысл жизни. Возможностям данной личности должна быть пропорциональна мера усилий, действий, затрат, при которых личность испытывала бы подлинную удовлетворенность, и ею питался бы дальнейший смысл ее жизни. Когда цена является слишком малой, когда успех приходит без всяких усилий со стороны личности, то личность также перестает испытывать удовлетворение, а это в свою очередь разрушает смысл ее жизни» .

Таким образом, осмысленность жизни, удовлетворенность жизнью и смысложизненный кризис это психические явления, которые характеризуют состояние развития и самореализации личности как субъекта собственной жизни. Эти явления «сгущают» в своем содержании ведущие тенденции, движущие противоречия, основные линии одним словом, создают динамический «срез» становления и функционирования субъекта жизни. Несмотря на субъективный, феноменальный характер, все они могут использоваться как достоверные, надежные и информативные индикаторы оптимальности-неоптимальности индивидуальной стратегии жизни.

Фесенко Павел Петрович

Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования . Представление о том, что осмысленная жизнь есть залог духовного равновесия, душевного благополучия в широком смысле слова, а отсутствие смысла жизни приводит к формированию особого типа заболевания - ноогенного невроза, благодаря работам В. Франкла, прочно укоренилось в современной психологии и породило многочисленные и многоаспектные исследования, в которых основное внимание уделяется связи наличия или отсутствия смысла жизни с различными формами психопатологии (J. Crumbaugh, R. Jacobson, В. Sheffield и др.). При этом, исследования концентрировались, в основном, на изучении характера смысла жизни и смысложизненных ориентаций у людей, страдающих различными формами девиаций и психических заболеваний. Анализ особенностей переживания смысла собственной жизни здоровыми людьми отходит в такого рода исследованиях на второй план.

Остается проблемой и сама взаимосвязь смысла жизни с различными позитивными аспектами функционирования личности: в этом контексте критике подвергается не только теория самоактуализации (подчеркивалось, что развитие собственных потенций само по себе не может являться смыслом человеческой жизни), но и гедонистически ориентированные теории личности (отмечалось, что стремление человека к счастью и удовольствию - это тупиковый путь развития, с точки зрения поиска и реализации смысла жизни) (В. Франкл, Д.А. Леонтьев и др.). В силу этого, остается недостаточно освещенной связь осмысленности жизни с различными позитивными аспектами человеческого функционирования (личностным ростом, самопринятием, способностью устанавливать и поддерживать позитивные отношения с окружающими, стремлением к самоактуализации и т.д.).

Особенно дискуссионным и мало изученным является вопрос о том, что выступает необходимым условием обретения смысла жизни. Учение В. Франкла об особой группе трансцендентных ценностей (ценности творчества, переживания, отношения), реализация которых личностью ведет к обретению устойчивого смысла жизни и, таким образом, к душевной гармонии, духовному благополучию, порождает проблему: «Является ли определённый характер ведущих ценностных ориентации личности необходимым условием переживания жизни как осмысленной, а, следовательно, и залогом душевного благополучия?» Существующие в психологии личности исследования не дают однозначного ответа на этот вопрос.

Недостаток исследований связи смысла жизни и позитивных аспектов функционирования личности, отчасти, обусловлен многообразием подходов, выделяющих различные параметры такого функционирования. Поэтому становится актуальным введение понятия, которое могло бы обобщить эти характеристики. В данном исследовании в качестве такового выступает понятие «психологическое благополучие», разрабатываемое N. Bradburn, R. Ryan и Е. Deci, С. Ryff, E. Diener, A. Waterman, A.B. Ворониной. Несмотря на многочисленность подходов к трактовке психологического благополучия и его эмпирических исследований, это понятие все же остается одним из мало разработанных как в зарубежной, так и отечественной психологии.

Основываясь на концепции психологического благополучия, созданной американским психологом С. Ryff, в которой обобщены теории, описывающие различные аспекты позитивного функционирования личности (теории А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, К.Г. Юнга, Э. Эриксона, М. Яходы и др.), а также, отмечая вслед за Е. Diener, что исследование психологического благополучия должно учитывать не только непосредственно измеряемый уровень благополучия, но и принимать во внимание внутреннюю, индивидуальную систему координат, с которой человек соотносит собственное психологическое благополучие, в данном исследовании мы определяем психологическое благополучие как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (личностного роста, самопринятия, управления средой, автономии, цели в жизни, позитивных отношений с окружающими), а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью.

Исходя из этого, нами различается «актуальное психологическое благополучие» - степень реализованности основных компонентов позитивного функционирования, и «идеальное психологическое благополучие» - степень направленности на реализацию компонентов позитивного функционирования. Кроме того, в исследовании вводится понятие уровня и структуры актуального и идеального психологического благополучия.

Введение понятия «идеальное психологическое благополучие» и определение его как степени направленности личности на реализацию компонентов позитивного функционирования, предполагает решение ряда вопросов, требующих проведения специальных эмпирических исследований. Так, необходимо эмпирически подтвердить существование такого рода направленности, и, прежде всего, охарактеризовать особенности отношения личности к психологическому благополучию и неблагополучию. Такая же задача возникает и в связи с проблемой исследования осмысленности жизни: практически отсутствуют эмпирические исследования отношения личности к самому факту наличия или отсутствия смысла жизни.

Всё вышесказанное определяет актуальность настоящего исследования, направленного на выявление взаимосвязи между осмысленностью жизни, смысложизненными и ценностными ориентациями личности с психологическим благополучием личности.

Объект исследования :смысловая сфера, ценности и психологическое благополучие личности.

Предмет исследования :уровень и структура актуального и идеального психологического благополучия, уровень осмысленности жизни, структура смысложизненных и ценностных ориентаций.

Цели исследования :1) определить особенности соотношения актуального и идеального психологического благополучия личности; 2) выявить характер связи между уровнем актуального психологического благополучия и уровнем осмысленности жизни, структурой смысложизненных и ценностных ориентаций; 3) определить особенности представлений и отношения современных россиян к психологическому благополучию и неблагополучию, а также к наличию или отсутствию смысла в жизни (осмысленности/бессмысленности жизни).

Гипотезы исследования :

1. Структура актуального и идеального психологического благополучия, а также соотношение между ними различно у лиц с высоким и низким уровнем актуального психологического благополучия.

2. Чем выше показатель актуального психологического благополучия, тем выше осмысленность жизни и тем больше актуальное психологическое благополучие приближается к идеальному психологическому благополучию по своей структуре.

3. Структура смысложизненных и ценностных ориентаций различается у людей с различным уровнем актуального психологического благополучия.

4. Наличие смысла жизни и психологическое благополучие позитивно оцениваются человеком.

Задачи исследования :

1. Разработать батарею методик для исследования связи осмысленности жизни и психологического благополучия личности.

В рамках данной задачи:

а) Провести исследование валидности и надёжности русскоязычной версии методики «Шкалы психологического благополучия», а также ее стандартизацию;

б) Выявить социо-культурную специфику психологического благополучия современного россиянина.

в) Разработать метод исследования идеального психологического благополучия.

2. Провести экспериментальное исследование актуального и идеального психологического благополучия личности, показать их соотношение и особенности у лиц с различным уровнем (высоким и низким) актуального психологического благополучия.

3. Изучить связь между осмысленностью жизни и актуальным психологическим благополучием.

4. Исследовать уровень осмысленности жизни, а также особенности структуры смысложизненных и ценностных ориентаций у людей с высоким и низким психологическим благополучием.

5. Изучить особенности отношения современного россиянина к таким понятиям, как: «осмысленность жизни» и «психологическое благополучие».

Методологическая основа диссертационной работы: Исследование осмысленности жизни базируется на идеях Л.С. Выготского о структурном и смысловом строении сознания, представлениях о строении смысловой сферы личности, сформулированных в работах А.Н. Леонтьева, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, положениях о психологической сущности феномена смысла жизни, выдвинутых в работах В. Франкла, понимании осмысленности жизни, предложенном Д.А. Леонтьевым. Анализ психологического благополучия проводится с позиций представлений о позитивных аспектах функционирования личности, разработанных в различных концепциях гуманистически ориентированных психологов, обобщенных в шестикомпонентной концепции психологического благополучия С. Ryff, а также опирается на концепции психологического благополучия N. Bradbum, модели субъективного благополучия Е. Diener, теории самодетерминации R. Ryan и Е. Deci.

Методы исследования :Для проведения исследования были выбраны методы, отвечающие его целям и задачам. В работе использовался блок методик, направленный на изучение уровня осмысленности жизни, структуры ценностных и смысложизненных ориентаций, уровня и структуры актуального и идеального психологического благополучия личности:

1) Методика «Шкалы психологического благополучия» (С. Ryff);

2) Модифицированный вариант методики «Шкалы психологического благополучия»;

3) Методика «Тест смысложизненных ориентаций» (Д.А. Леонтьев);

4) Модифицированный вариант методики «Ценностные ориентации» (М. Рокич);

5) Модифицированный вариант методики Дембо - Рубинштейн.

6) Модифицированный вариант методики «Семантический дифференциал» (Ч. Осгуд).

В качестве методов статистической обработки результатов использовались критерии различий, методы корреляционного и факторного анализа. Статистическая обработка полученных результатов производилась с помощью программы SPSS для Windows (версия 11.5)

Новизна и теоретическая значимостьисследования .В работе по-новому определено понятие «психологическое благополучие». Введено представление об актуальном и идеальном психологическом благополучии, доказано, что показатели идеального психологического благополучия значимо превышают аналогичные показатели актуального психологического благополучия, а структуры актуального психологического благополучия и идеального психологического благополучия различны, что не позволяет отождествлять эти понятия. Обнаружены также их различия и особенности у лиц с высоким и низким уровнем актуального психологического благополучия. Показано, что чем выше актуальное психологическое благополучие, тем выше осмысленность жизни и тем больше актуальное психологическое благополучие приближается к идеальному психологическому благополучию по своей структуре. Доказано наличие прямой связи между осмысленностью жизни и аспектами позитивного функционирования личности (автономия, управление окружающей средой, позитивные отношения с окружающими, личностный рост, наличие целей в жизни и позитивное самопринятие), которые рассматриваются как компоненты структуры психологического благополучия, субъективно выражающегося в ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью. В работе также показаны различия в уровне и структуре смысложизненных и характере ценностных ориентаций у лиц с высоким и низким уровнем психологического благополучия.

Практическая значимость исследования. Для исследования психологического благополучия была проведена валидизация, культурная адаптация и стандартизация метода «Шкалы психологического благополучия», разработаны нормативы для оценки психологического благополучия современных россиян, а также разработан методический прием исследования идеального психологического благополучия, что позволяет использовать данную методику в других исследованиях. Кроме этого, в процессе валидизации и стандартизации методики «Шкалы психологического благополучия», предложенной С. Ryff и на ее основе создана новая, культурно-специфичная методика исследования психологического благополучия. Основываясь на новом, более чётком понимании взаимосвязи между осмысленностью человеческой жизни и психологическим благополучием, можно определить новые терапевтические подходы в рамках экзистенциального направления психотерапии для преодоления кризиса бессмысленности, а также терапии ряда состояний, которые сопровождаются субъективным ощущением снижения ценности жизни, потери интереса к ней, создать основу для профилактики и диагностики подобного рода расстройств. Данные нашего исследования позволяют найти новые подходы к психотерапии экзистенциальных кризисов и ноогенных неврозов, в частности, с применением терапии благополучия (well-being therapy). Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для построения учебных спецкурсов по психическому здоровью, позитивному функционированию и психологическому благополучию личности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Между такими ключевыми аспектами позитивного функционирования личности как осмысленность жизни и психологическое благополучие личности существует связь, имеющая характер высокозначимой прямой корреляционной зависимости. При этом все структурные компоненты психологического благополучия прямо коррелируют с уровнем осмысленности жизни и смысложизненными ориентациями.

2. Структура смысложизненных и ценностных ориентаций связана с уровнем психологического благополучия личности. Испытуемые с высоким уровнем психологического благополучия отличаются от людей с низким уровнем психологического благополучия тем, что у них значительно более высокий уровень осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций, их структура значимых терминальных ценностей отличается более конкретным, заведомо более легко реализуемым характером.

3. Уровень психологического благополучия связан с субъективным ощущением возможности реализовывать значимые ценности. Чем выше уровень психологического благополучия, тем более доступными с точки зрения обладания ими или их реализации выглядят значимые терминальные ценности.

4. Соотношение идеальных представлений о психологическом благополучии с актуальным статусом психологического благополучия связано с уровнем актуального психологического благополучия личности. Так расхождение между структурой идеального психологического благополучия и актуального психологического благополучия наиболее велико у лиц с низким психологическим благополучием. В то время, как у лиц с высоким психологическим благополучием структура актуального психологического благополучия приближается к структуре идеального психологического благополучия.

Надежность и достоверность исследования :обеспечены репрезентативностью выборки, применением методов, адекватных задачам и целям исследования, проведением содержательного (качественного) и количественного (основанного на применении методов математической статистики) анализа полученных результатов.

Апробация работы :материалы и выводы работы обсуждались на заседаниях кафедры клинической, нейро- и патопсихологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ в период с 2003 по 2005 гг., на конференциях «IV чтения памяти Л.С. Выготского», Москва 2003; «5-го чтения памяти Л.С. Выготского», Москва 2004. Результаты исследований были внедрены в работу со студентами 3 курса, факультета психологии РГГУ, в ходе производственной практики в 2004 г. По теме исследования опубликовано 3 научных статьи.

Структура в объём диссертации: диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы из 259 наименований, в том числе 62 на иностранном языке, 9 приложений. Общий объём диссертации 206 страниц. В работе содержится 5 графиков, 32 таблицы, 2 рисунка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении рассматривается актуальность темы, отражены цели, теоретические и практические гипотезы, задачи, объект и предмет исследования, определяется его научная новизна и практическая значимость, приводятся положения, выносимые на защиту, приводятся данные по апробации и внедрению результатов.

В первой главе - «Теоретические подходы к пониманию осмысленности жизни и психологического благополучия личности» изложено современное понимание терминов «осмысленность жизни» и «психологическое благополучие».

В первом параграфе прослеживается теоретическая связь понятия «осмысленность жизни» с такими категориями, как: «смысл жизни», «смысловая сфера личности», «смысловое образование», «личностный смысл», что позволяет раскрыть данное понятие в соответствии с исторической логикой развития представлений о смысле человеческой жизни и смысле как общепсихологической категории. Даётся описание и анализируется развитие представлений о смысле человеческой жизни в философии, а также прослеживается изменение трактовки понятия «смысл» в других гуманитарных науках. Проблема взаимосвязи, существующей между субъективным ощущением осмысленности собственной жизни и душевным благополучием человека, изначально ставится в философии и литературе в связи с вопросом: «В чем заключается смысл жизни и есть ли он вообще?», а также с проблемой смыслоутраты, жизни человека в ситуации бессмысленности и путей выхода из неё. Данный контекст является основным в теориях смысла жизни, выполненных в рамках религиозной философии и касающихся нравственно-этического содержания целей и смыслов жизни (А.И. Веденский, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, П. Тиллих и др.), а также философии экзистенциализма. Ранние попытки выделить смысл жизни как отдельную психологическую структуру представлены в работах 3. Фрейда, К. Хорни, А. Адлера, К.Г. Юнга. Как отмечает Д.А. Леонтьев, в трудах Адлера и Юнга смысл впервые предстаёт как базисное интегральное образование, детерминирующее содержание и направленность всей жизнедеятельности индивида. Дальнейшие исследования смысла как психологической категории и, в частности, смысла человеческой жизни, проводились в рамках практически всех ведущих психологических школ и направлений (К. Левин, Э. Толмен, Э. Бош, Дж. Ройс, М. Чиксентмихали и др.), однако, стали центральными в логотерапии В Франкла, экзистенциальной психологии (Л. Бинсвангер, А. Камю, Ж-П. Сартра и др.) и, возникшей на ее основе, гуманистической психологии (Р. Мэй, А. Маслоу, и др.).

Большинство работ, затрагивающих проблему смысла человеческой жизни, отмечают его позитивное влияние на развитие и становление личности. По мнению В. Франкла, необходимым условием душевного благополучия личности является нормальный уровень ноодинамического напряжения (т.е. напряжения, порожденного стремлением человека найти и реализовать смысл собственной жизни). В свою очередь, обретение устойчивого жизненного смысла возможно только посредством обретения ценностей, которые бы способствовали самотрансценденции, альтруистической направленности на другого человека. Анализ накопленного отечественной психологией материала, связанного с разработкой проблемы смысла и осмысленности жизни показывает, что смысл предстаёт одним из центральных понятий в российской психологии. Так или иначе, данная проблематика представлена в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.В. Зейгарник, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, В.Э. Чудновского, Ф.Е. Василюка, Д.А. Леонтьева и др. Вслед за Д.А. Леонтьевым, который ввел и операционализировал понятие «осмысленность жизни» в контексте изучения смысловой сферы личности, в диссертации осмысленность жизни рассматривается как одна из индивидуальных характеристик смысловой сферы личности (наряду со структурной организацией смысловых систем; степенью осознанности смысловой регуляции; временной локализация ведущих смысловых ориентиров и др.), понимается как «... количественная мера степени и устойчивости направленности жизнедеятельности субъекта на какой-то смысл» (Д.А. Леонтьев, 2003, с. 293). Согласно Д.А. Леонтьеву, осмысленность жизни может эмпирически характеризоваться суммарным показателем выраженности, так называемых, смысложизненных ориентации, три из которых связаны с временной локализацией смысловых ориентиров (в настоящем, прошлом или будущем времени), а две - описывают преобладающий локус контроля (экстернальный либо интернальный). Теоретический анализ состояния разработанности проблемы смысловой сферы и осмысленности жизни личности позволяет отметить, что существует достаточно большое количество аспектов исследования данной проблемы, в отношении которых проявляется явный недостаток внимания. Так, были подробно исследованы взаимосвязи между наличием или отсутствием смысла жизни и психическим здоровьем, что позволило И. Ялому заключить: «Отсутствие смысла жизни почти линейным образом связано с психопатологией» (1999, с. 515). Однако, исследователи традиционно мало уделяют внимания изучению взаимосвязи осмысленности жизни с различными позитивными аспектами человеческого функционирования. До сих пор дискутируется вопрос о том, что определяет функционирование и развитие личности (в гуманистической психологии -«личностный способ существования»)»: стремление к смыслу, нацеленность на личностный рост, стремление к самоактуализации, реализации своих потенциалов, способность к аутентичному существованию и пр. Все перечисленные выше аспекты позитивного функционирования личности рассматриваются гуманистическими психологами одновременно и как потенциальные возможности («потенциалы»), и как цели, и как ценности собственно человеческого, личностного способа существования. В. Франки, дискутируя как с психоаналитиками, так и с основоположниками гуманистической психологии, отмечал, что развитие собственных потенций само по себе не может являться смыслом человеческой жизни и выступать необходимым условием обретения смысла жизни. Остаётся не раскрытым вопрос об «истинных ценностях»: «Действительно ли только структура ценностных ориентаций, отличающаяся трансцендентной направленностью, может обуславливать переживание человеком счастья, поддерживать высокий интерес к жизни, быть сопряжены с позитивным личностным развитием?» Остаётся малоизученным характер взаимосвязи ценностных и смысложизненных ориентаций с переживанием человеком счастья, душевного благополучия личности. Так же недостаточно освещенной является связь осмысленности жизни с различными позитивными аспектами человеческого функционирования (личностным ростом, самопринятием, способностью устанавливать и поддерживать позитивные отношения с окружающими, стремлением к самоактуализации и т.д.). Недостаток исследований связи смысла жизни и позитивных аспектов функционирования личности, отчасти, обусловлен многообразием подходов, выделяющих различные параметры такого функционирования. Разобщенность исследований позитивного функционирования личности противоречит принципу целостности в подходе к пониманию личности в гуманистически ориентированной психологии, личностного способа существования - существования человека как уникальной целостности, обладающей неповторимым жизненным опытом, внутренним миром, единственной в своем роде реакцией на обстоятельства своей жизни (Т.Д. Шевеленкова, 1993, с. 24). Поэтому становится актуальным введение понятия, которое могло бы обобщить эти аспекты. Такая постановка вопроса требует введения единого показателя, который бы учитывал как степень позитивного функционирования личности, так и степень удовлетворённости человеком собой и собственной жизнью. В качестве такого показателя может выступать «психологическое благополучие» личности. По сути, дальнейшая разработка проблемы, в первую очередь, связана с операционализацией понятия «психологическое благополучие».

Во втором параграфе даётся содержательный анализ понятия «психологическое благополучие», проводится анализ подходов к пониманию психологического благополучия, сформулированных в работах российских и зарубежных авторов, поскольку, несмотря на многочисленность подходов к трактовке психологического благополучия и его эмпирических исследований, это понятие все же остается одним из мало разработанных как в зарубежной, так и отечественной психологии. Теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Bradburn. Он вводит понятие «психологическое благополучие», отграничивая его от термина «психическое здоровье», и отождествляет психологическое благополучие с субъективным ощущением счастья и общей удовлетворённостью жизнью. По мнению Bradburn, проблематика психологического благополучия не укладывается в дихотомию «болезнь-здоровье», для описания этого феномена необходимо оперировать признаками, отражающими состояние счастья или несчастливости, субъективного ощущения общей удовлетворённости или не удовлетворённости жизнью. В дальнейшем исследования по этой теме были продолжены такими авторами, как: R. Ryan, E. Deci, С. Ryff, E. Diener, A. Waterman и др. В настоящий момент чрезвычайно дискуссионной является проблема гедонистического или, напротив, эвдемонического толкования психологического благополучия. К гедонистическим теориям относятся те, где благополучие описывается, в терминах удовлетворённости -неудовлетворённости, эвдемоническое понимание данной проблемы основывается на постулате, что личностный рост - главный и самый необходимый аспект благополучия. Существует ряд концепций, стремящихся объединить оба подхода. На наш взгляд, наиболее удачным примером такого синтеза является шестикомпонентная теория С. Ryff, базисом которой послужили основные концепции (в основном разработанные в русле гуманистической психологии), так или иначе относящиеся к проблеме позитивного психологического функционирования (А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта, К.-Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартена, М. Яходы, Д. Биррена). Подобный подход позволил ей обобщить и выделить шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост. Мы предполагаем, что каждый из этих шести компонентов психологического благополучия, являясь, по сути, различными аспектами позитивного функционирования личности, может достигать разной степени выраженности, тем самым, определяя уникальную структуру и интегральный показатель психологического благополучия человека. В то же время, Е. Diener отмечает, что исследование психологического благополучия должно учитывать не только непосредственно измеряемый уровень благополучия, но и принимать во внимание внутреннюю, индивидуальную систему координат, с которой человек соотносит собственное психологическое благополучие. Создается впечатление, что у каждого человека есть некоторый внутренний эталон, с которым он соотносит представление о своем собственном психологическом благополучии. Анализ теорий и подходов к определению психологического благополучия в отечественной и зарубежной психологии приводит к тому, что в многочисленных его исследованиях обнаруживается определенная теоретическая путаница: не понятно, что исследуется -достигнутый ли уровень психологического благополучия, представление ли о том, каков психологически благополучный человек (имеющее социо-культурную специфику), или же степень направленности человека на различные позитивные аспекты собственного функционирования. Учитывая все вышесказанное, мы в данном исследовании определяем психологическое благополучие как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (личностного роста, самопринятия, управления средой, автономии, цели в жизни, позитивных отношений с окружающими), а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью.

В диссертации различается понятие «идеальное психологическое благополучие» -степень направленности личности на реализацию компонентов позитивного функционирования (выраженность стремления реализовать себя в автономном существовании, в поддержании позитивных отношений с окружающими людьми, направленности на личностный рост и пр.); и понятие «актуальное психологическое благополучие» - субъективная оценка степени реализованности этой направленности в реальной жизни личности. При этом, предполагается и обосновывается, что структура (соотношение компонентов) актуального и идеального психологического благополучия могут не совпадать. Кроме того, в исследовании вводится понятие уровня актуального психологического благополучия - высокое и низкое психологическое благополучие. Низкий уровень актуального психологического благополучия обусловлен преобладанием негативного аффекта (общего ощущения собственной несчастливости, неудовлетворенности собственной жизнью), высокий - преобладанием позитивного аффекта (ощущением удовлетворенности собственной жизнью, счастья). Каждый уровень может иметь специфичные для него структуры актуального и идеального психологического благополучия (которые не совпадают) и соотношение (степень расхождения) между актуальным и идеальным психологическим благополучием.

Проведённый теоретический анализ позволяет отграничить понятие «психологическое благополучие» от ряда других терминов схожих, но не тождественных ему. Понятие «психологическое благополучие» делает акцент на субъективную эмоциональную оценку человеком себя и собственной жизни, а также на аспектах позитивного личностного функционирования. Подобное понимание обособляет его от ряда других понятий, часто неадекватно использующихся как его синонимы. Так, в отличие от понятий «психическое здоровье» и «качество жизни» психологическое благополучие напрямую не связано с наличием или отсутствием каких-либо психических или соматических недугов. От концепций позитивного психического здоровья представления о психологическом благополучии отличны интересом не только к самоактуализационным аспектом, но к тому, каким образом они воспринимаются самой личностью, заострением внимания на переживании человеком счастья и удовлетворённостью самим собой и своим окружением.

Такой подход к изучению психологического благополучия ставит ряд вопросов, которые ранее не выступали предметом исследования: о соотношении актуального и идеального психологического благополучия, о характере этого соотношения у людей с различным (высоким и низким) уровнем актуального психологического благополучия, о связи осмысленности жизни, смысложизненных и ценностных ориентаций человека с компонентами актуального психологического благополучия, а также с его уровнем.

Введение понятия «идеальное психологическое благополучие» определение его как степени направленности личности на реализацию компонентов позитивного функционирования, предполагает решение ряда проблем, требующих проведения специальных эмпирических исследований. Так, необходимо эмпирически подтвердить существование такого рода направленности, и, прежде всего, охарактеризовать особенности представлений о психологическом благополучии и неблагополучии и отношения личности к ним. Такая же задача возникает и в связи с вопросом исследования осмысленности жизни: практически отсутствуют эмпирические исследования отношения личности к самому факту наличия или отсутствия смысла жизни.

Вторая глава «Организация исследования и описание психодиагностических методов» включает описание и общую характеристику методов исследования осмысленности жизни, смысложизненных, ценностных ориентаций и психологического благополучия личности.

Для исследования осмысленности жизни использовался «Тест смысложизненных ориентаций» (Леонтьев Д.А. и др., 1992), стандартизация и валидизация которого была проведена самим автором и другими исследователями.

В качестве метода исследования актуального психологического благополучия использовалась методика «Шкалы психологического благополучия», созданная С. Ryff (1998). Изложены этапы валидизации и стандартизации русскоязычной версии методики «Шкалы психологического благополучия». Выборка, на которой проводилась стандартизация и валидизация методики, состояла из 143 человек, из них 45 мужчин и 98 женщин, средний возраст 24 года. Для валидизации методики «Шкалы психологического благополучия» использовался также модифицированный вариант методики Дембо -Рубинштейн, направленная на прямое шкалирование субъективного уровня удовлетворенности жизнью и субъективного уровня психологического благополучия. Кроме того, для исследования идеального психологического благополучия был разработан модифицированный вариант методики «Шкалы психологического благополучия», в котором использовался методический прием заполнения данной методики испытуемым за «человека, вполне удовлетворенного своей жизнью».

С помощью описанных выше методик определялось: 1) структуры актуального и идеального психологического благополучия и их соотношение; 2) степень согласованности изменений показателей осмысленности жизни и актуального психологического благополучия; 3) степень и особенности осмысленности жизни у лиц с различным уровнем (высоким и низким) актуального психологического благополучия; 4) структура и соотношение актуального и идеального психологического благополучия у лиц с высоким и низким уровнем актуального психологического благополучия.

Исследование структуры терминальных и инструментальных ценностей было проведено с помощью модифицированного варианта методики «Ценностные ориентации» (М. Рокича). Модификация состояла в использовании процедуры попарного ранжирования терминальных и инструментальных ценностей по критериям «ценность» и «доступность», предложенной Е.Б. Фанталовой (2001). Таким образом, не только определялась структура терминальных и инструментальных ценностей, но и высчитывался индекс расхождения между их «ценностью» (стремлением их реализовать) и «доступностью» (то есть тем, насколько человек считает для себя способным их реализовать) у лиц с высоким и низким уровнем актуального психологического благополучия.

Для исследования отношения личности к психологическому благополучию/неблагополучию, а также осмысленности/бессмысленности жизни использовался модифицированный вариант методики «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда. Испытуемые оценивали такие объекты, как «человек вполне удовлетворенный жизнью», «человек не вполне удовлетворенный жизнью», «человек, имеющий смысл жизни», «человек, не имеющий смысла жизни», «Я сам». Определялась близость в смысловом пространстве понятия «Я сам» ко всем перечисленным выше объектам.

Статистическая обработка результатов включала: на этапе проверки конструктной валидности методики ШПБ использовался метод факторного анализа, для определения внутренней гомогенности шкал методики рассчитывался α - коэффициент Кронбаха, проверка ретестовой надёжности осуществлялась с помощью формулы произведений моментов Пирсона. Для исследования величины статистических различий исследуемых признаков у лиц, различающихся по уровню психологического благополучия, использовался t критерий Стъюдента. Степень согласованности изменений изучаемых признаков исследовалось при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Контингент испытуемых. Общая выборка исследуемого контингента составила 272 человека, жителей городов Москвы и Мурманска. Среди участников исследования были как студенты (гуманитарные и технические специальности), так и работники различных предприятий. Все испытуемые либо находились в процессе получения высшего образования, либо уже имели высшее или среднее специальное образование. Были обследованы 110 мужчин и 162 женщины, возраст - в диапазоне от 18 до 59 лет, средний возраст - 26

В третьей главе «Эмпирическое исследование взаимосвязи осмысленности жизни, смысложизненных и ценностных ориентаций с психологическим благополучием личности» приводятся результаты эмпирического исследования связи осмысленности жизни, смысложизненных и ценностных ориентации с основными параметрами психологического благополучия личности.

В первом параграфе изложены данные исследования особенностей отношения современных россиян к понятиям «психологическое благополучие» и «осмысленность жизни».

Исследование представлений об осмысленности жизни при помощи модифицированного варианта метода «Семантический дифференциал» (МСД) показало, что осмысленная жизнь отличается положительной эмоциональной оценкой, характеризуется высокой активностью, силой и упорядоченностью. Психосемантическая структура представлений о бессмысленности жизни представлена такими признаками, как: слабость, пассивность, хаотичность, эмоциональная отчуждённость, дискомфорт, простота, непонятность. Эмоциональная оценка имеет не резко выраженную негативную направленность. Таким образом, показано, что осмысленная жизнь в представлениях большинства наших испытуемых, обладает субъективной привлекательностью и желательностью, а бессмысленная жизнь, напротив, воспринимается как крайне нежелательная и непривлекательная. Эти данные хорошо согласуются с основными положениями теории В. Франкла о воле к смыслу. Кроме этого, в исследовании было показано, что психосемантическая структура представлений о себе приближается к психосемантической структуре представлений о человеке, имеющем смысл жизни.

Анализ представлений о психологическом благополучии с помощью методики МСД позволяет сделать вывод, что представление о психологическом благополучии имеет высокуюположительную эмоциональную оценку, высокие оценки по таким параметрам, как: активность, сила, комфортность, близость, сложность, упорядоченность, понятность, вероятность и реальность. Представление же о психологическом неблагополучии имеет негативную эмоциональную оценку, оно характеризуется низкими показателями по параметрам: активность, сила, комфортность, близость, сложность, упорядоченность, понятность. Структура представлений о себе у большинства испытуемых приближается к психосемантической структуре представлений о человеке, вполне удовлетворенном жизнью. Таким образом, можно сказать, что большинство испытуемых воспринимает себя скорее как психологически благополучных, нежели психологически неблагополучных.

Во втором параграфе приводятся результаты эмпирического исследования «актуального психологического благополучия» и «идеального психологического благополучия».

Во-первых, по результатам вычисления средних показателей и значимости различий между показателями были сопоставлены структуры актуального и идеального психологического благополучия (см. таблицу. 1).

Таблица 1.

Сопоставление структуры «актуального психологического благополучия» со структурой «идеального психологического благополучия»

Актуальное ПБ

Идеальное ПБ

t-критерий

Позитивные отношения с окружающими

Автономия

Управление средой

Личностный рост

Цели в жизни

Самопринятие

Общее психологическое благополучие

Таким образом, показано, что структуры актуального и идеального психологического благополучия значимо различаются. В структуре актуального психологического благополучия наибольших величин достигают значения таких компонентов, как: «Личностный рост», «Позитивные отношения с окружающими», «Цели в жизни» - что свидетельствует о том, что современные россияне считают в наибольшей степени реализованными в своей жизни именно эти компоненты позитивного функционирования. При этом для них в значительно меньшей степени характерна позитивная оценка себя и своей жизни в целом, способность быть независимыми, чувство уверенности в собственной способности добиваться поставленных результатов и компетентности.

По мнению испытуемых, идеальное психологическое благополучие в наибольшей степени связано с высокоразвитым самопринятием, способностью устанавливать и поддерживать теплые доверительные отношения с другими, наличием целей в жизни и умением их эффективно реализовывать. В то время как способность быть внутренне независимым, умение отстаивать своё мнение и стремление к саморазвитию, по субъективной оценке большинства респондентов уступают в важности вышеозначенным четырём характеристикам.

Во-вторых, между средними значениями всех шести компонентов актуального психологического благополучием и идеального психологического благополучия существуют статистически значимые расхождения. Представляется естественным то, что актуальный статус несколько (а иногда и явно) ниже выявленного идеального статуса. Это расхождение, как, например, расхождение между «реальным Я» и «идеальным Я» следует рассматривать в качестве пространства или планки, по отношению к которому может наблюдаться динамика (ситуативная, возрастная и т.д.) актуального благополучия.

В-третьих, рассмотрены особенности соотношения структур актуального и идеального психологического благополучия у респондентов с высоким (34 человека: 22 женщины и 12 мужчин) и низким (31 человек:19 женщин и 12 мужчин) уровнем актуального психологического благополучия (см. таблицу 2).

Испытуемые с высоким уровнем актуального психологического благополучия считают, что психологически благополучный человек, прежде всего, стремится определить цели в жизни, что он в одинаковой мере нацелен на установление позитивных отношений с окружающими, управление средой, осуществление личностного роста, а в наименьшей степени им ценится способность к автономному существованию. Собственная способность достигать автономии и управлять средой оценивается как связанная с определенными трудностями. Для данной группы испытуемых способность быть независимым и умение противопоставлять общественному давлению имеет несколько меньшую субъективную значимость по сравнению с другими параметрами психологического благополучия. У респондентов, составивших эту группу, по трём параметрам актуальное психологическое благополучие соответствует идеальным представлениям о психологическом благополучии. Повышение уровня актуального психологического благополучия в данном случае связывается с ростом чувства компетентности в управлении средой (расхождение по этому параметру наиболее велики, это свидетельствует, что испытуемые в наименьшей степени удовлетворены своими способностями успешно справляться с требованиями повседневной жизни).

Анализ соотношения актуального и идеального психологического благополучия в группе испытуемых с низким уровнем актуального психологического благополучия показывает, что они ощущают себя не вполне способными к управлению окружающей средой, самопринятию, испытывают значительные трудности в определении целей в жизни и достижении автономии. При этом, для данной группы характерны статистически значимые различия между выраженностью компонентов актуального и идеального психологического благополучия по всем основным параметрам, то есть ни один компонент актуального психологического благополучия не достигает идеального.

Таблица 2.

Соотношение «актуального психологического благополучия» и «идеального психологического благополучия» у респондентов с различным уровнем психологического благополучия

ПБ высокое

ПБ низкое

Актуал. ПБ

Идеал. ПБ

Актуал. ПБ

Идеал. ПБ

Позитив. отношения

Автономия

Управление средой

Личностный рост

Цели в жизни

Самопринятие

Статистически значимые различия по t-критерию Стьюдента при р ≤ 0.01 отмечены*

В третьем параграфе описываются результаты исследования уровня осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций. Полученные с помощью этой методики результаты позволяют прийти к ряду заключений.

Во-первых, у большинства испытуемых (как у мужчин, так и у женщин) показатели осмысленности жизни и смысложизненных ориентации соответствуют нормативам, то есть существует определённый смысл жизни, на реализацию которого устойчиво направлена их жизнедеятельность, что обеспечивает достаточную стеничность, жизнестойкость, энергичность в обыденной жизни.

Во-вторых, женщины в нашем исследовании обнаруживают мало отличную от мужской структуру смысложизненных ориентаций, а общий уровень осмысленности жизни у женщин не имеет статистических значимых различий с аналогичным показателем у мужчин, что не вполне соответствует данным, полученным Д.А. Леонтьевым и др. Поскольку стандартизация методики СЖО проводилась в конце 80-х - начале 90-х годов XX века, возможно, выявленные нами изменения в гендерной специфике смысложизненных ориентаций и показателя осмысленности жизни (повышение уровня осмысленности жизни у женщин), отражают изменение отношения к гендерным ролям и, прежде всего, к роли женщины в современном обществе.

В-третьих, характер выраженности основных смысложизненных ориентаций свидетельствует о том, что для исследованного нами контингента испытуемых жизненные цели, лежащие в настоящем и будущем времени представляют одинаковую ценность. Это, с одной стороны, указывает на то, что у большинства испытуемых жизнь отличается чёткой направленностью и наличием временной перспективы, а, с другой стороны, указывает, что для них сам процесс жизни воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Вместе с тем, испытуемые удовлетворены тем отрезком своей жизни, который они уже прожили и в большинстве случаев не жалеют о том, что было ими совершено в прошлом.

В четвертом параграфе даётся описание исследования взаимосвязей между осмысленностью жизни, смысложизненными ориентациями и актуальным психологическим благополучием личности. Мы провели анализ корреляционных зависимостей между показателями методик «Шкала психологического благополучия» и «Тест смысложизненных ориентаций», с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Интерпретация полученных данных позволяет сформулировать несколько положений.

Во-первых, между общим показателем осмысленности жизни и индексом актуального психологического благополучия существует прямая корреляционная связь (р< 0.01), причем, чем выше уровень актуального психологического благополучия (то есть, чем в большей степени человек ощущает свою способность реализовать свою направленность на позитивные аспекты функционирования), тем выше уровень осмысленности жизни и наоборот.

Во-вторых, все компоненты актуального психологического благополучия, связаны с осмысленностью жизни и основными смысложизненными ориентациями (р< 0.01). Можно сказать, что осмысленность человеческой жизни непосредственно сопряжена с ощущением счастья, общейудовлетворённостью собственным бытиём. Тем самым косвенно подтверждаетсяпредположение В. Франкла, о том, что в ходе поиска и реализации человеком смысласобственной жизни он обретает счастье.

В-третьих, можноконстатировать неравномерный характер взаимосвязей компонентовактуального психологического благополучия со смысложизненными ориентациями,что позволяет нам разделить все характеристики психологического благополучия надве группы. Впервую группу, которую можно обозначить как «центральная», входятпараметры, которые в наибольшей степени связанны с осмысленностьюжизни (имеют наибольшие значения коэффициентов корреляции с показателемосмысленности жизни): «Цели в жизни», «Управление средой», «Самопринятие». Вовторую группу, обозначенную как «периферическая», входят параметры:«Личностный рост», «Позитивные отношения с окружающими», «Автономия»-которые хотяи имеютзначимые корреляционные связи со смысложизненными ориентациями, ноих значение, с точки зрения связи со смысловой сферой личности - ниже. Такое разделение, хотя идостаточно условное, позволяет обозначить новые подходы к коррекции кризисовбессмысленности (ноогенных неврозов) с применением «терапии благополучия» (well-being therapy),описанной Fava (1999). Терапия такого рода не должна ограничиться тольколишь помощью в поиске смысла жизни (иными словами повышением психологическогоблагополучия по параметру «Цели в жизни»), но должно сопровождаться проверкой смыслажизни на конструктивность (параметр «Самопринятие») и реалистичность (параметр «Управление средой»)т.е., способность и умение человека его реализовывать.

В диссертациипредставлены результаты исследования различий в структуре смысложизненныхи ценностных ориентаций у лиц с высоким и низким уровнем актуальногопсихологического благополучия. Анализ полученных данных позволяет прийти к заключениюо том, что испытуемые с высоким уровнем актуального психологического благополучия имеютболее высокие показатели по всем шести показателям методики СЖО. Существенноеразличие по показателю осмысленности жизни указывает на то, что респонденты с высоким уровнем психологического благополучия обладают устойчивым жизненнымсмыслом, что проявляется в значительно большей стеничности, энергичности, жизнестойкости. Вто же время у представителей группы испытуемых с низким уровнем актуального психологического благополучия жизнь значительно менее осмысленна, что может приводить к большей подверженности депрессии, повышенной предрасположенности к психическим, соматическим заболеваниям и аддикциям. В сравнительном анализе обращает на себя внимание, что испытуемые с высоким уровнем психологического благополучия видят смысл жижи в самом процессе проживания своей жизни, настоящее представляется для них наполненным смыслом и весьма привлекательным. Испытуемые с низким уровнем психологического благополучия видят смысл всей жизни в будущем в той же степени, сколько и в настоящем.

В пятом параграфе представлены результаты исследования взаимосвязей между уровнем актуального психологического благополучия и особенностями структуры ценностей. Так, испытуемые с высоким уровнем актуального психологического благополучия отдают большее предпочтение эмоциональной притягательности терминальных ценностей, их ценностные ориентации характеризуются большей конкретностью и реалистичностью. Испытуемых с низким уровнем актуального психологического благополучия привлекает возможность получения удовольствия от собственного развития, творчества; их ценностные ориентации отличаются абстрактностью, принципиальной труднореализуемостью.

В диссертационном исследовании показано, что трансцендентный характер ценностных ориентации, обнаруживается, прежде всего, у испытуемых с низким уровнем актуального психологического благополучия, не может рассматриваться как обязательное условие достижения психологического благополучия. Очевидно, что чем выше субъективная привлекательность и реализуемость терминальных ценностей, тем выше уровень актуального психологического благополучия. Данное положение подтверждается наличием обратной корреляционной связи между индексом расхождения «ценность-доступность» в структуре терминальных ценностей и уровнем актуального психологического благополучия: чем ниже уровень актуального психологического благополучия, тем более недоступными считаются те терминальные ценности, к которым личность стремится. Такое расхождение позволяет предположить наличие зависимости по типу «порочного круга», когда у испытуемых с низким уровнем психологического благополучия невозможность реализовать собственные ценности вызывает чувство неудовлетворенности и снижает общий уровень психологического благополучия, в то же время ощущение неудовлетворённости влечёт повышение субъективной значимости ценностей саморазвития, в достижении которых видится возможность компенсации.

Выводы.

1. Проведённое исследование показало, что представления о феномене осмысленности жизни и феномене психологического благополучия существуют в сознании в виде чёткой дихотомии или полярных оценок: осмысленность / бессмысленность, психологическое благополучие / неблагополучие. Подобная дифференцированность позволяет рассматривать данные представления как субъективные критерии, с помощью которых человек способен оценивать собственное бытие. Исследование также показало, что психологическое благополучие воспринимается как социально и личностно одобряемое состояние, обладающее субъективной желательностью для большинства испытуемых. Аналогичные результаты были получены относительно представлений об осмысленности жизни.

2. Психологическое благополучие характеризуется не только степенью реализованности направленностиличности на позитивные аспекты функционирования, но и степенью напряженностиэтой направленности; поэтому в исследовании различается общий индекс, уровеньи структура актуального и идеального психологического благополучия. Согласно проведенномуисследованию, все показатели идеального психологического благополучия значимо превышаютаналогичные показатели актуального психологического благополучия, этивидыпсихологического благополучия различаются и по своей структуре (количественнойхарактеристикой выраженности компонентов). Чем выше актуальное психологическое благополучие, тем больше его структура соответствует идеальному психологическомублагополучию; у людей с низким актуальным психологическим благополучиемсовпадение между актуальным и идеальным психологическим благополучиемпо каким-либопараметрам отсутствуют.

3. Осмысленность жизни прямо связана с психологическим благополучием; с повышениемосмысленности жизни повышается психологическое благополучие и наоборот. Основныекомпонентыпозитивного функционирования личности (параметры психологическогоблагополучия) прямо связаны с осмысленностью жизни.

4. Лица с высокимуровнем психологического благополучия имеют значительно более высокий уровеньосмысленности жизни; структура их терминальных ценностей отличается более конкретным, заведомо более реализуемым характером. Расхождение между ценностью и доступностьютерминальных ценностей у этой группы испытуемых меньше, чем у лиц с низким уровнемпсихологического благополучия, что свидетельствует о большей субъективнойдостижимости данной группы ценностей. Люди с низким психологическим благополучием имеютнизкую осмысленность жизни, структура их терминальных ценностей отличается абстрактным, труднореализуемым характером.

5. Актуальное психологическое благополучие связано с индексом расхождения «ценность - доступность» обратной корреляционной связью. Чем меньше расхождение между субъективнойдоступностью значимых терминальных ценностей, тем выше актуальное психологическое благополучие.

6. Трансцендентный характер ценностных и смысложизненных ориентации (значимость которого утверждалась многими исследователями), обнаруживаемый у испытуемых с низким психологическим благополучием, не является обязательным условием достижения психологического благополучия. Чем выше субъективная привлекательность и реализуемость терминальных ценностей, тем выше уровень психологического благополучия.

7. Получены новые данные о гендерных различиях в структуре смысложизненных ориентации: установлено, что женщины имеют структуру смысложизненных ориентации мало отличную от мужской, а общий уровень осмысленности жизни не имеет статистических различий с аналогичным показателем у мужчин.

8. В диссертации впервые в России было проведена валидизация, стандартизация, а также социо-культурная адаптация методики «Шкалы психологического благополучия», разработанной К. Рифф. Показано, что параметры психологического благополучия, предложенные К. Рифф, применимы для исследования психологического благополучия современных россиян.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Фесенко П.П. Психодиагностические возможности русскоязычной версии методики «Шкалы психологического благополучия». // Научные труды аспирантов и докторантов. 2005*9 (46) / Факультет научно - педагогических кадров Московского гуманитарного университета; Ред. совет: Е.Д, Катульский и др.; Сост., научн. Ред. В.К. Криворученко. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2005. - Вып. 46. – 140 с. с. 23-35

Фесенко П.П. Что такое психологическое благополучие? Краткий обзор основных концепций. // Научные труды аспирантов и докторантов. 2005*9 (46) / Факультет научно - педагогических кадров Московского гуманитарного университета; Ред. совет: Е.Д. Катульский и др.; Сост., научн. Ред. В.К. Криворученко. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2005. - Вып. 46. – 140 с. с. 35-48

Фесенко П.П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? // Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации: Материалы пятых чтений памяти Л.С. Выготского/ РГГУ, Междунар. Конф. (Москва, 15-17 нояб. 2004 г.); Сост., вступ. Ст. В.Ф. Спиридонов; Научн. Ред. В.Ф. Спиридонов, Ю.Е. Кравченко. - М.: РГГУ, 2005. – 348 с. с. 126-136

Речь не о смысле жизни. А об осмысленности собственных действий, поступков.

Я уже не раз приводил известное изречение мудрецов, практиковавших дзен. "Хочешь есть - ешь, хочешь спать - спи. Превыше всего не поддавайся суете". На первый взгляд кажется, что ни о какой особой осмысленности здесь и речи нет. Ешь, спи, не суетись... - все так просто. Наивно даже.

И вот представим человека, который спешит на работу. Он завтракает. Он завтракает тем, что под руку подвернулось. Хорошо, предположим, он следит за собственным питанием и ест йогурты по утрам или каши, пьет сок. О чем он думает, когда ест? Куча мыслей. Обо всем на свете: о том, что набирает вес, о том, что подчиненные разболтались, о то, что начальник несправедлив, о том, что надо купить подарок родственнику, о том, что обещал сводить детей в кино. Разговоры с близкими за столом. Кто когда уходит, кто когда придет, кто что купит в магазине. Все на автопилоте. Говорим, едим, идем на работу, работаем, возвращаемся домой, разговариваем с детьми.

Эндрю Уайет, великий американский художник говорил о принципах своего творчества: "Надо, чтобы на том, что ты делаешь, оставался твой "след". То есть, чтобы в делах, поступках, чувствах и даже мыслях проявлялась человеческая индивидуальность.

Индивидуальность - это внешнее выражение осмысленности. Жить осмысленно - значит, делать, чувствовать, думать уникально. То есть, жить своей жизнью. "Жить своей жизнью" - это название фильма французского режиссера "новой волны" Жан-Люка Годара.

Глядя в телевизор, трудно жить своей жизнь. Жизнь получается заемная. Радуемся навязанными радостями, огорчаемся навязанными горестями. Мыльные оперы стали частью жизнью многих современных людей.

Мыльные оперы - это не только тележанр, это то, что происходит с человеком, когда он перестает жить осознанно.

Зачем я делаю то, что я делаю?

Зачем я это ем?

Зачем я это пью?

Когда я общаюсь с этим человеком? Что это общение для меня значит?

Что я действительно хочу сказать своим родителям?

Что я действительно хочу сделать для своих детей?

Может быть, если человек задумается об этом, он выключит телевизор и почитает детям книгу, или погладит их по голове, скажет, как сильно их любит.

Может быть, если человек попробует жить осмысленно, он попросит прощения за старые обиды, нанесенные когда-то кому-то? Возможно, он сменит работу, начнет читать или учить иностранный язык? Возможно, он изменит свою жизнь?

Возможно, возможно, возможно...

Пока все это только возможности - их безгранично много.

А пути всего два: делать, чувствовать, мыслить просто потому, что делается, чувствуется, мыслится. Или спросить самого себя: что происходит со мной сейчас? где я? кто я?



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...