Как выглядит буква а. Как выглядит буква фита? Фита в греческом языке

Русский алфавит за свою долгую историю претерпел немало изменений. Как выглядит буква фита?

В Греции хорошо знают. Она издавна входит в алфавит этой страны. Для детей производят мягкие игрушки в виде букв, и их можно купить в магазине. Речь идет о букве тета. Точно так же выглядела русская буква фита, написание которой похоже на калач: как будто в середину буквы о воткнули горизонтальную палочку.

Ее сейчас можно увидеть в старых книгах или на древних иллюстрациях. Буква фита употреблялась до реформы русской азбуки. А ввели ее из греческого алфавита монахи Кирилл и Мефодий.

Кирилл и Мефодий

Сейчас более 360 миллионов славяноговорящих пользуются кириллицей - азбукой, которую подарили миру два греческих ученых. В 862 году, чтобы укрепить свою власть в Моравии, князь Ростислав попросил императора Византии прислать учителя, который бы рассказал об истинной вере на их родном языке. Для выполнения миссии были посланы братья, хорошо владеющие славянским языком, - Кирилл и Мефодий. Лингвисты сходятся во мнении, что тогда среди славянских племен не было единого наречия.

За некоторое время до мессианского путешествия Кирилл конструирует славянскую азбуку. Современники рассказывали о его уникальном фонетическом слухе. Будучи хорошо знакомым со славянской речью, он подбирает символы для обозначения славянских звуков. Использует он при этом уже существующие буквы из греческого и еврейского алфавитов.

Но по сей день ученые не знают точно, какую форму азбуки - кириллицу или глаголицу - он создал. Тем не менее на основе кириллицы возникли алфавиты современных языков, и некоторые из них - не славянские.

Фита в греческом языке

Для перевода Библии на понятный славянским народам язык был создан алфавит на основе греческого языка с включением дополнительных знаков для фонем, отсутствующих в нем. Кириллу и Мефодию нужно было приспосабливаться к новому произношению.

Некоторых звуков, привычных для нас, нет в и наоборот. А перевод священных текстов требовал транслитерации новых слов, которых не было у славян. В результате некоторые буквы были перенесены из греческого алфавита. В том числе и буква фита.

Интересно, что эта загадочная буква θ в Греции называлась в разные времена по-разному: то фита, то тета. И означала она или звук, близкий к «ф», или, как в современном греческом языке, глухой межзубный «т». Так произносится глухой английский звук «th» (например, в слове «theatre»). Официальное принятие единой письменности происходило на Руси в период, когда фита читалась как «ф». Поэтому в русском языке есть слова, которые с древности читались через «ф», и более поздние варианты с фитой - заимствованные слова, читающиеся через «т».

Фита и ферт

У славян не было слов с фонемой «ф». Но произношение ее требовалось при богослужении, для отношений с Византией и использования славянской письменности на кириллице. Много заимствованных слов или начинались с «ф», или имели ее в середине:

  • Θеодоръ
  • Аθанасий

Для обозначения одного звука - «ф» - использовались две буквы: Θ и Ф. Введение его в родную речь происходило через литературный язык. Но стройной теории относительно того, когда следует писать букву ферт, а когда фиту, не было.

В народе звук приживался с большим трудом. Его заменяли «п» и «хв»: греческий фарос превратился в парус, фартук - в хвартук, фабрика - в хвабрику. В рассказе Л. Н. Толстого «Филипок» именно из «хв» и складывает мальчик свое имя - Хвилипок!

Письменность на Руси

Началом системы единой письменности считается крещение Руси и официальное признание Священного Писания для проведения религиозных обрядов. Это состоялось в 988 году.

Традиционное произношение заимствованных слов, которых насчитывалось порядочное количество, повлияло на изменение фонетического ряда русской речи. В первую очередь это коснулось образованных кругов общества и купечества.

Требовалось составление документов, общение с использованием единых понятий и терминов. Письменные работы Кирилла на славянском языке отныне становятся основой для создания родной литературы.

Постепенно сложилась система произношения, отличавшаяся от задуманной греческими монахами. Буква фита стала произноситься как фонема «ф», дублируя букву ферт. Но дублировалась не одна только фита. Произошли изменения в языке. Назрела реформа алфавита.

Реформа азбуки

Утвержденный старославянский алфавит состоял из сорока трех букв, включавших греческий алфавит и девятнадцать букв для славянских фонем. До реформы Петра I строчных букв в азбуке кириллицы не было, весь текст писали заглавными. Петр ввел строчные буквы, убрал ферт и оставил одну фиту. Вычурные буквы заменил простым «гражданским» шрифтом. Церковь продолжала вести службы на умирающем языке, противясь нововведениям. Через несколько лет Петр возвратил ферт в азбуку по настоянию религиозной элиты.

Эта реформа была компромиссом между церковным и латинским алфавитами, поскольку к этому времени возникла мода на латиницу и подражание западной культуре.

К девятнадцатому веку фиту стали читать как «т», на западный манер. К началу двадцатого века ферт и фита вызывали большие затруднения. Путаница усугублялась тем, что фамилии писались по-разному, имея одно произношение. Не только фита, но и другие буквы с петровских времен использовались по-другому.

Реформа 1918 года наконец упразднила фиту, заменив ее на букву «ф». Слово «вивлиофека» (βιβλιοθήκη,) стало «библиотекой». А фита ушла в историю.

«А, а» является первой буквой кириллических алфавитов.

В старославянском алфавите называлась «аз», обозначая местоимение «я». Истоки восходят к древне-греческой букве «альфа» (α). А α, в свою очередь, произошла от финикийcкого «Алеф».

В заимствованных словах приставка «а» (если перед гласными, то - «ан») означает, что признак, выражаемый основными частями этих слов, отсутствует. Это аналогично русским «без» («бес») и «не». Например: «аморфность» — бесформенность, «асимметричность» — несимметричность.

Происхождение буквы

Берет начало от первой буквы греческого алфавита «альфа» (Α, α). Альфа же — от финикийского «алеф», обозначавшего согласный гортанный звук. По наиболее популярной версии начертание алефа возводится к рисунку бычьей головы.

В старо- и церковнославянской письменности буква называлась «азъ», что на современный русский язык переводится как местоимение «я». Кириллическое начертание — , начертание в глаголице — (зачастую его трактуют как символическую связь с христианским крестом).

Численное значение

Символами обеих древнеславянских азбук, как и символами греческого алфавита, обозначали числа. Так, буквой «азъ», сочетающейся с титлом, обозначалась цифра 1. Как являющаяся первой буквой алфавита, «азъ» служит также символом начала (напр., выражение «Альфа и Омега» — начало и конец), самого меньшего предела (напр., «не знать ни аза», т.е. - ничего не знать; или «умереть за единый аз», старообрядч. — хотя, тут подразумевается непосредственно и союз а, который был выброшен из Символа веры при Никоне).

По аналогии с греческими образцами, а в русской письменности заменяла корни греческого происхождения, обозначающие mono- `1` и proto-`первый`; напр., в подписях иконописцев — .а.хъ = монахъ; в послании Феодору Симоновскому от митрополита Киприана — .а.игуменъ = протоигуменъ.

Буква «А» современного русского алфавита до сих пор сохраняет значение как порядковое числительное ‘первый (по счёту)’: сектор А, девятый класс «а», пункт А.

Видоизменения начертаний

Изображение А в кириллической системе тождественно латинскому с тех пор, как в России был введен гражданский шрифт; хотя для «а» прописного такое начертание использовали в оформительских целях и раньше.

Так, например, часто греческое начертание заглавных букв использовали украинские издания, в особенности в заголовках (заглавная греческая «альфа» выглядит тождественно А). Латинская антиква повлияла на шрифт в заголовках украинских книг уже во 2-й половине XVII в.

Произношение буквы в литературном русском языке

В литературном русском языке в зависимости от места в слове произношение буквы «А» отличается:

Если слог ударный (рекá) — звук произносится как [а];

Если слог предударный (парóм) — как звук [ʌ]; так же в буквосочетаниях -оа-, -ао- и т. п.: коагул`янт, баобáб;

В других безударных вариантах (до ударения более чем за 1 слог и в послеударном слоге) — как звук [ə];

После шипящих в безударном слоге иногда — как звук [ɪ]: к сожалéнию, час`ы;.

Буква «А» в слогах без ударения произносится аналогично букве «О»: «горá» [гʌра́], «рослá» [рʌслá].

В связи с этим зачастую слова с безударной «а», нельзя на слух отличить от слов, где на том самом месте написана какая-то иная гласная.

Например, безударная «а» после твёрдых согласных (самá) означает гласный безударный звук ([ʌ] или [ъ]) — это в языке литературном тот же звук, который в прочих словах обозначает буква «о» (в словах освоенных или исконных) (сомá); из-за этого сомá и самá получаются неотличимыми на слух.

В 1-ом предударном слоге (напр., сад`ы) «а» произносится как [ʌ] безударное, а в слоге после ударения (нóса) или во 2-ом предударном слоге (садовóд) — как звук [ъ].

Безударная, после шипящих звуков, «а» обозначает звук [и э э], в словах других его обозначают буквами «е» или «и». Поэтому произношение слов, отличающихся написанием в парах (таких как честúть и частúть чистотá и частотá), также одинаково.

Слова русского языка, где начальной является буква «А», в основном заимствованы (кроме самого слова «а»), а также представляют собой звукоподражания или междометия (аýкать, áхать), и слова, пришедшие из диалектов северных народов: аляповатый.

Стоящая после согласной буквы, обозначающей парные по мягкости/твёрдости звуки, буква «А», «а» подтверждает твёрдость предшествовавшего ей согласного звука: бар, вал, газ. Там, где подобная парность отсутствует, т.е, в начале слов (архив), после гласных букв (муар), после й (Майами), ц (цапля), а также шипящих согласных (жасмин, чайка, площадь) — наличие буквы «А», «а» не оказывает никакого влияния на мягкость-твёрдость предыдущего согласного звука.

Омоглиф буквы «А»

По геометрии формы «α» строчная представляет собой взаимно перпендикулярный омоглиф 40-ой буквы алфавита южноиндийского языка каннада — «Ра»: → α

Применение

Буква «а» применяется:

В союзе а, состоящем из 1-й буквы.

Строчной а в метрической системе мер обозначают сокращенно ар — единицу измерения площади.

Строчной а обозначают метрическую приставку атто-, означающую 10 −18 .

Прописной А в системе СИ сокращённо обозначают ампер — единицу измерения силы электрического тока.

Каждое прочитанное или написанное нами слово состоит из букв. А как образовались буквы? Сколько им лет, и кто их придумал? Давайте рассмотрим происхождение букв вообще и "элементарных частиц" русской письменности в частности. Какие буквы появились первыми? И вообще, что это такое - буква?

Определение буквы как письменного знака

Буква - это знак, условное обозначение, которым записывают звуки. Все буквы языка составляют азбуку, или алфавит - определенный порядок перечисления букв. По алфавиту нельзя определить частоту употребления тех или иных букв - их расположение в азбуке обусловлено исторически.

Каждая буква - это звук, а иногда и несколько звуков. В свою очередь, встречаются буквы, которые не произносятся вообще, а влияют на произношение других букв, стоящих в слове (в русском языке классическим примером такой буквы является мягкий знак). Иногда буквы называют литерами (отсюда и слово - литература).

Древнейшие буквы

Стремление передать имеющуюся информацию появилось у человека одновременно с умением размышлять. Первые способы передачи информации были устными и не оставили в нашей памяти ничего, кроме преданий и сказок. Позднее человек научился использовать орудия труда. Палки и копья могли использоваться не только для того, чтобы поймать добычу или отбиться от врагов - при помощи небольшой трансформации ими можно было нарисовать какие-либо изображения на камнях, стенах пещер или глиняных табличках…

Так появились протобуквы. Древнейшие памятники письменности датированы серединой XIX века до н.э., но вполне возможно, что письменность возникла еще раньше, просто более давние памятники до нас не дошли. «Призерами» в номинации «самое древнее письмо» следует считать народность семитов, которые разработали свой примитивный алфавит, находясь под владычеством (и большим влиянием) Египта. С современными литерами семитский алфавит не имел ничего общего - гораздо больше литеры напоминали неумелые рисунки, появившиеся вследствие упрощенного написания иероглифов. Тем не менее, семитский алфавит был достаточно популярен на Ближнем Востоке и много позднее именно он стал основой для первой азбуки.

Протоалфавит

Самый первый алфавит пришел нам из древнего государства Финикия, а значит, самая первая буква - это одна из частей финикийского. Всего таких букв было 22. В них полностью отсутствовали гласные, и мы сможем с высокой долей вероятности утверждать, что первая буква - это согласная.

Несмотря на такую дискриминацию гласных букв, финикийский алфавит дал начало всей европейской письменности - греческой, латинице, письму этрусков и даже неизвестному алфавиту басков. Можно сказать, что финикийцы стали основоположниками всей европейской письменности. Русские буквы также обязаны своему происхождению финикийской азбуке.

Происхождение русских букв

В начале IX века на территории Руси возникли практически одновременно две азбуки, предназначенные для записи языка древнерусского народа. Они назывались кириллицей и глаголицей. Авторство глаголицы приписывается св. Константину Философу, который разработал данную азбуку специально для записи библейских книг. Позднее элементы глаголического письма стали малоупотребительными, и к концу XI века почти полностью исчезли из оборота. Авторами кириллицы были Кирилл и Мефодий. Именно благодаря им и родилась на свет каждая русская буква.

Разумеется, за долгие годы русские буквы изменились до неузнаваемости. Многие из них навсегда пропали из письма - к примеру, фита и ижица, наводившие страх на дореволюционных школьников. Современным ученикам приходится изучать лишь 33 буквы - это около половины всех литер, изначально присутствовавших в кириллической азбуке.

Инструкция

Напишите первые четыре буквы греческого алфавита. Заглавная «альфа» имеет вид как обычная А, строчная может иметь вид «а» или горизонтальной петельки - α. Большая «бета» «В», а – привычная «в» или с хвостиком, опустившемся ниже строки – β. Заглавная « » выглядит как русская «Г», а вот строчная – словно вертикальная петелька (γ). «Дельта» представляет собой равносторонний треугольник – Δ или русскую рукописную «Д» в начале строки, а в ее продолжении больше похожа на «б» с хвостиком из правой части окружности - δ.

Запомните написание следующих четырех букв – «эпсилон», «дзета», «эта» и «тета». Первая в заглавном печатном и рукописном виде неотличима от знакомой «Е», а в строчном является зеркальным отражением «з» - ε. Большая «дзета» - это хорошо известная «Z». Другой вариант написания – ζ. В рукописях может выглядеть как письменная латинская f – вертикальная петля над линией строки и ее зеркальное отражение ниже ее. «Эта» «H» или словно строчная n с хвостиком вниз – η. «Тета» не имеет аналогов ни в латинском алфавите, ни в кириллице: это «О» с черточкой внутри – Θ, θ. На письме ее строчное начертание имеет вид латинской v, у которой правый хвостик поднят вверх и закруглен сначала влево, а потом . Есть еще один вариант написания – аналогично письменной русской «в», но в зеркальном отображении.

Уточните вид следующих четырех букв – «йота», «каппа», «ламбда», «мю». Написание первой ничем не отличается от латинской I, только у строчной не ставится вверху точка. «Каппа» - вылитая «К», но на письме внутри слова похожа на русское «и». «Ламбда»-заглавная пишется как треугольник без основания - Λ, а строчная имеет дополнительный хвост на верху и игриво загнутую правую ножку – λ. Очень похоже можно сказать про «мю»: в начале строки она выглядит «М», а в середине слова – μ. Ее еще можно написать как длинную вертикальную черту, опустившуюся ниже строки, к которой прилипла «л».

Попробуйте написать «ню», «кси», «омикрон» и «пи». «Ню» отображаем как Ν или как ν. Важно, чтобы при строчном написании был четко выражен угол внизу буквы . «Кси» - это три горизонтальные черты, которые или ничем не соединены или имеют по центру вертикальную линию, Ξ. Строчная буква гораздо изящнее, она пишется как «дзета», но с хвостиками внизу и вверху – ξ. «Омикрон» только называется незнакомо, а выглядит в любом написании как «о». «Пи» в заглавном варианте представляет собой «П» с более широкой верхней перекладиной, чем варианте. Строчная пишется или так же, как - π, или как маленькая «омега» (ω), но с залихватской петлей вверху.

Разберите «ро», «сигму», «тау» и «ипсилон». «Ро» - это печатная «Р» большая и маленькая, да и вариант выглядит как вертикальная черточка с кружочком - Ρ и ρ. «Сигму» в прописном варианте легче всего описать как печатную букву «М», которую опрокинули - Σ. Строчная имеет два варианта написания: кружок с хвостиком вправо (σ) или непропорциональная s, нижняя часть которого свешивается со строки – ς. «Тау»-заглавную как печатную «Т» , а обычную – как крючок с горизонтальной шляпкой или русскую письменную «ч». «Ипсилон» - это латинский «игрек» в прописном варианте: или v на ножке – Υ. Строчная υ должна быть плавной, без угла внизу – это признак гласного.

Обратите внимание на последние четыре буквы . «Фи» пишется как «ф» и в заглавном, и строчном варианте. Правда, последняя может иметь вид «с», у которой есть петелька и хвост ниже строки – φ. «Хи» - это наше «х» и большое и маленькое, только на письме черточка, идущая вниз слева направо имеет плавный изгиб – χ. «Пси» напоминает букву «I», у которой выросли крылья – Ψ, ψ. В рукописи она изображается аналогично русской «у». Отличаются заглавная «омега» печатная и рукописная. В первом случае это незакрытая петля с – Ω. Рукой напишите в середине строки кружок, под ним - черту, которые можно соединить вертикальной линией, а можно не соединять. Строчная буква пишется как сдвоенная «u» - ω.

Видео по теме

Источники:

С написанием букв первоклассники знакомятся на уроках письма. Сначала дети учатся писать образцы разнообразных элементов, потом сами буквы и их соединения в слогах. Прописные буквы содержат больше элементов, нежели строчные, поэтому их начертание может вызвать у малышей трудности. Отсюда, важно правильно объяснить и показать написание заглавных букв.

Инструкция

Прочитайте детям загадку или , в котором в нескольких содержится звук, соответствующий изучаемой букве. Ребята должны его назвать. Предложите им нарисовать в тетрадях предмет на данную букву . Например, в «В большой книге Катя рассматривала цветные . На одной из них она увидела карусель» встречается звук «к» и буква К, учащиеся могут изобразить .

Продемонстрируйте заглавную букву на доске. Далее вместе с детьми проведите ее графический анализ. Например, буква Е состоит из двух полуовалов, заглавная буква Л из двух наклонных линий с закруглениями внизу и т.д.

Напишите заглавную букву на доске и прокомментируйте свои действия. Например, вы изучаете с учащимися букву И, объясните ее написание с помощью следующих слов: «Ставлю ручку на середину широкой строки, веду вверх, закругляю вправо и веду вниз наклонную линию до нижней линии рабочей строки, закругляю вправо, веду вправо до середины широкой строки, возвращаюсь вниз по написанной линии, рисую наклонную линию до нижней линии рабочей строки, закругляю этот элемент вправо». При показе все написание должно быть безотрывным!

Перейдите в тетрадях. Учащиеся сначала обводят предложенные образцы в прописях, а потом самостоятельно пишут несколько букв. Далее дети могут сравнить свою работу с образцом. Для этого необходимо кальку с начертанной ранее буквой на свои в тетрадях.

Проведите опрос учащихся, целью которого будет проговаривание случаев написания прописных букв. Рассмотрите способы соединения заглавной буквы со строчными. Например, Сл – нижнее соединение, Со – среднее соединение, Ст – верхнее соединение.

Колонна – архитектурно оформленная вертикальная опора для верхних частей здания. В древнегреческой архитектуре – чаще всего круглый в поперечном сечении столб, поддерживающий капитель. Античная архитектура отличается многообразием, и не обязательно иметь искусствоведческое образование, чтобы различать виды греческих колонн.

Инструкция

Колонны занимали ключевое место в Древней Греции. Греками было разработано три архитектурных ордера, которые различались прежде всего стилями колонн: дорический, ионический и коринфский. Любой ордер состоит из собственно колонны (иногда поставленной на базу), стилобата, на котором стоят колонны, и капители, на которую в свою очередь опирается архитрав (несущая балка) с декоративным фризом и карнизом.

Представьте себе, что вы - первобытный человек, придумавший эффективный способ охоты на мамонта или добывания огня. Вы хотите рассказать об этом своим соплеменникам, детям, внукам и правнукам, но есть одна проблема – вы не умеете писать.

Можно взять из потухшего костра уголек или процарапать острым камнем на стене пещеры линию, или передать сообщение с помощью узелков, ракушек, специальных дощечек. Иными словами, нужно изобрести такую систему знаков, которую могут повторить другие люди, для того, чтобы делиться информацией, то есть придумать письменность.

Самый наглядный способ это сделать – изобразить фигурки на стене пещеры или листе бумаги.

Ребенок рисует солнышко, домик, дерево, папу и маму – и вот перед нами появляется современный образец рисуночного письма, который использовали первобытные люди, скифы или американские индейцы XIX века. Рисуночное письмо очень удобно – не нужно знать иностранных языков, чтобы понять картинку. Если на стене пещеры изобразить трех человек с копьями и мамонта, то мы легко догадаемся, что эти люди охотятся.

Мы пользуемся пиктограммами и в наши дни. Это, например, дорожные знаки – вилка и ложка означает, что поблизости есть столовая, кровать с изображением креста говорит, что рядом находится больница. С помощью пиктограмм оформляются вывески кафе и магазинов, а также компьютерные программы. Человек в незнакомом городе или в чужой стране может легко найти ресторан или другое нужное место.

На первый взгляд, письмо рисунками – самое лучшее, но это не так.

Для начала представим себе человека, которому надо быстро передать приказ о начале войны. Он может нарисовать человечков с палками, но дальше ему придется показывать направление движения, цель похода. Хорошо, если в округе только одно враждебное племя или город, а если их несколько? В битве все решают секунды, а изображать картину дольше, чем отдать приказ: «В атаку». Кроме того, подчиненный может неправильно истолковать нарисованный приказ, и тогда случится беда.

В истории было немало случаев, когда неправильное толкование символов и знаков приводило к трагедии. Древнегреческий историк Геродот рассказывает о необычном подарке, который скифы передали персидскому царю Дарию - птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Сперва Дарий решил, что скифы сдаются и отдают персам во владение небо (птица), землю (мышь), лягушку (воду) и свое войско (стрелы). Но один из подчиненных царя истолковал это письмо совершенно иначе: «Если вы, персы, не улетите, как птицы, в небеса или не скроетесь в землю, как мыши, или, как лягушки, не ускачете в озеро, то не вернетесь назад и все погибнете от наших стрел». После этого Дарий был вынужден покинуть территорию скифов.

Еще одной проблемой рисуночного письма будет обилие значков и невозможность нарисовать многие отвлеченные понятия. Например, что означает изображение человеческого глаза? Понятие «внимание» или глагол «видеть»? А если из глаза вытекает слеза, то это печаль, скорбь, расставание или болезнь? Если нарисован закрытый глаз – это слепота, смерть, развод, ссора («я не хочу тебя видеть»)? А как с помощью рисунка изобразить пустоту, темноту или счастье? Кроме того, люди рисуют по-разному, иногда невозможно понять, что изображено, а это означает, что к такому письму нужен толкователь.

Решить эту проблему попытались древние египтяне. Их иероглифы (священные знаки) представляют собой сочетание пиктограмм, которые могли обозначать понятие, звук или просто служить определителем, помогающим читателю понять, что подразумевают эти значки в данном конкретном случае. Все это скорее напоминало известную игру в шарады, когда одно слово объясняется с помощью похожих. (Например, слово водоворот можно загадать с помощью изображения стакана воды и воротника). Это не слишком удобно, и некоторые народы попытались привязывать письменность не к изображениям предметов, а к частям слова – слогам или буквам.

Если в языке существует небольшое число слогов, построенных в определенном порядке (например, каждый слог состоит из двух звуков, где согласный предшествует гласной), то знаки могут обозначать слоги. По этому пути пошли японцы, но для нас такой путь невозможен. В русском языке существуют длинные односложные слова с большим сочетанием согласных («всплеск»). Придумывать отдельный знак для этого слова – значит, увеличивать их число до бесконечности. Ученые, кстати, насчитывают в современном русском языке больше 400 тысяч слов.

Выход несколько тысяч лет назад нашли финикийцы, создавшие первый алфавит, то есть такую систему знаков, где буква соотносится с отдельным звуком. В некоторых языках записываются лишь согласные, в других (например, в греческом, латинском или русском) знаками можно передать и гласные, и согласные звуки.

Это было революционное открытие. Теперь человеку для выражения мыслей не нужно было учить тысячи пиктограмм или сотни значков для обозначения слогов. Достаточно научиться использовать несколько десятков символов. Казалось, найден идеальный способ передачи информации, буквы можно писать быстро и на любой поверхности – от новгородских берестяных грамот и греческих папирусов и пергаментов до экранов компьютеров.

Но все оказалось не так просто.

Если мы посмотрим на древнерусские тексты, то обнаружим, что каждая рукопись написана по-своему. В житии Феодосия Печерского его автор Нестор называет святого то «Феодосием», то «Федосом». Такие разночтения – это не свидетельство неграмотности древнерусского агиографа, а свидетельство формирования традиции. Иногда особенности написания того или иного слова могут подсказать историку или филологу место, где был составлен манускрипт. Если в рукописи часто встречаются слова типа «пещера», «млеко», «Владимир», «езеро», «свеща», то она, скорее всего, появилась на свет у южных славян. Древнерусскими вариантами этих слов будут: молоко, Володимир, озеро и свеча. А следы восточнославянского названия пещер теперь можно найти в названиях патериков: Киево-Печерский или Псково-Печерский. Если же мы посмотрим на тексты протопопа Аввакума, то они напомнят нам детские записки. Когда ребенок учится писать, он часто пишет слова по фонетическому принципу: «как слышится, так и пишется». А еще в Древней Руси слова писалибезпробеловизнаковпрепинания.

Так что письменность на основе алфавита не только удобна, но и достаточно сложна для изучения, как и любая другая.

Но у букв есть еще одно несомненное преимущество, которое в полной мере можно оценить только сейчас. Мы берем в руки сотовый телефон, и с помощью восьми кнопок можем набрать любое слово. Мы понимаем друг друга, даже если не умеем рисовать. Мы пишем смски со словами любви, и человек в другом городе или стране получает их, улыбается, и наша жизнь становится прекраснее. Все это стало возможным благодаря тому, что много тысяч лет назад человек захотел рассказать потомкам о том, как охотиться на мамонта, а чуть больше тысячи лет назад святые Кирилл и Мефодий придумали славянскую азбуку, которой с небольшими изменениями мы пользуемся до сих пор.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...