Когда природа вся трепещет и сияет отзыв. New © дубаўлянская сярэдняя школа

А. К. Толстой поздно обратился к лирике, но его произведения поражают читателя гармоничным сплетением философских, интимных и пейзажных мотивов. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучается в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Когда природа вся трепещет и сияет» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1858 г., относится к позднему периоду творчества поэта.

Тема стихотворения – влияние природы на внутреннее состояние человека.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ об изменениях настроения под влиянием природы; описание осенней прогулки.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан шестистопным ямбом, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры «природа вся трепещет и сияет», «душа бездейственно в пространстве утопает», «немощен её на жизнь мою напор», «сжатая мечта зовет толпы видений»,.

Эпитеты «цвета ярки и горячи», «скромный, тихий день», «смиренная природа», «сильные вдохновенья», «дикий косогор», «лист благоуханный» .

История создания

Анализированное произведение было написано в зрелом возрасте, в 1858 г., когда Алексей Константинович уже сформировался как мастер слова. Он работал в разных жанрах, но в 50-х -60-х начал чаще обращается к лирике, печататься в периодических изданиях. В это время А. Толстой отстаивал «чистое искусство», то есть такое, что не зависит от политических лозунгов. В духе этого принципа написано и произведение «Когда природа вся трепещет и сияет».

Тема

Поэт оригинально интерпретирует традиционную для литературы тему взаимосвязи природы и человека. Свои размышления А. Толстой воплощает в монологе лирического героя. Герой считает, что природа способна влиять на жизнь человека. Весенние и летние сияющие деньки разнеживают душу и она «бездейственно в пространстве утопает» . Таким денькам он противопоставляет осеннюю пору, когда разум внемлет все что происходит вокруг, ведь он открыт для вдохновения. Осенью, по мнению Толстого, человек сосредотачивается на себе и на своих мечтах. Это самая благодатная пора для «видений», создаваемых воображением.

Во второй части стихотворения рассказывается о прогулке по деревенским просторам и лесу. Лирический герой снимает винтовку и идет в путь. Видимо, он собирается охотиться, но, как видим, винтовка так и не пригодилась ему на этой прогулке. Герой, глядя на незатейливые осенние пейзажи, постепенно погружается в раздумья. Во время прогулки в его голове рождаются стихи. Мужчина наслаждается тишиной и мерным шуршанием мокрых листьев под ногами.

Композиция

Стихотворение написано в форме монолога лирического героя. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ об изменениях настроения под влиянием природы; описание осенней прогулки. Формальная организация соответствует смысловой: стихотворение состоит из двух строф с разным количеством строк.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как автор спокойно раздумывает над жизнью в лоне природе. От осенних пейзажей веет сладкой грустью Стихотворный размер - шестистопный ямб. Автор использует все виды рифмовки: перекрестную АВАВ, параллельную ААВВ и кольцевую АВВА.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и создания картин природы, психологических зарисовок поэт использует средства выразительности. В тексте есть метафоры - «природа вся трепещет и сияет», «душа бездейственно в пространстве утопает», «немощен её на жизнь мою напор», «сжатая мечта зовет толпы видений» и эпитеты - «цвета ярки и горячи», «скромный, тихий день», «смиренная природа», «сильные вдохновенья», «дикий косогор», «лист благоуханный» . В стихах первой строфы тропов гораздо больше, чем во второй. В описании прогулки автор воспроизводит осеннюю палитру, используя цветовые эпитеты.

/ / / Анализ стихотворения Толстого «Когда природа вся трепещет и сияет»

Стихотворение «Когда природа вся трепещет и сияет» было написано А.К. Толстым в 1858 г. Алексея Константиновича уже знали в литературных кругах как поэта, который работает в разных жанрах и отстаивает «чистое искусство». Этим термином обозначали искусство без наслоения политических мотивов, идей, лозунгов. Именно этот принцип прослеживается и в указанном произведении.

Тема стихотворения «Когда природа вся трепещет и сияет» – очарование природы, ее влияние на чувства, эмоции, переживания человека. Во второй строфе ярко прорисовывается мотив поэтического творчества. Автор показывает, что природа не может оставить равнодушным того, кто умеет видеть, слышать и понимать ее, растворяться в ней. Таким людям окружающий мир дарит вдохновение, придает сил для новых свершений.

В произведении два центральных образа – лирический герой и природа. Начинается стихотворение пейзажной зарисовкой и лишь после этого читатель знакомится с лирическим героем, понимая, что именно его глазами видит прекрасную картинку. Пейзаж, изображенный в стихотворении, контрастный. Сначала природа залита яркими красками, трепещет и сияет, пронизана солнечными лучами. Далее К. Симонов описывает тихий осенний день, окутанный серым воздухом. Именно такие деньки не развлекают лирического героя «смиренною природой», поэтому он придается размышлениям о своих мечтах.

Хмурая осенняя погода зовет лирического героя на охоту. Он берет винтовку и идет полевой дорогой в лес. По пути он замечает всё: скирды, сломанный забор, пруд и мельниц, ручеек. Ближний лес встречает мужчину зеленью дуба, желтизной березки и слезами-росинками, падающими с деревьев. Лесная атмосфера погружает лирического героя в раздумья, дарит его душе сладостное ощущение легкости. В его голове сами по себе слагаются созвучья. Заканчивается стихотворение описанием мягкого шума мокрых листьев под ногами. Такое описание оставляет читателю приятное «послевкусие».

И формально, и по смыслу стихотворение К. Симонова «Когда природа вся трепещет и сияет» делится на две части. Оно состоит из двух строф. Первая посвящена описанию общих впечатлений от природы, вторая – впечатлениям, навеянным прогулкой по осеннему лесу. В первой строфе строго сохраняется перекрестная рифмовка, во второй представлены все ее виды, причем без четкой организации. В тексте есть и женские и мужские рифмы. Для передачи осеннего меланхоличного настроения К. Симонов использовал шестистопный ямб.

Контрастные пейзажные зарисовки и внутреннее состояния лирического героя воспроизводятся посредством тропов. В тексте преобладают эпитеты: «цвета ярки и горячи», «скромный, тихий день», «смиренная погода», «трезвый ум», «дикий косогор», «мягко... шумит». Также важную роль играют метафоры: «душа бездейственно в пространстве утопает», «сжатая мечта зовёт толпы видений», «на меня свои стряхают слёзы» (о деревьях). Сравнение в тексте всего одно – «как зажигательным рождая их стеклом».

Бор сосновый в стране одинокой стоит;

В нем ручей меж деревьев бежит и журчит.

Я люблю тот ручей, я люблю ту страну,

Я люблю в том лесу вспоминать старину.

Алексей Толстой

Примером беззаветной любви к Родине и служения ей является для всех нас отношение к родному краю нашего замечательного земляка, поэта, про­заика и драматурга Алексея Константиновича Толстого. На страницах этой книги ты не раз встретишь имя писателя. «Рыцарь добра и красоты», - так называли современники А.К. Толстого. Его привязанность к малой родине с годами лишь крепла. Он приезжал в свои имения, чтобы побывать наедине с природой, облегчить физические недуги, отдохнуть душой, насладиться творчеством. Отойдя от государственной службы, он поселился в Красном Роге вместе с женой Со­фьей Андреевной, осуществив свою давнюю мечту. «Жизнь в этом крае давала крылья поэзии Толстого, наполнила ее своим содержанием, своими темами и идеями, чувствами и настроениями, своим гуманиз­мом и оптимизмом» (Г.И. Стафеев).

Алексей Константинович Толстой (1817-1875), русский прозаик, поэт, драматург. Вместе с братьями Жемчужниковыми создал пародийный образ писателя Козьмы Пруткова.

А.К. Толстой родился в Петербурге в богатой дворянской семье 24 августа (5 сентября) 1817 года. Расставшись с мужем, его мать Анна Алексеевна Тол­стая увезла шестимесячного сына в имение своего брата Алексея Алексеевича Перовского (литературный псевдоним - Антоний Погорельский) Погорельцы в Черниговскую губернию; именно там, по утверждению современных иссле­дователей жизни и творчества А.К. Толстого, прошло его детство. Малороссию писатель считал своей малой родиной и посвятил Погорельцам много вдохно­венных поэтических строк. Другим местом, которое любил А.К. Толстой, куда стремился всю свою сознательную жизнь, был Красный Рог (бывшей Черни­говской губернии, ныне Почепского района Брянской области. Село распо­ложено в 50 км от Брянска по шоссе Брянск - Гомель, в 25 км от Почепа). В прошлом имение принадлежало братьям А.А. Перовского Льву и Василию Пе­ровским, затем перешло к матери А.К. Толстого, а после ее смерти - к Алексею Константиновичу. Здесь он бывал в юношеские годы, сюда возвращался из Москвы, Петербурга и поездок за границу, здесь создал много произведений. В Красном Роге были написаны стихотворения «Острою секирой ранена бере­за...», «Смеркалось, жаркий день бледнел неумолимо...», «Грядой клубится бе­лою...», «Уж ты нива моя, нивушка...», «О, не пытайся дух унять тревожный...», «Не верь мне, друг...», «Усни, печальный друг...», «С тех пор, как я один...», «Ког­да кругом безмолвен лес дремучий...», «Край ты мой, родимый край...», «И у меня был край родной когда-то...», «Колышется море...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Одарив весьма обильно...» и многие другие произведе­ния. С 1869 по 1875 годы А.К. Толстой проводил в Красном Роге большую часть времени. Здесь прошли последние месяцы его жизни, и здесь писатель умер 28 сентября 1875 года. Неподалеку от толстовской усадьбы, в середине села Красный Рог, находится построенная в 1777 году церковь - памятник русского деревянного зодчества. Возле нее похоронен А.К. Толстой в каменном склепе, сооруженном в 1875 году женой поэта Софьей Андреевной Толстой. Это усы­пальница и самой С.А. Толстой, которая умерла в 1892 году.

А вот это хорошо, что Вы, может быть, приедете к нам в Красный Рог. Если бы Вы знали, какое это великолепие летом и осенью: леса кругом на 50 верст и более, луга и лощины такие красивые, каких я никогда не видал, а осенью, особенно в эту осень, не выезжаешь из золота и пурпура.

Из письма А.К. Толстого к Я.П. Полонскому

Когда природа вся трепещет и сияет,

Когда ее цвета ярки и горячи,

Душа бездейственно в пространстве утопает

И в неге врозь ее расходятся лучи.

Но в скромный, тихий день, осеннею погодой,

Когда и воздух сер, и тесен кругозор,

Не развлекаюсь я смиренною природой,

И немощен ее на жизнь мою напор.

Мой трезвый ум открыт для сильных вдохновений,

Сосредоточен я живу в себе самом,

И сжатая мечта зовет толпы видений,

Как зажигательным рождая их стеклом.

Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,

Иду меж озимей, чернеющей дорогой;

Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,

На пруд и мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка болотисто-отлогий,

И в ближний лес вхожу. Там покрасневший клен,

Еще зеленый дуб и желтые березы

Печально на меня свои стряхают слезы;

Но дале я иду, в мечтанья погружен,

И виснут надо мной полунагие сучья,

А мысли между тем слагаются в созвучья,

Свободные слова теснятся в мерный строй,

И на душе легко, и сладостно, и странно,

И тихо все кругом, и под моей ногой

Так мягко мокрый лист шумит благоуханный.

Алексей Константинович Толстой - талантливый Поэт и драматург середины XIX столетия. Он внес незабываемый и значительный вклад в русскую литературу. На его стихотворениях воспитаны множество поколений, их читают с раннего детства до глубокой старости. Песни, написанные на его стихи, стали народными, пейзажи Родины, воспетые в его стихах, завораживают душу и развивают чувство прекрасного.

Алексей Константинович с раннего детства рос в имении матери, в окружении чарующей, богатой природы Брянского края, что позднее отразилось на его творчестве.

Описание событий в романах и других произведениях А. К. Толстого многожанрово. На первом этапе это была проза, которая плавно и очень успешно перешла в лирику.

Все лирические произведения написаны легким, ясным языком, понятным даже детям. Любовь Алексея Константиновича к родной природе безгранична, чиста и бескорыстна. Он отдавал ей свою душу, не требуя ничего взамен. Она же, в свою очередь, давала ему бесценное вдохновение и бесконечную красоту слова.

Когда природа вся трепещет и сияет,Когда ее цвета ярки и горячи,Душа бездейственно в пространстве утопаетИ в неге врозь ее расходятся лучи.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Отзыв о поэзии А. К. Толстого уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Проза Война и мир. Том первый История создания романа "Война и мир" Анализ текста Психологические приемы, использованные в романе Наташа Ростова после смерти князя Андрея Критика о романе "Война и мир" Н. Н. Страхов Н. А. Бердяев В. В. Вересаев Темы сочинений "Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого" "Дети в изображении Л. Толстого" "Познавательные сказки Л. Н. Толстого" "Рассказы Льва Толстого о животных" "Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны"
    Подростков волнуют проблемы становления личности. 12–13 лет - трудный возраст. Уже не дети, но ещё и не взрослые. Кто я? Что собой представляю? Каким могу быть? Правильно ли я себя веду? Назидания и советы мало эффективны. Помочь может книга, как бы высокопарно это ни звучало. Поэтому большое внимание в 6-м классе я стараюсь уделить теме детства, взаимоотношениям внутри семьи, между детьми. Программа помогает: в ней и отрывки из «Детства» Толстого,
    Песня "Кораблик детства ".Автор: Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель. Место работы: МБДОУ детский сад №4 "Сказка " комбинированного вида г. Сельцо Данная песня рассчитана для детей средних, старших, подготовительных групп детского сада и для учеников начальной школы. Песня "Кораблик детства " может быть использована на праздниках, развлечениях, отчетных концертах, в самостоятельной деятельности, на прогулке, в играх. Песня может сопровождать танец или игру на детских музыкальных инструментах. Песня
    Описание событий в романах и других произведениях Толстого определяется нравственно-философской проблематикой. Главным объектом познания является жизнь человеческой души. Социальные противоречия современной ему действительности Толстой показывал с нравственных позиций патриархального крестьянства. Одна из кардинальных идей его творчества - нравственное совершенствование, которое рассматривалось как условие возрождения человека и общества. Важнейшей особенностью творчества Толстого является "диалектика души", которая определилась уже в первых произведениях ("Детство", "Отрочество", "Юность") и развилась в его романах ("Анна Каренина", "Воскресение",
    Эпилог Часть вторая Глава I Рассуждения автора об изучении историками жизни человека. Глава II О силе, которая движет и управляет народами. Полемика с историками, понимающими эту силу как власть, присущую героям. Глава III Рассуждения о силе, создающей исторически события. Полемика с историками, пишущими истории отдельных лиц. Глава IV Рассуждения о назначении власти. Власть как совокупность воли масс. Противоречия историков по вопросу власти. Глава V Рассуждения автора о том, что жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей и что власть исторических
    Составил Виктор Федоринов Разгадав ключевые слова и заменив размещённые в криптограмме числа буквами, вы прочтёте замечательные слова Л. Толстого. Ключевые слова: 1. 10 1 7 1 10 8 - повесть Л. Толстого. 2. 2 8 16 22 10 14 3 - русский писатель и издатель, автор «Биографии Льва Николаевича Толстого» в четырёх томах. 3. 23 4 14 5 20 - рассказ, написанный писателем за два дня, напечатанный издательством «Посредник» в 1906 году. 4. 5
    И в этот весенний день князь Андрей был тоже дубом. Из ученического сочинения Строчки, взятые как эпиграф, конечно же, вызывают улыбку. Но в них заключена полная правда о роли пейзажа в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". В этот весенний день его сиятельство Андрей Николаевич Болконский действительно был дубом. Если сказать иначе: дуб был князем. И ничего обидного для дуба в этом нет. Герои "Войны и мира" сплошь и рядом сравниваются с
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

      Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Ответ оставил Гость


ПРИРОДА Увы, я думаю порой, Чем прежде был мой край родной! Одна природа величаво Хранит его былую славу, Но в запустенье скорбных дней Мне милый край еще милей. Вальтер Скотт. 1805 Перевод Т. Гнедич САМАРИН Песнь последнего менестреля
ПРИРОДА Уже в последний раз приветствовать я мнил Великолепную природу. Хвала тебе, мой бог! ты жизнь мне возвратил, И сердцу гордость и свободу! Николай Гнедич 1819 К ПРОВИДЕНИЮ
ПРИРОДА Я взял с собой "Столичную", Нехитрый закусон. Погода тут отличная, В тенечке - самый сон. Борис Камянов 1970 На подмосковной станции
ПРИРОДА - "А я их и не знал ниже по именам! - Ответствует ему смиренно сельский житель. - Природа мне букварь, а сердце мой учитель. Вселенну населил животными творец; В науке нравственной я их брал в образец; Иван Дмитриев 1805 МУДРЕЦ И ПОСЕЛЯНИН
ПРИРОДА Без цели мчаться по полям пустым, И слушать волн немолчное журчанье, И всё мечтать - не значит быть одним... То - разговор с природой и слиянье, То - девственных красот немое созерцанье!. . Алексей Апухтин. 1858 ИЗ БАЙРОНА Мечтать в полях, взбегать на выси гор,
ПРИРОДА В картине вянущей природы Я вижу роковой намек, Как увядают дни и годы, Как увядает человек. Петр Вяземский 1845 Когда я был душою молод,
ПРИРОДА Власть безграничная природы Нам потому не тяжела, Что чувство видимой свободы Она живущему дала. Самуил Маршак
ПРИРОДА Всех дарований и достоинств тьму Ей отпустила щедрая природа, И лишь закон в правах ей отказал. И вот она - в изгнанье. Мне велели От близких увезти ее тайком И вскорости на острова доставить. Иоганн Вольфганг Гете. Перевод Н. Вильмонта ВНЕБРАЧНАЯ ДОЧЬ 1801-1803
ПРИРОДА Не сопротивлюся нимало я природе, Когда она велит, тогда я и пою. Коль скоро воспретит, тотчас перестаю. А противляться ей у дураков лишь в моде: Им это сродно, Чтоб мучаться бесплодно И против ней идти, когда ей неугодно. Михаил Попов (1742 - ок. 1791) СОЛОВЕЙ 1773
ПРИРОДА Но для чего свои дары природа Так щедро расточила, населив Зверями и растениями сушу, А море - рыбою, как не затем, Чтоб вкус наш любознательный насытить? Зачем она мирьядам червячков Прясть шелк велела на станках зеленых И камни драгоценные сокрыла Во чреве у себя, как не затем, Чтобы своих детей украсить? Джон Мильтон. Перевод Ю. Корнеева КОМОС
ПРИРОДА Стыдя спесь общества, ты оправдал природу; В неволе ты душой уразумел свободу, И целью смелою начертанный твой стих Векам изобличит гонителей твоих. Петр Вяземский 1819 СИБИРЯКОВУ



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...