Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека

Технологическая карта

Предмет: Окружающий мир

Программа: «Гармония»

Класс: 1

Тип урока: урок открытия нового знания (урок в ТРКМ)

Ф.И.О.: Наумова Татьяна Александровна

Тема

Живая и неживая природа

Цель урока:

Деятельностная : формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление.

Образовательная : формировать первоначальное представление о живой и неживой природе; познакомить детей с отличительными признаками живой и неживой природы, предметами, сделанными руками человека; объяснять природные явления; воспитывать интерес к изучению нового.

Задачи урока:

Образовательные:

- начать формировать целостное представление о мире Земли ;

- сформировать понятия о живой и неживой природе, о рукотворном мире(изделия человека);

Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.

Развивающие :

Развивать познавательные умения: наблюдать, сравнивать, классифицировать объекты окружающего мира, выделяя существенные признаки группы однородных предметов, умения анализировать, делать простейшие выводы;

Развивать образное мышление, любознательность учащихся и интерес к природе.

Воспитательные :

Развивать умение общаться, работать в паре, интерес к изучению окружающего мира;

Учить детей наблюдать и замечать красоту вокруг себя.

Планируемый результат:

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатся определять признаки живой и неживой природы, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, работать в паре, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, осуществлять взаимопроверку.

Метапредметные:

Познавательные УУД : Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные УУД : Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Высказывать предположения о признаках живой и неживой природы.

Коммуникативные УУД : Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета

Личностные УУД: Формировать интерес к изучению природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор.

Основные понятия

Окружающий мир, природа: живая и неживая, предметы рукотворного мира.

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, технология.

Ресурсы:

Основные: О.Т.Поглазова Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч., с. 70- 72, О.Т. Поглазова Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1, с.17, 18

Дополнительные : ИКТ (презентация к уроку), электронное приложение, дидактический материал

Форма организации учебной деятельности (ФОУД)

Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; индивидуальная, фронтальная, групповая работа, работа в парах.

Структура технологической карты

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Методы и приемы работы… ФОУД

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; создание положительного эмоционального фона

Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.

Мотивация учащихся к учебной деятельности

проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу

Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

Мы хороший, дружный класс?

Да! И всё получится у нас!

Учащиеся хлопают соседа по ладошке, желая друг другу удачи на уроке.

Фронтальная.

Коммуникативные УУД:

Включение в учебный процесс

Личностные УУД : развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.

Подготовка рабочего места.

СТАДИЯ ВЫЗОВ

II. Актуализация знаний. )

Цели:

актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Демонстрируют знания- незнания о окружающем мире, природе и предметах, сделанных руками человека.

Высказывают предположения.

Делают выводы совместно с учителем.

Используя приёмы «Кластер»»Верные и неверные утверждения», создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся о природе живой и неживой.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Окружающий мир»)

Что относится к природе?

Что не относится к природе?

- Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что относится к природе, а что сделано руками человека.

Результатом прошлого нашего урока стал кластер:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПРИРОДА ПРЕДМЕТЫ СДЕЛАННЫЕ

РУКАМИ

ЧЕЛОВЕКА

Мы еще вернемся к нему и дополним его новыми сведениями.

Ребята, отложите в сторону картинки, не относящиеся к природе. Посмотрите на оставшиеся. На какие две группы вы можете их разделить?

- А у кого какие есть догадки или предположения?

Прием «Верные и неверные утверждения» (работа проводится в парах)

Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?»

На каждой парте лежит листочек, на нем кружочки-бусинки. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…».

Вы обсуждаете с соседом ответы и раскрашиваете бусинку в зеленый цвет, если вы верите, или в красный, если не верите.

1.Растения, животные, человек – это живая природа.

2. Солнце, камни, вода – это неживая природа.

3.Живая и неживая природа не связаны между собой.

Отложите ваши листочки. Мы вернемся к ним после изучения нового материала и проверим, правильно ли вы думали.

Сообщение, наблюдение, беседа, слушание.

Работа в парах.

Проблемная ситуация (Затруднение)

Ребята с ней не могут справиться

Выдвижение гипотез.

Работа в паре.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале

Личностные УУД:

III Сообщение

темы и целей урока.

Постановка проблемного вопроса.

Цели:

- организовать постановку цели урока;

Учатся выделять, что сегодня на уроке узнают.

Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.

Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.

Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач.

Определяет их объем.

Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать? (Живая и неживая природа)

- Какую цель поставим?

Нам помогает слово узнать.

Цель: узнать отличительные признаки живой и неживой природы, находить то, что сделано руками человека.

Если будем работать дружно. слажено, то на переменке вас будет ждать сюрприз.

У нас проблема, мы не знаем, чем живая природа отличается от неживой.

Проблемный вопрос

Что относится к живой и неживой природе?

Как вы думаете?

( Предположения детей)

Побуждающий диалог

Познавательные УУД:

Уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. высказывают свои предположения.

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЕ

IV . Открытие нового знания Решение проблемной ситуации

Цели:

организовать изучение нового материала;

формировать умение делать выводы;

развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями

Слушают сообщение учителя.

Учатся обобщать.

Частично-поисковая деятельность, поиск решения проблемного вопроса «Что относится к живой и неживой природе?», проблемных ситуаций.

Коллективные формы работы (в парах).

Решение проблемной ситуации

Организует изучение нового материала.

Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений. Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий. Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение.

Прием «Сводная таблица»

Рассмотрим признаки живой и неживой природы на примере двух звезд: морской и космической изаполним таблицу на основе их сравнения.

Природа

Линии сравнения

Живая

природа (морская звезда)

Неживая природа (космическая звезда)

дышит

растет

питается

дает потомтво

умирает

Какая из звезд дышит?

(Морская звезда дышит, а космическая звезда не дышит).

Какая из звезд растет?

(Морская звезда растет, а космическая не растет).

Какая из звезд питается?

(Питается морская звезда, космическая не питается).

Какая из звезд дает потомство? (Морская звезда дает потомство, космическая не дает потомства).

Может ли морская звезда жить вечно? (Нет, она умирает).

Какой вывод можно сделать?

(Морская звезда относится к живой природе, так как она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает.

Космическая звезда относится к неживой природе, потому что она не дышит, не растет, не питается и не дает потомство).

Обобщение:

Природа имеет две формы, живую и неживую.

Предметы живой природы имеют отличительные признаки:

1. растут;

2. питаются;

4. дают потомство;

5. умирают.

Предметы неживой природы таких признаков не имеют.

Смогли ли мы ответить на поставленный вопрос?

Беседа. Наглядно-демонстра-ционные.

Фронтальная.

Индивиду-альная.

Познавательные УУД : общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о цветах радуги и причинах ее возникновения; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Коммуникативные УУД : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД : знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

V .Физминутка

Игра «Живое- неживое».

Если тот объект, о котором я буду говорить - живой, то вы топаете ножками, если неживой - тихо стоите, будто замерли.

1. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём-

Ищем- ищем не найдём.

(роса )

2.Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он не откликается

.(гриб )

3. Без рук, без ног, а и ворота открывает.

(ветер )

4.Не без дела скок- поскок,

А чтоб в зиму сытой быть,

То орехи себе впрок

Собирает, то грибы.

(белка )

5.Он повсюду: в поле, и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт.

(дождь )

6.Пушистый жёлтенький комок

Из скорлупы себя извлёк,

Порадовав наседку,

Дождавшуюся детку.

(цыплёнок )

7. Конь бежит, земля дрожит.

(гром )

8.Много рук, а нога одна.

(дерево )

9.Личный кран имеет он,

Чтоб полить свои шесть тонн.

(слон )

10.Скатерть бела

Весь двор одела.

(снег )

12. Летать- летаю,

Всех птиц забиваю,

С высоты на мышь нападаю.

(орёл )

(Если учащиеся ошиблись, нужно попробовать пояснить, почему этот объект живой или неживой).

Регулятивные УУД :

VI .Первичное

закрепление

Рассмотрите картинки и определите, частью живой или неживой природы являются данные предметы.

(К живой природе относятся цыпленок, подсолнух, мальчик, воробей, дерево, собака.

К неживой природе относятся камень, горы, облака).

Цель:

- организоватьусвоение учениками нового;зафиксировать новое содержание урока

V II . Закрепление Работа в группах

Цели:

Организовать коллективную работу;

осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы.Практическая работа.

Коллективные формы работы.

Контрольно-оценочные действия по критериям, данным учителем.

Организует практическую работу, организует работу в группе в учебной ситуации «Найди лишнее»

Внимательно рассмотрите рисунки и определите, что лишнее:

(Лишний - снеговик, он относится к неживой природе. Краб и роза - к живой природе).

(Лишняя – лягушка, она относится к живой природе. Радуга и грозовая тучка относятся к неживой природе).

Частью какой природы является человек?

(Человек растет, питается, дышит, дает потомство, значит, человек - часть живой природы).

Рассмотрите рисунки, какие признаки живой природы на них изображены?


Рост

Питание

Дыхание

Потомство

Вопросно-ответные.

Беседа.

Практические.

Работа в группах.

Работа в группах

Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

Личностные УУД:

Уметь самостоятельно выполнять учебные задания.

Физминутка для глаз

Регулятивные УУД : осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИЯ

VIII . Итог урока.

Цели:

зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Оценивают свои действия на уроке.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности

Вернемся к нашему кластеру, который мы начали составлять на прошлом уроке. Давайте дополним его сведениями, которые мы узнали в ходе сегодняшнего занятия:

(СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПРИРОДА ПРЕДМЕТЫ СДЕЛАННЫЕ

РУКАМИ

ЧЕЛОВЕКА

ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

дышит

растет

питается

дает потомство

умирает

А теперь вернемся к игре « Верите ли вы?», которую мы проводили в начале урока.

Давайте проверим, верные ли вы сделали предположения или нет.

(Проверка по ключу на доске).

Поднимите руки, кто не ошибся.

У кого есть ошибки?

А как вы думаете, почему третья бусинка пока не закрашена?

Верно! На этот вопрос мы пока не знаем точного ответа, но темой следующего урока будет « Связь живой и неживой природы». Изучив новый материал, мы сможем ответить на этот вопрос.

Вопросно-ответные.

Индивиду-альная.

Фронтальная

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД: Уметь структурировать

знания, выбирать

Отвечают на вопросы учителя.

Подводят итог урока.

Организует фиксирование содержания.

Организует подведение итога урока.

А вы помните, какая была у нас тема урока?

- Какая цель?

Узнали отличительные признаки живой и неживой природы?

Научились находить то, что сделано руками человека?

Где можно использовать знания и умения, полученные сегодня на уроке?

В дополнительной литературе или в Интернете, с помощью взрослых найдите другие сведения о живой и неживой природе.

Попробуйте дома составить синквейн на тему «Природа»

Все были дружными, активными. Молодцы!

Посмотри, мой милый друг что находится вокруг?

Небо светло- голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает, Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Человек и время года- Это все вокруг… (природа)

И природа, и творения людей радуют нас. Давайте улыбнемся друг другу и скажем спасибо всем.

Вопросно-ответные.

Фронтальная

Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.

Познавательные УУД: Уметь структурировать

знания, выбирать

наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные УУД: Уметь управлять

поведением партнера, контролировать,

корректировать действия партнера.

Регулятивные УУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Приложение 1

Природа Предметы, сделанные руками человека

Приложение 2

«Найди лишнее»

1.




2.

Приложение 3

«Раскрась бусины» («Верные и неверные утверждения»)

Приложение 4

ТЕСТ «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА»

1.Природа бывает

а)живая и неживая

б)живая и мертвая

в)живая,неживая и сделанная руками человека

2. Отметь верное высказывание:

а) Солнце, камни, песок, грибы, дождь, ветер – неживая природа

б)Растения, животные, грибы, люди, машины – живая природа.

в)Птицы, земноводные, рыбы, звери, пресмыкающиеся, насекомые – это животные.

3. Отметь слова, обозначающие то, что относится к неживой природе.

Цветок луна дождь лед

камень машина глина песок

4. Отметь те предметы, которые созданы руками человека.

Гриб  дом

мост  комар

5.Раскрась зеленым цветом , если это объект природы, красным – если это изделие.

Телевизор радуга стул дождь

6. Что такое природа?

а) человек, растения, животные, солнце в небе, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы.

б)солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения, животные, грибы и микробы

ПРИРОДА – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую по следующим признакам: живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают. Задание 1 Подумай, что из изображённого здесь можно отнести к природе, а что создано человеком. Укажи объекты, созданные человеком.

Картинка 4 из презентации «Мир человека и мир природы» к урокам окружающего мира на тему «Человек и природа»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока окружающего мира, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Мир человека и мир природы.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2578 КБ.

Скачать презентацию

Человек и природа

«Берегите природу» - В тебя мы верим, не солги, Ты береги нас, береги.». И шепчут мне материки: «Ты береги нас, береги.» В тревоге рощи и леса. Таймырский заповедник. На лугах много валерианы, в лесу растут ландыши. Растения. Как птицы с небом, Как ветер с лугом. Береги свою планету, Ведь другой на свете нету. Давай пройдёмся медленно по лугу И «здравствуй!»скажем каждому цветку.

«Мир человека и мир природы» - Что такое страна. Живая и неживая природа. Кто управляет государством. Распредели объекты живой природы. Белочка в лесу орехи собирала. Восприятие. Всемирный хоровод. В природе всё взаимосвязано. Человек. Общество. Живая природа. Среди животных тоже немало сообразительных, например дельфины. Вспомни сказочного героя, который был изолирован от человечества.

«Проблема природы и человека» - Нельзя ломать ветви деревьев и кустарников. Белый гриб.Боровик. Большие муравьиные кучи к осени- на суровую зиму. Подберёзовик. Деревья поменяли окрас. Многие растения увядают. Несколько дней к ряду видны белые облака- к похолоданию, тёмные к дождю. Народные приметы. Золотая осень. Необходимы для здоровья человека.

«Природа и человек» - Какому месяцу загадочная «А°» вручит пальму первенства? Почему погода разная? Вам предстоит раскрыть секрет следующих событий и явлений: Климатологи. Закипит ли вода на Эльбрусе при 100°С А бывают осадки без тучи? Существует ли связь между атмосферным давлением и осадками? Цель исследования: Кто хозяйничает на «кухне погоды?».

«Куда выбросить мусор» - После такой «уборки» в реке погибнет много живых существ. Какой прекрасный мусор. Грязючка. Завод по переработке мусора. Давайте наведём порядок. Я раньше и не задумывался, что от этих замечательных продуктов остается так много мусора. Подумайте, как сделать так, чтобы было меньше мусора. Люблю ребят, которые бросают мусор где попало.

«Дети и природа» - 3 класс Учитель Митюкова Е.И. Сама Природа нам велела, Чтоб жил Байкал родной в веках! Красная книга. Обилие цветов радует глаз, поднимает настроение. Негосударственная общеобразовательная школа-интернат № 21 ОАО "РЖД". Знания учат детей ориентироваться в мире живой и неживой природы. Осётр.

Всего в теме 15 презентаций

Человек и мир, созданный им

Человек связан с природой тысячью невидимых нитей. Природа - непременное условие материальной жизни общества - она даёт пищу, тепло, свет.

В процессе своей жизни и деятельности человек постоянно воздействует на природу и изменяет её. Первобытные люди находили в природе пропитание и использовали как жилище любые естественные укрытия, созданные природой: леса, землянки, пещеры, овраги. Эти жилища использовались людьми для защиты от неблагоприятных погодных условий и хищных животных.

Шло время. Освоение огня, совершенствование орудий труда позволило человеку меньше зависеть от природы: люди перешли к производству необходимых для жизни продуктов на основе развития земледелия и скотоводства. Человек начал строить жилища из разных природных материалов. Появились первые селения и города.

Сегодня мир человека представлен большим разнообразием: большие города, современные красивые дома, множество фабрик, промышленные заводы.

В городах и небольших населённых пунктах человек построил магазины, больницы, детские сады, школы, театры, музеи, библиотеки.

В своей жизни человек пользуется телевизором, радио, компьютером, телефоном и другими электронными устройствами.

Вещи, которые сегодня окружают человека, имеют свою историю. Человеку необходим утюг, чтобы ухаживать за одеждой. Самый древний утюг представлял собой большой плоский камень. Позже человек расправлял складки на одежде металлическим молотком. На Руси использовали скалку, на которую наматывалось белье, а также стеклянные шары, отрезанные донышки бутылок и железные кружки, наполненные горячей водой или раскалённым углем.

Современный утюг – это электрический прибор, который хорошо гладит и отпаривает вещи. Создан он человеком.

Представьте себе первые перчатки. Это маленькие мешочки с лямочкой, которая завязывалась на запястье. Учёные говорят, что это изобретение принадлежит египтянам. Позднее в мешочках сделали два выступа для большого и указательного пальца. Одна из самых древних перчаток была найдена археологами при раскопках гробницы Тутанхамона. В перчатке фараона все пальцы разделялись.

Нам сейчас трудно представить себе мир без часов. История возникновения часов настолько древняя, что первые часы, которые известны человечеству датируются 1100 годом до нашей эры. Это были солнечные часы, так как в то время человек наблюдал за движением Солнца и научился по нему ориентироваться. Первые солнечные часы изобрели в Китае. Более совершенные солнечные часы изобрели позже в Египте.

Часы состояли из высокого обелиска и наземной шкалы. И по тени от обелиска на шкале определялось время. Высота обелиска солнечных египетских часов поражает строителей даже сегодня. Египтянам удалось построить часы, которые простояли до наших дней, и высота обелиска которых составляла 34 метра. Но у этих часов был недостаток: нет солнца – невозможно определить время. Пришлось человеку изобретать другие часы. Появились водяные и песочные часы.

В водяных часах вода равномерно капала через отверстие и отмеряла, таким образом, время. За водяными часами появились и песочные, точно такие, как и в наше время.

Первые механические часы появились в 1250 году. Эти часы работали при помощи гири, запускающей механизм часов. Позже голландец Христиан Гюйгенс изобрел часы с маятником. И уже в XVIII веке начали появляться часы, которые напоминали современные. Сейчас часы вполне обыкновенная вещь.

Но на примере этих вещей мы видим, как человек изменял мир вокруг себя. Кроме материальных вещей человек создал культуру, искусство, выработал законы и правила, по которым должны жить люди. Человек создал общество и позволил обществу диктовать, что и как делать человеку. Человек и общество создали государство и позволили государству управлять собой.

Прогрессивное развитие даёт человеку ежегодно много новых изобретений, но всё больше отдаляет его от живой природы. В тоже время человек является частью живой природы, и он не должен забывать об этом.

Каждый современный человек должен чувствовать мир растений и животных, понимать своё единение с природой.

Взаимодействие человека, природы и мира, созданного человеком, очень важны. Мир, созданный человеком, не должен отделяться от природы. Проходят тысячелетия, а человек остаётся зависимым от природы. Он питается плодами природы, использует природные ресурсы, добывает полезные ископаемые, использует энергию воды и солнца.

Создавая свой мир, человек находится в постоянном взаимодействии с природой, и это взаимодействие должно быть направлено на сохранение природы.

Цели и задачи урока: наблюдение за связями между человеком и окружающей его средой (как природной, так и социальной её составляющих); представление о науке «экология» и важности охраны природы.

Планируемые результаты:
Предметные: устанавливать связи между объектами и явлениями природы, объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком.
Личностные: положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.

Метапредметные: принимать и сохранять цель познавательной деятельности, находить необходимую информацию в учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, схемы.

Ход урока

Организационный момент

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок окружающего мира,
Проверьте готовность к уроку.

Знакомство с учебником
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья.

Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою родной земли
Зовётся этот дом.

Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного! Как называется предмет, к изучению которого мы приступаем сегодня на уроке?

На наших уроках вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Кто готов приступить к работе, покажите посадкой. Узнать много интересного об окружающем мире нам поможет учебник «Окружающего мира», который для вас создали Галина Григорьевна Ивченкова и Игорь Владимирович Потапов.

Актуализация знаний

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг… природа.

О чём мы с вами будем говорить на уроках окружающего мира? Что же такое природа?
Откроем учебники на стр. 7, природа - это окружающий мир во всём бесконечном многообразии своих проявлений.
Если осмотреться вокруг, можно увидеть много интересного, что вас окружает. Это и осенние листья, которые шуршат у вас под ногами, это и солнца луч, который как бы скользит по листочкам деревьев, это и воздух, который стал уже прохладнее по утрам.

Что мы называем природой? Что учёные называют «телами природы», а что - «изделиями»? Приведите примеры живых и неживых тел природы. Приведите примеры изделий.
Солнце, Земля с воздухом, водами, песком, глиной, растениями и животными - всё это окружающая человека природа. Человек - её часть и не может без неё существовать. Природа радует нас красотой. Познание её тайн развивает волю и ум человека.

Как вы понимаете утверждение о том, что человек - часть природы?
- Человек - часть природы, потому что он не может без неё жить (например, без воздуха)
- Как и все другие живые существа, человек рождается, дышит, питает и растёт.
- Как и всё живое, человек - не изделие, он создан природой.

Природа - это не одинокое дерево, и лес, и капля воды, и целое море, ветер, облака, воздух, животные. Городской парк, поле - тоже части окружающей нас природы, но преобразованные деятельностью людей. Да и сам человек является частью природы. Он не может жить без воды, воздуха, растительного и животного мира.

Но в отличие от растений и животных, человеку необходимо для существования общество других людей.
Зачем человеку для существования нужно общество других людей?
Откуда у людей предметы и продукты, которыми они пользуются?

Используя природные богатства, люди своим трудом создают всё, что им нужно для жизни: дома, мосты, транспорт, различные приборы и инструменты, и многое другое.
Какими были орудия труда первобытных людей?
Сравните орудия первобытных людей с современными.
Что изготавливают из глины, дерева, льна, пшеницы?
Природа, в том числе люди, и всё, что создано людьми, - это окружающий мир или окружающая нас среда.
Как человек влияет на природу?

Окружающая среда зависит от поведения в ней человека. Если он не умеет беречь природу и результаты своего труда, плохо относится к другим людям, то в мире становится трудно жить. А чтобы правильно жить в нём, надо постараться узнать, как этот мир устроен.

Во многих случаях именно от человека зависит характер изменений, происходящих в природе. Воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Избежать отрицательных влияний люди могут только в том случае, если они будут хорошо знать и понимать природу, её законы.
Что необходимо сделать, чтобы человек получал для жизни чистый воздух, воду, пищу?

Человек порождён природой, он её часть. Когда-то он полностью зависел от всего, что его окружало, находился в полном согласии со средой, почти не влиял на её жизнь, подчиняясь во всём её власти. Но постепенно он стал высвобождаться от этой зависимости. Началось с неразумной охоты: зверей убивали больше, чем нужно было для поддержания жизни.
К чему это привело?

Мамонты были истреблены людьми каменного века. Это была одна из первых экологических катастроф. Потом люди стали выжигать леса, чтоб высвободить участки земли под посевы. Долгое время все эти действия не наносили большого ущерба природе, у которой есть способность к самовосстановлению. Но человек всё больше чувствовал свою силу. Добывая полезные ископаемые, он срезал до основания горы и выкачивал нефть.

Под землёй образовывались обширные пустоты, нарушилось равновесие земной коры. Заботясь об орошении засушливых земель или получении электроэнергии, человек возводил плотины на реках, создавал искусственные водохранилища, менял направление течения рек. Всё это казалось далеко не безвредным. Размах деятельности человека достиг таких размеров, что возникла серьёзная опасность того, что изменения уже необратимы и ведут к экологическому кризису.

Как вы понимаете слово «экология»?
Сейчас мы часто слышим слово «экология». Чаще всего его употребляют, когда говорят о неблагополучном состоянии окружающей нас среды.
Что же такое экология?

Экология - это наука о взаимодействии живых существ с окружающей средой.
Учёные-экологи выяснили, что в природе всё взаимосвязано. Например, гусеницы бабочек питаются листьями растений. Со временем гусеницы превращаются во взрослых бабочек, которые питаются нектаром. Бабочки, перелетая с цветка на цветок, опыляют их и помогают превратиться в плоды с семенами. Из семян разовьются новые растения. И гусеницы, и сами бабочки - это пища для птиц.

Изменения в окружающей среде вызывают изменения в жизни живых существ. Рассмотрите рисунок на стр. 8. Например, обильные дожди вызывают быстрый рост трав. Это приводит к увеличению численности мышей, которые питаются этими травами. Мыши привлекают лисиц и сов. Природа как бы уравновешивает одно другим. Если человек необдуманно вмешивается в это равновесие, случается беда.

Основная задача экологов - исследовать, как изменяется жизнь обитателей нашей планеты в результате деятельности человека. В далёком прошлом влияние людей на природу было незначительным. Населения было гораздо меньше. Люди использовали примитивные орудия труда. Сейчас созданы машины, которые увеличили воздействие человека на природу во много раз. Если люди при этом не учитывают связи, сложившиеся в природе, возникают кризисы и катастрофы.

Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Почему необходимо беречь Землю?

Сегодня на уроке мы попробовали посмотреть на окружающий мир глазами учёного-эколога и подумали над тем, почему каждый из вас должен стать хотя бы немного экологом.

Рефлексия деятельности

У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока?
Какое у вас настроение?
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке мне было интересно…
Я узнал…

Тест № 1 «Что нас окружает»

1. Укажи предметы, которые не относятся к природе.
а) телевизор
б) Солнце
в) карандаш
г) воздух
д) стекло
е) растение

2. Какие учёные занимаются вопросами охраны окружающего мира?
а) биологи
б) экологи
в) зоологи

3. Выдели объект неживой природы.
а) птица
б) рыба
в) туча
г) ёж

4. Укажи верное высказывание.
Камни, осадки, воздух - неживая природа.
Самолёт, космический корабль, планеты - неживая природа.
Солнце, человек, насекомое - живая природа.
Земля, кошка, берёза - живая природа.

5. Выдели предмет живой природы.
а) радуга
б) облака
в) солнце
г) птицы

6. Закончи предложение.
Почва, горы, осадки, облака, воздух - __________________ природа.

7. Объясните, к каким изменениям приведёт данная деятельность человека.
- Станет меньше лесов, исчезнут многие растения и животные.
- Загрязнится почва, погибнут растения и животные.
- Станет больше лесов, появятся новые растения и животные.
- Станет больше полей, где можно выращивать продукты питания для человека.

Чтобы скачать материал или !

Человек и природа

Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные

объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа.

Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры

явлений природы:, длена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц,

смена.времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество - это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.

Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.

Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие {температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.



Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд);

использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Кру-* говорот воды в природе.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.

Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,"тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения - пища и укрытие для животных; животные - распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2-3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы.

Этическое и эстетическое значение природы в жизни -человека.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2-3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человекам общество Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с Другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества.

Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена.

Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции.

Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.

Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.

Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике.

Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы.

Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества.

Природные богатства и труд людей - основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации.

Права ребёнка.

Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, Д«нь Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.

Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории.

Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории.

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды:

Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников иатории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей - нравственный долг каждого человека.

идея многообразия мира;

идея целостности мира;

идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается, значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.

Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, вьщолняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место курса в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.

Программа рассчитана на 270 часов:

1 класс - 66 часов (33учебные недели) 2, 3 и 4 классы - по 68 часов (34 учебных недель).

–  –  –

2. Планируемые результаты изучения курса Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение:

–  –  –

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в "информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;.

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты

понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные

Похожие работы:

«УДК 81.362 Безглагольные биноминотивные русские народные приметы Н.Н.Фаттахова В статье рассмотрены конструкции, переходные между простыми и сложными предложениями, в системе народных примет. Выявлены условия возникновения п...»

« применения сурьмы и один...»

«Научное исследование по различным аспектам диагностики творческой одаренности и дальнейшей профессиональной ориентации одаренных детей и талантливой молодежи Настоящее исследование представляет собой научноисследовательский проект, целью которого явилось теоретикоэкспериментальное обо...»

«Содержание Все, что вы должны знать об операциях по коррекции груди... 1 Увеличение груди.. 1 В какое место устанавливаются грудные имплантаты? Каким образом устанавливаются грудные имплантаты. Будет ли впоследствии виден шрам? Подлежат ли грудные имплантаты замене в течение жизни? Сколько прослужат грудные имплантаты? Водно-солевые...» углубленным изучением отдельных предметов № 1394 "Воспитательно-образовательный цента...»

«УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ Заместитель руководителя Исполнительный директор Федерального казначейства ЗАО "ЛАНИТ" С.Б. Гуральников В.Ю. Грибов _ _ "_" _ 2013 г. "_"_ 2013 г. ППО "ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ" Руководство контролирующег...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...