Устное народное творчество: виды, жанры произведений и примеры. Народные жанры

Лекция

Народная музыка (музыкальный фольклор) - вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа, неотъемлемая часть народного художественного творчества – ФОЛЬКЛОРА.

ТРАДИЦИОННЫЙ ФОЛЬКЛОР – музыкально - поэтическое искусство, творимое и передаваемое каждой этнической средой из поколения в поколение устным путем. Народ хранит в своей памяти и музыкально - игровых навыках то, что отвечает его жизненным потребностям и настроениям.

Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке. Музыка устной традиции развивалась медленнее письменной, но зато в нарастающем темпе.

Главная трудность в изучении народной музыки связана, прежде всего, с длительностью периода дописьменного развития музыкальной культуры, на протяжении которого сформировались наиболее фундаментальные черты народной музыки. Музыкальные традиции - главная составная часть фольклорных традиций каждого народа.

Для фольклорной традиции характерно:

- коллективность – индивидуальность;

- исполнительство - творчество;

- исполнительство - воспроизведение;

- система жанров - специфика отдельных жанров.

При изучении народной музыки возникают трудности с применением к ней таких музыковедческих категорий, как форма, лад, ритм, и т. д., которые зачастую не совпадают с традиционным для них понятием. Кроме того, народная музыка не существует в чистом виде, вне связи с определенными действиями (трудовыми, обрядовыми), с социальной остановкой и т.д. Народное творчество - продукт не только художественный, но и социально активный.

Сложен вопрос о жанрах народной музыки т.к. в фольклоре огромную роль играет территориальный признак : народная музыка ограничена пространством и временем, и существует лишь в конкретных диалектах. Кроме того, существуют традиции исполнения разными певцами одного текста на разные мелодии, а так же разных по содержанию и функции текстов - на одну и ту же мелодию. Жанры складывались веками в зависимости, прежде всего, от разнообразия социально - бытовых функций народной музыки, связанных в свою очередь с экономико-географическими и социально-психологическими особенностями формирования общества. Народная музыка всегда была не столько развлечением, сколько насущной необходимостью.

Основные виды народной музыки :

2. Песенная импровизация.

3. Песня без слов (например: чувашская, еврейская)

4. Эпические сказания (русская былина)

5. Плясовые припевки (частушки)

6. Инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы)


7. Танцевальные мелодии.

Наибольшее развитие получила народная музыка в лирических жанрах, где на смену простым коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических песен или инструментальным наигрышам приходили развернутые и подчас сложные по форме музыкальные импровизации - вокальные (например: русская протяжная песня) и инструментальные.

К древнейшим народным песенным жанрам относятся :

Песенные «вставки в сказках» и других прозаических рассказах;

- «песенные эпизоды» в больших эпических сказаниях;

Трудовые песни (описывающие труд, либо сопровождение трудовой деятельности);

Свадебные (у каждых народов свадебные традиции разные; часто сопровождались обрядами не без участия жениха и невесты);

Колыбельные мелодии (своей интонацией не только помогали укачивать ребенка, но и призваны были магически оберегать его от злых сил);

Причитания (музыкальные плачи: похоронные и свадебные);

Бытовые;

Солдатские, матросские;

Исторические;

Революционные;

Календарно – земледельческие. В песенном фольклоре особое место занимает цикл календарных песен, наиболее типичный для западных, юго-западных и некоторых центральных областей; он состоит из малых циклов, строго приуроченных ко времени года и праздникам языческого календаря (на них часто «накладываются» даты христианских праздников). Для этих песен характерна жесткая регламентация кратких ладовых и ритмических формул, устойчивость.

- Частушки. К более поздним жанрам относятся получившие распространение с 19 века: частушки - жанр русского словесно-музыкального народного творчества, короткая песенка быстрого исполнения. Частушка особенно ярко раскрывает душу русского человека, распахивает целый мир человеческих характеров, переживаний, страстей. Гамма чувств, выраженных в частушке, простирается от легкой усмешки до ядовитой подковырки; не лишен этот жанр и определенной доли озорства, высказанного «соленным» словцом. . Являясь неким откликом на какое-либо событие и обращенная к определенному лицу или слушателям, частушка отличается прямотой высказывания, реалистичностью, экспрессией.

- Городская лирическая песня (романс ) - музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера. Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Вокальная партия романса имеет ясное и рельефное мелодическое очертание и отличается певучестью. В романсе внимание обращается больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей. Интерес, главным образом, лежит в мелодии, а не в аккомпанементе.

Музыкальный эпос - стихотворная эпическая поэзия, носящие повествовательный характер:

- Духовные стихи

- Скоморошины

- Баллады

- Песни плясовые . Сопровождались как пением, так и игрой на музыкальных инструментах. Сначала входили в состав трудовых, обрядовых и праздничных песенных циклов.

- Лирические песни - наиболее динамичный и самый сложный жанр в системе традиционного фольклора; не ограничены тематикой, но связаны местом и временем исполнения. Эта форма песенного фольклора сложилась в 16-17 вв. в Московской Руси.

Все народные музыкальные культуры можно разделить на одноголосные и многоголосные .

И так народная музыка (фольклорная) - художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы. Создаваемая народом и бытующая в народных массах музыка - песни, инструментальные наигрыши и пьесы. Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Русская народная музыка. Истоки русской народной музыки восходят к фольклору славянских племен, которые жили на территории Киевской Руси, первого русского государства, сложившегося в 10 веке. Русская народная музыка не была однородна, как не были однородны племена, составлявшие Киевскую Русь; кроме славянских, она включала в себя финно-угорские, тюркские и другие прототипы. До сих пор в русском фольклоре ощущаются региональные, часто этнические (донациональные) традиции. Так, свои особенности имеет народно-песенное искусство северных, западных, южных, центральных областей, поселений в бассейнах крупных рек - Оки, Волги, Дона. Многие виды бытующих и теперь песен имеют языческие корни, иногда в сочетании с влиянием христианской обрядовости.

Народная инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.

Инструменты в фольклорной традиции используются в основном либо в быту пастухов, либо для аккомпанемента некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространенные струнные инструменты - гудок, гусли. Наиболее известные духовые инструменты : дудка (она же сопель, пищалка); жалейка (рожок) - инструмент с одним или двумя деревянными стволами, с раструбом из рога; кувиклы. В летописях упоминаются также военные трубы, охотничьи рога, бубны. С 19-20 вв. распространение в народном быту получили такие инструменты, как балалайка, мандолина, гитара, баян (гармонь).

Первые сборники народных песен были изданы в России во второй половине 18 века: «Собрание русских простых песен с нотами» В. Ф. Трутовского и «Собрание народных русских песен» с их голосами» Н. А. Львова и Ивана Прача. В дальнейшем широкой известностью пользовались собрания народных песен Д. Н. Кашина и И. А. Рупина. Еще ранее, в середине 18 веке, был составлен первый рукописный сборник былин, исторических песен, духовных стихов.

Одним из первых фольклорных коллективов в России стала Славянская капелла Д. А. Агренева-Славянского, которая пропагандировала русскую и славянскую народную песню в России и за рубежом. В начале 20 веке возникли - Оркестр русских народных инструментов В. В. Андреева и Русский народный хор М. Е. Пятницкого.

Народное художественное творчество - это совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности.

Классификация и систематизация различных видов народного художественного творчества может осуществляться по различным критериям:

По направленности (виду) творчества (музыкальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное...),

По характеру освоения художественной культуры (утилитарное и эстетическое),

По преобладающим функциям 4 (религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и др.),

По времени формирования и функционирования (раннефольклорные, позднефольклорные или раннетрадиционные и позднетрадиционные; архаические и современные);

По форме организации совместной деятельности (индивидуальные или коллективные),

По социальной, половозрастной структуре (творчество крестьян, рабочих; творчество детей, молодежи...);

По отношению к обряду (обрядовые и необрядовые).

Народное художественное творчество несет на себе ярко выраженные приметы национальной принадлежности: отражает национальный характер и темперамент, богатство языка нации, особенности мышления. Оно является своеобразным хранителем национальных традиций, опыта, эстетических, нравственных, философских воззрений народа.

В русском искусствоведении под словом «жанры» понимается не родовое, а видовое понятие. Жанр характеризует особые виды и способы художественной деятельности. Виды также распадаются на отдельные типы, жанры и формы художественных произведений.

Устное народное творчество включает в себя народную словесность и песенное творчество. Особенностями устного народного творчества является то, что оно возникло как бесписьменная форма народной культуры, и в древние времена, до появления печатных сборников, его произведения передавались «из уст в уста», от поколения к поколению. Другая особенность устного народного творчества - вариативность. Даже один и тот же сказитель, как бы он не старался быть точным, при каждом повторении одного и того же текста добавлял что-то свое. Основными видами и жанрами устного народного творчества, прежде всего, являются произведения малой формы - пестушки,



4 Термин «функция» трактуется нами как синоним понятий «роль», «значение». Классификация функций народного художественного творчества может быть выполнена по следующим параметрам: по социально-бытовому применению, по территориально-общественному признаку, по социально-половому применению, по профессионально-ролевому статусу, по временному признаку.


потешки, загадки, считалки, дразнилки, приговорки или пустоговорки, поговорки, присловья скороговорки, чистоговорки, прибаутки и пустобайки.

Важнейшим жанром устного народного творчества является сказка. По происхождению он; связана с мифологической культурой. В свою очередь народные сказки можно подразделить на сказки (животных, волшебные, бытовые, анекдотические (это условная классификация). Самые древние из них -сказки о животных.

К жанрам народного творчества относится русский (устный) эпос: песни, сказания, предание повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев, которые создавались устныа путем, исполнялись и запоминались на слух, передаваясь из поколения в поколение. Самым древни» видом устного эпоса, сохранившимся в народной памяти на протяжении многих столетий, являлись та) называемые былины. Все русские былины можно подразделить по месту создания и особенное™ содержания на два цикла - киевский и новгородский. Киевские былины - это героические песни < подвигах богатырей, воинов, защищающих Русскую землю от несметных полчищ врагов. Новгородски былины говорят о мирной жизни, быте, торговле, приключениях купцов.

В русской народной балладе воспеваются трагические истории любовных и семейных отношений На периферии былинного творчества находятся былины-скоморошины, которые объединяет с другим] эпическими песнями общность некоторых поэтических приемов. Еще одним жанром являются духовны стихи, которые обычно определяются как эпические или лирические произведения религиозной характера или народные произведения на религиозные темы.

Народное зодчество также является особым видом народного художественного творчества. Этс прежде всего, деревянное зодчество, тесно связанное с эстетическими представлениями народ относительно архитектуры и строительства. Существует несколько типов построек: крестьянско жилище имело несколько типов, характерных для того или иного региона России. Русское жилище; зависимости от региона имело особенности планировки, декора и его семантики. Особенный тш русской архитектуры - это хоромное зодчество. Особые планировку и назначения имели хоромы i различные их помещения. Среди них важную функциональную нагрузку имели крыльцо, повалуша сени, горница, светлица и др. Особую архитектурную структуру имели каменные палаты. Свои закон* зодчества использовались при строительстве крепостей. Наиболее изысканными в эстетическо! отношении были храмовые постройки, среди которых выделялись часовни, церкви и отдельно стоящи колокольни.

К фольклорному театру относят представления скоморохов, кукольный театр Петрушки балаганы, раек, вертеп и народную драму. Последний жанр был особым явлением в истори) отечественной культуры. Наиболее распространенными и дошедшими до нас текстами являются драм! "Лодка", "Царь Максимилиан", оставлявшие широкий простор для импровизации и сатиры. I народному театру примыкают также литургические действа - "Хождение на - ослята", "Действ! цветоносия"и др.

Народный танец является основой хореографической культуры общества. Танцы различаются п< рисункам, танцевальной лексике и по композиции. Наиболее распространенным жанрами народной танца являлся хоровод (имевший свои особенности в каждом регионе). В свою очередь старинны! русские хороводы подразделялись на круговой, змейка, хоровод-шествие и др. Очен] распространенными танцами также были кадриль, пляска (самые известные из них "Барыня" "Комаринская", "Полянка", "Рязаночка", "Мотанечка", "Рассыпуха").

Кроме того, широкое распространение получил перепляс - своеобразное состязание в ловкости сообразительности и выносливости.

Особым явлением в народном художественном творчестве является народное изобразительное г декоративно-прикладное искусство. К основным его видам относятся: художественная обработк; дерева (резьба и роспись), художественная обработка металла (литье, ковка, тиснение, чеканка просечка, гравировка, чернение, эмальерное искусство), художественная обработка кости и рога художественная обработка камня, художественная обработка ткани (художественные ткачество вышивка, кружевоплетение), художественная керамика, русские художественные лаки.

Особый вид народного искусства представлял собой народный костюм. Он также отличался i различных регионах. Наиболее известными являлись северо-русский сарафанный комплекс и южно русский - поневный. Все элементы костюма обильно декорировались вышивкой и аппликацией. Особук художественную ценность представляли собой головные уборы, среди которых различались девичьи i женские. Наиболее яркими в эстетическом отношении были кокошники и сороки.


Развитие форм и жанров народного художественного творчества тесно связано с историей того или иного народа. У русского народа сложились и длительное время были в активном обиходе песни, связанные с конкретными событиями в жизни человека, общины, организацией быта и т.д. Таковы свадебные, трудовые, хороводные, календарно-обрядовые песни.

В народном творчестве существуют жанры и формы наиболее развитые, в них сложились прочные традиции и школы. По отношению к ним другие формы и жанры могут занимать более «скромное» положение, что обусловлено особенностями социально-экономического и бытового уклада нации, а также исторически сложившимися предпочтениями к определенным формам творчества, региональными особенностями 5 .

Народное творчество очень многообразно. Рассмотрим многообразие форм народного творчества на примере фольклора.

Существует традиционный и современный фольклор; крестьянский и городской фольклор.

Традиционный фольклор - это те формы и механизмы художественной культуры, которые сохраняются, фиксируются и передаются от поколения к поколению. В них запечатлены универсальные эстетические ценности, которые сохраняют свою значимость вне конкретно-исторических социальных изменений.

Современный фольклор отражает сегодняшний этап развития народного художественного творчества. Он вбирает в себя современные эстетику, проблематику и художественные образы. Это также бесписьменная культура, носителями которой часто становятся маргинальные слои общества. В структуре современного фольклора можно выделить так называемый неофольклор. Это бытовое художественное творчество неформализованного досугового характера, включающее одновременно формы фольклора, массового и профессионального искусства, художественной самодеятельности, отличающееся эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее "второй" волной в современной фольклорной культуре.

Крестьянский фольклор принадлежит крестьянской субкультуре. Это достаточно стабильная художественная система. В ней присутствуют трудовые, этические, семейно-брачные и эстетические ценности земледельцев. Дошедшие до нас архаичные ее слои представляют по духу и смыслу ценностную систему земледельческого календаря и культуру крестьянства, соединившую в себе черты язычества и христианства.

Городской фольклор появился в более поздний период, его широкое распространение относится к XVIII в. Он развивался в постоянном взаимодействии, с одной стороны, с авторским искусством в его письменных (печатных) формах, а с другой - с крестьянским фольклором. Очень характерными были процессы заимствований от одного пласта культуры к другому. Они происходили посредством мещанского фольклора, идеи, образы и художественные приемы которого являлись определяющими для городского фольклора.

Фольклор может быть аутентичным, сценическим и стилизованным.

Аутентичный, или подлинный, фольклор - это народное искусство, не вычлененное из его исконного бытования. Он тесно связан с традиционной культурой, дошедшей до нас от поколения к поколению.

Сценический вариант фольклора называется фольклоризмом. Он представляет собой точное воспроизведение аутентичного образца на сцене исполнителями-профессионалами или любителями. Здесь фольклор вычленяется из среды своего бытования и приобретает особые оттенки, связанные с особенностями его воплощения на сценической площадке. То есть фольклоризм, или вторичный фольклор, - это сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.

Существуют несколько форм фольклоризма, характерные для сценического воспроизведения народных традиций в условиях любительского и профессионального творчества.

Так, для региональной дифференциации русского фольклора В.М. Щуров выделил следующие «внешние» моменты: различие в природном окружении (степь и лес, суровый север и теплый юг, горы и открытое поле); различные исторические обстоятельства (характер миграционных процессов, этническая обособленность одних районов и живые контакты, межэтнические влияния в других); хозяйственный и бытовой уклад (т.е. различия в хозяйственно-культурной типологии). Затем уже автор подключает факторы, связанные с творческой деятельностью самих носителей фольклорной культуры.


1. Выступления хранителей живой фольклорной традиции: народных певцов, музыкантов,
танцоров, рассказчиков, певческих и танцевальных коллективов (так называемые аутентичные, то есть
подлинные этнографические ансамбли).

2. Реставрация жанров традиционного фольклора, в том числе уже не бытующих в народной среде и не исполняемых в массовом художественном творчестве (так называемые экспериментальные фольклорные ансамбли).

3. Исполнение произведений фольклора в обработке руководителей музыкальных, драматических или хореографических коллективов или в обработке профессиональных композиторов, балетмейстеров, режиссеров (так называемые стилизаторские фольклорные ансамбли).

Фольклоризм - явление, ориентирующееся на "рынок", на запросы определенных слоев в создании имиджа приобщения к национальным истокам культуры. Спрос на фольклор породил мощную индустрию многочисленных шоу, концертов, фестивалей, праздников, в которых принимают участие фольклорные коллективы, ансамбли. Деятельность их несет в себе более или менее искусную имитацию фольклора.

Интерес публики и спрос на произведения фольклора стимулировали развитие стилизованных произведений, основанных на фольклорном материале или созданных на основе художественных принципов и приемов фольклора. Это авторские произведения, очень схожие с традиционными фольклорными образцами по стилистике, форме, художественному языку и характеру образов.

В современных условиях функционирования фольклора играет его функциональность.

К основным функциям фольклора относят: религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и другие функции.

Фольклор сохраняет древние религиозные представления, образы и символы, его произведения позволяют структурировать драматургию обряда или ритуала, сделать ее более действенной с эмоционально-художественной точки зрения. Фольклор обладает мощнейшим этнопедагогическим потенциалом, поскольку в нем запечатлены представления и идеалы народа относительно воспитания эталонной личности в соответствии с нравственно-эстетическими требованиями этнического социума. Будучи носителем значительной информации различного содержания, фольклор во многом способствует общению, организации взаимодействия людей, их лучшему взаимопониманию. В фольклоре как коммуникативном акте в первую очередь реализуется информирующая (познавательная, повествовательная, референтивная, денотативная или когнитивная), выразительная (эмотивная, экспрессивная, автокоммуникативная) или воздействующая (апеллятивная, импрессивная, конативная, суггестивная) функции. В зависимости от преобладания одной из этих функций, преимущественное внимание участников коммуникации сосредотачивается либо на том, о чем говорится (предметное поле, контекст, ситуация общения), либо на самом говорящем и его переживаниях, либо же на том, кому адресовано сообщение.

Однако при определенных условиях внимание говорящего может акцентироваться на форме сообщения. В таком случае резко возрастает особая, поэтическая функция коммуникативного акта, художественный элемент общения. Строго говоря, только в этом случае мы имеем дело с фактами искусства. Нередко собеседников может интересовать сам процесс общения безотносительно к его конкретному содержанию. Тогда на первый план выступает контактоустанавливающая, поддерживающая общение функция речи, обычно называемая лингвистами контактивной или фактической. Наконец, иногда может отчетливо выделиться еще одна немаловажная функция речевого общения - функция языкового толкования, разъяснения смысла употребляемых в разговоре выражений. Эту функцию называют металингвистической, метаязыковой. Потребность в толковании, как правило, резко возрастает, если жизненный опыт общающихся, или, как говорят иногда, их апперцепционные базы не вполне совпадают.

Все вышеперечисленные художественные и внехудожественные функции фольклора находятся в постоянном развитии и диалектическом взаимодействии.

Изучением и систематизацией жанров, видов и форм бытования народного творчества занимаются представители различных областей знания. Филологи проводят морфологическое и синтаксическое исследование материалов устного народного творчества (народных песен, сказок и т.д.), выявляют механизм формирования их сюжета, определяют фольклорные жанры; искусствоведы рассматривают художественно-эстетическую сторону народного творчества; этнографы обращаются к народной культуре и к фольклору в исследованиях семейно-бытовых традиций и укладов жизни, характерных для представителей той или иной национально-этнической группы и т.д.


Вплоть до начала 60-х годов чаще всего использовалось понятие «народное искусство», обозначавшее одновременно декоративно-прикладное искусство как опредмеченную форму народного творчества и художественных ремесел (В.М. Василенко, B.C. Воронов и др.) и фольклор как устное поэтическое народное творчество (Ю.М. Соколов, Н.П. Андреев и др.). В то же время фольклор отождествлялся рядом авторов (В.П. Аникин, В.И. Чичеров и др.) с устным народным (поэтическим) творчеством. Применительно к некоторым конкретным видам художественной деятельности в искусствоведении стали использовать такие понятия, как «народное музыкальное творчество», «народный танец» и «народный театр», как бы отделяя эти области от поэтического творчества и в то же время обособляя их от декоративно-прикладного искусства.

Однако, устное народное поэтическое творчество тесно взаимосвязано со многими элементами народной художественной деятельности. Так, народный танец и пляска исполняются не только в инструментальном, но и в песенном сопровождении, а фольклорный театр сам по себе представляет народную драматургию. Всех их объединяет устный способ передачи художественных ценностей.

Таким образом, народное художественное творчество включает в себя фольклорную
инструментальную музыку, песню, народную словесность, пляску, танец и театр. Народное
декоративно-прикладное искусство, которое в научных кругах не принято называть фольклором, так как
оно не является устным творчеством, имеет овеществленную форму выражения в крестьянском
зодчестве, в национальном костюме и вовсевозможных иных изделиях, имеющих вполне определенное
бытовое предназначение. Народное художественное творчество как духовная деятельность имело, а во
многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека. Элементы различных видов
искусства, органически соединяясь и переплетаясь, входят в празднично-обрядовые формы, дополняя
жизнь и быт человека труда.
/ В системе современного народного художественного творчества - центральный элемент или

институт художественной самодеятельности - жанровое обособление, письменная форма создания -"->" передача, хранение и организованность (управляемость).

) Ученые выделяют две основные тенденции развития народного художественного творчества:

Z? 1) возрождение традиционных форм в современных (городских) условиях,

^ 2) тенденция к профессионализации (народные хоры, ансамбли народного танца).

Современный фольклор - это явление сложное и в отдельных аспектах противоречивое. Оно находится в постоянном движении и развитии: одни формы и жанры активно бытуют, на их основе возникают новые формы и произведения (песенный фольклор), другие сохраняются лишь частично. В каких-то отдельных группах населения трансформируются и переосмысляются; некоторые же забываются и отмирают (заговоры, некоторые художественные промыслы, ритуалы, некоторые жанры фольклорного театра).

Вопросы и задания для самопроверки:

Дайте наиболее полное определение фольклора.

Каков состав видов народного искусства, относящихся к фольклору?

Укажите основные признаки фольклора.

Инструкция

Первоначально народное творчество не подразделялось на виды. В народных праздниках и обрядах сливались воедино поэзия, музыка и пение, танец, театральное и декоративно-прикладное творчество . Разделение на отдельные виды и жанры происходило постепенно.

Народное поэтическое творчество возникло практически одновременно с процессом формирования человеческой речи. Первоначально оно было устным. Вслед за письменностью появилась литература, которая на раннем этапе была тесно связана с традициями устного народного творчества. В древнейший период бытовали легенды и мифы, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позднее появились сказки и былины , затем – внеобрядовая лирическая поэзия, романс, частушка и другие малые лирические жанры.

Народная музыка также бытовала преимущественно в неписьменной форме и передавалась, благодаря талантливым народным исполнителям. Основными жанрами народного музыкального творчества являются песни, былины (которые также исполнялись нараспев), танцевальные мелодии, частушки , инструментальные пьесы и наигрыши. Музыка звучала на протяжении всей жизни человека: во время календарных праздников, полевых работ, семейно-бытовых торжеств и обрядов.

Народный театр существовал в тесной связи с устным народным творчеством. Его истоки следует искать в глубокой древности, прежде всего, в обрядовых играх, сопровождавших праздники охотников и земледельцев. Кроме того, элементы театрализации присутствовали в календарных и семейно-бытовых праздниках и обрядах. В дальнейшем на их основе стал развиваться народный театр, в качестве основных видов которого можно выделить театр живого актера и театр кукол. Хотя народный театр не был профессиональным, во всех странах мира были свои специалисты в области театрального дела, к примеру, русские скоморохи.

Одним из самых древних видов народного творчества является народный танец. Появление хороводов было связано с календарной обрядностью. Постепенно, отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым бытовым содержанием. Сегодня наиболее распространенной формой народной хореографии стал народно-сценический танец, исполняемый профессиональными и любительскими хореографическими коллективами.

Народное деревянное зодчество и декоративно-прикладное искусство включают жилые постройки, одежду, домашнюю утварь и игрушки. К числу наиболее распространенных в народном творчестве художественно-технологических процессов относятся: художественная обработка глины, резьба и роспись по дереву, прядение, ткачество, вышивка, кружевоплетение, художественные лаки и т.д. Сегодня они продолжают свое развитие в произведениях народных промыслов.

Необъятно устное народное творчество. Создавалось оно веками, имеется множество его разновидностей. В переводе с английского языка "фольклор" - это "народное значение, мудрость". То есть устное народное творчество - все, что создается населения за века исторической жизни его.

Особенности русского фольклора

Если внимательно прочитать произведения русского фольклора, можно заметить, что он на самом деле отражает многое: и игру фантазии народа, и историю страны, и смех, и серьезные думы о жизни человека. Слушая песни и сказки предков, люди задумывались над множеством непростых вопросов своего семейного, общественного и трудового быта, размышляли, как бороться за счастье, улучшить свою жизнь, каким должен быть человек, что следует высмеивать и порицать.

Разновидности фольклора

Разновидности фольклора включают сказки, былины, песни, пословицы, загадки, календарные припевы, величание, поговорки - все, что повторялось, переходило из поколения в поколение. Исполнители при этом вносили часто в понравившийся текст что-то свое, изменяя отдельные подробности, образы, выражения, незаметно совершенствуя и оттачивая произведение.

Устное народное творчество в большинстве своем существует в поэтической (стихотворной) форме, поскольку именно она позволяла запоминать и передавать из уст в уста эти произведения на протяжении веков.

Песни

Песня - это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.

Исторические песни посвящены различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.

Былины

Термин "былина" ввел И. П. Сахаров в 19 веке. Она представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера. Возникла былина в 9 веке, она явилась выражением исторического сознания народа нашей страны. Богатыри - главные герои этой разновидности фольклора. Они воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма. Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович, Алеша Попович, а также купец Садко, великан Святогор, Василий Буслаев и другие. Жизненная основа, при этом обогащенная некоторым фантастическим вымыслом, составляет сюжет этих произведений. В них герои в одиночку одолевают целые полчища врагов, сражаются с чудовищами, преодолевают мгновенно огромные расстояния. Очень интересно это устное народное творчество.

Сказки

Былины нужно отличать от сказок. Эти произведения устного народного творчества основаны на придуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди - солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы - в повседневной обстановке. От других произведений этот вид фольклора отличается оптимистичным сюжетом: в нем добро всегда торжествует над злом, а последнее или терпит поражение, или высмеивается.


Легенды

Продолжаем описывать жанры устного народного творчества. Легенда, в отличие от сказки, представляет собой народный устный рассказ. Основа его - невероятное событие, фантастический образ, чудо, которые воспринимаются слушателем или рассказчиком как достоверные. Есть легенды о происхождении народов, стран, морей, о страданиях и подвигах вымышленных или реально существовавших героев.

Загадки

Устное народное творчество представлено множеством загадок. Они являются иносказательным изображением некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним. Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике. Может быть несколько их вариантов об одном и том же явлении, животном, предмете, каждый из которых с определенной стороны характеризует его.

Пословицы и поговорки

Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица - ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами.

Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, - не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество.

Пословицы, поговорки и загадки включаются в так называемые малые жанры фольклора. Что же это такое? Кроме вышеперечисленных видов, к ним относится и другое устное народное творчество. Виды малых жанров дополняют следующие: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игровые припевы, заклички, приговоры, загадки. Остановимся немного подробнее на каждом из них.


Колыбельные песни

Малые жанры устного народного творчества включают в себя колыбельные песни. В народе их называют байками. Название это произошло от глагола "баить" ("баять") - "говорить". Данное слово имеет следующее старинное значение: "заговаривать, шептать". Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: "Дремушка, отойди от меня".

Пестушки и потешки

Русское устное народное творчество представляют также пестушки и потешки. В их центре находится образ подрастающего ребенка. Название "пестушки" происходит от слова "пестовать", то есть "ходить за кем-то, растить, нянчить, носить на руках, воспитывать". Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения.

Незаметно пестушки переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. Весьма разнообразно это устное народное творчество. Примеры потешек: "Сорока", "Ладушки". В них нередко уже есть "урок", наставление. Например, в "Сороке" белобока всех кормила кашей, кроме одного лентяя, хотя и самого маленького (ему соответствует мизинец).

Прибаутки

В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой. Всех их можно обозначить единым термином "прибаутки". Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. Например, о петушке - золотом гребешке, летавшем на Куликово поле за овсом- о курочке рябе, которая "горох веяла" и "просо сеяла".

В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом.

Приговоры, заклички

Продолжаем рассматривать устное народное творчество. Виды его дополняются закличками и приговорами. Дети на улице очень рано обучаются у сверстников разнообразным закличкам, которые представляют собой обращение к птицам, дождю, радуге, солнцу. Детвора при случае выкрикивает нараспев хором слова. Кроме закличек, в крестьянской семье любой ребенок знал приговоры. Их чаще всего произносят поодиночке. Приговоры - обращение к мыши, маленьким жучкам, улитке. Это может быть подражание различным птичьим голосам. Словесные приговоры и песенные заклички преисполнены веры в силы воды, неба, земли (то благотворные, то губительные). Их произнесение приобщало к труду и жизни взрослых крестьянских детей. Приговоры и заклички объединяются в особый отдел под названием "календарный детский фольклор". Термином этим подчеркивается существующая связь между ними и временем года, праздником, погодой, всем бытом и строем жизни деревни.

Игровые приговоры и припевы

Жанры произведений устного народного творчества включают игровые приговоры и припевы. Они являются не менее древними, чем заклички и приговоры. Ими или связывают части некоторой игры, или начинают ее. Они могут выполнять также роль концовок, определять последствия, которые существуют при нарушении условий.

Поражают игры сходством с серьезными крестьянскими занятиями: жатвой, охотой, посевом льна. Воспроизведение этих дел в строгой последовательности с помощью многократного повторения давало возможность привить с ранних лет ребенку уважение к обычаям и существующему порядку, научить принятым в обществе правилам поведения. Названия игр - "Медведь в бору", "Волк и гуси", "Коршун", "Волк и овцы" - говорят о связи с жизнью и бытом сельского населения.

Заключение

В народных былинах, сказках, преданиях, песнях живут не менее волнующие красочные образы, чем в художественных произведениях классических авторов. Своеобразные и удивительно точные рифмы и звучания, причудливые, красивые стихотворные ритмы - будто кружево сплетаются в текстах частушек, потешек, прибауток, загадок. А какие яркие поэтические сравнения мы можем найти в лирических песнях! Все это мог создать лишь народ - великий мастер слова.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет свой характер, свои уникальные черты.
Удаленность древних цивилизаций во времени не позволяет в точности воссоздать их облик. Но почувствовать дыхание жизни наших предков помогают нам народная культура, народные традиции, выражающиеся в материальных и духовных памятниках.
«…Древние цивилизации – не угасшие миры, свет от них еще идет к нам. Их достижения – часть современной культуры.
Мы обращаемся к ним не только ради эстетического наслаждения шедеврами литературы и искусства. Уроки прошлого призваны служить благородным целям современности – взаимопониманию и взаимообогащению народов и осознанию себя наследниками общего богатства, накопленного предшествующими поколениями» .
(Л.Н.Боголюбов)
5.1 Определение народного творчества

Народное творчество – художественное народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культуры и верования.
В народном творчестве, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, мечты о справедливости и счастье. Впитавшее в себя многовековой опыт народа, народное творчество отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения.
Богатейшие образы, темы, мотивы, формы народного творчества возникают в сложном единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания.
Народ веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Коллективность народного творчества, составляющая его постоянную основу и неумирающую традицию, проявляется в ходе всего процесса формирования произведений или их типов. Этот процесс, включающий импровизацию, ее закрепление традицией, последующее совершенствование, обогащение и подчас обновление традиции, оказывается чрезвычайно протяженным по времени.
Для всех жанров народного искусства характерно, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию.
Важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса.
Следует также отметить и долго сохраняющуюся нерасчлененность, высокохудожественное единство различных жанров. В народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое; народная поэзия тесно связана с музыкой и своей ритмичностью, музыкальностью и характером связана с поэзией, трудовыми движениями, танцами. Произведения и навыки народной культуры передаются из поколения в поколение.

5.2 Народное творчество (фольклор)
Фольклор – устное народное творчество, включающее:

· сказки,

· пословицы и поговорки,

· колыбельные песни,

· загадки,

· потешки и др.

Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость.
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия , в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.
В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
М. Горький говорил: “… Начало искусства слова – в фольклоре”.
В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими видами деятельности человека, отражая зачатки его знаний и религиозно-мифологических представлений.
В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний: на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития.
Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.
Именно поэтому знакомство с фольклорными произведениями приобщает детей к художественному наследию своей национальной культуры.
Произведение народного поэтического творчества воздействует на воображение, вызывает душевный отклик, пробуждает чувство сопричастности к происходящему. Описываемая ситуация создается в воображении ребенка посредством художественного слова.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем – в первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно.
Что заботило, что радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времени, вернуть утраченные ценности.
Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание-жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.
В древности говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться: наверное, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей.
К счастью, детство - это то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ней диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.
Культура и опыт (особенно народные) передаются из уст в уста и действенно - из поколения в поколение.
Вытесняется ли народное творчество в сегодняшней «взрослой» жизни, бытующее преимущественно на сцене и в музеях, из жизни ребенка, становится ли для него, активно усваивающего современные информационные средства общения, неинтересным, архаичным и непривлекательным? Конечно же нет.
Фольклор, как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен.

Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые.
Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.
Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психическими особенностями. Эти особенности, взаимодействие ребенка с окружающим его миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества. Поэтому так богата, своеобразна область народного творчества, связанного с миром детства.
Трудно переоценить значение фольклора в воспитании дошкольников.
Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание.
Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом , например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.
Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик»).
Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:

· обогащая словарь,

· развивая артикуляционный аппарат,

· фонематический слух,

· давая образцы для составления описательных рассказов и др.

Некоторые из них можно инсценировать; при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью (например, «Две тетери», «Киска»).

Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности , а также творчеству музыкальных руководителей некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом.
Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность.
5.3 Колыбельные песни
Много песен создано народом:

· пестушки и потешки,

· колыбельные,

· заклички,

· прибаутки,

· небылицы.

Обратимся к колыбельным песенкам , которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:

Баю-баю, баюшок,
В огороде петушок.
Петя громко поет,
Ване спать не дает,
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать – не гулять,
Только глазки закрывать.

Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т.п.
Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня.
Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.

Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства ».
Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом , например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.
Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя".
К тому же положительные эмоции , связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.

· медленный темп,

· наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
5.4 Детский фольклор.
Потешки, заклички, считалки
Детский фольклор дает возможность педагогу уже на ранних этапах развития ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому, еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.

Что же еще относится к детскому фольклору?

· Потешки, прибаутки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, т.п.).

· Заклички – обращение к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

· Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям в малых формах фольклора.
Сколько в этих, казалось бы незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.
В любом, даже самом маленьком произведении – будь то потешка, прибаутка или закличка – высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры.
Фольклор для детей не исключение из общего правила – это очень веселый, порой поучительный жанр народного творчества.В шуточной форме можно похвалить и пожурить ребенка.
Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Считалка – это фольклорный жанр, который помогает ребятам вести честную игру, и, прежде всего выбрать водящего.
Создавая этот жанр, поэт как бы вступает в игровые отношения с детьми, но не только смыслом и назначением своего стиха, но и звуком. Таким образом считалка помогает работать над звукопроизношением.
Особенности этих фольклорных произведений-миниатюр – глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка.
Фольклорные произведения интересны детям разного возраста, они быстро запоминаются ребенком.

5.5 Сказка
В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо.
Читая сказки, мы, сами того не замечая, оказываемся во власти вымысла. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах:добро и зло ведут постоянную борьбу .
Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость. В ней - утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы.
Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом.
В сатирической сказке народ высмеивает безделье, желание легко получить жизненные блага, жадность и другие человеческие недостатки. И наоборот воспевает удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружбу.
Получается, что сказка – правда и вымысел одновременно.
«Сказка – ложь, да в ней намек: добру молодцу - урок».
Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний.
Язык сказок очень красив:

· певуч и поэтичен,

· содержит много метафор, образных сравнений,

· метких и поучительных пословиц и поговорок.

Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов.
Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.
Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки детьми, то имеем в виду только народные произведения, которые изначально создавались для и в процессе устного исполнения, то есть «сказывались».
Рассказывание сказки напрямую связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т.д.
Всё это способствует воссозданию колорита произведения, воспитывает у детей стилистическую чуткость, настраивает слушателей на определенный эмоциональный лад.
Народные сказки делятся на следующие группы:

· о животных,

· волшебные,

· бытовые,

· авантюрно-новеллистические,

· докучные.

Среди них только сказки о животных и докучные могут быть без сомнения предложены детям.
Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.

Загадка

«Загадка – ключ словесного образа,
зерно поэзии, метафора».

М.А.Рыбникова
Загадка – жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности.
Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают ребенку по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить.
Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь – девицей с косой.
Метафоры и сравнения в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения.
Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.
Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях.
В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождения тождества или сходства различных предметов и явлений.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.
В воспитательной работе с детьми можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции:

· скороговорки,

o чистоговорки, используемые для выработки правильной, фонетической чистой речи;

o считалки (элемент игры);

o зазывалки (тип песенок)

6. Описание собственного педагогического опыта по теме
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтомунаряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
Сколыбельными песнями начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов , словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
Потешки, считалки , заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.
Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью . Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.
Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием . А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлеченийхудожественно-эстетического цикла.
Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.
Изготовила настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок»и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».
Составила картотеку по русским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток», «В воробья», «Гуси-гуси», «Пчелы и ласточка», «Молчанка», «Золотые ворота», «Птички», «Куры-курченяточки», «Крута гора», «Змейка»,»Каравай»,»Летят-не летят», «Утка и волк»..
Совместно с родителями в группе собранадетская библиотека русских народных сказок.
Диагностика по разделу программы «Детство» «Развиваем речь детей» на конец 2006-2007 учебного года показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством.
Наблюдается увеличение количества детей с уровнем выше среднего на 20%, соответствие уровня речевого развития возрастным нормам наблюдается у 78% детей группы.
По разделу «Развитие словаря» положительная динамика на середину 2007- 2008 учебного года составила 9,4%, по разделу «Развитие связной речи» - на 9,5% по сравнению с началом учебного года. По разделу «Грамматическая правильность речи» на середину учебного года отсутствуют дети с низким уровнем.
Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
В дальнейшей своей работе я буду активно использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.

Главная → Реферат → для студента → Использование малых фольклорных форм для развития речи дошкольников

Использование малых фольклорных форм для развития речи дошкольников



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...