Выводы по анализу воспитательной работы. Организация воспитательной работы в школе

Анализ воспитательной работы в школе

В 20__ — 20__ учебном году воспитательная работа школы осуществлялась в соответствии с целями и задачами школы на этот учебный год. Все мероприятия являлись звеньями в цепи процесса создания личностно-ориентированной образовательной и воспитательной среды. Эта работа была направлена на достижение воспитательных целей, на выполнение заявленных задач и на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в целом.

Итак, основная цель школы — создание наилучших условий для формирования духовно развитой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социальных условиях.

Задачи на 20__ – 20__ учебный год:

  1. Через воспитательную работу, консультативную помощь, работу методического объединения осуществлять поддержку успешной деятельности, а также практическую помощь в разработке классных часов, родительских собраний и других видов деятельности в помощь классным руководителям (совершенствовать методическое мастерство классных руководителей).
  2. Развивать сложившуюся систему ученического самоуправления, представляя им реальные возможности участия в ученическом самоуправлении; активизировать работу ДОО.
  3. Совершенствовать профилактическую работу в школе.
  4. Обновить воспитательные программы для учащихся 5 – 11 классов.
  5. Создать благоприятный нравственно – психологический климат в детском коллективе.
  6. Укреплять здоровье учащихся средствами физкультуры и спорта, формировать мотивацию на ЗОЖ.
  7. Развивать у учащихся нравственные качества, соответствующие общечеловеческим ценностям;
  8. Создать условия для участия семьи и общественности в воспитательном процессе, привлекать родителей к участию в самоуправлении школой.

Исходя из целей и задач воспитательной работы, были определены приоритетные направления воспитательной деятельности школы: гражданско-патриотическое; спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; профориентационное (трудовое); профилактика правонарушений; работа с родителями, совершенствование ученического самоуправления, работа с классными руководителями.

Работа с классными руководителями:

Подводя итоги воспитательной работы за 20__-20__ учебный год, следует отметить, что педагогический коллектив школы стремился реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ними задачи. Данные характеристики говорят о сложившемся и достаточно квалифицированном коллективе классных руководителей. В прошедшем учебном году в школе было открыто 11 классов, количество учащихся на начало года составило ___ человек. Каждый классный руководитель в нашей школе моделирует свою воспитательную систему. В этом помогали наши методические семинары в рамках школьной методической темы «Современные образовательные технологии и методики в воспитательной системе классного руководителя», это было необходимо и для повышения профессионального мастерства педагога и для того, чтобы им помочь избежать ошибок в работе, сориентировать и направить педагогов на решение общешкольных воспитательных задач.

Основными критериями результативности работы классных руководителей в 20__ – 20__ учебном году стали:

— содействие самостоятельной творческой деятельности учащихся, повышение уровня удовлетворенности их жизнедеятельностью класса;

— уровень взаимодействия с учителями, коллективом педагогов, с разными школьными службами, ведомствами.

— уровень взаимодействия с педагогами ДО и другими социальными партнерами.

Заседания методического объединения классных руководителей проходили в школе каждую четверть. Структура проведения заседания: теоретический блок, выступление классных руководителей – из опыта работы по теме семинара; знакомство с методической литературой по изучаемому вопросу. Заседания проходили в форме методического (теоретического) семинара. В 20__ – 20__ учебном году необходимо включить такие формы и методики, как: «Круглый стол», «Мозговой штурм». Темы МО определены по заявкам классных руководителей: «Современные формы и методы внеурочной и внеклассной работы с учащимися», «Система работы классного руководителя по профилактике вредных привычек и других негативных проявлений», «Организация самоуправления в классе» и другие. Каждый год представляется и обобщается опыт лучших классных руководителей (Ф.И.О.), но в 20__ – 20__ учебном году не до конца был обобщен опыт (были выступления на семинарах, но документально и протокольно не оформлено, на что обратить внимание в 20__ – 20__ уч.г.). В марте был проведен педагогический совет по теме «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся». В конце года классные руководители представили анализы по воспитательной работе.

В течение всего учебного года классные руководители принимали участие в районных семинарах.

Контроль над воспитательной деятельностью классных руководителей осуществлялся через посещение мероприятий, классных часов, родительских собраний; через другие формы (персональный, классно-обобщающий и т. п.); через проверку и анализ документации.

Основными формами и методами воспитательной работы являлись тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины, массовые спортивные соревнования, познавательные игры, беседы, экскурсии, походы. При подготовке и проведении классных и общешкольных воспитательных мероприятий организаторы широко использовали информационно — коммуникативные технологии,

шоу-технологии, деловые игры и ресурсы сети Интернет. Анализ и изучение развития классных коллективов показал, что деятельность большинства классных коллективов направлена на реализацию общественных и социально-значимых задач и перспектив. Учащиеся школы активно включены в жизнедеятельность ученического коллектива, в общешкольных мероприятиях, в мероприятиях села.

По завершению учебного года каждым классным руководителем был проведён и написан анализ воспитательной работы с классом за 20__-20__ учебный год. Всеми классными руководителями давался отчет о работе по основным направлениям воспитательной работы (гражданско-патриотическое воспитание; -нравственно-эстетическое воспитание; -интеллектуально- познавательная деятельность; -физкультурно-оздоровительное воспитание; — общественно трудовая деятельность, участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях).

Классные руководители не проанализировали детально сферы деятельности классного коллектива: не обратили должного внимания на индивидуальную работу с детьми и родителями, взаимоотношения класса и учителей предметников, на психологический микроклимат класса. Не проанализирована работа с детьми, состоящими на различных видах учета, «группы риска», не отражена работа с семьями, требующих особого внимания. Важнейший момент в работе с классом классных руководителей 5-11 классов – это взаимодействие с педагогами-предметниками. В анализе воспитательной работы не отражено данное направление результат — раздражение педагогов и учеников, оценки, не соответствуют желаемым, конфликты. Классным руководителям в этом вопросе нужно быть не наблюдателями, а строителями взаимоотношений, классный руководитель должен обеспечить бесконфликтный процесс обучения.

Результат:

1.В целом работу классных руководителей можно считать удовлетворительной.

  1. Анализы воспитательной работы классными руководителями составлены не в полном объеме.

Недостатки:

1.Не все классные руководители активно принимают участие в воспитательной работе школы.

2.Недостаточно обобщен опыт передовых классных руководителей;

  1. Активнее привлекать классных руководителей к подготовке и проведения открытых воспитательных мероприятий.
  2. Провести мероприятия по обмену опытом передовых классных руководителей
  3. Заместителю директора по ВР провести семинар по планированию воспитательной работы в классном коллективе на 20__-20__ уч. год., разработать рекомендации по написанию анализа работы с классом, плана воспитательной работы.

Гражданско-патриотическое направление:

В рамках гражданско — патриотического направления продолжилось сотрудничество с Советом ветеранов, встречи с участниками локальных войн, тружениками тыла, одинокими вдовами. Этой работой охвачены учащиеся со 5 по 11 классы. В школе по традиции проведены акции: «Милосердие», «Обелиск». Традиционно в феврале проводился месячник военно-патриотического воспитания. В течение месячника был проведен комплекс мероприятий, направленный на пропаганду гражданско-патриотического воспитания формирование чувства патриотизма и гражданской позиции.

Были проведены следующие мероприятия:

— проведение конкурса творческих работ _________

— организована и проведена военизированная игра ____________

— классными руководителями 1-11 классов проведены тематические классные часы, экскурсии.

Конкурс рисунков «Наша армия родная!»

Смотр строя и песни

По итогам проведенных мероприятий учащиеся 5-11 классов показали достаточно хорошую подготовку и организованность. Данная работа будет проводиться и дальше согласно учебному плану и плану гражданско-патриотической работы.

Положительные результаты:

  1. Гражданско-патриотическому воспитанию уделяется все больше внимания.

2.Вовлечение родителей в проведение совместных мероприятий по данному направлению

3.Учащиеся школы принимают участие районных мероприятиях данного направления.

Недостатки:

  1. Результативное участие в соревнованиях по военизированной подготовке.

Возможные пути устранения недостатков:

  1. Поставить на контроль работу по военизированной подготовке учащихся.

Программа «Здоровье»

Одним из основных направлений деятельности школы является сохранение и

укрепление здоровья учащихся, согласно программе «Здоровье».

Необходимость введения этой программы заключается в следующем:

1.развитие физических качеств через все виды деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях;

2.формирование общей культуры гражданских качеств и правового самосознания, опыта самостоятельной деятельности обучающихся;

3.формирование навыков осознанного отношения к здоровому образу жизни;

  1. повысить интерес к занятиям физической культуры и спортом;
  2. недостаточная осведомленность родителей в вопросах сбережения здоровья детей;
  3. низкая двигательная активность школьников.

Программа предусматривает организацию оздоровительной работы по следующим направлениям:

Формирование системы ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности школы.

— разработка и реализация мер, направленных на профилактику алкоголизма, наркомании и других вредных привычек.

— нормализация учебной нагрузки.

— повышение грамотности родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

В школе система оздоровительной работы, включает в себя методическое, спортивно-оздоровительное, образовательную и воспитательную область, ученическое самоуправление, мониторинг уровня физического здоровья учащихся, систематическую работу по охране труда и технике безопасности и работу комиссии по оздоровлению, по организации питания учащихся и контролю за санитарно-гигиеническими нормами и их соблюдением.

Взяв за основу своей деятельности перспективную программу здоровья, каждый учитель нашего коллектива организует свою деятельность по оздоровлению детей, по формированию у них ориентации на здоровый образ жизни и по улучшению физического и нравственного воспитания учащихся. Уделялось внимание охвату учащихся горячим питанием, проводились проверки членами родительского комитета школы по организации питания учащихся.

Учащиеся добиваются спортивных успехов во многих спортивных состязаниях. В школе накоплен интересный опыт проведения различных массовых физкультурно – оздоровительных мероприятий с учащимися. В рамках спортивно – оздоровительного направления были проведены традиционные мероприятия: «День бегуна», «День здоровья», соревнования по волейболу, баскетболу, президентские

состязания, «Спортивный праздник», «Кросс наций», «Легкоатлетическая эстафета», «А ну-ка, парни», «А ну-ка, девушки, а ну красавицы!» и др. Достижения школы в этом направлении отражены в приложении.

При проведении Всероссийского Дня Здоровья были проведены часы общения и акции на темы: «Мы выбираем жизнь», «Искусство быть здоровым!», «Берегите здоровье».

Проблемы:

Среди юношей школы есть курящие.

Возможные пути решения проблем:

Усилить работу по профилактике табакокурения, привлечь медицинских работников к совместной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание

Цель: Дальнейшее совершенствование и развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. Развитие художественного вкуса, умения видеть, понимать и анализировать прекрасное. Проводить тематические праздники с помощью родителей и детей.

Главная задача духовно-нравственного воспитания – это наполнить работу учащихся интересной, разнообразной творческой деятельностью, развивающей индивидуальные качества личности. Главный результат данной задачи заключается в развитии нравственной ответственности личности, готовности к самореализации, саморазвитию и нравственному совершенствовании. Работа по духовно-нравственному воспитанию проводилась в соответствии с общешкольным планом внеклассной работы, планами классных руководителей, опираясь на ведущие направления, были проведены мероприятия, выбраны разнообразные формы и приемы работы.

В тоже время наблюдается недостаток внимания на сформированность нравственных и духовных качеств учащихся. Настораживает в отдельных случаях среди подростков недоброжелательность, нетерпимость по отношению друг к другу, к людям, неумение вести себя в общественных местах, бережно относиться к собственности, школьному имуществу. Положительное отношение к обществу и природе остается примерно на одном уровне. Такие результаты говорят о недостаточном воспитательном воздействии классных руководителей.

Проблемы:

  1. Недостаточное внимание классных руководителей к изучению этики, культуры поведения.

2.Низкая активность учащихся __ кл. в творческих конкурсах.

3.Недостаточное использование классными руководителями различных методик диагностирования нравственного уровня учащихся и коррекции воспитательного воздействия на них в соответствии с полученными результатами.

Возможные пути преодоления недостатков:

  1. Классным руководителям совершенствовать методы стимулирования успешности в преодолении трудностей учащимися; уделять больше внимания в общеобразовательных классах различным интеллектуальным турнирам, занимательным предметным материалам, которые помогли бы заинтересовать учащихся.
  2. Классным руководителям активизировать творческую деятельность учащихся.
  3. Администрации своевременно направлять, отслеживать, стимулировать работу классных руководителей по использованию различных методов диагностики уровня воспитанности учащихся, коррекции в связи с полученными результатами своей воспитательной деятельности в этом направлении.

Профориентация:

С учащимися 9 – 11 классов проводится работа по профориентации, с этой целью, организуются встречи с представителями лицеев, колледжей. В 20__ – 20__ учебного года в план необходимо включить и другие эффективные формы работы, как встречи с людьми интересных или редких профессий.

Профилактика правонарушений:

Согласно плану воспитательной работы, в рамках реализации задачи по формированию нравственных качеств учащихся, в целях предупреждения и профилактики правонарушений несовершеннолетних в школе осуществлялась следующая деятельность: Диагностическая работа: изучение детей и семей; составление психолого –педагогических карт на учащихся; наблюдение за адаптацией школьников 5-х, 10 –х классов; составление социальных паспортов ученика, класса, школы; психолог школы проводит тестирование в классах и школе по заявкам классных руководителей и администрации с выработкой рекомендаций и т. п. В 20__ -20__ учебном году было проведено 5 заседаний Совета профилактики. На заседания приглашались учащиеся вместе с родителями, а также присутствовали члены родительских комитетов классов. Вопросы (поведение, посещение, успеваемость), которые обсуждались на заседания совета профилактики, затем выносились на обсуждение в классы, и отслеживалось выполнение решений совета профилактики членами родительского комитета. Родительский комитет вместе с председателем,

психологом посещали учащихся на дому, осматривали условия проживания. На заседании Совета профилактики рассматриваются вопросы о работе с неуспевающими, нарушителями поведения, с детьми, пропускающими уроки без уважительной причины.

Результат:

  1. Работе с трудными подростками в школе уделяется достойное внимание.
  2. Улучшилась выявление детей «группы риска» и своевременное оказание помощи, при необходимости оформления их в специальные государственные учреждения
  3. Оказывается необходимая помощь детям из малообеспеченных семей.

Недостатки:

1.Снижается ответственность родителей за воспитание детей.

2.Низкий уровень образования родителей, материальные трудности в семьях.

  1. Нарушение правил поведения на уроке, перемене.

Возможные пути преодоления недостатков:

  1. Обеспечение социально-педагогического сопровождения детей, находящихся в социально-опасном положении.

2.Полное выполнение совместного плана работы всех служб — школы, администрации села, участкового и его реализация.

3.Классным руководителям усилить контроль за учащимися, склонных к правонарушениям, за семьями находящимися в сложной жизненной ситуации, своевременное информирование администрации школы.

  1. Усилить контроль за работой классных руководителей 8-10кл. по этическому, правовому воспитанию школьников.

Результатом работы совета профилактики является снижение количества пропусков без уважительной причин, но следует отметить, что не снизилось количество учащихся, состоящих на учете в КДН.

Работа с родителями: педагогическое просвещение на классных и общешкольных родительских собраниях; дни открытых дверей; консультации; изучение семьи через беседы, рейды, составление акта обследования жилищно – бытовых условий, анкетирование. Необходимо уделять особое внимание ранней профилактике семейного неблагополучия и выявление семей, находящихся в социально опасном положении.

Работа с педагогами: учебно – просветительская работа на заседаниях методического объединения классных руководителей; отчет классных руководителей на совещании при директоре, при заместители директора по ВР по различным вопросам: система индивидуально – профилактической работы с учащимися, система работы с семьей, ранняя профилактика негативных проявлений в поведении учащихся, итоги изучения семей классными руководителями 10-х, 5–х классов и т. п.

В 20__ – 20__ учебном году исходя из анализа трудностей, ресурсных

возможностей, перспектив возможностей можно определить следующие основные цели и задачи профилактической деятельности в классных коллективах:

Продолжить работу по совершенствованию системы комплексной программы по профилактике девиантного поведения (особенно по профилактики табакокурения и нецензурной лексики, суицида) на управленческом и исполнительном уровне, что позволит более оперативно и совместно реагировать на возникающие проблемы.

Результат:

  1. Повысился уровень взаимодействия школы с родителями.

Недостатки:

1.Слабо привлекаются родители к участию во внеурочной деятельности.

  1. Организация работы родительского всеобуча, однообразные форма проведения родительских собраний.
  2. Низкая явка на собрания в __ кл., __ кл.

Возможные пути преодоления недостатков:

  1. Классным руководителям активнее привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности.

2.Уделять больше внимания организации и проведению родительского собрания, формам проведения родительских собраний.

  1. В 20__-20__ учебном году заместителю по ВР особое внимание уделить систематическому проведению родительского всеобуча.

Работа по программе «Семья».

Укрепление связей с родительской общественностью – это проведение классных родительских собраний, индивидуальные беседы с родителями, совместные внеклассные мероприятия на уровне классов. Общешкольные родительские собрания были проведены в намеченные сроки. Посещаемость родительских собраний остается удовлетворительной.

Работа с родителями осуществляется на основе школьной программы «Семья», в которой предусмотрена также система педагогического просвещения родителей, участие в образовательной деятельности школы (например, работа комиссий по проверке качества организации питания, по работе с учащимися группы «риска», выступление на педсоветах, участие в рейдах, проведение мероприятий: «Мама, папа и я – спортивная семья», «Мы – за здоровый образ жизни», конкурсы семейных портфолио и т.п.).

Взаимодействие с родительской общественностью – вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс – одна из главных задач педагогического коллектива школы и ее решение ведется по следующим направлениям: — психолого-педагогическое просвещение родителей;

— помощь родителей в ремонте классных кабинетов;

— индивидуальное шефство над неблагополучными семьями и подростками;

— совместные творческие дела, праздники;

Администрация привлекает родителей к управлению делами школой через Управляющий совет школы, заседания родительского комитета, классные родительские комитеты и собрания. Управляющий совет школы и заседания общешкольных родительских комитетов проводятся четыре раза в год. На совете школы и заседаниях рассматривались следующие вопросы воспитания и обучения:

1)Публичный отчет об итогах работы за 20__-20__ учебный год.

2) Презентация учебного и воспитательного плана школы на 20__-20__ учебный год.

3). Изучение правил техники безопасности, дорожного движения, профилактика предупреждения травматизма,4) Об организации горячего питания, приобретения школьной и спортивной одежды, обеспечение учебной литературой.5) Отчет о проведении ремонта школы и учебных кабинетов.

Протоколы классных и общешкольных родительских собраний имеются у каждого классного руководителя и у заместителя директора по воспитательной работе (накопительный материал имеется). Протоколы ведутся всеми по утвержденной схеме. Отклонений нет.

Участие родителей в общешкольных делах и массовых мероприятиях Совместные творческие дела все шире практикуются в школе и предполагают следующее:- участие во всех формах внеурочной деятельности (походы, экскурсии, вечера, турниры, состязания).

Важным звеном в системе воспитательной работы школы является система
дополнительного образования. Всего на базе школы работают 13 кружков и 2 секции.
За счет ставок ОУ в школе созданы ___ кружков (название кружков). Практически все ДТО на базе МОАУ СОШ №__ принимают активное участие в районных конкурсах и смотрах:

Анализируя деятельность школьных кружков, можно отметить, что, в целом, все предметные и спортивные кружки работали удовлетворительно.

Анализируя состояние занятости учащихся организованным досугом, можно отметить, что большинство учащихся школы (__%) занимаются в различных кружках, секциях, факультативах, курсах.

Охвачены кружковой работой все учащиеся начальной школы. В следующем учебном году, классным руководителям средних и старших классов нужно уделить особое внимание вовлечению учащихся в кружковую работу

Трудовому воспитанию способствуют генеральные уборки школы, проводимые 1 раз в четверть, экологические десанты на пришкольной территории. В мае-августе осуществляется трудоустройство несовершеннолетних в качестве подсобных рабочих. В летней трудовой практике были задействованы коллективы 5, 6, 7, 8, 10 классов.

Экологическое воспитание:

Воспитанию любви и бережного отношения к природе способствовало мероприятие апреля месяца «Живи, Земля!» в классах прошли классные часы «Земля — наш общий дом» и конкурс рисунков «Как прекрасна Земля и на ней человек!».

Весь весенний период коллектив школы, учащиеся продолжили работу над проектом «Школа – наш второй дом». Цель проекта – привлечь учащихся, педагогический коллектив, родителей, общественность к решению проблем по очистке, благоустройству и озеленению школьного двора.
— формирование экологической культуры учащихся на основе трудового, духовно – нравственного развития личности через совместную деятельность учащихся, родителей, педагогического коллектива, жителей села в благоустройстве школьного двора
Задачи проекта — сформировать у подрастающего поколения активной гражданской позиции
— воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников
— содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников
— сформировать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды
— развить инициативы и творчества школьников через организацию социально значимой деятельности – благоустройство пришкольной территории
— преобразовать и благоустроить пришкольную территорию.

Над решением этих задач трудились все, хотелось бы, чтоб все это приумножалось и развивалось дальше. В школьном дворе посажены саженцы боярышника, цветы.
Ученическое самоуправление:

В школе продолжилась работа органов ученического самоуправления — ученического совета. Практически все члены ученического самоуправления – волонтеры. В его состав вошли представители классных коллективов с 9 по 11 класс, выбранные на классных собраниях. Основными целями и задачами школьного самоуправления являются:

Создание благоприятных педагогических, организованных, социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность, стимулирование учащихся к социальной активности творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой.

Всего за год было проведено 6 заседаний. На заседаниях обсуждался план подготовки и проведения, анализ общешкольных ключевых дел, подводились итоги рейтинга общественной активности классов по четвертям. На заседаниях совета также заслушивались учащиеся «группы риска». По вопросам посещаемости и поведения.

Членами совета ученического самоуправления были проведены общешкольные мероприятия: ко Дню учителя подготовили мероприятие «Созвездие учителей», ко Дню пожилых людей и ежемесячно была организована акция «Милосердие», концертная программа ко Дню защитников Отечества, День родной школы, День детства «Школа зажигает звезды», Масленица и т.д.

Крупным делом, проведенным ученическим советом, стал день самоуправления.

Дублеры поняли, насколько сложна и важна профессия учителя. Для лидеров ученического совета этот день стал проверкой их организаторских способностей. Жаль, что не все 11-классники решили попробовать себя в роли учителей, но в целом мероприятие достигло своей цели.

Все члены совета- были участниками новогоднего представления, показанного для учащихся начальной школы, среднего звена и старшеклассников. Они были организаторами и членами жюри конкурса музыкальных клипов, конкурсов.

Члены совета были участниками сельских мероприятий — День села, митинг «Салют, победа» празднование Дня защитников Отечества, Международном женским дне.

Результат:

  1. Работу школьного ученического самоуправления за истекший год можно признать удовлетворительной.

2.Низкий результат деятельности информационного, учебного отделов школьного ученического самоуправления

Возможные пути преодоления недостатков:

  1. Необходимо активизировать работу всех отделов, особенно — информационного через более тесное сотрудничество с библиотекой, классными коллективами.
  2. Сделать жизнь в классе открытой, и через информационные листы класса, 1 раз в месяц освещать свои экскурсии, праздники, классные часы.
  3. Воспитывать самостоятельность и инициативность у учащихся, привлекать большее их число для активного участия в самоуправлении.
  4. Классным руководителям активизировать работу классных ученических самоуправлений.

Выводы: Исходя из анализа воспитательной работы, необходимо отметить, что в целом поставленные задачи воспитательной работы в 20__-20__ учебном году можно считать решенными, цель достигнута. На основе тех проблем, которые выделились в процессе работы, можно сформулировать задачи на будущий учебный год:

— продолжить работу по повышению теоретического уровня педколлектива в области воспитания детей;

Совершенствовать систему формирования и развитие коллектива класса;

Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками.

— формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров

— добиться полного охвата школьников занятиями в кружках и секциях

— совершенствовать профилактическую работу среди несовершеннолетних, уделив приоритетное внимание формированию толерантных отношений, противостоянию алкоголю, табаку, наркотикам, суицадальным настроениям

— формирование у учащихся представления о здоровом образе жизни, продолжать и развивать систему работы по охране здоровья учащихся

— усилить совместную работу с социумом (сельской администрацией, участковой больницей, библиотекой) в решении поставленных задач.

Совершенствовать работу школьного ученического самоуправления, МО классных руководителей.

Участие учащихся МОАУ СОШ №___ в зональных, районных, областных мероприятиях.

При анализе целей и задач воспитательной работы, педагогу необходимо отметить все преимущества и недостатки своего труда. Грамотно проведенный анализ воспитательной работы за год поможет бороться с основными недостатками учебного процесса, повышая успеваемость и улучшая морально-ценностные ориентиры класса.

Как проводить анализ воспитательной работы

Для того чтобы анализ воспитательной работы был максимально точным и справедливым, педагогу необходимо припомнить цели, который он ставил перед собой в начале года и понять степень их исполнения. Основная цель, которую ставят перед собой практически все педагоги — это создание оптимальных условий для всестороннего развития личности. Также можно поставить перед собой цель воспитать морально-нравственные и этические ориентиры у школьников.

Основное отличие анализа воспитательной работы от классического обзора достигнутых и нереализованных учебных целей в том, что за один год невозможно воспитать морально-нравственные ориентиры. Также за один год не создаются все условия для развития личности ребенка. Зачастую педагоги на протяжении 10 лет работают над одними и теми же воспитательными целями, чтобы в итоге достичь приличного результата.

Именно поэтому годовой анализ плана воспитательной работы зачастую ориентируется скорее не на цели, а на задачи. Учитель может поставить перед собой задачу воспитания уважительного отношения к школьному имуществу и к истории учебного заведения в целом. Также целью может стать формирование самостоятельности и независимости каждого из учеников не только в школе, но и в реальной жизни.

Отмечая удачное решение поставленной задачи, педагог должен приводить аргументы в свою пользу. Так, например, работа класса над созданием школьного музея, посвященного истории учебного заведения — это отличный показатель выполненных воспитательных задач. Работая над подобным музеем, дети обязательно смогут познакомиться и оценить основные этапы в истории родной школы.

Еще одна важная цель воспитательной работы — формирование патриотических взглядов у детей. На данный аспект в школах сейчас делается особый акцент в сфере происходящих политических событий. Участие детей в Параде Победы, доклады на тему экономической и политической роли России в мировой истории — все эти моменты напрямую свидетельствуют о выполнении планка педагога по воспитанию патриотизма.

Нельзя игнорировать и культурно-просветительские цели воспитательной работы. Для того, чтобы дети узнавали что-то новое и получали яркие впечатления от проводимой педагогом воспитательной работы, учитель может посещать с классом театры, концерты и киносеансы. Все эти мероприятия обычно происходят вне школьных стен в свободное от учебы время и нравятся детям разных возрастов. Подобные мероприятия, направленные на расширение культурно-просветительских границ ребенка, довольно легко помогают сплотить класс, сделав коллектив дружным, исключив конфликты внутри него.

Составляя подобный аналитический план, учителю необходимо отметить и те задачи, достигнуть которых пока не удалось. Например, формирование уважительного отношения к старшим у младших школьников происходит на протяжении нескольких лет, и с такой задачей невозможно справиться за год. Также и антиалкогольные кампании среди старшеклассников нужно проводить в течение нескольких лет, и за год достигнуть цели нравственно-оздоровительного воспитания просто нельзя.

Если же какая-то задача оказалась педагогу «не по зубам», ему следует отметить причины произошедшего. Сами причины могут крыться в недостаточном школьном оснащении в выборе не тех методов для борьбы с проблемой и так далее.

Все эти аспекты, отмеченные в анализе, становится наглядным отражением деятельности педагога в течение года.

Основные ошибки при составлении анализа

Анализ воспитательной работы составляют все педагоги, у которых имеется классное руководство. Зачастую, несмотря на обширный опыт работы, учителя допускают вопиющие ошибки при составлении подобного плана.

Для начала педагогу не следует делать акцент на каком-то одном аспекте воспитательной работы, например, на вопросах патриотизма. Для того, чтобы воспитать полноценную личность со своими взглядами на жизнь, следует заниматься и эстетическим, и физкультурно-оздоровительным, и нравственным воспитанием. Причем нельзя проводить исключительно лекционные и теоретические методики работы с классом. Доклады и тематические часы — это хорошо, но педагог добьется куда большего нравственного воспитания, если отправится вместе с детьми в театр или на концерт симфонической музыки.

Также при анализе воспитательной деятельности учитываются не успехи одного конкретного ученика, а общие, средние показатели по классу. Так, если в классе имеется несколько успешных учеников, которые смогли достигнуть вместе с учителем поставленных воспитательных целей, ориентироваться исключительно на них не стоит, ведь скорее всего, в классе есть и те дети, которые далеки от желаемых идеалов и личностных качеств. Именно поэтому, чтобы анализ педагога был максимально точным, ему следует всегда использовать усредненные показатели.

Наиболее органичный анализ воспитательной работы получается в том случае, если педагог делает акцент именно на выбранных методиках работы и поставленных задачах. Пространные рассуждения по теме вряд ли смогут дать характеристику качественной деятельности педагога.

При составлении подобного анализа необходимо учитывать возраст детей, их интересы и учебную нагрузку. Воспитание морально-нравственных качеств не должно происходить в ущерб учебного предмета, а иначе, элементарные успехи класса по предметам будут сильно страдать. В своей воспитательной работе учителю следует активно использовать помощь родителей. Разнообразные тематические классные часы для детей и взрослых помогут наладить связь между поколениями, да и на достижение целей воспитательной работы повлияют положительно.

Также в своем анализе следует использовать как можно больше разнообразных графиков, схем и примеров. Это поможет сделать составленный текст живым, ведь для достижения поставленных целей, педагог обязан быть заинтересованным в грамотной воспитательной работе. Если учитель использует разные методы, уделяет этому вопросу особое внимание и не игнорирует потребности детей, уровень успешности воспитательной работы будет очень высок.

Практически всегда работа педагога не ограничивается сорока минутами урока. Воспитательная работа — важная часть учебного процесса, помогающая сформировать личность ребенка. Уделяя внимание разнообразным методам и целям воспитательной работы, педагог легко достигнет желаемых результатов. В итоге, и составить анализ воспитательной деятельности будет совсем несложно даже для преподавателя без опыта работы.

Анализ, планирование, организация и диагностика воспитательной работы в классе.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между

людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.

Воспитание – великое дело: им решается участь человека. Эти известные слова не только не теряют своей актуальности, но приобретают еще большую значимость. Что такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:

Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

Воспитание – это искусство, искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, само-

совершенствование.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей.

Моя задача как классного руководителя - обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности. Все это повышает роль анализа, планирования,организации и диагностики воспитательной работы.

Планирование как функция занимает важное место в управленческой деятельности классного руководителя .План классного руководителя может быть любой формы(на год, на полугодие или на учебную четверть), по тому насколько интересна жизнь в классе, ученик судит о жизни всей школы, поэтому план должен разрабатываться педагогом только вместе с воспитанниками. Я думаю планирование должно начинаться сверху. Сначала основные мероприятия школы, где класс обязан принимать участие, а затем мероприятия классного уровня. Вместе с тем план должен быть открытым, т. е.откликаться на события, конфликты, возможно на ЧП, случившиеся в классе в течении учебного года. Каждый классный руководитель создает свою систему воспитательной работы.

Выбор того или иного варианта плана во многом зависит от сложившихся в педагогическом коллективе традиций планирования и организации воспитательной деятельности, от личного педагогического опыта классного руководителя. Можно рекомендовать составление плана из следующих разделов:

1. Анализ воспитательной работы за прошедший год.

2. Цели и задачи воспитательной деятельности.

3. Основные направления и дела классного коллектива.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Работа с родителями.

6. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Анализ воспитательной работы – это не констатация: что-то сделал, что-то не успели сделать.

Анализ воспитательной работы – это

· выявление высоких и низких, положительных и отрицательных результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудачи;

· это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в работе.

Особенно продуктивными являются результаты диагностики, мониторинга и анализа собственной деятельности, что позволяет классному руководителю дальнейшие шаги в своей воспитательной практике.

Затем на основе анализа всех направлений воспитательной работы определяются цели и задачи на предстоящий год, планируется перечень необходимых мероприятий. Предлагаю два вида примерных программ анализа.

Вариант №1

(_____/______уч. г.)

Класс_____

Характеристика класса.

1) класс ____________

2) количество учеников в классе ______________

мальчиков: ______________ год рождения:

девочек: ______________ год рождения:

Вариант №1

Количество детей в семьях

Дети – инвалиды

3 ребенка

2 ребенка

Семей с одним кормильцем (мать/отец)

Семей опекунов

Нуждающихся в социальной поддержке

Социально неблагополучных

Состоят на учете в школе

Состоят на учете в ОДН

Склонных к бродяжничеству

Дети из семей беженцев, переселенцев

3) Успеваемость

отличники

хорошисты

с одной «3»

неуспевающие

Вариант №2

Из них:

Многодетные семьи

Неполные семьи

Семьи опекунов

Учащиеся – инвалиды

Малообеспеченные семьи

Многодетные семьи

Неполные семьи

Социально-неблагополучные семьи

Семьи опекунов

Учащиеся, состоящие на внутришкольном учете («Группа риска»)

Учащиеся, у которых оба родителя не имеют работы

Учащиеся, состоящие на учёте в ОДН

Учащиеся, склонные к бродяжничеству

Учащиеся – инвалиды

Организация льготного питания.

Малообеспеченные семьи

Всего учащихся, обучающихся в классе

Качество знаний __________________

Общий интеллектуальный уровень знаний, умений и навыков

Высокий ______________________

Средний ______________________

Низкий ______________________

Сведения об учащихся по состоянию здоровья

Группа здоровья

Физкультурная группа.

Основная группа

Подготовительная

Специальная группа

Сплоченность коллектива класса:

а) актив класса

Есть ли учащиеся, постоянно входящие в актив

б) лидерство, принятые, отверженные, группы

в) сплоченность класса:

Группы по интересам; месту жительства; отрицательного характера

Любят ли вместе проводить время в школе, вне ее (степень самостоятельности)

Дружба между мальчиками и девочками

Переживают ли удачи и неудачи вместе, болеют ли за свой коллектив

г) самоуправление в классе и школе:

Школьный

Ученический актив

Временный творческий коллективы

Охват учащихся

Участие в мероприятиях класса, школы

Степень самостоятельности в подготовке.

Кружки, объединения, студии, секции

В них человек

% соотношение к контингенту

Предметные кружки

Интеллектуально-познавательные

Художественно-эстетические

Технические

Спортивные

2.Анализ воспитательной работы коллектива класса .

1) цели и задачи

2) приоритетные направления

Вариант №1

а) здоровый образ жизни

Медосмотры, результат

Участие в спортивных соревнованиях, праздниках (результаты)

Поездки на туристическую базу

Работа с родителями по данному направлению

Занятость в спортивных секциях, кружках

Недостатки:

б) гражданско-патриотическое воспитание

Тематические классные часы

Участие и организация школьных и внешкольных мероприятий (результативность)

Недостатки:

в) нравственное, этическое, эстетическое воспитание

Тематические классные часы

Предметные недели

Тематические дискотеки

Просмотры и обсуждение фильмов, спектаклей

Посещение выставок

Праздничные концерты в школе и вне школы

Недостатки:

г) трудовое воспитание

Дежурство

Генеральные уборки

Уборка территории - и. т.д.

Недостатки:

д) правопорядок и профилактика

Работа с группой риска

Проведение мероприятий, классных часов, декад

Индивидуальная работа

Недостатки:

е) работа с родителями

Направление работы с родителями

Формы работы

Название мероприятия

Кол-во родителей

Диагностика

Психолого-педагогическое просвещение

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Вовлечение родителей в управление воспитательным процессом.

Недостатки:

Вариант №2

а)

Направление

Формы работы

Название мероприятий

Кол-во уч-ся, родителей (%)

Направление

Результативность

Недостатки

3.Анализ деятельности классного руководителя.

а) реализация поставленных задач через разнообразие форм работы

б) реализация методической темы

в) какие методы педагогического воздействия были наиболее эффективными

г) диагностика, мониторинг (по приоритетному направлению ВР класса)

д) уровень воспитанности учащихся

3. Вывод

4. Цели и задачи на следующий

Примерная программа анализа воспитательного процесса в классе

Вариант №2

Анализ воспитательной работы с классом

(_____/______уч. г.)

Класс_____

Ф. И.О. классного руководителя___________________________

1. Общие сведения

Количество учащихся в классе:

Ø Начало года ____________

Ø Конец года _____________

Ø Ф. И. выбывших _______________ в школу № ___

Ø Ф. И. прибывших _______________ из школы № ___

Возрастной состав:

Мальчики

Родители: (%)

Ø Служащие_________

Ø Рабочие __________

Ø Предприниматели___________

Ø Безработные____________

Ø Пенсионеры __________

Ф. И. ребенка

Дополнительная информация

Неполные семьи

Семьи опекунов

Многодетные семьи

Дети-инвалиды

Учащиеся группы риска:

Состоят на внутришкольном учете

Стоят на учете в ОДН

Склонны к бродяжничеству

Дети из неблагополучных семей

2. Анализ развития учащихся класса.

· Уровень воспитанности:

Направление

· Физическое развитие:

Основная группа здоровья

Подготовительная группа здоровья

Имеют хронические заболевания

· Успеваемость учащихся:

Отличники

Хорошисты

Имеют одну «3»

Неуспевающие

· Занятость в кружках:

Ф. И. ребенка

Название кружка

Местонахождение кружка

Успехи и достижения учащихся класса.

Ф. И. ребенка

Название мероприятия

Результат

3. Анализ развития коллектива класса.

Ø Есть ли учащиеся, постоянно входящие в актив

Социометрическая структура класса:

Принятые

Отверженные

· Уровень воспитанности:

(кол-во уч-ся)

направление ВР

4. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.

Название мероприятия

Время проведения

Ф. И. учащихся, принявших участие

Результат

Посещение театров, музеев, походы, экскурсии:

Мероприятие

Кол-во учащихся

Результат

5. Анализ индивидуальной работы:

Ф. И. ученика

Что сделано

Результат

6. Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса, с родительским активом.

Темы и цель родительских собраний:

Индивидуальные встречи с родителями учащихся:

7. Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.

С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось воспитательное взаимодействие?

Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?

8. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в минувшем году.

Результаты решения воспитательных задач прошлого года, целесообразность их постановки, действенность идей, которые выдвигались при планировании.

Правильность выбора основных направлений, содержания, форм и методов работы, средств педагогического влияния, приемов включения учащихся в деятельность и общение.

9. Выводы:

Удачи и находки, накопленный положительный опыт;
отрицательные моменты в организации жизни класса и воспитании учащихся;
нереализованные возможности и неиспользованные резервы;
перспективные цели и первоочередные задачи на ближайшее будущее.

Цели и задачи воспитательной деятельности - так называется второй раздел плана. В нем находят отражение целевые ориентиры процесса воспитания.

Целевые ориентиры должны быть:

Направлены на развитие личности ребенка, формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов, на овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, приемами и методами самопознания и саморазвития;

Сопряжены с интересами и ценностными установками членов классного сообщество, социальным заказом государство и общество, особенностями классного коллектива и условиями его жизнедеятельности;

Обеспечены необходимыми ресурсами для их достижения;

Конкретными, четко и ясно сформулированными;

Диагностическими.

Наряду с целью в плане работы формулируется задачи, которые можно рассматривать как подцели или как составляющие компоненты цели. Например, классный руководитель в качестве главного ориентира воспитательной системы класса избрал цель – формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической и коммуникативной культурой. А для его реализации определил следующие задачи:

1)создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

2)способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

3)развивать познавательную активность учащихся;

4)содействовать формированию нравственной позиции школьников.

Основные направления и дела классного коллектива – так можно называть третий раздел плана. Здесь педагог пытается определить ведущие направления, формы и способы организации жизнедеятельности классного коллектива.

Кто начинает первые шаги как классный руководитель может использовать в своей работе примерные планирования. (Кл. руководитель №2 2005 г,№4 2006г Мэгариф № 8г., №г.

Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.

Чтобы проводить воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании. Он должен изучать самого ребенка, его семью, его окружение, класс. Наука предлагает большой арсенал методов диагностики. Наиболее приемлемые для практического использования такие:

Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся, однако профессиональное наблюдение должно быть методически грамотно. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения - какие именно качества и особенности хотят изучать (одновременно их должно быть немного). Требуется планировать сроки наблюдения, определить время и способы записи, фиксирования результатов. Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях, что ценно. Но этому методу доступны только внешние проявления поведения, по нему нельзя судить о мотивах поступков.
Анкетирование и другие опросные методы могут давать разные данные о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов). Составление анкеты - непростое дело и требует определения состава качеств, сведений, которые учитель хочет получить. Затем нужно ставить однозначно понимаемые и понятные вопросы, которых не должно быть очень много, и пр. Анкета позволяет собрать быстро и много сведений и легко их обработать, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.

Беседа , более гибкий способ опроса, может быть стандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в последовательности, что легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Лучше ставить непрямые вопросы и конкретные, на которые можно получить развернутые ответы, надо создать доверительную обстановку и т. д.
Проективная методика.

К ним надо отнести: методику незаконченного предложения, рассказа, истории; истолкование какого-либо события, ситуации; рисование или дополнение рисунка, разыгрывание ситуации.
Вот некоторые примеры. Закончи несколькими фразами: Наступило воскресенье, и вся семья, как обычно, занялась... (Ученик обычно пишет то, как бывает в его семье). Разыграйте сцену: Ребенок пришел из школы, мама дает ему обед и спрашивает... Принцип проекции личности в ситуации используется и в косвенных вопросах анкет и опросниках, например: За последнюю неделю меня порадовало... Мне всегда интересно, когда на уроке...

Любой диагностирующей должен соблюдать следующие правила.

Правила профессиональной этики при проведении

педагогической диагностики.

    Классному руководителю, прежде чем анкетировать детей, необходимо подготовить их к этому, создать искреннюю, доверительную атмосферу. Постороннему - психологу, заместителю директора - необходимо согласовать процедуру опроса с классным руководителем, предварительно ознакомив его с характером вопросов. Предлагая учащимся честно и искренне отвечать на вопросы, необходимо убедить их, что их не будут преследовать за честные ответы. Анкеты чаще всего следует делать анонимными (но надо оставлять детям право поставить свою подпись, ведь это тоже тест на смелость и мужество для самого ребенка). Подсчет мнений должен быть честным, объективным, учитывать типичные ответы и суждения. Результаты обязательно должны быть доведены не только до сведения педагогов, но и самих учащихся (с их согласия),которым следует сообщить о тех выводах, что сделал для себя педколлектив – любое анкетирование должно служить укреплению взаимоотношений воспитателей и воспитанников. После обсуждения результатов анкетирования следует предпринять все меры, чтобы ни один из педагогов никоим образом (тем более прилюдно) не упрекнул детей, не опустился до угроз. Не следует разглашать полученную из анкет информацию, которая может ухудшить психологическое состояние учащегося или его положение в классе (семье) Беседуя по результатом анкетирования с учеником индивидуально, следует подчеркивать и опираться на его сильные стороны, мобилизуя воспитанника на борьбу с его слабыми сторонами. При этом необходимо давать конкретные рекомендации, предлагать способы и приемы работы над собой. Выводы, подчеркнутые из анкет, необходимо проверять и пополнять путем педагогических наблюдений за поведением ребенка, а также изучая мнения других педагогов, родителей. Полученную информацию о ребенке следует учитывать при организации уроков, внеурочных и внеклассных мероприятий, дополнительного образования детей.

Планирование – дело творческое, поэтому классный руководитель вправе избрать свой вариант, который в наибольшей степени соответствует его педагогическим воззрениям.

В заключение хотелось бы привести слова великого Авиценны: «Учитель – это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение»

Анализ воспитательной работы за 2015-2016 учебный год

классного руководителя 6а класса

В классе на начало года - 18 обучающихся, на конец года - 18 обучающихся, из них - 11 девочек и 7 мальчиков.

1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году.

В начале прошедшего учебного года ставились следующие воспитательные задачи:

развивать способности учащегося осознавать и изменять мир вокруг себя, самого себя, отношения с другими людьми, реализовывать своё «Я» через целенаправленную творческую деятельность;

формировать стремление занять собственную, независимую позицию в жизни;

формировать баланс между самостоятельностью в принятии решений, инициативностью в делах и необходимостью считаться с мнением коллектива;

сплотить коллектив 6 а класса;

воспитывать умение жить в коллективе, считаться со всеми его членами, проявляя свою индивидуальность;

вовлечь как можно больше учащихся в спортивные секции и кружки художественно-эстетического направления;

активизировать работу по развитию ученического самоуправле-ния в классе;

способст-вовать воспитанию гражданско-патриотических качеств;

воспитывать социально-адаптированную личность.

Воспитательные задачи, поставленные в начале учебного года, являются целесообразными, так как они способствуют воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям младших подростков.

За прошедший год было проведено 25 тематических классных часов по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребёнка. Так, классным руководителем проводились занятия: «Внешний вид - залог успеха», «Современный этикет», «Я выбираю жизнь», «Осторожно! Интернет!», «Внимание дорога», «Самый большой урок», «День матери», «День Конституции России», «Товарищество и дружба», «День народного единства», «Жизнь виртуальная и жизнь реальная», «Блокада Ленинграда», «О вреде курения», «Вычеркни антибиотики из меню», «Вывод войск из Афганистана», «К 100-летию Маресьева», «Космос - это мы. Гагаринский урок», «Чернобыль. 30 лет трагедии», «71 год Победы», «Вспоминаем дни войны», «День защитника Отечества», «Что такое игромания?», «Международный женский день», «О взаимоотношениях в классе», «Вот и год прилетел».

Кроме того, классным руководителем проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей. Проведены инструктажи по ТБ. В конце каждой недели, проверялись дневники, в конце четверти выставлялись оценки в дневники учащихся и в начале новой четверти контролировалась подпись родителей за четвертные оценки.

Поставленные перед коллективом в 2015 - 2016 учебном году задачи я считаю выполненными.

2. Анализ развития учащихся класса

Результаты учебных достижений класса

2014-2015 (5 кл.) 19чел.

%

2015-2016 (6 кл.)

18 чел

%

Успеваемость

100%

100%

На «5»

Грязнов Иван

Попкова Екатерина

10,5%

Грязнов Иван

Попкова Екатерина

11%

С одной «4»

На «4» и «5»

Белякова Софья

Колосова Юлия

Кореляков Илья

Курбанова Седа

Петушкова Анастасия

Смирнов Даниил

Соболева Анна

36,8%

Белякова Софья

Колосова Юлия

Кореляков Илья

Красавцев Никита

Петушкова Анастасия

Пшеничникова Валерия

Смирнов Даниил

Соболева Анна

44,4%

С одной «3»

Виноградов Александр (природоведение)

Красавцев Никита

(англ. яз.)

Пшеничникова Валерия (англ. яз.)

Серебров Артём (рус. яз)

21%

Бриллиантова Кристина (матем)

5,6%

С двумя «3»

Бриллиантова Кристина (матем., англ. яз.)

Мухина Анастасия (матем., англ. яз.)

Цветков Антон

(матем., англ. яз.)

15,8%

Мухина Анастасия

(матем., англ. яз.)

5,6%

Качество

88%

86%

Степень обученности

76%

74%

Учащиеся класса обладают интеллектуальным потенциалом. По итогам года 2 человека окончили учебный год на «5», 8 человек на «4» и «5», 1 человек с одной «3». Процент качества знаний равен 86 %. Это практически одинаково с прошлым годом, тем более, что появились новые предметы: география, биология. В прошедшем году изменилась мотивационная сфера школьников. Произошла смена мотивов обучения, проявилось желание участвовать не только в урочной, но и внеклассной и внеурочной деятельности.

Следует отметить, что у учащихся класса ещё не сформировалась потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Ребята не в состоянии анализировать собственные поступки и формулировать их мотивацию. На критику со стороны реагируют, но советы и замечания окружающих принимают большей частью поверхностно. Считаю необходимым организовать работу в этом направлении. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников и с взрослыми; повысилась правовая культура.

В 2015-2016 учебном году был 100% охват учащихся горячим питанием (10 человек питались бесплатно).

3. Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся.

Учащиеся класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащимися школы, учителями. У детей сформированы ценностные ориентации, они позитивно относятся к людям, труду, учёбе, школе, классу, учителям. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения учащихся класса. Родители продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и ровесниками становится всё более значимым и важным для принятия решений. Классное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьников, на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей и дарований.

Занимаются в кружках и секциях 13 человек (в школьных - 3, вне школы 11).

Каждый ученик включён в общие дела класса: (направления)

Спорт, трудовой сектор, оформитель…

Раздачей поручений, на данном этапе, занимается учитель, но активность детей присутствует по распределению обязанностей (50 %).

Поручения на детей распределены сроком на год.

Социально-психологический микроклимат в классе менялся на протяжении всего года. Дети стали более терпимы друг к другу, помогают и общаются всем классом. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников. Класс функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.

В начале учебного года классный руководитель возглавляла работу, раздавала задания и поручения. Затем дети стали сами координировать свои действия: репетиции мероприятий, уборка школьной территории, написание сценария мероприятий и т.д.

4. Анализ развития коллектива класса.

Социально-психологический микроклимат в классе благоприятный. Тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу проявляют практически все учащиеся. К учителям и школе доминирует уважение и вместе с тем учащихся класса очень требовательны и критичны, задают много вопросов, часто дают безапелляционные характеристики. Для одного учащегося класса характерна завышенная самооценка.

Большинство учащихся включено в коллективные взаимоот-ношения и коллективную творческую деятельность. Однако шестиклассникам не хватает ответственности и самостоятельности, активности участия в самоуправлении.

5. Работа с родителями:

За прошедший учебный год проведено:

Родительских собраний - 4

Заседаний родительского комитета - 1

Индивидуальные беседы с родителями - 12

Если в прошлом учебном году на родительских собраниях ни разу не были родители Бриллиантовой Кристины и Масляковой Вероники, то в этом учебном году родители отнеслись более ответственно к учёбе своих детей.

Родителей интересовал следующий ряд вопросов:

Успеваемость детей

Питание детей

Решение проблем с поведением

Подготовка домашнего задания

Отношения в классном коллективе, с учителями

Школьная форма

Родители детей класса активны, откликаются на просьбы классного руководителя. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет старается создать благоприятные условия для жизни детей в социуме: оказывает помощь в подготовке мероприятий, решает организационные вопросы. Совместные дела, проведенные с детьми и родителями: оформление класса, повышение успеваемости детей. «Проблемных» семей, требующи-х особого внимания педагогов школы, в классе нет.

Успешному результату воспитательной работы в классе способствовали:

Целесообразное планирование по периодам

Использование оптимальных форм и методов воспитательной работы (классные часы, беседы, уроки мужества, КТД, проектная деятельность, уроки этики и культуры поведения и др)

Наличие необходимых условий для проведения воспитательной работы (классная кабинет и необходимые помещения, помощь педагогов и родителей)

Методическое обеспечение работы классного руководителя

100% охват детей класса разнообразными видами внеурочной деятельности через кружки и разнообразные воспитательные мероприятия на уровне класса и школы.

Участие большей части родителей в жизни класса

Работа органов ученического самоуправления в классе

Плодотворное сотрудничество с классным коллективом 7б класса

Сотрудничество с педагогами при подготовке и проведении отдельных мероприятий.

Сотрудничество с учителями, работающими в классе.

Индивидуальная работа с учащимися и их родителям.

Но наряду с определенными достижениями в воспитательной работе в классе имеются следующие недостатки:

Некоторые признаки развития классного коллектива (самоуправление, дисциплина и взаимная требовательность) и уровня воспитанности учащихся (отношение к учёбе, нравственные качества) проявляются всё ещё слабо;

Нет инициативы и самостоятельности в плане объёма и выполнения поручений. Некоторые ученики ждут прямых указаний;

Исходя из вышеизложенного целесообразно сформулировать следующие цели и задачи воспитательной работы на новый 2016-2017 учебный год:

Цель:

создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Задачи:

Коллективный уровень:

Продолжить развивать в коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;

Через организацию КТД, через деятельность микроколлективов показать значение норм, правил, традиций в жизни коллектива класса, в жизни семьи, в жизни родного края;

Продолжать формировать представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития.

Групповой уровень:

Организовывать разнообразную творческую, личностную и общественно значимую деятельность микроколлективов в классе, школе;

Учить вести обсуждения вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества;

Развивать умение микроколлективов организовывать свою деятельность по участию в коллективно творческих делах и коллективно общественных делах, вырабатывать алгоритмы выполнения поручений;

Развивать умение работать в коллективе, команде, решать творческие способности;

Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, споров.

Индивидуальный уровень:

Продолжать работу по совершенствованию индивидуальных программ здорового образа жизни;

Активизировать участие каждого учащегося в КТД, в выполнении поручений;

Разъяснять важность для каждого человека приручать себя к порядку, организованности, жить по правилам;

Развивать культуру общения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к протоколу № 1 педагогического совета от 28.08.13

Анализ учебно-воспитательной работы

за 2012 – 2013 учебный год
I . ЦЕЛЬ АНАЛИЗА

Основной целью анализа работы МБОУ лицея № 12 является аналитическое обоснование планирования работы в новом учебном году на основе определения факторов и условий, повлиявших (положительно или отрицательно) на результаты деятельности в 2012-13 учебном году.

II . ИСТОЧНИКИ АНАЛИЗА


  • Статистические данные (ОШ, РИК)

  • Документация школы

  • Систематизированные данные внутришкольного контроля

  • Результаты мониторинга, промежуточной и итоговой аттестации учащихся

  • Результаты независимых контрольных работ и срезов

  • Результаты олимпиад, конкурсов различных уровней

  • Результаты работы с педагогическими кадрами

  • Результаты опросов, анкетирования и исследований, проведённых с учащимися
III . СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное непрерывное взаимодействие администрации лицея и всех участников педагогического процесса по достижению поставленных целей.

Регулярно работающими коллегиальными органами являются педагогический совет и методический совет, который в свою очередь опирается на работу методических объединений. Педагогический совет рассматривает вопросы, освещающие стратегические и тактические проблемы развития лицея и организации учебно-воспитательного процесса. Методический совет решает задачи научно-методического обеспечения.

Управление лицеем осуществляется на нескольких уровнях.

На стратегическом уровне лицеем руководит Управляющий совет, в который входят педагоги, родители учеников, способные внести вклад в развитие образовательного учреждения.

На оперативном уровне - директор и Педагогический совет.

На уровне самоуправления учащихся ведущая роль принадлежит Совету коллектива, включающему представителей всех параллелей классов.

В 2012-2013 учебном году МБОУ лицей № 12 работал в соответствии с Законом РФ «Об образовании», нормативными документами Министерства образования и науки РФ, документами органов управления образования г. Краснодара, Уставом лицея, учебным планом, составленным на основе федерального учебного плана. Перед педагогическим коллективом стояли цели и задачи, вытекающие из единой методической темы школы: «ЕДИНСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К ОЦЕНКЕ УЧЕНИЧЕСКОГО ТРУДА, РЕЗУЛЬТАТОВ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ» , работа над которой велась в течение года.

Целью работы лицея было создание условий для получения всеми обучающимися доступного качественного образования, воспитания и развития, обеспечения личностно ориентированного подхода и сохранения здоровья школьников в условиях развивающего и предпрофильного обучения к профильному через профессионализм, мастерство и творчество каждого педагога.

Для достижения поставленной цели были поставлены задачи и выбраны соответствующие средства для успешного их решения.

I. Создание условий для обеспечения предпрофильной подготовки и перехода к профильному обучению через:

1. Введение курса информатики в 5-7 информационно-математических и общеобразовательных классах.

2. Введение предметных курсов: по математике, информатике, химии, биологии

3. Усиление прикладного назначения ЗУН, практической направленности всех учебных дисциплин.

4. Активизацию экскурсионного образования и проектной деятельности во всех классах.

5. Создание условий для открытия в 2013-2014 учебном году профильных химико-биологических классов.

6. Внедрение и освоение электронных образовательных ресурсов.

7. Осуществление мониторинга качества образования.

II. Осуществление личностно ориентированной педагогики через:

1. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся.

2. Организацию учебно-воспитательного процесса на диагностической основе.

3. Подготовку учащихся к участию в олимпиадах, интеллектуальных марафонах, творческих конкурсах.

4. Развитие творческих возможностей и формирование стремлений обучающихся к самообразованию через активное использование метода самостоятельной и проектно- исследовательской работы.

5. Создание условий для обучения школьников на старшей ступени по выбранному профилю или индивидуальным планам в соответствии с социальным запросом.

6. Продолжение работы по программе «Одаренные дети».

III. Повышение методического, профессионального уровня педколлектива через:

1. Сотрудничество с различными методическими службами округа и города;

2. Работу методических объединений, системность ВШК;

3. Активное внедрение метода учебных проектов; изучение теории и практики использования метода учебных проектов в современном образовании;

4. Планомерную работу с молодыми специалистами;

5. Аттестацию педагогических кадров;

6. Учебу на курсах повышения квалификации учителей;

7. Участие в профессиональных конкурсах;

8. Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, взаимоуважения семьи и школы, условий для саморазвития и самообразования.

9. Подготовку педколлектива к работе в условиях профильного обучения или (и) по индивидуальным планам обучающихся;

10. Регулярное обеспечение информацией о своей деятельности, включая размещение такой информации на сайте школы, в публичном отчете;

11. Создание портфолио учащихся начальной и основной школы, отражающих достижения и индивидуальный прогресс;

12. Активное использование в своей деятельности возможности компьютера, Интернета.

Особое внимание уделялось решению здоровьесберегающих задач :

1. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований в организации УВП.

2. Культивирование в сознании учащихся понимания и принятия необходимости вести здоровый образ жизни.

3. Усиление работы по преемственности в системе: начальная школа – среднее звено для предупреждения и профилактики проявлений дезадаптации школьников в учебном процессе.

4. Развитие спортивно-оздоровительной системы, организация спортивных мероприятий.

5. Осуществление полноценной диспансеризации школьников и всех работников школы.

6. Обеспечение комплексной безопасности обучающихся и воспитанников школы.

9. Конструирование уроков с позиции здоровьесберегающих образовательных технологий.

Были решены задачи по воспитательной работе :

1. Включение учащихся в активную деятельность как способ и средство саморазвития, самовоспитания, самовыражения.

2. Развитие ученического самоуправления.

3. Создание условий для духовно-нравственного, гражданско-патриотического становления личности обучающегося.

4. Продолжение работы по предупреждению правонарушения, бродяжничества, усиление контроля за посещаемостью обучающими школы.

5. Сплочение школьного коллектива посредством организации коллективных творческих дел

Решались общепедагогические задачи:

1. Формирование и поддержание положительной мотивации учения школьников как основы достижения высокого уровня обученности и воспитанности.

2. Развитие у обучающихся устойчивого интереса к учению и любознательности, потребности к образованию.

3. Оказание помощи педагогически запущенным детям, предупреждение их неуспеваемости.

4. Обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности в УВП, интеграция основного и дополнительного образования.

5. Повышение качества обученности и эффективности образования.

6. Сохранение контингента школьников, создание условий для доступного образования.

В соответствии с поставленными задачами были разработаны планы работы методических объединений, внутришкольного управления, определено методическое обеспечение, подготовлена необходимая материальная база.

Выводы:

Практически все поставленные задачи успешно решались в 2012-2013 учебном году, многие в силу своей актуальности нуждаются в пролонгировании. К нерешенным задачам относится:

1.Повышение качества обученности по математике

2. Развитие устойчивого интереса к учению

3. Работа педколлектива по преемственности: начальная школа –среднее звено – старшая школа

4. Развите творческого потенциала учителя

5.Организация работы с мотивированными и одаренными детьми. Работа с одаренными учащимися велась, но не в системе у учителей-предметников, что сказалось на малом количестве побед на предметных олимпиадах и интеллектуальных марафонах. Эти и другие задачи личностно ориентированной направленности требуют вдумчивого, продуманного отношения каждого учителя и системной работы всего педагогического коллектива.

Анализ кадрового состава

Численный состав педагогического коллектива МБОУ лицея № 12 города Краснодара на 1 сентября 2013 года составлял: 49 педагогов, в том числе руководящих работников - 6.


2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Всего педагогов

48

54

45

49

49

мужчин

2

3

3

2

3

женщин

46

51

42

47

46

Возрастной состав педагогического коллектива

2010-2011

2011-2012

2012-2013

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

Кол-во чел

%

до 25 лет

5

9,3

5

9,3

6

9,6

25-30 лет

3

5,6

8

12,2

9

1,9

30-35 лет

1

1,9

3

5

7

3,8

35-40 лет

3

5,6

2

5,3

3

5,7

40-45 лет

8

14.9

7

14

6

13,4

45-50 лет

7

13

4

7

8

15,3

50-55 лет

12

22,2

8

19

5

9,6

Женщины свыше 55 лет

14

26

11

21

10

19

Мужчины свыше 60 лет

1

1,9

1

1,9

1

1,8

Образовательный ценз

образование

2010-2011

2011-2012

2012-2013

высшее

42

94 %

46

95

47

96

н/высшее

1

2 %

1

2

1

1,5

среднее специальное

2

4 %

2

4

1

1,5

Звания и награды


2010-2011

2011-2012

2012-2013

Почетный работник общего образования РФ

3

5,6 %

3

5,6 %

6

12

Почетная Грамота МО РФ

1

1,9 %

1

1,8

1

1,9

Отличник народного просвещения

2

3,7 %

2

3,7 %

Отличник просвещения РСФСР

1

1,9 %

1

1,9 %

2

3

Заслуженный учитель Кубани

3

5,6 %

3

5,6 %

2

3


Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...