Основные направления взаимодействия человеческого общества и природы. Формы взаимодействия природы и общества

Лекция №1. Тема: «Взаимодействие общества и природы

Тема: «Взаимодействие общества и природы. Основные термины и определения»
Смотрим рис.1 и дадим определения основным её составляющим

Атмосфера (воздушный бассейн) – газообразная оболочка земного шара. Она делиться на три следующие основные части: нижнюю – тропосферу, среднюю – стратосферу и верхнюю – мезосферу или термосферу. Слой воздуха высотой 50-100 метров над земной поверхностью, а иногда и выше, называют приземным: в нем наиболее резко изменяются метеорологические факторы.

Антропогенные воздействия на атмосферу – изменение состава и свойств атмосферы, обусловленные деятельностью человека.

Одним из наиболее характерных антропогенных воздействия является загрязнение атмосферы выбросами промышленных предприятий, энергетических и транспортных источников. Загрязнение воздуха оказывает влияние на метеорологические процессы и климат. Например, увеличения содержания углекислого газа в атмосфере в результате увеличения количества сжигаемого топлива может вызвать повышение температуры, что связанно с изменением режима ветров, осадков и других метеорологических факторов.
Гидросфера – Водная оболочка земного шара расположенная на поверхности и в толще земной коры и представляющая собой совокупность океанов, морей и водных объектов суши (рек, озер, болот, подземных вод), включая скопления воды в ледниках.

Загрязнение поверхностных вод – это изменение состава или свойств воды под прямым или косвенным влиянием, производственной деятельности, а также бытовых условий населения, в результате чего воды становятся непригодными для одного или нескольких видов водопользования или водопотребления. Водопользование – использование водных ресурсов без изъятия их из водных объектов. Сюда относятся гидроэнергетика, водный транспорт, рыбное хозяйство. При водопотреблении происходит изъятие воды и водоемов и использование её. К водопотребителям относятся промышленность, сельское и коммунальное хозяйство и т.д.

Литосфера – верхняя твердая оболочка земного шара, имеет среднюю толщину 30-40 км. Есть понятие – термин. Литосфера – часть литосферы (занимающая верхние её слои до 3-8 км), область распространения живых организмов. Самый верхний слой литосферы составляет почва. Загрязнение почвы – попадание в почву различных химических веществ, отходов и отбросов сельского хозяйства, промышленных предприятий, коммунально-бытовых служб, в размерах, превышающих их обычное количество, необходимое для участия в биологическом круговороте. Итак биосфера представляет собой единое целое, где все процессы и явления взаимосвязаны, взаимообусловлены и сбалансированы. По В.И.Вернадскому биосфера – целостная оболочка земли, населенная жизнью и качественно преобразованная живым веществом планеты. Нижняя граница биосферы находится в среднем на глубине 3 км от поверхности суши и 0,5 км ниже дна океана. Верхняя граница над поверхностью суши находится на высоте до 20 км (включает тропосферу и нижнюю часть стратосферы). Примерная масса биосферы составляет 0,05% массы земли, объем биосферы равен 0,4% от её объема.

Основные взаимосвязи общества и природы в процессе промышленного производства рассмотрим на следующем рисунке.

Экологическое несовершенство указанных взаимосвязей состоят в том, что только от 2-10% полезных ископаемых поступающих на переработку в виде сырья, превращаются в полезный для общества продукт. Остальное – это отходы промышленности. Отходы промышленности (в виде пылегазовых выбросов, сточных вод и твердых отходов) поступают в природные сферы, изменяя их физико-химический состав. Изменение в природных сферах, как следствие, ведет к изменению условий жизни человека на земном шаре.

Поэтому главной задачей перед обществом, специалистами различных отраслей народного хозяйства является – приблизить к минимуму образование отходов, создавать малоотходные или безотходные технологии производства и разорвать цепочку загрязнения.

Наиболее мелкой элементарной единицей биосферы принято считать экологическую систему (экосистему). Это взаимосвязанная единая функциональная совокупность организмов и среды их обитания.

Экосистемы – сложившиеся исторически совокупность организмов в конкретных участках неживой природы, существующие на различных уровнях и имеющие различные размеры. Основу экологической системы составляет круговорот веществ под воздействием энергии.

Теоретически основной, изучающей взаимодействие общества и окружающей природной среды, является экология – наука об отношениях живых организмов и окружающей среды, наука о бескризисном взаимодействии общества и природы с учетом всех условий существования.

Экология человека, как составная часть общей экологической науки изучает закономерности взаимоотношений в области активной жизни планеты (биосферы), а также развитии и эволюции человеческого социума (антропосистема)

Целью экологии человека является защита его жизни, здоровья, способности к биопроизводству, стойкости его генов устойчивость к мутациям и другим воздействиям окружающей среды.

Что бывает при нарушении взаимодействия общества и природы. Загазованность городов Магнитогорска, Железноводска, приводило к тяжелым последствиям – к заболеваниям разных органов человека. Еще 20 лет тому назад бывший Госкомстат СССР сообщал, что в Москве при численности 9 млн. жителей ежегодно в атмосферу выбрасывается более миллиона тон вредных веществ, что составляло 50 кг на каждого человека. В настоящее время не меньше

При загрязнении атмосферы во Вьетнаме нарушились гены. Рождались дети без глаз, с шестью пальцами. Последствия разрушения озонового слоя, при активном действии космических кораблей – непредсказуемы. Озабоченность ученых во главе с космонавтом Севастьяновым не напрасны. Нужно прислушиваться и выполнять из рекомендации.

Основные направления охраны природы

Научно методологическую основу охраны окружающей среды, организацию природопользования, бескризисных взаимоотношений общества и природы составляет марксистско-ленинское учение о единстве общества и природы. Научно обоснованную систему мероприятий по охране природы можно организовать только с учетом законов материалистической диалектики, с учетом объективно существующих связей природы и общества.
Интенсивное развитие всех отраслей народного хозяйства предопределило основные задачи охраны природы на современном этапе. Исходя из единства общества и природы и учитывая, что антропогенное влияние является одним из экологических факторов, становится ясно, что процесс использования природы и процесс ее охраны неразрывно связаны. Из этого вытекает, что основным принципом охраны природы является ее охрана в процессе использования. Поэтому охрана окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов является составной частью программы развития России.
В проблеме охраны природы, можно выделить три основных направления, охватывающих основные взаимосвязи общества и природы.



Первое направление – Это рациональное, комплексное использование природных ресурсов, охрана их от истощения, восстановление и воссоздание ресурсов биосферы. Примером может служить обеспечения возможность непрерывного воспроизводства животных, получение урожая растений, добыча полезных ископаемых и т.п., т.е. установление сбалансированного цикла изъятия и возобновления. Эта проблема в основном характерна для добывающих отраслей народного хозяйства, а также для сельскохозяйственного производства

Второе направление - это охрана окружающей среды, как сферы обитания человека, от загрязнения выбросами промышленного производства, т.е. обеспечение сохранности таких качеств окружающей среды, которые наряду с материальными потребностями удовлетворяли бы также потребности здоровья и эстетики. Примером может служить разработка и применение малоотходных и безотходных технологических процессов, очистка вентиляционного воздуха и технологических газов перед поступлением в атмосферу, очистка сточных вод и т.п. Эта проблема характерна в основном для перерабатывающих отраслей народного хозяйства.

Третье направление – это предотвращение, защита от загрязнения пищевой продукции вредными для человека веществами, попадающие в процессе технологической переработки или транспортирования, а также веществами, попадающими через воздух, воду и почву на продукты питания или проникающие в них. Сюда же относятся загрязнения компонентами упаковочных материалов (металлическая тара, полимерная упаковка), а также загрязнение микроорганизмами. К веществам, появляющихся в продуктах питания по указанным причинам, относятся тяжелые металлы (свинец, ртуть, кадмий), канцерогенные соединения (полициклические ароматические углеводороды и нитрозамины), многие другие химические соединения. Эта проблема характерна для пищевых отраслей народного хозяйства. Это направление главное для нас.

Таким образом, проблема охраны природы – проблема разносторонняя и многоплановая, охватывающая различные стороны деятельности человека, направленная на рациональное использование ресурсов и предотвращение загрязнения промышленными выбросами с целью созданий благоприятных условий жизни человека на земле.

Охрана окружающей природной среды – это система международных, государственных, региональных, административно-хозяйственных, политических, санитарно-гигиенических, технических и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, охрану и воспроизводство природных ресурсов, на защиту природной среду от загрязнения и разрушения в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей.

Человек является неотъемлемой частью окружающего мира, вместе они создают одно целое. С природой человека связывают особенные отношения: его жизнедеятельность находит в ней отражения. Чтобы понять глубину взаимодействия природы и общества, давайте вспомним, как оно начиналось.

Человек и природа - одно целое?

Сначала природа довольно длительный исторический период существовала без человека. С его появлениям окружающая среда предоставила всю материальную базу для деятельности и жизни первобытного общества.

С этого момента и начался активный контакт природы и человечества. Человек зависел от природы, ведь это был в первую очередь источник его жизни. Однако, с активным развитием цивилизации, человеческое общество начало все более активно вмешиваться в окружающую среду и постепенно истощать ее.

Для современного человеческого общества, так же как и для его предшественников, природа выступает в первую очередь как источник средств необходимых для жизнедеятельности. Природа обеспечивает человека самым нужным водой, пищей и теплом.

С развитием промышленности из недр начали активно добываться полезные ископаемые уголь, руды, минеральное сырье. Благодаря богатым природным запасам человечество с каждым днем все более совершенствуется в своем развитии.

Однако все чаще мы становимся свидетелями того, что природа начинает активно сопротивляться такому воздействию на нее человека. Возможности и богатство окружающей среды безграничны, но также не имеют границ и активно возрастающие, иногда приобретающие откровенно алчный характер, запросы человека.

Фактически человеческое общество самостоятельно провоцирует сопротивление природы. Массовая вырубка лесов удовлетворяет нужды человека в бумаге, мебели, прочных жилищах. Мало кто понимает, что выкорчевывание деревьев производит к необратимому процессу разрушения гидрорежима почвы и изменения биосферы местности.

Последствием этого стают наводнения, оползни и суховеи, перед которыми человек, зачастую оказывается беззащитным. К глобальным экологическим проблемам ведет также загрязнение окружающей среды отходами производства.

Двусторонняя выгода взаимодействия природы и общества

Для того чтобы взаимодействие между человеком и природой не обладало характером односторонней выгоды, необходимо обращать особое внимание на вопросы охраны природы.

Это своеобразная маленькая благодарность человека за то, что он так активно вмешивается в ее систему. Охрана природы представляет собой ряд мероприятий, которые позволяют уменьшить негативное воздействие человека на окружающую среду.

В первую очередь это рациональное использование ее ресурсов, снижение уровня загрязнения и сбережение уникальных природных резервов.

Основная задача правительств всех современных стран это закрепление на государственном уровне мер, направленных на сбережение окружающей среды. Однако, не следует полагаться в этом только на политику государства, ведь вопросы сохранения природы касаются непосредственно каждого из нас.

Очень часто современный школьник впервые задается вопросом, какова взаимосвязь общества и природы, в 10 классе на уроках обществознания. Или же годом позже, при подготовке к экзамену по этому предмету. Попробуем поразмышлять на эту тему.

Человек, общество, природа

Термин "природа" довольно многозначен. Его можно понимать как непосредственную среду обитания человека (географическая среда или окружающая среда). Однако в контексте вопроса, какова взаимосвязь общества и природы, этот термин определяется как совокупность естественных условий существования человека и общества. Обеспечивая общество необходимыми ресурсами, природа, а точнее, контакт с ней, служит также важным фактором в развитии полноценной человеческой личности.

Человек как живое существо также является частью природы. В далеком прошлом, на заре своего существования, люди, осознавая свою зависимость от естественных сил, обожествляли их, стремились жить в гармонии с природной средой. Однако с развитием общества менялся характер взаимодействия человека и природы. По мере расширения знаний человека об окружающем мире обществовсе более и более обосабливалось от природной среды, стремясь как можно полнее использовать ее богатства для удовлетворения своих растущих потребностей.

Философские воззрения

Рассмотрим, как изменялись философские размышления о том, какова взаимосвязь между обществом и природой, в зависимости от исторической эпохи.

О первобытном взгляде на природу было упомянуто выше. Античные философы рассматривали природу как источник возникновения человека, как мать.

В средние века отношение к природе поменялось кардинально. Сильное религиозное влияние на все сферы жизни стало причиной возвеличивания человека как обладателя бессмертной души над «греховной» низкой природой; не поощрялось ни ее изучение в научных целях, ни творческий интерес.

Расцвет интереса к природе произошел в эпоху Ренессанса, когда воспевалось единение с природой, возврат к «золотому веку человечества».

Идеи нового времени (XVII-XVIII вв.) надолго определили отношение общества к природе. В эту эпоху бурного развития науки и промышленности такие философы, как Ф. Бэкон, говоря о том, какова взаимосвязь общества и природы, утверждали, что человек должен покорить природу, вознестись над ней. Эти идеи проявились в потребительском, хищническом отношении к окружающей среде и природным ресурсам.

В новейшее время (XX-XXI вв.) в условиях острого экологического кризиса все больший вес приобретает концепция «устойчивого развития», заключающаяся в сбалансированности всех социально-экономических процессов и эксплуатации природных ресурсов с действиями по защите и сохранению окружающей среды для будущих поколений.

Воздействие природы на развитие общества

Итак, какова же взаимосвязь общества и природы? Ответ на этот вопрос следует разделить на две части. Рассмотрим сначала одну сторону данной проблемы, т.е. влияние природы на формирование и развитие человеческого общества.

Природные условия, в частности географические и климатические, обеспеченность теми или иными ресурсами являются важным фактором развития общества. И русские (В.О. Ключевский), и зарубежные историки отмечали, например, значимость речных систем в процессе формирования государства. В частности, реки служили в первую очередь источником воды и удобными торговыми путями, способствуя компактному проживанию населения, расширению экономических связей. Такими же значимыми факторами являлись, к примеру, суровый или мягкий климат, плодородные почвы и др.

Важным моментом является также зависимость жизненных ритмов человека от естественных биологических циклов (смена дня и ночи, времен года, изменение фаз луны и т.д.).

Кроме того, нельзя не упомянуть, что несмотря на все достижения человечества, оно все еще зависит от природных сил. Каждый год стихийные бедствия уносят тысячи жизней.

Влияние человека на природу

Говоря о том, какова взаимосвязь общества и природы, стоит отметить некоторую противоречивость этих отношений. С одной стороны, чем более развито общество, тем больше природных ресурсов оно потребляет, т.е. существует проблема истощения планеты. С другой стороны, при добыче необходимых обществу ресурсов человек нарушает естественные экосистемы, что в свою очередь приводит к экологическим проблемам, которые негативно влияют на здоровье человека и условия его жизни. Таким образом, можно сказать, что чем больше человек «покоряет» природу, тем сильнее он начинает зависеть от ее состояния. Предыдущее пренебрежение к вопросам охраны природы при неограниченном потреблении ресурсов привели к экологическому кризису планетарного масштаба. И приблизительно с конца XX в. можно говорить о попытках положительного влияния человека на окружающую среду: организации систем защиты от загрязнения, охране редких и вымирающих видов растений и животных, стремлении к использованию энергосберегающих технологий и т.д.

Заключение

И все же как ответить на вопрос, какова взаимосвязь общества и природы, кратко? Важно понимать, что как бы человек ни стремился отделиться от природы, до конца это невозможно. Окружающая среда оказывает сильное влияние на развитие человеческого общества посредством географического положения, климатических условий, наличия полезных ископаемых, стихийных бедствий. А общество, в свою очередь, в погоне за прогрессом оказывает воздействие на природу, как негативное, так и «условно положительное», пытаясь исправить причиненный естественным экосистемам вред.

Частью мира является человек. С материальным миром, с природой у него сложились определенные связи и отношения. Без природы и вне природы человек не существует и существовать не может. Природа же может существовать и без человека. И, как известно, так оно довольно длительное время и было, природа существовала, не зная не только человека, но и жизни вообще. Человек появился на определенном этапе эволюции природы как продукт ее развития. Породив человека, природа вместе с тем сохранила за собой материальные основы его существования. Человек находится в постоянном контакте с природой, в зависимости от нее. Без этого контакта с природой, с миром он не может поддерживать состояние жизни, он просто умрет. Таким образом, физическая жизнь человека неразрывно связана с природой, с материальным миром.

Природа - (в широком смысле) - весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. (Универсум Вселенной).

- (в узком смысле) - совокупность естественных условий существования человеческого общества, на которую прямо или косвенно воздействует человечество.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

Во-первых, воздействие природы на общество,

Во-вторых, воздействие общества на природу.

В первом случае, природа выступает источником средств жизни (пища, вода, тепло и т.п.) и источником средств производства (металл, уголь, электроэнергия и т.п.). Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Климат, растительный и животный мир, географический ландшафт - все это первоначально влияет на жизнедеятельность общества. Кроме этого, природа в своем многообразии стимулирует развитие общества, поскольку освоение ее богатств (запасы нефти, плодородные почвы, обилие рыбы) способствует общественному совершенствованию.

Во втором случае, общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

Основные формы взаимодействия общества и природы:

Природопользование - использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека;

Охрана окружающей природной среды (ОПС) - сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов ОПС;

Обеспечение экобезопасности - защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

«Глобальные проблемы» (термин появился в конце 1960-х гг. - совокупность проблем чело­вечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.

Причины глобальных проблем :

  • активный преобразующий характер деятельности человечества;
  • противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества.


8. Главные (приоритетные) глобальные проблемы

  • Проблема мира и разору­жения, предотвращения новой мировой войны
  • Демографическая
  • Преодоление отсталости развивающихся стран
  • Продовольственная
  • Сырьевая
  • Энергетическая
  • Экологическая
  • Использования Мирового океана
  • Мирового освоения космоса

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невоз­можно решить каждую из них по отдельности: челове­чество должно решать их сообща, ради сохранения жиз­ни на планете.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет философии

Структура философского знания.. онтология философия бытия.. гносеология теория познания логика познание принципов мышления..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет философии
Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсаль

Философия и мировоззрение
Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия составляет теоретическую основу м

Специфика философского знания
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: 1. имеет очень много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат; 2

Философские школы древнего мира
1. Самой древней философской школой является Милетская (VII–V вв. до н. э.). Ее родоначальники: – Фалес – астроном, политический деятель,

Школа Пифагора
Пифагор (VI в. до н. э.) также был озабочен проблемой: «Из чего все?», но решал ее иначе, чем ми-летцы. «Все есть число», – вот его ответ. Он организовал школу, в которую входили и

Школа Сократа
Сократ (469–399 гг. до н. э.) ничего не писал, являлся близким народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры: известен нам как один из род

Жизнь и философствование Сократа
СОКРАТ (469-399 до н.э.) - великий древнегреческий философ. Внес вклад в логику своим отрицанием догматизма и использовани­ем индуктивных доказательств. Один из ро

Объективный идеализм Платона. Теория идей
Платон смог создать первую философскую систему «Объективный идеализм». Одним из первых он определил двойственную природу человека. С одной стороны, человек есть часть материального м

Философские идеи аристотеля
Аристо́тель (др.-греч. Ἀριστοτέλης) (384 до н. э., Стагир - 322 до н. э., Халкида) - древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С

Философия средних веков (периодизация, специфика, основные темы)
Философия Средних веков – это философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии. Основной частью феодальной к

Учение Фомы Аквинского о гармонии разума и веры
В вопросе об отношении веры и разума, религии и философии Фома исходил из того, что религия и философия разными способами достигают истину. Религия обретает свои истины в откровении, философия же п

Антропоцентризм и гуманизм эпохи возрождения
С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха – эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился

Материализм и эмпиризм бэкона
Материализм (от латинского materialis - вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, фи

Дуализм и рационализм декарта
Рене Декарт (1596-1650) - основатель философии Нового времени или, как его еще называют, отец современной (modern) философии. С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум,

Т.Гоббс и Д.Локк о гос-ве и естественных правах человека
Государство Гоббс рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Гоббс придерживается при

Основные идеи философии просвещения 18в
Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представлени

Этическое учение И.Канта
Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический

Объективный идеализм Г.Гегеля
Объективный идеализм - одна из осн. разновидностей идеализма. Признавая первичность духа и вторичность, производность материи, О. и. в отличие от субъективного идеализма первоосновой существующего

Антропологический материализм Л.Фейербаха
По Фейербаху, не может быть объективного мышления, абсолютной идеи, не зависимой от человека. Реальный субъект разума - человек. Мыслит лишь человек. Он продукт природы. Науки, особенно физиология,

Основные идеи марксизма
Марксизм – это философская система, занимающая промежуточное положение между классической и не классической философии. С одной стороны Маркс первый из философов отказывается от тезиса о разумной пр

Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии
Западничество - сложившееся в 1830-х-1850-х направление русской общественной и философской мысли, представители которого, отрицали идею своеобразия и уникальности исторических судеб России.

Толстой
Критикуя общественно-политическое устройство России, он уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Исторический прогресс, считал он, решал вопрос о назначении человека и см

Достоевский
В исканиях Ф. Достоевского различаются несколько периодов. 1) увлечение идеями утопического социализма (кружок петрашевцев); 2) перелом, связанный с усвоением рели

Философия общего дела федорова
Главным для Фёдорова является вопрос о жизни и смерти, о том, «почему живущее страдает и умирает». Жизнь - это насущнейшее, необходимейшее для человека; жизнь и смерть оказываются синонимами добра

Философия свободы бердяева
он рассматривает свободу как идею. Выделяет три вида свободы: иррациональную (неразумную), рациональную (исполнение морального долга), свобода проникнутая любовью к богу. Человеческая иррац. свобод

Основные идеи философии экзистенциализма
Экзистенциализм – (фр. existentialisme от лат. exsistentia - существование), «философия бытия» - направление философии в ХХ веке, здесь человек по

Понятие материи. Основные формы и свойства материи
Материя - (от лат. materia - вещество) философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Материя яв

Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение
проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы,

Специфика и основные формы чувственного и рационального познания
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Для него характерны: - непосредственность (прямое воспроизведение объекта); - наглядность и

Специфика научного познания. Формы и методы научного познания
Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоя- щее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга. В чем их главные различия? 1. У науки свой, особый набор объек

Понятие диалектики принципы и законы диалектики
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод Ø принцип развития,(движение основной атр

Альтернативы диалектики
Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философски

Общество как предмет философского исследования
Различают философские подходы к изучению общества: 1. Материалистический (исходным пунктом объяснение всех общественных процессов выступает материальное производство(экономика)) 2

Философия как аксиология. учение о ценностях
Аксиоло́гия (от др.-греч. ἀξία - ценность) - теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценносте

Культура как предмет философского анализа шпоры
Культура - совокупность религий, традиций, материальных и духовной жизни. Культура это мир человека, только ему свойственный способ деятельности, в процессе которого он одухотворяет созданные им пр

Основные подходы к проблеме человека в истории философии
Первые представления о человеке возникают задолго до формирования самой философии. На на­чальных этапах истории людям были присущи мифологические и религиозные формы самосозна­ния. В преданиях, ска



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...