Способы преобразовательной деятельности. технологический процесс

Современная жизнь требует новой работы с содержанием образования. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается: функции мобильного телефона, набор товаров в магазине, инструкции к новой технике, поиск в интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.. Требуется умение отбирать главное в море информации. Этому противоречит традиционное массовое восприятие процесса обучения: «все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания»

Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • ориентацию на результаты образования, цель которого – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Классическая система образования имеет традиционный взгляд: «Основная задача школы – дать хорошие прочные знания» А в соответствии с новыми Стандартами основной педагогической задачей становится – организация деятельности учеников: развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач, прогресс в личностном развитии, умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.

Достичь нового результата возможно, внедряя СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Используя современные педтехнологии учителю необходимо организовать деятельность учащихся.
Позиция учителя должна быть следующей: к классу не с ответом (готовыми знаниями, умениями, навыками), а с вопросом. Знания обучающихся должны стать результатом их собственных поисков. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Достичь этих целей можно, используя метод проектов.

Проектная технология – современная образовательная технология: «обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании». Позволяет ученикам: моделировать собственную деятельность, обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы, делать выводы и заключения, добиваться определенного результата, приобретать знания самостоятельно в поиске, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, исполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника)

Если выпускник приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни в современном обществе.

Учебный проект

Этапы работы методом проектов

1 этап – погружение в проект
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формулирует: Осуществляет:
проблему проекта личностное присвоение проблемы
сюжетную ситуацию вживание в ситуацию
цель и задачи принятие, уточнение и конкретизации цели и задач
2 этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает: Осуществляют:
организовать группы разбивку на группы
распределить задания в группах распределение ролей в группе
спланировать деятельность по решению задач проекта планирование работы
возможные формы презентации результатов выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3 этап – осуществление деятельности
Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:
консультирует учащихся по необходимости каждый в соответствии со своим заданием и сообща
ненавязчиво контролирует консультируется по необходимости
дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость «добывают» недостающие знания
репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов готовят презентацию результатов
4 этап – презентация
Подводит итоги обучения: Демонстрируют:
обобщает и резюмирует полученные результаты понимание проблемы, цели и задач
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение умение планировать и осуществлять работу
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе найденный способ решения проблемы
рефлексию деятельности и результата
дают взаимооценку деятельности и ее результативности

Наиболее значимым и важным является 1 этап проектирования – погружение в проект.
Это первый шаг в работе, именно этот этап чаще всего представляет наибольшую трудность и от его грамотного планирования зависит дальнейшая деятельность. Определить проблему поставить цель, конкретизировать задачи, спланировать мероприятия и прогнозировать результат помогает метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований»

МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ

«Зеркало прогрессивных преобразований»

1. Постановка проблемы: рост заболеваемости СПИДом
Формулировка проблемы, темы и построение «дерева проблем» – причины нерешения проблемы

2. Причины:
(формулировка начинается с «не…», «нет…»)

Ситуация «плюс»

3. Цель проекта:

Цели – э то наиболее общие утверждения типа: создать дополнительные источники информации о СПИДе

4. Задачи – конкретные и поддающиеся измерению результаты работы Вашего проекта.

Задачи – это возможные улучшения ситуации, формулируются относительно причин «нерешения проблемы».

5. Мероприятия – те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых результатов, для решения задач: как будет выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; кто ответственные, чем будут заниматься исполнители;

  • Результат/продукт: создание источников информации о заболевании
  • Критерии результативности: сроки, финансирование, ответственные
  • Анализ ресурсов: достаточно ли времени для осуществления проекта, полное ли финансирование, источники информации, работники службы и т.д.

Задание: Рассмотреть пример проблемы «Низкий уровень результатов ЕГЭ» (работа в группах, рефлексия)

Список лтературы:

  1. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/И.Г. Захарова. – М., 2005.
  2. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А.В. Хуторской. – М., 2005.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. – М., 2006.

1.4. Формирование технологической культуры школьников

Одной из задач ОО «Технология» является формирование технологической культуры школьников. Научно-технический прогресс связывают в первую очередь с развитием различных технологий. Поэтому повышение технологической культуры признается во всем мире одной из важнейших задач.

Культура (лат.) – в буквальном переводе означает «возделывание», «обработка». Это не просто совокупность материальных и духовных ценностей. Культура выражается также в способах создания, распределения и потребления этих ценностей. Культура носит исторический характер, культурную среду создает человек.

Одной из разновидностей общей культуры является технологическая культура . В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в ходе которой проявляются его знания, умения, навыки и творческие способности. Технологическая культура является фундаментальным компонентом общей культуры.

Вхождение страны в технотронный век сопровождается повышением роли технологической культуры в жизни любого члена общества. Это вызвано массовым внедрением современных технологий в производство и быт.

Технологическую культуру можно рассматривать в социальном (широком) и личностном (узком) планах.

В социальном плане технологическая культура – это уровень развития общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве.

В личностном плане – это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира.

Таким образом, под технологической культурой следует понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека и общества, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства, а также уровень овладения человеком способами познания себя и окружающего мира, позволяющий ему участвовать в современных технологических процессах и обеспечивающий гармоничное взаимодействие человека с другими людьми, природой и технологической средой, то есть их «гуманное партнерство» .

Компонентами технологической культуры можно считать технологическое мировоззрение, технологическое мышление, технологическое образование, технологическую эстетику, технологическую этику.

Технологическое мировоззрение составная часть научного мировоззрения, в основе которого лежит система технологических взглядов на мир, природу, общество, человека.

Технологическое мышление – это мыслительная способность человека к преобразующей деятельности по сохранению материальных и духовных ценностей, обобщенное и опосредованное отражение индивидом техносферы. Технологическое мышление направлено на поиск оптимальных средств преобразования материи, энергии и информации в нужный для него продукт.

Технологическое образование – это организованный процесс и результат обучения и воспитания, целью которого является формирование готовности к преобразовательной деятельности. Технологическое образование включает в себя технологические знания, умения и навыки; технологически важные качества личности, т.е. потенциальные или актуальные свойства человека, необходимые для успешного овладения преобразовательной деятельностью.

Технологическая эстетика – это эстетическое отношение человека к средствам, процессу и результату преобразовательной деятельности, которое выражается в дизайнерских знаниях, умениях, навыках и способностях преобразовывать технологическую среду по законам красоты.

Технологическая этика – это способность индивида оценивать соответствие создаваемых техносистем нормам «этического партнерства». Этика рассматривает соотношение действий отдельного человека и последствий этих действий для «этического партнерства».

Преобразовательная деятельность – это специфический способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его своим целям.

Преобразовательную деятельность можно рассматривать на различных уровнях:

– микроуровень – микротехнологии, операционные и подетальные технологии;

– мезауровень – это технологии производства различных технологических систем, технических устройств;

– макроуровень – преобразовательные процессы в различных сферах человеческого бытия, производства, транспорта;

– мегауровень – технологии на мегауровне рассматриваются как средства преобразования вещества, энергии, информации, обеспечивая ступенчатость эволюционного процесса на Земле. Главная цель – познать законы, закономерности, средства преобразовательных процессов вещества, энергии и создать такие оптимальные преобразователи, которые позволят сохранить баланс вещества и энергии.

Способы преобразовательной деятельности

В каждой технологии используются различные способы преобразовательной деятельности. Это совокупность средств, методов и приемов преобразования материалов, сырья, энергии и информации.

Различают следующие способы преобразовательной деятельности:

1. Орудийные – использование различных орудий труда.

2. Вербальные и невербальные – использование сигналов, символов, цифр, кодов и пр.

3. Мыслительные и проектные – при переработке информации.

4. Механические – воздействие на предмет труда.

5. Химические – изменение предмета труда за счет химических реакций.

6. Биологические – предметы труда изменяются под воздействием биохимических процессов, происходящих в живых организмах.

7. Энергетические – осуществляются благодаря использованию электрической, ядерной, химической и других видов энергии.

8. Информационные – использование в технологических процессах электронно-вычислительной техники и информационной базы данных .

Таким образом, актуальными проблемами технологического образования являются: формирование технологической культуры, творческого преобразующего мышления с учетом испо льзования преобразовательных способов, не наносящих вреда природе, человеку, обществу. В развитых странах вопросы обеспечения технологической безопасности возводятся в ранг государственных, а технологическая подготовка школьников рассматривается в качестве важнейшего компонента учебных планов, она всемерно расширяется и укрепляется.

Характер образования, устанавливающий приоритет способа над результатом деятельности, в корне меняет деятельность человека, его созидательную направленность. Нацеленность такой деятельности на получение оптимального результата при наименьших затратах, прежде всего, меняет мышление человека, поднимая его до уровня технологического.

Технологическая подготовка, технологическое образование рассматриваются в качестве основы широкой подготовки национальных кадров, жизненно необходимых для подъема темпов экономического роста.

Использование современных технологий определяется не столько развитием материальной базы промышленности, сколько духовно-нравственным состоянием общества, готовностью молодого поколения производить, усваивать и практически использовать новые знания, приборы, материалы, технологии.

1.5. Модернизация российского образования

В 2001 году Правительством РФ была утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Модернизация – это усовершенствование, обновление, изменение в соответствии с требованиями современности. Модернизация системы образования предусматривала его качественное изменение. «Либо мы сделаем качественный скачок в образовании, либо мы потеряем будущее поколение».

Предполагалось введение предпрофильной подготовки и профильного образования в 10 – 11-х классах. По результатам опроса профориентация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства учащихся (70 %).

В перспективе решающим становится уровень общей образованности населения, а в долгосрочном плане качество «человеческого капитала» будет одним из главных препятствий экономического развития. Растущие информационные потоки и высокотехнологические производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, способных переключаться с одного вида деятельности на другой, владеющих обширными коммуникативными умениями и навыками.

Государственные стандарты общего образования – документы, содержащие нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса. Основные функции данных до куме нто в:

– обеспечение равных возможностей для всех граждан при получении качественного образования;

– единство образовательного пространства в РФ;

– защита обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;

– преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования.

Государственные стандарты общего образования являются основой разработки федерального компонента базисного учебного плана, образовательных программ, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам, объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений, их деятельности и др.

Государственные стандарты общего образования включают три компонента: федеральный, региональный (национально-региональный) и компонент образовательного учреждения. Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации. Он был утвержден Министерством образования РФ в 2004 году.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования вводился с 2005 / 06 учебного года в 9-м классе для организации предпрофильной подготовки; с 2006 / 07 учебного года в – 1, 5 и 10-м классах. Поэтапный период введения стандарта должен был завершиться в 2010 году.

Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

– освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

– овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

– развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

– воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей – деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

– получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

В связи с введением профильной подготовки пересмотрен базисный учебный план по технологии (приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г.). Концептуальная идея разработки нового содержания предмета состояла в развитии функциональной грамотности учащихся, то есть способности быстро осваивать разнообразные технологические средства и адаптироваться к различным видам деятельности.

По новому базисному учебному плану изучение технологии должно начинаться с 1 – го класса. В 1 – м и 2-м классах по 1 часу в неделю и по 2 часа в 3 – м и в 4-м классах. В 1 – м и 2-м классах могут быть объединены дисциплины – «Искусство (ИЗО)» и «Технология (Труд)» – для преподавания интегрированного предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» по 2 часа в неделю.

В 5 – 7-х классах на изучение технологии выделено по 2 часа в неделю, в 8-м – 1 час в неделю. Второй час предмета «Технология» в этом классе передан в национально-региональный компонент. Его рекомендовалось использовать на изучение технологий, распространенных в регионе, с целью профессионального самоопределения учащихся. В 9-м классе 2 часа учебного предмета «Технология» переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся .

С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд».

Базовым для направления «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Для направления «Технология. Обслуживающий труд» базовыми разделами являются разделы – «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария». Для направления «Технология. Сельскохозяйственный труд» базовыми разделами являются – «Растениеводство» и «Животноводство». С учетом сезонности работ в сельском хозяйстве базовые разделы дополняются разделами одного из направлений: «Технология. Технический труд» или «Технология. Обслуживающий труд».

Каждое из трех направлений технологической подготовки обязательно включает в себя следующие разделы: «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

В каждом из разделов обязательного минимума содержания образования независимо от выбранного направления технологического обучения предусмотрено наличие ряда сквозных тематических линий:

– культура и эстетика труда;

– безопасность технической деятельности;

– получение и использование информации в текстовой и графической форме с использованием ЭВМ;

– элементы прикладной экономики и предпринимательства;

– мир профессий, средства и методы формирования жизненных и профессиональных планов;

– влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

– тенденции развития техники и технологии.

Обновление содержания связано с расширением вариативности изучения предмета «Технология», предоставляет учителю свободу выбора объектов труда и технологий с целью более полного учета интересов учащихся, возможностей школы и требований современной жизни. В содержание образования включен материал, направленный на подготовку школьников к практической деятельности в условиях рыночной экономики, на освоение современных и перспективных технологий.

В начальной школе большое внимание уделялось формированию у школьников базовых знаний и умений, способов трудовой деятельности, а также развитию глазомера, мелкой моторики рук, пространственного воображения.

В средней школе сделан упор на овладение специальными знаниями и умениями, что является необходимым для участия в созидательном труде и осознанного выбора в дальнейшем профиля обучения.

В старшей школе впервые разведено содержание подготовки по технологии для базового (универсального) и технологического профилей обучения.

Деятельностный характер обучения в образовательном стандарте реализуется через освоение разнообразных способов практических деятельности по изготовлению личностно и общественно значимых продуктов труда. Содержание технологических процессов, составляющих основу стандарта, позволяет осуществлять обучение школьников на объектах различной сложности и трудоемкости, согласуя их с возрастными особенностями учащихся и уровнем их общего и технологического образования, возможностями выполнения правил безопасного труда и требований охраны здоровья.

Для развития творческих способностей учащихся предусмотрено их вовлечение в проектно-конструкторскую и дизайнерскую деятельность по созданию различных изделий.

Таким образом, сущность технологической подготовки можно выразить следующим определением: это процесс подготовки учащихся к практической деятельности на основе формирования в их сознании технологической картины мира как важнейшего элемента мировоззрения и развитие таких качеств личности, как преобразующее мышление и творческие способности.

Это может быть достигнуто при соблюдении следующих условий:

– воспитание потребности в труде, осознанного, творческого отношения к нему;

– развитие значимых для технологической деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.) способностей;

– формирование профессионализма в сочетании с широким по литехническим образованием, позволяющим применять свои знания и способности в иных сферах технологического пространства;

– включение учащихся в трудовые (производственные) отношения;

– воспитание культуры личности во всех ее сферах;

– создание оптимальных условий для овладения учащимися современными знаниями в экономике;

– формирование гибких умений, позволяющих учащимся быстро осваивать новые виды труда;

– воспитание самостоятельности, инициативности, предприимчивости, готовности принимать нестандартные решения.

Как специфический вид интеллектуальной деятельности преобразующее мышление непосредственно связано с решением задач на основе научных знаний. Задача формирования такого мышления в своей основе должна решаться в процессе технологического образования.

Каковы же методы и организационные формы формирования преобразующего мышления учащихся? Во-первых, формирование преобразующего мышления должно проводиться с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Оно основывается на использовании современных методов поиска решений различных задач: мозговой штурм, метод морфологического анализа и синтеза, метод сфокусированных объектов, функционально-стоимостный анализ и пр.

Овладение современными методами преобразовательной деятельности базируется на целом ряде сформированных и формирующихся в процессе педагогического воздействия политехнических умений. К ним относятся такие умственные действия, как умение оценивать собственную деятельность и ее результаты на основе рефлексии; быстро переходить с одного уровня обобщения на другой, замечая сначала целое, а затем частности; формировать образ оптимального конечного результата трудовой деятельности; вести трудовую деятельность с учетом маркетинговых и экономических прогнозов и др.

Существует принципиальное отличие технологической подготовки от трудового обучения: учебное целеполагание при подготовке к труду всегда направлено на развитие у учащихся способностей выполнять трудовые действия в идеальных условиях осуществления технологического процесса (В. М. Казакевич).

Но знания, умения, навыки, которые ученик получил в процессе обучения на идеальной модели технологического процесса, часто оказываются несопоставимыми с реальными производственными и жизненными ситуациями.

Такой подход означает необходимость соблюдения специфических требований к содержанию предмета «Технология» и к его учебно-методическому обеспечению. Важно формировать гибкие, мобильные знания, а также умение применять их в нетипичных ситуациях на третьем уровне усвоения (в соответствии с выделяемыми в методике трудового обучения уровнями усвоения).

При изучении различных технологических процессов нужно выделять подобные по характеру проявления, составляющие основу трудовой деятельности человека, то есть функциональный инвариант технологии. Следует научить школьников функциональным методам познания, так необходимым в любом виде деятельности, то есть алгоритму преобразовательной деятельности.

Эффективность технологической подготовки учащихся зависит от комплекса организационно-педагогических условий. Ведущее место отводится методам и средствам, направленным на усвоение нового учебного материала.

В основу обучения технологии положен проектный метод, способный связать воедино решение многих проблем.

Социально-экономические преобразования, происходящие во всех сферах общественной жизни нашей страны, быстрое развитие науки и техники, смена технологий приводят к тому, что человеку за время своей трудовой деятельности приходится несколько раз переквалифицироваться, менять профессию.

Каждый работник должен быть морально готов к таким изменениям. От него требуется не только высокая квалификация, хорошее знание своего дела, но и предприимчивость, деловитость, творческий подход к решению вопросов, многофункциональность, которая характеризует сложностью, множественностью и разнообразием выполняемых функций.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Тёткинская средняя общеобразовательная школа №2»

Глушковского района Курской области

Рассмотрено на заседании

МО учителей естественно-математического цикла

МКОУ «Тёткинская СОШ №2»

Протокол от 26.08.2016 г. №1

Руководитель МО: ______

Н.М. Маценко

Принято на заседании

педагогического совета

МКОУ «Тёткинская СОШ №2»

Протокол от 29.08.2016 г. №1

Председатель ______

Т.М. Коровяковская

Утверждено приказом по МКОУ «Тёткинская СОШ №2»

Приказ от 01.09.2016 г. № 1 – 165

Директор школы: ______

Т.М. Коровяковская


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО ТЕХНОЛОГИИ

10 – 11 КЛАССЫ

2016 – 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

Базовый уровень

Составлена на основе учебной программы по технологии, автор - В.Д. Симоненко М.,

Вентана – Граф. 2010 год

Программу составила Зарецкая Тамара Михайловна

п. Тёткино

2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

    федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

    приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

    примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).

    приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 № 379 « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год ».

Изучение технологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о составляющих технологической культуры, научной организации производства и труда, методах творческой деятельности, снижении негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

- овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учётом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

- развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов и услуг; к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

- воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

- подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг; к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

В соответствии с ОБУП на изучение курса «Технология» в 10-11 классах выделяется 35 часов ежегодно (по 1 часа в неделю.), на изучение тем НРК.

Рабочая программа 10-11 класса включает в себя следующие разделы: «Технологическая культура и профессиональная деятельность», «Технология проектирования и создания материальных объектов», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Творческая проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности обучающихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.

Разделы учебного курса.

10 класс

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Проектная деятельность

Профессиональное определение и карьера

Итого:

11 класс

п/п

Наименование раздела

Количество часов

Технологическая культура и профессиональная деятельность

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

Проектная деятельность

Производство, труд технологии

Итого:

Содержание учебного курса.

10 класс (35 часов) 1ч. в нед.

11 класс (35 часов) 1ч. в нед.

Технологическая культура и профессиональная деятельность

Организация производства

Технология как часть общечеловеческой культуры. Влияние технологий на общественное развитие. Составляющие современного производства.

Основное понятие темы: орудия труда, прогресс, образ жизни, технический прогресс, социальный прогресс.

Технологическая культура. Основные составляющие культуры труда работника. НОТ. Эстетика труда.

Основные понятия темы: ускорение прогресса, компьютерные технологии, Интернет, интерактивное телевидение, спутниковая связь.

Творческое проектирование

Проектная деятельность

Тематика творческих проектов. Уровень сложности творческого проекта. Обоснование выбора. Этапы выполнения творческого проекта. Оформление дизайн-папки. Критерии оценивания.

Основные понятия темы: тематика, обоснование выбора, дизайн-папка.

Технологии проектирования и создания материальных услуг и объектов

Технологический процесс производства тканей

Швейное материаловедение, его цели и задачи. Волокно – пряжа - ткань. Классификация швейных материалов по способу получения, по способу применения. Классификация швейных материалов по волокнистому составу.

Основные понятия темы: швейное материаловедение, волокно, пряжа, ткань, волокнистый состав.

Строение и свойства тканей

Влияние волокнистого состава на свойства швейных материалов. Факторы, определяющие строение ткани. Ткацкие переплетения и их влияние на свойства тканей. Нетканые материалы.

Основные понятия темы: ткацкие переплетения, нетканые материалы.

Ассортимент тканей

Ассортимент тканей для женской легкой одежды

Основные понятия темы: ассортимент

Рабочие органы швейных машин. Типы передач. Механизмы передачи и преобразования движений.

Челночный стежок, процесс его образования. Взаимодействие рабочих органов машины. Устройство шпульного колпачка.

Основные понятия темы: типы передач, механизмы, кинематические схемы, рабочие органы, шпульный колпачок.

Построение схемы фигуры

Назначение схемы построения фигур. Каноны и модули в построении фигур. Вертикальные и горизонтальные сечения. Конструктивные пояса. Схемы фигур пропорциональной и стилизованной. Стилизация и условности при построении фигур.

Основные понятия темы: канон, модуль, сечения, конструктивные пояса, стилизация.

Классификация фигур человека. Понятие о типовой фигуре. Размерные признаки типовых фигур: правила измерения, условные обозначения. Мерки для построения чертежей плечевых изделий. Прибавка, определение и условное обозначение. Минимально необходимые и декоративно- конструктивные прибавки.

Основные понятия темы: классификация фигур, пропорции тела, типовая фигура, мерки, прибавки.

Этапы построения чертежа основы плечевого изделия по Единому методу конструирования, их характеристика, цели. Порядок предварительного расчета конструкции. Правила построения базисной сетки чертежа основы. Порядок и правила построения чертежа спинки и полочки. Оформление контурных линий. Особенности построения изделий прямого силуэта.

Основные понятия темы: основа плечевого изделия, единый метод конструирования, базисная сетка.

Техническое моделирование

Конструктивное моделирование, его роль в создании моделей плечевых изделий (блузок, платьев, жакетов и др.). Конструктивные линии в одежде, их назначение. Основные способы технического моделирования (нанесение фасонных линий, коническое расширение, параллельное расширение).

Основное понятие темы: конструктивные линии, силуэт, способы технического моделирования.

Основные понятия темы: плечевая группа, полочка, спинка, рукав.

Способы обработки вытачных деталей

Виды вытачных деталей, способы из обработки. Способы, технологическая последовательность и приемы обработки вытачных деталей одежды (шлёвки, пояса, клапаны, погоны, хлястики, пояса)

Основные понятия темы: хлястик, шлевка, пояс.

Обработка прорезных карманов

Основные понятия темы: прорезной карман, клапан, листочка, долевик, «в рамку»

Обработка манжет

Виды манжет. Технология обработки манжет. Применение клеевых материалов. ТУ. ВТО. Контроль качества.

Основные понятия темы: манжета, клеевой материал.

Обработка воротников

Виды воротников. Технология обработки одинарных и двойных воротников. Применение клеевых материалов. ТУ. ВТО. Контроль качества.

Основные понятия темы: одинарный воротник, двойной воротник, воротник-стойка, отложной воротник, воротник-шаль, английский воротник.

Основные виды стежков

Основные виды стежков: тамбурный, узелки, роза, завиток с капелькой. Технология выполнения основных стежков.

Основные понятия темы: канва, основа.

Выбор рисунка или разработка эскиза. Условные обозначения стежков на эскизе. Работа над изделием.

Основные понятия темы: эскиз, условное обозначение.

Окончательная отделка изделия.

Основные понятия темы: уход за изделием, оформление в рамку.

Декупаж

Основные понятия темы: декупаж, акриловые краски, кракелюр.

Основные понятия темы: акриловые красители, кракелюрный лак.

Основные понятия темы: сушка, доводка.

Творческое проектирование

Проект

Оценка проделанной работы. Защита проекта. Критерии оценки проекта. Рекламный проспект изделия. Экологическая и экономическая оценка. Презентация проекта.

Основные понятия темы: защита проекта, рекламный проспект, презентация.

Технологическая культура, её сущность и структура

Сущность понятия «культура». Основные виды культуры. Взаимосвязь материальной и духовной культуры. Понятие «технология». Преобразовательная деятельность человека. Определение технологической культуры. Основные виды технологий. Основные компоненты технологической культуры. Роль технологической культуры в общей культуре человека и общества.

Основные понятия темы: культура, виды культуры, культурная среда, технология, технологическая культура,

Планетная система Земли. Определение «техносферы». Составляющие техносферы. Основные особенности современного технологического мира, их последствия и проблемы.

Основные понятия темы: планетная система Земли, естественная природа, общество, техносфера.

Технологический процесс

Характеристика уровней преобразовательной деятельности. Способы преобразовательной деятельности. Характеристика способов преобразовательной деятельности. Структурные компоненты технологического процесса. Необходимость технологической документации.

Основные понятия темы: преобразовательная деятельность, уровни преобразовательной деятельности, способы преобразовательной деятельности, технологический процесс, технологическая операция, технологический переход, технологическая документация.

Технологии доиндустриального и индустриального производства

Основные виды архаичных технологий, их характеристика. Основные отрасли сельского хозяйства. Историческое развитие земледелия. Особенность ремесленных технологий. Основные составляющие технологии ремесленного производства. Сущность технологий индустриального производства.

Основные понятия темы: архаичные технологии, сельскохозяйственное производство, земледелие, животноводство, ремесленник, ремесло, кустарное производство, технологии индустриального производства.

Современные технологии материального производства

Технологии АПК. Сферы АПК. Универсальные перспективные технологии. Арттехнологии.

Основные понятия темы: агропромышленный комплекс, технологии АПК, фермерское хозяйство, акционерное общество, универсальные технологии, вычислительная техника, волоконная оптика. Лазерная технология, электролучевая технология, плазменная технология, арттехнологии.

Требования к уровню подготовки

обучающихся.

В результате изучения технологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

    влияние технологий на общественное развитие;

    составляющие современного производства товаров или услуг;

    способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:

    способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;

    основные этапы проектной деятельности;

    источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;

уметь

    оценивать потребительские качества товаров и услуг;

    изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;

    составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;

    использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;

    проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;

    организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;

    выполнять изученные технологические операции;

    планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;

    уточнять и корректировать профессиональные намерения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня :

    проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;

    решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;

    самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Отметка «5» ставиться, если полностью соблюдались правила трудовой и технической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам - бережное, экономное.

Отметка «4» ставиться, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправлялись самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности.

Отметка «3» ставиться, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, организации рабочего места.

Отметка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, правил техники безопасности, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

Отметка «5» ставиться, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «4» ставиться, если приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «3» ставиться, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ.

Отметка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие виды работ, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме учащегося или поломке инструмента (оборудования).

Качество изделий (работы)

Отметка «5» ставиться, если изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка выполнена в соответствии с требованиями инструкционной карты или по образцу.

Отметка «4» ставиться, если изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого.

Отметка «3» ставиться, если изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное.

Отметка «2» ставится, если изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует образцу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия.

Норма времени (выработки)

Отметка «5» ставиться, если задание выполнено в полном объеме и в установленный срок.

Отметка «4» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 10%.

Отметка «3» ставиться, если на выполнение работы затрачено времени больше установленного по норме на 25%.

Отметка «2» ставится, если на выполнение работы затрачено времени против нормы больше чем на 25%.

10-й класс

35ч/год (1ч/нед.)

п/п

Тема урока.

Дата

Тип

урока

Вводимые

понятия.

Практическая работа.

0борудование

Задание

на дом

Проектная деятельность

Организа-ционный

Сбор сведений и анализ требований к проектируемому изделию.

Экономика отрасли и предприятия

Комбиниро-ванный

Легкая промышленность. Экономика отрасли. Предприятия.

Сообщения обучающихся

Сообщение

Основы технологической культуры

Комбиниро-ванный

Подготовка к тесту

Технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг

Изучение нового материала

Подкладочные материалы: ассортимент, свойства. Режимы обработки

Прокладочные материалы: виды, физико-механические и технологические свойства, назначение

Ткань, ножницы

Подготовить вопросы

Материалы для соединения деталей

Комбиниро-ванный

Нитки швейные: классификация, номера, применение.

Материалы клеевые: виды, свойства, применение

Изучение свойств, составление коллекции

Нитки швейные, материалы клеевые

Сообщение

Отделочные материалы и фурнитура

Комбиниро-ванный

Классификация отделочных материалов, назначение и применение в одежде. Классификация фурнитуры. Назначение и применение

Изучение свойств. Составление коллекции

Фурнитура

Нитки,

ножницы,

иголки.

Составление коллекции

Уход за швейными изделиями и материалами

Комбиниро-ванный

Способы чистки, правила хранения. Значение правильного ухода за швейными материалами и изделиями

(Машиноведение)

Характеристика и конструктивные особенности швейных машин

Комбиниро-ванный

Виды классификаций швейных машин. Механизм иглы. Механизм нитепритягивателя.

Работа с кинематическими схемами

Швейная машина

Работа со схемами

Основы художественного проектирования)

Изучение нового материала

Понятие о формообразовании отдельных деталей одежды (воротников, рукавов, застёжек

Построение деталей одежды

воротники, рукава, застёжки

Доработать элемент

Силуэтные формы костюма

Комбиниро-ванный

Понятие: одежда, костюм, гардероб, ансамбль. Виды костюмов. Характерные особенности костюма разных исторических периодов.

Построение силуэтных форм костюма

Виды костюмов.

Доработать элемент

(Основы конструирования и моделирования одежды)

Комбиниро-ванный

Этапы построения чертежа основы плечевого изделия по единому методу конструирования, их характеристика, цели.

Предварительный расчет.

Построение базисной сетки

Карандаш,

линейка.

Сообщение

Построение чертежа плечевого изделия

Комбиниро-ванный

Порядок и правила построения чертежа спинки и полочки. Оформление контурных линий.

Построение прямого и силуэта

Карандаш,

линейка.

Сообщение

Построение чертежей воротников

Комбиниро-ванный

Виды, формы воротников. Необходимые измерения и расчеты. Этапы построения чертежей воротников: стойка, отложной, английский

Построение чертежей различных воротников

Карандаш,

линейка.

Подготовка к тесту

Техническое моделирование

Закрепление

Конструктивное моделирование, его роль в создании моделей плечевых изделий. Конструктивные линии в одежде, их назначение.

Сообщение

(Технология изготовления женской одежды)

Детали изделий плечевой группы

Комбиниро-ванный

Детали изделий плечевой группы ЛЖО. Терминология деталей кроя изделий, контурных линий деталей и срезов. Конструктивные особенности деталей одежды.

Работа с деталями кроя

Доработать

Комбиниро-ванный

Обработка застежек с отрезными подбортами

Работа по технологическим картам -

Технологические карты.

Работа с картами

17/18

Обработка горловины в изделиях без воротников

Комбиниро-ванный

Обработка воротников одинарных и двойных

Технологические карты.

Работа с картами

Обработка низа рукавов

Комбиниро-ванный

Обработка низа рукавов

Работа по технологическим картам - обработка узлов

Технологические карты.

Работа с картами

Комбиниро-ванный

Использование отделочных элементов в одежде

Работа по технологическим картам - обработка узлов

Технологические карты.

Работа с картами

Аппликация. Технология Выполнения.

Комбиниро-ванный

Аппликация. Виды аппликации. Необходимы инструменты и материалы. Разработка эскиза.

Разработка эскиза

Аппликация. Виды аппликации.

Доработать эскиз

Перевод эскиза. Раскрой деталей.

Комбиниро-ванный

Выбор ткани, перевод эскиза. Крепление разными способами.

Выбор материалов

Виды материалов.

Доработать эскиз

Окончательное оформление изделия.

Комбиниро-ванный

Окончательное оформление изделий украшенных аппликацией. Оформление паспарту. Изготовление рамки.

Работа над изделием

Доработать эскиз

24/25

Защита проекта

Комбиниро-ванный

Защита проектов

Защита проектов

Защита проектов

26/27

Защита проекта

Комбиниро-ванный

Защита проектов

Защита проектов

Защита проектов

Защита проекта

Проверка и оценка знаний

Защита проектов

Защита проектов

Защита проектов

Профессиональный состав сервисных предприятий.

Комбиниро-ванный

Роль науки, новой техник и технологии в изменении содержания и характера трудовой деятельности специалиста в швейной промышленности.

Оценивание уровня технологической подготовки обучающихся. Деловая игра "Прием на работу

Сообщение

Региональный рынок труда

Закрепление

Региональный рынок труда и его конъюнктура. Региональные центры трудоустройства. Формы и порядок найма и увольнения с работы..

Сообщение

Пути получения профессионального образования

Проверка и оценка знаний

Система подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров в условиях экономических реформ.

Региональный рынок образовательных услуг.

Знакомство с предприятиями сферы услуг

Итоговое занятие.

Календарно-тематическое планирование

11-й класс

35ч/год (1ч/нед.)

п/п

Наименование раздела.

Тема урока.

Дата

Тип

урока

Вводимые

понятия, теоретические знания.

Практическая работа.

Оборудование

Задание

на дом

Технологическая культура и профессиональная деятельность

Организа-ционный

Технология как часть общечеловеческой культуры. Влияние технологий на общественное развитие.

Составление схемы

Сообщение

Технологическая культура и культура труда

Комбиниро-ванный

Технологическая культура. Основные составляющие культуры труда работника.

Работа с текстом учебника

Подготовить вопросы

Технологическая кулитура.

Проектная деятельность

Комбиниро-ванный

Обсуждение проектных творческих работ.

Тест

Технологии проектирования и создания материальных объектов.

Изучение нового материала

Швейное материаловедение, его цели и задачи. Волокно-пряжа-ткань. Классификация швейных материалов по способу получения, по способу применения.

Определение нитей основы и утка.

Составление коллекций

Строение и свойства тканей

Комбиниро-ванный

Влияние волокнистого состава на свойства швейных материалов. Факторы определяющие строение ткани.

Определение по внешним признакам вида ткани.

Составление коллекций

Влияние волокнистого состава. Строение и свойства тканей

Ассортимент тканей

Урок закрепление

Ассортимент тканей для ЛЖО.

Составление коллекции тканей

Коллекции тканей

Оборудование

Общее устройство швейных машин

Комбиниро-ванный

Рабочие органы швейных машин. Типы передач. Механизмы передачи и преобразования движений. Челночный стежок, процесс его образования.

Заправка ниток, уход за швейной машиной

Коллекции тканей

Доклад,создание шв.машины

Основы художественного проектирования

Построение схемы фигуры

Изучение нового материала

Назначение схемы построения фигур. Каноны и модули в построении фигур. Вертикальные и горизонтальные сечения. Конструктивные пояса.

Работа с утюжильным оборудованием

Утюг.

Размерные признаки для проектирования одежды

Комбиниро-ванный

Классификация фигур человека. Понятие о типовой фигуре. Размерные признаки типовых фигур: правила измерения, условные обозначения.

Снятие мерок

Схемы

Итоговое тестирование на тему «Размерные признаки проектирования»

Построение основы чертежа прямого силуэта

Комбиниро-ванный

Этапы построения чертежа основы плечевого изделия по Единому методу конструирования, их характеристика, цели.

Построение чертежа основы прямого силуэта

Доработать элемент

Техническое моделирование

Комбиниро-ванный

Конструктивное моделирование, его роль в создании моделей плечевых изделий (блузок, платьев, жакетов и др.).

Моделирование основы прямого силуэта

Доработать элемент

Детали изделий плечевой группы изделий

Комбиниро-ванный

Название деталей изделий плечевой группы изделий.

Работа с инструкционными картами

Работа с картами

Обработка прорезных карманов

Комбиниро-ванный

Виды карманов. Способы их разметки и обработки. Технология обработки прорезных карманов: с клапаном, с листочкой, в рамку. ТУ. ВТО. Контроль качества.

Работа по инструкционным картам

Образцы карманов, нитки,

ножницы,

иголки

Работа с картами

Обработка манжет

Комбиниро-ванный

Виды манжет. Технология обработки манжет. Применение клеевых материалов. ТУ. ВТО.

Доработать элемент

Разработка эскиза. Технология вышивки

Комбиниро-ванный

Виды воротников. Технология обработки одинарных и двойных воротников. Применение клеевых материалов.

Работа по технологическим картам.

Иголки, нитки, образцы воротников

Доработать элемент

Окончательная отделка изделия

Урок закрепление

Окончательная отделка изделия. Оформление в рамку. Уход за вышитым изделием.

Работа по технологическим картам –

Сообщение

Декупаж

Изучение нового материала

Кратки е сведения из истории рукоделия. Применение декупажа в оформлении современного интерьера. Необходимые инструменты и материалы для декупажа.

Сообщение

Технология выполнения техники декупаж

Комбиниро-ванный

Технология выполнения техники декупаж. Обработка поверхности акриловыми красителями. Обработка поверхности кракелюрным лаком. Обработка поверхностей салфетками. Искусственное старение поверхности.

Работа по технологическим картам – обработка отдельных узлов

Сообщение

Окончательная отделка изделия

Закрепление

Сушка изделия. Доводка изделия. Обработка акриловым лаком.

Работа по технологическим картам – обработка отдельных узлов

Подготовка к контрольной работе

2930

Проект.

Комбиниро-ванный

Оценка проделанной работы. Защита проекта. Критерии оценки проекта. Рекламный проспект изделия.

Защита проекта.

Проект

Производство, труд, технологии

Технологическая культура.

Изучение нового материала

Сущность понятия «культура». Основные виды культуры. Взаимосвязь материальной и духовной культуры.

Работа с текстом учебника

Сообщение

Технологическая среда жизнедеятельности человека

Комбиниро-ванный

Планетная система Земли. Определение «техносферы». Составляющие техносферы.

Характеристика способов преобразовательной деятельности

Технологический процесс.

Комбиниро-ванный

Характеристика уровней преобразовательной деятельности.

Описание технологических процессов

Сообщение

Технологии доиндустри

ального и индустриального производства

Комбинированный

Основные виды архаичных технологий, их характеристика. Основные отрасли сельского хозяйства. Историческое развитие земледелия. Особенность ремесленных технологий.

Работа с текстом учебника

Итоговое занятие.

Комбинированный

Список литературы

для учителя

    Маркуцкая С.Э. Технология: обслуживающий труд. Тесты 5-7 кл./Маркуцкая С.Э. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 128с.

    Неделя технологии в начальной и средней школе: праздники, посиделки./Авт.-сост. Павлова О.В. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127с.

    Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл. /Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003.-208с.

    Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. Сасовой И.А. – М.: Вентана-Графф, 2003.-296с.

    Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко/Авт.-сост. А.Н.Бобровская. – Волгоград: Учитель, 2005. – 171с.

    Технология: конспекты уроков, элективные курсы: 5-9 класс/Составитель Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова. – М.: 5 за знания, 2006. – 208с.

    Технология: Кожа- вторая жизнь вещей. (конспекты занятий, материалы к урокам в 9-10 классах)/Автор – составитель Т.Ф.Софьина. – Волгоград: Учитель, 2004. – 47с.

    Технология. 5-11 классы (вариант для девочек): Развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко./авт.-сост. Е.А.Киселёва и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 111с.

    Технология. 5-11 класс: предметные недели в школе/Авт.-сост. Володина Е.Д., Суслина В.Ю. – Волгоград: Учитель, 2008. – 156с.

Список литературы

для обучающихся

    Д.Г.Хессайон. Всё о комнатных растениях.- М.: «Кладезь - Букс», 2003. – 255с.

    Еременко Т.И., Заболуева Е.С. Художественная обработка материалов: технология ручной вышивки/книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2000. - 160с.

    Зименкова Ф.Н. Технология. Справочное пособие для общеобразовательных школ. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 192с.

    Изделия из кожи. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 78с.

    История костюма. /Серия «Учебники 21 века»/ Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с.

    Сюзи О.Рейли. Вязание на спицах и крючком. /Уроки детского творчества/ - СПб. «Полигон».1998. -31с.

    Чернякова В.Н. Творческий проект по технологии обработки ткани. Тетрадь для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.- 16с.

Основные понятия технологии

При переходе к технологическому образованию изменяется и понятийный аппарат дисциплин трудовой подготовки. Поэтому учителю необходимо освоить основные понятия технологии, и грамотно использовать их при подготовке и проведении занятий.

Основным теоретическим положением в образовательной области Технология является определение понятия «технология».

Термин «технология» произошел от греческого «техне» - искусство, мастерство, умение и «логос» - слово, учение, наука. В Древней Греции термином «техне» обозначали процесс и результат деятельности, которые отличались наилучшим порядком действий, приводящим к оригинальному высококачественному результату. На философском уровне «технологию» определяют как учение о наилучшей (оптимальной) деятельности, как о процессе, так и о ее результатах

Само понятие «технология» до недавнего времени трактовалось как совокупность знаний о способах и процессах обработки и переработки материалов . В последнее время сфера применения технологии, как уже отмечалось, значительно расширилась, как объективная реальность технология является интегрированной системой жизнеобеспечения человека и общества, поэтому теперь к технологии относят всю совокупность методов и средств воздействия на материальный мир и его преобразование. Технологию стали рассматривать и как науку «о преобразовании и использовании материи, энергии, информации по плану человека» .

В школе Технология – интегративная образовательная область, синтезирующая научные знания из математики, физики, химии, биологии и др. и показывающая их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека .

Разнообразие определений, которые говорят о технологии как о виде деятельности, как о науке, как о направленном процессе, как о способе деятельности позволяет сделать вывод о том, что ее можно рассматривать в более узком смысле - на эмпирическом уровне. В этом случае технология представляет собой отдельные звенья преобразовательной деятельности – микроструктуры. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостный технологический процесс (изготовление салата, изготовление фартука, изготовление мягкой игрушки и др.).

Специфический человеческий способ отношения к миру, предполагающий вовлеченность человека в процесс целенаправленного творческого преобразования мира, рассматривается традиционно как деятельность (Рис. 1). Технологию в обычном истолковании и понимают как преобразующую деятельность человека. В связи с этим в числе базовых в технологическом образовании рассматривают понятие «деятельность».

Анализ характера и областей деятельности человека показывает, что она в современном обществе становится все более упорядоченной и рациональной, т.е. технологичной. От современного человека, как субъекта деятельности, требуется все более высокий уровень развития его способностей и умение использовать их в сфере быта, досуга, услуг и т.д.

Преобразование в широком понимании - это изменение, переход к лучшему. Под преобразованием в технологии понимают процессы, в которых изменяется форма или внешний вид и физические свойства материала. Процесс преобразования можно рассматривать как отдельные звенья процесса производства - от добычи сырья до получения из него готового продукта. Процесс преобразования имеет все компоненты деятельности. Результатом этой деятельности у школьников являются новые знания и представления о производстве. Наглядно процесс преобразования можно представить в виде схемы (Рис. 3).

Технологическую деятельность можно рассматривать на разных уровнях: в сферах производства - профессиональный уровень; на этапе подготовки к производительному труду – допрофессиональный уровень; на этапе появления и развития зачатков технологической деятельности - начальный уровень, соответствующий дошкольному и младшему школьному возрасту.

На начальном уровне технологическая деятельность формируется на примере преобразования доступных материалов, заготовок, информации, изготовления объектов труда с помощью доступных средств труда, в процессе которой усваивается логика построения конкретных технологических процессов и технологические знания, умения и навыки.

Если рассматривать понятие «технология» в широком смысле, то термины «преобразовательная деятельность» и «технологическая деятельность» можно использовать как синонимы.

Технологическая деятельность имеет свои отличительные характеристики. Наиболее характерные черты ее выделил Е.М. Муравьев . Перечислим наиболее важные из них.

Первой существенной чертой технологической деятельности является сознательная целесообразность. Целесообразность технологической деятельности определяется потребностью в данном продукте труда.

Вторая существенная черта, в связи с этим, состоит в производстве конкурентоспособного продукта труда.

Третьей чертой технологической деятельности является экологическая целесообразность, то есть оценка деятельности людей с точки зрения безопасности труда и охраны окружающей среды.

Четвертая черта – экономическая целесообразность. Планируя технологическую деятельность необходимо учитывать все затраты и соотнести их с предполагаемыми доходами.

Следовательно, целесообразность – это главный и характерный признак технологической деятельности.

Опираясь на теорию деятельности и, учитывая перечисленные признаки, можно представить структуру технологической деятельности (Рис. 2). В структуре технологической деятельности, таким образом, можно выделить компоненты, присущие любой другой деятельности:

    мотивация деятельности и выделение ориентиров деятельности (ориентировочные, технологические действия);

    выполнение деятельности, т.е. преобразование исполнителем наиболее оптимальным способом предметов труда с помощью соответствующих средств труда (исполнительские, технические действия);

    оценка результатов труда (действия контроля и действия коррекции).

Анализ понятий «производственный процесс» и «технологическая деятельность» позволяет представить компонентную структуру простейшего технологического процесса (Рис.3). Данная схема отражает лишь в общих чертах логику организации сложнейшего производственного процесса. Рассмотрим, каким образом технологическая деятельность реализуется в рамках производства продуктов потребления.

Любой производственный процесс, связанный с преобразованием, имеет две части – технологическую и трудовую . Та часть производственного процесса, которая предшествует непосредственному выполнению трудовых движений и действий представляет его технологическую часть (организационный или ориентировочный компонент технологической деятельности).

Главной целью технологической части производства является его организация, выбор оптимальных способов, методов и приемов преобразования предметов труда в продукты потребления (п остановка целей, выбор действий, которые предстоит выполнить, определение способов и средств достижения целей ).

Деятельность по организации технологического процесса представляет ее мотивационную, целевую часть по созданию объекта труда, поэтому включает три элемента.

    Представление о выполнении предстоящих действий, которое формируется на основе выделения ориентиров деятельности. Данный компонент включает в себя анализ образца будущего изделия или его изображения в виде чертежа, схемы, рисунка, дающий возможность выделить ориентиры будущей преобразовательной деятельности.

    Конструирование ориентировочной основы, формирующееся на основе разработки метода осуществления предстоящей деятельности. Данный компонент включает планирование работы, разработку необходимого технического оснащения проекта по созданию объекта труда.

    Кодирование и декодирование информации, которое осуществляется на основе моделирования предстоящих действий. Данный компонент включает в себя имитацию предстоящих действий с помощью их описания, рассказа, инструктирования или показа.

Таким образом, для реализации этой части процесса производства необходимо освоить политехнические, конструкторско-технологические, общетехнологические, т.е. универсальные знания и умения.

Технологический процесс можно рассматривать как основную часть процесса производства непосредственно связанную с преобразованием продукта производства в продукт потребления. Он складывается из переходов от одной трудовой операции к другой, которые, в свою очередь, состоят из трудовых движений и действий.

Совокупность действий осуществляемых исполнителем в процессе создания материальных ценностей или при выполнении определенных функций в других сферах человеческой деятельности называют трудовым процессом. Таким образом, часть производственного процесса, в которой совершаются действия по преобразованию предметов труда орудиями труда, относится к его трудовой части (исполнительскому (техническому) компоненту ). К предметам труда относят сырье, материалы, заготовки и т.п. К орудиям труда относят станки, инструменты, приспособления и др. К продуктам потребления, соответственно, - конкретные готовые изделия. Для реализации трудовой части процесса производства необходимо освоить политехнические и технологические знания, общетрудовые и специальные умения.

Все части технологического процесса строятся на основе ясного представления о результате деятельности и постоянного контроля и оценки его элементов, как на завершающем этапе, так и на промежуточных этапах процесса изготовления объектов труда, так как неточные действия на производстве приводят, в конечном итоге, к изготовлению бракованной продукции. Для реализации этой части процесса производства необходимо освоить знания по дизайн-спецификации (нормы и требования по изготовлению конкретных объектов труда), способы контроля и оценки деятельности.

Каждая часть производственного процесса делится на более мелкие звенья, требующие освоения разнообразных методов и приемов труда. Анализ учебных и методических пособий по трудовому обучению и технологии показывает, что такие понятия как метод, прием, способ, действие, движение, операции в разных пособиях трактуются неоднозначно.

Рассмотрим интересующие нас более подробно.

Трудовым приемом в производстве называют совокупность законченных трудовых действий, выполняемых без перерыва и имеющих частное целевое назначение для осуществления операций .

Как поясняют авторы «Дидактики технологического образования» , методы, способы и приемы, выражают закономерности и правила выполнения трудовых движений и операций, а не сам их ход, поэтому их следует рассматривать при характеристике технологической части производства, а не трудовой. С позиции образа выполнения действий, прием представляет собой не компонент процесса действия, а форму его осуществления, которая может быть выражена в мыслительном плане или в виде соответствующего описания действий конкретного субъекта. Поэтому, овладеть приемом выполнения действия человек может, не совершая самого трудового действия, а лишь имитируя его.

В разных условиях труда одинаковые по целям операции и разными людьми осуществляются при помощи разных приемов. Индивидуальные приемы труда можно представить не только как образ действия конкретного исполнителя, но и как обобщенное описание правил и порядка выполнения деятельности, в них можно обнаружить отличительные и сходные характеристики, которые у разных исполнителей имеют незначительные отличия. Такое объективированное описание приемов труда называют способом труда , идеальной программой, планом осуществления любым исполнителем деятельности, которая позволит оптимально выполнить соответствующий переход, технологическую операцию или технологический процесс.

Способ труда определяет виды, сочетание и последовательность составляющей созидательной деятельности любого исполнителя. Полная совокупность способов труда в заданных условиях и составляет методику труда .

Следовательно, можно сказать, что совокупность приемов в технологии выступает как совокупность методов, то есть путей, способов достижения поставленных целей, движения вперед, технология определяется эффективностью этого продвижения и оптимальностью выбранных путей и способов.

Трудовой операцией называют элемент трудовой деятельности, направленной на достижение конкретной цели. Предметом трудовой операции является трудовой прием, трудовые движения и действия рабочего, рационализация его труда.

Технологической операцией называют часть технологического процесса, непрерывно выполняемую на одном и том же рабочем месте, при обработке одного и того же продукта производства. Предметом технологической операции является деталь, уменьшение затрат на ее обработку.

Трудовым движением называют однократное и однородное непрерывное перемещение всего рабочего или его корпуса, ног, рук, кисти рук и пальцев с целью взять, переместить, совместить, освободить предмет или подержать его в состоянии покоя.

Трудовым действием называют осуществление комплекса трудовых движений, осуществляемых без перерыва одним или несколькими рабочими органами человека. Действия, в то же время, рассматривают как компоненты умения, которые так же разделяют на элементарные, состоящие из элементарных действий и движений (навыки) и сложные, состоящие из комплекса движений или действий (умения). Это различие не противоречит друг другу, а является взаимным дополнением и разным этапом в развитии умений.

В начальных классах дети не могут еще участвовать в реальных условиях производства. На уроках технологии не представляется возможным осуществить процессы добычи и переработки сырья в производственных масштабах. Поэтому, производственный процесс на данном этапе трудовой подготовки, рассматривают на эмпирическом уровне, т.е. как простейший технологический процесс. На уроках технологии учителю предоставляется возможность для моделирования лишь отдельных компонентов процесса производства.

Успешное осуществление даже простейшего технологического процесса зависит от опыта созидательной деятельности . Он представляет собой знание о технологическом процессе, средствах и организации труда, способность человека сопоставить свои знания и навыки с заданными условиями и средствами труда, предвидеть отклонения в технологическом процессе и устранить их для получения наилучших результатов.

Структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву)

Постановка целей, выбор действий, которые предстоит выполнить

Трудовые Трудовые действия Трудовая

Движения операция


СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слово "технология" происходит от древнегреческого "techne " - искусство, мастерство, умение и "logos " - учение, наука. Таким образом, технология буквально - наука о мастер­стве, искусстве.

К технологии как к науке могут быть применены различ­ные подходы.

Философский - технология рассматривается как мас­терство, искусство, как наука о преобразовании вещества, энер­гии и информации по плану и в интересах человека, включая необходимые для этого методы и средства. Можно выделить несколько способов анализа технологии: техника и человек - антропология, техника и природа - натуралистическая онтоло­гия, техника и бытие - онтология (понятия техники и техноло­гии иногда совпадают),

Межпредметный - технология как интегрированная об­ласть знаний о способах преобразования материи, энергии и информации в интересах человека. Она интегрирует знания ос­нов наук (физики, химии, биологии и др.), показывая их прак­тическое применение. Следовательно, образовательная область "Технология" - это прикладная область знаний;

Обобщающий - технология как наука о способах произ­водства в конкретных сферах человеческой деятельности;

Эмпирический - технология как наука о конкретных технологических процессах, как определенная последователь­ность производственных операций и действий, обеспечиваю­щих изготовление конкретных товаров и услуг (технология из­готовления космического корабля, пошива платья, изготовле­ния стола, приготовления салата и т.д.).

Под деятельностью понимается "специфический для че­ловека способ отношения к внешнему миру, состоящий в пре­образовании и подчинении его человеческим целям". Дея­тельность человека социально обусловлена и строится в соот­ветствии с законами объектов. Она определена предметом и в то же время с ее помощью предмет выделяется как отличный от нее. Поэтому человеческую деятельность К. Маркс назвал предметной. По своему содержанию деятельность есть произ­водство материальных и духовных благ, создание условий для развития общества и самого человека.

Преобразовательная деятельность - это специфический для человека способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его своим целям.

Преобразовательная деятельность может рассматриваться на различных уровнях:

Здесь явно проявляется действие закона перехода количе­ственных накоплений в новое качественное состояние. Можно сделать вывод, что энергия солнца, преобразуясь на Земле в форму неорганического и органического ряда веществ и преоб­разователей энергии и веществ, доходит до своего совершенст­ва - создания человека, как преобразователя вещества и энер­гии, преобразователя и накопителя информации. Именно ра­зумный Человек может стать спасителем Земли от ее разруше­ния избыточной энергией, он же может и усилить разрушение планеты Земля.

Генеральная цель технологии на мегауровне - познать за­коны, закономерности, средства преобразовательных процес­сов вещества, энергии в другие виды и создать такие оптималь­ные преобразователи, которые позволяют сохранять баланс вещества и энергии.

Эту сверхзадачу может выполнить только гуманная про­изводительная сила трудовой деятельности общества. "Следовательно, труд как созидатель потребительных стоимо­стей, как полезный труд, есть независимое от всяких общест­венных форм условие существования людей, вечная, естествен­ная необходимость: без него не был бы возможен обмен ве­ществ между человеком и природой, т.е. не была возможна са­ма человеческая жизнь" (К. Маркс).

Именно через труд, человек, человечество творит и пре­образует нашу естественную и искусственную среду.

В мегатехнологии осуществляется неоднократное, перма­нентное преобразование вещества, энергии и информации. От­метим, что:

Вещество в процессах преобразуется, переходя из одно­го состояния в другое, сохраняет свою массу и после преобра­зования (закон сохранения массы);

Энергия в процессах преобразуется из одного вида в другой, и общая сумма энергий до и после процессов сохраня­ется (закон сохранения энергии);

Информация порождается в процессе преобразования вещества и энергии, свидетельствует о формах и количестве преобразований и накапливается в соответствующих формах на носителях (человеческая память, технические устройства и др.) (закон накопления информации).

Технологии на макроуровне рассматривают преобразова­тельные процессы в различных сферах человеческого бытия (материальной и духовной культуры), отраслях м производств. На макроуровне можно выделить следующие виды технологий.

Технологии в производственных отраслях

Технологии в непроизводствен­ных отраслях

Универсальные технологии

Энергетические технологии. Тех­нологии метал­лургии. Техноло­гии машино­строения. Техно­логии строитель­ства. Технологии легкой промыш­ленности. Техно­логии сельскохо­зяйственного производства. Технологии пере­возки грузов. Технологии связи и др.
Педагогические технологии. Техно­логии проведения научных исследо­ваний Художест­венные технологии. Медицинские тех­нологии. Техноло­гии торговли. Тех­нологии бытового, художественного и информационного обслуживания. Тех­нологии перевозки пассажиров. Техно­логии управления (менеджмента) и др.
Технологии позна­вательной деятель­ности. Технологии трудовой деятель­ности и предпри­нимательства. Тех­нологии художест­венного и техниче­ского творчества. Технологии обще­ния Технологии игровой деятель­ности. Технологии досуговой дея­тельности. Инфор­мационные техно­логий и др.

Технологии на мезауровне - это технологии производства различных технических систем и устройств: станков, тракто­ров, холодильников и т.д.

Микротехнологии - это операционные и подетальные тех­нологии. Они предусматривают изготовление технических сбо­рочных единиц, выполнение различных технологических опе­раций: посев зерновых, фрезерование зубьев шестерен, выбор программы, приготовление блинов и т.д.

В каждой из этих технологий используются различные способы преобразовательной деятельности.

Способ преобразовательной деятельности - это совокуп­ность средств, методов и приемов преобразования материалов, сырья, энергии и информации. В зависимости от этих, средств, методов и приемов различают следующие способы преобразо­вательной деятельности.



Мыслительные и проектные способы используются при переработке информации, поиске наилучшего решения про­блем, выдвижении гипотез, разработке и выполнении проектов.

Механический способ охватывает такие технологические процессы, которые совершаются благодаря механическому воздействию на предмет труда. Например, резание, рубка, со­единение деталей винтами, прессование и т.п.

Химическим способом осушествляются технологические процессы изменения предметов труда за счет химических реак­ций (химическая, электротехническая промышленность, сель­ское хозяйство и др.).

Биологические способы характеризуются тем, что предмет труда изменяется под воздействием биохимических процессов, происходящих в живых организмах. Эти способы широко рас­пространены в ряде отраслей промышленности (пищевая, хи­мическая, легкая), металлургии и др.

Энергетические способы охватывают такие технологиче­ские процессы, которые осуществляются благодаря использо­ванию электрической, ядерной, световой и других видов энер­гии. Например, получение меди, алюминия путем электролиза и т.д.

Информационные способы предполагают использование в технологических процессах электронно-вычислительной тех­ники и информационной базы данных.

В ряде технологий используются комбинации рассмот­ренных выше способов.

Примерами комбинированных технологий могут служить генная инженерия, электромеханический метод нанесения за­щитных и декоративных покрытий на металлы, электрофизиче­ские способы обработки деталей и др.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...