Внутригрупповые отношения студентов. Развитие студенческой группы, характеристика студенческого коллектива

Психологические особенности студенческой группы, ее структура.

Студенческая группа является элементом педагогической системы. Функции управления он осуществляет через обратную связь: преподаватель - группа, группа - преподаватель (куратор). В психологии даже есть понятие групповой субъект - общность людей с соответствующими характеристиками.
Студенческая группа - общность автономная и самодостаточная. Она способна сама решать свои внутренние проблемы, а ее активность связана с социальной жизнью института (факультета), университета, решением социальных вопросов (как пример, студенческие строительные отряды, участие в работе органов студенческого самоуправления и т.п.).
Студентов в академической группе объединяет:
общая цель и задачи профессиональной подготовки;
совместная учебно-профессиональная деятельность;
связи делового и личностного характера (активное участие каждого студента в жизни группы - хорошая школа достояние должного опыта жить и работать в любом производственном коллективе);
однородность состава группы по возрасту (поздняя юность или ранняя взрослость);
высокая осведомленность друг о друге (и об успехах, и о личной жизни);
активное взаимодействие в процессе коммуникации;
высокий уровень студенческого самоуправления;
ограниченный сроком обучения в вузах время существования группы.
Между студентами устанавливаются, во-первых, функциональные связи, которые определяются распределением функций между студентами как членами группы, во-вторых, эмоциональные связи, или межличностные коммуникации, которые возникают на основе симпатий, общих интересов. В этой связи в студенческой группе может быть такая структура:
1. Официальная подструктура, которая характеризуется целевым назначением группы - профессиональная подготовка, содействие становлению личности будущего специалиста. Она основывается на авторитетности официального руководителя - старосты, назначаемый дирекцией (деканатом), а также других руководителей, осуществляющих ролевое управление группой, организуют деловые отношения между членами группы (профорг, культорг, редактор и др.). - Это деловая сфера взаимоотношений.
2. Неофициальная подструктура возникает тогда, когда происходит разделение группы на микрогруппы, которые возникают на основе одинаковых интересов, проявления эмпатии, симпатии друг к другу - это эмоциональная сфера взаимоотношений.

Студенческая академическая группа за период своего существования развивается и проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется качественными особенностями таких параметров:
направленность поведения и деятельности членов группы;
организованность членов группы;
коммуникативность членов группы.
Целостными характеристиками студенческой группы являются следующие показатели:
интра-и интегрупова активность;
психологический микроклимат в группе (эмоциональный статус);
референтнисть группы - значимость, авторитетность ее для членов группы;
руководство и лидерство;
сплоченность и др..
По этим показателям определяют следующие стадии развития студенческой группы:
1-я стадия - номинальная группа, которая имеет лишь внешнее, формальное объединение студентов по приказу ректора и списком дирекции (деканат);
2-я стадия - ассоциация - начальная межличностная интеграция, первичное объединение студентов по общим признакам.
3-я стадия - кооперация, на которой социально-психологическая и дидактическая адаптация студентов почти завершилась. Оказываются неофициальные организаторы, авторитетные активисты группы. За ними закрепляются социальные установки и руководство внутренней жизнью группы.
Общее требование к группе на этой стадии такая: проявлять чуткость к товарищам, взаимоуважение, помогать друг другу и др.. Только при таких социально-психологических условий группа достигнет высшего уровня своего развития.
4-я стадия - студенческая академическая группа становится коллективом.
В каждой группе безпервно происходит взаимообмен социально-психологической информации.
Групповые нормы - совокупность правил и требований, выработанных группой, регулирующих поведение ее членов.
Групповой настроение-общее эмоциональное состояние, которое царит, преобладает в группе, создает эмоциональную атмосферу в ней..
Групповая сплоченность - определяется мерой приверженности группы ее членов.
Самоутверждение - каждый член коллектива осознает себя его частью и пытается занять и удержать в нем определенную позицию.
Коллективистское самоопределение - хотя каждый студент имеет определенную свободу на индивидуальное суждение в группе, однако для него наиболее значимой является коллективное мнение, групповая оценка, а руководством к действию является групповое решение.
Причины противоречий в студенческом коллективе могут быть такие:
неадекватная оценка партнера;
завышенная самооценка отдельных студентов;
нарушение чувства справедливости;
искажение отдельным студентом информации о другой;
авторитаризм лидера группы в целом или отдельной микрогруппы;
некорректное отношение друг к другу;
просто недоразумение друг с другом.
Виды внутригрупповых конфликтов:
конфликт ролей - неадекватное выполнение социальных ролей;
конфликт желаний, интересов и т.д.;
конфликт норм поведения, ценностей, жизненного опыта.


Студенческая группа как разновидность социальной организации может развиваться от своих простейших форм - диффузной или номинальной к высшей - коллектива. В каждой студенческой группе такое развитие проходит свой неповторимый путь. Но, к сожалению, не каждая из них достигает при этом уровня сплоченного коллектива.

Поскольку каждая студенческая группа в тот или иной момент находится на определенном уровне своего развития, рассмотрим критерии, по которым определяют уровень его социальной зрелости. А. Лутошкін и Л. Уманский предлагают для этого использовать такие показатели, как организационное единство, психологическая единство, подготовленность группы, нравственная направленность.

Организационная единство группы заключается в ее способности к делового объединения для решения общегрупповых практических задач. Признаками организационного единства является согласованное взаимодействие и взаимопомощь членов группы, их стремление к сотрудничеству как внутри группы, так и с другими объединениями в высшем учебном заведении или вне его.

Психологическая единство - это общее настроение, тон группы, который создает эффект защищенности для каждого ее члена. Тремя сторонами психологического единства академической группы выступают интеллектуальная, эмоциональная и волевая. Интеллектуальная сторона проявляется в способности находить общий язык, приходить к одинаковых суждений и выводов из важнейших вопросов групповой и позагрупової деятельности, понимать общую ответственность за нее. Эмоциональная сторона характеризует общую атмосферу взаимоотношений, уровень дружелюбия, взаимной толерантности к недостаткам других. Волевая сторона психологического единства группы отражает способность ее членов преодолевать препятствия, настойчиво продвигаться к цели, мобилизовать силы в трудные моменты, сдерживать в интересах группы свои чувства.

Подготовленность группы включает в себя опыт совместной деятельности, который накопила группа, приобретенные ею умение действовать всем вместе. Понятно, что подготовленность группы как интегральное образование органично сочетает личный опыт, знания и умения всех ее членов. Но это вовсе не означает, что подготовленность членов всегда свидетельствует о подготовленности групповую: одновременное пребывание студентов на занятиях хотя и создает условия для совместной деятельности, но еще не является показателем подготовленности группы.

Нравственная направленность групповой деятельности является одной из важнейших характеристик уровня социальной зрелости группы. Студенческая группа может быть сплоченной, подготовленной к совместной деятельности, сосредоточивать усилия на преодолении трудностей, но назвать ее коллективом можно будет лишь тогда, когда ее направленность будет совпадать с моральными нормами высшего учебного заведения и общества в целом. Следовательно, для анализа моральной направленности группы следует проанализировать ее моральные ценности и ведущие мотивы деятельности.

Когда группа незнакомых абитуриентов образует студенческую группу, то сначала она является диффузной.

В процессе совместной учебной деятельности студенческая группа начинает развиваться. И в зависимости от того, как и в какой степени представлены в студенческой группе описанные выше показатели, можно сделать вывод об уровне, которого она достигла в своем развитии.

Номинальная группа . Она уже имеет определенное название, но существует лишь формально, поскольку ее члены еще не вступили в совместную деятельность, которая способна опосередковувати отношения между ними.

Группа-ассоциация . На этой стадии начинается совместная жизнедеятельность группы, возникают первые признаки образования коллектива. В такой группе уже существует официальная структура, общая цель деятельности, но деятельность отдельных студентов имеет преимущественно индивидуальный характер, в них еще отсутствует потребность работать сообща решать групповые задания.

Группа-корпорация . Характеризуется более четко очерченной общей целью и единством действий. Сотрудничество, активное взаимодействие членов группы создают групповой опыт общения, подготовленность в определенном виде деятельности, однако психологического единства еще нет.

Важно отметить, что группа-корпорация может иметь как просоциальную так и антисоциальную направленность. Традиционно в отечественной социально-психологической литературе группы-корпорации просоциального направления определяют термином «группа-кооперация». Студенческая группа, которая находится на этом уровне развития отличается сложившейся организационной структурой, достаточно высоким уровнем сотрудничества студентов, межличностные отношения в ней имеют деловой характер. А термин «группа-корпорация» употребляется преимущественно для обозначения групп с антисоциальной направленностью, которые хотя и отличаются организационной и психологической единством, но проявляют при этом явные признаки группового эгоизма, отчуждены от других групп, противопоставляют себя им. Как видим, такая трактовка не совсем совпадает с общепринятой международной терминологии.

Отметим, что относительная автономизация группы является одним из условий ее самопродвижения к единству, к коллективу. Именно на этом этапе студенты группы идентифицируют себя с ней («моя группа»). Но чрезмерная автономизация часто выступает проявлением антисоциального направления совместной деятельности.

Коллектив - следующий уровень развития межличностных отношений в группе. Она может стать коллективом, если взаимодействия и взаимоотношения студентов группы опосередковуватимуться общими целями, задачами совместной деятельности, личностно-значимым содержанием этой деятельности. Інтергрупова активность, что возникает в коллективе, имеет значительное влияние как на членов самой группы, так и на другие студенческие группы высшего учебного заведения. Если студенческая группа в своем развитии достигает уровня коллектива, то она становится референтной для ее членов, то есть такой, на мнение которой они обращают внимание в первую очередь.

По мере того, как студенческая группа проходит путь своего развития, в ней появляются формальные и неформальные лидеры. Роли формальных лидеров выполняют избраны или назначены старосты, профорги и другие должностные лица группы, на которых возложено исполнение обязанностей, установленных в данном высшем учебном заведении. Сегодня, к сожалению, нет единства в определении ролевых функций формальных лидеров студенческих групп. В роли неформальных лидеров выступают студенты, пользующиеся в группе особым авторитетом. От них в значительной мере зависит психологический климат в группе, самочувствие ее членов, а также признанные в ней моральные нормы. В академической группе с высоким уровнем развития повышаются требования к каждого отдельного ее члена и особенно к лидерам.

Развитие взаимоотношений студенческого коллектива и личности проходит через несколько стадий.

Первая стадия - адаптация субъекта как члена новой группы. Прежде чем реализовать свою потребность проявить себя как личность, он должен усвоить действующие в группе нормы (моральные, учебные и др.) и освоить приемы и средства деятельности, которыми обладают все другие ее члены. Через это у него возникает объективная необходимость «быть таким, как все», что достигается за счет субъективно пережитой потери тех или иных индивидуальных черт.

Вторая стадия - индивидуализация . Она заключается в обострении противоречий между достигнутым результатом адаптации (тем, что студент стал «таким, как все») и потребностью студента в максимальном проявлении себя как неповторимой личности, которая имеет свою индивидуальность, которая при этом не удовлетворяется. Студент начинает искать способы и средства для выражения своей индивидуальности, для демонстрации ее в группе.

Третья стадия - интеграция личности в группе: студент сохраняет только те индивидуальные черты, соответствующие необходимости и потребностям группового развития, а также собственную потребность осуществить значимый вклад в жизнь группы. Группа при этом в определенной степени меняет свои групповые нормы, впитывая те черты студента, которые признаются группой как ценностно-значимые для ее развития. Так происходят взаимные превращения личности и группы.

Если студенту не удается преодолеть трудности адаптации, то в него могут сформироваться такие качества как конформность, безынициативность, может появиться невпевність в себе, что приводит к занижению самооценки. Если студент прошел стадию адаптации и начинает на второй стадии предъявлять группе такие свои индивидуальные различия, что отбрасываются ней через несоответствие ее потребностям, то это может привести к развитию у него негативизма, агрессивности, подозрительности, неадекватной завышенной самооценки. В студента, который успешно проходит стадию интеграции в высокоразвитой группе, формируется развитое колективістичне самоопределение. Если же группа, в которую входит индивид, имеет асоциальное направленность, то в него могут развиться соответствующие асоциальные черты.

Действенным средством развития личности отдельных студентов, а также академических групп в целом выступает студенческое самоуправление.

Действительно, в условиях самоуправления цели деятельности и личности, и группы, выходя за их пределы, делают их открытыми системами, обеспечивая тем самым их развитие. Совместная деятельность, направленная на разрешение противоречий между личностью (академической группой) и администрацией вуза (общественными организациями) приводит к формированию новых свойств и качеств личности будущего специалиста. Так, отношения ответственной зависимости, которые складываются между членами студенческого коллектива в условиях самоорганизации, способствуют становлению таких личностных качеств, как чувство долга, ответственность за порученное дело, настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе самостоятельной постановки и решения жизненно важных задач у членов студенческого коллектива формируются инициативность и самостоятельность, развиваются творческие и интеллектуальные способности. Расширение деловых контактов с представителями администрации высшего учебного заведения и общественных организаций благоприятно отражается на формировании навыков делового общения и организаторской деятельности. При этом в коллективе создается особый социально-психологический климат, что стимулирует активность личности в области эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции.

Изложенное свидетельствует, что становление личности студента происходит в академической группе, которая находится на определенном этапе своего развития. Характер развития личности в значительной мере обусловлен уровнем развития группы, к которой личность включена и в которую она интегрирована. В академических группах, которые достигли в своем развитии уровня коллектива, существуют благоприятные условия для формирования у студентов положительных качеств личности, необходимых современному специалисту.

Взаимодействие студентов со своим окружением

дипломная работа

1.1 Студенческая группа

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Юность - пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального "я" с реальным. Но идеальное "я" еще не выверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности .

Личность в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп "по принадлежности к ним", либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями. Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая также представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов. Такие особенности студенческой группы как "проводника" знаний и как личностно формирующей среды, детерминируют интерес к студенческой группе со стороны различных наук.

Многие аспекты поведения человека в группе рассматривали социальные философы античности. Эти исследования послужили прочным фундаментом в изучении социальной группы в последующем .

На основе большого статистического материала и результатов собственных психологических экспериментов античные философы исследовали поведение человека в социальной группе (производственный коллектив, семья и т.д.), сделали попытки выявления и научного обоснования различных форм и методов управления социальными группами на производстве. Ими были рассмотрены причины и способы повышения эффективности взаимодействия членов группы, этапы формирования группового взаимодействия, а также апробированы различные методики изучения групповых процессов. Однако, социально-психологическая сущность и структура такого феномена как "студенческая группа" не получили достаточного развития в их исследованиях.

А мы рассмотрим "студенческую группу" как группу, которая в социальной психологии относится к малым группам.

Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных социальных общностей. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.

Малая группа -- это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время .

В нашем случае студенты объединены общей целью: получение знаний в вузе на протяжении пяти лет. Каждый день они встречаются на парах, общаются, взаимодействуют между собой.

Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.

Условные группы -- это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т.д.

Реальные группы -- это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Естественные -- это группы, реально существующие в обществе. Лабораторные -- это группы, созданные в интересах их научного изучения.

Формальные группы -- это группы, которые имеют официально заданную извне структуру.

Неформальные группы -- это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, уставами. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

Слаборазвитые группы -- это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования. Высокоразвитые группы -- это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, высокоразвитой системы отношений, организации, сплоченности и т.д.

Диффузные группы -- это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

Референтные (эталонные) группы -- это группы, на которые люди ориентируются в своих интересах, личностных предпочтениях, симпатиях и антипатиях.

Нереферентные группы (группы членства) -- это группы, в которых люди реально включены и трудятся .

Студенческая группа относится к формальной группе, так как они подчинены одной структуре - уставу университета, в котором учатся. У студентов есть определенные обязанности и права, определенно установленное время, в которое происходит их взаимодействие и общение.

Система межличностных отношений в силу своей внутренней психологической обусловленности (симпатия или антипатия; безразличие или неприязнь; дружба или вражда и другие психологические зависимости между людьми в малой группе) складывается порою стихийно. Она в большинстве случаев организационно не оформлена, особенно в начальный период существования. Между тем значение ее очень велико, поэтому следует изучать ее и осмысливать, поскольку на основе межличностных отношений формируются все остальные компоненты психологии малой группы: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствия; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение. Все они обусловливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизмы формирования и саморазвития малой группы .

В ходе межличностных отношений осуществляются самоутверждение личности в группе, оценка своих достоинств в сравнении с достоинствами остальных членов группы с целью раскрыть свои возможности, проявить себя, определить свою роль в группе.

Характер развития межличностных отношений в малой группе может быть очень многосторонним, а порой и противоречивым. В них проявляется множество разнообразных коллизий, ситуаций, отражающихся на поведении, действиях, поступках, самочувствии и настроении не только того или иного члена группы, но и всей группы в целом, на ее сплоченности и результатах деятельности. Могут, например, стихийно складываться неформальные микрогруппы, возникшие вследствие различных причин и предпосылок, носящие положительную или отрицательную направленность, имеющие ту или иную степень влияния на людей. В любом случае их появление является закономерностью развития межличностных отношений, которую всегда нужно принимать во внимание и учитывать .

Психологи рассматривают студенческую группу как социально-психологическую систему, обладающую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами и подчеркивают значение создания комфортной среды для оптимального развития личности будущего специалиста и актуализации его скрытых возможностей, раскрытие потенциала, трансляции и приращения знаний .

Студенческую группу не следует представлять как однородную массу. Она делится на отдельные группировки, которые можно рассматривать в различных системах координат. Важна не сама дифференциация, а структура складывающихся и развивающихся связей, создающих целостную атмосферу межличностных отношений.

Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенческой группы. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных возрастных группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студентов, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студентов более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре, в частности увеличивается количество женщин .

Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенты связаны общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально-профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно-просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций .

Студенты не занимают самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования .

В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:

* укрепляются идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;

* совершенствуются, "профессионализируются" психические процессы, состояния, опыт;

* повышаются чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;

* растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;

* на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента;

* повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;

* крепнут профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.

Психологическое развитие личности студента - диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями .

К числу специфических особенностей студентов следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего такую, как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить обучение в вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Общность целей в получении высшего образования, единый характер труда - учеба, образ жизни, активное участие в общественных делах вуза способствует выработке у студентов сплоченности. Это проявляется в многообразии форм коллективистской деятельности студентов.

Другой важной особенностью является то, что активное взаимодействие с различными социальными образованьями общества, а также специфика обучения в вузе приводят к большой возможности общения. Поэтому довольно высокая интенсивность общения - это специфическая черта студенческой группы .

Социально значимой чертой студентов является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Эти стремления являются положительным фактором. Однако в силу недостаточности жизненного (социального) опыта, поверхности в оценке ряда явлений жизни, некоторые студенты от справедливой критики недостатков могут переходить к бездумному критицизму.

Психологом Ю.А.Самариным были отмечены следующие противоречия, присущие студенческому возрасту:

1. Социально-психологическое. Это противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил студента и жестоким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.

2. Между стремлением к самостоятельности в отборе знаний и довольно жесткими формами и методами подготовки специалиста определенного профиля. Это противоречие дидактического характера, оно может вести к неудовлетворенности студентов и преподавателей результатами учебного процесса.

3. Огромное количество информации, поступающее через различные каналы, расширяет знания студентов и вместе с тем обилие этой информации при отсутствии достаточного времени, а подчас и желания на ее мысленную переработку может вести к известной поверхности в знаниях и мышления и требует специальной работы преподавателей по углублению как знаний, так и умений и интересов студентов в целом .

Анализ социально-психологических проблем студенческих семей и выявление путей их решения

Студент (от латинского studens, род. падеж studentis - усердно работающий, занимающийся), учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения. Студенчество - учащиеся учебных заведений...

Причины вовлечения подростков в субкультуру готов

Представителями готической субкультуры являются готы и готессы. Готы - абсолютные индивидуалисты, возрождающие романтику. Их стразу определишь среди толпы по обычной сурово - черной или блестяще - кожаной одежде...

Психология личности

Конституционально - депрессивные. В чистом виде эта группа немногочисленна. Дело идет о лицах с постоянно пониженным настроением. Картина мира как будто покрыта для них траурным флером, жизнь кажется бессмысленной...

Психология личности

В наиболее чистом и простом виде симптоматология конституциональной астении представлена у так называемых неврастеников, субъектов, наиболее отличительными чертами которых именно и являются чрезмерная нервно-психическая возбудимость...

Личность лидера и стиль его поведения как доминирующего лица во многом определяют судьбу каждого участника и всей группы в целом Другими словами, лидеры влияют на социализацию индивидов. Изучая социальное поведение людей...

Социально-психологические характеристики малых групп с внешним статусом

Объектами исследования в данной контрольной работе являются малая группа и связанные с ее состоянием структурные характеристики, отражающие складывающуюся в группе систему взаимоотношений индивидов...

Технология работы с различными видами конфликтов (12 моделей конфликтов)

Причины этого конфликта - противоречия внутриколлективной, внутригрупповой психологии, связанные с разнородностью состава, поляризованностью и хроническими деформациями структуры коллектива и групп...

Ценностные ориентации современного студенчества

В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения...

Социально-психологический климат студенческой группы наделен рядом особенностей, которые вытекают из социально-психологической природы самой студенческой группы, которые, в свою очередь, порождаются ведущим видом деятельности студентов - учебой, имеющей специфические психологические характеристики. Познавательная деятельность обучаемых - это интеллектуальный труд, сложность и напряженность которого достигает высокого уровня. В результате выполнения студентами учебных заданий у них формируются профессионально важные знания, умения, навыки и качества личности. Учебный труд, таким образом, имеет двоякого рода результаты: а) внешние - выполнение учебных заданий, т.е. изучение указанной литературы, выполнение контрольных и других работ и даже ответы на экзаменационные вопросы; б) внутренние - соответствующие убеждения, умения, освоенные способы решения профессионально важных практических задач, моральные и мотивационные качества личности.

Специфика учебных задач состоит в том, что они обычно не распределяются между студентами, а решаются каждым из них в полном объеме. Если на производстве общие задачи расчленяются на частные, соответствующие специальностям в рамках того или иного разделения труда, то в учебном процессе общая задача группы за некоторыми исключениями (ролевые, имитационные игры и т.п.) является также и задачей каждого отдельного студента.

Эта нерасчленяемость учебных задач, а то и отсутствие такого понятия, как общая задача группы, не стимулирует коллективную деятельность, учебное взаимодействие студентов. Отсюда – климат индивидуализма, препятствующий развитию общей образовательной среды группы и вуза.

В то же время сходство решаемых учебных задач является важным фактором сближения студентов, помогает им понять индивидуальный стиль учебной работы друг друга, обмениваться опытом, правильно оценивать своих товарищей и практиковать взаимопомощь. Студенты на равных правах могут обсуждать изучаемые темы и проблемы учебы в целом, уделяя внимание методам работы, вскрывать причины трудностей, высказывать полезные рекомендации. Здесь методы работы каждого, причины недостатков, пути их устранения могут стать предметом делового разговора. В итоге - создаются благоприятные условия для дружной совместной учебы, стимуляции учебной и общественной активности студентов, развития взаимопомощи.

В производственной организации, где каждый занят своим делом, такое взаимодействие и такую помощь получить сложнее.

Специфической чертой студенческой группы является принятая ею цель - обеспечение благоприятных условий для овладения каждым учебной программой вуза и всесторонней подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности. Реализация этой цели достигается тем, что, во-первых, группа создает обстановку взаимодействия, взаимопомощи и коллективного труда, которая стимулирует индивидуальную активность, и, во-вторых, студенты как члены коллектива приобретают опыт решения своих внутриколлективных проблем, практически знакомятся с социально-психологическими механизмами регулирования совместной жизни и дельности и, таким образом, готовят себя к успешной работе по руководству коллективом в будущем.

Студенческая группа характеризуется особенностями своей композиции. Здесь наряду с относительной однородностью образования, возраста и некоторых других данных, имеются существенные межличностные и социальные различия.

Сегодня в студенческих группах представлены различные социальные слои современного общества. Условно можно разделить студентов, входящих в состав академической группы по принадлежности к трем статусным слоям: высокому, среднему и низкому. Для студента, имеющего высокий статус, среднестатусные и низкостатусные однокурсники, а для студента, занимающего средний статус – низкостатусные - не являются равными как в формальном, так и неформальном взаимодействии, и, более того, иногда оказываются в подчиненном положении. Они для «вышестоящего» подчас просто непривлекательны. Высокостатусный член группы – это носитель неформальной власти. Его мнение по значимым групповым вопросам является определяющим. При этом эмоционально-личное отношение к вышестоящему студенту может быть и негативным, и позитивным. Высокостатусные студенты могут находиться в дружеских отношениях друг с другом, но могут и остро конкурировать.

Среднестатусные члены студенческой группы большинстве случаев дружат между собой. Иногда они примыкают к подгруппам последователей конкурирующих лидеров. Случается, что эта категория студентов вообще не контактирует друг с другом.

Для аутсайдеров студенческое сообщество теряет свою привлекательность, контакты с сокурсниками перестают быть личностно значимыми. Это приводит к появлению референтных групп вне вуза.

Таким образом, социальное неравенство оказывает свое воздействие на социально-психологический климат студенческой группы.

На социально-психологический климат групп, которые состоят из студентов различных национальностей, имеющих определенные традиции, влияет этнический фактор. Студенты некоторых национальностей иногда держатся обособленно, проявляют нетерпимость в общении. Для них важна адаптация в коллективе, эффективность которой зависит от множества факторов: социально-культурной дистанции между населением принимающей среды и студентами, которые оказываются в меньшинстве, индивидуальной психологической гибкости, особенностей родной культуры, религиозных убеждений, языковых способностей и др.

Правда, есть социально-психологические исследования, которые показывают, что в среднем года через два совместной учебы происходит значительное выравнивание социально-культурных различий между студентами – представителями различных экономических, социальных и национальных групп.

Одной из особенностей студенческого коллектива, влияющих на его климат, является простота его организационной структуры: студенты, они и есть студенты, которые в пределах одной учебной группы не дифференцируются по специальностям и специализациям, тем более по «должностям» и рабочим функциям, как в трудовом коллективе. Все в формально-должностном отношении равны, и только старосты немного выделяются из этого слоя.

Психология студенческой группы и, в том числе ее климат, отличаются тем, что формируются, что называется, «с нуля». Студенты-первокурсники не вливаются в уже существующие группы, а создают свои собственные, хотя и на основе традиций, существующих в вузе, (институте, факультете), в том числе и под влиянием особых традиций старших курсов. В последующем развитии студенческий коллектив проходит ряд этапов сплочения, в общих чертах соответствующих динамике, описанной А.С.Макаренко. Одним из наиболее сложных и ответственных этапов в истории студенческого коллектива и в жизни каждого отдельного студента является начальный период. В это время студенты слабо ориентируется в условиях вузовской жизни и учебы, не умеют взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои усилия при выполнении учебных задач, что приводит к большим затратам сил, вызывает усталость и порождает искаженное представление о сложностях учебы.

В процессе складывания групповой психологии существенное значение имеет овладение навыками коллективного мышления, согласования взглядов и выработки единых мнений. Учебная группа, живущая одной жизнью и одними учебно-деловыми целями, получает большую практику в коллективном обсуждении различных проблем и быстро вырабатывает свое мнение по любому вопросу, привлекающему интерес, в результате чего легко достигается единство взглядов и действий. Наряду с несомненными достоинствами этого социально-психологического явления возможны известные издержки, торопливость, недостаточная критичность при восприятии и обсуждении информации, неустойчивость мнений.

Климат студенческой группы находится под воздействием ряда технических, санитарно-гигиенических факторов: оснащение аудиторий, обеспеченность учебной и научной литературой, разработанность программ обучения и т.д.

Само собою разумеется, что все процессы формирования психологического климата испытывают влияние индивидуальных особенностей студентов, и их сочетание, которое способствует или мешает формированию духа общности в коллективе. Индивидуально-личностный фактор обусловливает ролевые, статусные и лидерские процессы. Одни студенты становятся более популярными, играют более значимые роли, становятся лидерами, другие испытывают трудности в групповой динамике, пребывая в течение некоторого времени в качестве аутсайдеров. Если группа для таких студентов не становится референтной, то они могут компенсировать свой низкий статус участием в других группах, более личностно значимых для него на курсе, факультете или за пределами вуза.

К студентам, занимающим высокий статус, тянутся другие, и в итоге образуются микрогруппы по 3 – 5 человек. Каждая микрогруппа относительно обособлена, имеет свой социально-психологический климат, особый стиль отношений в зависимости от индивидуально-психологических особенностей своих членов. Студенты, входящие в микрогруппы, поддерживают друг друга, стремятся проводить вместе время. Происходит и дальнейшая дифференциация - на уровне микрогрупп.

Все эти процессы и явления концентрируются, в конечном счете, в психологическом климате группы. Благоприятный климат в группе каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с однокурсниками, преподавателями, своей работой, обучением, процессами и результатами. Это повышает настроение человека, положительно влияет на желание учиться и развивать свои творческие навыки. Если группа успешно справляется со своими задачами, то ее члены испытывают теплые взаимные чувства и гордятся своим групповым членством и своей группой Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения интереса к учебе.

Недостаточно сплоченную группу трудно нацелить на решение какой-либо задачи. Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в группе, условиями и содержание обучения. Это сказывается на настроении человека, на его посещаемости учебных занятий.

Именно таким образом социально-психологический климат студенческой группы оказывает свое влияние на успеваемость студентов.

Социальная общность -- относительно устойчивые совокупности людей, для которых характерны более-менее сходные черты жизнедеятельности и сознания, а следовательно, и интересы.

Общности различного типа складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т. п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др.

Группа - четко ограниченная в размерах совокупность людей, которая вычленяется из широкого социума как некая отдельная психологически самоценная общность, объединенная в логике каких-либо значимых оснований: специфика заданной и реализуемой деятельности, социально оцениваемая принадлежность к определенной категории людей, входящих в группу, структурно-композиционная объединенность и т. Д

Под студенческой группой понимается социальная общность, для которой характерно наличие непосредственных личных взаимодействий и контактов. Такие взаимодействия играют особую роль, так как обеспечивают удовлетворение наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей: образование, здоровье, общественная деятельность, отдых, развлечения, то есть таких, которые составляют каждодневный смысл нашей жизнедеятельности.

А. В. Петровскиий предлагает для этого использовать структуру малой группы состоящей из трех основных слоев, или «страт»:

внешний уровень групповой структуры определяют непосредственные эмоциональные межличностные отношения, т. е. то, что традиционно измерялось социометрией;

второй слой представляет собой более глубокое образование, обозначаемое термином «ценностно-ориентационное единство» (ЦОЕ), которое характеризуется тем, что отношения здесь опосредованы совместной деятельностью. Отношения между членами группы строятся в данном случае не на основе привязанностей или антипатий, а на основе сходства ценностных ориентации (А. В. Петровский считает, что это совпадение ценностных ориентации, касающихся совместной деятельности);

третий слой групповой структуры расположен еще глубже и предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность. На этом уровне члены группы разделяют цели групповой деятельности, и можно предположить, что мотивы выбора на этом уровне связаны с принятием также общих ценностей, но более абстрактного уровня. Третий слой отношений назван «ядром» групповой структуры.

Три слоя групповых структур могут одновременно быть рассмотрены как три уровня групповой сплоченности. На первом уровне сплоченность выражается развитием эмоциональных контактов. На втором уровне происходит дальнейшее сплочение группы, и теперь это выражается в совпадении основной системы ценностей, связанных с процессом совместной деятельности. На третьем уровне интеграция группы проявляется в том, что все ее члены начинают разделять общие цели групповой деятельности.

В приведенном определении понятия «студенческая группа» были зафиксированы следующие признаки студенческой группы:

1) организованная общность людей,

2) объединение людей на базе получения образования,

3) наличие отношений сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности,

4) наличие единых интересов,

5) наличие общих (объединяющих) ценностных ориентаций, установок и норм поведения .

Наряду с перечисленными признаками, можно встретить также и некоторые иные: например, признак устойчивости группы совместно обучающихся людей, или общность совместно обучающихся людей как личностей, как участников социальных отношений, др.

Выделяют также признак целенаправленной управляемости процесса функционирования и развития данной группы совместно обучающихся людей. При этом особо подчеркивается значение самоуправления.

Обращается внимание на некоторые особые требования, предъявляемые коллективом к авторитету и лидерству. В частности, на такое, как требование органического единства формального и неформального лидерства и авторитета. Кроме того, обращается внимание на то, что коллектив предполагает добровольность выбора его личностью, идентификацию себя с данной группой. В качестве важного признака студенческого коллектива называют соревновательные отношения между его членами, в отличие, например, от отношений простой конкуренции.

Совместное обучение позволяет:

передавать свои знания и умения другим членам коллектива;

решать более сложные и объемные задачи, чем индивидуально;

более полно использовать индивидуальные способности каждого человека;

подвергать порицанию дела и поступки товарищей, не отвечающие принятым в коллективе нормам морали и нравственности, и даже наказывать провинившихся, вплоть до увольнения.

В структуре студенческой группы выделяют три элемента: лидерскую группу, так называемое ядро и периферийную часть.

Сам лидер студенческой группы является членом группы способным возглавить его и который признается в этой роли большинством членов данной группы. Здесь важно, чтобы в одном лице совпадали два качества -- так называемое формальное и реальное лидерство. Лидерскую группу трудового коллектива и составляют лидеры студенческой группы, взятой в основных ее сферах.

Ядро студенческой группы -- это группа, составляющая обычно 30-40 % от общего их числа, являющаяся носителем сложившегося в данном коллективе сознания, коллективных норм и традиций. Помимо этого можно говорить о студенческой группе с различным числом ядер, а также о своеобразных безъядерных группах. Большинство последних характеризуется неразвитостью собственно коллективистских качеств в том или ином отношении, или же во всех отношениях в целом. Каждый случай подобных отклонений от некоторой нормы требует специального изучения и представляет собой особо значимый и, в общем-то, плодотворный объект студенческой группы.

В социальной психологии используют специальные термины, указывающие на состояние личности в межличностных отношениях - роль, статус, самочувствие студента в группе:

«Звезда» - Член группы (коллектива), который получает наибольшее количество выборов. Как правило «звезд» в группе - 1-2. В приведенном в табл. 17 примере - это студенты под номерами 5 и 7 в списке группы.

«Бажаний» - Член группы (коллектива), который получает половину или чуть меньше количества выборов, преданные популярном.

«оттиснутый» - Член группы (коллектива), который получает 1-2 выборы.

«Ізольований» - Член группы (коллектива), не получивший никакого выбора. В приведенном примере в таком состоянии находится 2-й по списку студент.

«Отброшенный» - Тот, кого называют при ответе на вопрос «С кем бы Вы не хотели работать, отдыхать?» (3-е и 5-е вопросы анкеты.

Исследования групп и коллективов показывает, что «желаемых» и «оттесненных» у них большинство.

Таким образом, каждый член группы (коллектива) занимает определенную позицию, которая не всегда одинакова в деловых и личных отношениях. Например, один студент в деловых отношениях имеет статус «оттеснены», в личных - «желаемого», второй - в личных - «звезда», а в деловых - «желанный». Но может быть и совпадение статуса: «желаемый» в деловых и личных отношениях.

Важным феноменом в межличностных отношениях является социально-психологическая рефлексия - Способность индивида воспринимать и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы

Важнейшими понятиями в определении студенческой группы как социального института являются понятия «содержание обучения» и «характер обучения». Очень важно выяснить особенности применения этих понятий к проблематике студенческой группы.

Под характером обучения обычно имеют в виду некоторую совокупность наиболее общих и устойчивых признаков учебного процесса, внутренних и внешних условий. Фактически, под характером обучения понимается некоторая наиболее общая форма осуществления обучения.

Каждая студенческая группа с момента создания проходит ряд жизненных стадий, начинает жить своей жизнью, совершенствоваться, изменяться, «взрослеть», набирать силу и полностью раскрывать свой потенциал, т.е. становиться зрелым.

Сформированная студенческая группа, как любой живой организм, проходит в своем развитии несколько стадий: первая соответствует младенческому, подростковому возрасту; вторая -- периоду эффективной работы и зрелому возрасту; третья -- ослаблению потенциала, старению и в конечном итоге или ликвидации, или обновлению. (Американские исследователи выделяют пять и более стадий зрелости коллектива: притирка, ближний бой, экспериментирование, эффективность, зрелость и т.д.)

Выводы по первой главе

Зарубежные авторы под групповой сплоченностью понимают аттракцию. К числу причин симпатии исследователи относят: частоту взаимодействия индивидов, кооперативный характер их взаимодействия, стиль руководства группой, фрустрацию и угрозу течению группового процесса, статусные и поведенческие характеристики членов группы, разнообразные проявления сходства между людьми, успех в выполнении группового задания и т.д.

Отечественными учеными сплоченность описывается в их исследованиях как социометрический феномен, операционально выражаемый соотношением ингрупповых и аутгрупповых социометрических выборов. А. В. Петровский определяет структуру группы как: 1. непосредственные эмоциональные межличностные отношения; 2. «ценностно-ориентационное единство» 3. включение индивида в совместную групповую деятельность.

Под студенческой группой понимается социальная общность, для которой характерно наличие непосредственных личных взаимодействий и контактов.

Нами были зафиксированы следующие признаки студенческой группы: организованная общность людей, объединение людей на базе получения образования, наличие отношений сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, наличие единых интересов, наличие общих (объединяющих) ценностных ориентаций, установок и норм поведения

В социальной психологии используют специальные термины, указывающие на состояние личности в межличностных отношениях - роль, статус, самочувствие студента в группе. Каждый член группы (коллектива) занимает определенную позицию, которая не всегда одинакова в деловых и личных отношениях.



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...