Высокоинтеллектуальный социопат. «Шерлок»: Высокоактивный социопат

Раньше я могла бы согласиться с мнением "будь проще - и люди к тебе потянутся". Вообще это как бы верно, если думать примитивно. Вроде как ведёшь себя проще некуда – добр, скромен, приветлив и улыбчив – и все, безусловно, поэтому начинают к тебе тянуться. А если быть точнее, пользоваться тобой. Видят перед собой глупца, готового на всё, лишь бы к нему все тянулись, вот и вешаются ему на шею, когда приходят тяжёлые времена или нужна помощь.

Ты не успеваешь делать все свои дела, зато пишешь одному дипломную работу, за другого сдаёшь экзамены, за третьего работаешь во вторую смену. Выручка? Возможно. Вопрос – самому когда жить?

Я обычно в своей жизни держусь от людей подальше, и чем дальше, тем лучше будет для меня. Более комфортной для меня является обстановка, где я одна – где меня никто не тронет, ни в чём не упрекнёт и не потревожит. Сам себе хозяин, живу, как хочу и делаю, что хочу. Выйти на публику (к трибуне, например) для меня было большим шоком – я не привыкла быть в центре внимания. Именно поэтому я сделала вывод о том, что это болезнь, название которой – социофобия. Для незнающих справка:

Социофобия (от лат. socius - «общий, совместный» и др.-греч. φόβος - «страх») - упорная иррациональная боязнь исполнения каких-либо общественных действий (например, публичных выступлений), либо действий, сопровождаемых вниманием со стороны посторонних лиц (боязнь находиться на улице, когда на тебя смотрят, невозможность заниматься чем-либо при наблюдении со стороны и т. п.), либо даже просто встречаться и разговаривать с незнакомыми людьми.

Большинство моих друзей и знакомых советовали мне чаще быть среди людей. «Посмотри своему страху в глаза, столкнись с ним» - это было основной мыслью их «дельных» советов. Что ж, попытка не пытка. Но чем больше я шла против себя, боролась с собой, тем хуже мне становилось. Всё дело в том, что мой организм и моё сознание не воспринимают то, что я вижу вокруг себя, кучу людей особенно. Это не боязнь человека как такового. Это боязнь стать одним из них.

По ошибке продолжая считать себя социофобом, я всё ещё пыталась искоренить в себе эту так называемую боязнь публики - так, я считала, называется то, чем я «болею»: чаще выходить на улицу, говорить с кем-либо и т.п. Но мне это, конечно, всё равно не нравилось. Я чувствовала, что это не моё. И в самом деле, оказалось, всё намного проще. Или сложнее, тут кому как. Я не социофоб. Я вовсе не боюсь этих людей, они мне попросту неинтересны. Я их не понимаю и понимать не хочу.

Я социопат.

Всегда наблюдала внутри себя желание бросить вызов обществу, хотя в целом я вежливая и грублю редко, чаще за надобностью. Всё это – нежелание общаться с какими-либо людьми, огонь, пылающий внутри меня, когда кто-то со мной спорит или пытается перечить мне, грубит мне, критикует меня – составляющие моего непростого характера, одной целой микросхемы с множеством замысловатых кодов, линий и проводков. Социопат вообще – человек, безусловно, вспыльчивый, но это слабо сказано. Это даже хуже, чем просто холерик, намного хуже. Даже немножко другая степь. Это я так, для сравнения. Социопаты бывают двух видов – активные и пассивные. Расшифровка ниже.

· Первый тип, латентный или пассивный социопат, большую часть времени ведет себя вполне прилично, принимая руководство какого-нибудь внешнего авторитета, например религии или закона, или привязываясь временами к какой-нибудь более сильной личности, рассматриваемой как идеал (речь идет здесь не о тех, кто пользуется религией или законом для направления совести, а о тех, кто пользуется такими доктринами вместо совести). Эти люди руководствуются не обычными соображениями приличия и человечности, а всего лишь повинуются принятому ими истолкованию того, что написано в «книге».

· Второй тип - активный социопат. Он лишен как внутренних, так и внешних задержек, если и может на некоторое время усмирить себя и надеть маску добропорядочности, особенно в присутствии лиц, ожидающих от него приличного и ответственного поведения. Но как только такие социопаты оказываются вне досягаемости взрослых или авторитетных личностей, требующих хорошего поведения, они тотчас перестают себя сдерживать.

Не могу сказать, что отношу себя к группе активных социопатов, не настолько уж я всех ненавижу, но и явно я не отношусь к пассивным. Видимо, я что-то среднее. Умение всё же сдерживать себя в нужных ситуациях спасает меня от взрыва эмоций, кучи его жертв и плачевных последствий. Предпочитаю внешне пребывать в какого-то рода спокойствии, выжидаю момента, словом, терплю, пока не выведут из себя окончательно. На меня легко нарваться, легко разжечь огонь, но вот проблема – как всё это остановить? Я злопамятна, помню, кто, что, когда и при каких обстоятельствах мне сделал или сказал, но мстить я не люблю. Не мой профиль.

Далее – внутренний мир. Что скрывают внутри себя социопаты? Кажется, немногое. Ненависть ко всему окружающему, презрение, эгоизм, самолюбие и прочие «негативные» черты. Попробую сейчас развеять все ваши неверные понимания и разложить всё по полкам.

Первое. Ненависть. За что можно ненавидеть всё, что тебя окружает? Ответ вы только что получили. Невнимательным ничем помочь не могу.

Правильно. Уже за то, что оно о к р у ж а е т. Окружает, отвлекает, мешает думать, работать, жить. Мне вот очень мешает, например. И не менее отвлекает. Отвлекает особенно. За окном что-то произошло – и мы тут же стремглав мчимся к нему, пытаясь выведать всё, что нас не касается совершенно вместо того, чтобы заниматься своими привычными делами. Вот она, лень, проявляется абсолютно во всём – «не хочу делать своё, там есть что-то куда более интересное» или «чёрт с ним, сделаю потом, а сейчас…» Часто нам даже неинтересно то, что случилось, но, тем не менее, мы отвлечёмся от своего дела и пойдём смотреть туда, куда нас не звали. Эта лень неосознанна, но она внутри, может, вы о ней не подумали, но где-то глубоко именно она явилась причиной вашего ложного любопытства.


Вторая версия окружающий мир в целом мешает человеку нормально устроить свою жизнь такой, какой ему хотелось бы её видеть. Здесь очень много тонкостей, останавливаться на них я не стану, скажу только одно: человек начинает бояться трудностей, и вместо того, чтобы пытаться преодолеть их, он смотрит на то, как это делают другие. «О, у меня нет своей жизни, так пойду-ка я посмотрю на чужую» - вот сигнал, неосознанно поступающий в ваш мозг, когда вы собираетесь в гости к давнему другу/подруге или садитесь перед экраном телевизора в ожидании фильма. Вот оно, неправильное осознание своего места и роли в жизни.

Второе. Презрение.

Если верить Википедии, то презрение - это «отрицательно окрашенное чувство, возникающее по отношению к объекту, демонстрирующему качества или поведение, которые субъект не позволяет себе демонстрировать, так как воспринимает их социально неприемлемыми» , но всё можно объяснить намного проще. Презрение – это чувство превосходства, чаще над другими людьми. Растолковать всё можно следующим образом.

Современный мир, окружающий вас социум. Стоит только бросить взгляд на кого-либо, и он уже начинает вас раздражать. Почему? Потому что сейчас такое время? Возможно. Но какая-то часть причины всё же таится и в вас самих. Вы начинаете искать в других недостатки, копаться в них, придираться и так далее по цепочке. А всё для чего? Верно. Чтобы ощущать себя превыше всего, чтобы попытаться поднять на уровень выше свою самооценку, так как когда-то вы уже успели опустить её сами ниже плинтуса. Попытка самоутвердиться в стремлении опустить всех и каждого, теперь так человек обретает уверенность в себе. Жить стало сложнее, а значит, и правила игры изменились.

Но не всегда презрение – плохая вещь. Если человек действительно хорош, если он необычен и не похож на всех остальных, не просто выделяется, а кажется кем угодно, только не человеком – всё. Эта личность имеет право считать себя выше всех остальных, чувствовать превосходство над окружающими его людьми. Такие индивидуумы обычно нужны обществу, без них ему не обойтись, значит, они уникальны. Именно само общество даёт таким людям это понять, следовательно это позволяет им завышать свою самооценку и презирать каждого, кто по своим умственным либо физическим способностям хотя бы на немного отстаёт от них. Таким образом, его поведение может быть оправдано.

Теорема доказана.

Третье. Эгоизм.

Вообще было бы логичнее поставить эгоизм после самолюбия, т.к. первое является последствием, вытекающим из второго, но пока я оставлю всё, как есть. Логическая схема, соединяющая всё выше написанное воедино, есть, но о ней чуть позже.

Эгоизм и самолюбие. Это две абсолютно разные вещи, и я рассмотрю их по отдельности.

Эгоисты – это люди, которых не заботит ничто, кроме них самих. Им неважно, кто вы и что тут делаете, их не интересуют ваши интересы и манеры, какое у вас состояние и чем вы питаетесь. У них есть своя жизнь, она как коробка, дальше которой они ничего не видят и видеть не хотят в принципе. Им, разумеется, плевать и на ваши проблемы (раз им даже всё равно, кто вы), а ваше мнение их не интересует и подавно. Они считают себя центром галактики, своеобразным солнцем, вокруг которого должны вертеться всё и вся, поэтому даже попытка завести беседу с такими людьми будет тщетной. Этот тип людей всегда будет идти поперёк всему, лишь бы заполучить желаемое. Даже если от его действий может кто-то пострадать. Я же говорю, чхать он хотел…

Эгоизм – это, в общем-то, хорошо. Но в меру. В наше время без него не особо-то разживёшься.И всё же не стоит слишком заострять внимание на одном себе любимом, стоит всё-таки попытаться взглянуть на мир. Хотя бы бросить на него взгляд. Только не сокрушающий, конечно.

Наверное, не стоит говорить много об этой черте, ибо тут всё ясно, как божий день.

Переходим к следующему, последнему, но не завершающему пункту – самолюбие. Как я уже сказала, это совершенно другая, мало чем похожая на эгоизм и прочие черты вещь. Она возникает, когда человек начинает чувствовать себя особенным. Такое происходит чаще всего с творческими людьми: писатели, художники, музыканты и т.п., хотя есть и самовлюблённые юристы, политики и даже слесари.

Я бы разделила самолюбие на два вида: основательное и безосновательное.


Первый вид заключается в том, что у человека действительно существуют веские причины на то, чтобы, грубо говоря, влюбиться в самого себя. Например, талант, острый ум, словом, качества, каким-то образом выделяющие его из толпы.

Второй же вид заключается в том, что либо человек просто пытается сам себя выделить, не имея при этом никаких особых навыков (такие действия может породить зависть к способностям других людей, к примеру), либо это уже идёт расстройство психики, стремление «завоевать весь мир» и т.п. (чаще встречается у политиков, устанавливающих диктаторский режим).

Всё, что мне нужно было, я выделила как основные внутренние черты людей-социопатов. Сейчас я составлю логическую цепочку, звеньями которой и станут эти самые черты.

Теперь по порядку.

У нас есть четыре черты: ненависть, презрение, эгоизм и самолюбие. Что из чего вытекает, я сейчас объясню и попытаюсь доказать.

Первым звеном в цепи всё же является, безусловно, ненависть. Почему? Потому что именно с неё начинаются все остальные комплексы человека, именно она вместе с рассуждениями человека порождает в нём чувство превосходства над окружающим миром и прочие «нехорошие» вещи. Следовательно, вторым звеном становится презрение. Но что же оно может породить? Честно говоря, далее возможно два пути:первый – это от эгоизма к самолюбию и второй – это наоборот. Презрение может либо породить эгоизм , индифферентность ко всему происходящему и заставить человека любить лишь самого себя , либо наоборот, может заставить человека любить самого себя исходя из чувства превосходства, далее, делая выводы, человек приходит к эгоизму.

И мы получаем схему:

Ненависть -> Презрение -> Эгоизм <-> Самолюбие

Вижу, что в цепочке есть два переменных звена. Их последовательность будет зависеть в первую очередь от факторов, влияющих на самого человека, и построения его головного мозга, т.е. хода его мыслей и рассуждений.

Теперь моя теорема, кажется, доказана.

Закончить хотелось бы советом всем читателям и людям вообще. Прежде, чем называть кого-то, кто кажется вам не таким, как все или вы сам, психопатом, чокнутым, больным и прочими, скажем, обидными словами, внимательно прочтите в надёжном информационном источнике о значении этих самых слов. Возможно, вы окажетесь слишком далеки от истины. А промахиваться, как известно, не любит никто.

Так что удачи и учите термины.

Михаил Баев

Шерлок Холмс: «Я не психопат, а высокоактивный социопат…»
Изображение с сайта Basement Rejects

Термины психопат и социопат часто употребляют, не различая. У них действительно есть много общего: пренебрежение к правам окружающих, социальным нормам и закону, неспособность чувствовать раскаяние и вину, склонность к эмоциональным вспышкам и поведению, связанному с насилием. Пятое издание руководства по диагностике психических расстройств (DSM-5), вышедшее в 2013 году, помещает их в раздел антисоциальных расстройств личности.

Тем не менее, различие есть, и от него зависит выбор тактики отношений с этими группами людей.

Считается, что психопатия имеет врожденную генетическую природу, а социопатия - результат воздействия окружения в период формирования личности. При психопатии участок мозга, отвечающий за эмоции и контроль импульсивного поведения, не полностью развит, что негативно влияет на способность чувствовать эмоции и проявления . Социопатию связывают с физической и эмоциональной травматизацией в детском возрасте, социопаты остаются способными ощущать эмпатию в определенных обстоятельствах.

Социопатов определяют как людей, отступающих в своем поведении от принятых социальных норм. Социопатия связана не только с детскими травмами, но и со средой, в которой развивался человек. У подростка, воспитанного в криминальной субкультуре, поведение, причиняющее другим страдания, не вызывает какой-либо реакции отторжения, но он способен чувствовать вину и, например, в насильственных действиях не переходит определенную грань. Сохраняется способность ощущать эмоции как собственные, так и окружающих, и способность принимать другие нормы поведения, например, покинуть криминальную среду и вернуться в общество.

Социопаты склонны к нервозности, легко раздражаются. Психика неустойчива, частые эмоциональные вспышки. Они, что называется, легко входят в раж. Уровень образования обычно низок, как и социальный уровень. Часто меняют работу. Хотя они не склонны придерживаться общественных правил, но могут формировать привязанность к отдельным людям или группам людей («я не являюсь членом вашего общества, я член банды»). Поступки импульсивные. Их преступления, включая убийства, больше спонтанные, чем запланированные.

Пять лет назад на экранах появился совершенно невероятный сериал о таком Шерлоке Холмсе, каким никто никогда не видел его прежде. Герой Бенедикта Камбербэтча, ставший мировым секс-символом, не выпускает из рук смартфон и применяет самые современные методы раскрытия преступлений.

Поклонники в ожидании нового сезона скоро увидят спецэпизод «Безобразная невеста», в котором действие телешоу перенесётся в викторианскую эпоху. А пока что Титр предлагает вам насладиться самыми яркими фразами Шерлока.

«Андерсен, не говори вслух, ты понижаешь IQ всей улицы!»

«Между нами говоря, почему люди не думают? Вас это не бесит? Почему им просто не подумать?»

«Посмотрите на это, миссис Хадсон. Тишина, спокойствие, умиротворение... Разве это не отвратительно?»

«Салли зашла к тебе мило побеседовать, а потом случайно задержалась... и драила полы у тебя всю ночь, судя по состоянию ее коленей».

«Я не психопат, а высокоактивный социопат, выучи термины!»

«Хочешь спрятать дерево - спрячь его в лесу».

«Стоп, стоп, стоп! Он никак не может быть отцом – посмотри на отвороты его джинсов!»

«С домом все в порядке, миссис Хадсон, если не считать мертвого серийного убийцу на втором этаже - хорошие новости для Лондона, плохие новости для вашего коврика».

«Хватит. Я в шоке. Видите, на мне одеяло».

«Потому что ты идиот. Нет-нет, не нужно так смотреть, почти все кругом идиоты».

«Позор вам, Ватсон. Миссис Хадсон бросит Бейкер стрит? Скорее Англия падет!»

«Порой обман столь дерзок, что ты не видишь его, даже если все совершенно очевидно».

«Что же происходит в вашем маленьком смешном мозгу?»

«Я не могу открываться и закрываться, как кран!»

«Отсутствие мыслей неизменно. Приятно быть не мной: вечная расслабуха».

«У любителей дурацких шапок чаще всего непростые отношения с людьми».

«О, может быть я и на стороне ангелов, но даже на секунду не подумай, что я один из них».

«Вы видите, но не наблюдаете».

«Не ем, пока работаю - сытость отупляет».

«Ты чуть не извинился минуту назад - не порть впечатление».

«Хорошей лжи нужны подробности».

«Слабость гения - нужда в аудитории».

«Мы встречались дважды, в общей сложности пять минут. Я вытащил пистолет, он пытался взорвать меня. Я ощутил, что между нами есть что-то особенное».

«У тебя армейский браунинг М-1 в кармане или ты просто рад меня видеть?»

«Твой лучший друг - социопат, который расследует преступления в альтернативу наркотикам. Это я о себе, кстати, привет».

«Букингемский дворец. Я борюсь с побуждением украсть пепельницу».

Приветствую, добрый читатель! После долгосрочного перерыва в несколько месяцев, мною было решено начеркать, надеюсь, незаурядную статью, которая составит вам кампанию в последний январский день. Сегодня мне бы хотелось рассказать об одном ярком сериале нашего времени, который уже успел покорить многие сердца под именем протагониста картины Шерлока Холмса.

Телеграфировать

Твитнуть

Приветствую, добрый читатель! После долгосрочного перерыва в несколько месяцев, мною было решено начеркать, надеюсь, незаурядную статью, которая составит вам кампанию в последний январский день. Сегодня мне бы хотелось рассказать об одном ярком сериале нашего времени, который уже успел покорить многие сердца под именем протагониста картины Шерлока Холмса.

Любители зарубежной литературы несомненно сталкивались с именем Артура Конана Дойля , английского писателя, автора цикла произведений об известном частном сыщике и его друге, от имени которого ведется повествование. Не каждому известно, что прототипом доктора Ватсона стал сам писатель, а Холмс был списан с его учителя, известного в свое время хирурга и профессора. Однако, мы все встречались как с новейшими, так и с давними отечественными экранизациями о знаменитом сыщике с Бейкер стрит. По числу киновоплощений Шерлок Холмс даже попал в Книгу рекордов Гиннесса, как самый экранизируемый литературный персонаж.

Множество споров о том, какой образ является оригинальным, идут и по сей день. Каждая страна словно соревновалась даже в таком, казалось бы, нехитром деле, как наиболее удачное создание литературного персонажа. Совершенно ясно, что человек имеет свои идеалы и главное – свое воображение, которое не обязано совпадать с взглядами других. Но соперничество продолжается, а Великобритания, Соединенные Штаты и Россия являются наиболее крупными игроками в этом мировом развлечении. Как я уже сказал, сам автор произведений был англичанином, поэтому британская экранизация заинтересовала меня наиболее всего.

В роли Шерлока Холмса предстает Бенедикт Камбербэтч , кампанию которому составляет Мартин Фримен , исполняющий роль доктора Ватсона. Несмотря на позиции сторонников и противников, и те, и другие признают, что актерская игра главных героев на высоте. Начало картины знакомит нас с отставным военным врачом, привыкающим к гражданской жизни доктором Ватсоном, который сводит концы с концами, пытаясь выжить в Лондоне на армейскую пенсию. Общий знакомый выводит его на сыщика Холмса, который находится в не менее затруднительном, финансовом упадке и ренту на квартиру с которым, ему в последствии предстоит разделять.

Мы привыкли представлять гениального детектива интеллигентным, спокойным и рассудительным, словом, настоящим джентльменом XX века. Однако, сценаристы сериала представляют его в новом образе, который и является его исключительной особенностью. Легендарный сыщик перенесен в XXI век, что допускает вытекающие для века информационных технологий привилегии: Холмс активно использует современные технологии, пишет SMS, пользуется интернетом и ведет блоги «невероятного» содержания, к примеру, о степени растяжимости различных натуральных волокон, который читается «на одном дыхании». Вместо традиционной курительной трубки – антиникотиновый пластырь, вместо классической кепки – стильный шарф. Детали в совокупности должны составить ваше первое впечатление о современном герое произведений.

Интересная подача его метода мышления, который, также, подвергся предмету споров, называемый дедукцией с одной стороны и индукцией с другой. В данной сфере мои знания ограничены, потому не буду горячо свидетельствовать аргументами одной из сторон. Вернемся к методу подачи. SMS, которые отправляет или получает герой, ловко мерцают на экране, информируя зрителя. Так, в серии, которой расследуется дело Ирэн Адлер нам мимолетно показывают переписку Холмса и «доминантки, поставившей на колени нацию». Этот процесс завораживает, учитывая, что Холмс на шаг впереди зрителей и всех людей с нормальным интеллектом.

Но как и у всех литературных героев, у экранизированного Холмса есть заклятый враг, зловещая рука которого, держит все нити преступного мира. Профессор Мориарти , согласно Дойлю, гений криминального мира и «самый блестящий ум Европы, возглавляющий к тому же все силы ада».
На экранах он смешивает черты безумца и гения. Если главный герой, не смотря на всю его дерзость и замкнутость, так или иначе олицетворяет добро, то Джим Мориарти чистое зло во плоти. Он консультирует и благотворит любой преступной деятельности Лондона, Англии и Европы в целом.
Их сюжетная линия сопровождается невероятными поворотами, которые только усиливают тягу к просмотру. Несомненно, это «пара» достойна друг друга.

Говорят, хорошую статью лучше не затягивать. Так и мне следует завершать начатое, подводя скромные итоги. И так, британская экранизация «Шерлок» совершенно определенно достойный кинематографа сериал, который обладает, в большинстве своем, исключительными преимуществами перед соперниками, созданными другими странами. Активность и холодный разум главного героя, притягивают зрителя, а сюжетные повороты только усиливают чувство. Образ частного сыщика XXI века пользуется успехом среди широкой аудитории. Пожалуй, самым значительным минусом сериала является долгосрочность его создания, но плоды утешают, учитывая, что одна серия идет с длиной в полнометражный фильм. На этом я заканчиваю, желаю вам насыщенного февраля и терпения в ожидании новых серий любимых сериалов. До новых встреч!

Умение разбираться в людях актуально всегда, но особенно в эпоху социальных сетей. Благодаря им круг общения миллениала значительно расширился - теперь он может включать не только друзей и близких, но и всех, кто его когда-либо видел. В этой статье описан портрет героя нашего времени, достигающего в умении «разбираться в людях» определённых высот ценой отсутствия других личностных качеств, менее популярных и востребованных в мире, опосредованном социальными сетями.

Ещё один феномен поп-культуры, вознесшийся во многом благодаря появлению социальных сетей, - сериалы. Тут, конечно, можно спорить о первопричине и ни в коем случае не забывать о мощном скачке качества, бегстве голливудской драматургии из плоского мира блокбастеров на телевидение. Но как бы то ни было, этот скачок очень удачно совпал с появлением мегапопулярных социальных сервисов. Материала лучше для исследования одного из главных типажей нового века и придумать сложно. Нас интересует не положительный герой и не отрицательный, нас интересует персонаж, которого, в отличие от остальных сериальных героев, совсем нетрудно встретить в реальной жизни.

Обычно социопатов называют просто психопатами, однако это не одно и то же. Психопаты - психически больные люди, у которых есть клинический диагноз «асоциальное расстройство личности». Социопаты же - адаптированные, здоровые люди, обладатели высокого интеллекта в сочетании с неспособностью к сопереживанию и низким уровнем тревожности. Вероятность встретить их достаточно велика в среде, связанной с бизнесом, или в других сферах, приветствующих импульсивность и макиавеллизм.

В глазах друзей и коллег социопаты нередко окружены иллюзорным ореолом ярких способностей. Вследствие умения на лету схватывать эмоции собеседника, не резонируя в ответ на них, социопаты легко добиваются любви окружающих, доминируя над ними. Эту способность нередко принимают за харизму.

Шерлок Холмс

«Шерлок»

Образ Шерлока Холмса - «высокоорганизованный социопат» - вполне оправдывает это определение, которым он сам демонстративно себя окрестил. Портрет героя, созданный в сериале, отличается от книжного прототипа - в соответствии с социальными отличиями нашего времени от XIX века, в котором жил герой Конан Дойля. Отзывчивый романтик, каким предстает герой на страницах книги, вряд ли преуспел бы в XXI веке так, как это делает его социопатический прообраз на канале BBC.

Самовлюблённого сыщика нельзя назвать ярким представителем социопатии - он не склонен к садизму и оказывается способным на любовь, - однако его отличает бесчувственность и расчётливость, характерная для мягких форм данного социально-психологического явления. Шерлок не только ловко проводит расследования, но и управляет чувствами близких окружающих, используя самых доверчивых для достижения своих целей. Ослабленное чувство страха у социопатов приводит к тому, что они совершают необычные, часто жестокие поступки, ранят тех, кто оказывается в зависимости от них, втягивают в интриги, понятные только им самим, - Шерлок оправдывает это поведение покоряющей фразой «Ты мне нужна/нужен». Действительно, ореол интересного, активного человека, с которым не соскучишься, хладнокровного и ловкого в своём деле, придает социопатам шарм, притягивающий эмоционально зависимых людей, нуждающихся в лидере, а также других социопатов, ищущих сильные эмоциональные стимулы.

Трагедия социопатов заключается в том, что они играют чувствами других для того, чтобы найти эмоциональный стимул, которого им не хватает, но рано или поздно встречают другого ловкого манипулятора, который ведёт с ними такую же игру. Тот, кто оказывается менее хладнокровным, проигрывает. Так Шерлок встречает Ирен Адлер - социопата, чью загадочность он не может разгадать - и испытывает непривычное, некомфортное, мешающее работе чувство влюблённости.

Ганнибал Лектер

«Ганнибал»

Ярким примером социопатии является доктор Ганнибал Лектер. Можно сказать, что, в отличие от всех сериальных социопатов, находящихся на грани между нормой и патологией, он одной ногой эту грань переступил. Если Шерлок - шизоидный социопат со склонностью к впечатляюще сложным логическим построениям и демонстративному противопоставлению себя обществу - приносит моральный вред только близким, то Ганнибал относится к паранойяльному типу социопатии, с тенденцией к возникновению сверхценных идей, которые могут нести опасность далеко за рамки круга друзей. Сверхценные идеи составляют основу системы бреда и обуславливают скрупулезность и последовательность в выполнении логически связанных с ней ритуалов - убийств. Ганнибал руководствуется идеей о том, что люди с недостатком определённых личностных качеств должны умереть, причём определённым ритуальным образом, и быть съеденными. Ганнибал убивает тех, кто кажется ему грубым, невоспитанным, нарушающим правила приличия: например, он решил избавиться от скрипача, который сфальшивил на концерте, потому что тот оскорбил его музыкальный слух.

Джо Кэрролл

«Последователи»

Стоит отметить, что в сериалах образы серийных убийц романтизируются, что облегчает зрительское сопереживание судьбе героя. Сравнительно более реалистичным предстает образ Джо Кэрролла из сериала «Последователи» - романтичного писателя и преподавателя литературы, поклонника творчества Эдгара По, испытывающего влечение к красоте умирающего. Эстетика смерти становится для преподавателя такой захватывающей идеей, что в приступе вдохновения он особо ритуализированным методом убивает всех своих студенток. В сериале преступник предстает реалистично непривлекательным, странным, навязчивым и пугающим - таким, каким любой маньяк является по сути, в отрыве от внушаемой харизмы. В противовес Кэрроллу выступает детектив Райан Харди - по ловкости ума похожий на бывшего преподавателя, но, в отличие от него, чувствующий границу между человеческим и бесчеловечным.

Как и в сериалах, в реальной жизни поведение социопатов является причиной возникновения у других чувства обманутости, брошенности, ощущения, что тебя обхитрили или подставили. Современное общество, живущее в быстром ритме, требует умения быстро переключаться с одного эмоционального состояния на другое - именно в этом преуспевают социопаты, не обременённые глубокими эмоциональными переживаниями. Интересно, что социопаты всегда безошибочно выбирают жертву для своих манипуляций, видя тех, у кого есть «история страданий» (history of victimization). Прекрасно улавливая эмоции в воздухе, они буквально считывают её по позе, выражению лица, контакту глаз и другим невербальным сигналам собеседника. Им легко понять, кто отзывчив и внушаем, а кто не поддастся их влиянию. Отличие социопата от так называемого эмпата (человека, способного к сопереживанию) состоит в том, что, прочитав эмоциональное состояние собеседника, он эмоционально не откликается на него, сохраняя хладнокровие в любой ситуации.

Беда социопатов состоит в том, что круг ситуаций, в которых они испытывают сильные чувства, резко ограничен - это экстремальные ситуации, в которых эмоциональное состояние социопата равноценно состоянию эмпата после известия о приближении этой ситуации. Так как потребность в эмоциональной встряске у социопатов высока, они устраивают себе - а заодно и другим - приключения, рискуя, как правило, хорошим настроением (например, устраивая ссору или беспричинную истерику в семье), а иногда и психическим здоровьем и жизнью окружающих.

Лорн Малво

Примером социопатии, граничащей с асоциальным личностным расстройством, является Лорн Малво - «интеллектуальное зло» из сериала «Фарго», снятого по мотивам одноимённого полнометражного фильма братьев Коэн. За десять серий «Фарго» герои совершают более 20 убийств, причём большая часть из них на совести Лорна. Он профессиональный киллер, но, познакомившись с образцовым провинциальным неудачником Лестером, решает ему помочь и безвозмездно убивает сначала его обидчика, а затем шефа полиции у него в доме. Лорн хладнокровно устраняет тех, кто, по его мнению, «не имеет права на жизнь», и обучает философии личного правосудия своего менее самоуверенного друга. Обликом и рассуждениями Лорн напоминает героя романа Достоевского, адаптированного для современных реалий - умного, жесткого, презирающего людей и глумящегося над ними. Он издевается над человеческими слабостями: стравливает между собой двух конкурирующих братьев; провоцирует уборщика-подростка отомстить начальнице за оскорбление самым непристойным образом№ объясняет полицейскому, которого отвлекает от работы ребёнок, звонящий по рации, что у того иное предназначение в жизни, чем вершение правосудия (если бы полицейский показал, что он думает иначе, он был бы мёртв).

Интересно отметить исследования особенностей воспитания детей с нейрофизиологической предрасположенностью к социопатии (низкий уровень тревожности). По всей видимости, в случае если в семье растёт ребёнок-социопат, особенно приветствуется воспитание с опорой на поощрение, а не наказание: например, такого ребёнка необходимо не наказывать за то, что он грубит за столом, а награждать, если он, послушав наставление, стал более вежливым. В воспитании эмоционально неуравновешенного ребёнка с пониженной чувствительностью к страху необходимо не усиливать страхи и чувство вины, а апеллировать к чувству собственного достоинства как к моральному принципу, заменяющему страх и вину (на которых основано воспитание в большинстве семей). Грамотное воспитание приводит к формированию сильной, смелой личности. Социопаты тоже смелые - но их моральные принципы ни к чему не привязаны, они никогда не знают, «что такое хорошо, а что такое плохо», - и поэтому поступают так, как было бы выгоднее лично для них.

Важную роль в формировании у ребенка эмпатии и социальных установок играет опыт вознаграждающей привязанности к другим, а также пример социализированного взрослого, вызывающего восхищение. Дети, которых воспитывают социопаты, при любых генетических факторах становятся социопатами - они чаще оказываются свидетелями чужих страданий, причиняемых их родителями кому-либо (или друг другу), вследствие чего у таких детей формируется защитная эмоциональная отстранённость.

Джоффри Баратеон

«Игра престолов»

Возможно, именно такими были условия воспитания принца Джоффри Баратеона - одного из самых беспощадных героев «Игры престолов». Притесняемый отцом и избалованный матерью, Джоффри нарушает морально-этические устои даже своего, почти средневекового мира, в культуре которого шкала ценностей заточена под удовлетворение инстинктов и потребности во власти. В Вестеросе политическое убийство близкого родственника или сексуальная связь с ним является условной нормой. Учитывая современный расклад нравственных норм и клинических диагнозов, в реальности почти каждый герой «Игры престолов» попадает в область патологии или морального уродства. Вследствие сомнительных обстоятельств своего появления на свет (Джоффри - незаконнорождённый ребёнок от инцестуальной связи) принц лишён здоровых отношений с окружающими: король Роберт Баратеон - формальный отец - жесток и чужд любви к незаконнорождённому отпрыску, мать Серсея всецело поглощена отношениями с братом-любовником и почти не уделяет внимания сыну. Единственный, с кем Джоффри связывает что-то похожее на здоровые родственные отношения, - его дядя Тирион, однако того не любят в семье Ланнистеров из-за физического недостатка. С детства окружённый жестокостью, Джоффри вырастает садистом, лишённым ума своей матери и воли отца. Однако диагноз «антисоциальное расстройство личности» возможен только во взрослом возрасте - у 14-летнего принца можно диагностировать расстройство поведения, которое является предвестником антисоциального расстройства личности.

Менее очевидная психопатия присуща матери принца Серсее, которая, в отличие от Джоффри, отлично справлялась с манипулированием окружающими, однако испытывала трудности регуляции и контроля собственной эмоциональной жизни. Отношения Серсеи с окружающими наполняют сложные, неконтролируемые эмоции, а её любовная связь с братом является одним из антисоциальных проявлений пограничного личностного расстройства.

Николас Броуди

«Родина»

Социопатические черты могут сформироваться не только вследствие воспитания, но и под влиянием любого длительного опыта подавления чувства вины, страха и наблюдения насилия. В сериале «Родина» главного героя, сержанта Броуди, вернувшегося домой после восьмилетнего плена в «Аль-Каиде», с трудом можно узнать - он подавлен, импульсивен, холоден к жене и детям. После долгого пребывания в условиях, когда его пытали, физически и морально ломая привычный образ мира, заставляя убивать тех, с кем он раньше работал, герой оказался завербован «Аль-Каидой» и работает против своего правительства. Прежние моральные ценности ему безразличны, как и эмоциональные привязанности - так военный опыт, обучающий хладнокровию, превращает самых неустойчивых и уязвимых в преступников.

В драме о вирусной вспышке не теряющего актуальности вампиризма «Штамм» способность любить оказывается причиной распространения на «многострадальном Американском континенте» смертельного вируса, превращающего его носителей в архетипическую смесь зомби и вампира. «Любовь - наше благословение и причина нашей погибели» - звучит за кадром вкрадчивый древний голос, пока семилетняя девочка, ставшая вампиром, убивает доверчивого отца, а молодой преступник перевозит гроб с древним чудовищем ради того, чтобы спасти от бедности мать. Вампиризм можно назвать метафорой социопатии - с той лишь разницей, что бессмертного вампира неспособность к сопереживанию делает сильнее в борьбе с людьми, а смертного социопата обрекает на сложности в выстраивании межличностных отношений. Вследствие этого даже самым успешным из них приходится нелегко.

Для аскетичного Раста характерно избегание общества с его ценностями - в его квартире почти нет мебели, а отсутствие друзей он объясняет фразой «Я не душа компании». Отношения - критическая область на светлой стороне жизни Раста (жизни до наркотиков и алкоголя), что показано в сцене его первой встречи с женой напарника Мэгги. Когда она спрашивает его про семью, зритель впервые узнает, что Раст Коул потерял дочь, пристрастился к наркотикам, развёлся с женой. Считая себя чёрствым и бесчувственным, он утверждает, что не может поддерживать связь с кем-то больше двух-трёх лет. «Плохие люди нужны миру для того, чтобы удерживать других плохих людей», - самокритично высказывается Раст. Однако от зрителя не ускользает то, что перед первым визитом в дом напарника Раст напивается, что говорит о том, какой напряжённой, а следовательно, значимой, представлялась для него презентация в семейном круге Мартина. Во время одного из последних разговоров с Мэгги, когда та резко бросает, что Растин «наверняка не был хорошим семьянином», снова попадая в больное место, тот в гневе уходит.

Нестандартный облик детектива дополняет синестезия - способность воспринимать происходящее во вкусовой модальности. Устремив взгляд на городской горизонт, Растин говорит: «У меня тут неприятный привкус во рту… Я как будто чувствую душевную атмосферу», чем окончательно повергает напарника в состояние экзистенциального ужаса.

Социопатические черты в личности Раста можно назвать приобретёнными - он бесстрашен, хладнокровен, зависит от острых ощущений (крадёт на работе кокаин) и чуждается бремени человеческих страстей, однако это обусловлено переживанием семейной трагедии и опытом работы в сферах, где любое проявление чувств равносильно слабости. Описание детства добавляет картине мрачные тона - мать оставила семью, когда Расту было два года, а отец, увлекавшийся охотой и не вызывавший у мальчика тёплых чувств, видимо, не испытывал их и сам. Однако природная эмоциональная отстранённость и повышенный порог чувствительности не спасают Раста от чувств к Мэгги, которая, легко угадав слабости детектива, не преминула их использовать. Предшествующее поведение детектива, когда он пытался способствовать воссоединению напарника с его женой, оказалось подтверждением его моральных устоев, оказавшихся на время сломленными манипуляциями отчаянной Мэгги.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...