Дифференцированный подход в обучении пример урока. Дифференцированное обучение на уроках математики

ДИФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Исенова Г.У .,

учитель математики

Что же такое дифференцированное обучение?

Под дифференцированным обучением понимают форму организации

учебной деятельности школьника, обеспечивающую учителю специализацию учебного процесса для различных групп учащихся, созданных с учетом наличия у них общих качеств, существенных для учебной деятельности.

Дифференциация обучения – создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.

Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.

В своей практике я использую стратовую систему деления класса. Класс делится на три группы (страты).

Первая страта (высокий уровень) комплектуется из учащихся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости.

Вторая страта (средний уровень) входят учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интереса, средними показателями успеваемости.

Третью страту (низкий уровень) составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса и низким уровнем мотивации учения, низкими показателями успеваемости по предмету.

Для стратовой системы обучения также характерно :

а) в страте высокого уровня:

Обучение технологии поиска новых знаний, работа с дополнительными источниками информации;

Привлечение к поисковой деятельности, использование творческих знаний, решение нестандартных задач;

Формирование навыков самоконтроля за усвоением знаний.

б) в страте среднего уровня:

Обучение технологии поиска новых знаний, работа с учебником;

Организация самостоятельной деятельности репродуктивного и частично-поискового характера, самоконтроль за усвоением знаний;

Отбор методов, способствующих усвоению знаний на частично-поисковом и поисковом уровне;

в) в старте низкого уровня:

Создание положительной мотивации через практическую направленность обучения, связь с жизнью, ориентация на успех, регистрация действительного продвижения в учении;

Создание условий, позволяющих каждому ученику оценить свое положение и обдумать возможности его улучшения;

Отбор методов, способствующих усвоению базовых знаний на репродуктивном уровне, но также применение частично-поисковых и проблемных методов обучения;

Формирование мыслительных действий и операций, обучение предметным умениям и навыкам не только на эмпирическом, но и по возможности на теоретическом уровне.

Рассмотрим тему «Оценка частного».

В первой страте (высокий уровень) учащиеся:

а) выводят следующие свойства: «при увеличении делимого частное увеличивается», «при увеличении делителя частное уменьшается»;

б) находят границы частного.

Во второй страте ученики:

а) выводят названные свойства;

б) определяют, верно ли найдены границы частного.

В третьей страте школьники:

а) изучают названные свойства;

б) сравнивают частные, не выполняя вычислений;

в) доказывают, используя свойства, что 698: 2 > 300, 784: 2  400.

Стратовая технология диктует необходимость анализа учебных достижений и интересов каждого учащегося, что позволяет более эффективно строить образовательный процесс на основе личностно – ориентированного подхода и повышать качество образования.

В классах со стратовой системой обучения удачными являются следующие условия контроля за учебно-познавательной деятельностью учащихся :

Создание для ученика ситуации успеха и уверенности;

Сотрудничество учителя и учащихся;

Создание для ученика ситуаций, в которых он может выбрать уровень сложности и трудности контрольного задания;

Возможность выбора учителем формы контрольной процедуры;

Учет временного фактора в зависимости от индивидуальных возможностей ученика;

Тематический учет знаний;

Использование метода малых групп;

Логическая обусловленность своевременности контроля;

Гарантирование ученику права на повышение оценки;

Соблюдение принципа гуманизации при осуществлении контроля;

Поощрение ученика;

Соответствие целей контроля целям образовательного процесса.

Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Даже начинающий учитель знает, что при любом коллективном или фронтальном обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально, в соответствии с индивидуальными особенностями мыслительной деятельности, личностных качеств. Учет индивидуальных особенностей – один из ведущих принципов дидактики . Учитель вольно или невольно стремится выделить группы детей с более или менее одинаковыми особенностями. Чем меньше таких групп, тем легче работать, применять различные методы и приемы обучения.

Дифференцированный подход организационно состоит в сочетании

индивидуальной, групповой и фронтальной работы , с использованием технологий КСО (коллективных способов обучения) и ГСО (групповых способов обучения).

Прежде чем осуществлять дифференцированный подход в 1 классе, важно

сформировать у детей некоторые умения самостоятельной учебной деятельности.

Дифференцированный подход использую на всех этапах обучения, а точнее, на всех этапах усвоения знаний, умений. Это тоже является существенным положением методики дифференцированного обучения.

Этап изложения новых знаний и умений..

Речь идет об этапе первичного восприятия материала. Легко убедиться в том, что недифференцированный подход на первом этапе порождает «белые пятна» в знаниях части учеников. Почему? Хотя бы потому, что новое всегда увязывается с вполне определенным старым. Именно поэтому учитель проводит подготовку к усвоению нового. Он задает вопросы по пройденному, проверяет, есть ли у них в памяти то, на что они будут сейчас опираться.

Например, готовясь объяснить прием сложения а + 4, нужно проверить прочность знания состава числа 4. Если ограничиться краткой фронтальной работой, не убедиться, что действительно каждый в классе знает состав числа 4, могут оказаться ученики, которые новый прием усвоят неосознанно и непрочно.

Осуществляя дифференцированный подход, нужно, во-первых, провести более тщательную подготовку к усвоению нового материала именно с теми детьми, которые в этом нуждаются. А во-вторых, после первичного фронтального объяснения нужно его повторить, и, может быть, не один раз, для отдельных групп.

Где-то во второй половине учебного года можно использовать и такой прием: объяснить материал кратко на высоком материале сложности в расчете на группу детей с повышенной обучаемостью. Затем провести объяснение того же материала более развернуто и доступно, а детям первой группы предложить задания на первичную проверку знаний.

Этап закрепления и применения знаний и умений.

На этом этапе основой дифференцированного подхода является организация самостоятельной работы. Здесь больше всего содержится возможностей для учета особенностей учащихся.

Учитель может подготовить два-три варианта заданий. Учащиеся выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определенной группе учеников.

Отдельным группам дается разъяснение возможных затруднений с целью предотвращения ошибок. Этот прием характерен для этапа первичного закрепления, когда происходит, по сути, «доусвоение» нового материала и выявляются пробелы.

Слабым учащимся для самостоятельной работы нередко даются облегченные карточки-задания алгоритмического вида, сильным – задания на перенос знаний и умений в измененную или новую ситуацию.

Таким образом, дифференцированный подход на этапе закрепления и применения знаний осуществляется преимущественно в виде заданий различной трудности и характера.

Этап проверки и оценки знаний и умений.

На этом этапе важно четко выяснить, на каком уровне усвоено каждым учеником одно и то же знание и умение. Исходя из этого, можно составлять серии заданий повышающейся или понижающейся трудности. Каждая серия заданий может отражать определенный уровень усвоения материала. Не следует скрывать от учащихся уровень трудности задания, пусть они сами отчетливо представляют, на каком уровне усвоен материал.

В своей педагогической практике вот уже несколько лет я применяю технологию модульного обучения. Модульное обучение опирается на разноуровневое обучение, дифференцированный подход к учащимся.

В работе с младшими школьниками целесообразно, на мой взгляд, использовать два основных критерия дифференциации: обучаемость и обученность.

Для проверки обучаемости использую обучающую карточку, а для проверки обученности развивающую карточку. Такие карточки оказывают непосредственное влияние на характер развития учебной деятельности. Используются они в зависимости от структуры и типа модульного урока. Карточки составляются на трех уровнях:

репродуктивном, конструктивном, творческом.

На модульных занятиях для организации самостоятельной деятельности учащихся предлагаю модульные обучающие и развивающие карточки. Они строятся на основе элементов модульного обучения и коллективных способов обучения.

Модульные карточки бывают: обучающие, развивающие и разноуровневые.

обучающая

развивающая

разноуровневая

Содержит правила, схемы, опоры, теоретический материал.

Не содержит теоретического материала.

Задания разного уровня сложности.

Задания репродуктивного и конструктивного характера.

Задания репродуктивного, конструктивного и творческого характера.

Применяется на уроке первичного изучения новых знаний, на уроке закрепления знаний (если блок-модуль разбит на большое количество блоков-модулей)

Применяется на уроках обобщения и систематизации.

Применяется на уроках комплексного применения или уроках обобщения и систематизации

С помощью данной карточки проверяется обучаемость

С помощью данной карточки проверяется обученность

Ученик выбирает задание по своим силам.

Карточка позволяет ученику работать в паре постоянного состава, группе, индивидуально, самостоятельно.

Но возможен и другой подход к проверке знаний и умений учащихся. На уроках закрепления знаний можно использовать карточку со свободным выбором задания по цветовому сигналу (учащиеся самостоятельно выбирают задание):

Желтый – репродуктивный

Синий – конструктивный

Зелёный – творческий

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.

При осуществлении дифференцированного подхода я опираюсь на следующие условия:

    Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных

учащихся и групп учащихся.

    Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные

трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.

    Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным

группам и отдельным учащимся.

    Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (в

идеале – каждого ученика).

    Осуществление оперативной обратной связи.

    Соблюдение педагогического такта.

На уроках математики большое внимание уделяю обучению учащихся самостоятельному решению задач. И здесь помогают дифференцированные задания.

Для того, чтобы организовать разноуровневую работу над задачей в одно и то же

время, отведенное для этого на уроке, можно использовать карточки-задания, которые готовятся заранее в трех вариантах (для трех уровней). Карточки содержат системы заданий, связанные с анализом и решением одной и той же задачи, но на разных уровнях. В размноженном виде они предлагаются учащимся. Уровень не указывается, а различие вариантов обозначается кружками разного цвета в правом верхнем углу карточки.

Например, от двух пристаней, расстояние между которыми 117 км, отправились одновременно навстречу друг другу два катера. Один шел со скоростью 17 км/ч, а другой – 24 км/ч. какое расстояние будет между катерами через 2 часа после начала движения?

1 – уровень:

1. Рассмотри чертеж к задаче и выполни задания:

17 км/ч 24 км/ч

а) обведи синим карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное первым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние;

б) обведи красным карандашом отрезок, обозначающий расстояние, пройденное вторым катером за 2 часа. Вычисли это расстояние;

в) рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычисли это расстояние;

г) прочитай вопрос задачи и обозначь другой на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние.

Если задача решена, то запиши ответ.

2. Рассмотри еще раз задание (1) и запиши план решения этой задачи (без вычислений).

3. Проверь себя! Ответ: 35 км.

4. Дополнительное задание: рассмотри другой способ решения данной задачи. Запиши пояснения к каждому действию и вычисли ответ:

1) 17 + 24 = …

2) … х 2 = …

3) 117 - … = …

2 – й уровень:

1. Закончи чертеж к задаче. Обозначь на нем данное и искомое:

17 км/ч 24 км/ч

2. Рассмотри «дерево рассуждений» от данных к вопросу. Укажи на нем последовательность действий и арифметические знаки каждого действия:

17 км/ч 24 км/ч

Скорость сближения 2 ч

Расстояние, пройденное двумя катерами 117 км

расстояние между катерами

3. Пользуясь «деревом рассуждений», запиши план решения задачи.

4. Запиши решение задачи:

а) по действиям;

б) выражением.

Дополнительное задание:

5. Пользуясь чертежом, найди другой способ решения задачи и запиши его:

а) по действиям;

б) выражением.

6. Проверь себя! Сопоставь ответы, полученные разными способами.

3-й уровень.

1. Выполни чертеж.

2. Пользуясь чертежом, найди наиболее рациональный способ решения. Составь к этому способу «дерево рассуждений».

3. Запиши план решения задачи в соответствии с «деревом рассуждений».

4. Пользуясь планом, запиши решение задачи:

а) по действиям;

б) выражением.

5. Проверь себя! Ответ задачи: 35 км.

Дополнительное задание:

6. Узнай, какое расстояние будет между катерами при такой же скорости и направлении движения через 3 часа? 4 часа?

Так, например, предлагаю всем учащимся самостоятельно решить задачу «Туристы отправились в поход. Сначала они ехали 2 часа на поезде со скоростью 60 км/ч, затем 3 часа шли пешком со скоростью 4 км/ч. чему равен весь путь, проделанный туристами?»

Для тех, кто справился с решением задачи, предлагаю дополнительные задания: поставьте другие вопросы к условию этой задачи и ответьте на них; узнайте, во сколько раз скорость поезда больше скорости пешехода; определите, за сколько часов весь путь проехали бы велосипедисты, ехавшие со скоростью 12 км/ч.

Для тех, кто не справился с решением задачи, иллюстрирую весь путь, пройденный туристами. Расстояние, которое туристы проехали на поезде, обозначаю зеленой полоской; путь, пройденный туристами пешком, - голубой. Весь путь состоит из этих двух участков. К этой иллюстрации для самых слабых учащихся предлагаю план решения:

Сначала найдите расстояние, которое проехали туристы на поезде;

Затем узнайте расстояние, которое прошли туристы пешком;

Наконец, узнайте, чему равен весь путь.

Слабые учащиеся объяснили решение задачи по плану. С первым дополнительным заданием справились даже средние ученики. Они рассказали, как выполнили это задание. Второе дополнительное задание выполнили меньше учащихся. В ходе проверки учащиеся доказали выбор действия. Последнее задание выполнили единицы, и они тоже объяснили свое решение.

При решении этой задачи каждый учащийся выполнил ту часть работы, которая соответствовала его возможностям.

Приведу примеры дифференцированных работ.

Даны выражения:

81 – 29 + 37 400 + 200 + 300 – 100

72: 9 – 3 400 + 200 + 30 – 100

8 х 6: 8 х 7 27: 3 – 2 х 6: 4

84 – 9 х 8 54 + 6 х 3 – 72: 8

Задание для 1 группы:

Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.

Задание для 2 группы:

Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.

Задание для 3 группы:

Выполните задание для 2 группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на 2 группы.

Данный подход можно использовать на уроках русского языка, математики, литературного чтения и природоведения при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, при закреплении знаний, отработке материала и при выборе домашнего задания.

Дифференцированный подход создает благоприятные условия для развития учащихся и способствует более качественному их обучению.

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ

Проблема формирования прочных осознанных вычислительных навыков заинтересовала меня, как учителя, когда пришлось работать с учениками с ослабленным здоровьем, а, следовательно, и с низким уровнем работоспособности.

В начальных классах особое место занимает работа по формированию навыков устных вычислений, поскольку в течение 4 лет обучения учащиеся должны не только сознательно усвоить приемы устных вычислений, но и приобрести твердые вычислительные навыки. Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное и практическое значение, так как они помогают усвоить многие вопросы теории арифметических действий.

Думаю, что устные вычисления в сочетании с иными видами упражнений активизируют мыслительную деятельность, развивают логическое мышление, сообразительность, память, творческие начала и волевые качества, наблюдательность и математическую зоркость, способствуют развитию речи учащихся, если с самого начала обучения вводить в тексты заданий и использовать при обсуждении упражнений математические термины.

Большую роль в развитии мышления учащихся на уроках математики играют систематические и целенаправленные устные упражнения.

Большое значение при проведении устных упражнений имеет обратная связь. Совсем не обязательно форма ответа должна быть устной. Можно показать ответ на палочках, с помощью разрезных цифр, с помощью сигнального блокнота или в блокнотах для кратковременных записей. Все формы обратной записи приемлемы, лишь бы они помогали учителю эффективно управлять работой детей.

Я помогаю ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждаю у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, заменяя менее рациональные более современными.

Ввожу такой вид устных упражнений как игра. Ведь целенаправленное включение игры повышает интерес детей к работе, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные умения, знания и навыки. Игра делает отдельные элементы урока эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ, синтез, делает выводы, обобщения.

Дидактическая игра представляет возможность развивать у детей внимание, память, развивать смекалку, находчивость, сообразительность.

Считаю, что наиболее трудная тема в усвоении начальной школы учащимися - таблица умножения.

Таблица Она всегда во всем права:

Умножения Что б ни случилось в мире, -

Достойна А все же будет дважды два

Уважения. По – прежнему четыре.

Изучив статью Нины Владимировны Петкевич о новой технологии изучения таблицы умножения, получив по данной технологии пакет материала, я решила апробировать данную технологию на уроках математики и продиагностировать

результаты.

Методика работы с таблицами построена с учетом психологических особенностей учащихся младших классов и дает возможность учителю осуществлять многократное повторение каждого столбика таблицы умножения разными способами и ассоциировать его с картинками, стихами, сказками и играми.

Основой технологии являются средства обучения, которые, по-моему, дают эффективность её применения :

    в экономии времени (в 2 - 3 раза);

    в прочности и правильности усвоения знаний и их творческом применении учащимися

    в создании психологического комфорта, позволяющего щадить физические и моральные силы учителя и учащихся;

    в возможности переноса некоторых тем из средней школы в начальную школу.

Считаю, что достижению этих целей способствуют :

    широкое использование алгоритма как метода обучения (алгоритмизация обучения);

    интеграция уроков математики с уроками русского языка, трудового обучения, изобразительного искусства, музыки; изготовление дидактических игр и игрушек;

    моделирование математических понятий.

Ведущим принципом педагогической технологии изучения таблицы умножения является обучение через действие, а её девиз - « учиться - играя, а учить - играючи».

Оригинальность и новизна методики заключается в том, что произведения «привязываются «к месту их расположения в натуральном ряду чисел и соответствуют определенному цветовому коду (взяты цвета радуги).

Таблица « Радужный цветок» дает возможность вести наблюдение, опираясь на цифровой материал, а при решении задач на умножение и деление - на графические полоски, путешествуя по « лепестку цветка « и «дуге-радуге».

Все таблицы многофункциональны, некоторые из них являются основой для изучения таких тем, как «Измерение площади», «Делимость чисел» и другое.

Отмечаю, что в данной педтехнологии средства обучения используются в определенной последовательности. Каждый случай умножения изучается по единому алгоритму, с которым учащиеся знакомятся при изучении умножения числа 1.

Структура алгоритма такова:

    Составление и запись учителем на доске столбика таблицы умножения числа с использованием абака. Учащиеся в это время сосредотачиваются, наблюдают.

    Анализ составленной таблицы, поиски «узелков на память» с опорой на теоретические знания (замена сложения умножением, переместительное и сочетательное свойства произведения).

    Подведение итогов.

    Закрепление знания результатов табличного умножения. Учитель называет и показывает примеры, ведя учащихся от легкого к трудному и тем самым готовя их к выступлению в роли учителя во время игры «Школа». Дети отвечают хором.

    Самостоятельная работа по составлению столбика таблицы умножения и заполнению произведениями натурального ряда чисел «домика» в «Волшебной тетради».

    Работа в парах. Использование записанного материала для организации игры «Школа». Взаимопроверка, самопроверка, оценка знаний.

    Нахождение знакомых произведений в «Сводной таблице произведений с цветовым кодом». Коллективная работа. Игра «Хлопки».

    Проверка учителем знания каждым учеником табличных результатов с использованием цветовых сигнальных блокнотов. Игра «Пешеходы».

    Подведение итогов.

Несмотря на то, что все случаи умножения изучаются по единому алгоритму, уроки проходят живо и увлекательно, с неослабевающим вниманием учащихся и даже творческим азартом. То, что детям известен план работы над столбиком таблицы, является прекрасным стимулом в процессе обучения. На протяжении всей работы учащихся не покидает чувство успеха, который подтверждается роботом Инфиком.

Отличительная черта каждого урока - «Узелки на память». Так, при изучении таблицы умножения числа 3 дети становятся декораторами. Они готовят реквизит к постановке сказки «Три медведя». Они учат веселые стихи Д. Хармса и С. Маршака и запоминают примеры на умножение с числами 4 и 8, а озорная скороговорка помогает выучить таблицу умножения числа 7. «Счетные машинки», состоящие из пальцев рук маленьких учеников, в любой момент восстанавливают в их памяти столбики умножения чисел 5 и 9. Считая обувь для разных букашек, учащиеся запоминают таблицу умножения числа 6.

Таким образом, на уроках осуществляется широкие межпредметные связи. Но наибольший эффект достигается интеграцией уроков математики и трудового обучения.

На уроках трудового обучения учащиеся изготавливают индивидуальные наглядные пособия. Процесс изготовления позволяет закрепить у детей трудовые навыки и одновременно способствует усвоению табличного умножения и деления, что подтверждает смысл пословицы «Умелые руки – помощники науки».

Еще древние греки говорили, что из трех способов получения знаний самый лучший – сделать самому, второй – увидеть, как это делает другой, третий – наименее продуктивный – услышать об этом от кого – то.

Разнообразие таблиц позволяет учащимся применять знания не только на репродуктивном уровне, но и в новых, более сложных ситуациях. Огромное влияние на развитие зрительной ориентировки учащихся оказывает умение определять произведение не только по месту расположения в натуральном ряду чисел, но и по цветовому коду.

Огромную радость доставляет детям работа с дидактическими игрушками, как «телефон – справочник», по которому можно «позвонить» и узнать ответ, или справочник «чудесные превращения», при изготовлении которого дети находят зависимость между компонентами действий умножения и деления и их результатами.

В данной педтехнологии учащиеся каждый урок работают с тетрадью для самостоятельных работ, которую составляют индивидуально, развивая свои способности и возможности. Эта тетрадь выполняет несколько функций:

1. Ее изготовление позволяет осуществить межпредметную связь с уроками трудового обучения, которая заключается в том, что учащиеся читают чертеж, делают разметку в тетрадях в клетку, сгибают и отрезают лишние части листа.

2. На кружочках и клетках «в домике» можно продемонстрировать конкретный смысл умножения, сочетательное и переместительное свойства умножения.

3. Используется как демонстрационное пособие для организации игры «Школа».

4. Представляет собой простейший компьютер, так как имеет вводные данные (примеры) и выход информации (ответы), что дает учащимся возможность осуществлять самоконтроль.

Для закрепления таблицы умножения двух можно провести игру

«Лесная школа».

В лесной школе учились зайцы и белки, зайцы говорили громко, а белки - тихо. На уроке математики учитель - Сова предложил им сосчитать до 20. Счёт начинают зайцы, а белки продолжают и так дальше, чередуясь. Попробуйте, ребята и вы сосчитать так же, как ученики «лесной школы». Дети говорят поочередно: громко: 1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 ; тихо: 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20

Какие числа назвали белки? Ученики повторяют несколько раз числа, которые являются результатом умножения двух.

Для запоминания таблицы умножения на 3 можно интересно провести игру «Хлопки». Учащиеся хором считают от 1 до 30, но вместо чисел, которые делятся на 3, хлопают в ладоши. Например, 1, 2, хлопки, 4, 5, хлопки и т. д. Учитель просит кого - то из учеников повторить те числа, которые не были названы хором. Ученик называет их: 3, 6, 9,12,15,18,21,24,27,30. Затем дети повторяют числа хором.

Для закрепления навыков табличного умножения и деления интересно провести игру «Решето».

Встают ученики одного ряда и по очереди говорят таблицу умножения, например на 4: первый ученик - 4 Х 4 = 16

второй ученик - 4 Х 5 = 20

третий ученик - 4 Х 6 = 24 и т. д.

Ученик, который назвал правильно пример из таблицы и ответ, садится на место, а тот, который ошибся, стоит, т. е. остаётся в решете.

Эта игра помогает выявить ученика, который не усвоил ту или иную таблицу умножения.

Чтобы лучше усвоить терминологию, то есть названия компонентов и результатов умножения, можно провести ролевую игру.

Ученики первого ряда - первые множители, второго ряда - вторые множители, а третьего - произведения.

Первый ученик из первого ряда встает и говорит: «Первый множитель 5» Первый ученик из второго ряда встает и говорит: «Второй множитель 3». Первый ученик третьего ряда встаёт и говорит: «Произведение 15».

Затем встают вторые ученики из каждого ряда и т. д.

Такие игры активизируют мыслительную деятельность детей и дают возможность поработать на данном этапе урока всему классу.

В заключении, хотелось бы отметить, что технология Н. Б. Петкевич эффективна, так как, во-первых, она интересна для учащихся; во-вторых, вызывает у учащихся эмоциональный и психологический настрой. Главное, что в основе данной методики лежит - игра. Формирование прочных вычислительных навыков происходит через игровые моменты. Данную технологию нужно использовать регулярно, в системе.

На каждом уроке постепенно определяются способности ученика, он проходит через все стадии «Само…», учится оценивать, рефлексировать, использовать различные виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и др.), а главное, что данная технология является личностно-ориентированной, так как направлена не только на формирование ЗУНов по теме «Умножение», но на развитие и саморазвитие ребенка, создает благоприятный эмоциональный фон на уроке, ребенку интересно и комфортно, а также переводит его деятельность на субъект – субъектные отношения, на сотрудничество друг с другом, закладывает умение самостоятельно учиться.

Кажется, тема скучная, неинтересная, но увлечь учащихся можно, а как?

В этом помогут новые методики, разнообразные приемы, технология КСО и игры. Игра является – основной деятельностью ученика в начальной школе, организую работу в паре постоянного состава, в динамических парах, в малых группах и т.п.

Каковы результаты работы по данной технологии:

развивается познавательная сфера учащихся (память, внимание, мышление);

Формируются прочные навыки таблицы умножения.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества . Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования. В последнее десятилетие происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятия «образованность» на понятие «компетенция». Компетенция (слово латинского происхождения) - способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определѐнной широкой области.

Необходимость включения компетентностного подхода в образовательный процесс обусловливается жизненной необходимостью. Современный педагог должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. Одним из рычагов, позволяющим осуществить данные цели, является обращение к новым образовательным технологиям. Одной из таких технологий является технология дифференцированного обучения.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка - актуальная проблема современной школы. В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого учащегося. Педагог в постоянном поиске. Как предупредить отставание слабых и добиться успеваемости каждого? Как заинтересовать класс и сделать обучение радостным? Только учитывая реальные возможности в учѐбе всех учащихся, можно организовать продуктивную деятельность всего класса, осуществить дифференцированное обучение на уроке. Несколько учащихся одного класса, группы, собранных вместе только по возрастному принципу без учѐта их индивидуальных и интеллектуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперѐд в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательный интерес к учѐбе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучшее положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что педагог ведѐт обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Они постепенно привыкают к лѐгкости выполнения учебных заданий, и первые трудности приводят к растерянности, неуверенности в себе. А это ведѐт к снижению успеваемости. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учащимся может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся. Необходимость этого очевидна, это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа дифференцированного подхода.

Как известно, дифференцированное обучение - это работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно- урочной системы с целью развития личности каждого учащегося.

Чаще всего педагог работает в классе, где собраны учащиеся с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Согласимся с известным психологом Н.А. Менчинской в том, что «эффект обучения зависит не только от его содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников». Дифференцированный подход в обучении приносит положительные результаты: уменьшается нагрузка на учащихся, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы. Решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может. Именно поэтому в классе улучшается психологический климат, становится реальностью усвоение каждым общеобразовательного минимума. Ещѐ К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать ученикам задания в соответствии с их подготовкой.

Хотя вопрос о дифференцированном обучении хорошо разработан теоретически, многие практические вопросы остаются открытыми, а именно:

как организовать учѐт индивидуальных особенностей учащихся; как лучше разделить их на подгруппы (т.е. выделить сильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ученик не успевает по предмету, дисциплине; как методически правильно построить урок; как организовать постоянную работу с хорошо успевающими учениками; как проводить дифференцированные проверочные работы и оценивать их; исходя из каких критериев отбирать учебный материал для каждой группы и как предъявлять его (в учебнике дифференцированных заданий недостаточно).

Почти каждый класс можно разделить на три группы: ученики с высокими - средними - низкими учебными возможностями. Критериями деления учащихся на группы являются объѐм имеющихся знаний, культура умственного труда, уровень познавательной активности, способность к абстрактному мышлению, умение анализировать и обобщать, утомляемость от интеллектуальной деятельности, уровень самостоятельности, уровень работоспособности (желание и умение учиться). Эти критерии взаимосвязаны, так как уровень самостоятельности учащихся на уроке при организации интеллектуальной деятельности в значительной степени зависит от способности к абстрактному мышлению ученика.

Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объѐм знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу. Работа с сильными учащимися предполагает тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой сложности.

Ученики со средними учебными возможностями имеют определѐнный объѐм знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению и анализу. При работе с данной группой школьников главное внимание нужно уделять развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах, постоянно создавать условия для дальнейшего развития этих ребят.

Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации.

Дифференцированный подход позволяет в условиях классно- урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся. На мой взгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличения объѐма заданий, а за счѐт разнообразия заданий. Например, таких как составление текстов диктантов, составление карточек - заданий по изученному материалу, составление обобщающих таблиц для работы на уроке, сочинение лингвистических сказок (миниатюр), работа с дополнительной литературой, проверка индивидуальных заданий, выполняемых учащимися, которые имеют более низкий уровень подготовки, выполнение обязанностей консультанта при групповой работе, работа «учителем» (проведение фрагментов урока) и т.п.

Говоря о детях с пониженной обучаемостью, психолог З.И. Калмыкова утверждает, что в основе их отставания лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутым уровнем умственного развития . Проблема преодоления неуспеваемости - это и психологическая проблема. Ученик, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим. Таким школьникам необходимы опорные схемы, таблицы. В классе, аудитории должен быть стенд «Подсказки на каждый день» с материалом к урокам по изучаемой теме, на парты кладутся словари и « папка-помощница». Этой группе школьников нужно предъявлять посильные проверочные задания. При объяснении нового учебного материала или во время его закрепления слабым учащимся предлагаются опорные карточки, так как им требуется зрительно-текстовая опора и индивидуальный темп работы. Этой группе учащихся требуется точное ограничение учебных заданий, большое количество тренировочных работ и дополнительное разъяснение нового материала на уроке. Некоторые формы и методы работы со слабыми учащимися: выполнение заданий с наличием образца, развитие зрительной памяти (например, объяснить правописание записанных на доске нескольких слов, составить с ними словосочетания, разобрать по составу, на основе опорных слов составить предложения, мини-текст), выполнение заданий со вспомогательными вопросами.

Итак, дифференцированное обучение предполагает соблюдение следующих условий: педагог хорошо знает учащегося, его индивидуальные и психологические особенности, его сильные и слабые стороны; ученики достигли определѐнного уровня умений самостоятельного приобретения знаний. Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интерес к знаниям, чувство ответственности, товарищества) значения. При данной технологии обучения возможен переход учащихся с одной группы в другую. Переход обусловлен изменением уровня развития ученика, происходит восполнение пробелов и повышение учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учѐбе.

Дифференцированный подход необходим на различных этапах урока.

I -ый этап. Повторение пройденного материала.

Самостоятельная работа учащихся различной сложности. 1-ая группа выполняет самостоятельную работу, получая при этом различные творческие задания, например, сочинить лингвистическую мини- сказку. 2-ая и 3- я группы прорабатывают правила по опорным схемам, затем учащиеся 2 группы выполняют работу самостоятельно, а учащиеся из 3 группы выполняют ту же работу по образцу или по опорным схемам.

  • этап. Фронтальное объяснение учителем материала всему классу. Более «сильные» учащиеся самостоятельно делают выводы, составляют правила. Далее происходит анализ способов применения новых знаний на практике (работают все группы).
  • этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умение применять усвоенный материал на практике. 1-ая группа. Самостоятельная работа по углублению и расширению знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на ненужное повторение. Вторичное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем. 2-ая группа выполняет работу самостоятельно по образцу или опорным схемам. Учащиеся 3-ей группы занимаются доработкой по объяснению нового материала: теория по учебнику и выполнение типовых тренировочных упражнений под руководством учителя с целью овладения навыками учебной работы.
  • этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы. Выполнение самостоятельной работы слушают 2-ая и 3-я группы , делая пометки в своих работах, затем прослушиваются работы 2- й и 3-й групп.
  • этап. Единая самостоятельная работа для всех групп. Затем каждой группе предлагается дополнительное задание разной сложности.
  • этап. Словарная работа. На мой взгляд, большую роль в дифференцированном подходе играет взаимопроверка словарных диктантов. 1-я группа проверяет работы учащихся 2-й и 3-й групп , помогает в разборе ошибок, допущенных в диктантах. При такой проверке учащиеся «слабой» группы более тщательно проговаривают слова из диктанта и лишний раз вспоминают и проговаривают то или иное правило.
  • этап. Домашнее задание задаѐтся различной сложности. Более «сильным» ученикам даются творческие задания, а ученикам из «слабых» групп даются типовые задания, выполненные на уроке.

Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, постоянно поддерживать интерес к предмету. Эти приѐмы позволяют дифференцированно подходить к учащимся. Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность учащихся. Овладев этой деятельностью, ученики сами начинают еѐ совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей.

Дифференцированный подход в обучении, таким образом, ставит перед учителем, учащимися задачу развивающего обучения. В решении проблемы есть один важный аспект- повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка. Тема дифференцированного подхода на уроках русского языка имеет много интересных аспектов и перспективных направлений. Но уже в начальной стадии работы по ней наблюдается повышение интереса учащихся к занятиям русским языком, стремление овладеть нормами литературного языка.

Литература:

  1. Авдеева Г.Ф. Информационные технологии обучения. Менеджмент в образовании. 2002г.
  2. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М., 1982г.
  3. Косякова М.А. Воронежская область, институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. 2004 Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989г.
  4. Осмаловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе. Москва-Воронеж, 2004г.
  5. Современные проблемы образования. Тула, 7.Ушинский К.Д. Методика начального обучения.М. 1968г.
  6. Чупрасова В. И. Современные технологии в образовании. Владивосток, 2000.
  7. Яшина Г. А. Дифференциация учебной работы. Оренбургская область, Богурусланский район, Михайловка,

Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференциация обучения.

Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных различий учащихся.

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов.

1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы.

2. Проведение диагностики по выбранному критерию.

3. Распределение детей по группам с учетом результатов диагностики.

4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

В работе со старшими школьниками целесообразно использовать два основных критерия дифференциации: обученность и обучаемость. По мнению психологов, обученность -- это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, уровень усвоения навыков и умений, качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность), способы и приемы их приобретения.

Понятие обучаемость обосновано в трудах Б.Г. Ананьева, Н.А. Менчинской, З.И. Калмыковой, А.К. Марковой и др. Обучаемость трактуется как восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития (А.К. Маркова), как ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения (З.И. Калмыкова).

Если обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик, то обучаемость -- характеристика его потенциального развития. С этой точки зрения понятие обучаемость близко к понятию зона ближайшего развития, предложенного Л.С. Выготским. Важными показателями высокого уровня обучаемости являются восприимчивость к помощи другого человека, умение осуществлять перенос, способность к самообучению, работоспособность и др.

Рассмотрим различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроке биологии, на этапе закрепления изученного материала. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему.

Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует по:

а) степени самостоятельности учащихся;

б) характеру помощи учащимся;

в) форме учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, решение задач по генетике, составление тестов), создавать новый продукт (составление цепочек питания, пищевых пирамид). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

На уроках биологии используются различные виды продуктивных заданий, например:

· поиск закономерностей в процессе развития микроорганизмов разных видов;

· классификация изученных классов и видов животных;

· самостоятельное составление кроссвордов, загадок;

· составление гербариев и работа с ними, работа с микроскопом;

· разработка и обсуждение путей решения различных экологических проблем;

· нестандартные и исследовательские задания.

Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости -- творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным -- творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Приведем примеры дифференцированных работ с использованием типов продуктивных заданий:

Пример 1 Даны элементы цепи питания в неправильном порядке: «травянистая растительность», «орёл», «жаба», «уж», «саранча», «микроорганизмы»

Задание для 1-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей.

Задание для 2-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей, а также определить консументы различных порядков, продуценты, редуценты.

Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Придумать свои несколько вариантов.

Пример 2. Дана задача: Коков был генотип родителей, если во втором поколении расщепление по двум признакам шло в соотношении 2:4:4:6

Задание для 1-й группы. Решите задачу.

Задание для 2-й группы. Решите задачу. Определите фенотипы родителей и полученных гибридов 1-го поколения.

Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Определите фенотипы и генотипы родителей и 2-х поколений гибридов.

2. Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.

Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

· усложнение материала (например, в задании для 1-й и 2-й групп используются задачи на моногибридное скрещивание, а для 3-й - на дигибридное, и перекомбинацию генетического материала);

· увеличение объёма изучаемого материала (увеличение количества пунктов заданий, самостоятельная работа по углубленному изучению).

· выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (сравнить строение тела кольчецов и плоских червей, сравнить строение сердца рыб и птиц)

· использование обратного задания вместо прямого (по изменяемому воздействию определить фактор, и наоборот).

3. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, кроссвордов, занимательных биологических тестов.

Приведем примеры дифференцированных заданий.

Пример 1. Основное задание: Опишите строение цветка клевера, ромашки, яблони.

Дополнительное задание: Подумайте, какие виды насекомых приспособлены к опылению этих цветков, в чём это выражается?

Пример 2. Основное задание: Определите с помощью гербария виды растений.

Дополнительное задание: Приведите примеры растению тех же видов, определяя род и семейство.

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й -- полусамостоятельиая, для 3-й -фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Приведем пример, как организуется работа а по карточкам.

I этап. Учащиеся знакомятся с текстом задания. После этого часть детей приступает к ее самостоятельной работе над ним. Им может быть дано дополнительное задание, например составить сопоставительный анализ рассматриваемых характеристик.

II этап. Анализ задания под руководством учителя: разъяснение исследуемых закономерностей, чёткое определение направленности работы. После этого еще часть детей приступает к. самостоятельной работе.

III этап. Поиск решения под руководством учителя. После этого часть детей самостоятельно записывает вывод, а остальные делают это под руководством учителя.

IV этап. Проверка задания организуется для тех детей, которые работали самостоятельно.

5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, наводящих вопросов; 6) помощь в виде «подсказок» I (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и др.).

Могут использоваться различные виды помощи:

· образец выполнения задания: показ и способа решения, образца рассуждения (например, записи таблицы систематического положения растения семейства розоцветных) и оформления:

· справочные материалы: теоретическая справка в виде, схемы, таблицы, и т.п.;

· памятки, планы, инструкции (например, правило работы с микроскопом);

· наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, в виде рисунка, наглядных объёмных пособий и др.);

· дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных терминов; указание на какую-нибудь существенную деталь, особенность);

· вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

· план выполнения задания;

· начало или частично его выполнение.

Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом. Наиболее целесообразной мы считаем следующую организацию работы. Дети со средним уровнем обучаемости выполняют задания из учебника самостоятельно. Дети с низким уровнем обучаемости выполняют это же задание под руководством учителя или самостоятельно с использованием наглядных пособий. Детям с высоким уровнем обучаемости предлагается творческое задание или более трудное по сравнению с заданием из учебника.

Большинство заданий в современных учебниках построено так, что они содержат в себе и продуктивную, и репродуктивную часть, поэтому имеется возможность использования дифференциации по уровню творчества. Во многих учебниках имеются нестандартные повышенной трудности. Некоторые авторы дают в учебниках избыточное количество заданий, что позволяет применять дифференциацию по объему учебного материала. Для дифференцированной работы используются также тетради на печатной основе.

Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика.

Особенности дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы по одному из критериев:

По уровню интеллектуального развития;

По типу мышления;

По темпераменту;

По интересам и склонностям.

В результате проведенной диагностики формируются группы. Например, при дифференциации по уровню умственного развития учащиеся группируются следующим образом:

1. Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности. Для них характерно творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая работоспособность. Эти ученики владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации.

2. Учащиеся со средними учебными способностями. Из-за низкого уровня аналитического мышления не способны к творческому обобщению, для них важно многократное повторение. Осваивают материал с помощью учителя по опорным схемам.

3. Учащиеся с низким уровнем учебной активности. Их отличает медлительность, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации. Требуют индивидуального подхода учителя. Для этих учеников необходимы дополнительные задания, алгоритм выполнения заданий, подробные инструкции.

Данная технология позволяет дифференцировать содержание образования для учащихся разного уровня развития. Один учебный материал в рамках одной программы усваивается на разных уровнях. Отбираются методы и формы работы, наиболее эффективные для деятельности разных групп.

Ведущие формы работы на уроке – групповая и индивидуальная.

Отнесение ученика к группе определенного уровня условно. Учащийся по своему выбору может покинуть одну группу и присоединиться к другой.

Виды дифференцированного обучения

Внутренняя дифференциация. Деление обучающихся одного классного коллектива по уровню интеллектуального развития. Эффективно разноуровневое обучение в основной школе (с 5 по 9 класс).

Внешняя дифференциация, связанная с профильным обучением. Основание для разделения на профили – самоопределение учащегося, рекомендация учителей, психологическая диагностика. Профильное обучение (разделение по области интересов) организуется в старшей школе.

Цели использования дифференцированного обучения в средней школе

Создание оптимальных условий для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами.

Повышение качества учебного процесса.

Устранение перегрузки учащихся во время занятий.

Выявление одаренных учеников.

Ситуация успеха для учащихся разных уровней.

Принципы

Учет индивидуальных возможностей обучающихся.

Вариативность учебного материала для групп с разным уровнем умственного развития.

Вариативность учебно-познавательной деятельности (от репродуктивной до творческой).

Ориентирование на адаптацию и развитие учеников.

Роль преподавателя

Преподаватель диагностирует уровень развития мышления, памяти, внимания каждого учащегося.

Определяет критерии для объединения учащихся в группы разного уровня.

Разрабатывает разные виды заданий для каждой группы.

Систематически анализирует работу учащихся и организует обратную связь.

Преимущество для учащихся

Обучение каждого ребенка осуществляется в индивидуальном темпе.

Повышается мотивация сильных учащихся, которые осваивают материал на более глубоком уровне, увеличивая темп работы.

Создается ситуация успеха для слабых детей.

Преимущество для учителя

Индивидуальная работа с сильными и слабыми учащимися.

Основные трудности для учащихся

Снижение уровня самооценки у слабых учеников, работающих совместно в группе. Отсутствие соревнования тормозит развитие этих учащихся.

Нет заданий для совершенствования коммуникативных компетенций, устная речь не тренируется.

Дифференциация по уровню интеллектуального развития не учитывает другие свойства личности учащегося.

Основные трудности для учителя

Отсутствие дидактических материалов.

Много времени требуется на разработку разноуровневых заданий.

Структура урока дифференцированного обучения

1. Совместная постановка целей для всего класса. Мотивирующий этап.

2. Актуализация изученного материала. Организация разноуровневого повторения для каждой группы.

3. Открытие нового знания. Осуществляется как для всего класса, так и дифференцированно по группам. В зависимости от уровня развития учащихся используются разные способы предъявления информации:

Проблемная ситуация,

Составление алгоритма действий,

Анализ опорной схемы,

Изучение нового материала с дополнительной консультационной помощью преподавателя или самостоятельно.

4. Закрепление с использованием дидактических материалов разных уровней. Индивидуальная консультация учителя для учащихся с низким уровнем умственного развития.

5. Итоговый контроль по теме. Тест или самостоятельная работа.

6. Рефлексия. Организация проверки выполнения задания (проверка учителем, самопроверка или взаимопроверка).

7. Дифференцированное домашнее задание.

Уровни дидактического материала

В технологии дифференцированного обучения большое внимание уделяют содержанию и форме предъявления заданий для тренировочной и контрольной работы. Учебный материал отбирается в соответствии с уровнем интеллектуального развития учеников. Здания даются с учетом принципа возрастания трудности и сложности.

Уровень А. Запоминание и воспроизведение. Работа по образцу. Использование карточек-информаторов, включающих теоретический блок и подробную инструкцию по выполнению задания.

Уровень Б. Работа по готовой схеме, алгоритму. Частично-поисковые задания, включающие сравнение, подбор самостоятельных примеров.

Уровень В. Творческое применение знаний в незнакомой ситуации, ответ на проблемный вопрос. Самостоятельный поиск и анализ информации.

Перспективы развития

Активное внедрение в обучение технологии дифференцированного обучения возможно при соблюдении двух условий:

1. Методическая помощь учителю в разработке разноуровневых заданий для каждого этапа урока. Банк готовых дифференцированных заданий, входящих в учебно-методический комплект по каждому предмету, станет для преподавателя стимулом для работы в данной технологи.

2. Деление учащихся на уровни будет осуществляться не только по инициативе учителя, но и по желанию обучающихся и родителей.

В последнее время многое изменилось в образовании. Мне кажется, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

Учитель должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться результата в учебной деятельности, а для этого нужно создавать ситуации успеха. Использование ситуации успеха должно способствовать повышению уровня качества знаний учебного материала, а также помочь учащимся осознать себя полноценной личностью.

Поэтому передо мной встала задача, как организовать учебный процесс, чтобы разные по уровню усвоения учебного материала, темпераменту, физическому здоровью дети овладели едиными стандартами образования и при этом сохранили физическое и психическое здоровье.

Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.

Поэтому необходимо создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий познание.

Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учеников. Наиболее оптимальный результат в данной ситуации даст технология дифференцированного обучения. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования.

Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей. Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.

Принципы дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль.

Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке, т.е. цель дифференцированного обучения - это оказание психологической и методической помощи учащимся, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Достоинство данного способа обучения состоит в том, что в некоторой степени решается проблема неуспеваемости, снимается психологический дискомфорт учеников - это позволяет снизить перегрузки, снимает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства учащихся, повышает мотивацию обучения.

В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп. Деление на группы осуществляется, прежде всего, на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки.

Чаще всего выделяются три группы учащихся.

Учащиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, самостоятельно могут сделать задания в один–два шага, выполнение более сложных заданий начинают со слепых проб, не умеют вести целенаправленный поиск пути выполнения упражнения. В этой группе могут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематической плохой подготовки к урокам.

Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий. Затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий.

Третью группу составляют учащиеся, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания.

Знание уровня сформированности у школьников умений и навыков помогает учителю в подготовке к уроку, позволяет заранее спланировать все виды дифференцированных воздействий, подобрать соответствующие задания и продумать формы помощи для каждой группы учащихся, ориентируясь на зону ближайшего развития.

Работа этих групп может проходить в рамках обычных уроков. Их можно также временно выделить для отдельных занятий.

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.

1. Опрос

Приписьменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты трех уровней. Часто использую для опроса нетрадиционные формы: кроссворды, ребусы, чайнворды различной степени сложности. Если при письменном опросе предлагаю всем задание одинаковой трудности, то для каждой группы дифференцирую количество информации, указывающей, как его выполнять: для 1 группы – только цель, для 2 группы – некоторые пункты на которые следует обратить внимание, для 3 группы – подробная инструкция выполнения задания.

Устная проверка знаний: первыми вызываю учащихся 1 и 2 групп, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Часто для этого даю задания учащимся 3 группы, найти дополнительные сведения по тому или иному вопросу (элементы исследовательской деятельности), или даю материал для сообщения каких-то интересных сведений, в качестве дополнения ответов детей.

В конце изучения раздела провожу контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням.

2. Объяснение нового материала

При объяснении нового материала ставлю проблемные вопросы, стараюсь, чтобы на них отвечали сильные дети, детям 1 и 2 групп предлагаю ответить на вопросы известные из раннее изученного, при чем слабых прошу повторить за сильными. Детей из 1 группы иногда прошу подготовить самостоятельно некоторые вопросы нового материала и самим рассказать об этом одноклассникам, при этом они готовят наглядные пособия (рисунки, таблицы, схемы и т. д.).

3. Закрепление нового материала

При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Для детей 3 группы сразу же предлагаю выполнить практическое задание. Для детей 2 группы предлагаю работу с учебником. Со слабыми детьми повторяю основные моменты, останавливаясь подробно на каждом. Часто при закреплении нового материала провожу самостоятельные работы. Количество заданий, а также время для их выполнения для разных групп даю различное. Сильным детям сообщаю цель задания, а средним и слабым – задания описываю более подробно. Со временем задания во всех группах усложняю, что способствует развитию мыслительной деятельности.

Если материал сложный, то формирую пары, куда входит один из учеников 1или 2 групп и 3, и провожу работу в парах сменного состава. Вначале материал проговаривает сильный ученик своему партнеру, второй слушает его и поправляет, затем материал проговаривает слабый учащийся, сильный его контролирует и поправляет.

При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач для учащихся, подбираю задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности.

Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Использую взаимопомощь, когда дети сильные помогают справиться с практическим заданием слабым.

4. Домашнее задание

Первой группе на дом предлагаются задания, точно соответствующие обязательным результатам. Второй группе такие же задания и плюс более сложные задачи и упражнения из учебника. Для третьей группы задания из учебника дополняются задачами из различных пособий. При определении объема работы следует исходить из средней нормы времени, затрачиваемого на приготовление задания, дня недели, загруженность школьников другими предметами.

Детей 3 группы, учу работать с дополнительной литературой, выполнять дополнительные задания творческого характера, а также провести небольшие исследования. Эти дети часто выступают с дополнительными сообщениями, докладами. Средним и слабым тоже предлагаю выступить, но для подготовки даю литературу или указываю источник. Для преодоления пробелов в знаниях детям 1 и 2 групп даю небольшие дополнительные упражнения.

Такие элементы дифференцированного подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики чувствуют себя ответственными за процесс обучения, приучаются к самоорганизации учебного труда. Дифференцированная форма учебной деятельности учащихся предусматривает их самостоятельную работу по дифференцированным заданиям. Дифференцированное задание должно быть построено с учетом особенностей группы учащихся, объединенной “одинаковым” уровнем знаний и умений по теме, разделу и уровнем их освоения.

В соответствии с группами при организации дифференцированных форм учебной деятельности разрабатываю варианты дифференцированных заданий. При этом можно использовать два вида дифференцированной формы учебной деятельности: групповую дифференцированную и индивидуальную дифференцированную работу учащихся. В первом случае учащиеся одной группы выполняют свое дифференцированное задание коллективно (по 3–4 человека), во втором – индивидуально. При групповой форме деятельности на уроке организуется отчет каждой группы, а при индивидуальной форме проверяется и оценивается работа каждого ученика

Применение дифференцированного обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Для первой группы:

  • Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с их индивидуальными особенностями;
  • Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
  • Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы:

  • Развивать устойчивый интерес к предмету;
  • Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия;
  • Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
  • Сформировать умения самостоятельно работать над заданием;
  • Развивать интеллектуальные умений учащихся

Для третьей группы:

  • Развивать обобщенный интерес к предмету;
  • Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности;

Итак, дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он требует от учителя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников. Этот метод обучения требует последовательности и систематизации. Только на основе этих факторов можно добиться положительных результатов в усвоении программного материала, достигнуть высокой эффективности работы над формированием познавательной деятельности учащихся с различными индивидуальными возможностями, развитие их творческой активности и самостоятельности.

И в заключение хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...