Зарубежный опыт применения технологии портфолио. История портфолио-технологии

в контексте актуальных образовательных направлений

√ Ключевые умения – определяют структуру и оценку материалов портфолио;

√Квалификации и компетенции – присваиваются на основании предъявления портфолио;

√Прогрессивные материалы – обеспечивают умение работать с портфолио.

  • Общий лозунг "возьми контроль над своим образованием в свои руки" реализуется через обучающие и поддерживающие программы, подобные Прогрессивным материалам.
  • Программа организована Департаментом Образования и Умений Великобритании (Department for Education and Skills) и помогает продвижению "пользователя" в четырёх основных образовательных и жизненных (longlife) сферах:
  • обучение,
  • развитие,
  • достижения,
  • презентация себя и своих достижений.

Включают 4 блока (или рабочих тетради) для 4 возрастных и образовательных этапов:

  • 1. Начинающим – 9-й год обучения.
  • Вводит в процессы рефлексии, записи и оценки своих достижений, постановки целей и задач, планирования действий и описания своих достижений в различных документах.
    • 2. Продолжающим – 10-й год обучения.
  • Продолжает начатое и дополнительно фокусируется на планировании карьеры и специальных документах (резюме, заявления, представления и т.д.), которые необходимы для продолжения обучения или устройства на работу.

Включают 4 блока, или рабочих тетради, для 4 возрастных и образовательных этапов:

    • 3. Расширение горизонтов – обучение и тренинги после 16 лет.
  • Помогает планировать обучение, сохранять показатели прогресса, понимать свои сильные и слабые стороны, оформлять заявления и представления для высшего образования, тренингов, работы.
    • 4. Расширенные горизонты – взрослые.
  • Помогает взрослым подытожить свои прошлые достижения и актуальные умения, сделать дальнейшие шаги в планировании карьеры и постановке целей на будущее, представить свои достижения и умения наиболее эффективным способом.

  • Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся

(Valencia, 1990)

  • Целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях
  • Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

Использования)

1. Портфолио развития (школьный) – показатель развития и прогресса на любом этапе обучения.

2. Портфолио "профессионализма" (выпускника школы) – показатель готовности к выпуску и соответствия требованиям, предъявляемым по определённым предметам и областям.

3. Показательный портфолио (школьный и студенческий) - наиболее целостный показатель умений и способностей учащегося.

4. Портфолио трудоустройства (выпускника вуза) – показатель готовности к трудоустройству и наличия необходимых умений.

5. Портфолио абитуриента – показательный портфолио, демонстрирующий возможности абитуриента и перспективы его дальнейшего обучения.

Оценочный.Используется для контроля роста знаний и навыков учащихся, а также отношений в определенной учебной обстановке.

  • Собирая оценочный портфолио учащийся участвует в отборе содержания, обосновывает критерии для отбора содержания и его оценивания.
  • Процесс сбора работ является целеустремленным, совместным, саморефлексивным, выполненных в процессе обучения.
  • Оценочный портфолио касается деятельности, которая развивается в ходе естественных взаимодействий и действий в классной комнате.
  • «Культура портфолио» поддерживает общение учеников, которые берут на себя ответственность за демонстрацию того, что они знают и умеют делать.

Профильном обучении в США

В состав портфолио включается 14 обязательных разделов. Если не выполнен хотя бы один из разделов, учащийся не получает сертификат об окончании обучения. Основные разделы.

1. План действий после окончания школы.

Учащиеся определяют краткосрочные на1-3 года и долгосрочные на 5 лет и более цели жизни и карьеры. Анализируют связанные с ними вопросы заработка, жизненных условий.

2. Автобиография.

Предлагается проект на выбор учащегося,например, история семьи, ценности и верования, особые взаимоотношения между людьми.

3. Общественно-полезная добровольная деятельность в школе и коммуне (стажировка, практика и т.д.).

Учащиеся разрабатывают резюме о прошлом трудовом опыте, включая опыт занятости, параллельно выполняют проект, демонстрирующий, чему они научились из предшествующего опыта.

Профильном обучении в США

4. Этические и социальные вопросы.

Учащиеся демонстрируют способности видеть многообразие перспектив, пояснять причины возникновения социальных и моральных проблем через дебаты, редакторское обращение в газете или журнале, через создание проекта.

5. Искусство и эстетика

6. Средства массовой информации

7. Практические навыки

8. География

9. Иностранный язык или билингвальная подготовка

10. Наука и технологии

11. Математика

12. Литература

13. История

14. Физическая подготовка

Портфолио

  • Развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления);
  • Сформированность умения решать задачи;
  • Cформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и др.);
  • Развитость коммуникативных умений (работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать мысли и др.);
  • Сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и др.).


// Методист.-2005.-№4.-С.31-36

Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Региональный опыт использования технологии портфолио в практике Российской школы
// Методист.-2005.-№4.-С.31-36

Краткое содержание: В статье представлен опыт использования технологии портфолио на примере моделей «Портфолио выпускника основной школы» Крапивинского района Кемеровской области, Калининградской области, Якутии. На примере трех вариантов работы с портфолио авторы статьи делают выводы о перспективах использования данной технологии в образовательных учреждениях. Кроме того, в статье обозначены основные проблемы, возникающие при работе с портфолио, представлено отношение к технологии участников эксперимента по введению профильного обучения.

Ключевые слова: портфолио, профильное обучение, экспертный совет, технология, индивидуальные достижения, мониторинг.

Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Региональный опыт использования технологии портфолио в практике Российской школы// Методист.-2005.-№4.-С.31-36.

Мы продолжаем публикацию материалов по технологии портфолио, представляя и анализируя региональный опыт. Напомним, что основными задачами эксперимента по внедрению портфолио в предпрофильную подготовку и профильное обучение были:

Проверка жизнеспособности и операциональность предложенных моделей портфолио (см. «Методист» № 3, 2005 г.);

Выработка оптимальной структуры портфолио;

Разработка критериальной базы оценки материалов портфолио;

Определение механизмов его введения в массовую практику и возможности учёта при определении образовательного рейтинга ученика;

Расширение сферы применения портфолио за рамками основной школы и др.

В регионах, включенных в эксперимент по введению профильного обучения, уже разработаны документы, позволяющие наряду с государственной (итоговой) аттестацией выпускников определять рейтинг выпускника основной школы, поступающего на профильное обучение в старшей школе, с учетом портфолио:

«Положение о комитете учета учебных достижений обучающихся» и «Положение о портфолио - индивидуальной накопительной оценке обучающихся» г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области;

Модель «Портфолио выпускника основной школы» в Республике Саха (Якутия);

«Положение о модели «Портфолио выпускника основной школы», «Положение об экспертном совете по портфолио», «О создании экспертного совета по портфолио» Балтийского городскогоокруга» Калининградской области и др.

В качестве примера приведем модель «Портфолио выпускника основной школы» Крапивинского района Кемеровской области. Основная цель заключалась в объективном отражении работы ученика по курсам по выбору в рамках осуществления предпрофильной подготовки. Специалистами района определено содержание портфолио, разработаны критерии оценивания по блокам, подготовлены памятка составителю портфолио и памятка рецензенту, описаны способы представления (предъявления) портфолио, составлен комплект документов, входящих в портфолио ученика, критерии оценки представленных материалов портфолио.

Цель создания: портфолио должен отражать работу ученика по избранному курсу предпрофильной подготовки. Содержание портфолио включает в себя следующие материалы:

Титульная страница: название предпрофильного курса, имя ученика, период создания портфолио (дата начала и окончания), имя учителя;

Собственно содержание портфолио ученика:

Обоснование выбора курса, анализ собственных результатов по одному из курсов;

Записи, доклады, рефераты, творческие, олимпиадные работы (важно включить работу, иллюстрирующую индивидуальность);

Использование информационных технологий (пример использования информационных технологий в работе по проекту, по программному материалу);

Если это групповой проект, то детальное описание группового проекта, в котором принимал участие;

Любимая работа (этот раздел должен быть предварен отдельным листом с названием «Моя любимая работа», а также объяснением, почему именно этому виду работы отдается предпочтение), любимой работой может быть олимпиада и ее результаты, участие в конкурсе и победа в нем и т.д.

«Портфолио ученика» включает в себя работы, выполненные как в урочное, так и внеурочное время в течение двух лет (8-е и 9-е классы).

Учет документов, входящих в портфолио, осуществляет классный руководитель. Ответственным лицом, курирующим работу с портфолио на уровне школы, является заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Учащийся презентует содержание своего портфолио на родительской или ученической конференции, общешкольном родительском или классном собрании, ученическом собрании, совете старшеклассников, чтобы продемонстрировать самостоятельность мышления, полученные знания, способность анализировать свои успехи, давать им собственную оценку.

На презентацию ученик выходит с комментарием к собственному портфолио, который должен отражать собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ (сертифицированных и несертифицированных). Он должен представлять полную картину предпрофильной подготовки по избранному курсу, а также иметь необходимые рецензии. В качестве рецензента выступает педа гог или независимый консультант с педагогическим образованием.

Комментарий дается в письменной форме (в форме письма или вступления с кратким изложением своих мыслей). Оценку вступления осуществляет Экспертный Совет в соответствии с критериями по пятибалльной системе.

Состав портфолио ученика и ранжирование сертификатов индивидуальных учебных достижений определяется следующим образом:

I компонент - блок А - олимпиады:

областной уровень: победитель - 5 баллов,

призер - 4 балла;

районный уровень: победитель - 4 балла, призер - 3 балла;

школьный уровень: победитель - 3 балла, призер - 2 балла.

II компонент - блок В - иные сертификаты:

областной уровень: мероприятия и конкурсы,

проводимые учреждениями ДО; культурно-образовательными фондами; вузами;

районный уровень: мероприятия и конкурсы, проводимые МОС, школами и межшкольными научными обществами;

школьный уровень: мероприятия и конкурсы, проводимые ОУ. Система оценки та же.

III компонент - блок С - несертифицированные личные достижения: особо значимые самостоятельные или творческие работы. Оценка: от одного до пяти баллов.

Итоговая оценка портфолио определяется суммой баллов по всем компонентам блока А, В, С.

Итоговым документом по портфолио ученика является зачетная книжка, которая заверяется школьной печатью и подписью заместителя директора по УВР и выдается выпускнику основной школы.

Результат портфолио включается в суммарный образовательный рейтинг ученика, и зачисление в профильные классы на III ступени ведется по рейтингу.

Несколько иная модель «Портфолио выпускника основной школы» разработана в Калининградской области, где представлены свои подходы к работе с портфолио в рамках введения предпрофильной подготовки, который назван «муниципальным портфолио». В нем решено применить накопительную систему баллов, включить как успеваемость, так и творческие и иные достижения школьника. В Муниципальной образовательной сети договорились о том, что структура портфолио будет состоять из трех частей:

1. Вступительный информационный лист, разъясняющий назначение портфолио и порядок учета достижений учащегося.

2.Лист успеваемости.

3.Лист учета достижений.

1. Вступительный информационный лист

Портфолио - это... (дается определение данного документа).

Он служит для... (речь не только о приеме по конкурсу, но и о том, зачем портфолио нужен самому ученику: поможет в самоопределении).

Как выставляются баллы в лист успеваемости - средние баллы по... (для профилей). В каждой четверти (по итогам четвертных оценок) вычисляется средний балл по всем предметам и средний балл по профильным предметам (двум). Все баллы суммируются, а также добавляется оценка за экзамен.

Как оценивается участие в мероприятиях - две таблицы: 1) в конкурсах, олимпиадах, 2) курсах по выбору (элективных). Все баллы суммируются.

Участие в мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях, слетах, общественной работе и т.д.)

Изучение курсов по выбору

2. Лист успеваемости

3. Лист участия в мероприятиях

Собственные подходы к использованию портфолио обозначились в Якутии, где портфолио рассматривается как средство отражения творческой, проектной, исследовательской деятельности, стимул для посещения различного рода учебных лагерей, конкурсов и т.п. С помощью сбора портфолио возможно повышение учебной мотивации для определенной группы учащихся, которые будут заинтересованы в накоплении достижений, так как это добавляет спортивный интерес. Введение портфолио способствует формированию более ответственного отношения родителей и учеников за дальнейший выбор.

В ряде школ с 5-го класса каждый ученик получает «Книжку достижений ученика», в которую классные руководители ежегодно записывают все достижения ученика, то есть ведется своеобразный портфолио. Итоговым документом принимается документ единого образца для района (муниципалитета) «Книжка достижений» по примеру зачетной книжки, где фиксируются результаты участия в олимпиадах, конкурсах и прочее.

Книжка находится на руках у ученика, так как это 1 добавляет больше ответственности, осуществляется дополнительная мотивация к накоплению достижений. Кроме книжки, формируется пакет (портфель), куда складываются грамоты, сертификаты, творческие работы и т.д. для подкрепления записей книжки, такая мера также придает больше ценности победам и наградам. Оптимальным для накопления портфолио разработчики Якутии считают срок всей основной школы с 5-го по 9-й классы, так как за период только 8 и 9 класса некоторым детям будет весьма проблематично набрать портфолио. За курс основной школы будет время для обдумывания и набора тех баллов, которые будут возможны при посещении курсов, летних лагерей и т.д., которые будут давать дополнительный шанс набрать портфолио.

Использование портфолио при наборе в профильные классы в Якутии:

1. При отсутствии конкурса в профильные классы или в условиях малокомплектной сельской школе портфолио служит материалом, позволяющим более обоснованно предложить направление (профиль) обучения в зависимости от характера представленных материалов.

2. Конкурсный отбор в профильные классы. В этом случае портфолио играет существенную роль, так как позволяет определить предметы, входящие в профиль, в изучении которых учащиеся достигли определенных результатов, а также выявить интерес учащихся к этим предметам через изучение портфолио ученика.

Взаимодействие учителей, родителей и учащихся в формировании портфолио. В данном вопросе учитель должен как можно полнее и конкретнее информировать ученика и его родителей о портфолио и возможных путях накопления достижений. Педагог рассказывает о проводимых конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т.п. Родитель контролирует заполнение «Книжки достижений», помогает ученику участвовать в конкурсах, стимулирует его участие в олимпиадах по тем предметам, которые будут необходимы как профильные, а также координирует свою деятельность с учителем, чтобы ученик как можно правильнее сделал выбор профиля. Ученик может постоянно консультироваться с родителем и учителем по вопросам выбора пути накопления портфолио.

Таким образом, мы привели лишь три варианта работы с технологией портфолио. Как видно из материалов, они несколько отличаются друг от друга. Но это и нужно было получить на стадии эксперимента, чтобы появилась возможность сравнивать различные модели портфолио.

По итогам первого года эксперимента наша рабочая группа провела мониторинг использования портфолио. В мониторинге приняли участие более 1100 человек (259 педагогических работников, 857 учащихся) из 12 муниципальных образований. Среди педагогов были представлены специалисты практически по всем школьным предметам, в анкетировании приняли участие школьные психологи, представители администрации.

На основании проведенного анализа материалов мониторинга можно сделать вывод о том, что портфолио является рабочим инструментом (документом) при оценивании индивидуальных учебных достижений и комплектовании профильных классов (207 из 259 педагогов учитывают его при комплектовании 10 классов). Портфолио преимущественно используется как составляющая суммарного рейтинга в 74% случаев. В 23% случаев портфолио рассматривается как дополнительная информация.

Основной рабочей моделью в экспериментальных территориях стал портфолио документов. 65% опрошенных отдают предпочтение портфолио документов, портфолио работ используют 17%, смешанный или комплексный - 15%. Можно сделать вывод о том, что наименее востребованным является портфолио отзывов.

Предпочтение при оценивании материалов портфолио отдается балльной форме, ее используют 73% респондентов, сочетание количественной и качественной - 20%, только качественную оценку используют 5% респондентов.

Результаты мониторинга показали, что разброс оценивании отдельных компонентов и различных моделей (разделов) портфолио в целом чрезвычайно велик. Участники эксперимента использовали шкалы от 0 до 2; от 1 до 16 и даже от 0 до 52 баллов. Однако наиболее часто употребляемой можно считать 10-балльную шкалу.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о целесообразности регламентации системы оценивания материалов портфолио и разработки понятной и чёткой критериальной базы оценивания для всех участников образовательного процесса.

Очевидно, необходимо закрепить балльную оценку за разделом «портфолио документов», стандартизировать разброс баллов, жестко ограничив шкалу (как вариант от 0 до 10 балов или от 0 до 20 баллов). Учитывая, что 30% опрошенных в том или ином виде используют портфолио работ, его предлагаем оценивать как количественно, так и качественно, не переводя в баллы. В качестве критериальной основы можно использовать опыт оценки проектной деятельности и творческих работ, проходящих экспертизу на соответствующих конкурсах, а также опыт зарубежных стран по форме оценивания в виде портфолио. Портфолио отзывов, как наименее формализованный, оцениванию не подлежит. Его целесообразно рассматривать как дополнительную информацию об ученике, имеющую рекомендательный характер. Основная задача этого раздела - формировать у школьников способность к рефлексии, планированию и самостоятельной постановке учебных целей.

Данные мониторинга позволяют оценить то, в какой степени педагоги и ученики понимают задачи и возможности портфолио и поддерживают его введение. По результатам опроса педагогических работников введение портфолио положительно влияет на организацию учебного процесса, так как:

Он позволяет расширять научно-исследовательскую деятельность - 45% ответов,

Способствует развитию в школе проектных форм работы - 38%,

Расширяет учебную активность учащихся вне школы - 67%,

Только 2,5% респондентов отмечают, что с введением портфолио изменений не происходит.

Педагоги считают, что портфолио необходим школьникам для:

Повышения степени самостоятельности -26% ответов,

Совершения обоснованного выбора профиля -26% ответов,

Расширения учебной активности - 24%,

Адекватной оценки своих достижений - 23%.

По мнению школьников, портфолио в основном необходим для представления своих индивидуальных достижений - 51%, оценки своих возможностей - 25%, помогает выбрать профиль в соответствии со своими интересами и склонностями - 13%, затруднились ответить 11%.

Основными проблемами, возникающими при работе с портфолио, педагоги считают следующие: информационные - 31% ответивших, финансовые - 30%; существенными проблемами педагоги также считают отсутствие понимания задач профильного обучения со стороны школьников -21% и родителей - 14% ответивших. О возникновении кадровых и координационных проблем сообщают 18% и 13% респондентов соответственно.

С точки зрения педагогов, основные затруднения учащихся в работе с портфолио связаны с их недостаточной организованностью и самостоятельностью - 51% ответов, недостаточной информированностью о целях и формах работы с портфолио - 23%, с отсутствием нужных документов - 17%. О дефиците времени у учеников говорит только 1% опрошенных педагогов.

Школьники считают основной проблемой именно нехватку времени для работы с портфолио -30% ответивших, 23% школьников говорят, что им не хватает помощи взрослых, 15% указывают на отсутствие необходимых документов и материалов и 15% видят причину затруднений в собственной несобранности и неорганизованности.

Большинство школьников считает, что они достаточно информированы о целях портфолио и способах работы с ним - 71% ответивших.

Отношение к введению портфолио не однозначное, участники эксперимента разделились во мнении на две группы: 52% поддерживают введение портфолио, 48% к введению портфолио относятся отрицательно.

Сходным образом разделились мнения школьников в оценке влияния портфолио на их учебную активность и выбор дальнейшего пути получения образования: 29% отмечают положительное влияние портфолио на учебную активность (не отвечая, какое именно), 31% влияние портфолио отрицают. Половина опрошенных ответила, что портфолио не повлиял на их образовательный выбор, и только 25% считают, что повлиял, но не указывает, как именно. Значительная часть учащихся -15% - затрудняется с ответом.

При анализе полученных данных очевидным становится характерное противоречие между пониманием целей портфолио, осознанием целесообразности его введения и готовностью и умением реализовать эти цели в собственной учебной деятельности. Возможно, сделать портфолио более значимым и полезным для школы и учеников педагогическим инструментом поможет расширение зоны его действия за рамки предпрофильной подготовки 9-х классов.

О необходимости работы с портфолио за рамками предпрофильной подготовки говорят 62% опрошенных педагогов. 34% респондентов считают целесообразной работу с портфолио в 10-11-х классах, 28% в 5-7-х классах. В ряде регионов уже имеется подобный опыт.

Важно отметить, что участники эксперимента предлагают ввести стандарт портфолио и просят конкретизировать то, как будет использоваться в дальнейшем информация об индивидуальных достижениях школьника - где и когда будет учтён портфолио. Очевидно, что ответ на этот вопрос весьма существенно влияет на отношение к портфолио и признание его значимости как педагогами, так и учащимися и их родителями.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о целесообразности сохранения трех разделов портфеля индивидуальных достижений, регламентации системы оценивания материалов портфолио и разработки понятной и чёткой критериальной базы оценивания. В связи с этим необходимо закрепить балльную оценку за разделом «портфолио документов», стандартизировать разброс баллов, жестко ограничив шкалу (как вариант от 0 до 10 или от 0 до 20 баллов). Раздел портфолио работ предлагаем оценивать как количественно, так и качественно, не переводя в баллы. В качестве итогового документа может быть рассмотрена «Ведомость» или «Зачетная книжка». Оптимальным для накопления портфолио разработчики считают срок всей основной школы с 5-го по 9-й классы.

Мы ограничимся в данной статье изложенным материалом, приглашая всех читателей к откровенному разговору о перспективах и проблемах использования технологии портфолио в общеобразовательных учреждениях. Тем более что она уже активно используется не только в экспериментальных регионах, но и во многих других субъектах Российской Федерации.

В следующих статьях мы предлагаем изложить зарубежный опыт использования портфолио, а также его различные модели, которые используются не только в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения, но и в воспитательной работе.

Мы намерены ответить на вопросы, которые возникают как у педагогов, так и у методистов по поводу портфолио, обсудить его перспективы при поступлении в высшие учебные заведения и т.д. Одним словом, мы приглашаем всех к обсуждению этой новой для российской педагогической практики технологии накопления и оценивания личных достижений школьников. Пишите нам по адресу редакции. С уважением, авторы, члены рабочей группы по введению профильного обучения.

Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах XX века в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах XX века о портфолио заговорили специалисты российской системы образования. Число публикаций и книг, посвященных теме применения портфолио в школе, за короткий срок заметно возросло. Появилось большое число и российских публикаций, в том числе размещенных в Интернете.

Проблеме оценивания качества обучения сегодня уделяется значительное внимание во всех странах мира. Технологии оценивания основаны, прежде всего, на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах.

В США метод оценивания с помощью портфолио ставят в один ряд с оцениванием на основе результатов и используют, прежде всего, в обучении, основанном на компетентностном подходе.

В зарубежных странах условием, обеспечивающим эффективность портфолио, является организованный и системный характер работы с ним. В Англии работа с портфолио курируется национальным Министерством образования и занятости. Модель портфолио для предметов по выбору (профессионально-ориентированных) централизованно рассылается по школам каждый год и является руководством для оценивающих Советов, присуждающих профессиональную квалификацию. В российских учебных заведениях (за исключением немногих) создание портфолио студента не практикуется. Хотя это должно стать неотъемлемой частью нашей деятельности.

В зарубежной педагогической практике разработан целый ряд моделей портфолио. В их основе лежат общие принципы, характерные для аутентичного оценивания. Рассмотрим кратко основные их них.

  • - Изменение целеполагания обучения и оценивания, ориентированных на достижение результата. Так, целью учебного процесса становится обучение студентов умению учиться, исследовать сложные проблемы, решение которых предполагает сотрудничество, личную ответственность, толерантное отношение к ситуации определённости. Студенты станут выпускниками колледжа лишь в том случае, если они продемонстрируют достаточный уровень сформированности компетентности в каждой из изучаемых областей.
  • - В соответствии с целевыми установками вторым необходимым условием для введения портфолио в учебный процесс становится создание особой учебной среды, которая позволяет студентам конструировать собственное знание, развивать способности независимого мышления действия, формировать особенности, привычки мыследеятельностной и поведенческой сфер, которые позволят им стать компетентными и ответственными гражданами. Портфолио-технология позволяет реализовать целевые установки.
  • - Проектная деятельность, как обязательная составляющая портфолио, предполагает исследования и планирование, от обучаемых требуются умения организовывать своё время и мысли; глубокое проникновение в процессы познания, критика и рефлексия относительно целого спектра тем и собственной деятельности; участие в установлении стандартов и требований к проекту; нахождение своего места в проекте.

Рассмотрим типы портфолио, которые используются в зарубежном образовании (см. Таблица 1).

Таблица 1. Типы портфолио, используемые в зарубежном образовании

Тип портфолио

Характеристика

1) Портфолио документации

Этот тип известен также как «рабочий» портфолио: показывает развитие и рост в обучении учащихся, представлен работами и идентифицированными результатами, собранными на протяжении всего периода. Портфолио документации может включать все материалы, начиная от зарождения идеи до её воплощения и конечного результата

2) Портфолио процесса

При сборе документов этого типа портфолио особенно полезны при изучении документации полного процесса обучения учащихся. Портфолио показывает, как развивались навыки

3) Портфолио показательный

Этот тип портфолио лучше всего использовать для суммирования мастерства учащихся, полученного по определённым пунктам учебного плана. Он должен включать лучшие работы, отобранные как самими учащимися, так и педагогами. Включаются только законченные работы. Этот тип портфолио совместим с аудиовизуальным, включающим фотографии, видеозаписи, электронные отчёты. Показательный портфолио должен также включать письменный анализ

4) Оценочный портфолио

Непрерывный и продолжающийся; многомерный тип, т.е. отражает широкий спектр возможностей изучения процесса обучения

В зарубежных странах в большинстве случаев различные модели портфолио (как и другие формы аутентичного оценивания) разрабатываются и апробируются в рамках объединений пилотных учебных заведений при координации профессиональных ассоциаций и научно-исследовательских коллективов. Вместе с тем, несмотря на подобную «инициативу снизу», исходящую от педагогов и учебных заведений прогрессивной ориентации, финансирование на разработку таких технологий, как правило, производится из средств федерального бюджета.

Основными критериями качества портфолио в зарубежной школе являются:

  • - развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность);
  • - сформированность умения решать задачи;
  • - сформированность прикладных умений (способность решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и т.п.);
  • - развитость коммуникативных умений (умение работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументировано излагать свою мысль, грамотность в оформлении решения задач, умелое использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.);
  • - сформированность умений самоконтроля и самооценки (самокритичность, умение работать над ошибками, реалистичность в оценке своих способностей и другое).

Все эти критерии в той или иной мере способствуют формированию умений осознавать свои собственные образовательные цели, помогают в процессе постоянного использования портфолио закреплять их, видя реальные результаты использования.

В России в начале нынешнего десятилетия в практику вошла модель портфолио, разработанная в рамках проекта по профильному обучению. В 2004 году в целях реализации этого постановления и в рамках выполнения государственного контракта группа ученых и специалистов Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной и полной средней школы. Поскольку портфолио стало новым явлением в школьной жизни, был запущен эксперимент по внедрению портфолио в школе. Этот эксперимент стал частью программы профильного обучения. В эксперименте предлагалось использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации. Модель позволяет проводить как качественное, так и количественное оценивание, объединяя два наиболее распространенных в зарубежном опыте принципа: критериального оценивания письменных работ и ранжирование документов и сертификатов. Оценивание портфолио учащихся основной школы, согласно разработанной модели и соответствующим рекомендациям по ее использованию, проводится либо школой, либо муниципальной комиссией. Портфолио рассматривается как компонент образовательного рейтинга выпускника основной школы наряду с результатами государственных экзаменов и учитывается при формировании 10-х классов.

В отечественном образовании заметно лишь обращение к опыту использования портфолио в общеобразовательной школе. В ряде периодических изданий и методических разработок можно найти описание различных видов и типов портфолио учащихся (см. Таблица 2).

Таблица 2. Виды портфолио учащихся, применяемых в отечественном образовании: их преимущества и ограничения

Виды портфолио

Преимущества

Ограничения

Портфолио документов - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений

Возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио

Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

Портфолио работ - собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Оформляется в виде творческой папки ученика с приложениями его работ в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей

Предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированных на выбранный профиль обучения и др. Даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей

Портфолио отзывов - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и её результатам

Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления

Сложность формализации и учёта собранной информации.

Представляется в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее

В настоящее время в отечественном образовании диапазон портфолио постоянно расширяется: портфолио начинает использоваться на всех уровнях образования - от начальной до высшей школы.

Общей тенденцией стало появление новых форм портфолио, основанных на применении современных информационных технологий - электронное портфолио и ориентированных на новые образовательные цели - паспорт компетенций / квалификаций.

Несмотря на это, при использовании портфолио российские студенты могут встретиться с проблемами, связанными с различными аспектами, как техническими, так и социально-психологическими. Для их грамотного и педагогически обоснованного решения целесообразно обратиться к опыту прежних лет и новым наработкам современных образовательных учреждений. Российская школа богата своей историей и активно включилась в инновационную деятельность. Изучение теории и ознакомление с реальной практикой использования портфолио в качестве инструмента осознания обучаемым собственных целей образования помогут избежать возможных рисков и неопределенностей.

В результате анализа работ зарубежных и отечественных исследователей нами было синтезировано определение понятия «портфолио». Портфолио - это аутентичная, индивидуализированная, ориентированная на системную рефлексию собственной деятельности и основанная на компетентностном подходе технология обучения.

Обобщение зарубежного и отечественного опыта исследуемой проблемы показало, что портфолио-технология находится в теснейшей связи с основными образовательными направлениями и ориентирами, такими как ключевые умения и компетенции, так как часто оценивается с точки зрения полноты демонстрации основных учебных умений (способности к самоорганизации, самообучению, самооценке, наличие коммуникативных и мыслительных навыков) и содержит свидетельства того, что студенты обладают теми или иными знаниями, умениями и компетенциями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Электронное портфолио как инновационное средство образования студентов. Исследование особенностей применения компьютерной техники в создании электронного портфолио. Использование электронного портфолио в зарубежных и российских высших учебных заведениях.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2014

    Роль оценивающей деятельности и деятельности по самооцениванию в истории педагогики и в современном педагогическом процессе. Портфолио как современный способ организации оценивания и самооценивания на уроках технологии; электронное портфолио учащихся.

    дипломная работа , добавлен 21.01.2016

    Портфолио как один из наиболее современных методов профессионального развития. Типы портфолио: документов, работ, отзывов и комплексное. Некоторые советы педагогам. Оценка эффективности педагогической деятельности. Культура организаторской деятельности.

    презентация , добавлен 11.01.2013

    Анализ профессиональной подготовки будущего специалиста-педагога. Проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов в педагогических ВУЗах. Особенности профессиональной направленности личности будущих специалистов-учителей "Технологии".

    дипломная работа , добавлен 17.03.2011

    Сущность и структурные компоненты понятия "портфолио", его структура и содержание, а также предъявляемые требования среди младших школьников. Его роль как средства достижения результатов освоения образовательной программы начального общего образования.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2015

    Характеристика рефлексивной деятельности учителя. Специфика современной системы образования. Понятие и роль портфолио учителя. Возможности построения портфолио учителя в структуре рефлексивной деятельности. Педагогическая компетентность и профессионализм.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Оценивание образовательных достижений школьников. Понятие оценивания в образовании. Подходы к оцениванию в разных системах образования. Возможности портфолио в оценивании достижений обучающихся и диагностики. Понятие и виды портфолио в образовании.



Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...