Экологический проект старший дошкольный возраст. « Чистый мир ». Этап – Заключительный

Проект по экологическому воспитанию

Детей старшего дошкольного возраста

« Чистый мир »

Выполнил:

Воспитатель Ситдикова Альбина Наильевна

Г Казань

Краткая аннотация к проекту:

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.

Развитие способности адекватно реагировать на ухудшение состояния окружающей среды со стороны сверстников и взрослых. Развитие активного досуга в природе. Явления и природные объекты и экосистемы. Формирование уважения к окружающей среде. Принципы охраны окружающей среды и защиты видов растений и животных. Принципы восприятия зависимости человека и окружающей среды. Принципы сегрегации и повторного использования отходов. Активно участвовать в мероприятиях, направленных на защиту и предотвращение опустошения окружающей среды.

Формы организации во многом определяются эффективностью педагогического образования в сфере образования детей. Основные формы, используемые в детском саду, включают: экскурсии и прогулки по различным экосистемам, учреждениям, рабочим местам и т.д. практическая работа по защите и формированию окружающей среды. Участие в мероприятиях, связанных с защитой окружающей природной среды человека. Конкурсы и церемонии по экологическим вопросам. Содействовать защите окружающей среды человека. Важным в экологическом образовании детей является выбор используемых методов.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля – стало целью данной педагогической работы.

Проект «Чистый мир» - долгосрочный (рассчитан на 1 год).

В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Шехельковской, существует четыре группы таких методов. Образование является важным фактором в обучении. Они служат для получения знаний и развития надлежащего отношения к природе и формирования окружающей среды. В детском саду можно использовать следующие методы обучения: - натуральные образцы; - визуальные средства: фильмы, иллюстрации, рисунки; - Слуховые аппараты: песни, стихи, рассказы, звуки животных; - средства обработки: карты, домино; - техническое оборудование и инструменты: лупа, микроскоп, оборудование для наблюдения.

Активные методы и методы обучения побуждают детей самостоятельно решать проблемы, изучать систематическое мышление, развивать воображение, мыслить и воспринимать детей. Эффективное и эффективное осуществление программы требует от учителя использования соответствующих разнообразных форм преподавательской деятельности с учетом предрасположенности отдельных детей.

Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.

Правильный выбор методов позволит детям расширить свои знания о природной среде, создать связь, которая поможет сформировать отношение в гармонии с природой. Формирование позитивного отношения к здоровому питанию, действие Мы собираем использованные батареи. Формально подходит для Маленького колога и знакомит детей с Маленьким кодером. Создание водосберегающих плакатов, Родительская поездка в лес, Является ли мой дом экологичным?

Сбор отходов, Художественные работы различных видов безопасных отходов для детей, Действие Сбор орехов, организующих сбор пластиковых пробок. Знакомство с принципами сегрегации и обращения с отходами посещают детей в возрасте 5, 6 лет в Департаменте управления отходами Сьерно. Развитие способности видеть красоту природы, Развитие навыков рационального использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов. Встреча с г-лесником, дом кормушки от родителей поездки в лес, наблюдая и кормление животных в установленных кормушках, собирая желуди и каштаны цели кормления животных в зимнем период, исследуя следы животных, живущих в окружающих наших лесах.

Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.

Актуальность темы:

Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Угрозы животным из отходов. Чистый и здоровый цикл жизненного цикла, наблюдения. Река поездка в ознакомлении с рекой окружающей среды, смотреть на реку, его характерный цвет и запах, экономит воду упражнения иллюстрируются плакаты экономии воды в домашних условиях и в детском саду. Организация фестиваля для детей и родителей под лозунгом, живая здоровая, жизнерадостная и чистая гармония. Оценка программы. оценка программы будет проводиться на регулярной основе и в конце учебного года, оценка результатов будет проанализирована и использована для внесения изменений в программе.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Сбор проб, организация конкурса по сбору пластиковых орехов - участие в глобальной кампании по очистке. Опасность использования загрязненной воды для здоровья животных и растений. - речные поездки - обучение детей тому, как сберечь воду, например, ужесточение отвода - экскурсия на биологическую очистную установку. Большая мудрость в природе, а не в книгах Бернарда г Клерво дошкольника наблюдателя программы экологического образования природы для детей 5 - и 6-го года Подготовили: Катарзина Бакзак.

Знакомство с окружающей средой ребенка и его общим. Мишка в Ольштыне 1 Если все. Выполнение различных образовательных и дидактических задач создает возможности. Природа страдает от человека Дар правила природы должна использоваться в смысле ответственности, сознание, что это общее благо человечества.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Благородный человек не тот, кто не болит. Человек, выполняющий курс: Рената Похрон. Наименование учреждения Самоуправление Детский сад № 14 им. Ознакомление детей с их правами и обязанностями, вытекающими из их роли членов сообщества. Когда к нам приходит весна. Проект естественного образования. Написано Джолантой Вавер, Марзена Бочрой, Малгожата Матисяк Мурат. 1 Когда весна.

Программа включала. Программа школьной экологической школы в специальных школах в Ополе Целью экологического образования является необходимость более широкого рассмотрения экологических проблем уже в начальной школе. Просто включите телевизор, уже красота нашего мира вокруг нас на глазах. Это большая опасность цивилизации, лишая нас возможности знать природу, активное отношение к жизни.

Цель проекта:

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему.

Задачи проекта:

· Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

· Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

Интерактивность жизни ребенка и образовательной среды ребенка Повышение национальной осведомленности. Семья и детский сад - это две среды, которые влияют на ребенка определенным образом. Эффективность этого взаимодействия обусловлена ​​тесным взаимным взаимодействием. Экологический проект Название проекта: Давайте любить нашу природу Введение Необходимость охраны окружающей среды в области обращения с отходами требует проведения образовательной деятельности, уже на самом низком уровне.

Приглашаем вас принять участие в учебных семинарах. Где-то возле вашего дома есть земля ветра и деревьев, где плывут птицы и вода, где пахнет Мирослав Руслала. Мы исследуем интеллектуальные и творческие возможности детей. Мы развиваем навыки и интересы.

· Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

· Охранять и укреплять здоровье детей.

Этапы реализации проекта:

Этап – Подготовительный

Этап – Основной

Этап – Заключительный

Подготовительный этап

1. Сбор и анализ литературы по данной теме.

Давайте помогать детям стать тем, кем они могут стать. Формирование отношения, уважения, доброты и терпимости. Инновационная программа будет реализована во внеклассных мероприятиях. Статьи из педагогических журналов Информация, предоставленная выездным адвокатом.

В требованиях не выделяются зеленые растения из деревьев и кустарников. Слишком смутно описывает строительство известных животных. Он не слушает прогнозы погоды по радио и по телевидению. Предположения учебной и профилактической программы работы. Интерактивность детской и детской среды; Повышение национальной осведомленности.

2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

Основной этап

2. Проведение мероприятий в группах.

3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Создание условий, способствующих безопасности. Хороший педагог, который не нажимает и не отпускает, не тянет и не поднимается, не месится и не формирует, не диктует и не учит, не требует и просит жить со многими детьми с вдохновенными моментами Януш Корчак.

Экологические позиции, которые должны быть устойчивыми, должны формироваться с раннего возраста. Дети особенно чувствительны к окружающему миру, к их красоте и потребностям, потому что их контакт с природой является прямым и спонтанным. С самых ранних лет необходимо начинать формировать правильное отношение человека к окружающей среде. Дошкольный ребенок вступает в активные отношения со своей социальной и природной средой, вступает в активный и сильный контакт с природой. Она готова встретиться с ней и защитить ее.

Заключительный этап

1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.

2. Фотомонтаж.

3. Подведение итогов.

4. Презентация проекта.

Участники проекта:

· воспитатели;

· родители.

Принципы реализации проекта:

· Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

Изучая природу, испытывая ее красоту и богатство, создавая условия для прямого контакта с ней, обеспечивает биолокальное развитие ребенка. Поэтому необходимо предоставить ребенку возможность узнать о природе через активный и прямой контакт с ней и ее явлениями. Ребенок должен наблюдать, исследовать, экспериментировать. Это сделает общение ребенка с окружающей средой более личным.

Такое отношение будет характеризоваться мировым любопытством и взаимозависимостью в этом мире, ощущением привязанности к природе и людям и обучением ответственности за природу и окружающую среду. Программа «Друг природы» была разработана для детей дошкольного возраста. Его содержание дает детям возможность развивать свой интерес в природной и человеческой среде как неотъемлемую часть окружающей среды и, следовательно, непосредственно влияет на развитие экологических установок. Именно экологическое образование является основной целью программы.

· Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

· Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.

Стимулируя потребность в контакте с природой, ознакомление с основными принципами охраны природы и наблюдение за человеческой ответственностью за окружающую среду в непосредственной близости, формируя заботливые отношения друг с другом, растения и животных. Ребенок: признает красоту природы, охотно участвует в прямых контактах и ​​естественных наблюдениях, имеет базовые знания об экосистемах в непосредственной близости, чувствует ответственность за состояние ближайшей природной среды, знает основные принципы охраны природы, знает причины загрязнения воды, воздуха, лесов и путей Предотвращение этих загрязнителей показывает дружеское отношение к растениям и животным, рационально использует природные ресурсы, правильно реагирует на ухудшение состояния окружающей среды сверстниками, понимает зависимость человека от природы и природы, человек выступает за активные формы отдыха в лоне природы, знает, как жить здоровым. Следующие способы и формы работы и проекты могут быть полезны для достижения этих целей.

· Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

· Принцип системности . Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Постановка и демонстрация экспонатов, изготовление гербария - альбом, содержащий сухие листья с деревьев в парке, разведение, ежедневные наблюдения за погодными условиями, участие в мировых мероприятиях по очистке, пожертвование животных зимой, сбор книг и журналы природы, смотрят альбомы, связанные с природой, слушая кассеты с животными звуками, играя с песком и природными материалами, делая простые эксперименты в области неодушевленной природы. Многокультурное исследование окружающего нас мира, восприятие красоты в окружающей нас окружающей среде, знание работы людей в поле, сад, фруктовый сад в разное время года, выбор одежды в зависимости от погодных условий, знакомство с производственным циклом сахара, муки, различия в способе хранения и подготовки овощей и фруктов. Отличительные особенности и названия: популярные домашние и экзотические фрукты и овощи, культуры, деревья и кустарники в непосредственной близости, популярные цветы и декоративные кустарники, отобранные полевые растения, съедобные и ядовитые грибы. Изучая циклы развития растений в следующие сезоны, помогая выращивать горшечные растения, создавая лук, фасоль, форситию и каштановые ветви; проводя систематическое наблюдение, понимая важность воды, воздуха и солнца для развития растений, определяя основные части растений. Дифференциация и обозначение отдельных видов: домашних и сельскохозяйственных животных, дикой природы в Польше и в мире, охраняемых животных в Польше. Наблюдение за животными в их естественной среде обитания, изучение того, как есть, двигаться и воспроизводить, наблюдать за воздействием животной жизни на изменения в природе с появлением весенней дифференциации звуков некоторых животных. Признавая присутствие воздуха в окружающей среде: наблюдение за движением, направлением и силой ветра с использованием ветряных мельниц, воздушных змеев, использования человеческого воздуха. Ознакомление с водными объектами, происходящими в естественной среде: различение и написание их, наблюдение за растениями и животными, живущими в них. Опыт презентации: различные состояния концентрации воды, циркуляция воды в природе, растворение и кристаллизация соли и сахара в воде. Разработка путей рационального управления водными ресурсами дома и в детском саду. Наблюдение за почвой: знакомство с жизнью как растений, так и животных в почве, понимание важности почвы для роста живых организмов, наблюдение за изменением консистенции почвы в зависимости от времени года и погодных условий. Наблюдение за погодой: наблюдение метеорологических и погодных явлений, характерных для разных сезонов.

  • Понимание важности воды в человеческой жизни, растениях и животных.
  • Причины и типы загрязнения воды.
  • Наблюдение за явлениями плавания и погружения тел.
  • Экспериментирование с использованием магнитов - привлечение и отталкивание тел.
Экологическая программа содержит ряд намерений, которые сводятся к пробуждению среди детей сознательного разума молодого эколога.

· Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

Формы реализации проекта:

ü Экологические занятия.

ü Наблюдения и экологические экскурсии.

ü Познавательное чтение.

ü “Уроки доброты”.

ü Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).

ü Природоохранные акции.

ü Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).

3. Библиотечка юного эколога.

4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

Раздел Основные мероприятия по реализации проекта Группа
Работа с воспитанниками Игры – занятия с детьми познавательного характера Все
Проведение опытов и экспериментов в лаборатории «Опыты» Старшая
Чтение художественной и познавательной литературы Все
Продуктивная деятельность детей Старшая, подготовительная
Инсценировки и театрализация на экологическую тематику Подготовительная
Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры - путешествия Все
Проведение экологического занятия «Земля – наш общий дом» Старшая
Помощь в создании библиотеки (подборка книг и оформление библиотеки по теме) Старшая, подготовительная
Проведение прогулок, экскурсия в Областной Эколого - Биологический Центр Старшая, подготовительная
Работа с родителями Оформление фотоальбомов (по намеченной тематике) Все
Фотовыставка Все
Организация просмотра тематических видеофильмов, слайд фильмов («Флора и фауна») Старшая, подготовительная
Методическое сопровождение Подборка наблюдений в природе Воспитатели
Цикл наблюдений за животным и растительным миром для детей дошкольного возраста Воспитатели
Подборка художественной литературы по экологии Воспитатели
Подборка литературы познавательного характера Воспитатели
Конспекты поисково – познавательных занятий Воспитатели
Сценарии досугов и развлечений экологическо – познавательного характера Воспитатели
Консультационный материал по теме Воспитатели
Консультационный материал для родителей по теме Воспитатели

Конспект экологического занятия в подготовительной группе

Тема: « Земля - наш общий дом»

Цель: способствовать формированию представлений детей о том, что планета Земля – это громадный шар (большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями, кроме воды есть материки – твердая земля, суша, где живут люди); обобщению знаний о том, что на планете Земля обитает много живых существ, что всем им нужны чистая вода, чистый воздух, чистая земля; формированию представлений, что планета Земля сейчас в опасности; воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.

Материал: глобус, иллюстрации, мяч, бумага для рисования, наборы цветных карандашей.

Предварительная работа:

Рассматривание глобуса, карты.

Чтение познавательной литературы (из серии « Экологические катастрофы»).

Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми.

Ход занятия:

Работа с глобусом.

В группу вносится глобус.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус.

Воспитатель. Какая удивительная планета – Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Земля – это огромный шар. Она вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды.

Рассматривание глобуса, ответы на вопросы:

– Какую форму имеет Земля?

– Какие живые существа населяют Землю?

– Что необходимо всем живым существам на Земле? (Тепло, свет Солнца, воздух и вода.)

– Что необходимо человеку на Земле? (Свежий воздух, чистая вода, плодородная почва, растения и животные.)

– Почему Землю называют общим домом?

– Кто и как загрязняет нашу планету? (На нашей планете очень много больных мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электро- и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняют дым, который выходит в небо от труб, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря. От этого гибнет много растений, животных, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета требует помощи). – Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли? (Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства. Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери. Этим занимаются люди, которые называются экологами.)

Физминутка.

Игра «Мяч лови – слово назови».

Дети становятся в круг. Кому воспитатель бросит мяч, тот должен назвать одно из богатств Земли.

3. Игра «Чем мы можем помочь нашей планете?».

Задание: придумайте природоохранительные знаки и нарисуйте их.

Просмотр и обсуждение рисунков, подведение итогов.

Ход занятия.

1. Вступительная беседа.

Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас, раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные. (Показать детям иллюстрации с изображением древних лесов) .

Вопросы к детям: Каких животных вы знаете, которые сейчас на Земле не обитают? (Динозавры, мамонты) . Почему они вымерли?

2. Чтение рассказа «Морские коровы»

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль. Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные, похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками. Питались они водорослями, и моряки их назвали морскими коровами. Мясо морских коров оказалось нежным и вкусным, поэтому моряки не умерли от голода. Из обломков разбитого корабля они смогли построить судёнышко и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли. Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

3. Обсуждение для закрепления услышанного:

Каких удивительных животных встретили моряки?

Как вы себе представляете морских коров?

4. Предложить детям нарисовать морских коров так, как они себе их представляют.

5. Пояснения педагога:

Более ста видов разных зверей и птиц уничтожали люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли (леса или степи) , где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезённые людьми.

Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше. Чтобы этого не случилось, составили Красную книгу. Вы уже знаете о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета? Учёные составили Международную Красную книгу. Она очень большая, потому что в ней записаны исчезающие растения и животные всей планеты Земля. В каждом государстве есть своя Красная книга, и даже можно создать Красную книгу для каждой области.

6. Рассказ педагога о чёрном аисте.

Это редчайшая птица. Чёрный аист гнездится только на территории Окского заповедника, на высоких деревьях строит гнездо. Прилетает он из Южной Африки в конце апреля. После прилёта аисты чинят свои гнёзда, устилают их мхом, травой и откладывают от двух до шести яиц. Охота на чёрных аистов запрещена. Их осталось очень мало из-за браконьеров.

Ещё на русской равнине охраняется бурый медведь, вот он на иллюстрации. Когда-то бурых медведей было много, но теперь не осталось в лесах мест, которые не посещают люди, а медведи любят жить в глухомани, куда не пройдёт человек. Каким ещё животным угрожает исчезновение? Почему? Как можно не допустить их гибели?

7. Подведение итогов.

Тема: « Вода – это жизнь »

Цель: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды, развивать речь, мышление, любознательность. Воспитывать экологическую культуру. Развивать умение делать выводы, умозаключения. Воспитывать аккуратность при работе.

Материал: прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, аскорбиновая кислота, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, пипетка, травяной настой, масло мяты, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.

Ход занятия:

Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования. Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.

Опыты с водой.

Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.

Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.

Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая. Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Физкультминутка.

Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей). Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.

Воспитатель предлагает детям речевую игру «Вода – это…»

Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.

Ход игры: Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных, растений, людей и др.

Приведем пример: «Для растений вода – это…»

«Для людей вода – это…» варианты ответов.

Подведение итогов занятия.

Тема: «Кора деревьев»

Цель:

1. Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

2. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву.

3. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева).

4. Закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными.

5. Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев.

6. Учить моделировать кору из бумаги.

Предварительная работа: 1. Экскурсия в парк, в лес с рассматриванием цвета коры у разных деревьев, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину. 2. Наблюдение за дятлом. 3. Беседа о том, что производят из древесины.

Материал: кусочки коры деревьев (березы, ели, липы, сосны); кусочки смолы; веточки тополя; лист бумаги, краска; схема сухого дерева, нарисованные листья березы; образцы предметов, сделанных из бересты, из коры дуба, липы.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт с туеском. Давайте почитаем письмо и узнаем, о чем в нем говорится (читает письмо, в котором загадка).

Нам в дождь и зной поможет друг, зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (Дерево.)

Совершенно верно, это дерево (показывает плакат). Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (Оно дышит, питается, растет, размножается.) А как дышит дерево? Правильно, листьями. Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород - это чистый воздух, необходимый для жизни людей. Но мы с вами забыли еще об одном подарке лесника. Что это? (Туесок.) Откроем туесок и посмотрим (показывает образцы коры, раскладывает их на столе). Дети, как вы думаете: что это? Правильно, это кора. Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете? (Кора защищает дерево.) А от чего она его может защищать? (От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок.) Как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (Нет, и ветки.) Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится. "Разденем" веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы). Что находится под ней? (Древесина.) А какая сама кожица? (Тонкая, гибкая, мягкая.) Да, мы легко отделили ее от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки. Почему же хочется сказать, что на ветках кожица? (Потому что кора - жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.) Кожица - это тоже кора, только молодая. Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре? Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже. Давайте посмотрим на кусочки коры на этом стволе. Найдите кору молодого дерева. Объясните, почему вы так думаете. Какая она?

Найдите кору старого дерева. Объясните, почему. Посмотрите и скажите, с каких пород деревьев эта кора? (Береза, сосна, липа.) Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (Чтобы спилить старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.) А какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные.) Как определить, узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается.) А от чего деревья болеют? (Поселились вредные насекомые.) Посмотрите на обратную сторону коры, найдите, где есть ходы, проделанные вредителями, и покажите другим. Как вы думаете, кто лечит деревья? (Дятел.) У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола. Кто знает, как называют дятла? (Лесной доктор.) От чего еще болеют деревья? (Кто-то порезал кору, сломал ветку и т. д.) Да, дети, кто так делает, приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: "Береза плачет кровавыми слезами". Но мало кто знает, что после сокозабора необходимо замазать ранку на стволе глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Березовый сок, ребята, очень полезен, богат витаминами. А у сосны и ели сок на воздухе затвердевает, и получается смола. Из смолы делают клей. Давайте понюхаем кусочки коры. Что нам напоминает этот запах? Кто по запаху определит сосновую кору? Как ты догадался? (Она пахнет смолой.)

Проводится игра из книги Н. Пикулевой «Слово на ладошке».

Воспитатель: Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите. (Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, облепиха, береза, вишня, черемуха, лимон, апельсин, липа, ветла, баобаб...) Молодцы! Но это только начало. Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (Слива, осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, калина...) Хорошо все с заданием справились. Как вы думаете, дети, наша кора (показывает) с какого дерева снята? С живого или неживого? Конечно, со спиленного, которое приготовлено на дрова. Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и за деревьями. Кто знает, как называется эта профессия? (Лесник.) Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и, что из какого дерева можно сделать. Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги. Что же можно сделать из коры дерева? Посмотрите на эту выставку, она вам поможет найти ответы. Верно, из коры березы изготавливают различные художественные поделки, туески. В древние времена, когда еще не было бумаги, люди писали письма, грамоты на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти. Пробки

для термоса делают из коры пробкового дуба. А кора обыкновенного дуба используется как лекарство для лечения десен. Кора болиголова идет для дубления кожи. Многие ваши мамы используют такую приправу, как корица,- это измельченная кора дерева, растущего в Азии.

Воспитатель. Что мы слышим? (Птичий переполох.) Что-то случилось в лесу. Птицы кружатся над деревом (показывает схему сухого дерева). Как вы думаете, что случилось с этим деревом? (Оно погибло.) Почему это видно? (Нет коры, нет листьев.) Чем мы можем помочь ему? Давайте сначала «оденем его». Как сделать кору, похожую на настоящую? (Смять бумагу, покрасить.) Будем делать кору липы.

Дети делают листочки, воспитатель приклеивает их к стволу.

Воспитатель. Вот мы и «подлечили дерево». А чем еще можем ему помочь? Каждое доброе дело, названное вами, будет превращаться в зеленый листочек дерева. (Дети называют: поливать, зимой укутывать снегом, присыпать землей; сделать скворечники, чтобы прилетели птички собирать жуков; замазать ранки глиной, если это молодое дерево; привязать к нему палочку, чтобы не сломал ветер...)

Воспитатель (пишет на березовом листочке, изготовленном ребенком, его имя, приклеивает листочек к дереву). Посмотрите, как наше дерево ожило. К нему прилетели птички. Может быть, они совьют себе гнезда и выведут птенцов. Послушайте, как они поют. (Радостно, весело.) Я вам давала поручения узнать что-то интересное о деревьях. Кто что узнал? (Дети рассказывают.) Вот видите, сколько интересного мы узнали на занятии. Деревья - это украшение нашей земли. Так давайте же беречь их! Завтра нарисуем «оберегающие» знаки и развесим их в лесу и парке.

Тема: «Экосистема «Море»

Цель: 1. Расширить знания об экосистеме «Море». 2. Уточнить представления о значении моря в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном и т. д. 3. Учить сохранять чистоту окружающей среды.

Предварительная работа: Наблюдения за аквариумом, рассматривание картинок, фотографий с изображением морских обитателей, чтение художественных произведений.

Ход занятия:

Воспитатель: дети, вы любите путешествовать? Я предлагаю вам сегодня отправиться в увлекательное путешествие на корабле. Где можно плыть на корабле? (По воде, реке, морю.) Занимайте свои места на корабле. Что у меня в руках? (Глобус.) Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он кажется каким? (Разноцветным.) А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему? Кто сможет ответить на этот вопрос? (Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.) Что обозначает голубая краска? (Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.) Везде ли одинаково окрашены моря и океаны? Почему? (Одни очень глубокие, другие мельче.) Чем мельче - тем краска светлее. Правильно, но все-таки моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в их соленой пучине. А как образовались моря и океаны? Ученые предполагают, что после своего возникновения Земля была окутана плотной пеленой облаков. По мере того как Земля охлаждалась, на ее поверхность обрушились ливни, затопившие водой впадины в земной коре. Так образовались первые океаны. Кто был на море и видел его? Какое море? Какая вода в море? (Соленая.) Почему? А хорошо ли, что есть у нас море и почему? (Море дарит нам прохладу, у моря отдыхаем , по морю перевозят грузы и т. д.) Широк океан. Можно плыть по нему недели, не видя берега. Куда не посмотришь, на сотни километров вода. (Смотрит в бинокль.) Я вижу остров. Корабль делает остановку. Откуда в море взялись острова?

Рассказ воспитателя об образовании коралловых, вулканических и других островов.

Воспитатель: давайте поиграем на острове (подвижная игра «Караси и щука»). А теперь мы с вами попьем, перекусим и снова в путь отправимся. Можно ли пить морскую воду? (Нельзя.) Почему? (Потому что она соленая, невкусная, не утоляет жажду.) Соленый привкус морской воде придают различные минеральные вещества, которые приносят в моря впадающие в них реки. А где же можно применить соленую морскую воду? (Она полезна для здоровья, ею полощут больное горло; из морской воды добывают различные вещества, из которых потом делают лекарства, удобрения для растений и т. д.) Каким вы представляете себе морское дно? (Плоским, ровным, неровным и т. д.) Нет, дети, дно моря не ровное, не плоское, оно буквально изрезано различными холмами, долинами, глубокими впадинами и даже высокими горными цепями. Как же мы опустимся на морское дно? (Нужно надеть водолазные костюмы, сесть на подводную лодку.) Кто обитает в море? (Кит, кашалот, дельфины, морские звезды, рыба-пила, акулы, крабы, осьминоги, рыбы-прыгуны, камбала, морские коньки, морской петух и т. д. Показ нескольких картинок.) Полюбовались мы морским дном, познакомились с морскими обитателями, а теперь возвращаемся на корабль. Посмотрите, на море появились волны. Откуда они? (Волны поднимает ветер.) Правильно. Ветер приподнимает массу воды, образуя волну, а затем сила земного притяжения опускает ее вниз. Самая большая волна (по мнению ученых) иногда достигает 34 метров.

Проводится игра «Море волнуется».

Дети занимают свои места на корабле, и воспитатель предлагает поиграть в «Угадайку» (задает вопросы).

1. У какой рыбы оба глаза на одной стороне? (У камбалы.)

2. У кого рот на брюхе? (У акулы.)

3. Какая собака не лает? (Морская.)

4. У кого одна нога дом перевозит? (У моллюсков.)

Воспитатель: смотрите, плывут банка, бумага. Как они оказались в море?

Ответы детей. Обобщение воспитателя: «Люди давно привыкли к существованию морей и океанов. Возят по морю грузы, добывают рыбу, водоросли. И в море попадает слишком много мусора, ядовитых отбросов, нефти. Киты стали реже встречаться, меньше рыбы попадает в сети, исчезают стада дельфинов. И люди решили, что море необходимо охранять. Но как? (Ответы детей.) Устраивать морские заповедники, «морские дворники» - корабли-мусорщики, корабли - нефтесборщики, не загрязнять море. А теперь нам пора возвращаться в детский сад».

Тема: «Зимний лес»

Цель: Закрепить знания о лесе как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории; о многоярусности смешанного леса; об особенностях жизни обитателей леса в зимних условиях. Упражнять в уменииразличать деревья нашего края по веткам, коре, плодам; узнавать животных по их внешнему виду (изображению). Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре. Воспитывать любовь к родной природе.

Материал: наборное полотно «Лес - многоэтажный дом», фланелеграф, картинки с изображением лесных животных и птиц, следов животных; набор веток и кусочков коры деревьев, еловые и сосновые шишки; картинка с изображением зимнего леса к стихотворению 3. Александровой «Зимняя песенка»; эмблемы для участников команд; плакат «Зимнее дерево».

Ход занятия:

Выход детей (2 команды) под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Воспитатель читает стихотворение С. Есенина:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна,

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Воспитатель: Много тайн и загадок хранит зимний лес. Сегодня мы постараемся разгадать их и ответить на вопросы, которые предлагает нам зимний лес. Команда "Зайчики" и команда "Белочки" выяснят, кто из них больше знает о зимнем лесе. Начнем с приветствия команд (звучит музыка Е. Тиличеевой из композиции «Встречи в лесу»).

«Зайчики».

Прыгает заинька,

Прыгает беленький.

Зайка - прыг, зайка - скок,

Холодно заиньке, Холодно белому.

Как же быть мне зимой,

Замерзает хвостик мой.

«Белочки».

Ах, как нам наскучили

Вьюги, холода,

И морозы жгучие,

Словно навсегда.

Рыженькие белочки

Прячутся в дупло.

Поскорей бы солнышко

Ясное взошло.

Разминка капитанов

Вопросы капитанам команд:

Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на деревьях? (капитану команды «Зайчики»).

Зачем лисе пушистый хвост? (капитану команды «Белочки»).

Разминка команд

Вопросы участникам команд (поочередно):

В переводе с греческого «экология» обозначает учение о Доме-Родине (экос – жилище, дом, родина, а логос – учение). Такое толкование этого слова как нельзя лучше отражает сущность содержания экологического воспитания детей в саду и школе, которое проводится в виде развивающей игры.

Проблемы экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время вышли на первый план. С чем же это связано? Все дело в деятельности человека, которая часто является безграмотной, расточительной, абсолютно неправильной с точки зрения экологии. Такая деятельность в конечном итоге приводит к нарушению экологического равновесия, и природа отвечает нам катаклизмами.

Каждый человек, который сейчас, будучи уже взрослым, приносит вред окружающей его природе, когда-то тоже был ребенком, которому вовремя не объяснили в, чем ее ценность не научили, как правильно с ней обращаться. Именно поэтому так велика роль дошкольных воспитательных учреждений в формировании правильного отношения детей к природе. План экологического воспитания детей призван решить эту проблему и привить детям основы нормального поведения и общения с животными и растениями.

Экологическое воспитание детей раннего возраста по плану самообразования

Экологическое воспитание детей – это привитие основных принципов нравственности и духовности, развитие интеллекта. Тема взаимодействия природы и человека с давних времен была очень актуальной. Она воспевалась поэтами и художниками в своих картинах.

Однако до недавнего времени она не стояла настолько остро как сейчас, когда угроза экологического кризиса или даже масштабной катастрофы буквально нависла над человечеством. Цели экологического воспитания детей – осознания ими значимости природы и ее красоты.

Процесс формирования личности ребенка вообще и экологическое воспитание детей раннего возраста по плану самообразования опирается на систему знаний, включающую в себя элементарные сведения биосфере, то есть о животных, растениях, неживой природе и человеке.

При этом особое место в этой системе должны занимать именно знания о человеке – частичке природы, разумном существе, от деятельности которого зависит будущее биосферы.

Задачи экологического воспитания обычных и умственно отсталых детей дошкольного возраста

Основные задачи экологического воспитания обычных детей дошкольного возраста заключаются в том, чтобы:

  • привить детям с самого раннего возраста гуманное отношение к природе, то есть дать нравственное воспитание;
  • сформировать у ребенка понимание системы экологических знаний и представлений о мире, то есть обеспечить интеллектуальное развитие;
  • развить эстетические чувства, научить увидеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею и понимать, что ее нужно беречь;
  • привлечь детей к участию в уходе за животными и растениями.

Все составляющие план экологического воспитания детей среднего возраста взаимосвязаны. Так, к примеру, гуманно отношение к окружающей природе появляется по мере того как человек осознает тот факт, что мир вокруг нас неповторим и нуждается в заботе. Закрепить это понимание помогает практическая деятельность, например, уход за обитателями живого уголка или комнатными растениями.

Особого внимание требуют задачи экологического воспитания умственно отсталых детей, которым гораздо сложнее освоиться в окружающем их мире. В этом случае задача несколько усложняется, а приемы обучения становятся более специфичными.

План и система экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Чтобы достичь поставленной цели экологического воспитания детей дошкольного возраста – раскрыть перед ребенком всю красоту природы, помочь ее увидеть и осознать – необходимо чтобы сам педагог жил в гармонии с ней. Даже самый грамотный и до мелочей продуманный план работы по экологическому воспитанию детей провалится, если у педагога нет контакта с детьми. Крайне важно чтобы дети слушали и прислушивались к педагогу, были готовы подражать каждому его движению.

Несмотря на свой возраст, дети очень внимательны и наблюдательны, они четко могут отличить отрицательные и положительные моменты в действиях взрослых. Экологическая воспитанность человека подразумевает искреннюю любовь к природе, ее постоянное познание, понимание и сохранение. Задачей экологического воспитания детей как раз и является развитие и сохранение этих человеческих качеств.

Поэтому, для того чтобы система экологического воспитания детей дошкольного возраста работала и давала свои плоды, необходимо создать благоприятную среду. В ней на своем личном опыте и примере взрослые должны демонстрировать детям правильное отношение к живой и неживой природе. Кроме этого по мере возможностей нужно активно, совместно с детьми участвовать в природоохранной деятельности.

Содержание экологического воспитания детей в дошкольный период

Дошкольный период – это очень важный этап в жизни каждого ребенка. Именно в это время происходит максимально активное и продуктивное умственное и , формируется личность, закладываются моральные качества личности и черты характера. Именно поэтому содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста обязано быть качественным, разноплановым и максимально полезным.

В возрасте 3-6 лет у детей формируются самые глубокие и важные чувства, хотя и в достаточно примитивной форме. Они начинают понимать, что такое честность, правдивость, чувство долга, любовь к ближним, уважение к труду и пр.

Проект по экологическому воспитанию детей – обязательная составляющая воспитательного процесса в любом дошкольном учреждении.

Правильно составленный план и грамотно проводимое обучение поможет маленькому человеку сформировать систему знаний о природе. Педагог должен научить детей:

  • видеть и понимать взаимосвязь между теми или иными явлениями;
  • откликаться эмоционально и оценивать увиденное ими вокруг;
  • осваивать природу на практике, создавать условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.

Важным средством формирования экологической гармонично развивающейся личности является именно перспективный план экологического воспитания детей . Он подразумевает обучение, рассчитанное на длительный период времени.

Статья прочитана 4 339 раз(a).



Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...