Гиперактивность у детей что делать родителям. Гиперактивный ребенок

Гиперактивность – достаточно сложное расстройство, которое встречается у детей, чаще всего в раннем дошкольном возрасте. Для такого малыша не требуется сложное лечение, но родителям нужно быть очень внимательными к детям.

Обязательной является работа с гиперактивными детьми, так как в противном случае успехи ребенка в школе могут быть низкими, также это может отразиться на отношениях малыша с родителями и близкими людьми, ребёнок может страдать чрезмерной психической и моторной активностью.

В этой статье мы расскажем вам, какая коррекция нужна таким детям дошкольного возраста, рассмотрим игры для гиперактивных детей.

Если у вас гиперактивный ребёнок, то в первую очередь вы должны понять, какие причины к этому привели и устранить их. Обычно причины бывают такими:

  1. Перенесенные инфекционные болезни.
  2. Травмы при родах, поздние или ранние роды.
  3. Отравления химикатами или тяжелыми металлами.
  4. Отсутствие распорядка дня.
  5. Плохое или неправильное питание.

Чаще всего гиперактивность проявляется у мальчишек, как результат у малышей может нарушаться режим сна, они могут страдать недержанием, нарушениями речи, сердечными заболеваниями. Очень часто ребёнок страдает гиперактивностью на фоне синдрома дефицита внимания.

Дефицит внимания

Если ребёнок страдает гиперактивностью, то, скорее всего, у него также присутствует еще и дефицит внимания. Но такое заключение можно дать, опираясь на результаты обследования психолога, психотерапевта и педиатра. Во время обследования нужно будет также выяснить, не страдает ли ребёнок другими заболеваниями, которые очень схожи с гиперактивностью и дефицитом внимания, так как и они могут потребовать соответствующее лечение.

Если доктор сможет назначить лечение и медикаменты, которые будут помогать фокусировать снимание ребенка, успокоят его нервную систему, помогут сделать более спокойным поведение, . Эта коррекция поможет и родителям и ребенку.

Обычно помимо того, что будет проводиться лечение, ребёнок должен полностью сменить дошкольного образ жизни. Здесь будут полезны рекомендации психолога для вашего ребенка возраста. Он научит малыша, которому уже пошел седьмой год, расслабляться, делать упражнения для дыхания, успокаиваться и расслаблять разные группы мышц.

Желательно, чтобы учителя и директор школы, где учится малыш, также были поставлены родителям в известность о том, что ребенок гипереактивен. Так малыш может получить помощь при обучении, более спокойное место в классе или дополнительное врем для выполнения заданий.

Гиперактивный ребенок – Школа доктора Комаровского

Основные признаки гиперактивности

Признаки расстройства могут обнаруживаться абсолютно по-разному. Чаще всего ребёнок проявляет какую-то спонтанную реакцию, которую сам не в силах подавить. Как правило, такие реакции – это проявление чрезмерной эмоциональности, что является следствием неуравновешенной нервной системы.

Еще одни очень важные признаки особенности, которой наделен ребёнок – это трудность с и отсутствие возможности чего-то спокойно ждать или сидеть на одном месте. Обычно такой ребенок отличается неорганизованностью, забывчивостью и рассеянностью. Как следствие этого, проявляются следующие признаки гиперактивности – не качественное выполнение заданий, ребёнок много двигается, очень много разговаривает, всех перебивает.

Очень часто родители путают причины и признаки гиперактивности с дефицитом внимания, а также с обычными капризами. Но также нельзя и перебарщивать, если у вашего малыша проявилась гиперактивность в одной ситуации, не обязательно искать этому причины, это может быть чистой случайностью. Но если они проявляются и в других ситуациях, то тогда стоит обратиться к врачу, чтобы он назначил соответствующее лечение этой особенности малыша, которой требуется обязательная коррекция.

Конкретные признаки гиперактивности у детей:

  1. Малыш не может спокойно сидеть, он проявляет беспокойные движения рук и ног. Он все время крутиться, вертится, ерзает, теребит волосы и одежду.
  2. У малыша проявляется беспричинная . Он может бегать, прыгать, залезать везде, где только сможет.
  3. Играть сосредоточено и спокойно малыш не может. Он кричит и пищит, выполняет неосознанные движения.
  4. Малыш может до конца выслушать вопрос, он может отвечать невпопад, а также не особо задумываться о том, чтобы выслушать оппонента.
  5. Малыш капризничает, нервничает и не может долго чего-то ждать.
  6. Кроха может мешать другим детям, обычно пристает к ним во время игры и может доставлять дискомфорт своим поведением.
  7. Сон у карапуза неспокойный, под ним часто сбивается простыня, он раскрывается и переворачивается.
  8. Малыш не понимает, что у людей есть свои потребности и желаний.
  9. Кроха не контролирует свои желания и эмоции, в том числе и агрессивные.
  10. Карапуз не внимателен, допускает ошибки в результате этой невнимательности.
  11. Плохая концентрация внимания, кроха может слышать речь, но плохо усваивает сказанное ему.
  12. Карапузу, которому пошел шестой год, может быть интересно многое, но с понимание того или иного процесса или явления он испытывает проблемы.

Конечно же, такому поведению обязательно нужна коррекция и лечение, родителям обязательно нужно найти хорошего доктора для своего малыша. Но, помните, что такие особенности не делают кроху плохим, родителям надо принимать во внимание советы врача и психотерапевта, а также контролировать и корректировать воспитание крохи.

Особенности воспитания

Коррекция гиперактивности – это не только медикаментозное лечение, это также правильное воспитание и отношение к малышу. Чтобы коррекция пошла малышу на пользу, родителям, у которых малышу уже пошел седьмой год, нужно будет:

  1. Установить для себя границы поведения малыша, с учетом его особенности, в рамках которых вы не проявляете гнева.
  2. Обязательно родителям нужно поговорить с малышом, пояснить ему рамки границ и пояснить, какие могут последовать санкции, если кроха пересечет эти границы.
  3. Обязательно поговорите о том, что такое красная граница, которую нельзя переходить ни в коем случае. Правильная коррекция подразумевает, что сначала такая граница будет одна, чтобы малыш не путался. Для возраста, когда малышу исполнилось шесть, и пошел седьмой год, это будет правильно и крохе будет легко выполнять наставления взрослых.
  4. Взрослые не должны злиться на ребенка, помните, что малыш не виноват, просто у него есть такие особенности. Помните советы специалистов и повторяйте себе, что коррекция и лечение – это не простой процесс и для вас и для крохи. Не выставляете малышу слишком много требований и не злитесь.
  5. Если не злиться не получилось, разграничьте свой гнев и любовь к своему малышу. Пусть ваш ребенок знает, что даже если он совершил плохой поступок, это не значит, что он сам плохой или недостойный.
  6. Прощайте малыша за его особенности, поощряйте его хорошее поведение. Выражайте к нему свои чувства словами любви и похвалы.

Чтобы коррекция и лечение гиперактивности и детей, которым уже пошел седьмой год, прошло успешно, вы должны правильно воспринять и исполнять советы и рекомендации психолога. Тогда воспитание гиперактивного малыша, которому уже пошел седьмой год, будет легким и простым, а детские капризы будут восприниматься спокойно.

Итак, советы специалиста, как воспитывать гиперактивного малыша, которому исполнился седьмой год:

  1. Сделайте распорядок дня четким и понятным для карапуза. Введите в распорядок дня ритуалы.
  2. Пусть малыш находиться только в спокойной и привычной ему обстановке, уберегайте его от раздражителей.
  3. Заинтересуйте малыша спортом и физическими нагрузками.
  4. Не ограничивайте малыша в активной игре и других действиях, пусть он расходует энергию.
  5. Не наказывайте малыша и не заставляйте его сидеть на одном месте.
  6. Любите ребенка и показывайте ему всю свою любовь, хвалите его и говорите о том, как он важен для вас.
  7. Пробуждайте у крохи интерес к творчеству и учебе.

10 правил воспитания гиперактивного ребёнка – Доктор Комаровский

Гиперактивный ребенок - это не приговор , но что делать родителям в таком случае?

Советы психолога гарантируют выход из сложных ситуаций и помогут обрести с собственным чадом.

Когда мы сталкиваемся с таким вопросом, как воспитание гиперактивного ребенка, в голове крутятся мысли вроде: «Я плохой родитель» или «За что мне это наказание».

Родители впадают в уныние. Но не стоит бичевать себя или корить ребенка.

Проведите обследование, чтобы точно знать, что причина именно в этом.

Если подозрения оправдались, вам следует внести в свою жизнь и жизнь малыша серию изменений, чтобы постепенно скорректировать поведение, а не заниматься самобичеванием.


Основные признаки и причины СДВГ

Полностью диагноз звучит так: синдром дефицита внимания и гиперактивность, сокращенно СДВГ.

Он проявляется в раннем возрасте. Когда именно, определить сложно, потому что до определенного момента поведение чада кажется обычным.

Хотя иногда некоторые признаки сложно игнорировать.

Малыши очень сильно реагируют на изменение освещения или громкий звук, нервозны, страдают , двигательная активность у них не настолько развита, как у ровесников.

Но все это можно списать на всевозможные обстоятельства, которые часто не воспринимаются всерьез.


Разбираемся, как справиться с гиперактивным ребенком

А вот когда начинается , возникают первые подозрения.

Проявляется неуравновешенность, вспыльчивость, неспособность выполнять поставленные задачи, даже если тесты интеллекта говорят об обратном.

Остановимся на признаках подробнее:

Неуравновешенное поведение

Неспособность управлять как позитивными, так и негативными эмоциями. Заниженная самооценка.

Ребенок не может сосредоточиться на одном объекте

Ерзает на стуле, двигается. Внимание быстро переключается на посторонние мысли.


У ребенка с СДВГ специфическое поведение

Много разговаривает, перебивает старших, эмоционален и рассеян

С виду поведение выглядит как неуклюжесть, все падает из рук.

В младшем возрасте наблюдается задержка речевого развития. Чадо не может соединить слова в предложения.

Ребенок конфликтен и вспыльчив, обидчив и раздражителен

Он спорит и даже дерется с другими детьми.

Часто отвлекается на малейший звук

Потому не может сосредоточиться на поставленном задании, невнимателен.

Таким своим поведением претендует на участие взрослых, проявляет эгоизм и чрезмерную активность.


Изучаем причины гиперактивности и учимся бороться с ними

Мелкая моторика развита незначительно

Не может застегнуть пуговицы или завязать шнурки, имеет некрасивый почерк.

Причиной такого поведения является легкая форма нарушения работы головного мозга.

Практически в 70% случаев это происходит из-за неправильного питания матери, употребления наркотических веществ, .

Часто СДВГ проявляется из-за генетического фактора: один из родителей имел в детстве аналогичные симптомы.

Совет: также значительно влияет на состояние ребенка. Проследите, чтобы дом стал уголком тишины и покоя.


К таким детям нужен особый подход

Какая обстановка должна быть в доме? Организация работы в школе

Как вести себя дома

Взаимодействовать с гиперактивным ребенком всегда сложно.

Особенно если в глубине души вы постоянно сравниваете его с абстрактной или вполне существующей девочкой (мальчиком) без отклонений.

Кричать, нервничать, запрещать абсолютно бесполезно и не приведет ни к чему хорошему.

Вы можете только изменить атмосферу в доме, свою внутреннюю реакцию на его поведение и разработать правильную тактику.

Важно помнить, что малыш с СДВГ не знает запретов, он не понимает слова «нет», зато отлично отзывается на похвалу.


Справиться с таким чадом непросто

Ему, как личности, очень важно знать, что он хоть в чем-то хорош и что его мама любит его, а не изводит упреками.

На начальном этапе это личность нервозная, пребывающая в постоянном психическом напряжении.

Потому так важно, чтобы у него была отдельная комната со своей зоной уединения, где чадо может немного «остыть».

Оформите ее в спокойных цветах, избегая контрастов. Обговорите новый способ коммуникации с супругом.

В доме не должно быть криков, споров, ругани. Ваша задача - сделать будни спокойными, без неожиданных сюрпризов.


Найти подход можно даже к самому сложному ребенку

Составьте распорядок дня, который станет «железным» правилом, несмотря ни на что.

Не торопите ребенка, но давайте четкие рамки выполнения задания. К примеру: 18:00–18:40 - уборка игрушек.

Идеально иметь настенный таймер, который показывает, сколько времени осталось.

Вообще для таких детей понятия времени не существует.

У них нарушена причинно-следственная связь: «сделал правильно сейчас» - «получил награду завтра», не работает.

Обратная связь нужна немедленно. В школе это практически никогда не представляется возможным, поэтому пусть хотя бы дома все станет очевидным.

Сделал что-то правильно - похвалите или поощрите вкусняшкой. Хорошо показала себя «система жетонов».


Главная задача родителей в том, чтобы правильно организовать время малыша

Приобретите любые пластиковые фишки и выдавайте их за каждое дело, доведенное до конца, или маленькую победу.

Когда их накопится 10 штук, к примеру, посетите зоопарк, купите игрушку или чем-нибудь особенным.

Как вести себя в школе

В школе первым делом поговорите с преподавателями или классным руководителем об особенностях вашего ребенка.

Многие не знают, что такое СДВГ, объясните им подробно. Учителя должны стать вашими союзниками, а не врагами.

Лучше всего, если ваш ребенок будет сидеть прямо напротив доски, вблизи учителя, чтобы быстро и без затруднений задать интересующий вопрос.

Хорошо, если задания будут даваться дробно и фиксироваться мелом на доске. Попросите не требовать от него сразу слишком многого.


Существуют психологические приемы, которые облегчат процесс воспитания

Возможно, вначале первые победы будут выглядеть так:

  1. Выполнил задание от начала до конца, не вскакивая, но написал буквы криво
  2. Почерк стал ровнее, но встречаются пропуски букв
  3. Ответил правильно, но цифры смотрят в неправильную сторону

Поверьте, вдохновленный поощрением кроха, будет стараться еще больше, что благотворно повлияет на успеваемость в целом.

Стимулируйте его интерес таким образом. Ожидайте только самого лучшего от вашего ребенка, и он будет стараться радовать вас чаще!

Совет: не исключайте двигательную активность. Запишите малыша в спортивную секцию, где упор ставится на индивидуальные достижения, но без лишних эмоций и соревновательной составляющей.

Большое количество вводит ребенка в ступор.

Им просто сложно даже решиться думать над таким количеством заданий сразу.


Важно организовать комфортную обстановку в школе и дома

Потому сделайте следующее:

  1. Напишите ответы на задачи вразброс на обычном плотном листе
  2. Вырежьте их, придав форму пазлов (всего около 10 штук и более)
  3. Разложите на полу в комнате

Пусть ребенок решает пример и сразу же находит соответствующий из общей кучи.

Мало-помалу он соберет весь пазл и почувствует себя победителем!

Изучение букв может стать проблемой, ведь их много. Превратите испытание в игру.

Создайте поле из 33 клеток, внутри каждой заключена буква.

Поставьте заранее приобретенную для этих целей машинку вначале и за каждый правильный ответ продвигайте ее вперед на клетку.


Найти подход к ребенку с СДВГ реально

Неправильный ответ останавливает машинку. После 3 ошибок переносите игру на следующий день.

Дети с СДВГ с большой радостью преодолевают препятствия, особенно если знают, что за это их похвалят или накормят чем-то вкусным.

Можно также играть на желания, только ставьте небольшие лимиты - не более 5 букв за один раз.

Часто бывает, что во время выполнения домашнего задания по математике появляются проблемы с фиксированием результата своей мысли на бумаге.

То есть ответ ребенок знает, может рассказать, как он к нему пришел пошагово, но записать не способен.

Это связно с тем, что от него требуют делать два дела одновременно, а для тех, кто страдает СДВГ, это непостижимая ноша.

Не требуйте слишком многого, разрешите отвечать устно.


Превратите процесс воспитания в увлекательную игру

Умение писать - безусловно, важное и, конечно же, его нужно практиковать, но в данном случае рекомендуем пойти на уступку.

Довольно скоро он привыкнет проговаривать и писать одновременно.

Используйте двигательную активность, где только можно. Лучше всего такой подход работает в игровой форме.

Задайте вопрос малышу и, получив правильный ответ, разрешите ему сделать шаг вперед, а за неправильный ответ или шаг без спросу - два шага назад.

Это поможет закрепить нужные нам навыки и научит сосредотачиваться.


Поговорите о проблеме с преподавателями

Позаботьтесь, чтобы место, где он будет выполнять домашнее задание, не содержало каких-либо отвлекающих картинок или движимых объектов, животных.

Многие отмечают, что работа в наушниках наилучшим образом настраивает на спокойное выполнение задания.

Попробуйте! Вдруг этот совет подойдет и вам тоже!

Аутогенная тренировка - модель Шульца и техника Алексеева

Эти способы помогут гиперактивным детям успокоиться физически и психически, спокойно заснуть или полноценно расслабиться.

Аутогенная тренировка позволяет частично восстановить функции нервной системы и стабилизировать резервные возможности коры головного мозга.

Метод можно практиковать самостоятельно, но первый раз все же рекомендуется проводить под наблюдением психотерапевта.

Модель Шульца рассчитана на младший возраст (4–9 лет), а техника Алексеева предполагает использование лицам от 8–12 лет.


При правильном подходе ваш ребенок научиться понимать себя и свое поведение

Модель Шульца

Ведущий предлагает удобно расположиться на кресле или коврике.

Внимательно слушать его и выполнять каждую просьбу, даже если она кажется неправильной.

  1. Руки. Представьте, будто в одной руке вы держите лимон. Сожмите ладонь и выдавите из него весь сок. Отследите ваши ощущения в руке. Правда, переживать расслабление намного приятней?
  2. Руки и плечи. Представьте, будто вы маленькие котята. Вытяните руки вперед, затем вверх, отведите назад. Тянитесь как можно сильнее и после этого уроните руки по бокам. Почувствуйте расслабление всех мышц. Плечи и руки стали намного мягче.
  3. Плечи и шея. Теперь вы черепашки, греетесь на солнышке. К вам приближается опасность! Втяните голову в плечи, а сами плечи потяните вверх продержитесь так секунд 30 и снова расслабьтесь, вытяните голову.
  4. Челюсти. Сожмите их сильно, так, чтобы даже шея напряглась. Представьте, что вам попалась жесткая жвачка. А теперь расслабьте челюсти и почувствуйте, как это хорошо. Приоткройте рот, отдохните.
  5. Лицо. Представьте, будто на нос села надоедливая муха. Отгоните ее с помощью мышц лица без помощи рук!
  6. Живот. К вам направляется слоненок и не смотрит себе под ноги! Он может на вас наступить! Напрягите живот так сильно, как можете, и расслабьте его, когда слоненок пройдет мимо.
  7. Ноги. Встаньте в воображаемую «лужу». Напрягите пальцы и стопы, погружаясь в грязь все больше и сильнее. Выйдите и погрейтесь на солнышке.

Хвалите чадо за любые достижения

Техника Алексеева

В данном методе следует представить каждую часть тела, как большую лампу, а свое сознание, как маленький ночник.

Постепенно тушите лампы одну за другой, используя формулы: «Я расслабляю…(руки, ноги, шею), они теплые и неподвижные», «Я полностью расслаблен» и т. д.

Постепенно погасите все лампы, кроме ночника сознания. Вы должны погрузиться в состояние легкой дремы, как будто лежите в приятной теплой воде.

Совет: надиктуйте указанные инструкции на телефон. Каждый день в одно и то же время включайте их ребенку перед сном для глубокой релаксации.

Нейропсихологическая игровая терапия

Представленные упражнения предназначены для коррекции поведения в непринужденной игровой форме.

Не заставляйте малыша играть в них насильно и не перегружайте его более 20 минут.

Уставший гиперактивный ребенок, который перенапрягся, может капризничать или стать неуправляемым.


И, конечно же, запаситесь терпением

Упражнение № 1

Положите на пол веревку или обозначьте, что край ковра - граница. С одной стороны простирается речка, с другой - берег.

Ведущий предлагает выполнять его команды: кричит «речка» - надо прыгнуть в нее, кричит «берег» - стоит вернуться.

Когда все дети поняли условия, приступайте к основной части. Сначала команды называются в случайном порядке, затем чередуя «речка–берег–речка–берег».

Дети входят в определенный ритм. Неожиданно поменяйте последовательность.

Тому, кто ошибся, посоветуйте проговаривать команду вслух, а после - действовать.

Это поможет справляться с трудностями переключения между задачами и импульсивностью.

Упражнение № 2

Попросите ребенка покомандовать вами и научить чему-нибудь, что умеет сам.


Дети с СДВГ неспособны концентрироваться на нескольких проблемах одновременно

К примеру, нарисовать кота, только каждое ваше действие он должен проговаривать вслух, не используя жесты.

Это поможет объяснить, как работает планирование в реальности.

Упражнение № 3

Завяжите себе глаза и попросите малыша скомандовать, куда вам идти, чтобы не врезаться в стоящие предметы (два шага влево, один вправо). Это научит его анализировать ситуацию.

Совет: не нарушайте ваш распорядок дня, даже если это грозит скандалом. Идите на уступки только в незначительных ситуациях.

В медицинской практике геперактивность — это сложное поведенческое расстройство, которое не требует какого либо медицинского вмешательства и проявляется в раннем дошкольном возрасте.

Расстройство может повлиять на успехи ребенка в школе, отразиться на межличностных отношениях, быть заметным по чрезмерной психической и моторной активности.

Признаки расстройства у разных детей могут обнаруживаться по разному. У большинства детей расстройство связано со спонтанными реакциями, которые ребенок не может подавить. Реакции влияют на подвижность ребенка, его речь и внимание. Считаются признаками неуравновешенной нервной системы, в среде взрослых называются чрезмерной эмоциональностью.

При гиперактивности ребенок испытывает трудности с концентрированием внимания, не может сидеть на месте, ждать очереди. Он выкрикивает ответы раньше других детей, тянет руку чтобы первым ответить на вопрос, проявляет неорганизованность, рассеянность и забывчивость.

Из-за сверхактивности ребенок плохо успевает в школе, не способен качественно выполнять поручения, он много двигается, много разговаривает, прерывает разговор сверстников и взрослых.

Признаки и симптомы расстройства, как правило, начинают проявляться в возрасте до семи лет. Их можно спутать с другим расстройством — синдромом дефицита внимания, а так же нормальным поведением ребенка. Поэтому, если родители заметили у ребенка один или несколько признаков расстройства — это не значит, что ребенок — гиперактивен. И напротив, если признаки присутствуют во всех ситуациях — дома, в школе, при внеклассных занятиях и на прогулках — пришло время поближе познакомиться с психологом и врачом.

Причины гиперактивности у ребенка

Первопричинами гиперактивности могут выступать:

Различные инфекции;

Родовые травмы, трудные роды, роды раньше или позже срока;

Отравление тяжелыми металлами и опасными для здоровья химикатами;

Неправильное питание, плохой распорядок дня.

Исследования доказывают, что гиперактивность чаще проявляется у мальчиков. Она может сопровождаться нарушением режима сна, энурезом, различными нарушениями речи, сердечными расстройствами. Расстройство часто встречается в рамках синдрома дефицита внимания.

Основные признаки гиперактивности

Распознать гиперактивность у ребенка можно по следующим признакам:

1. У ребенка практически всегда присутствуют беспокойные движения конечностей. Он не может сидеть на стуле, встаёт, вертится, ерзаёт, крутится, теребит одежду, когда должен спокойно сидеть.

2. Ребенок проявляет высокую двигательную активность без какой-либо причин. Он бесцельно бегает, прыгает, залезает на стулья, диваны, кресла, причем даже в тех ситуациях, когда этого нельзя делать.

3. Ребенок не может сосредоточиться на игре, тихо и спокойно заниматься чем либо. Он кричит, пищит, выполняет резкие неосознанные движения.

4. В разговоре ребенок очень несдержан, не может до конца выслушать вопрос, отвечает на вопросы не в впопад, не задумываясь.

5. Ребенок не может стоять и дожидаться очереди в любых ситуациях, начинает нервничать и капризничать.

6. Ребенок мешает другим детям, пристаёт к окружающим, вклинивается в чужую игру, мешает своим поведением.

7. Ночью и днём ребёнок очень неспокойно спит, переворачивается с одного бока на другой, сбивает простыню, сбрасывает одеяло и при этом любит позу калачиком.

8. Ребенок неспособен распознать чужие потребности и желания.

9. Ребенок склонен к эмоциональным потрясениям и не может контролировать эмоции — как хорошие, так и плохие. Ребёнок может испытывать гнев в неподходящее время или закатывать истерики, при чем совершенно без причины.

10. Ребенок проявляет интерес ко многим вещам, но практически всегда имеет проблемы с пониманием вещей. Например, он начинает интересоваться рисованием, но оставляет незаконченным рисунок и и переключается на игру в мяч, при этом полностью теряя интерес к рисованию.

11. Ребенок неспособен концентрировать внимание, даже тогда, когда к нему обращаются смотря в лицо. Он слышит речь, но не может повторить разговора, или того, что было сказано ему.

12. Ребенок часто делает ошибки по невнимательности.

Симптомы и отклонения выясняются специалистами путем наблюдения и оценки ребенка и его действий.

Дефицит внимания и гиперактивность у ребенка

Если окружающие утверждают, что ребёнок гиперактивен, это может означать что у него присутствует так же синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). СДВГ может определить только врач на основании заключения нескольких специалистов — психолога, психотерапевта и детского врача. Врач в процессе обследования так же постарается выяснить признаки других расстройств и заболеваний, которые схожи с СДВГ и нуждаются в различных видах лечения.

Если врач определяет, что ребенок имеет СДВГ, он предлагает родителям помочь в решении проблемы. Многим детям назначаются лекарства, помогающие контролировать поведение. На текущий момент существует огромное количество медикаментов, которые могут полностью вылечить это состояние. Медицина может помочь детям: фокусировать внимание, успокоить нервную систему, уравновесить поведение, улучшить память и внимание.

Некоторые лекарства ребёнок будет принимать только перед школой, некоторые — каждый день в рамках проведения лечебного курса. Лекарства предлагаются детям в виде сладких жидкостей, таблеток, капсул и жевательных конфет. Назначить лечение может только врач, после консультаций с родителями.

Детям имеющим СДВГ нужна не только медицина, но и изменение образа жизни. В этом случае терапевт и психолог может предложить родителям индивидуально разработанный план по изменению образа жизни, дать рекомендации о том, что будет полезно, а чего следует избегать.

Детям так же очень полезна релаксация и поведенческая терапия. В релаксотерапии врач научит ребенка расслабляться, успокаиваться, делать глубокие дыхательные упражнения, расслаблять различные группы мышц. Поведенческая терапия может научить детей ставить перед собой цели и достигать их.

Если ребенок геперактивен (то есть поставлен именно такой диагноз) об этом обязаны знать не только родственники и врач, но и учителя и директор школы, которую посещает ученик. Тогда ребенок сможет получить дополнительную помощь в учебе, если это необходимо. Школа может предложить родителям индивидуальный план обучения, спокойное место в классе, предоставить дополнительное время для выполнения заданий.

В большинстве случаев дети имеющие СДВГ имеют нормальное, счастливое детство, а при правильном подходе полностью устраняют недуг.

Положительные эффекты у детей с гиперактивностью

Помимо проблем, у синдрома дефицита внимания присутствуют положительные моменты. В ходе многочисленных исследований удалось выяснить, что дети с СДВГ, как правило, являются:

1. Очень креативными и творческими. Ребенок, который мечтает и имеет в своей голове десятки разных мыслей может в будущем стать великим мастером, решающим сложные задачи и выбрасывающим фонтан идей. Дети с СДВГ могут легко отвлекаться, но в отличие от других видят то, чего другие не замечают.

2. Очень гибкими и изворотливыми. Ребенок может одновременно рассматривать несколько вариантов решений вопроса и открыт для различных идей.

3. Энтузиастами. Дети с СДВГ редко бывает скучными. Их интересует огромное количество вещей и яркие личности. Они притягивают к себе окружающих, имеют огромное количество друзей.

4. Очень энергичными и не предсказуемыми. Когда дети мотивированы какой-либо идеей, они работают и исполняют задания гораздо быстрее, чем обычные дети. Их бывает сложно отвлечь от решения задачи, если они в ней заинтересованы и если она связана с активным образом жизни.

Стоит заметить, что СДВГ не имеет ничего общего с интеллектом и талантом. Многие гиперактивные дети являются очень интеллектуальными и художественно одаренными.

Психологи всего мира считают, что если у детей наблюдается признаки гиперактивности, обусловленные поведенческим расстройством — их следует устранять, чем раньше, тем лучше. Это позволит избежать разочарований и трудностей, которые могут возникнуть от низкой самооценки, а так же трения и стресса накапливающего у семьи и окружающих.

Если у ребенка обнаружены симптомы гиперактивности, которые схожи на СДВГ, не стоит пренебрегать помощью квалифицированного врача и психолога. Вы сможете вовремя устранить гиперактивность, применив простые общедоступные меры.

Вариантов устранения недуга сегодня существует огромное множество. В качестве терапевтических мер может быть назначено изменение диеты, комплекс физических упражнений, изменение домашней обстановки, посещение детских кружков, любые другие отвлекающие факторы, которые позволят свести проблему к минимуму.

Гиперактивный ребенок требует много сил и внимания от взрослых. Ребенка необходимо всегда слушать, помогать ему закончить начатые задачи, учить быть усидчивым. Гиперактивным детям нужны эффективные стратегии воспитания развивающие структурность, систематичность и четкое взаимодействие с окружающим миром. Им нужны награды и поощрения, большое количество родительской любви, поддержка и одобрение.

Психологи советуют:

1. Четко организовывать распорядок дня ребенка и не менять его на протяжении продолжительного времени. В этой ситуации ребенок сможет приобрести необходимые рефлексы, например ложиться спать после прочитанной сказки.

2. Создать для ребенка спокойную, предсказуемою обстановку, без каких либо раздражителей. Это позволит минимизировать случаи выброса энергии.

3. Организовать для ребенка активный физических режим с посещением спортивных секций и занятий.

4. Не ограничивать ребенка в выполнении активных действий, когда это позволяет обстановка. Это позволит расходовать лишнюю энергию.

5. Гиперактивного ребёнка нельзя наказывать, заставлять долго сидеть на месте или выполнять какую либо утомительную работу.

Как показывает опыт, устранение проблем гиперактивности у детей — это выполнимо. Ребенку следует давать расходовать излишнюю энергию вне стен учебных заведений, пробуждать интерес к учёбе и творчеству.

Гиперактивный ребенок – это малыш, страдающий чрезмерной двигательной подвижностью. Ранее наличие гиперактивности в анамнезе малыша считалась патологическим минимальным расстройством функций психики. Сегодня гиперактивность у ребенка относят к самостоятельному недугу, который носит название синдром. Характеризуется она увеличенной двигательной активностью детей, неусидчивостью, легкой отвлекаемостью, импульсивностью. Одновременно с этим у индивидуумов с высоким уровнем активности отмечается уровень интеллектуального развития, отвечающий их возрастной норме, а у некоторых , даже выше нормы. Первичные симптомы повышенной активности реже встречаются у девочек и начинают обнаруживаться уже на раннем возрастном этапе. Данное нарушение считается довольно распространенным расстройством поведенческо-эмоционального аспекта психических функций. Дети с синдромом чрезмерной активности заметны сразу в окружении остальных малышей. Такие крохи не могут спокойно усидеть ни минуты на одном месте, они постоянно двигаются, редко доводят дела до окончания. Симптомы гиперактивности наблюдаются практически у 5% детского народонаселения.

Признаки гиперактивного ребенка

Поставить диагноз гиперактивность у ребенка возможно только после длительного наблюдения специалистами за детским поведением. Некоторые проявления повышенной активности можно заметить у большинства детей. Поэтому так важно знать признаки гиперактивности, главным из которых является невозможность концентрации внимания длительное время на одном явлении. При обнаружении данного признака нужно учитывать возрастную принадлежность малыша, так как на различных этапах детского развития неспособность сосредоточить внимание проявляется неодинаково.

Ребенок, страдающий повышенной активности чересчур неусидчив, он постоянно ерзает или мечется, бегает. Если малыш находится в постоянном бесцельном движении и у него наблюдается неспособность концентрации внимания, то можно говорить о гиперактивности. Также действия малыша с повышенной активностью должны обладать некой долей взбалмошности и бесстрашием.

К признакам гиперактивного ребенка относят неумение соединять слова в предложения, устойчивое желание брать все в руки, незаинтересованность в прослушивании детских сказок, неспособность ожидать своей очереди.

У гиперактивных детей отмечается снижение аппетита наряду с повышенным чувством жажды. Таких малышей тяжело уложить спать, как в дневное время, так и в ночное. Дети постарше с синдромом повышенной активности страдают . Они остро реагируют на совершенно обычные ситуации. Наряду с этим их довольно сложно утешить и успокоить. Дети с данным синдромом чрезмерно обидчивы и довольно раздражительны.

К явным предвестникам гиперактивности в раннем возрастном периоде можно отнести нарушения сна и понижение аппетита, низкую прибавку в весе, беспокойство и повышенную возбудимость. Однако нужно учитывать, что всем перечисленным признакам могут быть и другие причины, не связанные с гиперактивностью.

В принципе, психиатры считают, что диагноз повышенная активность можно поставить малышам только после преодоления ими возраста 5 или 6 лет. В школьном периоде становятся более заметными и выраженными проявления гиперактивности.

В обучении ребенок с гиперактивностью характеризуется неумением работать в коллективе, наличием сложностей с пересказом текстовой информации и сочинением рассказов. Межличностные взаимоотношения с ровесниками не складываются.

Гиперактивный ребенок нередко проявляет в отношении окружения. Он склонен не выполнять учительские требования на уроках, отличается неусидчивостью на занятиях и неудовлетворительным поведением, часто не выполняет домашние задания, одним словом, такой малыш не подчиняется установленным правилам.

Гиперактивные малыши, в большинстве случаев, чересчур болтливы и крайне неловки. У таких детей, обычно, все выпадает с рук, они все задевают или обо все ударяются. Более выраженные трудности наблюдаются в мелкой моторике. Таким деткам тяжело самостоятельно застигнуть пуговицы или завязать себе шнурки. У них обычно некрасивый почерк.

Гиперактивного ребенка в общих чертах можно описать как непоследовательного, нелогичного, неусидчивого, рассеянного, непослушного, упрямого, неряшливого, неуклюжего. На старшем возрастном этапе неусидчивость и взбалмошность, обычно, уходят, но невозможность концентрации внимания остается, иногда на всю жизнь.

В связи с вышесказанным к постановке диагноза повышенной детской активности следует относиться с осторожностью. Также нужно понимать, что даже если у малыша и существует в анамнезе диагноз гиперактивность, то это не делает его плохим.

Гиперактивный ребенок – что делать

Родители гиперактивного ребенка должны, в первую очередь, обратиться к специалистам для установления причины возникновения данного синдрома. Такими причинами может быть генетическая предрасположенность, другими словами, наследственные факторы, причины социально-психологического характера, например, климат в семье, условия проживания в ней и т.д., биологические факторы, к которым относят различные поражения головного мозга. В случаях, когда после установления причины, спровоцировавшей появление гиперактивности у ребенка, назначается соответственное лечение терапевтом, такое как массаж, соблюдение режима, прием медикаментозных средств, его необходимо выполнять неукоснительно.

Коррекционная работа с гиперактивными детьми, в первый черед, должна вестись родителями малышей, и начинается она с создания вокруг крох спокойной, благоприятной обстановки, так как любые расхождения в семье или громкие выяснения отношений только «заряжают» их отрицательными эмоциями. Любое взаимодействие с такими малышами, а в частности, коммуникативное, должно быть спокойным, мягким, ввиду того, что они крайне восприимчивы к эмоциональному состоянию и настроению близких, особенно родителей. Всем взрослым членам семейных отношений рекомендуется следовать единой модели поведения в воспитании чада.

Все действия взрослых в отношении гиперактивных детей должны быть направлены на выработку у них навыков самоорганизации, снятие расторможенности, формирование уважения к окружающим индивидам и обучение принятым нормам поведения.

Эффективным способом, побеждающим трудности самоорганизации, считается развешивание в помещении специальных листовок-памяток. С этой целью следует определить два наиболее важных и максимально серьезных дела, которые кроха сможет успешно совершить на протяжении светового дня, и написать их на листках. Такие листки следует вывесить на так называемой доске объявлений, например, в детской комнате или на холодильнике. Информацию можно отображать не только посредством письменной речи, но и при помощи образных рисунков, символьных изображений. К примеру, если малышу следует вымыть посуду, то можно нарисовать грязную тарелку или ложку. После того, как кроха выполнит поставленное поручение, он должен на листке-памятке напротив соответствующего поручения сделать специальную пометку.

Еще одним способом выработки навыков самоорганизации является использование цветовой маркировки. Так, например, для занятий в школе можно завести определенных цветов тетради, которые школьнику в дальнейшем будет проще отыскивать. С целью обучения ребенка наведению порядка в помещении также помогают разноцветные обозначения. Например, на ящики для игрушек, одежды тетрадей прикрепить различные по цветовой гамме листочки. Листы для маркировки должны быть большого размера, хорошо заметны и иметь различные рисунки, которые будут изображать содержимое ящиков.

В младшем школьном периоде занятия с гиперактивными детьми, главным образом, должны быть целеенаправлены на развитие внимания, выработку произвольной регуляции, тренировать формирование психомоторных функций. Также терапевтические методы должны охватывать отработку конкретных умений взаимодействия с ровесниками и взрослыми лицами. Первоначальная коррекционная работа с чрезмерно активным крохой должна происходить индивидуально. На данной стадии коррекционного воздействия необходимо обучить маленького индивида слушать, понимать инструкции психолога или другого взрослого и проговаривать их громко, выражать самостоятельно во время занятий правила поведения и нормы выполнения конкретного задания. Также желательно на этой стадии выработать вместе с крохой порядок поощрений и систему наказаний, которые впоследствии помогут ему приспосабливаться в коллективе ровесников. Следующая стадия предусматривает вовлечение чрезмерно активного малыша в коллективную деятельность и тоже должна реализовываться постепенно. Сначала ребенка необходимо вовлекать в игровой процесс иди в работу с небольшой группой детей, а затем его можно приглашать участвовать в групповых занятиях, которые предусматривают большое количество участников. В противном случае при несоблюдении такой последовательности малыш может перевозбудиться, что вызовет потерю контроля поведения, общее переутомление и дефицит активного внимания.

В школе также довольно не просто работать с чрезмерно активными детьми, однако и такие дети обладают своими привлекательными чертами.

Гиперактивные дети в школе характеризуются свежей спонтанной реакцией, они легко воодушевляются, всегда охотно помогают педагогам и другим ровесникам. Гиперактивные малыши совершенно незлопамятны, они выносливее сверстников, сравнительно реже одноклассников склонны к заболеваниям. У них нередко очень богатая фантазия. Поэтому педагогам рекомендуется для выбора грамотной стратегии поведения с такими малышами постараться понять их мотивы и определить модель взаимодействия.

Так, практическим путем было доказано, что развитие двигательной системы малышей оказывает интенсивное воздействие на их всестороннее развитие, а именно, на формирование зрительной, слуховой и тактильной анализаторных систем, речевых способностей, . Поэтому занятия с гиперактивными детьми непременно должны содержать в себе двигательную коррекцию.

Работа с гиперактивными детьми

Три ключевых направления предполагает работа психолога с гиперактивными детьми, а именно формирование функций психики, которые являются отстающими у таких малышей (контроля над движениями и поведением, внимания), отработку конкретных способностей взаимодействия с ровесниками и взрослым окружением, работу с гневом.

Такая коррекционная работа происходит постепенно и начинается с отработки какой-то одной функции. Так как гиперактивный малыш физически не в состоянии продолжительное время слушать педагога с одинаковым вниманием, сдерживать импульсивность и спокойно сидеть. После того, как были достигнуты устойчивые положительные итоги, следует переходить к одновременной тренировке двух функций, например, недостаток внимания и поведенческий контроль. На последнем этапе можно вводить занятия, направленные на развитие всех трех функций одновременно.

Работа психолога с гиперактивным ребенком начинается с персональных занятий, затем следует переходить к упражнениям в малых группах, постепенно подключая все большее количество детей. Поскольку индивидуальные особенности малышей с чрезмерной активностью мешают им сосредоточиться, когда рядом много ровесников.

Кроме этого, все занятия должны происходить в эмоционально приемлемой для малышей форме. Наиболее привлекательными для них являются занятия в форме игры. Особого внимания и подхода требует гиперактивный ребенок в саду. Так как с появлением такого малыша в дошкольном учреждении возникает множество проблем, решение которых ложится на воспитателей. Им необходимо направлять все действия крохи, а системе запретов должны сопутствовать альтернативные предложения. Игровую деятельность следует направлять на снятие напряжения, понижение , формирование способности сосредотачивать внимание.

Гиперактивный ребенок в саду довольно тяжело выдерживает тихий час. Если малыш не в состоянии утихомириться и уснуть, то воспитателю рекомендуется сесть рядом и ласково поговорить с ним, гладя по голове. Вследствие чего мышечное напряжение и эмоциональное возбуждение будут снижаться. Со временем такой малыш привыкнет к тихому часу, и после него будет ощущать себя отдохнувшим и менее импульсивным. При взаимодействии с чрезмерно активной крохой довольно эффективным воздействием обладают эмоциональное взаимодействие и тактильный контакт.

Гиперактивные дети в школе также требуют особого подхода. В первый черед необходимо у них повышать учебную мотивацию. С этой целью можно применять нетрадиционные формы коррекционной работы, например, использовать обучение малышей более старшими учащимися. Старшие школьники выступают как бы инструкторами и могут обучать искусству оригами или бисероплетению. Кроме этого учебный процесс должен быть ориентирован на психофизиологические особенности учащихся. Так, например, необходимо сменять виды деятельности, если ребенок утомился, или воплощать в жизнь его двигательную потребность.

Педагогам необходимо принимать во внимание неординарность расстройств у ребят с гиперактивным поведением. Часто они мешают нормально проводить занятия, поскольку им тяжело дается контроль и управление собственным поведением, их всегда что-то отвлекает, они более возбуждены в сравнении с ровесниками.

В ходе школьного обучения, особенно вначале, детям с чрезмерной активностью довольно сложно выполнять учебное задание и быть аккуратным одновременно. Поэтому педагогам рекомендуется снижать требования к аккуратности у таких детей, что в дальнейшем поспособствует выработке у них чувства успеха, повышения самооценивания, следствием которых будет рост учебной мотивации.

Очень важным в коррекционном воздействии является работа с родителями гиперактивного ребенка, направленная на объяснение взрослым особенностей малыша с чрезмерной активностью, их обучение вербальному и неречевому взаимодействию с собственными чадами, выработку единой стратегии воспитательного поведения.

Психологически устойчивая ситуация и спокойный микроклимат в семейных связях являются ключевыми составляющими здоровья и благополучного развития любого малыша. Именно поэтому необходимо, в первый черед, родителям уделить внимание обстановке, окружающей кроху дома, а также в школьном или дошкольном учреждении.

Родители гиперактивного ребенка должны наблюдать за тем, чтобы ребенок не переутомлялся. Поэтому не рекомендуется превышать необходимую нагрузку. Переутомление ведет к детским капризам, раздражительности и ухудшению их поведения. Для того чтобы у крохи не наступило перевозбуждение важно соблюдать определенный распорядок дня, в котором обязательно отведено время на дневной сон, подвижные игры заменены спокойными играми или прогулками и т.д.

Также родителям следует запомнить, что чем меньше они делают замечаний своему гиперактивному чаду, тем лучше будет для него. Если взрослым не нравится детское поведение, то лучше постараться их чем-то отвлечь. Нужно понимать, что число запретов должно соответствовать возрастному периоду.

Для гиперактивного ребенка очень необходима похвала, поэтому хвалить его нужно стараться как можно чаще. Однако, при этом, не следует чересчур эмоционально это делать, чтобы не спровоцировать перевозбуждение. Также следует стараться, чтобы просьба адресованная ребенку, не несла за собой одновременно несколько указаний. При беседе с малышом рекомендуется смотреть ему в глаза.

Для правильного формирования мелкой моторики и всесторонней организации движений следует детей с высокой активностью вовлекать в занятия хореографией, различными видами танцев, плаванием, теннисом или каратэ. Необходимо привлекать крох к играм подвижного характера и спортивной направленности. Они должны учиться понимать цели игры и подчиняться ее правилам, а также пытаться планировать игру.

Воспитывая ребенка с высокой активностью не нужно перегибать, другими словами родителям рекомендуется в поведении придерживаться как бы средней позиции: не следует проявлять излишнюю мягкость, но также нужно избегать и завышенных требований, которые дети не в состоянии осуществить, совмещая их с наказаниями. Негативным воздействием на малышей обладает постоянная смена наказаний и настроений родителей.

Родителям следует не жалеть ни сил, ни времени на формирование и выработку у малышей послушания, аккуратности, самоорганизации, на развитие ответственности за собственные деяния и поведение, способности планировать, организовывать и доводить до завершения начатое.

Для улучшения концентрации внимания в ходе выполнения уроков или других заданий следует по возможности исключить все раздражающие и отвлекающие малыша факторы. Поэтому ребенку нужно выделить тихое место, в котором он сможет сосредоточиться на уроках или другой деятельности. В процессе выполнения домашних уроков родителям рекомендуется периодически заглядывать к малышу, чтобы проверить выполняет ли он задания. Также нужно предоставлять небольшой перерыв каждые 15 или 20 минут. Обсуждать с дитем его поступки и поведение следует в спокойной и благожелательной форме.

Кроме всего вышеперечисленного, коррекционная работа с гиперактивными детьми заключается и в повышении самооценки у них, приобретении уверенности в собственном потенциале. Родители могут это совершить при помощи обучения детей новым навыкам, умениям. Также успехи в учебе или какие-либо достижения в повседневной жизни способствуют росту самооценки у малышей.

Ребенок с повышенной активностью характеризуется чрезмерной чувствительностью, он неадекватно реагирует на любые замечания, запреты или нотации. Поэтому детям, страдающим избыточной активностью, больше других необходима душевная теплота близких лиц, забота, понимание и любовь.

Также существует множество игр, направленных на овладение гиперактивными детьми навыков контроля и обучение управлению собственными эмоциями, действиями, поведением, вниманием.

Игры для гиперактивных детей являются максимально эффективным способом выработки умения концентрировать внимание и способствуют снятию расторможенности.

Часто родственники детей с повышенной активностью испытывают множество трудностей в процессе воспитательных действий. Вследствие чего многие из них при помощи жестких мер воюют с так называемым детским непослушанием или, наоборот, отчаявшись, «махнули рукой» на их поведение, тем самым предоставив полную свободу действий своим чадам. Поэтому работа с родителями гиперактивного ребенка, прежде всего, должна включать обогащение эмоционального опыта такого ребенка, помощь ему в овладении элементарными умениями , что способствует сглаживанию проявлений чрезмерной активности и тем самым ведет к изменению взаимоотношений с близкими взрослыми.

Лечение гиперактивного ребенка

Сегодня остро встал вопрос по поводу необходимости лечение синдрома гиперактивности. Многие терапевты уверены, что гиперактивность является психологическим состоянием, которое должно подвергаться коррекционному воздействию для дальнейшей адаптации детей к жизнедеятельности в коллективе, а другие – против медикаментозной терапии. Отрицательное отношение к лечению лекарственными препаратами является следствием использования в некоторых странах с этой целью препаратов-психотропов амфетаминового ряда.

В бывших странах СНГ для лечения применяется лекарственное средство Атомоксетин, который не относится к психотропным препаратам, но также обладает рядом побочных действий и противопоказаний. Эффект от приема данного препарата становится заметным уже после четырех месяцев терапии. Выбрав медикаментозное вмешательство в качестве средства борьбы с гиперактивностью, следует понимать, что любые препараты направлены исключительно на ликвидацию симптомов, а не на причины заболевания. Поэтому эффективность такого вмешательства будет зависеть от интенсивности проявлений. Но все же медикаментозное лечение гиперактивного ребенка следует применять исключительно в самых сложных случаях. Так как оно нередко может навредить ребенку, вследствие того, что имеет огромное количество побочных эффектов. Сегодня самыми щадящими медикаментозными средствами являются гомеопатические препараты, поскольку они не оказывают такого сильного влияния на деятельность нервной системы. Однако прием таких препаратов требует терпения, так как эффект от них наступает только после накопления в организме.

Также успешно применяется немедикаментозная терапия, которая должна быть комплексной и разработанной индивидуально для каждого малыша. Обычно такая терапия содержит в себе массаж, мануальное воздействие на позвоночник и лечебную физкультуру. Эффективность таких средств наблюдается практически у половины пациентов. Недостатками немедикаментозной терапии считается необходимость индивидуального подхода, что практически невозможно в условиях организации современного здравоохранения, огромных денежных затрат, необходимость постоянной коррекции терапии, недостаток квалифицированных специалистов и ограниченная эффективность.

Лечение гиперактивного ребенка предполагает также использование и других методов, например, использование методики биологической обратной связи. Так, например, методика биологически обратной связи полностью не заменяет лечение, однако способствует снижению и корректировке доз препаратов. Данная методика относится к поведенческой терапии и основывается на использовании скрытого потенциала организма. Ключевая задача этой методики предполагает формирование навыков и овладение ими. Методика биологической обратной связи относится к современным направлениям. Ее эффективность заключается в улучшении способности малышей планировать собственную деятельность и осознавать последствия непозволительного поведения. К недостаткам следует отнести недоступность для большинства семей и невозможность получения действенных результатов при наличии травм, смещении позвонков и других заболеваний.

Бихевиоральная терапия также довольно успешно используется для коррекционного воздействия гиперактивности. Отличие подхода специалистов по от подхода последователей других направлений лежит в том, что первые не стремятся понять причины явления или предсказать их последствия, в то время как вторые занимаются поиском истоков проблем. Бихевиористы работают непосредственно с поведением. Они положительно подкрепляют так называемое «правильное» или нужное поведение и отрицательно подкрепляют «неправильное» или неподходящее. Другими словами, вырабатывают у пациентов своеобразный рефлекс. Эффективность данного метода наблюдается практически в 60% случаев и зависит от выраженности симптомов и наличия сопутствующих заболеваний. К недостаткам можно отнести то, что бихевиоральный подход в большей степени распространен в США.

Игры для гиперактивных детей также являются методами коррекционного воздействия, способствующие выработке навыков контроля над двигательной активностью и управления собственной импульсивностью.

Комплексное и индивидуально разработанное лечение способствуют наступлению положительного эффекта в коррекции гиперактивного поведения. Однако при этом не следует забывать, что для максимального результата необходимы совместно направленные усилия родителей и другого близкого окружения малыша, педагогов, врачей и психологов.

Гиперактивное поведение нуждается в коррекции и правильной организации распорядка дня.

Если у вас гиперактивный ребенок, советы психолога подскажут, что делать родителям и как наладить с контакт.

Как определить симптомы?

Прежде всего необходимо выяснить, действительно ли у ребенка гиперактивность.

Синдром может быть обнаружен как в младенческом возрасте, так и гораздо позже.

Встречается он и у взрослых людей, некоторые исследователи связывают это с наличием определенных генов.

Полностью звучит как синдром дефицита внимания и гиперактивности, однако гиперактивность может диагностироваться и отдельно. Связано с нарушением работы головного мозга.

У мальчиков, по статистике, диагностируется в четыре раза чаще. Страдает синдромом примерно 1-7 % детей.

Симптомы, на которые следует обратить внимание:

  1. Дефицит внимания. Сниженная способность управлять своей реакцией, фокусироваться на своей задаче. При дефиците внимания у шестилетнего ребенка наблюдается беспорядочное поведение, невозможность усидеть в классе во время занятий. Но симптом может наблюдаться и без гиперактивности, поэтому необходимо дополнительное изучение и диагностика.
  2. Отсутствие самоконтроля . Ребенок может обладать нормальным интеллектом, но при этом вести себя, как маленький. У него недостаточно развита сила воли и способность сосредоточиться на важной задаче.
  3. Импульсивность . Сначала делает, потом думает. Резко реагирует на действия других людей. Может внезапно расплакаться. Ребенок пропускает стадию обдумывания реакции, а сразу совершает действие.

Причины возникновения

Причины возникновения синдрома бывают различны, зависит от многих факторов:

  • генетическая предрасположенность;
  • патологические факторы: прием родителями или матерью алкоголя, запрещенных веществ, курение, проблемы, возникшие во время родов, угроза прерывания беременности, стрессы во время вынашивания ребенка.

Факторами, повышающими риск, является перенесение беременной инфекционных заболеваний, хронические заболевания, плохая экология, несовпадение резус-фактора.

Диагностика

В каких случаях ставят диагноз «гиперактивность» у детей дошкольного и школьного возраста? Что должно насторожить родителей и психолога при анализе поведения ребенка :


Особенно сильно гиперактивность проявляется примерно к 4 годам. Вначале родители радуются, что ребенок активен, любознателен, но затем это становится проблемой, так как его становится сложно контролировать, учеба дается нелегко, его внимание резко переключается.

Врачи для лечения гиперактивности могут назначать специальные препараты, но делать это самим родителями не рекомендуется.

Важно выяснить, действительно ли наблюдается нарушение в работе мозга, и назначить наиболее оптимальное и безопасное лечение.

При работе с гиперактивными детьми важно проявлять терпение. Если возбуждаются взрослые, то ребенок начинает нервничать сильнее. В итоге непослушание, отказ учиться.

При подозрении на синдром дефицита внимания и гиперактивность рекомендуется посетить психолога и терапевта . Они назначат соответствующие исследования.

Медикаментозным лечением обойтись не удастся. Необходимо тщательно продумать поведение родителей.

Взрослые должны создать благоприятную и спокойную обстановку . Ребенку обязательно нужна разрядка, чтобы ему было куда девать накопившуюся энергию. Для этого подойдут спортивные секции, прогулки на свежем воздухе.

Что делать родителям , если ребенку поставили диагноз гиперактивность?

Как справиться с ним дома?

Что делать с гиперактивным ребенком?

Родителям стоит как можно раньше обратить внимание на сверхактивного малыша.

Важно обеспечить комфортную обстановку для развития. Противопоказаны стрессы, семейные конфликты.

Ребенок с 2 лет реагирует на настроение близких людей, поэтому взрослые должны сохранять спокойствие и уравновешенность.

При общении с гиперактивным малышом потребуется терпение. Если вы будете на него кричать, и тем более наказывать физически, это приведет к усугублению ситуации.

Обязательно занимайте его какой-нибудь деятельностью. Не давайте сразу много игрушек, пусть учится сосредотачиваться на небольшом количестве предметов.

Как успокоить непоседу?

  1. Успокойтесь сами и не проявляйте раздражительность при ребенке.
  2. Забудьте про привычку повышать голос, это ребенка еще сильнее возбуждает.
  3. Разговаривайте с ним спокойно, уверенно, тихим, дружелюбным голосом.
  4. Переключите его на другую деятельность, смените обстановку, переключите внимание.
  5. Перед сном можно принять ванну с экстрактом шишек хна, сделать легкий массаж.

Медикаментозная терапия

Что назначают детям при гиперактивности? Медикаменты для лечения назначает только врач .

В качестве успокаивающего могут назначать глицин — это аминокислота, необходимая для работы головного мозга.

В тяжелых случаях может назначаться Пантогам , он относится к нотропным седативным препаратам. Прием его осуществляется только после консультации с врачом.

Возможно назначение Пироцетама , однако он имеет множество противопоказаний.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — лечение

Как вылечить чадо? При СДВ применяют:


Для детей с синдромом дефицита внимания большое значение имеет и организация правильного питания . Необходимо, чтобы мозг получал нужное ему количество белков, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

Следует выявить продукты, на которые у ребенка есть индивидуальная непереносимость. Для совсем маленьких детей не рекомендуются возбуждающие напитки — кофе, крепкий чай.

Осторожнее следует быть с лимонадом, готовой едой, содержащей искусственные добавки, так как они могут непосредственно влиять на работу головного мозга и обмен веществ в целом.

Углеводы необходимы для работы мозга, но поступать они должны не в виде белого сахара и мучных изделий, а из натуральных продуктов питания — фруктов и овощей.

Как лечат гиперактивность у взрослых?

Как бороться с гиперактивностью? Прежде чем начать принимать медицинские препараты, стоит обратить внимание и на другие способы лечения гиперактивности у взрослых :

Гиперактивность — это не приговор , а особенность работы головного мозга. Скорректировать поведение поможет правильный подход, но при ярко выраженной гиперактивности и синдроме дефицита внимания рекомендуется консультация психолога и врачей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность. Советы родителям:



Последние материалы раздела:

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...

SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение
SA. Парообразование. Испарение, конденсация, кипение. Насыщенные и ненасыщенные пары Испарение и конденсация в природе сообщение

Все газы явл. парами какого-либо вещества, поэтому принципиальной разницы между понятиями газ и пар нет. Водяной пар явл. реальным газом и широко...