Икт в работе педагога психолога. Использование икт в работе педагога-психолога

Тема самообразования: «Возможности использования ИКТ в работе

педагога-психолога Солодкой И.Б., МБОУ СОШ №4, г. Покачи

2011-2012 г.г.


Актуальность темы.


За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.

Использование информационно – компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Работа педагога-психолога не является здесь исключением . Современная ситуация в новом информационном пространстве школы диктует свои требования к педагогам – психологам. Старые формы работы уже не могут в полной мере обеспечить соответствие быстрому изменению общества и технологий. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы в работе школьного психолога, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий я считаю ИКТ, позволяющие сделать работу педагога-психолога более продуктивной. Однако эффективность их использования зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе образования. Необходимость использования компьютерных технологий в обучении очевидна и неоспорима.

Основной насущной проблемой школьного педагога-психолога является оперирование с огромным количеством данных – потоком школьников в разных параллелях; обработке диагностического, коррекционного и творческого продукта, созданного детьми; общение со взрослым контингентом, сопровождающим детей в воспитательно-образовательном процессе. На современном этапе практическая деятельность психолога уже не мыслится без использования компьютерных технологий, позволяет увеличить продуктивность работы школьного психолога.

Непрерывный рост психологических проблем в образовании, повышение требований к качеству и количеству выполняемой педагогом психологом работы приводит к необходимости совершенствования системы психологической службы.
Преимущества использования ИКТ открывают широкие возможности в практической деятельности психолога образования , органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.

Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как педагога-психолога.

Задачи:

  • изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
  • изучить опыт других психологов;
  • овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в психологическую деятельность;
  • обобщить опыт работы по теме самообразования.

За время своей работы постоянно совершенствую уровень психологического мастерства, изучаю методическую литературу, в поиске нового, интересного.
В процессе работы над данной темой мною была изучена научно-методическая литература, я познакомилась с опытом работы различных авторов:

1.Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога // Школьный психолог - 2009.-№24. . 8-10.
2. Горячева А. В. Современные информационные технологии в работе педагога-психолога МОУ СОШ № 31 // http://www.ict.edu.ru
3.Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования // http://www.it-n.ru
4. Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога // http://www.openclass.ru

5. Никитенко С.Г. Интернет для психологов: ресурсы и технологии // Школьные технологии. – 2002. – № 2.

Ежегодно участвую в работе школьного и городского методического объединения, принимаю участие в работе педагогических семинаров, конференций. 2013-2014 уч. г. выступила с докладами: «Взаимодействие учителя и учащегося, как фактор создания комфортных условий образовательного процесса», «Психологическое сопровождение одаренных детей», «Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников введения ФГОС, «Организация деятельности школьной службы примирения».

Разработала программы: « Программа сохранения и укрепления психологического здоровья школьников и педагогов «гармония» (2011г.), «Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения» (2011г.), Психологическое сопровождение детей группы риска «Путь к успеху»(2012 г.), «П сихологическое сопровождение ФГОС НОО в начальной школе» (2012г.)
С целью развития профессиональной компетентности непрерывно и системно повышаю свою квалификацию через курсы повышения квалификации, вебинары.

Широкое поле деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, разнообразие задач, поставленных перед ним сегодня в условиях достаточно жестких временных рамок, делает невозможным их выполнение без привлечения современных информационных технологий. Причем привлечение ИКТ находит себя во всех направлениях деятельности: психодиагностика, психологическое консультирование и просвещение, коррекционная и развивающая работа, совершенствование профессиональной компетентности психолога.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Диагностическая работа занимает большую часть времени психолога, так как требуется в ограниченный промежуток времени обработать и проанализировать результаты тестов, анкет, наблюдений. С помощью программы Microsoft Office Word процесс диагностики становится более доступным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д. В своей работе я использую электронные базы тестовых материалов и заданий, что значительно ускоряет процесс мониторинга групп учащихся. В школе мы используем учебный класс ММЦ, которым мы активно пользуемся, проводя тестирование на компьютерах коллективов детей. Преимущества использования таких технологий - в мгновенном получении анализа проделанного ребенком теста, какой бы огромный и трудозатратный тест ни был. Психологу остается только собрать данные каждого ребенка, систематизировать, проанализировать, сопоставить с целым классом работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы.

В своей работе п рименяю компьютерные версии диагностических методик «Иматон», «Амалтея» и

Использование информационных технологий помогает освободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку полученных данных. Так с помощью программы Microsoft Office Excel, я создаю разные виды отчетов как графических, так и текстовых, делаю различные выборки, составляю аналитические справки, которые потом просто заполняются. С помощью электронного обработчика тестов можно быстро, за 10-15 минут, подсчитать результаты тестирования сразу по нескольким классам. Кроме того, поскольку все данные заносятся в таблицы, при желании их можно распечатать и использовать, например, при составлении отчетов, консультировании, составлении статистической справки.

В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками образовательного процесса.

Проведение диагностики на компьютере стимулирует у учащихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личной заинтересованности учащихся, формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации, развитию рефлексии. В моей копилке собраны тесты на разные темы (готовность к школе, школьная мотивация, адаптация, профориентация и т.д.)

Психологическое консультирование и просвещение участников образовательного процесса .

К психодиагностике тесно примыкают такие виды работы школьного психолога, как психологическое просвещение и консультирование учителей, учащихся и родителей . При подготовке к выступлениям на родительских собраниях, педагогических советах, методических объединениях, психологических классных часах для учащихся, при проведении элективного курса передо мной встает вопрос: как можно нагляднее, доступнее донести информацию до слушателей? И сегодня надо признать, в данной работе невозможно обойтись без информационных технологий.

Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников образовательного процесса помогает использование мультимедийных презентаций, созданных с помощью программы Microsoft Office Power Point. Мультимедийные презентации – тот инструмент, который помогает донести информацию, который помимо видеослайдов по теме позволяет представить табличную информацию, диаграммы и т.д. Данный метод позволяет делать мне любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так кроме ряда видеослайдов по теме, используются различные диаграммы и графики с результатами диагностирования, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся, в него могут быть вставлены музыкальные и видеофрагменты. Как правило, презентации, сопровождаемые красивыми изображениями, рисунками, схемами или анимацией, являются визуально привлекательными, они могут поддерживать должный эмоциональный уровень, удерживают произвольное внимание детей во время занятий, значительно повышают познавательную мотивацию.

В моем банке презентаций накоплено более 60 авторских разработок родительских собраний, выступлений на педсоветах, совещаниях с использованием презентаций

(См. приложение 1). Наглядно демонстрирую в презентациях и фильмах основные проблемы воспитания, способы их разрешения.

В работе с педагогическим коллективом презентации также применяются при реализации программы: «Гармония», для содействия сохранению психологического здоровья, психопрофилактики эмоционального напряжения всех участников педагогического процесса. Также использую презентации на семинарах, конференциях. Тренингах.

Использование офисной программы Microsoft Publisher помогает мне делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме.

Презентации, созданные мною, помогают овладению учащимися курса элективных занятий «Психология и выбор профессии». В моем банке накоплено более 20 презентаций к элективному курсу.

Коррекционная и развивающая работа
Широкое применение компьютерные технологии получили и в коррекционно - развивающей работе школьного психолога.
В коррекционно - развивающей работе информационные технологии использую в различных ракурсах – в зависимости от поставленных задач. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у учащихся; повышению эффективности обучения и учебной мотивации школьников, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей. Неплохо показали себя и развивающие компьютерные игры, которые в первую очередь направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как в ходе работы ребенка за компьютером психолог все – таки должен наблюдать за процессом, контролировать правильность выполнения, помогать ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает. Мотивация детей значительно возрастает, едва они слышат слово «компьютер» или «компьютерная игра», стараются тренировать память, внимание, мышление с удвоенными силами. Я активно использую развивающие компьютерные игры для детей.
В тренинговой работе при коррекции эмоционально-волевой сферы, поведенческих нарушений без использования компьютерных технологий также не обойтись. Использую в работе авторские и разработанные презентации. Для создания сказкотерапевтической оболочки и при работе с учениками методами сказкотерапии используются возможности ЦОР. Благодаря этому сказка «оживляется». Вовремя созданный музыкальный аккомпанемент меняет эмоциональный настрой детей, помогает расслабляться, овладевать методами аутотренинга. Также сейчас можно найти множество профессионально записанных релаксационных программ и тренингов. Использование этих программ значительно экономит силы психолога и позволяет шире использовать коррекционные возможности, так как психолог может одновременно с тренинговой программой использовать наблюдение за детьми. Сегодня существует много коррекционных, развивающих компьютерных игр, психологических тренажеров, которые в условиях индивидуального использования способствуют, развитию определенных процессов учащихся. Особо это значимо для начальных классов.

Организационно-методическая работа

В организационно- методическую работу школьного психолога входят: разработка и оформление психологических программ, составление отчетов, предоставление результатов своей работы, и т.п. Использование информационных технологий помогает мне организовать на высоком уровне сбор, хранение, обработку и накопление информации о личностных характеристиках учащихся с целью отслеживания психологического развития личности и отработки коррекционных программ, которые составляются по результатам диагностики. С целью систематизации данных и возможности быстрого поиска информации, применение информационных технологий позволило мне создать электронную библиотеку, которая включает в себя: психологическую литературу, диагностический материал, коррекционно-развивающие программы, нормативно-правовую документацию, информационную базу контактов.

Психологические паспорта детей - это база данных, где содержится вся информация о тех детях, с которыми уже проводилась психологическая работа. Это очень важная часть деятельности школьного психолога, которая относится к психологическому сопровождению учащихся - особенно тех, кто по каким-либо причинам попал в «группу риска». Компьютерная база данных позволяет быстро отыскать информацию на нужного вам учащегося по фамилии и имени.
Кроме того, неотъемлемой частью работы любого педагога-психолога является саморазвитие. Представление психолого-педагогического опыта отражает профессиональную культуру психолога, его мастерство, компетентность. Это проявляется в выборе собственной позиции в образовательном пространстве, соответствующей его возможностям как специалиста и личности. И здесь использование ИТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.
Сетевое взаимодействие сегодня пользуется популярностью в основном среди молодежи. Люди общаются на различные темы, обмениваются фотографиями, музыкой, информацией, опытом каждый день, не выходя из дома или не покидая своего рабочего места.

В нашем же случае этот тип общения включает в себя непосредственное взаимодействие психолога с учителями, учениками, с родителями, коллегами из других образовательных учреждений - через сеть Интернет, с помощью электронной почты, а также благодаря локальной сети школы. Воспользовавшись этими системами, мы можем пересылать необходимую информацию, осуществлять просветительскую работу, как говорится, «не сходя с места». Конечно, сетевое взаимодействие никогда не заменит личного общения с коллегами по работе, но нынешняя действительность такова, что с помощью дистанционных средств зачастую можно намного быстрее добиться ответа, решить проблему, донести информацию до представителей целевых групп .


Использование ресурсов сети Интернет

Интернет – как возможность широкого использования информационных ресурсов сегодня незаменим для специалистов образования. Часто для оказания психологической помощи мне приходится использовать ресурсы сети Интернет. Возможность использования данных ресурсов позволяет мне иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении трудных и важных вопросов. Поиск и отбор информации по различным областям психологии (чтение в сети Интернет книг, статей и электронных периодических изданий по психологии; просмотр психологических словарей, энциклопедий; ознакомление с бланковыми и компьютерными методиками изучения различных психических свойств и характеристик личности, взаимоотношений в коллективе и другими диагностическими материалами и т.д).

Используемые Интернет сайты:

Www.psychol.ras.ru- Институт психологии РАН

Www.imaton.spb.su- Институт практической психологии Иматон

Http:// www.planey.ru/- Психологический Образовательный Тренинговый Центр

Www.psycho.all.ru- проект Психология – Вся Россия

Http:// wwwpsychology.net.ru/- Мир психологии

Http: //www.voppsy.ru/news.htm- Вопросы психологии

Http://www.pbi.ru/dic/t/t_12.htm- Психологический словарь «Планея»

Также необходимо отметить значительную роль информационных технологий в самообразовании психолога, повышении его мастерства и качества работы за счет участия в различных дистанционных курсах, конкурсах, форумах. Специалист получает возможность профессионального роста, находясь в родных стенах, ведь, ни для кого не секрет, что психологи – тоже семейные люди и вырваться от каждодневных забот бывает обременительно.

Из всего вышесказанного, делаю следующий вывод:

Итак, применение ИТК в деятельности педагога-психолога образовательных учреждений сегодня уже не прихоть «продвинутого» специалиста, а обыкновенная необходимость, с которой приходится считаться. Умение применять компьютерные технологии - это насущная потребность современной школы.

Компьютер является надежным помощником психолога при подготовке и проведении психодиагностики, коррекционно-развивающих занятий и просветительской работы среди всех участников образовательного процесса.

Применение современных информационных технологий в работе психолога, помимо решения психологических задач, способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов.

Тандем психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов могут помочь сделать современную информационную среду более созидающей, развивающей и безопасной. А от нашей активности и жизненной позиции будет зависеть, развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности школьного психолога.

Использование ИКТ способствует подготовке разносторонне развитой личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Роль информационных технологий в работе педагога-психолога сложно переоценить. Значение ИКТ постоянно растет. Расширяется спектр используемого в работе психолога арсенала. Качество работы творческого психолога, без сомнения возрастает.

На следующем этапе своей психологической деятельности я планирую самообразование по новой теме, связанной с переходом на новый федеральный стандарт.

Закончить свое выступление я бы хотела словами - Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен (Б. Паскаль)

Приложение 1.

Список презентаций

  1. 2011 г. – Презентация к городской конференции для родителей «Активные методы взаимодействия школы с родителями. Психология родителям»
  2. 2011 г. – Презентация ЦОР «Плакат – схемы по теме «Подростковый суицид»
  3. 2011 г. – Презентация семинара для педагогов «Психологический климат в классе»
  4. 2011 г. – Презентация психологического КВН «Психология – это серьезно!?»
  5. 2011 г. – Презентация к анализу работы «Комплексное психологическое сопровождение обучающихся I и II ступени»
  6. 2011 г. – Презентация семинара-практикума для педагогов «Стресс. Встретим его достойно!»
  7. 2011 г. – Презентация семинара для кл. руководителей «Психолого-педагогическая помощь школьникам с проблемами в обучении»
  8. 2011 г.- Презентация семинара для кл. руководителей «Подростковый суицид»
  9. 2011 г. – Презентация программы городского семинара «Психолого- педагогическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки»
  10. 2011 г. – Презентация к родительскому собранию «Как помочь ребенку выбрать профиль».
  11. 2011 г.- Презентация к родительскому собранию «Готовимся к школе».
  12. 2011 г.- Презентация к педагогическому совету «Адаптация первоклассников в рамках введения ФГОС»
  13. 2011 г. Презентация к педсовету «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения»
  14. 2012 г.- Презентация к родительскому собранию «Ваш ребенок пятиклассник»
  15. 2012г. - Презентация к родительскому собранию «Трудности адаптации первоклассников»
  16. 2012 г. – Презентация к родительскому собранию «Развиваем у ребенка внимание»
  17. 2012 г. - Презентация родительскому собранию «Как развивать память школьника»
  18. 2012 г. – Презентация семинара Одаренные дети: особенности
  19. психического развития»
  20. 21.2012 г. – Презентация родительскому собранию «Четвероклассники – выпускники начальной школы»
  21. 2012 г. – Презентация семинара для педагогов 5-х классов «Начало пятого класса сложный период»
  22. 23.2012г.- Презентация семинара для кл. руководителей «Психолого-педагогическое сопровождение детей с девиантным поведением»
  23. 2012 г. - Презентация КВН для 5-х классов «Культура психологического общения»
  24. 26.2012г. - Презентация к классному часу «Я – школьник»
  25. 27.2013г.- Презентация к родительскому собранию «Ваш ребенок стал учеником»
  26. 28.2013 г.- Презентация к родительскому собранию «Скоро в школу»
  27. 29.2013г. – Презентация к классному часу «Учимся общаться без предрассудков»
  28. 30.2013г.- Презентация к классному часу «Давайте жить дружно!»
  29. 31.2013г.- Презентация к классному часу «Встречаем Олимпиаду в Сочи!»
  30. 2013г. – Презентация к городскому семинару «Психолого-педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности»
  31. 2014г. – Взаимодействие учителя и учащегося, как фактор создания комфортных условий образовательного процесса»
  32. 2014г. – Организация деятельности школьной службы примирения»


  • На современном этапе практическая деятельность школьного психолога уже не мыслится без внедрения на разных этапах работы информационно-коммуникационных технологий.
  • В работе возможно использование как готового продукта, так и создание, разработка нового.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

  • применение специализированных компьютерных программ для психологической диагностики;
  • Microsoft Excel - для анализа и создания банка данных индивидуальных и групповых диагностических обследований учащихся,
  • разработка несложных тестов, с помощью которых можно проводить различные психолого-педагогические срезы,
  • Применение на уроках, коррекционно-развивающих занятиях с учащимися разного возраста информационные продукты.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

  • Использование слайд-презентаций, выполненных с помощью программы Microsoft Office Power Point при проведении коррекционно-развивающих занятий
  • Использование презентаций и видео, аудиоматериалов для проведения релаксационных занятий
  • Использование Интернет-ресурсов для проведения компьютерного тестирования

Презентации как иснтрумент в работе психолога

Использование слайд-презентаций возможно на любом этапе занятия:

  • вопросы к разминке,
  • оздоровительные минутки,
  • упражнения для профилактики нарушения зрения,
  • весёлые физкультпаузы,
  • задания по развитию познавательных процессов,
  • релаксационные упражнения,
  • фильмы с проблемными ситуациями и др.

Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации, анимация объектов – всё это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых компонентах, вызывать интерес к предложенным заданиям


Материалы диска основываются как на популярных, так и на профессиональных методиках тестирования, разработанных психологами.

Современные профессиональные тесты помогут выявить скрытые возможности и мотивации человека. Методики «замаскированного тестирования» позволят разобраться в проблемах, возникающих в семье и трудовом коллективе.

Специалисты и все читатели, интересующиеся психологией, несомненно, оценят огромный выбор представленных тестов, четкое описание процедуры их проведения и обработки.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Этот мультимедийный диск – прекрасное пособие для тех, кто хочет научиться непринужденно вести себя, свободно общаться с разными людьми, обрести уверенность в себе, стать душой компании и успешным человеком.

На диске есть эффективные методики по развитию навыков общения, опытные психологи подскажут, как достойно разрешить конфликт, как критиковать, не обижая, как делать комплименты, что такое афронт, и дадут много других полезных советов.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Новая энциклопедия «Вспомнить все. Способы запоминания информации» позволит освоить простые, но необычайно эффективные методы тренировки памяти. Регулярные занятия приведут к тому, что вы всегда будете помнить даты, время встреч, расписание электричек и дни рождения близких. А еще на диске содержатся ценные сведения о том, как работает мозг, а также рекомендации по здоровому образу жизни.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Этот диск содержит уникальную подборку профессиональных тестов, применяемых психологами для оценки интеллектуальных способностей.

Кроме того, диск включает в себя набор упражнений «Разминка для интеллектуалов», предложенный Гансом Айзенком, создателем всемирно известных и наиболее распространенных тестов IQ. Эти упражнения помогут не только раскрыть, но и развить ваши интеллектуальные способности.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Нейролингвистическое программирование

«НЛП. Стратегия гения» – практическое пособие для всех, кто стремится повысить эффективность своей деятельности и достигнуть наивысших результатов. В пяти разделах энциклопедии: «Что такое НЛП?», «Теория», «Практика», «Тесты» и «Глоссарий» – можно найти исчерпывающие сведения о том, что представляет собой НЛП, и закрепить полученные знания с помощью специальных тестов.



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

В подготовке коллекции принимал участие С.С. Степанов – психолог, автор 20 научно-популярных книг по психологии и свыше тысячи статей в газетах и журналах. На диске вы найдете следующие тесты:

  • Знаете ли вы себя?
  • Хозяин своей судьбы
  • Ваш жизненный стиль
  • Энергия вашей активности
  • Каким вы видите мир?
  • Каково ваше мнение о себе?
  • Оптимист, пессимист, реалист?
  • Потребитель или созидатель и т.д. (60 тестов)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Знаете ли вы себя? Каким вас видят окружающие? Ценят ли вас в коллективе? Насколько вы привлекательны для противоположного пола? Интерактивные психологические DVD-тесты предназначены для использования как на компьютере, так и на бытовом DVD-плеере.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Интерактивные программы

серии «Школа развития личности»

(производитель «Кирилл и Мефодий»)

http://www.nmg.ru/rubrs.asp?rubr_id=582


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Серия развивающих программ

для дошкольников и

младших школьников

http://www.nd.ru/catalog/products/notserious2reaction/


сайт «Детская психология для родителей»

www.psyparents.ru

сайт «Родителям о детях» http :// babynet.ru /


Психологическое просвещение педагогов, родителей, подростков

«Психология»

http ://psy.rin.ru

Сайт психологического центра «Адалин»

http://adalin.mospsy.ru/


On-line психологическое тестирование

http://www.psy-files.ru/

На сайте представлены on-line тесты, тестовые методики, подборка треннинговых упражнений для детей и взрослых, психологическая библиотека, документация психолога.

При условии регистрации на сайте вы можете скачать необходимую методику, а также оставлять комментарии на материалы сайта


Психологическая диагностика, система мониторинга и создание электронных баз данных

Сайт ВСЕТЕСТЫ.RU

http://vsetesti.ru/

На сайте размещены профессиональные психологические тесты.

Для работы с материалами сайта необходима регистрация.


Профилактическая деятельность

Использование материалов сайтов для подготовки и проведения мероприятий психопрофилактической направленности

http://www.narkotiki.ru/rup.html


«Психологическая помощь из первых рук»

http://flogiston.ru/

Электронная версия журнала «Психология»

http://wday.ru/psychologies/


Психологическое консультирование

Журнал «Вопросы психологии»

http://www.voppsy.ru/news.htm

«Психологическая наука и образование»

http://www.psyedu.ru/


В помощь психологу

PsyCase - Портфель психолога

http://psycase.narod.ru/index.htm

Бесплатное ПО

http://www.softodrom.ru/


Российская психология. Информационно-аналитический портал

www.rospsy.ru

Сайт «Мир психологии »

http://psychology.net.ru/

Сайт «Флогистон: психология из первых рук…»

http://flogiston.ru/


Информационная поддержка деятельности педагога-психолога

Психологическая лаборатория http://vch.narod.ru/

Сайт «Практическая психология» Режим доступа : http://psynet.narod.ru/main.htm


Информационная поддержка деятельности педагога-психолога

Электронные психологические библиотеки http://www.psylib.kiev.ua/


Методическая помощь в сети

Сеть творческих учителей

www.it-n.ru

http://azps.ru/ - А. Я. Психология: описания психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов

http://psychoanalyst.ru/ Психоаналитик.Ру

Электронное пособие «Диагностическая работа в ДОУ» серии «Дошкольник» создано в помощь воспитателям, психологам дошкольных учреждений, учителям начальных классов, социальным педагогам общеобразовательных учреждений, а также может быть полезным родителям, студентам педагогических учебных заведений.

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы.

А данное пособие представляет собой комплекс многочисленных методик различных авторов, объединенных в целях эффективной психодиагностической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Электронный вариант пособия дает возможность не просто ознакомиться, принять к сведению или использовать в своей работе диагностические материалы, но и оптимизировать свою работу, сэкономить время, используя при необходимости те методики, тесты, анкеты, таблицы, схемы, которые предлагаются на диске, с возможностью редактирования непосредственно в документе. В этом случае создаются свои локальные документы, которые архивируются тут же при работе с данным диском.

Работа с материалами диска строится следующим образом.

При открытии программы предлагается выбор разделов:

1. Организационный аспект

Данный раздел освещает теоретические и практические основы проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования. Доступно изложены принципы проведения и методы психологических исследований, виды диагностики, этические принципы и правила работы практического психолога образования. Здесь же представлены формы документов, необходимых психологу для определения уровня психического развития ребенка (психологическое представление, карта психологического обследования ребенка, психологический паспорт ребенка, анкета особенностей развития ребенка и др.) .

2. Психические процессы и речь

Раздел содержит уникальную подборку диагностических методик и тестов различных авторов по изучению особенностей мышления («Воспроизведи рисунки», «Исключение понятий») , внимания («Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки») , восприятия («Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках») , памяти («Запомни цифры», «Запомни фразы») , воображения («Придумай игру», «Нарисуй что-нибудь») и речи («Определение активного словарного запаса», «Расскажи по картинке») дошкольников и младших школьников.

3. Развитие мелкой моторики

В данном разделе можно узнать, как и в каком возрасте нужно определять ведущую руку ребенка и какие существуют правила, соблюдение которых поможет получить более достоверные результаты. Для определения рукости можно использовать систему тестов, разработанную М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским , или воспользоваться комплексом заданий немецкого исследователя Ф. Кречмера или французской исследовательницы М. Озьяс . Не менее интересен материал самотестирования для детей младшего и среднего школьного возраста по определению ведущего полушария мозга.

4. Готовность к школе

Материал данного раздела поможет педагогам-психологам определить степень готовности с системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий.

Диагностике готовности к школе и посвящен данный раздел диска.

5. Рисуночные тесты

Рисуночные тесты позволяют провести комплексную диагностику внутреннего мира ребенка. В арсенале психолога-практика рисуночные тесты всегда занимают особое положение. Простота инструментария, процедуры проведения и легкость интерпретации привлекают внимание не только психологов, но и педагогов, социальных работников, врачей-психиатров, а иногда и родителей.

Наиболее популярными являются следующие рисуночные тесты:

«Несуществующее животное»;

«Рисунок семьи»;

«Дом дерево человек».

В разделе также представлены менее известные рисуночные тесты:

тест «Человек под дождем»;

тест диагностики интеллекта Гудинаф-Харриса;

графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус» для детей 3 7 лет;

методика «Нарисуй себя».

Огромный интерес вызовет подраздел «Диагностика эмоционального состояния ребенка младшего дошкольного возраста» , который содержит подборку методик, тестов, опросников, анкет по изучению эмоционального состояния ребенка.

СБОРНИК ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ

ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЬИ

Это пособие представляет собой сборник психодиагностических методик, направленных на исследование межличностных отношений и психологической атмосферы в семье.
Тесты и методики сопровождаются подробным описанием и дополнены всем набором необходимых бланков и "ключей", что позволяет использовать настоящий сборник как практическое руководство.
Специально созданный аннотированный указатель позволяет быстро находить необходимые материалы в зависимости от целей и возраста участников исследования.

Вся информация, собранная на диске, систематизирована и разбита на 2 основных раздела:
1. Методы диагностики межличностных отношений детей в семье.
2. Методы диагностики родительского отношения и психологической атмосферы в семье.

Внутри первого раздела методики расположены по возрастному принципу: от дошкольного к подростковому возрасту.

Внутри второго раздела методики систематизированы по степени сложности и количеству временных затрат, необходимых для проведения диагностики и обработки полученных результатов: от методов экспресс-диагностики к методам, требующим глубокого погружения и тщательного анализа результатов.

Пособие предназначено для психологов и специалистов Служб психологического сопровождения, работающих с семьей.

Проблемы организации диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья

Диагностика взаимодействия воспитателей и детей;

Материалы журнала «Игра и дети»;

Раскраски

Картинки с эмоциями

Чтобы успешно развивать познавательные процессы учащихся в учебной деятельности, необходимо развивать современные средства и методы обучения. А использование ИКТ с его огромными универсальными возможностями как и является одним из таких средств.

Статья: « Роль ИКТ в работе педагога-психолога »

Подготовила Сидорук Н.Е.

Применение компьютерных ИКТ в образовательном процессе - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса.

Интерактивные формы обучения в школе предполагают наличие современных средств организации процесса, которые позволяют сохранять и дорабатывать диагностический, учебный, методический материал, побуждая к новым инновационным методам работы.

Применение ИКТ обладает неоспоримыми преимуществами. Предоставление знаний в форме презентации облегчает изучение темы, учащиеся чувствуют себя более уверенно и раскрепощёно. Презентация дает возможность любому педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению занятий. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе урока или на любом виде урока, будь то: изучение нового материала или закрепление, контроль знаний или домашнее задание и др.

Презентации во время занятий и внеурочной деятельности представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.

Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления, которого является компьютерная техника и программные средства.

Чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

Персональный компьютер - универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеурочных занятиях.
Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа PowerPoint - мастер создания презентаций.

Презентация обеспечивает возможность для:

  • информационной поддержки;
  • иллюстрирования;
  • использования разнообразных упражнений;
  • экономии времени и материальных средств;
  • построения канвы урока;
  • расширения образовательного пространства урока.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

  • концентрация внимания;
  • включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
  • более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала;
  • повышение интереса к изучению предмета;
  • возрастание мотивации к учебе.

Главными достоинствами использования обучающих презентаций в учебном процессе являются интерактивность и повышенная эффективность восприятия. Применение цвета, графики и анимации, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся.

Презентации способствуют превращению урока в интерактивное действие. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности учащихся, позволяющая осуществить взаимодействие учителя и ученика, ученика и компьютера, которая имеет вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. От учителя зависит организовать учебный процесс с помощью презентаций таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.

Мой личный опыт применения компьютерных слайдовых презентаций в практике процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения:

  • интеграция гипертекста (использование гиперссылок) и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию позволяет сделать изложение материала системным, ярким и убедительным;
  • сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся младших классов на особо значимых (важных) моментах учебного материала.

Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на моих занятиях зависят от содержания и типа мероприятия, цели, которую я ставлю перед собой. Моя практика с ИКТ позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий. При использовании в работе мультимедийных презентаций, структура урока принципиально не изменяется, в нем по-прежнему сохраняются все основные этапы.

Занятия с применением мультимедийными технологиями помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

по разработке мультимедийных презентаций

  1. Стиль

Соблюдайте единый стиль оформления

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

  1. Использование цвета

Для фона и текста используйте контрастные цвета.

  1. Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Используйте короткие слова и предложения.

Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

  1. Шрифты

Для заголовков - не менее 24.

Для информации не менее 18.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

  1. Способы выделения информации

Следует использовать:

Рамки, границы,

Штриховку, заливку,

Стрелки, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

7.Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации

P . S .

Всё зависит от учителя -

хороший урок презентация украсит,

плохому же уроку - все равно не поможет.

МБДОУ детский сад комбинированного вида №3 «Ручеёк»

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ

Подготовил:

Педагог-психолог

Зуева С.В.


ИКТ технологии

XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности педагога-психолога, и органично дополняет традиционны формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми и педагогами.


  • Диагностическая работа.
  • Методическая работа.
  • Просветительская и профилактическая работа с педагогами и родителями.
  • Работа с коллегами (педагогами-психологами ДОУ, школ).

Диагностическая работа

Возможность находить в интернете и распечатывать методики, стимульный материал, бланки заданий. Создание мультимедийных презентаций в программе POWER POINT.


Методическая работа

Работа в MICROSOFT OFFICE (EXCEL, WORD, POWERPOINT). Оформление отчетной и текущей документации, создание базы данных по итогам диагностики, составление графиков и диаграмм. Создание собственных презентаций, фотоальбомов.


Профилактическая, коррекционно-развивающая работа с детьми.

При реализации профилактической и коррекционно-развивающей работы с применением ИКТ есть возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», «Игры для Тигры», игры – раскраски и др), использовать сенсорный стол. Приложение «paint» можно применять как арт-терапевтическую технику, используя вместе с музыкальным сопровождением.


Просветительская и профилактическая. Работа с родителями и педагогами ДОУ.

Создание памяток, буклетов, фотогаллерей, и пр. Документов, содержащих материалы по проблемам развития, обучения и воспитания детей, с последующим размещением их в детском саду и на интернет – сайте учреждения. Консультирование родителей, педагогов, используя возможности интернета. Создание презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями.


Работа с коллегами

Создание своего блога, интернет-сайта, участие в работе профессиональных сетевых сообществ, чатов, on-line конференций. Использование информационных интернет – ресурсов (www.Maaam.Ru, www.Nsportal.Ru, и другие). Обмен с коллегами информацией с помощью электронной почты.


Таким образом, использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДОУ, является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения следующих задач : - развитие психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); - обогащение кругозора; - помощь в освоении социальной роли; - формирование учебной мотивации; - развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); - организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.


Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.


Благодарю за



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...