Как называется отрасль психологической науки. Отрасли психологии (Обзор основных отраслей психологии)

История знает немало описанных случаев, когда человек в силу разных причин оказывался оторванным от социума. Человечеству так же известны истории о покинутых, заблудших или «волчьих» детях. Их можно найти в различных легендах и сообщениях древних и средневековых летописцев (Геродот, Ливий, Салимбен), в трудах философов и педагогов (Ж.Ж.Руссо). Сообщения о «волчьих детях» мы находим по сегодняшний день.

Проблемам изоляции посвящено немало трудов многих зарубежных и отечественные ученых различных областей науки. На сегодняшний день разработаны базовые проблемы изоляции, даны определение ее типологии.

Формы социальной изоляции различны не только по степени ее жесткости, но и по тому, кто является ее инициатором, кто именно задает депривационный характер отношений человека или группы с широким социумом. По этому признаку М,Ю.Кондратьев выделяет следующие формы изоляции:

1) вынужденную изоляцию, когда группа в целом, и каж­дый ее член в отдельности оказываются оторванными от социального окружения в силу сложившихся обстоя­тельств, независимо от их собственного желания или воли общества (например, попавшая на необитаемый остров ко­манда потерпевшего крушение корабля или заблудившаяся в тайге или пустыне экспедиция и т.п.);

2) принудительную изоляцию, когда вне зависимости от желания людей, а нередко и вопреки их воле общество сознательно обособляет их, изолируя в рамках закрытых групп, примерами таких сообществ могут быть:

а) осужденные в условиях различных исправительно - и воспитательно-трудовых учреждений, подследствен­ные, находящиеся в стенах следственных изоляторов, боль­ные, подвергнутые принудительному лечению от наркома­нии, токсикомании, алкоголизма, кожно-венерологических заболеваний;

б) закрытие группы, членство в кото­рых, во всяком случае официально, не предполагает какое бы то ни было ущемление в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека - солдаты срочной службы в условиях всеобщей обязательной воинской повинности, воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов;

3) добровольную изоляцию, когда люди по собственно­му желанию сами объединяются в рамках закрытых групп, не будучи напрямую стимулированы к подобному «соци­альному затворничеству» требованиями социума (например, монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие труднодоступные места, и т.д., т.е. те, для кого именно отчуждение от общества, разрыв связей с ним воспринима­ются как обязательное условие сохранения своей личности);

4) добровольно-вынужденную, или добровольно-прину­дительную изоляцию, когда достижение какой-то значи­мой для людей цели связано с тягостной необходимостью резко ограничить свои контак­ты с привычным окружением. Это могут быть многообразные профессиональные закрытые груп­пы (команды подводных лодок, экипажи длительных космических полетов и т.д.), а также профессионально-специализированные учеб­ные учреждения интернатного типа элитарного характера (интернаты для осо­бо одаренных детей и подростков, спортивные школы-ин­тернаты, нахимовские и суворовские училища).

Человек долго находящийся в условиях изоляции может быть подвержен депривации.

Д

Депривация – психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушении социальных контактнов

епривация - термин, широко используемый сегодня в психологии и медицине, означающий «лишение или ог­раничение возможностей удовлетворения жизненно важ­ных потребностей», в достаточной мере и в течение длительного времени.

Жизненная ситуация, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей определяется как депривационная ситуация.

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют различные виды депривации.

Депривация сенсорная – пониженное количество сенсорных стимулов (зрительных, слуховых и т.д.) или их ограниченная изменчивость и модальность.

Как показывают наблюдения, недостаток притока раздражителей приводит к своеобразному переживанию, получившему название сенсорного голода. Сенсорный голод вреден для человека любого возраста, а для ребенка он особенно губителен.

Ребенок, который с детства страдает ограничением сенсорных стимулов (например, в силу врожденной слепоты или глухоты) или воспитывающийся без матери в раннем детстве, попадая в обедненную среду детского дома, больницы, интерната имеет отрицательное воздействие на психическое развитие.

Депривация когнитивная – слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать, регулировать происходящее извне. Чаще всего данный вид депривации можно наблюдать в эксперименте.

Двигательная депривация - резкое ограничение движений. С этим видом депривации мы сталкиваемся когда имеем дело с травмами или болезнями не позволяющими осуществлять движения.

Особенно тяжелы последствия двигательной депривации для детей. Установлено, что медицински необходимое ограничение движений детей с врожденным вывихом бедра посредством распорок приводит к заметному повышению тревожности этих детей, которые становятся плаксивыми и обидчивыми.

У взрослых людей в условиях кратковременной изоляции (операторская деятельность в кабинах малого объема, в режиме оперативного покоя; ожидания экстренных действий) могут наблюдаться состояния близкие к депривации и связаны они с проблемой гипокинезии (ограниченной двигательной активности).

Депривация эмоциональная – недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такова уже была создана (прежде всего с родителями обеспечивающих формирование личности)

Депривация социальная ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли, осуществления общественной самореализации, приобщения к общественно значимым целям и ценностям.

С социальной депривацией часто сталкиваются пожилые люди после выхода на пенсию, когда разрываются привычные круги общения, уходят ощущения своей нужности обществу. Подобная форма депривации встречается у молодых, внешне обеспеченных и благополучных мам, ухаживающих за своими детьми.

Не только молодые хрупкие женщины, но и здоровые сильные мужчины страдают от социальной изоляции. Так, например, выяснилось, что летчики, находящиеся в одиночестве при дальних монотонных полетах, воспринимают одиночество и однообразность среды как угнетающее. Недостаток вариабельных стимулов и уединение приводили в некоторых случаях даже к деперсонализации и дереализации, а иногда и к галлюцинациям. Пилоты (до 35%) реактивных самолетов, водители автомобилей при ночной езде на длинных однообразных автострадах, наблюдатели радарных установок на подводных лодках, а также рабочие при довольно стереотипной работе на конвейере знакомы с этим чувством изоляции.

Весьма интересными являются примеры полярных исследователей и людей, потерпевших кораблекрушение, которые месяцами жили в одиночестве в однообразной среде снежных или морских просторов. Все они приводят примеры тягостных ощущений, которыми их переполняла вечная неизменность среды, от которых они спасались лишь трудом. Причем нередко они уходили в навязчивое придерживание стереотипных видов деятельности и строго соблюдали ежедневную рутину.

Депривационное поражение - психическое состояние характеризующееся особой индивидуальной переработкой стимульного обеднения, которого достигает человек в депривационной ситуации.

Ученый. Ричард Бэрд, в 1938 году в одиночестве провел 6 месяцев в Антарктиде. Он стремился выяснить сущность воздействия уединения на личность. Надо сказать, что как человек, он любил уединение. Но, тем не менее, он предпринял все меры, чтобы разнообразить свою деятельность и не замерзнуть. Несмотря на это, после трех месяцев пребывания в одинокой антарктической избушке он впал в глубокую депрессию. Позднее, анализируя произошедшее, Р.Бард писал: «Думаю, что человек не может обойтись без звуков, запахов, голосов, общения с другими людьми, как не может жить без фосфора и кальция… Все действия казались мне незаконченными, неполными, бесцельными, лишенными связи с внутренними переживаниями или желаниями. Сотни горьких, навязчивых воспоминаний наплывали на мня ночами… Мои мысли требовали все меньше слов, я месяцами не стригся, стал рассеян… Я искал здесь покоя и душевного обогащения, но теперь ясно вижу, что обретаю лишь разочарование и безысходность».

Социальная изоляция как таковая у взрослого че­ловека не обязательно ведет к социальной депривации. Чем богаче внутренний, духовный мир человека и чем сильнее он в своих жизненных помыслах, задачах, пред­ставлениях связан с миром, с культурой, тем более стойким и толерантным оказывается человек к возник­новению депривационного синдрома. Наиболее ярким примером могут служить подвижники - религиозные, политические, которые могли годами сидеть в одиноч­ной камере, сохраняя бодрость духа, ясность мысли, или добровольно становиться отшельниками.

Депривационный опыт - это такой опыт, при котором человек уже ранее подвергался дипривационной ситуации, и в каждую подобную ситуацию будет вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной, или, напротив, более «закаленной» психической структурой.

С

Депривационный опыт - это такой опыт, при котором человек уже ранее подвергался депривационной ситуации, и в каждую подобную ситуацию будет вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной, или, напротив, более устойчивой психической структурой

оциальная изоляция в детском возрасте имеет более серьезные нарушения. Проявления чувств характеризуются с одной стороны, бледностью, а с другой стороны, острой эффективной окрашенностью. Этим детям свойственны взрывы эмоций – от бурной радости, до гнева. У них отсутствуют устойчивые чувства, связанные с глубоким переживанием искусства, нравственных коллизий. В общении таких детей с окружающими бросается в глаза назойливость и неутомимая потребность в любви и внимании.

Анализ показывает, что чем старше ребенок, тем более в мягких формах проявляется социальная депривация, и тем более быстрее и успешнее происходит компенсация в случаях педагогической или психологической коррекции. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур.

Люди, перенесшие в детстве опыт социальной депривации, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время ждут подвоха со стороны других людей.

Серьезную проблему представляет культурная депривация. У ребенка проживающего в изоляции от культуры современного общества не возникает потребность жить культурно, т.е. потребность в приобретении тех ценностей, которые признаются обществом. Низкий культурный уровень проявлений делает его отличным от других, остальное общество его не принимает и вытесняет вплоть до изоляции.

В каждом обществе имеются дети, потребности которых не развиваются и не удовлетворяются соответственно данным действующим культурным моделям, хотя и к этим детям также предъявляться обществом тождественные требования, а их поведение будет оцениваться тождественным нормам.

Депривация возникает также при некоторых ситуациях, которые не подходят для включения в какую-нибудь из предшествовавших категорий. Их характерными признаками являются определенная чрезвычайность события, внезапность проявления, широкая общественная значимость; драматическое течение и ограниченная продолжительность во времени.

В основном можно различать две категории подобных чрезвычайных обстоятельств:

    вызванные стихийными бедствиями;

    вызванные общественными переворотами.

Чрезвычайные жизненные ситуации, вызванные стихийными бедствиями, крупными наводнениями, пожарами, опустошающими смерчами, катастрофической засухой и т.д. – в мировых масштабах встречаются сравнительно часто. Они могут сопровождаться эвакуациями или добровольным переселением жителей, временным разрывом семейных связей, голодом, истощением и другими физическими страданиями.

При таких обстоятельствах у ребенка может легко возникнуть временная недостаточность в эмоциональных, а также сенсорных стимулах и недостаточное удовлетворение основных психических потребностей. Если такое состояние продолжается длительное время, и если ребенок с повышенной чувствительностью к депривации, и если этот ребенок в возрасте, характеризующимся пониженной сопротивляемостью, - то можно предположить, что опасность депривации здесь столь же реальна, как при других ситуациях.

К счастью, чрезвычайные обстоятельства при подобных событиях бы­вают обычно кратковременными, а возвращение к нормальной жизни предоставляет возможность уравновесить временный недо­статок в стимулах развития.

Эмпирические данные и результаты исследований в области психо­логических реакций детей на стихийные бедствия и их общественные последствия являются пока немногочисленными. Значительно большее внимание привлекали случаи второй категории, а именно общественные катастрофы, войны и революции. С данной точки зрения вторая мировая война (и не только она, но и военные события сегодняшнего дня) явилась жесточайшим естественным экспериментом грандиозных раз­меров.

Из детей, пораженных войной специальному исследованию подвергались две группы:

    дети, эвакуированные из областей, находящихся под угрозой, в более безопасные места, причем главным образом с отрывом от своих семей;

    дети беженцев и дети из концентрационных лагерей.

В целом можно утверждать, о детях, лишенных семейной жизни в концентрационных лагерях или беженский пунктах, что их поражения гораздо более глубоко и серьезно, чем то, которые наблюдается у эвакуированных детей, остававшихся все-таки в контакте с собственными семьями, а также - по большей части - в сравнительно хороших жизненных условиях.

Последствия «лагерной депривации» проявляются зачастую в более поздние годы развития. Неспособность этих людей взять на себя обязанности взрослого периода, оправдать себя в любви и браке, удовлетворить психические потребности собственных детей на приемлемом уровне – все это подготавливает почву для эмоциональной депривации собственных детей. Нарушения личности могут, таким образом передаваться от поколения к поколению.

Психическое состояние, возникшие в результате любой депривации характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Существенна именно психологическая сто­рона этих последствий: ограничена ли моторика чело­века, отлучен ли он от культуры или от социума, лишенли с раннего детства материнской любви - проявления депривации психологически похожи. Тревожность, де­прессия, страх, интеллектуальные расстройства - вот наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депри­вации может охватывать весь спектр возможных нару­шений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

Я писал об отвержении, а именно о том, как реагирует на это чувство человеческий мозг. В этой статье разговор об отвержении продолжается, причем конкретнее – отвержение в социуме.

Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы отвергнуть социум и жить самим по себе? Наверняка хоть раз представляли, каково это – проводить большую часть своего времени в одиночестве, потому что быть рядом с другими людьми – это просто слишком муторно и даже тошно.

Может быть, вы поняли, что то, как вы воспринимаете мир, и то, как его воспринимают другие – это совершенно несовместимые вещи.

Может быть, вы неуверенны в себе, или вам не хватает тех или иных социальных навыков, чтобы взаимодействовать с людьми так, как вы хотите?

А может быть, люди вам надоели своим идиотизмом и глупостью, и вы подумываете о том, чтобы послать всех подальше и начать жить “на своей орбите”?

При этом, желательно, имея несколько источников пассивного дохода, чтобы бабло капало само по себе, а вы при этом занимаетесь, чем хотите, представляя, как другие при этом вам завидуют, а сами вы притворяетесь, что игнорируете эту зависть, и что вы просто так для себя решили жить, но на самом деле вам это зависть ой как приятна…

Что ж, будучи здоровым человеком приятно пофантазировать на эти темы, втайне от себя теша свое эго непохожестью на других людей, своей самодостаточностью и “свободой от социума”, но ведь для вас это просто фантазии. А что, если взглянуть на другую сторону реальности – что, если социум отвергает вас?

Ведь вы не знаете, какого это – не иметь выбора. У вас он есть – вы можете предпринять попытку не взаимодействовать с социумом, можете не предпринимать, можете быть где-то посередине. Но что, если это не вы отвергаете социум, а социум отвергает вас, из-за какого-то обстоятельства? Какого именно? Например, из-за психического расстройства.

Неприятный тип одиночества

Психические расстройства и социальная изоляция идут рука об руку. Люди, страдающие тем или иным психическим заболеванием постоянно чувствуют осуждение со стороны окружающих из-за своей болезни, и потому боятся сталкиваться с обществом. И они уходят из общества, чтобы избежать клеймения. Этот уход из социума – очень высокая нагрузка на их эмоции. Вдобавок, это еще и улица с двухсторонним движением – психически больные не просто уходят из общества – общество само отворачивается от них.

Исследование австралийских ученых, проведенное в 2002 году, показало, что две трети людей, страдающих от того или иного психического заболевания, чувствуют себя одинокими “часто” или “постоянно”. Но лишь 10 процентов обычного населения испытывает чувство одиночества.

Социальные отношения в той или иной мере нужны каждому для поддержания психологического здоровья, но для психически больных они особенно важны. Люди с психическими заболеваниями ценят контакт с семьей. Но их семьи могут и не захотеть с ними взаимодействовать. Кроме того, социальная изоляция также порой усугубляется нежеланием других людей заводить дружеские отношения с психически нездоровыми. Общественность может и вообще избегать их – стигма, связанная с психическим заболеванием, создает огромные барьеры для социализации.

Свобода от социума Социальная изоляция

Люди с тяжелыми психическими заболеваниями – вероятно, наиболее изолированная социальная группа из всех. Их осуждают, не уважают и отвергают. Они боятся отвержения со стороны других, “нормальных” людей, многие из которых могут опасаться психически больных, так что мысль о попытке завести новые дружеские связи зачастую невыносима для психически нездорового человека, и потому выбором часто становится полнейшее избежание контакта. Или же они могут прилагать колоссальные усилия, чтобы скрыть свое состояние от других, что приводит к дополнительному стрессу и беспокойству о том, что их настоящее состояние вылезет наружу.

Иногда бывает, что серьезно психически больной человек становится бездомным. Это само по себе изолирует, и теперь они должны страдать от двойного клеймения – быть не только психически больным, но еще и бездомным.

Еще одна причина, по которой человек с психическим заболеванием может испытывать социальную изоляцию, является характер их психического заболевания. Социальные фобии, такие как агорафобия, тяжелый случай тревожности или депрессии часто приводят к тому, что человек боится выходить на улицу в общество.

Когда кто-нибудь, психически больной или нет, не имеет достаточного количества социальных контактов, это влияет на человека не только морально, но и физически. Одиночество провоцирует стресс, что негативно сказывается на здоровье. Помимо этого, могут быть затронуты память и способность к обучению. Высокое кровяное давление также встречается. Эти негативные факторы могут быть триггером депрессии и алкоголизма.

Представьте себе последствия, если вы уже в депрессии или страдаете от других психологических заболеваний – одиночество вашу ситуацию может только усугубить. Сочетание одиночества и потери чувства собственного достоинства приводят многих психически больных к мысли, что они бесполезны, и поэтому они живут с низкой самооценкой и чувством безнадежности.

Социальная изоляция является как причиной, так и следствием психического расстройства. Когда человек замыкается, он сталкивается с более серьезными расстройствами. И с большим количеством психических расстройств, он хочет изолироваться еще больше. Этот порочный круг толкает многих людей с тяжелыми психическими заболеваниями к жизни в одиночестве и социальной сегрегации.

Наконец, многие люди с тяжелыми психическими расстройствами говорят, что стигма, связанная с их заболеванием угнетает так же , как и сами симптомы . Эта стигматизация не только мешает им общаться с другими людьми , но может предотвратить их от обращения за помощью к врачам , что в свою очередь подвергает их большему риску самоубийства .

Слишком часто общественность не понимает проблем психически больных, да и не хочет попытаться понять . Но понимая, что испытывают многие люди, находясь в “свободе от социума” не по своей воле, пересматриваешь саму концепцию. Но если вы все-таки ее хотите, эту свободу, то поначалу, по меньшей мере убедитесь, что полностью здоровы психически, иначе свобода превратится в заточение.

Современная психологическая наука представляет собой конгломерат различных направлений, каждое из которых имеет свои представления о сущности психики. Поэтому в настоящее время психологи затрудняются в определении единой теоретической концепции. Такое положение дел объясняется большим разнообразием проявлений психических явлений.

Общая характеристика основных направлений психологии:

1. Интроспективная психология изучает сознание. Это ряд направлений в психологической науке, использующих в качестве единственного метода изучения психики наблюдение за содержанием сознания (интроспекцию). Истоки интроспективной психологии восходят к учению Р. Декарта – Дж. Локка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, путем созерцания или внутреннего опыта, объектом которого служат психические образы, мысли, переживания (В. Вундт, Э. Б. Титченер, Ф. Брентано, К. Штумпф, Т. Липпс, О. Кюльне). Таким образом, в интроспективной психологии преобладает субъективизм, основное внимание уделяется сознанию, не учитываются другие стороны психики.

2. Бихевиоризм (behavior – поведение). Данное направление психологии возникло в начале ХХ в. в США. Основатель – Джон Уотсон. Считается, что изучать можно только лишь то, что объективно наблюдаемо, т.е. поведение. Поведение понимается как мышечные реакции, вегето-сосудистые изменения и деятельность желез внутренней секреции и описывается с помощью формулы – S–R , где S – стимул, предшествующий поведению и вызывающий его, а R –поведение. Подкрепления являются следствием поведения. Если они нежелательны, то поведение затормаживается, если благоприятны – воспроизводится. Бихевиоризм в основном критикуют за то, что не учитываются влияния внутреннего (мотивов, желаний, установок, интересов) на внешнее (поведение). Не дается ответ на вопрос: «Почему люди при одних и тех же одинаковых для них внешних стимулах дают разные реакции?».

3. Глубинная психология включает:

    психоанализ З. Фрейда;

    индивидуальную психологию А. Адлера;

    аналитическую психологию К.Г. Юнга.

Основные положения.

    Психика – это бессознательное, содержание которого составляют врожденные инстинкты, направленные на получение удовольствия. По З. Фрейду – это сексуальный инстинкт и агрессия (стремление к разрушению, танатос), по К.Г. Юнгу – архетип (коллективное бессознательное), по А. Адлеру – стремление к превосходству, совершенству, преодолению чувства неполноценности.

    Структура психики:

    сверх-Я (superego ) – моральные стандарты и запреты, усвоенные бессознательно (совесть, чувство вины):

    Я (ego ) – реально воспринимаемая информация о мире и регуляция действий индивида. Я живет в реальном мире;

    Ид (оно, alterego ) – слепые инстинкты (секс и агрессия), стремящиеся к удовлетворению.

    Влечения бессознательного находятся в противоречии с нормами культуры. Это создает напряжение, от которого индивид спасается с помощью следующих защитных механизмов:

а) вытеснение – забывание и подавление неприятных, асоциальных, общественно неодобряемых побуждений;

б) отрицание – выбрасывание из памяти неприятных событий жизни. Например, фантомные боли при ампутированных конечностях, истерическое бегство, амнезия;

в) проекция – отчуждение неприемлемых чувств и приписывание их другим;

г) рационализация – при сокрытии неприемлемых чувств человек впадает в крайность, в рациональное объяснение бессознательных процессов;

д) регрессия – перед лицом несчастий человек начинает вести себя по-детски, отказываясь от принятия самостоятельных решений. Например, энурез ребенка при появлении новорожденного в семье;

е) сублимация – «возгонка», перевод энергии бессознательного в социально приемлемое русло. Например, военные игры для взрослых мужчин, кукла для битья, которые способствуют снятию агрессии социально приемлемым способом.

Таким образом, психическое и социальное развитие человека идет через установления баланса между инстинктами и культурными нормами. При этом игнорируется роль сознательного. Человек становится рабом своих инстинктов.

4. Гештальтпсихология (гештальт – целостная форма, образ)возникла при изучении познавательных процессов (К. Коффка, М.Вертгеймер, В. Келлер, Ф. Перлз). Основное внимание уделяет исследованию высших психических функций как целостных структур. Основное положение данного направления психологии заключается в следующем: для психической деятельности человека свойственно стремление к целостности и завершенности. Любое незаконченное действие оставляет в психике след в виде напряжения, которое стремится разрядиться в реальном или символическом плане. Данное положение используется в гештальтпсихотерапии, поэтому любые незаконченные действия лучше запоминаются человеком. Ассоциативная психология (ассоцианизм) – направление гештальтписхологии, утверждающее, что психические процессы объединены по принципу ассоциации, а сама психика – психический образ, являющийся продуктом ассоциации.

5. Когнитивная психология , представителями которой являются Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Дж. Фодор, М. Айзенк, Дж. Кеттел, возникла в конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века как реакция на бихевиоризм, отрицающего роль внутренней организации психических процессов. Предметом изучения являются когнитивные (познавательные) процессы, интеллектуальные характеристики человека. В этот период были созданы интеллектуальные тесты, позволяющие оценить уровень развития познавательной сферы человека. Представителям данного направления не удалось объединить разрозненные линии исследований на единой концептуальной основе.

6. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс) – экзистенциональное направление психологической науки (экзистенция – смысл жизни). Основным положением данного направления психологии является то, что ведущий мотивом человека – его стремление к самоактуализации, под которой понимают непрерывный поток развития. У каждого человека есть внутренний потенциал, который стремится к раскрытию. Психоанализ и бихевиоризм не признают человеческой свободы: в одном случае человек – заложник слепых инстинктов, в другом – условий среды. Нормально развивающийся человек всегда хозяин жизни и у него есть возможность выбора.

7. Психология деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П. Я. Гальперин) возникла и развивается в России.

Основные положения:

    развитие психики осуществляется через деятельность – взаимодействие человека со средой. Сама же психика проявляется во внешней и внутренней деятельности. К внешней деятельности относится предметно-практическая активность, а к внутренней – перцептивная, мыслительная, мнестическая, имажитивная, речевая деятельность;

    сознание является внутренним планом деятельности, поэтому психика – это совокупность внутреннего и внешнего;

    психические функции человека носят опосредованный характер, т.е. субъект управляет собственной психикой благодаря усвоенными из культурно-исторического опыта понятиям, значениям, логическим операциям. С помощью данных психических орудий (значений и понятий) люди регулируют свою психику и деятельность.

Вывод. В каждом направлении психологии и научной школе лежит идея об «единице» психике:

    сознание (интроспективная психология);

    поведенческий акт (бихевиориальная психология);

    обратимые реакции (Ж. Пиаже, когнитивная психология);

    значение и переживание (Л.С. Выготский, психология деятельностного подхода);

    предметная деятельность (А.Н. Леонтьев, психология детельностного подхода);

    когнитивные процессы (когнитивная психология);

    установка (теория установки Д. Н. Узнадзе);

    фигура и фон (гештальтпсихология);

    ориентировочная основа деятельности (П.Я. Гальперин, психология деятельностного подхода);

    бессознательное (глубинная психология).

Это еще раз доказывает отсутствие единой концептуальной теории о психике и свидетельствует о великом разнообразии ее проявлений.

Вопросы для самопроверки:

    Какова специфика психологии как науки? Определите задачи психологии.

    Дайте характеристику основных этапов формирования психологии как науки.

    Раскройте особенности материалистического и идеалистического понимания сущности и происхождения психики.

    Назовите основные свойства психического отражения.

    Каковы основные функции психики? Приведите примеры.

    Чем обусловлено возникновение различных направлений психологии как науки?

    В чем заключается сущность каждого направления психологии?

Литература

    Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Гл. 1 /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб., 2002. Гл. 2.

Последнее обновление: 29/10/2017

Существует целый ряд самостоятельных отраслей (разделов) психологии, которые рассматривают вопросы и проблемы психологии со своей уникальной точки зрения. Узнайте больше о самых основных и актуальных из них.

Несмотря на то, что как каждая отрасль психологии имеет свой собственный взгляд на психологические проблемы, всё же преследуют все они одну общую целью, а именно: изучение и объяснение человеческого мышления и поведения.

Аномальная психология - это отрасль психологии, изучающая психопатологию и аномальное поведение. Данная область ориентирована на изучение широкого спектра психических расстройств, включая депрессию, одержимость, сексуальные отклонения и многое другое. Клинические психологи и психотерапевты часто работают непосредственно в этой области.

Поведенческая психология, также известная как бихевиоризм, - есть теория обучения, основанная на идее, что все типы поведения приобретаются через так называемое кондиционирование (прим.: кондиционирование - развитие новых поведенческих навыков путём модификации ассоциаций стимул/отклик). Хотя эта отрасль психологии и доминировала в первой половине ХХ века, в 1950-х годах она всё же стала менее заметной. Тем не менее, методы поведенческой психологии сегодня остаются главной опорой в терапии, образовании и многих других областях.

Отрасль психологии, ориентированная на изучение того, как мозг влияет на поведение, часто называют . Впрочем, она имеет и другие названия: «физиологическая психология», «поведенческая неврология» и «психобиология».

- это отрасль психологии, которая сосредотачивается на изучении внутренних состояний, таких как мотивация, решение проблем, внимание, принятие решений и мышление. Эта область психологии продолжает непрерывно развиваться с момента своего возникновения (1960 год).

- это отрасль психологии, связанная с изучением поведения животных. Идея заключается в том, что исследование поведения животных может привести к более глубокому и широкому пониманию человеческой психологии.

Кросс-культурная психология - это отрасль психологии, которая изучает, как культурные факторы влияют на поведение человека. Международная ассоциация кросс-культурной психологии (IACCP) была основана в 1972 году, и данная отрасль психологии продолжает расти и развиваться с того времени. Всё большее число психологов сегодня заинтересовано в изучении того, как различаются поведения людей во всём мире в зависимости от их принадлежности к той или иной культуре.

Психология развития, как отрасль психологии, призвана изучать особенности развития человека в течение всего его жизненного цикла, от стадии детства до стадии зрелости. Научное исследование человеческого развития стремится понять и объяснить, как и почему поведение людей меняется на протяжении всей жизни. Это касается всех аспектов человеческого развития, в том числе физического, эмоционального, интеллектуального, социального, перцепционного и личностного. Эта область психологии изучает огромный спектр тем, начиная от внутриутробного развития и заканчивая болезнью Альцгеймера.

Педагогическая психология является отраслью психологии, касающейся школ, психологии преподавания, вопросов образования и студенческих проблем. Психологи данной отрасли часто изучают, как студенты взаимодействуют непосредственно с учащимися, родителями, учителями, должностными лицами и что может способствовать улучшению их успеваемости.

Экспериментальная психология - это отрасль психологии, которая для исследования мозга и поведения использует научные методы. Многие из этих методов также используются и в других областях психологии в целях исследования широкого спектра вопросов, начиная от вопросов детского развития и заканчивая так называемыми социальными вопросами.

Судебная психология является отраслью, которая занимается вопросами, связанными с психологией и законом. Судебные психологи выполняют широкий спектр обязанностей, включая дачу показаний в судебных делах, выявление случаев жестокого обращения с детьми, подготовку детей к даче показаний, а также определение вменяемости подозреваемых в совершении преступлений.

Психология здоровья является отраслью, посвящённой изучению того, как биология, психология, поведение и социальные факторы влияют на здоровье человека и его болезни. Иногда наравне с термином « » используются также термины «медицинская психология» и «поведенческая медицина». Данная область преследует цель исследования мер по укреплению здоровья человека, а также профилактике и лечению болезней и недугов.

Эта отрасль психологии ориентирована на изучение способности мышления, а также чувств и поведения, делающих человека отличным от других представителей животного мира. Некоторые из самых известных теорий в психологии возникли именно в этой области, включая теорию психоанализа Фрейда и теорию психосоциального развития Эриксона.

Социальная психология преследует цель понять и объяснить социальное поведение и рассматривает такие темы, как поведение человека в группе, социальное взаимодействие, лидерство, невербальное общение и влияние общества на человека при принятии им решений.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Существуют следующие основные направления в психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ.

(от англ. behaviour - поведение) - основоположник этого направления, американский физиолог Дж. Б. (1878- 1958) предложил в качестве предмета изучения поведение, так как все остальное (сознание, ощущения и т.п.) - «черный ящик», недоступный для исследования естественно-научными средствами. Научный поиск бихевиористов был направлен на выяснение законов, связывающих воздействующие стимулы и ответные поведенческие реакции.

В дальнейшем это должно было помочь в предугадывании и целенаправленном изменении поведения человека.

Для бихевиористов поведение человека и животных с точки зрения его строения, механизмов и стимулов принципиально не различается. Они полагали, что вполне допустимо, изучая поведение животных, переносить обнаруживаемые факты и законы на человека и, наоборот, «по-человечески» трактовать виды и формы поведения животных. Поэтому в качестве испытуемых использовались животные, в основном крысы и голуби, поскольку они дешево стоили. Однако полностью отказаться от изучения психических феноменов было нельзя, учитывая их фактическое значение в жизни и поведении человека. Взгляды Уот-сона были смягчены его последователями, пытавшимися одновременно и приблизить науку о поведении к действительности, и примирить ее со сложившимся философским пониманием человека.

Необихевиористы отказались от упрощенного понимания поведения как системы реакций на внешние стимулы. Э. Ч. (1886- 1959) ввел в бихевиоризм представления об активности, разумности и целесообразности поведения. Организующее и направляющее начало поведения он видел в цели, понимаемой как конечный результат, который должен быть достигнут в итоге практического выполнения организмом системы поведенческих актов.

Особую роль в бихевиоризме сыграл Б. Ф. (1904-1990), признанный авторитет в теории и практике научения, автор программированного обучения, талантливый и интересный психолог.

Бихевиоризм неоднократно подвергался всесторонней критике. Его влияние как теоретической концепции невелико, чего нельзя сказать о практической психологии. Во всем мире широкое распространение получили построенные на бихевиористских началах психологические тесты и диагностические методики, техники консультирования, особенно в сфере управления персоналом, учебные программы по воспитанию и обучению детей и взрослых.

Гештальтпсихология (отнем. Gestalt - образ, структура, форма) зародилась в Германии среди ученых, имевших фундаментальное образование в области физики и математики. Представители этого направления М. (1880-1943), В. Келер (1887-1967), К. (1890-1947) утверждали, что существуют законы формирования сложных, целостных систем психических феноменов и их функционирования, которые нельзя объяснить элементарными законами сочетания элементов, как это делала традиционная (ассоцианистская) психология. Окружающий мир, утверждали они, состоит из организованных форм, и само восприятие этого мира тоже организовано. Гештальтисты начали проводить социально-психологические эксперименты по исследованию личности и межличностного поведения, в ходе которых неоднократно убеждались в наличии «молчаливой организации», вносящей собственные коррективы в процессы восприятия.

Идеи гештальтпсихологов сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии, в частности таких категорий, как восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали внедрению в психологию полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из сферы естественно-научных исследований. На основе этой концепции разрабатывается гештальттерапия, которая сегодня популярна во многих странах мира, в том числе и в России.

Психоанализ разработан австрийским врачом 3. (1856-1939), который начал с исследования и обобщения психотерапевтической практики, а затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию. В этом направлении психология вновь обрела живого человека и с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность души и поведения. С драматической остротой психоанализ поставил вопрос об иррациональном в кажущемся рациональным поведении человека, усмотрев причину все в том же нечто, что не поддается изучению естественно-научными методами. Бихевиористы назвали это «черным ящиком», гештальтисты - «молчаливой организацией», а Фрейд ввел понятие «Ид» - «Оно». Человеческое Я представляет собой сферу осознанного, разумного вместилиша внешнего опыта, которое регулируется принципом реальности, но его энергия слаба. Напротив, оно имеет колоссальную психическую энергию, руководствуясь принципом удовольствия.

Для психоанализа ключевыми понятиями стали «сознание» и «бессознательное», причем последнему была отведена особо важная роль в детерминации человеческого поведения. Фрейд писал, что имеются веские доказательства того, что тонкая и трудная интеллектуальная работа, требующая глубокого и напряженного мышления, может протекать вне сферы сознания, что существуют люди, у которых самокритика и совесть оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки. Бессознательным, по Фрейду, может быть и чувство вины. Конфликт между бессознательными влечениями и социальными требованиями и запретами положил начало изучению механизмов психологической защиты!

Судьба психоаналитического учения в разных странах складывалась по-разному. Поначалу все, кроме ближайших учеников и последователей Фрейда и части практикующих врачей, относились к нему весьма прохладно. Пожалуй, ни одно другое направление психологии не подвергалось столь резкой критике, как психоанализ. Затем оно нашло сторонников в Германии и Австрии, в других странах Европы и, наконец, в США. Добившись огромного успеха на обоих континентах, психоанализ продолжает лидировать во Франции и Канаде. В остальных странах его постепенно вытесняют методы других видов психотерапии, в частности разработанные многочисленными последователями Фрейда. Вот несколько имен, известных в мире не меньше, чем имя самого Фрейда.

А. (1870-1937) - австрийский психолог, основатель индивидуальной психологии, главные положения которой можно сформулировать следующим образом:
не существует непосредственной зависимости психического развития человека от органических факторов;
с первых лет жизни у ребенка возникает переживаемое им глубоко чувство собственной неполноценности и стремление к творческому самосовершенствованию для преодоления этого комплекса неполноценности;
человек - существо, изначально стремящееся к определенной жизненной цели, действующее в основном разумно, активно, целесообразно и обдуманно, а не пассивно и реактивно;
цели жизни определяются самим человеком. От характера этих целей зависит многое в поведении человека; под их влиянием у него формируются образы, память, складывается определенное восприятие действительности, те или иные черты личности и характера, склонности и способности, моральный облик, аффекты и чувства.

К. Г. (1875-1961) - швейцарский психолог (психиатр) и философ, основатель аналитической психологии, рассматривал психику как сложное целое, относительно независимые части которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый комплекс Я, с которым связаны два типа бессознательного: личное и коллективное. Первое - это приобретенный человеком жизненный опыт, второе передается ему по наследству и отражает общественные знания, накопленные человечеством (мифы, впечатления, образы и т.п.). Юнг ввел в психологию понятия о двух типах личности: интровертах (от лат. intro - движение внутрь и verto - обращать, поворачивать) и экстравертах (от лат. extra - вне и verto...). Созданная им типология личности является одной из наиболее интересных и продуктивных психологических концепций.

Э. (1900-1980) - немецко-американский психолог, философ и социолог, представитель гуманистического психоанализа, согласно которому у человека есть два способа существования - обладание и бытие. Активность человека подчинена удовлетворению базовой потребности - обретению единства с миром и с самим собой. Общество и обстоятельства жизни формируют характер человека. Там, где подавляется свобода личности, где «иметь» преобладает над «быть», возникают патологические характеры. В таком обществе люди перестают быть самими собой, автоматически усваивая тот тип мышления и поведения, который навязывает общество, принятая в нем модель идеологии и культуры, или столь же автоматически противопоставляя себя ей. Наступает тотальное отчуждение как характеристика человеческого бытия. Единственно адекватный ответ на проблему человеческого существования Фромм видит в любви - форме человеческих отношений, позволяющей обрести подлинное Я.

Российская психология также не избежала мирового кризиса XX в. Основы нового направления в отечественной психологии были заложены выдающимися физиологами И. М. Сеченовым и И.П. , которые предопределили его естественно-научный характер.

В советской психологии в 1920-1930-х гг. (1896- 1934) при участии его учеников А. Н. и А. Р. Лурия была разработана целостная культурно-историческая теория. Выготский высказал мысль, что основной единицей, сохраняющей свойства целого, являются сложнейшие формы рефлекторной деятельности - применение средств (орудий). В психологии такими средствами (орудиями) служат знаки, оперируя которыми и воздействуя на другого, человек формирует собственный внутренний мир. Культурные знаки (мифы, религия, искусство, наука) обеспечивают сохранение и трансляцию культуры. Ее сердцевину составляет язык как наиболее развитая система. Психические функции, данные природой (натуральные), преобразуются за счет «присвоения» орудий в функции высшего уровня развития, становясь «культурными». Механическая память превращается в память логическую, импульсивное действие - в произвольное. Выготский назвал область своего исследования - изучение искусственно созданных человеком орудий и знаков, благодаря которым возникают высшие психические функции, - инструментальной психологией.

Развивая идеи Выготского, его ученики и последователи разработали общепсихологическую концепцию деятельности. Леонтьевым была предложена схема структуры деятельности (деятельность - действие - операция), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив - цель - условие). Управляя организацией внешней деятельности, человек одновременно управляет и внутренней (психической) деятельностью. Главной структурной единицей считается действие: процесс, направленный на достижение цели - образа желаемого результата. А вот основным побудителем к деятельности выступает мотив. Способ (совокупность операций), каким будет достигнута цель, определяется конкретными условиями протекания деятельности. На основе предложенной схемы изучались высшие формы психических процессов: восприятие (перцептивная деятельность), мышление (мыслительная деятельность), память (мнемичес-кая деятельность) и др. В свой фундаментальной работе «Проблемы развития психики» Леонтьев провел анализ развития психики, раскрывающий механизмы происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека. Принцип единства психики и деятельности был реализован и при рассмотрении активности животных в процессе приспособления к окружающему миру. Был выделен критерий возникновения психики, описаны стадии ее развития, проведена серия экспериментальных работ по этим проблемам.

В настоящее время деятельностный подход является одним из влиятельных направлений мировой психологии. Особых успехов представители этого направления добились в сфере обучения и умственного развития, нейропсихологии и психофизиологии.

Таким образом, внутри научной психологии существуют различные подходы к предмету ее исследования. Психология - наука, которая изучает:
душу как свойство тела, состоящее в возможности предугадать осуществление того, что имеет возможность осуществиться (идет от Аристотеля);
сознание как способность думать, чувствовать, желать... (определение появилось в XVII в. в связи с развитием естественных наук);
поведение как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды (направление «бихевиоризм» возникло в США в начале XX в.);
гештальт как функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений (направление «гештальтпсихоло-гия» возникло в Германии в начале XX в.);
бессознательное как совокупность психических процессов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета (направление «психоанализ» возникло в Австрии в начале XX в.);
психику как высшую форму взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженную в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о них;
психику как свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведения (определение дано в XIX-XX вв.).

Перечисленные выше основные направления в психологии в той или иной мере относятся к естественно-научным направлениям психологии. В середине XX в. как социальное движение психологов, не ориентированных на естественные науки, возникло новое направление - гуманистическая психология. Название было предложено доктором философии, профессором из Бостона А.Р. Коэном, но «духовным отцом» этого направления по праву считается американский психолог А. (1908-1970). Для гуманистического психолога убеждение в свободе человека и отказ от манипулирования им во имя любых целей и идеалов - основа психологической практики. Представители данного подхода выдвигают постулат, согласно которому каждый человек обладает врожденными потенциями, которые актуализируются под воздействием социальных условий. Главную роль в изучении человека они отводят его личному опыту.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...