Подготовка к егэ по истории часть. Как перевести год от Сотворения мира в новое летоисчисление? Словарь задания С6

Добрый день! Мы продолжаем разбирать один из вариантов досрочника по истории. С Вами Иван Некрасов. Неделю назад я уже опубликовал первую часть, ее можно посмотреть , а мы начинаем

Задание-задача

Итак, задание 23, на котором мы остановились, не вызвало каких-либо сложностей у абитуриентов, в принципе его уровень не изменился с 2015. Толковые ребята с уровнем подготовки выше среднего решают подобное заданьице левой пяткой

Итак, вроде бы все просто и задание построено только на одних сюжетах и умении выпускника анализировать историческую ситуацию и находить решения, приводить аргументированные убедительные ответы. Давайте оформим ответ, как он того требует, используя правило «+1», создав запас прочности для эксперта

  1. Александр Первый восстановил жалованную грамоту дворянству и городам, принятую еще Екатериной Великой, тем самым обеспечил лояльность к своей личности со стороны дворянства
  2. Император восстановил указ, освобождающий дворян от телесных наказаний, что благосклонно повлияло на мнение о нем в высшем свете
  3. Александр Благословенный вернул из ссылки дворян, отправленных еще при Павле I
  4. Дворяне, которые были лишены своего чина в ходе судебного процесса, при Александре смогли с легкостью восстановить его

Думаю такой ответ составить не так уж и сложно. Итог: 3 первичных балла. Вы восхитительны 😀

Аргументация

Итак, продолжаем. Одно из самых слоожных заданий всего ЕГЭ по истории — задание №24. Давайте посмотрим, что тут к чему

Необходимо привести два аргумента в подтверждение и два в опровержение. Абитуриент видит это и выдыхает, ибо о Хрущеве в школах говорят много и плохого, и хорошего, и не очень. Давайте выполним это задание

Аргументы в подтверждение:

  1. Колхозники в эпоху «оттепели» получают пенсионное обеспечение и паспорта, что улучшает их социальное положение
  2. Около 54 миллионов человек смогли получить свои собственные квартиры, что резким образом отразилось на уровне жизни советских людей

Аргументы в опровержение:

  1. МТС были реорганизованы и у колхозников не было средств на покупку собственной техники, что предполагала реформа. Это резко ударило по экономике СССР в годы «оттепели»
  2. В 60-е годы произошел резкий рост цен на товары народного потребления, что резко обострило волнения народных масс по поводу экономики Советского Союза

Историческое сочинение

В принципе, ничего сложного, согласитесь со мной. Чуть-чуть включить мозги и баллы у тебя в кармане. Теперь наше любимое сочинение

Итак, какие периоды у нас представлены в этом варианте:

  1. 1016—1054 гг.
  2. 1730—1740 гг.
  3. 1945—1953 гг.

Привожу пример работы на 11 баллов по второму периоду

Данный период в истории России именуется правлением Анны Иоанновны. В связи с тем, что она не имела связи с русским дворянством, она была выбрана на царство, но согласно кондициям (соглашение об ограничении самодержавной власти), которые подписала Анна при вступлении на престол, вся власть переходила в руки к Верховному Тайному совету. Причиной этому послужила задумка совета ограничить самодержавие (вся власть принадлежит одному правителю) и желание править страной с помощью Анны Иоанновны. В итоге ничего не вышло. По приезде Анны в Москву, она получила челобитную (прошение) со стороны дворянства и разорвала кондиции. А верховников подвергла жесточайшим гонениям.

Персоналия - Анна Иоанновна

При Анне Иоанновне в 1731 году был отменен указ о единонаследии, Верховный Тайный Совет заменила Кабинетом Министров. Началась русско-турецкая война (1735—1739 гг.) Причиной войны было желание получить выход к Черному морю. Продолжать войну было опасно одной России. Начались переговоры с Турцией о мире. В итоге в 1739 г. был заключён мирный договор в Белграде. По договору, Россия оставляла за собой Азов, но обязывалась срыть все находящиеся в нём укрепления. Кроме того, ей запрещалось иметь флот на Чёрном море. Таким образом, задача выхода к Чёрному морю практически не была решена

Персоналия - Э.И.Бирон

Еще одна личность данного периода играет немалую роль в истории данного периода. Эрнст Иоганн Бирон – фаворит Анны Иоанновны. Он имел большое влияние на императрицу, которая передала управление государством в его руки. По завещанию Анны, Бирон, после ее смерти в 1740 году, стал регентом (временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью императора) малолетнего Ивана VI Антоновича, что в последствии вызвало недовольство русского дворянства. Эрнест Бирон был арестован

Историк А.С. Орлов отзывался об Анне, как о правительнице, не отличавшейся ни умом, ни образованием. Огромное влияние имел ее фаворит Э. Бирон. «Бироновщина» олицетворявшая террор, неуважение к русским традициям, оставила черный след в русской истории

Таким образом, ЕГЭ по истории оказался достаточно простым и не вызвал особых сложностей. Первая часть лишь была для неподготовленных ребят ознаменована сюрпризом со всеобщей историей и товарищем в заданиях 18-19, которого мы разобрали по полочкам 😀 в прошлом посте. Надеюсь, статья была Вам полезна. Делитесь статей в социальных сетях, до скорых встреч.

Похожие материалы

Подготовка к ЕГЭ по истории становится более эффективной не только при тщательном изучении материала, но и при предварительном знакомстве с типичными тестами и заданиями части С. Данный раздел сайта поможет будущим выпускникам понять структуру заданий ЕГЭ и подготовить алгоритм решения самых сложных пунктов экзамена. Часть С предполагает ответ в свободной письменной форме, что достаточно сложно для учеников. Формат ЕГЭ включает вопросы по наиболее важным периодам истории России – каждое задание имеет закреплённую за собой научную область. Именно поэтому заранее ознакомленный с несколькими вариантами теста ученик способен выполнить задания на экзамене корректно.

  • - Чаще всего в части А встречаются вопросы о ключевых датах отечественной и всемирной истории, об основных положениях важнейших исторических документов и об общей направленности общественных движений. Практически все вопросы касаются истории ХХ в.
  • - Представлены тезисы ответов на задания уровня С-7 по истории. Для получения высокого балла во время экзамена необходимо взять эти тезисы за основу и на их базе составить подробное изложение событий и обосновать собственное отношение к ним.
  • - Работа с заданиями уровня С-6 предполагает, что экзаменуемый не только опишет действительный ход событий, но и объяснит, какие варианты действий существовали и почему из множества возможностей был выбран именно данный сценарий действий.
  • - Вопросы из части С-5 требуют лаконичных ответов, содержащих сравнение двух исторических явлений. Для удобства подготовки абитуриента ответы представлены в виде таблиц, однако на самом экзамене ответ следует давать в виде связного текста.
  • - Вопросы из раздела С-4 требуют кратких ответов. Абитуриент должен перечислить характерные черты общественного движения, результаты исторического события, партии, сформировавшие правительство и т. п. Ответы должны быть чёткими и исчерпывающими.

Вариант № 1393464

Ответами к заданиям 1-19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов; не копируйте слова-ответы из браузера, вписывайте их, набирая с клавиатуры. Имена российских государей следует писать только буквами.


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские события, в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти в таблицу.

1) первый съезд рус­ских кня­зей в Любече

2) крещение кня­зем Вла­ди­ми­ром Свя­то­сла­во­ви­чем Руси

3) Грюнвальдская битва

Ответ:

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к преобразовательной деятельности Петра I.

1) коллегия

2) семибоярщина

3) посессионная мануфактура

5) губерния

6) местничество

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

Напишите пропущенное понятие (термин).

Установившаяся повсеместно на селе в СССР в результате «великого перелома» форма хозяйствования, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т.д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников, называется ___________.

Ответ:

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ

A) развитие отношений между Древнерусским государством и Византией

Б) расширение территории в XVI в.

B) реформаторская деятельность Екатерины II

Г) экономические реформы А. Н. Косыгина

1) присоединение к России Астрахани

2) взятие Корсуни войском князя Вла-димира Святославича

3) присоединение к России Левобережной Украины

4) начало ваучерной приватизации

5) принятие Постановления «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»

6) созыв Уложенной комиссии

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­до­му фрагменту, обо­зна­чен­но­му буквой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие характеристики, обо­зна­чен­ные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «В год 6390 (летоисчисление от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и при­шел к Смо­лен­ску с кривичами, и при­нял власть в городе, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа своего. И при­шли к горам Киевским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ладьях, а дру­гих оста­вил поза-ди, и сам приступил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих воинов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим". Когда же Ас­кольд и Дир пришли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: "Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода", и по­ка­зал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угорской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Николы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла - за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: "Да будет это мать го­ро­дам русским". И были у него варяги, и славяне, и прочие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани словенам, и кривичам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Ярослава».

Б) «И стал Вла­ди­мир кня­жить в Киеве один, и по­ста­вил ку­ми­ры на холме за те­рем­ным двором: де­ре­вян­но­го Пе­ру­на с се­реб­ря­ной го­ло­вой и зо­ло­ты­ми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И при­но­си­ли им жертвы, на­зы­вая их богами, и при­во­ди­ли своих сы­но­вей и дочерей, и при­но­си­ли жерт­вы бесам, и осквер­ня­ли землю жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми своими. И осквер­ни­лась кро­вью земля Рус­ская и холм тот. Но пре­бла­гой Бог не за­хо­тел ги­бе­ли грешников, и на том холме стоит ныне цер­ковь свя­то­го Василия, как рас­ска­жем об этом после. Те­перь же воз­вра­тим­ся к прежнему.

Владимир по­са­дил Добрыню, сво­е­го дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Доб­ры­ня по­ста­вил ку­ми­ра над рекою Волховом, и при­но­си­ли ему жерт­вы нов­го­род­цы как богу».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) после Олега пра­вил Русью князь Святослав

2) Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Византией

3) ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

4) князь Вла­ди­мир взошёл на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол в Киеве, со­глас­но за­ве­ща­нию сво­е­го отца Свя­то­сла­ва

5) в ле­то­пи­си го­во­рит­ся о «языческой реформе» князя Вла­ди­ми­ра

6) «Языческая реформа» по­тер­пе­ла неудачу, но не оста­но­ви­ла по­пы­ток князя ре­фор­ми­ро­вать сферу ре­ли­гии

Фрагмент А Фрагмент Б

Ответ:

Какие три из названных мер были осуществлены в ходе перестройки? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.

1) созыв Съезда народных депутатов

2) введение госприёмки

3) ликвидация центральных отраслевых министерств и их замена совнархозами

4) либерализация цен

5) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности

6) ликвидация КГБ

Ответ:

Заполните про­пус­ки в дан­ных предложениях, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го предложения, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го пропуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

A) ______________ на­сту­па­тель­ная опе­ра­ция со­вет­ских войск от­но­сит­ся к зиме 1941/42 гг.

Б) ______________ битва за­кон­чи­лась уни­что­же­ни­ем окру­жен­ной груп­пи­ров­ки про­тив­ни­ка 2 фев­ра­ля 1943 г.

B) ______________ битва за­кон­чи­лась осво­бож­де­ни­ем Харькова.

Пропущенные элементы:

1) Ржевская

2) Ленинградская

3) Ясско-Кишинёвская

4) Московская

5) Сталинградская

6) Курская

А Б В

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между де­я­те­ля­ми культуры вто­рой половины XIX в. и их произведениями.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В Г

Ответ:

Прочтите от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний и на­пи­ши­те про­пу­щен­ную в нём фамилию.

«В ночь на 18 но­яб­ря три члена Ди­рек­то­рии - Авксентьев, Зен­зи­нов и Аргунов... были груп­пой офицеров... не­ожи­дан­но арестованы... Тот­час же, по по­лу­че­нию све­де­ний о совершившемся, со­брал­ся Совет Ми­ни­стров и, ввиду со­здав­ше­го­ся остро­го положения., решил, взяв всю пол­но­ту власти, пе­ре­дать её затем в руки военного, ко­то­рый толь­ко один мог под­дер­жи­вать порядок. На­ме­чен­ных кан­ди­да­тов ока­за­лось двое: ге­не­рал Бол­ды­рев и вице-адмирал ____________. Пер­вый получил, однако, лишь один голос, по­че­му ____________ была вру­че­на вер­хов­ная власть...

Арестованных чинов Ди­рек­то­рии ____________ хотел тут же вы­пу­стить на свободу, взяв лишь обя­за­тель­ство с них о не­мед­лен­ном вы­ез­де за пре­де­лы Сибири, на что, однако, аре­сто­ван­ные не согласились. Через не­сколь­ко дней аре­сто­ван­ные под ино­стран­ной охра­ной были вы­ве­зе­ны в Китай.

Верховным пра­ви­те­лем ____________ был при­знан не сразу. Ата­ман Дутов, ко­ман­ду­ю­щий При­амур­ским кор­пу­сом на Даль­нем Востоке, ге­не­рал Иванов-Ринов, ата­ман Ан­нен­ков ему подчинились. Но ата­ман Семёнов и Кал­мы­ков долго бо­ро­лись про­тив его власти, не желая при­зна­вать его, и лишь к лету 1919 года этот во­прос уладился.»

Ответ:

Заполните пу­стые ячейки таблицы, ис­поль­зуя представленные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

Пропущенные элементы:

2) Висло-Одерская операция

5) И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль

8) И. С. Конев

9) Ясско-Кишинёвская операция

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:

Прочтите от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний участ­ни­ка событий.

«Подойдя к крепости, япон­цы ре­ши­ли взять её от­кры­той силой, но ряд атак на наши по­зи­ции цен­тра был неудачен. 3-го ав­гу­ста ге­не­рал Ноги при­слал парламентёра с пред­ло­же­ни­ем сдать крепость, но со­бран­ный ге­не­ра­лом Стес­се­лем совет от­кло­нил это предложение, а 6-го ав­гу­ста япон­цы на­ча­ли ар­тил­ле­рий­скую под­го­тов­ку штур­ма и в тот же день пе­ре­шли в наступление, на­пра­вив после ряда де­мон­стра­тив­ных атак на­ше­го за­пад­но­го фрон­та глав­ный свой удар в центр наших позиций, про­тив Ор­ли­но­го Гнезда. На­чал­ся пер­вый штурм Порт-Артура.

Первые дни япон­цы на­сту­па­ли гу­сты­ми колоннами, думая мас­сой за­да­вить за­щит­ни­ков крепости.

Строгая дисциплина, су­ро­вый во­ен­ный закон, фа­на­тизм и лич­ная доб­лесть япон­цев при­во­ди­ли к тому, что япон­ские батальоны, неся не­ве­ро­ят­ные потери, всё же до­хо­ди­ли до цели своих атак, хотя бы в со­ста­ве не­сколь­ких че­ло­век и схва­ты­ва­лись с на­ши­ми в штыки. В моём крат­ком об­зо­ре не­воз­мож­но опи­сать всё то, что тво­ри­лось под Ор­ли­ным Гнез­дом в дни с 6 по 11 ав­гу­ста включительно, дни сплошного, бес­пре­рыв­но­го боя. Скажу одно, что доб­лесть была про­яв­ле­на как с одной, так и с дру­гой стороны. Два редута, №№ 1 и 2, на ко­то­рых в то время со­сре­до­то­чи­вал­ся бой, много раз пе­ре­хо­ди­ли из рук в руки, и в ре­зуль­та­те этого се­ми­днев­но­го по­бо­и­ща япон­цы толь­ко овла­де­ли раз­ру­шен­ным фасом этих редутов, а внут­рен­ний остал­ся в наших руках».

Используя отрывок, вы­бе­ри­те в приведённом спис­ке три вер­ных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Опи­сан­ные со­бы­тия про­изо­шли в 1905 г.

4) Рус­ский генерал, упо­мя­ну­тый в отрывке, погиб в ходе обо­ро­ны крепости, о ко­то­рой идёт речь.

5) По ито­гам войны, в ходе ко­то­рой про­изо­шли опи­сан­ные события, был под­пи­сан мир­ный до­го­вор в го­ро­де Портсмуте.

6) В ре­зуль­та­те войны, в ходе ко­то­рой про­изо­шли опи­сан­ные события, Рос­сия ли­ши­лась части ост­ро­ва Сахалин.

Ответ:

Укажите век, в ко­то­ром происходили события, обо­зна­чен­ные на схеме. Ответ за­пи­ши­те словом.

Ответ:

Напишите на­зва­ние реки, обо­зна­чен­ной буквой «А», после за­вер­ше­ния изображённых на схеме событий.

Ответ:

Напишите на­зва­ние города, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1», у ко­то­ро­го войска, чьи дей­ствия обозначены бе­лы­ми стрелками, одер­жа­ли победу.

Ответ:

Какие суждения, от­но­ся­щи­е­ся к дан­ной схеме, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) На схеме изображён ход круп­ней­ше­го народного восстания.

2) Участ­ни­ком событий, изображённых на схеме, был ка­за­чий атаман Ва­си­лий Ус.

3) Вооружённые отряды, дей­ствия которых обо­зна­че­ны чёрными стрелками, со­сто­я­ли только из ка­за­ков и го­су­дар­ствен­ных крестьян.

4) У города, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2», войска, дей­ствия которых обо­зна­че­ны чёрными стрелками, одер­жа­ли крупную победу.

5) Циф­рой «3» на схеме обо­зна­че­но место пле­не­ния предводителя вооружённых отрядов, дей­ствия которых обо­зна­че­ны чёрными стрелками.

6) После за­вер­ше­ния событий, обо­зна­чен­ных на схеме, в Рос­сий­ской империи была про­ве­де­на губернская реформа.

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Лет­ний дво­рец в с. Коломенском

Б) «Капитанская дочка»

В) «Чапаев»

Г) «Домострой»

2) Этот со­вет­ский ки­но­фильм по­свя­щен со­бы­ти­ям Граж­дан­ской войны.

3) Данное тво­ре­ние со­зда­но в XV в.

4) Данное про­из­ве­де­ние по­свя­ще­но со­бы­ти­ям Кре­стьян­ской войны под ру­ко­вод­ством Еме­лья­на Пугачева.

6) Этот па­мят­ник был со­здан в прав­ле­ние Алек­сея Михайловича.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г

Ответ:

Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Действие картины, изображённой на марке, происходит на X съезде РКП(б).

2) Марка выпущена в период «оттепели» в СССР.

3) Политический деятель, выступление которого изображено на картине, был первым Председателем Совета Народных Комиссаров.

4) На съезде, события которого изображены на картине, был принят Декрет о земле.

5) События, изображённые на картине, произошли в Москве.

Ответ:

Укажите монеты, выпущенные в годы руководства СССР того же политического деятеля, при котором была выпущена данная почтовая марка. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти монеты.

1) 2)
3) 4)

Ответ:

Укажите год, когда была произнесена речь, фрагмент которой приведён в задании. Назовите автора данной речи. Укажите название явления в отношениях СССР с бывшими союзниками по участию во Второй мировой войне, о предпосылках которого говорится в отрывке.

Из выступления политического деятеля

«На картину мира, столь недавно озарённую победой союзников, пала тень. Никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намереваются сделать в будущем и каковы пределы, если таковые существуют, их экспансионистским и верообратительным тенденциям. Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина. В Англии - я не сомневаюсь, что и здесь тоже, питают глубокое сочувствие и добрую волю ко всем народам России и решимость преодолеть многочисленные разногласия и срывы во имя установления прочной дружбы. Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть её на своём законном месте среди ведущих мировых держав. Мы приветствуем её флаг на морях. И прежде всего мы приветствуем постоянные, частые и крепнущие связи между русским и нашими народами по обе стороны Атлантики. Однако я считаю своим долгом изложить вам некоторые факты - уверен, что вы желаете, чтобы я изложил вам факты такими, какими они мне представляются, - о нынешнем положении в Европе.

От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы - Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и всё возрастающему контролю Москвы... Коммунистические партии, которые были весьма малочисленны во всех этих государствах Восточной Европы, достигли исключительной силы... и всюду стремятся установить тоталитарный контроль...

Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей мощи и доктрин. Но о чём мы должны подумать здесь сегодня, пока ещё есть время, так это о предотвращении войн навечно и создании условий для свободы и демократии как можно скорее во всех странах».

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Укажите не менее трёх событий (явлений), непосредственно связанных с полным прекращением явления в отношениях между СССР и Западом, о начале которого идёт речь в тексте.

Из выступления политического деятеля

«На картину мира, столь недавно озарённую победой союзников, пала тень. Никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намереваются сделать в будущем и каковы пределы, если таковые существуют, их экспансионистским и верообратительным тенденциям. Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина. В Англии - я не сомневаюсь, что и здесь тоже, питают глубокое сочувствие и добрую волю ко всем народам России и решимость преодолеть многочисленные разногласия и срывы во имя установления прочной дружбы. Мы понимаем, что России необходимо обеспечить безопасность своих западных границ от возможного возобновления германской агрессии. Мы рады видеть её на своём законном месте среди ведущих мировых держав. Мы приветствуем её флаг на морях. И прежде всего мы приветствуем постоянные, частые и крепнущие связи между русским и нашими народами по обе стороны Атлантики. Однако я считаю своим долгом изложить вам некоторые факты - уверен, что вы желаете, чтобы я изложил вам факты такими, какими они мне представляются, - о нынешнем положении в Европе.

От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы - Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и всё возрастающему контролю Москвы... Коммунистические партии, которые были весьма малочисленны во всех этих государствах Восточной Европы, достигли исключительной силы... и всюду стремятся установить тоталитарный контроль...

Я не верю, что Россия хочет войны. Чего она хочет, так это плодов войны и безграничного распространения своей мощи и доктрин. Но о чём мы должны подумать здесь сегодня, пока ещё есть время, так это о предотвращении войн навечно и создании условий для свободы и демократии как можно скорее во всех странах».

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в исторической

Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

1) 1425-1505 гг.;

2) 1762-1796 гг.;

3) 1941-1943 гг.

В со­чи­не­нии необходимо:

Ука­зать не менее двух со­бы­тий (явлений, процессов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду истории;

Назвать две ис­то­ри­че­ские личности, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (явлениям, процессами), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фактов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (явлениях, процессах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да истории.

Используя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний историков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии России. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские термины, понятия, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му периоду.

Анализ сложных заданий ЕГЭ по истории

Ковалевский Станислав Александрович

Задания части 2 ЕГЭ по истории традиционно считаются самыми сложными для выпускников, получивших среднее общее образование. Почему? Здесь стоит выявить несколько причин:

    Предъявление определенного уровня требований к индивидуальной подготовке учащегося, степени владения историческим материалом.

    Повышенная сложность заданий, требующих не только применения знаний для решения практических задач, но и понимания требований, предъявляемых к отдельным заданиям.

Ответы на задания части 2 оцениваются экспертами. Полное правильное выполнение заданий 20, 21, 22 оценивается 2 баллами; задания 23 – 3 баллами, задания 24 – 4 баллами; задания 25 – 11 баллами.

Задания 20 – 22 требуют от выпускника провести комплексный анализ исторического источника.

Задание № 20 требует от выпускника, как правило, либо установить принадлежность отрывка к ее автору, либо установить личность (правителя) с кем органически связан данный исторический источник. Задание № 21 предполагает непосредственный анализ источника, выявление позиции автора. Задание № 22 связывает представленный текст с историческими событиями и персоналиями.

Наш пример:

Из записок иностранца

«____________ был так удачлив, что победил новгородцев при реке Шелони и, заставив побеждённых признать себя их господином и государем, повелел им выплатить большую сумму денег; удалился он оттуда не раньше, чем поставил там своего наместника. Наконец, по истечении семи лет он вернулся туда и, вступив в город при помощи архиепископа Феофила, обратил жителей в самое жалкое рабство. Он захватил золото и серебро, отнял даже всё имущество граждан, так что вывез оттуда свыше трёхсот полностью нагруженных телег. Сам он лично только раз присутствовал на войне, именно когда завоёвывал княжества Новгородское и Тверское;

в другое время он, как правило, никогда не бывал в сражениях и всё же всегда одерживал победы, так что Стефан, знаменитый воевода Молдавии, часто поминал его на пиpax, говоря, что тот, сидя дома, умножает свою державу, а сам он, ежедневно сражаясь, едва в состоянии защитить свои границы.

Ставил также по своей воле царей в Казани, иногда брал их в плен, хотя под старость и потерпел от них весьма сильное поражение. Он также… построил [новые] стены московской крепости, своей резиденции, каковые можно видеть доселе. Для бедных, угнетённых более могущественными и ими обижаемых, доступ к нему был преграждён.

Впрочем, как он ни был могуществен, а всё же вынужден был повиноваться Орде. Когда прибывали послы Орды, он выходил к ним за город навстречу и, стоя, выслушивал их сидящих. Его гречанка-супруга так негодовала на это, что повторяла ежедневно, что вышла замуж за раба ордынцев, а потому, чтобы оставить когда-нибудь этот рабский обычай, она уговорила мужа притворяться при прибытии ордынцев больным».

20. Назовите правителя, имя которого дважды пропущено в тексте. Укажите век, на который приходится бóльшая часть его правления. Назовите его «гречанку-супругу», упоминаемую в тексте.

Ответ:

Для построения предложений на задания части 2 ЕГЭ по истории стоит использовать для конструирования ответа непосредственно вопросы, содержащиеся в заданиях. Выстраивая ответ таким образом вы всегда сможете верно указать на какую часть вопроса вы отвечаете.

- В тексте дважды пропущено имя Ивана III Васильевича.

- Большая часть его правления приходится на XV век.

- Упоминаемая в тексте «гречанка-супруга» - Софья Палеолог.

Стоит учитывать тот факт, что отвечая только на часть вопроса, вы сможете рассчитывать на 1 балл из 2 возможных, только если правильно укажите два его элемента.

21. Какие успехи, связанные с деятельностью данного правителя, называет автор? Приведите любые три примера его успешной деятельности.

Ответ:

Стоит учитывать, что выпускнику не предъявляется требование точного переписывания соответствующих фрагментов текста.

Победа московского войска в битве при р. Шелони

Признание со стороны новгородцев Ивана III Васильевича как господина и государя, в результате чего Новгородская республика вошла в состав Московского княжества

Строительство (ремонт) новых укреплений в Москве, возведение построек на территории Москвы

Внешнеполитическое влияние на политику, проводимую Казанским ханством (установление правителей Казани, угодных Ивану III Васильевичу).

22. Следствием какого события стало освобождение Московского государства от зависимости, упоминаемой в третьем абзаце текста? Укажите год, когда произошло это событие. Назовите правителя, который в ходе данного события противостоял Московскому государству.

Ответ:

Освобождение Московского государства от зависимости стало следствием победы над ханом Большой Орды Ахматом в результате событий, известных нам как «Стояние на р. Угре».

Это событие относится к 1480 г.

В ходе данного события Московскому государству противостоял хан Большой Орды Ахмат.

Задание № 23 предполагает анализ выпускником представленной исторической проблемы, установление причинно-следственных связей событий, оказавших значительное влияние на историческое развитие отечественной истории.

Наш пример:

23. В первые годы царствования Александра II большинство помещиков-дворян и высшей бюрократии выступали против отмены крепостного права
и проведения других реформ, впоследствии названных «великими». Однако император был твёрдо убеждён в необходимости масштабных преобразований. Какие объективные основания были для этого у Александра II? Приведите любые три основания.

Ответ:

Крепостное право, как форма феодальной зависимости крестьян, тормозило экономическое развитие России. Потребность промышленности в рабочих, стало сдерживающим фактором ее развития, что и стало одной из причин отставания Росси на пути промышленного переворота от передовых стран Европы.

Значительное влияние на проведение «великих реформ» Александром II оказала и внешнеполитическая ситуация, в которой оказалась Россия в связи с поражением в Крымской войне (1853 – 1856 гг.). Рассчитывать на пересмотр итогов Крымской войны могла только сильная Россия, обладающая дееспособной, технически перевооруженной армией и флотом.

Ухудшение экономического положения крестьян, увеличение крестьянских бунтов и революционных настроений в обществе.

При решении заданий стоит учитывать, что 3 первичных балла вы сможете получить только при условии правильного ответа на каждый оцениваемый элемент ответа. При частичном решении задания – 1 балл за каждый правильный ответ.

Задание № 24

Задание № 24 предполагает аргументацию собственного мнения в рамках исторической проблемы. Дискуссионная проблема требует от выпускника представить полярные точки зрения, как подтверждающие, так и отрицающие представленное в задании высказывание. Обозначенная выпускником позиция должна содержать не только оценочное суждение, но и доказательства в виде факта (фактов). Причем, и это касается всех заданий части 2 ЕГЭ по истории, выпускником может быть приведено более двух (требуемых) позиций, что не является недостатком ответа и создает определенную возможность получить максимальный балл, даже если один из аргументов не будет зачтен как верный. Стоит учитывать, что, приводя аргументы только в подтверждение или опровержение позиции, вы можете рассчитывать только на 1 первичный балл из 4 возможных.

Наш пример:

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Советско-финляндская война имела благоприятные для СССР последствия».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Ответ:

Аргументы в подтверждение:

1) СССР получил опыт боевых действий в зимнее время, опыт прорыва глубокоэшелонированных укреплений, находящихся на лесисто-болотистой местности. Эффективность использования финскими войсками пистолетов-пулеметов в условиях боевых действий привела к возвращению данного типа вооружений в ВС СССР.

2) СССР в рамках советско-финской войны 1939 – 1940 гг. смог приобрести ряд территорий, сыгравших немаловажное значение в ходе Великой Отечественной войны. Так, контроль над акваторией Ладожского озера смог обезопасить Мурманск, находившийся вблизи советско-финской границы; установление контроля над Калерией и рядом островов Финского залива обезопасили Ленинград, являвшийся крупным промышленным центром СССР.

Аргументы в опровержение:

1) Одним из результатов советско-финской войны стало ухудшение международного положения СССР, его исключение из Лиги Наций в 1939 г. как агрессора, уменьшение внешнеторговых связей с капиталистическими странами мира (США).

2) Огромные потери советских войск в ходе советско-финской войны стало одной из причин формирования представлений о слабости советской армии, ее неспособности эффективно вести боевые действия, преодолевать линии укреплений противника, что стало следствием укрепления мнений сторонников войны с СССР в Германии (22.06.1941 – 09.05.1945 гг.).

3) Советско-финская война и ее итоги стали причиной сближения Германии и Финляндии, ее участие в ВОВ на стороне стран оси, с возвращением в 1941 году территорий, потерянных в ходе войны 1939 – 1940 гг. (до 1944 года). Карельский вопрос и на сегодняшний день является камнем преткновения во взаимоотношениях России и Финляндии.

Задание № 25

Задание № 25 – историческое сочинение. Не выполняя задание, выпускник теряет возможность получить 11 первичных баллов. Написание исторического сочинения предполагает вариативность выбора со стороны выпускника. Для успешного написания исторического сочинения обязательно стоит учитывать критерии оценивания задания:

    Указание событий (два события, явления, процесса). Это могут быть как важнейшие события данного исторического периода, так и даты текущего исторического процесса. Но, даже владея историческим материалом, не стоит перенасыщать историческое сочинение датами, т.к. в условиях экзамена (сильного волнения) вы можете совершить ошибку и лишить себя 2 первичных баллов по критерию К6 (наличие фактических событий). Т.е., указывать стоит только те даты, в которых вы не сомневаетесь.

    Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории (требуется привести две исторические личности, раскрыть их роль в указанном историческом периоде на конкретных фактах). Вместо указания в историческом сочинении десятка имен, стоит сосредоточится на подробной характеристике двух-трех ключевых персоналий, занимающих центральное место в рамках выбранного исторического периода, с указанием конкретных действий личности.

    Причинно-следственные связи (стоит указать две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий). Здесь вы можете указать причины событий, их влияние на дальнейшее развитие исторического процесса.

    Оценка влияния событий (оценка событий на дальнейшее историческое развитие России выпускником опирается на конкретные факты и (или) мнения историков). Например, по мнению доктора исторических наук, члена-корреспондента РАН А.Н. Сахарова данный период …

    Использование терминологии (корректное применение понятийного аппарата со стороны выпускника).

    Наличие/ отсутствие фактических ошибок

    Форма изложения (последовательное изложение выбранного исторического периода, отдельные части сочинения логически связаны между собой).

Наш пример:

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 862–– 945 гг.; 2) июнь 1762 г. –– ноябрь 1796 г.; 3) июнь 1945 г. –– март 1953 г.

В сочинении необходимо:

–– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

–– назвать две исторические личности, деятельность которых связана
с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей
в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

–– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших
в данный период;

–– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Ответ:

862 – 945 гг.

В исторической науке существует несколько точек зрения о дате возникновения Древнерусского государства.

Часть ученых придерживается точки зрения, что датой возникновения Древнерусского государства является 862 год – год призвания варягов на Русь.

Это событие положено в основание Норманской теории возникновения государственности у восточных славян (основатели – Миллер, Байер). Историки считают, что только призвание варягов-руси (Рюрика, Синеуса и Трувора), т.е. внешний фактор, содействовали объединению славян. В противовес им антинорманнисты (основатель теории – М.В. Ломоносов) придерживаются мнения, что без формирования внутренних предпосылок (культурное и экономическое единство региона, социальное расслоение древнерусского общества и выделение власти) формирование государства не представляется возможным.

Часть ученых считает, что единое государство у Восточных славян возникло в 882 году в результате похода новгородского князя Олега Вещего на Киев. Причем ему пришлось убить правителей Киева – Аскольда и Дира. (Аскольд и Дир являлись дружинниками князя Рюрика, покинувшими его в 864 году, в надежде пойти на службу к Византийскому императору, но утвердившимися в Киеве в качестве князей. В истории Аскольд и Дир – первые князья, принявшие христианство после неудачного похода на Царьград в 866 году ). Будет неверным не отметить участие в походе 882 года Игоря Рюриковича. Ведь именно на Игоря и его право на власть в силу принадлежности к княжескому роду опирался Олег Вещий в споре с Аскольдом и Диром.

Создание ядра государственности привело впоследствии к тому, что и иные территории восточнославянских племен были включены в состав Киевской Руси. Так, в 843 году к Древнерусскому государству были присоединены земли древлян, в 844 г. – северян, в 845 г. – радимичей.

Кроме того, создание объединенного восточнославянского союза повлекло к усилению его международного авторитета. В 907 г. Олег Вещий смог осуществить успешный поход на Царьград, что привело Русь к заключению выгодного торгового и военного договора с одной из крупнейших империй Средневековья – Византией.

Однако не стоит и идеализировать историю Киевской Руси. При смене правителей отдельные территории в данный исторический период осуществляли попытки возвращения к независимости. Так, при переходе власти к Игорю Рюриковичу, относится попытка обособления древлян. Напряженные отношения, а также требования большей дани стали причиной гибели князя в 945 году в древлянских землях.

Объединение восточнославянских племен в единый союз позволило противостоять и внешней угрозе со стороны кочевых племен (в 965 – 967 гг. Святослав Игоревич разгромил хазар, в 1037 г. Ярослав Мудрый разгромил под стенами Киева печенегов).

В противовес объединенной Руси раздробленные княжества не смогли противостоять угрозе со стороны степи в 1237 – 1242 гг., оказавшись на долгое время порабощенными монгольскими завоевателями.

Дискуссии о времени (дате) возникновения государства у восточных славян в исторической науке не утихают и сегодня. Но, на мой взгляд, более правдивой является точка зрения члена-корреспондента АН РАН А.Н. Сахарова о том, что возникновению Восточнославянского государства способствовали как внешние (призвание варягов), так и внутренние факторы (социальное расслоение, выделение знати, развитие экономических связей в рамках торговых путей («из варяг в гречи», волжского пути).

К 1 – 2 балла - Правильно указаны два события (явления, процесса)

К2 – 2 балла - Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей

К3 – 2 балла - Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий

К4 – 2 балла - Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России

К5 – 1 балл - При изложении корректно использована историческая терминология

К6 – 2 балла - В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

К7 – 1 балл - Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)

Http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj_guid=068A227D253BA6C04D0C832387FD0D89&theme_guid=aa61729c7341e311a91f001fc68344c9&groupno=103&groupno=102

Http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj_guid=068A227D253BA6C04D0C832387FD0D89&theme_guid=d06ff6d27541e311b6f4001fc68344c9&groupno=154&groupno=155

Подготовка к ЕГЭ по истории становится более эффективной не только при тщательном изучении материала, но и при предварительном знакомстве с типичными тестами и заданиями части С. Данный раздел сайта поможет будущим выпускникам понять структуру заданий ЕГЭ и подготовить алгоритм решения самых сложных пунктов экзамена. Часть С предполагает ответ в свободной письменной форме, что достаточно сложно для учеников. Формат ЕГЭ включает вопросы по наиболее важным периодам истории России – каждое задание имеет закреплённую за собой научную область. Именно поэтому заранее ознакомленный с несколькими вариантами теста ученик способен выполнить задания на экзамене корректно.

  • - Чаще всего в части А встречаются вопросы о ключевых датах отечественной и всемирной истории, об основных положениях важнейших исторических документов и об общей направленности общественных движений. Практически все вопросы касаются истории ХХ в.
  • - Представлены тезисы ответов на задания уровня С-7 по истории. Для получения высокого балла во время экзамена необходимо взять эти тезисы за основу и на их базе составить подробное изложение событий и обосновать собственное отношение к ним.
  • - Работа с заданиями уровня С-6 предполагает, что экзаменуемый не только опишет действительный ход событий, но и объяснит, какие варианты действий существовали и почему из множества возможностей был выбран именно данный сценарий действий.
  • - Вопросы из части С-5 требуют лаконичных ответов, содержащих сравнение двух исторических явлений. Для удобства подготовки абитуриента ответы представлены в виде таблиц, однако на самом экзамене ответ следует давать в виде связного текста.
  • - Вопросы из раздела С-4 требуют кратких ответов. Абитуриент должен перечислить характерные черты общественного движения, результаты исторического события, партии, сформировавшие правительство и т. п. Ответы должны быть чёткими и исчерпывающими.


Последние материалы раздела:

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...