Методическая разработка по истории (6 класс) на тему: Государства и народы доколумбовой Америки. Теперь вы это знаете

§ 35. Государства доколумбовой Америки

Заселение Американского континента

Америка, в отличие от Африки и Евразии, долгое время не была заселена. Первые люди пришли на континент только 28–30 тысяч лет назад. Переправившись по узкому перешейку, соединявшему Азию и Америку, они стали постепенно продвигаться на юг. Но 7– 10 тысяч лет назад «дверь в Америку» захлопнулась – перешеек был затоплен океаном.

Жители континента (их называют индейцами) имели скуластое лицо, низкий лоб, широко посаженые глаза, орлиный нос и длинные темные волосы. Их главными занятиями были охота и собирательство. Лишь много лет спустя переселенцы перешли к подсечно-огневому земледелию. Они вырубали гигантские кедры и пальмы, опутанные лианами, выкорчевывали колючий кустарник, боролись с ядовитыми змеями и скорпионами. На отвоеванных у леса участках они выращивали культуры, которых не знали ни Европа, ни Азия, – кукурузу, картофель, помидоры, фасоль, какао, подсолнечник, табак.

Успехи в сельском хозяйстве привели к появлению неравенства в индейском обществе. Люди, которые в силу своих знаний и авторитета руководили сельскохозяйственными работами, старались закрепить свое особое положение. С течением времени у индейцев выделилась знать и возникло государство.

Индейская погребальная маска

Индейцы не умели выплавлять железо, не знали гончарного круга, не имели тягловых животных, а потому не изобрели колеса и плуга. Их орудия труда были очень простыми и изготавливались из камня, кости или бронзы. Но, несмотря на это, некоторые народы Америки достигли поразительных успехов в науке и культуре.

Фигурка чиновника майя

Заселенные индейцами территории позже получили название стран доколумбовой Америки, потому что развивались в изоляции от остального мира до тех пор, пока в конце XV века европейский путешественник Христофор Колумб не нашел морской путь на континент.

Каковы были занятия древнейших жителей Америки?

Города-государства майя

3-4 тысячи лет назад племена майя стали осваивать земли Центральной Америки и прилегающий к ней полуостров Юкатан. Переселенцы были земледельцами, выращивавшими на отвоеванных у леса участках земли различные культуры, главной из которых была кукуруза (маис). Майя варили из нее каши, пекли лепешки, делали напитки. Даже человек, согласно индейским легендам, был слеплен богами из кукурузного теста. Среди майя были искусные ремесленники, изготавливавшие ювелирные украшения, глиняную посуду и разноцветные ткани, которыми индейцы торговали с окрестными племенами, используя вместо денег плоды какао, пестрые раковины и бусины из нефрита.

Страница рукописи майя

Майя не создали единой державы, на территории, где они обитали, сформировались несколько городов-государств. В центре поселения располагалась главная площадь, на которой возвышался храм в виде огромной ступенчатой пирамиды с плоской вершиной. От площади, словно лучи от солнца, в разные стороны шли мощенные камнем дороги. Рядом с храмом, во дворцах из огромных каменных глыб, украшенных затейливым узором, жили правитель и знать. Дворцы, храмы и дороги были выстроены простыми общинниками.

Фигурка правителя майя

Главой города-государства был наследственный правитель – «настоящий человек». Он правил с помощью чиновников, собиравших налоги и следивших за порядком. Главным помощником «настоящего человека» являлся главный жрец. Он руководил священнослужителями, которые не только выполняли религиозные обряды, но и следили за летосчислением, памятными датами, обучали население грамоте.

Обсерватория в городе майя Чичен-Ице

Простые общинники уплачивали знати подати, а также работали на ее землях. Их жилища были расположены на окраине города и выстроены из жердей пальмового дерева, покрытых травой или листьями пальмы. Дверь в хижине заменял занавес. Крестьянина или ремесленника можно было узнать прежде всего по одежде. В отличие от правителя, носившего одеяние из шкуры ягуара, и представителей знати, щеголявших в головных уборах из перьев тропических птиц и в длинных белых плащах с яркой вышивкой, одеждой простых индейцев были лишь набедренные повязки у мужчин да широкие мантии – у женщин.

В чем выражалось общественное неравенство в государствах доколумбовой Америки?

Свое тело и лицо майя покрывали краской и татуировками. Признаком красоты у индейцев считалось косоглазие, и чтобы развить его, родители прикрепляли к волосам новорожденного каучуковый шарик, свисавший между глаз. Привлекательными также являлись удлиненная форма черепа и остроконечные зубы.

Индейцы Центральной Америки и полуострова Юкатан были язычниками. Главой небесных сил они считали Ицамну, которого представляли то в виде носатого морщинистого старика, то в виде гигантского ящера. Позднее у майя распространилась вера в пернатого змея Кукулькана. В честь богов индейцы строили храмы, не уступавшие египетским пирамидам. Снаружи святилища были украшены резьбой, а внутри – настенной живописью. Сюжетами произведений были сцены из истории, быта и религии майя. Тем же темам были посвящены и театральные постановки с музыкой и танцами, разыгрывавшиеся на городских площадях. Пьесы были предельно правдоподобными: если в постановке погибал герой, то на сцене умирал и игравший его актер.

Пирамиды майя

Поразительными были успехи майя в астрономии и математике. Наблюдая за небесными светилами из специально построенных обсерваторий, индейцы научились предсказывать затмения, вычислили путь движения Венеры с ошибкой всего в 14 секунд, составили самый точный в мире календарь, первыми использовали в математике понятие нуля. О своих открытиях майя писали на бумаге сложными иероглифами.

Из каких источников ученые узнали о научных достижениях майя?

Держава ацтеков

В XIII веке на территорию современной Мексики с севера пришло племя ацтеков и обосновалось в живописной долине у подножия горных вершин. Индейская легенда рассказывает, что покинуть родные места ацтекам повелели боги. Около двух веков кочевали индейцы в поисках новой родины, пока не достигли озера Тескоко, где на пустынном острове увидели сидящего на кактусе орла, держащего в клюве змею. Узрев в этом божественный знак, ацтеки основали на острове столицу своего государства – город Теночтитлан. В центре столицы располагался главный храм, а рядом с ним – дворец. Теночтитлан пересекали две дороги, делившие город на четыре района, в которых жило более ста тысяч жителей. Постепенно ацтеки покорили соседние племена и обложили их данью. В XV веке возникла могущественная империя ацтеков.

Правитель ацтекского государства назывался «владыкой всех людей». Он командовал войском, был верховным судьей и главным жрецом. Его должность была выборной, но право избирать правителя было лишь у нескольких знатных семей. Большинство населения трудилось на земле. Ацтеки разводили индеек, кур, уток, а также, используя искусственное орошение, собирали со своих полей до семи урожаев в год. Больших успехов достигли индейские ремесленники и купцы.

Человеческие жертвоприношения в Теночтитлане. Европейский рисунок

Главными божествами ацтеки считали бога войны Уицилопочтли и бога земледелия Тлалока. Индейцы верили, что раз в 52 года миру угрожает опасность, и если не задобрить богов постройкой гигантских пирамид и человеческой кровью, то Вселенную постигнет катастрофа. Именно поэтому ацтеки без жалости приносили в жертву своим богам рабов. Так, при освящении главного храма Теночтитлана было убито 80 тысяч пленников.

Пирамиды ацтеков

Кровавые жертвоприношения у мексиканских индейцев удивительным образом сочетались с высоким уровнем культуры. Ацтеки использовали заимствованный у майя календарь, придумали собственную письменность, создали богатую литературу. Но все эти достижения могла оценить лишь ацтекская знать, которая обучалась в специальных школах письму, чтению, счету, астрономии, истории, религии, ораторскому искусству и поэзии.

Империя сынов Солнца

В предгорье суровых Анд, на западе Южной Америки обосновались многочисленные племена, одним из которых было племя инков. Его правители перед лицом могущественных врагов сумели сплотить своих соседей в единое государство со столицей в городе Куско. Это произошло в XII веке, а к концу XV столетия в результате удачных войн границы державы инков уже простирались на тысячи километров вдоль Тихоокеанского побережья.

Во главе обширной империи стоял «единственный инка», бывший владельцем всей земли и обладавший неограниченной властью, передававшейся от отца к сыну. Отличительными признаками правителя являлись короткие волосы, одежда из красивой ткани и массивные золотые серьги. Индейские легенды гласили, что предки «единственного инки» были детьми бога Солнца, посвятившими мужчин в секреты земледелия и ремесла, а женщин – в тайны ведения домашнего хозяйства. Именно поэтому инки поклонялись своему правителю как богу.

Вид на город инков Мачу-Пикчу

Опорой «единственного инки» была знать – высшие сановники, военачальники и жрецы. Они носили дорогие одежды, владели изделиями из золота и серебра, жили в каменных дворцах. Знати инков подражали многие вожди покоренных племен, перешедшие на сторону завоевателей. Империя обладала сильной дисциплинированной армией, в которой должны были служить все взрослые мужчины.

Сосуд инков в виде головы мужчины

Страна инков делилась на провинции во главе с наместниками, назначенными правителем. Каждая из провинций состояла из нескольких областей, области – из районов. Окраины империи были связаны с центром многочисленными дорогами, по которым специальные гонцы, как эстафету, передавали «единственному инке» сообщения из отдаленных уголков страны.

Империя Инков

Государства Центральной Америки

Найдите на карте города части государства инков, государства майя, государства ацтеков и инков. Как назывались отдельные и каким образом они были связаны между собой?

Основой хозяйства инков было земледелие с развитой системой орошения. Кроме кукурузы южноамериканские индейцы выращивали картофель и другие культуры, а также сумели приручить крупных животных – лам. Большую роль в сельском хозяйстве империи играла крестьянская община. Она организовывала обработку земли, перераспределяла участки, выделяя крестьянину надел в зависимости от размера его семьи, направляла людей на строительство дорог, храмов, дворцов. Общинники должны были сдавать две трети урожая в государственные и храмовые амбары, из которых кормились жрецы, чиновники, сироты и старики.

Лама. Статуэтка инков

Высокого уровня развития достигло в империи инков ремесло. Используя нехитрые инструменты, индейские мастера выплавляли медь и бронзу, занимались ткачеством и гончарным делом, изготавливали великолепные ювелирные украшения. Торговля не получила у инков большого распространения, ее заменило распределение продуктов государственными чиновниками.

Индейцы уважительно относились к научным знаниям. Южноамериканские архитекторы, знакомые с основами математики и геометрии, возводили грандиозные храмы, дворцы и крепости; инки-астрономы знали о созвездиях и, наблюдая за движением солнца и планет, составили календарь.

Каменный календарь ацтеков

Индейцы добились больших успехов в медицине. Они умели делать сложные операции на черепе, с применением пластырей успешно лечили раны и ушибы, изобрели резиновую клизму. Вместе с тем письменность у инков не была такой развитой, как у майя. Для передачи сообщений южноамериканские индейцы использовали узелки, завязанные на шнурах различного цвета. Инки поклонялись богу Солнца, которое олицетворяло жизнь и плодородие. В честь божества индейцы построили огромный храм в Куско, где приносили щедрые дары.

Инка с узелковым письмом. Европейский рисунок XVI века

Подведем итоги

В период Средних веков, в изоляции от остального мира, на территории Америки сложились государства майя, ацтеков и инков. Их жители не знали железа и колеса, не имели тягловых животных, но достигли поразительных успехов в науке и создали культуру, не похожую на культуру Запада и Востока.

1. Когда произошло заселение Американского континента и какие последствия имело это событие?

2. Назовите страны доколумбовой Америки. Почему их так называют? В чем проявлялось их своеобразие?

3. Как выглядели жилища и одежда простых и знатных майя? Что считалось признаком красоты у майя?

4. Какими были города-государства майя? Каким образом было устроено управление в них?

5. Как возникла столица ацтекского государства и сформировалась ацтекская держава?

6. Что общего было в государстве ацтеков и империи инков и чем они отличались друг от друга?

Заполнив сравнительную таблицу «Государства доколумбовой Америки», определите, что было у них общего и чем они отличались друг от друга.

1) Заполните контурную карту "Государства доколумбовой Америки".

1.Подпишите название двух материков и омывающих океанов, а также название двух рек и озера.

2.Закрасьте разными цветами территории индейских государств: а) ацтеков; б) инков.

3.Подпишите название полуострова, где были расположены города-государства майя.

4.Подпишите названия главных городов ацтеков и инков.

2) Вычеркните по одному неверному утверждению. Напишите правильные ответы.

    1 - Из истории Майя: 1, 2, 4, 5

    2 - Из истории ацтеков: 1, 3, 4, 5

    3 - Из истории инков: 1, 2,3 ,4, 6, 7

3) Заполните контурную карту "Средневековая Африка".

1.Подпишите океаны и моря, омывающие африканский континент.

2.Обозначьте разными цветами территории африканских государств: а) Ганы; б) Эфиопии; в) Мономотапы.

3.Отметьте границы Мали в середине XIV века.

4.Обведите города порты, через которые могла осуществляться торговля с Европой. Где они располагаются?


4) Прочитайте отрывок из сочинения арабского путешественника. в середине XIV века он по поручению султана Марокко отправился в Западную Африку, в Мали.

В этих местах путнику не нужно заботиться о съестных припасах, а также о чеканных деньгах...Достаточно, если он имеет при себе куски каменной соли, или стеклянные бусы, или мишуру, которую здесь называют "нитка" , или некоторые ароматические вещества...как только путник попадает в селение, тотчас появляются негритянки с просом, кислым молоком, курами, мукой из корней лотоса, рисом...И путешественник может купить себе любой из этих продуктов.

Что из этого отрывка можно узнать о хозяйстве Мали? Подумайте, для чего султан Марокко отправил в Мали этого путешественника. Что его интересовало: торговые дела, изучение природы и особенностей быта местного населения или что-то ещё?

    Ответ: У Африканских племен в Мали не существовало денежной системы, у них важную роль играло продовольственное хозяйство и обмен на вещи которых у них не было. Султан Марокко послал своего арабского путешественника что бы разузнать что нужно африканским племенам для обмена на их золото.

Теперь вы это знаете

1) Что вы узнали о математики, изучая историю?

1.Как называются цифры, которыми в истории принято обозначать века? Кто их изобрёл?

2.Что вы знаете о происхождении цифр и десятеричной системы счета, которыми мы пользуемся сегодня?

3.Кто пользовался двадцатеричной системой счета?

4.Кто первым ввел в математику нуль?

    1.Римские цифры. Они были изобретены древними римлянами.

    2.В древней Индии были придуманы цифры и десятеричная система счета, затем они попали к арабам, а со временем и в Европу.

    4.Древние индийские математики, а именно аль-Хорезми ввел в обращение число.

2) Разгадайте кроссворд

По горизонтали . 1. Первый правитель всех монголов. 4. Древнее государство Судана. 6. Буддийский храм. 7. Полуостров в Центральной Америке. 11. Арабское государство в Северной Африке. 13. Столица государства инков. 16. Город в Западном Судане. 17. Народ Северной Америки доколумбова периода. 18. Служители древней индийской религии, принадлежащие к высшему слою общества. 21. Столица Делийского султана. 22. Государство Западного Судана, достигшее своего могущества в XIII веке.

По вертикали . 2. Титул военных правителей Японии. 3. Гора в Японии. 5. Сплав из глины и других веществ, изобретённый в Древнем Китае и используемый для изготовления посуды и других предметов. 8. Столица государства ацтеков. 9. Европейское название военно-феодального сословия в Японии. 10. "Путь воина". 12. Государство на северо-востоке Африки, прилегало к Красному морю. 14, 15. Реки в Китае. 19. Индийские князья. 20. Горы в Южной Америке.


3) Какие известные вам народы древности и Средневековья использовали при письме особые знаки - иероглифы? Узнайте с помощью ресурсов Интернета, в каких странах сохранились иероглифическая письменность.

Ответ: Древние египтяне, финикийцы, индейцы, китайцы, японцы, майя.

Пишут иероглифами по сей день: Китай, Япония, Корея.

Люди и события Средневековья

1) Кому принадлежат эти слова? Как они характеризуют этих людей? о каких исторических событиях напоминают?

    1.Борьба за инвеституру - противоборство в XI столетии между Римским Папой Григорием VII и Императором Генрихом IV за право вводить в должность епископов. Это был наиболее значительный конфликт между Церковью и государством в средневековой Европе. Противостояние длилось около 50 лет.

    2.Крестовые походы. 27 ноября 1095 на Клермонском соборе (Франция) папа Урбан II выступил с проповедью призывавшей Западную Европу начать священную войну против мусульман ради возвращения Иерусалима и спасения христианских паломников от преследования "неверных". Он публично призвал христиан отправиться в крестовый поход, обратившись к ним со словами — Так хочет Господь!

    3.Филиппу, королю франков. В разгар конфликта с папой Бонифацием VIII Филипп IV (король Франции), чтобы заручиться поддержкой своих подданных, созвал собрание представителей трех состояний. Наряду с церковной и светской знатью к участию в них были допущены богатые горожане - от имени тех, "работающих".

    4.Эти слова принадлежат чеху Ян Гус, профессору Пражского университета (1370—1415).Он ставил авторитет слова Священного Писания выше авторитета папы и церковных соборов. Это с неизбежностью привело его к столкновению с церковными властями.

    5.Это слова Жанны Д’Арк из письма английскому королю во время войны между Англией и Францией.

    6.Мехмед II . Речь идет об захвате Константинополя в 1453 году.

    Варианты ответов: король Франции Филипп IV Красивый, Ян Гус, папа римский Григорий VII, Мехмед II Завоеватель, папа римский Урбан II, Жанна д

Государства и народы доколумбовой Америки

Цель: сформировать у учащихся представление о хозяйственной, культурной, религиозной жизни народов Америки – майя, ацтеков и инков до открытия континента европейцами. Развить умение учеников самостоятельно работать с текстом учебника, картой, иллюстрациями, подготавливая небольшие сообщения.

Задачи:

1. Учащиеся должны знать:

  1. основные занятия народов доколумбовой Америки;
  2. особенности управления государством и главные достижения культуры американских народов.

2. Учащиеся должны уметь:

  1. описывать общее и различное в общественных порядках майя, ацтеков, инков;
  2. работать с исторической картой;
  3. оценивать масштабность происходивших событий и явлений в доколумбовой Америке и их значимость для эпохи Средневековья.

План:

  1. Оргмомент
  2. Сообщение темы урока – ее изучение
    2.1. Занятия жителей Америки
    2.2. Цивилизация майя
    2.3. Цивилизация ацтеков
    2.4. Государство инков
  3. Закрепление изученного материала – работа с картой
  4. Подведение итогов – выставление оценок
  5. Домашнее задание

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид: комбинированный.

Оборудование:

  1. карта «доколумбова Америка»;
  2. медиапроектор (презентация);
  3. дидактический материал;
  4. цветные карточки.

Понятия: майя, ацтеки, инки, полуостров Юкатан, город Теночтитлан, горы Анды, страна инков Перу, город Куско.

Ход урока

Оргмомент

Здравствуйте, присаживайтесь!

Начиная урок, мне хотелось бы узнать ваше настроение. Пожалуйста, поднимите квадратик красного цвета, если настроение у вас хорошее, квадратик черного цвета, если, настроение у вас плохое и квадратик синего цвета, если у вас настроение отсутствует. (Слайд № 2 )

  1. Красный – хорошее настроение;
  2. черный – плохое настроение;
  3. синий – отсутствие настроения (хорошего или плохого).

(Зафиксировать себе.)

У некоторых из вас хорошее настроение, а у некоторых не очень.

Так вот сейчас мы с вами будем работать и посмотрим, как оно изменится к концу урока.

Сегодня мы отправимся в путешествие, но пункт нашего прибытия вам необходимо отгадать, он зашифрован в ребусе. (Ребус в презентации – слайд № 3).

Ответ : доколумбовая Америка (дом Колумб корова = доколумбовая рама е рука и = Америка (Слайд № 4).

Выйти к доске и показать территорию Северной и Южной Америки

- (Слайд № 5) Назовите океаны, которые омывают берега Северной и Южной Америки?

А может кто-то из вас ответит на такой вопрос:

Почему этот континент называют доколумбовой Америкой? (Слайд № 6). (Ответ : доколумбовая Америка – это континент, который открыл Христофор Колумб (хотя он считал, что открыл Индию, но он ошибся – он открыл Америку), а до тех пор, пока он его не открыл континент и назывался доколумбовая Америка)

Как вы думаете, на чем мы будем путешествовать, учтите речь идёт о средневековье? Слайд № 7. (Учащиеся высказывают предположение о корабле).

Сегодня, в ходе нашего путешествия, мы (Слайд № 8) познакомимся с индейскими племенами майя, инков, ацтеков; выясним, чем они занимались, узнаем особенности управления государством, прикоснёмся к удивительной культуре индейских племён. Это путешествие в удивительный и загадочный мир доколумбовой Америки мы будем совершать по плану (Слайд № 9само появляется), который вы видите на экране. Знания этого урока Вам обязательно пригодятся в будущем ведь, наверняка в глубине души каждый из вас после окончания школы мечтает стать дипломатом или путешественником, а возможно экскурсоводом. Вот тогда-то и пригодятся вам знания с уроков по истории средних веков.

Слайд № 10 Прошлое не безупречно,
но упрекать его бессмысленно,
а вот изучать необходимо.
М.Горький (русский писатель)

Эти слова я выбрал эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Задание на урок (Слайд № 11):

Выяснить внесли ли народы и государства доколумбовой Америки свой вклад во всемирную историю человечества?

Ответ на этот вопрос мы должны получить в конце урока

Слайд № 12 Записываем в рабочем листе тему урока «Народы и государства доколумбовой А (а)мерики» (А как вы напишите название страны?)

Ответ учащихся: название страны пишется с большой буквы)

Итак, мы отправляемся в путешествие, следуя нашему маршруту

Американский континент был заселен предками современных индейцев позже, чем другие. Слайд № 13 Произошло это около 30 000 лет назад. Америку заселили выходцы из Северо – Восточной Азии. Слайд № 14. Есть версия, что тогда ещё не было Берингова пролива, так что они, скорее всего, перебрались по суше. Охотники на бизонов, лосей, оленей и мамонтов покинули Азию и, сами того не зная, оказались на американской земле. Расселяясь с севера на юг, они за 20 000 лет добрались до Огненной Земли.

Индейцы – это общее название коренного населения Америки. Название возникло из-за ошибочного представления первых европейских мореплавателей - Христофора Колумба и др. в конце XV в., считавших открытые ими заатлантические земли Индией.

Слайд № 15. Жители континента имели скуластое лицо, низкий лоб, широко посаженные глаза, орлиный нос и прямые тёмные волосы.

Слайд № 16. В различных областях Америки они приспосабливались к своеобразным местным условиям. Сражались с дикими зверями, и ягуар стал грозным символом той войны. Стремясь подчинить себе природу, они начали орошать сухие земли Мексики, осушать болота озера Тескоко, вырубать леса Амазонии.

Изолированные от внешнего мира, первые американцы не изобрели гончарного круга, не добывали железо. Из домашних животных они приручили только ламу. Слайд № 17. Однако её нельзя было впрячь в повозку: она была недостаточно сильна. Не знали они и повозок, так как не изобрели колесо. Жители американского континента выращивали много сельскохозяйственных культур, которые нигде более не были известны. Слайд № 18 . Именно оттуда к нам пришли картофель, кукуруза (маис), томат, какао, арахис, земляника, подсолнечник, хлопок, фасоль, тыква, авокадо, ваниль, ананас. Названия этих культур пришли из индейских языков. Особое значение для индейцев имела кукуруза. Они пекли из неё лепёшки, варили различные каши. Слайд № 19

Как Вы думаете, с какой культурой Европы можно сравнить по значению кукурузу? А с какой культурой Азии? (Если говорить о Европе о большей части Азии – то с хлебными злаками – рожью и пшеницей. В юго-восточной Азии подобную роль играет рис.)

Слайд № 20 Корзинка /показать/ .

Мы используем словами, которые взяты из индейских языков. Как вы думаете какие слова пришли к нам из индейских языков? / «томат», «шоколад», «какао», «каучук», «сигара» /географические названия, названия животных, рыб, птиц, предметов с которыми европейцы познакомились впервые в Америке.

Постепенно индейские племена переходили к оседлой жизни, начали строить города, придумали письменность и создали свою высокую культуру.

В доколумбовой Америке отечественные историки выделяют четыре цивилизации, а учёные США и Канады насчитывают до восьми цивилизаций.

Рассмотрим в учебнике на странице 260 карту, показывающую расселение майя, ацтеков и инков. Слайд № 21. Выходят к доске и показывают

Где проживало племя, майя /проживали на полуострове Юкатан/

Какую территорию заселили ацтеки? / ацтеки заселили территорию Мексиканского плоскогорья (ст. Теночтитлан),

Где обосновались инки? /инки обосновались на западе Южной Америки в центральных Андах, здесь раскинулась страна инков Перу – с центром в городе Куско/.

Обратимся к истории народов и государств доколумбовой Америки, а помогут нам в этом ваши одноклассники, которые подготовили отчёты о своём воображаемом путешествии к индейцам майя, ацтекам и инкам.

Вы должны внимательно слушать и запоминать то, что они говорят, о чем рассказывают, в ходе нашего путешествия мы будем вести (Слайд 22) путевой дневник в виде таблицы. Обратите внимание, в заполнении вам поможет рассказ одноклассников, также помощь вам окажут страницы учебника по истории средних веков § 35

Путевой дневник по миру народов доколумбовой Америки

Итак, первым о своём путешествии в индейское племя майя расскажет Левченко Михаил. Слайд № 23.

Племя проживало Слайд 24 на полуострове Юкатан – это непроходимые джунгли. Слайд 25 Земля принадлежала общинам, каждой семье община выделяла расчищенный от леса участок. Главная сельскохозяйственная культура – кукуруза. Майя всегда помогали друг другу – это их обычай. Слайд 26 В I веке до нашей эры у них возникли города во главе каждого города стоял правитель – он великий человек и его власть передавалась только по наследству. ПАУЗА

Слайд 27 Майя использовали письменность. Иероглифы наносили кисточками на бумагу, рукописи украшали рисунками. Ими создан самый точный календарь на основе, которого жрецы указывали сроки начала земледельческих работ, умели предсказывать солнечные и лунные затмения. Слайд 28, 29 Майя строили на большой высоте, так вот, чтобы построить город, они сначала расчищали в джунглях большой участок, а затем доставляли из каменоломен многотонные каменные глыбы, их шлифовали и покрывали резьбой. Улицы в их городах тоже необычные, они пересекались под прямым углом друг к другу. Между городами прокладывали дороги, которые покрывали гладко оттесанными каменными плитами.

На высоких платформах сооружали дворцы и храмы (самый известный - Чичен – Ица, Слайд 30 это каменное сооружение дошло до наших дней, в виде ступенчатых пирамид, некоторые из них потом использовались как гробницы правителей. Окон в зданиях не было, а свет и воздух проникали через дверные проёмы. Постройки украшали статуями богов и рельефами, изображавшими правителей, жрецов, а также военные сцены.

В племени майя существовали и развлечения, одно из которых слайд № 31 игра в мяч.

Религиозная система майя исключительно самобытна. Они почитали Бога Солнца, в честь Бога Дождя Чаку совершали жертвоприношения. Слайд 32

Слайд 33 Вот так жили майя, пока в середине XIII века не начались внутренние конфликты, которые привели к падению города Майяпана в 1441 году. Так племя и прекратило существование. Но до нашего времени сохранились величественные храмы индейского племени майя. Слайд 34

С чем из истории Древнего мира Вы могли бы сопоставить города-государства майя? (Античные полисы)

Мы с вами сейчас были очевидцами жизни в племени майя. Как обстоят дела с путевым дневником?

Давайте сверим записи. (Слайд № 35).

Дёшин Михаил побывал в племени ацтеков. Слайд № 36.

Слайд № 37. Племя жило на территории Мексики, на плоскогорье высотой 2000 метров над уровнем моря в этом месте расположена живописная долина с мягким климатом и плодородной почвой. Сюда племя пришло с севера в 13 веке и основало на островах посреди большого озера Тескоко город Теночтитлан. Слайд № 38 Острова соединили дамбами, город пересекали прямые улицы и каналы, вдоль которых возвышались храмы и дворцы, украшенные рельефами и мозаикой.

Слайд № 39. Горожанам земли не хватало. Поэтому они устраивали посевы на узких полуостровах и даже на сплетенных из ветвей плотах, где укладывали поднятые со дна озера водоросли и плодородный ил. Такие «плавучие поля» давали несколько урожаев в год и могли прокормить жителей столицы.

Слайд № 40. Во главе государства стоял наследственный правитель – «владыка всех людей». Знатные люди занимали высокие должности, получали за службу жалованье. Во время войны, которая для ацтеков была самым почётным занятием, создавалась армия численностью до 150 тысяч человек. Свои мужеством на войне рядовые воины, вооруженные копьями и луками, могли заслужить доступ в ряды знати, таких воинов называли «орлами» и «ягуарами». Меня поразило то, что с раннего детства мальчика готовили в воины. Внимание на экран.

ВИДЕОФРАГМЕНТ слайд

Слайд № 41. Ацтеки подчинили все соседние народы и создали могущественную державу. Захваченных на войне пленников приносили в жертву богам или делами рабами. В столице было два невольничьих рынка, где торговали пленниками.

Слайд № 42. Больших успехов достигли ацтеки в ремесле. Чеканщики делали украшения из золота и серебра; ювелиры искусно гранили драгоценные камни и делали тонкую мозаику. Мастера изготовляли глиняные сосуды с орнаментом и маленькие выразительные фигурки людей и животных, ткани из хлопка с вышивкой и прокладками из цветных птичьих перьев.

Слайд № 43. В столице существовали школы для рядовых ацтеков и для знати. В обычных школах обучали земледелию, ремеслу и военному делу. Детей знати учили истории, мифологии и религии, письму, чтению, счету, астрономии, поэзии, ораторскому искусству. Они сочиняли гимны, которые посвящали богам. (Слайд № 44). В столице ежегодно устраивались состязания певцов-поэтов; лучших из них награждали премиями.

Так жили ацтеки, пока (Слайд № 45) в 1519 году в их империю не вторглись испанские завоеватели, и с тех пор начались беды – большую часть территории они подвергли сожжению.

Много интересного и увлекательного нам поведал Михаил, спасибо!

Продолжаем заполнять путевой дневник .

- Давайте сверим наши записи. Итак, приступаем. (Слайд № 46).

Прежде чем мы отправимся к инкам предлагаю вашему вниманию небольшую видеозарисовку для того чтобы вы погрузились в атмосферу эпохи.

ВИДЕОФРАГМЕНТ

Некоторые тайны племени инков приоткроет нам Бондарева Мария – слайд №47 .

Слайд № 48. В суровых горах Андах на западе Южной Америки раскинулась на тысячи километров страна Перу. Центр её город Куско с прилегающей территорией.

Государство инков возникло в 11 веке. Слайд № 49. Постепенно они завоевали соседние племена, подчинили себе большие области. Слайд № 50. Во главе государства стоял неограниченный правитель – верховный Инка. Он носил платье из красивых тканей и никогда не надевал его дважды. Во время приема посетителей Инка был скрыт от них занавесом, а слова его передавал специальный вельможа. Власть правителя переходила одному из законных сыновей, по его мнению, наиболее способному. Кровные родственники Инки, назывались «Сынами Солнца» (Солнце – главный Бог Инков), занимали высшие должности в государстве.

Слайд № 51. Государство у инков подчинялось интересам войны и по образу жизни напоминало казарму. Мужчин делили на отряды – десятки, сотни – во главе с начальниками. Дисциплина в войске была крайне суровая: например, воина, который во время марша вышел из рядов, могли покарать даже смертью. Их армия побеждала и своей численностью: на одного врага приходилось до 20 солдат инков.

Слайд № 52. Население жило общинами, которая состояла из семей землевладельцев. Каждый общинник получал надел, а женщина – половину надела. Общинник был всю жизнь привязан к своему селению, он не мог выйти за границу общины без разрешения властей. На склонах гор крестьяне высекали площадки для посева и насыпали на них землю. Поля огораживали барьерами, чтобы дожди не смывали землю, в засуху орошали ее водой из каналов.

Слайд № 53. Все подданные обязаны были либо трудиться на земле, либо служить в войске.

Вступление в брак у них было обязательным. Всех мужчин до 25 лет или женщин до 18 лет, не успевших заключить брак, собирали в назначенный день в окружном центре, где чиновник составлял из них по своему усмотрению супружеские пары. Никто не мог уклониться от предписанного государством брака!

Слайд № 54. Инки создали свою неповторимую культуру. Письменности они не знали, но создали особое узелковое письмо – кипу. Построили великолепные дороги, которые связывали столицу со всеми частями империи и служили для передачи информации (первая почта). В школах наряду с историей, религией, военным искусством, музыкой и танцами дети на память заучивали сведения о порядке управления, законах и обычаях.

Слайд № 55 Архитекторы воздвигали храмы, дворцы, крепости. Главная крепость располагалась на скалистом холме и соединялась с городом туннелями.

Слайд № 56. Так жили инки вплоть до 20-х годов 16 века, пока их территорию не завоевали испанцы. Они захватили и разграбили Куско. Вот так грустно закончилась жизнь инкского племени…

О покорении страны инков испанцами следующий

ВИДЕОФРАГМЕНТ

Продолжаем заполнять путевой дневник (показ слайдов № 57).

Используя информацию, которая у Вас есть, сравните державы ацтеков и инков. Выделив общее и отметив отличия. Слайд № 58

(В обоих случаях речь идёт о высокоразвитых культурах. И ацтеки и инки имели собственное государство. Причём, и в том, и в другом случае речь идёт об империи, объединявшей множество покорённых племён. Судя по имеющейся информации, у инков государство было более централизованным с упорядоченной системой управления. Об этом, в частности, свидетельствуют дороги, способствовавшие укреплению связей между различными частями страны)

В ходе путешествия мы с вами немного устали. Предлагаю вам отдохнуть . У индейцев очень своеобразный язык. Одно понятие как правило обозначают 2 слова. С произношением нескольких слов и их значением мы сейчас и познакомимся…

- Я буду произносить фразу и говорить, что она означает. А вы по рядам хором должны будете повторить только саму фразу.

  1. Ин шочитль, ин куикатль – цветок и песня = поэзия; Слайд № 59
  2. Ин атль, ин тепетль= вода и холм = город; Слайд № 60
  3. Топко, петлакалко= в мешке и в ящике = тайна Слайд № 61

Переходим к ЗАКРЕПЛЕНИЮ. РАБОТА ЭКСПЕРТОВ. 1 РЯД ЛЕВЧЕНКО, 2 РЯД БОНДАРЕВА, 3 РЯД ДЁШИН

Отметьте черты, присущие цивилизациям доколумбовой Америки /поднимаем красную карточку, если эта черта была присуща цивилизациям доколумбовой Америки. Поднимаем черную карточку, если это было не свойственно цивилизациям доколумбовой Америки. / Слайд № 62

  1. Умение людей выплавлять железо /нет/.
  2. Изготовление орудий труда из камня и бронзы. /да/.
  3. Отсутствие тягловых животных /да/.
  4. Наличие знати /да/.
  5. Развитие астрономических и математических знаний /да/.
  6. Вера во множество богов /да/.
  7. Умение изготавливать повозки и колесницы /нет/.
  8. Широкое использование тягловых животных /нет/.
  9. Сооружение многочисленных храмов и дворцов /да/.

Слайд № 63 Я буду называть черту, присущую одной из трёх изученных нами сегодня цивилизаций, а вы должны поднять красную карточку, если эта черта присуща племени майя, чёрную карточку если это свойственно ацтекам и синюю карточку если это присуще инкам.

  1. Использование вместо денег плодов какао и пёстрых раковин /майя/. Слайд № 64,65
  2. Создание единого государства со столицей в городе Куско /инки/. Слайд № 66,67
  3. Сооружение сети дорог, которые связывали окраины государства со столицей /инки/. Слайд № 68,69
  4. Существование ряда независимых городов - государств, отсутствие единого государства. /майя/. Слайд № 70,71
  5. Почитание в качестве главных божеств бога войны Уицилопочтли и бога земли Тлалока /ацтеки/ Слайд №72,73
  6. Правитель государства командовал войском, был верховным судьёй и главным жрецом. Должность эта была выборной, но право избирать правителя имели лишь несколько самых знатных семей. /ацтеки/ Слайд №74,75
  7. Успехи в развитии астрономии, математики, умение предсказывать затмения, составление самого точного в мире календаря, введение в математику понятия «ноль» /майя/ Слайд №76,77
  8. Во главе государства стоял наследственный правитель, считавшийся прямым потомком бога Солнца. Он обладал неограниченной властью над подданными своей империи и являлся владельцем всей земли в государстве /инки/ Слайд №78,79
  9. Люди верили, что раз в 52 года миру угрожает опасность, и если не задобрить богов постройкой огромных пирамид и человеческими жертвоприношениями, то Вселенную постигнет катастрофа /ацтеки/ Слайд №80,81
  10. Для передачи сообщений использовали узелки, завязанные на шнурках разного цвета /инки/ Слайд №82,83

Вычеркните лишнее Слайд №84

Картофель, чай, помидоры, гречиха, рис, кукуруза, фасоль, корица, тыква, перец, пшеница, какао, овёс, каучук, лён, подсолнечник.

По какому признаку составлен этот логический ряд?

Давайте подведём итоги по проблеме урока. Проблемный вопрос звучал так слайд № 85

Выяснить внесли ли народы и государства доколумбовой Америки свой неоценимый вклад в историю человечества? И в чем это выражалось? Обосновать свою точку зрения («да» почему? или «нет» почему)

Озвучить выводы (слайд № 86)

  1. Народы Америки рано стали заниматься земледелием и освоили ряд неизвестных в других частях света полезных растений.
  2. У них складывались классовые общества и возникали государства.
  3. Они создали свою оригинальную культуру – письменность, календарь, добились успехов в астрономии и математике, в архитектуре и изобразительном искусстве.

Вывод по нашему путевому дневнику (нашей таблице) совпадает сегодня с выводом по нашему уроку?

ЛИЧНОСТНЫЙ МОМЕНТ ЧЕМ БЫ ВЫ ГОРДИЛИСЬ И ЗА ЧТО ВАМ БЫ БЫЛО СТЫДНО

Подведение итогов работы на уроке – выставление оценок

Мы с вами совершили сегодня удивительное путешествие в средневековый мир народов доколумбовой Америки, и сейчас мы с вами выясним, с каким настроением мы завершаем наше сегодняшнее путешествие. Итак, возьмем в руки квадратики того цвета, какое сейчас у вас настроение… Слайд № 87

Слайд №88 Домашнее задание: параграф 35, пересказ;

- На этом урок окончен! Всем спасибо! До свидания!


Цель: Познакомить учащихся с государствами и народами доколумбовой Америки.

Задачи:

  1. Каждый ученик к концу урока должен иметь представление о занятиях, нравах и быте народов Америки до прибытия европейцев;
  2. Научить работать с текстом учебника, выделять главную информацию, перерабатывать её и переносить в таблицу;
  3. Воспитывать умение работать в группе, в том числе воспитывать взаимопомощь, коллективизм.

Оборудование: Карта «Америка до захвата европейцев», атласы, экран, мультимедиапроектор, доска, учебник по истории средних веков (автор Е.В.Агибалова, Г.М.Донской), карточки для игры в «Крестики-нолики»

Ход урока

I. Проверка домашнего задания:

1. Индивидуальные задания:

а) Используя иллюстрации, картины из альбома по истории средних веков описать индийские архитектурные сооружения, указать их особенность;

б) работа по карточке: Арабские купцы, побывавшие в Индии в 10-11 веках, сообщают об управлении государством: «Цари в Индии не признают над собою никакого главы. Каждый сам себе господин…»

«В её государствах царят большие различия в языках и религии, и они часто враждуют друг с другом… Царская власть переходит по наследству в одном семействе…» Какие выводы о феодальн6ом государстве в Индии можно сделать на основании этих сообщений? Что общего имели государства в Индии и Западной Европе в 10-11 веках?

2. Фронтальный опрос класса:

– Какие вторжения в Индию совершались в средние века? Как вы думаете, почему они происходили в основном с северо-запада? (Работа с картой);

– В чём вы видите особенности экономического и политического развития Индии в средние века по сравнению со странами Востока и Европы?

– Почему Делийский султанат распался? В чём вы видите сходство с причинами распада Арабского халифата?

– Какие достижения Индийской культуры были восприняты другими народами?

II. Подготовка к изучению нового материала:

– Сообщение о коренных народах Америки (сообщение заранее готовит ученик класса)

III. Самостоятельные выводы учащихся о теме и целях урока:

IV. Изучение нового материала (в группах).

1. Учащиеся самостоятельно изучают материал параграфа, затем в группах заполняют таблицу, показывающую особенности племён, форма таблицы выводится на экран.

1-ая группа: «Майя» (с. 257-259) параграф 33

2-ая группа: «Ацтеки» (с.259-260) параграф 33

3-я группа: «Инки» (с. 260-263) параграф 33

Название племени

Место проживания

Управление и общественный строй

Религия

Успехи в культуре

Наука

П-ов Юкатан и область в Центральной Америке

Общины, города-государства, Правитель

  • Знали письменность,
  • Составили календарь,
  • Строили дворцы и храмы, изготавливали статуэтки богов и рельефы
  • Математика,
  • Астрономия,
  • Литература

Во главе государства наследственный правитель

вера в богов

Украшения из золота и серебра, гранили драгоценные камни и делали мозаику, изготавливали глиняные сосуды, фигурки людей и животных, ткали и вышивали

  • История,
  • Астрономия,
  • Литература,
  • Математика

В горах Андах на западе Южной Америки

Общины, неограниченный правитель – верховный Инка, контролёры – «глаза и уши Инки»

Почтовая связь, школы для детей, храмы и дворцы

  • История,
  • Литература,
  • Математика,
  • Искусство

2. По мере подготовки информации каждая группа защищает свой проект и на экран выводится информация о племени (по порядку о каждом племени);

3. В итоге на экран выводится сводная таблица по всем изучаемым племенам и по ней даётся дополнительное задание для анализа всему классу: сравните особенности государств индейцев Америки.

4. Игра «Крестики-нолики»: Учитель раздаёт заранее заготовленные карточки со схемой, ученики подписывают свои карточки, затем учитель задаёт вопрос, учащиеся ставят в нужной клетке крестик (х), если ответ утвердительный, если ответ отрицательный – нолик (0).

Вопросы:

  1. На территории доколумбовой Америки жили народы: Майя, Ацтеки, Инки;
  2. В области культуры Инки создали календарь;
  3. Особенности школ Ацтеков в том, что знать и простые люди обучались по-разному;
  4. Майя населяли полуостров Юкатан;
  5. Инкам принадлежал город Теночтитлан;
  6. Жрецы Майя указывали сроки начала земледельческих работ на основе календаря;
  7. «Плавучие поля» были у племени Ацтеков;
  8. Почтовая связь между частями страны была налажена у Инков;
  9. В столице Майя находились 2 невольничьих рынка.

В конце игры учитель схему с правильными ответами выводит на экран, дети сверяют и сдают работы

(учитель будет иметь возможность оценить тех учащихся, которые слабо работали в течение урока)

V. Итоги урока:

– Народы средневековой Америки создали в средние века свои государства, необычные порядки, оригинальную культуру, не похожую ни на одну культуру народов Европы и Азии.

VI. Оценивание.

VII. Д/З: параграф 33, по каждому пункту параграфа составить 1 вопрос.

Заселения первыми людьми американского континента датируется 12-14 тыс лет назад. Племена аборигенов жили фактически в условиях полнейшей изоляции и не догадывались о существовании других цивилизаций.

Народы доколумбовой Америки

Коренное население Америки внешнее очень напоминало индийцев: кожа красноватого оттенка, черные волосы, прямой нос с высокой переносицей. Поэтому, когда Христофор Колумб их впервые увидел, то подумал, что попал в Индию.

После выясненного недоразумения, Колумб дал общее название племенам туземцев - индейцы.

В центральной Америке основным занятием аборигенов было земледелие. Из-за того, что климат был невероятно сухим и жарким индейцы научились орошать свои земельные наделы и даже строили специальные каналы, благодаря которым земля получала необходимую влагу.

Индейцы выращивали культуры, которые были еще неизвестны тогда в Европе: картофель, кукурузу, помидоры. Именно индейцами впервые была одомашнена индейка.

Государства доколумбовской Америки

Среди коренного населения доколумбовой Америки историками выделяются такие основные цивилизации: ольмеки, майя, ацтеки и инки.

Цивилизация Ольмеков

Индейцы ольмеки жили на территории современной Мексики. Уже в начале 1 тыс. до. н.э. они начали строить свои города. В каждом городе ольмеки строили пирамиды – храмы, которые были ступенчатой формы и не имели вершины.

Также этими племенами строились своеобразные каменные головы, которые носили религиозный характер и достигали своей высотой 4 м.

Ольмеки имели свою письменность, но к сожалению историки до сих пор не смогли ее расшифровать. Именно ольмекские племена впервые в мире придумали примитивную альтернативу современного водопровода.

Цивилизация Майя

Племена Майя населяли территорию Центральной Америки. Храмы Майя были фактически идентичны с храмами – пирамидами ольмеков.

До сих пор в джунглях Южной Америки сохранилось несколько таких пирамид. Племена Майя устраивали различные состязания, проигравших участников которых, приносили в жертву богам.

Племена Майя не знали о существовании железа, поэтому орудия труда, украшения, предметы быта они изготавливали из камня и дерева.

Это не помешало Майя сооружать превосходные статуи и быть великолепными резчиками по камню. На камнях они высекали иероглифы, которыми была представлена их письменность.

Иероглифы Майя современные ученные смогли расшифровать, и были поражены, насколько глубоко древние индийские племена обладали знаниями математики и астрологии.

Ведь именно на каменных глыбах Майя вели свой солнечный календарь, а также делали математические расчеты, позволяющие им точно отслеживать движения Луны, звезд и Солнца.

Цивилизация ацтеков

Древние племена ацтеков были настоящими воинами. Мальчиков ацтеков воспитывали в условиях подобных древним спартанцам .

Ацтеки отличались необычайной жестокостью: они снимали скальп из своих пленных и носили его как трофей.

Несмотря на то, что земли, на которых проживали ацтеки, были очень плодородными, они добывали себе еду путем захвата и грабежа соседних племен.

Позже, Ацтеки смогли объединиться в одно государство, правитель которого обожествлялся и считался посланником бога солнца.

Цивилизация инков

Центр цивилизации древних инков – это современная территория Перу. Инки сооружали великолепные города, которые располагались в подножье Анд.

В своей столице инки соорудили храм богу солнца, который был покрыт золотом.

У древних инков была своя система письменности: они завязывали узелки на веревке. Определенное количество узелков отвечало за то или иное название предмета.

Несмотря на то, что индейские племена жили в изоляции от других цивилизаций, мы можем найти много общего между ними.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Средневековая Африка (Судан и Мали): история, культура и образование
Следующая тема:   Значение Средних веков в истории человечества


Последние материалы раздела:

Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни
Важность Патриотического Воспитания Через Детские Песни

Патриотическое воспитание детей является важной частью их общего воспитания и развития. Оно помогает формировать у детей чувство гордости за свою...

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...