Полное руководство как остановить детскую травлю – буллинг. Надо ли переводить ребёнка в другую школу? Что можно сделать с обидчиками

Травля может принимать разные формы, но все они причиняют вред. Даже если травля не носит физический характер, человек, подвергающийся буллингу, может на всю жизнь получить эмоциональную травму из-за пережитого. Вот почему очень важно прекратить это. Если над вами издеваются, есть вещи, которые вы можете предпринять, чтобы разобраться с обидчиком. Если вы являетесь свидетелем травли, тогда вы можете кое-что сделать, чтобы встать на защиту человека. Вы также можете поработать над повышением осведомленности среди сверстников и узнать о различных способах попросить о помощи.

Шаги

Разберитесь с обидчиком

  1. Уйдите. Если ситуация кажется угрожающей или опасной, лучше уйти от обидчика. Даже если это неопасная ситуация, помните - вы не обязаны выслушивать гадости в свой адрес. Лучше всего просто спокойно отойти от этого человека. Так вы дадите понять, что не намерены терпеть подобное поведение.

    • Подойдите к людям, - к учителю или кому-то еще - которые не допустят издевательства.
  2. Расскажите кому-нибудь о происходящем, чтобы остановить обидчика. Важно сразу сообщить о травле, чтобы она прекратилась. Рассказав кому-то, что над вами издеваются, вы постоите за себя и покажете обидчикам, что вы не будете терпеть издевательств над собой.

    • Обратитесь к учителю, родителям, школьному психологу или к кому-нибудь еще, кто сможет помочь, и немедленно сообщите им, что сказал или сделал обидчик по отношению к вам.
    • Скажите что-то вроде: «Алина надо мной издевается. Она постоянно высмеивает мой вес и не останавливается. Я просил(а) ее прекратить, но она продолжает делать это. Я думаю, что мне нужна помощь, чтобы с ней справиться».
    • Вы также можете написать записку, чтобы объяснить, что происходит. Отдайте ее учителю, школьному психологу или директору.
    • Обратитесь к кому-нибудь еще, если первый человек, которому вы рассказали о травле, ничего не предпринимает. Не соглашайтесь с тем, что вам придется мириться с издевательствами.
  3. Посмотрите обидчику прямо в глаза и попросите его остановиться. Твердость, решительность, а также уверенный язык тела - самый лучший способ обратиться к обидчику. Если обидчик продолжает приставать к вам, даже после того как вы ушли, дайте ему понять, что не будете мириться с таким поведением. Повернитесь и скажите ему в лицо, чтобы он прекратил.

    • Используйте уверенный язык тела - выпрямитесь и повернитесь к обидчику лицом. Смотрите ему в глаза во время разговора. Не опускайте взгляд вниз, и не пытайтесь стать «меньше», например, скрещивая руки или сгибая колени. Выпрямитесь в полный рост, держите руки по бокам, а ноги на ширине плеч.
    • Изложите свою просьбу коротко и ясно. Скажите что-то вроде: «Прекрати это, Алина», - или: «Саша, оставь меня в покое». При этом обязательно смотрите обидчику прямо в глаза и говорите спокойным, ясным голосом.
    • Не любезничайте с обидчиком и не оскорбляйте его. Если вы будете говорить приятные вещи человеку после того, как он оскорблял и унижал вас или физически угрожал вам, это лишь повысит его чувство превосходства. Обзывая обидчика, вы можете привести его в ярость, что заставит его приложить больше усилий, чтобы вам навредить.
  4. Сохраняйте спокойствие . Цель обидчика - получить от вас эмоциональный отклик, так что делайте все возможное, чтобы сохранять спокойствие и не показывать свои чувства. Старайтесь не демонстрировать злость, грусть или испуг. Человек может «питаться» этими эмоциями и прикладывать еще больше усилий.

    • Сделайте несколько глубоких вдохов и подумайте о чем-то, что вызывает у вас радостные эмоции. Вспомните, как вы получили хорошую оценку за контрольную, как играли с собакой, или представьте, как весело вы проводите выходные вместе с семьей. Это поможет вам отвлечься от данной ситуации и не реагировать на нее. Обязательно во время этого держите глаза открытыми и сохраняйте зрительный контакт с обидчиком.
    • Отвечайте обидчику спокойно и уравновешенно. Например, можете сказать: «Тимур, я знаю, ты думаешь, что это смешно, но это не так. Прекрати». Или: «Прекрати сейчас же, или я расскажу учителю о твоем поведении».
    • Обязательно позже поговорите с кем-нибудь о том, какие чувства вызвал у вас обидчик. Поговорите с родителями, школьным психологом или учителем.

    Помогите кому-то, над кем издеваются

    1. Действуйте незамедлительно. Не мешкайте. Увидев или услышав, как над кем-то издеваются, вмешайтесь, чтобы немедленно остановить травлю. Если сами не можете вмешаться, найдите кого-нибудь, кто сможет. Взрослые, которые пытаются прекратить травлю, могут также попросить помощи у другого взрослого.

      • Вы можете попробовать заступиться за человека и сказать что-то вроде: «Прекрати, Антон!» Не оскорбляйте обидчика и не применяйте физическую силу, чтобы остановить его издевательства над человеком.
      • Если вы не можете вмешаться, или ваше вмешательство не сработало, попросите помощи у кого-нибудь еще. Например, если вы видите, что над кем-то издеваются на игровой площадке, сбегайте за учителем или старостой и расскажите ему о том, что произошло.
      • Не тяните до последнего - расскажите о происходящем сразу же. Если вы будете медлить, человек может пострадать.
      • Сообщите учителю или школьному психологу о любых продолжительных издевательствах, о которых вы знаете. Некоторые виды травли, например, изоляция или насмешки, могут остаться незамеченными учителями.
    2. Разделите обидчика и его жертву. Важно держать обидчика подальше от человека, которого он запугивает. Не заставляйте обе стороны находиться вместе в одной комнате или пожимать друг другу руки и мириться. Отведите их в отдельные комнаты и поговорите с каждым по отдельности.

      • Спросите каждого, что случилось.
      • Вы также можете поговорить с другими детьми, которые стали свидетелями издевательств, но не делайте этого перед обидчиком или его жертвой.
      • Потратьте время на выяснение деталей произошедшего. Не пытайтесь выяснить все на месте. Поговорите с обеими сторонами, опросите свидетелей, что они видели, а затем составьте полную картину.
    3. Отнеситесь к этому серьезно. Травля - это большая проблема, которая может обостриться и нанести человеку серьезный вред, как эмоциональный, так и физический, если ее не прекратить. Отнеситесь серьезно к любой травле, о которой услышите. В некоторых ситуациях вам даже может понадобиться связаться с полицией или службами экстренной помощи. Возможно, вам придется привлечь полицию или обратиться за медицинской помощью для человека, если:

      • в деле задействовано оружие;
      • от обидчика исходят угрозы;
      • насилие или угрозы мотивированы ненавистью, например, расизмом;
      • обидчик нанес серьезный физический ущерб человеку;
      • имеет место сексуальное насилие;
      • произошло что-то незаконное, например, вымогательство, шантаж или ограбление.

      Подавайте хороший пример

      1. Никогда ни над кем не издевайтесь в школе. Проанализируйте собственное отношение к одноклассникам. Есть ли среди них кто-нибудь, над кем вы, возможно, издеваетесь, даже непреднамеренно? Все обмениваются колкостями время от времени, но, если есть кто-то, кого вы часто дразните, остановитесь, даже если не расцениваете свои действия как травлю. Возьмите за правило быть любезным с людьми, даже если они вам не особо нравятся.

        • Не дразните человека, если не знаете его достаточно хорошо, чтобы понять его чувство юмора.
        • Не распространяйте слухи или сплетни о других людях - это один из видов травли.
        • Не нужно намеренно не обращать внимания на кого-либо или игнорировать его.
        • Никогда не распространяйте фотографии или информацию о ком-то в интернете без его согласия.
      2. Вступитесь за других людей. Если вы видите, что над кем-то в вашей школе издеваются, заступитесь за него. Оставаться безучастным - недостаточно. Обязательно вмешайтесь, чтобы жертва не пострадала еще больше. Например, можно поговорить с обидчиком, если это кажется вам безопасным, или сообщить директору школы о том, что вы видели.

        • Если ваши друзья начинают сплетничать о ком-то, дайте понять, что вы не участвуете в подобных вещах. Скажите что-нибудь вроде: «Я не люблю сплетничать. Можем поговорить о чем-нибудь другом?»
        • Если ваши друзья намеренно не обращают внимания на кого-то, сообщите, что было бы правильнее перестать игнорировать этого человека. Скажите: «Я думаю, мы должны лучше относиться к Кате. Новеньким всегда сложно в школе».
        • Если вы видите, что кого-то задирают и вы боитесь за безопасность этого человека, немедленно сообщите директору школы. Скажите: «Я беспокоюсь об Алексее. Я заметил(а), что некоторые мальчики из старших классов пристают к нему, когда он возвращается домой из школы».
      3. Сообщите всем, что издевательства должны прекратиться. Во многих школах проводят кампании по борьбе с издевательствами. Их организуют ученики, которые хотят сохранить в школах безопасность и дружелюбную атмосферу. Присоединитесь к группе или создайте ее в своей школе, чтобы привлечь внимание к проблеме травли и выяснить способы ее решения.

        • Попробуйте завести с друзьями разговор об издевательствах. Можете сказать: «Ты в курсе, что в нашей школе некоторые учащиеся по-прежнему издеваются над другими? Я думаю, это ужасно и хотел(а) бы что-нибудь сделать, чтобы прекратить это».
        • Поговорите со своим учителем или школьным психологом о том, как вы можете помочь. Например, вы можете выступить с презентацией о травле перед классом или организовать мероприятие, которое повысит осведомленность о данной проблеме.

Наталья Цымбаленко смогла остановить травлю в классе своего сына, ее рассказ на странице в Фейсбуке более 9 тысяч раз. Опираясь на свой опыт она разработала памятку, которая поможет другим родителям защитить своего ребенка.

Как-то Петя подошел и спросил: «Мама, а что такое вейп? Это не вредно?» Я в который раз подумала: как хорошо, что у нас с сыном доверительные отношения! Оказалось, что в классе, чтобы быть крутым, нужно курить вейп, и один мальчик из группы «шутников» сказал Мише, что тот может сдать ему деньги, и он купит ему вейп. Миша хотел вернуть некоторые позиции в классе и деньги принес. Мальчик деньги просто забрал…

Но проблема буллинга, травли – это не проблема личности, а проблема группы. Очень многие родители замечают, и я в свое время замечала, когда мой ребенок был в такой ситуации, что те же самые дети, которые в классе могут очень жестоко травить ребенка, оказавшись с этим же ребенком вне класса, например, в очереди в детскую поликлинику, могут два часа душа в душу играть, как лучшие друзья. Никакого напряжения. Когда они же оказываются в группе, у них индивидуальный мозг отшибает, их подминает групповая дисфункция.

В специализированной школе с репутацией может оказаться, что в среднем учителя тратят на детей времени меньше, потому что считают своим главным долгом хорошо вести свои уроки, их могут гораздо больше волновать оценки учеников, а не их отношения. Бытует мнение, что учителя не должны во все вмешиваться, а заниматься только своим делом. Они, конечно, не должны вмешиваться во все – слишком активное участие в детской жизни тоже вредно: дети имеют право на некоторую независимость личности. Но когда на них мало обращают внимания, потому что «наше дело просто встретиться в классе по химии», – это тоже плохо.

Часто преподаватели отмалчиваются и не вмешиваются, когда одного из школьников открыто травят одноклассники, задирают его, обзывают и унижают.

Если обидчикам все сходит с рук, они переходят к более жестоким формам буллинга. Поэтому важно пресекать подобные проявления агрессии. Для начала стоит выяснить, что такое буллинг в школе и на работе.

Что это такое

Чтобы понять сущность и способы противостояния буллингу, стоит обратиться к определению термина. Данное понятие означает намеренную и постоянную травлю , где силы обиженного и агрессора явно не равны .

Сюда относятся:

  • угрозы;
  • оскорбления;
  • унижения;
  • высмеивание;
  • шантаж;
  • вымогательство;
  • воровство;
  • драки;
  • присвоение чужих успехов;
  • изнурение сотрудника;
  • напоминание о прошлых ошибках.

Особенно остро проявляется жестокость среди подростков на фоне противоречий в характерах детей. Большую роль при этом играют внутренние и внешние условия развития.

Процесс буллинга обладает возрастными, половыми и психологическими закономерностями. Так, среди мальчиков больше распространена физическая травля, а среди девочек – психологическая.

Моббинг и буллинг

Эти два понятия тесно связаны между собой. Моббинг , в отличие от буллинга , характеризуется менее радикальными формами агрессии. Это могут быть сплетни, обзывания и непристойные шутки над объектом насмешек.

Оба вида травли характеризуются следующими признаками:

  • неравные силы жертвы и обидчика;
  • повторяемость травли;
  • эмоциональная реакция жертвы.

Важно уметь отличать моббинг от рабочих и школьных конфликтов. Иногда реакция начальника или преподавателя является лишь следствием безалаберности, безответственности человека.

Причины

Психологи утверждают, что буллинг всегда начинает один человек, который старается утвердить свой авторитет, просто развлечься, выместить злобу или получить выгоду .

Окружающие, наблюдая за этими действиями, либо пытаются вмешаться, либо игнорируют их.

Если жертва не сопротивляется, а преподаватель не пресекает травлю, остальные дети чувствуют себя беспомощными, и сочувствие к человеку может перейти в равнодушие и даже раздражение. Они не испытывают особого удовольствия от того, что травят слабого, однако подключились за компанию, чтобы буллинг не коснулся их.

  • Чаще всего с подобным проявлением жестокости сталкиваются дети в школах , где уважительное отношение к другим не является нормой, а оскорбление не считается тяжелым нарушением. Обычно жертвами буллинга становятся слабые и скромные ученики. В некоторых случаях подвергаются психологической травле успешные и целеустремленные люди. Это объясняется завистью окружающих.
  • Те же самые причины толкают коллег на занятия буллингом. С его помощью люди скрывают свою несостоятельность, неполноценность и слабости. Травля на работе обычно возникает в плохих условиях труда, когда не хватает рабочих мест, слишком тесное помещение.

Буллинг на работе

Человек, который занимается буллингом на работе, пытается доказать, что жертва глупа и не важна для коллектива. Часто он доходит до открытых унижений, обвиняет и оскорбляет коллегу.

Причем агрессором может быть сам начальник . Это характеризует его как профнепригодного, неполноценного и некомпетентного руководителя. Ведь именно неумение заниматься управленческой деятельностью скрывается за травлей сотрудника.

Часто коллектив поддерживает нападающего и присоединяется к издевательствам, особенно, если буллингом занимается руководитель. Такое поведение может быть следствием страха потерять свое место .

Очень сложно противостоять травле на работе. Большинство коллег принимают нейтральную позицию и предпочитают не заступаться за жертву.

Травля в школе

В любом учебном заведении есть дети, которых любят обижать, бить и обзывать. Как правило, это физически слабые подростки и малыши.

Жертвами буллинга могут стать и другие:

  • двоечники;
  • отличники;
  • любимчики преподавателей;
  • ябеды;
  • инвалиды;
  • новички.

Иногда конкретные основания для агрессии отсутствуют, поэтому объектом травли может стать любой ученик.

Буллерами чаще всего становятся школьники, которые не уважают ни родителей, ни учителей. Агрессивным детям не хватает внимания со стороны взрослых и сверстников. Своими действиями они пытаются обратить на себя внимание. Некоторые подростки таким образом выплескивают тоску по родительской заботе.

Часто в роли наблюдателей выступают сами учителя, которых не заботит то, что происходит в классе. Иногда преподаватель сам становится инициатором травли, когда унижает школьника.

Сегодня масштабы травли все заметнее. В 11-летнем возрасте более 40% детей становятся объектом издевательств, в 15 лет – более 25 % . Почти половина школьников была замечена в занятии буллингом.

Травля в интернете

Сегодня появилась новая разновидность травли – кибербуллинг . В нем используются те же методы психологического насилия, что и в реальности.

Травля девушек и парней через интернет опасна по следующим причинам:

  • легкое привлечение новых участников;
  • отсутствие временных и географических ограничений;
  • безнаказанность за буллинг.

Если подростка травят всем классом через социальные сети, он перестает улыбаться, отстраняется от общества, плохо учится, у него появляются суицидальные мысли. Если ребенок не выдержит этого напора, все может закончиться очень трагично.

Что делать?

Если началась травля ребенка в школе учениками, родители в первую очередь должны сходить в учебное заведение и поговорить с учителями.

Необходимо посмотреть, как ведет себя подросток во время урока и перемены, с кем общается и о чем говорит. Не лишним будет обратиться к школьному психологу.

Каждый учитель должен знать, как остановить детскую травлю. Если он настроен на поддержание дисциплины, то нужно поговорить вместе с обидчиками и их родителями.

Следующие правила подскажут родителям, как бороться с буллингом:

  1. Если малыш напуган и не хочет идти в школу, не нужно его заставлять.
  2. В некоторых случаях лучше перевести ребенка в другую школу или класс.
  3. Если у подростка развивается депрессия, необходимо срочно обратиться к специалистам.
  4. Необходимо привить ребенку методы психологической защиты, научить общению со сверстниками, отстаиванию своей позиции.
  5. Необходимо напоминать ему о том, что есть люди, с которыми он хорошо дружит. Нужно постараться вместе выяснить причины агрессии со стороны одноклассников.
  6. Чтобы повысить авторитет своего ребенка, родители должны наладить контакт с его учителями и одноклассниками, участвовать в школьных мероприятиях, приглашать в гости его друзей.

Если не получится найти поддержки у администрации школы, необходимо обращаться в вышестоящие органы: региональное МО, департамент образования, прокуратуру.

Если будет доказано, что работники школы бездействовали, они могут понести административную и уголовную ответственность.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ряд санкций за применение психологического насилия. Психологическая травля: статья ст. УК РФ № 130 за оскорбление, клевета – ст. 129 УК РФ, истязание – ст. 117 УК РФ . Как метод совершения преступления психологическое насилие равнозначно физической травле.

К сожалению, невозможно полностью избежать гнева, жестокости и обид окружающих. Поэтому задача родителей заключается в том, чтобы научить подростка взаимодействовать с другими членами общества. Ребенок должен уметь не поддаваться на провокации и с юмором относиться к своим неудачам. Он должен быть уверен, что родители всегда придут к нему на помощь и поддержат в трудную минуту.

Видео:

Буллинг, моббинг, троллинг – эти понятия, с небольшими уточнениями, обозначают одно – детскую жестокость.

Когда над вашим ребенком издеваются в школьном коллективе, то название терминов, придуманных психологами, не так существенно. Важно понять, как остановить детскую травлю – буллинг. Избавить своего сына или дочь от участи жертвы. Что мы, как родители, можем сделать в случае детского террора, и чему научить наших детей.

Что такое буллинг

Буллинг в школе – это когда один ребенок терроризирует более слабого соученика.

Если тех, кто издевается над одноклассником, несколько – это моббинг.

Термин троллинг используется, если терроризируют через интернет и соцсети.

Эти понятия часто пересекаются: если негласный лидер начинает травлю, ее тут же подхватят его друзья. Да и кибер-буллинг или троллинг, по-другому, сейчас используется в совокупности с травлей в реале.

Термину «буллинг» уже более сотни лет, но сама детская травля – вечна.

Признаки буллинга в школе:

  1. Физическая и моральная слабость жертвы.
  2. Постоянство. То есть агрессия повторяется время от времени по отношению к одному и тому же соученику.
  3. Умышленное негативное поведение ребенка-агрессора.

Обычно буллинг в школе начинается с психологической агрессии:

  • Это могут быть обидные высказывания, высмеивания и оскорбления в адрес жертвы. Часто дается обидное прозвище, которое подхватывает весь класс, распускаются сплетни, как в реальности, так и в интернете.
  • Угрозы причинения физического вреда, как насилием над самим ребенком, так и над его близкими людьми.
  • Такие действия, как неприличные жесты в сторону пострадавшего от буллинга ученика. Выкидывание в мусор его личных вещей, плевки в лицо и на одежду. Агрессоры могут воровать вещи, деньги ребенка. Все это крайне отрицательно воздействует на психику.
  • Склонение к противоправным действиям. Могут угрозами или обещаниями прекратить издевательства заставить своровать что-либо, поджечь или сломать.
  • Вымогательство, как денег, так и вещей у жертвы.
  • Бойкот или игнорирование.

Физический буллинг в школе:

  • Причинение физического вреда. Это могут быть пинки, удары и даже избиения с тяжелыми последствиями для здоровья.
  • Действия сексуального характера. В основном, от этого страдают девочки, но и мальчикам можно причинить вред подобным образом.

Причины буллинга

Издевательства над более слабым ребенком могут иметь место еще в саду или в начальной школе. Но наибольший размах травля принимает в подростковом возрасте. Именно в этот период наиболее важно остановить детскую травлю в школе. Если этого не сделать, подросток усваивает поведенческие особенности жертвы на всю жизнь.

Пострадать от буллинга может любой школьник. Но наиболее часто жертвами агрессии становится тот ребенок, который чем-то отличается от коллектива.

Это дети, не умеющие скрывать собственную моральную или физическую слабость:

  • Такие дети тяжело находят общий язык со сверстниками, предпочитают общество взрослых и учителей.
  • Физически слабые дети, возможно, с инвалидностью.
  • Эмоциональные дети, ярко реагирующие на любую попытку их задеть, что вызывает смех у окружающих.
  • Неуверенные в себе.
  • Подростки, которые хуже или беднее всех одеты.
  • Не следящие за собственной гигиеной: плохо пахнут, имеют грязную одежду, волосы или зубы.
  • Ученики, к которым отрицательно относятся взрослые. Сколько раз мы слышали о неподобающем отношении учителей. Именно они дают моральное право плохо относиться к отверженным одноклассникам.

Как распознать, что ваш ребенок стал жертвой буллинга в школе

Довольно часто, особенно в подростковом возрасте, школьник становятся скрытными. На вопрос родителей, как дела в школе, буркнут «нормально» сквозь зубы. Но внимательным родителям несложно понять, что с их сыном или дочерью происходит неладное.

Несколько признаков того, что у вашего отпрыска существуют проблемы с общением:

  • После школы ребенок часто находится в подавленном состоянии.
  • Неохотно идет в школу, ищет любую причину, чтобы не посещать учебное заведение. Если удается пропустить, выглядит на порядок счастливее.
  • Может категорично отказаться идти на уроки.
  • У него нет друзей в школе. Если необходимо узнать про домашнее задание, такому ребенку даже некому позвонить из своих одноклассников.
  • Не участвует во внеклассных мероприятиях. Не ходит на дни рождения и в гости к другим ученикам, никого не приглашает к себе.
  • Практически ничего не рассказывает о школьной жизни.
  • Бывают случаи, когда школьник приходит домой с уроков раньше положенного и не рассказывает причину самовольного ухода.

Если у вас, как у родителей, есть сомнения, что же происходит с вашим ребенком, не бойтесь обратиться за информацией к классному руководителю и школьному психологу. Они обязаны знать, что происходит в их школе с их подопечными. Если учителя не дают четкого ответа на ваши вопросы, идите дальше – к завучу, директору и в местное Управление образования.

Но самый лучший способ выяснить, что же происходит – это доверительные отношения с вашим сыном или дочерью.

Травля в школе – что делать родителям

Последовательность действий при буллинге такова:

  • Убедиться, что в школе действительно идет травля.
  • Обсудить с учителями и школьным психологом сложившуюся ситуацию, сообща найти пути решения. Преподаватели в этом случае должны провести беседы с другими учениками, выяснить их позицию и разъяснить ее последствия. Внимательнее отнестись к тому, что происходит на переменах с пострадавшим. Вызвать родителей агрессора для беседы, подключить вас к ее проведению.
  • Ребенку лучше провести один-два дня дома, пока идет разбирательство с учениками.
  • Возможно, стоит перевести вашего сына или дочь в другой класс или даже школу. Новый коллектив – это тоже некоторый стресс для ученика, но он может быть на порядок меньше, чем общение со своими школьными преследователями.
  • При подавленном состоянии и подозрении родителей на посттравматический синдром, необходимо обратиться к психологу.
  • Главное для родителей – не отмахиваться от проблем своего ребенка. Не считать их чем-то незначительным и проходящим. Если не будет поддержки родителей, ребенок самостоятельно не справится с направленной против него агрессией. Нужно внимательно выслушать подростка, задавать наводящие вопросы, и главное, ни в коем случае не осуждать его действия или бездействия, если он стал жертвой буллинга в школе.
  • Совместно обсуждать будущее поведение необходимо, но не прошлые поступки, какими бы неправильными они вам не казались. Ребенок только нарабатывает опыт общения, учится правильно проявлять или скрывать свои эмоции. Ваша задача – помочь, а не осуждать.
  • Поддержать жертву фразами: «Ты ни в чем не виноват», «Я тебе верю», «Мы решим эту проблему», «Такое часто случается с другими учениками», «Мне очень жаль».
  • Обсудите причины поведения главного зачинщика буллинга. Скорее всего, это желание самоутвердится за счет более слабого соученика, стремление к власти или способ пережить проблемы в семье или насилие.
  • Демонстрируйте желание защитить ребенка.
  • Привлекайте на свою сторону защитников: это могут быть родители других учеников или преподаватели.
  • Напомните ребенку о его достижениях, о том, в чем он не хуже других или даже лучше. Пусть он составит список своих сильных сторон. Это может быть, к примеру: «я быстрее всех бегаю», «я лучше всех пою в хоре», «я умею шить» и тому подобное. Помогите ребенку составить такой список и не убирайте его, пусть он всегда будет перед глазами.
  • Если вам известно о чем-то нехорошем в отношении одноклассника-агрессора, поделитесь этим с вашим ребенком, и научите использовать это против своих обидчиков. Да, это нечестный прием, но иногда им стоит пользоваться в рамках самозащиты.

Необходимо найти сферу применения талантов вашего отпрыска. Это может быть один из видов спорта, музыка, рисование или любое другое занятие, которое придется по душе. Сейчас есть множество детских клубов с всевозможными кружками. Если маленький человек найдет себе хобби, в которых достигнет результатов, то будет ощущать себя гораздо увереннее в общении.

Но не стоит заставлять детей ходить на тренировки или кружки, куда они не хотят. Это только добавит стресса в их жизнь, а успеха в том, к чему не лежит душа, все равно не добиться. Не страшно, если дети сменили несколько кружков, рано или поздно они найдут то, что им будет интересно и добавит уверенности в себе.

Проговаривайте вслух гипотетические ситуации, в которые может попасть школьник и варианты его ответов. В критической ситуации это поможет быстрее сориентироваться и дать отпор обидчикам.

Помните, чем раньше вы вмешаетесь, тем проще будет остановить детскую травлю.

Когда конфликт улажен, можно начать действовать на перспективу:

  • Чаще приглашать в гости тех детей, с кем ладит ваш отпрыск.
  • Родителям начать активно участвовать в школьной жизни: организовывать мероприятия, походы, поездки.
  • Наладить отношения с родителями одноклассников, проводить время совместно с их детьми.

Самозащита

У многих родителей возникает желание отдать ребенка на занятия по самообороне или каратэ. Конечно, в жизни такие навыки не повредят никому. Но не ожидайте, что ребенок в реальной ситуации сможет дать физический отпор противникам. Для этого необходим особый склад характера, которым вряд ли обладает жертва травли.

В таком случае, как остановить детскую травлю – буллинг?

Главный способ защиты лежит в психологической плоскости, а не физической. Побеждает тот, кто готов идти до конца, а не тот, кто знает больше приемов самообороны или даже сильнее физически.

Необходимо учить ребенка правильному поведению, умению отстаивать свою точку зрения и позицию в целом, а не идти на поводу школьного сообщества. С младшего возраста необходимо прививать ребенку чувство гордости, собственного достоинства и уверенности в себе.

Рассказывайте вашим детям, как распознавать ложь, манипуляцию. Это очень легко делать даже с самыми маленькими детьми – просто заостряйте внимание ваших детей на таких моментах в сказках или мультфильмах. Как пример, сказка о Буратино. Здесь лиса Алиса и Кот Базилио пытаются обмануть Буратино или Румпельштильцхен в мультфильме о Шреке для более старших детей. Обращайте внимание ребенка на интонации героев, выражение их лиц при попытке манипуляции и лжи. При чтении сказок подчеркивайте слова и их реальный смысл. Обсуждайте с ребенком ситуации из жизни, которым он стал свидетелем – как следовало ответить и поступить тому, кого обижали, чтобы не оказаться в роли жертвы.

Итоги

Дети – они как маленькие звери, в них на протяжении долгих лет нужно воспитывать человечность, доброту и участие. Учить, что такое хорошо и плохо. Плюс, в силу возраста, они просто не способны полностью контролировать свои эмоции и действия, которые их и вызывают.

Именно поэтому родители занимаются воспитанием своих отпрысков дома, а в школе для этого поставлены учителя и социальные педагоги. Но, к большому сожалению всего нашего общества, преподавателям сейчас абсолютно неважно, что творится в детском коллективе. Если только это не сказывается на оценках – ведь учителя получают свою зарплату исходя из общей успеваемости класса.



Последние материалы раздела:

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...

Пробный ЕГЭ по русскому языку
Пробный ЕГЭ по русскому языку

Здравствуйте! Уточните, пожалуйста, как верно оформлять подобные предложения с оборотом «Как пишет...» (двоеточие/запятая, кавычки/без,...

Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию
Математические, статистические и инструментальные методы в экономике: Ключ к анализу и прогнозированию

В современном мире, где экономика становится все более сложной и взаимосвязанной, невозможно переоценить роль аналитических инструментов в...