Прикладные исследования. Слияние и разделение

ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino – определяю) – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Представления о детерминизме входят в структуру научного метода – они нацеливают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении. Основу детерминизма составляют концепции причинности и закономерностей .

С развитием познания представления о детерминизме развивались и обогащались. Они прямо связаны с разработкой базовых моделей устройства мира и его эволюции, которые лежат в основе анализа и решения обширного класса исследовательских задач. Учение о детерминизме фактически выражает структуру этих моделей. Базовые модели мироздания, разрабатываемые в рамках научного подхода, опираются на первоначальные представления человека о строении мира. Первые суждения об устройстве мира строились на основе весьма скудных знаний человека и выражались преимущественно в форме мифов. Они были нацелены на глобальное описание всей природы и протекающих в ней процессов. Для мыслителей античности были характерны представления о первоначалах и стихиях, которые обусловливали собою и объясняли разнообразные природные явления. На разработку базовых моделей в структуре научных исследований решающее влияние оказывают фундаментальные науки и прежде всего физико-математическое естествознание, изучающее наиболее глубинные уровни строения материи. В период становления и развития опытной науки в качестве базовых выступали модели, олицетворением которых явилась классическая механика. Основной особенностью этих моделей является строго однозначный характер всех связей и зависимостей, характеризующих исследуемые явления, системы и процессы. Эти модели получили название моделей жесткой детерминации. В этой связи нередко говорят о лапласовском (см. Лаплас ) детерминизме. Жесткость связей имеет своей обратной стороной их качественную (концептуальную) равноценность. Любая выявляемая связь – независимо от природы соответствующих свойств или параметров – в равной мере необходима.

Важнейшей особенностью моделей жесткой детерминации является также то, что любые изменения в поведении объектов и систем целиком и полностью определяются внешними воздействиями, внешними причинами и условиями. Тела не имеют активного начала в самих себе, они лишь воспринимают внешние воздействия. Такой общий подход к пониманию детерминизма широко представлен в истории науки и философии. Так, хорошо известно перипатетическое изречение: «Все, что движется, движется чем-то другим». Картина мира, разработанная на базе классической механики, практически наследует такой взгляд на причины изменений в мироздании. Вместе с тем следует отметить, что в истории науки и философии не менее широко выдвигались иные идеи, признающие внутреннюю активность и самодвижение материи. Такие взгляды обнаруживаются уже в античном атомизме, в частности, в представлениях о спонтанных отклонениях атомов в своем движении, а также в трудах Дж.Бруно и Б.Спинозы. Последний ввел действующую внутреннюю причинность, что получило развитие в представлениях Лейбница о монадах. Дальнейшую разработку эти идеи получили в философии Гегеля и Маркса.

Концепция жесткой детерминации выявила свою ограниченность в связи с появлением теоретико-вероятностных методов исследования, которые «породили» статистические закономерности. В науке был разработан новый класс базисных моделей бытия и познания, которые можно назвать моделями вероятностного мира. В основе этих моделей лежат представления о статистических системах. В общем случае статистическими системами являются системы, образованные из независимых сущностей. Независимость здесь означает, что между элементами систем нет постоянно действующих, устойчивых взаимосвязей. Эту особенность внутренней структуры статистических систем обобщенно характеризуют через категорию случайности. Независимость в статистических системах весьма своеобразна – она соотносится с наличием целостных характеристик этих систем, с их определенной внутренней устойчивостью. Эта устойчивость выражается через понятия вероятности и вероятностного распределения. Устойчивость системам из независимых сущностей придают внешние условия, но в отличие от концепции жесткой детерминации здесь внешние воздействия допускают наличие разнообразия в поведении отдельных элементов систем. Наличие внешних условий есть необходимое, но недостаточное условие для образования статистических систем. Для этих систем характерно также наличие неустойчивостей в состояниях элементов и определенного типа взаимодействий (в частности, нелинейных) между ними.

Становление вероятностных методов подрывает один из важнейших постулатов моделей жесткой детерминации – представление о всевластии внешних причин. Независимость в поведении объектов и систем и есть независимость от внешнего по отношению к ним окружения. В результате поведение соответствующих объектов и систем приобретает внутренние степени свободы.

Во 2-й пол. 20 в. в базовых моделях мироздания происходят дальнейшие преобразования. Эти изменения олицетворяет разработка физико-математических основ явлений самоорганизации и становление синергетики. Основу новых подходов составляет идея нелинейности. Нелинейными являются системы, свойства которых зависят от их состояния. Соответственно в анализе систем резко возросли роль и значение внутренних факторов, внутренней активности систем. На первый план вышла проблема самодетерминации, характеризующая функционирование и поведение сложных систем. При этом модели жесткой детерминации и вероятностные модели фактически рассматриваются как два предельных вида базовых моделей. Первые делают упор на анализ внешних детерминантов, вторые уделяют особое внимание внутренним детерминантам. Абсолютизация первых ведет к утверждениям, что в эволюционных процессах все предопределено и ничего принципиально нового возникнуть не может. Абсолютизация вторых приводит к представлениям о хаотическом, акаузальном мире, где нет места предсказаниям. Модели самоорганизации выступают как своеобразный синтез первых двух классов базовых моделей. Новые базовые модели учитывают действие и внешних, и внутренних детерминантов (факторов), сочетают в анализе эволюционных процессов как действие необходимости, так и открытость будущего. Как отметил М.Бунге, современная наука «осуществляет давно искомый синтез внешних и внутренних детерминантов, тем самым сохраняя и ограничивая соперничающие доктрины всемогущества внешних факторов и достаточности самодетерминированности» (Бунге М. Причинность. М., 1962, с. 201).

Детерминизм – концепция, провозглашающая взаимосвязь всего со всем. Это стиль и философия мышления, утверждающая, что никакие события не случайны, а определены набором конкретных казуальных (причинных) факторов.

Детерминация – причина некоего явления и ключевая категория этого видения мира. Противоположность детерминизма – индетерминизм, не принимающий причинной связи между явлениями.

Детерминизм в философии – это утверждение обоснованности и нормальности всех событий, поскольку в силу предшествующих событий все происходит именно так, как и должно.

Такая позиция близка науке, утверждающей, что если известны все предшествующие некоему событию факторы и причины, то можно безошибочно предсказать его наступление; и наоборот, когда нечто свершается, то оно неизбежно. Все и всегда определяется и определенно, а установить законы, по которым развивается то или иное событие возможно при помощи методологии науки.

Теперь о примерах индетерминизма. Во-первых, принцип свободной воли, который возлагает ответственность за сознательное поведение на носителя этого поведения. Индетерминизм в философии это скорее позиция ответственности за свое бытие, которая нашла выражение в религиозных направлениях. Например, христианство проповедует принцип индивидуальной ответственности, а все последующие явления (блага или наказания на том свете) проистекают из выборов человека.

Обширное поле для столкновения концепций – человеческое поведение и идея свободы воли. Проповедники детерминистических взглядов, говоря о предопределенности определенного поведения: зная о человеке все, становится предсказуем малейший шаг. Индетерминисты не признают таких фаталистических воззрений и провозглашают идею личной свободы и ответственности.

Влияние на психологию

Как и в любой области знания, детерминизм в психологии условно поделил эту науку на два лагеря. Например, бихевиористы положили в основу своих концепций абсолютный детерминизм – пандетерминизм.

Принцип же свободы воли и выбора лег в основу экзистенциальной философии и психологии. Современное состояние психологии таково, что признание научно обоснованных закономерностей психической жизни не мешает психологам – особенно специалистам-практикам – отказываться от идеи всеобщей казуальности.

Психический детерминизм

Здесь же стоит упомянуть психический детерминизм – понятие, ставшее центральным для психоанализа Фрейда. Последний полагал, что в психической жизни нет случайных, непоследовательных событий. Эта идея легла в основу методологии классического психоанализа, провозгласив значимость любых, даже самых странных и незначительных событий, для создания полной картины психической жизни.

Мультидетерминизм

Однако в дальнейшем идея единой причины была пересмотрена, что положило начало развитию множественного детерминизма или мультидетерминизма. Ключевая идея этой концепции строится на том, что какое либо психическое явление или форма поведения обусловливаются множеством факторов, а более того – служить более чем одной цели.

Фрейд сам пересмотрел свои идеи причинности психической жизни. Исходя из богатого психоаналитического опыта, он вводит понятие сверхдетерминации, в котором кроется указание на взаимосвязанность причин, которые приводят к комплексу симптомов, выражаются в сновидениях (а точнее – его элементах), поведенческих реакциях, да и любого другого компонента психической реальности. В тоже время нельзя сказать, что для науки в целом эта идея была нова.

Мультидетерминатизм обнаруживается в геометрии плоских тел, а именно в пересечении двух линий, образующих точку в месте встречи. Каждая из линий – это причина, а точка – это явление, вызванное этими причинами. И через одну точку проходит бесконечное множество линий. Таким образом, пересечение двух линий – это детерминанта точки, пересечение трех и более линий – это сверхдетерминирует.

Применительно к психоанализу прижился термин множественной детерминации, поскольку одно явление (точка) часто предполагает наличие минимального круга причин (двух линий), но не всегда более необходимого.

Исходя из этого принципа – вся психическая жизнь и явления обусловлены множеством причин. Психоанализ здесь помогает определить, как некоторая мысль или образы сновидения появились в психике. Например, они могут быть как следствием сознательного опыта, так и появляться на пересечении множества бессознательных структур, включая подавленные желания, различные защитные механизмы Эго, фальшивые переживания, определенные переносом и т.п.

Множественное обусловливание возможно потому, что каждое явление может нести разные значения, так, симптом может являться стремлением к вниманию и вторичной выгоде (истерия), попыткой удовлетворения потребностей или тягой к подчинению и наказанию (мазохизм). Каждое из значений имеет свой путь из бессознательного в сознание и самоценно, однако множественность значений и путей достижения конечной цели создают единую и уникальную картину движения-симптома.

Взаимный детерминизм

Следующей важной вехой в развитии идей детерминизма в психологии стала теория социального когнитивизма Альберта Бандуры. Им используется такое понятие, как реципрокный детерминизм, под которым понимается взаимодействие мышления и познавательных способностей, внешних событий и самой активности человека, результирующей которых и является наблюдаемое поведение человека. Можно утверждать, что это положение является далеким родственником идеи взаимодействия генов и окружающей среды. Другое название реципрокного детерминизма – взаимный.

Отдельную нишу в психологии занимает мягкий детерминизм. Средней позиции между жесткими причинно-следственными связями и полным индетерминизмом придерживался А.Адлер. Согласно взглядам автора – хоть он и не использовал этот термин – поведение носит последовательный характер, однако способно изменятся в пределах личностного творчества.

Прочие виды

Поскольку идея обусловленности и всеобщей связи проникала в различные области знания, со временем эта философская концепция приобрела конкретные трактовки в рамках наук. Начнем с двух концептов психогенетики и дифференциальной психологии.

Речь идет о генетическом и внешнем средовом детерминизме. В первом случае провозглашается прямая ответственность наследственности (генов) за поведение человека, а знание генотипа – это возможность точного прогнозирования поведения индивида. Говоря о средовом детерминизме, речь идет об изменении поведения только в ответ на изменения внешних условий, вне зависимости от наследственности. Подобная позиция обнаруживается в учении Павлова.

Сегодня обе эти позиции показали себя несостоятельными, а источник различия между людьми лежит в генотип-средовом взаимодействии.

Культурный детерминизм

Другая радикальная попытка объяснить человеческое поведение – это культурный детерминизм. Исходя из этой позиции, логично, что наше поведение и эмоциональная жизнь определяются культурой. Она же является объяснением того, почему социальные институты и структуры формируются именно такими, какие они есть здесь и теперь.

Два базовых конструкта для этого видения мира – это религия и расовая принадлежность, определяющие культурный фон. В менее радикальных позициях признается влияние на формирование культуры и различных географическо-климатических условий.

Социальный детерминизм

Закономерно из индивидуальных и культурных особенностей встает вопрос о том, по каким законам и причинам развивается социум. Этот вопрос интересовал многих философов, и здесь свою роль сыграла идея детерминизма.

В частности, возникли концепции социального детерминизма. Через его призму пытались объяснить вектор общественного развития многие выдающиеся умы. В рамках социального детерминизма можно выделить несколько основных ветвей:

В статистике

И наконец, последняя форма детерминизма связана с теорией вероятностью и статистикой, а именно – статистический детерминизм. Это понятие носит исключительно исследовательский характер, а его идея заключается в подтверждении, что какая-то форма поведения достигается под влиянием конкретных причин с вероятностью, выше, чем у случайного события. Гипотезы о связях проверяются в статистических исследованиях с применением корреляционных, дисперсионных и других методов обсчета данных.

Детерминизм и его категории

  • причина – явление, приводящее к определенным изменениям;
  • следствие – нечто новое, являющееся результатом взаимодействия явлений и обусловленное причиной;
  • необходимость – то следствие, которое наверняка проявляется при конкретных условиях;
  • случайность – то следствие, которое может обнаружиться или нет. Она есть форма необходимости;
  • возможность – то, что еще не существует, но может быть;
  • действительность – это осуществленная возможность.

Критика

Проблема детерминизма и жесткого пандетерминизма, заключается в отрицании свободы воли и возможности произвольно менять свое поведение. Человеком управляют мотивы – говорят детерминисты, и отчасти это так. Однако не столько в опоре на свои мотивы, сколько в опоре на свой разум человек решает, какие мотивы уместны здесь и теперь для развертывания своей деятельности.

Как пример – жертвенное поведение во время войн. Человек как живое существо высшей ценностью имеет собственную жизнь, однако в экстремальных ситуациях конечная цель (например, защита Родины) способна сместить этот фундаментальный мотив с пьедестала и человек добровольно идет на смерть, проявляя истинную свободу воли, которая определена абстрактной целью.

). Детерминизм, как термин и обобщающее понятие, служит для обозначения класса философских концепций, утверждающих или признающих обусловленность, определяемость (детерминированность) всех существующих явлений наблюдаемого мира, включая и человека с его внутренним, субъективным, духовным миром, и некоторой первичной, субстанциальной реальностью (например, Богом - теологический детерминизм, природой - натуралистический детерминизм, или космосом - космологический детерминизм и другие). Однако чаще с понятием детерминизма связывают философское учение о естественной причинной обусловленности всех явлений объективного [материального] мира их универсальной, закономерной взаимосвязи и взаимозависимости.

Философский детерминизм, сформулированный ещё древнегреческими материалистами-атомистами, оформился в классической философии как вид логического определения понятия (см. ), противостоящий генерализации (обобщению). В XVI–XVII веках понятие детерминизма начинает приобретать новый смысл - смысл обусловленности - и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей «свободе воли». В XVII веке в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия детерминизма и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического детерминизма. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки (см. ), содержанием детерминистской формы объяснения явлений. Полное и гармоническое слияние механической причинности и детерминизма происходит в концепции Пьер-Симона Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих её состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус лапласовского детерминизма. Одновременно с этим процессом в концепции лапласовского детерминизма наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках доминирующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования.

Философский детерминизм сыграл значительную роль в развитии науки Нового времени, и сам, в свою очередь, проделал сложную эволюцию в своём развитии под влиянием научных достижений и общественной практики. Длительное время детерминизм был частью общих материалистически-механистических представлений о мире и процессе его познания, сложившихся в естествознании XVII–XVIII веков и господствовавших в нём, по существу, до конца XIX века. В рамках этих представлений мир рассматривался как гигантский механизм, все действия которого строго однозначно детерминированы в своём появлении и изменении чисто материальными причинными взаимодействиями и в конечном счёте законами механики Ньютона. Ум, которому было бы доступно знание всех координат и скоростей существующих в мире тел и который был бы способен произвести соответствующие математические вычисления, мог бы точно предсказать будущую судьбу мира (и любого явления в нём), как, впрочем, определить и его прошлое состояние. В таком мире нет места не только какому-либо произволу или провидению, но и случаю, возможности, вероятности (концепция абсолютного или лапласовского детерминизма). Но уже с середины XIX века стали возникать концепции (статистическая физика, теория естественного отбора в биологии и другие), которые выходили за рамки такого представления о мире.

Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим природным и социальным объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского детерминизма, обусловив тем самым изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания, расхождение принципа причинности и принципа детерминизма. С формированием статистического вероятностного детерминизма в учении Чарльза Дарвина о естественном отборе, утверждающем целесообразный характер развития живых систем в биологии, обнаружилась существенная ограниченность причинного типа объяснений в научном познании. Дальнейшее освоение наукой саморегулирующихся систем (кибернетических, экологических, социальных) обусловило формирование новых категорий - цель, самоорганизация, саморазвитие, прямые и обратные связи, отражение и других, а также соответствующих конкретно-научных форм и новых методологических регулятивов. Соответственно менялся категориальный каркас естественнонаучных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования.

В XX веке создание детерминистских концепций приобрело характер неудержимого потока (квантовая механика в физике, генетика и синтетическая теория эволюции в биологии, теория информации, кибернетика, синергетика и другие), что поставило науку и философию науки перед необходимостью выработки принципиально новой картины мира. В этих научных теориях при описании и объяснении соответствующих природных явлений и явлений социального порядка всё более существенная роль стала отводиться понятиям неопределённости, случайности, возможности, вероятности, целесообразности. В изменении структуры познавательной деятельности стали участвовать новые категориальные детерминистские схемы.

Одну из первых классификаций форм детерминации предложил Марио Бунге. В ней, наряду с классической причинной детерминацией (или причинностью), выделяются также:

  1. Количественная самодетерминация последующего (состояния системы) предшествующим (состоянием).
  2. Механическая детерминация последующего предшествующим с прибавлением действующих причин и взаимных действий.
  3. Статистическая детерминация конечного результата объединённым действием независимых сущностей.
  4. Структурная (или холистская) детерминация частей целым.
  5. Телеологическая детерминация средств целями или задачами.
  6. Диалектическая детерминация или качественная самодетерминация всего процесса внутренней «борьбой» существенных противоположных сторон, или компонентов, системы.
  7. Взаимодействие, или детерминация следствия взаимным действием двух (или более) сущностей.

Современное философское и методологическое осмысление детерминизма раскрывает взаимосвязь философского и естественнонаучного статусов (аспектов) этих принципов. Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и так далее. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и ряда других. В настоящее время концепция общего детерминизма в философии дополняется и углубляется такими идеями, как глобальный эволюционизм, принцип системной организованности и концепция уровней бытия (см. ). На этой основе по-новому ставятся и решаются такие традиционно сложные для детерминистского мировоззрения проблемы, как телеология живого или природа свободной, целе- и ценностно-ориентированной деятельности человека. Однако работа по созданию такой целостной теоретической концепции общего детерминизма ещё только начата и на сегодня намечены лишь самые приблизительные контуры её возможного содержания.

Наряду с этим, в современной философии традиционные презумпции детерминизма подвергаются радикальному переосмыслению в контексте парадигмы неодетерминизма (см. ). В целом, современная ситуация может расцениваться как транзитивная с точки зрения осуществляющегося в ней перехода от линейных представлений о детерминационных отношениях - к нелинейным; данный переход обнаруживает себя как в естественнонаучной, так и в гуманитарной проекциях, - синергетика (см. ) и постмодернизм являются наиболее последовательными выразителями этого перехода, соответственно, в сферах науки и философии.

Методологическая природа (см. ) принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определённым образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественнонаучных форм детерминизма при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками.

В общественных науках детерминизм рассматривает вопросы о движущих силах и закономерностях общественного развития (см. ), о воздействии общества и отдельных его подсистем на формирование человеческих индивидов и их деятельность (см. ). Центральным вопросом детерминизма здесь является вопрос о существовании и действии законов . Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки (в её «классическом» понимании), научно ориентированной адаптации человека к различным процессам (или управления ими). Отрицание законов стимулировало взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы. Применительно к обществу такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов сравнительно с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для хода социальной истории. В таком смысле концепция детерминизма противостоит различным фаталистическим и провиденциалистским концепциям, связывающим процессы обусловливания, детерминирования явлений общества и существования человека с деятельностью разного рода эзотерических субстанций (судьбы, фатума, рока и тому подобных).

Сложность вопроса о социальных законах объясняется и тем, что в процессе становления обществознания доминировало стремление формировать представление о законах общества по образцу законов естественнонаучных. Такой подход порождал упрощённые, «механические» образы и схемы закономерных связей общественной жизни. Эта тенденция не преодолена полностью и до настоящего времени, хотя теперь упрощения общественных законов стимулируются не механикой, а преимущественно биологией. Особую методологическую трудность всегда представляла трактовка законов, выводимая из деятельности взаимообусловленных человеческих индивидов. Понимание общественных условий в качестве продуктов деятельности людей создаёт возможности для преодоления этой трудности.

В специальных науках детерминизм и детерминацию нередко понимают как синоним постоянной и строго однозначной связи. Именно в таком смысле говорят о «детерминированных процессах», «детерминированных механизмах», «детерминированных уравнениях» и так далее. Во всех этих случаях имеются в виду процессы, поддающиеся строго однозначному описанию и предсказанию. Наличие же в поведении систем, объектов и механизмов элементов вероятности, неопределённости квалифицируется в таком случае как отсутствие детерминизма, или индетерминизм . Индетерминизм полностью или частично отрицает универсальный характер принципа причинной обусловленности, то есть существование причинно-следственных связей, как и возможность их детерминистского объяснения. Так, в физике индетерминизм опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире, в биологии он оформился в учении витализма.

В целом, как показывает научная практика, эффективность научного поиска связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащённости науки, а не с отказом от её фундаментальных принципов. Принцип детерминизма является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом детерминизма в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание).

Детерминизм в философии понимается, как идея о всеобъемлющей закономерной связи и подверженности влиянию ситуаций действительности. Объективной действительностью являются процессы, которые наблюдаются в духовном и материальном мире.

Объяснение понятия «детерминизм»

«Детерминация» - латинское слово, которое переводится, как - «определять», «ограничивать», «отделять». Исходя из этого объяснения, научное направление строится на отделении свойств, характеристик предмета. Это позволяет понять, какое влияние он оказывает на протекающие процессы, как другие предметы связываются с ним, обуславливают его существование.

Понятие «детерминизма» в философском взгляде - учение о причинности, закономерностей. Это понятие является структурным элементом научного метода. Учитывая основные категории, научные исследования направлены на анализ, определение условий и причин, взаимосвязи и законов разных изменений, которые происходят в обществе, природной среде, мышлении человека. В философии под детерминизмом объединяется концепция природы, что расшифровывается в причинности, случайности или необходимости.

Происхождение термина «детерминизм»

Вопрос о причине того или иного явления всегда волновал людей. С течением времени, понятие детерминизма наполнялось новыми вопросами, развивалось, обогащалось. Но научного названия постоянных вопросов о причинно-следственных связях не давали.

Впервые слово «детерминизм» зафиксировано в период средневековья. Оно обозначало вид логического объяснения понятия, которое является антонимом слову «обобщение». Уже в 16–17 веках, это слово получает новый смысл - обусловленность. В 17 веке детерминизмом называют причинность, закономерность. Тогда же закладывается основание формированию механистического детерминизма. С этого периода, понятие используется во всех отраслях науки для объяснения динамики, закономерности, универсальности определенных категорий и предметов.

Существует другая точка зрения - противоположная теории причинности, которая называется индетерминизм. Индетерминистические сторонники не соглашались с причинной, закономерной обусловленностью разных явлений в природной среде и человеческом обществе. Основные понятия этого направления: беспричинная случайность явлений, свобода воли человека, произвол. Концепция индетерминизма в философии встречались в античности и современности. Основоположником и приемниками мыслей о случайности, беспричинности являются индетерминисты: Д. Юм, Б. Рассел, Х. Рейхенбах, и другие.

Формирование детерминистского взгляда в античный период

Понимание причинности некоторых явлений появилось в античный период у древних народов. Этому способствовало развитие политической, публичной жизни, особенно в Древней Греции. Взгляды о причинности были выражены Демокритом и Левкиппом.

В Древней Индии, идеи взаимосвязи причины и следствий находятся в тесной связи с кармой и перерождением. Здесь, можно наблюдать взаимосвязь поведения человека и его качества перерождения в будущей жизни.

В Древнем Китае, особенно тщательно изучал детерминистические процессы Лао-цзы. Он этот процесс называл «дао». Оно существует постоянно, во всем и везде. Дао представляет собой бездействие, не зависит от времени, создает универсальное единство мира.

Формирование детерминистского направления берет начало в Древней Греции. Древние философы, в своих работах, подробно рассматривали закономерности мира. Называлось это по-разному: «нике», «логос», «гомеомерия», «нус», «атомы», «случайностью», «вихрем», четыре вида причины по Аристотелю.

Однозначный детерминизм

Это понятие не столько философское, сколько относится к физике и механике. Однозначный детерминизм является фундаментом этих направлений науки. Это понятие обозначает влияние определенных внешних факторов и условий на начальное состояние материальной системы. Это влияние жесткое, однозначное, оно решает дальнейшую историю существования материальной системы. Если что-то происходит случайно, утверждали приверженцы этого направления, это не изученное явление - случайности как таковой не бывает.

Удачно иллюстрировать однозначный детерминизм можно на примере 2 закона Ньютона. Также представления поля в электродинамике (Максвелл) привели к важному выводу - состояние поля в настоящем времени не зависит от окружающей ситуации на расстоянии. Здесь работает закон близкодействия - на поле влияет те условия, что сложились в близости от него.

Принцип однозначности влияния причин виден и в других теориях физики:

  • масса (вес предмета) зависит от скорости движения;
  • течение времени и кривизна пространства зависят от распределения масс;
  • мощность гравитационного поля однозначно влияет на течение разных процессов;
  • движение масс в пространстве оказывает влияние на тяготение.

Во всех этих примерах работает теория однозначной детерминации в философии. Но наш мир многогранен, не все процессы жестко зависят друг от друга. Есть обстоятельства, при которых не прослеживается четкая взаимосвязь процессов и предметов.

Описание вероятностного детерминизма

После однозначного детерминизма появилась теория о вероятностной причинности явлений. Ее появление приходится на пик развития теорий о термодинамике, статистической физике. Концепция жесткой причинности, со временем, показала свое несовершенство, особенно когда появились теоретико-вероятностные методы и теории исследования. Первичными были статистические закономерности, они стали началом моделей вероятностного мира. Вероятностный метод изучения подрывает авторитет однозначной причинности, основная идея которой гласит: внешние причины всевластны.

Основы современного детерминизма

Уже в 20 веке начинает формироваться новая модель представлений о мироздании. В середине двадцатого века, появляется новая идея о синергетике, разрабатываются физико-математические основы явлений самоорганизации. Современный детерминизм является совокупностью отдельных идей всех представлений о причинности, начиная с античного периода. В новом подходе выведены три категории временной зависимости причины и следствия:

  • первой появляется причина, затем следствие, строгая последовательность - это классическая модель;
  • между причиной и следствием есть промежуток, но они тесно связаны условиями близкодействия, окончательной скоростью;
  • одновременно появляются причина и следствие: когда процесс причины только зарождается, сразу же возникает ее следствие, затем причина «тушится» своим следствием.

Представители детерминизма и индетерминизма

Развитие детерминизма происходит со времен античности и до сегодняшнего дня. За это время, многие философы, физики и ученые стали посвященными детерминистами, изучающими разные категории этого взгляда на организацию мира. Среди других представителей детерминизма, наиболее весомый вклад принесли труды Монтескье. Это родоначальник концепции географической причинности. В своих трудах, он подробно описывает влияние климата на некоторые особенности народов.

Приверженцем однозначного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас. От его идей отталкивались сторонники и противники модели организации мира. Поддерживали и дополняли его концепцию Л.И. Мечников, Э. Хантингтон и другие. Классификацию форм причинности определил Марио Бунге. Активно развивали идею о причинности и следствии физики: Максвелл, Лагранж, В.А.Фок.

Представителями современного взгляда на детерминизм, как синегретическую концепцию, являются В.П. Бранский, В.В. Мантатов, Д. Блохинцев, К. Никольский и другие.

Детерминизм и индетерминизм - два полностью противоположных философских движения в области роли и места причинности. Последователи детерминизма уверены в объективном характере причинности. Сторонники индетерминизма, напротив, полностью отрицают объективную причинность, да и причинность в общем.

Детермини́зм (от лат. determinare - определять, ограничивать) - 1) философское учение, фундированное идеей о всеобщей определенности, обусловленности, взаимной связанности всех явлений и процессов в мире; 2) направление минимизирующее или даже отрицающее свободу человеческого произволения, свободу нравственного выбора человека, рассматривающее этот выбор как «решение», жестко обусловленное теми или иными мотивами.

В чём состоит несостоятельность детерминизма?

Детерминизм отрицает возможность человека к свободному самоопределению, отвергает учение о наличии в нём свободы выбора. Учение о свободе человека определяться в выборе собственных действий детерминисты связывают с самообманом той части людей, которые отрицают детерминизм.

Человеком управляют мотивы, учат детерминисты. Они бывают обусловлены или его внутренними влечениями, или же внешними обстоятельствами. Поступок человека зависит не от его добровольного выбора, а от того, какой именно мотив преобладает над прочими в каждый конкретный момент.

Что можно на это сказать? В принятии человеком решений мотивы и действительно играют важную роль. Однако, вопреки мнению детерминистов, не сами мотивы, но именно человек, руководствуясь собственным разумом, пользуясь дарованной ему Богом свободой произволения, определяет, какие мотивы являются для него приоритетными и какими мотивами следует обусловливать свою деятельность.

Как правило, детерминист в практической жизни не руководствуется своей теорией, в противном случае он должен быть апатичен и любое событие воспринимать как должное: зло это или добро, приносит ли оно ему беду или радость.

Подтверждением ложности детерминизма могут служить угрызения совести и неразрывно связанные с этими угрызениями переживания, проявляющиеся в осознании человеком того, что в той-то и той-то ситуации он мог поступить по-другому, однако не поступил. С подобными угрызениями связано и знакомое каждому чувство раскаяния, чувство вины.

Детерминизм служит удобной основой для самооправдания: Я не виноват; а виноваты обстоятельства; виновато мое естество; виноваты гены; виноват весь мир - кто угодно, но только не Я.

С точки зрения науки, в отличие от классической механики, современная квантовая механика отрицает детерминизм. (Подробнее см. «Панентеистическая метафизика и квантовая парадигма», Н.А. Соловьёв, С.В. Посадский).

Детерминизм и индетерменизм в православном вероучении

Догматическое учение Православной Церкви включает в себя представление о Промысле Божием, который и определяет абсолютный детерминизм всего сущего. Абсолютность этого Божественного детерминизма парадоксальным образом включает в себя относительный индетерминизм. По мнению Церкви, индетерминизм существует не «параллельно» детерминизму, а «внутри» абсолютного детерминизма, то есть ему имманентен.
Индетерминизм проявляется на уровне законов природы, например, в хаотическом движении молекул идеального газа (или квазихаотическом – реального), в квантовых явлениях физики элементарных частиц. Математическим образом такого имманентного индетерминизма является статистический характер некоторых физических законов, а так же принцип неопределенности в квантовой механике.
Разумеется, в таком аспекте проблема детерминизма и индетерминизма является достоянием естествознания, но не православного богословия. Однако и православное богословие может многое сказать о соотношении индетерминизма свободной человеческой воли и детерминизма Промысла Божия. Священное Писание утверждает, что человек создается Богом по Его образу. Святые отцы (например, и ) находили образ Божий в человеке, прежде всего в свободе человеческой личности. Быть созданным по образу Божию значит быть существом личным, то есть свободным и ответственным. Обладание личностью и духовной свободой не случайно, но является результатом действия Промысла.
Православный взгляд на свободу человека может быть выражен словами французского философа Ж.П. Сартра: «Человек не может быть то рабом, то свободным; он всегда и везде свободен, либо же его нет вообще». Бог бесконечно уважает личную свободу человека. Вся драма человеческой истории определяется этим уважением: древо познания добра и зла, змий в Эдеме, само существование сатаны — все это средства реализации личной свободы человека. Лучше всего об этом пишет выдающийся православный богослов XX столетия В.Н. Лосский: «Бог создает человека свободным, чтобы призвать его к соединению с Собой. Бог призывает человека к обожению, и этот зов требует свободного ответа. Бог хочет, чтобы порыв этот был порывом любви. Соединение без любви было бы механическим, а любовь предполагает свободу, возможность выбора и отказа… Чтобы быть тем, чем должен быть любящий Бога, нужно допустить возможность обратного: надо допустить возможность бунта… Эта свобода ­ от Бога: свобода есть печать нашей причастности Божеству, совершеннейшее создание Бога, шедевр Творца.» (В. Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М. 1991, стр. 242)
Личная свобода человека, со всеми ее фантастическими уклонениями, тем не менее, всегда находится в русле Божественного Промысла. Это означает, что бесконечность Промысла Божия имеет большую мощность, нежели бесконечность человеческой свободы. Математическим образом такого соотношения двух бесконечностей является теория трансфинитных чисел Г. Кантора. На языке богословия об этом также говорит В.Н. Лосский: «Промысл есть определение Божественной воли в соответствии с человеческой свободой, в предвидении свободных действий твари. Эта воля — воля всегда спасительная, которая может создавать полезное людям во всех превратностях их блужданий, если только человек умеет ее познавать. Можно сказать с некоторой извинительной неточностью, что Бог нисходит в Своей промыслительной деятельности к свободе людей, действует в соответствии с этой свободой, согласует Свои действия с действием существ тварных, чтобы, выполняя Свою волю, управлять падшим миром, не нарушая их тварной свободы.» ( Указ. соч., стр.105).
Нравственный аспект антиномии детерминизма Промысла Божия и индетерминизма личной свободы человека раскрывается в понятии Божественного попущения. Святые отцы (например, Немезий Емесский) считают, что Промысл Божий действует как благоизволение и как попущение Божие. По благоизволению происходит то, что является безусловным благом. По попущению – то, что может оказаться несчастьем и злом, но при должном к нему отношении способно привести ко благу. Так болезни, нищета, любое страдание, которое по попущению Божиему коснется человека, может помочь ему изжить гордыню, научиться состраданию, увидеть и полюбить истинные ценности. Физическая слепота, постигшая апостола Павла на пути в Дамаск, привела его к духовному прозрению, а некое жало в плоть и ангел сатаны, на которого он горько жаловался коринфянам во Втором послании к ним, помогало апостолу языков побеждать в себе присущую любому человеку гордость.
«Иногда Бог попускает человеку совершить постыдное деяние для исправления другой еще худшей страсти. Так, допустим, что кто-либо превозносится своими добродетелями и праведностью; Бог попускает такому человеку впасть в блуд, дабы он через это пришел к сознанию своей слабости, смирился и, пришед, исповедовался Господу» (Св. . Точное исповедание православной веры. 2,29.)
Иногда страдания невиновного человека могут послужить для блага другого. Евангельский слепорожденный, в несчастии которого не были виноваты даже его родители, послужил к прославлению Самого Спасителя и к укреплению веры в тех, кто оказался свидетелями чудесного исцеления.
Промысл Божий может осуществляться через спасительное и вразумляющее попущение. Но не каждое попущение Божие является выражением Его Промысла.
Такое не спасительное попущение является совершенным отвержением того человека, который, несмотря на все сделанное для его спасения Богом, остается бесчувственным и не исцеленным. Впрочем, и для такого окаменевшего сердцем грешника, пока он жив, остается возможность спасительного покаяния.
Священник Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...