Принцип орфографии на написания слов называется. Теория

Тип урока : Урок комплексного применения ЗУН обучающихся

Цель :

  1. Познакомить учащихся с принципами русской орфографии;
  2. Уточнить понятие орфографии и орфограммы;
  3. Закрепить навыки правописания

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся

(В ходе беседы на экране появляются слайды (приложение))

  • Многие ученые-лингвисты занимались проблемами правописания. Один из них – Лев Щерба. Согласны ли вы со следующим утверждением академика Л.Щербы? Ответ обоснуйте:
  1. …безграмотное писание читать трудно, точно едешь в таратайке по мёрзлой дороге;
  2. Писать безграмотно – это посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе;
  3. …совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга.
  • Какой раздел науки о языке изучает систему взаимосвязанных правил, регулирующих способы передачи звуков слабой позиции на письме?
  • В чем вы видите назначение орфографии?
  • Слова «орфография» и «правописание» близки по смыслу. Но можно ли считать их синонимами? (Слайд 3, приложение)
  • Рассмотрите схему, которая поможет вам осознать содержание орфографической науки. (Слайд 4, приложение)
  • Запишите схему в тетрадь
  • Что такое орфограмма? (Слайд 5, приложение)
  • Какие орфографические правила вы помните?

3. Объяснение нового материала

Современная русская орфография основывается на Своде правил, опубликованном в 1956 г. Правила русского языка отражены в грамматиках русского языка и орфографических словарях. Для школьников выходят специальные школьные орфографические словари. Но запомнить все правила очень сложно, на память невольно приходит знаменитый анекдот о том, как проходит урок русского языка в грузинской школе. Помните: "Учитель говорит: "Дорогие дети, русский язык ужасно трудный. В нем, например, слова сол, фасол, вермишел пишутся с мягким знаком, а слова вилька, булька, тарелька - без мягкого знака. Понять это невозможно, это можно только запомнить "".

Последняя фраза анекдота вполне отражает подход к изучению норм современного русского литературного языка отнюдь не только в грузинской, но и в самой что ни на есть русской школе.

Как и любая система, орфография строится на нескольких важных исходных положениях, которые называются принципами. Не все написания регулируются одинаково. Некоторые соответствуют произношению, иные объяснить трудно или практически невозможно. Ученые называют 4 принципа русской орфографии (слайд 6, приложение):

  1. Морфологический: единообразное написание значимых частей слова – корня, приставки, суффикса и окончания.
  2. Традиционный: написания, поддерживаемые традицией и не регулируемые правилами.
  3. Фонетический: написание в соответствии со звучанием.
  4. Дифференцирующий: написания, используемые для различения слов и их форм.

Кроме названных, в русской орфографии есть принципы , регулирующие слитное, раздельное и дефисное написание, употребление прописных букв, правила переноса слов и др. (Слайд 7, приложение)

Вся система орфографических правил опирается на эти принципы. Запишите таблицу в тетрадь.

4. Закрепление изученного.

Работа в парах и у доски

Что стало причиной ошибок в следующих словах? Какие принципы лежат в основе данных написаний? Спишите, устранив ошибки.

(Пятибальная система, стоватная лампочка, теплые и холодные дни вперемешку, полоскать щенка, странное навождение, прибывать в дурном настроении.)

Непременным условием овладения нормами современной русской орфографии является умение членить слово на морфемы . Произведите морфемный анализ слов (освободиться, испортившийся, услышал, злейшего, заболеть, люблю, противодействие, доел, объездчиком ). (Слайды 8; 9, приложение)

Работа с карточками

Запишите слова в 4 группы в зависимости от принципа орфографии, лежащего в основе правописания данного слова (слайд 10, приложение):

(Дилетан…ский, небез…звестный, пред…нфарктный, бе…таланный, чре…мерный, не…дешний, к…вычки, о…делочный, вдумч…вый, подж…г сарай, умышленный прдж…г, компроми…, прил..гательное, пр…зреть сироту, пр…зирать труса, р…ссыпать, р…ссыпи, в речк…, берез…вый, чу…ство, те…аса, шумная к…мпания, избирательная к…мпания.)

Взаимопроверка (слайд 11, приложение).

5. Домашнее задание

В обычных ситуациях при свободном владении языком человек не задумывается над словесной формой выражения своей мысли - она выстраивается автоматически. Совсем не так с речью художественной. Она для нас не только носитель информации, но и сама информация. Подбор слов, грамматических форм и конструкций, даже звуков не менее важен, чем тема разговора. В литературе мы ищем не столько содержания речи, сколько саму речь. Художника ведёт чутьё. Он напряжённо ищет такие созвучия, слова, предложения, которые точно выражают именно то, что он думает и чувствует. В художественном тексте основное творческое усилие переносится с того, что сказано, на то, как сказано, глубину, неповторимость и силу. Читая художественное произведение, ощущаешь себя соавтором.

(По Л. Кац)

  1. Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Обоснуйте свой ответ, соглашаясь или не соглашаясь с автором. Приведите не менее 3-4 аргументов.

6. Дополнительное задание.

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Деревня ещё спала и даже петухи молчали. В мелком оси(нн,н)ике тихо и таинстве(нн,н)о пер..свистывались какие..то птицы. Все замерло в ожидании з..ри, и все вокруг остывшая за ночь, мокрая земля плав..щиеся облака на востоке, птицы пер..свистывающиеся среди зар..слей мо(жж,ж)евельника и сам я, шагающий с удочками к реке, мои шаги по росной траве, - всё казалось мне в это утро исполне(нн,н)ым такого великого смысла и значения, что я понимал себя тоже частицей вечности необходимым дополнением нового дня. Мне больно было мять траву землю хотелось слышать себя в этом пр..тихшем перед з..рею мире и слушать живую тишину и этих стра(нн,н)ых птиц, посвистывающих, как люди. А когда в мокрой дали под сизыми расплавле(нн,н)ыми облаками показалось солнце, я уже был на реке и видел как р..ждалось это начало всех начал как запели жаворонки как зас-ветился туман над водой как выпрыгивали с плеском и грохотом в этот лёгкий туман речные рыбы славя по(..)своему солнце и как в..сели на листьях осоки синие стр..козы дожидаясь солнечных лучей.

(Г. Семенов)

Выпишите по 5 слов с морфологическим, традиционным и фонетическим написаниями.

7. Итог урока. (Слайды 12-17, приложение)

  1. Укажите слова, в которых гласный пишется в соответствии с традиционным принципом русской орфографии:
    1) трава;
    2) бетон;
    3) заслон;
    4) батон;
    5) вагон;
    6) выгон.
    (Ответ : 2, 4, 5.)
  2. Укажите слова, написание которых опирается на фонетический принцип русской орфографии:
    1) бездарный;
    2) отважный;
    3) бесплодный;
    4) подходящий;
    5) отсталый;
    6) подробный.
    (Ответ : 1, 3.)
    1) предыстория;
    2) розыгрыш;
    3) представитель;
    4) расписание;
    5) заигрывать;
    6) расписка.
    (Ответ : 1, 2, 4, 6.)
  3. Укажите слова, написание которых опирается на морфемный принцип русской орфографии:
    1) умирать;
    2) миролюбивый;
    3) разыгрывать;
    4) подбор.
    (Ответ : 2, 4.)

Принципы русского правописания считаются очень сложными, однако на фоне сравнения с другими европейскими языками, где очень много традиционных, условных написаний, орфография русского языка в целом довольно логична, достаточно лишь понимать, на чем она основана.

В этой статье рассказывается о морфологическом принципе русской орфографии, примерами реализации которого являются большинство слов нашего языка.

Что такое морфология

Понимание того, что такое морфологический принцип русской орфографии, примеры которого приводятся уже в первом классе начальной школы, невозможно без понятия о морфологии как таковой. Что такое морфология? В каких областях знаний принято о ней говорить?

Применение понятия морфологии гораздо шире, чем лингвистическая область, то есть область изучения языка. Проще всего объяснить, что это такое, на примере биологии, откуда, собственно, и пришел этот термин. Морфология изучает строение организма, его составные части и роль каждой части в жизни организма в целом. Например, внутренняя морфология человека - это анатомия.

Таким образом, морфология в лингвистическом смысле слова изучает анатомию слова, его строение, то есть то, из каких частей оно состоит, почему эти части можно выделить и зачем они существуют. «Составными частями» человека являются сердце, печень, легкие; цветка - лепестки, пестик, тычинки; а слова - приставка, корень, суффикс и окончание. Это «органы» слова, находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом и выполняющие свои функции. Тема «Морфемика и словообразование» в школе направлена именно на изучение этих составных частей слова, законов их соединения.

Предварительно отвечая на вопрос о главном принципе нашего правописания, можно сказать, что мы в качестве элементов письма записываем составные части слова (морфемы), в этом и заключается морфологический принцип русской орфографии. Примеры (для начала самые простые): в слове «мячи» мы пишем Я, так как записываем, переносим корень «мяч» без изменений, так, как слышим его в слове «мяч».

Существуют ли другие принципы орфографии?

Чтобы разобраться, в чем сущность морфологического принципа русской орфографии, его нужно рассмотреть на фоне других принципов.

Уточним, что такое орфография, или правописание. Это те правила, которым подчиняется письменность определенного языка. Далеко не всегда основной принцип, который лежит в основе этих правил, - морфологический. Кроме него, прежде всего нужно говорить о фонетическом и традиционном принципах.

Запись звуков

Например, можно записывать слово так, как оно слышится, то есть записывать звуки. Слово "дуб" при этом мы бы записали так: "дуп". Этот принцип записи слов (когда не важно ничего, кроме звучания слова и передачи этого звучания) называется фонетическим. Ему следуют дети, только что научившиеся писать: они записывают то, что слышат и произносят. При этом единообразие любой приставки, корня, суффикса или окончания может нарушиться.

Фонетический принцип в русском языке

Примеров фонетического написания не так много. Он затрагивает, прежде всего, правила написания приставки (без- (бес-)). В тех случаях, когда мы слышим на ее конце звук С (перед глухими согласными), мы записываем именно этот звук (беспечальный, бескомпромиссный, бессовестный ), а в тех случаях, когда слышим З (перед звонкими согласными и сонорными), записываем его (безропотный, беззаботный, бездельник).

Традиционный принцип

Другой важный принцип - это традиционный, его также называют историческим. Он заключается в том, что определенное написание слова можно объяснить только традицией, или привычкой. Когда-то давным-давно слово произносилось, а следовательно, и писалось определенным образом. Прошло время, язык изменился, изменилось его звучание, однако по традиции слово все еще продолжает писаться именно так. В русском языке это, например, касается написания всем известных «жи» и «ши». Когда-то в русском языке эти сочетания произносились именно «мягко», потом это произношение ушло, однако традиция написания сохранилась. Другой пример традиционного написания - это утрата связи слова с его "проверочными" словами. Об этом будет сказано ниже.

Минусы традиционного способа записи слов

В русском языке таких «улик» прошлого осталось довольно много, но если сравнивать, например, с английским языком, то он не покажется главным. В английском языке большинство написаний объясняется именно традицией, так как в нем чрезвычайно давно не проводилось никаких реформ. Именно поэтому англоязычные школьники вынуждены не столько понимать правила написания слов, сколько заучивать сами написания. Только традицией, к примеру, можно объяснить, почему в слове "high" «озвучиваются» лишь первые две буквы, а следующие две пишутся просто «по привычке», обозначая в слове ноль звуков.

Широкое распространение традиционного принципа в русском языке

Как говорилось выше, орфография русского языка следует не только морфологическому принципу, но и фонетическому и традиционному, от которого довольно сложно уйти полностью. Наиболее часто мы сталкиваемся с традиционным, или историческим принципом русской орфографии, когда записываем так называемые словарные слова. Это такие слова, объяснить написание которых можно только исторически. Например, почему мы пишем "чернила" через Е? Или "белье" через Е? Дело в том, что исторически эти слова связаны с названиями цветов - черный и белый, так как сначала чернила были только черные, а белье только белым. Затем связь этих слов с теми, от которых они были образованы, утратилась, однако мы продолжаем писать их именно так. Есть и такие слова, происхождение которых объяснить при помощи современных слов вообще невозможно, однако их написание строго регламентировано. Например: корова, собака. То же касается иностранных слов: их написание регулируется словами другого языка. Эти и подобные слова нужно просто выучивать.

Другой пример - это написание ци/цы. Только условностью можно объяснить, почему в корнях слов после Ц пишется И (за исключением некоторых фамилий, например, Анцыферов, и слов цыц, цыпочки, цыпленок, цыган), а в окончаниях - Ы. Ведь произносятся слоги в обоих случаях совершенно одинаково и никакой проверке подлежат.

Очевидной логики при написании слов с традиционной орфографией нет, и, согласитесь, их гораздо тяжелее выучить, чем «проверяемые» слова. Ведь запомнить всегда легче то, что имеет очевидное объяснение.

Почему именно морфологический принцип?

Роль морфологического принципа в орфографии трудно переоценить, ведь он регулирует законы письма, делает его предсказуемым, избавляет от заучивания бесконечного количества слов при традиционном письме и «разгадывания» написаний при фонетическом письме. Ведь в конечном счете правильная запись слов - это не простой каприз лингвистов. Это то, что обеспечивает легкое понимание текста, возможность прочитать любое слово «с листа». Детское написание «выхадныи мызбабушкай хадили найолку» делает чтение текста сложным, медленным. Если представить, что каждый раз слова будут писаться по-разному, от этого, прежде всего, пострадает читатель, его скорость чтения текста и качество его восприятия, так как все усилия будут направлены на «расшифровку» слов.

Возможно, для языка, мерее богатого формами слов (то есть менее богатого морфемами) и обладающего меньшими словообразовательными возможностями (образование слов в русском языке происходит очень легко и свободно, по самым разным моделям и с использованием самых разных способов), этот принцип и подошел бы, но не для русского. Если прибавить к этому богатый культурный дискурс, то есть сложность и тонкость мыслей, которые наш язык призван выражать, то примитивная фонетическая запись совершенно не допустима.

Суть морфологического принципа русского языка. Примеры

Итак, рассмотрев фон существования морфологического принципа и выяснив, что такое морфология, вернемся к его сути. Она очень проста. Когда мы записываем слово, в качестве элементов записи мы выбираем не звуки и не слова, а части слов, его составные элементы (приставки, корни, суффиксы, постфиксы и флексии). То есть, записывая слово, мы выстраиваем его, как из кубиков, не из а из более сложных, значимых образований - морфем. И «перенести», записать каждую часть слова нужно в неизменном виде. В слове «гимнастический» после Н мы пишем А, как в слове «гимнаст», так как записываем целую морфему - корень «гимнаст». В слове «облака» первую букву мы записываем О, как в форме «облако», так как "переносим" целую морфему - корень «облак». Ее нельзя разрушить, видоизменить, потому что морфологический принцип гласит: записывай целую морфему, независимо от того, как она слышится и произносится. В слове «облако», в свою очередь, мы записываем конечную О в окончании, как в слове «окно» (это окончание существительного среднего рода в именительном падеже единственного числа).

Проблема следования морфологическому принципу в русском письме

В русском языке проблема записи по морфологическому принципу заключается в том, что мы постоянно попадаем в ловушки нашего произношения. Все было бы просто, если бы все морфемы звучали всегда одинаково. Однако в речи все происходит совершенно иначе, именно поэтому дети, следуя фонетическому принципу, делают такое большое количество ошибок.

Дело в том, что звуки в русской речи произносятся по-разному, в зависимости от своей позиции в слове.

Поиск эталона морфем

Например, на конце слов мы никогда не произносим звонкий согласный - он всегда оглушается. Таков артикуляционный закон русского языка. Сложно представить, но так происходит далеко не во всех языках. Англичане, напротив, всегда удивляются, когда русские пытаются применить этот закон и произнести глухой согласный на конце, скажем, английского слова "dog". В «оглушенном» виде - «док» - слово ими совершенно не узнается.

Чтобы узнать, какую букву нужно написать на конце слова «пароход», мы должны произнести морфему «ход» так, чтобы не ставить ее в слабую позицию абсолютного конца слова: «ходить». Из этого примера употребления морфемы видно, что ее эталон заканчивается на Д.

Другой пример - гласные звуки. Без ударения мы их произносим «смазанно», четко они звучат только под ударением. При выборе буквы мы также следуем морфологическому принципу русской орфографии. Примеры: чтобы записать слово «ходить», мы должны «проверить» безударную гласную - «проход». В этом слове четко, эталонно звучит гласный звук, значит, именно его мы записываем и в «слабой» позиции - без ударения. Все это - написания, подчиняющиеся морфологическому принципу русской орфографии.

Так же мы восстанавливаем другие эталоны морфем, причем не только корневых, но и прочих (например, приставку "НА" мы пишем всегда так и никак иначе). И именно эталонную морфему, согласно морфологическому принципу русской орфографии, мы записываем в качестве элемента, когда пишем слово.

Таким образом, морфологический принцип русской орфографии предполагает знания о строении слова, о его образовании, частеречной принадлежности, грамматических особенностях (иначе невозможно будет восстановить эталоны суффиксов и окончаний). Для свободного и грамотного письма на русском языке необходимо иметь богатый словарный запас - тогда поиски «эталонов» морфем будут проходить быстро и автоматически. Много читающие люди пишут грамотно, так как свободная ориентация в языке позволяет с легкостью опознавать связи между словами и их формами. Именно в ходе чтения происходит развитие понимания морфологического принципа русской орфографии.

Орфография – раздел науки о языке, изучающий теоретические основы правильного письма. Орфография – это и система правил правописания. Правила современной русской орфографии отражены в сборнике «Правила орфографии» 1956 г. Этот свод правил возведён в ранг закона. В течение многовекового развития система норм письма неоднократно изменялась. Известно несколько реформ орфографии, последняя из них была в 1956 г.

Основное понятие орфографии – орфограмма. Орфограмма – это практическая задача письма, в решение которой предполагается ряд вариантов, из которых правильным является только один. Иначе, орфограмма – это написание, где существует возможность выбора буквы для обозначения звука. Например, в слове вода для обозначение звука [о] возможен выбор букв о или а.

В решении орфографической задачи пользуются системой рассуждений. Система рассуждений предполагается формулировкой орфографического правила. Орфографическое правило – практическая рекомендация, включающая в себя норму и условия её выбора. Так, для решения практической задачи, какую букву надо написать в слове вода, используется правило о безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

Орфограммы русского языка делятся на буквенные и небуквенные. Буквенные орфограммы материально представлены буквами. Небуквенные орфограммы представлены иначе: пробелом (раздельное написание), дефисом (графический знак, соединяющий части слова или отдельные слова), черточкой (обозначающей перенос слова со строки на строку), графическими сокращениями. Помнить: дефис – орфографический знак, не путать его с тире – это знак пунктуационный.

Каждое правило в своей структуре отражает определённую теоретическую закономерность, иначе: между отдельными правилами при их сопоставлении иногда есть сходство в рассуждении.

Таким образом, каждое правило имеет теоретическую основу. Теоретическая основа орфографических правил сформулирована в виде принципов русской орфографии.

Принцип русской орфографии – это теоретическая идея или теоретический закон, исходное начало, положенное в основу орфографического правила.

Орфография состоит из пяти разделов, в соответствии с которыми выделяют тип орфограмм.

1. Передача буквами фонемного состава слова . Буквы обозначают звуки в той части, которая не определена графикой и алфавитом. Так, в слове город орфографии отведено место для обозначения только тех звуков, где есть возможность выбора, т.е. безударного гласного [о] и конечного согласного [д].

2. Употребление прописных и строчных букв . Например, орел – птица и Орел – город.

3. Слитные, раздельные и полуслитные написания . Например, по новому проекту, жить по-новому.

4. Перенос слов с одной строки на другую . Например, мор-ской (суффикс расчленять нельзя при переносе на другую строку)

5. Графическое сокращение слов . Например, сокращение страница – с.

Для каждого раздела выделяются свои основные принципы.

1 раздел (передача звуков (фонем) буквами) строится на морфологическом (фонематическом) принципе. Суть морфологического принципа – единообразное написание морфем в слове. Каждая морфема (приставка, корень, суффикс, окончание) пишется одинаково, даже если звуковой состав разный. Например, корень город пишем одинаково в разных словах и словоформах: город [горът], города [гър/\да], городской [гър/\цкоi].

2 раздел (употребление прописных и строчных букв) связывается с характером слов и их положением в речи. Основной принцип – лексико-синтаксический.

3 раздел (слитные, раздельные, полуслитные написания) в основе имеет лексико-морфологический принцип. Согласно ему слитно пишутся значимые части слова, раздельно слова, для переходных случаев вводятся дефисные написания.

4 раздел основывается на морфемно-слоговом принципе. При переносе слова с одной строки на другую учитывается слоговое строение слова и его морфемная структура.

5 раздел основан на буквенно-звуковом принципе. При графическом сокращении учитывается характер звуков и букв. Например, слово нельзя сокращать на гласный.

Основная часть орфографии относится к первому разделу. Здесь сосредоточена самая большая масса орфографических правил. Кроме того, этот раздел продолжает алфавит и графику, определяя современное русское письмо, которое является звуко-буквенным. Другие части орфографии не имеют такого тесного соприкосновения с алфавитом и графикой.

Основной принцип 1 раздела орфографии (морфологический) является принципом и всей орфографии в целом. Морфологический принцип не единственный. Выделяется также фонетический и исторический (традиционный) принцип. Фонетический принцип ориентирует письмо на произношение. Его основное правило: «пиши, как слышишь». Исторический принцип стремится сохранить написание, применявшееся ранее. Основное правило его: «пиши, как писали раньше». Он неудобен, т.к. ориентирует на память и требует простого запоминания. На морфологическом принципе основано около 80% написаний, традиционном – 15%, фонетическом – 5%.

Рассмотрим каждый раздел более подробно.

1 раздел – буквенное обозначение фонемного состава слова.

Как мы отмечали ранее, обозначением фонем на письме ведает не только орфография, но и алфавит и графика. Но графика занимается буквенным обозначением фонем (звуков) сильных позиций. В ведении орфографии находятся звуки слабых позиций. Причем орфография при обозначении звуков слабых позиций регулируется двумя типами правил:

1 тип – звуки слабых позиций обозначаются так же, как звуки сильных позиций. Например, вода – водный , т.е. для выбора буквы мы должны поставить звук в сильную позицию

2 тип – звуки слабых позиций не могут быть поставлены в сильную позицию, не могут быть проверены и обозначаются в словарном порядке, т.е. запоминаются. В таких случаях выступает гиперфонема.

1 тип правил основан на морфологическом принципе.

При написании корней чаще всего используются правила проверки. При написании приставок, суффиксов и окончаний правила проверки часто не применяются (хотя они и возможны), просто в нашем сознании запечатлен образ этих морфем.

Например, приставка с пишется одинаково, хотя звуки могут быть разными: [с]вить, [з]дать, [ж]жать, [ш]шить. Но возможно применить и основное правило – поставить звук в сильную позицию (перед сонорным): слить.

Благодаря морфологическому принципу наше письмо единое и простое.

На морфологический принцип опираются многие правила: правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением, правописание проверяемых и непроизносимых согласных в корне, правописание традиционных приставок, падежных окончаний существительных, кроме существительных на ий, ие, ия и др.

Отступления от морфологического принципа :

Фонетический принцип – буква обозначает не фонему, а звук. На него опираются следующие правила:

Написание приставок на з, с: чрез(с), из(с), раз(с), воз(с) и др. – разломить/распилить

Написание гласных в приставках раз/роз, рас/рос – расписание/роспись

Написание ы вместо и после приставок на тв. согласный – играть/сыграть

Написание о после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях сущ. и прил., суффиксах наречий – бережок, лучом, борцов, свежо. НО: правописание ё после шипящих в корне основано на морфологическом принципе.

Исторический принцип. На него опираются такие правила:

Правописание жи, ши;

Правописание ь после шипящих – сущ. 3 скл. ж.р. мышь, гл. 2л.,ед.ч. идёшь, гл.пов.накл. отрежь

Правописание –ого, -его в окончаниях прилаг. м.р., Р.п., ед.ч. – красного

Чередование гласных в корнях лож/лаг, рос/раст, кос/кас, бер/бир, мок/мак, клон/клан и др.

Дифференцирующие написания.

Одинаковые по звучанию слова пишутся по-разному в зависимости от значения или морфологической принадлежности.

Правописание приставок пре/при – пребывать (находиться) – прибывать (приближаться, приезжать)

Правописание разных частей речи, имеющих сходное звучание: плач (сущ.) – плачь (гл. в пов. накл.), ожог (сущ.) – ожёг (гл.)

2 раздел – употребление прописных и строчных букв.

В основе лежат два фактора:

1. Выделение начала предложения.

2. Выделение собственных имён.

Собственные имена обозначают строго определённые названия, присущие единичным предметам. Выделение на письме большой буквой имеет целью их индивидуализацию.

Трудности выделения собственных имён:

1. Переход собственных имён в нарицательные: манилов, обломов. Если с положительной оценкой, то возможно сохранение написаний с прописной буквы: собственных Платонов.

2. Переход нарицательных имён в собственные. Слова, которым придаётся особый смысл, большая значимость, пишутся с прописной буквы: Мир, Равенство.

Частные случаи употребления прописных букв:

1) начало стихотворной строки

2) отдельные аббревиатуры: МГУ, МХТ

3 раздел. Русское письмо – раздельное письмо, т.е. все слова пишутся раздельно. Однако так было не всегда. Древнерусские памятники письменности не знали раздельного письма. Это было неудобно для чтения. Лишь в XVIII в. выработалось раздельное письмо. В основе написаний этого раздела лежит лексико-морфологический принцип.

Встречаются случаи, когда трудно отличить: отдельные слова перед нами или части слова: неприятель или не приятель, местожительство или место жительства.

Для переходных случаев введены дефисные написания. Например, частицы (морфемы) – то, -либо, -нибудь, которые образуют неопределённые местоимения или наречия: кто-нибудь, где-то.

Правила этого раздела – одни из самых трудных.

Сложности в написании связаны с такими явлениями:

1. Образование сложных слов.

2. Переход существительного с предлогом в наречие.

3. Переход частицы не в приставку не.

Многие из них противоречивы. Это проявляется в таких, например, случаях:

Наречия пишутся то слитно, то раздельно: отложить назавтра /до завтра, в потёмках / впотьмах.

Сложные существительные и прилагательные пишутся по-разному: обер-прокурор, обертон; народнохозяйственный, народно-демократический.

Неупорядоченность правил связана с нерешённостью проблемы слова в языкознании.

4 раздел. Правила переноса основаны на 2 принципах: фонетическом и морфемном.

Фонетический – перенос по слогам (се-стра,. Морфемный – перенос по морфемам (вод-ный). Иногда они совпадают (на-крыть)

Но фонетический принцип ограничивается морфемным, запрещающим разрывать значимые части слова (морфемы): раз- вед-чик, раз-бить.

5 раздел. Графические сокращения.

I тип – неграфические сокращения: сложносокращённые слова и аббревиатуры – зарплата, вуз.

II тип – графические сокращения: страница – с, завод – з-д

Принципы сокращения:

1. Не может быть опущена начальная часть слова

2. Опускаются минимум 2 буквы: город – гор. или г.

3. Нельзя сокращать на гласную букву, й, ь и ъ.

В зависимости от приемов образования сокращенных слов выделяют 6 видов графических сокращений.

1. Точечные. Образуются путем опущения части слова и постановки точки: век – в.

Удвоение одной согласной буквы при опущении остальной части используется для указания на мн.ч.: вв.(века), пп.(пункты)

2. Дефисные. Вместо опущенной средней части ставится дефис: завод – з-д.

3. Косолинейные. Используются при сокращении словосочетаний: железная дорога - ж/д, заочное отделение – з/о.

4. Курсивные. Выделяются особым шрифтом: см, кг .

5. Нулевые. Никак не выделяются.

6. Комбинированные. Разные сочетания первых пяти видов: оборотов в минуту: об/мин .

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Лексическое значение слова.

Современное русское правописание опирается на определенные принципы. Понять принцип орфографии – значит увидеть её систему и воспринять каждое её отдельное правило как часть системы, понять орфографическое правило и каждую орфограмму во взаимосвязях грамматики, этимологии, истории языка. В теории русской орфографии указываются морфологический, фонетический, традиционный принципы, а также дифференцирующие написания .

Морфологический принцип орфографии предполагает единообразное, одинаковое написание морфем – корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова, то есть независимо от позиционных чередований, других традиционных несоответствий письма и произношения. К числу таких несоответствий относятся: все случаи безударных гласных в разных морфемах – корне, приставке, суффиксе, окончании, оглушение звонких согласных и озвончание глухих перед парными глухими и звонкими согласными, оглушение в абсолютном конце слова; орфоэпическое, традиционное произношение многих слов и сочетаний.

Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому признаку, включает в себя: во-первых: понимание значения проверяемого слова или словосочетания, без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово, определить падежную форму, собственное имя и т.п.; во-вторых: анализ морфологического состава слова , умение определить место орфограммы, что важно для выбора и применения правила; в-третьих: фонетический анализ, определения слогового состава , ударяемого и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований и их причин; в-четвертых, грамматический анализ слова (словосочетания) – определение части речи, формы слова, например: имя существительное, первого склонения, стоит в д.п., ед.ч., и т.д .

Ведущее положение морфологического принципа русской орфографии определяет и методику обучения правописанию: последняя строится на сознательном, аналитическом подходе к языку, на понимании значений слов и их сочетаний, текста, грамматических категорий и форм, фонемного состава слова.



Морфологическому принципу соответствуют следующие орфографические темы, изучаемые в начальных классах: правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, кроме непроверяемых слов, которые пишутся по другому принципу; правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в приставках и суффиксах, на стыках морфем (кроме отдельных случаев, например, приставок на «-з», которые пишутся по другому принципу, этот случай в начальных классах не изучается); правописание безударных гласных в окончаниях словоформ: в падежных окончаниях 1-го, 2-го и 3-го склонений имён существительных, в падежных окончаниях имён прилагательных, в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжений настоящего и будущего времени; перенос слов со строки на строку, поскольку при переносе соблюдается не только слоговое, но и морфемное деление слов; в определённой мере морфологический принцип действует и в слитно-раздельных написаниях слов, в частности, в различении приставок и предлогов, а также в употреблении «Ъ» после приставок, поскольку применение соответствующих правил требует морфемного анализа слов и определение их морфологических признаков .

Даже такие орфографические темы, как обозначение мягкости согласных на письме, употребление заглавной буквы в именах, двойные согласные, также опираются на морфологические знания и умения детей.

Итак, морфологический принцип является основным принципом русской орфографии. Как было сказано выше, суть его заключается в том, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся в том или ином положении (см. Приложение 1) .

Единство орфографического облика морфем достигается тем, что на письме обозначается не произношение в том или ином случае, а фонемный состав морфемы, образуемый сильными фонемами. Поэтому основной принцип русской орфографии можно назвать и фонетическим, понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфемы.

Отступлениями от основного принципа русской орфографии являются фонетический и традиционно-исторический принципы.

Рассмотрим далее фонетический принцип. Предполагается, что первоначально возникшая у разных народов звуко-буквенная письменность всегда была фонетической: каждый звук речи фиксировался так, как он звучит, так, как его слышит пишущий. И в современном русском письме немало таких написаний, где не возникает никаких расхождений между звучанием и письмом: «луна»; «стул», «мы», «рак» и многие другие. В большинстве слов, наряду с проверяемыми или непроверяемыми орфограммами, остальные звуки обозначаются буквами, в сущности, по фонетическому принципу. Так, в слове «вагон» звук [а] безударный, считается непроверяемым, буква -а- пишется по традиции, но остальные буквы данного слова пишутся в соответствии со звучанием. В сущности, все эти написания должны называться не фонетическими, а фонетико-графическими .

Фонетико-графические написания не вызывают у пишущих затруднений, поэтому обычно их просто не замечают; но в начальных классах их роль очень велика. Фонетико-графические написания не противоречат морфологическому принципу русской орфографии, так как не ведут к неодинаковому написанию морфем. Но их опасность в том, что они всё же создают у учащихся иллюзию благополучия, иллюзию соответствия буквы звуку, что на самом деле бывает далеко не всегда.

Случаи типа «стол», «рука», «лампа» (фонетические написания) отражают фонемный состав этих слов и не противостоят морфологическому принципу орфографии. Итак, фонетический принцип русской орфографии заключается в том, что в словах пишутся звуки так, как слышатся, т.е. написание передаёт звучание слова. В приложении Б рассмотрены написания, основанные на фонетическом принципе.

В системе орфографических правил есть и такие, которые опираются на фонетический принцип и находятся в резком противоречии с ведущим, морфологическим принципом. Противоречие состоит в том, что морфемы (в данном случае – приставки на- -з) пишутся не единообразно, а в зависимости от произношения, отражая позиционное чередование. Приставки из-, ис-, раз-, рас-, вз-, вс-, через-, черес- и другие морфологическому принципу не подчиняются. Согласно правилу, эти приставки пишутся с буквой З перед гласными или звонкими согласными, а в остальных случаях – с буквой С: «безымянный, но «бесконечный». Нетрудно заметить, что написание З- (С- в этом примере соответствует произношению, т.е. подчинено фонетическому принципу .

Правила, опирающиеся на фонетический принцип и противоречащие морфологическому, вызывают у учащихся затруднения, разрушают только что начавшиеся формироваться у них представления о системе орфографии, противоречат общему принципу проверки гласных и согласных в слабых позициях.

Поскольку правила, опирающиеся на фонетический принцип, противоречат формирующемуся у детей пониманию системы русской орфографии и вообще, трудные для усвоения, то в курсе начальной школы они не изучаются. Но слова, содержащие такие орфограммы, младшие школьники встречают в письменной речи и пишут их, усваивая на практической основе путём запоминания.

Можно подчеркнуть, что случаи, подобные правописанию приставок на –з-, немногочисленны: другие принципы орфографии, в основном не противоречат, а, наоборот, поддерживают морфологический принцип прусской орфографии. Таков третий принцип – традиционный (исторический). Согласно этому принципу многие слова пишутся по традиции, без проверки правилами.

Не проверяемые правилами слова весьма многочисленны: в тексте, характерном для письменной речи младших школьников, их число достигает 20% (многие из таких слов позднее, в старших классах, станут для учащихся проверяемыми). По преимуществу это заимствованные из других языков слова. Многие из них вошли в русский язык сравнительно недавно: «ванна» – немецк., «чемодан» - персидск., иные в давние времена: «арбуз», «балык», «тулуп» – тюркск. и др.

Многие написания, относимые к числу традиционных, на самом деле могут быть проверены на основе языка-источника: «картон» – от латинского; «костюм» – от французского и т.д.

Иногда написание, считающееся традиционным, может быть проверено на основе знания истории этимологии слов и исторических изменений в фонетике русского языка: «петух» - от старорусского «пети», «горох» - содержит полногласие –оро-, в котором не бывает –а-. В приложении В описаны варианты написания, основанные на традиционно-историческом принципе.

Итак, традиционно-исторические написания – это такие написания, которые не зависят ни от морфем, ни от произношений, а сохраняется письмо по традиции.

В рамках традиционного принципа, в целом не противоречащего общим правилам русского письма и ведущему принципу русской орфографии – морфологическому, есть несколько случаев, противоречащих общей системе.

Традиционное написание сочетаний ЖИ, ШИ, с буквой «и», ЧА,ЩА, с буквой «а», ЧУ, ЩУ с буквой «у» противоречит общему правилу русской орфографии, согласно которому после твердых согласных следует писать не «и», а «ы», после мягких – не «у», «а», а «ю», «я».

В начальных классах написание этих сочетаний заучивается без какого-либо объяснения, и, конечно, не может не наносить ущерба формированию понятия орфографической системы в сознании учащихся.

Морфологическому принципу противоречит традиционное написание отдельных слов: «калач» (по морфологическому принципу следовало бы писать «колач»).

Если морфологические написания проверяются и усваиваются на основе фонетического, словообразовательного и грамматического анализа слов и их сочетаний, то традиционные написания – в основном на запоминании, в порядке так называемой словарно-орфографической работы. Запоминание в начальных классах играет важную роль, им нельзя пренебрегать, наоборот, нужно разрабатывать глубокую систему мотиваций, игровых методик, облегчающих детям запоминание слов с трудными написаниями.

С развитием фонологии, с введением в научный обиход понятия фонемы, был предложен новый, фонематический принцип, который некоторые ученые-лингвисты определяют как основной принцип русской орфографии. Но, как говорилось выше, ведущая роль в проверке орфограмм принадлежит морфологическому подходу: необходимо знать, в корне, суффиксе, приставке или окончании находится орфограмма. И без морфологического подхода фонемный способ проверки слеп и применим лишь в простейших, очевидных случаях типа «вода» - «воды» или «луг» – «луга».

Невозможно проверить написание слов [р шот], [длиный], [шыт ] и множество других орфограмм, если не прибегать к морфологическому анализу. Морфологический принцип все эти случаи объясняет; иными словами, морфологический принцип шире фонематического, он охватывает значительно большее количество орфограмм, чем фонетический. Авторы большинства учебных пособий для вузов рассматривают морфологический и фонематический принципы в тесной связи, но однако не равноправными, так как фонетический принцип есть часть морфологического.

Как педагогическая наука, так и школьная практика в последние годы значительно продвинулась в вопросе определения рациональных способов формирования у школьников учебных навыков. Данные исследований, проведённых учеными-психологами и учёными-методистами, подтверждают, что только система упражнений обеспечивает овладение учащимися навыками грамотного письма.

Негосударственное образовательное учреждение

Церковно-приходская школа «Косинская»

г. Москвы

Статья
«Основные принципы русской орфографии»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Ганеева Виктория Николаевна

г. Москва 2014

Основные принципы русской орфографии.

Орфография (греч. o rthos – правильный, grapho – пишу) буквально означает `правописание`, т. е. правильное, соответствующее нормам письмо. Но значение слов “орфография” и “правописание” не совпадают; второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию.

Русская орфография – это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов: передача буквами фонемного состава слов; слитные, раздельные и дефисные(полуслитные) написания слов и их частей; употребление прописных и строчных букв; способы переноса слов с одной строки на другую; графические сокращения слов.

Передача буквами фонемного состава слова.

Это основной раздел орфографии. Он непосредственно связан с графикой. Графика устанавливает правила соответствия букв и фонем в сигнификативно сильных позициях. Область орфографии – сигнификативно слабые позиции фонем. В отдельных случаях орфография “вмешивается” и в область графики – область сильных позиций. Графика определяет значения букв в их сочетаниях с друг другом вне зависимости от конкретных слов. Орфография дает правила написания букв в словах и морфемах.

Основное правило правописания безударных гласных: в безударных слогах пишутся те же гласные, что и под ударением в той же морфеме. Мы пишем о в слове вода (хотя произносим [вада]) потому, что под ударением в этом корне слышится [о] и пишется о: воды, водный. Слово, произносящееся [л`иса], мы запишем лиса, если проверим первый гласный словом лис , и запишем леса , если проверим словом лес. Так мы определяем, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, и пишем букву, обозначающую эту фонему.

Такое же общее правило действует для звонких и глухих согласных. На конце слова и перед шумной согласной пишется та же согласная, что и перед гласной и звонкой согласной в той же морфеме. Мы пишем б в словах зуб, зубки , хотя произносим [зуп], [зупк`и], потому что перед гласной и перед сонорной согласной в этом корне произносится [б] и пишется б : зубы, зубной . Мы пишем просьба , хотя произносим [проз`ба], так как перед гласной в этом корне произносится [с`] и пишется с: просить.

Принцип проверки здесь тот же, что и для гласных: звук слабой позиции проверяется сильной позицией; таким образом определяется фонема, к которой принадлежит данный звук, она и обозначается соответствующей буквой. Одна и та же буква обозначает фонему в сильной и в слабых позициях – это фонематический принцип, основной принцип русской орфографии.

Фонематический принцип определяет написание также твердых и мягких согласных: ь обозначает не мягкость звука, а мягкость фонемы, т. е.мягкость, не зависящую от позиции. Например, в слове лезть произносится [с`] перед [т`], но мягкость [с`] здесь обусловлена следующим [т`] (этой же позицией перед [т`] обусловлена и глухость [с`]). В сильной по твердости ~мягкости позиции – на конце слова – этой мягкости нет: лез. Фонема здесь твердая, поэтому в форме лезть не пишется ь после з . В форме повелительного наклонения лезьте тоже произноится [с`т`], но фонема мягкая, так как мягкость звука сохраняется на конце слова: лез – ле [с`]. Мягкость фонемы обозначается мягким знаком. В слове усни произносится [с`н`], но при замене [н`] на [н] происходит и замена [с`] на [с]: у [сн] у . Поэтому мягкость [с`] здесь несамостоятельна, она и не обозначается на письме. В слове льдина произносится [л`д`], при замене [д`] на [д] мягкость [л`]сохраняется: [л`д] ы . Здесь мягкость фонемы обозначается на письме мягким знаком.

Фонематический принцип определяет написание всех морфем слова: приставок, корней, суффиксов, окончаний. В слове подступить произносится [пъц-], но пишется приставка под- , так как проверка показывает фонемы: п [о] дступ, по [д] рулить . В суффиксе слов берёзовый, осиновый произносится [ъ], но пишется о, так как в том же суффиксе в сильной позиции произноится [о]: дубовый . В словах на стуле и от пули конечный гласный одинаков - [и], но в первом случае он относится к фонеме (ср. на сто [л`э`]), а во втором – к фонеме (ср. от зем [л`и`]). После мягких согласных фонема обозначается буквой е, фонема – и .

Фонематический принцип обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в разных формах одного и того же слова и в разных словах. Так, в слове город в составе разных словоформ пишется одинаково, хотя произносится по-разному: [горът], [горъд] а , [гърад] а , [гърат] ки , при [гърът], при [гъръд]ный, ино [гарод`] ний , [гърац] ской. Написание город- во всех этих случаях отражает фонемный состав этого корня – . Одинаковое написание одних и тех же морфем позволяет легко узнавать слова с этими морфемами, а это способствует быстрому пониманию и чтению.

Основной принцип русской орфографии определяют также как морфологический. Морфологический принцип состоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем. В действительности одни и те же морфемы на письме часто передаются не одинаково: отражаемые на письме исторические чередования разрушают единство написания морфем. Так, в словах город и горожанин один и тот же корень пишется по-разному. В корнях и во многоих аффиксах такие нефонетические чередования обычны; ср. : жечь – жж ение – жг учий – за жиг ать – под жог ; мыш онок – мыш онк а – мыш оночек .

Исторические чередования передаются на письме (следовательно, единое написание одних и тех же морфем не сохраняется), а фонетические чередования на письме не передаются (следовательно, одной и той же буквой обозначается весь ряд позиционно чередующихся звуков, т. е. фонема в понимании Московской фонологической школы). Таким образом, единообразные написания одних и тех же морфем обычно есть проявление фонематического принципа орфографии.

В некоторых случаях наша орфография построена на морфологическом принципе, действующем вопреки фонематическому. Так, графическое единообразие морфем выдерживается при написании е (ё) под ударением после шипящих: жёлтый – желтеть, жёлудь – желудей, печёт – плачет, чёлн – челнок, щёк – щека. В этих случаях после шипящих под ударением выступает фонема, но пишется е (ё) для сохранения единообразия с теми же морфемами, где чередуется с или может быть в безударном положении: шёпот () – шепчет () – шептать ().

Морфологическому принципу отвечают также написания дезинформация, контригра, пединститут, сверхидеальный – с и после согласных, соответствующих твердым фонемам. Здесь сохраняется облик корня, вопреки правилу графики писать ы после таких согласных (ср.: безыдейный, предыстория ).

Фонематический принцип действует тогда, когда фонема находится в сильной позиции (это, собственно, принцип графики), и тогда, когда фонема находится в слабой позиции и может быть определена сильной позицией. Таких написаний 80%.

В некоторых случаях проверка невозможна, так как в данной морфеме фонема не встречается в сильной позиции: с о бака, т о пор, сапог, с а рай, п е реход, разборч и вый, молоды е , в ок зал, фу т бол, с тол, з доровье, сиди ш ь, сиди т . В этом случае выступает гиперфонема: с бака, с пог , фу бол и т. д. Фонематический принцип здесь ограничивает выбор букв, но не дает однозначного решения: можно написать собака и сабака , футбол и фудбол . Написания в подобных случаях осуществляются на основе фонематического и традиционного принципов.

Традиционный принцип орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией. Выбор буквы не мотивирован современными языковыми закономерностями. С точки зрения звуковых соответствий, например, безразлично, о или а писать в предударном слоге в словах сапог, собака . Традиционные написания надо запоминать.

Традиционный принцип выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы: зарево – зори . В безударном положении здесь тоже гиперфонема: з ря. Выбор буквы в словах з аря, зоревать определяется традицией. Гласные в корне клон- – клан- могут быть ударными: клонится, кланяться. Выбор о для безударных слогов основан на традиции: наклонение, склонить.

В большинстве случаев традиционный принцип не противоречит фонематическому, а дополняет его; таких написаний 15%. Но в ряде случаев традиционный принцип противоречит фонематическому. В сильной позиции это написания щ в слове помощник, ч в словах конечно, скучно и др. В слабой позиции это, например, правописание корней гор- – гар-, плов- – плав- , в которых под ударением только [а], а без ударения пишется и о , и а.

В противоречии с фонематическим находится также фонетический принцип, который заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук. По этому принципу пишутся конечные согласные в приставках без-/бес-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, через-/черес-: безоблачный, безрадостный, безбрежный – бесполезный; изыскать, изрезать, издать – искупать и др. Конечная фонема приставки здесь, об этом свидетельствует произношение [з] перед гласными и сонорными согласными, но пишется буква з , если произносится [з], и с , если произносится [с]. Фонетический принцип проводится здесь не совсем последовательно: в словах безвкусица, безвкусный в конце приставки произносится [с]; в словах бесшумный, изжарить произносится [ш, ж]; в словах расщедриться, расщепить на месте с нуль звука. Таким образом, фонетический принцип здесь осложнен традиционным.

Правописание о или а в приставке раз-/раз- – роз-/рос- также отвечает фонетическому принципу – о пишется под ударением, когда произносится [о], а пишется без ударения: розвальни, розыск, россыпь; развал, разыскивать , рассыпать. И здесь фонетический принцип осложнен традиционным (ср.: разыскной ). По фонетическому принципу пишется ы после ц: цыган, огурцы , курицын, бледнолицый.

Дифференцировочные написания основаны на разграничении на письме слов или форм, совпадающих по фонемному составу: ож о г – ож ё г, подж о г – подж ё г, плач – плач ь , рож – рож ь , туш – туш ь , ко п чик – ко б чик, к о мпания – к а мпания, о рёл – О рёл.

Также в русском языке существуют правила слитных, раздельных и дефисных написаний.

Список использованной литературы

  1. Граник Г. Г. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Кустарева В. А. История русского языка. – М.: Просвещение, 1982.
  3. Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М.,1960.
  4. Современный русский литературный язык. / Под ред. П. А. Леканта. – М.: Высш. шк., 1988.
  5. Тоцкий П. С. Орфография без правил. – М.,1991.
  6. Филина Л. В. Русский язык. Энциклопедия. – М.: Просвещение, 1979.



Последние материалы раздела:

Изменение вида звездного неба в течение суток
Изменение вида звездного неба в течение суток

Тема урока «Изменение вида звездного неба в течение года». Цель урока: Изучить видимое годичное движение Солнца. Звёздное небо – великая книга...

Развитие критического мышления: технологии и методики
Развитие критического мышления: технологии и методики

Критическое мышление – это система суждений, способствующая анализу информации, ее собственной интерпретации, а также обоснованности...

Онлайн обучение профессии Программист 1С
Онлайн обучение профессии Программист 1С

В современном мире цифровых технологий профессия программиста остается одной из самых востребованных и перспективных. Особенно высок спрос на...